Рикши это – Значение слова РИКША. Что такое РИКША?

Значение слова РИКША. Что такое РИКША?

Ри́кша (сильно искажённое дзинрикися — яп. 人力車, где первый иероглиф означает «человек», второй — «сила», третий — «повозка») — вид транспорта, особенно распространённый в Восточной и Южной Азии: повозка (чаще всего двухколёсная), которую тянет за собой, взявшись за оглобли, человек (также называющийся рикшей). Повозка, как правило, рассчитана на одного или двух человек.

Известно, что повозки, полностью аналогичные рикшам, были в ходу в Париже в XVII—XVIII веках (встреча двух таких повозок изображена на комической картине художника Клода Жилло в 1707 году). Однако затем такие повозки из употребления вышли. В Японии, откуда рикши распространились в другие азиатские страны, их появление относится к рубежу 1860-70-х гг. Это изобретение приписывается некоторыми американскому миссионеру по имени то ли Джонатан Гобл, то ли Джонатан Скоби, который придумал такую коляску для своей больной жены.

По другой версии, идея рикши принадлежит трём японцам — Ёсукэ Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косукэ Такаяма; во всяком случае, именно они в 1870 г. получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 г.: темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 г. в Токио было уже около 40 000 рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 г. в Японии насчитывалось 210 000 рикш. Однако затем, с появлением автомобиля, их число стало сокращаться: так, по данным 1938 г., рикш в Японии было около 13 000. Сразу после Второй мировой войны, в условиях разрухи, рикши вернулись на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикши (и велорикши) являются элементом туристической индустрии.

Уже в 1870-е гг. рикши стали появляться в других странах. В Гонконге первые рикши появились в 1874 г., в 1920-е гг. их было около 3 000, однако после Второй мировой войны их количество резко уменьшилось. В 2002 г. в Сянгане насчитывалось всего четверо рикш. Широко распространились рикши и в континентальном Китае. В Индии (вместе с нынешними Пакистаном и Бангладеш) рикши появились около 1880 г. (уже в 1885 г. это отражается в рассказе Редьярда Киплинга «Рикша-призрак») и особенную популярность приобрели в Калькутте.

В послевоенные годы там, где рикши не начали исчезать по экономическим и технологическим причинам, то есть в странах с медленным экономическим ростом, их стали запрещать как зримую примету экономической слабости и низкого благосостояния. В Китае рикши были запрещены ещё в 1949 г. В штате Западная Бенгалия (к которому принадлежит Калькутта) с 1945 г. прекратилась выдача разрешений на труд рикши, с 1972 г. было запрещено их появление на главных улицах Калькутты, в 1982 г. городские власти конфисковали около 12 000 повозок и уничтожили их. Несмотря на это, по данным 1992 г., в Калькутте работало около 30 000 рикш. В 2005 г. правительство Западной Бенгалии объявило о намерении полностью запретить рикш, что привело к уличным протестам и забастовкам.

Рикши распространены также в Южно-Африканской республике.

kartaslov.ru

Рикша — это… Что такое Рикша?

Рикши в Японии (1897)

Ри́кша (сильно искажённое дзинрикися — яп. 人力車, где первый иероглиф означает «человек», второй — «сила», третий — «повозка») — вид транспорта, наиболее распространённый в Восточной и Южной Азии: повозка (чаще всего двухколёсная), которую тянет за собой, взявшись за оглобли, человек (также называющийся рикшей). Повозка, как правило, рассчитана на одного или двух человек.

Перевозка Конфуция колёсным транспортом; иллюстрация из китайской детской книжки 1680 г

Известно, что повозки, полностью аналогичные рикшам, были в ходу в Париже в XVII—XVIII веках (встреча двух таких повозок изображена на комической картине художника Клода Жилло в 1707 году). Однако затем такие повозки из употребления вышли. В Японии, откуда рикши распространились в другие азиатские страны, их появление относится к рубежу 1860-70-х гг. Это изобретение приписывается некоторыми американскому миссионеру по имени то ли Джонатан Гобл, то ли Джонатан Скоби, который придумал такую коляску для своей больной жены.

Рикша в Калькутте (2004)

По другой версии, идея рикши принадлежит трём японцам — Ёсуке Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косуке Такаяма; во всяком случае, именно они в 1870 г. получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 г.: темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 г. в Токио было уже около 40 000 рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 г. в Японии насчитывалось 210 000 рикш. Однако затем, с появлением автомобиля, их число стало сокращаться: так, по данным 1938 г., рикш в Японии было около 13 000. Сразу после Второй мировой войны, в условиях разрухи, рикши вернулись на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикши (и велорикши) являются элементом туристической индустрии.

Уже в 1870-е гг. рикши стали появляться в других странах. В Гонконге первые рикши появились в 1874 г., в 1920-е гг. их было около 3 000, однако после Второй мировой войны их количество резко уменьшилось. В 2002 г. в Сянгане насчитывалось всего четверо рикш. Широко распространились рикши и в континентальном Китае. В Индии (вместе с нынешними Пакистаном и Бангладеш) рикши появились около 1880 г. (уже в 1885 г. это отражается в рассказе Редьярда Киплинга «Рикша-призрак») и особенную популярность приобрели в Калькутте.

Рикши в современной Японии — элемент туристической индустрии

В послевоенные годы там, где рикши не начали исчезать по экономическим и технологическим причинам, то есть в странах с медленным экономическим ростом, их стали запрещать как зримую примету экономической слабости и низкого благосостояния. В Китае рикши были запрещены ещё в 1949 г. В штате Западная Бенгалия (к которому принадлежит Калькутта) с 1945 г. прекратилась выдача разрешений на труд рикши, с 1972 г. было запрещено их появление на главных улицах Калькутты, в 1982 г. городские власти конфисковали около 12 000 повозок и уничтожили их. Несмотря на это, по данным 1992 г., в Калькутте работало около 30 000 рикш. В 2005 г. правительство Западной Бенгалии объявило о намерении полностью запретить рикш, что привело к уличным протестам и забастовкам.

Рикши распространены также в Южно-Африканской республике.

См. также

Литература

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

dic.academic.ru

Дзинрикися — японские рикши

Наверное, все видели рикш. В настоящее время они чаще всего управляют велосипедами, к которым прикреплена повозка, рассчитанная на одного-двух человек. Во многих странах Азии такая разновидность транспорта все еще имеет высокую популярность, тогда как в Европе и США рикши являются сугубо туристическим элементом.

Как с этим обстоят дела в Японии? Не все знают, но рикши появились именно в Стране восходящего солнца. Дзинрикися – вот оригинальное название такого транспорта и людей, которые им управляют. Оно состоит из трех иероглифов: человек, сила и повозка. Собственно, «рикша» – это всего лишь искаженное «дзинрикися».

История появления японских рикш

Все началось несколько веков назад. Рикш тогда еще не существовало, но представители знати уже не хотели ходить пешком. В итоге, в Японии (как и в ряде других стран) для их перемещения зачастую использовались носилки, которые несли два человека.

Очень часто носилки имели навес, призванный защищать от солнечного света и осадков. Надо ли говорить, насколько тяжело было на протяжении нескольких часов носить эту конструкцию с человеком внутри? С такой работой могли справиться только люди, имеющие крепкое телосложение.

Но прогресс не стоял на месте, и в 19-ом столетии появились привычные всем нам повозки. Вот только велосипедов тогда все еще не существовало. Из-за этого каждая повозка была оснащена двумя длинными оглоблями, за которые держался ее водитель (рикша).

Катить повозку, вне всяких сомнений, легче, чем держать носилки. Но работа рикши все равно требовала выносливости. Парадоксально, но в какой-то момент времени распространение такого транспорта положительно сказывалось на физической подготовке мужчин.

К концу 19-го века в одном только Токио было порядка 40 тысяч рикш. Большая часть из них имела развитую мускулатуру и отличную выносливость, что пригодилось, когда в ходе промышленной революции по всей стране начали открываться заводы. На смену же рикшам постепенно пришли автомобили.

Рикши в Японии сегодня

Как и в любой другой цивилизованной стране, рикши в Японии больше не являются общественным транспортом. Все-таки перемещаться на метро, такси или личном автомобиле можно заметно быстрее. Кроме того, для рикш никто не будет делать отдельных полос/дорожек, где они могли бы находиться безопасно для себя и других участников движения.

Тем не менее, если вы приедете в Страну восходящего солнца и захотите прокатиться с рикшей, сделать это не составит особого труда. На сегодняшний день в стране существует несколько тысяч рикш. Для большинства из них это не основная профессия, а дополнительная подработка. Например, очень часто рикшами становятся студенты, которые не нашли другой работы на каникулах.

Интересно, что далеко не все японские рикши используют велосипеды. Многие по старинке обходятся исключительно своими мышцами. Такого не увидишь в Индии или Таиланде. Не удивительно, что на просторах Всемирной паутины можно отыскать множество фотографий с японскими рикшами. Туристы их просто обожают, вследствие чего профессия в ближайшее время вряд ли окончательно исчезнет.

На заметку: если вы приехали в Киев и вам понадобилось такси, то смело звоните в KyivTaxi. В этом случае вас ждёт вежливое обслуживание по вполне адекватным ценам.

<Школьная форма в Японии

Японский театр кукол бунраку>

viewout.ru

это профессия и вид транспорта :: SYL.ru

Рикшей в юго-восточных странах Азии называют человека, который запрягается в двухколёсную повозку и доставляет людей и грузы. Так называется и сама повозка. То есть рикша – это и профессия, и вид транспорта. Рикши в наше время популярны в Индии, Японии, Южно-Африканской республике и других странах.

Из истории

Рикша – это древняя профессия, которая сохранилась до наших дней. Название произошло от японского слова дзинрикися, обозначавшегося тремя иероглифами со значениями человек, сила, повозка. Рикша — это, в понимании японцев, человек, который тащит на себе повозку с пассажирами. Такой транспорт обычно предназначен для одного или двух человек.

До того как появились повозки-рикши, богатые японцы ездили на паланкине. Это средство транспортировки с помощью носильщиков, выглядящее как кузов на жерди. Транспорт существовал до 19 века, а затем появились рикши, которые являлись единственным видом транспорта в Японии вплоть до изобретения автомобиля. Позже повозки распространились на территории Китая и других стран Южной Азии.

Сегодня рикша – это туристический символ Японии и Индии. Они пользуются спросом у туристов, являясь древним экзотическим видом перемещения по городу.

Какие бывают рикши

В наши дни бывают вело-, моторикши и беговые рикши.

Велорикша выглядит как экипаж на двух колесах, который крепят к велосипеду. Он рассчитан на двух пассажиров. Транспорт подходит для неторопливых прогулок по старым городам.

Моторикша – это трехколесная повозка с пассажирской кабиной, напоминающая азиатский тук-тук. Стоимость поездки на моторикше дешевле, чем в такси. Но о цене необходимо договориться заранее, иначе не избежать проблем. Иногда моторикши снабжают счетчиками для подсчета общей стоимости поездки.

Моторикши бывают грузовые и общественные. В Индии их общественную модификацию называют «темпо».

Если есть желание прокатиться, любой вид тележки можно «поймать» на улицах города или взять в местах туристических достопримечательностей.

Рикши в Японии

Происхождение этого транспорта в Японии относят к западному влиянию после революции 1868 года. Вырос темп городской жизни, появилась потребность в быстром передвижении. Паланкины двигались неторопливо. Содержать лошадей было слишком дорого. Тележка рикша стала популярным общественным транспортом.

В XX веке повозки стали пропадать вместе с экономическим ростом страны. Они становились символом и пережитком прошлого, говорящем о низком уровне благосостояния. Государство стало запрещать этот вид транспорта.

И лишь в наши дни транспорт снова пользуется спросом, правда, в основном у туристов.

Рикши в Индии

В некоторых областях Индии может запросто оказаться, что другого транспорта просто нет. Велосипед рикша – самый экономичный вид городского общественного транспорта. Однако многие перевозчики совершенно не знают иностранных языков и могут повезти своего пассажира туда, куда хотят. Прокатиться на тележке стоит, если хочется экзотики. Относиться серьезно к этому виду транспорта не стоит.

Водители взимают комиссионные за свои услуги, если привезли пассажира к отелю, где он решил остановиться. Если нет желания отдавать солидные комиссионные перевозчику, не нужно называть название отеля и не стоит заходить в него, пока рикша не уехал.

Интересные факты

Этот экзотический вид транспорта собрал вокруг себя множество занимательных фактов и историй:

  1. В Индии рикши часто работают как городское такси, отвозя детей в школу, а их родителей на работу. Водитель становится настоящим членом семьи.
  2. В 1982 году городские власти индийского штата Западная Бенгалия провели акцию массового уничтожения повозок. Было ликвидировано 12000 тележек. Но это не остановило таксистов-рикш от занятий подобной деятельностью, поскольку для многих это единственный способ прокормить себя и семью.Если водитель беден и работает босиком, он получает штраф от городских властей.
  3. Штраф грозит и в том случае, если перевозчик будет двигаться навстречу автомашинам.
  4. Многие рикши настолько бедны, что ночуют прямо на улице. Те же из них, у кого есть хотя бы небольшие деньги, отдыхают в общих ночлежках под названием дера.
  5. Как правило, водители тележек по уровню доходов не превосходят обычных уличных попрошаек. Несмотря на это, им как-то удается кормить свои семейства.
  6. Грузовые рикши трудятся на рынке. Они доставляют любые грузы. Владельцы лавок и магазинов пользуются их услугами. Даже отели могут заказать услуги повозок.
  7. В сезон дождей в Индии вода полностью заливает улицы. С июня и до сентября в городах царит настоящий потоп. Дренажная система не справляется с потоками воды. В этот период для рикш начинается сезон заработка, поскольку по улицам могут проехать только повозки с высокими колесами. И даже представители власти, которые постоянно борются с этим видом транспорта, в сезон дождей вынуждены пользоваться услугами рикш.

Власти постоянно запрещают труд рикш. В ответ начинаются массовые беспорядки и протесты. Ведь для многих подобная работа – единственный возможный вид заработка.

www.syl.ru

рикша — Викисловарь

В Википедии есть страница «рикша».

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Анаграммы
    • 1.9 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.ри́кшари́кши
Р.ри́кшири́кш
Д.ри́кшери́кшам
В.ри́кшури́кш
Тв.ри́кшей
ри́кшею
ри́кшами
Пр.ри́кшери́кшах

ри́к-ша

Существительное, одушевлённое, мужской род, 1-е склонение (тип склонения 4a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рикш-; окончание: [Тихонов, 1996]

ru.wiktionary.org

Рикши в Индии — Жизнь в странах Азии

Рикша – это особенное средство передвижения, которое можно встретить только в некоторых странах Азии, в частности, в Индии. Здесь существует несколько видов рикш:

1)            Велорикша.

2)            Просто рикша – человек везет пассажира на себе (запрещено практически на всей территории Индии, кроме Калькутты).

3)            Велосипед с местом, предназначенным для пассажира.

4)            Авторикша.

5)            Многоместная рикша.

6)            Грузовая рикша.

В некоторых городах рикш не встретите, например, в центре Мумбая. В этом случае можете пользоваться привычным такси.

Цены

Договаривайтесь о стоимости поездки еще до начала движения. Как правило, извозчики-рикши очень жадные, а если им попадается белый иностранец, посчитают за счастье содрать с него три шкуры.

Если вам неизвестна стоимость и расстояние, не стоит удивляться, если рикша назовет вам цены, в десятки раз превышающие реальные. Если взять к примеру Дели, то здесь от окраины до окраины можно пересечь город за 200 рупий.

Есть в индийских городах офисы рикш, находятся они, как правило, на вокзалах, здесь вы сможете оплатить проезд по единому тарифу. Кстати, водители рикш знают, что пользование такими офисами очень выгодно для туристов, поэтому поджидают путешественников возле него и правдами и неправдами отговаривают идти туда. Внешне такие офисы по предоплате рикш напоминают маленькие сарайчики.

В офисе вам после оплаты пути выдадут квитанцию, которую вы должны вернуть водителю «транспорта» в конце маршрута.

Рекомендации

  1. Не платите водителю до окончания поездки.
  2. Не стоит платить, если рикша привез вас не туда, куда вам нужно.
  3. Не отдавайте деньги, если ваш багаж еще находится в повозке рикши.
  4. Если водитель требует в конце маршрута добавить денег, например, за парковку, за багаж или еще за какие-либо нюансы поездки, не соглашайтесь. Стоимость поездки обсуждается в начале пути.
  5. Не обижайтесь на водителя, если вы сами не смогли правильно объяснить конечную цель поездки.
  6. Многие водители рикш советуют какие-либо торговые точки или магазины, так как многие продавцы платят им определенную мзду за каждого посетителя. Но учтите, большинство таких магазинов торгуют товарами по существенно завышенной стоимости, рассчитывая на неосведомленных туристов. Но известны случаи, когда водитель рикши рекомендовал приличные и недорогие рестораны и отели.

Юля

weirdasia.ru

Рикша — Википедия. Что такое Рикша

Рикши в Японии (1897)

Ри́кша (сильно искажённое дзинрикися — яп. 人力車, где первый иероглиф означает «человек», второй — «сила», третий — «повозка») — вид транспорта, особенно распространённый в Восточной и Южной Азии: повозка (чаще всего двухколёсная), которую тянет за собой, взявшись за оглобли, человек (также называющийся рикшей). Повозка, как правило, рассчитана на одного или двух человек.

Перевозка Конфуция колёсным транспортом; иллюстрация из китайской детской книжки 1680 г.

Известно, что повозки, полностью аналогичные рикшам, были в ходу в Париже в XVII—XVIII веках (встреча двух таких повозок изображена на комической картине художника Клода Жилло в 1707 году). Однако затем такие повозки из употребления вышли. В Японии, откуда рикши распространились в другие азиатские страны, их появление относится к рубежу 1860-70-х гг. Это изобретение приписывается некоторыми американскому миссионеру по имени то ли Джонатан Гобл, то ли Джонатан Скоби, который придумал такую коляску для своей больной жены.

По другой версии, идея рикши принадлежит трём японцам — Ёсукэ Идзуми, Токудзиро Судзуки и Косукэ Такаяма; во всяком случае, именно они в 1870 году получили в Токио официальное разрешение на изготовление и продажу таких повозок. В целом появление в Японии рикш связывают с западным влиянием, многократно усилившимся после Революции Мэйдзи 1868 года: темп жизни в городах значительно возрос, потребность в быстром перемещении людей усилилась, и использовавшихся прежде паланкинов стало недостаточно (они передвигались медленней и требовали минимум двух носильщиков), а содержание лошадей было явно дороже. Считается, что к 1872 г. в Токио было уже около 40 тыс. рикш и это был основной вид общественного транспорта в Японии. В 1896 г. в Японии насчитывалось 210 тыс. рикш. Однако затем, с появлением автомобиля, их число стало сокращаться: так, по данным 1938 г., рикш в Японии было около 13 тысяч. Сразу после Второй мировой войны, в условиях разрухи, рикши вернулись на улицы японских городов, но ненадолго. В настоящее время в Японии рикши (и велорикши) являются элементом туристической индустрии.

Уже в 1870-е рикши стали появляться в других странах. В Гонконге первые рикши появились в 1874 г., в 1920-е их было около 3000, однако после Второй мировой войны их количество резко уменьшилось. В 2002 г. в Гонконге насчитывалось всего четверо рикш. Широко распространились рикши и в континентальном Китае. В Индии (вместе с нынешними Пакистаном и Бангладеш) рикши появились около 1880 г. (уже в 1885 г. это отражается в рассказе Редьярда Киплинга «Рикша-призрак») и особенную популярность приобрели в Калькутте.

Рикши в современной Японии — элемент туристической индустрии

В послевоенные годы там, где рикши не начали исчезать по экономическим и технологическим причинам, то есть в странах с медленным экономическим ростом, их стали запрещать как зримую примету экономической слабости и низкого благосостояния. В Китае рикши были запрещены ещё в 1949 г. В штате Западная Бенгалия (к которому принадлежит Калькутта) с 1945 года прекратилась выдача разрешений на труд рикши, с 1972 г. было запрещено их появление на главных улицах Калькутты, в 1982 г. городские власти конфисковали около 12 000 повозок и уничтожили их. Несмотря на это, по данным 1992 г., в Калькутте работало около 30 000 рикш. В 2005 г. правительство Западной Бенгалии объявило о намерении полностью запретить рикш, что привело к уличным протестам и забастовкам.

Рикши распространены также в Южно-Африканской республике.

В культуре

Один из известнейших романов Лао Шэ «Рикша» посвящён жизни человека, вынужденного зарабатывать на жизнь данной профессией.

В СССР действовал неофициальный запрет морякам торгового флота на использование рикш (в том числе велорикш) в качестве транспорта во время поездок в страны ЮВ Азии, что неоднократно упоминается в советской литературе:

— Скажите, рикши ещё на свете есть? — спросил Мамайчук так неожиданно, что капитан невольно улыбнулся: так и бросает этого «неуправляемого» от земного ядра до рикш.
— Почему вдруг рикши?..
— Просто не верится, что где-то люди ещё ездят на людях. Один двуногий везет на себе другого. И не инвалида, а какого-нибудь паршивого колонизатора…
— Бечак называется такой велосипед, — сказал капитан, и лицо его нахмурилось.
Возможно, вспомнились ему чужие портовые города, стоянки рикш, где эти худые запыленные люди на трехколесных своих велосипедах зорко высматривают пассажиров, с криком бросаются на каждого, за полы хватают…

— На вид такой невинный велосипед с коляской. Но наш советский моряк никогда не сядет в ту коляску. (Олесь Гончар, «Тронка»).

См. также

Литература

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *