Предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых морским транспортом, как инструмент ускорения совершения таможенных операций Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
Л.Н. Болтунова, А.В.Зимовец
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ, КАК ИНСТРУМЕНТ УСКОРЕНИЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
Статья посвящена проблемам применения также технологии использования системы предварительного информирования в отношении предварительного информирования на морском товаров, ввозимых морским транспортом, а транспорте в экспериментальномрежиме.
Система предварительного информирования, предварительная информация, таможенные операции, портал электронного представления сведении, единая автоматизированная информационная система таможенных органов.
Нормативно-правовая база информационного взаимодействия таможенных органов и заинтересованных лиц при предварительном информировании о товарах, ввозимых морским (речным) транспортом, включает в себя следующие документы:
— Конвенцию по облегчению международного морского судоходства (FAL), заключенную в Лондоне 9 апреля 1965 г. [1];
— Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации [2];
— Таможенный кодекс Таможенного союза [3];
— Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [4];
— Типовую схему организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска, утвержденную приказом Минтранса от 22 декабря 2009 г. № 247 [5];
— Приказ ФТС России от 19 июля 2013 г. № 1349 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами» [6].
Предварительное информирование даже в мировой практике считается достаточно «молодым» институтом отношений между государством и бизнесом. В идеале система предварительного информирования призвана упростить жизнь всем участникам внешне-
экономической деятельности. Она позволяет сократить время таможенного оформления товаров и транспортных средств на границе, и как следствие -избежать образования очередей на подъездах к пунктам пропуска и увеличить их пропускную способность.
Предварительное информирование рассматривается в качестве составной части совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию с момента издания приказа Федеральной таможенной службы России (далее ФТС России) от 10 марта 2006 г. № 192 «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» [7].
При создании единого таможенного пространства Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества страны-участницы этого союза приняли 21 мая 2010 г. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [8].
Следующим шагом в целях оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышения эффективности таможенного контроля, в соответствии со ст. 3 вышеупомянутого Соглашения стало принятие решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899, которое ввело с 17 июня 2012 г. обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом (было установлено время предоставления предварительной информации и объем предоставляемых сведений) [9]. В результате введения обязательного предварительного информирования на автотранспорте время совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза сократилось в среднем на 30 минут и составляет сегодня в среднем 53 минуты.
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196 установило обязанность перевозчика подавать предварительную информацию о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, начиная с 1 октября 2014 г. [10]. Несмотря на малый прошедший срок обязательного предварительного информирования на железнодо-
71
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
рожном транспорте можно отметить положительную динамику реализации этой технологии. С применением предварительной информации повысилась эффективность деятельности железнодорожного пункта пропуска, тем самым сократилось время проведения таможенных операций.
На морском транспорте предварительное информирование в настоящее время пока не является обязательным и реализуется в экспериментальных режимах в ряде таможен. Наличие предварительной информации позволяет таможенному органу принимать решения о документальном контроле судна, о выгрузке (запрете выгрузки) товара, до прибытия судна определять необходимость проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, и определять товары, подлежащие таможенному осмотру с применением инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК). К моменту прибытия товаров в порт документальная проверка данных уже осуществлена и в отношении прибывших товаров может приниматься решение о выпуске, если они не подлежат фактическому контролю в связи с отнесением к рисковым поставкам.
В настоящий момент технология предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, несовершенна и требует доработки. В рамках проводимых экспериментов предварительная информация представляется в объеме коносамента. С учетом необходимости проведения таможенными органами иных видов государственного контроля объем предварительной информации должен быть расширен, а ее предоставление должно стать обязательным.
В 2014 г. в таможенных органах Северо-Западного таможенного управления (далее СЗТУ) стартовало тестирование прототипа информационного портала «Морской порт» в соответствии с приказом ФТС России от 10 февраля 2014 г. № 196 «О проведении тестирования прототипа Портала «Морской порт». В соответствии с данным приказом объектами пилотной зоны в регионе деятельности СЗТУ определены Усть-Лужский таможенный пост Кингисеппской таможни и таможенный пост Морской порт Калининград им. Н.С. Хазова Калининградской областной таможни [11].
Проводимый эксперимент заключается в совершенствовании технологии взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами. Упрощения таможенных операций предполагается достигать за счет внедрения технологии предварительного информирования. Информация о прибывающем судне и товарах будет направляться в таможенные органы заблаговременно, до прихода судна в порт. Эго позволит более эффективно планировать график обработки судов, грузовые работы в порту, а также рационально использовать складские площади. Представители таможенных органов предлагают участникам внешнеэкономической деятельности принять активное участие в тестировании прототипа нового программного средства. Результаты тестирования с замечаниями и предложениями будут учтены ФТС России при создании полнофункциональной версии портала «Морской порт».
За год с начала эксперимента отделом специальных таможенных процедур Новороссийского юговосточного таможенного поста в КПС «Прототип портала морской порт» внесено предварительной информации о товарах (ПИТ 1) — 401, предварительной информации о морских судах (ПИТ 2) -646. Создано 646 судовых дел. Администрацией морского порта Новороссийск внесено 1057 записей в Журнал судозаходов. Работа с программным продуктом позволяет принимать решения о выгрузке товаров с борта морского судна до прихода судна в морской порт, указывать участникам процесса на необходимость заблаговременного предоставления тех или иных разрешительных документов, что позволяет, в свою очередь, сократить время оформления морских судов в морском порту и исключить какие-либо задержки, а также минимизировать время таможенного оформления товаров в морском порту.
Комплекс программных средств (далее КПС) «Прототип портала «Морской порт» предназначен для автоматизации отдельных операций процессов межведомственного информационного взаимодействия мещду участниками морских перевозок при совершении операций по таможенному контролю и иным видам государственного контроля в морском порту. КПС «Прототип Портала «Морской порт» используется в пилотной зоне с целью проверки (апробации) результатов, полученных в рамках первого этапа применения КПС «Морской порт» в реальных условиях.
Для реализации технологии предварительного информирования на морском транспорте для создания и регистрации предварительного уведомления будет применяться бесплатный портал электронного представления сведений (далее ЭПС) ФТС России, а в таможенном органе, расположенном в морском пункте пропуска, в целях совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении судов — комплекс программных средств «Морской пункт пропуска» (далее КПС МММ). Форма, представленная на портале ЭПС ФТС России для формирования предварительного уведомления, содержит 50 граф, 16 из которых являются обязательными в соответствии со схемами, разработанными ГНИВЦ ФТС России.
Портал ФТС России позволяет сообщить достаточно подробный перечень информации о транспортном средстве, а также, что немаловажно, о товарных партиях. Однако здесь возникает другая проблема, обусловленная тем, что зачастую перевозчик не располагает информацией о товарах в объеме, достаточном для таможенных целей, а другие заинтересованные лица не имеют информации о судне, а также, например, о членах экипажа. Для продуктивного применения технологии предварительного информирования требуется возможность совместной работы заинтересованных лиц при создании уведомления о прибытии, портал ЭПС ФТС России пока не предполагает многопользовательского доступа.
Такую возможность предоставляют некоторые коммерческие порталы, однако такое решение не лишено недостатков, в числе которых можно назвать:
72
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
— платный доступ на портал;
— совместимость только с программным обеспечением определенного производителя;
— сведения о товарных партиях и транспортных средствах хранятся в базе данных на альтернативном сервере, то есть не поступают в Единую автоматизированную информационную систему (далее ЕАИС) таможенных органов;
— создаются альтернативный штрих-код и уникальный индивидуальный код уведомления, которые не распознаются средствами таможенных органов;
— как следствие, возникает необходимость применения съемных носителей для переноса данных в КПС МПП, что противоречит требованиям информационной безопасности таможенных органов;
— данные программные продукты не сертифицированы ЕНИВЦ ФТС России.
Следовательно, нет никаких гарантий корректной
работы программного средства при обмене информацией с ЕАИС таможенных органов и сертифицированными программными продуктами других производителей.
При введении обязательного предварительного информирования сведения, содержащиеся в предварительном уведомлении, должны быть соответствующим образом заверены, так чтобы можно было идентифицировать лицо, которое направляет
информацию.
Пример обязательного предварительного информирования в отношении товаров, ввозимых автотранспортом, свидетельствует о том, что крупные автоперевозчики либо ввели в структуре организации отдел таможенного оформления, либо стали использовать услуги таможенных представителей, таким образом, совместная работа над формированием предварительной информации ведется без использования услуг коммерческих порталов. В любом случае при обязательном предварительном информировании для морского транспорта будут применяться прог-
раммные средства ФТС России, все предложенные варианты — лишь временное решение.
Тем не менее для совершенствования технологии предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, компания «Альта-Софт» предлагает простое и эффективное решение, не требующее платной регистрации и применения нового программного обеспечения. Механизм предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом с использованием программных средств «Альта-Софт», представлен на рисунке.
Перевозчик с помощью программы «ГТД-PRO» либо бесплатного модуля «Альта-ПИ» формирует морской пакет, добавляет в него имеющиеся документы и отправляет на портал svd.alta.ru. На портале формируется и направляется обратно ссылка. Перевозчик по электронной почте высылает ссылку заинтересованным лицам (отправителю, получателю или декларанту). Эти лица, в свою очередь, проследовав по ссылке, получают возможность просмотреть опись и добавить документы и сведения, которыми они располагают, в морской пакет, а также выгрузить пакет в xml-формате. Когда «морской» пакет окончательно сформирован, ссылка отправляется по электронной почте инспектору таможни в морской пункт пропуска.
Таможенный инспектор, получив ссылку, может просматривать пакет либо выгружать в КПС МПП. Обмен данными осуществляется в соответствии с альбомом форматов ФТС России и полностью адаптирован к работе КПС МПП. Кроме того, сообщение о прибытии, отправленное с помощью программных средств «Альта-Софт», заверяется электронной подписью. Таким образом, решается вопрос с идентификацией лица, направившего предварительную информацию, а также обеспечивается юридическая значимость документов. Таким образом, компания «Альта-Софт» представляет простой, удобный, надежный и быстрый способ морского предварительного информирования.
Механизм предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, с использованием программных средств «Альта-Софт» [12]
73
№ 1/2015
Вестник Таганрогского института управления и экономики
В заключение хотелось бы отметить еще одну проблему на пути внедрения предварительного информирования — законодательную. Дело в том, что международными актами, регулирующими правоотношения в области морского транспорта (международные конвенции), и ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза установлен конкретный перечень сведений, которые должны представляться морским перевозчиком. В перечне обязательных сведений, в отличие от товаров, ввозимых автомобильным и железнодорожным транспортом, отсутствуют данные о коде Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и описание товара, что препятствует в полной мере и применению системы управления рисками, и осуществлению иных видов государственного контроля.
Выходом из этого противоречия может стать заключение соглашений между таможенными органами и представителями бизнес-сообществ о добровольном предоставлении дополнительных сведений. Предполагается, что участники соглашений должны видеть плюсы в улучшении деятельности своей компании благодаря той или иной схеме взаимодействия с таможенным органом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конвенция по облегчению международного морского судоходства (FAL). Заключена в Лондоне 9 апреля 1965 г. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999г. № 81-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27 ноября 2010г. № 311-ФЗ (ред. от 24 ноября 2014 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств,
грузов, товаров и животных в морских и речных (озерных) пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 247 (ред. от 21 октября 2013 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 19 июля 2013 г. № 1349. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Приказ ФТС России от 10 марта 2006 г. № 192. «Об утверждении концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» //Таможенный вестник. 2006. № 7.
8. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено в г.Санкт-Петербурге 21 мая 2010 г.) (ред. от 10 октября 2014 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом». Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. № 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом. Доступ из СПС «КонсультантПлюс ».
11. ФТС Северо-Западное таможенное управление [Электронный ресурс]. URL: http://sztu.customs.ru/ mdex.php?option=com_content&view=article&id=20
872:—l-r—&catid=165:2010-12-23-09-12-
04&Itemid=83
12. Сайт компании «Альта-Софт» [Электронный
ресурс]. URL: http://www.alta.ru/ed/pi_tech.php
74
cyberleninka.ru
Обязательное предварительное информирование ничего не ускорит |
ПОЧЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ НА МОРСКОМ ТРАНСПОРТЕ НИЧЕГО НЕ УСКОРИТ
В связи с ожидаемым вступлением в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС большие надежды возлагаются на электронное предварительное информирование, которое должно существенно изменить технологии государственного контроля. Однако, как нельзя было построить коммунизм в отдельно взятой стране, так и невозможно ускорить процесс в целом, автоматизировав его отдельный участок.
10 лет назад при знакомстве с морским «единым окном» Финляндии PortNet мы обратили внимание на то, что, во-первых, информация, введенная перевозчиком в «единое окно», с одной стороны никакая не секретная (ни простой, ни усиленной электронно-цифровой подписью она при отправке морским перевозчиком не подписывается), и во-вторых, в то же время она доступна для всех участников ВЭД, сотрудников финской таможни (TULLI) и национального агентства морского транспорта (FTA). Это по сути единый общедоступный реестр заблаговременно представляемой информации (по-русски «предварительной информации») по всем финским портам и всем судозаходам. Ее можно ввести за 2 недели до прихода грузового судна и за 6 месяцев до прихода пассажирского судна (тем более, что расписание движения круизных судов составляется заблаговременно).
Ничего особенного в этой предварительной информации нет: по сути это похоже на расписание прибытия самолетов в аэропорт Пулково. Так, для входа в систему PortNet любой ее пользователь вводит свой логин с паролем и получает доступ к базе данных. Он должен только указать интересующие его даты (например, 6-7 декабря 2017 года) и порт, по которому он хочет узнать информацию (указывается код порта в соответствии с международным классификатором ЛОКОД ООН (например, FIHEL для порта Хельсинки). После этих простых действий на экране его монитора появится длинный список названий судов с указанием флага и временем прибытия.
Выбрав конкретную строчку с интересующим судном, пользователь получит развернутую информацию о судне, грузе, команде в объеме сведений Конвенции ФАЛ-65. Для этого достаточно всего 3 экранных форм – общая информация о судне, информация о грузе (контейнерном либо навалочном), информация об опасных грузах. Если введенная перевозчиком информация проверена таможенным инспектором (на полноту и отсутствие ошибок), то ей будет присвоен регистрационный номер, и он непосредственно отображается напротив общей информации о судне. Замечательно то, что в Финляндии для начала грузовых операций после швартовки судна у причальной стенки не надо ждать никаких дополнительных разрешений ни от пограничников, ни от таможенников, ни от кого-либо еще. Но все не так в России.
У нас подача предварительной информации (далее – ПИ) – это «священный долг» перевозчика перед государством. Так, в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС, перевозчик просто обязан подать ПИ за 6 часов до прибытия судна и получить в ответ уникальный номер УИНП от таможни как подтверждение исполнения своего гражданского долга (в Финляндии он отображается для всеобщего обозрения на экране «единого окна»). В России этот номер никакого значения для грузовых операций не имеет. При фактическом прибытии судна перевозчик должен еще раз сообщить таможне «о факте прибытия судна»:
А вот если бы у нас было «единое окно», как в Финляндии, то об этом и перевозчик, и таможня в порту, и капитан порта узнали бы от информационной системы управления движением судов (СУДС), информация которой должна быть по уму интегрирована в единую систему.
После сообщения о прибытии судна перевозчик в российском порту должен дожидаться на борту прихода комиссии от пограничников и таможенников, представить им бумажные документы, на которых таможенный инспектор поставит синий штамп «выгрузка разрешена». И лишь тогда можно начинать грузовые операции – разгрузку судна. Понятно, что в отличие от Финляндии в российских портах подача ПИ ничего не ускоряет и никому не помогает, потому что и информирование о прибытии остается, и сохраняется «проведение государственного контроля на борту судна» (или работа Комиссии ГКО с бумажными документами):
В Свободном порту Владивосток ситуация с предварительным информированием – особенно ужасная. «Умные» головы из ФТС внесли в текст ФЗ-212 обязанность перевозчиков представлять предварительную информацию в составе информации о судне (она у него есть) и информации о перевозимых товарах (ее нет у перевозчиков – она есть у грузовладельцев). В ФТС был изобретен «особый порядок»: перевозчик за 6 часов (ШЕСТЬ ЧАСОВ!) должен успеть:
- внести ПИ за судно;
- добиться от грузополучателей 600-2000 контейнеров внесения в Портал ФТС «Морской порт» данных о товарах внутри контейнеров. Грузополучатели должны были (а) внести данные о товаре (б) получить подтверждение о этом – номер ПИТ и (в) отправить этот номер ПИТ перевозчику по e-mail (!!) А перевозчик, по замыслу ФТС, должен:
- успеть просмотреть 600-2000 e-mail с номерами ПИТ, полученными от грузополучателей (4) сверить введенные ими данные с описанием товара в коносаменте, чтобы не было расхождений и
- внести в состав ПИ о судне напротив каждого контейнера ПИТ, полученный от грузополучателей.
По сути непонятно, что вообще в порту делает таможня и зачем ей информационная система, если (1) данные в таможенную систему заносит перевозчик и (2) данные о товарах в таможенную систему заносит грузополучатель. При этом ЕАИС таможенных органов не способна и не умеет связать номера контейнеров в грузовых документах судна с номерами ПИТ и описанием грузов, введенных грузополучателями. ФЗ-212, повторяю, был написан так, что за неподачу полной ПИ за 6 часов до прибытия отвечает ТОЛЬКО ПЕРЕВОЗЧИК.
Дальше расклад такой: грузополучателю за неподачу ПИ о товарной партии – ответственности никакой. А если у него в контейнере что-то «серое», то грузополучатель может вообще ПИ не подать, и ему ничего за это не будет. А вот перевозчиков в «свободном порту» Владивосток с конца 2016 года начали привлекать к административной ответственности за подачу неполной ПИ (если данные введены за 50% и менее от общего количества перевозимых на судне контейнеров). И были заведены конкретные дела на капитанов южнокорейских судов за неисполнение российских законов (ФЗ-212).
Будучи не знакомыми с работой механизма «единого окна» в Финляндии, эксперты ЕЭК на предпоследнем заседании экспертной группы по предварительному информированию 30 октября 2017 года предложили: «А давайте заведем ОТКРЫТЫЙ РЕЕСТР всех грузовых перевозок, в котором будут отображаться, например, даты и время прибытия судов, их название, флаг, введенная перевозчиком ПИ и присвоенный таможней УИНП. Тогда ожидающий прибытия своего контейнера грузополучатель сможет посмотреть, когда ожидается прибытие в порт судна, на котором находится его контейнер, найти своей контейнер по номеру в грузовой декларации (грузовом манифесте) и указать номер перевозки УИНП в таможенной декларации и в ПИ на товарную партию. Короче, как в Финляндии, любой пользователь сможет по параметрам поиска найти пароход, рейс, предварительную информацию о нем и УИНП.
По сути эксперты ЕЭК заново «изобрели велосипед» – предложили для ЕАЭС давно и успешно работающую практику. Но ведь предложение-то хорошее. Жаль только, что все это ПИ – суть «заплатки» и «примочки», слабо влияющие на общую картину оформления прибытия и убытия лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Следовало бы государству реорганизовать и ускорить процесс в целом. И, лишь имея общую картину изменений, вводить реорганизацию таможенного и иных видов контролей, частью которого является предварительное информирование. У нас же, не имея полного замысла в целом, пошли по пути внедрения отдельного предварительного информирования лишь «чтобы было». По-моему, ничего этот процесс не упростит и не ускорить, пока остается «информирование о прибытии» и «государственный контроль на борту суда» (работа с бумажными документами). А предложение ЕЭК все равно хорошее. Молодцы!
seanews.ru
Предварительное информирование о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом. Текущее состояние и перспективы — Мнение эксперта от 18.04.2012
17 июня 2012 г. в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 889 вводится обязательное предварительное информирование (ПИ) о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Не за горами тот день, когда обязательное предварительное информирование будет распространяться и на прибытие товаров, перемещаемых другими видами транспорта, в частности морским.
В настоящий момент технология предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, не отточена, и требует доработки. Специалисты компании «Альта-Софт» провели анализ текущего состояния вопроса, результаты которого представлены ниже.
Соглашением между правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 21.05.2010 «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» (далее Соглашение) в ст. 5 определено, что заинтересованные лица представляют предварительную информацию в отношении ввозимых товаров, предполагаемых к помещению под процедуру таможенного транзита в местах прибытия, в объеме сведений, определенных статьей 182 Таможенного кодекса Таможенного союза или частью второй статьи 3 настоящего Соглашения.
Если в отношении ввозимых товаров и транспортных средств таможенная процедура таможенного транзита применяться не будет, заинтересованные лица представляют предварительную информацию в объеме сведений, определенных статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Из содержания ст.5 Соглашения следует, что предварительная информация о товарах, в соответствии с действующей правовой базой, представляется только в случае заявления таможенной процедуры таможенного транзита. В иных случаях представление предварительной информации подразумевает представление уведомления о прибытии транспортного средства, до непосредственного прибытия транспортного средства, поскольку статьей 159 ТК ТС определен перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком при уведомлении таможенного органа о прибытии транспортного средства в соответствии со статьей 158 ТК ТС.
В соответствии с письмом ФТС России от 21.10.2011 №01-11/51165 «О направлении методических рекомендаций о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами» для регистрации прибытия судна перевозчику нужно представить документы и сведения, опять же, в соответствии с п. 2 ст. 159 ТК ТС.
В соответствии с приказом Минтранса от 20.08.2009 № 140 «Об утверждении общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним» капитаном судна капитану морского порта направляются сведения в объеме, установленном п. 48 приказа.
Если сравнить перечни сведений представляемых капитану порта и требуемых для регистрации прибытия судна окажется, что сведения соотносятся только по 5 пунктам, то есть перевозчику нужно представлять разную информацию, что крайне неудобно.
Итак, для морского транспорта предварительное информирование (МПИ) представляет собой предварительное уведомление о прибытии транспортного, средства, а значит, содержит минимум информации о товарной партии, следовательно, неудобно для дальнейшего заполнения декларации на товары на основании информации, содержащейся в предварительном уведомлении.
Ни для кого не секрет, что для реализации технологии ПИ на морском транспорте для создания и регистрации предварительного уведомления будет применяться бесплатный портал ЭПС ФТС России. А в таможенном органе, расположенном в морском пункте пропуска в целях совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении судов — комплекс программных средств морской пункт пропуска (КПС МПП).
Форма, представленная на портале ЭПС ФТС России для формирования предварительного уведомления, содержит 50 граф, 16 из которых являются обязательными в соответствии со схемами, разработанными ГНИВЦ (ЦИТТУ) ФТС России.
Портал ФТС России позволяет сообщить достаточно подробный перечень информации о транспортном средстве, а так же, что немаловажно, о товарных партиях.
Однако здесь возникает другая проблема, перевозчик не располагает информацией о товарах в объеме достаточном для таможенных целей, а другие заинтересованные лица не имеют информации о судне, а также, например, о членах экипажа — фамилию и имя капитана и т.д.
Для продуктивного применения технологии ПИ требуется возможность совместной работы заинтересованных лиц при создании уведомления о прибытии, портал ЭПС ФТС России пока не предполагает многопользовательского доступа.
Такую возможность предоставляют некоторые коммерческие порталы, однако, и такое решение не лишено недостатков, в числе которых:
- платный доступ на портал;
- совместимость только с ПО определенного производителя;
- сведения о товарных партиях и транспортных средствах хранятся в базе данных на альтернативном сервере, то есть не поступают в ЕАИС таможенных органов;
- создается альтернативный штрих-код и уникальный индивидуальный код уведомления, которые не распознаются средствами таможенных органов;
- как следствие, возникает необходимость применения съемных носителей для переноса данных в КПС МПП, что противоречит требованиям информационной безопасности таможенных органов;
- данные программные продукт не сертифицированы ЦИТТУ ФТС России. Следовательно, нет никаких гарантий корректной работы программного средства при обмене информацией с ЕАИС таможенных органов и сертифицированными программными продуктами других производителей.
Так же при введении обязательного ПИ информация, содержащаяся в предварительном уведомлении, должна быть соответствующим образом заверена, так чтобы можно было идентифицировать лицо, которое направляет информацию.
Кроме того, как показывает анализ, крупные автоперевозчики в свете обязательного автомобильного ПИ, либо имеют в структуре организации отдел таможенного оформления, либо прибегают к услугам брокеров. То есть совместная работа над формированием ПИ ведется и без использования услуг коммерческих порталов.
В любом случае при обязательном предварительном информировании для морского транспорта будут применяться программные средства ФТС России, все предложенные варианты – лишь временное решение.
Тем не менее, для совершенствования технологии предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом, компания «Альта-Софт» предлагает простое и эффективное, и при этом бесплатное решение, не требующее платной регистрации и применения нового программного обеспечения.
Механизм предварительного информирования о прибытии товаров, перемещаемых морским транспортом с использованием программных средств «Альта-Софт» выглядит следующим образом:
Перевозчик с помощью программы «ГТД-PRO» либо бесплатного модуля «Альта-ПИ» формирует морской пакет, добавляет в него имеющиеся документы и отправляет на портал svd.alta.ru. На портале формируется и направляется обратно ссылка. Перевозчик по электронной почте высылает ссылку заинтересованным лицам (отправителю, получателю или декларанту). Те, в свою очередь, проследовав по ссылке, получают возможность просмотреть опись и добавить документы и сведения, которыми они располагают в морской пакет, а так же выгрузить пакет в xml-формате. СВД-сервер фиксирует любые добавления и рассылает уведомления об их внесении. Когда Морской пакет окончательно сформирован, ссылка отправляется по электронной почте инспектору таможни в морской пункт пропуска. Таможенный инспектор, получив ссылку, может просматривать пакет, либо выгружать в КПС МПП. Обмен данными осуществляется в соответствии с альбомом форматов ФТС России и полностью адаптирован к работе КПС МПП.
Кроме того, сообщение о прибытии, отправленное с помощью программных средств «Альта-Софт», заверяется электронной подписью. Таким образом, решается вопрос с идентификацией лица, направившего ПИ, а так же обеспечивается юридическая значимость документов.
Таким образом, компания «Альта-Софт» представляет простой, удобный, надежный и быстрый способ представления морского ПИ. Все что, нужно для его применения – быть клиентом «Альта-Софт».
Просмотреть схему передачи МПИ (PPS, 600КБ)
www.alta.ru
Предварительное информирование при перевозках товаров морским транспортом
С каждым годом ужесточаются требования по нормативам выполнения таможенных операций. Уже сегодня участники внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) требуют, чтобы все таможенные операции при пересечении таможенной границы выполнялись в течение нескольких минут.
Всемирная таможенная организация рекомендует для ускорения работы таможенных служб использовать технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД (с представлением документов в электронной форме), применять компьютерные системы для автоматизации выполнения таможенных операций.
Компьютерные системы работают быстро, но они не обладают интеллектом и интуицией человека. Кроме того, информации, имеющейся в таможенных базах данных, может оказаться недостаточно, и нужно обращаться с запросами к информационным системам других ведомств и организаций, что требует определенного времени. При сокращении нормативов времени на выполнение таможенных операций это потенциально приводит к снижению качества таможенного контроля. Поэтому в таможенных автоматизированных системах появилась подсистема управления рисками, а участникам ВЭД предлагается подавать необходимую таможенным органам информацию заблаговременно, до поступления транспортного средства с товаром на пункт пропуска. Последнее дает таможенному органу дополнительное время для таможенного контроля, а участнику ВЭД — для решения о возможности выпуска товара еще до прихода транспортного средства с товаром в пункт пропуска.
Таможенная служба России сегодня широко использует технологии электронного взаимодействия с участниками ВЭД и выполнения таможенных операций на основе электронных форм документов. Предварительное информирование в электронной форме — один из важнейших принципов современных таможенных технологий. В российской таможенной службе уже действуют системы предварительного информирования для перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом. С 2012 г. планируется внедрение технологии предварительного информирования для перевозок воздушным и морским транспортом.
С целью проработки технологии и подготовки приказа ФТС России по использованию предварительного информирования при перевозках морским транспортом с июля 2011 г. в Находкинской таможне проводится эксперимент по осуществлению таможенного контроля с использованием предварительного информирования при перевозках морским транспортом.
Следует отметить, что Находкинская таможня является пионером в российской таможенной службе по разработке технологий использования предварительной информации на морском транспорте. Еще в 2001 г. на таможенном посту «Морской порт Восточный» Находкинской таможни начала функционировать экспериментальная система по таможенному оформлению морских судов и транзита перевозимых на них контейнеров по предварительной информации. Проводилась эта работа в рамках проекта КЛИР-ПАК, уже через несколько лет 100% всего транзита и часть импортных товаров в порту «Восточный» оформлялись по технологии этого проекта.
Программно-техническая поддержка настоящего эксперимента обеспечивалась порталом ООО «Компания «Проминвест» в международной сети Интернет (В его основу положен портал www.fill-bill.ru ООО «СТМ» (Санкт-Петербург), который был доработан с учетом требований эксперимента), штатными программными средствами Находкинской таможни, в частности КПС «Морской пункт пропуска», КПС «Учет товаров на ВХ».
Портал Fill-Bill и его программное обеспечение предназначены для организации информационного взаимодействия экспортеров, импортеров, таможенных представителей, перевозчиков и других участников ВЭД в процессе оформления внешнеторговых сделок, в том числе подготовки пакета документов, необходимых для оформления товара в таможенном отношении. В целях эксперимента был создан корпоративный портал fill-bill.prominvest.ru «Компания ООО «Проминвест» (рис. 1 — не приводится), к которому могли подключаться не только участники ВЭД, принявшие решение участвовать в эксперименте, но и некоторые подразделения Находкинской таможни.
Средства портала позволяют лицу, создающему документы для таможенных целей, сформировать на основании документов, полученных от других участников ВЭД, весь пакет электронных документов для таможни в актуальных таможенных форматах в соответствии с альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия таможенных органов с автоматизированными системами предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (эти форматы разработаны ГНИВЦ/ЦИТТУ ФТС России).
Для работы с порталом в отделе специальных таможенных процедур (ОСТП) таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни было оборудовано специальное рабочее место, на компьютер которого была установлена программа-клиент для взаимодействия с созданным порталом. После получения с портала и предварительной обработки информация через промежуточный носитель может переноситься в штатные программные средства (КПС «Морской пункт пропуска» — МПП), с помощью которых осуществляется регистрация данных о судне. Разнесение рабочих мест для работ с порталом и штатными программными средствами таможенного органа было обусловлено требованиями информационной безопасности.
В ходе данного эксперимента отрабатывалась технология предварительного информирования с целью последующего ускорения таможенных операций при прибытии/убытии морского судна, осуществляющего морскую перевозку в зоне деятельности таможенного поста «Морской порт Восточный» Находкинской таможни.
В созданной экспериментальной системе процесс подготовки и использования предварительной информации можно представить в виде следующих этапов:
1) подготовка и передача на портал предварительной информации заинтересованными лицами сведений о партиях товаров, планируемых к перемещению через таможенную границу Таможенного союза;
2) загрузка с портала и проверка таможенным органом информации о перемещаемых товарах на соблюдение запретов и ограничений;
3) создание таможенного идентификационного номера (далее — ТИН), который можно рассматривать как предварительное решение таможни о выполнении участником ВЭД требований законодательства при ввозе/вывозе товарной партии. Передача ТИН декларанту;
4) передача ТИН перевозчику при предоставлении груза к перевозке;
5) внесение перевозчиком ТИН в бортовой коносамент;
6) уведомление таможенного органа перевозчиком о прибытии/убытии товарной партии путем подачи декларации о грузе по приходу/отходу судна, содержащей сведения о коносаментной партии с указанием ТИН;
7) проверка таможенным органом декларации о грузе и принятие решений по организации таможенного контроля.
На первом этапе участники ВЭД, пользуясь стандартными программными средствами, разработанными ООО «СТМ», формируют и направляют на портал документы, которые могут использовать другие участники сделки. При этом, в частности, формируется пакет документов, включающий основные документы, предъявляемые в соответствии с таможенным законодательством в таможенный орган при прибытии/убытии судна с товаром в пункт пропуска. Важной особенностью этого пакета документов является то, что содержащийся в нем документ «ПИ — Сведения о товарной партии» включает поле с информацией о коде товара.
Создаваемый для таможни пакет документов проходит форматно-логический контроль на корректность заполнения. Если документ прошел эту проверку, ему присваивается статус «Требуется проверка».
Второй этап предполагает, что сотрудник ОСТП таможенного поста «Морской порт Восточный», получив с портала пакет предварительной информации со статусом «Требуется проверка», осуществляет проверку на предмет наличия запретов и ограничений при ввозе (вывозе) на территорию (с территории) Таможенного союза товаров и транспортных средств.
Для работы с порталом предварительной информации (далее — ПИ) таможенный инспектор имеет специальную программу-клиент. При ее запуске на экране компьютера таможенный инспектор сначала видит окно, в котором выбирает пункт «Поиск документов».
После этого выбора происходит переход к окну для выбора с портала по разным критериям пакетов, имеющих статус «Требуется проверка», для последующего просмотра документов, анализа кода товара на предмет требуемых разрешительных документов.
Для открытия нужного пакета следует установить курсор на его номер и нажать левую кнопку мыши. При этом инспектор увидит на экране окно с документом «ПИ — Сведения о товарной партии». В левой части окна находится ряд пунктов для выгрузки документа в другие программные системы (ВЭД-Склад, Морской пункт пропуска и др.) и присвоения нового статуса документу.
Подготовленный участником ВЭД документ с предварительной информацией (рис. 6 — не приводится) должен содержать подробное описание товаров с указанием кодов ТН ВЭД, цены, упаковки, количества мест, веса, номеров и марок груза, объема, номеров контейнеров, в которых расположен товар. Описание товара должно соответствовать правилам оформления гр. 31 декларации на товары.
Для анализа кода надо дважды щелкнуть на поле с кодом товара в документе «ПИ — Сведения о товарной партии». При этом происходит загрузка информационно-справочной системы «ВЭД-ИНФО» (разработка ООО «СТМ»), с помощью которой можно получить для данного кода товаров справки по видам и ставкам таможенных платежей, состав разрешительных документов, необходимых для ввоза/вывоза товара. При необходимости таможенный инспектор использует также и другие имеющиеся в отделе программные средства, предназначенные для проверки товаров на запреты и ограничения.
По результатам проверки должностным лицом ОСТП таможенного органа пакету информации присваивается статус «Подтвержден» или «Отклонен» (в последнем случае указывается причина). Статус «Отклонен», в частности, дается в случае наличия требований о представлении разрешительных документов на ввоз/вывоз товара и отсутствия копий этих документов в пакете предварительной информации. При этом формируется указание о представлении необходимой информации.
Для пакета со статусом «Подтвержден» формируется документ «Результат», в котором содержится ТИН и его эквивалент в штрихкоде.
На этапах 3 — 5 при положительных результатах проверки формируется и передается отправителю груза ТИН. В свою очередь отправитель груза передает ТИН перевозчику с указанием уведомить таможенный орган о прибытии партии товара на таможенную территорию, представив декларацию о грузе с ТИН.
Перевозчик вносит ТИН как один из реквизитов в бортовой коносамент.
Шестой этап процедуры предполагает уведомление перевозчиком таможенного органа путем подачи документа «Декларация о грузе при приходе судна» или «Декларации о грузе при отходе судна», содержащего ТИН по каждой коносаментной партии.
На последнем, седьмом, этапе выполняется проверка таможенным органом пакета документов, представленных по приходу (отходу) судна, и принятие решений по организации таможенного контроля в соответствии с внутренними инструкциями таможенного органа. При этом таможенный инспектор может просмотреть ранее представленные для получения ТИН документы, вывести отчет по судну, в котором указаны ТИН по каждому коносаменту.
На ноябрь 2011 г. в эксперименте приняли участие 24 организации, на портал ООО «Проминвест» поступило около 3000 пакетов документов, таможенным органом было выдано 107 ТИН. При этом около 40 судов было оформлено без выхода таможенного наряда на борт судна.
Хотя разработанная технология, ее реализация, правовая поддержка и требуют совершенствования, но полученные результаты уже показали реальную возможность и целесообразность использования предварительного информирования в таможенных целях при перевозках морским транспортом, а постоянный рост участников эксперимента (стивидоров, перевозчиков, импортеров, экспортеров) говорит о заинтересованности в таких технологиях участников ВЭД.
Таким образом, по мнению участников экспериментов, уже существующая нормативно-правовая база и объем представляемой ПИ позволяют использовать ее при решении следующих задач:
— таможенный контроль судов и прибывающих на них товаров;
— помещение товаров под процедуру таможенного транзита;
— таможенное декларирование товаров.
Пакет с ПИ можно использовать как часть документов, представляемых в таможенный орган при таможенном декларировании товаров.
В то же время эксперимент выявил ряд трудностей информационно-технического характера.
1. Представляемая таможенному органу ПИ должна подписываться электронной подписью.
2. Пакет с ПИ должен размещаться в информационной системе таможенных органов (по аналогии с действующей технологией ПИ для перевозок автомобильным и железнодорожным транспортом).
3. Программные средства морского пункта пропуска должны иметь возможность выборки и загрузки данных из пакета ПИ, что позволит практически полностью исключить человеческий фактор при занесении данных в штатные средства таможенного органа, осуществляющего фиксацию данных о прибывающих/убывающих морских судах и товарах на них.
4. Отсутствие предварительной информации целесообразно рассматривать как рисковую ситуацию с соответствующими мерами реагирования. Такое требование соответствует положениям Концепции предварительного информирования и будет стимулировать декларантов и перевозчиков к представлению ПИ в таможенный орган.
Декабрь 2012 г.
Статьи по теме:
www.brokert.ru
Предварительное информирование при перевозках морским транспортом
Руководство Перевозчика
Система Предварительного Информирования Морских Пунктов Пропуска Руководство Перевозчика ООО «СТМ» ООО «Компания ПРОМИНВЕСТ» 1 Перечень используемых терминов и сокращений Сокращения ВЭД ГК ГКО ЕАИС ТО
ПодробнееУважаемые участники Круглого стола,
Уважаемые участники Круглого стола, В своем выступлении я проинформирую вас о развитии предварительного информирования в Таможенном союзе (с 1 января 2015 года Евразийский экономический союз). В настоящее
ПодробнееПамятка-инструкция подготовки ПИТ.
Памятка-инструкция подготовки ПИТ. Подготовка и передача, предварительной информации о товарной партии, планируемой к перемещению через границу таможенного союза заинтересованными лицами. Создание ПИТ
ПодробнееОбщий принцип работы с процедурами
Инструкция пользователя Оформление процедур предварительного информирования и таможенного транзита на автомобильном транспорте в программе Fill-Bill Общий принцип работы с процедурами Для оформления процедур
ПодробнееОсновные тренды таможенного оформления
Основные тренды таможенного оформления Взгляд в будущее Электронный транзит Авто-регистрация ДТ Авто-выпуск ДТ Единый лицевой счет Развитие приграничной таможенной инфраструктуры Минимизация форм таможенного
ПодробнееВнутренний таможенный транзит (ВТТ):
Внутренний таможенный транзит (ВТТ): Внутренний таможенный транзит (ВТТ) представляет собой таможенную процедуру, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 15 августа 1567-р МОСКВА Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование таможенного
ПодробнееК.В. ГЕРАСИМОВ УДК ББК
УДК 339.543 ББК 65.428 К.В. ГЕРАСИМОВ О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом В статье
ПодробнееПКТБ ЦКИ филиал ОАО «РЖД»
ПКТБ ЦКИ филиал ОАО «РЖД» Электронное информирование таможенных органов Российской Федерации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза Крестинин А.В. главный инженер проекта ПКТБ ЦКИ
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 15 сентября 1978-р МОСКВА Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел III плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование
ПодробнееР Е Ш Е Н И Е. 17 августа 2010 г. 438 г. Москва
Р Е Ш Е Н И Е 17 августа 2010 г. 438 г. Москва О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры
ПодробнееÒÅÕÍÎËÎÃÈÈ ÒÀÌÎÆÅÍÍÎÃÎ ÊÎÍÒÐÎËß
Ë. È. Ïîïîâà ÒÅÕÍÎËÎÃÈÈ ÒÀÌÎÆÅÍÍÎÃÎ ÊÎÍÒÐÎËß УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ Êíèãà äîñòóïíà â ýëåêòðîííîé áèáëèîòå íîé ñèñòåìå biblio-online.ru Ìîñêâà Þðàéò 2016 УДК 351(075.8) ББК 67.401.21я73 П58 Автор: Попова
ПодробнееДИПЛОМНАЯ РАБОТА. Ивченко Олеся Вадимовна
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 сентября 2016 г. 975 МОСКВА Об определении состава сведений представляемой в таможенные органы предварительной информации о товарах и
ПодробнееПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия» RUSSIANCUSTOMSACADEMY Институт дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации
ПодробнееЭкспортная деятельность:
Экспортная деятельность: новации в таможенном законодательстве, стратегиях, тактических решениях Докладчик Юлия Седнева Текущие тенденции и предстоящие изменения в таможенном законодательстве Дорожные
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 13 июля 1343-р МОСКВА Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в план мероприятий («дорожную карту») «Поддержка доступа на рынки зарубежных
ПодробнееВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело 56-АД09-6 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Москва /^/»ноября 2009 года Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации Серков П.П., рассмотрев жалобу директора
ПодробнееИспользуемые термины:
Используемые термины: судно самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания; перевозчик лицо, осуществляющее морскую перевозку товаров и (или) пассажиров через
ПодробнееПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 12 декабря 2015 г. 2571-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел III плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование
Подробнеег. Уфа «07» июня 2011 года
СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ БАШКОРТОСТАНСКОЙ ТАМОЖНИ С УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН г. Уфа «07» июня 2011
Подробнееdocplayer.ru
Предварительное информирование — Личный кабинет
Электронное предварительное информирование
Информационный сервис предназначен для предоставления сведений в электронном виде о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Российской Федерации с целью использования данной предварительной информации при таможенном оформлении и контроле.
Процесс подачи предварительной информации (Список уведомлений) состоит из 2 этапов:
-
1 Этап. До прибытия на границу:
- Шаг 1. Заполните форму предварительного уведомления, указав основные сведения о товарах и транспортных средствах.
- Шаг 2. Зарегистрируйте предварительное уведомление в Личном кабинете.
- Шаг 3. Получите уникальный идентификационный номер предварительного уведомления.
Внимание: Рекомендуем передать предварительную информацию не позднее, чем за 2 часа до прибытия в пункт пропуска.
-
2 Этап. На таможенном посту:
- Шаг 4. Предъявите при таможенном оформлении товар, транспортное средство и полученный уникальный номер предварительного уведомления.
- Шаг 5. Сотрудник таможни сверяет данные, предоставленные в предварительном уведомлении и в предъявленных Вами транспортных и товаросопроводительных документах. При отсутствии расхождений процесс оформления займёт не более 15 минут.
Для пунктов пропуска Свободного порта Владивосток
Процесс подачи предварительной информации в объеме таможенной декларации («Список ПИ в объеме ДТ») состоит из 2 этапов:
-
1 Этап. До прибытия на границу:
- Шаг 1. Заполните форму предварительного уведомления о прибытии товаров в объеме таможенной декларации в «Списке ПИ в объеме ДТ», указав сведения о товарах и транспортных средствах, предусмотренные Постановлением Правительства от 28.09.2016 № 975.
- Шаг 2. Зарегистрируйте предварительное уведомление в Личном кабинете.
- Шаг 3. Получите уникальный идентификационный номер предварительного уведомления.
Внимание: Подача предварительной информации должна осуществляться не позднее, чем за 2 часа до прибытия в пункт пропуска.
-
2 Этап. На таможенном посту:
- Шаг 4. Предъявите при таможенном оформлении товар, транспортное средство и полученный уникальный номер предварительного уведомления.
- Шаг 5. Сотрудник таможни сверяет данные, предоставленные в предварительном уведомлении и в предъявленных Вами транспортных и товаросопроводительных документах. При отсутствии расхождений процесс оформления займёт не более 15 минут.
edata.customs.ru
О предварительном информировании на морском транспорте
10.02.2017О предварительном информировании на морском транспорте
1 октября 2016 года в соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» на территории свободного порта Владивосток введено обязательное предварительное информирование о товарах, прибывающих морским транспортом. Данная технология уже успела себя положительно зарекомендовать в мировой таможенной практике, в связи с чем рекомендована Всемирной таможенной организацией для ускорения и качества таможенного контроля.
Суть технологии сводится к представлению документов и сведений в таможенный орган в электронном виде до фактического прибытия товаров. Что в свою очередь, дает таможенным органам дополнительное время для таможенного контроля и позволяет выполнить значительную часть таможенных операций до прибытия товаров. В противном случае товары сначала дожидаются заявления их таможенному органу, и только потом определяется необходимость и формы проведения таможенного контроля и других таможенных операций. Очевидно, что такое ожидание негативно отражается на сроках выпуска товаров и в целом затягивает нахождение товаров в морских портах. Более того, учитывая, что значительная часть товаров попросту не нуждаются в проведении отдельных форм таможенного контроля, предварительные решения по таким товарам в большинстве случаев могут быть приняты на основании предоставленной предварительной информации. После прибытия судна и подтверждения достоверности заявленных сведений, таможенному органу останется лишь формализовать ранее принятые решения. В итоге, сроки совершения таможенных операций по товарам, на которые в полном объеме предоставлена достоверная предварительная информация, сокращаются с 2 – 3 часов до нескольких минут.
На территории свободного порта Владивосток введение обязательного предварительного информирования о товарах, прибывающих морским транспортом, всего за три месяца позволило сократить среднее время нахождения контейнера с момента выгрузки до окончания государственного контроля с 6,5 до 5,5 суток. Также за такой короткий период практически вдвое сократилось среднее время совершения операций при выпуске товаров таможенными органами. На деле для добросовестных грузоперевозчиков и участников ВЭД, чьи товары своевременно и в полном объеме обеспечены предварительной информацией, данные цифры существенно ниже средних.
Положительно на работу порта также сказался переход отдельных подразделений таможни на круглосуточный режим работы. С 1 октября 2016 года таможенными постами оформлено порядка 664 морских транспортных средств. Из них 120 оформлено в ночное время, что позволило избежать простоя судна в ожидании завершения таможенных операций.
Более того, избежать нежелательного непроизводственного простоя позволяют существующие технологические схемы пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных морских пунктов пропуска свободного порта Владивосток. В частности, положения пунктов 8.1. и 8.2. схем допускают возможность начала грузовых операций непосредственно после швартовки судна к причалу, без ожидания совершения в отношении судна и товаров таможенных операций. Несмотря на достаточно простой механизм реализации таких упрощений, таможенным постом Морской порт Владивосток не зафиксировано ни одного заявления на применение данного порядка. Морские перевозчики предпочитают действовать по старинке – не начинать выгрузку судна до тех пор, пока не будут завершены таможенные операции по прибытию транспортного средства.
Владивостоксая таможня обращает внимание грузоперевозчиков и участников ВЭД, что при перевозке товаров водным транспортом предварительная информация может быть представлена как перевозчиком или лицом, действующим от его имени, так и (или) иным заинтересованным лицом, имеющим право распоряжаться товарами. За непредставление или несвоевременное представление, равно как и представление в неполном объеме или в искаженном виде предварительной информации предусмотрена ответственность, установленная ст. 19.7 КоАП РФ.
Пресс-служба ДВТУ
issa.ru