Тара в экономике это – . —

1. Теоретические основы применения тары

Содержание

Введение

1.1 Значение и функции тары

2. Применение тары в системе товародвижения

2.1. Особенности использования тары и упаковки в торговле.

3.Стандартизация, унификация и качество тары

Заключение

Приложения

Введение

Переход к рыночной экономике заполнил рынок невиданным на протяжении трех поколений многообразием товаров и услуг. И сегодня дизайнер упаковки - это современный Кутюрье, создающий одежду для товара. Он должен хорошо знать тенденции моды на упаковку, современные материалы, технологию ее изготовления, полиграфию, проблемы утилизации и многое другое, что важно для товара и его производителя, но о чем иногда даже не подозревает обычный покупатель.

При продвижении товара на рынке дизайнеру вместе с производителем всегда следует оценить правильность выбора образного и фонетического решения предлагаемого дизайна, перспективы развития торговой марки и уже сегодня выстроить ее завтрашнюю жизнь на рынке в условиях жесткой рыночной экономики.

Актуальность данной курсовой работы в том, что успешность бизнеса фирмы определяется местом, которое она занимает на рынке конкретного товара, а это, в свою очередь, зависит от точности выработанных стратегий. И здесь наряду с такими важными показателями, как качество и цена, большое значение имеет дизайн упаковки.

Целью данной курсовой работы является исследование роли тары и упаковки в процессе продвижения товаров к потребителям.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Изучение теоретического материала по классификации тары и упаковки;

Анализ роли тары и упаковки при продвижении товаров на рынке;

Объектом исследования является организация маркетингового подхода к процессу создания и использования тары и упаковки на предприятиях.

Предметом исследования: анализ материала по созданию и использованию тары и упаковки при продвижении товаров на рынок.

В качестве методологической базы при написании курсовой работы были использованы труды известных зарубежных авторов, а также материалы практического характера по созданию и использованию тары и упаковки при продвижении товаров на рынок.

1. Теоретические основы применения тары

1.1 Значение и функции тары.

Тара - это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.

Перемещение продукта от производителя к потребителю является неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При этом важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарного вида продукции на всем пути ее следования.

С целью защиты продукции от механических, климатических, биологических и других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности при транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки.

Наряду с основной своей функцией - обеспечивать сохранность упакованного товара - тара выполняет и другие.

Она способствует ускорению передачи товарно-материальных ценностей от производителей потребителям: облегчает перемещение продукции при погрузочно-разгрузочных работах и внутри складских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и складских помещений.

Имея оригинальную маркировку, тара выполняет рекламную функцию, доводит до потребителя первые сведения о продукции и правила обращения с ней. Рекламная маркировка на потребительской таре (упаковке) воздействует на покупательский спрос. В рыночной экономике рекламная роль тары - один из важнейших инструментариев маркетинга.

При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного воздействия указанных материалов.

Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций, разнообразием применяемых для ее изготовления материалов и широтой сфер применения. Это обуславливает ее классификацию. Все многообразие тары по своему функциональному назначению подразделяется на транспортную и потребительскую (упаковку).

Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собой изделие для размещения, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания.

По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная, бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов.

По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм.

В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Возвратная тара - это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Отличается прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата.

По степени жесткости конструкции, то есть по способности к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару.

Жесткая тара не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние воздействия. Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее продукцией. Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но при незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму.

По конструктивному исполнению тару подразделяют на: неразборную, разборную и разборно-складную.

В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая.

Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными просветами.

По герметичности тара разделяется на: герметичную и негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара.

Исходя из специфики функционального назначения и особенностей конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и аэрозольную тару.

Изотермическая - это тара, внутри которой сохраняется заданная температура в течение определенного времени.

Изобарическая - это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление.

Аэрозольная тара - это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии.

По принадлежности и условиям использования тару делят на: производственную, инвентарную и складскую.

Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве.

Инвентарная тара - это многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию.

Складская тара представляет собой разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и комплектации продукции в складских условиях.

Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных (биологических) средств, называют защитной.

Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки продукции за границу, и импортная тара.

В зависимости от сферы применения различают универсальную и специализированную тару. Первую используют для упаковывания, транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую - для одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий эксплуатации.

Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или транспортную) тару (ящики, деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки, бумажные жесткие пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную или потребительскую) упаковку. Последнюю применяют для каждого изделия или какой-то определенной части, массы или объема продукции. Она является неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки, тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки).

Большинство товаров, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке. Упаковка играет немаловажную роль в сбыте той или иной продукции.

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и потерь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и реализации продукции.

Разнообразие свойств и особенностей товаров, размеры, различные условия хранения, их транспортирования, отпуска вызывают необходимость производства упаковки множества видов. Также для размещения используется тара. Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для обращения продукции. Она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без неё: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т.п. Допустим, для кирпичей используют поддон, на котором располагаются от 100 и более кирпичей, так как отдельно кирпич не упаковывается.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить ее функции, а, следовательно, и сделать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

- предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

- защита товара от влияния других товаров;

- обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

- придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

- создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств, для количественного их учета;

- выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

- использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Упаковка товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства упаковки, ее конструкция должны отвечать свойствам помешенных во все товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Упаковка должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Упаковка должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.

Упаковка имеет множество функций, в том числе относится и к сохраняющим факторам. Основное назначение упаковки - защита упакованных товаров от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция упаковки - носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и или перевязочные материалы.

Упаковочные материалы - дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.

Перевязочные материалы - дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

studfiles.net

16.5. Тара, ее классификация и значение в коммерческой деятельности

Осуществляя коммерческую работу с транспортом, коммерческие предприятия вынуждены иметь дело с тарой в ее многообразном функциональном назначении.

Тара выполняет функции размещения и упаковки товара, обеспечивающей его защиту от потерь качества и рекламирующей потребительские свойства и другие характеристики. Тара является емкостью для транспортировки товара, сохраняющей его качественно и количе­ственно и обеспечивающей выполнение погрузочно-разгрузочных работ. И наконец, тара выполняет функции тара-оборудования, в ко­тором товары размещаются в расфасованном виде и располагаются в торговом зале для продажи.

Потребность в таре и упаковочных материалах постоянно возрас­тает. На эти цели расходуется огромное количество древесины, тка­ней, металла, полимерных материалов. Недооценка роли тары, отставание в развитии ее производства приводят к большим непроиз­водительным расходам и потере готовых товаров. Одной из специфи­ческих особенностей тары как промышленной продукции является ее производство в различных областях промышленности и обращение практически во всех сферах экономики. Межотраслевой характер производства и потребления тары определил необходимость стандартизации терминов и определений в этой области. Установление одно­значной терминологии имеет большое значение, способствует обработке данных с помощью вычислительной техники, помогает развитию научно-технического и экономического прогресса. Приведенная ниже классификация относится к различным видам тары и упаковки.

По материалу изготовления тару делят на деревянную (ящики, бочки), тканевую (мешки), картонную и бумажную (коробки, бумаж­ные мешки и др.), металлическую (бочки, фляги, бидоны и др.), из синтетических материалов (ящики, лотки и др.), стеклянную (бутыл­ки, банки и др.), прочную — из хвороста, щепы и дранки (корзины, мешки и др.), комбинированную (малогабаритные контейнеры).

По функциональному назначению тару подразделяют на транспорт­ную (внешнюю) и потребительскую (внутреннюю).

Транспортная (внешняя) тара обеспечивает сохранность товара при транспортировании и хранении. К такой таре относятся мешки, ящики, бочки, картонные коробки, фляги, изготовленные из различ­ных материалов.

Потребительская (внутренняя) тара обеспечивает сохранность расфасованного товара от производства до потребителя, во время доставки защищается внешней тарой. Такая тара, как правило, пере­ходит к потребителю вместе с товаром. К потребительской таре отно­сятся бутылки различной емкости, консервные жестяные банки, фла­коны, коробки для папирос, тара из бумаги и полимерной пленки, пакеты и др.

По конструктивным особенностям тару делят на неразборную, разборную, складную и разборно-складную. Наиболее широкое распространение в практике получила неразборная тара (деревянные ящики, бочки и др.). Использование современных материалов в изготовлении тары позволяет создавать конструкции, имеющие небольшой объем при перевозках в порожнем состоянии.

По длительности обращения транспортную и потребительскую тару делят на разовую (однократного использования) и многооборот­ную (многократного использования). Основная часть тары является многооборотной и после высвобождения подлежит возврату постав­щику или тарособирающей организации.

По принадлежности тару подразделяют на залоговую и инвен­тарную.

Залоговой называют тару, стоимость которой входит в стоимость товара. Она принадлежит промышленности, и возврат ее осуществля­ется потребителем. Залоговая тара — это, как правило, стеклянная посуда различной емкости. Инвентарная тара предназначена для дос­тавки от поставщика в розничную торговую сеть отдельных групп то­варов. При доставке товара в инвентарной таре розничное торговое предприятие выплачивает промышленности ее стоимость, которая выше себестоимости тары. Это стимулирует ее возврат.

Инвентарная тара может принадлежать промышленности, опто­вым базам и розничным торговым предприятиям. К ней относятся: фляги для молока, лотки для хлеба, металлические цистерны (для торговли квасом, молоком), металлические бочки (для растительного масла), деревянные ящики и лотки различных конструкций. Такая тара должна иметь маркировку (инвентарный номер, принадлежность организации).

По степени жесткости конструкции, т. е. способности тары к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы, ее подразделяют на жесткую, мягкую и полужесткую.

Жесткая тара способна выдержать внешнее воздействие, сохра­нив свою форму при транспортировке. К ней относятся ящики, боч­ки, фляги и др.

Мягкая тара при заполнении товаром приобретает его форму, степень ее сопротивления механическому воздействию ниже, чем у жесткой. Преимущество мягкой тары заключается в том, что ее мож­но складывать, она занимает меньшую площадь при хранении и транспортировке.

Полужесткая тара менее устойчива к воздействию внешней сре­ды, но относительно длительное время сохраняет свою первоначаль­ную форму. К ней относятся картонные короба, корзины и др.

В зависимости от кратности использования тару подразделяют на однооборотную и многооборотную. Основная часть тары предназна­чена для повторного использования и после освобождения из-под то­варов должна быть возвращена поставщикам. Разновидностью мно­гооборотной транспортной тары является инвентарная тара, которая принадлежит поставщикам или торговым предприятиям. Такая тара должна иметь маркировку с данными о ее владельце и инвентарный номер. При отправке товаров в инвентарной таре поставщик взимает с покупателя ее залоговую стоимость.

Различные физико-химические свойства товаров, размеры и ус­ловия транспортировки затаренных товаров обусловливают многооб­разие используемой тары.

В условиях внедрения механизации и автоматизации процессов производства, упаковки, транспортировки и подготовки товаров к продаже в розничной торговой сети к таре предъявляются особые требования. Важное значение при этом имеют сохранность товаров, возможность многократного использования тары, ее невысокая стоимость.

Значительное сокращение материальных и трудовых затрат обеспечивает повторное, многократное использование тары.

В тарообороте страны участвуют предприятия промышленности, сельского хозяйства, предприятия транспорта и торговли. Это обусловлено тем, что производители, выпуская продукцию, или изготавливают тару исходя из особенностей товаров, или закупают ее у тароремонтных заводов.

Транспортные организации и предприятия участвуют в этом про­цессе в связи с тем, что на них возложены сбор, ремонт, переработка и возврат тары производителям товаров.

Торговля связана с тарооборотом в связи с необходимостью маневрировать огромными запасами товаров, которые в большинстве своем от промышленности к потребителю доставляют в таре и упа­ковке.

Роль торговли в организации тарооборота особенно велика, так как она осуществляет возврат значительного количества тары.

Работа с тарой требует постоянного внимания, начиная с прием­ки товаров и кончая возвратом тары тароремонтным предприятиям. Торговые предприятия, получая товар, одновременно принимают тару по количеству и качеству. Качество тары определяют по ее соот­ветствию стандартам или техническим условиям.

Принимая тару, материально ответственное лицо сверяет правильность маркировки на таре с данными накладной или счета-фактуры, а также правильность указания цены в этих документах в соответ­ствии с прейскурантами. В случае какого-либо несоответствия состав­ляется приемный акт при участии представителя общественности, и об этом делается отметка в накладной.

Поступившую тару материально ответственное лицо учитывает по количеству и прейскурантной цене (если эта тара не инвентарная).

На каждом предприятии целесообразно отводить специальное место для хранения и ремонта тары. Это могут быть подсобные поме­щения магазина или пристроенные помещения легкого типа (навесы, сараи и т. д.). Деревянную тару хранят штабелями. Ящики укладыва­ют на подтоварники, стеллажи или настилы из досок в штабеля от­дельно по видам. Бочки сортируют по емкости, роду древесины, на­значению и ставят на стеллажи вниз дном.

Нельзя хранить тару в торговом зале, а также использовать ее для временного хранения какого-либо сырья или товара.

Сдача тары оформляется накладной, в которой указывают наименование тары по прейскуранту, ее состояние и цену в зависимости от качества. Оформленные документы о сдаче тары тароремонтные предприятия передают в виде отчетов в бухгалтерию торгового предприятия для списания с материально ответственных лиц.

Контрольные вопросы

  1. Какие виды транспорта вы знаете?

  2. Какой документ регламентирует хозяйственные отношения при перевоз­ках грузов на железных дорогах?

  3. Что такое повагонная отправка?

  4. Чем характеризуется нормативная скорость доставки грузов?

  5. Как осуществляется приемка груза получателем?

  6. Какие вопросы должны быть отражены в коммерческом акте?

  7. Каким образом подразделяются тарифы на автомобильные перевозки?

  8. Каким документом регламентируется перевозка грузов на воздушном транспорте?

  9. Перечислите виды водного транспорта.

  10. По каким признакам можно классифицировать тару?

studfiles.net

Тара — Большая советская энциклопедия

I

Та́ра (итальянское tara, от арабское тарха — то, что отброшено)

изделие, служащее для упаковки, хранения и транспортировки товаров. Т. относится к материальным условиям, необходимым для бесперебойного процесса воспроизводства. В процессе доведения продуктов до потребителя она предохраняет товары от потерь, сохраняет их качество и количество, даёт возможность механизировать погрузо-разгрузочные работы, позволяет эффективно использовать транспортные средства и складские помещения. С использованием Т. связано ускорение оборачиваемости товарно-материальных ценностей, оборотных средств, ритмичность работы предприятий, выполнение плана товарооборота.

Применяемая Т. делится на 3 группы: внутренняя (потребительская), цеховая (внутризаводская) и внешняя (транспортная). Внутренняя Т. — неотъемлемая часть расфасованных товаров, она переходит с упакованными в неё продуктами в полную собственность потребителя. К ней относятся бумажные обёртки, картонные коробки, жестяные банки, тюбики, флаконы и т. д. Стоимость её целиком входит в стоимость вновь созданного продукта и полностью оплачивается потребителем. Художественное оформление её облегчает нахождение нужного потребителю товара и информирует о содержании упаковки. Цеховая Т. применяется для передвижения сырья, полуфабрикатов, запасных частей и готовой продукции внутри предприятия, между цехами, к рабочим местам. Для этой цели используются деревянные сплошные и решётчатые ящики, металлическая Т., поддоны и др. Внешняя Т. применяется для транспортировки или хранения товаров в процессе продвижения их от производителя до потребителя. К ней относятся деревянные, металлические, полиэтиленовые ящики, бочки, барабаны, фляги, тканевые и бумажные мешки, паковочные ткани и пр. Внешней Т. могут служить также контейнеры, пакеты, стопки лотков и т. п., в которых товары не только доставляются в места хранения и продажи, но одновременно являются оборудованием для продажи (Т.-оборудование). Стоимость её, как правило, частично включается в стоимость товара.

Основные требования для всех видов Т. — лёгкость, прочность и дешевизна. Затраты на производство и эксплуатацию Т. значительно снижаются в результате развития специализации, стандартизации (См. Стандартизация) и унификации (См. Унификация), применения перспективных материалов для её изготовления, многооборотной перевозки и хранения товаров в контейнерах, на поддонах, в специальных автомобильных кузовах и ж. -д. цистернах. Увеличение производства Т. из картона, полимерных, древесноволокнистых и древесностружечных материалов позволяет повысить коэффициент использования складской ёмкости и транспортных средств, уменьшает расходы на перевозку и хранение, увеличивает оборачиваемость Т., а также сокращает потребность в лесоматериалах. Важное значение приобретает замена деревянной Т. более дешёвой — из картона, бумаги и полиэтилена.

К. С. Фетисова.

II

Та́ра

река в Новосибирской и Омской областях РСФСР, правый приток Иртыша (бассейн Оби). Длина 806 км, площадь бассейна 18 300 км2. Берёт начало на Васюганской равнине, течёт в слабовыраженной долине, русло извилистое. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с апреля по июнь. Средний расход воды в 108 км от устья 40,8 м3/сек. Замерзает в конце октября — ноябре, вскрывается во 2-й половине апреля — 1-й половине мая. В суровые зимы на перекатах перемерзает. Судоходна до с. Кыштовка (350 км), в половодье — выше.

III

Та́ра

город областного подчинения, центр Тарского района Омской области РСФСР. Пристань на левом берегу Иртыша, в 410 км ниже Омска. 24 тыс. жителей (1974). Выпуск деталей с.-х. машин, веялок, обозного инвентаря и др. Комбинаты: мясной, маслосыродельный, мельничный; рыбный, пивоваренный и кирпичный заводы, обувная и швейная фабрики. Основан в 1594.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

gufo.me

ТАРА (емкость) - это... Что такое ТАРА (емкость)?


ТАРА (емкость)
ТАРА (емкость)

ТА́РА (итал. tara, от араб. тарха — то, что отброшено), емкость для хранения, упаковки и транспортировки промышленных товаров и сельскохозяйственных продуктов. Различают тару жесткую (бочки, бутылки, ящики), полужесткую (корзины, картонные короба) и мягкую (мешки, кули).

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ТАРА (город)
  • ТАРА (река)

Смотреть что такое "ТАРА (емкость)" в других словарях:

  • ТАРА — (ит. и исп.). Вес упаковки товара. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАРА вес упаковки товара; вес экипажа, в котором товар перевозится, нпр., железнодорожного вагона и т. д.; вообще разница между… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Тара — (tare) См.: вес брутто (gross weight). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998. Тара от англ. tare упаковка …   Словарь бизнес-терминов

  • ТАРА — (итал. tara от араб, tarha вычет) 1) емкость для хранения, упаковки и транспортировки Товаров, товарная упаковка; 2) разница между общим весом товара с упаковкой (брутто) и чистым весом (нетто), то есть вес упаковки товара. Райзберг Б.А.,… …   Экономический словарь

  • ТАРА — емкость для хранения, упаковки и транспортировки промышленных товаров и сельскохозяйственных продуктов. Подразделяется: по материалу на деревянную, пластмассовую, металлическую, стеклянную; по размерам на крупногабаритную и малогабаритную; по… …   Большой бухгалтерский словарь

  • ТАРА — емкость для хранения, упаковки и транспортировки промышленных товаров и сельскохозяйственных продуктов. Различают Т. жесткую (бочки, бутылки, ящики), полужесткую (корзины, картонные короба) и мягкую (мешки, кули) …   Большой экономический словарь

  • емкость — 3.5.2 емкость: Количество электричества или электрический заряд, который в обозначенных условиях обеспечивает полностью заряженная батарея. Источник: ГОСТ Р МЭК 60079 0 2011: Взрывоопасные среды. Часть 0. Оборудование. Общие требования …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ТАРА — (ит. tara от араб. tarha вычет) 1) товарная упаковка, емкость для хранения, упаковки и транспортировки товаров; 2) разница между общим весом товара с упаковкой (брутто) и чистым весом (нетто), т.е. вес упаковки товара …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • тара — (итал. tara от apaб. tarha вычет)    1) емкость для хранения, упаковки и транспортировки товаров, товарная упаковка;    2) разница между общим весом товара с упаковкой (брутто) и чистым весом (нетто), то есть вес упаковки товара …   Словарь экономических терминов

  • Бензин — (Petrol) Бензин это самое распространенное топливо для большинства видов транспорта Подробная информация о составе, получении, хранении и применении бензина Содержание >>>>>>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Мёд — (Honey) Классификация мёда, свойства меда, натуральный мёд Обработка и хранение меда, лечение мёдом, польза мёда, обертывание мёдом, липовый мёд, домашний мёд Содержание Содержание Раздел 1. Производители . Раздел 2. Классификация. Раздел 3.… …   Энциклопедия инвестора

dic.academic.ru

Тара и упаковка. Путь к потребителю

Выдвижение на передний план вопросов удовлетворения всех потребностей заказчика и доставки ему продукции только высокого качества и без потерь объективно ведет к существенному пересмотру значения тары и упаковки. Разумеется, это не является чем-то неожиданным, ранее неизвестным. Уже в середине XX века началось формирование самостоятельной подотрасли машиностроения, производящей специальное оборудование для упаковки товаров, реорганизация складского хозяйства, использование новых материалов для сохранности изделий во время их транспортировки и т. п.

В рамках логистики все это лишь возводится в ранг приоритетной задачи и получает иное, более широкое и ответственное толкование.

Особенно заметный сдвиг в вопросах функционирования тарного хозяйства начался со второй половины 70-х годов. Ныне этот процесс завершился уже важными качественными сдвигами: подход к тарному хозяйству, как к одной из важнейших отраслей современной экономики, получил в 90- х годах уже признание не только в теории, но и в практике всех развитых стран.

Анализ показывает, что по значимости своих социально-экономических функций, по стоимости объема производства и по степени использования науки и техники эта отрасль в некоторых странах выдвигается уже в первые ряды и во многом определяет некоторые общие показатели эффективности национальной экономики.

Такие перемены не стали результатом просто благоприятного стечения обстоятельств. Они явились следствием постепенного пересмотра многих прежних (“традиционных“) подходов к вопросам тары и упаковки. При этом немалую роль здесь сыграли и теоретические исследования в области логистики, которые подтолкнули к такому пересмотру. Наиболее важным в этом плане было следующее: трактовка самого понятия “упаковка“ претерпела принципиально важные изменения.

Еще сравнительно недавно в научной и технической документации термин “упаковка“ чаще всего определялся как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения.

Это, разумеется, слишком общее определение, а главное, оно не отражает всего объема функций и задач, которые в нынешних условиях возлагаются на упаковку. Обобщение современных взглядов и деловых кругов многих стран на вопросы функциональных задач тары и упаковки (в том числе и в работах по логистике), дает основание выделить следующие характерные черты трактовки этих функций и задач.

Во-первых, одним из важнейших назначений упаковки считается теперь:

‑ сохранение количества и качества производимой продукции;

‑ обеспечение удобства ее погрузки, выгрузки, перевозки на всех видах транспорта;

‑ повышение эффективности и облегчение работ, связанных с хранением продукции на складах;

‑ облегчение условий труда и повышение производительности торговых операций.

Прямой функцией упаковки остается, разумеется, и защита продукции от механических воздействий, порчи загрязнения.

Во-вторых, возрастающее значение тары обусловливается тем, что все большее количество продукции ряда отраслей просто не может ныне выпускаться без соответствующей тары. При этом по мере развития пищевой и фармацевтической отраслей промышленности эта функция тары быстро возрастает. Сейчас встречается немало технологических процессов, где понятие тары и упаковки вообще неотделимо от самого производства, возможностей транспортировки и потребления конечного продукта.

В-третьих, определение функции тары и упаковки становится в нынешних условиях неотделимым от развития современных форм самообслуживания, организации общественного питания, продажи готовых изделий по каталогам и т. п. Такая подготовка продукта также превращается в элемент процесса его производства, становится продолжением и завершением его в сфере обращения. Иными словами, все издержки по таре и фасовке продукта, а также его перевозке и промежуточному хранению становятся в этом случае производственными издержками, увеличивающими стоимость продукта .

В-четвертых, выдвижение на передний план задачи максимального удовлетворения запросов потребителя приводит к тому, что само назначение тары и ее роль на современном рынке выходят за прежние понятия. Ныне уже общепризнанно, что упаковка надежна и эффективна лишь в том случае, если отражает образ продукта (с точки зрения потребителя), если ее цвет, материал, графика и форма выражает суть и назначение продукта. Такое представление особенно важно потому, что знакомство покупателя с товаром происходит именно на основе символов и текста на его упаковке, причем особую роль играет ее цвет и форма.

В-пятых, к важнейшим функциям упаковки относятся сегодня ее эстетичность и информативность. Графическое изображение на упаковке дает дополнительную информацию о продукте: о способе приготовления, системе хранения, правильных приемах открывания и закрывания и т. д. При этом важно, чтобы текст был максимально краток и содержал лишь самые необходимые сведения или ссылку на наличие подробного описания внутри упаковки.

В-шестых, все более активно выдвигаются на передний план новые функции и дополнительные требования к упаковке: упакованный товар не должен загрязнять окружающую среду, а упаковочные материалы должны быть пригодны для переработки и повторного использования. Не будет преувеличением сказать, что уже в ближайшем будущем это требование может выйти на первое место и стать абсолютно обязательным.

Таковы главные функции современной тары и упаковки, сформулированные на базе обобщения научных докладов и практических мер развитых стран. Уже простое их перечисление дает основание утверждать, что тарное хозяйство вторглось ныне практически во все отрасли экономики от производства до потребления, оказывает огромное влияние на социальную сферу, функционирование рынка, структуру сбыта и т.д. При этом особенно важное значение и наибольшее распространение (около 75-80% ) производства использование тары и упаковки в АПК.

Экономия материальных затрат на тару, фасовку и т.п. оборачивается здесь не только снижением качества, но и огромными потерями продовольствия, полуфабрикатов и готовой продукции.

Разумеется, в мире нет еще единого подхода ученых и деловых кругов к вопросам тары и упаковки ‑ к оценке значимости ее отдельных функций, взаимосвязи со всеми этапами производственного цикла, влияния на проблемы окружающей среды и т.п. Акценты в ответах на эти вопросы у отдельных стран порою еще столь различны, что по-разному определяется та грань, которая разделяет целесообразное увеличение расходов и усилий на эти цели и неоправданное подстраивание под капризы потребителя.

Неудивительно, что и в теоретических докладах, и в практических делах отдельных стран и компаний остаются, порою, заметные расхождения. И тем не менее, общая тенденция развития событий в этой сфере уже не вызывает сомнений.

Характеристика современного подхода ученых к  функциям, значению и перспективам развития упаковки была дана в докладе Рочестерского технологического института в середине 90-х годов на конференции по проблемам современной упаковки. В нем констатировалось, что упаковка представляет собой жизненно важный компонент предпринимательской деятельности любой компании, и все более превращается в связующее звено, без которого становится невозможным перемещение товаров от производителя до потребителя. При этом функции постоянно расширяются ‑ от сохранения и защиты продукта от повреждений до удовлетворения запросов покупателя .

В общественном понимании упаковка все еще иногда выглядит как нежелательная и, может быть, ненужная вещь. Жизнь по мнению мало осведомленных людей, была бы легче и проще, если бы товары поступали в магазин без дополнительных хлопот и увеличения их стоимости. Более того, даже в некоторых компаниях упаковка до сих пор рассматривается как некий второстепенный вопрос, который можно рассматривать при создании нового продукта в последнюю минуту.

И в то же время практически каждый, кто связан с реализацией товаров, слыхал о 4-х проблемах Маркетинга: “товар“, “цена“, “продвижение товара“ и “сбыт товара“. Ведь наличие “нужного товара, произведенного и перемещенного надлежащим образом, по необходимой цене в нужное место “, теоретически, и должно обеспечить успех предприятия. Упаковка как раз и является тем связующим звеном, которое объединяет все эти проблемы. Если товар каким-либо образом изменен, его упаковка также должна быть изменена для того, чтобы отвечать  требованиям обновленного продукта, обеспечить его защиту, или содержать уточненный перечень ингредиентов.

Точно также упаковка должна быть особой для каждого нестандартного вида продаж (например, для товаров, продаваемых со скидкой при определенных условиях или для товаров, при покупке одного из которых, второй получаешь бесплатно ).

Место продажи товара также должно непосредственно влиять на упаковку: продукт, продаваемый в магазинах по сниженным ценам должен быть упакован по иному, нежели тот же самый продукт, упакованный для эксклюзивной продажи по повышенным ценам в модном магазине.

Эксперты утверждают, что упаковка и товар должны рассматриваться как единое целое и что решение проблем  сбыта требует скрупулезного и одновременного внимания к планированию как упаковки, так и продукта. Действительно, использование того или иного вида упаковки бывает особенно успешным, когда оно рассматривается в начале создания нового продукта или когда совершенствование упаковки происходит одновременно с совершенствованием продукта. Опыт подтверждает, что действенная связь между этими вопросами эффективно содействует успеху всего проекта. Более того, считается, что уровень жизни именно потому, что упаковка делает это возможным. И наоборот, в некоторых случаях только очень богатые страны могут пренебрежительно относиться к некоторым аспектам упаковки, ибо они считают, что могут позволить себе разбрасываться ресурсами.

creativeconomy.ru

Общие сведения о таре и упаковке

Наряду с товарными знаками в современных торгово-промышленных отношениях широко используются этикетки, лейблы и ярлыки. Часто их рассматривают как аксессуары товарного знака, его вспомогательные элементы. И это в большинстве случаев справедливо. Однако подчас этикетки, лейблы и ярлыки играют и главную роль в стимулировании продаж, оказывая прямое и косвенное влияние на потребителя, подготавливая его психологически к акту покупки.

Эта особенность этикеточной продукции к активизации продаж была замечена представителями промышленности и торговли очень давно – еще во времена раннего средневековья. Прообразом современных этикеток были появившиеся в тот период времени надписи на аптечных сосудах, сообщавших названия лекарственных препаратов, их ингредиенты и способ употребления. Этикетка с такой информацией придавала лекарству большую солидность и формировала чувство доверия со стороны потребителей, так как под рецептом указывалось имя врача и его принадлежность к соответствующему цеху или гильдии.

Вызывать доверие должен был и ярлык. В период средневековья многие феодалы, князья, ханы и короли использовали для скрепления своих указов ярлыки, – то есть специальный клейма и печати со стилизованными изображениями, которые указывали на подлинность документа. Ярлыками пользовался и глава католической церкви – римский папа скреплял свои послания так называемой буллой, т.е. своего рода ярлыком. Таким образом, уже на самых ранних этапах развития общественно-экономических отношений этикетки и ярлыки выполняли специфическую функцию – формирования доверия к чему-либо.

Дальнейшее развитие рыночных отношений, роста торгового оборота и промышленного производства придало импульс расширению роли и значения этикеточной продукции. Если до XV в. этикетки изготавливались в единичных экземплярах или в малых количествах, то с изобретением книгопечатания этот процесс упростился и подешевел; у производителей и продавцов появилась возможность массового производства этикеток. В XVI в. в Германии появились и первые экслибрисы – книжные знаки, которые указывали на принадлежность книги определенному владельцу.

Изобретение к концу XVIII в. литографии стало этапным моментом в производстве этикеточной продукции, – теперь массовые тиражи этикеток существенно удешевились. Это обстоятельство, в свою очередь, послужило предпосылкой для еще более широкого использования этикеток и ярлыков в промышленности и товаропроводящей системе. Этикетки стали печататься в полноцветном исполнении, часто с золотым тиснением; стала варьироваться и форма этикеток, – они изготавливались в виде сердца, прямоугольников, овальной формы и другой конфигурации. К началу ХХ столетия функции и предназначение этикеточной продукции значительно расширились; этикетки теперь не просто выполняли функцию формирования доверия к товару и указывали на имя производителя, но и выполняли ряд других функций. В частности, они стали действенным инструментом рекламы (например, товарного знака компании и качества ее продукции, средством предоставления познавательной информации (сообщала потребителю новые, интересные и практически значимые сведения) и удовлетворяли эстетические чувства покупателей.

В настоящее время значимость этикеточной продукции и область ее применения существенно расширились. Ныне каждый производитель осознает: для того, чтобы товар был конкурентоспособным, его следует соответствующим образом оформить. При этом обязательно учитывается, что этикетка – это главный элемент восприятия многих продуктов, первое, на чем концентрирует внимание потребитель. При прочих равных условиях потребитель делает выбор в пользу товара с более привлекательной этикеткой или лейблом. Таким образом, этикетка играет немаловажную роль в стимулировании акта покупки. Более того, надлежащим образом оформленная этикеточная продукция вызывает интерес покупателя, стимулирует в нем желание взять товар в руки, ознакомиться с его характеристиками и фирмой-производителем. Особую важность в этом смысле имеют лейблы, которые иногда размещаются на лицевой стороне курток, джинсов, обуви, головных уборов, очков и т.п. (см. рис.1). От их художественной ценности, цветовой гаммы, дизайна во многом зависит желание потребителей купить данный товар. Из этих обстоятельств вытекает важность для промышленности и торговли этикеток и этикеточной продукции.

Рис.1. Примеры лейблов для одежды.

Однако значение современных этикеток перечисленными факторами не ограничивается. Сегодняшние этикетки также дают товарам имена и выполняют защитные функции. Так, многие супермаркеты и магазины широко используют звуковые активные ярлыки-датчики как инструмент защиты от краж.

Давать товарам имена – довольно давняя традиция в торгово-промышленных отношениях. Мышление человека устроено таким образом, что им лучше воспринимаются товары, имеющие имена собственные, – например, автомобиль «Нива», молоко «Домик в деревне», чай «Беседа», пиво «Че Гевара» (см. рис.2).

Рис.2. Этикеточная продукция, направленная на перенос имиджа.

Естественно, что этот момент не остается вне поля зрения специалистов по сбыту: если товар индивидуализирован, выделен из общей массы безликих товаров, то он лучше раскупается. И если такой товар нравится потребителям, они привыкают к нему и его потребление становится устойчивой привычкой. Излишне говорить, насколько важно для производителей формирование таких привычек и предпочтений.

Все большую роль играет этикеточная продукция для защиты оригинальных товаров от подделок. Во всем мире фирмы-производители известной и качественной продукции несут колоссальные потери от фальсифицированной продукции, – причем потери не только финансового, но и морального плана (в виде нанесения ущерба деловой репутации).

Значительно затруднить пиратское производство или сделать невозможными подделки призвана этикеточная продукция. Ныне многие производители оригинальной продукции снабжают свои изделия специальными этикетками с высокой степенью защиты. Так, например, большое количество российских производителей алкогольной и видеопродукции оснащают свои изделия этикетками с голографическими изображениями, подделать которые в кустарных производствах не представляется возможным. Кроме того, в этикеточное производство все более проникают специфические технологии из сферы печатания бумажных денег. Специальные этикетки имеют водяные знаки, определенные символы, видимые только в ультрафиолетовых лучах, содержат специальные рельефы и металлические включения, цифровые и кодовые обозначения. Этикетки печатаются на специальных сортах бумаги или пластика, а также наносятся специальными способами прямо на стекло или металл. Известные компьютерные фирмы снабжают свою продукцию этикетками со специально вмонтированными микрочипами, позволяющими быстро распознать подделку (см. рис.3). Естественно, что все эти мероприятия значительно осложняют или делают невозможной (или нерентабельной) подделку.

Рис.3. Специальный ярлык фирмы Майкрософт.

Конечно, снабжение этикеточной продукции элементами защиты делает ее более дорогой (Цена голографической этикетки складывается из двух частей: стоимости разработки голограммы с изготовлением мастер-матрицы и стоимости тиража. Стоимость разработки голограммы в зависимости от ее сложности колеблется от 3000 до 5000 долл. США. Цена тиража зависит от размеров голограммы и объема партии. Так, при площади голограммы 1 кв.см и тираже 1 млн. шт. ее цена составит 1,1 цента, а при тираже 5 млн. шт. и более – 1 цент.). Однако финансовые и моральные потери от подделок еще более значительны и по существу у производителей не остается другого пути экономической защиты своих интересов.

Особое место в современном бизнесе занимают такие элементы, как тара и упаковка. Ныне до 97% товарной массы, обращающейся на различных рынках, имеет упаковку и транспортируется или продается конечным потребителям в какой-либо таре.

Понятия «тара» и «упаковка» очень объемные, причем между ними нет четкого водораздела. Термин «тара» происходит от итальянского tara и означает емкость для хранения, упаковки и транспортировки товаров; к таре относят бочки, бутылки, ящики, банки, картонные короба, мешки и прочее. Упаковка представляет собой первичную тару, которая входит в непосредственный контакт с товарами и выполняет защитную и декоративную функции.

Тара и упаковка используются человечеством с самых ранних этапов человеческой цивилизации. Люди разных эпох и государств уже в глубокой древности использовали в своей повседневной деятельности глиняные, деревянные, а позднее и стеклянные сосуды для хранения и перевозки жидких и сыпучих товаров – таких, как зерно, масло, молоко, вино, мука и других изделий. Часто с аналогичными целями использовались мешки из полотна или кожи. Вначале использовать тару людей заставляла простая необходимость в чем-то хранить или перевозить указанные продукты, но позднее тара стала выполнять и другую, вспомогательную функцию: в древнем Египте и античной Греции глиняные сосуды стали расписывать мастера художественной миниатюры и живописи. Таки изделия становились не просто тарой, а подчас настоящими произведениями искусства. Естественно, что такие сосуды ценились выше, а художественная роспись помогала стимулировать сбыт.

Если для хранения больших объемов сыпучих и жидких веществ можно было использовать большие глиняные бочки (пифосы), то для перевозки этих товаров они были непригодны из-за своей хрупкости и малой ударной прочности. Поэтому уже в античности стали использоваться деревянные бочки. Правда, в поздней античности бондарное ремесло находилось на примитивном уровне, – деревянные дощечки соединялись тогда не металлическими обручами, а при помощи ивового переплетения или лыка. Что же касается упаковки, то в качестве таковой чаще всего использовали листья различных растений и ткань.

К началу новой эры в обиход стала входить стеклянная тара. Самые ранние находки стеклянных изделий относятся ко II в. до н.э. В Е

вропе первым крупным производителем стеклянных изделий стала Венеция. Главным видом стеклянной тары стала бутылка. Первоначально бутылки укупоривали пробками из самых разных материалов – дерева, глины, кукурузных початков. Однако идеальным материалом для этих целей стала кора пробкового дуба, произрастающего в Испании и Алжире, — такие пробки обеспечивают хорошую герметичность и широко применяются до настоящего времени.

Металлическая кронен-пробка, повсеместно используемая ныне для укупорки кока-колы, лимонада и пива, была изобретена ирландцем У. Пейнтером в 1892 г. Кронен-пробка представляет собой штампованное изделие из белой жести круглой формы с 21 выступом (см. рис.4).

Рис.4. Кронен-пробки.

Эти выступы, образующиеся при штамповке, используются при открывании пробки консервным ключом. Кронен-пробка оказалась очень технологичным, недорогим и конкурентоспособным изделием, обеспечивающим полную герметичность укупорки газированных напитков.

Точная дата появления картонно-бумажной упаковки не установлена. Известно лишь, что черно-серую бумагу в виде простых пакетов с товарными знаками производителей использовали в Европе с конца XVI в. для упаковки швейных игл (Прив. по: Шипинский В. Из истории упаковки).

В 1665 г. была изобретена упаковочная бумага голубого цвета с зеленоватым оттенком, в которую упаковывали в основном сахарные головы. В то время бумагу изготавливали из тряпья и стоила она довольно дорого, поэтому ее редко применяли для упаковки. В 1827 г. француз Барета изобрел вощанку – дешевую, покрытую с одной стороны олифой упаковочную бумагу, а в 1852-1853 гг. англичане изобрели соломенную бумагу и непромокаемую бумагу пергамин. В середине XVIII в. был изобретен картон, который стали применять в основном для переплета книг, а в XIX в. налаживается фабричное производство картонных коробок. В этот период среди производителей нарастает интерес к художественному оформлению упаковки, – с этого времени широко применяется тиснение, штамповка, на коробки наклеиваются этикетки с высококачественными художественными изображениями.

В XIX столетии появляются и такие важные элементы упаковки как тубы (тюбики). Вначале тубы применялись только для упаковки художественных красок, но позднее стали использоваться как емкости для зубной пасты, кремов и косметики. Сначала тюбики изготавливались из олова и свинца, а с 1920 г. для этих целей стали применять алюминий.

Николя Аппер (1749-1841)

Жестяная консервная банка была изобретена в конце XVIII в. Н. Аппером и Т. Саддингтоном. В то время изготовление консервных банок было весьма трудоемким делом, – опытный жестянщик за час изготавливал не более 2-3 банок.

Особенно интенсивно индустрия упаковочных материалов стала развиваться в конце XIX – начала ХХ вв. Импульс бурному развитию этой сферы промышленности придал целый комплекс причин следующего плана:

  • Во-первых, к этому времени значительно расширилось массовое производство потребительских товаров. Появившиеся в тот период крупные акционерные компании стали специализироваться на производстве отдельных видов продукции. Это обстоятельство обусловило динамичное нарастание товарной массы и увеличения ассортимента выпускаемых изделий;
  • Во-вторых, обострилась конкуренция за потребителя. В связи с этим производители большее внимание стали уделять таре и упаковке, – их дизайну, эргономичности, а также как носителю рекламной и иной информации;
  • В-третьих, появилась масса новых товаров, для которых требовалась особая тара и упаковка, со специальными свойствами и характеристиками. Новой упаковки требовала фармацевтическая промышленность, производство косметики и парфюмерии, пищевых продуктов и проч.;
  • В-четвертых, к началу ХХ в. во многих развитых странах сформировалась упаковочная и тарная индустрия, включавшая в себя комплексы предприятий по производству картонной упаковки, деревянной тары, упаковочной бумаги, стеклянной тары, мешков и пакетов.

Помимо названных причин, к началу ХХ в. преобразилась и транспортная система. Во многих государствах появилась сеть железных дорог и магистралей с твердым покрытием. На водных путях появились и стали активно использоваться теплоходы с двигателями внутреннего сгорания, которые обеспечивали достаточную скорость перевозок и их низкую себестоимость. Развитие местного и международного транспортного сообщения активизировало мирохозяйственные связи и торговлю, которые, в свою очередь, стали предъявлять новые, повышенные требования к таре и упаковке – к ее прочности, форме, герметичности, экологичности.

Постоянное совершенствование технологий и развитие научно-технического прогресса привело к созданию новой тары и упаковочных материалов. К середине ХХ в. в обиход вошли пленочные и пластмассовые упаковочные материалы, появились металлические ящики, фляги, бидоны, канистры. Была разработана и внедрена в практику аэрозольная упаковка и упаковка гнездо-ячеичного типа. Многие производители стали включать в производственную структуру своих предприятий упаковочные участки и цехи.

Естественно, что вместе с этими процессами расширялись и дополнялись функции тары и упаковки. Помимо обеспечения сохранности продуктов и возможности их транспортировки к таре и упаковке стали предъявляться требования эргономичности (удобства в эксплуатации), эстетичности и дизайна, экологичности, а также информационной насыщенности. Причем значение функций экологичности и информационной насыщенности неуклонно возрастает по причинам правового характера. Все большее число государств вводит в действие соответствующие законодательные акты, которые регламентируют, во-первых, защиту окружающей среды, и, во-вторых, защиту прав потребителей. В этой связи все большее распространение получает самоуничтожающаяся упаковка с заданными свойствами, а также упаковка, несущая на себе всю необходимую информацию, предусмотренную требованиями закона о защите прав потребителей. Самоуничтожающаяся упаковка распадается, например, под воздействием солнечного света. Ее параметры могут быть подобраны так, что период распада может составлять от нескольких часов до нескольких лет.

Тара и упаковка как компоненты логистики. Для современных промышленных предприятий, аграрного производства, торговли, транспорта и других отраслей экономики значимой проблемой является снижение издержек при транспортировке и хранении товаров. Известно, что издержки, связанные с погрузочно-разгрузочными работами, перевозкой и складированием продукции, составляют в среднем от 10 до 20% в конечной цене товара. Чтобы минимизировать такие издержки, промышленность и торговля активно используют в своей повседневной работе элементы логистики – науки оптимального товародвижения и управления запасами.

Между тарой, упаковкой и товаропроводящей системой существует тесная взаимосвязь, так как от их параметров и характеристик во многом зависят объемы загрузки транспорта и складских помещений, затраты на погрузку и разгрузку товаров. Кроме того, товаропроизводителю следует учитывать и направление движения грузов: если товар направляется в северные районы, то материал тары и упаковки должен быть морозоустойчивым; если в южном, то следует учитывать возможность воздействия высоких температур и повышенной влажности.

Остановимся на основных аспектах выбора тары и упаковки в рамках требования логистики.

Габаритные размеры. Грузовые перевозки, осуществляемые в международной торговле, во многих компонентах стандартизированы и унифицированы, то есть приведены к единым параметрам (стандартам), заранее согласованным участниками транспортных перевозок. Внедрение единых стандартов является объективной необходимостью, так как существующие различия в грузовых, технических и иных нормативах разных стран приводит к дополнительным издержкам. Например, если две страны применяют различные размеры колеи на железной дороге (с разным расстоянием между рельсами), то очевидно, что грузы на границе следует выгружать, а затем загружать в вагоны с нужным размером колеи. Необходимость производства дополнительных погрузочно-разгрузочных работ приводит к удорожанию перевозок и непроизводительной потере времени. То же самое можно сказать и о стандартизации типоразмеров тары и упаковки, – если торгующие страны используют различные стандарты, то это приводит к определенным затруднениям. Например, если разрешенные габариты транспортных контейнеров существенно различаются, то это приводит к тому, что контейнер больших размеров, разрешенный в одной стране, не может пройти под мостами и виадуками в другой. Такие же разночтения могут возникнуть и в области веса контейнера, требований по токсичности, экологичности, радиационной безопасности и других параметров. Чтобы избежать несогласованности и дополнительных издержек, государства-участники торговых отношений заключают между собой договоры, которые урегулируют параметры контейнерных перевозок. Эти параметры необходимо учитывать предприятиям, осуществляющим поставки на внешние рынки.

В настоящее время определен европейский стандарт, устанавливающий размер базового модуля в 600 (400) мм, в соответствии с которым осуществляется целый ряд кратных параметров для оптимальной загрузки поддона с унифицированными параметрами. Таким образом, предприятиям-товаропроизводителям следует при определении размеров тары и упаковки исходить из того, что при других базовых размерах расходы на транспортировку могут увеличиваться из-за неполного заполнения европоддона. Если площадь поддона используется на 90%, а платить приходится за 100 %, то непроизводительные издержки налицо.

В связи с важностью согласования габаритов тары с принятыми международными стандартами ее размеры определяются на стадии проектирования. При помощи прикладных компьютерных программ проектировщики определяют:

  • Размеры тары и упаковки;
  • Оптимальное количество продукции для загрузки одного поддона или контейнера;
  • Возможную комбинацию различных товаров, перевозимых в одном контейнере;
  • Возможность визуального контроля груза и его маркировки для таможенного досмотра и персонала сопровождения.

Кроме того, на стадии проектировки учитывается и комплектация грузов для различных грузополучателей – в частности, устанавливается, какой груз и в каком порядке должен быть установлен на транспортное средство, в какие климатические условия направляется груз, какие требования к таре и упаковке предъявляются законодательством страны, в которую поставляется продукция и ряд других вопросов.

Тара и упаковска (часть 2). Технология создания этикеточной продукции

vadim-galkin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *