Отличие транспортно экспедиционных услуг от транспортных услуг – В чем отличие транспортно-экспедиционных услуг от транспортных?

Содержание

Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Перевозка грузов может осуществляться на основании различных договоров, заключенных между организацией – отправителем груза и организацией непосредственно осуществляющей перевозку.

К основным документам относятся договор перевозки и договор транспортной экспедиции. В чем взаимосвязь двух видов документов и основные отличия, а так же какой именно договор предпочтителен в той или иной ситуации, читайте далее.

Понятия предмета

Прежде чем приступать к выбору определенного вида договора требуется ознакомиться, что каждый документ представляет собой.

Договор перевозки заключается между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией (ИП, частным лицом), которое будет перевозить груз (пассажиров) в пункт назначения.

За оказание услуг по перевозке отправитель или получатель груза (заказчик по перевозке пассажиров) производит плату в оговоренном размере.

Заключение договора на перевозку груза может быть произведено в виде:

  • товарно-транспортной накладной или иными документами, предусмотренными кодексами, соответствующими видам используемого транспорта, при перемещении груза;
  • обычным билетом, при перевозке пассажиров или письменным договором при оказании услуг не конкретному лицу, а организации.

Перевозчик обязуется доставить груз или пассажиров в пункт назначения в указанный срок, при этом ответственность за повреждение груза в пути (причинение вреда пассажирам) несет исполнитель договора, то есть компания, осуществляющая перевозку.

Отправитель груза обязан предоставить перевозчику все сопроводительные документы. Разновидностью договора перевозки является договор фрахтования (чартер).

При заключении договора транспорта одна сторона, именуемая фрахтовщиком, обязана предоставить другой стороне, называемой фрахтователем, транспортное средство с водителем или экипажем для перевозки пассажиров или груза в пункт назначения. При этом все основные условия устанавливаются по договоренности между сторонами.

Договор транспортной экспедиции заключается между частным лицом или организацией, которая за определенное документов вознаграждение обязуется выполнить (организовать) перевозку груза, принадлежащего отправителю (получателю). Экспедиторская фирма должна иметь лицензию на осуществление своей деятельности.

В качестве дополнительных услуг экспедиторы могут оказывать:

  • сбор документов, требуемых для транспортировки груза или перевозки пассажиров;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • сопровождение груза (пассажиров) до конечной точки назначения;
  • слежение за правильность погрузки и разгрузки транспортного средства.

Если экспедитором оказываются дополнительные услуги, то необходимо наличие нотариальной доверенности от собственника груза.

Договор экспедиции подразделяется на три основных вида:

  • договор поручения. Документ позволяет осуществлять экспедитору все действия по перевозке от имени собственника груза;
  • договор комиссии. Документ позволяет исполнителю действовать от своего имени, но в интересах владельца груза;
  • агентский договор является усредненным документов первых двух вариантов. На основании агентского договора экспедитор может действовать любым, подходящим для клиента способом.

В результате деятельности экспедитор обязан предоставить заказчику отчет о выполненной работе, приложив к документу заключенные договора, подтверждения денежных расходов и так далее.

К договору экспедиции необходимо дополнительно оформить:

  • поручение, выдаваемой заказчиком услуги экспедитору. Поручение должно содержать полный перечень действий, которые требуется совершить для выполнения условий договора;
  • экспедиторскую расписку, подтверждающую, что компания, оказывающая посреднические услуги получила от компании – заказчика груз для осуществления перевозки;
  • складскую расписку, подтверждающую факт хранения груза на складе до момента отправки перевозчиком.

Как прописано в законодательстве

Подробности заключения и исполнения договора перевозки регламентируются главой 40 Гражданского Кодекса, а договор транспортной экспедиции главой 41 этого же документа.

Гражданский Кодекс, как основной документ при заключении различных видов договоров:

  • конкретно определяет понятие каждого документа;
  • регламентирует стороны, которые могут быть участниками договора;
  • подробно описывает права и обязанности сторон, а так же ответственность за неисполнение существенных условий заключенного договора;
  • рассматривает вопросы, связанные с разрешением споров.

В чем общие моменты

Договор перевозки и экспедиторский договор являются:

  • взаимными, так как после заключения документа у обеих сторон возникают индивидуальные обязанности;
  • возмездными, то есть в результате оказания определенных услуг одной из сторон получается оплата;
  • публичными, предлагаемые для всех предприятий, занимающихся определенной сферой деятельности на одинаковых условиях;
  • реальными, при возложении на перевозчика дополнительных функций экспедитора.

Реальным считается договор, по условиям которого одной стороной производится передача предмета договора (в данном случае грузов или пассажиров) другой стороне.

Конечная цель заключения обоих видов договоров – это перевозка груза до получателя. Оба документа заключаются на основании письменного заявления заказчика, которому требуется перевести груз (пассажиров).

Форма любого договора – письменная с наличием реквизитов, подписей и печатей организаций (ИП).

Различия договора транспортной экспедиции от договора перевозки

Основные отличия между договором перевозки и договором транспортной экспедиции состоят в следующих аспектах:

ФакторДоговор перевозкиДоговор экспедиции
Цель документаОсуществление перевозки груза, доверенной заказчиков и владельцем до места назначенияОрганизация перевозки и сбор документов для ее осуществления
Предмет договораПеревозка, проводимая на конкретном транспортном средстве в определенное времяОказание посреднических услуг при перевозке
Стороны договораЗаказчик – исполнитель
Договор является основанием для перевозки
Заказчик – посредник – исполнитель
Договор является стимулом к действию по осуществлению перевозки
Обязанности исполнителяПеревозчик обязан доставить груз в пункт назначения без поврежденийЭкспедитор обязан:
  • найти перевозчика, который согласится на проведение операции;
  • собрать документы, требующиеся для осуществления перевозки;
  • проследить за отправкой и получением груза;
  • при необходимости произвести сопровождение груза в пути

Таким образом, можно сделать вывод, что договор перевозки является более узконаправленным документом, чем договор транспортной экспедиции. Заключение договора перевозки входит в обязанности экспедитора при предоставлении услуг заказчику.

Как выбрать и какой заключить договор

Выбор вида договора обуславливается следующими факторами:

  • наличием (отсутствием) у заказчика свободного времени для самостоятельного поиска перевозчика и заключения соответствующего договора. При ограниченном временном интервале целесообразнее обратиться за помощью к профессиональным экспедиторским организациям;
  • наличие в штате организации – заказчика лица, отвечающего за перевозку груза, его погрузку, разгрузку, составление маршрута, сбор документов. При отсутствии квалифицированного сотрудника лучше воспользоваться услугами профессионалов, способных в кратчайшие сроки организовать перевоз груза и сбор документов;
  • категории стоимости. При ограниченном бюджете компании – собственника груза, все вопросы, связанные с перевозкой желательно решать самостоятельно;
  • необходимость в предоставлении дополнительных услуг, оказываемых исключительно экспедиторскими компаниями: сопровождение грузов, представительство на таможне (относится к международным перевозкам), контроль за погрузкой и разгрузкой и так далее.

Договор транспортной экспедиции считается более выгодным, так как при его заключении можно получить целый комплекс услуг, включая непосредственную перевозку груза.

Однако договор перевозки является более конкретным документом, чем договор экспедиции, что значительно снижает риски заказчика перевозки и возможность возникновения споров.

И договор на перевозку груза, и договор транспортной экспедиции требуется заключить, чтобы доставить груз (пассажиров) из пункта отправки в пункт назначения.

Первый документ является более определенным и вызывает наименьшее количество разногласий, так как в договоре четко указываются все основные аспекты.

При заключении второго вида договора следует предельно внимательно отнестись к перечню услуг, оказываемых экспедитором, сроки оказания посреднических услуг и осуществления перевозки и иные существенные факторы. Выбор вида договора является правом собственника груза.

Видео: Виды договоров в транспортной экспедиции.mp4

provodim24.ru

Отличия транспортной экспедиции от перевозки грузов

Планируя организовать доставку товара из Китая, важно различать такие понятия как перевозка и транспортная экспедиция. В этой статье мы рассмотрим особенности договоров на перевозки и международные транспортные экспедиции, а также разберемся с тем, какой тип договора целесообразно использовать при доставке грузов из Китая.

Особенности транспортной экспедиции и грузоперевозки

Заключая договор перевозки, транспортная компания берет на себя обязательства:

  • Доставить, полученный от отправителя груз, в конечный пункт назначения.
  • Выдать груз получателю или уполномоченному представителю.

Понятие транспортной экспедиции является более сложным и предполагает выполнение услуг, связанных с грузоперевозкой. Конкретный перечень предоставляемых услуг определяется договором экспедиции.

Договор транспортной экспедиции грузов может предусматривать:

  • Организацию доставки груза, включая заключение договора на грузоперевозку.
  • Подбор подходящего типа транспорта.
  • Построение оптимального маршрута.
  • Обеспечение правильного отправления и своевременного получения груза.
  • Предоставление дополнительных услуг, связанных с организацией транспортировки.

При этом независимо от вида заключаемого договора, получатель (либо отправитель) груза оплачивает экспедиционные либо транспортные услуги.

Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: отличия

Приведенная выше общая характеристика договоров перевозки и транспортной экспедиции позволяет определить разницу между данными договорами. Так ключевое отличие перевозки от транспортной экспедиции состоит в том, что в первом случае индивидуальный перевозчик либо транспортная компания предоставляет исключительно услуги по транспортировке груза из точки отгрузки в точку назначения. При этом существенные условия договора транспортной экспедиции предполагают предоставление широкого спектра услуг, связанных с организацией грузоперевозок. Наряду с этим сама грузоперевозка также может входить в перечень услуг, предоставляемых по договору экспедиции.

Особенности транспортной экспедиции предусматривают осуществление следующих услуг, необходимых при организации доставки:

  • Получение разрешительных документов требуемых для совершения операций экспорта и импорта.
  • Сопровождение процедуры таможенного оформления.
  • Контроль соответствия количества и проверка состояния груза при погрузке и выгрузке.
  • Дополнительное хранение груза на складе.

Правила транспортной экспедиции также могут предусматривать выдачу клиентом доверенности, по

annodanini.com

Договор перевозки и договор транспортной экспедиции, отличия

Компания может составить один из двух документов для перевозки грузов – договор перевозки и договор транспортной экспедиции, базовые отличия которых всегда надо помнить. Понимание взаимосвязи этих бумаг между собой и наличие знаний касательно их характерных особенностей позволяет подобрать наиболее предпочтительный вариант для каждой стороны по отдельности.

Основные понятия

Главной особенностью договора перевозки является то, что он может заключаться между транспортной организацией и собственником товара, который надо доставить. В качестве первой может выступать как индивидуальный предприниматель, так и фирма. Владелец груза также может являться либо частным лицом, так и отдельной компанией, определяющей пункт назначения. При оказании профильных услуг получатель или отправитель груза обязан выплатить вознаграждение за успешно выполненную работу. Стоимость оговаривается заранее.

Заключить договор на доставку груза можно в следующем виде:

  • товарно-транспортная накладная, либо другие документы, указанные в кодексах, которые соответствуют виду применяемого транспортного средства;
  • обычный билет, который выдается пассажирам при их перевозке, либо соглашение, составленное в письменном виде. В последнем случае документ составляется в ситуациях, когда в качестве заказчика выступает не частное лицо, а организация.

Обратите внимание! Заказчик обязан доставить пассажиров или груз в нужное место в заранее оговоренный срок. При этом всю ответственность за причинение физического вреда людям или повреждение вещей при перевозке берет на себя исполнитель договора, в качестве которого выступает юридическая компания, выполняющая заказанные услуги.

Отправитель предоставляет компании-исполнителю полный пакет сопроводительных документов. Одной из форм, по которой составляется такое соглашение, является чартер (договор фрахтования). Заключая его, фрахтовщик обязан передать автомобиль с экипажем и водителем другой стороне, именуемой фрахтователем. Базовые особенности и условия оказания услуг устанавливаются между сторонами в индивидуальном порядке.

Договор транспортной экспедиции составляется между организацией или частным лицом, которое берет на себя ответственность, связанную с выполнением и организацией перевозки груза получателю. Если в качестве перевозчика выступает экспедиторская фирма, она обязана иметь действующую лицензию, открытую в профильных государственных органах. Выполнение услуг при просрочке или отсутствии лицензии является невозможным.

Экспедиторы также могут оказывать следующий набор дополнительных услуг:

  • сбор всех необходимых бумаг, которые понадобятся для перевозки пассажиров или грузов;
  • заключение официального соглашения с перевозчиком;
  • проверка правильности разгрузки и погрузки транспортных средств;
  • полное сопровождение, вплоть до прибытия в назначенное место.

Существуют 3 базовые категории договора транспортной экспедиции:

  • комиссии. Наличие этого документа дает исполнителю право действовать от своего имени, представляя при этом интересы заказчика услуги;
  • поручения. Экспедитор выполняет все операции от имени владельца груза;
  • агентский договор. Это усредненный вариант, предусматривающий возможность выполнения работ любым способом, который подходит для клиента.

Общие моменты

Эксперты гласят о том, что договор перевозки и составляемый договор транспортной экспедиции являются взаимными. Это значит, что после их заключения каждая сторона получает индивидуальные обязанности, обязательные для выполнения. Как первый, так и второй документ предусматривает оплату за оказанные услуги. Все компании, занимающиеся осуществлением работ в определенной сфере деятельности, составляют публичные договоры. Все договоры являются реальными. Особенностью реального договора является то, что одна сторона должна произвести передачу пассажиров или груза другой стороне.

Итоговой задачей заключения каждого вида договора является перевозка вещей или пассажиров до получателя. Каждый документ всегда заключается в письменной форме заказчиком, нуждающимся в оказании услуг. В документации также указываются все реквизиты, печати и подписи организаций/индивидуальных предпринимателей, занятых выполнением потребовавшейся услуги.

Базовые отличия

Теперь предлагаем ознакомиться с тем, в чем заключается отличие договора того или иного типа. Если договор перевозки ставит перед собой задачу напрямую осуществлять транспортировку вещей, выданных владельцем, до места прибытия, в договоре экспедиции формируется процесс перевозки и сбор нужной документации, требуемой для ее осуществления. В качестве предмета договора в первом случае выступает непосредственно транспортировка, выполняемая посредством специального автомобиля в обусловленное время; во втором – посредничество при перевозке.

Документ о перевозке предусматривает наличие всего двух сторон – исполнителя и заказчика, являясь при этом прямым основанием для организации доставки. Вторая бумага имеет более сложную схему в виде заказчика, исполнителя и посредника, выполняя функцию стимула для дальнейшей перевозки. Если в первом случае перевозчик ставит перед собой задачу перевезти груз в целостном и сохранном виде, экспедиторы имеют более широкий круг обязанностей. Здесь надо сначала найти оптимальную кандидатуру перевозчика, имеющего право, возможность и желание заняться проведением подобной операции, собрать все нужные бумаги, проследить за тем, чтобы стороны выполнили свои функции. Экспедитор также может взяться за сопровождение определенных категорий грузов.

Из сказанного выше можно заметить, что разница заключается в направленности документов между собой. Договор экспедиции – это более универсальное соглашение. Интересно, что компании, составившей договор экспедиции, потом придется составить и договор о транспортировке.

Нюансы выбора

Зная все особенности того и иного вида документа, выбор следует делать с учетом следующих факторов:

  • отсутствие или наличие свободного времени у заказчика для поиска перевозчика своими силами и составления договорной документации. Если время ограничено, лучше всего связаться с экспедиторской компанией;
  • наличие в компании-заказчика сотрудника, решающего вопросы, связанные с транспортировкой грузов, их погрузкой, разгрузкой на месте, разработкой кратчайшего и удобнейшего маршрута передвижения, сбором полного пакета документов и так далее. Если такой специалист отсутствует, надо обратиться к профессионалам, которые перевезут груз и предварительно соберут документацию;
  • ценовые категории. Если компания, являющаяся собственником вещей, имеет ограниченный запас денег, от договора экспедиции следует отказаться. При этом следует помнить, что все организационные вопросы придется решить своими силами;
  • необходимость предоставления дополнительного набора услуг, справиться с которыми может только экспедиторская компания. Если она имеется, придется обращаться к профессионалам.

Выводы

Основное различие заключается в том, что договор транспортной экспедиции более выгоден для клиента, так как он дает возможность воспользоваться рядом дополнительных услуг, включая прямую транспортировку. С другой стороны, договор перевозки отличается конкретным предназначением по сравнению с договором экспедиции, из-за чего вероятность возникновения конфликтных ситуаций значительно уменьшается.

Поскольку в соглашении на перевозку четко указываются базовые аспекты, при выборе в его пользу не появятся разногласия. А если они и будут, стороны будут знать о своих правах, что поможет успешно разрешить спор.

proavtopravo.ru

Перевозка и транспортная экспедиция. Особенности и отличия

10.05.2018

источник картинки: buhgalteria.ru

Совершенно любой объект может превратиться в груз. Для этого достаточно, чтобы появилась потребность в его перемещении с использованием любого вида транспорта. При этом участниками процесса становятся не меньше трех субъектов: отправитель, перевозчик и получатель.

Во многих случаях отправитель и получатель могут являться одним лицом. Фактически возможна ситуация, при которой оно же является и перевозчиком, но ее мы рассматривать в данном случае не будем, так как при такой ситуации исключается сам факт договорных отношений между сторонами.

Грузом может выступать и человек. Он в таком случае называется пассажиром и выступает в качестве полноценного и самостоятельного участника транспортного процесса.

Группа SteamTrend оказывает транспортные и экспедиционные услуги. Далее мы расскажем об этих понятиях и о том, чем они друг от друга отличаются.

     


Что такое перевозка?

 Достаточно представить ситуацию, при которой конкретное лицо обращается к перевозчику с предложением осуществить на возмездной основе перевозку определенного груза из одной точки в другую, причем владелец груза берет на себя все обязательства по организации загрузки и выгрузки транспортного средства. В результате водитель просто доставляет товар между двумя точками, обеспечивая исключительно его сохранность. Если посмотреть на данный процесс с юридической стороны, то он признается перевозкой, регламентируемой Гражданским кодексом РФ, в частности главой 40 документа (эту главу можно найти в разделе «Полезные документы»).

Между сторонами оформляется договор транспортной перевозки (смотрите образец такого договора в разделе «Полезные документы» , отражающий данные по используемого транспорту, точках отправки и получения, сроках оказания услуги, ее стоимости и основных параметрах. Заказчик в свою очередь принимает на себя обязательства по оплате оказанных услуг в полном объеме и установленном порядке. Вместе с договором составляется транспортная накладная , выступающая сопроводительным документом для перевозимого груза, и являющаяся документом отчетности. Бланк транспортной накладной вы можете посмотреть тут.

При организации пассажирских перевозок основных документом выступают билет и багажная квитанция, если человек сдал личные вещи в багаж. Выдача билетов осуществляется исключительно уполномоченным на это лицом.

Договор перевозки груза не может существовать без транспортной накладной, исключение составляют только ситуации, при которых владелец груза для перевозки применяет собственный автотранспорт. В таком случае подтверждающим транспортировку фактом будет являться путевой лист водителя машины.

Фиксация исполнения перевозки осуществляется в транспортной накладной, составлением акта выполненных работ и выставлением счета-фактуры.


источник картинки: cfin.ru

 

Что такое транспортная экспедиция?

 В современных условиях получили распространение так называемые сопутствующие услуги, оказываемые совместно с доставкой груза. В результате третья сторона принимает на себя ответственность за подбор транспорта, построение маршрута следования, оформление документов и так далее. Соответственно заказчик освобождается от целого пласта работы. Подобная организация процесса носит название транспортной экспедиции. Ее регламентация осуществляется главой 41 Гражданского кодекса (скачать её вы можете здесь) . Необходимо отметить, что предоставлением экспедиционных услуг могут исключительно юридические лица, в то время как ограничений по потребителям услуг не устанавливается.

Отношения между экспедитором и заказчиком услуги закрепляются соответствующим договором, при этом перед экспедиторской компанией стоит следующий перечень задач:

  • Подбор транспортного средства и оптимального маршрута движения, оптимально отвечающих характеристикам перевозимого груза.
  • Заключение договоров на оказание транспортных услуг при перевозке грузов.
  • Организация погрузочно-разгрузочных работ, сопровождение груза, складское хранение.
  • Оформление документации, уплата таможенных пошлин, страхование груза.

 Зачастую заказчик оформляет на экспедитора доверенность, предоставляя последнему возможность самостоятельно решать широкий перечень вопросов, не беспокоя каждый раз клиента необходимостью личного присутствия. При такой схеме взаимодействия перевозчик выступает агентом, а сам договор экспедирования оказывается посредническим.

Необходимо учитывать, что между договором перевозки и транспортной экспедиции есть существенная разница. Первый предполагает исключительно перемещение груза, а второй еще и широкий перечень сопутствующих услуг. Соответственно он имеет более широкий смысл. В случае, если экспедитор и перевозчик представлены в одном лице, то заключаемый договор признается смешанным.

Отметим, что оказание сопутствующих услуг возможно и в рамках договора перевозки, но при этом данная опция должна прописываться в договоре между участниками отдельными пунктами.

В свою очередь экспедитор имеет возможность привлекать к выполнению работ третью сторону, призванную обеспечить исполнение отдельных операций, к примеру, нанимать сторонний автотранспорт.

Договор экспедиции существует совместно с несколькими другими документами:

  • Поручение экспедитору. Представляет собой свод услуг, оказываемые клиенту по договору и их основные условия.
  • Экспедиторская расписка. Документ-подтверждение, выдаваемый при получении груза от получателя;
  • Складская расписка. Документ-подтверждение временного приема груза для хранения на складских площадях.

Фактом исполнения работ выступает акт выполненных работ или отчет, предоставляемый исполнителем услуги заказчику. При этом требование оформления соответствующего документа носит рекомендательный характер, так как законодательно не прописывается в качестве обязательного. Тем не менее, наличие подобных подтверждений важный элемент ведения отчетности, в том числе при взаимодействии с налоговыми органами.

Отчет экспедитора представляет собой документ, выступающий подтверждением факта исполнения экспедиторской компанией взятых на себя обязательств перед клиентом. В отчете отражаются сведения по фактическим затратам в рамках выполнения договора и сумме получаемого вознаграждения. Приложением к отчету выступают транспортная накладная, счета-фактуры, различные первичные документы, оформлявшиеся в процессе.

В случаях, когда для организации перевозки привлекаются дополнительные участники, наличие в отчете транспортной накладной не является обязательным, но желательным.

 


источник картинки: ТК Чароит

Виды экспедиционных договоров

 Существует несколько вариантов договоров экспедирования, от вида которого зависит перечень оказываемых услуг и ответственность сторон. Наибольшее распространение получили следующие варианты:

  • Договор поручения. Предполагает наличие у экспедитора доверенности от заказчика при сохранении ответственности на заказчике услуги. От него требуется не только провести компенсацию всех расходов, случившихся в процессе оказания услуги, но и провести выплату соответствующего вознаграждения.
  • Договор комиссии. Данная схема предусматривает действия экспедирующей компании от своего имени, но с перевыставлением всех счетов на заказчика. Он же проводит и выплату вознаграждения за выполненный объем работ. С учетом личной ответственности экспедирования выдача доверенностей не предусматривается.
  • Агентский договор. Данный вид договора предусматривает возможность действий самостоятельно, либо от лица заказчика при наличии соответствующей доверенности. Допускается даже схема, при которой часть услуг ведется от имени экспедитора, а часть от лица заказчика услуги.

Указанные выше особенности позволяют рассматривать услуги транспортно-экспедиторского характера в качестве самостоятельного направления деятельности, при котором компания-экспедитор обладает возможностью заключения договоров оказания услуг. В таком случае в комплекс предоставляемых услуг не ограничивается исключительно перевозкой товара, захватывая еще и весь комплекс сопутствующих услуг. При такой схеме экспедитор получает возможность оставить в секрете от заказчика все расходы, понесенные в процессе взаимодействия со сторонними участниками процесса, привлеченными к работе.

Все финансовые расчеты клиента – заказчика услуги, осуществляются только с экспедитором, прописанном в договоре, в то время как последний уже рассчитывается с третьими лицами. Подобная схема предполагает сохранение экспедирующей стороной тайны собственных доходов и перечня партнером, с которым организуется взаимодействие.

В свою очередь в ситуациях, когда в процессе оказания услуги пришлось столкнуться с дополнительными финансовыми расходами, носящими непредвиденный характер, и не прописанными в договоре, обязанность их оплаты ложится на непосредственного исполнителя.

В свою очередь в случае, если по вине привлеченных участников процесса качество оказанной услуги оказалось ниже заявленного, претензии со стороны заказчика могут быть предъявлены исключительно экспедитору, как ответственному лицу по договору. Он в свою очередь на основании собственных договоров с привлеченными участниками процесса предъявляем им свои претензии.

статья подготовлена при участии отдела логистики и отдела делопроизводства SteamTrend.

     


steamtrend.ru

Отличия договора транспортной экспедиции и договора перевозки в 2019 году

Зная отличия между договором транспортной экспедиции и договором перевозки в 2019 году можно исключить вероятности возникновения различного недопонимания с юридической точки зрения.

Перевозка грузов может происходить на базе различных типов соглашений, которые заключаются между компанией-отправителем и фирмой, предоставляющей услуги по транспортировки.

К основной документации относят договор транспортной экспедиции и договор перевозки. Рассмотрим отличия таких соглашений подробней.

Общие аспекты

Каждый из рассматриваемых типов соглашений содержит в себе различные особенности, о которых нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

В частности рекомендуется изучить нормы российского законодательства.

Что нужно знать

Соглашение о перевозки подписывается между владельцем груза и транспортной компанией (частным предпринимателем либо иным лицом), которая возьмет на себя обязанность по транспортировке в указанное место.

За предоставление услуг по транспортировке отправитель либо получатель груза вносит установленный договором платеж.

Подписание соглашения на транспортировку груза может осуществляться в форме:

Товарно-транспортной накладнойЛибо иной документации согласно российскому законодательству
Билетом в случае транспортировки пассажировЛибо письменам соглашением по вопросу предоставления услуг не конкретным лицам, а компании

Перевозчик обязан доставить груз в указанное место и период, причем именно он несет ответственность за возможную порчу.

Отправитель берет на себя обязанность подготовить всю необходимую сопроводительную документацию.

При подписании соглашения транспорта одна сторона, именуемая как фрахтовщик, должна представить противоположной стороне (фрахтователю) ТС с экипажем с целью дальнейшей транспортировки.

Соглашение о транспортной экспедиции подлежит заключению между частными лицами либо компаниями, которые за определенную сумму берет на себя обязательство по транспортировке груза, право собственности на которое есть у отправителя/получателя.

Экспедиторская компания обязательно должна иметь в наличии лицензия на предоставление подобных услуг.

За установленную плату дополнительно может быть предоставлено:

  • сбор необходимой сопроводительной документации;
  • контроль погрузки и отгрузки.

Договор экспедиции может подразделяться на несколько подвидов:

  • поручения;
  • комиссии;
  • агентский.

По результатам свое деятельности экспедитор берет на себя обязательства по предоставлению отчетов о выполненной работе, приложив дополнительно копию соглашения и подтверждения понесенных финансовых затрат.

К соглашению экспедиции нужно дополнительно оформить:

ПоручениеОформляется заказчиком услуг экспедитору
Экспедиторскую распискуПодтверждает факт предоставления посреднических услуг
Складскую распискуПодтверждает факт сохранности груза до периода отправки

О данных нюансах нужно знать для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Стороны соглашений

Для договора перевозки предусмотрено только несколько сторон:

  • заказчик — клиент;
  • и исполнитель – транспортная компания.

Для договора экспедиции предусмотрено 3 стороны:

  • заказчик;
  • посредник;
  • и исполнитель.

Участниками сделки могут быть любые лица, у которых есть все необходимые документы для предоставления рассматриваемых услуг.

Необходимо помнить — от имени заказчика либо исполнителя могут действовать доверенные лица при наличии соответствующей нотариальной доверенности.

Действующие нормативы (ГК РФ)

Подробно о подписании и исполнении соглашения перевозки регулируется 40 главой Гражданского Кодекса России, 41 главой ГК РФ – договор транспортной экспедиции.

Указанные нормы Гражданского Кодекса России предоставляют возможность:

  • подробно разъяснить понятия обоих видов соглашения;
  • разъяснить подробно права и обязанность каждого участника сделки;
  • дать подробное объяснение иным немаловажным моментам.

Рекомендуется ознакомиться с указанными главами Гражданского Кодекса для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания.

Чем отличается договор перевозки от договора транспортной экспедиции

Согласно Гражданскому Кодексу РФ об договора различаются между собой, поэтому крайне важно знать о них.

Это позволит исключить различные недопонимания с контролирующими органами. Бланк договора перевозки можно скачать здесь.

Существенные условия (таблица)

Рассмотрим отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции подробно в таблице:

ЗначениеСоглашение перевозкиДоговор экспедиции
Назначение договораТранспортировка груза, который был доверен заказчиком и собственником до указанного местаОрганизация транспортировки и сбор документации
Предмет соглашенияТранспортировка осуществляется на конкретном виде транспортного средства в назначенное времяПредоставление посреднических услуг
Стороны соглашенияЗаказчик и исполнитель. Соглашение выступает основанием для перевозокЗаказчик – посредники – исполнитель. Соглашение выступает только стимулом для транспортировки
Обязанности исполнителяДоставка груза в назначенное место в целостностиЭкспедитор берет на себя обязанности:
  • поиска перевозчика;
  • сбора необходимой документации;
  • сопровождение груза при необходимости

Исходя из этого, договор перевозки – узконаправленный документ, недели соглашение транспортной экспедиции. Бланк договора экспедиции можно скачать здесь.

Документы, прилагаемые к соглашениям

Подтверждающей факт заключения договора ТЭ принято считать такую документацию:

  • экспедиторское поручение со сведениями о правилах предоставления услуг и о транспортируемом грузе;
  • экспедиторская расписка – подтверждает получение имущества;
  • складская расписка – формируется во время принятия имущества на хранение.

Из дополнительных документов выделяют:

  • акт предоставления услуг;
  • экспедиторский отчет.

В зависимости от разновидности транспортного средства, договор перевозки может быть подтвержден:

  • транспортной накладной;
  • коносаментом;
  • грузовой либо же почтовой накладной.

Необходимо помнить — коносамент и накладная содержат в себе сведения относительно экспедиторской документации — сведения о товаре, правилах исполнения взятых на себя обязательств и так далее.

В чем общие моменты

Соглашение перевозки и экспедиторский договор считаются:

ВзаимнымиПоскольку после подписания документа у каждого участника сделки формируются персональные обязанности
ПубличнымиКоторые предлагаются для всех без исключения компаний, ведущие определенную занятость на одинаковых условиях
ВозмезднымиИными словами, по результатам предоставления услуг один из участников сделки должен получить свое вознаграждение
РеальнымиВ случае возложения на перевозчика каких-либо дополнительных функций непосредственного экспедитора

Реальным признается соглашение, по условиям которым одна сторона осуществляет передачу предмета противоположному участнику сделки.

Конечным итогом подписания обоих договоров – транспортировка груза до конечного получателя.

Рассматриваемые соглашения подлежат подписанию на основании письменного заказчика, которому нужно транспортировать груз.

Видео: договор перевозки

Форма соглашения – письменная, с обязательным реквизитом подписей и печатей компаний либо ИП (при наличии).

Ответственность сторон

Экспедитор и непосредственный перевозчик совершают действия с вверенным им грузом.

Одновременно с этим ответственность перевозчика за исполнение либо ненадлежащее исполнение условий соглашения, в том числе за утрату, изменения числа и качества товара в худшую сторону, обладает ограничительным характером и определяется согласно ст. 796 ГК РФ такими размерами:

  • стоимости утраченного груза либо багажа, в том числе при невозможности восстановить;
  • суммы, на которую было пожжено стоимость груза в случае нанесения ущерба;
  • размера заявленной стоимости груза в случае потери.

Ответственность непосредственного экспедитора больше, нежели у перевозчика и определяется общепринятыми нормами главы 25 Гражданского Кодекса России.

Одновременно с этим в случае с международными перевозками ответственность экспедитора несет специальный характер, в частности:

В сумме 666,67 расчетной единицы за место либо же иную единицу отгрузкиКоторая устанавливается Федеральным законом № 87, в частности ст. 6 за неисполнение условий договора, помимо срока исполнения экспедиторских услуг. Такая норма не используется, если основной причиной нарушения стала работа либо бездеятельность самого экспедитора из-за грубой неосторожности или умышленно
В сумме 2 расчетных единиц за килограмм утраченной массыКоторого не хватает либо порчи вверенного груза

Важно помнить — осуществление иными лицами взятых на себя обязательств экспедитора не может стать основанием для избегания ответственности.

Одновременно с этим, в данной ситуации, если основанием нарушения условий соглашения считаются действия перевозчика, то ответственность экспедитора устанавливается нормами статьи 6 части 2 Федерального закона № 87.

Напоследок можно сказать — разница в рассматриваемых соглашениях небольшая, но она все-таки есть.

Именно по этой причине для минимизации рисков возникновения различного рода недопонимания крайне важно знать рассмотренные выше особенности и применять их на практике.

yurday.ru

Отличия и взаимосвязь договоров перевозки и транспортной экспедиции (Москаленко Алина, Юрист Транспортной компании ТОО «Omega Stroy Group»)

Отличия и взаимосвязь договоров перевозки и транспортной экспедиции

 

Москаленко Алина

Юрист

Транспортной компании

ТОО «Omega Stroy Group»

 

Термин «логистика» ранее был известен лишь небольшому кругу специалистов в этой области, но со временем это понятие приобрело более широкое распространение.

В наиболее развитых государствах логистика представляет собой достаточно прибыльный сегмент экономики. В среднем мировой транспортный рынок оценивается приблизительно в $3 триллиона, что составляет почти 7% от мирового ВВП. В Ирландии этот показатель составляет 14,2%, а в Германии 13%.

В целях развития и контроля дейтельности в сфере логистики, каждое государство регулирует логистику на законодательном уровне. В гражданском кодексе многих стран установлены основные нормы в сфере транспорта, и Казахстан не исключение.

В Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее — «ГК РК») логистика контролируется двумя основными главами: главой 34 определены понятия, требования, права и обязанности сторон договора перевозки, а транспортная экспедиция была выделена законодателем в отдельную главу 35 вышеуказанного кодекса.

В данной статье будут рассмотрены основные отличия договора перевозки от транспортной экспедиции и их взаимосвязь.

ГК РК содержит определение договора перевозки груза, которое состоит в следующем: по договору перевозки груза, одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иными документами на груз, предусмотренными законодательными актами о транспорте. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозки.

В то же время, согласно статье 708 ГК РК, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Таким образом, одним из отличительных признаков вышеуказанных договоров являются заключающие их лица: правоотношения по договору перевозки, как правило, возникают между собственником груза (которым может являться отправитель или получатель) и транспортной компанией, которая будет перевозить груз в пункт назначения, в то время как договор транспортной экспедиции заключается между экспедитором и любым заинтересованным в услугах экспедитора лицом.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, страхование груза, а также выполнение иных операций и услуг. С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки. По договору перевозки грузов такими широкими полномочиями перевозчик, как правило, не обладает, ибо в нем фиксируются вид транспорта и иные условия доставки, а сопутствующие перевозке формальности зачастую отнесены к бремени грузоотправителя.

В договоре перевозки стороны именуются, как «перевозчик» и «грузоотправитель» или «заказчик», а в договоре транспортной экспедиции — «экспедитор» и «клиент».

Представление услуг по перевозке опасных грузов, багажа, крупногабаритных грузов, речным, морским, автомобильным, железнодорожным видами транспорта подлежит лицензированию. При осуществлении экспедирования законодательством Казахстана лицензирование не предусмотрено.

Кроме того, статья 706 ГК РК устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора в порядке, предусмотренном законодательными актами. При этом, необходимо отметить особый срок исковой давности по договорам перевозки: в отличие от общего срока давности в три года, по договорам перевозки данный срок составляет один год. В договоре транспортной экспедиции подобный особый срок исковой давности не установлен, и применяется общий трехлетний срок.

Многие правоведы и юристы высказывают свое мнение касательно договоров перевозки и транспортной экспедиции, их взаимосвязи и отличиях. Так, Г.П. Савичев о договоре транспортной экспедиции пишет: «Сам по себе договор транспортной экспедиции, лишен какого-либо юридического смысла, если он не направлен на оказание дополнительных услуг клиентуре транспорта, не имеющей, как правило, собственных транспортных средств».

В современной юридической литературе также можно встретить мнение, о том, что перевозчик может исполнять обязанности экспедитора лишь в отношении другого перевозчика. В.Т. Смирнов считает, что отношения между перевозчиком и экспедитором могут складываться двумя способами: 1) когда перевозчик выступает в роли экспедитора по отношению к другому лицу; 2) когда перевозчик становится экспедитором по отношению к собственной перевозке и в данном случае, экспедиция смешивается с перевозкой, имея одинаковый субъектный состав.

Взаимосвязь транспортной экспедиции и перевозки можно проследить и в том, что порой обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком.

В Советском союзе экспедиционная деятельность не была регламентирована законодательно, за исключением гражданских кодексов нескольких республик. Так, Гражданский кодекс Казахской ССР (ст. 177) содержал перечень фактических действий, осуществляемых экспедитором. Однако, такой вид перевозки, как автоперевозка, в данном кодексе отсутствовал.

В Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года также не упоминалось об автомобильных перевозках. Как отмечалось в литературе: «все это говорит об устойчивом непринятии законодателем автоперевозки в качестве фактической услуги в составе транспортной экспедиции. Единственное обоснование этого то, что включение в предмет договора транспортной экспедиции автомобильной перевозки ведет к необоснованному смешению разнородных по своему характеру видов деятельности».

Сравнивая гражданское законодательство разных стран, М.К. Александров-Дольник и Г. Тулеугалиев отмечали, во Франции при экспедиционном обслуживании применяется перевозка грузов от склада грузоотправителя до склада получателя (le transport de domicile а domicile), без участия посредников, путем расширения обязанностей железных дорог. В законодательстве Соединенных Штатов Америки договор экспедиции рассматривается как агентский договор, однако на практике, экспедитора рассматривают как «общего» или «генерального» перевозчика, следовательно, на него возлагают полную ответственность за груз.

В.В. Витрянский отмечает, что существует «исключение из общего правила о подчиненном, вспомогательном характере договора транспортной экспедиции по отношению к договору перевозки, когда указанные договоры меняются местами, а правовая природа связи транспортной экспедиции и перевозки грузов определяется тем, что уже перевозка грузов обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Речь идет о таком договоре транспортной экспедиции, по которому экспедитор принимает на себя обязанность организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом». И ведь действительно, в настоящее время экспедиционная деятельность не может быть связана исключительно с понятием вспомогательной деятельности на транспорте.

В заключение хотелось бы отметить, что транспортная экспедиция не может осуществляться без перевозки. Однако, это не означает, что договор транспортной экспедиции является вспомогательным (дополнительным) договором. Целью транспортной экспедиции является организация перевозки груза. С точки зрения экономики, перевозку можно представить как основное содержание процесса транспортировки, а транспортную экспедицию — как форму процесса транспортировки. С юридической же стороны, несмотря на наличие противоречивых мнений о природе и взаимосвязи рассматриваемых договоров, думается, что правильным будет считать договор перевозки и договор транспортной экспедиции двумя независимыми договорами.

 

Источник, интернет-ресурс: Москаленко А.

www.zakon.kz

Отличие транспортной компании от транспортно-экспедиторской

Услуги автомобильных грузоперевозок сегодня широко востребованы, а спрос, как известно, порождает все новые и новые предложения. Многочисленные транспортные компании СПб и России ежедневно перевозят десятки тонн грузов, однако далеко не все они оказывают услуги по экспедированию – это прерогатива так называемых транспортно-экспедиторских компаний. Давайте разберемся, в чем заключается ключевое различие между компаниями просто транспортными, транспортно-экспедиторскими и транспортно-экспедиционными. Вы же не хотите терять впустую время, обращаясь к тем, кто в силу своего статуса и выполняемых видов работы не в состоянии наиболее тщательно выполнить Ваш заказ.

Итак, транспортные компании СПб просто перевозят грузы. Их дело – подать к установленному часу автомобиль по указанному адресу и доставить груз туда, куда укажет клиент. До недавнего времени именно так работало большинство российских перевозчиков грузов. В их автомобильном парке чаще всего имеются все необходимые транспортные средства и прицепы, расценки – невысоки, но говорить здесь о полной ответственности грузоперевозчика за доверенный ему груз можно не всегда.
В последние годы на рынок грузоперевозок вышли транспортно-экспедиционные компании. По сути – это посредники, в функции которых входит принять заказ у клиента и найти того, кто в состоянии его выполнить.

Транспортно-экспедиторская компания в большинстве случаев наиболее точно подходит тем, кто желает перевезти груз быстро, аккуратно и в полной сохранности. Экспедирование – профессиональное сопровождение грузов. Транспортно-экспедиторская компания предоставляет специальное лицо – экспедитора – которое сопровождает груз клиента на всем пути следования, обеспечивая ему полную сохранность и безопасность. При этом в роли экспедитора может выступать как непосредственно водитель, так и другой сотрудник, несущий ответственность за вверенную ему партию груза. Как правило, транспортно-экспедиторские компании располагают собственным автопарком (в отличие от экспедиционных фирм, в большинстве случаев заключающих договор на обслуживание с различными перевозчиками и, по сути, являющихся посредниками между клиентом и транспортной компанией).

Таким образом – выбор за Вами. Но мы рекомендуем, если Вам особенно дорога безопасность Вашего груза, пользоваться услугами транспортно-экспедиторских компаний. Возможно, это чуть дороже. Зато выше уверенность в том, что груз прибудет точно в срок и в идеальном состоянии.

kvadlogistic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *