Велосипедный поход Мезень — Архангельск, август 2019 г.
Наши походы |
Планы походов |
Участники проекта |
Актуальный репортаж |
Написать нам |
На главную страницу |
Москва (поезд) –Архангельск (автомобиль) – город Мезень – Заозерье
– Дорогорское – Кимжа – Совполье – пос.Тайга – Кулогора – Воепала — пос.Пинега
– лесной отель Голубино – радиалка: Красная Горка, Малетино, водопад «Святой
источник» — Першково – Каргомень – Березник – Гбач – Кузомень – Горка – Леуново
– Петухово – Белогорский – Луковецкий – р.
Участники – 3 человека.
|
На Мезени падал летний снег Открывать секреты дальних стран, На Мезени падал летний снег… Ну а можно в трудный дальний путь А вокруг такая красота, На Мезени падал летний снег… Путь лежит сквозь дикие леса, Далеко бежит Мезенский тракт На Мезени падал летний снег! |
Общая протяженность – 546 км, в таблице приведены переходы по дням:
На фото: участники слева направо:
1) Офицеров Геннадий; 2) Гненкова Елена; 3) Ельшаев Владимир;
|
|
Архангельская область — огромная территория Русского Севера, край необъятных
дремучих лесов и огромных болот, земля сказочной красоты с великолепно
сохранившейся природой, вопреки хищнической деятельности человека новейшего
времени. Наиболее труднодоступные и сохранившиеся территории области (Ненецкий АО мы сейчас не рассматриваем) — Пинежский, Мезенский и Лешуконский районы. Еще совсем недавно сюда можно было попасть только по воде или по воздуху. Либо со стороны республики Коми, сделав огромный крюк без гарантии успешного прохождения по дальнейшим дорогам области. С 2008 г.от Архангельска до Мезени протянули сплошной грейдер и наладили наземные пассажирские перевозки. Мы решили пройти этот путь на велосипеде, забросившись при помощи частного перевозчика из Архангельска в Мезень. А оттуда вернуться в Архангельск своим ходом. Наш путь лежал с севера на юг и юго-запад, от границы лесотундры, почти от Полярного круга. Наш маршрут проходил по двум макрорегионам Севера: — Поморье; — Пинежье. — бассейн реки Мезень с притоками; — нижнее течение Северной Двины, начиная от устья Пинеги. Очень трудно разграничить район среднего течения реки Кулой. Это – серединная земля. И очень глухая и безлюдная. Поморье (неважно, Двинское или Мезенское), так или иначе, связано с выходом в Белое море. Пинежье – больше континентальный район. Испокон века поморы занимались морским промыслом, пинежане – заготовкой леса, охотой, речной рыбной ловлей. Иначе говоря: поморы – люди моря, пинежане – люди леса. Деление, понятное дело, несколько условное. Дорога пересекала протяженные участки ненаселенной, глухой тайги, и
огромные болота, уходящие за горизонт. Мы проезжали вдоль границы Пинежского
заповедника, через карстовый район с многочисленными скальными выходами,
район, больше напоминающий низкогорье. Мы посещали Голубинскую карстовую
пещеру. На нашем пути были 5 великих северных рек: Мезень, Пёза, Кулой,
Пинега, Северная Двина. По берегам двух последних мы ехали продолжительное
время. |
|
(УВЕЛИЧИТЬ) |
Маршрут проходил через историческую деревню Кимжа — фактически, музей под открытым небом, со многими старинными домами, сохранившимися с позапрошлого века. Но — жилыми и поныне! Мы посетили старинный уездный город Пинега, по возрасту превосходящий Москву. На финише мы детально осмотрели город Архангельск, музей деревянного зодчества Малые Корелы, и сделали радиалку на Кегостров в дельте Северной Двины. По пути у нас было 6 ночевок в палатках и 6 ночевок в стационарных условиях: в Кимже, лесном отеле Голубино и в Архангельске.
В.Ельшаев, Е Гненкова, Мезень – Кимжа – Голубино -
Архангельск, август 2019 г.
Информация по дням:
День 1 (04 августа): ЖД-заброска Москва – Архангельск.
День 2 (05 августа): автомобильная заброска Архангельск — Мезень. Велосипедный переход Мезень – река Това.
День 3 (06 августа): река Това — Заозерье – Дорогорское – Кимжа.
День 4 (07 августа): Кимжа, дневка.
День 5 (08 августа): Кимжа – Совполье – река Тойма.
День 6 (09 августа): река Тойма – кулойские леса – река Печева.
День 7 (10 августа): река Печева — пос.Тайга – Кулогора – Воепала — пос.Пинега – лесной
отель Голубино.
День 8 (11 августа): лесной отель Голубино — радиалка: Красная Горка, Малетино, водопад «Святой источник».
День 9 (12 августа): лесной отель Голубино — Першково – Каргомень – Березник – Гбач – Кузомень.
День 10 (13 августа): Кузомень — Горка – Леуново – Петухово – Белогорский – Луковецкий – р. Мал.Юра – р.Бол.Юра.
День 11 (14 августа): р.Бол.Юра — Рембуево – Вождорма – Бутырская – Заручевская – Карандашевская – Шеинская – Вайново – Ценовец – д.Боброво – пос.Боброво – Трепузово – Хорьково – Ершовка – Зачапино.
День 12 (15 августа): Зачапино — Псарево – Концегорье – Черный Яр – Бол.Карелы – Мал.Карелы – Уемский – Архангельск.
День 13 (16 августа): Музей Малые Корелы (общественный
транспорт).
День 14 (17 августа): Архангельск (центр) – Соломбала – Кегостров.
День 15 (18 августа): ЖД-выброска Архангельск – Москва.
|
Трек: СКАЧАТЬ
Наши походы |
Планы походов |
Участники проекта |
Актуальный репортаж |
Написать нам |
На главную страницу |
АвтоНОРД |Пассажирские перевозки| Заказ автобуса
АвтоНорд в Архангельске
2021-03-12 11:04:32
В эти дни проходит Масленичная неделя и все пекут блины и угощают друг друга. А мы решили вспомнить об очень вкусной и традиционной выпечке Мезенского и Лешуконского района, одни их называют сковородники, другие шаньги, деженники, или олабуши. Рецепт у каждого свой, кто добавляет манку, соду, сахар или дрожжи. У нас вот такой рецепт.😇
Олабуши напоминают по вкусу обычные оладушки. Делаются они из муки и простокваши, немного соли и дрожжей. Традиционно выпекают их в русской печи в специальных формочках, а сейчас уже и в духовках, предварительно смазав сверху сметаной или свежими сливками (в наше время часто используют майонез).
Варенье, сгущенка, мед или джем как дополнение и кружка ароматного чая.
А какой рецепт знаете Вы?😊
Приятного вам чаепития и с Масленицей!☀
2021-03-12 06:53:46
Желающих выехать
СЕГОДНЯ 12 МАРТА
из Архангельска в 15:00
из Мезени в 15:00
бронирование мест по телефонам:
8-921-814-10-80 | 49-02-25
На официальном сайте автонорд29.рф
и через мобильное приложение vk. cc/alwneV
2021-03-06 07:09:04
Приглашаем желающих выехать
СЕГОДНЯ 6 МАРТА
из Архангельска в 7:00 и 15:00
из Мезени в 7:00 и 15:00
бронирование мест по телефонам:
8-921-814-10-80 | 49-02-25
На официальном сайте автонорд29.рф
и через мобильное приложение vk.cc/alwneV
2021-03-05 09:30:25
Мезенские дорожники уехали расчищать дороги Архангельска, теперь по нашим дорогам не проехать.
3 марта застряли на р. Мезень, 1.5 часа не могли выехать.
2021-02-06 06:43:02
📌Как получить компенсацию проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам
Неработающие пенсионеры, которые получают страховую пенсию по старости и по инвалидности и при этом проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года. При этом место отдыха должно находиться на территории России.
Виды компенсации :
👉🏻предоставление проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно.
👉🏻возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Ограничения в сумме компенсации:
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:
👉🏻железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
👉🏻воздушным транспортом – в салоне экономического (низшего) класса;
👉🏻внутренним водным транспортом – в каюте третьей категории речного судна всех линий сообщений;
👉🏻морским транспортом – в каюте 4-5 групп морского суда регулярных транспортных линий;
👉🏻автомобильным транспортом – в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Куда обратиться:
Для получения компенсации пенсионеру необходимо представить соответствующие документы в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства (в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг). Заявитель вправе подать заявление о компенсации посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта ПФР).
Какие документы представить:
Перечень документов для получения компенсации в виде предоставления проездных документов:
👉🏻заявление о компенсации по установленной форме с указанием места отдыха;
👉🏻документ, подтверждающий предстоящее пребывание пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий 👉🏻сведения о предстоящем нахождении пенсионера в избранном им для проведения отдыха месте).
Перечень документов для получения компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов:
👉🏻заявление о компенсации по установленной форме с указанием места отдыха и с приложением проездных документов;
👉🏻проездные документы, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
2021-02-02 14:09:03
🚍 Автонорд | Пассажирские перевозки
📝Бронирование на сайте автонорд29.рф и через мобильное приложение
👉🏻 ЕЖЕДНЕВНО В 7:00
👉🏻 Предоставляем билеты и справки
👉🏻 Пассажиры застрахованы
☎ 8-921-814-10-80 | 49-02-25 | автонорд29.рф | vk.cc/alwneV
Катастрофа самолета PZL-Mielec AN-2R под Архангельском
Дата и время: 8 ноября 2018 г., 10:54 LT
Тип воздушного судна:
ПЗЛ-Мелец АН-2
Оператор:
Регистрация:
RA-84674
Фаза полета:
Рейс
Тип полета:
Регулярный коммерческий рейс
Выжившие:
Да
Сайт:
Равнина, Долина
Расписание:
Архангельск – Сояна – Долгощелье – Мезень
MSN:
1G191-52
год:
1981
Номер рейса:
9135
Расположение:
Архангельск
Архангельская область
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
2
Потери экипажа:
Пассажир на борту:
12
Погибшие:
Другие погибшие:
Всего погибших:
Капитан / Общее количество часов налета:
4742
Капитан / Общее количество часов на типе:
4336
Второй пилот / Общий налет:
969
Второй пилот / Общее количество часов на типе:
761
Налет самолета:
13509
Летные циклы самолетов:
20389
Обстоятельства:
Одномоторный самолет вылетел из аэропорта Архангельск-Васьково рейсом в Мезень с промежуточными посадками в Сояне и Долгощелье на борту 12 пассажиров (11 взрослых и 1 ребенок) и двух пилотов. В пути погодные условия ухудшились из-за моросящего дождя. Экипаж снизил его высоту с 400 до 300 метров, когда на лобовом стекле образовался иней. Капитан решил вернуться в Архангельск, но скорость самолета упала со 170 до 120 км/ч. Не выдержав скорости и высоты, экипаж совершил попытку аварийной посадки, когда самолет столкнулся с деревьями и разбился в лесистой местности, расположенной примерно в 50 км к северо-востоку от аэропорта Архангельск-Талаги. Все 14 пассажиров были спасены, среди них два пассажира получили ранения. Самолет был уничтожен.
Возможная причина:
Авария с самолетом Ан-2 RA-84674 произошла при вынужденной посадке в лесу, необходимость которой была обусловлена невозможностью продолжения полета из-за влияния обледенения на аэродинамические и тяговые характеристики самолета (невозможность поддержания высоты и скорости даже при взлетном режиме работы двигателей). Способствующим фактором, скорее всего, стало решение экипажа подняться на высоту более 150 м от уровня земли, где прогнозировалось наличие слоистой облачности и обледенения.
Заключительный отчет:
The National Endowment for the Humanities
Поскольку большую часть года Кимжа лежит под снегом и льдом, мое первое знакомство с этим местом произошло в начале марта. Еще летом, в 1999 году, я видел фотографию Кимжской церкви, построенной в 1760-х годах и посвященной Одигитрийской иконе Божией Матери. На нем были видны пять парящих башен и куполов над сооружением из массивных бревен лиственницы. Этого было достаточно, чтобы убедить меня, что я должен добраться до этого места. Страхование от Фонда Гуггенхайма покроет расходы. Но друзья в Архангельске предупредили меня о трудностях: летом до Кимжи по суше добраться будет невозможно из-за отсутствия дорог.
Раньше регулярные водные перевозки из Архангельска были ограничены, но с крахом государственных субсидий это прекратилось. Другая возможность заключалась в том, чтобы лететь на маленьком самолете из Архангельска в Мезень. Но я хотел испытать местность между Архангельском и рекой Мезенью, и для этого мне подсказали другой способ передвижения: по временному зимнику или, зимник .
К счастью, я знал парня. С 1998 года я поддерживал тесные контакты с головным вузом Архангельска, Поморским государственным университетом, головным вузом Поморья Беломорского края. Первый проректор университета Юрий Кудряшов был уроженцем Мезени; и хотя он давно уехал из этого района, он поддерживал связь с друзьями детства, такими как Петр Кондратьев, директор лесозавода в Каменке. Кондратьев предоставил мне водителя из автопарка своей компании и «Лэнд Ровер», один из нескольких, совершавших еженедельные рейсы между Архангельском — центром силы — и городами-побратимами Мезень и Каменка. Для водителя это была обычная, хотя и требовательная поездка на маршрутке. Для меня это было совсем другое.
Когда мы выехали из Архангельска ранним днем 7 марта, было яркое солнце и сильный мороз. Ленд Ровер мчался по асфальтированной дороге вдоль правого берега Северной Двины, пока мы не подъехали к устью Пинеги, примерно в 100 километрах юго-восточнее Архангельска. В этом месте мы повернули на восток и двинулись по довольно ровной гравийной дороге у правого берега Пинеги, пока не достигли одноименного города. Слабо холмистая местность не представляла особых проблем для вездехода. Тракторный грейдер поддерживал ровность поверхности, а высокие сугробы гарантировали случайный занос.
За Пинегой дорога на Мезень резко разветвлялась на север от главной дороги, и вскоре мы подошли к дремучему таежному лесу. Ступени стали намного примитивнее, а трасса сузилась. Это было началом зимника . Несмотря на кажущуюся удаленность района, на пути к Мезени есть небольшой, но стабильный поток транспорта, в том числе, к моему удивлению, два раза в неделю курсируют небольшие автобусы. А где есть водители, там и остановки. В крохотной деревушке Чизгора мы остановились у бревенчатой избы с обычным набором машинного масла, вяленой говядины, мыла и вермишели. Коренастый капитан милиции съел разогретое в микроволновке pelmeni , а в углу маленький телевизор проецировал мерцающее черно-белое изображение Джейми Ли Кертис в Рыбка по имени Ванда . Было бы забавно наблюдать за сценой, где Джон Клиз соблазняет Кертиса декламацией одной из самых элегантных русских стихов девятнадцатого века, но нам было куда пойти.
Пока мы ехали, лес внезапно поредел, и дорога превратилась в прямую дамбу через болото. Хотя время было около одиннадцати, вдалеке маячили прожектора. Экскаваторы вгрызались в затвердевшую землю, а рев тяжелых самосвалов нарушал некогда нерушимую тишину леса. Водитель пояснил, что «они» решили построить круглогодичную дорогу через лес и болота прямо на Мезень, через Кимжу. Тем временем мы нырнули обратно в лес, где перед фарами ничего не было, кроме снежной колеи и бесконечных рядов еловых и сосновых стволов. Около полуночи водитель, кивая и измученно, пробормотал, что мы наконец-то на месте.
Приехать в Кимжу посреди зимней ночи производит жуткое впечатление, тем более, что первое, что видишь, это не деревня, расположенная в стороне от дороги, а группа больших крестов, суровых и призрачный в резком контрасте бликов фар. Это было поразительное видение, очень красивое.
Но я хотел знать, где деревня и мой обещанный приют? Несмотря на поздний час, мастерская на краю Кимжи была ярко освещена, являясь частью зоны обслуживания дорожников. Полученные там указания привели нас в деревню, где мы снова заблудились в лабиринте бревенчатых стен. Поковыляв в сугробах, я нашел небольшой бревенчатый домик, в котором должен был переночевать. Прежде чем войти внутрь, я посмотрел вверх и увидел аквамариновое мерцание северного сияния. Это было последнее ясное небо, которое я увидел в районе Мезени в этой поездке. Следующий час принес новый погодный фронт с постоянным снегом и ветром на следующие три дня. Но в этот краткий миг я отчетливо увидел надвигающийся призрак Кимжинской церкви.
Что касается моего жилья, мне сказали, что дом новый. Так что новое, оказалось, здание было недостроенным. Но было тепло и сухо, и у меня не было проблем со спартанской комнатой с окном, выходившим на деревню. На следующее утро мой хозяин Георгий Федорков и его брат (оба пенсионеры с лесозавода) накормили меня завтраком из каши, парного молока и кипящей тушёной говядины. Ветер и снег не стихали, и мои попытки позвонить в Мезень из соседнего дома не увенчались успехом; телефоны были отключены. Кондратьев планировал перевезти меня из Кимжи в Мезень, но я застрял в метели.
Несмотря на сильный ветер и коварные снежные заносы, я решил как можно больше фотографировать, отчасти чтобы снять напряжение. Церковь, конечно, была моей главной целью. Это был единственный сохранившийся экземпляр такого типа, созданный, по-видимому, группой плотников, работавших только в этой части севера. Блеск их дизайна, идеальных пропорций, до сих пор вызывает у меня удивление.
Но при всей монументальной мощи церкви еще больше меня поразило то, насколько сохранились массивные бревенчатые дома деревни, построенные в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Это был не музей под открытым небом с несколькими реконструированными бревенчатыми домами. Некоторые дома были заброшены или, по крайней мере, закрыты ставнями на зиму, в то время как несколько других были обшиты досками. Но Кимжа оставалась функционирующей, живой средой.
Чем объяснить такую степень сохранности зданий и общества? Возможно, само отсутствие дорог, «фактор изоляции», защищало целостность окружающей среды. Однако одного этого было недостаточно, чтобы объяснить выживание Кимжи, когда исчезли сотни других деревень по всему северу. Мне пришло в голову, что существование церкви, хотя и закрытой до 1999 года, могло способствовать выживанию села. Я решил еще раз посетить Кимжу летом при более благоприятных условиях, чтобы глубже изучить источники ее силы.
Утренняя фотосъемка произвела две катушки пленки до того, как снегопад поставил под угрозу работу камеры и объективов. К одиннадцати моя главная забота была сосредоточена на том, чтобы найти транспорт до Мезени до того, как дороги полностью занесет снегом. Федорков предложил мне обратиться к дорожникам, чью мастерскую я видел накануне вечером. Теперь я разглядел поближе. Даже в ясных условиях построить дорогу прямо через северное болото крайне сложно. Мне сказали, что бригады работают круглый год, днем и ночью, по недельной смене. Такими темпами дорога должна быть завершена в течение еще двух лет. Учитывая бюджетные трудности в Архангельской области, маловероятно, что проект зашел бы так далеко без какой-либо формы субсидирования или обещания окупаемости в виде природных ресурсов.
Я заглянул в гараж с оборудованием, увидел ремонтируемый бульдозер и задумался, что вообще могло привести в движение этот инертный кусок металла. Лезвие было инкрустировано местной глиной, которая затвердевает до консистенции камня, особенно зимой. Пока мы обсуждали возможность моей поездки в Мезень автостопом с одним из дорожников, я успел увидеть ночлежку и рабочую комнату, пропитанную сигаретным дымом, а также столовую, где в ближайшем только что приехала деревня. Гончая, похоже, только что из армии, приготовила несколько сырых, но съедобных и калорийных блюд. Я мог съесть свой путь только через два.
В полдень мы узнали о группе геодезистов, которые направлялись в Мезень на своем Уазике (русский аналог традиционного джипа) и согласились взять меня с собой. Пока они собирали вещи, подъехала небольшая машина с тремя пассажирами — русскими баптистскими миссионерами из Санкт-Петербурга, приехавшими в Мезенский край для распространения Благой вести и распространения экземпляров Нового Завета. Чуть позже я заметил, как один из членов экипажа лениво листал экземпляр в ночлежке, где незадолго до этого вовсю шла карточная игра с обычным непрекращающимся ненормативной лексикой. Что же касается селян, то один из них лаконично заметил: «Они тут далеко не уйдут». Пока я обдумывал это суждение, женщина в телогрейке открыла длинную деревенскую конюшню, и оттуда вышло несколько лошадей, одни валялись в снегу, а другие брели по сугробам. Я очень ясно помню иней снега на их темных шубах.
В романе Александра Солженицына В круге первом руины церковной башни заставляют представителя советской элиты задуматься о своей ранее неизученной судьбе. Определенные культуры тянутся к своим руинам, своим реликвиям, своим призракам и теням. Россия — одна из таких культур. Американский Юг — другой.
Во время моей работы на севере российские коллеги часто отмечали сходство между их отношением и тем, что они интерпретировали как мой южный дух уважения к традициям и культурному наследию. Действительно, некоторым русским было легче принять меня за представителя региона (даже того, который они знают прежде всего по переводу Унесённые ветром ), чем как гражданин США.
Но близость России и американского Юга впервые поразила меня во время пребывания в Ленинграде в 1971 году. Красота города, даже в его ветхости, преследовала меня — и напомнила мне Новый Орлеан, основанный через пятнадцать лет после Санкт-Петербурга. . Оригинальные конструкции обоих во многом обязаны французской военной инженерии. В том же году я также глубже оценил привлекательность литературы юга России. Наиболее очевидными примерами были переводы романов Фолкнера и постановки пьес Теннесси Уильямса, и мой все еще несовершенный русский язык был на пределе, когда описывал загадочный Новый Орлеан русским слушателям.
Россию также объединяет с Югом ощущение, что, как выразился сам Фолкнер, «прошлое не умерло. На самом деле, это даже не прошлое».
На российском севере, основном регионе моей полевой фотографической работы на протяжении более десяти лет, я посетил десятки деревень, сохранившаяся архитектура которых свидетельствует о необычайно творческой и стойкой культуре прошлого столетия. К сожалению, многие деревни исчезли или обезлюдели в результате демографических сдвигов и последствий экономической и социальной политики (включая безжалостную коллективизацию) советского режима.
В обоих местах до сих пор болят старые раны. Наследие рабства и последствия опустошительной войны, которая велась прежде всего на территории Юга, продолжают доминировать в воображении южан. Россия тоже когда-то зависела от труда подчиненного класса, и ее аристократическая история (наряду с ее чрезвычайно иерархической советской историей) свидетельствует о большом историческом неравенстве фактически и юридически.
В России и на Юге также есть призраки в более традиционном смысле: те, кто пал в бою на залитой кровью земле. Во время поездок по России я отмечал и во многих случаях фотографировал военные памятники, которые есть почти во всех русских населенных пунктах, даже в таких небольших деревнях, как Кимжа. Можно бесконечно спорить о причинах и ответственности за эту огромную гибель людей, но масштаб жертвы не подлежит обсуждению. Выросший на юге Америки, я рано проявил интерес к военной истории, который продолжает играть роль в моем понимании истории России и русского менталитета. Я воспринял этот интерес — в очень личном, возможно, иррациональном смысле — как урок неповиновения: из каждой неудачи извлекать решимость отыграться. Идя на север, я возвращаюсь на юг.
В конце июля, снова в Архангельске, я купил билет на самолет и вылетел из небольшого регионального аэропорта Васьково. Вид с воздуха был захватывающим во время часовой поездки. Таежные леса, болота и извилистые реки приобрели потусторонний вид. Я с трудом мог себе представить ту местность, которую с таким трудом преодолел несколько месяцев назад.
По прибытии в Мезень меня в сопровождении майора, возглавлявшего местную милицию, после необходимых формальностей отвезли на новеньком Уазике в село Дорогорское, через реку Мезень от Кимжи. Там я познакомился с главой местного сельсовета Алексеем Житовым, который дал понять, что в значительной степени контролирует происходящее в Кимже. Дело это не из легких, а заиление реки Мезень еще больше усложнило его. Как я потом убедился, просто переправить небольшую баржу с мазутом на другой берег было очень трудной, даже опасной операцией, а без нефти в селе Кимжа нет электричества. Неудивительно было узнать, что у Житова серьезная язва.
Местный рыбак доставил меня вверх по реке в Кимжу на алюминиевой лодке с брызгающим подвесным мотором. Теперь я был здесь, но где было солнце? Оставив снаряжение в доме Федоркова, я с двумя камерами двинулся по деревне. Какое облегчение ходить без постоянной помехи снежных заносов, какими бы живописными они ни были. Теперь земля была покрыта зеленью, и я сдержал свое разочарование по поводу солнца. Сильный ветер гонял слои облаков. За мной, гостьей с другой планеты, последовала группа детей, засыпая вопросами. Затем появилось солнце. Когда я бежал к центру, а деревенские дети аплодировали мне, церковь приобрела тот яркий свет, который может дать только поздний северный свет.
Следующие дни принесли такое же чередование облаков и солнца, и у меня было время созерцать постоянно меняющийся образ церкви. Я также встретил некоторых людей из местного прихода. Эта преданная группа, состоящая преимущественно из женщин, добилась в 1999 году снятия замка с церкви, которая затем была повторно освящена православным священником.
Несмотря на отсутствие постоянного священника и регулярной службы, церковь открыли женщины из церковного комитета в десять утра. Был также изготовлен небольшой молитвенный стол (алтарь не воссоздан) с иконой Спасителя. На двери над притвором репродукция одной из икон «Умиление» с Марией и младенцем Христом. Церковные дамы были очень обеспокоены состоянием здания и обеспокоены тем, что Житов не желает делать капитальный ремонт, особенно окон. Их обращения в различные фонды остались без внимания, хотя церковь является памятником архитектуры национального значения. Довольно небрежная попытка реставрации в 1980-е уже давно заброшены, и это тоже изуродовало внешний вид.
Расспросив о приходе, я также узнал больше об общине. Хотя бывшая молочная ферма колхоз , окруженная ржавеющими машинами, для которых нет топлива, представляет собой тень своих советских размеров, большая часть молочного стада вновь появилась в индивидуальной собственности. У меня была возможность полакомиться свежим молоком, творогом и ряженкой (густая простокваша, похожая на пахту), которую в течение недели производили владельцы коров. Деревенских жителей также поддерживает лес и ритм его времен года — пора ягод, пора грибов, пора охоты и рыбалки. Однажды поздно вечером Елена Репицкая и Антонина Мамонтова устроили дегустацию, на которой я попробовал более десятка видов джемов и других отваров из различных видов местных ягод. Ни один московский ресторан не мог предложить лучшего. Также стало неожиданностью, что в Кимже осталось несколько жителей в возрасте от тридцати лет с маленькими детьми. Эти семьи, как правило, большие и со скромным достатком. Большая часть их доходов в конечном итоге пойдет на обучение детей в большом городе. Но тем временем эти семьи — и другие, приезжающие на лето — тихо гордятся тем, что являются частью деревни.
Как и все сложные среды, Кимжа не поддается простому определению. Я понял, что это не какой-то изолированный очаг прошлого.