Международный транспорт – Международный транспорт

Международный транспорт

Международный транспорт – это услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и космического), оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

В аналитических целях выделяют морской транспорт, который играет основную роль в перевозке внешнеторговых грузов, воздушный, играющий главную роль в межстрановом движении людей, и остальные виды транспорта.

Международные поездки (международный туризм) — это товары и услуги, приобретаемые путешественниками за рубежом, если они находятся там меньше года и считаются нерезидентами.

Путешественник – человек, находящийся менее года в стране, в которой он не является резидентом, если он не является сотрудником правительственного учреждения (посольства, военной базы) другой страны или членом его семьи и не работает на резидента.

Международные поездки как форма международной торговли услугами отличаются от международной миграции рабочей силы как формы международного передвижения фактора производства.

Путешественники, находясь за рубежом, производят расходы на предоставленные им услуги транспорта, гостиниц, лечебных учреждений. Тем самым эти услуги будут экспортированы страной, принимающей путешественника.

Международные мигранты направляются за рубеж на работу, где выступают одним из факторов создания новых товаров.

Стоимостные размеры услуг в области международных поездок составили в 1993 г. 279 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 1987 г. в 1,8 раза.

В последнее время объёмы услуг, предоставляемых путешественникам, более чем удваиваются каждые 10 лет. Около 75% услуг в области международных поездок предоставляется развитыми странами и странами с переходной экономикой.

  1. Транспортные издержки, их влияние на международную торговлю, территориальное разделение труда

Транспортные издержки – это все затраты на доставку товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки/разгрузки, упаковки/распаковки и другие сопутствующие расходы.

Воздействие транспортных издержек на объёмы торговли можно проиллюстрировать на примере двух стран.

Возьмём две страны: А и В, которые производят и потребляют один и тот же товар.

В условиях отсутствия торговли внутренняя цена на товар в стране А составляет 4 долл., а в стране В — 8 долл. за единицу.

Рисунок 1-Торговля без транспортных издержек

После начала торговли при отсутствии транспортных издержек мировая цена устанавливается на уровне 6 долл., по которой страна А производит 6 единиц товара, потребляет 2 и экспортирует 4, а страна В производит 2, потребляет 6 импортирует 4.

Рассмотрим торговлю с учётом транспортных издержек. Предположим, что они составляют Т долл. на каждую единицу товара.

Рисунок 2 — Торговля с учетом транспортных издержек

Транспортные издержки включаются в стоимость товара, которая в результате этого возрастает.

Для достижения баланса торговли транспортные издержки распределяются в какой-то пропорции между экспортирующей и импортирующей странами.

Транспортные издержки в размере 2 долл. на единицу товара привели в стране А к сокращению производства товара до 5 единиц, росту потребления до 3 единиц.

В стране В они вызвали рост производства до 3 единиц, сокращению потребления до 5 единиц и сокращению импорта до 2 единиц.

Таким образом, влияние транспортных издержек на международную торговлю аналогично влиянию возрастающих издержек производства, а именно:

они приводят к снижению объёмов торговли;

приводят к снижению уровня специализации стран и размеров выигрыша от торговли;

препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между торгующими странами;

обуславливают сдвиги в территориальном разделении труда – в размещении предприятий и отраслей. В связи с эти выделяют отрасли, ориентированные на ресурсы, рынок, и свободноориентированные отрасли.

Отрасли, ориентированные на ресурсы, – в основном добывающие отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого он производится.

Поскольку конечный продукт легче и дороже сырья, такие отрасли располагаются в местах нахождения природных ресурсов.

Продукцию таких отраслей называют «теряющей вес».

Это горнорудная, алюминиевая и химическая промышленности.

Отрасли, ориентированные на рынок, — это отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готового продукта выше, чем на перевозку сырья, из которого он производится.

Продукцию таких отраслей называют «набирающей вес».

В основном это обрабатывающие отрасли, которые располагают сборочными предприятиями вблизи рынков сбыта, поскольку стоимость перевозки частей для сборки ниже, чем стоимость перевозки готовой продукции (автомобилестроение).

Свободноориентированные отрасли – это территориально мобильные отрасли, не тяготеющие ни к источникам ресурсов, ни к рынкам сбыта.

Обычно это отрасли, производящие очень дорогие, но лёгкие конечные продукты, для которых стоимость транспортировки составляет незначительную долю от их цены (драгоценности, электронные компоненты).

  1. Международное регулирование торговли услугами

В международной практике сложились три группы торгово-политических инструментов, регламентирующих сделки в сфере услуг:

национальные законодательства;

двусторонние торгово-экономические соглашения:

конвенция и другие документы, разработанные на межправительственной основе.

Национальные законодательство в ПРС устанавливает режим внешнеторговых операций с услугами с учётом интересов предпринимателей и потребителей услуг, соображений занятости, сбалансированности внешнеэкономических и стратегических расчетов.

Национальное законодательство составляет основу осуществляемой политики государственного регулирования торговли услугами.

Государственное регулирование услугами представляет собой совокупность

мер регулирования доступа на рынок.

Меры регулирования доступа на рынок – это инструменты торговой политики, ограничивающие возможность или запрещающие иностранным фирмам-производителям услуг оперировать на местном рынке. Они приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:

Ограничение на торговлю услугами. Оно предполагает законодательное требование того, чтобы определенный вид услуг оказывался непосредственно резидентами, например, чтобы импортные грузы страховались местными страховыми компаниями.

Введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Предполагает ограничение количества услуг, которые могут предоставить нерезиденты.

Ограничение на передвижение производителей услуг. Обычно принимает форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии.

Ограничение на передвижение потребителей. Приобретает, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.

Такое ограничение называется изъятием из национального режима.

Национальный режим – режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих физических и юридических лиц.

Изъятие из национального режима – это инструмент внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.

Изъятие из национального режима выражается в предоставлении ценовых преимуществ местным производителям. Правительства предоставляют прямые ценовые субсидии из бюджета местным производителям услуг – туристическим, транспортным, страховым и иным компаниям.

Двусторонние соглашения в отличие от подобных односторонних мер предусматривают некоторую либерализацию торговли услугами. Выделяют три типа таких соглашений:

общие договоры о дружбе, торговле и мореплавании, в которые включаются статьи, касающиеся сферы услуг;

договоренности, регулирующие заграничные инвестиции;

специальные торгово-экономические соглашения.

Разработка универсальных правил, регулирующих обмен услугами, была предпринята в конце 40-х годов. Но проект этих правил не был принят.

Некоторые условия предоставления отдельных видов услуг были зафиксированы в ГАТТ (условия демонстрации, квоты для фильмов отечественного и иностранного происхождения, транзитные перевозки).

В 1964 г. под эгидой ЮНКТАД были разработаны международные конвенции, направленные на перестройку МЭО, связанные с либерализацией торговли услугами.

Созданный в рамках ЮНКТАД комитет по передаче технологии разработал «Кодекс поведения в области передачи технологии».

В настоящее время центрами регулирования МТ услугами являются ВТО-ГТУ и ЮНКТАД.

Зарубежное инвестирование

  1. Понятие, предпосылки и цели международной миграции капитала.

  2. Источники и характер использования капитала

  3. Состав и признаки прямых иностранных инвестиций. Формы предприятий с иностранными инвестициями.

  4. Формы государственной поддержки прямых иностранных инвестиций.

  5. Портфельные зарубежные инвестиции.

  6. Экономические эффекты международной миграции капитала.

  1. Понятие, предпосылки и цели международной миграции капитала

В отличие от экспорта товаров, экспорт капиталов предполагает, что за рубеж переносится уже не акт реализации заключенной в экспортируемом товаре прибыли, а сам процесс ее создания.

Вывоз капитала означает перемещение его за рубеж с целью извлечения прибыли или получения процентов.

Темпы роста экспорта капитала опережают темпы роста ВВП и товарного экспорта.

Возрастание масштабов вывоза капитала обусловило усиление его международной миграции.

Международная миграция капитала – это встречное движение капиталов между странами, приносящее их собственникам доход.

Каждая из стран одновременно является импортером и экспортером капитала: происходит так называемая перекрестная миграция капитала.

Предпосылками становления международной миграции капитала как важнейшей формы МЭО являются:

  1. Образование относительного избытка капитала на национальных рынках.

  2. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях МХ.

  3. Формирование мирового рынка как альтернативной сферы приложения капитала.

Инвестирование капитала за пределами национальных хозяйств позволяет предпринимателям за счет различий в уровнях издержек производства между странами получать прибыль выше национальной средней.

Непосредственными причинами вывоза капитала являются:

  1. Стремление различных государств обеспечить гарантированное снабжение своих предприятий сырьем.

  2. Различие в экологических нормах и стандартах между странами. Развитые государства перемещают в развивающиеся страны экологически опасные производства.

  3. Стремление использовать капиталовложения в иностранную экономику как средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет создания новых рынков за рубежом, а также экспорта в зарубежные филиалы.

studfiles.net

Международные транспортные услуги и их место в современной логистике

В двадцать первом веке экономические связи между разными государствами становятся чрезвычайно тесными и интенсивными. Российские компании активно выходят на международный рынок, все чаще пользуются услугами логистических организаций. Невозможно переоценить ту роль, которую в современной логистике играет международная перевозка автотранспортом — огромная, хорошо развитая система доставки товаров через границы стран.

Компания Правый берег в Нижнем Новгороде, осуществляет международные перевозки грузов с 2002 года — достаточный срок для того, чтобы накопить опыт и знания в этой сложной, но интересной и нужной отрасли. У нас работает коллектив высокопрофессиональных менеджеров, специалистов по таможенному декларированию, юристов. Своей первостепенной задачей мы видим качественную организацию международных автомобильных перевозок с полным соблюдением интересов клиента.

Международный транспорт делится на:

  • морской;
  • железнодорожный;
  • воздушный;
  • автомобильный;
  • трубопроводный.

Каждый из указанных видов транспортного сообщения имеет свои характерные черты, поэтому, выбирая способ доставки груза, отправитель взвешивает все «за» и «против». Так, например, водный транспорт (морской и речной) считается наиболее дешевым, но в то же время, не очень скоростным. Воздушные суда, наоборот, перевозят товары чрезвычайно быстро, но и дорого. Огромное распространение во всем мире получил автомобильный транспорт, основными достоинствами которого является оперативность, возможность быстрого пересечения границ, всесезонность. Однако в странах с хорошо развитой системой железных дорог (каковыми являются Россия, государства — члены Евросоюза, Китай) грузоперевозки товарными поездами остаются высоко востребованными и актуальными, ведь сочетание невысокой стоимости, надежности и быстроты весьма привлекательно для заказчиков.

Помимо самого набора различных транспортных услуг система международных перевозок включает и другие, не менее важные элементы: это межгосударственное регулирование (таможенные отношения), перегрузка, промежуточное складирование и хранение, страхование грузов и т.д.

Все эти компоненты грузового обращения служат для того, чтобы товар, отправленный на огромное расстояние, не потерялся, не испортился, прибыл на место назначения в своем изначальном виде и, что очень важно, не слишком сильно «прибавил» в цене. Любая доставка имеет свою стоимость, а значит, увеличивает конечную цену продукции. В жесткой конкурентной среде одной из важнейших задач, которые решает транспорт, становится сокращение издержек.

Чтобы сделать грузоперевозки из Европы и доставке товаров Китая по миру менее дорогостоящими, применяются высокоэффективные методы, например, сочетание разных видов транспорта. Так, доставка продукции по железной дороге с дальнейшей перевалкой и отправкой автомобильной фурой может оказаться весьма выгодным решением. А для большей сохранности груза и простоты промежуточных операций товар запечатывается в универсальный контейнер.

Четкая организация доставки, отслеживание местонахождения груза, профессиональное оформление документов для таможни, грамотный выбор способа грузоперевозки — все эти процедуры являются обязательным условием оперативной, безопасной и наименее затратной международной транспортировки. Доверив эту работу профессионалам, вы будете уверены, что ваша продукция будет доставлена безукоризненно, какое бы расстояние и количество государственных границ ей не предстояло пересечь.

www.pb-logistics.ru

Международные транспортные коридоры.

Группа экспертов КВТ ЕЭК ООН приняла следующее определение международного транспортного коридора: «это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок».

«Международный транспортный коридор» представляет собой направление концентрированных грузопотоков, осваиваемых одной или несколькими транспортно-технологическими линиями, обеспечивающими качественное и в установленные сроки прохождение экспортно-импортных и транзитных грузов. Обустройство транспортного коридора предполагает создание определенной инфраструктуры, качественно отвечающей современным требованиям — линий связи, информационных систем, пунктов обслуживания и ремонта, гостиниц для водителей и т.д., а также наличие национального коммерческо-правового обеспечения, совместимого с международными нормами и правилами; обеспечение безопасной перевозки, перегрузки как груза, так и транспортных средств и средств укрупнения.

Под термином «международный транспортный коридор (МТК)» понимают результат взаимодействия следующих факторов:

• направление движения крупных грузопотоков;

• совокупность сухопутных, водных и воздушных путей;

• сопутствующая инфраструктура.

Для работы международных транспортных коридоров необходима развитая транспортная инфраструктура не только на собственной территории, но и в тех государствах, где лежит их продолжение. Возможность использования национальный транспортных коммуникаций для обеспечения международного сотрудничества определяет важность того, или иного участка сети для перевозок внешнеторговых грузов. В составе инфраструктуры международных транспортных коридоров рассматриваются постоянные устройства (инфраструктурные объек­ты) универсальных видов транспорта, отнесенных к МТК — железнодорожные, ав­томобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством, морские пор­ты, расположенные на границах российских участков коридоров, аэропорты гражданской авиации и транспортные терминалы, размещенные в зонах коридо­ров и влияющие на их работу.

В состав МТК включены наиболее оснащенные существующие магистрали и объ­екты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузо- и пасса­жиропотоки, и звенья российской транспортной сети, имеющие благоприятные перспективы для привлечения на них указанных потоков.

 Международные транспортные коридоры имеют важное значение для каждой страны. Это оценивается не только с точки зрения коммерческой выгоды, но с более широких позиций национальной безопасности, таких ее составляющих, как: военная, экономическая, промышленная, технологическая, продовольственная, демографическая.

Доказательством необходимости комплексного подхода является и то, что международные транспортные коридоры проходят по участкам наиболее насыщенных национальных транспортных коридоров.

Это, с одной стороны, способствует снижению себестоимости перевозок, увеличению финансовых возможностей для модернизации и развития элементов совместно используемой инфраструктуры, но с другой – накладывает повышенные требования по синхронизации графика движения, соблюдению мер безопасности, а также определяет предел, который можно выделить для международных перевозок, не срывая внутреннего товарообмена, являющегося основой для любого государства.

Прямыми функциями международных транспортных коридоров являются обслуживание экспортно-импортных перевозок, а также международного транзита.      Все остальные проявления являются мультипликативным эффектом при совместном воздействии международных и национальных транспортных коридоров на составляющие национальной безопасности.

  Для соседних государств проблема беспрепятственной связи никогда не стояла. Для стран, не граничащих непосредственно, это условие является критичным. Поэтому отдаленные международные торговые партнеры стараются выбирать маршруты с минимальным количеством промежуточных стран, с их пограничными барьерами, разнообразием политической обстановки, денежными сборами.      Другой базовой функцией международных транспортных коридоров является обеспечение международного транзита. В настоящее время роль евроазиатского сухопутного транзита резко возросла. Это объясняется лавинообразным ростом объемов товарооборота между Европой и Азией.  При этом Европа к настоящему моменту фактически достигла предела в развитии своего промышленного потенциала в объемных показателях для удовлетворения внутреннего спроса. Дальнейшее развитие производства в Европе связано лишь с увеличением экспорта в другие регионы мира, в первую очередь в Азию.

 Исходя из тех экономических выгод, которые дает обслуживание международного транзита, многие страны борются за то, чтобы международные транспортные коридоры проходили по их территориям. Однако чем больше страна, чем сильнее развито ее промышленное производство, внутренняя производственная кооперация, чем более емким является внутренний рынок, тем меньшую долю составляют доходы от международного транзита по отношению к валовому внутреннему продукту.      Международные транспортные коридоры совместно с национальными влияют на промышленную, продовольственную, демографическую, военную и технологическую безопасность.      Это связано не только с глобализацией мировой экономики и переводом промышленных предприятий из Европы в Азию, но и необходимостью соблюдения единых международных стандартов при всех видах обслуживания международного транспортного коридора.   Возросшие требования к качеству транспортной инфраструктуры, транспортным средствам заставляют повышать качество изготовления транспортного оборудования.   Повышение требований международной конкуренции обязывает вводить тотальный контроль за прохождением каждого контейнера, каждого движущегося транспортного средства, переходить на логистические методы обслуживания грузопотоков на основе синхронного взаимодействия всех видов транспорта, перегрузочных комплексов, таможенных и пограничных служб. К процессу транспортировки подключаются информационно-аналитические системы и космическая навигация. Транспортно-перегрузочные логистические центры становятся точками технологической активности.

Современная система международных транспортных коридоров Евроазиатского континента на сегодняшний день включает в себя: в Европе -Критские коридоры, в Азии — коридоры Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Евроазиатские железнодорожные направления ОСЖД, а так же коридоры «Север-Юг» и ТРАСЕКА. Несмотря на то, что направления ОСЖД не в полной мере отвечают принято

 В настоящее время в мире сформировалось три мировых экономических полюса: Евросоюз, Северо-Восточная, Восточная и Юго-Восточная Азия, Северная Америка. Россия пока, к сожалению, в число экономических полюсов не входит, при наличии всех объективных предпосылок.

 Основными международными транспортными маршрутами, связывающими Европу и Азию и не проходящими через Россию, являются:

 — южный водный маршрут, проходящий через три океана: Тихий, Индийский, Атлантический, огибающий Африку;

  — южный водный маршрут, проходящий также через три океана, но уже через Суэцкий канал;

 — международный транспортный коридор «Южный»: Юго-Восточная Европа — Турция — Иран с ответвлениями на: Центральную Азию – Китай и Южную Азию – Юго-Восточную Азию – Южный Китай.

 — строящийся международный транспортный коридор ТРАСЕКА: Восточная Европа — Черное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия.

 Международные транспортные коридоры, как правило, становятся базовыми национальными коридорами, на основе которых формируется опорная транспортная сеть циклического типа, так называемая, опорная транспортная решетка.

Система международных транспортных коридоров на территории России включает в себя три евроазиатских коридора – “Север – Юг”(2), “Транссиб” (2) и “Северный морской путь” (3), а также коридоры регионального значения – паневропейские транспортные коридоры №№ 1 и 9, коридоры, связывающие северо-восточные провинции Китая через российские морские порты Приморского края с портами стран Азиатско-тихоокеанского региона.

Каждому из коридоров присвоено собственное обозначение:

  • коридор “Север – Юг” — NS,

  • коридор “Транссиб” – TS,

  • коридор “Северный морской путь” — SMP,

  • коридор “Приморье–1” (Харбин – Гродеково – Владивосток/Находка/Восточный – порты АТР) – PR1,

  • коридор “Приморье–2” (Хуньчунь – Краскино – Посьет/Зарубино – порты АТР) – PR2,

  • паневропейский транспортный коридор № 1 – PE1,

  • паневропейский транспортный коридор № 9 – PE9.

В формируемой системе МТК на территории России паневропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора “Транссиб”, участок паневропейского транспортного коридора № 9 граница Финляндии – С.-Петербург – Москва включен в состав коридора “Север – Юг”.

В составе коридоров выделены основные железнодорожные, автомобильные и водные маршруты и ответвления от них, обозначение которых включает наименование коридора, вид транспорта и порядковый номер (для ответвлений от основного маршрута). Железнодорожные маршруты обозначены буквой “R”, автомобильные – буквой “A”, водные – буквой “W”.

Ответвления от основных маршрутов коридоров “Север – Юг” и PE9 пронумерованы в направлении с севера на юг, при этом с восточной стороны от основного маршрута они имеют нечетные номера, с западной – четные.

Ответвления от основного маршрута коридора “Транссиб” пронумерованы в направлении с запада на восток, при этом с северной стороны от основного маршрута они имеют нечетные номера, с южной – четные.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *