О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов – 13 2016. 10-

Содержание

"Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" (утв. Банком России 02.04.2015 N 10-МР)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 апреля 2015 г. N 10-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ

ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями наблюдается снижение объема операций по обналичиванию денежных средств с использованием банковских счетов.

Вместе с тем на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе наблюдается рост использования недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами альтернативных сомнительных схем совершения операций по обналичиванию денежных средств, в том числе с использованием инфраструктуры ФГУП "Почта России".

Так, выявляются случаи использования юридическими лицами - резидентами (далее - Клиент) банковских счетов, открытых в кредитных организациях, для аккумулирования на них денежных средств, поступающих от значительного числа юридических лиц, которые в дальнейшем переводятся на счета филиалов ФГУП "Почта России" в целях их выдачи в наличной форме физическим лицам с использованием инфраструктуры ФГУП "Почта России".

Клиенты, как правило, обладают одним или несколькими нижеследующими признаками:

а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом;

б) одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) Клиента, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета Клиента;

в) в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа Клиента - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени Клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;

г) постоянно действующий исполнительный орган Клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени Клиента без доверенности, отсутствует по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Операции по банковскому счету Клиента, как правило, носят транзитный характер <1>.

--------------------------------

<1> Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".

Операции Клиента соответствуют критериям операции, указанным в графе "Описание признака" строки кода вида признака 1415 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 375-П), в том числе в части оснований проведения операций.

По оценкам Банка России, указанные операции не имеют очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а их возможными действительными целями могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Учитывая изложенное, при выявлении кредитными организациями в деятельности Клиентов операций, соответствующих указанным в настоящем письме признакам, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

запрашивать у Клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма документы, являющиеся основанием осуществления указанных операций (в частности, договор, в соответствии с которым ФГУП "Почта России" оказывает Клиенту услуги почтовых переводов денежных средств физическим лицам), в том числе являющиеся основанием выплаты Клиентом денежных средств физическим лицам, списки ("реестры") физических лиц - получателей почтовых переводов, документы (сведения) об источниках поступления денежных средств на счета Клиента, используемые для осуществления соответствующих операций, а также иные документы (сведения), разъясняющие экономический смысл проводимых операций;

обеспечивать повышенное внимание всем операциям Клиента;

направлять в уполномоченный орган информацию об операциях Клиента, соответствующих указанным в настоящем письме признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) с использованием кода вида признака 1415 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению N 375-П.

В случае непредставления Клиентом документов, являющихся основанием осуществления указанных операций (в частности, договора, в соответствии с которым ФГУП "Почта России" оказывает Клиенту услуги почтовых переводов денежных средств физическим лицам), в том числе являющихся основанием выплаты Клиентом денежных средств физическим лицам, списков ("реестров") физических лиц - получателей почтовых переводов, документов (сведений) об источниках поступления денежных средств на счета Клиента, используемые для осуществления соответствующих операций, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении Клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, а в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ - рассматривать вопрос о реализации права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".

Заместитель

Председателя Банка России

Д.Г.СКОБЕЛКИН

legalacts.ru

"Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" (утв. Банком России 02.02.2017 N 4-МР)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 февраля 2017 г. N 4-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ

ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

Результаты надзорной деятельности Банка России свидетельствуют об увеличении числа случаев использования недобросовестными участниками хозяйственного оборота исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий гражданско-правовой сделки, при совершении операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Проведению таких операций, как правило, предшествует заключение сторонами договора, содержащего обязательства, неисполнение которых влечет последующее обращение в суд одной из сторон с требованием о взыскании задолженности по этому договору. После вынесения судебного акта об удовлетворении заявленных требований взыскатель предъявляет исполнительный документ в кредитную организацию, где открыт банковский счет должника. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взысканные денежные средства могут быть переведены только в безналичном порядке с банковского счета должника на банковский счет взыскателя, указанный в его заявлении.

Распространение получает также практика обращения взыскания на денежные средства должников, находящиеся на их банковских счетах, в рамках исполнительного производства, когда денежные средства с банковских счетов должников списываются на депозитные счета структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов либо структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в дальнейшем перечисляются в пользу взыскателей на их банковские счета, открытые в российских кредитных организациях, с целью последующего обналичивания взысканных денежных средств либо на банковские счета взыскателей, открытые за рубежом.

Отмечаем, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.

В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации.

Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В связи с изложенным Банк России рекомендует кредитным организациям в случае возникновения на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подозрений, что операции клиента, проводимые с использованием указанных выше схем, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма:

руководствоваться рекомендациями по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов, которые содержатся в письме Банка России от 02.10.2014 N 167-Т;

обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;

реализовывать в отношении иных операций клиента право на отказ в совершении операций, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), по основаниям наличия подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе принимая во внимание, что операции по снятию клиентами со своих банковских счетов денежных средств, ранее поступивших на банковский счет в связи с исполнением кредитными организациями исполнительных документов, а также в рамках исполнительного производства, а равно дальнейшее перечисление таких денежных средств, являются операциями, осуществляемыми вне рамок процедуры взыскания;

в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ реализовывать в отношении клиента право на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом, предусмотренное пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".

Заместитель

Председателя Банка России

Д.Г.СКОБЕЛКИН

legalacts.ru

Банка России от 03.10.2014 N 168-Т (с изм. от 22.12.2014) "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 октября 2014 г. N 168-Т

О ПОВЫШЕНИИ

ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ

ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями и с учетом информации, полученной от Национального банка Республики Казахстан, выявляются случаи, когда по внешнеторговым контрактам, заключенным российскими резидентами - клиентами кредитных организаций с резидентами Республики Казахстан, с условиями ввоза товаров на территорию Российской Федерации и переводом денежных средств российскими резидентами на счета резидентов Республики Казахстан в банках, находящихся на территории Республики Казахстан, проводятся операции, действительными целями которых могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем.

В целях выявления таких операций и предотвращения их совершения клиентами кредитных организаций Банк России обращает внимание на следующее.

На территории Таможенного союза действуют общие принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг <1>.

--------------------------------

<1> Протокол Правительства Российской Федерации, Правительства Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" (далее - Протокол).

При импорте товаров, когда импортером выступает российский резидент, последний обязан представить в российский налоговый орган в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление о ввозе товаров) <1>. Заявление о ввозе товаров представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортируемых товаров.

--------------------------------

<1> Форма заявления о ввозе товаров и правила его заполнения содержатся в приложениях 1 и 2 к Протоколу.

Учитывая изложенное, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при осуществлении расчетов российскими резидентами - клиентами кредитных организаций в рамках выполнения внешнеторговых договоров (контрактов), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Казахстан и денежные средства переводятся на счета резидентов Республики Казахстан в банках, находящихся на территории Республики Казахстан, запрашивать у резидента заявление о ввозе товаров с отметками налогового органа о его принятии и документ, подтверждающий фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам (при отсутствии информации об уплате косвенных налогов в кредитной организации).

В случае непредставления резидентом в кредитную организацию указанных документов по истечении двух месяцев с даты ввоза товаров на территорию Российской Федерации кредитным организациям рекомендуется:

обеспечить повышенное внимание ко всем операциям такого клиента;

направить в уполномоченный орган информацию обо всех операциях такого клиента на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон), совершенных в рамках указанного внешнеторгового договора (контракта) до даты направления информации в уполномоченный орган;

использовать право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона в отношении распоряжения клиента о совершении операции по переводу денежных средств.

Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется контролировать использование кредитными организациями права, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона, в указанном в настоящем письме случае.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Доведите настоящее письмо до сведения кредитных организаций.

Заместитель Председателя

Центрального банка

Российской Федерации

Д.Г.СКОБЕЛКИН


Судебная практика и законодательство — <Письмо> Банка России от 03.10.2014 N 168-Т (с изм. от 22.12.2014) "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"


<Письмо> Банка России от 14.06.2016 N 014-12-1/4609 "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"

<1> Письма Банка России от 10 июня 2013 года N 104-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", от 19 июня 2013 года N 110-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", от 7 августа 2013 года N 150-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов", от 3 октября 2014 года N 168-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".


legalacts.ru

"Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" (утв. Банком России 05.05.2015 N 12-МР)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 мая 2015 г. N 12-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ

ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

В рамках информационного взаимодействия с Федеральной таможенной службой в Банк России из ФТС России поступает информация о выявлении случаев существенного завышения стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, относительно их рыночной стоимости.

Приобретение резидентами-импортерами товаров по цене, существенно превышающей рыночную, может квалифицироваться как проведение операций, не имеющих очевидных законных целей и явного экономического смысла, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, а также уклонение от уплаты налогов.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения управления риском потери деловой репутации Банк России рекомендует кредитным организациям при обслуживании резидентов-импортеров (далее - клиент), в отношении которых кредитной организацией в составе информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары (далее - ДТ) <1> получена информация о ДТ, содержащая отметку о наличии признака завышения стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров <2>, осуществлять следующие мероприятия.

--------------------------------

<1> Информация о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары направляется в соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1459.

<2> В соответствии со структурой и форматами электронных документов, предназначенных для передачи таможенными органами уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, размещенными на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в электронном сообщении о зарегистрированной таможенными органами ДТ в поле "Признак завышения стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров" проставлен код "01".

1. Обеспечить повышенное внимание всем операциям клиента.

2. В случае получения информации о ДТ, содержащей отметку о наличии признака завышения стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, после осуществления клиентом перевода (переводов) средств в счет оплаты указанных в такой ДТ товаров направлять в уполномоченный орган сведения об указанных операциях клиента в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) с указанием кода вида операции 6001, в качестве дополнительной информации (в полях DESCR_1, DESCR_2) - сведений о завышении рыночной стоимости оплаченных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации.

3. При представлении клиентом распоряжения о совершении операции по оплате товаров после получения информации о ДТ, содержащей отметку о наличии признака завышения стоимости ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, реализовывать в отношении клиента право об отказе в выполнении распоряжения о совершении такой операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона.

В случае принятия в течение календарного года двух решений, предусмотренных пунктом 11 статьи 7 Федерального закона, рассматривать вопрос о реализации права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".

Заместитель

Председателя Банка России

Д.Г.СКОБЕЛКИН

legalacts.ru

Банка России от 17.04.2013 N 73-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2013 г. N 73-Т

О ПОВЫШЕНИИ ВНИМАНИЯ

КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОТДЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ КЛИЕНТОВ

1. При обращении клиентов-резидентов в кредитную организацию для оформления паспортов сделок по внешнеторговым договорам (контрактам), указанным в письме Банка России от 7 декабря 2012 года N 167-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов" (далее - Письмо Банка России N 167-Т), кредитным организациям рекомендуется в представленных для оформления паспорта сделки документах и информации проверять достоверность сведений, в том числе регистрационных данных о контрагентах данных клиентов-резидентов (нерезидентах), об учредителях, участниках и руководителях юридических лиц - нерезидентов, с использованием официальных открытых источников информации (например, торговых реестров) государства, являющегося страной регистрации нерезидента.

Выявление кредитной организацией факта несовпадения в представленных клиентом кредитной организации для оформления паспорта сделки документах и информации сведений с информацией, полученной кредитной организацией из официальных открытых источников информации государства, являющегося страной регистрации нерезидента, следует рассматривать как непредставление резидентом в уполномоченный банк соответствующих документов и информации (подпункт 6.9.3 пункта 6.9 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением").

2. При осуществлении клиентом расчетов в рамках исполнения внешнеторговых договоров (контрактов), указанных в Письме Банка России N 167-Т, по которым паспорта сделок оформлены (приняты на обслуживание) и принятии кредитной организацией в отношении такого клиента мер, предусмотренных письмом Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)", Банк России дополнительно рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма проверять достоверность сведений, в том числе о контрагентах данных клиентов-резидентов (нерезидентах), регистрационных данных об учредителях, участниках и руководителях юридических лиц - нерезидентов с использованием официальных открытых источников информации (например, торговых реестров) государства, являющегося страной регистрации нерезидента.

Выявление кредитной организацией при осуществлении процедур внутреннего "противолегализационного" контроля факта несовпадения представленных клиентом кредитной организации сведений с информацией, полученной кредитной организацией из официальных открытых источников информации государства, являющегося страной регистрации нерезидента, является основанием для отказа в осуществлении валютной операции согласно абзацу четвертому части 5 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Сведения об указанных в настоящем письме операциях рекомендуем направлять в уполномоченный орган на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Д.Г. Скобелкин) согласовано.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

Председатель Центрального банка

Российской Федерации

С.М.ИГНАТЬЕВ

legalacts.ru

О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, Методические рекомендации Банка России от 02 апреля 2015 года №10-МР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

от 2 апреля 2015 года N 10-МР

О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов



В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями наблюдается снижение объема операций по обналичиванию денежных средств с использованием банковских счетов.

Вместе с тем на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе наблюдается рост использования недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами альтернативных сомнительных схем совершения операций по обналичиванию денежных средств, в том числе с использованием инфраструктуры ФГУП "Почта России".

Так, выявляются случаи использования юридическими лицами - резидентами (далее - Клиент) банковских счетов, открытых в кредитных организациях, для аккумулирования на них денежных средств, поступающих от значительного числа юридических лиц, которые в дальнейшем переводятся на счета филиалов ФГУП "Почта России" в целях их выдачи в наличной форме физическим лицам с использованием инфраструктуры ФГУП "Почта России".

Клиенты, как правило, обладают одним или несколькими нижеследующими признаками:

а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом;

б) одно и то же физическое лицо является учредителем (участником) Клиента, его руководителем и (или) осуществляет ведение бухгалтерского учета Клиента;

в) в качестве адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа Клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа Клиента - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени Клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;

г) постоянно действующий исполнительный орган Клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени Клиента без доверенности, отсутствует по месту нахождения, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Операции по банковскому счету Клиента, как правило, носят транзитный характер.
________________
Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов".


Операции Клиента соответствуют критериям операции, указанным в графе "Описание признака" строки кода вида признака 1415 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 375-П), в том числе в части оснований проведения операций.

По оценкам Банка России, указанные операции не имеют очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а их возможными действительными целями могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

Учитывая изложенное, при выявлении кредитными организациями в деятельности Клиентов операций, соответствующих указанным в настоящем письме признакам, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:

запрашивать у Клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма документы, являющиеся основанием осуществления указанных операций (в частности, договор, в соответствии с которым ФГУП "Почта России" оказывает Клиенту услуги почтовых переводов денежных средств физическим лицам), в том числе являющиеся основанием выплаты Клиентом денежных средств физическим лицам, списки ("реестры") физических лиц - получателей почтовых переводов, документы (сведения) об источниках поступления денежных средств на счета Клиента, используемые для осуществления соответствующих операций, а также иные документы (сведения), разъясняющие экономический смысл проводимых операций;

обеспечивать повышенное внимание всем операциям Клиента;

направлять в уполномоченный орган информацию об операциях Клиента, соответствующих указанным в настоящем письме признакам, на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) с использованием кода вида признака 1415 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в приложении к Положению N 375-П.

В случае непредставления Клиентом документов, являющихся основанием осуществления указанных операций (в частности, договора, в соответствии с которым ФГУП "Почта России" оказывает Клиенту услуги почтовых переводов денежных средств физическим лицам), в том числе являющихся основанием выплаты Клиентом денежных средств физическим лицам, списков ("реестров") физических лиц - получателей почтовых переводов, документов (сведений) об источниках поступления денежных средств на счета Клиента, используемые для осуществления соответствующих операций, Банк России рекомендует кредитным организациям реализовывать в отношении Клиента право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, а в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ - рассматривать вопрос о реализации права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В.Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованию в "Вестнике Банка России".

Заместитель
Председателя Банка России
Д.Г.Скобелкин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вестник Банка России,
N 30, 08.04.2015

docs.cntd.ru

О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов, Письмо Банка России от 19 июня 2013 года №110-Т

ПИСЬМО

от 19 июня 2013 года N 110-Т

О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов



В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями выявляются случаи, когда российскими резидентами - клиентами кредитных организаций в рамках выполнения внешнеторговых договоров (контрактов), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Казахстан, денежные средства переводятся на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территории Республики Казахстан.

По оценке Банка России, в 2012 году российскими резидентами в пользу контрагентов по вышеуказанным внешнеторговым договорам (контрактам) на счета в банках, находящихся за пределами территории Республики Казахстан, было переведено в эквиваленте около 10 млрд. долларов США. Действительными целями таких операций могут являться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и другие противозаконные цели.

Следует отметить, что в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан резиденты Республики Казахстан по общему правилу обязаны обеспечить выполнение требования репатриации национальной и иностранной валюты, зачислив выручку в национальной и иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) на банковские счета в уполномоченных банках Республики Казахстан.

Учитывая изложенное, Банк России рекомендует кредитным организациям в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма исходить из того, что обслуживание клиентов при осуществлении переводов денежных средств на счета, открытые в иностранных банках, находящихся за пределами территории Республики Казахстан, по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется с территории Республики Казахстан, влечет риск вовлечения кредитной организации и ее сотрудников в осуществление операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма (пункты 4.2 и 4.8 Положения Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Учитывая изложенное, в целях обеспечения управления риском потери деловой репутации и правовым риском, а также в целях организации работы кредитных организаций по оценке риска в рамках программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризм, в случае выявления кредитными организациями фактов совершения клиентами вышеуказанных операций Банк России рекомендует:

обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;

направлять в уполномоченный орган информацию обо всех операциях такого клиента на основании пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

осуществлять действия, предусмотренные письмом Банка России от 27 апреля 2007 года N 60-Т "Об особенностях обслуживания кредитными организациями клиентов с использованием технологии дистанционного доступа к банковскому счету клиента (включая интернет-банкинг)";

направлять в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения кредитной организации (филиала кредитной организации) всю имеющуюся у кредитной организации (филиала кредитной организации) информацию о таком клиенте, его контрагентах, о заключенных таким клиентом указанных выше внешнеторговых договорах (контрактах) и иную, имеющуюся в распоряжении кредитной организации (филиала кредитной организации) информацию.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (Д.Г.Скобелкин) согласовано.

Доведите содержание настоящего письма до сведения кредитных организаций.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
С.М.Игнатьев

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вестник Банка России,
N 35, 26.06.2013

docs.cntd.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *