Прямое смешанное сообщение – Ст. 788 ГК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

Ст. 788 ГК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Комментарий к Ст. 788 ГК РФ

На транспорте традиционно различают местное (с участием одного перевозчика), прямое (с участием нескольких перевозчиков одного вида транспорта) и прямое смешанное сообщение. Комментируемая статья посвящена последнему.

Прямое смешанное сообщение — эта такая перевозка грузов, пассажиров и багажа, которая, во-первых, совершается разными видами транспорта и, во-вторых, оформляется одним документом (накладной или коносаментом для перевозки груза, билетом для перевозки пассажира). Наличие одного транспортного документа является необходимым условием для квалификации перевозки как осуществляемой в прямом смешанном сообщении: если, например, груз следует по железной дороге до морского порта по железнодорожной накладной, а из одного морского порта перевозится в другой порт по коносаменту, то налицо два самостоятельных договора перевозки. Перевозка в прямом смешанном сообщении в данном случае будет, если груз единожды был сдан железной дороге и весь путь проделал по первоначально выданной железнодорожной накладной .

———————————
См.: Иоффе О.С. Указ. соч. С. 553 — 554.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Бесперебойное прямое смешанное сообщение крайне эффективно с точки зрения организации перевозочного процесса и удобно для пассажира или грузоотправителя. В то же время сложность организации взаимодействия между различными видами транспорта не вызывает сомнений. Поэтому в комментируемой статье предусмотрено регулирование многосубъектных отношений перевозок в прямом смешанном сообщении на уровне специального закона. Такой закон до настоящего времени не принят. Источниками правового регулирования являются положения отдельных транспортных уставов и кодексов (гл. V УЖТ; гл. XIV КВВТ). Сохраняют свое значение также отдельные межведомственные акты советского времени, из которых центральное положение занимают Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утвержденные МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г.

Специфика прямого смешанного сообщения состоит в том, что договор перевозки заключается грузоотправителем или пассажиром с одним (первоначальным) перевозчиком, а исполняют этот договор в том числе и перевозчики, которые в договорных отношениях с грузоотправителем или пассажиром не состоят. Первоначальный перевозчик регулирует отношения с другими перевозчиками на основании двусторонних соглашений с ними (на необходимость которых и указывается в комментируемой статье).

Правовая природа договора перевозки в прямом смешанном сообщении является предметом дискуссий . Основными вопросами правового характера в регулировании перевозок в прямом смешанном сообщении являются вопросы определения лиц, ответственных за исполнение договора перевозки перед пассажиром, грузоотправителем или грузополучателем. В.В. Витрянский вслед за О.С. Иоффе указывает, что обязанность исполнения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, как и обычного договора, возлагается на перевозчика, непосредственно принявшего груз (пассажира), который в дальнейшем возлагает исполнение части своей обязанности на других перевозчиков как на третьих лиц (ст. 313 ГК) . Такая квалификация позволяет объяснить, почему обязанности по перевозке возлагаются на перевозчиков, не являющихся стороной договора. Однако данная конструкция предполагает, что за ненадлежащее исполнение обязанности третьими лицами ответственность перед грузоотправителем (пассажиром) должен нести непосредственно начальный перевозчик, с которым заключался договор. Однако транспортное законодательство распределяет ответственность между всеми перевозчиками, принимавшими участие в организации прямого смешанного сообщения. Так, ответственность за несохранность грузов лежит на том перевозчике, который непосредственно владеет грузом (ст. 79 УЖТ; п. 1 ст. 114 КВВТ). В случае нарушения общего срока доставки грузов в прямом смешанном сообщении имущественную ответственность за просрочку доставки грузов несет сторона, по вине которой допущена такая просрочка (ст. ст. 75, 97 УЖТ; ст. 109 КВВТ). В то же время пассажир, грузоотправитель или грузополучатель при предъявлении претензий или исков имеют дело только с перевозчиком, который обслуживает конечный пункт перевозки (см. ст. 122 УЖТ; п. 7 ст. 114 КВВТ) и который однозначно не состоит в договорных отношениях с заявителем претензии или иска. Конечно, подобная схема привлечения к ответственности конечного перевозчика реализуется в интересах пассажира или грузоотправителя (грузополучателя). Конечный перевозчик, несущий ответственность за нарушение договора перевозки в прямом смешанном сообщении в целом, имеет право предъявить регрессные требования перевозчику, непосредственно допустившему данное нарушение . Как представляется, возникновение ответственности у конечного перевозчика должно быть непосредственно предусмотрено законом (а конкретно — законом о прямом смешанном сообщении).

———————————
См.: там же. С. 203.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 496; Иоффе О.С. Указ. соч. С. 558.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 октября 2009 г. N Ф03-4751/2009 по делу N А59-6282/2008.

В современных условиях и для перевозок в прямом сообщении должно существовать специальное правовое регулирование, сходное с регулированием перевозок в прямом смешанном сообщении, поскольку перевозчики одного вида транспорта могут являться самостоятельными субъектами (например, авиакомпании).

stgkrf.ru

Виды сообщений. Прямое и смешанное сообщение

Существуют 2 типа современных грузоперевозок:

— прямое сообщение;

— смешанное сообщение.

Прямое сообщение — это грузоперевозка по 1 транспортному документу, выполняющему функции Договора Перевозки. И если в прямое сообщение включаются одна/несколько перегрузок, то документ вместе с грузом просто-напросто передают на следующий вид транспорта, и он следует до пункта назначения.

В смешанном сообщении должна присутствовать хотя бы 1 перегрузка, при этом стороны заключают новый договор грузоперевозки, определяющий отношения между сторонами транспортного процесса. Если же смешанное сообщение производят 1 видом транспорта (к примеру, с 1 судна на другое или с 1 автомобиля на другой), то это не повлияет на составление договора перевозки.

Понятие «международной смешанной перевозки» должно включать в себя взаимдействие хотя бы 2х различных видов транспорта. Такая перевозка производится на основании соответствующего договора смешанной перевозки.

Вот некоторые виды грузоперевозок, встречающиеся в смешанном международном собщении:

 — Море-Воздух: за счет низкой стоимости морской перевозки и высокой скорости авиации происходит значительная экономия перевозки. Ее применяют в торговле дорогостоящих электротоваров и сезонных товаров, она достаточно популярна в торговом пути Дальний Восток–Европа.

— Воздух-Дорога: воздушный транспорт используют для межконтинентльных перелетов, а автомобили уже производят доставку или же отгрузку товаров непосредственно в аэропорт.

— Железная дорога–Внутрение воды–Море: довольно распространенная при межконтинентальном сообщении логистическая цепочка.

— Сухопутный мост: часть маршрута грузоперевозки составляет вид грузоперевозки Море–Суша или Море–Суша–Море. Ну, а железной дороге, со стороны морскго перевозчика, который оформил сквозной коносамент, оплачивается единая ставка. Такой тип перевозок очень популярен в таких международных перевозках, как Европа–Дальний (и Средний) Восток, через Атлантику, Тихоокеанское побережье Америки, или же по Транссибирской контейнерной системе.

— Минимост: перевозка контейнеров, согласно единому сквозному коносаменту, выдаваемому морским перевозчиком 1 страны до порта другой. А далее груз следует уже по железной дороге, до портового терминала самой последней страны. В этом случае, железная дорога от морскго перевозчика получит единую ставку буквально за каждый контейнер.

 Статья опубликована по материалам сайта http://www.mtk-trade.com/

usetrans.com

Прямое смешанное сообщение — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Прямое смешанное сообщение

Cтраница 1

Прямые смешанные сообщения осуществляются по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования, причем груз или багаж с одного транспорта на другой передается без участия отправителей и получателей. Сроки доставки грузов в прямых смешанных сообщениях определяются по совокупности сроков доставки их железнодорожным и другими видами транспорта в соответствии с действующими правилами перевозок. Кроме того, добавляется время на перевалку грузов с одного вида транспорта на другой. Поэтому повышение эффективности прямых смешанных сообщений в большой степени зависит от рациональной организации работы перевалочных пунктов, а также от соответствующего их развития и оснащения.  [1]

Прямое смешанное сообщение, которое иногда именуется также комбинированным, характеризуется двумя признаками: а) участие в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; б) составление на перевозку одного ( единого) транспортного документа.  [2]

В прямых смешанных сообщениях грузы перевозятся в счет общего плана перевозок соответствующих родов грузов по номенклатуре, установленной транспортными министерствами и ведомствами.  [3]

Раздел V Прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта устанавливает порядок перевозки грузов в же-лезнодорожно-водном, железнодорожно-автомобильном, железно-дорожно-водно-автомобильном, железнодорожно-воздушном сообщениях. Установлена ответственность предприятий всех видов транспорта за выполнение плана перевозок, своевременную подачу подвижного состава к погрузочно-разгрузочным фронтам и уборку с них, за выполнение сроков производства грузовых операций.  [4]

Главным признаком прямого смешанного сообщения является использование единого перевозочного документа — транспортной накладной прямого смешанного железнодо-рожно-водного сообщения ( см. приложение № 38), которая выражает наличие договора перевозки, заключаемого грузоотправителем с транспортной организацией пункта отправления о доставке груза в пункт назначения с участием перевозчиков нескольких видов транспорта.  [5]

Существенным признаком прямого смешанного сообщения является перевозка грузов на основании единого транспортного документа, составленного на весь путь следования грузов. Это означает, что правоотношение, участниками которого являются различные виды транспорта, возникает на основании единого договора перевозки, который заключает грузоотправитель с перевозчиком в пункте отправления.  [6]

Перевозка в прямом смешанном сообщении производится по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования.  [7]

Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке по плану, утверждаемому в установленном порядке.  [8]

Грузы в прямом смешанном сообщении перевозятся на основании раздела V Устава железных дорог Союза ССР и Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, утверждаемых Министерством путей сообщения совместно с соответствующими транспортными министерствами и ведомствами, по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования.  [9]

Перевозка в прямом смешанном сообщении производится по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования.  [10]

Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке по плану, утверждаемому в установленном порядке.  [11]

Перевозка в прямом смешанном сообщении производится по единому транспортному документу, составленному на весь путь следования.  [12]

Грузы в прямом смешанном сообщении принимаются к перевозке по плану, утверждаемому в установленном порядке.  [13]

В разделе V Прямое смешанное сообщение с участием других видов транспорта ( ст. 96 — 119) устанавливаются условия и порядок организации перевозок грузов в прямых смешанных сообщениях с участием железнодорожного и других видов транспорта, а также ответственность сторон за нерылолне-ние плана перевозки и сохранность грузов. Определен порядок включения станций и других пунктов приема, выдачи и перевалки грузов в прямое смешанное сообщение.  [14]

Договор перевозки в прямом смешанном сообщении, заклю ченный грузоотправителем или пассажиром с транспортной органи зацкей пункта отправления, создает правоотношение, участником которого являются транспортные организации ( в том числе и других видов транспорта), расположенные по пути следования, в силу того что транспортная организация, заключающая договор перевозки, законный представитель всех транспортных организаций, включенных в данный вид сообщения. Поэтому стороной в договоре перевозки груза в прямом смешанном сообщении ( как и в прямом сообщении) являются все транспортные организации по пути следования груза.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ — это… Что такое ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ?


ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ
— перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

  • ПРЯМОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ
  • ПРЯМОЙ ИМПОРТ

Смотреть что такое «ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ» в других словарях:

  • ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ — по определению ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования …   Юридический словарь

  • Прямое смешанное сообщение — (англ through mixed traffic) перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Согласно ст. 788 ГК РФ* взаимоотношения транспортных организаций при П.с.с, а также порядок организации этих …   Энциклопедия права

  • ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ — перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транпортному документу (накладной), составленному на весь путь следования …   Юридическая энциклопедия

  • Прямое смешанное сообщение — Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Прямое смешанное сообщение, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • прямое смешанное сообщение — по определению ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования . * * * (англ through mixed… …   Большой юридический словарь

  • Прямое смешанное сообщение — перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования. Федеральный закон от 25.08.95 N 153 ФЗ, ст.2 …   Словарь юридических понятий

  • Прямое смешанное сообщение на водном транспорте — В прямое смешанное сообщение включаются: железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов; порты, автостанции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными федеральными органами исполнительной власти в… …   Официальная терминология

  • СООБЩЕНИЕ ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ — ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ …   Юридическая энциклопедия

  • СООБЩЕНИЕ ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ — (см. ПРЯМОЕ СМЕШАННОЕ СООБЩЕНИЕ) …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Сообщение Прямое Смешанное — перевозка груза, осуществляемая по единому перевозочному документу с использованием нескольких видов транспорта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

dic.academic.ru

Статья 788. Прямое смешанное сообщение « Гражданский кодекс Российской Федерации

Опубликовано 27-12-2010

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Комментарий к статье 788

1. Для сообщения, именуемого прямым смешанным, характерно: а) участие в перевозке грузов, пассажиров и багажа разных (не менее двух) видов транспорта; б) осуществление перевозки по единому транспортному документу на весь путь следования груза, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения.
В соответствии с ГК регулировать такие перевозки должен закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Такого закона пока нет. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении регулируются нормами транспортных уставов: УЖТ (ст. ст. 65 — 79), КВВТ (ст. ст. 104 — 114), УАТ (ст. ст. 105 — 123). В КТМ и ВК нормы о прямом смешанном сообщении отсутствуют. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении разрабатываются и утверждаются согласно ст. 66 УЖТ и ст. 104 КВВТ совместно федеральными органами исполнительной власти в области соответствующих видов транспорта. Пока новые правила не утверждены, действуют правила, утвержденные транспортными министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, в той мере, в какой они не противоречат законодательству РФ. Такими правилами, в частности, являются Правила перевозок грузов в прямом железнодорожно-водном сообщении, утвержденные Минморфлотом СССР, МПС СССР, Минречфлотом РСФСР.
Договор прямой смешанной перевозки заключает транспортная организация, начинающая перевозку. Транспортные организации иных видов транспорта участвуют в прямом смешанном сообщении в качестве соперевозчиков. В отношениях с грузоотправителями и грузополучателями участники прямой смешанной перевозки выступают как единый перевозчик. Имущественная ответственность за утрату, недостачу, повреждение груза до передачи их в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, а после перевалки — на стороне, которой переданы грузы.
2. Взаимоотношения между транспортными организациями и порядок организации перевозок в прямом смешанном сообщении при перевозке грузов, пассажиров, багажа определяются в соответствии с комментируемой статьей соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. В этом законе следует предусмотреть право заключать договор перевозки в прямом смешанном сообщении как транспортным организациям, так и иным организациям (иным лицам), обладающим лицензией на осуществление подобного вида перевозочной деятельности. Таким лицом может быть, например, транспортный экспедитор. В Конвенции ООН о смешанных (комбинированных) перевозках грузов 1980 г. лицо, заключающее договор смешанной перевозки, именуется оператором. Россия не ратифицировала данную Конвенцию ООН. Однако полезные положения Конвенции можно воспроизвести в законе о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Пока нет закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках грузов, соглашения о прямом смешанном сообщении должны заключаться организациями разных видов транспорта в соответствии с правилами о заключении договоров, установленными ГК (гл. 28).

grazhdanskiy-kodeks-rf.com

Прямое смешанное сообщение

Статья 788. Прямое смешанное сообщение

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Комментарий к статье 788:

  1. Прямое смешанное сообщение, которое иногда именуется также комбинированным, характеризуется двумя признаками: а) участие в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; б) составление на перевозку одного (единого) транспортного документа.

В этом случае возникают дополнительные транспортно — правовые вопросы, связанные с особенностями условий таких перевозок и организацией взаимоотношений соперевозчиков различных видов транспорта.

  1. В ст. 788 предусматривается принятие специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. В настоящее время такие перевозки регламентируются нормами, содержащимися в УЖД (ст. 96 — 119), УВВТ (ст. 147 — 178), ВК (ст. 77), КТМ (ст. 13) и УАТ (ст. 105 — 123). Сохраняют свое значение также правила смешанных перевозок грузов, утвержденные транспортными министерствами. Наиболее важные из них — Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно — водном сообщении, утв. транспортными министерствами СССР в 1956 г. (с последующими дополнениями).
  2. Положения ст. 788 носят общий характер и не исключают использование как ныне существующей в РФ системы осуществления смешанного сообщения (несколькими соперевозчиками различных видов транспорта), так и организации перевозок т.н. оператором смешанного сообщения, выдающего документ на прямую перевозку (прямой коносамент) и привлекающего для этого необходимых перевозчиков. Такая система применяется в настоящее время крупными российскими экспедиторами при международном транзите грузов через территорию РФ.

kuhnidizayn.ru

прямое смешанное сообщение — это… Что такое прямое смешанное сообщение?

по определению ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 20 июля 1995 г. «перевозки, осуществляемые разными видами транспорта по единому транспортному документу (накладной), составленному на весь путь следования».

* * *

(англ through mixed traffic) — перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу. Согласно ст. 788 ГК РФ* взаимоотношения транспортных организаций при П.с.с, а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

В отсутствие такого закона применяются нормы транспортных уставов и кодексов, регулирующие соответствующие отношения. Напр., гл. IV «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении», а также ст. 105, 111, 115-118, 122, 123 и 137 ТУЖД* в части П.с.с. действуют до введения в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. В части, не предусмотренной ТУЖД, применяются нормы кодексов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующих перевозки грузов на транспорте соответствующего вида.

Согласно ст. 68 ТУЖД перевозки грузов могут осуществляться в П.с.с. посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом. Перевозки грузов в П.с.с. осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной накладной), составленного на весь путь следования грузов.

Порядок организации перевозок грузов в П.с.с. определяется заключенными в соответствии с законодательством РФ соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, а также в соответствии правилами гл. IV ТУЖД.

В П.с.с. включаются: железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов; морские и речные порты, автомобильные станции, аэропорты, предусмотренные перечнями, установленными соответствующими федеральными органами исполнительной власти в области транспорта. Порты, автомобильные станции, аэропорты считаются включенными в П.с.с. с момента извещений об этом, переданных с помощью телеграфного или иного в письменной форме способа извещения, с последующим опубликованием перечня таких портов, автомобильных станций, аэропортов в сборниках правил перевозок и тарифов соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области транспорта.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

jurisprudence.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *