Pcworld su: Мир ПК | Издательство «Открытые системы»

Содержание

Язык как основа архитектуры. Проект «Кронос» и путь к технологиям XDS

Руслан Богатырёв

В предыдущей статье из серии «Язык как основа архитектуры» речь шла о проекте Lilith, связанном с созданием новой специализированной платформы – языка Modula-2, ОС Medos и персонального компьютера Lilith. Теперь давайте перенесемся на 15 лет назад, в Новосибирский академгородок. Здесь, в недрах Новосибирского государственного университета (НГУ) и ВЦ СО АН СССР, спустя два года после разработки первой партии Lilith зародился еще один проект, одновременно и похожий и непохожий на своего предшественника.

Kronos Research Group

Сегодня нередко можно услышать, будто бы в области компьютерных технологий мы навсегда отстали от Запада (и от Востока), причем и в аппаратуре, и в программном обеспечении. Что наш удел ныне – лишь настройка готовых систем под потребности отечественного рынка, в лучшем случае – сборка из импортных блоков больших и малых информационных приложений. Что российские программисты занимаются одним «коленочным» программированием, задача которого – заткнуть бреши и дать надежду на получение работы в приличной западной компании. Но так ли это?

Как правило, дыма без огня не бывает. Подобные утверждения вполне обоснованны, в то же время такая категоричность наносит колоссальный вред развитию той индустрии, которая, по всей видимости, станет доминирующей в грядущем столетии. Причем вред не только в масштабах нашей страны, но, как это ни странно, и всего мира. Жаль, что мы часто опускаем руки, слабо представляя себе наш интеллектуальный потенциал и крайне редко используя его по назначению.

Я далек от мысли обращать читателя в иную веру. Эта серьезная, я бы даже сказал, стратегически важная тема требует не быстрых кавалерийских наскоков, а обстоятельной дискуссии с привлечением самых разных специалистов. Но в любом случае, прежде чем делать далеко идущие выводы, стоит разобраться в уже известных фактах.

В данной статье мы затронем лишь один такой пример – речь пойдет о малоизвестной российской команде из Новосибирского академгородка, со временем превратившейся в три самостоятельные компании: XDS, xTech Ltd. (www.xtech.ru) и ProPro Group (www.propro.ru). Вот уже несколько лет они успешно сотрудничают с западными фирмами, причем как в области прикладного, так и системного программирования. Созданный за 15 лет фундамент оказался столь солидным, что позволил не просто разработать (и не продать!) уникальные технологии, воплотить их в виде целого ряда законченных коммерческих продуктов, но и выполнить немало отнюдь не рядовых проектов, прежде всего в области космической и телекоммуникационной промышленности.

При этом несмотря на неизбежную миграцию кадров (в разное время разные американские фирмы смогли уговорить ряд талантливых новосибирцев покинуть свою альма-матер; сразу несколько человек были приглашены компанией Microsoft), сравнительно небольшой коллектив, не утратив жизнеспособности, ведет интенсивные научные исследования (!) и продолжает расширять сферу своей деятельности.

Никлаус Вирт – в центре, И. В. Поттосин – в нижнем ряду справа, а также члены команды KRG.

На примере новосибирской команды Kronos Research Group (KRG) мы с вами проследим этапы развития передовых технологий и узнаем, какой трудный путь подчас предстоит преодолеть, прежде чем они окажутся востребованными компьютерным рынком. KRG примечательна еще и тем, что в середине 80-х годов сумела разработать отечественную 32-разрядную рабочую станцию, собственную UNIX-подобную операционную систему, а также реализовать программную и аппаратную части транспьютерной архитектуры, ставшей одной из ключевых звеньев проекта МАРС – советского ответа на японский вызов, брошенный миру под лозунгом создания компьютеров пятого поколения (Fifth Generation).

Об этих работах в нашей стране было написано крайне мало – можно найти лишь несколько небольших статей и ряд препринтов самих участников проекта МАРС. Здесь нелишне подчеркнуть, что американцы всерьез интересовались результатами тех исследований, но в открытой печати, насколько мне известно, дело ограничилось двумя статьями одного из инициаторов проекта МАРС, Вадима Евгеньевича Котова, написанными им в 1991 г. по просьбе известного журнала Communications of the ACM. (На фото представлены: Никлаус Вирт – в центре, И. В. Поттосин – в нижнем ряду справа, а также члены команды KRG. )

Процессор «Кронос-1»

В январе 1998 г. мне довелось встретиться с Алексеем Недорей – одним из той новосибирской четверки, которая стояла у истоков проекта «Кронос». Он поведал о многих не известных мне ранее деталях того проекта. Думаю, настало время познакомить наших читателей с довольно интересной и поучительной историей создания «Кроноса».

Взяв за основу работы швейцарской группы под руководством Никлауса Вирта («Искусство программирования», сентябрь 2003), новосибирцы пошли дальше – они сделали 32-разрядный процессор, ориентированный на Modula-2, и использовали его впоследствии для реализации базовых компонентов транспьютерной архитектуры. Промежуточным результатом оказалось создание платы «Кронос» для «Электроники-60». Так что в отличие от швейцарцев и распространение, и серийное производство наладить было куда проще. Но обо всем по порядку.

История «Кроноса» началась летом 1983 г., когда в Новосибирске появились материалы по Modula-2 и Lilith. В это время Алексей Недоря закончил третий курс механико-математического факультета НГУ и начал делать диплом – компилятор с языка Edison (придуманного Пер Бринч Хансеном, автором языка Concurrent Pascal). В то же время Дмитрий Кузнецов приступил к созданию компилятора Modula-2 (под руководством И. В. Поттосина). Схожие задачи и общая творческая атмосфера способствовали образованию неформального коллектива: вместе собрались несколько человек, которым было интересно программирование вообще и компиляторы в частности. Новосибирцы даже организовали свой семинар в общежитии, он назывался Intruders Club. Основным заводилой всей клубной деятельности стал Кузнецов.

Где-то весной 1984 г. начала формироваться более узкая группа, куда наряду с Недорей и Кузнецовым вошли Евгений Тарасов и Владимир Васекин. Оба с физфака НГУ, с третьего курса. Евгений уже приступил к своей работе – процессору клеточной логики. Именно в этот момент, как вспоминает Алексей, «мы нахально и решили сделать себе нечто похожее на Lilith: каждому хотелось заполучить домой собственную машину».

Работа была организована так: Кузнецов писал компилятор на Burroughs 6700 и интерпретатор «Кроноса». Недоря реализовывал маленькую ОС под управлением интерпретатора, а Тарасов с Васекиным делали процессор. Решение было принято самое простое – создать его в виде платы для «Электроники-60» (bit-slice). В июле 1984 г. Недоря написал на языке Паскаль микроассемблер для микропрограммирования «Кроноса» и к тому времени уже защитил диплом (компилятор Edison работал и порождал код для «Эльбруса»).

В начале декабря 1984 г. процессор «Кронос-1» был готов. Название «Кронос» появилось совершенно случайно: оно понравилось новосибирцам своим звучанием. «Наше руководство на ВЦ СО АН СССР (прежде всего И. В. Поттосин и А. Г. Марчук) на протяжении всех работ над «Кроносом» оказывало нам большую поддержку», – вспоминает Недоря.

Для организации кросс-разработки по последовательному каналу «Кронос» был подключен к Burroughs, и начался мучительный процесс отладки. На «Кроносе» работала пультовая микропрограмма. На Burroughs (который в шутку называли «Бахус») была написана маленькая связная утилита, которая позволяла загрузить программу в «Кронос» и запустить ее. Программы для «Кроноса» писались с самого начала на Modula-2.

Поскольку работал «Кронос» кое-как, было принято решение сделать теперь все более грамотно: изменить систему команд, процессор, компилятор и все остальное. Так что «Кронос-1» был повешен на стенку, и началась разработка «Кроноса-2».

«Кронос» в МАИ

Здесь я ненадолго прерву рассказ Алексея, намеренно нарушу хронологию и расскажу про свои впечатления. Они связаны с практическим использованием как раз того самого «Кроноса-2». В 1984–1989 гг. в Московском авиационном институте небольшая группа из четырех человек, в которой мне довелось работать, занималась созданием ПО нескольких стендов технологического оборудования, предназначенного для научных экспериментов. Помимо меня, в группу входили И. Егоров (ныне ведущий программист в Maddox Games, технический лидер проекта «ИЛ-2 Штурмовик»), А. Люльчев и А. Русов.

Создание систем реального времени (real-time systems) всегда отличалось особой сложностью, прежде всего из-за необходимости соединять несоединимое – эффективность и надежность. Подавляющее большинство работ выполнялось на ассемблере, при этом требовалась не просто реализация специфических драйверов устройств, а увязывание всех программных элементов в единую целостную систему, работающую при минимальном вмешательстве человека.

Времени на раскачку явно не хватало, ведь стендов было много, а нас мало. Ждал непочатый край работы, так что ни ассемблер, ни Си нас не устраивал. Главная проблема этих языков – надежность. И даже когда рука уже набита, и многое делается на автомате, часто разработка на ассемблере и Си чрезмерно затягивалась или даже заходила в тупик. Дело осложнялось тем, что оборудование (в том числе и оговоренные интерфейсы) постоянно изменялось. Так что разработчики как аппаратного, так и программного обеспечения вынуждены были постоянно заниматься притиркой созданных своими руками компонентов.

В 1985 г., в то самое время, когда команда Kronos Group уже перешла к созданию «Кроноса-2», нам попалась на глаза книга Вирта на английском языке, посвященная Modula-2. Это было то, что мы искали, – разбиение программных модулей на интерфейсные и исполнительные части, а также система более строгого программирования с сохранением удобного доступа к низкоуровневым средствам. Появилась возможность наладить нормальное коллективное взаимодействие и вычленить на уровне языка системно-зависимые части.

Продолжая работы по обкатанной технологии, мы стали перестраивать свое инструментальное хозяйство на ходу. За пару месяцев удалось разыскать работающий компилятор (это были преемники виртовской системы для PDP-11: М22 и М23 для RT-11). Система понравилась, единственное, что разочаровало, – не очень удачная реализация генератора объектного кода. Даже ради красивой идеи мы не могли позволить себе транжирить системные ресурсы.

Выход был найден очень простой – вместо переделки швейцарского компилятора мы реализовали несложную методику ассемблерных вставок. С помощью трассировки и накопленного опыта выявлялись критические процедуры (по скорости и объему кода), после чего они переписывались вручную на ассемблере. Оставалось только обмануть защиту компоновщика и написать небольшую программку, которая прямо с листинга в кодах заносила «оптимизированные» процедуры в соответствующее место и корректировала все контрольные суммы, обеспечивающие целостность объектного кода. Все работало как часы.

Язык Modula-2, таким образом, стал своеобразным каркасом, в который в случае необходимости органично вписывались ассемблерные части. Первым делом мы реализовали свой собственный диспетчер процессов, а затем, вдохновленные успехом, написали свои библиотеки и разработали технологию, ориентированную на встроенные системы (с присущим им параллелизмом). Она максимально использовала достоинства Modula-2. Спустя некоторое время все это вылилось в целую технологию ЛОТОС, построенную на принципах методологии Mascot-З (разработка Министерства обороны Великобритании), идеях межзадачного взаимодействия языка Ada и на формальном аппарате сетей Петри.

Все бы ничего, даже не особенно страшны были и ограничения в 64 Кбайта для целевой машины (это была «Электроника-60» и другие отечественные разновидности DEC LSI-11). Однако производительность нашего труда хотелось поднять, но как? Вот тут-то мы и узнали о существовании платы «Кронос». Подумать только: обычная плата в конструктиве «Электроники-60», превращающая наш комплекс в 32-разрядную станцию, да еще полностью настроенную на Modula-2. Об этом мы даже и не мечтали. И хотя пришлось тогда изрядно подсуетиться, чтобы раздобыть ее (а затем вдобавок и контроллер RK-дисков), наши усилия были вознаграждены.

Весь комплекс в целом превосходил по удобству и быстродействию инструментария платформу PC XT/AT (о чем тут говорить, если та же XT уступала на наших тестах по обработке и переключению контекстов процессов даже отечественным вариантам LSI-11). Помнится, наш диспетчер для DOS позволял запускать в 640 Кбайт памяти более 1000 асинхронных процессов, часть которых могла выгружаться на диск. Кросс-разработка была делом привычным, так что различие инструментальной («Кронос», PC) и целевой (LSI-11) платформ до поры до времени нас не смущало. Но настал момент, когда мы всерьез призадумались над использованием «Кроноса-2» уже в качестве и целевой платформы. Смущал лишь дефицит таких плат (достать их было непросто), в то же время при наличии немалого парка «Электроники-60» перспективы подобного решения для наших задач выглядели весьма заманчиво.

Если даже опустить нашу чисто исследовательскую работу и обратиться к практической отдаче, то «Кронос-2» очень сильно помог, в частности, при создании в МАИ вполне конкретной встроенной системы для управления установкой плазменного напыления, точнее говоря, осуществляющей активный контроль за процессами плазменной и магнитронной обработки поверхностей различных материалов. Этот комплекс уникального оборудования, созданный руками инженеров МАИ, позволял вести работы по изучению свойств новых перспективных покрытий для аэрокосмической индустрии. Помимо привычных для систем реального времени функций он обеспечивал и поддержку БД режимов технологических процессов. Через некоторое время комплекс разросся, и мы создали уже специализированную сеть целевых машин.

Я привел лишь один из примеров применения «Кронос-2», а ведь отдача от той разработки была солидной, несмотря на малое количество плат (а потом и отдельных станций «Кронос-2. 6″). Хотя, что считать малым – за все время было выпущено не менее 200 плат «Кронос-2». Да и, кроме нас, были другие команды, использовавшие многие положительные стороны «Кроноса».

Как ни жаль, развитие линии PC (в отличие от «Кроноса») пошло такими темпами, что многие прелести отечественного чуда на их фоне постепенно исчезли. То была беда нашей электронной промышленности, проморгавшей или попросту не захотевшей развивать перспективную новинку.

Кронос-2

Настало время вернуться к прерванному рассказу о создании «Кроноса-2». Разработка его началась с системы команд, которую новосибирцам долгое время никак не удавалось друг с другом согласовать. В какой-то момент был найден компромисс, который тут же закрепили в виде отдельной спецификации. К лету 1985 г. процессор «Кронос-2» был готов.

Имея раскрученный «Кронос-1», не было необходимости повторять мучительный путь с Burroughs. Теперь раскрутку новой системы стали вести прямо через «Кронос». На Паскале был завершен Кронос-ассемблер, причем довольно необычный – он был структурным и поддерживал понятия процедуры и раздельной компиляции.

На этом ассемблере были написаны загрузчик, примитивная файловая система и редактор, а через некоторое время и планировщик процессов. Благодаря ему к «Кроносу» подключили второй терминал, и заработала двухпользовательская операционная система. Название слишком громкое, но тем не менее на двух терминалах одновременно можно было писать программы на ассемблере и компилировать их.

«Теперь для меня все это выглядит как-то дико, – вспоминает Недоря. – Сейчас я работаю за слабенькой по нынешним меркам машиной (Pentium-133/32Мбайт/2Гбайт). Тогда же мы работали вдвоем на машине с 96 Кбайт оперативной памяти, а единственной внешней памятью были флоппи-диски (аж 480 Кбайт)».

На ассемблере программировать дальше не хотелось, теперь требовалось написать компилятор. Чтобы избежать многих сложностей, для его предварительной версии язык Modula-2 был несколько упрощен и сведен к подмножеству (Modula-0). При этом модули нового диалекта должны были корректно транслироваться будущим компилятором с Modula-2.

Новосибирцы подготовили проект, распределили работу и втроем (Недоря, Кузнецов и Тарасов) написали компилятор за две недели. Его размер составлял 3 тыс. строк на ассемблере и состоял примерно из 30 модулей. Через две недели после начала разработки (где-то в середине сентября) ассемблер уже был почти не нужен (за исключением улучшения компилятора) и удалось приступить к созданию нормальной операционной системы, которая получила название Excelsior.

Написав вполне добротную ОС, новосибирцы реализовали нормальный компилятор Modula-2 (m2). Он был готов к лету 1986-го. К тому времени новосибирская четверка вошла уже в штат ВЦ СО АН СССР. Правда, ушел Васекин, его в качестве основного разработчика аппаратуры заменил Владимир Филиппов (теперь он директор xTech Ltd.). С 1985 г. начало приходить пополнение, в основном из студентов. К 1988 г. в Kronos Research Group насчитывалось уже около 20 человек, а на «Кроносе» работали вполне приличная ОС Excelsior iV и очень быстрый и компактный компилятор mx. «Не знаю, как остальные, – подчеркивает Недоря, – но я до сих пор считаю тот компилятор для «Кроноса» одной из лучших своих разработок».

Рабочие станции «Кронос»

История «Кроноса» на этом не закончилась – проект достиг той стадии, когда уже стоило всерьез подумать о промышленном внедрении.

К 1987 г. был налажен выпуск модификаций «Кронос-2.5» (две платы, которые вставлялись в Labtam, шины Multibus-I/II) и «Кронос-2.6» (отдельная рабочая станция на микропроцессорных секциях серии 1802, шины Q-bus, Q-22, И-41, Multibus-I/II, 8 Мбайт ОЗУ, винчестер 40 Мбайт, растровый дисплей 480 х360 точек, 16 цветов). При одинаковой частоте (3 МГц) производительность «Кроноса-2.5» составляла 1 млн команд/с, «Кроноса-2.6» – 1,5 млн команд/с.

Выпуском занялись СКВ Института кибернетики АН Эстонии, радиозавод в Ижевске, завод в Ленинграде, несколько предприятий в Новосибирске, Бердске, Кишиневе, Перми. Модернизировались также финские 16-разрядные компьютеры серии ELORG-DATA. Киевское НПО «Микропроцессор» приступило к разработке топологии и подготовке производства процессора «Кронос» в однокристальном варианте. Создавался и 64-разрядный арифметический сопроцессор. Были изготовлены лабораторные образцы кристалла, однако из-за низкого качества оборудования процент брака был слишком велик, и производство так и не было налажено.

Что касается программного обеспечения, то помимо Modula-2 были реализованы компиляторы для языков Fortran-77 и Си (а также менее известных НУТ, БАРС, ПОЛЯР), разные графические пакеты (например, bCAD), САПР печатных плат и многое другое. Причем это ПО создавалось большей частью не для «демонстрации мускулов», а для решения неотложных задач. В частности, САПР печатных плат, заработавшая на «Кроносе-2.5», позволила заметно ускорить разработку «Кроноса-2.6». А идеи пакета bCAD оказались столь удачными, что уже упоминавшаяся новосибирская фирма ProPro Group теперь создала его новое поколение (с поддержкой OpenGL, механизмов морфинга и сетевого фотореалистичного тонирования, с использованием анимированных текстур и органичного моделирования, основанного на В-сплайнах и NURBS-технологии). Кстати говоря, со временем в Kronos Research Group был реализован и программный эмулятор «Кроноса» для платформы Intel х86.

Предметом особой гордости стала ОС Excelsior. При ее проектировании у разработчиков возникло сильно желание упростить обучение пользователей, а потому за прототип была взята популярная тогда ОС UNIX. Да и окончательная версия, полностью написанная на Modula-2, получила имя Excelsior iV, что означало «мнимая UNIX System V». Система была многопользовательская, многозадачная, построенная на принципе динамической загрузки (каждый модуль – аналог нынешних DLL-библиотек). Архитектуру ее разработали Дмитрий Кузнецов (файловая система) и Алексей Недоря (ядро). В общей сложности ОС Excelsior создавали около 15 человек.

Проект МАРС

Имея за плечами такой задел, можно было ставить перед собой куда более масштабные задачи. Настало время рассказать о проекте МАРС и о работе временного научно-технического коллектива (ВНТК) «Старт».

Исследовательский проект МАРС (Модульные Асинхронные Развиваемые Системы) являлся одним из ответных шагов Советского Союза на амбициозный японский проект ЭВМ пятого поколения (как известно, соответствующие шаги тогда предприняли США и Великобритания). Он проводился в три этапа. Вначале в ВЦ СО АН СССР под руководством В. Е. Котова и А. Г. Марчука были сформулированы общие положения концепции МАРС. На втором этапе (1985–1988 гг.) был образован ВНТК «Старт», объединивший научные и инженерные группы из ВЦ АН СССР, СКВ вычислительной техники СО АН СССР, ИК АН ЭССР, НПО «Импульс» и др. Особенно здесь выделялись два коллектива – новосибирский, формирующий базовый (системный) уровень МАРС, и эстонский, отвечавший за интеллектуализацию (средства представления знаний). Эстонцы реализовали на «Кроносе» систему объектно-ориентированного программирования, обеспечивающую в рамках языка НУТ работу с классами, объектами и продукционными правилами. Язык НУТ разрабатывался с прицелом на решение задач искусственного интеллекта. На третьем этапе проекта МАРС (1988–1990 гг.) планировалось построить экспериментальный образец системы на новой элементной базе.

С точки зрения аппаратуры фактически были инициированы работы, которые велись параллельно с развитием линии «Эльбрус», но уже не на базе суперкомпьютеров, а на уровне кластеризации процессоров среднего класса. В основу было положено мультипроцессорное ядро на базе процессоров «Кронос» с использованием транспьютерной организации. При этом транспьютерные узлы, обладая собственной локальной памятью, соединялись между собой асинхронными каналами и на основе системной шины комплектовались в транспьютерные модули. Это позволяло достигать гибкой масштабируемости и смещать акцент на аппаратную поддержку распределенных потоковых вычислений.

В отличие от английской концепции транспьютера, разработанной в компании Inmos, в случае МАРС вычислительный элемент имел не четыре, а произвольное число соседей. Основным строительным блоком служил процессор «Кронос», точнее говоря, МАРС-Т.

Цель проекта МАРС-Т сводилась к тому, чтобы построить сеть процессоров, связанных быстрыми каналами. Память в системе была только локальная. Скорость передачи по каналам довольно высокая – порядка 2 Мслов, что примерно в два раза хуже, чем у транспьютера Inmos T800. Толчок идеям дал язык Occam, но в случае МАРС все было сделано по-другому.

Макет МАРС-Т («Т» – от «транспьютер») состоял из четырех процессоров «Кронос-2.6», связанных каналами. В процессоры были добавлены дополнительные команды для приема/передачи данных из каналов. На одну машину (головную) загружалась ОС Excelsior iV с модифицированным ядром, на все остальные – небольшое специализированное ядро.

Подсистема ввода/вывода работала только на головном процессоре. Все остальные могли лишь передавать данные по каналам. Программы передавались тоже по каналам. В ядро входила система поддержки виртуальных каналов. Любую программу можно было запустить на одном процессоре (при этом использовались виртуальные каналы) или на нескольких. Правда, система автоматического распределения нагрузки так и не была доведена до конца.

Для демонстрации возможностей МАРС-Т команда Kronos Group написала несколько тестовых примеров. Один пример был графический. На экране вращалась надпись, причем один или несколько процессоров ее обсчитывали, а головной отрисовывал. Как вспоминает Алексей Недоря, «еще была какая-то игра, которая очень удачно распараллеливалась на любое число процессоров и показывала линейный рост производительности – обмен был довольно маленький, а счета достаточно много».

К сожалению, приемная комиссия лишь благосклонно посмотрела демонстрации возможностей архитектуры, на том все и закончилось.

Технологии XDS

После завершения проекта МАРС группа специалистов Института систем информатики СО РАН, которую возглавлял И. В. Поттосин и куда входили некоторые члены Kronos Research Group, занялась реализацией другого проекта – СОКРАТ. Он предусматривал создание средств кросс-разработки (в частности, для языка Modula-2), которые были предназначены для бортового ПО российских спутников. В течение 1988–1991 гг. в рамках этого проекта закладывались основы новой технологии генерации объектного кода, которая была использована для создания в 1991–1994 гг. целой серии компиляторов для языков Modula-2 и Oberon-2. Тогда же из членов Kronos Group была образована первая компания – xTech Ltd.

В 1994 г. была спроектирована инструментальная многоплатформная среда кросс-разработки, получившая название XDS (extensible Development System) и давшая впоследствии имя новой фирме. Характерным отличием ее было наличие переносимой исполняющей системы (RTS), реализующей для Oberon-2 эффективный механизм метапрограммирования (трактовка данных как кода) и сборки мусора. Участие новосибирцев в работе международных комитетов по стандартизации Modula-2 (ISO) и Oberon-2 оказало большую помощь в получении качественных реализаций соответствующих компиляторов. Компиляторы серии XDS стали главным тиражируемым продуктом компании.

Но о том, как они используются в настоящее время у нас в стране и за рубежом, а также о воздействии проекта «Кронос» на современные технологии кросс-разработки речь пойдет уже в следующей статье.

Об авторе: Руслан Богатырев – научный редактор журнала «Мир ПК», гл. редактор приложения «Мир ПК – диск», [email protected].

Статья опубликована в газете ComputerWeek-Moscow №20, 1998 г.
Перепечатывается с разрешения автора.

Внешние пишущие DVD-приводы

Хотя сейчас набирают популярность внешние накопители на основе жёстких дисков (Ziv2 и Fujitsu HandyDrive), без оптических приводов по-прежнему не обойтись. Сложно представить внешний жёсткий диск в качестве средства архивирования или раздаточного материала. К тому же, 1,5-долларовый DVD-R с макетом можно оставить в типографии или препресс-бюро (сэкономив на курьере), чего не скажешь про 200-долл. накопители. Да и программы до сих пор поставляются в основном на CD- или DVD-ROM, значит, оптический накопитель в любом случае нужен.

Если компьютеры объединены в сеть, достаточно иметь 1-2 дисковода на отдел или небольшую фирму. Экономия очевидна, и можно носить привод домой, чтобы создать резервную копию домашних данных, которые для многих не менее важны, чем хранящиеся в офисе, а для фрилансеров — главные и единственные.

Iomega CD-RW

48Х24Х48Х/DVD-ROM 16X USB 2.0

Запись CD-RW и считывание DVD — минимальный набор функций для современного пользователя. Из прилагающегося в комплекте ПО специалистов больше всего заинтересует программа архивации, облегчающая создание резервных копий. Удобно, что есть драйверы для обеих популярных в допечатной подготовке ОС: Windows и Mac OS.

Производитель заявил скоростную формулу 48Х/24Х/48X (1Х = 150 кбайт/c). Интерфейс USB 2.0 позволил записать 700 Мбайт CD-R за 2 мин 40 с, а CD-RW — за 3 мин 40 с. Если верить показаниям интерфейса фирменной программы Iomega HotBurn Pro, то на саму запись тратится, соответственно, 2 и 3 мин, а ещё 40 с уходит на закрытие сессии. Так что «едет» привод быстро (5,8 и 3,9 Мбайт/c для CD-R и CD-RW), а вот «распрягает» относительно неторопливо. В результате, время записи диска ненамного меньше, чем у приводов, работающих с CD-R на скорости 32Х. Впрочем, даже учитывая стремительный ритм современной жизни, 3 мин на запись диска — отличный результат.

Чтение DVD-дисков (максимальная скорость 16Х для DVD; 1Х = 1,35 Мбайт/с) пригодится для объёмных файлов (журнальных полос в типографии или крупноформатных изображений высокого разрешения). А на досуге можно просматривать фильмы — скорости дисковода и производительности интерфейса USB 2.0 хватает с лихвой.

Iomega SuperDVD USB 2.

0

CD медленно, но верно уходят в прошлое. Всё больше задач, для решения которых нужны DVD. Трудно представить резервное копирование или запись файлов PostScript для среднего по объёму макета цветного журнала (а это гигабайты данных) на CD-R. Хотя и 4,7 Гбайт для современных жёстких дисков на 100 Гбайт кажутся смешными, разбить всё это на «кусочки» по 700 Мбайт просто немыслимо!

Мы проверили, как справляется с современными объёмами работ SuperDVD компании Iomega. Нам досталась модель c USB 2.0, но есть и привод с интерфейсом FireWire. Основное достоинство «супер»-привода — работа сразу с тремя стандартами записываемых DVD-дисков. Скоростная формула 4Х/2,4X для +R/+RW-носителей, 4X/2X для -R/-RW-дисков, DVD считываются со скоростью до 12X, а с DVD-RAM быстродействие — 3Х. Для компакт-дисков — 24Х/16Х/32Х.

В комплект входят провода для подключения к USB-разъёму и электросети, сам привод, компакт-диск с ПО (программы для записи дисков, автоматического сохранения, воспроизведения видео и аудио) и инструкция по эксплуатации. По-прежнему для записи предлагается фирменная программа, на этот раз Iomega HotBurn Pro. Начинающим советую упрощённый вариант интерфейса, а опытным — более функциональный. В комплект не входит программа для пакетной записи, поэтому нужна сторонняя или встроенная в Windows. Работать с ней удобно, но между нажатием на кнопки и выполнением команд — полусекундная задержка (видимо, сказывается, что обмен данными происходит с внешним устройством).

Перед началом работы рекомендую скачать обновление ПО: щёлкните по кнопке Update (учтите, файлы «весят» по 14 Мбайт).

Накопитель совсем не шумит, но иногда «брыкается», отказываясь распознавать DVD-RAM или писать на положенной скорости. Трудности с форматом RAM объясняются редкостью соответствующих дисков на российском рынке: они дороги (в 4 раза дороже DVD+RW!) и выбор их мал (на момент тестирования так и не удалось найти носителя с 3Х скоростью записи). А вот почему привод отказался писать диски DVD-R на полной скорости? Или виноват конкретный экземпляр, или Iomega предоставила предпродажный образец.

Максимальная скорость записи дисков DVD+R — 5,1 Мбайт/с (3,8Х), но, учитывая время закрытия сессии, реально получается только 4,4 Мбайт/с. Для остальных носителей скорости примерно в 1,5 раза меньше (см.

таблицу). При появлении дисков DVD-RAM со скоростью записи 3Х теоретически возможно работать с ними со скоростью около 3,7 Мбайт/с. Все записанные диски, кроме DVD-RAM, успешно читались на современных DVD-приводах. Увы, DVD-RAM прочитать удалось только на самом SuperDVD. Повторюсь: возможно, из-за ограниченного выбора таких носителей.

Питание от электросети вкупе с довольно большими габаритами (244х305х147 мм) ограничивает мобильность устройства. Его основное достоинство — всеядность.

Plextor PX-708UF

Один из первых в России записывающих DVD+R с со скоростью 8Х. Хотя подобные дисководы (записывающие и DVD+R с производительностью 12Х) уже появились, пример остаётся показательным. Диски DVD-R при одинаковой скоростной формуле с DVD+R всегда записываются медленнее.

Дальнейшее повышение скорости записи в «иксах» не приносит такого прироста реальной производительности, как при переходе от 4Х к 8Х, в силу специфики технологии записи.

Согласно техническим характеристикам, DVD+R/+RW/-R/-RW записываются со скоростями 8X/4X/4X/2X. Явный перекос производительности в сторону «плюсовых» форматов не случаен. «Плюс» развивается быстрее «минуса», и при будущих покупках стоит ориентироваться именно на эти приводы и носители информации. Конечно, не забыты и обычные компакт-диски — 40Х/24Х для CD-R/-RW. Накопитель окрашен в серебристый цвет, а крупные (как и у всех внешних дисководов) размеры скрадывают округлые формы боковых сторон корпуса. В наличии два интерфейса — USB 2.0 и FireWire (производитель позаботился о владельцах не только РС, но и Macintosh, на которых последний встречается чаще). Работа идёт под управлением ОС Windows 98SE/Me/2000/XP и Mac OS, начиная с версии 7.6. На тыльной стороне корпуса два аудиовыхода для стереосигнала.

Так как дисковод был получен сразу после накопителя Iomega, невольно напрашиваются сравнения. PX-708UF трудился также тихо, но не был столь «разборчив» по отношению к дискам DVD-R. Хотя оба накопителя работали через USB 2.0, у PX-708UF не чувствовалось задержки в реакции на команды с ПК. При параллельном действии в офисных приложениях объём данных в буфере (хранимых приводом «про запас») практически не шелохнулся, опять-таки в отличие от SuperDrive.

Копирование информации на 700 Мбайт CD-R занимало в среднем 2 мин 57 с, перезапись CD-RW — около 4 мин. Хотя в относительных единицах быстродействие составило 26,5Х и 20Х, что ниже обещанной скорости, но отставание от приводов Iomega невелико. Самое интересное, конечно, — запись DVD-дисков. Наивысшая производительность, как и было обещано, при работе с DVD+R — до 5,8Х (7,76 Мбайт/c). Целый диск записывался примерно за 12 мин. Интересно, что даже перезапись на DVD+RW быстрее, чем запись CD-R — 4,7 Мбайт/c или 3,5Х (т. е. объём компакт-диска заполнился бы за 2,5 мин). Скорость записи дисков DVD-R и DVD-RW хотя и не впечатляла на фоне успехов «плюса», но вполне приемлема для работы (см.

таблицу).

Увы, претензий к дисководу не нашлось. Шучу! Это, конечно, хорошо, просто совсем не поругать устройство как-то неестественно. А высокая цена вполне уместна для такого качества работы.

Заключение

Из-за внешнего электропитания работа в дороге с этими приводами исключена. Зато в офисе все сотрудники смогут поочередно пользоваться одним-двумя экземплярами. Объём в 4,7 Гбайт в большинстве случаев позволит на одном диске отослать все нужные графические файлы или целые журнальные макеты, даже в формате PostScript. В 4-5 раз медленнее внешних жёстких дисков? Но один привод создаёт десятки копий за небольшие деньги — идеальный вариант для экономии на курьере (носитель можно с лёгким сердцем оставить в типографии или препресс-бюро). Да и распространение USB 2.0 свою роль сыграло — если не найдётся внешнего жёсткого диска, принесите пишущий привод домой и считайте с DVD-дисков любой объём данных.

Благодарим за предоставленные устройства PR-агенство «Маслов, Сокур и партнёры» (приводы Iomega) и компанию «Пирит» (Plextor).

Об авторе: Александр Баулин ([email protected]), научный редактор журнала «Мир ПК».


Iomega CD-RW/DVD-ROM USB 2.0

Рейтинг: ****
Скоростная формула:
CD 48Х/24Х/48Х, DVD-ROM 16X.

Заключение: привлекают хорошая производительность и совместимость с различными компьютерами. Не сохраняет информацию на ёмких DVD±RW.
Ориентировочная цена: 170 долл.


Iomega SuperDVD USB 2.0

Рейтинг: ***
Скоростная формула:
CD 24Х/16Х/32Х, DVD+R 4Х/2,4Х/12X, DVD-R 4X/2X/12X, DVD-RAM 3X.
Заключение: работает с тремя форматами DVD — ни один оптический накопитель не застанет врасплох (если вы ещё не перешли на Blue-Ray). К сожалению, наш экземпляр оказался придирчив к дискам.
Ориентировочная цена: 300 долл.


На CeBIT производители обещали выпустить DVD-накопители с максимальной скоростью записи 16Х, но общая повысится незначительно (не более чем на 20%). Гораздо интереснее двуслойные диски DVD+R. Стандарт DVD с самого начала позволял записывать до 8,5 Гбайт информации на двух слоях, но ранее это реализовалось только для дисков с видеофильмами. С осени 2004 г. производители начнут применять его и в компьютерных дисководах. Они утверждают, что оба слоя будут доступны для считывания в DVD-плейерах и компьютерных приводах, но записывать старые дисководы, конечно, смогут только один слой, как и прежде.

В ближайшее время произойдёт переход на дисководы с голубым лазером Blu-ray и HD-DVD, что в перспективе увеличит скорость записи и ёмкость носителей до 50 Гбайт. Любой макет войдёт! Уже весной 2004 г. на CeBIT демонстрировались диски для обоих форматов записи ёмкостью 15 Гбайт. К сожалению, дисководы на голубом лазере, скорее всего, будут несовместимы с существующими DVD-дисками и друг с другом.


Plextor PX-708UF

Рейтинг: *****
Скоростная формула:
CD 40X/24Х/40X, DVD+R 8Х/4Х/12X, DVD-R 4X/2X/12X.
Заключение: надёжен и удобен. Высокая скорость работы с DVD+R, удовлетворительная производительность при записи DVD+RW и DVD-R.
Розничная цена: 390 долл.


Результаты тестирования
Привод Реальная скорость записи, Мбайт/с
CD-R/RW DVD-R/RW DVD+R/RW
Iomega CD-RW/DVD-ROM 4,4/3,1 н/п н/п
Iomega SuperDrive н/д 2,5/2,5/ DVD-RAM:2,5 (3,7 для дисков 3Х) 4,4/2,8
Plextor PX-708UF 4,0/2,9 4,5/2,5 5,8/4,7

PCWorld

Перейти к содержимому

ПОСЛЕДНИЕ ИСТОРИИ

Функция

Отказ My Cloud от WD жестко повторяет «правило трех резервных копий»

Некоторые пользователи WD My Cloud испытывают серьезные проблемы, потому что не могут получить доступ к своим данным — это болезненный пример того, почему нам всем нужно иметь несколько резервных копий.

Автор Alaina Yee 10 часов назад

Обновлено

Лучшие ноутбуки 2023 года: ноутбуки премиум-класса, бюджетные ноутбуки, трансформеры и многое другое

Независимые, основанные на тестировании обзоры ноутбуков всех ведущих брендов. Мы выбираем лучшие бюджетные, премиальные и игровые ПК и сравниваем AMD с Intel.

Сэм Синглтон и Эшли Бьянкуццо 11 часов назад

Обновлено

Google Диск изменил курс из-за неожиданного запрета на использование секретных файлов вы еще не использовали весь объем хранилища.

Автор Alaina Yee 12 часов назад

Новости

3D-экраны без очков наконец-то могут быть готовы к прайм-тайму

Нет очков? Нет проблем — по крайней мере, если вы используете новейшие 3D-технологии, встроенные в игровой ноутбук Acer Predator Helios 300 SpatialLabs Edition.

Автор Michael Crider 12 часов назад

Обзоры

Обзор NovaBackup: резервное копирование файлов, изображений и онлайн в одном пакете

NovaBackup предлагает очень привлекательное предложение резервного копирования: резервное копирование локальных файлов и изображений, а также облачное хранилище с помощью одной программы. Увы, последний чрезвычайно дорог, поэтому не подходит для среднего конечного пользователя.

Автор Jon Jacobi 14 часов назад

Обновлено

Лучшие предложения для ноутбуков: лучшие предложения от бюджетных до экстремальных

Это лучшие предложения на ноутбуки, ноутбуки, игровые ноутбуки и Chromebook, которые мы можем найти, обновляемые каждый будний день.

Эшли Бьянкуццо 17 часов назад

Обновлено

21 продукт для работы на дому, который повысит уровень вашего офиса

Хотите обновить систему для работы на дому? Мы обеспечим вас лучшими техническими продуктами, которые помогут превратить ваш домашний офис в то, чему ваши коллеги могут только позавидовать.

Автор Sam Singleton 17 часов назад

Функция

Стоит ли покупать Adobe Photoshop? 5 плюсов, 5 минусов и 5 альтернатив

Adobe Photoshop доминирует в мире, но это не делает его подходящим для вас. Мы поможем вам определить, следует ли вам следовать за толпой или выбрать конкурирующее программное обеспечение.

Автор Alaina Yee 19 часов назад

Обзоры

Обзор Asus ROG Strix B760-I Gaming WiFi: мощный, маленький и яркий

Платы Mini-ITX общеизвестно дороги. Но с ROG Strix B760-I Gaming WiFi Asus наконец-то выпустила материнскую плату Mini-ITX для ограниченного бюджета.

Автор Thiago Trevisan 19 часов назад

Новости

Новая док-станция Microsoft Surface Thunderbolt 4 отменяет традицию

Microsoft выпустила док-станцию ​​Surface Thunderbolt 4 Dock, заменив разъем Surface, используемый в устройствах Surface, на новый стандартный разъем Thunderbolt 4 .

Автор Mark Hachman 2 дня назад

Обновлено

Лучшие игровые мониторы 2023 года: поднимите свой дисплей на новый уровень ты.

Сэм Синглтон и Мэтью С. Смит 2 дня назад

Другие истории

AMD недопоставляет чипы, чтобы сбалансировать поставку процессора и графического процессора

Обновлено

Меньше предложения, чтобы сбалансировать спрос и сохранить высокие цены.

Автор Брэд Чакос

Ответственный редактор, PCWorld 2 февраля 2023 г.

Изображение: Адам Патрик Мюррей / IDG

В то время как индустрия ПК находится в упадке, Intel пострадала от таких катастрофических продаж в прошлом квартале, что в будущем она ввела сокращение заработной платы и другие крайние меры. Продажи клиентских ПК AMD также резко упали — на колоссальные 51% по сравнению с прошлым годом — но компании удалось получить небольшую прибыль, несмотря на падающие небеса. Так почему же цены на CPU и GPU тоже не падают? В разговоре с инвесторами во вторник вечером генеральный директор Лиза Су подтвердила, что AMD уже некоторое время «недопоставляет» чипы, чтобы сбалансировать спрос и предложение.

«Последние два квартала у нас было недостаточно продаж или потребления», — сказал Су, как заметил PC Gamer. «Мы недопоставили в третьем квартале, мы недопоставили в четвертом. В первом квартале мы будем в меньшей степени недооценивать».

С окончанием пандемии и ростом инфляции гораздо меньше людей покупают процессоры, графические процессоры и ПК. Это резкий, внезапный поворот вспять по сравнению с тем, что было всего несколько месяцев назад, когда такие компании, как Nvidia и AMD, как можно быстрее выпускали графические карты, чтобы не отставать от быстро растущего спроса со стороны майнеров криптовалюты и геймеров на ПК. Теперь, когда майнинг на GPU мертв, полки полны непроданных чипов.

Обновление: Дрю Прейри, вице-президент AMD по коммуникациям, обратился со следующим разъяснением: «Мы поставляем ниже потребления, потому что в канале слишком много запасов, и что партнеры хотят иметь более низкие уровни запасов на основе спрос, который они видят, и их ожидания от своего бизнеса… идея, что мы делаем это, чтобы поддерживать «повышенные» цены, неверна. Наш клиентский ASP не изменился по сравнению с прошлым годом, и это связано с количеством отгруженных процессоров».

Эта статья изначально была опубликована под заголовком «AMD недопоставляет чипы, чтобы поддерживать высокие цены на процессоры и графические процессоры», но она была обновлена ​​с учетом пояснений AMD.

Несмотря на мучительно высокие цены на новые графические процессоры следующего поколения, видеокарты GeForce RTX 30-й серии и Radeon RX 6000-й серии последнего поколения по-прежнему продаются по очень высоким ценам, учитывая их двухлетний статус. Стратегическая недопоставка помогает компаниям поддерживать более высокие цены на свои товары.

Флагманский Radeon RX 7900 XTX является одним из немногих «достойных» графических процессоров следующего поколения

Radeon RX 7900 XTX

AMD не единственная, кто делает это.

«Мы продолжаем каждый день следить за наблюдаемыми нами сквозными продажами», — заявила инвесторам финансовый директор Nvidia Колетт Кресс в ноябре. «Таким образом, мы недогрузили. В настоящее время мы недопоставляем игры, чтобы мы могли исправить тот инвентарь, который отсутствует в канале ».

С тех пор Nvidia выпустила GeForce RTX 4080 за 1200 долларов и RTX 4070 Ti за 800 долларов, две видеокарты с сильно завышенной ценой, и попыталась позиционировать их как допродажи для энтузиастов по сравнению с серией RTX 30, а не рассматривать их как обычные циклические обновления. . AMD Radeon RX 7900 XT за 900 долларов предлагает столь же разочаровывающую стоимость, и недавно компания опубликовала сообщение в блоге, в котором также позиционирует свои новые графические процессоры как дополнительные продажи для энтузиастов.

Общая валовая прибыль является ключевым показателем для компаний, производящих чипы, которые тратят огромные деньги на инвестиции в исследования и разработки и передовые технологические процессы. Рыночные уловки AMD помогли ей достичь 51-процентной валовой прибыли без учета GAAP в прошлом квартале, в то время как Intel прогнозировала ужасающе низкую валовую прибыль в 34,1 процента на предстоящий квартал (отсюда и ее действия по затягиванию поясов).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *