2.Место и роль транспорта в экономике страны
Ведущее место в единой транспортной системе страны занимают железные дороги. Основным видом транспорта являются железные дороги. Они связывают в единое целое все области и районы страны, обеспечивают потребности населения в перевозках и, нормальный оборот продуктов промышленности и сельского хозяйства. В этом огромное государственное и народнохозяйственное значение железнодорожного транспорта. Что благополучно сказывается на экономики страны. Этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий, что особенно важно для нашей страны с его разными климатическими зонами. По размерам грузооборота железнодорожный транспорт занимает первое место. При этом исходят из себестоимости перевозок, потребных капитальных вложений и качества самой транспортировки (скорость доставки, регулярность сообщений, удобства, сохранность грузов и др.) на железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов. Что так же благополучно оказывает влияние на экономику.
Этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий, что особенно важно для СССР с его разными климатическими зонами. Трудно переоценить роль стальных магистралей в освоении новых районов страны, особенно в связи с широким развитием промышленности в Сибири и на Дальнем Востоке. Железные дороги приносят жизнь в труднодоступные местности, помогают освоить природные богатства.
Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий.
3. Значение транспорта
Транспорт — вслед за добывающей промышленностью, земледелием и обрабатывающей промышленностью является сферой материального производства. В отличие от других отраслей промышленности транспорт не производит новых продуктов. Продукцией транспорта является само перемещение, сама перевозка пассажиров и грузов. Железнодорожный транспорт в большой мере способствует освоению новых районов и их природных богатств, удовлетворению растущих материальных и культурных потребностей людей и развитию связей нашей страны с другими странами; он имеет первостепенное значение и для обороны нашей страны.
4.Управление транспортом
Железнодорожный транспорт представляет собой сложное многоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные дороги и предприятия, а также административно-хозяйственные, культурно-бытовые и медицинские учреждения, научные и учебные институты, техникумы, школы.
Для бесперебойной и качественной работы железных дорог необходимо обеспечить регулярность движения поездов при любых условиях и четкое взаимодействие всех звеньев железнодорожного конвейера,что свойственно особой структуре управления. Эта структура обусловливается основными принципами управления железнодорожным транспортом, заключающимися: а) в сочетании единого централизованного руководства с предоставлением больших прав и самостоятельности линейным подразделениям; б) в соблюдении единоначалия; в) в организации управления по производственно-территориальному принципу, обеспечивающему оперативность и конкретность руководства и возможность осуществления единой технической политики на всей сети железных дорог страны.
7. классификация транспорта.
Перевозки пассажиров и грузов осуществляются различными, тесно связанными и взаимодействующими видами транспорта, образующими единую сеть путей сообщения страны. Современный магистральный транспорт подразделяется на железнодорожный, водный (речной и морской), автомобильный, воздушный и трубопроводный (нефтепродукта и газопроводы). Распределение перевозок между этими видами транспорта зависит от наличия их в том или ином районе и технико-экономической эффективности каждого вида. Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий, что особенно важно для России с ее разными климатическими зонами. Также очень важен в освоении новых районов страны. По размерам грузооборота ж/д транспорт занимает первое место.Железные дороги имеют высокую провозную способность. На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий. Железные дороги, по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Автомобильный транспорт. По объему перевозимых грузов в тоннах этот вид транспорта занимает первое место. Он обладает большой маневренностью, благодаря чему груз может быть доставлен от места погрузки отправителем до получателя, минуя перегрузочные операции, и с большей скоростью, чем по воде и железной дороге.При малых потоках пассажиров и грузов автомобильный транспорт требует меньших затрат, чем железнодорожный, так как в этом случае постройка автодороги может быть упрощена и удешевлена. На короткопробежных перевозках автомобильный транспорт является наиболее экономичным благодаря значительно меньшим расходам по начальным и конечным операциям по сравнению с железнодорожным и водным транспортом. Автомобильный транспорт применяется главным образом для внутрирайонных перевозок пассажиров и грузов, а также для завоза и вывоза грузов с железнодорожных станций и портов. Водный транспорт. Этот вид транспорта требует сравнительно небольших затрат на освоение путей сообщения.Средняя себестоимость перевозок по внутренним водным путям примерно такая же,как и на железных дорогах. По скорости доставки грузов речной транспорт уступает железнодорожному. Речной транспорт применяют преимущественно для перевозок между пунктами, расположенными на речных путях, а также в смешанных железнодорожно-водных сообщениях и в последние годы в перевозках река—море.Перевозка водным транспортом массовых грузов (круглый лес, руда, соль,строительные материалы и др.) обходится значительно дешевле, чем по железной дороге. Экономичность речного транспорта повышается при перевозках на дальние расстояния, так как при этом в себестоимости перевозок уменьшается доля затрат по начальным и конечным операциям. Воздушный транспорт. Это самый скоростной вид транспорта, обеспечивающий беспосадочные полеты на большие расстояния со скоростями 1000 км/ч и выше. Важным преимуществом воздушных путей сообщения является возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны, где отсутствуют другие виды транспорта, притом по кратчайшим направлениям. Воздушный транспорт требует меньших удельных (на 1 км линии) капиталовложений по сравнению с другими видами транспорта. Однако он уступает им по удельному расходу топлива и себестоимости перевозок. Трубопроводный транспорт. На трубопроводном транспорте самая низкая себестоимость перевозок. Стоимость сооружения 1 км нефтепровода почти в 2 раза меньше стоимости строительства 1 км железнодорожной линии, причем нефтепровод может быть проложен повсеместно и по наиболее короткому направлению.
studfiles.net
Роль транспорта в экономике страны — Мегаобучалка
Мультимодальные транспортные технологии
Введение
Дисциплина «Мультимодальные транспортные технологии» дает систему теоретических знаний и практических навыков по выбору и обоснованию эффективных способов выполнения транспортного процесса, организации взаимосогласованной работы видов транспорта и пунктов перевалки грузов, проектированию технологических процессов транспортирования. С учетом направления подготовки студентов мультимодальные транспортные технологии рассматриваются преимущественно с участием автомобильного транспорта, в том числе: смешанные и комбинированные перевозки, взаимодействие автомобильного с другими видами транспорта в транспортных узлах, проектирование технологических процессов транспортного производства, применение экономико-математических методов и современных технологий для проектирования транспортных процессов
1.1 и 1.2 – коротко, только названия вопросов
1. ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Роль транспорта в экономике страны
1.2 Транспортное производство и его особенности
1.3 Транспортные потоки
1.4 Транспортный процесс и его элементы
1.5 Мультимодальные системы и интермодальные технологии
ОСНОВЫ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА
Роль транспорта в экономике страны
У всех народов во все времена транспорт играл ведущую роль в их развитии. Существование любого государства немыслимо без мощного, хорошо развитого транспортного комплекса. Под воздействием развивающейся экономики и все усложняющихся хозяйственных связей между субъектами производства, роста численности населения и его подвижности транспорт как отрасль хозяйства страны должен непрерывно расти и развиваться.
В первобытном обществе роль транспортного средства выполнял сам человек, позже в качестве движущей силы выступали животные (лошадь, вол, собака, верблюд), силы природы (течение воды, ветер). В результате технической революции второй половины 18 века одновременно с промышленностью начал быстро развиваться и транспорт на той же принципиально новой технической основе. Появились пароходы, паровозы, паровые сухопутные экипажи, были и паровые самолеты. Наряду с развитием парка подвижного состава развивались и сети путей сообщения.
По мере того, как укрупнялись предприятия, усложнялась техника и технология производства, возрастал объем производимой продукции, все сложнее было содержать и эффективно использовать дорогостоящее транспортное хозяйство. В связи с этим транспорт выделяется в самостоятельную отрасль, выполняющую перевозки грузов и пассажиров за плату для любого клиента. По мере дальнейшего развития происходит специализация видов транспорта, самостоятельными становятся морской, речной, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и воздушный транспорт.
В 20 веке произошли качественные изменения во всех областях человеческой деятельности. К таким изменениям относят:
увеличение темпов прироста населения планеты. Называют цифру 75-80 млн. человек в год;
бурный рост производства и потребления ресурсов;
непропорциональный рост количества городов и населения в них;
научно-техническая революция. Во второй половине 20 века наука и техника достигли небывалого уровня расцвета, открыты новые законы развития мира, новые виды энергии, новые материалы, новые виды и типы машин, новые технологии, новые средства связи и управления. Передовые промышленно развитые страны переходят в стадию постиндустриального общества, для которого характерно наличие пяти сфер материального производства: 1) добывающей промышленности, 2) земледелия, 3) обра-батывающей промышленности, 4) транспорта, 5) информационной индустрии.
Транспорт может соответствовать потребностям общества в перемещениях только если темпы его количественного и качественного развития будут соответствовать темпам развития остальных отраслей.
Известно, что транспорт не производит каких-либо преобразований с предметами труда (если не принимать во внимание потери их количества и качества в процессе транспортирования), он обеспечивает необходимое перемещение объектов в производственном цикле и в сфере их обращения(от мест производства к местам потребления).
Несмотря на то, что транспорт не производит никакой дополнительной продукции и не производит с ней никаких химических, физических или каких-либо других преобразований, он назван отраслью материального производства. На самом деле, и об этом писал еще К. Маркс, без транспорта невозможно ни одно производство и транспорт представляет собой органический элемент самого производства. Нельзя произвести продукцию (изделие), не передвигая предмет обработки, т.е. сырье, заготовку полуфабрикат от станка к станку, с одного участка на другой, из цеха в цех на предприятии. Все эти перемещения осуществляются средствами внутрицехового и межцехового транспорта. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Такой транспорт называют внутрипроизводственный.
Кроме этой внутрипроизводственной функции транспорт выполняет другую функцию – «транспортировку готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т . 24. С. 170]. Перемещая продукцию между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда (рис. 1.1).
Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, он составляет самостоятельную сферу производства. Перевозки в процессе обращения выполняет в основном транспорт общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальные виды транспорта, куда относят трубопроводный транспорт, высоковольтные линии передач, подъездные пути предприятий, связывающие их с магистральной сетью путей сообщения. Вместе с системой складов эти виды транспорта являются материальной системой обращения.
Транспорт с одной стороны является частью инфраструктуры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, с другой стороны он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта по-разному оказывают услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортника является производительным трудом, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15-20 %, а по некоторым грузам достигает 45-50 %.
megaobuchalka.ru
1. Роль транспорта в экономике страны.
Частями транспортной системы является ж/д, морские и речные пути, автодороги, трубопроводы, авиалинии. Кроме путей сообщения частью ТС является средства перемещения грузов — авто, локомотивы, вагоны, суда и другие подвижные составы.
В настоящее время в России продолжается разгосударствление и приватизация транспортного и складского хозяйств. Формируется рынок транспортных и транспортно — экспедиционных услуг. Общегосударственный парк тр-х ср-в находится в неудовлетворительном состоянии состоянии, т.к. не развивается строительство новых транспортных средств с использованием новых технологий => не происходит обновление старого подвижного состава.
Технич хар-ки тр-х ср-в отстают от ур-ня мирового ур-ня по эконом пок-лям, безоп-ти, тех состоянию и др важным показателям. Развитие тр-та и тр-ой инфраструктуры в Рос имеет бол знач-е для эк-ки, нац безоп-ти. Особую роль играет интеграция рахл-х магистралей, тр-х узлов, совр S-ы тр-го обеспеч-я и логистики- приёма, перевалки грузов, работы таможни и т.п. Здесь необх внедрение передовых технологий, в т.ч. сложных комп-х S-м, и с исп-ем навигационных S-м (глонасс). Рост V-ов пер-к, развитие тр-ой инфраструктуры, ср-в тр-та станут «локо» для роста и разл-х ср-в связи, навигации, обработки данных на основе отеч технологий и будут способствовать развитию отеч. эелектроники.
2. Структурно-функц хар-ка тр-та.
Структурно тр-т можно предст как S из 2 подS: тр-т общ и необщ польз-я. Тр-т общ польз-я- тр-т, удовл-щий потр-ти всех отраслей эк и населения в перевозках грузов и пассов, перемещ-ий разл видов прод-ии т т.п. Тр-т необщ польз-я- тр-т, осущ пер-ки грузов, пассов своего предпр-я., объединения (холдинг, концерн). Тр-т удовл одну из важнейших потр-тей чел –перемещ-е. Но ни один вид тр-та, кроме авто не может обеспечить перемещ-е от двери до двери. Орг-я работы Т.С. насущная для эк-ки страны потр-ть, кот соотв стратегич интересам Рос, достижениям НТП. Единство Т.С, не должно озн обособление от путей сообщ с сопредельными гос-ми, особенно со странами СНГ. Кроме деления тр-та на тр-т общ и необщ польз-я, его делят на магистральный (синоним тр общ польз) и немагистр (необщ). С др стор, магистр тр-т применяется для обозн-я путей сообщ-я, связывающих крупные города и пром центры страны или круп региона. Любой вид тр-та имеет свои пок-ли, кот сложились историч и отраж его уникальность, учитывает технико-эк и др особ-ти. Но нек пок-ли явл универс: 1)пок-ли перевозочной и погруз-разгруз работы (грузо- и пассажирооборот), 2)пок мат-технич базы (протяж-ть сети путей сообщя, густота), 3)пок эксплуатац-й работы (грузонапряж-ть, дальность пер-к, скорость доставки груза), 4)пок эк эф-ти и фин (себест-ть, Фо, Фё, доходы, расх).
3.Сущность и развитие концепции единства т.С.
ЕТС появл прим в нач 30-х гг. После ВОВ активно исследовались проблемы ЕТС. Рос учёный-экономист Кочетов возглавил разработку единой S-ы пок-лей развития мат-хтехнич базы и работы разл видов тр-та. Гр ученых во главе с Кочетовым сформулировали новые понятия: тр-ый комплекс, Т.С. и тр-я сеть.
Под тр. компл. понимается совок-ть неск-х отраслей, предназн для удовл потр-тей в пер-ках грузов и пассов. В него входят тр-т и тр-ая пром-ть (машиностр-е, мат-технич обеспеч-е перк-), учреждения по подготовке кадров.
Т.С.- отрасль нар. Хоз-ва, в сост кот входит 4эл-та:
тр-ая сеть всех видов тр-та,
тр-е ср-ва,
труд ресурсы
S упр-я всеми видами тр-та.
ЕТС предпол след виды единства: эконом, технологич, технич, правовое. Будущая ЕТС должна сод-ть такие св-ва, как способности удовл потр-ти в пер-ках, регулярность, динамичность и др. Но 3 св-ва Кочетов выделил особо:
1)целостность. Все эл-ты ЕТС (виды тр-та) в совок-ти другое, чем по отдельности.
2)иерархичность. Долгое время, ведущее место по пер-кам пассов и грузов занимал ж/д тр-т. Но к сер 90-х полож-е изменилось, по пер-кам грузов перв место занял авто тр-т. Т.е. иерархичность тр-та по разным пок-лям и со временем изм-ся.
3)взаимопроникновении видов тр-та. F.e. развитие контейнерных пер-к, доставка инд авто в поездах к месту поездки пассов (их владельцев).
studfiles.net
Роль транспорта и перевозок в экономике страны
Если можно выделить важнейшие отрасли, которые входят в инфраструктуру экономики страны, то транспорт, а также связанные с ним перевозки займут далеко не последнее место. Ведь многие жизненно важные аспекты функционирования общества зависят именно от эффективности работы данной отрасли. Почти все основные сферы так или иначе зависят от транспорта. Здесь имеется в виду не только наземный транспорт, но и водный и даже воздушный. Конечно, стоимость авиатранспорта обычно дороже, зато она компенсируется скоростью. Если мы захотим изучить прайс-лист транспортных услуг, то увидим, насколько разнятся цены – а вся причина в том, что транспорт абсолютно в разных степенях входит в состав различных инфраструктур и осуществляют различные функции.
Не обойтись без транспорта в производственной инфраструктуре, которая связана с ключевыми экономическими отраслями – перерабатывающей и добывающей промышленностью, а также сельским хозяйством. Эта же инфраструктура включает в себя и иные элементы: энергетику, связь, а также материально-техническое снабжение. Транспорт обеспечивает экономику тем, что оперативно осуществляет перемещение как грузов, так и людей в необходимых направлениях и количествах – без этого экономика попросту перестала бы нормальным образом развиваться, превратившись в нечто локальное, а потому – не функционирующее полноценно.
Как производственная, так и непроизводственная сферы экономики снабжаются транспортом, в результате чего происходит удовлетворение нужд и потребностей населения. Всё это позволяет отнести транспорт к обслуживающей сфере. А потому его роль в развитии отраслей, в улучшении их работы и, как следствие, увеличении уровня национального дохода, исключительным образом высока. Чем больше оптимизируются перевозки, тем лучше развивается всё, что окружает их. При оптимизации процесса перевозки продуктов, большее количество народа может получать их оперативно, до того как они испортятся. И это только лишь один из многочисленных примеров.
Транспорт имеет также значительную роль в развитии экономики хотя бы по той причине, что он одновременно является и потребителем, и работодателем. Он применяет ресурсы иных отраслей экономики, чем позволяет развивать их, как в случае с увеличением уровня добычи материалов, а также позволяет создавать новые рабочие места, которые будут работать с транспортом, что сказывается на развитии всей страны исключительно позитивным образом.
Мы можем сделать вывод, что роль транспорта вообще и перевозок конкретно в развитии экономики на уровне страны очень и очень высока, потому что видно его сильное вовлечение в большинство иных сфер.

mgs5.ru