ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ ОПЕРАЦИЯМ С ВЗРЫВЧАТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННЫХ МЕСТАХ СТАНЦИИ «ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ» (утв. МПС РФ от 27.12.94 N ЦМ-309)
отменен/утратил силу Редакция от 27.12.1994 Подробная информацияНаименование документ | «ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ» (утв. МПС РФ от 27.12.94 N ЦМ-309) |
Вид документа | правила |
Принявший орган | мпс рф |
Номер документа | ЦМ-309 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 27.12.1994 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ ОПЕРАЦИЯМ С ВЗРЫВЧАТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННЫХ МЕСТАХ СТАНЦИИ
1. Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на специально выделенных станциях, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне сформированных составов (за исключением сортировочных путей, на которых вагоны с ВМ могут находиться под накоплением) должны быть удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных станционных путей на расстояние не менее 125 м.
2. На электрифицированных участках для указанных целей выделяются, как правило, неэлектрифицированные пути. В тех случаях, когда таких путей выделить не представляется возможным, могут использоваться электрифицированные пути. Контактная сеть этих путей должна быть выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим ножом.
Погрузка и выгрузка электродетонаторов на электрифицированных путях, а также все погрузочно-разгрузочные работы на этих путях, осуществляемые с применением подъемных механизмов и приспособлений; работы, связанные с необходимостью приближения людей, грузов, механизмов, приспособлений к контактной сети на расстояние менее 2 м, должны производиться только после снятия напряжения в контактной сети. В этих случаях лицам, руководящим погрузкой или выгрузкой, запрещается приступать к работам до получения письменного уведомления от начальника станции или дежурного по станции о снятии напряжения и заземления провода.
Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и устройства стационарного и переносного электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. В исключительных случаях, в пунктах, где нет систематического отправления или поступления ВМ, допускается оснащение светильниками в открытом исполнении, которые должны находиться не ближе 10 м от места погрузки, выгрузки и складирования таких грузов.
Стационарное или переносное электрическое освещение должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПТЭ и мер безопасности, устанавливаемых руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций.
Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и выгрузки должны быть удобные подъезды.
3. Выбор указанных мест на станциях и прием их в эксплуатацию производятся комиссией в составе начальника станции, военного коменданта железнодорожного участка и станции, представителей санитарно-эпидемиологической станции, пожарной охраны дороги, ОСП МВД России, Госгортехнадзора и согласовывается с местными органами власти. Предложения о включении в перечень конкретных станций для работ с ВМ, принадлежащими МО России, ФСБ России, МВД России, начальник дороги, начальник военных сообщений и начальник ОСП МВД России после согласования с правительством Российской Федерации направляют в МПС России для опубликования.
4. При отсутствии места, удовлетворяющего перечисленным в пунктах 1-3 требованиям, комиссия может устанавливать наиболее удобное для этих целей место с отступлениями от указанных требований. В этом случае комиссия определяет дополнительные меры безопасности в зависимости от местных условий.
Выбор места оформляется актом, подписываемым членами комиссии.
В соответствии с п.3.6.14 настоящих Правил установленные места, а также пути для стояния вагонов с опасными грузами указываются в техническо-распорядительном акте станции.
5. Погрузка и выгрузка ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений, организаций, а также на специально выделенных местах станций, если эти места имеют необходимое освещение, производятся круглосуточно.
При отсутствии на специально выделенных местах станций фронтов погрузки и выгрузки груза, имеющих достаточное освещение, погрузочно-разгрузочные работы с ВМ осуществляются лишь в светлое время суток. С наступлением темноты эти работы должны быть прекращены.
Выгрузку, погрузку, перегрузку всех ВМ из вагонов, бывших в крушении (аварии), или при наличии явных признаков нарушения порядка размещения груза в вагонах разрешается производить только в светлое время суток. В районах Крайнего Севера, где в зимний период светлое время суток не превышает 4 ч, эти работы выполняются при повышенном электрическом освещении с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. Достаточность такого освещения определяется ответственным представителем грузоотправителя (грузополучателя), специально выделяемым в соответствии с п.3.5.4 настоящих Правил для руководства указанными работами. Уровни освещенности в местах погрузки, выгрузки, перегрузки и ремонта должны соответствовать СНиП 11-4-79 и ОСТ 32-9-81.
О необходимости выгрузки вагонов только в светлое время начальник станции составляет акт с участием сопровождающих груз специалистов или начальника караула, представителя грузополучателя, а по грузам МО России — военного коменданта железнодорожного участка и станции, если он имеется на данной станции, и по грузам МВД России и ФСБ России — представителя ОСП МВД России на железной дороге.
6. Погрузочные и подъемные средства всех видов (тачки, тележки, салазки, рольганги, транспортеры, лебедки, краны, аккумуляторные погрузчики и т.д.), применяемые при работах с ВМ, должны быть в полной исправности и иметь приспособления или устройства, предохраняющие груз от падения.
Лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов — и лебедки подъема стрелы при работе с ВМ должны быть оборудованы двумя тормозами. Нагрузка на грузоподъемные машины, оборудованные таким образом, не должна превышать норм, предусмотренных технической документацией (формуляром, паспортом и инструкцией).
При наличии одного тормоза на лебедке подъема груза, а у стреловых кранов — и на лебедке подъема стрелы, нагрузка не должна превышать 75% грузоподъемности, разрешенной для данного грузоподъемного механизма.
Запрещается использование стреловых и других кранов при скорости ветра, превышающей 75% допускаемой для марки данного крана.
Погрузка и выгрузка ВМ производятся штатным и специально допущенным к производству работ с такими грузами подъемным такелажем и приспособлениями, не образующими при ударе искру.
Если при погрузке, выгрузке ВМ необходимо применение железных и стальных строп и других захватывающих приспособлений, то разрешается использовать штатные и установленные погрузочные приспособления (механизмы), предусмотренные технической документацией для работы с этими грузами и имеющие необходимую изоляцию.
Пригодность и исправность погрузочных и подъемных средств, подлежащих использованию на погрузочно-разгрузочных работах с ВМ, перед началом этих работ проверяется ответственным работником, специально выделенным грузоотправителем (грузополучателем), выполняющим указанные работы.
7. Погрузочно-разгрузочные работы с ВМ проводятся с максимальной осторожностью. Места с грузом нельзя подвергать толчкам, ударам и тряске. Подъем и спуск их должны производиться медленно и плавно.
Переноска грузов на руках или носилках должна производиться с крайней осторожностью.
Волочение тяжелых мест допускается в исключительных случаях только по ровному настилу из досок, с особой осторожностью.
При гололедице, во избежание скольжения рабочих, территория у мест погрузки, выгрузки ВМ должна быть обязательно посыпана песком и золой.
Передвижение вагонов с ВМ вдоль фронта погрузки-выгрузки или на путях отстоя вручную запрещается.
Порядок передвижения на станционных путях и на подъездных путях вагонов с ВМ кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами устанавливается специальными инструкциями, утвержденными соответственно начальником отделения дороги или руководителем предприятия, учреждения, организации, в ведении которого находится подъездной путь.
8. Вагоны с ВМ, прибывшие в пункт назначения, при сдаче груза грузополучателю должны быть осмотрены им, а при сопровождении груза военизированной охраной МПС России — также приемосдатчиком станции с целью установления исправности кузова, дверей, люков, запоров и пломб.
При входе в вагон грузополучатель обязан осмотреть его внутри и убедиться в целости тары и отсутствии рассыпанных (разлитых) ВМ.
9. В случае когда при погрузочно-разгрузочных работах будет обнаружено, что часть ВМ рассыпана (выпала из упаковки) или разлита, руководитель этих работ обязан руководствоваться мерами безопасности в соответствии с аварийной карточкой на данный груз.
Приложение 13
zakonbase.ru
Общие требования к погрузочноразгрузочным операциям с взрывчатыми материалами на специально выделенных местах станции
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ ОПЕРАЦИЯМ С ВЗРЫВЧАТЫМИ
МАТЕРИАЛАМИ НА СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННЫХ МЕСТАХ СТАНЦИИ
1. Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на специально выделенных станциях, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне сформированных составов (за исключением сортировочных путей, на которых вагоны с ВМ могут находиться под накоплением) должны быть удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных станционных путей на расстояние не менее 125 м.
2. На электрифицированных участках для указанных целей выделяются, как правило, неэлектрифицированные пути. В тех случаях, когда таких путей выделить не представляется возможным, могут использоваться электрифицированные пути. Контактная сеть этих путей должна быть выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим ножом.
Погрузка и выгрузка электродетонаторов на электрифицированных путях, а также все погрузочно — разгрузочные работы на этих путях, осуществляемые с применением подъемных механизмов и приспособлений; работы, связанные с необходимостью приближения людей, грузов, механизмов, приспособлений к контактной сети на расстояние менее 2 м, должны производиться только после снятия напряжения в контактной сети. В этих случаях лицам, руководящим погрузкой или выгрузкой, запрещается приступать к работам до получения письменного уведомления от начальника станции или дежурного по станции о снятии напряжения и заземления провода.
Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и устройства стационарного и переносного электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. В исключительных случаях, в пунктах, где нет систематического отправления или поступления ВМ, допускается оснащение светильниками в открытом исполнении, которые должны находиться не ближе 10 м от места погрузки, выгрузки и складирования таких грузов.
Стационарное или переносное электрическое освещение должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПТЭ и мер безопасности, устанавливаемых руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций.
Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и выгрузки должны быть удобные подъезды.
3. Выбор указанных мест на станциях и прием их в эксплуатацию производятся комиссией в составе начальника станции, военного коменданта железнодорожного участка и станции, представителей санитарно — эпидемиологической станции, пожарной охраны дороги, ОСП МВД России, Госгортехнадзора и согласовывается с местными органами власти. Предложения о включении в перечень конкретных станций для работ с ВМ, принадлежащими МО России, ФСБ России, МВД России, начальник дороги, начальник военных сообщений и начальник ОСП МВД России после согласования с правительством Российской Федерации направляют в МПС России для опубликования.
4. При отсутствии места, удовлетворяющего перечисленным в пунктах 1 — 3 требованиям, комиссия может устанавливать наиболее удобное для этих целей место с отступлениями от указанных требований. В этом случае комиссия определяет дополнительные меры безопасности в зависимости от местных условий.
Выбор места оформляется актом, подписываемым членами комиссии.
В соответствии с п. 3.6.14 настоящих Правил установленные места, а также пути для стояния вагонов с опасными грузами указываются в техническо — распорядительном акте станции.
5. Погрузка и выгрузка ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений, организаций, а также на специально выделенных местах станций, если эти места имеют необходимое освещение, производятся круглосуточно.
При отсутствии на специально выделенных местах станций фронтов погрузки и выгрузки груза, имеющих достаточное освещение, погрузочно — разгрузочные работы с ВМ осуществляются лишь в светлое время суток. С наступлением темноты эти работы должны быть прекращены.
Выгрузку, погрузку, перегрузку всех ВМ из вагонов, бывших в крушении (аварии), или при наличии явных признаков нарушения порядка размещения груза в вагонах разрешается производить только в светлое время суток. В районах Крайнего Севера, где в зимний период светлое время суток не превышает 4 ч, эти работы выполняются при повышенном электрическом освещении с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. Достаточность такого освещения определяется ответственным представителем грузоотправителя (грузополучателя), специально выделяемым в соответствии с п.3.5.4 настоящих Правил для руководства указанными работами. Уровни освещенности в местах погрузки, выгрузки, перегрузки и ремонта должны соответствовать СНиП 11-4-79 и ОСТ 32-9-81.
О необходимости выгрузки вагонов только в светлое время начальник станции составляет акт с участием сопровождающих груз специалистов или начальника караула, представителя грузополучателя, а по грузам МО России — военного коменданта железнодорожного участка и станции, если он имеется на данной станции, и по грузам МВД России и ФСБ России — представителя ОСП МВД России на железной дороге.
6. Погрузочные и подъемные средства всех видов (тачки, тележки, салазки, рольганги, транспортеры, лебедки, краны, аккумуляторные погрузчики и т.д.), применяемые при работах с ВМ, должны быть в полной исправности и иметь приспособления или устройства, предохраняющие груз от падения.
Лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов — и лебедки подъема стрелы при работе с ВМ должны быть оборудованы двумя тормозами. Нагрузка на грузоподъемные машины, оборудованные таким образом, не должна превышать норм, предусмотренных технической документацией (формуляром, паспортом и инструкцией).
При наличии одного тормоза на лебедке подъема груза, а у стреловых кранов — и на лебедке подъема стрелы, нагрузка не должна превышать 75% грузоподъемности, разрешенной для данного грузоподъемного механизма.
Запрещается использование стреловых и других кранов при скорости ветра, превышающей 75% допускаемой для марки данного крана.
Погрузка и выгрузка ВМ производятся штатным и специально допущенным к производству работ с такими грузами подъемным такелажем и приспособлениями, не образующими при ударе искру.
Если при погрузке, выгрузке ВМ необходимо применение железных и стальных строп и других захватывающих приспособлений, то разрешается использовать штатные и установленные погрузочные приспособления (механизмы), предусмотренные технической документацией для работы с этими грузами и имеющие необходимую изоляцию.
Пригодность и исправность погрузочных и подъемных средств, подлежащих использованию на погрузочно-разгрузочных работах с ВМ, перед началом этих работ проверяется ответственным работником, специально выделенным грузоотправителем (грузополучателем), выполняющим указанные работы.
7. Погрузочно-разгрузочные работы с ВМ проводятся с максимальной осторожностью. Места с грузом нельзя подвергать толчкам, ударам и тряске. Подъем и спуск их должны производиться медленно и плавно.
Переноска грузов на руках или носилках должна производиться с крайней осторожностью.
Волочение тяжелых мест допускается в исключительных случаях только по ровному настилу из досок, с особой осторожностью.
При гололедице, во избежание скольжения рабочих, территория у мест погрузки, выгрузки ВМ должна быть обязательно посыпана песком и золой.
Передвижение вагонов с ВМ вдоль фронта погрузки — выгрузки или на путях отстоя вручную запрещается.
Порядок передвижения на станционных путях и на подъездных путях вагонов с ВМ кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами устанавливается специальными инструкциями, утвержденными соответственно начальником отделения дороги или руководителем предприятия, учреждения, организации, в ведении которого находится подъездной путь.
8. Вагоны с ВМ, прибывшие в пункт назначения, при сдаче груза грузополучателю должны быть осмотрены им, а при сопровождении груза военизированной охраной МПС России — также приемосдатчиком станции с целью установления исправности кузова, дверей, люков, запоров и пломб.
При входе в вагон грузополучатель обязан осмотреть его внутри и убедиться в целости тары и отсутствии рассыпанных (разлитых) ВМ.
9. В случае когда при погрузочно — разгрузочных работах будет обнаружено, что часть ВМ рассыпана (выпала из упаковки) или разлита, руководитель этих работ обязан руководствоваться мерами безопасности в соответствии с аварийной карточкой на данный груз.
Приложение 13
ФОРМА АВАРИЙНОЙ КАРТОЧКИ
АВАРИЙНАЯ КАРТОЧКА <*> N ____
ПЕРЕЧЕНЬ ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ
———————————
<*> Требования по разработке аварийных карточек и порядок их
заполнения изложены в Сборнике правил перевозок и тарифов
железнодорожного транспорта N 386.
┌────────┬──────────┬────────────────────────────────────────────┐
│Условный│Наименова-│ Степень опасности │
│ номер │ние груза ├───────────────────────┬────────────────────┤
│опасного│ │по ГОСТ 19433-88 «Грузы│по ГОСТ 12.1.007-76 │
│ груза │ │опасные. Классификация │»Вредные вещества. │
│ (номер │ │ и маркировка» │Классификация и об- │
│ ООН) │ │ │щие требования безо-│
│ │ │ │пасности» │
└────────┴──────────┴───────────────────────┴────────────────────┘
Взрывчатый
материал
─────────────────────────────────────────────────────────────────
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ВИДЫ ОПАСНОСТИ
─────────────────────────────────────────────────────────────────
Основные
свойства
─────────────────────────────────────────────────────────────────
Взрыво- и
пожаро-
опасность
─────────────────────────────────────────────────────────────────
Опасность
для
человека
─────────────────────────────────────────────────────────────────
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
─────────────────────────────────────────────────────────────────
Оборотная сторона аварийной карточки
НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
─────────────────────────────────────────────────────────────────
Общего
характера
─────────────────────────────────────────────────────────────────
При развале
и россыпи
(разливе)
─────────────────────────────────────────────────────────────────
При возго-
рании и
пожаре
─────────────────────────────────────────────────────────────────
МЕРЫ ЭКСТРЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
─────────────────────────────────────────────────────────────────
Приложение 14
ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОГО ВЗРЫВЧАТОГО МАТЕРИАЛА
_________________________________________
(наименование организации, предъявляющей
груз к перевозке)
1. Техническое, химическое наименование груза, его синонимы
(основное подчеркнуть) номер ООН _________________________________
2. Номер государственного стандарта или технических условий
(для ТУ — когда и какой организацией утверждены)__________________
__________________________________________________________________
3. Вид отправки (повагонная, мелкими партиями, контейнерами)
4. Тип крытого вагона (специальный, парка МПС России,
специализированный), тип специализированного контейнера, в котором
предлагается возить груз _________________________________________
5. Объем перевозки в месяц, т ________________________________
6. Станция и дорога отправления груза ________________________
7. Станция и дорога назначения груза _________________________
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
8. Номер класса, подкласса, группа совместимости, к которой
относится вещество (изделие) в соответствии с классификацией
опасных грузов по ГОСТ 19433-88; класс опасности по ГОСТ
12.1.007-76 ______________________________________________________
9. Агрегатное состояние веществ (жидкость, сыпучее вещество,
твердое тело и др.) и в каком состоянии перевозится (в сухом,
увлажненном виде), плотность, цвет, запах ________________________
__________________________________________________________________
10. Внешний вид изделия (в оболочке, наполнитель и т.д.)______
11. Токсичность: вещества, паров, продуктов горения, взрыва по
ГОСТ 12.1.005-88 _________________________________________________
12. Растворимость в воде _____________________________________
13. Взаимодействие с водой ___________________________________
14. Температура кипения, град. C _____________________________
15. Плотность при температуре 20 град. C, кг/куб. м __________
16. Упругость паров при температурах -10 град. C; +10 град. C;
+20 град. C; +50 град. C, ПА _____________________________________
17. Температура плавления, град. C ___________________________
ПОЖАРООПАСНЫЕ И ВЗРЫВЧАТЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. Температура вспышки по ГОСТ, град. C _____________________
19. Чувствительность к механическим воздействиям:
удару на приборе 1 _____ мм, на приборе 2 ________________
трение на приборе К-44-Ш _________________________________
испытанию на сброс с высоты 12 м по методике ООН 4 (в)____
20. Термостойкость по ОСТ 84-2343-87 _________________________
21. Чувствительность к пламени (по методике ООН, серия
испытаний 3)
22. Склонность к переходу горения во взрыв, детонацию по ОСТ
84-904-74 (для ВМ подкласса 1.3) _________________________________
23. Чувствительность к электрическому разряду по ОСТ В
84-2176-84 (для ВМ подкласса 1.3) (минимальная энергия зажигания),
мд _______________________________________________________________
24. Радиус опасной зоны при детонации ВМ массой или разлета
осколков при полной загрузке вагона (по нормативной документации)
для веществ подклассов 1.1; 1.2; 1.5 _________ м (при горении для
веществ подкласса 1.3) ___________________________________________
25. Вид упаковки в соответствии с Приложением 11 Правил и НД
__________________________________________________________________
26. Оценка безопасности при имитации транспортировки по В
25147-82, ОСТ В 84-1855-86 (для ВМ подкласса 1.2) ________________
27. Результаты испытаний по отношению ВМ к подклассу (по
материалам ООН, серии испытаний 5, 6, 7) _________________________
28. Средства тушения пожара __________________________________
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕВОЗКЕ
29. Масса отдельного грузового места, кг; вместимость
первичной тары и норма ее наполнения _____________________________
30. Возможность совместных перевозок _________________________
31. Способ очистки вагона (контейнера) после выгрузки,
необходимость промывки и обеззараживания, какими силами и
средствами это должно быть проведено _____________________________
32. Средства индивидуальной защиты ___________________________
33. Требования техники безопасности при погрузке, выгрузке и
хранении груза ___________________________________________________
Дата представления характеристики
Подпись руководителя предприятия — грузоотправителя __________
М.П.
Приложение 15
ФОРМА ДЕКАДНОЙ ЗАЯВКИ
Начальнику ________________ отделения дороги, через начальника
станции ______________________________________________________
военному коменданту ж.-д. (участка, станции) _________________
начальнику ОСП МВД России на ___________________________ ж.-д.
ДЕКАДНАЯ ЗАЯВКА
на погрузку _по_ _______________________________________ плану
(основному или дополнительному)
в период _______ декады _________м-ц _________________ 19___г.
Чис- | Номера | Услов- | Количество вагонов | ||||||
людс- | крытых | плат- | полу- | отпра- | итого | в том | |||
Груз следует в сопровождении _________________________________
(воинского караула МО, МВД, ФСБ __________________________________________________________________
России, специалистов)
«Правила перевозки по железным дорогам взрывчатых материалов мне как отправителю, а также сопровождающим груз известны. Поименованные в настоящей заявке грузы по качеству и упаковке соответствуют требованиям стандарта (технических условий).»
Подпись грузоотправителя
М.П.
Приложение 16
ПЕРЕЧЕНЬ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ, ИМЕЮЩИХ СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННЫЕ
МЕСТА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ГРУЗОВЫХ ОПЕРАЦИЙ С ВМ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИМИ МО РОССИИ, МВД РОССИИ,
ФСБ РОССИИ
Дорога Станции
Октябрьская Алакурти, Борисова Грива (с подачей на
станцию Ладожское озеро), Ваенга, Кадуй,
Кандалакша, Кемь, Кирилловское, Колчаново,
Печенга, Приветненское, Старая Торопа, Струги
Красные, Тихвин, Савелово, Бежецк, Тайбола,
Пинозеро, Княжая, Нямозеро, Луостари,
Африканда
Калининградская Дзержинская — Новая, Калининград — Сорт.,
Полесск, Черняховск
Горьковская Великое озеро (с подачей на станцию
Инженерная), Вожой, Золино (с подачей на
станцию Ударники), Ковров (с подачей на
станцию Федулово), Сарапул, Фролищи, Кварса
Северо — Кавказская Азов, Араблинская, Армавир, Афипская, Ахтари,
Батайск, Беслан, Буйнакск, Гетмановская,
Гиагинская, Долаково, Ейск, Ермоловский (с
подачей на станцию Закан), Зеленокумск,
Зольский, Кавказская, Каменская, Каменоломни,
Кизляр, Луковский, Майкоп, Марцево,
Миллерово, Моздок, Нальчик, Палагиада,
Персиановка, Протока, Ростов — Западный,
Саратовская, Темижбекская, Тихонький,
Тоннельная, Хотунок, Энем-2
Приволжская Бетонная, Волжский, Ивановский, Трусово
Куйбышевская Белинская, Звезда, Пенза-4, Уршак
Свердловская Адуй, Березит, Еланский, Ишим, Ляды, Салка
Южно — Уральская Златоуст, Куйбас, Нижеувельская — Лесной
тупик
Западно — Сибирская Мочище
Кемеровская Юрга-2
Красноярская Ачинск-2, Канск — Енисейский, Бугач,
Оросительный
Забайкальская Ага, Большой Невер, Борзя, Тыгда, Томичи,
Возжаевка, Екатеринославка, Лесная,
Призейская
Дальневосточная Бира, Биробиджан-2, Воздвиженский,
Дальнереченск-2, Дубининский, Кнорринг (с
подачей на станцию Тиховодное), Кругликово,
Кузнецово, Приамурская, Ружино, Смоляниново,
Спасск — Дальний, Сысоевка, Унчун
БАМ Брусит, Дипкун, Сулук, Тында, Тырма,
Февральск, Хурмули, Киренга
Восточно — Сибирская Дивизионная, Наушки
Примечание. За подачу и уборку вагонов с ВМ на указанные в скобках станции взимается сбор в соответствии с п. 36 Тарифного руководства N 1.
Приложение 17
refdb.ru
Общие требования к погрузочно-разгрузочным операциям с взрывчатыми материалами на специально выделенных местах станции правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв- МПС РФ от 27-12-94 цм-309) (2019). Актуально в 2019 году
размер шрифта
ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ (утв- МПС РФ от 27-12-94 ЦМ-309) (2019) Актуально в 2018 году
1. Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на специально выделенных станциях, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне сформированных составов (за исключением сортировочных путей, на которых вагоны с ВМ могут находиться под накоплением) должны быть удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных станционных путей на расстояние не менее 125 м.
2. На электрифицированных участках для указанных целей выделяются, как правило, неэлектрифицированные пути. В тех случаях, когда таких путей выделить не представляется возможным, могут использоваться электрифицированные пути. Контактная сеть этих путей должна быть выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим ножом.
Погрузка и выгрузка электродетонаторов на электрифицированных путях, а также все погрузочно-разгрузочные работы на этих путях, осуществляемые с применением подъемных механизмов и приспособлений; работы, связанные с необходимостью приближения людей, грузов, механизмов, приспособлений к контактной сети на расстояние менее 2 м, должны производиться только после снятия напряжения в контактной сети. В этих случаях лицам, руководящим погрузкой или выгрузкой, запрещается приступать к работам до получения письменного уведомления от начальника станции или дежурного по станции о снятии напряжения и заземления провода.
Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и устройства стационарного и переносного электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. В исключительных случаях, в пунктах, где нет систематического отправления или поступления ВМ, допускается оснащение светильниками в открытом исполнении, которые должны находиться не ближе 10 м от места погрузки, выгрузки и складирования таких грузов.
Стационарное или переносное электрическое освещение должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПТЭ и мер безопасности, устанавливаемых руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций.
Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и выгрузки должны быть удобные подъезды.
3. Выбор указанных мест на станциях и прием их в эксплуатацию производятся комиссией в составе начальника станции, военного коменданта железнодорожного участка и станции, представителей санитарно-эпидемиологической станции, пожарной охраны дороги, ОСП МВД России, Госгортехнадзора и согласовывается с местными органами власти. Предложения о включении в перечень конкретных станций для работ с ВМ, принадлежащими МО России, ФСБ России, МВД России, начальник дороги, начальник военных сообщений и начальник ОСП МВД России после согласования с правительством Российской Федерации направляют в МПС России для опубликования.
4. При отсутствии места, удовлетворяющего перечисленным в пунктах 1-3 требованиям, комиссия может устанавливать наиболее удобное для этих целей место с отступлениями от указанных требований. В этом случае комиссия определяет дополнительные меры безопасности в зависимости от местных условий.
Выбор места оформляется актом, подписываемым членами комиссии.
В соответствии с п.3.6.14 настоящих Правил установленные места, а также пути для стояния вагонов с опасными грузами указываются в техническо-распорядительном акте станции.
5. Погрузка и выгрузка ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений, организаций, а также на специально выделенных местах станций, если эти места имеют необходимое освещение, производятся круглосуточно.
При отсутствии на специально выделенных местах станций фронтов погрузки и выгрузки груза, имеющих достаточное освещение, погрузочно-разгрузочные работы с ВМ осуществляются лишь в светлое время суток. С наступлением темноты эти работы должны быть прекращены.
Выгрузку, погрузку, перегрузку всех ВМ из вагонов, бывших в крушении (аварии), или при наличии явных признаков нарушения порядка размещения груза в вагонах разрешается производить только в светлое время суток. В районах Крайнего Севера, где в зимний период светлое время суток не превышает 4 ч, эти работы выполняются при повышенном электрическом освещении с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. Достаточность такого освещения определяется ответственным представителем грузоотправителя (грузополучателя), специально выделяемым в соответствии с п.3.5.4 настоящих Правил для руководства указанными работами. Уровни освещенности в местах погрузки, выгрузки, перегрузки и ремонта должны соответствовать СНиП 11-4-79 и ОСТ 32-9-81.
О необходимости выгрузки вагонов только в светлое время начальник станции составляет акт с участием сопровождающих груз специалистов или начальника караула, представителя грузополучателя, а по грузам МО России — военного коменданта железнодорожного участка и станции, если он имеется на данной станции, и по грузам МВД России и ФСБ России — представителя ОСП МВД России на железной дороге.
6. Погрузочные и подъемные средства всех видов (тачки, тележки, салазки, рольганги, транспортеры, лебедки, краны, аккумуляторные погрузчики и т.д.), применяемые при работах с ВМ, должны быть в полной исправности и иметь приспособления или устройства, предохраняющие груз от падения.
Лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов — и лебедки подъема стрелы при работе с ВМ должны быть оборудованы двумя тормозами. Нагрузка на грузоподъемные машины, оборудованные таким образом, не должна превышать норм, предусмотренных технической документацией (формуляром, паспортом и инструкцией).
При наличии одного тормоза на лебедке подъема груза, а у стреловых кранов — и на лебедке подъема стрелы, нагрузка не должна превышать 75% грузоподъемности, разрешенной для данного грузоподъемного механизма.
Запрещается использование стреловых и других кранов при скорости ветра, превышающей 75% допускаемой для марки данного крана.
Погрузка и выгрузка ВМ производятся штатным и специально допущенным к производству работ с такими грузами подъемным такелажем и приспособлениями, не образующими при ударе искру.
Если при погрузке, выгрузке ВМ необходимо применение железных и стальных строп и других захватывающих приспособлений, то разрешается использовать штатные и установленные погрузочные приспособления (механизмы), предусмотренные технической документацией для работы с этими грузами и имеющие необходимую изоляцию.
Пригодность и исправность погрузочных и подъемных средств, подлежащих использованию на погрузочно-разгрузочных работах с ВМ, перед началом этих работ проверяется ответственным работником, специально выделенным грузоотправителем (грузополучателем), выполняющим указанные работы.
7. Погрузочно-разгрузочные работы с ВМ проводятся с максимальной осторожностью. Места с грузом нельзя подвергать толчкам, ударам и тряске. Подъем и спуск их должны производиться медленно и плавно.
Переноска грузов на руках или носилках должна производиться с крайней осторожностью.
Волочение тяжелых мест допускается в исключительных случаях только по ровному настилу из досок, с особой осторожностью.
При гололедице, во избежание скольжения рабочих, территория у мест погрузки, выгрузки ВМ должна быть обязательно посыпана песком и золой.
Передвижение вагонов с ВМ вдоль фронта погрузки-выгрузки или на путях отстоя вручную запрещается.
Порядок передвижения на станционных путях и на подъездных путях вагонов с ВМ кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами устанавливается специальными инструкциями, утвержденными соответственно начальником отделения дороги или руководителем предприятия, учреждения, организации, в ведении которого находится подъездной путь.
8. Вагоны с ВМ, прибывшие в пункт назначения, при сдаче груза грузополучателю должны быть осмотрены им, а при сопровождении груза военизированной охраной МПС России — также приемосдатчиком станции с целью установления исправности кузова, дверей, люков, запоров и пломб.
При входе в вагон грузополучатель обязан осмотреть его внутри и убедиться в целости тары и отсутствии рассыпанных (разлитых) ВМ.
9. В случае когда при погрузочно-разгрузочных работах будет обнаружено, что часть ВМ рассыпана (выпала из упаковки) или разлита, руководитель этих работ обязан руководствоваться мерами безопасности в соответствии с аварийной карточкой на данный груз.
Приложение 13
—www.zakonprost.ru
2.6. требования безопасности при погрузке и выгрузке опасных грузов отраслевые правила по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте пот ро-13153-цм-933-03 (утв- МПС РФ от 20-01-2003) (2019). Актуально в 2019 году
размер шрифта
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПОТ… Актуально в 2018 году
2.6.1. Погрузка и выгрузка опасных грузов должна производиться с соблюдением требований Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
2.6.2. Погрузка и выгрузка опасных грузов должна производиться в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433 и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.
2.6.3. Производство погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами не допускается при несоответствии тары и упаковки требованиям стандартов или техническим условиям на данные грузы, при неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и знаков опасности.
Маркировка и знаки опасности на таре и упаковке должны соответствовать ГОСТ 14192 и ГОСТ 19433.
2.6.4. Перед выгрузкой опасных грузов вагоны должны быть проветрены принудительной или естественной вентиляцией через открытые двери и люки.
При естественной вентиляции проветривание вагонов должно производиться не менее 30 мин. Лица, участвующие в работе с этими грузами, в период проветривания должны находиться с наветренной стороны вагона.
2.6.5. Погрузка, размещение и крепление опасных грузов в крытых вагонах и универсальных контейнерах, а также контейнеров с опасными грузами на открытом подвижном составе должны производиться в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам.
Материал, используемый для крепления грузов в вагонах и контейнерах, должен быть малосорбционным и инертным по отношению к перевозимому опасному грузу.
По окончании погрузки опасного груза в вагон должна быть проверена правильность загрузки, после чего вагон должен быть немедленно опломбирован.
При внутреннем осмотре вагонов, загруженных опасными грузами, или непосредственно после их выгрузки разрешается пользоваться только фонарями во взрывобезопасном исполнении.
Включать эти фонари следует перед входом в вагон, а выключать — после выхода из вагона.
2.6.6. При совместной перевозке опасных грузов необходимо учитывать их совместимость. Погрузка опасных грузов при этом должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.
2.6.7. Погрузку (выгрузку) пожаро- и взрывоопасных грузов следует производить только специально разрешенными подъемными приспособлениями из искронеобразующих материалов.
2.6.8. При погрузке и выгрузке опасные грузы не должны подвергаться толчкам, ударам и тряске.
2.6.9. Работы с опасными грузами допускается производить в ночное время при условии освещенности мест производства работ светильниками во взрывобезопасном исполнении.
2.6.10. При укладке опасных грузов в несколько ярусов для обеспечения устойчивости штабелей груза и предохранения упаковки от повреждения между ярусами должны укладываться настилы из досок толщиной не менее 20 мм.
2.6.11. При работе со сжатыми, сжиженными и растворенными под давлением газами, а также с ядовитыми веществами работающие должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания (далее — СИЗОД).
Из числа изолирующих СИЗОД могут применяться шланговые дыхательные аппараты с принудительной подачей воздуха типа ПШ-2-57, ШКИД или автономные дыхательные аппараты типа АСВ-6М или АСВ-2 при работе в замкнутых пространствах.
Запрещается использование автономных дыхательных аппаратов типа АСВ-2 или АСУВ-6М для работ в закрытых грузовых вагонах и помещениях с повышенными физическими нагрузками.
Из числа фильтрующих противогазов могут использоваться противогаз промышленный (ГОСТ 12.4.042), респиратор фильтрующий противогазный типа РПГ-67А (ГОСТ 12.4.004) или респиратор типа РУ-60МУ с противогазными патронами (А, В, КД, Д, Г в зависимости от груза).
Респираторы без противогазовых коробок типа ШБ-1, «Лепесток», «Астра-2», У-2К допускается использовать при работе с пылящими опасными грузами, не выделяющими вредных паров или газов.
При использовании респираторов их фильтры должны меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в рабочую смену.
2.6.12. Перемещать баллоны со сжатыми и сжиженными газами разрешается только на специальных тележках или носилках с гнездами для баллонов, обитых войлоком.
Запрещается переноска баллонов на плечах, в руках, а также применение для их перемещения подъемно-транспортных средств.
2.6.13. Баллоны с легковоспламеняющимися газами и легковоспламеняющимися ядовитыми газами при погрузке должны быть уложены так, чтобы исключалась возможность соприкосновения баллонов друг с другом и с металлическими частями вагона. Для их крепления должны применяться только пропитанные огнезащитным составом доски.
Запрещается погрузка баллонов с окисляющими и окисляюще-опасными газами в вагоны со следами минеральных масел.
2.6.14. При погрузке, выгрузке и переноске кислородных баллонов запрещается:
2.6.14.1. Переносить баллоны на плечах и спине, кантовать и переваливать, волочить, бросать, толкать, ударять по баллонам, пользоваться при перемещении ломами.
2.6.14.2. Допускать к работам грузчиков в замасленной одежде, с замасленными грязными рукавицами.
2.6.14.3. Курить и применять открытый огонь.
2.6.14.4. Браться для переноски баллонов за вентиль.
2.6.14.5. Транспортировать баллоны без колпаков на вентилях.
2.6.14.6. Размещать баллоны вблизи нагревательных приборов, горячих деталей и печей, оставлять их не защищенными от прямого воздействия солнечных лучей.
2.6.15. При обнаружении утечки кислорода из баллона работник обязан немедленно доложить об этом руководителю работ.
2.6.16. При выгрузке и погрузке кислородных баллонов необходимо оберегать от попадания на них масла, поскольку взаимодействие масла с кислородом может привести к взрыву.
2.6.17. Транспортирование кислот, щелочей в стеклянной таре от места разгрузки до склада и от склада до места погрузки должно осуществляться в приспособленных для этого носилках, тележках, обеспечивающих безопасность выполняемых операций.
2.6.18. Переноска бутылей с кислотой за ручки корзины разрешается только после предварительного осмотра и проверки состояния ручек и корзины и не менее чем двумя работниками.
2.6.19. С порожней тарой из-под кислот следует обращаться осторожно, поскольку в ней могут быть остатки кислот. Наклонять порожние бутыли из-под кислот запрещается.
2.6.20. Погрузку и выгрузку кислот и других едких веществ, перевозимых в таре, необходимо производить в специальных складах, пол которых находится на уровне с полом вагона.
В случае отсутствия склада с полом на уровне пола вагона выполнение работ с едкими веществами производится по разработанной предприятием инструкции по охране труда.
2.6.21. Опасные грузы в стеклотаре должны перевозиться на специальных тележках или переноситься на носилках, имеющих специальные гнезда.
Перемещение указанных грузов на специальных носилках допускается на расстояние не более 50 м и только по горизонтальной поверхности.
Бочки и ящики с едкими веществами разрешается перемещать только на тележках.
2.6.22. Места погрузки и выгрузки кислот должны быть оборудованы освещением электрическими лампами напряжением не более 12 В во взрывобезопасном исполнении.
2.6.23. При погрузке и выгрузке веществ, воспламеняющихся от действия воды, необходимо тщательно следить за сохранностью и герметичностью тары. Погрузку и выгрузку таких грузов необходимо производить с учетом метеорологических условий.
2.6.24. Работы по погрузке и выгрузке пека и изделий, покрытых массой, содержащих пек, должны быть полностью механизированы.
Погрузка и выгрузка пека и пекосодержащих грузов должна производиться в ночное время или в пасмурные дни и обязательно под навесом.
Во избежание образования пыли во время погрузки и выгрузки пек и пекосодержащие грузы необходимо смачивать водой.
Погрузка и выгрузка пека без тары на местах общего пользования не допускается.
2.6.25. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны производиться специально обученными и прошедшими медицинское освидетельствование работниками грузоотправителя (грузополучателя).
Перед началом погрузки (выгрузки) работники, назначенные для ее выполнения, должны быть проинструктированы и проверены руководителем работ в знании требований техники безопасности и производственной санитарии.
2.6.26. После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойств груза. Обезвреживание спецодежды должно производиться в соответствии с санитарными правилами при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
2.6.27. Все меры по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами (загорание, утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары или подвижного состава) необходимо осуществлять в соответствии с указаниями руководителя работ, с учетом свойств и токсичности груза и соблюдением мер безопасности и производственной санитарии, указанных в аварийной карточке на опасный груз, а также в соответствии с требованиями Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.
—www.zakonprost.ru
Железнодорожный транспорт. Вопросы и ответы
На каком минимальном расстоянии от линии электропередачи и контактной сети разрешено находиться грузоподъемным машинам и работникам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы?
Установка и работа грузоподъемных машин без каких либо ограничений разрешаются на расстоянии 30 м и более от линий электропередачи (ЛЭП), находящихся под напряжением. При необходимости работы кранов и других машин на расстоянии ближе 30 м от ЛЭП в так называемой охранной зоне требуется иметь наряд-допуск, выданный организацией, эксплуатирующей ЛЭП. Охранной зоной вдоль ЛЭП является пространство, находящееся от крайних проводов (при неотключенном их положении) на расстоянии: 2 м до ЛЭП напряжением до 1 кВ; 10 м до ЛЭП от 1 до 20 кВ вкл.; 15 м до ЛЭП 35 кВ; 20 м до ЛЭП ПО кВ 30 м до ЛЭП 500 кВ. Эти работы должны производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузам кранами. При работе в охранной зоне все грузоподъемный машины (кроме машин на гусеничном ходу) должны быть заземлены с помощью медного провода сечением не менее 25 мм2.
При работе в охранной зоне ЛЭП, находящихся под напряжением, грузоподъемные машины не должны распалагаться непосредственно под проводами, а также в тех местах, где расстояние по воздуху от подъемной или выдвигающейся части машины в любом ее положении, в той числе и при наибольшем, допускаемом конструкцией, до ближайшего провода будет меньше: 1,5 м при напряжения ЛЭП до 1 кВ; 2 м — от 1 до 20 кВ; 4 м при напряжении ЛЭП от 35—110 кВ.
На электрифицированных железнодорожных путях работа кранов на железнодорожном ходу разрешается после снятия напряжения и заземления контактной сети. Если стрела кранов на дрезинах перемещается только горизонтально, а расстояние между стрелой и частями контактой сети, находящимися под напряжением, больше 2 м, то такие работы можно выполнять без снятия напряжения При погрузке и выгрузке на открытом подвижном составе вблизи электрифицированного пути работающие Я инструмент, которым они пользуются, а также выгружаемые грузы не должны приближаться ближе 2 м к токов ведущим частям контактной сети, находящейся под напряжением.
Работа на подвижном составе, расположенном ни расстоянии от 2 до 4 м от частей контактной сети, может производиться без снятия напряжения и заземления контактной сети, но под обязательным наблюдением специально выдоенноголица,проинструктированного руководителем работ.
При работах на расстоянии более 4 м от частей контактной сети, находящихся под напряжением, наблюдение не требуется (4.5; 4.7; 4.11).
Какие требования предъявляют к персоналу, выполняющему погрузочно-разгрузочные работы?
К погрузочно-разгрузочным работам допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинское освидетельствование, инструктаж, обучение и проверку знаний по технике безопасности.
Аттестация персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, краны, должна производиться комиссиями предприятий, в состав которых обязательно должны входить главный инженер предприятия; лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие грузоподъемных машин на данном предприятии.
Первичная аттестация машинистов грузоподъемных кранов, помощников машинистов паровых кранов во всех случаях проводится при участии в комиссии инспектора котлонадзора.
Работники, прошедшие аттестацию, крановщики, стропальщики и работники некоторых других профессий получают удостоверение с фотокарточкой. Они должны иметь его при себе во время выполнения погрузочно-разгрузочных работ.
Медицинские освидетельствования при поступлении на работу и периодические осмотры в первую очередь проходят рабочие, связанные с погрузкой и выгрузкой ядохимикатов, сырья животного происхождения, минеральных удобрений, пылящих грузов, радиоактивных, ядовитых и других токсических веществ. Медицинские освидетельствования должны пройти все (вне зависимости от рода перерабатываемых грузов) крановщики, сигнальщики и стропальщики. Медосмотры проводят комиссии в железнодорожных поликлиниках в установленном порядке.
Рабочим, занятым на погрузке и выгрузке животных и сырья животного происхождения, должны быть сделаны профилактические прививки в соответствии с требованиями
Министерства здравоохранения(4.1; 4.7; 5.6; 7.11; 7.12).
Какие установлены предельно допустимые нагрузки, при подъеме и перемещении (тяжестей вручную и с помощью средств малой механизации?
Перемещение грузов массой более 20 кг в технологи ческом процессе должно производиться с помощью грузоподъемных машин или средств механизации.
Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м, а также подъем и укладка грузов на высоту более 3 м должны производиться при помощи машин и механизмов.
С помощью ручных лебедок, домкратов, скатов, рольгангов, блоков, полиспастов, тележек и других подобный средств механизации допускаются погрузка и выгрузка тяжеловесных грузов массой до 500 кг. Тяжеловесые грузы более 500 кг разрешается грузить и выгружать только грузоподъемными машинами.
Женщине в возрасте свыше 18 лет разрешаются подъем и перемещение груза (при чередовании с другой работой) не более 15 кг. При подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены максимальная масса переносимого женщиной груза не должна превышать 10 кг Подъем разрешается на высоту до 1,5 м. Суммарная массе грузов, перемещенных одной женщиной в течение рабочей смены, не должна превышать 7000 кг. При этом следует учитывать то, что в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары (упаковки). При перемещении женщинами грузов на тележках или в контейнерах на колесиках прилагаемое усилие не должно превышая
Для мужчин в возрасте более 18 лет допустимая масса груза, перемещаемого вручную, составляет 30 кг. Если масса 31—35 кг, работа считается первой степени вредности и опасности. В случаях, когда масса перемещаемых вручную грузов превышает 35 кг, трудовой процесс относится ко второй степени вредности и опасности (2.26; 4.7; 7.3; 7.9).
Каким условиям безопасности должны отвечать средства малой механизации, приспособления и инвентарь, используемые при погрузочно-разгрузочных работах?
К средствам малой механизации и приспособлениям относят оборудование, не имеющее электрических, паровых дизельных двигателей,т. е. разные лебедки, домкраты, тележки и тачки, блоки, полиспасты, тали, рольганги, скаты и т. п.
Ручная лебедка не может быть использована в работе, если в ней имеются:
трещины в станине, изгиб стяжных болтов, разработка отверстий крепления подшипников;
трещины или износ зубьев свыше допустимых пределов, ослабление шпоночных соединений;
искривление вала или износ шеек более чем на 10% первоначального диаметра, разработка отверстия рукоятки приводного вала, трещины на зубьях храпового колеса, отсутствие части зубьев или тормозной собачки, отсутствие безопасной рукоятки.
Ручные лебедки подвергаются статическим испытаниям.
Реечные и винтовые домкраты не могут эксплуатироваться при наличии хотя бы одной из следующих неисправностей:
трещина в корпусе, откол подошвы, отсутствие насечки на опорных поверхностях головки;
трещина в рейке, шестернях, винте и стопорной гайке или отсутствие части зубьев;
износ зубьев, резьбы винта или стопорной гайки более чем на 20% первоначальных размеров;
искривление рейки или винта, отсутствие ленты на рейке или части зубьев на храповом колесе, отсутствие собачки храповика или повреждение ее опорной части, отсутствие безопасной рукоятки.
Ручные домкраты подлежат периодическому осмотру 1 раз в год; под нагрузкой их не проверяют.
Двухколесные ручные тележки служат для перевозки тарно-штучных грузов массой до 500 кг. Рукоятка таких тележек оснащается предохранительными козырьками или скобами для защиты рук рабочего. На каждой тележке должна быть указана предельная грузоподъемность.
Для плавного и безопасного перемещения грузов по рольгангам (роликовые конвейеры) и скатам необходимо, чтобы длина роликов была на 50—100 мм больше ширины груза. Шаг роликов принимают равным 1/3 длины груза, что обеспечивает его опору не менее чем на два ролика. Наибольшая нагрузка на ролик не должна превышать 0.7 массы груза.
К инвентарю и приспособлениям для погрузки и выгрузки грузов относятся: мостики, сходни, трапы, слеги, лестницы и т. п.
Переходные мостики, трапы и сходни изготовляют, как правило, из хвойных, дубовых досок толщиной не менее 60 мм или рифленого стального листа толщиной не менее 6 мм. Ширина трапов и сходней при одностороннем проходе должна быть не менее 0,8 м, а при двустороннем _ не менее 1,5 м. Для устойчивости рабочих на сходии набивают поперечные планки сечением 20X40 мм через 30—40 см. Если сходни расположены на высоте 1.5 м и выше, то на них устанавливают перила высотой 1м.Мостики, используемые при погрузке и разгрузке железнодорожных вагонов, с одной стороны, снабжают захватными крючьями, а с другой — конец скашивают и обшивают листовой сталью. Их ширина должна быть не
менее 1 м. Слеги для спуска или подъема груза изготовляют из твердых пород дерева диаметром 150 мм и более и длиной 4—6 м. На верхем конце слеги укрепляют на болтах крючья из полосового железа 75X16 мм. Нижние концы обивают железом для предохранения от раскалывания (4.7; 4.11).
Какие требования предъявляют к съемным грузозахватным приспособлениям?
Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, клещи и т. п.) после изготовления и peмонта должны пройти техническое освидетельствование. При техническом освидетельствовании съемные грузозахватные приспособления осматривают и испытывают нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. На испытанные приспособления ставят клеймо или прикрепляют металлическую бирку с указанием номера приспособления, его грузоподъемности и даты испытания. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления периодически осматривают: траверсы — через.
Таблица 2.2. Число условных обрывов проволок на длине одного шага свивки каната стропа, при котором канат бракуют
Каждые 6 мес, клещи и другие захваты — ежемесячно, стропы (за исключением редко используемых) — через каждые 10 дней, редко используемые грузозахватные приспособления — перед выдачей в работу.
При периодических осмотрах стропов из стальных канатов выявляют оборванные проволоки. Браковка таких стропов производится по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки. Строп не может быть допущен к дальнейшей эксплуатации, если условное число обрывов равно или больше указанного в табл. 2.2. При подсчете условного числа обрывов принимают обрыв одной тонкой проволоки за 1, а толстой — за 1,7. Так, если на длине одного шага свивки оборвано пять тонких и три толстых проволоки, то условное число обрывов составит 5-1+3-1,7=10,1. По табл. 2.2 можно определить для канатов с коэффициентом запаса прочности К=6 различной конструкции годен он для эксплуатации или нет.
Канаты бракуют также, если износ и коррозия первоначального диаметра проволок достигли 40% и более.
При периодическом осмотре стропов из репей определяют износ звеньев. Для сварных и штампованных цепей допускается износ звена не более 10% первоначального диаметра.
Выявленные , в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления изымают из эксплуатации.
Результаты проведенного осмотра записывают в журнале учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений.
Перед применением стропов необходимо убедиться в том, что отношение разрывного усилия стропов в целом В к наибольшему натяжению стропа S больше или равно коэффициенту запаса прочности К. Для стропов из канатов К=6, для стропов из цепей К=5. Разрывное усилие стропов определяют по сертификату на канат или цепь. Наибольшее натяжение стропа
S=Qm/n,
где Q — масса груза, кг; т — коэффициент, характеризующий угол наклона а каждой ветви стропа к вертикали: при а=0 т= 1; при а=30° m=l,15; при а=45° т=1,42; при а=60° т=2,0; n — число ветвей стропа.
По рассчитанному наибольшему натяжению стропа S и по полученному по сертификату значению разрывного Усилия стропа Р можно найти их отношение, т. е. коэффициент запаса прочности. Если полученное К для стропов из каната больше чем 6, то стропы выдержат поднимаемый груз массой Q (4.11).
В скобках после вопроса указаны номера нормативных документов по охране труда, используемые при формировании ответа — Перейти к списку документов
Полезная информация:
ohrana-bgd.narod.ru
2.3. требования безопасности при погрузке и выгрузке тяжеловесных, негабаритных, длинномерных и крупногабаритных грузов отраслевые правила по охране труда в хозяйстве грузовой и коммерческой работы на федеральном железнодорожном транспорте пот ро-13153-цм-933-03 (утв- МПС РФ от 20-01-2003) (2019). Актуально в 2019 году
размер шрифта
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ХОЗЯЙСТВЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПОТ… Актуально в 2018 году
2.3.1. К тяжеловесным относятся грузы, имеющие массу от 250 кг до 50 т.
Негабаритными считаются грузы, превышающие установленный габарит погрузки. К крупногабаритным относятся грузы по ширине более 2,5 м, высотой от поверхности проезжей части дороги более 3,8 м, выступающие сзади транспортного средства более чем на 2 м.
2.3.2. Строповку крупногабаритных грузов необходимо производить за специальные устройства или строповочные узлы в зависимости от положения центра тяжести и массы груза. Места строповки, положение центра тяжести и массы груза должны быть обозначены предприятием — изготовителем или грузоотправителем.
Строповку железобетонных изделий необходимо производить за все предусмотренные конструкцией монтажные петли.
2.3.3. Перед строповкой железобетонные изделия необходимо освободить от проволочных увязок.
2.3.4. При погрузке и выгрузке длинномерных железобетонных изделий (конические опоры, прогоны, балки) строповку их необходимо производить не ближе 0,5 м от конца изделия или использовать специальную траверсу.
2.3.5. Запрещается производить строповку железобетонных изделий за поврежденные петли, а также изделия, не имеющие маркировки с указанием фактического веса.
2.3.6. Железобетонные изделия при выгрузке должны укладываться на расположенные в одной вертикальной плоскости по высоте штабеля подкладки и прокладки шириной не менее 25 мм и толщиной больше высоты захватных петель:
фундаментные блоки и блоки стен подвалов — в штабель высотой не более 2,6 м;
стеновые блоки — в штабель в два яруса;
плиты перекрытий — в штабель высотой не более 2,5 м;
ригели и колонны — в штабель высотой до 2 м.
2.3.7. Укладка сборных железобетонных изделий и конструкций на железнодорожную платформу или в полувагон должна производиться на две поперечные деревянные подкладки из досок сечением не менее 40 x 100 мм.
2.3.8. Кантование тяжеловесных грузов допускается производить на специально отведенной площадке, имеющей ограждение, под руководством лица, ответственного за производство работ кранами. При этом не допускается нахождение рабочих в зоне перемещения груза или его возможного опрокидывания.
Производить кантование необходимо с помощью предназначенных для этих целей инструмента и приспособлений.
2.3.9. При погрузке и выгрузке труб необходимо применять специальные траверсы или дополнительные приспособления для захвата труб с торца.
2.3.10. Погрузку и выгрузку листового металла необходимо производить с использованием электромагнитных или вакуумных захватов или применять специальные подкладки для исключения возможного излома или разрезания стропов острыми кромками металла.
Вес поднимаемого груза, включая массу электромагнитного или вакуумного захвата, не должен превышать грузоподъемность крана.
2.3.11. Погрузка и выгрузка листового металла и других металлических грузов с применением электромагнитных и вакуумных захватов должна производиться без сбрасывания.
Не допускается отключение электромагнитных и вакуумных захватов на высоте более 0,5 м от пола вагона или поверхности складирования.
2.3.12. При выгрузке листового металла из полувагона краном с магнитной шайбой необходимо:
2.3.12.1. Проверить состояние груза, принимая во внимание, что магнитной шайбой разрешается выгружать листы толщиной не менее 14 мм.
2.3.12.2. Указать машинисту крана место опускания магнитной шайбы на груз, после чего стропальщик должен отойти в безопасное видимое машинисту крана место и дать команду на подъем груза.
2.3.12.3. Поднять груз выше борта полувагона не менее чем на 0,5 м, переместить к месту укладки, опустить на высоту не более 1 м от места укладки и с поправкой положения, при помощи подручных средств (багра, оттяжки), уложить в штабель.
2.3.13. При выгрузке из полувагона стержней круглого или квадратного сечения, а также металла в пачках должны применяться стропы с крюками. При этом пачка металла или стержни должны крепиться способом «на удавку».
После поднятия пачки металла или стержней на высоту 200 — 300 мм стропальщик должен убедиться в правильной их строповке и отойти в безопасное место, определенное технологией работ (планом производства работ или технологической картой), утвержденной организацией, владеющей краном, и с этого места подать сигнал на подъем груза.
2.3.14. При выгрузке из полувагона листового металла необходимо:
2.3.14.1. Подвести вспомогательный строп (подстропник) под необходимое количество листов, вес которых не превышает номинальной грузоподъемности крана, надеть петли стропа на крюк крана и натянуть их подъемом крюка. Стропальщики должны отойти в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой.
2.3.14.2. По сигналу старшего стропальщика машинист крана должен приподнять захваченный груз на высоту не более 0,5 м и в образовавшийся зазор стропальщики должны подвести основные стропы, после чего груз должен быть опущен на место, а вспомогательный строп снят с крюка и на него должны быть навешены основные стропы.
Стропальщики должны отойти в безопасное место, после чего по сигналу старшего стропальщика машинист крана может продолжить подъем и перемещение груза на место укладки. Укладка должна производиться на подкладки или прокладки.
2.3.15. Металл при выгрузке должен укладываться в стоечный стеллаж или укладываться на подкладки и прокладки:
профильная сталь крупных сечений и рельсы — в штабель высотой до 4 м, шириной до 5 м;
арматурная сталь по сортаментам — в штабель высотой до 1,2 м;
чугунное фасонное литье и трубы больших диаметров по сортам, размерам и форме — в штабели высотой до 1,2 м.
Высота штабелей готовых металлических конструкций не должна превышать 2 м. Между штабелями необходимо оставлять проходы шириной не менее 1,2 м. Металлоконструкции необходимо укладывать так, чтобы плоскость, на которую нанесена маркировка и другие знаки, была доступна для осмотра.
2.3.16. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитными и вакуумными захватами должна быть ограждена и иметь сигнализацию, указывающую на опасность нахождения людей в этой зоне. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026.
2.3.17. При производстве работ с использованием электромагнитного захвата запрещается:
прикасаться руками или другими частями тела к корпусу магнита до полного его охлаждения;
находиться и допускать пребывание рабочих в полувагонах, на платформах, а также в зоне перемещения магнитной плиты с грузом;
подводить вручную включенный электромагнит к грузу.
2.3.18. Кабели и канаты в барабанах необходимо выгружать с помощью строп и специальных захватов для подъема в вертикальном или горизонтальном положении.
2.3.19. Через каждые 100 м длины фронта выгрузки тяжеловесных грузов необходимо предусматривать противопожарные разрывы шириной 5 м.
—www.zakonprost.ru