Какие разновидности школьной доски существуют в наше время – Виды и возможности интерактивных досок.

Содержание

Виды и возможности интерактивных досок.

01.11.2016

Вершиной развития досок стали электронные интерактивные доски. Интерактивная доска для школы выглядит как обычная маркерная, но подключается к компьютеру с помощью проводов (USB-кабель или кабель последовательного порта) или с помощью беспроводной связи на частоте 2.4 ГГц или Bluetooth. На компьютер устанавливается специальное программное обеспечение, благодаря которому интерактивная доска превращается в полноценное устройство ввода данных. Теперь все, что будет написано или нарисовано на поверхности интерактивной школьной доски, будет отображаться на экране компьютера. А изображение с экрана компьютера с помощью подключенного проектора будет проецироваться на ее поверхность. Полученная интерактивная система предоставляет пользователям неограниченные возможности при демонстрации презентаций и проведении уроков, тренингов, обучающих семинаров. Использование школьной интерактивной доски на уроке дает учителю множество преимуществ, позволяющих сделать занятия эффективнее и интереснее для учеников.

Возможности интерактивной доски

Все, что пишется на электронной интерактивной доске, мгновенно появляется на экране персонального компьютера. Текст заметок может вводиться как через виртуальную клавиатуру, так и просто может быть написан от руки. Возможности интерактивных досок зачастую зависят от программного обеспечения, которое на них установлено. Программное обеспечение большинства досок делает возможным распознавание рукописного текста. Записанная информация хранится в электронном виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи и рисунки на электронной интерактивной доске могут оформляться цветными маркерами, и при наличии цветного принтера копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия.

Достоинство электронных интерактивных досок — возможность анимации: просмотр сделанных рисунков, запись лекций в реальном времени. Интерактивная доска — это великолепное средство для мозгового штурма. Все записанные на ней в ходе обсуждения идеи надежно хранятся в компьютере и могут быть последовательно восстановлены.

Программное обеспечение, поставляемое вместе с электронными интерактивными досками, позволяет значительно увеличить перечень функций интерактивной доски. Используя специализированные программы можно расширить географию аудитории и проводить обучающие семинары одновременно в нескольких городах страны, используя онлайн-передачу данных. Слушатели таких семинаров могут читать информацию со своих мониторов или проецировать ее на большой экран для коллективного обсуждения.

Интерактивные доски для школы позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классический тип презентации с демонстрацией информации из интернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или с видеокамеры. Уроки, проводимые с использованием интерактивных досок, становятся интереснее и насыщеннее, повышается уровень усвоения материала. Специальный планшет даст возможность учителю сохранить мобильность во время проведения урока и более плотно взаимодействовать с классом, управляя уроком на расстоянии. Специализированное программное обеспечение предоставляет учителям широкий набор инструментов и шаблонов для создания интерактивных уроков. Все это делает интерактивные доски все более востребованными в школах.

В настоящее время существует множество видов интерактивных электронных досок разных производителей, созданных на основе различных технологий. Не всегда есть возможность тщательно изучать все описания интерактивных досок, представленных на российском рынке. Эта статья поможет разобраться в богатом ассортименте, оценить возможности интерактивных досок разных производителей и сделать правильный выбор.

Интерактивная доска esprit TIWEDT50, диагональ 50 дюймов
Диагональ – 50″». Размер интерактивной поверхности – 103×75 см. Производство – Польша.

  Подробнее  

Интерактивная доска PolyVision eno flex 2620A, диагональ 78 дюймов, две белые створки
Диагональ – 78″. Размер интерактивной поверхности – 118х158 см. Производство – Бельгия.

  Подробнее  

Интерактивная доска Steelcase eno 2810A, диагональ 95дюймов со стилусом
Диагональ – 95″. Размер интерактивной поверхности – 119.2х212.2 см. Производство – Бельгия.

  Подробнее  

Виды интерактивных досок.

По типу расположения проектора по отношению к поверхности доски интерактивные доски бывают прямой и обратной проекции.

При работе с интерактивными досками прямой проекции проектор устанавливается перед электронной доской. Чтобы тени, блики и световые пятна не искажали и не перекрывали изображение, с такими досками рекомендуется использовать короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, которые могут располагаться в непосредственной близости от доски. Наиболее удобной является установка проектора с помощью настенного крепления. При такой установке луч проектора не слепит пользователя, работающего с проецируемыми изображениями, а сам пользователь не может стать помехой на пути луча.

Для работы с интерактивной доской обратной проекции проектор располагают позади доски, так что появление тени от пользователя на проецируемом изображении исключается, а свет от проектора не мешает при работе с изображением. Недостатком таких систем является их громоздкость, большая цена и неудобство монтажа. Систему с электронной доской обратной проекции невозможно закрепить на стене, как систему с интерактивной доской прямой проекции.

Существуют активные и пассивные интерактивные доски.

Активная электронная доска — это доска, которую необходимо подключить к источнику питания и к компьютеру с помощью проводов. В ее поверхность вмонтированы датчики, которые определяют положение стилуса при работе. Стилус также может быть активным (снабжен вмонтированным датчиком и посылает сигнал при использовании) или пассивным (прерывает сигнал, производимый доской).

Пассивная электронная доска, в отличие от активной, не содержит в своей поверхности никаких датчиков. Все технологии распознавания сосредоточены непосредственно в стилусе. На пассивной интерактивной доске можно работать без подключения доски проводами к розетке, компьютеру или проектору. Это особенно удобно при использовании интерактивных досок в школе. При установке такой доски не надо учитывать расположение электрических розеток и прокладывать кабели через весь класс. Ее можно беспрепятственно перемещать из одного кабинета в другой. К тому же такая доска абсолютно безопасна: возможность поражения электрическим током исключена.

Технологии, используемые в активных электронных интерактивных досках, т.е. досках с подключением.

Сенсорная резистивная электронная интерактивная доска

состоит из двух слоев тончайших проводников, которые реагируют на прикосновение к поверхности экрана. Такие доски хорошо подходят для школ: они надежны и не требуют каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. У них есть еще одно важное достоинство — на них можно писать не только маркером, но и просто пальцем. Это дает существенное преимущество при использовании таких досок в начальной школе и в коррекционных школах, поскольку рисование пальцами вызывает интерес у детей и одновременно развивает мелкую моторику. Сенсорная технология не требует применения специальных маркеров, не вырабатывает никаких излучений при работе и не подвержена внешним помехам. Недостатком этой технологии является небольшая задержка реакции матрицы при быстром перемещении маркера или заменяющего его предмета.

На российском рынке хорошо зарекомендовали себя сенсорные доски Smart, PolyVision TS, Panasonic.

Сенсорная технология реализована в сенсорных интерактивных досках компании Polyvision — Polyvision Webster и Walk-and-Talk, выпускающей две серии таких досок: TS/TSL и WT/WTL. Интерактивные доски этих серий отличает высокая точность (8000 х 8000 точек) и высокая скорость отображения действий, выполняемых маркером или пальцем. Русифицированное ПО совместимо с ПК, работающими под различными версиями Microsoft Windows, и с ПК Apple Macintosh. Писать на электронных интерактивных досках можно обычными маркерами с сухим стирателем. Пальцы работают в качестве компьютерной мыши.

Важной характеристикой досок TSL и WTL является реализованная в них функция автоматической калибровки LightningT. Если в процессе работы (или во время перерыва) доску случайно заденут, то достаточно просто нажать кнопку на пульте и калибровка будет проведена автоматически. Преподаватель может не прерываться на выполнение этого действия.

Отличительной особенностью электронных интерактивных досок серии WT/WTL является наличие пульта дистанционного управления Walk-and-Talk. Благодаря включению всех необходимых функций управления доской в удобный и компактный пульт ДУ, преподаватель может не только объяснять материал, стоя у доски, но и свободно передвигаться по всему классу, помогая по необходимости индивидуально кому-то из учащихся и не теряя при этом возможности управления электронной доской.

В настоящее время эти электронные интерактивные доски позиционируются для небольших корпоративных учебных аудиторий, а также для начальных классов и коррекционных школ.

Электромагнитная технология основана на передаче электронных сигналов с пишущего устройства, которым может быть либо специальный электронный карандаш, либо вложенные в электронные держатели маркеры. К достоинствам этой технологии следует отнести возможность создания твердой и прочной поверхности. К недостаткам — работу под воздействием электромагнитного излучения и необходимость использования специального маркера.

Электромагнитная технология реализована в электромагнитных досках компании Sahara. Модель Sahara Communicator 77 специально разработана для использования в аудиториях институтов и в классах общеобразовательных школ. Роль компьютерной мыши выполняет специальный мультимедийный маркер. Использование электромагнитной технологии позволяет работать с досками с высокой точностью (1000 линий на дюйм) и с высокой скоростью.

Электромагнитные доски Sahara Communicator 77 отличаются уникальным антибликовым, матовым, светло-серым покрытием, которое повышает контрастность изображения и снижает утомляемость глаз при длительной работе, что делает их идеальными для использования в школах. Защитный слой предохраняет электронную интерактивную доску от царапин и повреждений и гарантирует надежную работу на протяжении долгого времени. Даже частичное повреждение активной поверхности не нарушит работоспособность доски.

Ультразвуковая и инфракрасная технологии основаны на фиксации разности распространения звуковых и световых волн.

Интерактивная электронная доска на основе инфракрасной технологии (технологии инфракрасного сканирования) представляет собой большой интерактивный дисплей, на котором можно работать как специальным стилусом, так и просто пальцем. Инфракрасные датчики выступают в качестве приемника и передатчика сигнала, в результате чего на поверхности интерактивной доски образуется невидимая горизонтально-вертикальная сетка. При прикосновении электронным стилусом или любым другим предметом к поверхности такой доски инфракрасный луч из LED-источника блокируется, и приемник не получает сигнал. Таким образом, определяются координаты точки и передаются на компьютер для дальнейшей обработки.

Интерактивная доска на основе ультразвуковой технологии комплектуется парными ультразвуковыми передатчиками и приемниками сигнала. При касании стилусом или пальцем поверхности электронной доски ультразвуковые волны подавляются, и происходит фиксация положения маркера.

Чаще всего эти две технологии комбинируются, и для определения положения маркера используются и инфракрасные, и ультразвуковые датчики. Недостаток этих технологий состоит в том, что датчики могут реагировать на постороннее излучение. Иногда вместо датчиков используются инфракрасные лазеры, считывающие с высокой точностью текущее положение маркера.

Ультразвуковая технология реализована в интерактивных электронных досках Panasonic Elite Panaboard. Несмотря на возможность сенсорного управления легким прикосновением пальца, пластиковое покрытие поверхности интерактивной доски Elite Panaboard UB-T880W очень прочное, устойчивое к царапинам и другим повреждениям, надежное и долговечное. Для одновременной работы нескольких пользователей на доске не обязательно использовать специальные маркеры — интерактивная доска UB-T880W распознает несколько касаний пальцем одновременно. Более того, при работе с сенсорной интерактивной доской Elite Panaboard UB-T880W можно использовать специальные комбинации касаний для управления изображением на экране.

Технологии, используемые в пассивных электронных интерактивных досках, т.е. досках без подключения.

Новейшие современные высокотехнологичные разработки позволили отказаться от проводов и создать пассивную электронную интерактивную доску на основе микроточечной технологи.

Суть микроточечной технологии заключается в том, что на поверхность доски наносятся незаметные глазу точки. В стилус встроена миникамера, которая определяет координаты точек касания и передает данные в компьютер с помощью встроенного Bluetouth-передатчика. При таком способе передачи данных доска не требует питания и ее не надо подключать к принимающему устройству.

Микроточечная технология реализована в досках SteelCase PolyVision eno и ABC Board.

Интерактивная доска Polivision eno — первая в мире доска, которая не требует подключения к сети 220V и поэтому не требует проводов. Новинка впервые была представлена на выставке BETT-2009 в Лондоне в январе 2009 года. Polivision eno — первая интерактивная доска, которая может использоваться как обычная белая маркерная доска с магнитной поверхностью: на ней можно писать разноцветными фломастерами, стирать, прикреплять магнитами наглядные материалы, а при необходимости превращать в большой интерактивный экран.

Интерактивная доска ABC Board — первая российская интерактивная доска, созданная в компании «Делайт 2000» в соответствии с нуждами российских школ и с учетом требований отечественных стандартов.

При размещении досок SteelCase Polivision eno и ABC Board не надо учитывать расположение электрических розеток и прокладывать кабели через весь класс — установка займет не более получаса. Отсутствие кабелей для установки доски в помещении экономит денежные вложения в дорогостоящие работы по проводке и обеспечивает полную свободу перемещения по кабинету преподавателю и учащимся. Металлокерамические доски SteelCase Polivision eno и ABC Board снабжены специальным антивандальным покрытием. Кроме того, эти доски выпускаются с разными рабочими меловыми и маркерными поверхностями (меловыми, маркерными), что позволяет находить оптимальное решение для любых классов.

Прочная, антивандальная, экологически чистая, металлокерамическая поверхность доски Polivision eno с бессрочной гарантией имеет серебряный сертификат Cradle-to-Cradle, что подтверждает научно основанный процесс контроля, проверки и оптимизации использования материалов при производстве PolyVision eno. Как любая классическая белая доска, SteelCase PolyVision eno может просто крепиться к стене или устанавливаться на мобильную стойку.

Металлокерамическая поверхность интерактивной доски ABC Board изготовлена в Бельгии из экологически чистых материалов. Она не боится огня и легко очищается от любых загрязнений с помощью обычной воды. Поверхность доски не подвержена коррозии, устойчива к действию агрессивных химических веществ, не реагирует на изменение параметров окружающей среды (температуру, влажность).

Вес интерактивной доски ABC Board значительно уменьшен по сравнению с зарубежными аналогами благодаря использованию более легких и прочных материалов для стоек, рамы и креплений. Это позволило уменьшить нагрузку на стену, к которой будет крепиться доска, облегчить и удешевить ее транспортировку.

 

Для более эффективной работы с интерактивной доской используется следующее дополнительное оборудование:

  • Проектор — проецирует изображение с экрана компьютера на электронную доску. Наиболее эффективны и удобны короткофокусные и ультракороткофокусные проекторы, монтирующиеся с помощью настенного крепления над интерактивной доской.
  • Рельсовая система — позволяет установить электронную доску поверх традиционной, что дает возможность получить дополнительную рабочую поверхность.
  • Мобильная стойка — обеспечивает мобильность интерактивной электронной и облегчает ее перемещение. Кроме того, большинство мобильных стоек позволяют регулировать высоту доски.
  • Принтер — дает возможность делать копии примечаний и материалов, отображаемых на электронной доске.
  • Интерактивный планшет — предназначен для удаленного управления материалами, выводимыми на электронную доску.
  • Система интерактивного опроса — позволяет студентам отвечать на тестовые вопросы, отображенные на электронной доске и принимать участие в опросах и голосованиях.
  • Документ-камера — дает возможность демонстрировать на интерактивной доске печатные учебные материалы, проводимые опыты, трехмерные объекты.

Специалисты компании «Делайт 2000» помогут выбрать наиболее подходящую для выполнения поставленных задач интерактивную доску и дополнительное оборудование. Залогом успешного выбора является широкий ассортимент, тщательный отбор производителей и моделей, обязательный контроль, сертификация и гарантийные обязательства, осуществляемые «Делайт 2000», а также многолетний опыт работы нашей компании в сфере проекционного оборудования и интерактивных систем.


www.delight2000.com

Как выбрать школьную доску?

Как выбрать школьную доску?

Вам необходимо подобрать для школьного кабинета хорошую мебель и принадлежности? Даже если вашей задачей является оформление кабинета физики, то в первую очередь нужно купить качественную и безопасную школьную доску. Именно на этом оборудовании не стоит экономить. Если пробирки, устройства для опытов, плакаты и книги вы сможете купить позже, то доска – это первоочередное вложение денег. Давайте поговорим о том, как правильно выбрать доску в школьный класс, на что обратить внимание при покупке и выясним, как выделить недостатки.

Какой должна быть школьная доска?

Школьные доски бывают трех видов: маркерные, меловые и комбинированные. Специалисты оценивают маркерные доски как более удобные в использовании. Но и у меловых есть свои бесспорные плюсы. Комбинированные доски делают одновременно с маркерными и меловыми рабочими поверхностями.

Меловая школьная доска

Как правило, меловая доска, в отличие от маркерной, имеет зеленый, а не белый цвет. С нее хорошо стирается мел, а износостойкие свойства довольно высоки. Такая школьная доска служит очень много лет. Ее петли настолько прочны, что могут выдержать достаточную нагрузку одной, двух, трех или даже пяти створок.

Рабочая поверхность матовая, шагреневая, поэтому мел любого цвета на нее хорошо ложится, не скользит. Писать можно даже при небольшом нажиме. Еще одно главное свойство наших досок – магнитная поверхность, поэтому на нее легко прикреплять плакаты, таблицы, рисунки, что повышает эффективность обучающего процесса.

Маркерная школьная доска

Основной плюс в том, что она не накапливает пыли от мела, что очень хорошо для дыхательной системы детей и учителей. Маркер более экологичен и приемлем для тех, у кого есть склонность к аллергическим реакциям. Кроме того, нет таких неудобств, как испачканные мелом пальцы или одежда. К тому же , на маркерно-магнитную доску можно прикреплять любые демонстрационные материалы при помощи магнитов. Это очень практично.

Надписи маркером более легко читать, различать. Они более яркие, чем у мела, цвета отлично выделяются на белой поверхности школьной доски. Эта же поверхность может использоваться для демонстрации учебных фильмов с помощью проектора.

Магнитно-маркерные доски успешно используются не только в садиках, школах или вузах, но и часто в офисах. Основа – металл. Надписи маркерами с нее легко стирать. Не нужно мочить «тряпочку», как в случае со старыми школьными досками и мелом, на стирание с доски не тратится лишнее время.

Существуют важные критерии выбора школьной доски:

  • покрытие;
  • наличие магнитной поверхности;
  • удобный поддон;
  • размер.

Покрытие можно выбрать матовое или антибликовое. Глянцевая часть доски отражает солнечный свет и нарушает зрение у детей. Именно поэтому, обращайте внимание на изделия с хорошей целостной поверхностью, которая имеет магнитный блок. Он позволяет крепить плакаты и схемы, что часто используют во время учебного процесса.

В поддоне можно хранить мел, губку и магниты. Также у поддона есть защитная функция – в него сыпется мел, которым пишут на доске, тем самым сохраняя чистоту в классе. Размер доски обусловлен размером стены и предполагаемым материалом, который будут читать в лекционной комнате. Лучше всего покупать секционные доски, которые можно закрыть во время, например, контрольной работы.

Дополнительными параметрами выбора можно также считать цвет и материал изготовления. Избегайте модных тенденций на яркие доски, а также откажитесь от классического шоколадного оттенка. Оптимальным вариантом для зрения ребенка считается темно-зеленый цвет, который не напрягает глаза.

Очень важно, чтобы материал был разрешен и имел сертификат качества. В остальном специалисты оставляют выбор за учителем или родителями. Оптимальным вариантом является металлический лист со специальным полимерным покрытием – таким образом, доска будет полностью магнитной.

В заключение хочу сказать, что при выборе доски самое важное — это покрытие, на нём не стоит экономить, лучше взять один раз и на всю жизнь, чем выбрасывать их каждые 2 года.

Мы надеемся, что информация была вам полезна и поможет не ошибиться с выбором!

P.S. И не забудьте замерить место, отведённое под доску, чтобы она не оказалась слишком большой или наоборот маленькой.

 

 

mel-marker.ru

Характеристики, которыми должны обладать учебные доски в школах.

Доски для школ и офисов являются незаменимым атрибутом организации учебного процесса и наглядной презентации информации.  Выполненные из качественных материалов, они имеют долгий срок службы и позволяют в упрощенной форме донести до слушателей основные понятия.

Магнитно-маркерная доска получила большую популярность не только в учебных заведениях, но и в офисах для проведения различных семинаров и тренингов, в лекционных залах, школах и даже дома. Такой вид демонстрационного оборудования позволяет на протяжении длительного времени удерживать контакт с аудиторией. Имеет в основе металлический сплошной лист с нанесенной износостойкой белой эмалью.

Основные преимущества магнитно-маркерных досок:

-гладкая и ровная поверхность доски, устойчивая к истиранию;

-основное покрытие исключает возможность появления бликов при ярком свете и освещении;

-возможность размещения рисунков, чертежей, схем, планов при помощи магнитных держателей;

-в зависимости от характера преподносимого материала и целей семинара бывают одноэлементные навесные, поворотные и передвижные;

Доска пробковая имеет широкое применение в учреждениях торговли, ВУЗах, офисах, вестибюлях крупных предприятий, где необходимо разместить важную информацию и сделать ее доступной и бросающейся в глаза для каждого посетителя. Главным преимуществом таких досок  является, пожалуй, их долговечность. Натуральная пробка – экологически чистый и безопасный материал, имеющий высокую упругость и способный восстанавливать свою форму. Прикрепить информацию можно при помощи обычных скрепок, булавок, клейких лент. Доски имеют алюминиевое обрамление, а для покрытия используются листы коры пробкового дуба.

Доски школьные – основной способ визуального преподнесения информации в учебных заведениях. При выборе школьных досок необходимо руководствоваться высокими требованиями, ведь от их качества, долговечности, устойчивости к химическим и механическим повреждениям  зависит организация учебного процесса.

Основные виды досок для школьных кабинетов:

1)      одно- и многоэлементные. Центральная часть меловой доски крепится к стене, а остальные створки могут открываться и закрываться в разные стороны. Возможна комплектация меловой доски одной или несколькими маркерными створками.

2)       Разлинованные настенные меловые доски – в полоску или в клетку.  Необходимы в кабинетах младших классов и в профильных учебных кабинетах.

3)      Поворотные передвижные. Имеют, как правило, комбинированную рабочую поверхность – одна сторона для написания мелом, другая – маркером.

www.klass39.ru

История школьной доски. Основные виды школьных досок

Классная доска (синоним: школьная доска) — используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала. Классные доски используют также в различных учреждениях, чтобы оставлять записки и объявления о новых событиях, для записи счёта в небольших соревнованиях.

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Разновидности

Грифельная доска

В XIX веке у каждого школьника была отдельная доска для записей — аспидная доска , сделанная из гладкого серовато-чёрного аспидного сланца . Писали на них грифелем , а стирали записи тряпочкой. Учитель подходил к каждому ученику и проверял написанное. Впоследствии для удобства объяснения учебного материала стали применять одну большую доску на весь класс.

Меловая доска

Позже появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом . Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор. Их изготавливают из дерева, стекла или металла и покрывают тёмной матовой эмалью , обычно чёрной, тёмно-зелёной или коричневой. Более качественные доски делают с покрытием из шероховатого фарфора , который очень устойчив к истиранию: такие доски могут выдерживать 10-20 лет интенсивного использования.

Существует также вариант классной доски, в которых поверхность для записей представляет собой длинный лист пластика , натянутый между двумя параллельными вращающимися цилиндрами. Вращая цилиндры, можно перемещать намотанный на них пластик, таким образом создаётся дополнительная поверхность для письма без необходимости постоянно стирать уже написанное.

Надписи, сделанные мелом, легко стираются влажной тряпкой или губкой. Иногда используют специальный ластик для доски: деревянный брусок, на который наклеена войлочная подушечка.

При всём своём удобстве меловые доски имеют важный недостаток: при письме на них образуется меловая пыль, которая пачкает одежду и у некоторых людей может вызывать аллергию . Меловая пыль также может негативно влиять на чувствительное к пыли оборудование — например, компьютеры .

Доска для рисования маркерами

В середине XX века в школах стали появляться безмеловые доски белого цвета, на которых можно писать маркерами . Такие доски обычно делают из металла, покрытого эмалью, стеклом или пластиком. Если используются маркеры на водной основе, то надписи с доски стирают влажной тряпкой, если маркеры сухого стирания — специальным очистителем. К доскам, сделанным из стали, удобно крепить магнитами различные дополнительные информационные материалы (плакаты, таблицы и т. п.).

Флип-чарт

Флип-чарт используется в основном для проведения семинаров и конференций. Это подобие огромного блокнота — большие бумажные листы скреплены специальной прижимной планкой. Исписанный верхний лист отрывается или заменяется на новый. Флип-чарты удобны тем, что писать на них можно не только специальным маркером, но и обычной ручкой или карандашом.

Магнитная доска

Изготавливается из смеси магнитного порошка и резиноподобных полимерных материалов. Магнитные доски позволяют легко закреплять различные съемные таблички (буквы, цифры, и др.). Используются в основном в детских садах и для создания различных информационных табло. Обрамляют магнитные доски в алюминиевый профиль, для придания прочности и функциональности.

Пробковая доска

Используется не для записей, а для крепления различных информационных материалов и иллюстраций с помощью кнопок и булавок. Изготавливается из натуральной прессованной пробки или другого пористого материала, обтянутого тканью.

Комбинированные доски

Ещё со времён появления меловых досок их стали делать с несколькими рабочими поверхностями: распашными или раздвижными. С появлением новых разновидностей досок стало возможным комбинировать их. Например, существуют доски, в которых основная рабочая поверхность — это маркерная доска, а распашные вспомогательные поверхности представляют собой магнитную доску и флип-чарт.

Интерактивная доска

Белая поверхность такой доски используется как обычный экран для вывода любой информации с компьютера (с помощью медиапроектора), но главная её особенность — чувствительность к нажатию, что позволяет использовать доску как Маркерное покрытие

В 2008 г. трое американских студентов — Морген Ньюман, Джеф Аваллон и Джош Гоша — создали уникальный продукт, который составил достойную конкуренцию маркерным доскам. Однажды во время выполнения задания в университете им не хватило места на доске. Они попытались использовать для записей огромные листы бумаги, но их нужно было придерживать руками. Именно в этот момент у них родилась идея сделать «доской» стены комнаты.

Новое покрытие нашло своё применение в самых различных областях, где требуется максимально задействовать весь объем пространства для генерации и воплощения идей. Покрытие легко и удобно может быть нанесено на стену, стол, дверь или любую другую поверхность, после чего она становится пригодной для рисования сухостираемыми маркерами.

Покрытие успешно используется в качестве альтернативы малогабаритным и не очень удобным классным доскам, задействует полностью всю поверхность стен и мебели классных, лекционных и переговорных комнат в образовательных учреждениях, офисах компаний различных направлений деятельности и везде, где есть необходимость много и быстро писать, часто вносить изменения в текстовую и графическую информацию.

Привычная всем чёрная классная доска — относительно недавное изобретение. Если история педагогики как искусства организованной передачи накопленных знаний новому поколению насчитывает несколько тысяч лет (первые школы появились в III тысячелетии до нашей эры), то необходимость выступить перед группой учеников и подкрепить учебный материал визуально на носителе достаточно крупного формата наконец созрела и разрешилась только в середине XVIII века. Хотя в исследованиях музыковедов упоминается, что при обучении музыке в Европе эпохи Возрождения использовались большие доски, на которых можно было писать и стирать написанное.

Получается, что как минимум пять тысяч лет учите

www.buhsp.ru

А в прежние-то времена: школьные доски и дело учителя / Newtonew: новости сетевого образования

Привычная всем чёрная классная доска — относительно недавное изобретение. Если история педагогики как искусства организованной передачи накопленных знаний новому поколению насчитывает несколько тысяч лет (первые школы появились в III тысячелетии до нашей эры), то необходимость выступить перед группой учеников и подкрепить учебный материал визуально на носителе достаточно крупного формата наконец созрела и разрешилась только в середине XVIII века. Хотя в исследованиях музыковедов упоминается, что при обучении музыке в Европе эпохи Возрождения использовались большие доски, на которых можно было писать и стирать написанное.

Получается, что как минимум пять тысяч лет учителя спокойно обходились без классных досок. Если говорить об исключительно технической стороне вопроса, а не о её практическом применении именно учителем, первым предметом, который позволял многократно наносить на него знаки и рисунки, стала деревянная дощечка.

Альберт Анкер, «Школьник с аспидной доской в снежный пейзаж», 1875 г. Источник: Wikimedia

От деревянной дощечки к аспидной доске

Ученикам всегда был необходим черновой материал: большую часть их учёбы занимало механическое переписывание существующих в то время памятников литературы и культуры. Папирус, пергамент, а впоследствии и бумага были слишком дорогим в производстве материалом, поэтому не могли использоваться под учебные нужды. Вот почему дети при выполнении заданий учителя довольствовались самыми бросовыми и ходовыми ресурсами. Шумерские дети писали на непросохших глиняных табличках; дети Египта — палочкой на небольших пластинках известняка. А школьные дощечки, на которых можно было писать и ошибаться сколько угодно, а потом стирать написанное ветошью, были упомянуты известным персидским энциклопедистом Аль-Бируни в труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» в XI веке:

В их школах пишут на чёрных дощечках, и пишут вдоль длинной стороны, а не короткой, и пишут белым материалом слева направо.

Судя по всему, это были обожжённые деревянные дощечки, а в качестве пишущего средства использовалась одна из пород известняка.

К XIX веку прочные позиции в классе заняли аспидные дощечки — пластины из прочного цветного сланца в деревянной раме. Писали на них грифелем или палочкой из алюминия, след от которых легко стирался губкой или тканью.

Итак, вплоть до позапрошлого века в ходу были прочные, долговечные и дешёвые досочки-планшеты для детей, на которых они могли практиковаться в чистописании, изучении другого языка и арифметике, а учитель продолжал довольствоваться предоставлением раздаточного материала (ну, например, свитков с переписанными от руки документами). Дети копировали содержание свитка во время урока, а дома отрабатывали написание и зубрили спряжения.

Портрет Луки Пачоли, 1495-1500 гг. На столе — инструменты математика: аспидная доска, кусочек мела, циркуль, палочка для письма. Художник точно не установлен. Источник: Wikimedia

Первые доски в шотландской школе

Так продолжалось до начала XIX века, пока Джеймс Пилланс, школьный директор из Шотландии, не придумал совместить несколько традиционно использующихся небольших дощечек для проведения урока географии. В 1814 году в своём письме Джереми Бентаму, британскому философу и реформатору, Пилланс описывает опыт ведения занятий в своей школе. Помимо интереснейшего опыта преподавания латыни, греческого и античной литературы, в письме излагается новый подход в преподавании географии.

Набросок границ каждой изучаемой страны учитель рисует белым мелом на доске; горы обозначает зелёным цветом, реки — голубым. Ученикам показывается доска с уже готовым рисунком, а учитель с помощью указки показывает и объясняет географические особенности страны, выделяет основные горные цепи и близлежащие реки. Поскольку доска не перегружена деталями, глаз ученика, а вместе с ним и мышление, с готовностью принимает и запоминает новую информацию. На этом же занятии вводятся понятия долготы и ширины.

На этом Пилланс не останавливался — создав на доске своеобразный географический каркас изучаемой страны, на следующих занятиях он наносил на него крупные города, рассказывал о населении, важных исторических событиях, отношениях с соседними странами и крупных битвах, происходивших на этой территории. Красным мелом он обводил места этих битв. Кстати, для производства цветного мела он создал собственный рецепт, в состав которого входил толчёный мел, красящий пигмент и овсянка.

Пилланс подчёркивал важность визуального подкрепления точной информации, которую надо запомнить и затем использовать эти знания для установления взаимосвязей между разными школьными предметами.

Доску он использовал и для проверки знаний, вызывая учеников к доске по отдельности и давая им разнообразные задачи: подписать названия городов и других географических объектов, рассказать о событии и показать, где оно происходило — почувствовать себя учителем.

Одна из государственных школ г. Вашингтон, 1890-1900 гг. Источник: loc.gov

Очень знакомые приёмы, правда? Даём слово, что на уроках географии вашего детства вы занимались приблизительно тем же самым.

И пусть с первого взгляда это нововведение мистера Пилланса кажется не таким уж и важным, оно стало в итоге важнейшим элементом классической классно-урочной системы, развившейся в эпоху реформаторства и оставшейся с нами по сей день.

Эпидемия классных досок в XIX веке

Почти одновременно с Пиллансом практику использования крупноформатной школьной доски ввёл в США английский математик Джордж Барон. В 1801 году он работал профессором математики в Военной Академии США (Вест-Пойнт), и одну из своих лекций иллюстрировал пометками мелом на школьной доске. Как выяснилось, это оказалось наиболее эффективным способом демонстрации сложных формул большой аудитории студентов.

Процесс распространения классных досок в США был настоящей эпидемией: уже к 1809 году они были в каждой школе Филадельфии. Тогда их изготавливали из грубых сосновых досок и покрывали их составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.

К 1840 году такие доски стали производить в промышленных масштабах из качественно обработанной плотной древесины с нанесением керамического покрытия. В XX веке доски стали металлическими, а в 30-х годах цвет покрытия превратился из чёрного в зелёный.

Тогда же практически полностью прекратилось производство аспидных досок — и благодаря появлению школьных досок, и благодаря развитию бумажной индустрии.

Альберт Эйнштейн записывает формулы на доске, Питтсбург, 1934 г. Источник: pinterest.com

Символ учительского дела

Американский писатель, поэт и преподаватель литературного дела в Университете Сан-Франциско, Льюис Базби, в прошлом году написал целую книгу под названием «Школьная доска: моя личная история». Из названия книги понятно, что автор рассказывает о своём непростом опыте в системе образования — он прошёл извилистый путь от трудного подростка с наркотической зависимостью из неблагополучной семьи до университетского профессора. И движущей силой, которая помогла ему подняться с социального дна, он считает внимательных и искренних учителей своей самой обычной школы. Размышляя о своём опыте как ученика и как представителя образовательной системы, Льюис считает появление классных досок одной из самых важных вех в истории педагогики — это такое же простое и гениальное изобретение, как колесо или рычаг. Это не только инструмент, который позволяет быстро донести до группы учеников сводку дат или названий. Классная доска добавляет элемент драматизма — и в выступление учителя перед классом, и в ответе ученика у доски.

Школьные доски — прекрасное место для совершения ошибок. Школа сама по себе должна быть местом, где мы помимо знаний получаем уникальный опыт, преодолеваем страхи и учимся жить в мире других. Как бы мы ни сопротивлялись, школа вынимает нас из наших закрытых раковин.

Классная доска в одной из школ Афганистана, 2010 г. Источник: Wikimedia

Сейчас школьную доску могут заменять технологически продвинутые интерактивные устройства и проекторы. Но когда здание школы превращается в руины, а дети вынуждены заниматься под звуки разрывающихся артиллерийских снарядов, классная доска остаётся единственным напоминанием о мирных временах.

Читайте прошлый материал рубрики «А в прежние-то времена»: Как учились на Древнем Востоке, и познакомьтесь с нашей рубрикой «Наука и образование», где мы пишем всё обо всём.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Что являлось первой школьной доской. История школьной доски


Школа всегда будет связана для нас не только с первым учителем, первыми друзьями и успехами или неудачами, но и с теми атрибутами, без которых мы сегодня не представляем ученика. Парта, ранец, школьная доска – каждый из этих предметов имеет свою интереснейшую историю. В этой статье мы расскажем о них и вспомним те школьные принадлежности, о которых современные школьники уже забыли.

Школьная парта

Этот предмет мебели, примерно в том виде, каким он запомнился нам из детства, появился только в конце XIX века. До этого специальных конструкций для учеников по-видимому не существовало, и дети учились за обычными столами.

Впрочем, были в старину специальные приспособления для письма, сегодня их назвали бы эргономичными – это поставец, секретер и конторка. Именно они послужили прототипами для позднее появившихся парт.

По мере увеличения грамотных людей в XIX веке стало расти и количество пациентов у окулистов. В конце концов на это обратили внимание, и молодой врач-гигиенист Фёдор Фёдорович Эрисман в 1870 году не только доказал, что учение портит зрение, но и предложил выход – конструкцию новой ученической парты. Ее так и стали называть «парта Эрисмана». От обычного стола она отличалась наклоном столешницы (так чтение происходило под прямым углом) и тем, что была сразу соединена со скамейкой. Исходный вариант этой парты был одноместным. Изготавливали эту мебель из массива дуба – для прочности, так что первые образцы были просто неподъемными.

Чуть позднее другой энтузиаст своего дела, ссыльный студент Пётр Феоктистович Коротков усовершенствовал парту Эрисмана. Именно он сделал ее двухместной, что позволило существенно сэкономить рабочее место в классах и придумал знаменитую откидную крышку, чтобы детям было удобнее из-за парты вставать. Так как в деревенских школах не было шкафчиков, он предложил накрутить на парты сбоку крючки для сумок, а под столешницей сделать удобные полочки для книг и тетрадок. Ну, еще углубления для чернильниц, два желобка для перьев и карандашей, – и вот перед нами та самая парта, которую мы так хорошо помним если не лично, то по старым фильмам уж точно.

Ранец

Школьная сумка, как отдельный аксессуар, тоже появилась в XIX веке. До того дети носили учебники стопками, перевязав их ремнем. В деревенских школах использовали холщовые котомки-мешки.

Портфели в те времена еще не имели ручек и использовались в основном конторскими служащими и чиновниками. В конце века наконец-то ручки у портфелей появились, и они активно стали эксплуатироваться школотой. Для детей их стали шить из более толстой и прочной кожи, а чуть позднее снабдили и лямками-«помочами». Идею и название взяли у военных: армейские ранцы (от немецкого Ranzen — сумка) были распространены еще с XVIII века.

В советские времена менялся в основном материал, из которого изготавливались школьные портфели и ранцы. Так, в тяжелые годы после революции их стали делать из коленкора. Этот дешевый вариант был, собственно, картоном, обклеенным тканью. Конечно, драк и катания на горках такие модели не выдерживали. Позднее для портфелей использовали дермантин и украшали их напечатанными рисунками.

Особого внимания заслуживают «дипломаты», которые яркой звездой пронеслись по небу школьной моды в конце 80-х. Эта статусная вещь была особенно важна для мальчиков. До сих пор вспоминаю свой выпускной класс каждый раз, когда вижу на телеэкране, как мафиози именно в таких чемоданчиках перевозят крупные суммы денег.

Школьная доска

За последние 200 лет именно этот школьный символ сумел сделать скачок от маленькой аспидной доски до новейшего электронного чуда техники. Но давайте по порядку. Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.

В 1814 году директор одной из шотландских школ Джеймс Пилланс, рисуя для детей географическую карту, решил сделать это на нескольких досках сразу – для масштабности. И так придумал идею большой классной доски, которую можно вешать на стену класса.

За последние 200 лет одни учебные принадлежности приходили на смену другим. Менялись тетрадки и ручки. Исчезли навсегда проблемы с кляксами, так донимавшие учеников еще каких-то 100 лет назад. Ниже в подборке фото – те предметы, которые были совершенно необходимы для учебы нам, нашим дедушкам или прабабушкам. О назначении многих из них современные школьники теперь даже не догадываются.

Классная доска

Классная доска с четырьмя поверхностями для письма в Хельсингском технологическом университете (Helsinki University of Technology)

Классная доска (синоним: школьная доска) — используемая в образовательных учреждениях поверхность, на которой преподаватель и ученики могут писать или рисовать для пояснения изучаемого материала. Классные доски используют также в различных учреждениях, чтобы оставлять записки и объявления о новых событиях, для записи счёта в небольших соревнованиях.

Разновидности

Грифельная доска

www.buhsp.ru

От аспидной до школьной доски

Однажды, рассматривая картины швейцарского художника Альберта Анкера, я обнаружил очень любопытное полотно.

Оно называется «Школьник в снежном пейзаже».

Мельком бросив на этого школяра поверхностный взгляд, я подумал: «Странно, очень странно – мальчик в старой рваной курточке и залатанных штанишках держит подмышкой планшет…  Стоп! Какой такой электронный планшет в XIX-м веке!? Не может такого быть!»

Действительно, не может быть такого! Это не гаджет, это – аспидная доска!

Жуткое название – аспидная доска – не правда, ли!? Воображение тут же рисует всевозможных мерзких аспидов. Так в старину называли огромных крылатых змеев, способных извергать огонь. Вместо пасти у этих гадов был птичий клюв. А ещё, наши бабушки называли аспидами хитрых, коварных и злых людей. В наше время это название сохранилось у довольно таки большого семейства ядовитых змей. Между прочим, знаменитые королевская кобра и чёрная мамба – это тоже аспиды.

Так вот, чёрные доски-планшеты в руках у школьников прошлых веков никакого отношения к опасным пресмыкающимся не имеют. Они названы аспидными благодаря материалу, из которого были изготовлены. Аспидный камень, или шунгит, как правильно называют его геологи – это такая горная порода, разновидность твёрдого сланца тёмно-серого или чёрного цвета. Из пластины такого сланца вырезали прямоугольник толщиной в 2-3 сантиметра, обрамляли его деревянной рамкой и получали идеальное школьное пособие для письма. На протяжении нескольких столетий аспидная доска служила детям многоразовой тетрадью. Кстати, не только детям. Банкиры вели на ней свои расчёты, учёные рисовали формулы, а трактирщики изображали меню.

Писали на такой доске обычно грифелем, поэтому в некоторых странах её именовали грифельной. Когда металл алюминий подешевел и стал общедоступен, то из него стали изготавливать палочки для письма. Алюминий оставлял на аспидной доске красивый серебристо-белый след. Позже стали активно использовать обычный мел. А вот стиралось всё написанное хорошо нам знакомым способом – влажной губкой или тряпочкой.

Почему я столь подробно описал применение этой учебной принадлежности? Да потому что аспидная доска стала «родительницей» самой известной школьной детали – классной доски. Её ведь изобрели сравнительно недавно – в начале XIX-го века. До этого учителя объясняли материал, так сказать, на пальцах. Вспомните, как это делал Архимед – прутиком на песке.

Создателем традиционной классной доски считается школьный директор из Шотландии Джеймс Пилланс.

  •  

Однажды Джеймс Пилланс вёл урок географии и решил для наглядности нарисовать контур изучаемой страны. Но она у него не поместилась на одной доске, и тогда он взял несколько штук и составил их вместе. И тут ему пришла в голову идея – а что если разместить несколько аспидных досок в несколько рядов на стене класса!?… Да установить их повыше, чтобы всем ученикам было видно! Так он и сделал!

Вот так, в 1814 году и родилась идея привычной всем нам классной доски.

Более того, шотландский учитель Джеймс Пилланс придумал ещё и цветные мелки. И знаете для чего? Для того, чтобы было красиво!

Он рисовал на доске контуры государств белым цветом; горы – зелёным; реки, озёра и моря – естественно, синим; а места военных сражений обильно закрашивал красным мелом. В те годы пойти в магазин канцтоваров и купить там цветные мелки, сами понимаете, было ещё невозможно, и поэтому изобретательный шотландец придумал свой собственный рецепт их изготовления. Он толок мел, и добавлял в него не только красящие вещества, но и секретную британскую добавку – овсянку! Я предполагаю, что овсянка нужна была для вязкости.

Следует отметить, что примерно в это же время за океаном, в Североамериканских Штатах математик Джордж Барон тоже стал использовать традиционную классную доску в большой аудитории во время чтения своих лекций в Военной Академии. Интересен тот факт, что в Америке XIX-го века школьные доски сколачивали из сосны, и покрывали их поверхность составом из яичных белков и перемолотой обугленной картофельной шелухи.

На протяжении более ста лет с момента изобретения основным цветом классных досок был исключительно чёрный. Школяры и студенты писали белым по чёрному. И на мой взгляд, белым по чёрному – это самое изящное, классическое такое, цветовое сочетание.

В середине XX-го века добавился ещё один колор – коричневый. Сейчас и в школах, и в университетах доски почти везде зелёные почему-то.

Во многих современных учебных заведениях активно применяются устройства нового электронного поколения – интерактивные доски и планшеты. А вот старые аспидные доски окончательно перестали использоваться тоже сравнительно недавно – в 30-е годы прошлого века.

Кстати, поэтесса Марина Цветаева в детстве училась писать палочкой по сланцевой поверхности. У неё даже стихи об этом есть: 

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду, и кольцом на стеклах…

Есть одна жуткая школьная фраза, которая вот уже два столетия приводит в трепет учеников всех стран мира, всех национальностей, сидящих в совершенно различных классах разной степени комфортности. Всё равно какая у них школа: элитная в престижном районе или у которой стены из тростника, замазанного глиной. И без разницы – какая именно доска висит на стенке: зелёная, коричневая или чёрная, цифровая-интерактивная или покрытая горелой картофельной шелухой. Её размер тоже не имеет никакого значения. Всё вышеперечисленное не имеет значения для одной очень сильной школьно-институтско-образовательной эмоции.

Вот уже 200 лет ученики и студенты вздрагивают, покрываются холодным потом и зарываются носом в учебники когда слышат ужасную, леденящую душу фразу:  — А сейчас к доске пойдёт…

Так вот, это страшное душераздирающее требование «К доске!» впервые произнёс шотландский учитель-новатор Джеймс Пилланс, тот самый, который разместил аспидные доски на стене. 

С тех пор ленивые и нерадивые ученики обзывают своих преподавателей обидным словом «Аспид!». Либо другими словами, имеющими такое же значение.

polzam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *