Составляющие чернил в древней руси – …,

История чернил. Из чего делали черные чернила в древней руси

Чернила

ЧЕРНИ́ЛА, ЧЕРНИ́ЛЬ (др. -русск. чьрнило, «калька» греч. melanion — «чёрная краска») — чёрная краска, которую в Древней Руси приготовляли из сажи. Такую краску добавляли в другие пигменты для иконописи. Отсюда названия: чернило иконное, чернило копченое. «Писать чернилом» означало прописывать детали темной краской (сравн. атрамент; мелантерия; рефть; шаровая краска) . Несколько другое значение имеет слово «черниль» — темно-коричневая краска (ее составляли из жженой охры, сажи и небольшого количества белил) . Чернилью писали на иконах волосы и прорисовывали детали ликов, поэтому «чернить», или «писать чернилью», означало иконописный прием, противоположный пробелам (см. также опись; охрение; санкирь) . Чернила делали также из сандала, из корня марены (красные чернила) , чернильного орешка (наростов на листьях и ветвях дуба) , солей окиси и закиси железа. Писали и рисовали чернилами с помощью гусиных или тростниковых перьев (см. калам; сравн. вазопись) . В середине XIX в. появились анилиновые чернила.

Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем) , разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». Хv век дал новый рецепт -«вареные чернила». Их рецепт такой: «часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши».

В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси.

«Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило».

В ХVI веке россияне знали еще один рецепт — на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое.

В ХVIII веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас».

Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков.

Если бы вы попали на необитаемый ост­ров, вам, конечно, захотелось бы послать, с помощью бутылочной почты, своим маме с папой и самым лучшим друзьям весточку. Вам удалось отыскать в своем кармане клочок бумаги, и тут вы обнаружили, что ни руч­ки, ни чернил у вас с собой нет. Что же де­лать? Нужно вспомнить историю этих вещей. Пусть ручкой вам, как древним египтянам, послужит тростниковая палочка с заострен­ным концом. А чернила? Есть множество спо­собов их приготовления. Вы можете сделать их из золы сожженных корней папируса, сме­шанной с клейким соком акации. Или сме­шайте сажу с растительным маслом, как де­лали древние римляне. При раскопках италийского города Геркуланума нашли гли­няную чашечку, на дне которой виднелся ка­кой-то темный осадок. Оказалось, что это бы­ла чернильница с засохшими древними чернилами из сажи и масла. Они совсем вы­сохли, ведь прошло около тысячи лет.

Но если вам хочется настоящих, полно­кровных чернил, крепких, не поддающихся времени, приготовьте их из чернильных орешков. Только не ищите для этого по все­му острову чернильное дерево. Ищите дуб, потому что чернильные орешки — это про­сто наросты на дубе. Они появляются рядом с желудями на дубовых листьях, как волды­ри на коже от укуса комара.

В старых русских книгах сохранился ре­цепт чернил из чернильных орешков: «Орешки чернильные в рейнском вине на солнце или в тепле мочити. Посем тую вод­ку из скляницы желтую, процедя сквозь по­лотенце и орешки выжав, во иную скляницу положите и купоросом чернящим, в муку растертым, запустити и почасту ложкой по- мешивати, в тепле же несколько стояти дней, и тако будут добрые чернила». Слож­ный рецепт в условиях необитаемого остро­ва. Но не унывайте! Можно обойтись и без

shr32.ru

Составляющие чернил в древней руси. Самые первые чернила и инструменты для письма

Затопляев Иван

Исследовательская работа «Эти удивительные чернила» с описанием опыта изготовления чернил по древнему рецепту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Тракторозаводского района Волгограда

Школьный конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Я исследователь»

Направление: «Окружающий мир»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Эти удивительные чернила

Руководитель: Дубрасова Наталия Анатольевна,

учитель первой квалификационной категории

Обучающийся: 4 «Г» класса

Затопляев Иван Александрович

Волгоград 2013

Введение …………………………………………………………………….3

  1. История возникновения чернил…………………………………………4

2. Немного о чернильнице…………………………………………………7

  1. Интересные факты о чернилах …………………………………………8
  1. Рецепты чернил………………………………………………………….8

4.1 Чернила из чернильных орешков……………………………….9

4.2. Чернила из каштанов……………………………………………9

4.3. Чернила из бузины………………………………………………9

4.4. Чернила из кожуры грецких орехов……………………………9

4.5. Чернила из танина……………………………………………….9

4.6. Канцелярские ализариновые чернила…………………………9

4.7. Ализариновые чернила по Леонгарди ……………………….10

4.8. Чернила из анилина……………………………………………10

  1. Эксперимент……………. ……………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………….11

Литература …………………………………………………………………11

Введение

Однажды, прочитав задание в учебнике по «Литературному чтению» про летописца, который готовил чернила из старых ржавых гвоздей, кваса, меда, кислых щей, чернильных орешков (наросты на дубовых листьях), я заинтересовался, как же на самом деле раньше их делали. Я решил узнать историю чернил, их разновидности и рецепты. У меня появилась гипотеза, что чернила можно сделать самостоятельно в домашних условиях. И я решил попробовать изготовить древние чернила, которыми писал свои стихи А. С. Пушкин, тем более что все составляющие этих чернил можно найти и в наше время.

Цель исследования: изучить историю происхождения, способы изготовления, виды чернил, найти интересные факты о чернилах, проверить свою гипотезу о возможности самостоятельно изготовить чернила.

Задачи:

  1. Изучить информацию по данной теме с помощью литературы и интернет-ресурсов.
  1. Изготовление чернил в домашних условиях.

Объект исследования: сведения о чернилах.

Предмет исследования: изготовление чернил в домашних условиях.

Методы исследования: сбор и анализ информации, эксперимент.

Инструменты исследования: компьютер, Интернет, печатные издания, материалы и вещества для изготовления чернил.

1. История возникновения чернил

Трудно встретить человека, который не пользовался бы чернилами и не знал, что это такое. Но многие ли из нас знают историю возникновения, химический состав чернил, процесс производства.

Чернила появились тогда, когда у человечества появилась необходимость записывать что-то на бумаге. Тогда люди разных народов изобретали свои чернила, чтобы сохранить свою историю для будущих поколений.

Самый древний рецепт чернил, найденный археологами, принадлежит древним египтянам. Задолго до нашей эры они использовали для письма смесь золы от сжигания корней папируса и раствора камеди – клейкого густого сока акации или вишни. Такой же состав использовался в Китае 2,5 тыс. лет назад. Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах. Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой.

В античные времена люди делали чернила из… каракатиц. У каракатиц и их двоюродных братьев осьминогов есть особый чернильный мешок, из которого животные в минуту опасности выпускают «чернильную бомбу» — для маскировки.

Чернильные мешочки сушат на солнце, толкут, добавляют щелок и нагревают, потом добавляют серную кислоту, опять сушат и прессуют. Получается сепия, которая широко используется художниками до сих пор. Наверное, это самые древние в мире чернила, им 100 миллионов лет!

В Европе чернила появились значительно позже. В ІІІ веке до н.э. в Греции и Риме применялось несколько типов чернил. Красные, «придворные», использовались для государственных документов и строго охранялись стражей. Черные делались из сажи, плодовых косточек, древесного и костяного угля.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин.

В Южной Италии сохранилась «ракушечная гора», состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три — четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали… всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, виноградной лозы, мягкой древесины, сажи, древесного и костного угля.
А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Родился даже императорский указ, запрещавший пользоваться красными чернилами за пределами императорского двора под страхом смертной казни. Эти чернила были очень дороги, их стерегла специальная стража.

На Руси таких строгостей, связанных с красными чернилами, не было. Их делали из насекомых червецов, которых толкли в порошок. Красные чернила были для наших предков очень нужны. Почему? Потому что в XI-XIII веках монахи переписчики книг не разделяли слова при письме, все писалось сплошным текстом. Читать такое было сложно. Поэтому все разделы в книге отмечали красной буквой, часто нарисованной в виде картинки. Это облегчало чтение. Отсюда и пошло понятие «красная строка» — абзац.

Очень красивы были золотые и серебряные чернила, их чаще всего применяли для оформления религиозных книг. Но применение золота и серебра для изготовления чернил вовсе не было из ряда вон выходящим. Византийские и русские переписчики растирали мед с тонкими золотыми и серебряными листочками, потом мед вымывали, а нарядные золотые и серебряные буквы остались. В библиотеке Упсальского университета в Швеции хранится «серебряная библия», которой более полутора тысяч лет. Она написана серебряными чернилами на красном пергаменте.

Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». ХV век дал новый рецепт — «вареные чернила» — чернила из отвара коры дубильных растений. Для их изготовления использовали кор

voda58.ru

Из чего готовились чернила в древней руси. Из чего делали черные чернила в древней руси

Вконтакте

Одноклассники

Прародителями чернил для струйной печати были обычные чернила для письма и рисования. Их история уходит своими корнями в глубокую древность.

В Каирском музее хранится артефакт – письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, выполнявшей функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад этот прибор принадлежал придворному писцу в Древнем Египте.

При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила – сажа, разведённая в масле. Кстати, аналогичный рецепт для изготовления чернил III тысячи лет тому назад использовали египтяне, которые сжигали корни водного растения папируса, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.

Растение папирус, корни которого в Древнем Египте использовали для изготовления чернил

В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.

До наших дней сохранились рецепты чернил из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.

КаштанЧерника
Бузина чёрнаяГрецкий орех

Растения, которые в древние времена использовали для изготовления чернил

Один из древнеримских рецептов предписывал использовать для изготовления чернил большого количества винограда. Такой виноград следовало съесть, а косточки собрать, просушить и сжечь до получения сажи, которая являлась естественным природным красителем. Для придания чернилам необходимой вязкости и консистенции сажу соединяли и тщательно перемешивали с небольшим количеством растительного масла. После этого чернила из виноградных косточек были готовы к использованию.

Виноградные косточки – сырьё для производства чернил

Ещё древние люди заметили, что осьминоги и каракатицы в минуту опасности выпускают из специальных мешков маскировочную чернильную бомбу. Люди стали использовать чернильную жидкость головоногих для письма и рисования. Для этого мешочки с чернилами извлекались из тела осьминогов и каракатиц, сушились на солнце, перемалывались в пыль, смешивались со щёлочью, разогревались, обрабатывались серной кислотой, снова сушились на солнце и помещались под пресс. В результате перечисленных манипуляций получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок.


Натуральная сепия изготавливалась из чернильного мешка осьминогов и каракатиц

Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Такие чернила имели приятный блеск и выглядели так, словно они только что вышли из-под пера писца. Ореховые чернила имели один недостаток: первые 10-12 часов после нанесения они оставались совершенно прозрачными, и лишь спустя некоторое время темнели и приобретали блеск.

Наросты – галлы на листьях дуба

Для оформления религиозных книг византийские и русские писцы изготавливали золотые и серебряные чернила. Для этого небольшую горошину патоки соединяли с тончайшими золотыми или серебряными листочками. Полученная смесь тщательно вымешивалась до однородной консистенции и использовалась для письма. Затем мёд аккуратно вымывался, а нарядные золотые буквы оставались. В Швеции до сих пор хранится пурпурная библия, написанная серебряными чернилами. Возраст этой «серебряной» библии составляет около 1,5 тысяч лет.

Библия, написанная серебряными чернилами

В Греции и древнем Риме в III в. до н.э. из киновари и пурпура изготавливали красные царские чернила. Пурпур получали из тел моллюсков брандариса, которые извлекали из раковин, помещали в солёную воду, затем вялили на солнце и варили. Из 10 тысяч моллюсков получался всего лишь 1 грамм пурпурных чернил. По приблизительным расчётам 1 кг пурпурных чернил должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Красные чернила под страхом смертной казни запрещалось использовать за пределами императорского двора. К ним была приставлена специальная стража, которая собственной головой отвечала за сохранность чернил.

Болинус брандарис, из которого в Древней Греции и Древнем Риме изготавливали пурпурные чернила

На Руси подобных строгостей, связанных с пурпурными чернилами, не было. Их научились изготавливать из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква разрисовывалась красными чернилами в виде картинки. Это облегчало деление текста на главы и его восприятие.

Личинки червеца карминоносного, из которого на Руси изготавливались красные чернила

До сих пор не разгадана загадка рубиновых, сапфировых и перламутровых чернил, которые получили название «чернил драгоценных камней». Рецепт изготовления таких чернил в строгой тайне хранили монгольские монахи.

Считается, что первым печатающим устройством, в котором были использованы черные чернила, стал пресс Иоганна Гутенберга, изобретённый в 1456 году. Пресс оборудован съёмными литерами с изображением букв. Из таких букв можно было составлять слова, фразы и целые предложения. Литеры можно было использовать многократно. Их помещали под пресс на бумажный лист и таким образом получали оттиски.

Пресс Иоганна Гутенберга

Изобретение пресса И

ulposuda.ru

Из чего готовились чернила в древней руси. История изготовления чернил на руси

Вконтакте

Одноклассники

Прародителями чернил для струйной печати были обычные чернила для письма и рисования. Их история уходит своими корнями в глубокую древность.

В Каирском музее хранится артефакт – письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, выполнявшей функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад этот прибор принадлежал придворному писцу в Древнем Египте.

При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила – сажа, разведённая в масле. Кстати, аналогичный рецепт для изготовления чернил III тысячи лет тому назад использовали египтяне, которые сжигали корни водного растения папируса, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.

Растение папирус, корни которого в Древнем Египте использовали для изготовления чернил

В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.

До наших дней сохранились рецепты чернил из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.

КаштанЧерника
Бузина чёрнаяГрецкий орех

Растения, которые в древние времена использовали для изготовления чернил

Один из древнеримских рецептов предписывал использовать для изготовления чернил большого количества винограда. Такой виноград следовало съесть, а косточки собрать, просушить и сжечь до получения сажи, которая являлась естественным природным красителем. Для придания чернилам необходимой вязкости и консистенции сажу соединяли и тщательно перемешивали с небольшим количеством растительного масла. После этого чернила из виноградных косточек были готовы к использованию.

Виноградные косточки – сырьё для производства чернил

Ещё древние люди заметили, что осьминоги и каракатицы в минуту опасности выпускают из специальных мешков маскировочную чернильную бомбу. Люди стали использовать чернильную жидкость головоногих для письма и рисования. Для этого мешочки с чернилами извлекались из тела осьминогов и каракатиц, сушились на солнце, перемалывались в пыль, смешивались со щёлочью, разогревались, обрабатывались серной кислотой, снова сушились на солнце и помещались под пресс. В результате перечисленных манипуляций получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок.


Натуральная сепия изготавливалась из чернильного мешка осьминогов и каракатиц

Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Такие чернила имели приятный блеск и выглядели так, словно они только что вышли из-под пера писца. Ореховые чернила имели один недостаток: первые 10-12 часов после нанесения они оставались совершенно прозрачными, и лишь спустя некоторое время темнели и приобретали блеск.

Наросты – галлы на листьях дуба

Для оформления религиозных книг византийские и русские писцы изготавливали золотые и серебряные чернила. Для этого небольшую горошину патоки соединяли с тончайшими золотыми или серебряными листочками. Полученная смесь тщательно вымешивалась до однородной консистенции и использовалась для письма. Затем мёд аккуратно вымывался, а нарядные золотые буквы оставались. В Швеции до сих пор хранится пурпурная библия, написанная серебряными чернилами. Возраст этой «серебряной» библии составляет около 1,5 тысяч лет.

Библия, написанная серебряными чернилами

В Греции и древнем Риме в III в. до н.э. из киновари и пурпура изготавливали красные царские чернила. Пурпур получали из тел моллюсков брандариса, которые извлекали из раковин, помещали в солёную воду, затем вялили на солнце и варили. Из 10 тысяч моллюсков получался всего лишь 1 грамм пурпурных чернил. По приблизительным расчётам 1 кг пурпурных чернил должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Красные чернила под страхом смертной казни запрещалось использовать за пределами императорского двора. К ним была приставлена специальная стража, которая собственной головой отвечала за сохранность чернил.

Болинус брандарис, из которого в Древней Греции и Древнем Риме изготавливали пурпурные чернила

На Руси подобных строгостей, связанных с пурпурными чернилами, не было. Их научились изготавливать из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква разрисовывалась красными чернилами в виде картинки. Это облегчало деление текста на главы и его восприятие.

Личинки червеца карминоносного, из которого на Руси изготавливались красные чернила

До сих пор не разгадана загадка рубиновых, сапфировых и перламутровых чернил, которые получили название «чернил драгоценных камней». Рецепт изготовления таких чернил в строгой тайне хранили монгольские монахи.

Считается, что первым печатающим устройством, в котором были использованы черные чернила, стал пресс Иоганна Гутенберга, изобретённый в 1456 году. Пресс оборудован съёмными литерами с изображением букв. Из таких букв можно было составлять слова, фразы и целые предложения. Литеры можно было использовать многократно. Их помещали под пресс на бумажный лист и таким образом получали оттиски.

ulposuda.ru

Из чего изготавливались чернила в древней руси. Секрет приготовления чернил и история их создания

Затопляев Иван

Исследовательская работа «Эти удивительные чернила» с описанием опыта изготовления чернил по древнему рецепту.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Тракторозаводского района Волгограда

Школьный конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Я исследователь»

Направление: «Окружающий мир»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Эти удивительные чернила

Руководитель: Дубрасова Наталия Анатольевна,

учитель первой квалификационной категории

Обучающийся: 4 «Г» класса

Затопляев Иван Александрович

Волгоград 2013

Введение …………………………………………………………………….3

  1. История возникновения чернил…………………………………………4

2. Немного о чернильнице…………………………………………………7

  1. Интересные факты о чернилах …………………………………………8
  1. Рецепты чернил………………………………………………………….8

4.1 Чернила из чернильных орешков……………………………….9

4.2. Чернила из каштанов……………………………………………9

4.3. Чернила из бузины………………………………………………9

4.4. Чернила из кожуры грецких орехов……………………………9

4.5. Чернила из танина……………………………………………….9

4.6. Канцелярские ализариновые чернила…………………………9

4.7. Ализариновые чернила по Леонгарди ……………………….10

4.8. Чернила из анилина……………………………………………10

  1. Эксперимент……………. ……………………………………………..10

Заключение…………………………………………………………………….11

Литература …………………………………………………………………11

Введение

Однажды, прочитав задание в учебнике по «Литературному чтению» про летописца, который готовил чернила из старых ржавых гвоздей, кваса, меда, кислых щей, чернильных орешков (наросты на дубовых листьях), я заинтересовался, как же на самом деле раньше их делали. Я решил узнать историю чернил, их разновидности и рецепты. У меня появилась гипотеза, что чернила можно сделать самостоятельно в домашних условиях. И я решил попробовать изготовить древние чернила, которыми писал свои стихи А. С. Пушкин, тем более что все составляющие этих чернил можно найти и в наше время.

Цель исследования: изучить историю происхождения, способы изготовления, виды чернил, найти интересные факты о чернилах, проверить свою гипотезу о возможности самостоятельно изготовить чернила.

Задачи:

  1. Изучить информацию по данной теме с помощью литературы и интернет-ресурсов.
  1. Изготовление чернил в домашних условиях.

Объект исследования: сведения о чернилах.

Предмет исследования: изготовление чернил в домашних условиях.

Методы исследования: сбор и анализ информации, эксперимент.

Инструменты исследования: компьютер, Интернет, печатные издания, материалы и вещества для изготовления чернил.

1. История возникновения чернил

Трудно встретить человека, который не пользовался бы чернилами и не знал, что это такое. Но многие ли из нас знают историю возникновения, химический состав чернил, процесс производства.

Чернила появились тогда, когда у человечества появилась необходимость записывать что-то на бумаге. Тогда люди разных народов изобретали свои чернила, чтобы сохранить свою историю для будущих поколений.

Самый древний рецепт чернил, найденный археологами, принадлежит древним египтянам. Задолго до нашей эры они использовали для письма смесь золы от сжигания корней папируса и раствора камеди – клейкого густого сока акации или вишни. Такой же состав использовался в Китае 2,5 тыс. лет назад. Китайские чернила были смесью сажи со смолами, растворенными в щелочах. Правильнее будет назвать такие чернила тушью. Эта тушь имела весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, Она была довольно густой и плохо стекала с пера. Возможно, именно поэтому на Востоке предпочитали рисовать иероглифы кисточкой.

В античные времена люди делали чернила из… каракатиц. У каракатиц и их двоюродных братьев осьминогов есть особый чернильный мешок, из которого животные в минуту опасности выпускают «чернильную бомбу» — для маскировки.

Чернильные мешочки сушат на солнце, толкут, добавляют щелок и нагревают, потом добавляют серную кислоту, опять сушат и прессуют. Получается сепия, которая широко используется художниками до сих пор. Наверное, это самые древние в мире чернила, им 100 миллионов лет!

В Европе чернила появились значительно позже. В ІІІ веке до н.э. в Греции и Риме применялось несколько типов чернил. Красные, «придворные», использовались для государственных документов и строго охранялись стражей. Черные делались из сажи, плодовых косточек, древесного и костяного угля.

Из пурпура и киновари в Древнем Риме делали красные «придворные чернила», которыми писались только государственные документы. Процесс получения пурпура был очень трудоемким. Сначала собирали буквально сотни тысяч, миллионы раковин.

В Южной Италии сохранилась «ракушечная гора», состоящая почти целиком из раковин моллюска брандариса. Из раковин извлекали тела моллюсков и помещали в соленую воду. Затем три — четыре дня вялили на солнце, потом варили, а в результате из каждых десяти тысяч моллюсков получали… всего один грамм краски! Скорее всего это стало известно после того, как в 19 веке немецкий химик П. Фридке воспроизвел древний пурпур. Переработав 12 тыс. моллюсков, он извлек 1,5 гр. красящего вещества. По приблизительному подсчету 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тыс. золотых марок. По видимому, не яркость и красота, а цена красителя вызывала восторг придворных.

Сложная технология получения краски и высокое ее качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обуславливали исключительную дороговизну пурпурных красок и, соответственно, чернил. По понятным причинам широкое распространение получил совершенно иной вид чернил. Сначала это была черная краска, которая применялась и в живописи и для письма. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек, вин

www.diacr.ru

Чернила Руси

Что получится, если взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде, добавить ягоды жестыля, а потом кинуть кусок железа, а потом подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового?
— Чепуха на постном масле! — слышу я голоса. — Что хорошего может получиться из такого винегрета?  
А вот и получится! Да не что-нибудь, а всем известные чернила!

Именно такими чернилами на «кислых щах» — их называли «вареными» — писала Русь в XV веке. «Преданья старины глубокой» — о княжении Ивана III, об окончательном свержении татарского ига — дошли до нас благодаря стойкости и крепости этих чернил.

 
Самые же древнейшие чернила Руси — копченые — из сажи и камеди (вишневого клея). Старые мудрые «копченые» донесли до нас известия о том, «откуда есть пошла русская земля». Густые и клейкие, они словно впивались в толстые листы летописей и только крепли от времени. Воистину, что написано пером, то не вырубишь топором.

В XVI веке стал известен другой — «сладкий» рецепт: из чернильных орешков (наростов на листьях дуба), вишневого клея, куда добавлялось 4 скорплянки (меры) «рассытенного пареным хмелем кислого меда» и немного «вариня хмельного». Если сладко покажется, когда возьмешь на язык, значит, готово!

Пожалуй, из трех приведенных рецептов сразу понятен только самый древний — копченых чернил. В нем все ясно: сажа — для черноты. Клей — для скрепления. А с двумя другими способами столько загадок! Зачем железо, щи, медь? Современная химия смогла объяснить нам этот странный выбор компонентов.

Итак, кора дубовая, ольховая, ясеневая брались потому, что богаты дубильными веществами, которые при сгущении способны темнеть и окрашивать растворы солей окиси железа (вот для чего кусок железа!) в черный или синий цвет. Чтобы усилить темную окраску, добавлялись ягоды жестыля. Во втором рецепте вместо коры применялись чернильные орешки — в них намного больше дубильных веществ.

— А щи-то все-таки зачем?
— Так ведь это совсем уж просто — и в щах, и в квасе, и еще в уксусе, забродившем вине, ячневом пиве, которые тоже вводились некоторыми авторами чернил, содержатся кислоты, которые нужны для реакции: две-три недели длилось рождение чернил! Позже, когда вместо куска железа кто-то догадался употребить железный купорос — готовую соль железа, срок сократился.

Вот я пишу это слово — «чернила». А почему они так называются? Конечно, потому, что вначале они были только черными. Так что сказать «черные чернила» все равно что «масло масляное». Цветные же чернила появились позже. «Начать с красной строки» — мы говорим так, потому что древние Несторы писали красным первые буквы новых сообщений.
Изготовлялись красные чернила чаще всего из фернамбукового дерева — лучшего сорта красного сандала, отваренного вместе с кислотой. Дорогие были чернила! Сандал ведь дерево заморских стран.

Чернила синие получались на основе индиго — кубовой краски, которая добывалась из многих тропических и южных растений. Их обливали водой, давали побродить, потом жидкость сливали. Индиго осаждалось при этом белым осадком, который на воздухе тут же окислялся и синел. Тогда его выжимали в мешках, разрезали на куски и сушили.
Мысль о том, что и в древнем чернильном деле возможны какие-то изменения, привлекла внимание многих изобретателей.

В канун XX века, в 1900 году, человечество приобретает авторучку. Но для нее не годятся жирные и вязкие старые чернила. Дело за новыми чернилами. Стоп! Вот это-то как раз и оказалось невероятно трудным.
Изобретательская мысль пыталась решить эту проблему двумя путями — создать чернила на основе летучих веществ: спирта, ацетона — либо найти новую бумагу, которая способна была бы скоро поглощать чернила.

Первый путь завел в тупик: спирт и ацетон одинаково быстро сохли и на бумаге, и на кончике пера! Второй оказался абсолютно «непроезжим» — бумага с такими ценными свойствами стоила бы так дорого, что ее использовать на письма и черновики было бы непозволительной роскошью.

Итак, поневоле приходилось пытаться выбраться из тупика. Ясно, нужны какие-то добавки, замедляющие испарение. Кислоты? Но они превратят в труху бумагу. Щелочи? По теории ожидалось, что щелочные чернила будут и быстро сохнуть, и, однажды высохнув, будут даже сопротивляться увлажнению — не расплываться от дождя, например. Плохо ли!

В 1912 году такие чернила появились на мировом рынке, и оказались несостоятельными — они сохли все-таки медленно.
Через 15 лет кто-то даже взял патент на рецепт новых чернил — с едким натром. Но хотя они впитывались действительно быстро, сам краситель оказался непрочным — обесцвечивался от света и воздуха. Но изобретатели уже сообразили, что искать новые чернила надо среди красителей. Их было изучено несколько тысяч и, наконец, найдено полдесятка, которые оказалось возможным использовать в щелочных чернилах. Развернулась такая масса экспериментов, что миру начала грозить «чернильная смерть»: могло не хватить чернил не только для опытов, а для их описания. Результаты были интересны, неожиданны и любопытны.

Представьте себе самые идеальные по качествам чернила, которые расползаются кляксами оттого, что не держатся на кончике пера. 
Сколько слез первоклассников, их мам и пап пролито по поводу этих безобразных клякс! Исследования «кляксообразования» привели к мысли, что нужно использовать… опыт концентрации руд методом флотации. Там руда обрабатывается химикатами, причем нежелательные примеси смачиваются, а нужные при добавлении воды остаются сухими.

Еще один интересный опыт.
Если щелочность чернилам придавать едким натром, то, поглощая углекислый газ воздуха, он даст соду — кристаллики ее буквально 
забьют расщеп пера. Ученым пришлось исследовать свойства тонких водяных пленок, добавлять к чернилам смачивающие вещества, и именно они, концентрируясь в расщепе, смогли блокировать доступ углекислому газу.

И еще один эксперимент, тогда приведший к открытию. Бумагой для карандаша называем мы ту бумагу, что неминуемо расплывается 
от чернил. Но оказалось, что стоит добавить в нее крахмал и бентонит, как расплываемости не будет.

Поразительно! Человечество писало свою историю чернилами, не зная о них почти ничего, и узнало много, почти все, тогда, когда за кулисами прихорашивались, готовясь к выходу на сцену, разноцветные пасты для новых, шариковых авторучек.

Поборники авторучек с пером все еще продолжают ломать голову над тем, какие новые сплавы для пера и корпуса нужны, чтобы выдержать только что рождаемые щелочные прекрасные чернила — быстросохнущие, которые не нужно промокать, которые не боятся 
капель воды, света и воздуха, а значит, и через много лет написанные ими строчки будут так же ярки и четки. 
Но и эти самые прекрасные чернила, которые из-за недостатка стройматериала для авторучек хранятся в патентных бюро разных стран в рецептах, отойдут за ненадобностью, если кто-то вдруг вспомнит, что уж больно стар у нас писчий материал. После камня и глиняных табличек народов Междуречья, после папируса Древнего Египта, пергамента средних веков вот уже много столетий бумага да бумага. А если уж посмотреть на нее критическим оком, то придется честно признать — не так уж она хороша: и воды и огня боится, и рвется, и трется, и мнется.
И если вместо нее, как когда-то вместо гусиного пера — металлическое, кто-нибудь предложит, скажем, пленку или пластик, то появятся и принципиально новые чернила. Только станем ли мы называть их так? Вдруг это будет ультразвук или луч света, ведь выжигаем же мы на дереве!

Скорее всего будем, ведь металлическое перо совсем не напоминает перо птицы! Названия часто переживают предмет.
Зато сколько открытий уже было сделано и еще будет сделано «для кончика пера», чтоб потом великие совершались открытия «на кончике пера».

subscribe.ru

из чего делали черные чернила в древней руси

Чернила ЧЕРНИ́ЛА, ЧЕРНИ́ЛЬ (др. -русск. чьрнило, «калька» греч. melanion — «чёрная краска») — чёрная краска, которую в Древней Руси приготовляли из сажи. Такую краску добавляли в другие пигменты для иконописи. Отсюда названия: чернило иконное, чернило копченое. «Писать чернилом» означало прописывать детали темной краской (сравн. атрамент; мелантерия; рефть; шаровая краска) . Несколько другое значение имеет слово «черниль» — темно-коричневая краска (ее составляли из жженой охры, сажи и небольшого количества белил) . Чернилью писали на иконах волосы и прорисовывали детали ликов, поэтому «чернить», или «писать чернилью», означало иконописный прием, противоположный пробелам (см. также опись; охрение; санкирь) . Чернила делали также из сандала, из корня марены (красные чернила) , чернильного орешка (наростов на листьях и ветвях дуба) , солей окиси и закиси железа. Писали и рисовали чернилами с помощью гусиных или тростниковых перьев (см. калам; сравн. вазопись) . В середине XIX в. появились анилиновые чернила.   Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем) , разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченные чернила». Хv век дал новый рецепт -«вареные чернила». Их рецепт такой: «часть дубовой коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою донеже искипит вода мало не все, и оставшуюся часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари такоже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железену вложи и мешт, а на третий день пиши». В ХVI веке стали известны железные чернила, сохранившие свое значение и до наших дней. Вот как их делали на Руси. «Первое устругав зеленые корни ольховые без моху молодыя и в четвертый день положи кору в горшок и налити воды или квасу дораго или сусла яшнаго, а коры наклади полог горшок и варить в печи, и гораздо бы кипело и прело довольно бы день до вечера, и положим в горшок железены немного, и поставити горшок совсем, где бы место ни студено ни тепло, и на третий день разлейте чернила. Приготовить сосуд кукшин и в нем железа обломков старых мечи довольно или от кузнеца трести, завязав в плат впусти в горшок сусло чернильное, процедите сквозь плат и налити кукшин полон, и сосуд заткнув поставить в сокровенное место на двадцать дней. То есть скорое оное и книжное чернило». В ХVI веке россияне знали еще один рецепт — на чернильных орешках- так назывались белезненные наросты на листьях дуба. К ним, намоченным, прибавлялся вишневый клей, затем мед и варево хмелевое. В ХVIII веке вместо «железин» появился железный купорос, что резко повысило скорость приготовления чернил, которые на Руси стали называть «чернила добрыя». В 1847 году профессор Рунге приготовил чернила из экстракта кампешевого (сандалового ) дерева, которое широко распространено в тропиках. Сок этого дерева содержит химическое вещество гематоксилин, которое при окислении превращается в пигмент фиолетово-черного цвета. Американский вариант чернил получил большое распространение, особенно в качестве школьных чернил. Лучшим сортом отечественных кампешевых чернил были глубоко-черные чернила «Пегас». Известно также несколько экзотических рецептов чернил, и среди них- каштановые — из отвара кожуры зеленых каштанов, из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов. Делались чернила и из черники. «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи ХVI- ХVII веков. 

shpora.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *