Схема поставок российской нефти в Европу. Справка
Балтийская трубопроводная система (БТС) — система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано Печерского, Западно Сибирского и Урало Поволжского районов с морским портом Приморск. Оттуда нефть поступает в Роттердам – главный центр нефтеторговли и переработки в Европе.
Первая очередь Балтийской трубопроводной системы, спроектированная и построенная отечественными специалистами, была успешно введена в эксплуатацию в декабре 2001 года. Это позволило создать новое независимое российское экспортное направление по транспортировке нефти через новый специализированный морской порт Приморск производительностью 12 млн тонн нефти в год. Впоследствии мощность БТС в короткие сроки последовательно наращивалась до 18, а затем до 30, 42, 62 млн тонн. К концу 2006 года Приморск уже был способен переваливать в танкеры около 75 млн тонн нефти.
В настоящее время Приморск – крупнейший в России порт по отгрузке нефти на экспорт. В ближайшей перспективе его мощность может быть увеличена до 120 млн тонн.
Балтийская трубопроводная система — 2 (БТС-2) – проектируемая система магистральных нефтепроводов, которая позволит связать нефтепровод «Дружба» с российскими морскими портами на Балтийском море по маршруту Унеча — Великие Луки — Усть Луга (с ответвлением на Киришский НПЗ компании «Сургутнефтегаз»).
В рамках проекта БТС-2 предусматривается строительство магистрального трубопровода общей протяженностью 998 км мощностью 50 млн тонн нефти в год.
Трасса нефтепроводной системы пройдет по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Новгородской, Ленинградской областей.
Мощность первой очереди трубопровода — 35 млн тонн нефти в год, с возможностью строительства в будущем ответвления на порт Усть-Луга мощностью 15 млн тонн нефти в год.
Окончание проекта запланировано на декабрь 2013 года.
Каспийский трубопроводный консорциум
(КТК) — международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Черного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).Из российского порта нефть транспортируется танкерами через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы. Нефтепровод протяженностью около 1510 км и пропускной способностью 28,2 млн тонн в год введен в эксплуатацию в конце 2001 года. Проектная пропускная способность была достигнута к середине 2004 года. К 2005 году пропускная способность нефтепровода была увеличена до 32 млн. тонн в год.
Изначально проект разрабатывался с таким расчетом, что его пропускная способность при соответствующей реконструкции может быть увеличена примерно до 67 млн. тонн нефти в год. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе Новороссийска и установить еще одно выносное причальное устройство.
В 2007 году в России и Казахстане приступили к разработке условий и положения пакетного соглашения по проекту расширения трубопровода «Тенгиз-Новороссийск». Причем, предполагалось, что часть нефти (около 17 млн. тонн только из Казахстана) пойдет по планируемому нефтепроводу «Бургас – Александруполис» (Болгария – Греция) в обход турецких проливов. Однако сроки практической реализации данного проекта пока неясны.Более того, и сама перспектива увеличения пропускной способности нефтепровода «Тенгиз- Новороссийск» сегодня под вопросом. Основные причины – отсутствие гарантий «большой нефти» с шельфа Каспийского моря, снижение глобального спроса на нефть и др.
Трансбалканский трубопровод
Трансбалканский трубопровод (нефтепровод Бургас — Александруполис) — планируемый к строительству нефтепровод в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Маршрут нефтепровода пройдёт от болгарского города Бургас на берегу Чёрного моря до греческого Александруполиса на берегу Эгейского моря. Трубопровод должен разгрузить находящиеся под контролем Турции проливы, соединяющие Чёрное и Средиземное моря. Планируется, что по данному трубопроводу будет поставляться российская нефть с морского терминала в Новороссийске, в Бургасе перегружаться с танкеров, далее по трубопроводу будет поступать в Александруполис, где вновь будет грузиться на танкеры. Протяжённость нефтепровода — 285 км, пропускная способность — 35 млн тонн в год с возможностью расширения до 50 млн тонн. России будет принадлежать 51,7 % акций консорциума по управлению трубопроводом, Болгарии и Греции — по 24,15%.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
ria.ru
Крупнейшие нефтепроводы России — My site
Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. Топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.
1. Нефтепровод Баку — Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.
2. Нефтепровод Балаханы — Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.
3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год.
4. Восточная Сибирь — Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть».
5. Нефтепровод Грозный — Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.
6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol.
7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн нефти в год.
9. Нефтепровод Сургут — Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина — 3250 км, диаметр — 1020 мм, пропускная способность — более 20 миллионов тонн в год.
10. Нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».
new.sgeokom.ru
Топ-10 нефтепроводов России | Статьи | ТРУБОПРОВОД.рф
Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок.
Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природныйи попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективно, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. Действует крупная сеть нефте- и газопроводов, снабжающих экономику России, а также ведущих в Западную Европу, Турцию, Юго-Восточную Азию.
В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении. Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1960-х годов. В 2008 году трубопроводным транспортом было перевезено 488 млн тонн нефти и нефтепродуктов, данный показатель увеличился в сравнении с 2000 годом на 53 %. Грузооборот трубопроводного транспорта в части нефти и нефтепродуктов в 2008 году составил 1,1 трлн тонно-километров, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 49 %. Длина магистральных нефте- и газопродуктопроводов на 2008 год составляла 63 тыс. км, увеличившись в сравнении с 2000 годом на 2 тыс. км.
Мы составили топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.
1. Нефтепровод Баку — Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.
3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год.
4. Восточная Сибирь — Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть».
6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol.

7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн нефти в год.
9. Нефтепровод Сургут — Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина — 3250 км, диаметр — 1020 мм, пропускная способность — более 20 миллионов тонн в год.
10. Нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».
Источник: http://topneftegaz.ru/analisis/view/7679
xn--90acg2babefdpm.xn--p1ai
Нефтепроводы России
К основным средствам транспортировки нефти относят трубы. Только по трубам можно безопасно переправлять химические жидкости. В связи с чем, нефтепровод является самым экологичным способом перевозки. К этому преимуществу можно добавить экономичность и масштабность, ведь по трубам можно транспортировать большие объемы. Проложить нефтепровод можно в любых условиях, как под водой, так и под землей.
Виды нефтепроводов
Современные нефтепроводы изготавливают преимущественно из стали. Минимальный диаметр трубы — 10 см, максимальный – 120 см. Обычно трубопроводы прокладывают на глубину от 1 до 2 метров под землей.
Нефтепровод – надежное средство для транспортировки нефти на значительные расстояния. Они представлены тремя основными группами: внутренние, местные и магистральные.
Внутренние
Внутренний нефтепровод имеет небольшую протяженность. Он может функционировать внутри нефтебаз или нефтеперерабатывающих заводов.
Местные
Их основное назначение заключается в соединении элементов транспортной цепи. К примеру, местный нефтяной провод может соединять место, где осуществляется нефтедобыча с пунктом, где происходит ее транспортировка с помощью железнодорожных или судовых средств. Их протяженность значительно превышает длину внутренних, она может достигать от 10 до 100 и даже более километров.
Магистральные
Это самые протяженные трубопроводы, предназначенные для перемещения нефти из мест ее добычи к месту потребления или загрузки на другой транспорт. Они представляют собой сложный комплекс сооружений. Магистральный трубопровод применяется для массовой транспортировки нефти. По его трубам бесперебойно подается неограниченное количество нефти.
Крупнейшие нефтепроводы России
В России создана огромная сеть нефтепроводов. Одним из самых протяженных трубопроводов является «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтяной трубопровод соединяет города Тайшет и Находку. Его общая длина составляет 4857 км.
Самый старый нефтепровод России «Дружба». Его протяженность по России составляет около 4000 км., а общая длина – 8900 км. Трубопровод пролегает по разным городам России и зарубежья.
Нефтяная промышленность в России достаточно развита, страна занимает второе место в мире по запасам. В настоящее время курс нефти постоянно меняется, что не может не сказаться на состоянии нефтяной промышленности.
Похожая продукция:
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить
на Ваш сайт.
evrotekhservis.ru
Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России
Нефтепроводы России – одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.
Классификация трубопроводов
Трубопроводы подразделяются по своему назначению:
- Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий.
- Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом.
В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др.
Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.
Развитие нефтепроводов в России
История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке.
Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.
Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с нефтеперерабатывающими заводами. Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву.
План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.
В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак – Самара и Усть-Балык – Альметьевск.
Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм.
Благодаря некоторым из них (например, Сургут – Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.
Достоинства трубопроводного транспорта
Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:
- Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери.
- Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов.
- Стабильная работа в разных климатических зонах.
Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.
Крупнейшие нефтепроводы России
Экспорт через нефтепроводы
В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% — на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» — единственная компания-оператор нефтепроводов в России.
На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании – более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.
Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:
- Балтийский нефтепровод, пропускная способность — 74 млн т в год;
- Система трубопроводов «Дружба». Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая — в Словакию. Общая пропускная способность — 90 млн т;
- Черноморские нефтепроводы – 43 млн т.
Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.
fcspam.ru
Нефть «на вынос»: экспортные нефтепроводы России
Энергоносители, в частности нефть, являются одним из главных ресурсов нашей страны. Но Россия не только богата нефтью — она обладает самой большой в мире трубопроводной системой для ее транспортировки. Причем, в отличие от стран Ближнего Востока и США, мы имеем возможность доставки нефти по трубам (а это самый рентабельный способ транспортировки) не только на местные НПЗ и на морские нефтеналивные терминалы, но и конечному потребителю. Это ставит Россию в исключительное положение на рынке нефти.
В XX веке нефть не зря получила название: «кровь экономики». Двигатели внутреннего сгорания, авиационные двигатели, ТЭЦ на мазуте, не говоря уже об органической химии, — всё это нефть. Если раньше, коль верить арии Мефистофеля из одноименной оперы Шарля Гуно, «люди гибли за металл», то во второй половине XX — начале XXI веков люди все чаще гибнут за нефть. По сути именно углеводороды стали предметом особой зависти к России со стороны стран Запада.
Именно конфликт вокруг крупнейшего в мире (причем и сегодня) трубопровода «Дружба», соединившего Волгоуральский нефтегазоносный район со странами Восточной Европы, стал одним из камней преткновения на пути политической разрядки в 60-е — 70-е годы прошлого века.
И, как думают отдельные экономисты, именно искусственное обрушение цен на нефть, которое Соединенным Штатам удалось инспирировать с помощью стран Ближнего Востока, и стало причиной разрушения СССР.
История
Россия стояла у истоков развития трубопроводной транспортировки нефти. Великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев предложил идею нефтепровода еще в 1863 году. Он заложил основные принципы строительства трубопроводов и их параметры. Ученый считал, что только в этом случае добыча и использование нефти достигнут промышленных масштабов.
Такие же идеи витали во всем мире и в это же время. Так, в 1865 году в США был построен первый нефтепровод длиной шесть километров. Нефтепроводы большей длины начали строить в США только в 1875 году.
В конце 1878 года на Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый российский нефтепровод протяженностью около десяти километров для перекачки нефти от Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы в Черном Городе, пригороде Баку.
Проект трубопровода был разработан знаменитым инженером В.Г. Шуховым, известным нам по первой советской телебашне — это знаменитая Шуховская Шаболовская телевизионная башня.
Шухов был также автором проектов первых российских магистральных нефтепроводов: Баку — Батуми, протяженностью 883 км, построенный в 1907 году, и Грозный — Туапсе, общей длиной 618 км, построенный в 1928 году. Инженер одним из первых в мире описал процессы протекания по трубопроводам нефти и мазута, создав, таким образом, классическую теорию нефтепроводов.
Сегодня
Вообще очень часто можно услышать что-то про «нефтяную иглу, которая тормозит развитие высоких технологий в России». Всё обстоит с точностью до наоборот. Трубопроводный транспорт — сам по себе высокотехнологичная отрасль. Это не просто трубы — это бесшовные трубы большого диаметра, которым приходится выдерживать высокое переменное давление. При этом это давление надо поддерживать на протяженности в сотни километров, что требует применения весьма сложных систем насосов.
Производство всех необходимых для этого компонентов было освоено в Советском Союзе в самые кратчайшие сроки. При этом труботранспорт позволяет экономить работу свыше 700 тысяч рабочих. Стоит отметить, что отдельные технологии строительства нефтепроводов применяются также и в космической отрасли.
Сегодня российская компания «Транснефть», получившая в наследие от «Главтранснефти» советскую трубопроводную систему, является владельцем самой большой в мире системы транспортировки нефти.
Причем это касается как общей протяженности и прокачивающей способности трубопроводов, так и отдельных ее участков. К примеру, крупнейший нефтепровод США — «Трансаласкинский» — имеет длину 1280 километров. А старейший трубопровод в Европу, уже упоминавшийся трубопровод «Дружба», — 8900 км, из них 3900 км на территории России. Комментарии, как говорится, излишни.
Цели и задачи
Сегодня нефтетранспортная система России решает две глобальные проблемы, ставшие перед ней в XXI веке. И обе они связаны с диверсификацией. Это приобретение альтернативных маршрутов, позволяющих уменьшить зависимость от белорусского участка нефтепровода «Дружба» и (что намного важнее) jn наиболее нестабильного украинского участка.
Экспорт нефти из России осуществляется по трем основным направлениям. Прежде всего, это Европа. Туда нефть Россия экспортирует по нескольким маршрутам. Два из них, транзитные, уже упоминались — это направления через Белоруссию и Украину.
Также нефть экспортируется через морские порты: «Туапсе» и «Новороссийск» на Черном море и «Приморск» и «Усть-Луга» на Балтийском. Последнее направление на Усть-Лугу сейчас только осваивается, для этого строится Балтийская трубопроводная система II (БТС-2). Именно БТС-2 позволит обойти Украину и снизить нагрузку на белорусский участок.
Второе направление, теперь приобретающее все большее значение, — это Азия. В этом направлении экспорт нефти осуществляется через Казахстан.
Недавно было открыто и третье направление. Может быть, на сегодня — самое перспективное: восточное. Первая очередь нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» позволяет экспортировать нефть в Китай, а также осуществлять поставки на рынки АТР.
Россия не откажется от экспорта, как нефти, так и продуктов из нее. И это не тупиковое направление экономики, как пытаются убедить нас господа либералы. Это тоже наше будущее, и нbчего ущербного для нашей экономики в этом нет.
Важно только, чтобы эта отрасль развивалась, как и все остальные. Чтобы нефть давала нам ресурс для дальнейшего развития.
Скачать оригинал: «Экспортные нефтепотоки России»
riafan.ru
Нефтепроводный транспорт в России — Пути российской нефти
Энциклопедия технологийДля поддержания добычи нефтяникам приходится вести постоянную работу над новыми проектами и месторождениями, которые нередко располагаются на значительном удалении от уже освоенных нефтегазовых провинций. В таких условиях критически важна стабильной работы системы нефтепроводов, охватывающих всю территорию страны.
Нефтепроводы в России
Именно Россия является родиной трубопроводного транспорта. Впервые идею о транспортировке нефти по трубам высказал Дмитрий Менделеев в 1863 году. Ученый разработал проект строительства трубопровода от бакинских нефтяных месторождений до побережья Черного моря, однако проект так и не был реализован.
Впоследствии, в 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов предложили новую схему строительства трубопровода, которая была принята. Через год Шухов построил первый в России нефтепровод в районе Баку — пока протяженностью лишь несколько километров. Проект быстро доказал свою эффективность (снижение себестоимости доставки нефти было, как минимум, десятикратным), и уже в 1885 г. был сооружен новый нефтепровод длинной уже около 200 км. А еще через 11 лет появился первый крупный керосинопровод Баку-Батуми протяженностью 883 км.
Нефтепроводный транспорт в СССР
Трубопроводный транспорт активно использоваться и в Советском Союзе. Неоценимый опыт был получен в годы Великой Отечественной войны, когда прокладка временных труб решала жизненно важную задачу снабжения войск горючим. Например, через акваторию Ладожского озера в условиях боевых действий был скрытно построен подводный бензопровод, по которому в блокадный Ленинград поставлялись нефтепродукты.
Систематическое развитие системы магистральных трубопроводов началось в начале 60-х годов прошлого века после открытия крупных месторождений в Уральском и Поволжском регионах. Они стали сырьевой базой для крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба», связавшего их со странами Восточной и Центральной Европы. Длина нефтепровода превышает 5500 км.
Открытие месторождений Западной Сибири в корне изменило приоритеты трубопроводного строительства. Транспортировка была крайне затруднена: расстояние от месторождений до ближайших железнодорожных станций превышало 700 км, а период навигации в располагающихся вокруг реках был ограничен несколькими месяцами. Обеспечить транспортировку все возрастающих объемов нефти мог только трубопроводный транспорт. В результате за несколько лет были построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык — Омск, Сургут-Полоцк и др.
Нефтепроводный транспорт в современной России
Оператором всех магистральных нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть». В состав компании входит 14 предприятий, специализирующихся на транспортировке нефти в различных регионах страны. Общая длина нефтепроводов, находящихся под управлением компании, превышает 70,0 тыс км.
В последние годы компания реализовала целый ряд проектов, позволивших открыть для российских нефтедобытчиков новые маршруты сбыта и связать недавно запущенные месторождения с уже действующей инфраструктурой. Крупнейший из проектов, реализованных в последнее время, — нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО). Он берет начало в городе Тайшет Иркутской области и заканчивается в нефтеналивном порту Козьмино в заливе Находка (4 740 км). Таким образом соединяются месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. По итогам 2015 г. объем прокачки через систему «Транснефти» достиг 482 млн тонн нефти и 32 млн тонн нефтепродуктов.
discoverrussia.interfax.ru