Основной груз перевозимый мировым морским транспортом – Какие грузы можно перевозить морским транспортом

Какие грузы можно перевозить морским транспортом

jpg" />

Перевозка морским путем опасных грузов

Межконтинентальные грузы доставляют чаще всего морским путем, это безопасно и дешево. Морские грузоперевозки очень важны в товарных и транспортных отношениях большинства стран мира. Так, например, в развивающиеся и отсталые государства другим способом осуществить поставку дешевого груза невозможно. При необходимости, морским транспортом пользуются и когда нужно перевести опасный груз. К примеру, нефть и природный газ транспортируют морским путем в экономически развитые страны, такие как, Франция, Англия, Япония, Дания, США и многие другие, не имеющие своих месторождений.

Транспортировка сжиженного газа осуществляется специальными судами определенной модификации, которые называются газовозами. Чтобы газ удобно было перевозить, его сдавливают или производят экстремальную заморозку. При этом газ уменьшается в объеме больше чем в 600 раз, поэтому его перевозка считается очень опасным процессом. Сжиженный газ перевозят в танках, сделанных из углеродистой стали. При сжижении газа атмосферным давлением, для транспортировки используют мембранные танки из стали, алюминия и особых сплавов. Все суда оборудуются охлаждающими приспособлениями, датчиками для отслеживания температуры и давления внутри танка.

Доставка различных грузов морским транспортом

Морским транспортом перевозят дорогостоящие и опасные грузы, к ним относят нефть и нефтепродукты. Нефтепродукты транспортируют в танкерах, которые сконструированы специально для доставки топлива. Для перевозки нефтепродуктов применяют очень жесткие требования, чтобы избежать утечки и загрязнения морских вод и прибрежных территорий. Морским путем доставляют продукты, которым необходима определенная температура и влажность. К таким продуктам относятся фрукты и овощи, мясная продукция, морепродукты и, в частности, рыба, охлажденные продукты. Санитарные и гигиенические требования для таких судов очень высокие.

Перевозка насыпных грузов морскими судами очень популярна и востребована. Для таких грузов привлекают сухогрузы. Различную технику: автомобили, фуры, дорожную и специальную технику, перевозят также на определенных судах. Погрузка транспорта осуществляется накатным способом. Для различных видов грузов существуют свои особые типы кораблей, чтобы облегчить транспортировку продукции. Несмотря на некоторые недостатки морских перевозок, они являются важным звеном в торговле существующего мира.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dispetcher-gruzoperevozok.info

Разновидности грузов, которые перевозят морским транспортом

Транспортные перевозки по водным путям сегодня по праву признаны одним из наиболее дешевых способов транспортировки грузов между континентами. Грузоперевозки по морскому пути составляют большую важность для транспортных и товарных отношений множества государств. Обусловлено это, в первую очередь, невозможностью доставлять грузы иначе в экономически неблагополучные страны.

Помимо этого данный способ транспортировки используется тогда, когда морской путь является максимально безопасным для перевозимого груза. В частности, когда требуется перевезти природный газ и нефть. Перевозят их в сжиженном состоянии, используют в самых различных сферах. Такие страны, как Франция, Дания, Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Италия и Япония не имеют собственных месторождений, поэтому газ в эти страны доставляет грузовыми судами особой модификации, так называемыми газовозами.

Газ переводится в жидкое состояние для удобства перевозки, для чего проводят сдавливание или экстремальную заморозку. За счет этого объем газа уменьшается более чем в шестьсот раз. Поэтому перевозка сжиженного газа — процесс довольно опасный. Транспортировка сжиженного вещества осуществляется с применением специальных танков, которые производят из углеродистой стали. Располагают их как в трюме, так и на палубе. В том случае, если газ сжижался при помощи атмосферного давления, его транспортируют в мембранных танках и термоизолированных, которые производят из стали, алюминия и особых сплавов. Форма вкладных танков варьируется — это может быть призма, цилиндр, сфера, куб. Те суда, которые предназначены для транспортировки сжиженных газов, оборудуются также и дополнительной аппаратурой — в частности, это охлаждающие приспособления, сжижающие установки, и различные датчики, которые отслеживают температуру груза и давление внутри танков.

Специализированные суда применяются также и для транспортировки других грузов, не менее дорогостоящих и опасных — например, нефтепродуктов и нефти. Для перевозки нефти применяют танкеры — это большие суда, специально спроектированные для перевозки топливных веществ. Требования и условия таких перевозок всегда очень и очень высоки, потому как известны случаи утечек, и, как следствие, загрязнение водных масс и береговых линий нефтепродуктами.

Транспортировка товаров при помощи морских перевозок актуальна и для тех продуктов, которые требуется перевозить при определенных температурах. В частности, это могут быть охлажденные продукты питания. Овощи и фрукты, мясо и птица, рыба и морепродукты… В ходе морских грузоперевозок таких товаров важно отслеживать температурный режим, уровень влаги. Груз должен быть качественно защищен от воздействия атмосферных явлений. Морские перевозки продуктов питания обычно осуществляют рефрижераторы. Важно отметить, что санитарные и гигиенические нормы на таких судах чрезвычайно высоки.

Морские перевозки допустимы и для прочих категорий грузов — например, для транспортировки насыпных сухих грузов. Это могут быть топливные элементы или продукты питания, строительные материалы и химические вещества. Для их транспортировки применяют сухогрузы.

Существуют также определенные суда, предназначенные для морских грузоперевозок различных видов накатной техники — это могут быть любые разновидности автомобилей, фургонов, тягачей, спецтехники и дорожной техники. Кстати, обычно погрузочные площадки оснащены таким образом, что погрузочная техника не требуется — накатные механизмы сами съезжают по специальным пандусам на борт. Впрочем, применяют ролкеры — типа ло-ро, для погрузок с применением погрузочного крана, и ро-ро, которые используются для горизонтальной загрузки.

Грузы специального назначения, а также грузы нестандартной формы или особой комплектации транспортируются специальными судами. Для процесса погрузки применяют балласт.

Возможности морских перевозок позволяют сохранить этот вид транспортировки грузов в качестве важного звена всей общемировой торговой практики.

Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить "лайки/нравится". Ваш блог "Диспетчер грузоперевозок".

dispetcher-gruzoperevozok.biz

Объем морских перевозок грузов по странам за 2016 год

Объем морских торговых перевозок грузов по странам за 2016 год

 

 

 

Грузовое судно – это определенный вид судна, которое перевозит груз: товары или материалы из одного порта в другой. Тысячи грузоперевозчиков курсируют в морях и океанах ежегодно, обрабатывая основной объем международной торговли.
Грузовые суда, как правило, специально разработанные для выполнения этой задачи, часто оборудуются кранами и другими механизмами для погрузки и разгрузки, корабли бывают разных размеров. Сегодня они почти все построены из сварной стали, и с некоторыми исключениями, как правило, имеют продолжительность эксплуатации от 25 до 30 лет.
Грузовые суда можно разделить на пять групп, в зависимости от типа груза, которые они перевозят:

  1. Общие грузовые суда
  2. Танкеры
  3. Балкеры (сухогрузы)
  4. Суда многоцелевого назначения
  5. Рефрижераторные суда


Общие грузовые суда предназначены для перевозки упакованных предметов и материалов, таких как химические вещества, продукты питания, мебель, машины, военная техника, обувь, одежда и т.д.
Танкеры перевозят нефтепродукты или другие жидкости.
Балкеры перевозят уголь, зерно, руды и другие насыпные грузы.
Суда многоцелевого назначения, как следует из названия, перевозят различные классы грузов - например, жидкие и другие грузы одновременно.
Рефрижераторных суда используется для перевозки скоропортящихся продуктов, которые требуют температурного режима перевозки, в основном это фрукты, мясо, рыба, овощи, молочные продукты и другие продукты питания.
Грузовые суда делятся на две дополнительные категории, которые отражают их тип перевозок, а именно регулярные или чартерные.

Суда с регулярным графиком перевозок имеют фиксированные тарифные ставки. Чартерные корабли не имеют фиксированных ставок.

На основе данных от: http://www.worldmapper.org

 

 Таблица с данными объемов морских перевозок странами мира за 2016 год:

№ п.п. Страна  Тысяч дедвейт тонн Дедвейт тонн на тысячу человек
1 Албания 65 21
2 Алжир 533 17
3 Ангола 28 2
4 Антигуа и Барбуда 6420 64200
5 Аргентина 160 4
6 Австралия 1044 54
7 Австрия 38 5
8 Азербайджан 113 14
9
Багамские о-ва 18556 61853
10 Бахрейн 186 266
11 Бангладеш 455 3
12 Барбадос 391 1303
13 Бельгия 3 0
14 Белиз 1 100 3667
15 Боливия 107 12
16 Бразилия 2859 16
17 Бруней-Даруссалам 3 10
18 Болгария 1076 135
19 Камбоджа 3183 231
20 Камерун 1 0
21 Канада 382 12
22 Кабо-Верде 14 28
23 Чили 446 29
24 Китай 20183 16
25 Колумбия 53 1
26 Коморские острова 198 283
27 Хорватия 1092 248
28 Куба 43 4
29 Кипр 29052 36315
30 Дания
5138
951
31 Джибути 1 1
32 Доминика 2 20
33 Доминиканская Республика 6 1
34 Северная Корея 1082 48
35 Эквадор 3 0
36 Египет 1397 20
37 Экваториальная Гвинея 4 8
38 Эритрея 19 5
39 Эстония 167 128
40 Эфиопия 98 1
41 Фиджи 6 8
42 Финляндия 518 100
43 Франция 1722 29
44 Габон 4 3
45 Грузия 693 133
46 Германия 7086 86
47 Гана 25 1
48 Греция 19361 1760
49 Гренада 1 10
50 Гайана 8 10
51 Гаити 1 0
52 Гондурас 645 95
53 Гонконг (Китай) 22043 3149
54 Венгрия 6 1
55 Исландия 3 10
56 Индия 4331 4
57 Индонезия 2915 13
58 Ирак 82 3
59 Ирландия 125 32
60 Исламская Республика Иран 2807 41
61 Израиль 885 140
62 Италия 4924 86
63 Ямайка 117 45
64 Япония 7909 62
65 Иордания 90 17
66 Казахстан 3 0
67 Кения 2 0
68 Кирибати 5 57
69 Кувейт 399 166
70 Латвия 3 1
71 Ливан 299 83
72 Либерия 34836 10755
73 Ливийская арабская джамахирия 74 14
74 Литва 334 95
75 Люксембург 204 510
76 Мадагаскар 19 1
77 Малайзия 4190 175
78 Мальдивы 68 227
79 Мальта 24997 62493
80 Мавритания 1 0
81 Маврикий 28 23
82 Мексика 50 0
83 Марокко 146 5
84 Мозамбик 11 1
85 Мьянма 559 11
86 Нидерланды 5659 351
87 Новая Зеландия 33 9
88 Никарагуа 1 0
89 Нигерия 54 0
90 Норвегия 11375 2528
91 Оман 6 2
92 Пакистан 259 2
93 Панама 122007 39357
94 Папуа - Новая Гвинея 70 13
95 Парагвай 42 7
96 Перу 65 2
97 Филиппины 6795 86
98 Польша 687 18
99 Португалия 610 61
100 Катар 536 893
101 Республика Корея 7907 167
102 Румыния 510 23
103 Российская Федерация 5750 40
104 Сент-Китс и Невис 1 24
105 Самоа 8 40
106 Сан-Томе и Принсипи 96 480
107 Саудовская Аравия 576 25
108 Сенегал 2 0
109 Сейшельские острова 31 310
110 Сьерра-Леоне 1 0
111 Сингапур 15663 3729
112 Словакия 11 2
113 Соломоновы острова 2 4
114 Сомали 2 0
115 Южная Африка 30 1
116 Испания 623 15
117 Шри Ланка 74 4
118 Сент-Винсент и Гренадины 8354 83540
119 Судан 39 1
120 Суринам 3 8
121 Швеция 1061 119
122 Швейцария 1000 139
123 Сирийская Арабская Республика 691 40
124 Таиланд 2285 37
125 Того 3 1
126 Тонга 292 2920
127 Тунис 38 4
128 Турция 7116 101
129 Туркменистан 18 4
130 Тувалу 16 1600
131 Украина 866 18
132 Объединенные Арабские Эмираты 335 116
133 Великобритания 14736 249
134 Объединенная Республика Танзания 25 1
135 Соединенные Штаты 13155 45
136 Уругвай 7 2
137 Вануату 1200 6000
138 Венесуэла 248 10
139 Вьетнам 1235 15
140 Йемен 4 0

total-rating.ru

Ответы@Mail.Ru: Помогите пожалуйста ребят: *ОПИСАНИЕ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Характеристика морского транспорта и морских перевозок. Особенности морского транспорта. По сравнению с остальными видами транспорта ( автотранспорт, авиатранспорт, железнодорожный транспорт) , основной отличительной чертой морского транспорта является - грузоподъемность. Именно морским транспортом наиболее выгодно осуществлять транспортировку крупных партий товара в межконтинентальном сообщении. Один из возможных участников грузоперевозки по мультимодальной схеме. Основная специализация морского транспорта - морская перевозка груза навалом (зерно, руда, уголь и т. д.) ; перевозка наливных грузов (нефть, нефтепродукты, удобрения и т. д.) ; контейнерные перевозки; перевозка крупногабаритной и крупнотоннажной продукции. Доставка грузов из Китая в порты Украины, Прибалтики, России; доставка автотранспортной техники из США – тоже неотъемлемая часть морских международных грузоперевозок. Плюсы морских перевозок: - один из самых дешевых видов транспорта для перевозки на дальние расстояния. - значительная грузоподъемность, способность перевозить крупногабаритные и крупнотоннажные грузы. - гибкость и мобильность, выраженная в легкой смене маршрутов грузоперевозки, в зависимости от потребностей заказчика. Минусы морских перевозок: - ограниченная пропускная способность каналов и портов - ограничение по географическому расположению грузоотправителя и грузополучателя - не самый быстрый вид транспорта. Такова, кратко - характеристика морского транспорта и особенности морских перевозок. <a rel="nofollow" href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Морской_транспорт" target="_blank" >Так же смотри здесь... </a>

touch.otvet.mail.ru

Морские перевозки грузов. Плюсы перевозок морским транспортом.

Морские перевозки грузов – это самый древний вид транспортировки. Ещё даже до нашей эры, когда люди не умели летать по воздуху, а главным транспортом на земле были различные животные, путь по морю являлся тем, что связывало между собой материки, а также торговые пути, которые проходили по морям, тем самым создавая новую единую торговую систему.

На сегодня, также как и раньше, перевозки грузов по морям имеют важное место во всей структуре отрасли грузоперевозок, но лишь с разницей, что вместо старинных кораблей с парусами и древних фрегатов сейчас по морят плавают усовершенствованные танкеры, паромы, балкеры и многие другие суда, которые обладают мощными двигателями.

Так как изменился данный вид транспорта, став более быстрым, сильным и мощным по дедвейту, то есть по объёму грузоподъёмности, и процесс перевозки грузов пережил многие преобразования. Вряд ли мореплаватели тех времён могли себе позволить что-либо в таком роде, у них даже не было представления о таких судах. До самого порта груз перевозят не на животных, как было раньше, а на железнодорожных или автомобильных контейнерах. Далее специальные краны грузят его на борт корабля, который готов в любое время отправиться в плавание, не дожидаясь отлива, либо попутного ветра.

Сегодня такие грузоперевозки осуществляются различными видами судов, например, танкеры, которые транспортируют обычно нефть и всё, что с ней связано, сухогрузы, балкеры, перевозящие массовые грузы, лесовозы, паромы и многие другие. Неправильно было бы думать, что грузоперевозки по морю – это перевозки исключительно нефтепродуктов. По подсчётам Организации Объединённых Наций, наливные грузы составляют около 35% от всего объёма морских перевозок. И именно это объясняет, что основные клиенты грузоперевозок морем – это крупные и средние компании, которые транспортируют различные грузы, но никак не нефтяные продукты.

Благодаря своей специфике, перевозки грузов по морю являются чуть ли не главной частью всех мультимодальных перевозок, а также главным звеном всей торговой цепочки.

Как и остальные виды грузоперевозок, перевозка грузов по морю имеет как и положительные, так и отрицательны стороны, о которых необходимо знать всем компаниям, планирующим заниматься грузоперевозками по морям. Главным плюсом морских перевозок груза является высокая надёжность, практическое отсутствие риска потери, либо порчи груза и, самое главное, низкая цена перевозки. К минусам морских перевозок следует отнести слишком медленную скорость доставки грузов и зависимость скорости от непосредственно погоды. Но даже с такими недостатками, морские перевозки будут стабильно развиваться, что в условиях такого большого объёма товарооборота является подтверждением в их необходимости.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dispetcher-gruzoperevozok.info

Мировые перевозки основных сухих грузов

Разнообразная номенклатура сухих грузов представлена навалочными и генеральными (штучно-тарными) грузами. Транспортировка по морским путям каждой из этих групп имеет свои отличительные черты, структуру, объемы и направления основных грузопотоков.

Перевозка руды

В структуре этой группы грузов ведущее место занимает руда, на долю которой приходится примерно 1/2 объема морских перевозок навалочных грузов. С увеличением добычи руды росло ее поступление на мировой рынок, которое за последние 20-25 лет почти утроилось, и соответственно заметно увеличилась переброска этого груза морским транспортом. Ведь 4/5 внешнеторговых поставок руды выполняется по морским трассам. Они проходят в разных районах океана от богатых железорудных месторождений до удаленных от них крупных центров металлургии.

Наиболее мощный грузопоток железной руды (свыше 70 млн. тонн) проходит из Австралии в Японию, куда вместе с тем поступает руда из Индии, стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В европейские страны «Общего рынка» рудные грузопотоки направлены из Швеции, Бразилии и стран Западной Африки — Либерии и Мавритании. США получают руду морем из Канады, стран Латинской Америки и Западной Африки.

В последнее время заметно увеличилась дальность морских перевозок железной руды. Если в прошлом металлургические заводы строились обычно вблизи каменноугольных месторождений, то теперь главным критерием стали короткие расстояния от железорудных разработок до удобных для вывоза морем участков побережья, так как перевозка руды на специализированных крупнотоннажных судах экономически выгодна. Показательно, что металлургические компании стали приобретать крупные рудовозы, тем самым сосредоточивая у себя производственный процесс и доставку сырья, что свидетельствует о распространении диверсификации в экономике океана.

Перевозка бокситов

В больших количествах, уступая только железной руде, по морским путям транспортируются бокситы. Их основные грузопотоки направлены из Ямайки, Гайаны, Австралии в США, Канаду, Японию и страны Западной Европы. На экспорт идет около 70% общемировой добычи бокситов.

Значительны по объему грузопотоки марганцевой и хромовой руд. Марганцевая руда экспортируется из Китая, Индии, Бразилии, Габона, Марокко, Ганы, Заира в США, Японию и западноевропейские страны. Хромовая руда отправляется в те же страны из Турции и с Филиппин.

Перевозки угля

До второй мировой войны каменный уголь был главным массовым грузом международных морских перевозок. Он в основном экспортировался из Европы почти во все районы земного шара. С конца пятидесятых годов доля каменного угля в топливных ресурсах мира существенно уменьшилась, что повлекло за собой сокращение масштабов и изменение направлений его перевозок по морским путям. В настоящее время морем транспортируется около 4% (примерно 100 млн. тонн) мировой добычи каменного угля.

В экспорте угля среди западных стран лидируют США, видное место занимают Канада и Австралия. В соответствии с этим наиболее крупные морские грузопотоки угля направлены из США и Канады в страны Западной и Южной Европы, Японию и Южную Америку. Большие грузопотоки угля следуют из Австралии в Японию. На долю Японии приходится почти 50% общего объема морских перевозок угля.

Перевозка лесных грузов

Традиционна в Мировом океане перевозка лесных грузов. Они включают в себя довольно широкую номенклатуру товаров: бревна, доски, шпалы, балансы, пропсы, древесную массу, целлюлозу, фанеру и другие виды древесных материалов. В перевозки включается мягкая (в основном хвойные породы), твердая (преимущественно лиственные породы) и тропическая (породы тропических лесов) древесина. Из них в морских перевозках доминируют мягкие виды древесины, которые служат сырьем для целлюлозно-бумажной промышленности. В настоящее время морем ежегодно транспортируется примерно 23-25 млн. тонн лесных грузов. По природным условиям главные лесные зоны мира находятся в странах северного полушария, а тропические леса в основном приурочены к бассейнам рек Конго и Амазонки. В южном полушарии сравнительно крупными лесными массивами располагают Австралия и Южная Америка.

Поскольку все страны мира в той или иной степени потребляют лес и лесоматериалы, постольку лесные грузопотоки проходят по многим океанским и морским путям. Наиболее значительные объемы лесных грузов отправляются из портов России, а также из портов богатых лесом стран Канады, Финляндии и Швеции в страны Западной Европы и Японию. В последние годы увеличился экспорт лесных грузов из Австралии и стран Тропической Африки в страны Западной Европы и Японию. По мнению специалистов, объемы и направления грузопотоков леса и лесоматериалов сохранятся и в перспективе.

Перевозка сельскохозяйственной продукции

С давних пор значительное место в морских перевозках занимают сельскохозяйственные продукты, среди которых превалирует зерно, и прежде всего пшеница, а затем кукуруза, ячмень, овес, рис. По морским путям транспортируется свыше 10% мирового сбора зерна. Его перевозка морем характеризуется большими весовыми показателями, разветвленностью маршрутов, сезонностью, связанной со временем сбора урожая. После окончания уборки зерновых наступает наиболее напряженное время морской переброски этого груза, что влечет за собой рост фрахтовых ставок и интенсивность портовых операций.

Главные современные производители товарного зерна и его экспортеры — США и Канада, которые поставляют на мировой рынок 2/з зерна, а также Австралия и Аргентина. Ввозят зерно в основном страны Западной Европы (35%), Япония (17%) и южноазиатские страны. Поэтому наиболее крупные грузопотоки зерна (пшеницы) направлены из атлантических портов США и Канады в Западную Европу, Юго-Восточную Азию и Южную Африку. Большие грузопотоки зерна идут из США и Канады в Японию, из Аргентины в Европу и Юго-Восточную Азию.

Кроме зерна в рамках международной торговли морем перевозятся и другие продовольственные товары. В значительных количествах транспортируются сахар, чай, кофе, какао, жиры, фрукты и т.д. Их грузопотоки довольно разнообразны и изменяются в зависимости от объема закупок, сделанных теми или иными странами.

По морским путям ведется широкий внешнеторговый обмен разнообразными генеральными грузами. Их доля в общем объеме морских перевозок достигает примерно 20%, при этом транспортируются дорогие товары. Генеральные грузы возят в основном суда, занятые в линейном судоходстве. Их трассы в Мировом океане отражают направления грузопотоков этих товаров. Перевозки генеральных грузов наиболее развиты между США и странами Западной Европы, США и странами Южной Америки, странами Западной Европы и странами Южной Америки, США и Японией, вдоль Тихоокеанского побережья Северной и Южной Америки и между европейскими портами. В настоящее время генеральные грузы перевозятся преимущественно контейнерным способом, при котором они упаковываются в крупную многооборотную тару-контейнеры, что обеспечивает хорошую сохранность содержимого, упрощает и ускоряет погрузку и разгрузку. Несмотря на относительно большую капиталоемкость контейнерных перевозок, они приняли широкий размах. Большой экономический эффект дает работа контейнерных линий, на которых курсируют специальные быстроходные суда — контейнеровозы, а в портах для грузовых операций созданы высокомеханизированные участки — контейнерные терминалы.

Грузонапряженные контейнерные линии действуют между некоторыми крупными портами США и Европы, между европейскими атлантическими и средиземноморскими портами, между США и Японией. Для перевозки генеральных грузов с успехом используются лихтеровозы, которые наиболее эффективны при доставке товаров в порты, расположенные в устьях крупных рек или в их верховьях. Характер генеральных грузов, куда входят главным образом промышленные изделия, предопределяет преимущественные направления их перевозок. Эти грузы обычно транспортируются в рамках внешнеторговых поставок между различными странами.

www.polnaja-jenciklopedija.ru

Структура международных морских перевозок


ТОП 10:

Под структурой морских перевозок понимаются перевозки по видам грузов. Структура международных перевозок товаров морем не остается постоянной. Так, в 70-е годы прошлого столетия более половины объема мировых морских перевозок составили наливные грузы, но с начала 80-х годов наметилось их значительное снижение, вызванное энергетическим кризисом. В то же время неуклонно росли объемы перевозок генеральных грузов, все большее количество которых перевозится укрупненными грузовыми местами. Структура международных перевозок меняется и в связи с изменением физического вида грузов и их транспортных характеристик. Так, руды все в большей степени поступают на морской транспорт обогащенными в виде окатышей и восстановленного железорудного сырья. Основу мирового морского грузооборота составляют сырьевые массовые грузы, которые перевозятся на судах наливом, насыпью, навалом. В послевоенные годы особенно резко возросли перевозки наливных грузов, главным образом, сырой нефти и нефтепродуктов. Это объясняется тем, что, с одной стороны мировая экономика характеризуется огромными объемами потребления нефти, а с другой – невозможностью создания долго-временных ее запасов. На нынешнем этапе структуру международных морских перевозок определяют развивающиеся мирохозяйственные связи и интеграционные процессы.

Постоянные изменения в размещении производительных сил, неравномерность экономического развития отдельных стран и регионов, наличие циклов в деловой активности обусловливают изменения объемов и структуры международных морских грузопотоков.

За последнее десятилетие двадцатого века наблюдалось стабильное увеличение объемов мировых морских перевозок грузов. Эта тенденция является следствием роста масштабов мировой торговли и расширения международного сотрудничества на принципах интернационализации хозяйственной и инвестиционной деятельности (рис. 1.5.).

За период 1990-2000 гг. общий объем перевозок грузов вырос на 42,6%. Одновременно отмечается изменение технологии транспортировки по отдельным группам грузов.

Значительную долю, начиная с 1995 года, в морской торговле занимают генеральные грузы. Это обусловлено двумя основными факторами экономического развития: повышением роли высокотехничных товаров с конечной обработкой и переходом индустриально развитых стран на технологии рационального использования сырьевых ресурсов. С целью совершенствования размещения производительных сил во многих странах отдали предпочтение экспорту капитала и строительству производств по переработке природных ресурсов возможно ближе к месту их расположения.

Рис. 1.5. Динамика объемов морской перевозки грузов на мировом фрахтовом рынке.

 

В 2001 году по морским путям было перевезено 5,83 млрд. т различных грузов. Первое место по объему перевозок заняли по-прежнему наливные грузы, главным образом нефть и нефтепродукты. Их доля составила примерно 36-38%. На второй позиции по результатам 2001 года оказались перевозки угля, за ними следуют перевозки железной руды, зерна, бокситов. Перевозки генеральных грузов, в том числе в контейнерах, составили 2,4 млрд.т. Объем перевозок морем грузов в контейнерах постоянно растет, в 2002 году было перевезено 225 млн. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU).

Рассмотрим основные объекты морской перевозки более подробно.

Нефть и нефтепродукты. Направления потоков этих наливных грузов зависят не только от мест добычи нефти, но и от размещения нефтеперерабатывающих заводов. В 2002 году в мире действовало 742 НПЗ, из них 284 находились в трех странах: США (152), КНР (97), Японии (35). На мировой рынок в настоящее время поступает около 45% добытой нефти (в 2002 году добыто 3,3 млрд. т), остальные объемы перерабатываются на местных НПЗ. Из произведенных в процессе переработки сырой нефти нефтепродуктов объектом торговли становится только 13%.

Самым крупным поставщиком нефти и нефтепродуктов являются страны Ближнего Востока. Из этих стран ежегодно вывозится 920-930 млн. т указанных наливных грузов. Наибольшее количество нефти и нефтепродуктов вывозится в страны Азии – свыше 290 млн. т. Кроме того, около 210 млн. т составляют поставки в Японию. В европейские страны поставляется 210-215 млн. т и в США – 100-105 млн. т.

Вторым крупнейшим поставщиком нефти и нефтепродуктов на мировой рынок являются страны СНГ – 175-180 млн. т. Основной поток нефти – примерно 130-135 млн. т направлен из европейской части бывшего СССР в Европу. Поставки в другие регионы мира: немногим более миллиона тонн в Северную Америку, два с небольшим миллиона тонн в Карибский регион.

Примерно 160 млн. т нефти в год направляет на мировой рынок Южная Америка: 135 млн. т в США, 13 – в Европу, 7 млн. т в Канаду.

Страны Западной Африки вывозят 155 млн. т нефти и нефтепродуктов – свыше 70 млн. т в США, почти 40 – в Европу, 25 – в страны Азии, 15 млн. т в страны Центральной Америки.

Поставки нефти и нефтепродуктов из стран Северной Африки составляют примерно 135 млн. т. Около 100 млн. т вывозится в Северную Европу, 15 – в США, по 4 млн. т – в Канаду, Южную Европу и страны Африки.

Мексика поставляет основное количество нефти и нефтепродуктов в США, остальные объемы – в Европу (около 10 млн. т) и в Центральную Америку (7 млн. т).

Уголь. В настоящее время на мировой рынок поступает примерно 13% от общего объема добычи угля. Самым крупным поставщиком угля в мире является Австралия: ежегодно из этой страны вывозится около 166 млн. т. Основное направление перевозок угля – Япония (70 млн. т) и другие азиатские страны (46 млн. т). Почти 20 млн. т угля доставляется в Великобританию, около 7 млн. т в Латинскую Америку, около 9 млн. т в страны Европы. Второй крупнейший поставщик угля для перевозки – Северная Америка (около 90 млн. т), третий – ЮАР (67 млн. т в год). Южноафриканский уголь идет преимущественно в страны Европы, часть объема (около 13 млн. т) направляется в Японию. Еще 14 млн. т поставляется в другие страны мира (рис. 1.6).

Железная руда. В 2002 году на мировой рынок было поставлено 477 млн. т этого продукта (рис. 1.7.). Крупнейшие экспортеры железной руды располагаются на атлантическом побережье Южной Америки. Отсюда ежегодно направляется около 150 млн. т груза по маршрутам: страны Европы (70 млн. т), Азии (55 млн. т), США (более 7 млн. т). На втором месте по экспорту железной руды Австралия (140 млн. т), которая поставляет около 120 млн. т в страны Азии, 20 млн. т в Европу и более 1 млн. т в США. Крупные по объему перевозки железной руды осуществляются в направлениях: Северная Америка – Европа (18 млн. т), Западная Африка – Европа (11 млн. т), Скандинавия – другие европейские страны (15 млн. т).

       
   
  Рис. 1.6. Основные грузопотоки угля (в млн.т и млрд.тонно-миль)  
 
 
Рис. 1.7. Основные грузопотоки железной руды (в млн.т и млрд.тонно-миль)  

 

 

 

Зерновые грузы. В 2001 году на мировой рынок было поставлено 220 млн. т. зерна. Самый крупный поставщик – США: свыше 90 млн. т в год. Аргентина и другие южноамериканские страны экспортируют около 35 млн. т зерновых, Австралия вывозит в год около 22 млн. т, Канада 15 млн. т. Наибольшее количество зерна закупают страны Африки (31 млн. т), Азии (72 млн. т), Япония (31 млн. т). Китай импортирует около 13 млн. т ежегодно, Мексика – порядка 16 млн. т. В Европу поставляется в год около 30 млн. т зерна (рис. 1.8.). В структуре зерновых грузов приоритетное место занимает пшеница. Общий объем мировой торговли пшеницей и мукой в 2002 году составил 103 млн. т. Наиболее крупные импортеры и экспортеры пшеницы показаны в таблице 1.4.

Как видно, Украина входит в десятку крупнейших поставщиков пшеницы на мировой рынок.

 
 
Рис. 1.8. Основные грузопотоки зерна (в млн.т и млрд.тонно-миль)

 

Таблица 1.4

Объемы экспорта / импорта пшеницы

Страны 2000 / 2001 гг., млн т 2001 / 2002 гг., млн т
Импорт всего 100,8 102,6
Бразилия Египет Иран Япония Алжир СНГ Индонезия Южная Корея Мексика Филиппины 7,7 6,1 7,0 5,8 5,0 5,4 3,8 3,6 2,9 2,9 7,5 6,2 6,0 5,8 4,9 4,5 4,0 3,7 3,2 3,1
Экспорт всего 80,1
США Канада Австралия ЕС Индия Казахстан Украина 29,0 17,5 16,0 11,5 2,4 3,5 0,2 27,5 17,5 17,0 12,5 3,5 3,0 2,0

 

Бокситы. Поставки этого важного сырья для алюминиевой промышленности на мировой рынок составляют 53-54 млн. т в год. Наиболее крупные экспортеры бокситов: Австралия (16 млн. т) и страны Африки (15 млн. т). Основными получателями этого товара являются страны Европы и Северной Америки (примерно по 22 млн. т). Более 8 млн. т ввозит Япония.

Лес и лесоматериалы. В мировой торговле лесом давно определились страны-экспортеры и страны-импортеры. К первым относятся США, Канада, Финляндия, Швеция, ко вторым – Германия, Великобритания, Италия. В 2002 году общий экспорт пиломатериалов в мире составил около 85 млн. кубометров.

Генеральные грузы. Основную их массу составляют готовые промышленные изделия, к ним относятся также сырьевые товары (шерсть, хлопок, каучук), которые при перевозке укладывают в трюмы судов и перегружают отдельными местами или пакетами. Следует отметить, что ввиду многообразия видов генеральных грузов, которые транспортируются в самых разных количествах и направлениях, определить точно объемы их поставок на мировой рынок и, соответственно, морских перевозок затруднительно. Аналогично трудно выделить крупнейших поставщиков и импортеров определенных товаров. Большинство развитых стран ввозят и вывозят самые разные промышленные изделия: станки, машины, оборудование, бумагу, металлопродукцию, хлопок и др.

Наибольшие объемы генеральных грузов в течение многих лет перемещаются между портами Европы и Северной Америки (США и Канады) в одном и другом направлении. Второй по значимости поток генгрузов направляется из Северной Америки в порты Средиземного моря. Большое количество разнообразных товаров перевозится морским путем из стран Европы в порты восточного побережья Южной Америки, а также из Северной Америки в порты восточного и западного побережий Южной Америки.

 

Основные грузопотоки

Пространственная разобщенность мест производства продукции и ее потребления обусловливает возникновение потоков товаров (грузов) в рамках сложившихся международных торговых связей. Грузопотоки – это количество грузов, перевозимых на конкретном направлении за определенный промежуток времени. Пространственное размещение грузопотоков в морях и океанах обусловливается определенными закономерностями. Зарождаются они в районах добычи сырья и производства продукции. В одних районах Земного шара расположены производственные центры, источники избытка товаров, в других – центры потребления или рынки сбыта. Между ними формируются стабильные потоки грузов, перевозимых на морских судах. Грузопотоки характеризуются структурой (родом груза), направлением, объемом и степенью равномерности. Под структурой грузопотока подразумевается состав грузов, разных по свойствам и требованиям, предъявляемым к их перевозке морем. Структура грузопотока определяет конструктивные типы судов, качественный состав необходимого для перевозки грузов тоннажа, организацию перевозок и технологию грузовых работ. В зависимости от рода грузов различают грузопотоки: нефтяные, рудные, угольные, зерновые и т.д.

По объему (мощности) грузопотоки условно делятся на большие (перевозятся миллионы тонн) и малые (тысячи тонн). Грузопотоки также характеризуются степенью равномерности, под которой понимается распределение грузопотока по времени его возникновения и продолжительности действия. По степени равномерности грузопотоки делятся на круглогодичные, сезонные и эпизодические.

Следует иметь в виду, что грузопотоки – явление динамичное, они могут возникать и исчезать, увеличиваться в объеме или уменьшаться и т.п. Грузопотоки представляют экономическую основу для организации международных морских перевозок.

В современных условиях дальнейшего углубления общественного разделения труда между странами, высоких темпов развития мировой экономики и международных торговых связей характеристики грузопотоков могут существенно изменяться. Вместе с тем, географию морского транспорта определяет в значительной мере сеть портов, морских каналов и проливов, доступных для плавания морских судов. Поэтому многие из существующих морских трасс перевозок грузов являются стабильными на протяжении десятилетий.

Большинство грузопотоков, обслуживаемых трамповыми и линейными судами, располагаются в Атлантическом океане. Это объясняется целым рядом причин, в частности, высоким уровнем заселенности и промышленного развития большинства приморских районов в Европе и Северной Америке, через Атлантику проходят кратчайшие морские пути между Старым и Новым Светом. К Атлантическому океану выходят около 70 стран с населением 1,5 млрд. человек. Вполне естественно, что здесь сложилось несколько стабильных направлений морских перевозок.

По интенсивности судоходства и величине объемов перевозимых грузов выделяется североатлантическое направление – трансокеанские пути между Европой и портами Северной и Центральной Америки. Они имеют генеральное направление «восток - запад» и включают две равнозначные по объему перевозок трассы: из портов Европы в порты США и Канады и из портов Средиземного моря в страны Северной Америки. В прямом направлении на первом маршруте перевозится каменный уголь, машины, оборудование, химические грузы, руда, в обратном – зерно, уголь, хлопок, химическая продукция, машины, лес. На трассе Средиземное море – Северная Америка транспортируется нефть и нефтепродукты, в обратном направлении – машины, промоборудование, зерновые грузы. Значение этих маршрутов перевозки особенно велико в связи с тем, что в Северной Америке трансокеанские пути стыкуются с морским путем р. Святого Лаврентия, ведущим к Великим озерам. Что позволяет обеспечить доставку грузов из Европы без перевалки вглубь североамериканского континента к крупным промышленным центрам США и Канады. В Европе эта трансокеанская трасса стыкуется с судоходной системой р. Рейн, которая каналами соединена с водными системами рек Майн и Дунай. По этим водным путям к внутренним районам Европы доставляется уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, зерно, оборудование.

Латиноамериканское направление грузопотоков берет начало в портах Южной Америки и состоит из трех основных ветвей: одна из ветвей пересекает океан и через пролив Гибралтар проходит в порты Средиземного моря; другая следует через пролив Ла-Манш к портам Северного и Балтийского морей. В прямом направлении здесь перевозятся машины и оборудование, лесные грузы, химические товары, нефть и нефтепродукты. Еще одна ветвь пересекает океан с юга на север по направлению к Нью-Йорку. В Южной Америке эти трансокеанские трассы стыкуются с водными системами рек Амазонки, Параны и Ориноко, что позволяет доставлять разнообразные грузы во внутренние районы Венесуэлы, Колумбии, Парагвая. В США из стран Южной Америки направляется железная руда, хлопок, кофе, нефть, руды цветных металлов, в обратном направлении – различное оборудование, машины, зерно, промтовары, продукция химической промышленности.

В Атлантике также осуществляются интенсивные морские перевозки из Европы, Северной и Южной Америки к западному побережью Африки. Первый грузопоток направляется от Ла-Манша вдоль африканского берега к Кейптауну. Второй поток грузов (две ветви) направляется от Нью-Йорка к мысу Доброй Надежды и от южноамериканских портов на Кейптаун. На этих направлениях в развивающиеся страны Африки доставляют машины, оборудование, зерновые, химические грузы, а в Европу и Америку перевозится нефть, различные руды, лес.

В Индийском океане, на побережьях которого расположены около 30 развивающихся стран, выделяются три основных направления международных перевозок грузов: ближневосточное, дальневосточное и австралийское. Ближневосточное направление включает три ветви интенсивного судоходства: 1) южноафриканскую – от Ормузского пролива вдоль восточного побережья Африки к мысу Доброй Надежды. Здесь перевозятся такие товары как нефть и нефтепродукты, руда, зерно; 2) средиземноморская ветвь начинается у острова Сокотра и проходит через Красное море в Средиземное море. По этому направлению в порты Европы доставляется большое количество сырой нефти; 3) дальневосточная ветвь проходит от Аденского залива через Малаккский и Сингапурский проливы в Южно-Китайское море и далее в порты Китая , Японии, Кореи. В восточном направлении здесь перевозится нефть и нефтепродукты, зерно, удобрения, машины, в обратном – автомобили, металлопродукция, промышленные товары. Австралийское направление начинается у порта Перт и складывается из трех морских трасс, проходящих на Персидский залив, Бенгальский залив и к мысу Доброй Надежды. Здесь в прямом и обратном направлении перевозится большое количество разнообразных товаров: зерно, шерсть, руда, глинозем (из Австралии), машины, промышленные товары, химическая продукция, нефтепродукты (в Австралию).

На берегах величайшего по площади Тихого океана расположены 30 государств с населением равным более половины всего населения Земли. В Тихом океане выделяются три основных направления интенсивного судоходства:

1. Американо-азиатское: из портов Северной Америки в порты Японии, Китая, Филиппин. На этом пути из США и Канады перевозятся в страны Азии каменный уголь, зерно, лесные грузы, в обратном направлении автомобили, химические удобрения, промышленные товары.

2. Американо-австралийское направление (две ветви): начинается у портов Австралии и Новой Зеландии и соединяет их с портами Северной и Южной Америки. В порты Австралии (Сидней, Мельбурн) по этим трассам доставляются машины, промышленные товары, станки, оборудование, в обратном направлении перевозятся шерсть, свинец, цинк, руда.

3. Азиатско-австралийское направление соединяет порты Австралии и Японии. Из Австралии в Японию осуществляются перевозки железной руды, шерсти, угля, зерна, продовольственных товаров, в обратном направлении – машин, удобрений, промышленных товаров.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *