Оборудование для перевозки живой рыбы – 4. Методы и оборудование для перевозки живой рыбы.

Содержание

4. Методы и оборудование для перевозки живой рыбы.

Развитие рыбного хозяйства на внутренних водоемах, в том числе прудового и индустриального рыбоводства, связано с рас­ширением объема перевозок живой рыбы. В больших масштабах применяют перевозку икры, личинок, молоди и производителей при акклиматизационных работах.

Перевозка живой рыбы проводится как внутри хозяйства, так и за его пределами. Внутрихозяйственная перевозка живой рыбы связана с пересадкой рыбы из одних категорий прудов в другие, а также при доставке товарной (столовой) рыбы в тор­говую сеть. Как правило, эти перевозки осуществляются на небольшие расстояния и по времени непродолжительны.

Межхозяйственные перевозки связаны главным образом с транспортировкой посадочного материала (годовиков, сеголет­ков, личинок) из хозяйств питомников и полносистемных хо­зяйств, специализирующихся на выращивании молоди, в прудо­вые и озерные хозяйства. Важное место в рыбохозяйственной практике занимают перевозки производителей, а также оплодо­творенной икры.

Перевозка живой рыбы. При межхозяйственной перевозке необходимо разрешение ветеринарной службы. Перевозить мож­но только здоровую рыбу. Из хозяйств, неблагополучных по заболеваниям — бранхиомикозом, краснухе, фурункулезу, вертежу лососевых, вывоз рыбы запрещен. При других инвазионных заболеваниях (ботриоцефалезе, филометроидозе, лигулезе, аргулезе и др.) вопрос о перевозке решается в соответствии с дей­ствующей инструкцией по борьбе с этими болезнями. Рыба, пораженная эктопаразитами, может быть перевезена только пос­ле обработки.

При подготовке рыбы к транспортировке вялых, истощен­ных и травмированных особей необходимо отбраковывать. Рыба, подлежащая перевозке, должна быть обработана в солевых или аммиачных антипаразитарных ваннах. Тару нужно обработать 10…20 %-ным раствором извести.

До транспортировки рыбу выдерживают в чистой проточной воде в течение 2…4 ч. За это время с нее смывается налипшая при облове грязь, промываются жабры, освобождается от пищи кишечник. Состояние рыбы при перевозке зависит от качества и количества воды, поэтому при перевозке нужно использовать только чистую воду, не содержащую вредных и ядовитых приме­сей, с температурой, равной температуре воды водоема, где находилась рыба. Для охлаждения воды в пути нужен лед. При необходимости смены воды в пути пользуются водой из тех водоемов, где нет заболеваний. Вода из колодцев, а также из городских водопроводов не подходит. Оптимальная температура для перевозки большинства тепло­любивых рыб в летнее время — 10…12°С, холодолюбивых — 6…8 °С, а весной и осенью — соответственно 5…6 и 3…5 °С. Тиляпию следует перевозить при температуре 20…23 °С.

В зависимости от длительности перевозки, температуры воды и воздуха, возраста и размеров рыбы и ряда других факторов соотношение воды и рыбы в емкостях для перевозки бывает различным. Оптимальным считают такое соотношение, когда при минимальном количестве воды перевозимая рыба не угнетается. Многие виды рыб возбуждаются во время перевозок. В этих слу­чаях можно применять анестезирующие препараты: трикаинметасульфонат (МС-222), хинальдин, веронал натрия, уретан.

Живую рыбу можно перевозить и без воды. Фактором, опре­деляющим успех этого мероприятия, является продолжитель­ность. При перевозке различных возрастных групп карпа она ограничена 2…4 ч. Чем ниже температура, тем дольше может быть перевозка. Рыб помещают в лотки или ящики, в 1…2 слоя. На дно предварительно кладут марлевые салфетки в несколько слоев или траву. Дно имеет отверстия для стока воды. Перед перевозкой рыбу орошают водой. Ящики устанавливают один на другой стопками по 7…8 шт. и закрывают брезентом, с тем чтобы сохранить влажную среду.

Перевозка икры и спермы. Успех перевозки зависит от каче­ства икры и условий перевозки. Оплодотворенную икру тран­спортируют на начальных или конечных стадиях развития, когда эмбрион менее всего чувствителен к механическим воздействиям. Неклейкую и искусственно обесклеенную икру перевозят без воды и субстрата в специальной таре: рамки, кюветы, картонные или фанерные ящики с кюветами из пористого стиролового пластика, полиэтиленовые пакеты. Для кратковременной перевозки можно использовать банки.

Икру осетровых перевозят на деревянных рамках, уложен­ных в изотермические, влагонепроницаемые пенопластовые ящи­ки. На рамки расстилают марлевые салфетки, затем кладут икру и накрывают ее свободными концами салфетки. Сверху на стопку рамок ставят такую же рамку, но с сетчатым дном, в которую закладывают лед. За время транспортировки лед постепенно тает, и вода стекает по стопке рамок, охлаждая и увлажняя икру. Оплодотворенную и обесклеенную икру осетровых рыб можно перевозить и в полиэтиленовых пакетах, заполненных водой и кислородом. Соотношение объема воды с икрой и кислорода при­нимают 1:1. Оптимальная температура при перевозке зависит от вида, так как для икры белуги она равна 10…13°С, осетра — 14…17, севрюги— 18…22 °С. Перевозка не должна длиться бо­лее 10 ч.

Икру лососевых перевозят на рамках размером 50X30 см. Их вместимость около 7 тыс. икринок. Рамки кладут стопкой по 8… 12 шт. в стойку контейнера из пенопласта. В контейнере нуж­но поддерживать оптимальный температурный режим и влаж­ность, своевременно удалять из ящика излишки воды. При низ­ких температурах наружного воздуха на контейнер надевают войлочный чехол. При длительной транспортировке икру промы­вают через сутки. При перевозке икры во влажной среде, при температуре 4…7 °С весной и осенью, 8…12 °С летом, ее отход за 24…48 ч транспортировки не превышает 2%.

При перевозке спермы важную роль играет температура. При температуре 1…1,5°С сперма карпа сохраняет свою активность на протяжении 2 сут, форели — до 9 сут, осетровых — до 18 сут. Хранят и перевозят сперму в стеклянных пробирках диаметром 0,7…0,8 и высотой 4…5 см. После заполнения спермой пробирки закрывают корковыми пробками, предварительно прокипячен­ными в парафине, и снабжают этикетками с указанием даты, времени отбора спермы, вида рыбы, номера производителя, объема и качества спермы. Пробирки помещают в штатив, кото­рый ставят в термос, заполненный льдом. Если температура воз­духа при транспортировке выше 25°С, то новую порцию льда закладывают через каждые 12 ч, а при 18…24 °С — через 24 ч. Перед использованием спермы проверяют ее качество.

Живую рыбу, икру и сперму перевозят автомашинами, желез­нодорожным, водным и авиационным транспортом. В качестве транспортной тары используют как открытые, так и герметиче­ские емкости. К емкостям открытого типа относят автоцистерны, съемные контейнеры, чаны, деревянные ящики, специальные суда и вагоны, ванны и изотермические контейнеры; к закры­тым — полиэтиленовые пакеты, бидоны с плотной крышкой и др. Автомашины для перевозки имеют автоцистерну емкостью 2400 л. Производительность воздушного компрессора цистерны 10 м

3/ч. В ее передней части находится емкость для льда (до 100 кг), так как в пути нужно охлаждать воду в цис­терне, и где-то хранить снулую рыбу. В задней стенке цистерны находится люк диаметром 250 мм с воздушным рукавом, через который выпускают рыбу.

Перед загрузкой автоцистерны рыбой воду доводят до опреде­ленной температуры: летом ее охлаждают чистым льдом. Для насыщения воды кислородом и удаления из нее углекислоты или хлора перед погрузкой необходимо на 10…15 мин включить аэрационную систему при открытых крышках загрузочных лю­ков. Во время погрузки компрессор должен работать непрерывно. Загружают рыбу через верхние люки. После полной загрузки уровень воды должен быть не ниже 30…40 мм от верхнего конца горловины. Нормы посадки рыбы и длительность перевозки за­висят от температуры воды и содержания кислорода. Для карповых рыб при рекомендуемой плотности посадки время перевозки не должно превышать 1,8 ч, осетровых — 2,6 ч, лососевых — 2,1 ч. В случае задержек рыба может погибнуть из-за дефицита кислорода. В случае вынужденной и длительной ос­тановки автомашины аэрационная система должна работать не­прерывно.

Живую рыбу перевозят также автоцистерной на базе водораздатчика ВР-3,0. Ее устанавливают на грузовой автомашине. Объем цистерны 3 м3. Она оборудована компрессором для аэрации воды и выгрузки живой рыбы. Для загрузки рыбы ис­пользуют лебедку, расположенную в передней части цистерны. Выгружают рыбу через отверстие в нижней части цистерны, к которому присоединяют гибкий шланг.

Для перевозки рыбы удобны съемные контейнеры типа ИКФ-4 и ИКФ-5, которые устанавливают на грузовые машины. Их изго­товляют из листового пищевого алюминия объемом 1,8 м. В нижней части контейнера находится люк для выгрузки рыбы. Аэрация осуществляется с помощью бензокомпрессорной уста­новки, смонтированной на платформе автомашины. Контейнеры не имеют термоизоляции, поэтому при температуре окружающего воздуха ниже О °С не рекомендуется перевозить в них живую рыбу на большие расстояния. В практике широко используется перевозка рыбы в брезентовых чанах, монтируемых на грузовых автомашинах с помощью деревянного каркаса. Размеры брезен­тового чана можно изменять в зависимости от размера плат­формы машины. Можно перевозить рыбу в установках Н15-ИЖЗК.

Вагоны для перевозки молоди рыб, производителей и кормовых беспозвоночных типа В-20 и Б-329 оснащены двумя резервуарами общей емкостью 30 т. Вода аэрируется с помощью 120 форсунок и в виде мелких капель попадает в резервуары. Для снижения температуры воды используют лед. В этих резер­вуарах можно перевозить до 12 т рыбы.

Предварительно воду в резервуарах нужно проаэрировать в течение 1 ч и не выключать аэрационную систему во время по­грузки рыбы. В пути необходимо отбирать снулую рыбу. При перевозке молоди рыб массой 1…20 г всасывающие клапаны насосов и резервуаров обтягивают мелкоячейной капроновой делью или латунной сеткой, для того чтобы не допустить попа­дания рыбы в магистральные трубы аэрационной системы и из­бежать засорения форсунок. При перевозке мелких организмов в цистернах устанавливают садки из безузловой мелкоячеистой дели на дне резервуара вагона. Садок представляет собой мел­коячеистый каркас из металлического прута диаметром 10…12мм, размером 0,6X1,0X0,6 м, обтянутый капроновым ситом. Количество перевозимой рыбы зависит от ее индивидуальной массы, температуры воды, содержания кислорода. Так, например, плотность посадки карповых рыб средней массой 20 г при содержании кислорода 5 мг/л, при температуре 10°С составляет 1100 кг, а при 15 °С — 570 кг. Для рыб средней массой 500 г, при тех же условиях, плотность посадки будет соответственно 2800 и 1400 кг. При увеличении содержания кислорода до 8 мг/л плотность посадки рыбы и продолжительность транспортировки увеличиваются. Время выживания карпа в аварийных условиях при начальном содержании кислорода 5 мг/л состав­ляет 0,5…! ч, а при 9 мг/л — 2,4…8,6 ч.

Авиатранспортом перевозят живую рыбу на большие расстояния. Для этого используют изотермические и герметиче­ские контейнеры из пенопластовых плит. Масса загруженного контейнера 30…40 кг. Его размеры (158X51X46 см) позволяют производить погрузку через люки самолетов различных типов. Внутри контейнера помещают рамки, обтянутые металлической сеткой или марлей, или хамсоросом в зависимости от назначения контейнера.

Широкое применение получили полиэтиленовые пакеты. Существует два типа пакетов — стандартные (емкостью 40 л) и крупногабаритные (до 300 л), которые используются для пере­возки крупных рыб. Пакеты изготовляют из полиэтиленового рукава шириной 40…80 см, толщиной 0,07…0,15 мм. Стандартный пакет объемом 40 л изготовляют из рукава шириной 50 см, дли­ной 95 см. Для увеличения надежности их делают из несколь­ких слоев полиэтилена.

В пакет с водой помещают рыбу и вставляют в него резино­вую трубку длиной 5…6 см. Конец пакета обертывают изоля­ционной лентой и надевают на него зажим. Освободив пакет от воздуха, присоединяют к резиновой трубке шланг от кислород­ного баллона и подают кислород. Заполненный пакет герметизируют с помощью зажима или других приспособлений и помещают в картонную коробку. Упакованный таким образом па­кет можно транспортировать продолжительное время и на боль­шие расстояния. Если во время транспортировки ожидается рез­кая смена температуры, то в картонные коробки, вокруг пакетов, следует помещать теплоизоляционный материал (вату, поролон, бумагу). Для охлаждения воды в коробки закладывают лед, упакованный в полиэтиленовые пакеты.

Перед перевозкой рыбу (за исключением личинок) необхо­димо выдержать не менее суток без пищи. В противном случае длительность выживания при тех же нормах посадки снижается примерно на 50%. При выпуске рыбы пакеты предварительно помещают в емкость (пруд, бассейн, садок) и вскрывают после выравнивания температуры воды в пакете с температурой воды в емкости. Плотность посадки рыбы в полиэтиленовые пакеты зависит от ее вида и возраста.

studfiles.net

Транспортировка живой рыбы

Помимо изотермических камер и контейнеров для рыбы, рекомендуется использовать специальное кислородное оборудование.

Размер камеры для живой рыбы зависит от вида рыбы, ее количества, необходимой температуры воды и длительности транспортировки. Например, для транспортировки радужной форели на большие расстояния необходимо соблюдать следующую пропорцию: 75% воды и 25% рыбы. Соответственно, в камере на 600 л можно перевозить не более 150 кг форели (при температуре воды 10 градусов).

Максимальная плотность посадки рыбы допустима только в случае использования чистого кислорода, который распыляется в воде через перфорированные шланги, закрепленные на специальной рамке. Вместо чистого кислорода можно использовать воздух (от компрессора), однако объем транспортируемой рыбы, в этом случае, сократится. Например, при транспортировке радужной форели в камере объемом 800 л, максимальная масса рыбы с применением чистого кислорода составит 200 кг, а при использовании воздуха – 125 кг. Также, стоит учитывать, что некоторые виды рыб, например карп, легче других переносят условия высокой плотности посадки. Таким образом, при транспортировке карпа в камере на 800 л и с применением чистого кислорода, максимально допустимая масса рыбы составит 300 кг.

Для использования чистого кислорода из баллонов понадобится надежный кислородный редуктор с большой пропускной способностью для уменьшения давления до 3,5 бар. По кислородному шлангу кислород подается в распыляющую рамку, находящуюся в изотермической камере с рыбой. Между баллоном с кислородом и распыляющей рамкой рекомендуется установить расходомер (ротаметр) для регулировки и контроля подаваемого кислорода.

Ротаметр позволяет точно рассчитать необходимое количество кислорода, в зависимости от объема транспортируемой рыбы. Для перевозки 100 кг радужной форели требуется 2 л кислорода в минуту (при температуре воды 10 градусов). Соответственно, для 200 кг форели – 4 л кислорода в минуту и т.д.

aquacultur.ru

Особенности перевозки живой рыбы. Емкости, условия, упаковка, кислород

Транспортировка и пересадка рыб являются очень распространенными мероприятиями. Во время их осуществления необходимо принимать во внимание следующие факторы: скопления рыб в маленьком контейнере вскоре погибнут от недостатка кислорода; рыба не должна переноситься воду, температура которой сильно отличается от температуры воды в прежней емкости; процесс переноса рыб и выдерживание их в скоплениях является стрессом, поэтому делает их более восприимчивыми к заболеваниям.

Перевозка рыбы на короткие расстояния

Когда особи переносятся на короткие расстояния в пределах одного хозяйства, они могут транспортироваться в ведрах (например, Tilapia rendalli и сомы), накрытых сверху сеткой или крышкой. Особи, которые случайно выпрыгнули из ведра и упали на землю, теряют защитный покров слизи на коже и часто погибают несколько дней спустя.

Перевозка на длинные расстояния

Для транспортировки рыб на дальние расстояния необходимо проведение специальных процедур. В течение 24 часов (48 часов для видов с длинным кишечником, например, тиляпий) их не следует кормить, в противном случае они будут испражняться, усиленно выделять аммиак и мочевину и, следовательно, отравлять себя и других особей в контейнере. Во время голодания рыбок содержат в чистой, лишенной водорослей, проточной воде. Это также необходимо для сортировки особей по размеру. Так как в замкнутом пространстве крупные рыбы часто наносят увечья более мелким, вместе транспортируют только равновеликие экземпляры.

Упаковка личинок, мальков и сеголеток

Как правило, транспортировка личинок рыб происходит из инкубатора до выростных емкостей. Личинки и мальки рыб могут переноситься в пластиковых мешках с кислородом под давлением. Важно не допускать сильных всплесков в мешке, которые могут оказаться смертельными для личинок.

Пакет для перевозки мальков

Мальков и сеголеток (3-8 см) можно упаковывать в двойные пластиковые мешки, которые затем помещаются в коробки. Вода в мешках должна быть чистой и иметь температуру, при которой содержались особи. Для транспортировки нельзя брать воду из водоемов с рыбой, потому что она загрязнена аммонием и имеет низкую концентрацию растворенного кислорода. Толщина мешков должна составлять, по крайней мере, 40 мкм для мелкой и 60-80 мкм для средней и крупной рыбы, имеющей острые жесткие лучи плавников. Внутренний мешок на 1/3 наполняется водой и на 2/3 чистым кислородом. Его горлышко несколько раз обматывается, затем сгибается и оплетается резинкой. После этого, во избежание забивания мелких рыбок в тесные углы мешка, он помещается вверх ногами во внешний мешок. Это очень важная часто игнорируемая процедура определяет выживание рыбок. Если несколько особей застрянут в углах, то они быстро погибнут, начнут гнить и, соответственно, вызовут порчу воды и отравление соседей. Несколько мешков затем вставляются в картонную или пенопластовую коробку или ведро для предотвращения их прокола. Пенопластовые коробки также предохраняют воду от резких перепадов температур.

Во время перевозки коробки должны быть закрыты от прямого контакта с холодным воздухом или прямыми солнечными лучами. Их необходимо накрывать. По прибытии мешки оставляют плавать в течение 15 минут на поверхности аквариума или пруда для выравнивания температуры, а лишь затем выпускают рыбу.

Упаковка крупной рыбы
Особи размером более 10-12 см легко рвут мешок, поэтому используются другие емкости. Наилучшим решением являются синие или зеленые пластиковые 50-200 литровые бочки с округлым дном и герметично закупориваемой крышкой. В течение короткого времени (<15 минут) не более 20 крупных рыб на 100 литров могут переноситься в этих бочках без обогащения воды кислородом. Выдерживание на более длительный срок возможно при аэрации воды питаемым от аккумулятора или разъема прикуривателя автомобиля компрессором.

Емкость для перевозки рыбы

Перед перевозкой, бочки наполняются на 30%, затем помещаются в автомобиль и наполняются на 80%, чтобы предотвратить сильные всплески и удары рыб о стенки емкости. Всю процедуру следует производить в тени, во избежание перегрева воды и снижения содержания растворенного кислорода. Длительная транспортировка (более 2 часов) обязательно должна сопровождаться аэрацией воды. Обычно для этого достаточно обычного компрессора, работающего от разъема прикуривателя, но при высокой плотности посадки могут потребоваться баллоны с чистым кислородом.

По прибытии бочку сливают, оставляя 30% воды, и опускают на землю. Если температура в водоеме и бочке различается, то последнюю заполняют водой из водоема и лишь потом выпускают рыбу.

Упаковка неочищенной рыбы, выловленных из естественных водоемов
Неразумно упаковывать особей, изымаемых из пруда или емкости, в которой они недавно ели. Их кишечник полон корма, поэтому вскоре рыбы начнут загрязнять воду своими испражнениями и аммонием. Особенно остро стоит вопрос для видов с длинным кишечником. Например, неочищенные тиляпии в течение 30 минут могут сделать воду черной, а потом погибнуть от отравления. В данном случае осуществима транспортировка на близкие расстояния. Не исключена возможность выдерживания выловленных рыб в течение несколько часов в искусственном пруду с чистой водой, в тенистом участке. Если этого нельзя сделать, то рекомендуемая плотность посадки при 4-6 часовой перевозке составляет 6-10 взрослых рыб на 100 литров воды.

——
www.dbsa.org/Blog/Lets%20talk%20water%20with%20DBSA1/TT%20463%20-P-10%20%20Agricultural%20Water%20Management.pdf

A Manual For Rural Freshwater Aquaculture. Rural Fisheries Programme Department Of Ichthyology And Fisheries Science Rhodes University, 2010

www.fao.org/docrep/005/AC742E/AC742E08.htm

aquavitro.org

Транспорт для перевозки живой рыбы

Выращивание моллюсков в промышленных объёмах и выстраивание логистики по их поставке на российский рынок явление новое. Развиваться оно начало в последние годы, когда в приморских регионах России – в Крыму и на Кавказе – появились хозяйства, которые производят продукцию марикультуры в промышленных объёмах (от 200 тонн и более) для поставки на российский рынок и в торговые сети

С вводом в эксплуатацию Крымского моста востребованность в марикультуре в континентальной части России только возрастет. И здесь возникает вопрос: как быстро и качественно доставить скоропортящуюся продукцию потребителю.

Сегодня транспорт для перевозки живой рыбы можно разделить на три группы: транспорт для перевозки посадочного материала, живой товарной рыбы и транспорт для перевозки молюсков.

Рассмотрим, прежде всего, транспорт для перевозки посадочного материала – малька рыбы. Посадочный материал, как правило, перевозится на дальние расстояния. Поэтому помимо сохранения малька в живом виде очень важна устойчивость транспорта на шоссе и свобода совершения манёвров автомобиля при движении, поскольку рыба перевозится в воде, а вода – это свободно переливающаяся жидкость, которая на поворотах естественно способствует увеличению крена автомобили и, как следствие, может послужить причиной его опрокидывания. Вот почему емкости с мальком или с рыбой небольших навесок до 500 грамм располагают на достаточной минимальной высоте от дороги, а также делят на несколько контейнеров, каждый из которых оборудован либо автономной системой подачи кислорода, либо централизованной на все контейнеры.

В случае выхода из строя централизованной системы подачи кислорода погибает вся рыбы. В то время как при автономной системе оксигенации рыба гибнет только в том контейнере, в котором этот кислород закончился. Впрочем, всегда существуют запасные баллоны с жидким кислородом.

(Фото 1. Автомобиль с автономной системой подачи кислорода.)

Контейнеры на транспорт устанавливаются стандартные объёмом от 2 до 5 м³. Количество рыбы зависит от требуемой плотности посадки и вида рыбы. Например, в двухкубовом контейнере можно перевести до 500 кг форели, а карпа – 1 500 кг.

Естественно, такие же контейнеры перевозят и железнодорожным и морским транспортом. Существуют специальные вагоны для этих перевозок с установленной системой оксигенации и контейнеры для авиатранспорта. Каких-либо производителей здесь не выделить, поскольку всё оборудование комплектуется отдельно, ставится на трейлер или платформу и прицепляется к тягачу.

Для перевозки живой товарной рыбы на убой или на не очень большие расстояния могут применятся живорыбные машины – цистерны. Все хорошо помнят автоцистерны с надписью «Живая рыба». Если расстояния небольшие, то цистерны могут быть не оборудованы установками для подачи кислорода. Тогда в них перевозится меньше рыбы и наливается больше воды. Цистерны бывают от 3-х до 12-ти тыс. литров и могут устанавливаться как на автомобильном шасси, так и на прицеп.

(Фото 2. Автомашины с цистерной для перевозки рыбы фирмы IVECO.)

Такие же грузовики есть и у компании Renault. Также широко используются шасси автомашин ГАЗ и отечественные цистерны со специальным покрытием.

Что же касается интенсивно развивающегося сейчас сектора марикультуры – товарных моллюсков, таких как мидия и устрица, то обычно эти объекты ввиду своей «скоропортности» и удаленности ферм от основных центров потребления отправляются авиатранспортом в специальной таре, что естественно увеличивает конечную себестоимость продукции. При этом во время транспортировки, перевалки и хранения часть продукции погибает и не может быть использована в дальнейшем.

Поскольку для торгового сегмента HoReCa, который является основным местом реализации свежих мидий и устриц преимущественное значение имеет качество и состояние этой продукции, целесообразно использовать способ доставки живой мидии и устрицы в специальных 40-футовых контейнерах, оборудованных танками для содержания моллюсков с замкнутой системой циркуляции, насыщения кислородом и биологической очистки воды. Срок доставки и/или хранения в таких условиях увеличивается до 30-ти суток. И клиент в этом случае получает свежайшую мидию или устрицу прямо к столу.

(Фото 3. Этот транспорт можно отнести к категории инновационных. Его можно использовать и для перевозки других водных животных.)

Контейнеры для перевозки моллюсков удовольствие пока дорогое. Изначально контейнеры создавались для отправки моллюсков на дальние расстояния с использованием судов-контейнеровозов. Потом их начали ставить на траки и перевозить по дорогам. Производители этих контейнеров стоимостью около 100 тыс. евро – голландцы. В России такие контейнеры пока не производят.

Впрочем, есть вариант – итальянские автомобили (стоимость – 60-75 тыс. евро), в кузове которых установлена такая система. Правда, контейнер предназначен для перевозки 5 тонн моллюсков, а такие машины – для 2 тонн. Поэтому используются они, в основном, для развоза моллюсков из бассейнов хранения по ресторанам.

Автор: Владимир Мазанов, исполнительный директор компании «Марикультура Мурманск»

agriexpert.ru

Перевозка живой рыбы — цена на услуги по перевозкам живых рыб оборудованным автотранспортом

Перевозка живой рыбы – это трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации специалистов рыбоводов и наличие специализированного автотранспорта – рыбовозной машины.

Наша компания имеет в своем распоряжение несколько автомашин для перевозки живой рыбы. Все рыбовозные машины оснащены высококачественным оборудование для осуществления надежной перевозки живой рыбы на дальние расстояния.

Что нужно учитывать при перевозке рыб

При транспортировки живой рыбы наши специалисты учитывают все нюансы:

  • вид рыбы
  • количество рыбы
  • средняя навеска рыбы
  • дальность перевозки – расстояние и продолжительность
  • сезон и время
  • состояние здоровья рыбы
  • подготовка рыбы к транспортировке
  • подготовка транспортировочной емкости перед тем как перевозить рыб
  • контроль оборудования по поддержанию жизнедеятельности рыбы в пути
  • последующая адаптация прудовой рыбы к условиям водоема

Наша компания имеет в своем распоряжение несколько автомашин для перевозки живой рыбы. Весрыбовозный автотранспорт оснащены высококачественным оборудованием для осуществления надежной перевозки живой рыбы на дальние расстояния.

 

Количество воды на 1 кг веса рыбы (в л)

 

карп и сазан

линь

карась всех возростов

стерлядь всех возростов

форель всех возростов

Длительность перевозки в часах

годовики

двухлетки и старше

годовики

старше двух лет

До 2

5

3

7

3

2

б

8

3

6

4

9

4

3

7

9

5

7

5

10

5

4

8

10

7—8

8

6

12

6

5

10

12

9—10

10

7

15

7

6

12

15

11—15

13

10

16

10

8

15

18

16-20

15

12

20

12

10

20

20

20-24

20

15

25

15

12

23

25

Свыше 24

25

20

30

20

15

25

30

Расстояние и продолжительность перевозки живой прудовой рыбы также оказывают влияние на плотность посадки. Чем больше расстояние, а ,следовательно, и время в пути, тем ниже плотность посадки рыбы в рыбовозную машину.

Продолжительность перевозки в часах

Норма посадки молоди в шт. в возрасте

12-18 дней

18-25 дней

1

3200

2400

1—2

2400

2000

2-3

2000

1600

Огромное значение имеет и сезон, в который осуществляется перевозка живой рыбы. Температуру воды при перевозке теплолюбивых рыб (карп, сазан, карась и пр.) в весенне-осенний период желательно поддерживать в пределах 6—8°, летом— не выше 10—12°; для холодолюбивых (форель и др.)—весной 6—8° и осенью 3—5°.

Какая рыба допускается к перевозке

К транспортировке в рыбовозной машине допускается только здоровая рыба. Перед отправкой вся прудовая рыба проходит осмотр на выявления заболеваний. При обнаружении патологий, травм рыба выбраковывается и отправляется на карантин. Больная рыбы не способна благополучно перенести транспортировку, т.к. то огромный стресс для нее. Поэтому больная рыба не допускается к перевозке в рыбовозной машине.

Перед перевозкой вся рыба должна пройти голодную выдержку. Это необходимо для того, чтобы исключить отравление рыбы в пути продуктами жизнедеятельности. За сутки до отправки прудовую рыбу прекращают кормить. А за 2-4 часа до загрузки в рыбовозную машину рыбу выдерживают в проточной воде.

Специальный автомобиль для перевозки

Автомобиль для перевозки живой рыбы также проходит необходимую подготовку. Все оборудование тщательно проверяется на исправность, дабы исключить технические сбои и неполадки в процессе перевозки живой рыбы. Емкости для рыбы обрабатываются специальным дезсредством и тщательно промывают проточной водой. Затем баки наполняют чистой водой из водоема или источника, откуда берут рыбу. Необходимо четко соблюдать температурный режим! Иначе при загрузке рыба может испытать температурный шок.

После загрузки прудовой рыбы в рыбовозную машину происходит настройка всего оборудования (в зависимости от вида рыбы выбирают аэрацию или оксигенацию). Машина для перевозки живой рыбы готова и может отправляться в путь. В пути следят за температурой воды и подачей воздуха.

По прибытию в пункт назначения прудовая рыба постепенно адаптируется к новым условия и аккуратно перегружается в водоем, исключая травматизм. А наши специалисты рыбоводы дают рекомендации по содержанию, уходу и кормлению за прудовой рыбой.

Как заказать перевозку рыбы

Заказывая у нас услугу перевозка живой рыбы на рыбовозной машине Вы можете быть уверенны в надежности, качестве и гарантии. Наши специалисты с большой ответственностью подходят к своей работе. Это не просто водители! Это рыбоводы-экспедиторы с многолетним опытом работы с рыбой. Они не только доставят Вам рыбу, но и позаботятся о ее адаптации и дадут необходимые рекомендации.

Все наши машины для перевози живой рыбы оборудованы новейшим профессиональным оборудованием. Мы можем осуществлять транспортировку живой рыбы как на малые, так и на большие расстояния (более 1000 км).

Узнать цены

Цены на перевозку живой рыбы автотранспортом нашей компании рассчитываются индивидуально и зависят от многих факторов. Звоните и наши специалисты с радостью просчитают стоимость перевозки живой рыбы. Наш телефон 84956494464!

mosfishtrade.ru

Условия перевозки живой рыбы: основные правила транспортировки

При разведении водных питомцев часто возникает необходимость их перемещения из одного хозяйства в другое. Условия перевозки живой рыбы отличаются в зависимости от вида транспорта, возраста и породы, а также климатических условий и продолжительности транспортировки. Чтобы рыбы нормально перенесли поездку, им нужно обеспечить оптимальный температурный режим и использовать специальную тару для сохранения жизнеспособности особей.

Особенности подготовки рыбы в перевозке, правила транспортировки автомобилем, самолетом и железной дорогой будут описаны в данной статье.

Подготовка рыбы к перевозке

Разведение рыбы в небольших водоемах, расположенных на приусадебных участках, предполагает периодическую закупку и транспортировку мальков или взрослых особей. Как правило, ее покупают в специализированных хозяйствах, а для проведения процедуры необходимо соблюдать определенные правила.

Особенности

Успех транспортировки зависит, в первую очередь, от подготовки самой рыбы. Для этого следует:

  • За несколько часов до перемещения держать ее в чистой проточной воде. Это помогает очистить жабры и тело, а также освободить кишечник от остатков еды;
  • Необходимо заранее подготовить емкости, наполнив их водой, обогащенной кислородом. Количество воды зависит от породы и количества особей;
  • Температура воды в емкости должна быть такой же, как и в водоеме для содержания. В летнее время для охлаждения воды используют обычный лед.

Советую Вам новое натуральное средство для борьбы с болью в суставах — регенерирует хрящи и ткани суставов. Хотите попробовать?

Узнать больше

Если в процессе нужно менять воду, ее нужно набирать в реках, озерах или других чистых природных водоемах. Водопроводную воду использовать нельзя.

Как происходит транспортировка

Размер тары определяется не только видом и количеством, но и длительностью транспортировки. Оптимальной считается тара, в которой рыба не угнетается. Примеры таких емкостей приведены на рисунке 1. 

Распространенными емкостями считаются:

  • Полиэтиленовые пакеты, канны, бидоны используются для перемещения небольшого поголовья, а также личинок и мальков. Однако, если в емкости нет кислорода, длительность пребывания в ней должна составлять не более 5 часов. Канны изготавливают из оргстекла. Они легкие, прочные и могут вмещать до 40 литров воды в зависимости от размера.
  • Полиэтиленовые пакеты – одна из самых распространенных емкостей . Такая тара легкая, безопасная и достаточно прочная. Кроме того, в них можно перемещать достаточно много особей без угнетения.
  • Лотки или ящики применяют для живых годовиков или сеголеток. Их обрызгивают водой, а на дно ящика укладывают влажную марлю или ткань. Особей можно укладывать в несколько слоев, прикрывая влажной травой. Без воды их можно перемещать не дольше 4 часов, причем продолжительность транспортировки зависит от температуры в ящике (в нем не должно быть жарко).
Рисунок 1. Тара для перемещения с водой и без воды

Отдельно стоит остановиться на пакетах для транспортировки, так как именно эта тара считается самой распространенной. 

Примечание: Пакеты могут быть стандартными и крупногабаритными. Вместимость стандартных составляет до 40 литров, а крупногабаритных – до 300 литров.

Сначала пакет наполовину наполняют водой и запускают в него поголовье. Дополнительно нужно наполнить пакет кислородом из баллона. После этого тару закрывают специальным зажимом и укладывают в картонную коробку.

Перед выпуском в водоем, пакет нужно погрузить в воду, чтобы температура внутри и снаружи емкости выровнялась. Больше полезных советов вы найдете в видео.

Технология транспортировки личинок и молоди

Правила перевозки живых личинок и молоди, ничем не отличаются от условий для взрослых особей. Разница лишь в том, что транспортировка, как правило, осуществляется на небольшие расстояния: от инкубатора до водоемов для доращивания.

Рисунок 2. Условия перемещения молоди и личинок

Личинок и молодь перемещают в пластиковых пакетах с кислородом под давлением. Пакеты желательно аккуратно уложить в ящики, чтобы в процессе не было сильных всплесков, так как они могут вызвать гибель личинок (рисунок 2).

Особенно ценных мальков помещают в двойные пакеты, которые укладывают в специальные коробки.

Нормы температуры для транспортировки

Температуры воды является одним из важнейших условий. Нужно следить, что у жидкости была та же температура, что и в водоеме, где находилась взрослые особи или мальки.

Резкое колебание температур может вызвать стресс. Кроме того, вода должна быть только чистой, а не взятой с водоема с другими водными обитателями, так как в ней могут быть болезнетворные микробы.

Зимой поголовье перемещают только на небольшие расстояния в специальных пакетах и утепленных коробках.

Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)

Существует несколько видов перевозки, и каждый из них обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками.

В данный момент транспортировку живой молоди и личинок осуществляют такими способами:

  • Автомобильным транспортом с помощью специальных цистерн или закрытых грузовиков с контейнерами. Автотранспорт используется для перемещения особей от места вылова до точки реализации, с одного хозяйства в другое, или от инкубатора до пруда.
  • Водный транспорт также широко применяется для перемещения на небольшие расстояния. Особей можно помещать в специальные контейнеры или плавучие садки. В последнем случае поголовье постоянно находится в воде, но не может выбраться на волю, так как садок огражден сеткой.
  • Железнодорожные перемещения также считаются весьма популярными. Для этой цели оборудуют специальные вагоны-цистерны или устанавливают садки с системой аэрации, чтобы особи не задохнулись в процессе транспортировки.
  • Авиатранспортом чаще всего транспортируют особо ценные породы. Для этого используются специальные контейнеры из пенопласта или плотные пластиковые пакеты.

Вне зависимости от выбранного способа транспортировки, поголовье следует перевозить в чистой воде и при подходящей температуре. Кроме того, емкости нужно обязательно наполнить достаточным количеством кислорода.

Авто перевозка

Автомобильным транспортом поголовье перевозят на расстояния до 150 км. В таких условиях она сохраняет максимальную жизнеспособность.

Автомобилями можно перемещать не только взрослых особей, но и мальков. Однако необходимо обеспечить оптимальные условия транспортировки, чтобы рыба не испытала сильного стресса и не погибла (рисунок 3).

Правила перевозки автотранспортом

Если вас интересует, как происходит транспортировка автотранспортом, вам следует знать, что для этой цели лучше использовать специальные машины-цистерны. Однако это условие распространяется лишь на те случаи, когда поголовье перемещают с места до отлова до места реализации.

Рисунок 3. Правила перевозки автотранспортом

Мальков и ценные породы автомобильным транспортом перевозят только в специальных пакетах, которые помещают в ящики с бортами из пенопласта. Каждый пакет наполняют чистой водой с кислородом, а в процессе перевозки регулярно проверяют состояние особей.

По железной дороге

Больше всего рыбы перевозится именно железнодорожным транспортом. Для этого оборудуют специальные вагоны с водой и принудительной системой аэрации. В самых современных моделях дополнительно устанавливают небольшую автономную электростанцию, которая приводит в работу насосы и обеспечивает освещение (рисунок 4).

Рисунок 4. Особенности перевозки по железной дороге

В один вагон можно поместить несколько тонн рыбы, в зависимости от вида и температуры воды. К примеру, при температуре от 5 до 10 градусов в одном вагоне можно перевозить 8 тонн карпа, 10 тонн карася или 2,5 тонны форели.

По воде

Транспортировку по воде осуществляют с помощью живорыбных барж, прорезей или изотермических судов.

Самой лучшей считается перевозка в прорезях – специальных судах с плавучими садками. В один такой садок помещается несколько тонн водных питомцев, причем все особи находятся в абсолютно естественной среде и не испытывают стресса. Однако следует учитывать, что при повышенной температуре среды плотность посадки следует увеличит, а при сниженной – уменьшить. Кроме того, нельзя развивать слишком высокую скорость, чтобы не травмировать особей течением воды.

Авиатранспортом

Авиатранспортом можно перевозить не только взрослых особей, но также мальков, оплодотворенную икру и личинок. Материал помещают в плотные пластиковые пакеты с водой и кислородом, причем объем воды должен составлять не меньше половины массы рыбы.

Крупных особей перевозят под наркозом. Это снижает стресс от перевозки и снижает возможность получения травм.

mirfermera.ru

Перевозка посадочного материала и товарной рыбы

Перевозка автотранспортом. На автомашинах перевозят крупный посадочный материал (сеголеток и двухлеток) на небольшие расстояния (от 10 до 1000 км).

Автомашина (ЗИЛ-150), приспособленная для перевозки живой рыбы, имеет бочку емкостью до 3000 л, в которой поддерживается необходимый газовый и температурный режим. Зимой вода в бочке может подогреваться отработанными газами до температуры 5 °С.

При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение ее массы к массе воды находится в пределах 1:2. При более длительной перевозке соотношение, соответственно, равно 1:4. Норма загрузки устанавливается в зависимости от массы, вида рыбы и длительности перевозки. Перевозку рыбы на автомашинах осуществляют и в специальных контейнерах, к которым подводят шланг от кислородного баллона или компрессора автомашины.

Перевозка в садках. В ряде случаев (при сборе икры сиговых) производителей приходится перевозить от мест лова к садкам (для их выдерживания) в прорезях или живорыбных садках. Рыбу загружают с учетом общей ее массы.

Живорыбный садок объемом 5 м³ имеет каркас из уголковой стали диаметром 50 мм, а стенки — из деревянных реек (40 × 20 мм). Каркас крепят между двумя металлическими понтонами и при помощи червячной передачи поднимают и опускают на разную глубину (в пределах 1 м). Минимальная осадка понтонов 0,2 м. Длина всего сооружения 6 м, ширина 2,2 м, высота понтонов 0,6 м, садка — 1 м. Садок приводится в движение подвесным лодочным мотором мощностью 20 л.

Перевозка в живорыбных вагонах

Для перевозки живой рыбы в вагоне необходимо подготовить рыбоводное оборудование. Сачки изготовляют по размеру перевозимой рыбы из мелкоячеистой дели рашель. Их диаметр: для отлова молоди — до 30 см, для отлова производителей — 50 см и более. Глубина сачка не должна превышать его диаметра. Для каждого вагона необходимо 3—4 сачка и брезентовые носилки в количестве 2—3 шт.

Нормы посадки живой рыбы в вагон зависят от вида перевозимых рыб, длительности перевозки и температуры воды.

Для осетровых рыб, которые постоянно держатся у дна, нормы посадки определяют по площади дна баков из расчета посадки их В ОДИН слой. В каждой живорыбный вагон помещают по 500—600 экз. производителей осетра или севрюги при продолжительности транспортировки 4—6 сух и температуре воды 6—8 °С.

Производителей сазана и карпа, перевозимых весной и осенью при температуре воды окало 5 °С (продолжительность перевозки 5—6 сут.), помещают в вагон в количестве до 3 т. или 1,2—2 тыс. экз. (средней массой 1—2 кг). Численность производителей леща (средняя масса 0,6—1 кг) при перевозке в течение 4—6 суп, (температура воды 3—8 °С) доводят до 3300 экз., а судака — до 500—600 экз.

Очень важно, чтобы рыба была предварительно подготовлена к длительной перевозке. С этой целью ее отсаживают в проточные бассейны или другие емкости с постоянным водообменом. Вовремя предварительного выдерживании рыбы до перевозки допускается плотность посадки, при которой содержание в воде растворенного кислорода поддерживается на уровне 6—6,5 мг/л. Соотношение между временем выдерживания рыбы в чистой воде и длительностью перевозки составляет 2:1. При перевозке рыбы в течение 12 ч и более время выдерживания можно ограничить одними сутками. При выдерживании перед перевозкой рыбу нельзя кормить, так как выделяемые в пути фекальные массы сильно загрязняют воду, засоряют жабры и поглощают много кислорода.

Транспортировка рыбы в живорыбных вагонах может осуществляться при наружных температурах от минус 40 до 30 °С

Для объективной оценки результатов перевозки привезенную рыбу целесообразно поместить в просторные садки, а через сутки осуществить пересадку. Применение анестезирующих препаратов резко снижает интенсивность обменных процессов и тем самым сокращает потребление кислорода и выделение в воду продуктов обмена.

Для перевозки рыбы в качестве анестезирующих препаратов применяются аминазин и метилпентинол. Аминазин (ларгоктиль, хлоргидрат — 2 — хлор — 1—3 — диметиламинопропил фентиазина) одно из лучших средств, применяемых при перевозке рыбы. Применяется на практике раствор концентрацией 0,125—0,25 г/л. Метилпентинол (метилпарафенол, дормизон, сомнезин) применяется в виде раствора концентрацией 0,25—3,0 мг/л.

Погрузочно-разгрузочные работы, также как и перевозку, лучше проводить ночью, рано утром или поздно вечером.

Для перевозки живой рыбы необходимо использовать воду из открытых естественных водоемов. Не допускается использование воды из артезианских скважин, колодцев или водопровода. Вода для перевозки рыбы, должна быть чистой, прозрачной, без механических или органических примесей.

Для поддержания в транспортировочных емкостях удовлетворительных условий, обеспечивающих сохранность рыбы, при перевозках необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензокомпрессор или запас баллонного кислорода. Из баллона кислород подается в воду через понижающий давление редуктор. Подача кислорода в воде без редуктора опасна и категорически запрещена. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7—8 мг/л. Удовлетворительное состояние рыбы наблюдается при содержании растворенного кислорода в пределах 5—6 мг/л. Снижение его содержании до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы.

Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры. Разница температуры воды, в которой рыба находилась до погрузки, и воды, в которой она будет перевозиться, не должна превышать 1 —2 °С. Для предотвращения температурного шока за 4—6 ч до погрузки рыбу помещают в проточный бассейн, в котором при помощи льда постепенно снижают температуру воды. Необходимое количество льда определяется из расчета, что на охлаждение 1 л воды на 1 °С требуется 12,5 г льда. Кроме охлаждения тающий лед является дополнительным источником растворенного кислорода: 1 кг льда содержит 10,2 мг/О2.

Температура воды в живорыбных емкостях поддерживается с помощью льда, загружаемого в специальные баки, или через теплообменник, подающий в емкость подогретый воздух. В живорыбном вагоне В-20 и автоцистернах для снижения температуры воды на 1 °С в 1 м³ воды необходимо 15 кг льда.

Несмотря на то что в большинстве специализированных живорыбных транспортных средств предусмотрена термоизоляция, перевозка в них допускается при определенных интервалах температуры наружного воздуха. В контейнерах типа ИКФ можно перевозить рыбу при температуре воздуха от 0 до 10 °С, в живорыбных автоцистернах — до −10 °С. При более низкой температуре в контейнерах происходит обледенение крышек, а в контейнерах ИКФ-4 — обледенение стенок изнутри. Это может вызывать обморожение и последующую гибель рыб

fish-farming.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *