Автомобиль в лизинг налогообложение – :

Содержание

Машина в лизинге: кто платит транспортный налог?

Актуально на: 22 февраля 2018 г.

О том, как рассчитывают транспортный налог организации, мы рассказывали в нашей консультации. А кто является плательщиком транспортного налога при лизинге автомобиля? Отметим сразу, что подход к вопросу «Лизинг и транспортный налог 2017-2018» не изменился.

Кто платит транспортный налог при лизинге автомобиля?

НК РФ предусматривает, что организациями-плательщиками транспортного налога считаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ч. 1 ст. 357 НК РФ).

Поэтому отвечая на вопрос по транспортному налогу при лизинге, кто платит этот налог, ответ зависит от условий лизингового договора.

Напомним, что в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств (утв. Приказом МВД от 24.11.2008 № 1001), транспортные средства, переданные на основании договора лизинга (или сублизинга), регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем (п. 48.1 Правил).

Если договор лизинга предусматривает регистрацию транспортных средств за лизингополучателем, то такие транспортные средства регистрируются за ним на срок действия договора лизинга. Регистрация производится по адресу места нахождения лизингополучателя или его обособленного подразделения (п. 48.2 Правил).

Зависит ли плательщик налога от того, на чьем балансе транспорт числится?

Факт отражения имущества на балансе лизингополучателя или лизингодателя не имеет значения с точки зрения уплаты налога. Поэтому транспортный налог при лизинге на балансе лизингодателя или лизингополучателя уплачивает та сторона, за которой транспорт зарегистрирован, а не та, на чьем балансе он учитывается. Конечно, лизингодателю не хочется платить транспортный налог за используемый лизингополучателем автомобиль, поэтому транспортный налог при лизинге на балансе лизингополучателя, равно как и при другом варианте, скорее все будет платить лизингополучатель.

Но, повторимся еще раз, кто оплачивает транспортный налог при лизинге зависит от того, на кого транспорт зарегистрирован (Письмо Минфина от 17.08.2015 № 03-05-06-04/47422). Если зарегистрирован за лизингодателем, платит транспортный налог лизингодатель, а если за лизингополучателем – лизингополучатель.

Проверить это можно, посмотрев на соответствующую отметку в паспорте транспортного средства (ПТС) или свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС).

Уплачивает транспортный налог та или иная сторона договора лизинга в течение срока, на который транспортное средство за ней зарегистрировано.

Также читайте:

glavkniga.ru

Приобретение ООО автомобиля в лизинг (плюсы и минусы) — «Моё дело. Бухгалтер».

Малому бизнесу сложно приобрести крупное основное средство для деятельности организации путем обычной купли-продажи. В особенности если такое ОС — автомобиль. В связи с чем приходится прибегать к другим инструментам его получения. Наиболее востребованный из них — лизинг.

В рамках нашей статьи мы постараемся раскрыть плюсы и минусы его использования и моменты, на которые при заключении договора лизинга необходимо обращать внимание. Это позволит использовать лизинг на более выгодных финансовых условиях и с учетом налоговых рисков.
 
1. Виды лизинга.
 
 Плюс.
 
В отличие от обычной купли-продажи или кредита, лизинг многообразен. Наиболее частые его варианты — лизинг с выкупом автомобиля и без выкупа.
 
В первом случае по окончанию срока лизинга вы становитесь полноправным собственником транспортного средства, выкупая его у лизинговой компании по остаточной стоимости.
 
Во втором случае завершения срока лизинга можно вернуть автомобиль обратно лизинговой компании. То есть для вас это обернется практически обычной арендой. Такая возможность позволит вам выбрать новый автомобиль и заключить новый контракт.

 
Минус.
 
Если будет вариант лизинга без выкупа, то тут положительная сторона в части выбора автомобиля может обернуться для вас и другой стороной. В частности, когда в замене нет необходимости, но нужно снова проходить процедуру заключения нового договора и снова платить за аренду автомобиля лизинговой компании, а не пользоваться уже своим автомобилем.
 
 
2. Форма расчета.
 
Плюс.
 
Формы расчетов по лизингу бывают разные. Как правило, они выражаются в уплате денежных средств. Но на практике встречается и бартерный лизинг, когда в счет платежей отгружаются товар, материал, и оказываются какие-то работы и услуги. При втором варианте, если у вас есть какой-то ходовой товар (услуги), есть возможность получить авто практически без вложения оборотных средств компании.
 
Минус. 
 
Второй вариант расчета в России встречается редко. Такая система лизинга пока не очень развита в экономике нашей страны. Поэтому, чтобы найти лизинговую компанию с таким вариантом договора, придется потрудиться.
«Плюс» при бартерной системе расчетов сложно соразмерно оценить товары, услуги, зачитываемые в счет платежей. Так как не всегда лизинговая компания готова зачесть их по стоимости, интересной именно для вашего бизнеса.
 
3. Выбор марок.
 
Плюс.
 
При лизинге вы можете выбрать любое авто, и лизинговая компания приобретет его для вас. В случае с простой покупкой или кредитом вы будете ограничены обычными предложения автосалонов и других автомобильных рынков.
 
Минус.
 
Как правило, все лизинговые компании строят свою деятельность на работе только с новыми автомобилями в отличие от стандартных рынков продажи авто, где можно купить и БУ. То есть при необходимости поиска бюджетного варианта с новым автомобилем может оказаться и не таким уж дешевым для вашего кошелька в отличие от поддержанного автомобиля.
 
 
4. Сумма лизингового платежа.
 
Плюс.
 
Суммы лизинговых платежей, как правило, значительно ниже, чем при варианте с кредитом. В них не закладывается процента ставка. Особенно они финансово выгодны, когда используется вариант лизинга без выкупа.
 
Минус.
 
Ее размер зависит от графика платежей и суммы предоплаты или ее отсутствия.
 
5. Предоплата.
 
Плюс.
 
Очень часто лизинговые компании работают без авансовой системы. При ней не требуется внесение каких-либо первоначальных взносов, как при варианте с обычным кредитом. У банков это бывает только в виде рассрочки, а она на практике встречается в предложениях банков не по всем маркам и моделям, которые вам бы хотелось получить. Ну и предлагается банками не так часто, а обычно в преддверии сезонов продаж.
 
Согласитесь, если необходимость в автомобиле у вас возникнет летом, дождаться интересных новогодних акций по кредиту может быть очень затруднительным.
 
Минус. 
 
Отсутствие уплаты аванса. Это сказывается на сумме лизинговых платежей. В такой ситуации они увеличиваются. Поэтому здесь надо реально оценить, что для вас будет интереснее: взять лизинг с авансом и потом платить значительно меньше, или сэкономить сейчас, но потратится потом в процессе расплаты за авто.
 
Размер аванса. Как правило, при кредите довольно часто возможны авансы в размере 10%-15%. В лизинге же чаще всего их размер ограничивается рамками от 20% до 49%.
 
 
6. Процедура оформления.
 
Плюс.
 
Пакет документов для его получения значительно меньше, и процесс одобрения сделки значительно быстрее. То есть, если время поджимает, то получить авто по лизингу можно в очень короткое время. В банках же, как правило, такая спешка приводит к повышению процентной ставки по кредиту.
 
Минус.
 
Как такового минуса по данному фактору нет.
 
7. Право собственности.
 
Плюс.
 
В случае с ДТП ответственность и убытки будет нести лизинговая, если:


— в договоре лизинга указано, что обязанность лизингополучателя возместить лизинговой комании убытки, возникшие в случае повреждения или гибели предмета лизинга, возникает лишь в случае отказа страховой компании от возмещения убытков, либо в случае превышения фактической стоимости восстановительного ремонта над суммой страхового возмещения; 
— включить в договор страхования условие, что к страховщику не переходит право требования к лизингополучателю, кроме случая умысла лизингополучателя в причинении убытков;.
— включить в договор страхования транспортного средства условие, что лизингополучатель вправе только пользоваться предметом лизинга. То есть сотрудники вашего ООО будут рассматриваться лицами, допущенными к управлению им, с разрешения собственника — лизинговой компании.

 
Минус.
 
— на время действия договора лизинга Автомобиль считается собственностью лизинговой компании, и вы будет считаться по сути обычным его арендатором, которому он передан на временное пользование;
— у вас не будет прав сдать его в субаренду или выехать на нем заграницу без одобрения лизинговой компании;
— при несоблюдении условий договора лизинга автомобиль может быть изъят без решения суда;
— утрата (кража, «фатальная» поломка автомобиля) по вашей вине не освобождает от обязательств по договору лизинга. В связи с чем для подстраховки приводит к оформлению КАСКО. А ее сумма, как правило, может оказаться весомой для бюджета. Особенно, если авто недешевое.
 
8. Досрочное погашение.
 
Плюс.
 
Он один — договором лизинга такой вариант практически всегда предусмотрен.
 
Минус.
 
Чаще всего досрочное погашение невозможно ранее, чем через полгода с момента заключения договора лизинга. В случае нарушения условия могут быть выставлены штрафы. Сейчас же в сфере автокредитов таких санкций уже практически нет, как и ограничений по сроку и суммам досрочного погашения.
 
9. Выкупная стоимость.
 
Плюс. 
 
Для лизинга на момент договора она рассчитывается предварительно и может меняться, исходя из состояния износа автомобиля. А при варианте с кредитом или обычной покупкой стоимость машины, выплачиваемая продавцу или банку, в любом случае будет неизменна, вне зависимости от будущего износа автомобиля.
 
Минус.
 
При варианте с кредитом или обычной покупкой такой платеж в целом отсутствует. Учитывая тот фактор, что лизинг позволяет растянуть затраты на авто на более долгий период и учесть при выкупе износ, то переплата из-за нее, как правило, не такая уж и значительная. Поэтому данный минус в целом будет довольно спорным.
 
10. График платежей.
 
Плюс.
 
Как правило, график из уплаты плавающий и не всегда ежемесячный, что позволяет успеть заработать нужную сумму для погашения в отличие от ситуации с ежемесячными платежами по автокредиту.
 
Минус.
 
Чем реже платежи, тем больше их суммы, а это тоже не всегда финансово выгодно вашему карману.
 
11. Транспортный налог
 
Плюс.
 
Платит данный налог та сторона договора лизинга, на которую он зарегистрирован. В частности, если автомобиль зарегистрирован на лизинговую компанию, то платит его именно она в течение всего срока действия договора лизинга и по его окончанию (если договором лизинга не предусмотрен выкуп лизингового имущества).

Если автомобиль регистрируется на лизингодателя, а затем передается вам и временно (на срок действия договора лизинга) регистрируется на ваше ООО, то и в этой ситуации транспортный налог платит лизинговая компания. Как в  течение срока действия договора, так и по его окончанию (если договором лизинга не предусмотрен выкуп лизингового имущества).

Минус.

В случае, когда автомобиль сразу регистрируется на ваше ООО (временно, на срок действия договора) без изначальной регистрации на лизинговую крмпанию, то его платите вы. Если выкуп предмета лизинга не предусмотрен, то по окончанию срока действия договора и перерегистрации его обратно — эта обязанность перейдет обратно лизинговой компании. 
 
12. Поэтапная оплата.
 
Плюс.
 
Нет сразу большой финансовой нагрузки по оплате всей стоимости автомобиля.
 
Минус. 
 
Переплата сверх изначальной стоимости автомобиля.
 
Важный момент! Если вы решите себя «побаловать» и купить для бизнеса очень дорогое и брендовое авто, то при такой покупке есть определенные налоговые риски. Рассмотрим их подробнее.
 
Приобретая в лизинг дорогостоящий автомобиль премиум-класса, имейте в виду, что с учетом расходов на них могут возникнуть определенные проблемы на режиме УСН и ОСНО. Но особенно проблемно это будет на ОСНО, поскольку коснется не только Налога на прибыль, но и НДС. Поэтому более развернуто рассмотрим учет расхода на дорогой автомобиль именно по ОСНО.

Налог на прибыль.
 
Любая покупка со средств организации должна быть направлена на прибыль в дальнейшем и ни в коем случае не ухудшать финансовое положение бизнеса.
 
Ввиду того, что автомобиль будет относиться к категории дорогостоящих, то будет «напрашиваться вопрос» в части экономической обоснованности затрат и того, как сделать затраты на лизинг дорогого автомобиля оправданными для бизнеса?

Поэтому, планируя лизинг дорогого автомобиля, важно учитывать, как минимум, следующие факторы:


— приобретение авто (даже лизинг) не должно «загонять» ООО в долги. Если в компании нет оборотных средств, и придется брать займы (пусть даже учредителя), то у налоговой вполне обосновано могут появиться подозрения, что это своего рода схема для занижения налога. Особенно когда заимодавец — учредитель и будете в основном использовать это авто сам;
 
— ООО в этот момент должно вести активную работу (заключались договора, имелись доходные поступления от сделок). Так как иначе сложно будет объяснить, зачем организации авто премиум-класса, когда деятельности нет совсем и надобности в нем как таковой нет.
 
— должны быть видимые признаки использования автомобиля в коммерческой деятельности (затрат на приобретение ГСМ, страхование (ОСАГО), составление путевых листы, приказов о закреплении автомобиля за сотрудником и т.д). Так, если компания приобрела машину, но при этом не несет расходов на оплату ОСАГО, бензина и т.п., то уже есть основания для сомнений со стороны налоговой.


То есть отсутствие причин, указанных выше, поможет снизить риск проблем с налоговой.

Практика показывает, что при наличии покупок автомобилей люксовых марок внимание инспектора к ним практически 100% гарантировано. Чаще всего в таких случаях налоговая старается отследить факт использования приобретенного автомобиля. При этом крайне важно, чтобы он не был передан в пользование сторонним физическим лицам или сотрудникам компании в их личных интересах, которые никак не связаны с их трудовой деятельностью, либо с извлечением доходов самой организацией.

Также, если время использования автомобиля, по данным имеющихся документов, не совпадает с графиком работы директора, то налоговая придет к выводу, что автомобиль эксплуатируется вами как физическим лицом, а не для компании и вне связи с коммерческой деятельностью организации. Иначе такие затраты будут исключены. А это «чревато» доначислением налога, штрафа за его не уплату и пени. Это подтверждается судебной практикой —постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 No 11АП-5693/2015.

 

Но есть лазейка! Законом не установлены требования подтверждения экономической оправданности затрат. То есть нет перечня конкретных документов и их форм для этих целей. Поэтому для обоснованности расхода можно воспользоваться внутренними документами организации. К примеру, составить положение о деловом стиле компании и обязательно включить в должностные инструкции сотрудников условие о том, что эти работники используют машины представительского класса в интересах компании для создания благоприятного имиджа у деловых партнеров.

 

Таким путем, если организация сможет подтвердить, что автомобиль класса люкс необходим ей для поддержания делового имиджа компании. Например, в результате использования для перевозок своих сотрудников (особенно, руководства) бюджетного автотранспорта компания может потерять репутацию. А таким образом и клиентов, и прибыль. Для этого также лучше издать внутренний документ (например, служебную записку с визой руководителя), обосновывающий необходимость покупки дорогого автомобиля. Так как это увеличивает шансы компании на заключение новых контрактов. Все это будет подтверждать, что расходы направлены на получение прибыли в будущем. А, значит — они целесообразны и экономически оправданны.

 

«Плюс», как было указано выше — нужно обосновать, что автомобиль компания действительно использует в предпринимательских целях (оформлять путевые листы, в которых указаны маршруты поездок и пункты назначения, кассовые и товарные чеки на приобретение ГСМ, а также авансовые отчеты).

НДС.

В целом по покупке авто в лизинг НДС можно принять к вычету на общих основаниях. Но на практике налоговые очень часто отказывают в таком вычете по НДС, связывая это с тем, что для этого авто надо использовать именно в деятельности, облагаемой НДС. Поскольку вычет применяется только по объектам, приобретенным для использования в деятельности, облагаемой НДС. Если инспекторы при проверке обнаруживают, что в том периоде, когда заявлен вычет по приобретенному автомобилю, он в деятельности, облагаемой НДС, не использовался, следует отказ в вычете и доначисление налога.

По судебной практике в большинстве случаев налогоплательщикам удается отстоять свою позицию, даже если авто используется в деятельности, не облагаемой НДС.(постановление АС Уральского округа от 21.10.2015 No Ф09-6824/15, постановление АС Центрального округа от 01.09.2016 No А64-5617/2015). Но есть и обратная практика (постановление АС Дальневосточного округа от 01.11.2016 No Ф03-4901/2016).

Для вычета по НДС важно не допускать риски привлечения внимания к себе. Они будут аналогичными налогу на прибыль.
 
Имейте в виду, налоговая, чтобы доказать факт необоснованности вычета, часто проводит целые расследования, используя не только ресурсы ФНС России, но и запрашивая информацию из других госорганов. Например, из ЗАГСа — о лицах, не состоящих в браке, но имеющих общих детей. Или из органов ГИБДД — о фактах ДТП с автомобилями, в отношении которых применен вычет, и лицах, управлявших этими автомобилями в момент аварии. Также инспекторы при сборе доказательств могут, к примеру, провести опрос участкового инспектора полиции на предмет выяснения того, где и как хранятся автомобили в ночное время и в выходные дни, а также, кто фактически пользуется транспортными средствами. И в результате такой работы налоговикам удается убедить суд не только в том, что фактически автомобилем владеет не компания, а физическое лицо, но и в том, что вся операция по покупке от имени организации затевалась исключительно ради налогового вычета.

Поэтому, если решите взять в лизинг дорогой автомобиль, то готовьтесь к тому, что к этому расходу внимание налоговой практически будет гарантировано. Как можно попробовать обосновать свою позицию по экономической оправданности покупки, информация приведена выше. Также выше рассмотрено, при каких условиях риск исключения расхода (или вычета в части НДС) максимален. Есть вероятность, что даже такие доводы налоговую не удовлетворят. Таким образом, вероятнее всего, что свою позицию придется отстаивать в суде. Но, по имеющейся судебной практике, при соблюдении приведенных условий и оформлению нужных документов, суды чаще встают на сторону налогоплательщика.
 
 
Исходя из приведенным нами рисков и факторов, вы можете провести для себе анализ выгодности лизинга для своего бизнеса и заключить договор по нему на условиях, выгодных, в первую очередь, вам и вашим финансам. Удачного вам ведения бизнеса!

www.moedelo.org

Кто платит налог на имущество и транспортный при договоре лизинга


Кто из сторон платит транспортный налог
Транспортный налог – региональный. В каждом субъекте установлены свои сроки и порядок уплаты. Транспортный налог платят в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Как определяется это место? По общему правилу – по месту госрегистрации автомобиля. Если такое место отсутствует, то по месту нахождения (жительства) собственника (пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). При заключении договора лизинга место нахождения сторон договора (лизингодателя и лизингополучателя) чаще всего отличается. Договор может быть заключен между компаниями Москвы и Челябинска. У бухгалтера может возникнуть вопрос: кто в таком случае будет платить транспортный налог?
Собственниками передаваемых в лизинг транспортных средств являются компании-лизингодатели. По договору лизинга всегда происходит передача имущества во временное владение. При передаче автомобиля лизингополучателю средства передвижения регистрируют по месту нахождения лизингополучателя. Значит, уплачивать транспортный налог начинают лизингополучатели.
Такой порядок применялся до 24.08.2013 года. Затем были внесены изменения в статью 83 Налогового кодекса РФ. Новая редакция кодекса предусматривала иное место постановки транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных судов) на налоговый учет — это место нахождения (жительства) собственника имущества.
Появилось несоответствие, ведь:
  • с одной стороны, транспортный налог должен платить лизингодатель как собственник, 
  • с другой стороны, транспортное средство зарегистрировано в ГИБДД за лизингополучателем. 
С 03.12.2013 это противоречие было устранено. В статью 83 Налогового кодекса внесли поправки, вернув всё на свои места.
В результате не повезло компаниям, заключившим договоры в период с 24.08.2013 по 03.12.2013. В этот период остается неясным вопрос о постановке на налоговый учет транспортного средства, переданного в лизинг. Можно только порекомендовать бухгалтерам компаний обращаться с письменным запросом в свою налоговую инспекцию.
Самые последние разъяснения по вопросу уплаты транспортного налога в отношении предмета лизинга даны ФНС России. В своем письме (письмо ФНС России от 11.12.2013 № БС-4-11/22368) налоговики посоветовали обращать внимание на то, был ли изначально транспорт зарегистрирован в органах ГИБДД за лизингодателем. Если да, то плательщиком налога будет именно он.
При расторжении договора лизинга нужно учесть следующее: если автомобиль зарегистрирован на лизингополучателя, то последний месяц учитывает при расчете транспортного налога как за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Кто из сторон платит налог на имущество
Плательщиком налога на имущество будет тот участник договора лизинга, у кого на балансе учитывается лизинговое движимое и\или недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). От этого же условия будут зависеть другие нюансы. Например, как будет сформирована первоначальная стоимость имущества, а значит и база для начисления налога. Ведь мы знаем, что первоначальная стоимость формируется исходя из всех затрат, связанных с его приобретением, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Основное отличие состоит в том, что лизингополучатель помимо стоимости, переданной ему лизингодателем, включает в первоначальную стоимость еще и дополнительные расходы, связанные с получением лизингового имущества. Также, помимо всего этого — лизинговые платежи. Напоминаем, что налог на имущество рассчитывается исходя из остаточной стоимости.
Есть еще один нюанс, который необходимо учесть. По договору лизинга возможно применение коэффициента ускорения. Его бухгалтер использует при начислении амортизации. В таком случае налог на имущество начислять надо со стоимости, скорректированной на коэффициент (Письма Минфина России от 26.04.2010 № 03-05-05-01/09, от 11.11.2008 № 03-05-05-01/66). Применение коэффициента позволит компании сэкономить, так как сумма налога будет ниже
С 01.01.2013 года движимое имущество исключается из объекта налогообложения. Речь идет именно об имуществе, которое приобрели после 01.01.2013 года. Освобождение действует независимо от того, на балансе лизингодателя или лизингополучателя учитывается имущество (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Лизингополучатель может произвести неотделимые и отделимые улучшения в арендованное имущество и учитывать такие улучшения как отдельный объект основных средств. Здесь также важна дата 01.01.2013. Так как отделимые улучшения, принятые в состав основных средств, включают в базу по налогу на имущество только по приобретенным после 01.01.2013. Если говорить о неотделимых улучшениях, учтенным в составе основных средств у лизингополучателя, как до этой даты, так и после – все они подлежат налогообложению налогом на имущество.
Важный момент, на который нужно обратить внимание! Это – вопрос формирования первоначальной стоимости ОС после выкупа имущества. Когда имущество в период договора учитывалось на балансе лизингодателя, то лизингополучатель принимает его на учет по выкупной стоимости. Её обычно определяют в самом договоре лизинга. Если стоимость не определена, то сделать это можно в дополнительном соглашении к договору. Стоит иметь ввиду, что инспекторы уделяют внимание сделкам по лизингу, в которых выкупная стоимость откровенно занижена и цена имущества в разы отличается от рыночной. Срок полезного использования бухгалтер должен установить, исходя из оставшегося. Так происходит, потому что лизингополучатель приобретает бывшее в употреблении основное средство.
Если имущество изначально отражали на балансе лизингополучателя, выкупная стоимость просто увеличит первоначальную стоимость ОС. После окончания договора лизинга бухгалтер продолжит начислять амортизацию. Если выкупная цена назначена мизерной, такой же будет остаточная стоимость и налог на имущество.

Существует еще особый договор, именуемый возвратным лизингом. Так называют договор, когда фирма покупает и тут же продает имущество. Затем это же имущество берет в лизинг. В этом случае, компания будет дважды определять налоговую базу по налогу на имущество: первый раз, когда имущество покупает; а второй раз, когда получает имущество в качестве лизингополучателя и учитывает у себя на балансе.
При заключении договора международного лизинга (это когда стороны сделки находятся в разных странах) так же существуют свои особенности. Если Вашим лизингодателем является иностранное юридическое лицо, то налогоплательщиком налога на имущество признается иностранная компания (лизингодатель), не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство (Письмо Минфина России от 25.11.2013 № 03-05-05-01/50817). Это не зависит от того, у кого на балансе числиться лизинговое имущество.

Пример.
Условия: Компания А взяла в лизинг грузовой автомобиль. Машина отражается на балансе лизингополучателя. Стороны договора лизинга находятся в разных городах. Автомобиль зарегистрирован в ГИБДД на лизингополучателя. Машина куплена в декабре 2012 года, а договор лизинга заключен в январе 2013 года.
Решение: Платить налог на имущество и транспортный будет Компания А — лизингополучатель. Но стоит учесть – т.к. автомобиль признается движимым имуществом и на баланс лизингополучателя включается после 01.01.2013, то Компания А не начисляет налог на имущество по этому объекту.

www.buhday.ru

Транспортный налог на машину в лизинге. Кто платит

Содержание страницы

Лизинг сегодня – очень популярная форма предпринимательских взаимоотношений, поскольку позволяет получить необходимые основные средства быстро и с минимальными начальными вложениями. Автотранспорт довольно часто становится объектом лизинга. Если в сделке фигурирует транспорт, естественно, возникает вопрос об уплате транспортного сбора.

Какая сторона сделки по лизингу правомочна взять на себя обязательство по уплате транспортного налога (ТН), зависит от ряда обстоятельств, которые мы разберем в этой статье.

Стороны лизингового договора

Лизинг автотранспортного средства – это финансовая сделка, совершаемая насчет передачи в пользование определенного имущества, в нашем случае — транспортного средства, оформленная в виде договора. Как и в любом лизинговом договоре, в нем оговаривается срок, на который актив предоставляется в пользование, а по окончании этого срока транспортное средство может быть оставлено в собственность либо возвращено.

У договора лизинга всегда есть три стороны:

  • лизингодатель – физическое лицо либо организация, которая покупает у собственника какое-либо имущество (в том числе и автотранспорт), но не для собственного пользования, а для передачи этого права;
  • лизингополучатель – юридическое или частное лицо, которое получает указанное транспортное средство в платное пользование на оговоренный срок;
  • поставщик (продавец) – первичный владелец предмета договора, у которого лизингодатель приобретает имущество для лизинга.

Какая из этих сторон обязана уплачивать транспортный налог? Это зависит от ряда параметров, которые будут рассмотрены ниже.

Осторожно с автолизингом

Главная привлекательная черта лизинговых договоров относительно транспортных средств – это возможность пользоваться средством, даже если нет финансовой возможности приобрести его немедленно, а также перспектива получить его в собственность.

Но есть и негативные черты такой сделки, которые следует принять во внимание и правильно оценить риски перед заключением договора:

  1. Кредит все-таки ниже. Проценты по лизинговому договору обычно больше банковских. Но у банков и условия значительно отличаются и не подлежат пересмотру и корректировке.
  2. «Диспансеризация» авто. До конца срока действия договора лизингодатель будет регулярно осматривать транспортное средство, пока еще юридически принадлежащее ему.
  3. Сначала придется спросить. Получатель автомобиля не сможет провести с ним никаких юридических действий без санкции лизингодателя.
  4. Помните, автомобиль еще не ваш. Если в процессе действия договора лизинга получателем будут нарушены какие-либо условия (не вовремя внесены платежи, не пройден обязательный техосмотр, не в срок проведена профилактика и т.п.), машина не перейдет в собственность получателя, он потеряет это право.

Законодательное регулирование транспортного налогообложения

Спорный вопрос об уплате транспортного налога при соответствующем лизинге рассматривается в ряде законодательных документов:

  1. Налоговый Кодекс РФ:
    • ст. 357 – о том, кто является плательщиком налога: лицо, на которого оформлена регистрация транспортного средства;
    • ст. 358 – об объектах налогообложения;
    • ст. 360 – об отчетных налоговых периодах;
    • ст. 361 – о ставках и льготах;
    • ст. 362 – о сроках уплаты ТН;
    • ст. 363 – о порядке приема уплаты.
  2. Федеральный закон № 164 «О финансовой аренде (лизинге)» от 11.09.1998 года регулирует отношения по договору лизинга. Ст. 20 говорит о том, что владельцем объекта лизинга может считаться любая сторона договора.
  3. Приказ Министерства внутренних дел РФ № 1001 регламентирует установление собственности на автомобиль заключением специального соглашения.
  4. Письмо Федеральной налоговой службы № БС-4-11/22368 вносит дополнительные разъяснения по поводу уплаты ТН в лизинге.

Основные постулаты ТН при лизинговой сделке

Итак, основные правоустанавливающие документы, касающиеся уплаты ТН при лизинге автотранспортных средств, утверждают следующее:

  • обязанность уплаты ТН лежит на владельце транспортного средства;
  • числиться владельцем может, в зависимости от обстоятельств, лизингополучатель или лизингодатель;
  • лицо, на которое регистрируется авто, определяет соглашение, заключенное между сторонами лизинговой сделки;
  • регистрация транспортного средства может оформляться на постоянный срок либо только на время действия лизингового договора;
  • транспортный сбор платит владелец независимо от сроков регистрации.

Как определить владельца

В договоре прописываются нюансы перехода имущества в собственность по условиям лизинга. При заключении соответствующего соглашения оно может находиться в собственности:

  • лизингодателя – до тех пор пока не истечет срок лизинга и не будут выполнены все его условия, особенно финансовые;
  • лизингополучателя – на постоянной или временной основе (в зависимости от соглашения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если регистрация собственности на авто будет временной, в органы контроля автомобилей (ГИБДД или др.) надо предоставить копию лизингового договора и соглашение о временности регистрации.

Стороны сами принимают решение, кто будет юридическим владельцем предмета лизинга, и оформляют его в договоре или лизинговом соглашении.

Что нужно принимать во внимание, выбирая тип права собственности

Перед заключением договора лизинга нужно хорошо взвесить все факторы, могущие повлиять на стоимость передаваемого имущества, и принять решение, какое соглашение о передаче авто в собственность следует заключить. Значение имеют такие моменты:

  1. Разница в ставках по транспортному налогу по разным регионам Российской Федерации. НК РФ говорит о том, что региональные власти могут увеличивать или уменьшать ставки по ТН до десятикратного размера. Налог на авто, передаваемое в лизинг, будет исчисляться по региону собственника имущества, потому что он попадет в бюджет этого региона. При значительной разнице лучше предпочесть форму соглашения, по которой владельцем будет считаться лицо, зарегистрированное в регионе с более мягкой ставкой.
  2. Возможность применить льготу. Положение, аналогичное ситуации с налоговой ставкой – при прочих равных условиях следует предпочесть регион регистрации с налоговыми льготами.
  3. Экономическая целесообразность. Если заключить договор лизинга, не принимая во внимание всех ключевых факторов, это может существенно увеличить стоимость имущества, тогда как учет их принесет выгоду обеим сторонам сделки.

ВАЖНО! Исчисление и уплата ТН производится согласно региональным законам по месту регистрации автотранспортного средства.

Бухучет транспортного налога при лизинге авто

Если взятое в лизинг транспортное средство применяется для основного вида деятельности ИП или организации, то транспортный налог будет относиться к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06 мая 1999 года № 33н).

Его отражают по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Когда производится перечисление ТН, его оформляют по дебету счета 68, корреспондирующим счетом выступает 51 «Расчетные счета».

Налогообложение на прибыль организаций и лизинг автомобилей

Транспортный налог является признаваемым расходом организации. Его следует учитывать при расчете налога на прибыль, причем не только саму сумму налога, но и авансовый платеж по нему. Учет производится на дату начисления в составе «прочих расходов, связанных с производством и продажей».

ИТОГИ

  1. Стороны лизинговой сделки своей волей определяют, кто будет оформлен владельцем автотранспортного средства, в какой момент это право наступает и как долго действует.
  2. Транспортный налог уплачивает лизингодатель, если право собственности на авто перейдет к получателю только по выполнении всех условий договора лизинга.
  3. Транспортный налог платит лизингополучатель, если авто перерегистрируется в его регион на постоянной или временной основе.
  4. Порядок исчисления, сроки и отчетность по уплате ТН зависят от правил, принятых в регионе регистрации автотранспортного средства.
  5. На собственника лизингового имущества возлагается не только обязанность по уплате ТН, но и ответственность за просрочку платежей или отчетности, недоимку либо неуплату, а также за отсутствие регистрации авто, переданного по лизинговому договору.

assistentus.ru

Возврат НДС при покупке автомобиля в лизинг: варианты

Если так необходимо купить автомобиль, а денег на покупку машины нет, можно воспользоваться услугами лизинговых компаний. Компания по запросу покупателя совершает подбор поставщика и необходимой модели авто, покупает у него машину и сдает в аренду на определенных условиях клиенту. Сама компания в итоге получает со всех выплат свою часть денег, а остальные средства уходят на оплату себестоимости авто. В соответствии с законом оказание таких услуг является облагаемым объектом налогов по НДС, что влечет за собой возможность получения вычетов.


Вернуться к оглавлению

Система лизинга

Примеров использования данного метода покупки машины масса: автопарк маршрутных автомобилей или такси, парк представительских авто или простая покупка машины физическим лицом. Компании, осуществляющие лизинг, имеют разные условия оказания услуги, но основными критериями остаются следующие.

  1. Цена покупки авто.
  2. Аванс в момент покупки.
  3. Ставка.
  4. Время осуществления аренды по подписанному контракту.
  5. Частота совершения выплат.
  6. Стоимость выкупа.
  7. Способ оплаты.

Само понятие термина «лизинг» в переводе с английского языка обозначает сдачу внаем движимого или недвижимого имущества, с последующим выкупом организацией по осуществлению лизинга. Лизинговая компания является собственником такого имущества до тех пор, пока не закончится срок действия договора, по которому физическое или юридическое лицо арендует такое имущество на определенный срок. А за все время пользования имуществом лизинговой компании необходимо вносить плату.

Чтобы заключить лизинг, подписываются 2 контракта: между лизинговой компанией и поставщиком авто и между лизинговой компанией и покупателем авто.


Вернуться к оглавлению

Структура Закона о НДС

По закону п. 7 ст. 258 Налогового кодекса РФ автомобиль, полученный вследствие финансовой аренды, должен принадлежать к группе амортизации стороны, у которой он находится на балансе. А для этого нужна оценка стоимости машины, которая будет приравниваться к сумме всех платежей по лизингу без учета НДС.

Поэтому юридические лица, берущие в лизинговую аренду недвижимый транспорт, могут осуществить возмещение НДС, ставка которого составляет 18%, и ее обязаны выплатить обе стороны сделки. Для получения вычета необходимо соблюдать такие правила:

  • использовать автомобиль в такой сфере деятельности, которая облагается НДС;
  • автомобиль в обязательном порядке должен состоять на учете организации;
  • наличие счетов-фактур со строкой под сумму НДС;
  • наличие подтверждающих оплату документов (договор лизинга, который включает в себя: акт приемки-передачи лизингового движимого имущества, график платежей и подтверждающие совершение оплаты документы).

Очень много различных интерпретаций толкования этого закона, поэтому не помешает предоставление ежемесячных документов, которые бы подтверждали лизинг. Период, за который можно требовать возврат НДС, должен быть тем временем, когда покупатель получил основания его применять.

На данный момент отталкиваются от предоставленных ежемесячных счетов-фактур, на основании которых и высчитывается период правового подспорья для требования вычета НДС. Но в то же время не должно быть причин, мешающих налоговым органам осуществить возврат НДС, а именно:

  • при расчетах был использован безналичный способ;
  • отсутствие документов, подтверждающих оплату или осуществление услуг по лизинговой аренде;
  • организация находилась в состоянии банкротства при подаче заявления на возмещение НДС;
  • суммы займа в крупных размерах были использованы организациями.

Поэтому НДС вычисляется с суммы платежей по аренде имущества, взятых в полном объеме, из них лизинговой компании вычитается размер суммы, которая была оплачена продавцу за лизинг как некая компенсация.

В случае нахождения авто на балансе лизинговой компании ее расходами принято считать платежи по лизингу, которые являются частью себестоимости машины и автоматически понижают базу налогов на прибыль. В обратном случае авто стоит на балансе покупателя: все лизинговые платежи и амортизация являются расходной частью бюджета покупателя. Но платежи учитываются с вычетом сумм амортизации.

В случае превышения суммы ежемесячного платежа суммой амортизации до конца срока погашения лизинговой стоимости авто, в сумму расходов будет включено лишь сумму начисленной амортизации, а когда начисление сумм амортизации прекратится, в расходы войдет вся сумма платежа по лизинговому договору, но без учета НДС.


Вернуться к оглавлению

Бухгалтерия лизинга

Изначально необходимо уплатить первичный аванс за получение автомобиля в лизинг, который не является расходом покупателя. А если у покупателя имеются в наличии все необходимые документы вместе с актом, авансовую сумму, добавленную в бухгалтерский учет, можно провести несколькими способами

  1. На дату совершения выплаты первого платежа лизинга (единовременно).
  2. На дату выплаты последнего платежа за лизинг (единовременно).
  3. На протяжении всего срока уплаты платежей лизинга по договору, равномерно и, тем самым, снижая сумму ежемесячного платежа.

После того, как лизинговая компания получила первый авансовый платеж, она имеет право в течение 5 дней предъявить покупателю счет-фактуру по сумме совершенного авансового платежа. Высчитать размер суммы НДС в этом случае можно, используя расчетную ставку. Покупатель может принять входной НДС с совершенного аванса к вычету, но при наличии всех необходимых документов.

Каждый раз, оплачивая ежемесячный платеж и получая счет-фактуру от лизинговой компании, сумма НДС, заявленная компанией, принимается к вычету тогда, когда происходит зачисление авансового платежа лизинга. Внимательно читайте договор с указанным равномерным зачетом аванса в течение всего срока действия договора, расход будет квалифицироваться как расход на будущий период, а учитываться также равномерно в налоговом учете.


Вернуться к оглавлению

Плюсы и минусы использования лизинга

Чем выгодна покупка авто для основного населения и юридических организаций, ведь можно просто пойти и оформить на свое имя кредит, после чего оплачивать по такой же схеме? Но для того чтобы взять кредит, зачастую необходимо доказать возможность погашения кредита и предоставить имущество в залог. А такое имущество имеется на балансе не у каждой организации, поэтому быстрее и проще взять авто в лизинг. Тем самым кредит дает полномочия к оплате налога на прибыль, а лизинг полностью трактуется как дополнительные затраты, а если при этом еще и оплатить НДС, то все обязанности перед государством в виде налогов значительно уменьшаются.

При покупке автомобиля у лизинговой компании можно легко решить все проблемы, связанные с ремонтом, прохождением ТО, страхованием и обслуживанием автомобиля лизинговой компанией. А также в случае автокатастроф или ДТП, поломок или неисправностей все вопросы и проблемы ложатся на плечи руководства лизинговой компанией.

Если правильно заключить договор с компанией, то автомобиль, полученный в лизинг, может быть подвержен возврату до истечения срока договора и ранее. Для осуществления подсчетов выплат учитывается и амортизация, которая дает возможность последний платеж практически не выплачивать. Этот вид приобретения движимого имущества наиболее выгоден для малого бизнеса.

При всех многочисленных плюсах данный вид услуги имеет и отрицательные стороны. За счет взятия основного груза ответственности на компанию по лизингу стоимость автомобиля значительно выше, чем бы могла быть в кредит. Выше будут и ставки платежей, совершаемых ежемесячно, первый взнос за авто, а при просрочке выплат авто может быть отобрано на законных основаниях.

В перечень негативных сторон использования лизинга входит и небольшая распространенность по всей территории РФ таких компаний, поэтому покупатели из глубинки не всегда могут найти у себя в регионе подобную организацию с оказанием лизинговых услуг. Не проработана и система оказания лизинговой аренды, и очень часто организации, предоставляющие услуги лизинга, приходится вступать в банковскую структуру. Покупателю авто через лизинг запрещается сдавать в аренду или использовать данное имущество как средство залога. Покупатель обязан в любое удобное для сторон время предоставить полную отчетность по наличию, использованию или любую другую информацию о предмете договора.

Налоговые органы очень часто придирчиво относятся к каждому пункту, и возместить вычет НДС удается не всегда, поэтому важным этапом заключения лизингового договора является учет всех возможных недочетов и придирок со стороны налоговых служб.

avtovdolg.ru

как приобрести автомобиль с выгодой для бизнеса

Закрыть

Настоящим Я, действуя своей волей и в своем интересе предоставляю Акционерному обществу «Лизинговая компания «Европлан» с местом нахождения: Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Коровий Вал, дом 5, ОГРН 1177746637584 (далее – «ЛК Европлан»), Обществу с ограниченной ответственностью «Автолизинг» с местом нахождения: Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Коровий Вал, дом 5, этаж 4, ОГРН 1027739053583 (далее – «Автолизинг»), Обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания ИНТЕРИ» с местом нахождения: Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малая Сухаревская площадь, д.12, ОГРН 1021602849443 (далее – «СК ИНТЕРИ»), Обществу с ограниченной ответственностью «Европлан Сервис» с местом нахождения: Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Коровий Вал, дом 5, ОГРН 1067761337082 (далее – «Европлан Сервис»), свое согласие на обработку, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение моих персональных данных, а именно: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, место работы и должность, почтовый адрес; номера рабочего и мобильного телефонов, адреса электронной почты, данные водительского удостоверения, адрес регистрации по месту жительства, адрес фактического проживания, паспортные данные, данные, которые относятся (могут быть отнесены) к категории биометрические персональные данные, идентификационный номер налогоплательщика, номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также иные персональные данные, полученные ЛК Европлан, Автолизинг, СК ИНТЕРИ, Европлан Сервис, в том числе полученные посредством заполнения настоящей Заявки. Целями обработки, в том числе целями сбора, персональных данных являются: определение возможности заключения договоров лизинга, договоров страхования (страховых полисов), договоров купли-продажи, любых иных договоров, их заключения, изменения, исполнения и прекращения, продвижения лизинговых, страховых и иных услуг посредством любых средств связи, а также для обеспечения соблюдения законов и иных нормативно-правовых актов. Обработка персональных данных осуществляется как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Согласие на обработку персональных данных действует в течение двадцати лет, а в части персональных данных, содержащихся в документах и на иных носителях информации, срок хранения которых по действующему законодательству превышает двадцать лет, согласие на обработку персональных данных действует в течение сроков хранения таких документов и иных носителей информации, установленных действующим законодательством. Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано посредством направления соответствующего письменного заявления в адрес ЛК Европлан, Автолизинг, СК ИНТЕРИ, Европлан Сервис по адресам места нахождения, указанным в настоящем согласии на обработку персональных данных. В этом случае лицо, получившее отзыв согласия на обработку персональных данных, прекращает обработку персональных данных, а персональные данные подлежат уничтожению или обезличиванию, если отсутствуют иные правовые основания для обработки, установленные законодательством Российской Федерации или документами лица, получившего отзыв согласия на обработку персональных данных, регламентирующими вопросы обработки персональных данных. Настоящим Я, действуя своей волей и в своем интересе, подтверждаю согласие на получение от Акционерного общества «Лизинговая компания «Европлан» с местом нахождения: Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Коровий Вал, дом 5, ОГРН 1177746637584 (далее – «ЛК Европлан»), Общества с ограниченной ответственностью «Автолизинг» с местом нахождения: Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Коровий Вал, дом 5, этаж 4, ОГРН 1027739053583 (далее – «Автолизинг»), Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания ИНТЕРИ» с местом нахождения: Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малая Сухаревская площадь, д. 12, ОГРН 1021602849443 (далее – «СК ИНТЕРИ»), Общества с ограниченной ответственностью «Европлан Сервис» с местом нахождения: Российская Федерация, 119049, г. Москва, ул. Коровий Вал, дом 5, ОГРН 1067761337082 (далее – «Европлан Сервис), сообщений, в том числе сообщений рекламного характера, посредством использования любых средств связи, в том числе телефонной, факсимильной и подвижной радиотелефонной связи (далее – «Рассылка»). Согласие на получение Рассылки действует в течение неопределенного периода времени и может быть отозвано посредством направления соответствующего письменного заявления в адрес ЛК Европлан, Автолизинг, СК ИНТЕРИ, Европлан Сервис по адресам места нахождения, указанным в настоящем согласии на получении Рассылки. Адреса электронной почты и номера телефонов, по которым будет осуществляться Рассылка указаны в настоящей Заявке. При изменении адресов электронной почты и/или номеров телефонов, по которым осуществляется Рассылка, я обязуюсь незамедлительно проинформировать об этом ЛК Европлан, Автолизинг, СК ИНТЕРИ, Европлан Сервис в письменной форме. До получения ЛК Европлан, Автолизинг, СК ИНТЕРИ, Европлан Сервис указанного уведомления об изменении адресов электронной почты и/или номеров телефонов Рассылка осуществляется по адресам электронной почты и номерам телефонов, указанным в настоящей Заявке, а риск связанных с этим последствий несет Клиент.

europlan.ru

Индивидуальный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, по договору лизинга приобрел автомобиль. По условиям договора автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя. Выкупная стоимость в сумму лизингового платежа не входит. Вправе ли индивидуальный предприниматель в целях исчисления НДФЛ учитывать в расходах лизинговые платежи за вычетом суммы начисленной амортизации?

Ответ: В случае когда индивидуальный предприниматель, находящийся на общей системе налогообложения, по договору лизинга приобрел автомобиль и по условиям договора лизинга автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя, индивидуальный предприниматель не вправе начислять амортизацию по имуществу, принятому по договору лизинга от лизингодателя. Поэтому лизинговые платежи учитываются в составе расходов индивидуального предпринимателя в полном объеме, без уменьшения на суммы начисленной амортизации.

Обоснование: Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге) лизингополучатель — это лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. При этом согласно п. 1 ст. 11 Закона о лизинге предмет лизинга остается собственностью лизингодателя.

Право сторон договора лизинга определять порядок учета лизингового имущества (на балансе лизингодателя или лизингополучателя) ранее было установлено п. 1 ст. 31 Закона о лизинге. Однако с 16 ноября 2014 г. данная статья утратила силу на основании пп. 1 ст. 13 Федерального закона от 04.11.2014 N 344-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

При этом, на наш взгляд, стороны по-прежнему вправе включать в договор лизинга условие о том, на чьем балансе учитывается предмет лизинга, на основании п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. В данном пункте установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Данное мнение также поддержано позицией финансового ведомства, изложенной в Информационном сообщении Минфина России от 17.11.2014, где указано, что после отмены ст. 31 Закона о лизинге порядок бухгалтерского учета лизингового имущества регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 (далее — Указания). Согласно п. 2 Указаний условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга.

Таким образом, стороны по-прежнему вправе устанавливать в договоре условие об учете лизингового имущества на балансе лизингодателя или лизингополучателя.

Индивидуальные предприниматели, которые находятся на общем режиме налогообложения и уплачивают налог на доходы физических лиц по доходам от своей предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы согласно положениям п. 3 ст. 210 и ст. 221 Налогового кодекса РФ имеют право учитывать фактически произведенные ими и документально подтвержденные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов.

Состав таких расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения прибыли организаций, установленному соответствующими статьями гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество учитываются в составе прочих расходов. При этом нормы данного подпункта позволяют признавать расходами лизингополучателя, учитываемыми в целях исчисления налоговой базы, только лизинговые платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со ст. ст. 259 — 259.2 НК РФ.

В силу пп. 4 п. 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее — Порядок), индивидуальные предприниматели учитывают в составе расходов амортизацию, начисленную только на принадлежащее им на праве собственности имущество, непосредственно используемое для осуществления предпринимательской деятельности и приобретенное за плату. В п. 30 Порядка также указано, что к амортизируемому имуществу относится имущество, принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности.

Так как лизинговое имущество, даже отраженное на балансе лизингополучателя — индивидуального предпринимателя, не принадлежит ему на праве собственности, то он не вправе начислять по нему амортизацию и, соответственно, учитывать ее в составе расходов.

Данное мнение поддержано и в Письме Минфина России от 07.11.2011 N 03-04-05/8-859, где указано, что первоначальную стоимость основного средства, приобретенного по договору лизинга и учитываемого на балансе индивидуальным предпринимателем — лизингополучателем, можно списывать на расходы предпринимателя посредством начисления амортизации только после его оплаты и перехода права собственности к предпринимателю.

Одновременно Порядок позволяет признать лизинговые платежи в составе расходов индивидуальных предпринимателей в полном объеме. Подпункт 8 п. 47 Порядка относит к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, лизинговые платежи за принятое в лизинг имущество, при этом в Порядке не указано о необходимости уменьшения расходов на сумму начисленной амортизации.

Следует отметить, что есть судебное решение, в котором суд признал право индивидуального предпринимателя начислять амортизацию по лизинговому имуществу, учтенному на балансе (Постановление ФАС Уральского округа от 30.11.2011 N Ф09-7573/11 по делу N А76-1790/11). Одновременно следует отметить, что в данном деле рассматривалась ситуация, когда индивидуальный предприниматель учитывал в расходах полную сумму лизинговых платежей, включающих в том числе и выкупной платеж, что было признано неправомерным как судом, так и налоговым органом.

Таким образом, с учетом позиции контролирующих органов, начисление индивидуальным предпринимателем и учет в расходах амортизации по лизинговому имуществу представляется рискованным и может вызвать спор с налоговыми органами. Если же по окончании договора лизинга предприниматель выкупит объект основных средств у лизингодателя и, сформировав первоначальную стоимость, будет начислять амортизацию, то данный вариант не будет содержать налоговых рисков для предпринимателя.

Похожие записи:

economic24.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *