Трубопроводный транспорт история развития – 6.1 История развития трубопроводного транспорта

Содержание

6.1 История развития трубопроводного транспорта

Трубопроводы, предназначенные для перемещения жидкостей, известны с древних времен. Это были прежде всего водопроводы, которые в настоящее время имеют огромное распространение и не считаются транспортными коммуникациями.

В современной транспортной терминологии под трубопроводным транспортом обычно понимают трубопроводы в комплексе с другими устройствами, предназначенные преимущественно для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.

Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке.

В России первый нефтепровод с трубой диаметром 100 мм и протяженностью 12 км соединил в 70-х годах прошлого столетия Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в районе Баку.

В 1897–1909 годах был построен один из крупнейших для своего времени нефтепровод для передачи керосина от Баку до Батуми (850 км) с трубами диаметром 200 мм, спроектированный выдающимся русским инженером В. Г. Шуховым. Позднее были построены небольшие трубопроводы Грозный – Махачкала, Тула – Краснодар и др. Газопроводного транспорта Россия не имела.

Первые трубопроводы при Советской власти строи­лись в основном в Закавказье и на Северном Кавказе. В годы первой пятилетки были построены нефтепроводы Баку – Батуми (вторая линия), Грозный – Туапсе. Для транспортировки бакинской нефти на Урал в 1932 г. сооружен нефтепровод Гурьев – Орск. Ранее пла­нировалось, что в Гурьев нефть будут доставлять из Баку морским транспортом. Однако из-за увеличения добычи нефти в Эмбенском районе Западного Казахстана построенный в 1936 г. нефтепровод стали использовать для доставки нефти на Орский нефтеперерабатываю­щий завод не из Баку, а из Казахстана.

В 1931–1932 гг. был построен керосинопровод Армавир (Северный Кавказ) – Трудовая (Донбасс), который имел очень большое зна­чение для удовлетворения потребностей Украины в светлых нефте­продуктах. В середине 30-х годов были сооружены нефтепроводы в Поволжье и на Урале, в 1936 г. пущен в эксплуатацию нефтепро­вод Ишимбай – Уфа, в 1941 г. сооружен газопровод Дашава – Львов протяженностью 70 км. К 1940 г. общая протяженность магист­ральных трубопроводов составляла 4,1 тыс. км. Изменилась и гео­графия трубопроводного транспорта: кроме Закавказья и Северно­го Кавказа, проложены новые трубопроводы на Украине, в Повол­жье, Западном Казахстане, Центральном районе.

Трубопроводы, построенные во время Великой Отечественной войны, имели важное оборонное значение. Так, например, для обеспечения топливом Ленинграда по дну Ладожского озера был проложен бензинопровод, который обеспечивал город и войска топливом. Трубо­провод имел длину 30 км, в том числе его подводная часть – 21,5 км. Строительство его началось 5 мая 1942 г., а завершилось 16 июня того же года. По нему ежесуточно подавали в осажденный Ленин­град до 600 т жидкого топлива. В середине 1942 г. во время битвы за Сталинград прифронтовым городом стал Саратов. Чтобы обеспечить его топливом, за 1,5 месяца был построен в тяже­лейших условиях газопровод от открытого в это же время Елшанского газового месторождения до Саратова протяженностью 18 км. Во время войны были сооружены и другие газопроводы, в том числе и Вой-Вож –Ухта протяженностью 127 км. Это был первый в мире надземный газопровод на качающихся опорах. Он имел форму «змейки», что позволяло ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций в условиях мерзлых почв. В эти же годы на Дальнем Востоке был по­строен нефтепровод Оха (Северный Сахалин) – Софийск (Хаба­ровский край) для снабжения топливом промышленности Хабаров­ского края и кораблей Тихоокеанского флота. Общая протяжен­ность этого нефтепровода 368 км, а диаметр труб 325 мм.

В 1960–1964 годах построен крупнейший в мире по протяженности и мощности нефтепровод «Дружба» с трубами диаметром 1020 мм. Протяженность первой очереди, построенной усилиями СССР, Польши, Чехословакии и Венгрии, составила 5116 км. В первой половине 70-х годов была введена в действие вторая очередь, и общая протяженность нефтепровода превысила 10 тыс. км. В 1973 году введен трубопровод Усть-Балык – Альметьевск длиной 2200 км, в 1976 году Самотлор – Куйбышев, 2263 км. Позднее создана магистраль Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу для подачи сибирской нефти на нефтеперегонные заводы. Крупнейшими нефтепроводами являются нефтяная магистраль Сургут – Полоцк – Вентспилс протяженностью свыше 3300 км, а также Нижневартовск – Тихорецкая – Грозный – Баку.

Газопроводы как разновидность трубопроводного транспорта являются более «молодыми». Первый крупный газопровод Саратов – Москва протяженностью 800 км вступил в строй в июне 1946 года, в 1956 году – Ставрополь – Москва протяженностью 1254 км с трубами диаметром 720 мм. Он заменил по топливному эквиваленту расход угля, добываемого 35 небольшими шахтами Донбасса. В 1958 году было принято постановление о строительстве 37 магистральных газопроводов для газоснабжения энергетики, промышленности и городов. В 1960 году общая протяженность газопроводов достигла 21 тыс. км.

Значительным инженерным сооружением является газопровод Оренбург – западная граница СНГ протяженностью 2750 км. В настоящее время имеется шесть ниток газопроводов Западная Сибирь (Уренгой, Медвежье) – Центр – Западная Европа общей протяженностью 20 тыс. км.

В настоящее время нефте- и продуктопроводы классифицируют как магистральные, подводящие и промысловые. В газовой промышленности различают магистральные и местные газопроводы.

studfiles.net

6.1 История развития трубопроводного транспорта

Трубопроводы, предназначенные для перемещения жидкостей, известны с древних времен. Это были прежде всего водопроводы, которые в настоящее время имеют огромное распространение и не считаются транспортными коммуникациями.

В современной транспортной терминологии под трубопроводным транспортом обычно понимают трубопроводы в комплексе с другими устройствами, предназначенные преимущественно для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.

Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке.

В России первый нефтепровод с трубой диаметром 100 мм и протяженностью 12 км соединил в 70-х годах прошлого столетия Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в районе Баку.

В 1897–1909 годах был построен один из крупнейших для своего времени нефтепровод для передачи керосина от Баку до Батуми (850 км) с трубами диаметром 200 мм, спроектированный выдающимся русским инженером В. Г. Шуховым. Позднее были построены небольшие трубопроводы Грозный – Махачкала, Тула – Краснодар и др. Газопроводного транспорта Россия не имела.

Первые трубопроводы при Советской власти строи­лись в основном в Закавказье и на Северном Кавказе. В годы первой пятилетки были построены нефтепроводы Баку – Батуми (вторая линия), Грозный – Туапсе. Для транспортировки бакинской нефти на Урал в 1932 г. сооружен нефтепровод Гурьев – Орск. Ранее пла­нировалось, что в Гурьев нефть будут доставлять из Баку морским транспортом. Однако из-за увеличения добычи нефти в Эмбенском районе Западного Казахстана построенный в 1936 г. нефтепровод стали использовать для доставки нефти на Орский нефтеперерабатываю­щий завод не из Баку, а из Казахстана.

В 1931–1932 гг. был построен керосинопровод Армавир (Северный Кавказ) – Трудовая (Донбасс), который имел очень большое зна­чение для удовлетворения потребностей Украины в светлых нефте­продуктах. В середине 30-х годов были сооружены нефтепроводы в Поволжье и на Урале, в 1936 г. пущен в эксплуатацию нефтепро­вод Ишимбай – Уфа, в 1941 г. сооружен газопровод Дашава – Львов протяженностью 70 км. К 1940 г. общая протяженность магист­ральных трубопроводов составляла 4,1 тыс. км. Изменилась и гео­графия трубопроводного транспорта: кроме Закавказья и Северно­го Кавказа, проложены новые трубопроводы на Украине, в Повол­жье, Западном Казахстане, Центральном районе.

Трубопроводы, построенные во время Великой Отечественной войны, имели важное оборонное значение. Так, например, для обеспечения топливом Ленинграда по дну Ладожского озера был проложен бензинопровод, который обеспечивал город и войска топливом. Трубо­провод имел длину 30 км, в том числе его подводная часть – 21,5 км. Строительство его началось 5 мая 1942 г., а завершилось 16 июня того же года. По нему ежесуточно подавали в осажденный Ленин­град до 600 т жидкого топлива. В середине 1942 г. во время битвы за Сталинград прифронтовым городом стал Саратов. Чтобы обеспечить его топливом, за 1,5 месяца был построен в тяже­лейших условиях газопровод от открытого в это же время Елшанского газового месторождения до Саратова протяженностью 18 км. Во время войны были сооружены и другие газопроводы, в том числе и Вой-Вож –Ухта протяженностью 127 км. Это был первый в мире надземный газопровод на качающихся опорах. Он имел форму «змейки», что позволяло ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций в условиях мерзлых почв. В эти же годы на Дальнем Востоке был по­строен нефтепровод Оха (Северный Сахалин) – Софийск (Хаба­ровский край) для снабжения топливом промышленности Хабаров­ского края и кораблей Тихоокеанского флота. Общая протяжен­ность этого нефтепровода 368 км, а диаметр труб 325 мм.

В 1960–1964 годах построен крупнейший в мире по протяженности и мощности нефтепровод «Дружба» с трубами диаметром 1020 мм. Протяженность первой очереди, построенной усилиями СССР, Польши, Чехословакии и Венгрии, составила 5116 км. В первой половине 70-х годов была введена в действие вторая очередь, и общая протяженность нефтепровода превысила 10 тыс. км. В 1973 году введен трубопровод Усть-Балык – Альметьевск длиной 2200 км, в 1976 году Самотлор – Куйбышев, 2263 км. Позднее создана магистраль Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу для подачи сибирской нефти на нефтеперегонные заводы. Крупнейшими нефтепроводами являются нефтяная магистраль Сургут – Полоцк – Вентспилс протяженностью свыше 3300 км, а также Нижневартовск – Тихорецкая – Грозный – Баку.

Газопроводы как разновидность трубопроводного транспорта являются более «молодыми». Первый крупный газопровод Саратов – Москва протяженностью 800 км вступил в строй в июне 1946 года, в 1956 году – Ставрополь – Москва протяженностью 1254 км с трубами диаметром 720 мм. Он заменил по топливному эквиваленту расход угля, добываемого 35 небольшими шахтами Донбасса. В 1958 году было принято постановление о строительстве 37 магистральных газопроводов для газоснабжения энергетики, промышленности и городов. В 1960 году общая протяженность газопроводов достигла 21 тыс. км.

Значительным инженерным сооружением является газопровод Оренбург – западная граница СНГ протяженностью 2750 км. В настоящее время имеется шесть ниток газопроводов Западная Сибирь (Уренгой, Медвежье) – Центр – Западная Европа общей протяженностью 20 тыс. км.

В настоящее время нефте- и продуктопроводы классифицируют как магистральные, подводящие и промысловые. В газовой промышленности различают магистральные и местные газопроводы.

studfiles.net

История развития трубопроводного транспорта — КиберПедия

 

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Большой вклад в развитие нефтепроводного транспорта внесли В.Г. Шухов, С.Г. Войслав, К.И. Лисенко, Л.С. Лейбензон, М.И. Лазарев, И.П. Илимов и многие другие русские ученые, инженеры и изобретатели.

Появление трубопроводного транспорта связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. В 60-е годы XIX столетия Бакинский район захлестывает нефтяной бум. Постоянные пожары, загрязнение жилых кварталов копотью и сажей заставили местные власти сосредоточить переработку нефти на удалении от города в так называемом Черном городе. Доставка нефти от промыслов к заводам Черного города осуществлялась в бочках и бурдюках на арбах.

С 70-х годов бурдюки были вытеснены деревянными бочками емкостью 20-25 пудов. Этот способ доставки был чрезвычайно дорогим. Еще в 1863 году Д.И. Менделеев при посещении Баку рекомендовал построить трубопровод для перекачки нефти с промыслов на завод, что, по его мнению, позволило бы существенно сократить затраты на перевозку. Тогда предложение Дмитрия Ивановича Менделеева не было принято.

В 1877 году в Баку открылось отделение Строительной конторы инженера Бари, а главным инженером конторы становится Владимир Григорьевич Шухов. Со своими многочисленными идеями по применению новых технических средств и технологий А.В. Бари и В.Г. Шухов знакомят главу компании «Братья Нобель» Людвига Нобеля, действовавшего на нефтяном рынке Баку очень активно.

Вскоре контора А.В. Бари получает подряд на строительство трубопровода от Балаханских промыслов к заводу Л. Нобеля в Черном городе пропускной способностью 80 тысяч пудов нефти в сутки.

Первый нефтепровод в России диаметром 100 мм и длиной 12 км был построен в 1878 годуи соединил Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в Баку, затем в 1897–1909 гг. построен по проекту В.Г.Шухова крупнейший для своего времени продуктопровод из Баку в Батуми длиной 850 км и диаметром 200 мм.

К концу 1914 года общая протяженность нефте- и продуктопроводов в России составляла 1278 км. Для сравнения: в США общая протяженность трубопроводов составляла 14000 км, в том числе магистральных 7000 км.

С 1941 года нефтяная промышленность страны перестраивалась на военный лад.



После войны интенсивный рост объемов нефтедобычи в районе между Волгой и Уралом и в новых районах требовал быстрейшего развития транспортных коммуникаций.

В послевоенные годы (1946-1950 гг.) были полностью восстановлены разрушенные магистральные трубопроводы Юга, а также проведены мероприятия по расширению сети нефтепроводов в нефтяных районах Поволжья и Урала.

В 1951 — 1955 гг. были достигнуты значительные успехи в перекачке сырой нефти. Все основные нефтеперерабатывающие заводы Советского Союза получали для переработки сырую нефть только по нефтепроводам. В январе 1956 г был введён в действие крупнейший в СССР нефтепроводТуймазы — Уфа — Омск протяжённостью 1350 км. В этот же период сооружаются мощные нефтепроводы и продуктопроводы диаметром 700 мм, закладываются основы для создания единой трубопроводной системы страны, охватывающей все важнейшие нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и нефтепотребляющие районы страны.

В 1956–1960 ггвводятся в действие магистральные трубопроводы: Туймазы — Омск (второй), Омск — Иркутск, Альметьевск — Горький, Горький — Рязань, Рязань — Москва, Горький — Ярославль, Ишимбай — Омск, Омск — Новосибирск, Уфа — Омск (второй), Новосибирск — Иркутск, и Куйбышев — Брянск.

К 1990 году изменившаяся политическая жизнь и экономические перемены привели к остановке строительства новых магистралей.

1992 год считается началом эпохи трубопроводного транспорта новой России.

Для трубопроводного транспорта в последние десятилетия характерно строительство более быстрыми темпами морских трубопроводов. Связано это явление с открытием новых районов добычи нефти и газа на морском шельфе.

Грузооборот, осуществляемый магистральным трубопроводным транспортом России, приобрел большое значение в общем грузообороте страны. Степень надежности указанного вида транспорта во многом определяет стабильность доставки продукции потребителям, в том числе обеспечение регионов России важнейшими топливно – энергетическими ресурсами.

 

cyberpedia.su

Краткая история и перспективы развития трубопроводного транспорта газа.

 

 

Газовая промышленность занимает ведущую роль в народном хозяйстве страны.

 

Основным средством транспорта газа от месторождений до потребителя являются трубопроводы.

 

В развитии отечественного трубопроводного транспорта газа можно выделить три этапа:

 

Первый этап 1917-1940 г. в основном транспорт попутного газа по газопроводам небольшого диаметра до 300 лишь на короткие расстояния незначительная доля газа в топливном балансе страны.

 

Второй этап 1941-1955 г.-развитие дальнего транспорта газа на расстояние до 1400 км по газопроводам большого диаметра д 700 мм-рост объема разведочных работ на газ, медленное повышение доли газа в топливном балансе страны.

 

Третий этап с1956 г.-развитие Единой системы магистральных газопроводов страны со значительным объемом подземных хранилищ газа, рост роли газа в топливно-энергетическом балансе страны.

 

В 1940-1941 г был построен первый в нашей стране МГ Дашава-Львов диаметром 300мм и длиной 69 км.Доля газа в топливном балансе страны в 1940 г. составляла 1,9%

 

Второй этап можно считать периодом становления отечественного трубопроводного транспорта газа. В 1946 г построен первый в нашей стране крупный магистральный газопровод Саратов-Москва протяженностью 843 км из труб диаметром 320 мм.

 

В 1950 год Ставрополь-Москва.

 

В 1952 г. введен в эксплуатацию второй крупный МГ Дашава-Киев-Брянск-Москва общей протяженности 1300 км из труб диаметром 500 мм.Доля газа в топливном балансе страны в 1955 г. составляла 2.2 %

 

Для третьего этапа развития магистрального трубопроводного транспорта газа в нашей стране характерно формирование единой системы МГ.

 

В 1960 г. Бухара-Урал 2 нитки Конец 60 начало 70 годов газопровод Сияние Севера.

 

В 60-е годы Игрим-Серов.

 

70 годы Средняя Азия-Центр 5 ниток Конец 70ых Оренбург-Западная граница

 

80 годы –Центр-Западная Сибирь, Надым-Пунга. Урегой –Помары –Ужгород 1420

 

Прогресс,  Ямбург-Елец 1, Ямбург-Тула 1,Тула 2,Ямбург-Поволжье.

 

       Ордена «Знак Почета» предприятие по транспортировке и поставкам газа ООО “Тюментрансгаз” организованное  17 января 1966 года. Магистральные газопроводы и компрессорные станции предприятия находятся на территориях  ЯНАО, ХМАО, Севера Свердловской обл., протяженность трассы составляет 1,5 тысячи километров (до 17 ниток). По магистральным газопроводам “Тюментрансгаза” перекачивается более 80% добываемого в России газа, который принимается от северных месторождений Тюменской области: Медвежьего, Уренгойского, Ямбургского, Юбилейного, Ямсовейского и Заполярного. Ежесуточно транспортируется до 1,3 миллиарда кубометров газа на Ухту, Пермь, Урал.

 

Историческая  справка

 

       23 сентября 1953 года. Вблизи поселка Березово из первой  разведочной скважины, пробуренной на территории Западной Сибири, ударил мощный газовый фонтан и уже 1 марта 1961 года было организовано первое газодобывающее предприятие по освоению газовых месторождений на территории Западной Сибири.

 

1963 г., г. Ивдель – высадился десант специалистов Дирекции по строительству первого газопровода (ДСГ) Игрим-Серов во главе с ее руководителем Дерновым Дмитрием Андреевичем.

 

1964г. Передислокация ДСГ в п. Эсс  (будущий п. Комсомольский и г. Югорск) – точку схождения проектируемого газопровода Игрим-Серов со строящейся железной дорогой Ивдель-Обь.

 

1966г.,  январь — эстафету по эксплуатации построенного газопровода «Игрим — Серов» от ДСГ принимает сформированное Северо-Уральское Управление Магистральных Газопроводов (СУУМГ).

 

К 1970 г. общая протяженность системы газопроводов достигла 1300 км, природный газ пришел в промышленные центры Среднего Урала – Североуральск, Краснотурьинск, Серов, Нижнюю Туру, Нижний Тагил.

 

В 1972 г. СУУМГ был преобразован в Тюменское управление магистральных газопроводов (ТУМГ). Строительство газопроводов продолжалось и особенно высоких темпов достигло в 1972 — 1975 г. В этот период ежегодно вводится по пять компрессорных станций. Вместе с ними строились и жилые поселки:  Белый Яр, Сорум,  Лонг-Юган и др. В эксплуатацию введено Пахромское месторождение, газ которого по газопроводам Пахрома — Казым и  Казым — Пунга влился  в газопровод Игрим — Серов — Нижний Тагил.

 

1973г. Новый этап в истории предприятия начался с освоения месторождения Медвежье, от которого питается мощная газотранспортная система Северные районы Тюменской области – Урал (СРТО — Урал), и впервые тюменский газ поступил к потребителям центральных районов европейской части страны.

 

В 1974 г. ТУМГ было реорганизовано в производственное объединение по транспортировке газа “Тюментрансгаз”.

 

С 1980 по 1985 г. продолжена программа форсированного развития газовой промышленности Западной Сибири за счет освоения Уренгойского месторождения: были выведены на проектную мощность газопроводы Уренгой — Грязовец, Уренгой — Петровск, Уренгой — Новопсков, Уренгой – Ужгород, Уренгой — Центр I,  Уренгой — Центр II. В 1981 г. за ускоренный ввод в действие мощностей по транспортировке газа объединение “Тюментрансгаз” было награждено орденом “Знак Почета”.

21 апреля 1984 г. системой газопроводов “Тюментрансгаза” был принят от промыслов триллионный кубометр газа с начала эксплуатации.

 

И уже в июне 1994 года (через 10 лет от первого триллиона)  в систему газопроводов предприятия было принято 5 трлн м3 газа.

 

С 1985 года началось освоение Ямбургского месторождения и строительство газопроводов Ямбург — Елец I, II, Ямбург — Западная граница, Ямбург — Тула I, II, Ямбург – Поволжье, СРТО — Урал.

 

infoks.ru

6.1 История развития трубопроводного транспорта

Трубопроводы, предназначенные для перемещения жидкостей, известны с древних времен. Это были прежде всего водопроводы, которые в настоящее время имеют огромное распространение и не считаются транспортными коммуникациями.

В современной транспортной терминологии под трубопроводным транспортом обычно понимают трубопроводы в комплексе с другими устройствами, предназначенные преимущественно для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.

Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке.

В России первый нефтепровод с трубой диаметром 100 мм и протяженностью 12 км соединил в 70-х годах прошлого столетия Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в районе Баку.

В 1897–1909 годах был построен один из крупнейших для своего времени нефтепровод для передачи керосина от Баку до Батуми (850 км) с трубами диаметром 200 мм, спроектированный выдающимся русским инженером В. Г. Шуховым. Позднее были построены небольшие трубопроводы Грозный – Махачкала, Тула – Краснодар и др. Газопроводного транспорта Россия не имела.

Первые трубопроводы при Советской власти строи­лись в основном в Закавказье и на Северном Кавказе. В годы первой пятилетки были построены нефтепроводы Баку – Батуми (вторая линия), Грозный – Туапсе. Для транспортировки бакинской нефти на Урал в 1932 г. сооружен нефтепровод Гурьев – Орск. Ранее пла­нировалось, что в Гурьев нефть будут доставлять из Баку морским транспортом. Однако из-за увеличения добычи нефти в Эмбенском районе Западного Казахстана построенный в 1936 г. нефтепровод стали использовать для доставки нефти на Орский нефтеперерабатываю­щий завод не из Баку, а из Казахстана.

В 1931–1932 гг. был построен керосинопровод Армавир (Северный Кавказ) – Трудовая (Донбасс), который имел очень большое зна­чение для удовлетворения потребностей Украины в светлых нефте­продуктах. В середине 30-х годов были сооружены нефтепроводы в Поволжье и на Урале, в 1936 г. пущен в эксплуатацию нефтепро­вод Ишимбай – Уфа, в 1941 г. сооружен газопровод Дашава – Львов протяженностью 70 км. К 1940 г. общая протяженность магист­ральных трубопроводов составляла 4,1 тыс. км. Изменилась и гео­графия трубопроводного транспорта: кроме Закавказья и Северно­го Кавказа, проложены новые трубопроводы на Украине, в Повол­жье, Западном Казахстане, Центральном районе.

Трубопроводы, построенные во время Великой Отечественной войны, имели важное оборонное значение. Так, например, для обеспечения топливом Ленинграда по дну Ладожского озера был проложен бензинопровод, который обеспечивал город и войска топливом. Трубо­провод имел длину 30 км, в том числе его подводная часть – 21,5 км. Строительство его началось 5 мая 1942 г., а завершилось 16 июня того же года. По нему ежесуточно подавали в осажденный Ленин­град до 600 т жидкого топлива. В середине 1942 г. во время битвы за Сталинград прифронтовым городом стал Саратов. Чтобы обеспечить его топливом, за 1,5 месяца был построен в тяже­лейших условиях газопровод от открытого в это же время Елшанского газового месторождения до Саратова протяженностью 18 км. Во время войны были сооружены и другие газопроводы, в том числе и Вой-Вож –Ухта протяженностью 127 км. Это был первый в мире надземный газопровод на качающихся опорах. Он имел форму «змейки», что позволяло ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций в условиях мерзлых почв. В эти же годы на Дальнем Востоке был по­строен нефтепровод Оха (Северный Сахалин) – Софийск (Хаба­ровский край) для снабжения топливом промышленности Хабаров­ского края и кораблей Тихоокеанского флота. Общая протяжен­ность этого нефтепровода 368 км, а диаметр труб 325 мм.

В 1960–1964 годах построен крупнейший в мире по протяженности и мощности нефтепровод «Дружба» с трубами диаметром 1020 мм. Протяженность первой очереди, построенной усилиями СССР, Польши, Чехословакии и Венгрии, составила 5116 км. В первой половине 70-х годов была введена в действие вторая очередь, и общая протяженность нефтепровода превысила 10 тыс. км. В 1973 году введен трубопровод Усть-Балык – Альметьевск длиной 2200 км, в 1976 году Самотлор – Куйбышев, 2263 км. Позднее создана магистраль Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу для подачи сибирской нефти на нефтеперегонные заводы. Крупнейшими нефтепроводами являются нефтяная магистраль Сургут – Полоцк – Вентспилс протяженностью свыше 3300 км, а также Нижневартовск – Тихорецкая – Грозный – Баку.

Газопроводы как разновидность трубопроводного транспорта являются более «молодыми». Первый крупный газопровод Саратов – Москва протяженностью 800 км вступил в строй в июне 1946 года, в 1956 году – Ставрополь – Москва протяженностью 1254 км с трубами диаметром 720 мм. Он заменил по топливному эквиваленту расход угля, добываемого 35 небольшими шахтами Донбасса. В 1958 году было принято постановление о строительстве 37 магистральных газопроводов для газоснабжения энергетики, промышленности и городов. В 1960 году общая протяженность газопроводов достигла 21 тыс. км.

Значительным инженерным сооружением является газопровод Оренбург – западная граница СНГ протяженностью 2750 км. В настоящее время имеется шесть ниток газопроводов Западная Сибирь (Уренгой, Медвежье) – Центр – Западная Европа общей протяженностью 20 тыс. км.

В настоящее время нефте- и продуктопроводы классифицируют как магистральные, подводящие и промысловые. В газовой промышленности различают магистральные и местные газопроводы.

studfiles.net

История развития трубопроводного транспорта — Мегаобучалка

 

рубопроводы, предназначенные для перемещения жидкостей, известны с древних времен. Это были прежде всего водопроводы, которые в настоящее время имеют огромное распространение и не считаются транспортными коммуникациями.

В современной транспортной терминологии под трубопроводным транспортом обычно понимают трубопроводы в комплексе с другими устройствами, предназначенные преимущественно для перекачки нефти, нефтепродуктов и газа.

Пер­вые нефтепроводы были построены в середине XIX в. в Америке.

В России первый нефтепровод с трубой диаметром 100 мм и протяженностью 12 км соединил в 70-х годах прошлого столетия Балахнинские промыслы с нефтеперерабатывающим заводом в районе Баку.

В 1897–1909 годах был построен один из крупнейших для своего времени нефтепровод для передачи керосина от Баку до Батуми (850 км) с трубами диаметром 200 мм, спроектированный выдающимся русским инженером В. Г. Шуховым. Позднее были построены небольшие трубопроводы Грозный – Махачкала, Тула – Краснодар и др. Газопроводного транспорта Россия не имела.

Первые трубопроводы при Советской власти строи­лись в основном в Закавказье и на Северном Кавказе. В годы первой пятилетки были построены нефтепроводы Баку – Батуми (вторая линия), Грозный – Туапсе. Для транспортировки бакинской нефти на Урал в 1932 г. сооружен нефтепровод Гурьев – Орск. Ранее пла­нировалось, что в Гурьев нефть будут доставлять из Баку морским транспортом. Однако из-за увеличения добычи нефти в Эмбенском районе Западного Казахстана построенный в 1936 г. нефтепровод стали использовать для доставки нефти на Орский нефтеперерабатываю­щий завод не из Баку, а из Казахстана.

В 1931–1932 гг. был построен керосинопровод Армавир (Северный Кавказ) – Трудовая (Донбасс), который имел очень большое зна­чение для удовлетворения потребностей Украины в светлых нефте­продуктах. В середине 30-х годов были сооружены нефтепроводы в Поволжье и на Урале, в 1936 г. пущен в эксплуатацию нефтепро­вод Ишимбай – Уфа, в 1941 г. сооружен газопровод Дашава – Львов протяженностью 70 км. К 1940 г. общая протяженность магист­ральных трубопроводов составляла 4,1 тыс. км. Изменилась и гео­графия трубопроводного транспорта: кроме Закавказья и Северно­го Кавказа, проложены новые трубопроводы на Украине, в Повол­жье, Западном Казахстане, Центральном районе.



Трубопроводы, построенные во время Великой Отечественной войны, имели важное оборонное значение. Так, например, для обеспечения топливом Ленинграда по дну Ладожского озера был проложен бензинопровод, который обеспечивал город и войска топливом. Трубо­провод имел длину 30 км, в том числе его подводная часть – 21,5 км. Строительство его началось 5 мая 1942 г., а завершилось 16 июня того же года. По нему ежесуточно подавали в осажденный Ленин­град до 600 т жидкого топлива. В середине 1942 г. во время битвы за Сталинград прифронтовым городом стал Саратов. Чтобы обеспечить его топливом, за 1,5 месяца был построен в тяже­лейших условиях газопровод от открытого в это же время Елшанского газового месторождения до Саратова протяженностью 18 км. Во время войны были сооружены и другие газопроводы, в том числе и Вой-Вож –Ухта протяженностью 127 км. Это был первый в мире надземный газопровод на качающихся опорах. Он имел форму «змейки», что позволяло ему свободно изменять длину в пределах, необходимых для компенсации продольных деформаций в условиях мерзлых почв. В эти же годы на Дальнем Востоке был по­строен нефтепровод Оха (Северный Сахалин) – Софийск (Хаба­ровский край) для снабжения топливом промышленности Хабаров­ского края и кораблей Тихоокеанского флота. Общая протяжен­ность этого нефтепровода 368 км, а диаметр труб 325 мм.

В 1960–1964 годах построен крупнейший в мире по протяженности и мощности нефтепровод «Дружба» с трубами диаметром 1020 мм. Протяженность первой очереди, построенной усилиями СССР, Польши, Чехословакии и Венгрии, составила 5116 км. В первой половине 70-х годов была введена в действие вторая очередь, и общая протяженность нефтепровода превысила 10 тыс. км. В 1973 году введен трубопровод Усть-Балык – Альметьевск длиной 2200 км, в 1976 году Самотлор – Куйбышев, 2263 км. Позднее создана магистраль Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу для подачи сибирской нефти на нефтеперегонные заводы. Крупнейшими нефтепроводами являются нефтяная магистраль Сургут – Полоцк – Вентспилс протяженностью свыше 3300 км, а также Нижневартовск – Тихорецкая – Грозный – Баку.

Газопроводы как разновидность трубопроводного транспорта являются более «молодыми». Первый крупный газопровод Саратов – Москва протяженностью 800 км вступил в строй в июне 1946 года, в 1956 году – Ставрополь – Москва протяженностью 1254 км с трубами диаметром 720 мм. Он заменил по топливному эквиваленту расход угля, добываемого 35 небольшими шахтами Донбасса. В 1958 году было принято постановление о строительстве 37 магистральных газопроводов для газоснабжения энергетики, промышленности и городов. В 1960 году общая протяженность газопроводов достигла 21 тыс. км.

Значительным инженерным сооружением является газопровод Оренбург – западная граница СНГ протяженностью 2750 км. В настоящее время имеется шесть ниток газопроводов Западная Сибирь (Уренгой, Медвежье) – Центр – Западная Европа общей протяженностью 20 тыс. км.

В настоящее время нефте- и продуктопроводы классифицируют как магистральные, подводящие и промысловые. В газовой промышленности различают магистральные и местные газопроводы.

 

 

megaobuchalka.ru

Новейшая история трубопроводного транспорта — летопись побед — Бизнес России

1990-е годы стали точкой отсчета новейшей российской истории: именно этот период сыграл ключевую роль в формировании государственной социально-экономической системы в ее современном виде. Реформы тех лет затронули все отрасли экономики, однако наиболее мощное влияние они оказали на топливно-энергетический комплекс. Одним из судьбоносных решений, принятых на самом высоком уровне, стало решение о создании единой системы управления всеми нефтепроводными предприятиями страны. Осенью 1992 года Президент РФ Борис Ельцин подписал указ № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий <…> в целях повышения эффективности работы нефтяного комплекса Российской Федерации, обеспечения надежного снабжения потребителей нефтью и нефтепродуктами». Менее чем через год во исполнение этого указа было принято постановление Совета министров — Правительства РФ об учреждении новой акционерной компании по транспорту нефти. Компания получила имя «Транснефть»

От государственной структуры к акционерному обществу

Первая в отечественной истории централизованная структура, созданная в целях управления транспортом углеводородов, появилась в 1970-х годах — на волне освоения крупнейших месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Западной Сибири.

Обеспечение приемки сырья от нефтепромыслов и доставки его отечественным и зарубежным потребителям было возложено на Главное управление по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть). Именно это ведомство контролировало функционирование всесоюзной трубопроводной сети, общая протяженность которой к концу века превысила 94 тысячи километров.

В состав Главтранснефти тогда входило 17 управлений магистральными нефтепроводами, 572 нефтеперекачивающие станции, 265 аварийно-восстановительных пунктов, три специализированных управления по предупреждению и ликвидации аварий и даже два аварийных поезда.

В момент распада СССР большая часть всей трубопроводной сети была разделена между 15 государствами-преемниками. На долю России при этом пришлось 48 тысяч километров магистралей, 404 насосные станции и резервуарный парк вместимостью 13,2 миллиона кубометров. Система управления этим мощным ресурсом отчаянно нуждалась в модернизации — ведь профильное министерство, ведавшее вопросами развития нефтегазового комплекса, прекратило свою деятельность, вместе с ним была ликвидирована и Главтранснефть. 

Однако на руинах союзной структуры была образована новая компания, объединившая под своим крылом 16 нефтепроводных предприятий.

Образование акционерного общества «Транснефть» стало одним из зримых доказательств перехода к новому экономическому укладу и новому этапу в истории отечественного магистрального нефтепроводного транспорта.

Появившаяся на изломе 1992–1993 годов организация уже не была посредником между добывающими и перерабатывающими предприятиями — она аккумулировала в себе ресурсы самостоятельной отрасли и одновременно стала крупнейшей в мире компанией по транспорту нефти.

От Балтики до Японского моря

Новый мощный импульс к развитию нефтегазотранспортной отрасли произошел в 1999 году — вновь как закономерное следствие роста объемов добычи углеводородного сырья.

За последующие годы «Транснефть» ввела в строй тысячи километров новых нефтепроводов, а также инициировала масштабные реконструкции имеющихся магистралей.

Весной 2000 года в эксплуатацию был введен 312-километровый нефтепровод в обход территории Чеченской Республики. Это повысило надежность транзита азербайджанской нефти через РФ по маршруту Баку — Тихорецк — Новороссийск. Одновременно к этой магистрали был проложен трубопровод от нефтебазы в Махачкале — в Дагестане появилась возможность принимать казахстанские и туркменские танкеры и далее отправлять сырье в морской терминал Новороссийска.

В 2001 году было завершено строительство 259-километрового нефтепровода «Суходольная — Родионовская». Этот маршрут позволил обеспечить транспортировку черного золота в Новороссийск без транзита по территории Украины.

В этом же году начала функционировать Балтийская трубопроводная система (БТС), созданная для решения проблем диктата транзитных стран в отношении условий поставок нефти.

Она открыла прямой путь на экспорт через порт Приморскнефти Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья. К концу 2006 года пропускная способность БТС вышла на уровень 74 миллионов тонн нефти в год.

Вторая половина нулевых годов ассоциирована сразу с несколькими значимыми проектами. Наиболее важным из них, вне всяких сомнений, может быть названо строительство первой и второй очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) — крупнейший строительный проект в современной России, позволяющий выйти на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Строительство первой очереди ВСТО началось в 2006 году в районе Тайшета. Работа проходила в тяжелейших условиях — трубы и сопутствующая инфраструктура (железные дороги и автострады, системы связи и т. д.) прокладывалась в глухой тайге, при низких температурах.

В январе 2010 года — параллельно со строительством, а потом и расширением ВСТО, началось сооружение ТС ВСТО-2. Спустя без малого три года по территории Амурской и Еврейской автономной областей, Хабаровского и Приморского краев прошли 2045 км трубопроводов.

Одновременно компания продолжала развивать и диверсифицировать мощности на западном направлении. В июне 2009 года стартовало сооружение второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), а уже в марте 2012-го в Усть-Луге был запущен новый нефтеналивной комплекс и из порта вышел первый танкер с нефтью, которая поступила по БТС-2. Приморск и Усть-Луга на Балтике, нефтеналивной порт на побережье Японского моря в Находке свели на нет практически все риски, связанные с транзитом российской нефти через сопредельные страны.

Триумфальные 2010-е

В конце 2011 года был введен в эксплуатацию нефтепровод Пурпе — Самотлор протяженностью 429 километров, мощностью 25 миллионов тонн год. 

Эта магистраль не только позволила принять всю нефть с крупного Ванкорского месторождения, но и выступила связующим звеном между западной и восточной частями отечественной системы трубопроводного транспорта нефти.

Трасса стала частью единого проекта с уникальным нефтепроводом «Заполярье — Пурпе» (мощность — до 45 миллионов тонн нефти в год, протяженность — 485 километров), призванного поставлять нефть с месторождений Мессояхской, Большехетской впадины, а также новых месторождений ЯНАО и севера Красноярского края. Проект был завершен в 2017 году и стал примером выполнения работ в экстремально сложных условиях: 170 километров трубопровода проложены за полярным кругом, более 50% территории, по которой проходит нефтепровод, являются многолетнемерзлыми грунтами, 70% из них заболочены и обводнены, нефтепровод пересекает более 160 водотоков, в том числе такие крупные реки, как Таз и Пур. Эти и другие факторы повлекли за собой необходимость применения колоссального числа новейших методов строительства с использованием передовых российских технологий. В ходе работы над проектом ПАО «Транснефть» защитило 22 патента на изобретения и 15 патентов на полезные модели.

Еще один мощный проект, первый этап которого был завершен в 2017 году, — строительство магистрального нефтепровода Куюмба — Тайшет, призванного обеспечить транспортировку черного золота, добываемого на новых месторождениях Красноярского края — Юрубчено-Тохомском и Куюмбинском, — на Хабаровский, Комсомольский НПЗ, а также на экспорт. Расчетная мощность этого объекта составляет до 15 миллионов тонн нефти в год, протяженность — 697 километров.

Решение о начале проекта было принято в 2012 году и зафиксировано в распоряжении Правительства РФ № 532-р от 17.04.2012 года. Маршрут новой магистрали начинается в поселке Куюмба (Красноярский край) и проходит через Эвенкийский, Богучанский и Нижнеигашский районы Красноярского края и Тайшетский район Иркутской области. Его конечная точка — головная нефтеперекачивающая станция «Тайшет» трубопроводной системы ВСТО. Помимо собственно трубы система включает в себя две нефтеперекачивающие станции (ГНПС № 1 «Куюмба» и НПС № 2 «Юрубчен»), объем резервуарного парка — 160 тысяч кубометров. Электроснабжение системы обеспечивают собственная ВЛ-110 кВ протяженностью 26 километра, три распределительных подстанции 110/10 кВ суммарной мощностью 25,6 МВт.

Подобно проекту «Заполярье — Пурпе», трубопроводная система «Куюмба — Тайшет» строилась в очень сложных условиях: экстремальный климат, отличающийся резкими перепадами температур; отсутствие развитой промышленной, дорожной и иной инфраструктуры; заболоченные и вечномерзлые почвы; необходимость пересечения 90 водных преград и трех крупных рек (в том числе Ангары, ширина которой в месте перехода превышает 1,5 километра). Чтобы справиться с этими и другими сложностями, для эксплуатации нефтепровода был построен вдольтрассовый проезд протяженностью 332 километра, а также пять мостовых переходов.

Реализацию второго этапа проекта планируется завершить в 2023 году. 

Помимо этого, в настоящее время компанией «Транснефть» активно ведется работа над проектом «Север», в рамках которого планируется увеличение экспортных объемов перекачки дизельного топлива в направлении порта Приморск.

Первый этап проекта был завершен в 2016 году, на втором этапе планируется увеличение экспорта дизельного топлива с 15 до 25 миллионов тонн в год в направлении порта Приморск до конца 2018 года. Реализуется и проект «Юг», целью которого является обеспечение поставок дизельного топлива трубопроводным транспортом на участке «Воскресенка — Самара — Волгоград — Тихорецк — Новороссийск» на внутренний рынок Российской Федерации и на экспорт в страны Европы через порт Новороссийск.


ПАО «Транснефть» эксплуатирует более 70 тысяч километров магистральных трубопроводов, 500 насосных станций, 22 миллиона кубометров резервуарных емкостей, транспортирует около 90% добываемой в России нефти и около 30% производимых в стране нефтепродуктов, а также значительные объемы углеводородного сырья стран СНГ. Современное состояние трубопроводной системы компании соответствует самым высоким требованиям надежности и экологической безопасности, обеспечивает бесперебойную доставку нефти на внутренний и внешний рынки.

По данным официального сайта ПАО «Транснефть».

glavportal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *