32. Классификация транспортно-экспедиционных услуг.
К основным видам деятельности транспортно-экспедиционных предприятий, в первую очередь, относятся:
— складывание заявок на перевозку грузов;
— подготовка грузов к транспортировке;
— оформление перевозочных документов;
— маркировка;
— загрузка продукции на подвижной состав;
— доставка грузов;
— перевалка грузов;
— сдача-получение грузов;
— информационное обслуживание клиентов о ходе транспортировки и т. др.
В зависимости от определения сферы деятельности формируются концепции типа транспортно-экспедиционного предприятия и организации и управления его деятельностью.
Классификация транспортно-экспедиционных услуг
За характером работ и операций транспортно-экспедиционные услуги разделяют на три группы:
Это организация и перевозка грузов от поставщика дотримувача.
К ним относят загрузку товаров на транспортные средства, их разгрузки, закрепления, маркировки, укрупнения партий поставок, комплектацию грузовых партий, перевалку (перегрузка) из одного транспортного средства на другое и тому подобное.
Различают два вида транспортно-экспедиционного обслуживания : комплексный и локальный.
Комплексные экспедиционные услуги охватывают все виды транспортно-экспедиционного обслуживания от момента принятия грузов ідо момента их разгрузки у клиента. Они включают:
принятие грузов к перевозке на составе отправителя;
— подготовку груза к транспортировке;
— организацию загрузки на транспортные средства;
— организацию перевозки;
— организацию охраны груза;
— организацию разгрузки товаров и их складирования на территории клиента;
— сдачу груза и оформления необходимой для этого документации;
— проведение расчетов за все виды услуг;
— отчетность перед грузоотправителями.
Локальные экспедиционные услуги являются частью комплексных услуг. К ним отнесены:
— услуги по отправлению грузов;
— услуги путем следования;
— услуги по прибытии грузов.
Услуги по отправлению грузов включают: принятие, маркировка и упаковка грузов, оформления соответствующей документации.
К услугам, которые сопровождают груз, относят, : обеспечение целостности грузов в дороге, организацию необходимых перезагрузок и непосредственную транспортировку.
Услуги по прибытии грузов включают: контроль за прибытием, информирование о поступлении грузов, организации разгрузки транспортных средств, оформления документов, отчете перед грузоотправителем и т. др.
Экспедиционные услуги оказывает экспедитор, который может быть физическим или юридическим лицом, как правило, — это агент перевозчика (транспортной организации). Экспедиторы действуют на основе договора-поручения. Они организуют транспортно-экспедиционное обслуживание, но сами могут и не брать непосредственного участия в процессе перевозки.
33. Документы, регламентирующие транспортно-экспедиционную деятельность на железнодорожном транспорте.
Можно выделить следующие транспортно-экспедиционные операции: — Транспортные — завоз грузов на станцию отправления и вывоз грузов со станции назначения; — Погрузочно-выгрузочные – погрузка грузов в вагоны и на автомобили и выгрузка из них, сортировка, упаковка, комплектование мелких отправок, контейнеров и т.д. — Экспедиционные – документальное оформление приема груза к перевозке и завоза на станцию, раскредитование перевозочных документов, оформление выдачи и вывоза груза, оплата провозных платежей и сборов. Вспомогательные операции выполняются в зависимости от потребности в них. Выполнение транспортно-экспедиционных операций может принимать различные формы: — Местной экспедиции, когда транспортно-экспедиционные операции производятся только в пункте оправления, назначения или в пути следования груза. — Неполной и частичной экспедиции, если транспортно-экспедиционная организация выполняет лишь отдельные операции. — Полного транспортно-экспедиционного обслуживания, когда транспортно-экспедиционная организация выполняет все функции, связанные с доставкой груза на всем пути от склада отправителя до склада получателя. Сегодня в России практически отсутствует полное комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев. Экспедиторы занимаются в основном расчетными тарифными операциями. Согласно Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности » экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ и представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором от имени клиента на основании выданной им доверенности. Клиент имеет право выбирать маршрут следования и вид транспорта, требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором, предоставление информации о процессе перевозки груза. Клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и своевременную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и другую необходимую информацию. Клиент обязан уплатить причитающиеся экспедитору вознаграждение и возместить понесенные им расходы в интересах клиента. По договору экспедиции экспедитор не несет ответственности за убытки от хищения, внутритарную недостачу содержимого груза, принятого в исправной таре; убытки в результате хранения груза на открытом воздухе, если такое хранение было согласовано с клиентом или предусмотрено обычным порядком перевозки; соблюдение сроков перевозки при ненадлежащем оформлении товарно-транспортных документов грузовладельцем; прямые или косвенные последствия любого другого происшествия, в котором нет вины экспедитора. По договору экспедиции клиент несет материальную ответственность за ненадлежащее выполнение условий договора, непредъявление груза к перевозке, простой транспортных средств, направление груза не по адресу, ухудшение его качества из-за неправильности оформления; низкое качество тары и упаковки, некачественное оформление товаросопроводительной и расчетной документации. Правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности осуществляется законодательством, которое можно разделить на национальное и международное. Существует, кроме вышеназванных документов, Таможенный кодекс РФ, которым регулируется порядок осуществления перевозок в международном сообщении. Требования к оформлению перевозочных и других документов при перевозке по РФ содержатся в «Сборнике правил перевозок грузов» и других нормативных актах. Большая работа по совершенствованию ТЭО в РФ проводится Гильдией экспедиторов. Отраслевыми правовыми документами являются Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Воздушный Кодекс, Устав автомобильного транспорта и другие подчиненные им нормативные акты. Основными международными законодательными актами в этой сфере являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами Всемирной торговой организации, Конвенция о международных смешанных перевозках грузов, Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов, Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и др. Идет мировой процесс унификации транспортно-экспедиционной деятельности. Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) разрабатывает рекомендации по регламентированию транспортно-экспедиционной деятельности. Членам этой организации разослана модель правил транспортно-экспедиционного обслуживания в качестве уставного документа для стран, где законодательство о таком обслуживании или отсутствует, или только разрабатывается, а также для стран, где оно требует серьезного совершенствования.
studfiles.net
Поиск Лекций
Исходя из приоритетов отдельных параметров системы транспортного обслуживания, формируются требования к набору транспортно-экспедиционных операций. В каждом отдельном случае, они будут зависеть от рода груза, степени интеграции экспедитора в производственные и сбытовые процессы грузовладельца, маршрута перевозки, вида транспорта или их сочетаний, изменений во внутригосударственных и международных правовых актов, даже от времени года и многих других факторов. Поэтому бессмысленно перечислять все возможные на сегодняшний день транспортно-экспедиционные операции, однако они могут быть сгруппированы по определенному признаку. В соответствии с законодательством Республики Беларусь, к транспортно-экспедиционным услугам относятся: 1. услуги, связанные с подготовкой груза к перевозке: определение массы груза, упаковка, затаривание, маркировка, пакетирование, сортировка груза; 2. услуги, связанные с погрузкой (выгрузкой) груза: обеспечение выполнения погрузочно-разгрузочных работ, в том числе перевалки груза при смешанной перевозке, закрепления, укрытия, увязки груза, а также предоставление необходимых для этих целей приспособлений; 3. организация процесса перевозки груза любым видом транспорта; 4. оформление перевозочных, грузосопроводительных и иных документов, необходимых для выполнения перевозки груза; 5. сопровождение груза в процессе перевозки и иные услуги по обеспечению его сохранности; 6. заключение договоров страхования груза; 7. согласование схемы (маршрута, последовательности) перевозки груза несколькими видами транспорта при смешанной перевозке; 8. консолидация и деконсолидация отправок грузов; 9. представление груза и сопроводительных документов в таможенные органы; 10. проверка количества мест, массы и состояния груза; 11. хранение груза; 12. прием груза в пункте назначения; 13. уплата пошлин, сборов и других платежей, связанных с оказываемыми транспортно-экспедиционными услугами; 14. осуществление расчетов с участниками транспортно-экспедиционной деятельности; 15. консультирование по вопросам организации перевозок грузов; 16. оказание информационных услуг, связанных с перевозкой груза; 17. иные услуги, связанные с перевозкой груза. Приведенный перечень охватывает как услуги, связанные с непосредственно самой организацией перевозки, так и широкий спектр дополнительных работ и услуг, связанных с процессом доставки груза. В зависимости от места выполнения операций и полноты обслуживания экспедитор может обеспечить: · полное (эталонное) обслуживание– транспортно-экспедиционное предприятие несет единую ответственность за своевременную и сохранную доставку грузов от отправителя до получателя с выполнением всего комплекса транспортно-экспедиционных операций на всем протяжении перевозки; · частичное обслуживание – обслуживание клиента ограничивается выполнением отдельных транспортно-экспедиционных операций; · местное обслуживание – обслуживание клиента ограничивается выполнением транспортно-экспедиционных операций в пункте отправления, перевалки или назначения груза.
Перечень транспортно-экспедиционных работ и услуг при перевозках грузов железнодорожным транспортом, а также относящихся к ним операций, приведен в таблице 1.
Таблица 1 –Содержание транспортно-экспедиционных работ и услуг
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту |
|
poisk-ru.ru
Услуги транспортно-экспедиционного обслуживания: особенности расчета НДС
Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?
31.07.2014Российский налоговый порталОрганизация оказывает услуги транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), помимо этого есть практика предоставления клиентам вагонов под погрузку. При этом собственных вагонов у организации не имеется – она получает вагоны согласно договорам, предметом которых является оказание услуг по предоставлению вагонов под погрузку (вагоны у исполнителя – передающей стороны могут находиться в собственности, аренде, финансовой аренде). Своим клиентам организация предоставляет полученные вагоны под погрузку в рамках договоров ТЭО (предоставление вагонов может быть как в комплексе услуг, так и единственной услугой). В рамках взаимоотношений экспедитора с клиентами не предусмотрено представление подтверждающих документов, установлена общая цена услуги (без разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора). В учете организации операции отражаются без использования посреднической схемы (в полном объеме отражаются расходы, понесенные в рамках договоров ТЭО, и реализация услуг клиентам). Какой ставкой НДС облагаются данные операции, если вагон едет на экспорт или импорт (то есть одна из станций назначения или отправления – за пределами РФ)? Каковы различия в обложении НДС в случае, если согласно договорам экспедитор будет получать от контрагентов вагоны в аренду?
Авторы: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Арыков Степан, Родюшкин Сергей
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагается НДС по ставке 18%.
В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды), то применения ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.
Обоснование позиции:
Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг регулируется положениями главы 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон № 87-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 87-ФЗ клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
В рассматриваемой ситуации экспедитор в целях оказания услуг клиентам самостоятельно приобретает необходимые услуги у третьих лиц, при этом общая стоимость услуг не содержит разделения на возмещение затрат и вознаграждение экспедитора.
Согласно разъяснениям, представленным в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и (или) принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров оказываются операторами железнодорожного подвижного состава, иными юридическими лицами, которые, обладая на праве собственности или ином законном праве вагонами, контейнерами, локомотивами, участвуют в осуществлении перевозочного процесса: оказывают заказчикам (заинтересованным в перевозке лицам) услуги путем подачи (предоставления) под погрузку подвижного состава, контейнеров для перевозок и осуществления диспетчерского контроля за продвижением вагонов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), а также могут оказывать услуги, связанные с расчетами за перевозку (открытие лицевых счетов в ТехПД на железных дорогах для осуществления расчетов в централизованном порядке, обеспечения неснижаемого остатка денежных средств для авансирования перевозок, контроль правильности расчета и обоснованности взыскания провозных платежей и сборов, ведение претензионной работы и т.п.), и иные подобные услуги, связанные с перевозкой.
В п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729 также сообщается, что услуга по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава имеет отличия от имущественного найма (аренды) подвижного состава. Отличия услуги по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава и имущественного найма (аренды) подвижного состава приведены в пп.пп. «а», «б», «в» п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729:
– по целям договора. Цель договора аренды подвижного состава — получение во временное владение и пользование вагонов и контейнеров. Арендатор может использовать переданные ему вагоны и контейнеры по своему усмотрению, как для перевозок, так и для других целей (например, временного хранения грузов). Аренда вагонов и контейнеров не может считаться услугой по организации конкретной перевозки, поскольку отсутствует связь этой аренды с перевозимым грузом и собственно с перевозками в международном сообщении. Транспортные компании при оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава предоставляют вагоны и контейнеры под конкретный груз в целях перевозки по определенному маршруту. Цель заключения клиентом такого договора – обеспечение перемещения его грузов, а не получение в пользование транспортного средства, как это имеет место быть в случае с договором аренды. Номера вагонов (контейнеров) указываются в транспортных железнодорожных накладных;
– по предмету договора. Предметом договора аренды подвижного состава являются индивидуально определенные вагоны и контейнеры (в договорах указываются номера подлежащих передаче в аренду вагонов и контейнеров). Между сторонами подписывается акт приема-передачи объектов во временное владение и пользование. При оказании услуг по подаче (предоставлению) под погрузку подвижного состава клиент не получает во владение вагоны и контейнеры, ему лишь предоставляется право загрузить в них грузы для перевозки в пункт назначения. Соответственно, в договоре не указываются номера вагонов и контейнеров, сторонами не составляется акт приема-передачи вагонов и контейнеров клиенту;
– по расчетам и срокам договоров. Арендная плата за подвижной состав никак не привязана к конкретной перевозке и начисляется исходя из количества дней нахождения объекта аренды у арендатора. Срок аренды также не привязан к конкретной перевозке и исчисляется по соглашению сторон (как правило, месяцами или годами). Напротив, услуга по предоставлению вагонов и контейнеров под погрузку для осуществления перевозок непосредственно связана с организацией конкретной перевозки. Срок предоставления вагона и контейнера завершается одновременно с завершением договора перевозки, а плата за предоставление устанавливается исходя из условий конкретной перевозки (протяженность перевозки вне зависимости от сроков доставки, скорости и т.д.).
В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.
В целях ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:
– услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;
– транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях ст. 164 НК РФ к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
Предоставление (подача) железнодорожного подвижного состава является неотъемлемой частью перевозочного процесса (письмо Минфина России от 11.01.2011 г. № 03-07-08/02).
В целях отнесения услуг, перечисленных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, к транспортно-экспедиционным, с учетом положений ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52298-2004 «Услуги транспортно-экспедиторские», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. № 148-ст (письма ФНС России от 29.04.2013 г. № ЕД-4-3/7939@, от 20.03.2012 г. № ЕД-4-3/4588@, от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/15169@).
При этом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (письмо ФНС России от 16.09.2011 г. № ЕД-4-3/15169@).
Отметим, что услуга по предоставлению вагонов под погрузку прямо в ГОСТ Р 52298-2004 не поименована.
Также следует обратить внимание, что в п. 2 письма Минфина России от 02.08.2011 г. № 03-07-15/72 сообщается, что им поддерживается позиция ФНС России, изложенная в письме от 29.03.2011 г. № КБ-4-3/4883, об обложении НДС по ставке 0%:
– транспортно-экспедиционных услуг, если такие услуги предусмотрены подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ и оказываются на основании договора транспортной экспедиции, соответствующего нормам действующего законодательства, регламентирующего транспортно-экспедиционную деятельность, при организации международной перевозки, в том числе с использованием нескольких видов транспорта;
– не поименованных в абзаце пятом подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг, оказываемых в рамках договора транспортной экспедиции, применение нулевой ставки по которым определено иными нормами п. 1 ст. 164 НК РФ.
Из разъяснений Минфина России следует, что если услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга), оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, которые не поименованы в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги подлежат обложению НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18% (письмо Минфина России от 09.02.2012 г. № 03-07-08/34; смотрите также письма Минфина России от 22.04.2013 г. № 03-07-08/13926, от 11.08.2011 г. № 03-07-08/258).
Суды также указывают на то, что законом из всех возможных услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок только услуги, которые оказываются собственниками или арендаторами этого подвижного состава (контейнеров), отнесены к облагаемым ставкой 0%, следовательно, услуги по предоставлению подвижного состава не собственниками и не арендаторами в силу п. 3 ст. 164 НК РФ подлежат обложению по ставке 18% (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 г. № 04АП-3138/12).
Если исходить из указанной логики, то поскольку в рассматриваемой ситуации в рамках договоров транспортной экспедиции услуги по предоставлению вагонов под погрузку оказываются налогоплательщиком, владеющим железнодорожным подвижным составом не на праве собственности или на праве аренды, а также данные услуги не поименованы в перечне транспортно-экспедиционных услуг, установленных подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, мы полагаем, что оснований для применения ставки НДС в размере 0% не возникает и реализация таких услуг облагаются НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
В том же случае, если экспедитор будет получать вагоны по договору аренды (субаренды) (глава 34 ГК РФ), принимая во внимание соответствующие отличия, обозначенные в п. 4.1 письма Минтранса России от 20.05.2008 г. № СА-16/3729, то применение ставки НДС в размере 0% при реализации таких услуг будет правомерным.
К сведению:
В случае, если заключаемые в рассматриваемой ситуации договоры транспортной экспедиции содержали бы признаки посреднических договоров (как то, например, перевыставление расходов клиентам, разделение цены договора на возмещаемые затраты и вознаграждение экспедитора), то в налоговую базу по НДС у экспедитора включалась бы лишь сумма его вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ).
taxpravo.ru
Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО |
||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
УСЛУГИ ТРАНСПОРТНО—ЭКСПЕДИТОРСКИЕ
Термины и определения
Москва
ИПК Издательство стандартов
2005
Предисловие
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения» и ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»
Сведения о стандарте
1. РАЗРАБОТАН Ассоциацией экспедиторов Российской Федерации
2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 342 «Услуги населению»
3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. № 147-ст
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»
Введение
Установленные настоящим стандартом термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знания.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
Приведенные определения можно при необходимости изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определяемых в данном стандарте.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.
Настоящий стандарт должен применяться совместно с:
- ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения;
- ГОСТ Р 52298-2004 Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования.
Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСЛУГИ ТРАНСПОРТНО—ЭКСПЕДИТОРСКИЕ Термины и определения Transport and forwarding services. Terms and definitions |
Дата введения — 2005—03—01
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий в области транспортно-экспедиторских услуг, осуществляемых при перевозках транспортом любого вида.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по транспортной экспедиции, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
Общие понятия
1. транспортно—экспедиторская услуга: Деятельность экспедитора, направленная на организацию доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя.
2. транспортно—экспедиторское обслуживание: Процесс предоставления транспортно-экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договорными обязательствами и установленными нормами и требованиями.
3. груз: Любое имущество, включая живых животных, поддоны и контейнеры, предоставляемое экспедитору для организации перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции.
4.
грузоотправитель: Потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки. [ГОСТ Р 51006-96, статья 7] |
5.
грузополучатель: Потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки. [ГОСТ Р 51006-96, статья 8] |
6.
договор перевозки: Документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке. [ГОСТ Р 51006-96, статья 9] |
7.
грузовые перевозки: Транспортные услуги по перемещению материальных ценностей, связанные с их сохранностью и своевременностью доставки. [ГОСТ Р 51006-96, статья 11] |
8. перевозчик: Сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения или до пограничной станции и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.
9.
экспедитор: Сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортные услуги при грузовых перевозках. [ГОСТ Р 51006-96, статья 13] |
10. грузовой экспедитор: Экспедитор, который действует или осуществляет свои функции в качестве представителя грузовладельца или грузоотправителя при перевозке груза в международном сообщении.
11. грузовой консолидатор: Экспедитор, оказывающий услуги по консолидации мелких партий грузов в поездные отправки и организации их доставки за границу.
12. международный экспедитор: Юридическое лицо, которое в соответствии с уставом организует доставку грузов международной торговли.
13. международное экспедирование: Организация доставки грузов международной торговли транспортом всех видов от грузоотправителя до грузополучателя.
14. коносамент: Транспортный документ, устанавливающий полномочия экспедитора в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки грузов.
15. мультимодальная перевозка: Перевозка, при которой один экспедитор организует и осуществляет доставку и перевозку груза от места отправления до места назначения транспортом различных видов, при этом он принимает ответственность за все расстояние перевозки и оформляет единый транспортный документ на перевозку груза.
16. услуги по консолидации мелких отправок грузов: Услуги, заключающиеся в принятии ряда мелких отправок грузов, сборе их в одну сборную отправку и в организации перевозки сборной отправки до места назначения.
17. услуги по деконсолидации сборных отправок грузов: Услуги, заключающиеся в распределении отправок грузов из сборной отправки и доставке грузов грузополучателям.
18. экспедиционное обслуживание: Сопровождение грузов и документов специально назначенным для этого лицом.
Характеристики качества транспортно-экспедиторских услуг
19. показатель качества транспортно—экспедиторской услуги: Количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств транспортно-экспедиторской услуги, составляющих ее качество.
20. надежность транспортно—экспедиторского обслуживания: Совокупность характеристик исполнителя транспортно-экспедиторских услуг, обусловливающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.
21.
своевременность доставки грузов (багажа): Характеристика транспортной услуги, обуславливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соответствии с установленными договором сроками или объявленным расписанием. [ГОСТ Р 51006-96, статья 23] |
22.
сохранность перевозки грузов (багажа): Характеристика транспортной услуги, обуславливающая перевозку грузов (багажа) без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений. [ГОСТ Р 51006-96, статья 24] |
23. управление качеством транспортно—экспедиторских услуг: Методы и деятельность оперативного характера, осуществляемые экспедитором и направленные на удовлетворение требований к качеству транспортно-экспедиторских услуг.
24. проверка качества транспортно—экспедиторских услуг: Систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие полученных результатов деятельности в области качества транспортно-экспедиторских услуг запланированным, а также эффективность их внедрения.
груз |
3 |
грузоотправитель |
4 |
грузополучатель |
5 |
договор перевозки |
6 |
коносамент |
14 |
консолидатор грузовой |
11 |
надежность транспортно—экспедиторского обслуживания |
20 |
обслуживание транспортно—экспедиторское |
2 |
обслуживание экспедиционное |
18 |
перевозка мультимодальная |
15 |
перевозки грузовые |
7 |
перевозчик |
8 |
показатель качества транспортно—экспедиторской услуги |
19 |
проверка качества транспортно—экспедиторских услуг |
24 |
своевременность доставки грузов (багажа) |
21 |
сохранность перевозки грузов (багажа) |
22 |
управление качеством транспортно—экспедиторских услуг |
23 |
услуга транспортно—экспедиторская |
1 |
услуги по деконсолидации сборных отправок грузов |
17 |
услуги по консолидации мелких отправок грузов |
16 |
экспедирование международное |
13 |
экспедитор |
9 |
экспедитор грузовой |
10 |
экспедитор международный |
12 |
Ключевые слова: транспортно-экспедиторские услуги, термины и определения
aquagroup.ru