Серая растаможка – Признаки «серых» схем растаможки Статьи

Признаки «серых» схем растаможки Статьи

« Назад

15.09.2013 07:20

 

 

Признаки «серых» схем таможенного оформления и поставок и их риски

 

 

Многие участники ВЭД считают процедуру таможенного оформления в России самым рискованным и сложным пунктом внешнеторговой поставки. К сожалению это так, и связано с несколькими причинами:

1. Сложное, противоречивое, многоуровневое и постоянно меняющееся законодательство с противоречащими внутриведомственными подзаконными актами и распоряжениями. Особенно это проявилось в 2008-2010 годах с созданием ТС России с Белоруссией и Казахстаном и изменением законодательства, и еще больше усилится с вступлением России в ВТО.

2. Высокая степень, особенно в таможне, администрирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства мерами тарифного и нетарифного регулирования и сильная зависимость бизнеса от действий и сугубо собственных интересов министерств и ведомств.

3. Высокий уровень бюрократизации таможенных процедур, ведения ВЭД и валютно-финансовых операций и, соответственно, высокий уровень коррупции и зависимости участников рынка от решения и интересов отдельных чиновников.

4. Чрезмерный контроль за таможенными и валютными операциями со стороны всех государственных контрольно-надзорных, фискальных и силовых органов власти, который все равно не эффективен.

5. Снижение профессионализма и низкий уровень компетенций в сфере ВЭД и таможенных вопросах среди самих участников рынка и среди государственных органов власти.

 

Какие преимущества имеет таможенное оформление в «серую»?

1. Возможность занижения или завышения таможенной стоимости товара. Применяется в зависимости от задачи и ситуации. Первое помогает снизить таможенную пошлину и платежи, второе — выгнать деньги за рубеж или, уменьшив официальный доход, снизить налогооблагаемую базу продавца в России.

2. Возможность избежать расходов и потерь времени на выполнение многочисленных бюрократических процедур по оформлению, получению и сбору многочисленных разрешений, справок, заключений, решений и т.д. от различных учреждений и организаций, в т.ч. и от производителя.

3. Импортеру нет необходимости легализовывать доходы, т.к. оплата зарубежному поставщику товара, импортируемого по «серым» схемам, проходит по «серым» финансовым схемам.

4. В Китайских поставках «серая» схема с оффшорным контрактом позволяет изменить страну происхождения и отправления товара и тем самым избежать пристального внимания к грузу и стоимостных корректировок со стороны таможни, оставаясь на нижней планке таможенных профилей риска.

5. Фактический получатель груза имеет возможность избежать юридическую и уголовную ответственность за ввезенную продукцию, т.к. она официально поставляется на подставную техническую компанию «серого» брокера.

6. Таможенные органы с одной стороны достаточно лояльно относятся к таким поставкам, т.к. она подкреплена соответствующим материальным или административным ресурсом, а нужные документы «серый» брокер всегда состряпает. Если Вас «накрыли», то значит это кому-то было нужно, или Вы попали под общую раздачу. С другой стороны, если таможне необходимо пополнить бюджет, проще всего это сделать за счет «серых» контрактов, т.к. всегда найдется повод для корректировки таможенной стоимости и доначисления таможенных платежей.

 

Какие риски имеет реальный владелец груза импортируемого по «серой» схеме? 

1. При «сером» оформлении обычно используются «оффшорные» схемы поставок. Т.е. груз, если не сразу, то на каком-то этапе своего движения, де-юре становится собственностью оффшора, а не покупателя, и направляется к техническому получателю-Х в Россию.

2. Если что-то случается в пути, то доказать право собственности и убыток, чтобы вернуть хотя бы деньги, истинному владельцу груза будет очень сложно. Он де-факто не платил ни оффшору, ни получателю-Х, а значит ни убытков, ни права владения нет и не возникает.

3. При прохождении грузом российской таможни эта ситуация сохраняется. Поэтому если что-то случится и груз попадет под конфискацию, настоящий владелец может легко его потерять товар. Ни де-юре, ни де-факто, ни у владельца, ни у «серого» брокера прав на груз нет.

4. Если ситуация на таможне будет не очень сложная, то владелец попадет на удорожание схемы или простои транспорта, пока все не успокоится. Хуже, если все будет серьезно, тогда брокер просто исчезнет, ему-то нечего терять, только «имидж». Возможно, с помощью хороших денег или высоких связей, вопрос можно будет решить, но тогда стоит посчитать, во что обойдется планируемая экономия и кто будет за все платить. «Серый» брокер платит только на словах, а не по факту.

5. После прохождения таможни по «серой» схеме груз по документам должен попасть к владельцу и легализоваться. Чтобы владельцу не платить два раза «серый» брокер предлагает оформить поставку через его же 2-3 технические компании-однодневки, мотивируя, что в этом случае владелец становится законопослушным покупателем. На практике такие фирмы редко бывают чистыми и уплачивают налоги. Обычно через них сливается много разных сделок. Поэтому при попадании их под проверки владельца очень быстро вычислят по банковским платежам. Встречайте новые проблемы. Судебная и согласительная практика такова, что платить придется Вам.

6. Для оплаты товара истинному продавцу, истинному покупателю придется задействовать нелегальные финансовые схемы перевода денег за рубеж с вытекающими рисками потери денег или приобретения проблем с валютными и другими органами власти.

7. Вариантов попадания при «серых» схемах поставок — пять: со стороны таможни или налоговой, со стороны банка или органов валютного контроля и со стороны силовых структур. Они не взаимосвязаны, поэтому всех содержать под контролем невозможно.

 

Какие простейшие признаки «серых» схем?

Даже если Вам доказывают, что такие предложения законны, идеально «белые» или правомерны и законопослушны, смотрите на следующие позиции:

1. У Вас должен быть прямой контракт с техническим импортером (получателем-Х) и, соответственно, по нему Вы должны платить за свою сделку. Помните, что доказательством владения грузом и далее понесенных убытков является фактическая оплата поставщику.

2. У получателя-Х должен быть прямой внешнеторговый контракт с Вашим зарубежным производителем или с экспортером (последнее относится к Китаю, где необходима экспортно-импортная лицензия). Что бы Вам не говорили, не верьте, что достаточно формального контракта на 1-2 листах с русским или русско-английским текстом. ВЭД-контракт должен, как минимум, копировать условия Вашего договора с техническим получателем.

3. Желательно получить копию контракта между экспортером-поставщиком и производителем, что не всегда удается даже при легальной чистой сделке.

4. Получите от получателя-Х подтвержденные банком документы, что Ваши деньги напрямую оплачены им именно участнику этого ВЭД-контракта и за Ваш товар.

5. После отправки Вашего груза, получатель-Х должен Вам предоставить оригинал экспортной таможенной декларации, транспортные и другие сопроводительные документы. Там не должно быть каких-либо третьих участников. Только Ваш отправитель и, производитель, Ваш технический получатель-Х и перевозчик.

6. После таможенного оформления должна быть представлена таможенная декларация (ДТ). Как правило, «серые» брокеры ее не дают, а сообщают только номер ДТ, при этом, если ее проверить, вероятность соответствия сведений, указанных в ней, с реально доставленным товаром не более 40%.

7. Отсутствие печати лицензированного таможенного брокера на ДТ, так же является признаком серой схемы. Так как такая лицензия стоит 1млн.евро, то ни один из «белых» брокеров не будет подписывать «серые» декларации.

Если что-то, из вышеперечисленного, не будет выполнено или предоставлено, будьте уверены, что Вы в «серой» зоне. Тогда вернитесь к пункту «Какие риски имеет реальный владелец груза, импортируемого по «серой» схеме?» и живите надеждой, возможно Вы какое-то время будете счастливы, на такое счастье проходит.

 

Какие преимущества «белого» таможенного оформления?

1. Прямой контракт с производителем. Неважно у Вас или у Вашего аутсорсера с техническим получателем (такая услуга есть — «ВЭД-аутсорсинг»), но это для таможни весомый аргумент чистоты сделки. Это позволяет доказывать Вашу стоимость товара и тем самым избегать корректировок и экономить на пошлинах. В судах более 70% дел в спорах с таможней выигрывают импортеры. Именно поэтому сейчас многие импортеры переходят на «белые» схемы.

2. Вы всегда можете доказать свою собственность на свой товар и, соответственно, предъявить участникам контрактной цепочки и сделки, и третьим лицам, включая государственные структуры, свои претензии, если их действия принесли Вам убытки.

3. Проверки таможни и попытки сделать пост корректировки, которые могут быть в течение 3 лет после поставки, уже не страшны. Вы всегда можете доказать свою правоту, а весомых аргументов, чтобы «наехать» на Вас по ВЭД-сделке, у контрольно-надзорных, таможенных и фискальных органов просто не будет.

4. В прямом контракте и «белой» поставке отсутствует система прокладок из фирм-однодневок. Поэтому со стороны ВЭД-сделки Вы застрахованы от проблем встречных и прямых налоговых, валютных и правоохранительных проверок, а значит и от проблем.

5. Сокращаются расходы и риски на простоях транспорта в таможнях, на потерях при «серых» и транзитных схемах оплаты финансовых платежей.

6. Вы получаете спокойствие и уверенность в части бизнеса, связанного с внешнеэкономической деятельностью и внешнеторговыми операциями.

7. В бизнес-сообществе Вас уже никогда не будут называть контрабандистом, а Ваши покупатели и партнеры вместе с Вами получать стабильность и надежность в снабжении, и уверенность в работе. Ведь проверки по цепочке платежей и движению товара идут и к ним.

 

Какие недостатки «белого» таможенного оформления?

 

1. В сфере ВЭД Вы становитесь более прозрачным, а значит надо думать над новыми способами оптимизации расходов и налогов, т.е. Вам потребуются более грамотные специалисты.

2. Вам будут мешать конкуренты, которые продолжат играть в риски с «серыми» схемами с государством. Вам потребуются новые аргументы и доказательства своих преимуществ в работе с Вашими покупателями и терпение еще на 1-2 года.

3. Ответственность за качество груза будет лежать на Вас, хотя это еще вопрос, которым должны заниматься юристы.

4. Возможно, хотя и не факт, что Ваши официальные таможенные платежи немного возрастут. Но Вы же считаете, во сколько Вам обходятся «серые» схемы по итогам года, поэтому всегда можно сравнить и сделать выводы. Аппетиты проверяющих и контролирующих только растут и темпы роста значительно обгоняют темпы инфляции.

 

 

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

royal-tr.ru

Серая растаможка — Ваше право

К сожалению, реалии отечественного бизнеса таковы, что большинство участников ВЭД считают «серую» схему

НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ АКСИОМ таможенного оформления наиболее оптимальной и выгодной. Несмотря на то, что в случае возникновения у таможни претензий при таком «формате» отношений отстоять свой груз в большинстве случаев будет просто невозможно.

С одной стороны, применение подобных приемов позволяет уменьшить таможенные платежи путем замены инвойсов на границе, изменения кода ТН ВЭД. С другой — использование «серой» схемы обычно подразумевает вступление импортера в своего рода сговор с руководством таможенного поста. Как правило, сам этот пост бывает прекрасно осведомлен о «цвете» оформляемой партии, но, будучи в доле, закрывает глаза не только на замену документов, по которым производится оформление, но и на более мелкие огрехи, которые практически всегда встречаются при импортной поставке (особенно если она осуществляется первый раз).

Импортер, проводящий оформление по «серой» схеме, автоматически лишается головной боли: проверки документов перед отгрузкой и согласований с поставщиком на предмет соответствия требованиям российской таможни. Также он застрахован от затягивания сроков оформления из-за предоставления неверно заполненных бумаг, что в конечном счете может вылиться в простой машины или дополнительные расходы по хранению груза на СВХ. Сотрудники поста же сами заинтересованы в том, чтобы побыстрее избавиться от подобной машины. Поэтому документы «серых» импортеров прогоняются без очереди, зачастую в обход «белых» участников ВЭД.

puchkov.net

Таможня «серая» и «белая». Плюсы и минусы.

По мнению некоторых участников рынка более половины всех импортных поставок ввозятся в Россию по «серым» схемам с оформлением поддельных документов и переводом денежных средств через оффшорные зоны.

Почему оформление импорта товаров по «серой» схеме остается популярным?

1. Возможность занижения таможенной стоимости товара. Снижение таможенной стоимости товара позволяется снизить размер импортной таможенной пошлины и НДС.

2. Товар, ввезенный по «серым» схемам полностью соответствует заявленному в документах, при таможенном оформлении, только цена на него другая.

3. Зачастую сами представители таможенных органов «лояльно» относятся к серым схемам.

Как реализуется схема «серого» импорта?

После отгрузки товара поставщиком все отгрузочные документы заменяются на новые. В новых документах уже стоит другая стоимость, иногда меняется и страна происхождения, но товар остается прежний. Об этих изменениях поставщик уже не знает, но на таможенный терминал груз приходит с поддельными документами. Внешне «серые» схемы импорта очень похожи на легальные и законные сделки.

Какие риски имеет покупатель груза, ввезенного по «серой» схеме?

1. В процессе поставки могут произойти различные неприятные ситуации ( утрата, кража, порча) при этом вернуть полную стоимость товара через страховую компанию уже не получится.

2. Есть риск полностью лишиться груза если по «серой» схеме что-то пойдет неправильно и опять же отстоять свои права конечный покупатель не сможет.

3. У таможенных органов всегда могут возникнуть вопросы по стоимости товара, и это выльется в удорожание гораздо большее чем экономия при ввозе по такой схеме.

4. По законодательству отвечать в случае выявления таких махинаций будет конечный приобретатель импортного товара.

5. Нелегальные схемы вывода денежных средств за рубеж, и как следствие риск потерять эти деньги и приобрести проблемы с валютным контролем и органами финансового контроля.

Как избежать возможного участия в «серой» схеме?

Иногда конечный покупатель импортного товара не имеет представления о том, что его товар будет ввезен в Россию с использованием «серых» схем импорта и с выводом денежных средств через оффшорные компании.

Чтобы избежать участия в нелегальных импортных операциях обратите внимание на следующие моменты:

  1. Вы заключаете прямой внешнеэкономический контракт с выбранным поставщиком. По нему вы открываете паспорт сделки в банке (если сумма более 50 тыс.долл.) и проводите оплату товара поставщику. Все ваши договоренности с поставщиком о стоимости товара, условиях оплаты оговорены в вашем контракте. Не забываете, что легально переведенная оплата поставщику через банк поможет вам доказать свои права собственности на товар в случае неприятных ситуаций.
  2. Если вы работаете через имп

pred64.ru

«Серая» растаможка_china.org.cn

Китай и Россия готовы к усилению сотрудничества в сфере нормативного регулирования торговли Законная растаможка обеспечивает прозрачность и контролируемость процедур, кстати, скорость и продолжительность оформления данных процедур также конкретно определены. Клиенты платят лишь за предоставленные услуги. Важно то, что они получат легальные документы о выполнении процедур по растаможке. Ввезенные таким образом товары в России можно реализовывать в любом универмаге, на рынке и в супермаркете. Это способствует увеличению объемов реализации в России, расширению каналов реализации и повышению объемов прибыли.
Зависимость потребительского рынка России от китайских товаров по-прежнему существует Эксклюзив
У Дахуэй сказал, что зависимость потребительского рынка России от китайских товаров по-прежнему существует, выявлены широкие перспективы в китайско-российской народной торговле.
  • В. Путин призвал выработать единые, прозрачные и прогнозируемые правила в экономических отношениях России и Китая
  • Российский ученый Александр Лукин о нелегальном таможенном оформлении товаров в китайско-российской торговле Эксклюзив
  • Перспективы развития китайско-российской народной торговли после закрытия Черкизовского рынка в Москве Эксклюзив
  • Российский ученый отметил необходимость решить проблемы, препятствующие развитию торговли между Россией и Китаем
  • Находящиеся в России китайские бизнесмены знакомятся с легальной растаможкой Эксклюзив
  • Законная растаможка экономит расходы Эксклюзив
  • Торгпред России в Китае: Россия не исключает возможности строительства в Москве «нового упорядоченного рынка» вместо Черкизовского

>>>

  • Что такое «серая» растаможка?
    Что такое «серая» растаможка? В начале 90-х гг. прошлого века после расспада СССР российский рынок пострадал от дефицита товаров. Правительству России пришлось массово импортировать иностранные товары. В целях активизации импорта и упрощения таможенных процедур российская таможня дала добро на то, чтобы т.н. компании по растаможке по поручению поставщиков товаров оформляли процедуру импорта и предоставляли «пакетные услуги», в которые входят и перевозка, и растаможка…
  • Минкоммерции КНР призвало Россию выполнить свое обещание и обеспечить безопасный вывоз китайских товаров с Черкизовского рынка
  • Более половины товаров китайских бизнесменов были вывезены с Черкизовского рынка в Москве — Минкоммерции КНР

russian.china.org.cn

Борьба с «серой растаможкой» будет содействовать упрощению процедур в торговле

13 октября в присутствии премьер-министров Китая и России в Пекине состоялось подписание «Меморандума между Главным таможенным управлением КНР и Федеральной таможенной службой РФ о сотрудничестве в сфере совершенствования процедур таможенного оформления и контроля», чем было ознаменовано официальное открытие китайско-российского сотрудничества в таможенной сфере.

Каким конкретным содержанием наполнено китайско-российское сотрудничество в таможенной сфере на этот раз? Какое влияние оно окажет на китайско-российскую торговлю? Наш корреспондент взял интервью у начальника Международного департамента Главного таможенного управления КНР, секретаря подкомитета китайско-российского таможенного сотрудничества с китайской стороны Чжу Гаочжана и научного сотрудника Института государственной политики и общественного управления Китайской академии общественных наук Ма Гуанъюаня.

«Серая растаможка» давно осложняет китайско-российскую торговлю

Корреспондент:На каком фоне был подписан нынешний «Меморандум Китая и России о таможенном сотрудничестве»? Каково его основное содержание?

Чжу Гаочжан: В последние годы с дальнейшим углублением двусторонних торгово-экономических отношений сотрудничества, стало гораздо теснее и общение в области таможенного дела между КНР и РФ, содержание этого общения постоянно обогащалось. 17 июня этого года был создан подкомитет таможенного сотрудничества при Комитете регулярных встреч премьер-министров Китая и России, что ознаменовало переход таможенного сотрудничества между двумя странами в колею развития с отлаженным механизмом. Это и стало фоном, на котором был подписан данный Меморандум.
 
В соответствии с этим документом Китай и Россия проведут предварительный обмен информацией об экспортном и импортном товаре, который будет проходить через таможенную территорию за границу, обе стороны обменяются списками предприятий, которые сделали заявку в таможню, а также будут ставить в известность об изменениях в ситуации, информировать об изменении цен на регулярной и равноправной основе, чтобы укреплять китайско-российское таможенное сотрудничество в соответствии с законом, развертывать сотрудничество по таможенной защите прав интеллектуальной собственности, увеличивать степень сотрудничества китайской и русской таможни в сфере торговой статистики и др.

Корреспондент:Китайско-российское таможенное сотрудничество идет быстроходными темпами, не связано ли это с российской «серой растаможкой»?

Ма Гуанъюань: Действительно, это так. Мы заметили, что в правительственных документах нет такого определения, как «серая растаможка». Однако, если нужно четко и ясно определить таможенное сотрудничество Китая и России, то нельзя обойтись без данного словосочетания.
 
После распада Советского союза в начале 90-х годов прошлого века, чтобы облегчить тяжелое положение с поставками на внутренний рынок продукции легкой промышленности, России пришлось импортировать большой объем дешевых потребительских товаров с иностранных рынков, в том числе и из Китая. В России громоздкие для оформления таможенные процедуры, сложная система таможенных пошлин, поэтому для упрощения процедуры таможенного оформления, улучшения эффективности таможенного оформления, стимулирования импорта, русская таможня разрешила так называемым «фирмам таможенного оформления» заниматься операциями по ввозу импорта вместо хозяина товара, предоставляя услуги «одной инстанции» по отправке и растамаживанию груза, именно это и называется «серая растаможка».
 
«Серая растаможка» появилась в следствии развития китайско-российской народной торговли, и существует в России более 20 лет. В результате это привело к налоговым потерям с импортных пошлин, коррупции и другим проблемам, на которые русское правительство обратило свое внимание уже много лет тому назад.

«Серая растаможка» долго осложняла китайско-российскую торговлю, и часто приводила к сложным проблемам и торговым спорам, отчего страдали экономические интересы обеих стран.

Китайско-российское таможенное сотрудничество имеет большое значение в урегулировании «серой растаможки»

Корреспондент: Какого основного принципа придерживается таможня КНР, чтобы помочь России решить вопросы с «серой растаможкой»? Какое значение имеет китайско-российское сотрудничество в урегулировании «серой растаможки»?

Чжу Гаочжан: Наш основной принцип заключается в том, чтобы активно сотрудничать с Россией в борьбе с «серой растаможкой» в соответствии с национальными законами, международными конвенциями и в защиту законных интересов компаний, на основе углубления двустороннего практического сотрудничества в области стандартизации таможенного оформления и осуществления надзора и порядка, создавая безопасные и удобные условия устойчивому и здоровому развитию двусторонней торговли.  

Для урегулирования ситуации с «серой растаможкой» китайско-российское таможенное сотрудничество имеет большое значение. С одной стороны, оно благоприятным образом влияет на стандартизацию таможенного оформления, повышение эффективности надзора и контроля, стандартизацию поведения предприятий, борьбу с контрабандой и нарушением закона, помогая России справиться с «серой растаможкой». С другой стороны, таможенные академии двух стран будут укреплять сотрудничество, повышая уровень работы по разъяснению и обучению иностранных импортно-экспортные торговых предприятий операциям таможенного оформления.

Китайская таможня на днях выдвинула российской стороне три предложения с целью упорядочения экспортно-импортной деятельности в России. Данные три предложения, направленные на ликвидацию «серой растаможки», включают взаимное признание «сертифицированных предприятий-декларантов», создание режима выдачи грузополучателям «справки в форме таможенной декларации» об импортных товарах и упрощение таможенных формальностей для соблюдающих законы внешнеторговых предприятий. Как сообщается, российская сторона приняла часть предложений.

Корреспондент:В последние годы в России постоянно происходят события по борьбе с «серой растаможкой», направленные против китайских предпринимателей, как мы должны смотреть на эти события?
 
Ма Гуанъюань: С 1998 года в России постоянно происходит конфискация на китайских рынках. В сентябре 2008 года Россия провела крупнейшую за всю историю по масштабу кампанию по борьбе с «серой растаможкой», направленную против иностранных китайских бизнесменов. В июне этого года в Москве закрыли крупный рынок — «Черкизовский», китайские бизнесмены в России вновь понесли серьезные убытки, включающие денежную сумму в 5 млрд. долларов США и 20 тыс. контейнеров с товаром.

Мы считаем, что борьба России со «серой растаможкой» способствует регулированию торговых каналов, очищению торговой среды, способствует здоровому и упорядоченному развитию двусторонней торговли. Однако, в этом конкретном процессе, мы надеемся, что русская сторона, принимая во внимание исторические причины «серой растаможки», защитит законные права и интересы китайских бизнесменов в России. Здесь есть три момента, заслуживающие особого внимания:

Во-первых, явление «серой растаможки» возникло в импортно-экспортном секторе России, у нас, а именно в таможенном секторе Китая, будь то экспорт или импорт — нет такого явления. Во-вторых, китайско-российская народная торговля на протяжении последних 20 лет развития внесла должный вклад в дело двустороннего торгово-экономического сотрудничества, ее историческую роль нельзя отрицать в данном случае. Нереальным представляется прекращение между Китаем и Россией этой торговли. В-третьих, как говорят в народе — лед в метр толщиной образуется не за один морозный день, то есть, все это имеет свои глубокие корни. «Серая растаможка» коснулась многих аспектов: человеческий, товарный, денежный и другие, в данном случае Россия является внутренней причиной, и китайская таможня готова оказать активную помощь.

Корреспондент: Некоторые люди беспокоятся о том, что китайско-российское таможенное сотрудничество является «суровой репрессией», это означает, что китайско-российская торговля пойдет труднее? Каким вопросам китайско-российской торговли следует обращать внимание большинству китайских предпринимателей в будущем?

Чжу Гаочжан: Китайские бизнесмены в России должны исходить из долгосрочных интересов, как можно скорее изменить бизнес-модель, узнать о правилах таможенного оформления в России, выбрать правильную компанию, которая делает заявку в таможню, и подавать законную декларацию на русской таможне, решительно отказаться от «серой растаможки». В ближайшее время Главное таможенное управление разместит на сайте Китайской таможни список (каталог) зарегистрированных в Федеральной таможенной службе РФ специализированных компаний по таможенному оформлению, из которого деловые люди Китая могут выбрать компанию для оформления таможенных процедур, придерживаясь соблюдения законных требований, чтобы обеспечить защиту собственных законных прав и интересов.

Ссылка на газету:

http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2009-10/15/content_360649.htm

russian.people.com.cn

Таможня. «Серые схемы»

 

Многие участники ВЭД считают процедуру таможенного оформления в России самым рискованным и сложным пунктом внешнеторговой поставки. К сожалению это так, и связано с несколькими причинами:

1. Сложное, противоречивое, многоуровневое и постоянно меняющееся законодательство с противоречащими внутриведомственными подзаконными актами и распоряжениями. Особенно это проявилось в 2008-2010 годах с созданием ТС России с Белоруссией и Казахстаном и изменением законодательства, и еще больше усилится с вступлением России в ВТО.

2. Высокая степень, особенно в таможне, администрирования внешнеэкономической деятельности со стороны государства мерами тарифного и нетарифного регулирования и сильная зависимость бизнеса от действий и сугубо собственных интересов министерств и ведомств.

3. Высокий уровень бюрократизации таможенных процедур, ведения ВЭД и валютно-финансовых операций и, соответственно, высокий уровень коррупции и зависимости участников рынка от решения и интересов отдельных чиновников.

4. Чрезмерный контроль за таможенными и валютными операциями со стороны всех государственных контрольно-надзорных, фискальных и силовых органов власти, который все равно не эффективен.

5. Снижение профессионализма и низкий уровень компетенций в сфере ВЭД и таможенных вопросах среди самих участников рынка и среди государственных органов власти.

 

Какие преимущества имеет таможенное оформление в «серую»?

1. Возможность занижения или завышения таможенной стоимости товара. Применяется в зависимости от задачи и ситуации. Первое помогает снизить таможенную пошлину и платежи, второе — выгнать деньги за рубеж или, уменьшив официальный доход, снизить налогооблагаемую базу продавца в России.

2. Возможность избежать расходов и потерь времени на выполнение многочисленных бюрократических процедур по оформлению, получению и сбору многочисленных разрешений, справок, заключений, решений и т.д. от различных учреждений и организаций, в т.ч. и от производителя.

3. Импортеру нет необходимости легализовывать доходы, т.к. оплата зарубежному поставщику товара, импортируемого по «серым» схемам, проходит по «серым» финансовым схемам.

4. В Китайских поставках «серая» схема с оффшорным контрактом позволяет изменить страну происхождения и отправления товара и тем самым избежать пристального внимания к грузу и стоимостных корректировок со стороны таможни, оставаясь на нижней планке таможенных профилей риска.

5. Фактический получатель груза имеет возможность избежать юридическую и уголовную ответственность за ввезенную продукцию, т.к. она официально поставляется на подставную техническую компанию «серого» брокера.

6. Таможенные органы с одной стороны достаточно лояльно относятся к таким поставкам, т.к. она подкреплена соответствующим материальным или административным ресурсом, а нужные документы «серый» брокер всегда состряпает. Если Вас «накрыли», то значит это кому-то было нужно, или Вы попали под общую раздачу. С другой стороны, если таможне необходимо пополнить бюджет, проще всего это сделать за счет «серых» контрактов, т.к. всегда найдется повод для корректировки таможенной стоимости и доначисления таможенных платежей.

 

Какие риски имеет реальный владелец груза импортируемого по «серой» схеме?

 

 

1. При «сером» оформлении обычно используются «оффшорные» схемы поставок. Т.е. груз, если не сразу, то на каком-то этапе своего движения, де-юре становится собственностью оффшора, а не покупателя, и направляется к техническому получателю-Х в Россию.

2. Если что-то случается в пути, то доказать право собственности и убыток, чтобы вернуть хотя бы деньги, истинному владельцу груза будет очень сложно. Он де-факто не платил ни оффшору, ни получателю-Х, а значит ни убытков, ни права владения нет и не возникает.

3. При прохождении грузом российской таможни эта ситуация сохраняется. Поэтому если что-то случится и груз попадет под конфискацию, настоящий владелец может легко его потерять товар. Ни де-юре, ни де-факто, ни у владельца, ни у «серого» брокера прав на груз нет.

4. Если ситуация на таможне будет не очень сложная, то владелец попадет на удорожание схемы или простои транспорта, пока все не успокоится. Хуже, если все будет серьезно, тогда брокер просто исчезнет, ему-то нечего терять, только «имидж». Возможно, с помощью хороших денег или высоких связей, вопрос можно будет решить, но тогда стоит посчитать, во что обойдется планируемая экономия и кто будет за все платить. «Серый» брокер платит только на словах, а не по факту.

5. После прохождения таможни по «серой» схеме груз по документам должен попасть к владельцу и легализоваться. Чтобы владельцу не платить два раза «серый» брокер предлагает оформить поставку через его же 2-3 технические компании-однодневки, мотивируя, что в этом случае владелец становится законопослушным покупателем. На практике такие фирмы редко бывают чистыми и уплачивают налоги. Обычно через них сливается много разных сделок. Поэтому при попадании их под проверки владельца очень быстро вычислят по банковским платежам. Встречайте новые проблемы. Судебная и согласительная практика такова, что платить придется Вам.

6. Для оплаты товара истинному продавцу, истинному покупателю придется задействовать нелегальные финансовые схемы перевода денег за рубеж с вытекающими рисками потери денег или приобретения проблем с валютными и другими органами власти.

7. Вариантов попадания при «серых» схемах поставок — пять: со стороны таможни или налоговой, со стороны банка или органов валютного контроля и со стороны силовых структур. Они не взаимосвязаны, поэтому всех содержать под контролем невозможно.

 

Какие простейшие признаки «серых» схем?

Даже если Вам доказывают, что такие предложения законны, идеально «белые» или правомерны и законопослушны, смотрите на следующие позиции:

1. У Вас должен быть прямой контракт с техническим импортером (получателем-Х) и, соответственно, по нему Вы должны платить за свою сделку. Помните, что доказательством владения грузом и далее понесенных убытков является фактическая оплата поставщику.

2. У получателя-Х должен быть прямой внешнеторговый контракт с Вашим зарубежным производителем или с экспортером (последнее относится к Китаю, где необходима экспортно-импортная лицензия). Что бы Вам не говорили, не верьте, что достаточно формального контракта на 1-2 листах с русским или русско-английским текстом. ВЭД-контракт должен, как минимум, копировать условия Вашего договора с техническим получателем.

3. Желательно получить копию контракта между экспортером-поставщиком и производителем, что не всегда удается даже при легальной чистой сделке.

4. Получите от получателя-Х подтвержденные банком документы, что Ваши деньги напрямую оплачены им именно участнику этого ВЭД-контракта и за Ваш товар.

5. После отправки Вашего груза, получатель-Х должен Вам предоставить оригинал экспортной таможенной декларации, транспортные и другие сопроводительные документы. Там не должно быть каких-либо третьих участников. Только Ваш отправитель и, производитель, Ваш технический получатель-Х и перевозчик.

6. После таможенного оформления должна быть представлена таможенная декларация (ДТ). Как правило, «серые» брокеры ее не дают, а сообщают только номер ДТ, при этом, если ее проверить, вероятность соответствия сведений, указанных в ней, с реально доставленным товаром не более 40%.

7. Отсутствие печати лицензированного таможенного брокера на ДТ, так же является признаком серой схемы. Так как такая лицензия стоит 1млн.евро, то ни один из «белых» брокеров не будет подписывать «серые» декларации.

Если что-то, из вышеперечисленного, не будет выполнено или предоставлено, будьте уверены, что Вы в «серой» зоне. Тогда вернитесь к пункту «Какие риски имеет реальный владелец груза, импортируемого по «серой» схеме?» и живите надеждой, возможно Вы какое-то время будете счастливы, на такое счастье проходит.

 

Какие преимущества «белого» таможенного оформления?

1. Прямой контракт с производителем. Неважно у Вас или у Вашего аутсорсера с техническим получателем (такая услуга есть — «ВЭД-аутсорсинг»), но это для таможни весомый аргумент чистоты сделки. Это позволяет доказывать Вашу стоимость товара и тем самым избегать корректировок и экономить на пошлинах. В судах более 70% дел в спорах с таможней выигрывают импортеры. Именно поэтому сейчас многие импортеры переходят на «белые» схемы.

2. Вы всегда можете доказать свою собственность на свой товар и, соответственно, предъявить участникам контрактной цепочки и сделки, и третьим лицам, включая государственные структуры, свои претензии, если их действия принесли Вам убытки.

3. Проверки таможни и попытки сделать пост корректировки, которые могут быть в течение 3 лет после поставки, уже не страшны. Вы всегда можете доказать свою правоту, а весомых аргументов, чтобы «наехать» на Вас по ВЭД-сделке, у контрольно-надзорных, таможенных и фискальных органов просто не будет.

4. В прямом контракте и «белой» поставке отсутствует система прокладок из фирм-однодневок. Поэтому со стороны ВЭД-сделки Вы застрахованы от проблем встречных и прямых налоговых, валютных и правоохранительных проверок, а значит и от проблем.

5. Сокращаются расходы и риски на простоях транспорта в таможнях, на потерях при «серых» и транзитных схемах оплаты финансовых платежей.

6. Вы получаете спокойствие и уверенность в части бизнеса, связанного с внешнеэкономической деятельностью и внешнеторговыми операциями.

7. В бизнес-сообществе Вас уже никогда не будут называть контрабандистом, а Ваши покупатели и партнеры вместе с Вами получать стабильность и надежность в снабжении, и уверенность в работе. Ведь проверки по цепочке платежей и движению товара идут и к ним.

 

Какие недостатки «белого» таможенного оформления?

 

1. В сфере ВЭД Вы становитесь более прозрачным, а значит надо думать над новыми способами оптимизации расходов и налогов, т.е. Вам потребуются более грамотные специалисты.

2. Вам будут мешать конкуренты, которые продолжат играть в риски с «серыми» схемами с государством. Вам потребуются новые аргументы и доказательства своих преимуществ в работе с Вашими покупателями и терпение еще на 1-2 года.

3. Ответственность за качество груза будет лежать на Вас, хотя это еще вопрос, которым должны заниматься юристы.

4. Возможно, хотя и не факт, что Ваши официальные таможенные платежи немного возрастут. Но Вы же считаете, во сколько Вам обходятся «серые» схемы по итогам года, поэтому всегда можно сравнить и сделать выводы. Аппетиты проверяющих и контролирующих только растут и темпы роста значительно обгоняют темпы инфляции.

 

Наши рекомендации всем участникам ВЭД, опытным и начинающим.

1. Следите за рынком логистических и таможенных услуг. Сейчас появился новый продукт, который объединяет в себе логистику, таможню и ведение ВЭД. Называется он «ВЭД-аутсорсинг». Эта услуга позволяет переложить на ее исполнителя все проблемы и риски, а самим оставаться в стороне.

2. Это сложный продукт, который могут выполнять крупные компании с большим опытом работы на рынке и с высоким уровнем фактической, а не словесной, ответственности.

3. Будьте осторожны в выборе такого партнера. «Серые» брокеры активно используют аналогичное описание продукта для прикрытия своих услуг.

 

Что касается поставок китайских грузов в Россию — это зона особого контроля таможни и многих министерств и ведомств, включая силовые и фискальные структуры. Связано это с высоким процентом применения «серых» и «оффшорных» схем ввоза и оформления, большим потоком контрафакта, высокой степени несоответствия ввозимой китайской продукции сопроводительным документам и с уклонением российских импортеров от полной уплаты таможенных пошлин, платежей и налогов. Поэтому работа с китайскими грузами требует высокой степени знания нюансов и практического опыта поставок и таможенного оформления в России.

 

 

chin-ru.com

Китайско-российская народная торговля: «серая» растаможка Эксклюзив _russian.china.org.cn

Борьба России против «серой» растаможки

Что такое «серая» растаможка? В начале 90-х гг. прошлого века после расспада СССР российский рынок пострадал от дефицита товаров. Правительству России пришлось массово импортировать иностранные товары. В целях активизации импорта и упрощения таможенных процедур российская таможня дала добро на то, чтобы т.н. компании по растаможке по поручению поставщиков товаров оформляли процедуру импорта и предоставляли «пакетные услуги», в которые входят и перевозка, и растаможка. Данный способ обеспечивал бизнесменам, которые торгуют на российском рынке, упрощение процедур импорта. Поручители платят компании по растаможке и освобождаются от любых процедур, связанных с таможней, потому что данные компании обязаны пройти все таможенные процедуры России. В настоящее время в торговой практике в России используется «серая растаможка» с Турцией, Южной Кореей, Испанией, Италией и Греманией.

В течение многих лет компетентные ведомства России не придавали большого внимания «серой» растаможке, борьба то облегчалась, то начиналась с новой силой. В свое время «серая» растаможка была чуть ли ни единственным способом импорта в Россию. На самом деле, правительство России хорошо осознает все недостатки «серой» растаможки, однако не может окончательно от нее избавиться.

Причины этого достаточно сложные и затрагивают разные факторы. Товары поступают в Россию по каналам «серой» растаможки. Непосредственное последствие закрытия данного канала — подъем цен на общепотребительские товары в России, что влияет на повседневную жизнь людей. Вместе с тем, «серая» растаможка представляет цепь интересов разных групп, которые имеют большую влиятельность в России, и закрытие данного канала равняется закрытию канала их обогащения.

В последние годы по мере постепенного улучшения экономической обстановки России правительство приступило к отказу от «серой» растаможки. В 2000 году В.Путин приказал провести проверку двух мебельных магазинов «Князь» и «Три акулы», в результате чего были обнаружены предметы мебели европейского производства, ввезенные контрабандным путем из Германии, Италии и Испании. Стоимость данной мебели превысила 20 млн. долларов США. Данное дело затронуло служащих в МВД, ГП, ГТ и других силовых структур. В августе 2005 года российская милиция в аэропорту «Шереметьево» обнаружила запчасти для компьютеров и мобильных телефонов под прикрытием товаров для тенниса и др. Общий вес контрабандной продукции превысил 300 тонн, из чего можно собрать 200 тысяч мобильных телефонов стоимостью более 10 млн. долларов США. Стало известно, что данная контрабандная группировка поставляет 65% от общего количества мобильных телефонов на российском рынке. Однако при всем этом запреты на «серую» растаможку не совсем результативны.

   Назад   1   2   3   4   Далее  

russian.china.org.cn

Белые, серые и черные схемы импорта

Таможенное оформление импорта — задача требующая профессиональных знаний, навыков и опыта. Залог успешной импортной сделки и доставки груза без задержек в целости и сохранности — грамотное оформление необходимых для таможенного оформления документов. Для самостоятельного таможенного оформления импортной продукции Вам необходимо предоставить следующие документы:

1. Внешнеторговый Контракт. Он должен быть составлен на двух языках — английском и русском с печатями и подписями обеих сторон. Очень важно чтобы Контракт был составлен правильно и без ошибок при переводе на английский язык.
2. Спецификация и Инвойс — в которых указан перечень товаров, стоимость этих товаров, количество единиц продукции, артикулы или характеристики товаров, данные о Поставщике и Заказчике, условия поставки в соответствии с международными правилами Инкотермс, код ТН ВЭД. Эти документы также должны быть составлены на двух языках.
3. Упаковочный лист — аналог нашей Товарной Накладной ТОРГ-12.
4. Техническое описание товара с учетом данных о материале изготовления, области применения и принципа действия.
5. Документы подтверждающие валютный перевод Поставщику по внешнеторговому Контракту с отметками банка.
6. Договор на транспортные и брокерские услуги.
7. Копия паспорта импортной сделки (открывают в банке), если сумма Контракта превышает 50 000 usd.
8. Сертификаты Соответствия или Декларации о соответствии Техническому регламенту Таможенного Союза. Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации можно посмотреть в Постановлении Правительства РФ № 982 от 01.12.2009 года.
9. Копии платежных поручений об оплате таможенных платежей и сборов, а также НДС.
На каждом из этих документов должна стоять печать компании-импортера и подписи руководителя компании и главного бухгалтера.

Самая распространенная ошибка Предпринимателя решившего привезти какую либо продукцию из-за границы — заключение внешнеторгового Контракта с Поставщиком без детальной проработки схемы доставки и таможенного оформления приобретаемых товаров.
Сначала Предпринимателю нужно определиться со схемой таможенного оформления. В одних случаях выгоднее осуществлять поставку под внешнеторговый Контракт Покупателя продукции. В других — под Контракт логистической компании. Предпринимателю важно сначала выбрать оптимальный вариант, до того как Поставщик получит оплату за товар, так как после заключения Контракта с Продавцом — «заднюю уже не включишь».
Если Покупатель произведет оплату за товар Продавцу со своего валютного счета, а таможенное оформление будет под внешнеторговый Контракт логистической компании, у Покупателя возникнут проблемы с валютным контролем в банке откуда производился платеж.

«Белая схема» таможенного оформления.

При использовании этой схемы все документы на каждую партию товаров оформляются в полном соответствии с таможенным кодексом, полностью указывая реальную фактическую стоимость товара, код ТН ВЭД и другие сопутствующие данные по поставке.
Это полностью прозрачная, безопасная и самая дорогая схема поставки импортной продукции. Себестоимость ввозимой продукции при такой схеме как правило оказывается довольно высокой. Начинающие предприниматели и небольшие компании вряд ли могут себе позволить нести такие расходы при ввозе импортной продукции без необходимой оптимизации. И к тому же процесс таможенного оформления в этом случае будет довольно трудоемким, так как Покупателю нужно будет предоставить обширный и полный пакет документов необходимых для таможенного оформления о котором упоминалось в начале, корректно и без ошибок оформить которые сможет только специалист в этой области, и услуги которого Покупателю «тоже будут стоить денег».
В связи с этим «белая схема» таможенного оформления подходит только крупным организациям и фирмам, работающим в рамках госконтрактов или крупным сетевым компаниям.

«Серая схема» таможенного оформления.

Эта схема отличается от «белой» тем, что таможенное оформление производится на контракт логистической компании, при этом логистическая компания не нарушает таможенный кодекс, но оптимизирует расходы. Импортером и Покупателем товара является не Покупатель, а логистическая компания. По факту прибытия груза в РФ клиент получает его по Договору Поставки или Договору купли-продажи товаров от российского ООО. Основной способ оптимизации таможенных платежей — указание в декларации заниженной стоимости товара. За счет этого уменьшается размер ввозной таможенной пошлины. Цену товара можно занизить различными способами, например путем договоренности с Поставщиком, разницу в цене товара в этом случае Поставщик получает наличными или переводом. Суть «серой схемы» заключается в безопасной оптимизации расходов на таможенное оформление. Популярность такой схемы доставки довольно актуальна, так как клиенту не нужно самостоятельно заниматься документальным оформлением поставки, эти заботы ложатся на плечи логистической компании. Задержка товара на таможне исключена, штрафы и неприятности не грозят ни клиенту, ни перевозчику, ни логистической компании — товары ввозятся легально. Проблем с налоговой инспекцией также не возникает, вместе с грузом клиент получает комплект документов на товар.

«Черная схема» таможенного оформления.

Эта схема подразумевает прямое нарушение действующего законодательства и таможенного кодекса. В декларации указывается один товар, а по факту везется совсем другой или занижается вес товара, чтобы провезти часть груза бесплатно, или граница проходится по предварительной договоренности за наличный расчет. Такую схему доставки может предложить только недобросовестный и непорядочный перевозчик. Стоимость оформления в этих случаях уменьшается в разы, но это грубое нарушение закона и преступление, со всеми вытекающими последствиями:
Статья № 188 УК РФ — контрабанда, лишение свободы на срок до 12 лет;
Статья № 194 УК РФ — уклонение от уплаты таможенных пошлин, лишение свободы на срок до 2 лет;
Статья № 180 УК РФ — незаконное использование товарного знака, лишение свободы на срок до 6 лет.
Если Предпринимателю предлагают доставку и таможенное оформление по слишком низкой цене это повод задуматься, так как «дешево хорошо не бывает». Те, кто понимает всю опасность «черных схем» доставки — никогда их не используют.

Выбор Предпринимателю между «белой» и «серой» схемами доставки поможет сделать следующий пример расчета:

Исходные данные — светодиодные экраны из Китая.
Инвойс Поставщика на сумму — 30 000 usd.

Таможенная стоимость товара складывается из цены товара по Инвойсу + стоимость доставки до границы или пункта пропуска в РФ.
Например, если стоимость транспорта составит 500 usd, таможенная стоимость товара получится 30 500 usd.

При использовании «белой» схемы нужно будет оплатить:
— ввозная таможенная пошлина в размере 5% от таможенной стоимости = 1525 usd.
— НДС 18% от суммы пошлины и таможенной стоимости = 5765 usd.
— таможенный сбор с учетом таможенной стоимости = 65 usd.
Итого платежи составят 7355 usd.

При использовании «серой» схемы логистическая компания указывает заниженную стоимость товара, нижнюю границу которой определяет таможня исходя из профилей риска, в нашем примере это будет 10 000 usd:
— ввозная таможенная пошлина в размере 5% (от 10 500 usd) = 525 usd.
— НДС 18% = 1985 usd.
— таможенный сбор с учетом таможенной стоимости = 25 usd.
Итого платежи составят 2535 usd.

Подводя итоги:
Варианты доставки и таможенного оформления импортной продукции потенциальным покупателям нужно просчитывать заранее и до оплаты Поставщику за товар. В противном случае может оказаться что Вы приняли не самое лучшее решение, но изменить что-либо уже будет поздно.
Наши специалисты готовы помочь Вам с выбором оптимальной схемы доставки импортируемых товаров. Для этого Вам нужно заполнить on-line заявку на расчет стоимости доставки и мы в течении часа предложим наиболее выгодный вариант.

kargoline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *