Как обрабатывали гусиное перо чтобы им можно было писать – советы по подготовке к каллиграфии

Как писать пером :: Это интересно!

Когда Катя, увидев оставшееся от костюма папуаса большое куриное перо, спросила: «Мама, а как можно писать перьями?», я задумалась и сама захотела это выяснить.
В результате у нас получился целый цикл занятий на тему «История инструментов для письма».
А этот пост можно считать практическим занятием №1. «Как писать птичьим пером».

В  детстве, мы конечно пробовали писать перьями, но у нас тогда не было интернета, и я понятия не имела, что перо надо затачивать, а не просто макать в чернила и писать как палочкой :))
После некоторых изысканий я узнала, что для письма используются в основном гусиные, реже вороньи или индюшиные перья. (Наше куриное, увы, не котируется, но у нас другого не было). Перо оптимально брать третье или четвертое маховое обязательно с левого крыла птицы — чтобы удобно лежало в руке. Затачивают кончик пера бритвой или перочинным ножиком (откуда, кстати, и пошло его название). Перед этим очищают кончик пера от пленочки сверху. Потом делают ровный надрез — бороздку для стока чернил, а лишь потом делается косой срез кончика пера так, чтобы его острая часть разделялась бороздкой ровно посередине.


В конце очищают внутреннюю полость пера. Для придания ему большей крепости, перо вываривают в известковом растворе и «закаляют», втыкая кончик в горячий (около 60 градусов) песок.
Но мы вываривать и закалять перо не стали 🙂 Обошлись одной очинкой. Вот как стал выглядеть его кончик.
Очиненное перо для письма

Сноровки мне не хватило, поэтому срез оказался далек от идеала — линия получалась двойной и тройной. Но зато как интересен сам процесс письма! Макать в чернила ( у меня остался пузырек с чернилами, купленный для наших с Витей химических опытов), писать, промакивать промакашкой (вместо нее мы использовали кусочек туалетной бумаги)!
Материалы — тушь, чернила, перья, бумага

Катя пробует писать пером

А потом я достала стальные перья, которые у меня остались от моего юношеского увлечения рисованием тушью. И мы опробовали и их.
А это уже стальное ученическое перо

Писать стальным пером гораздо удобнее. Но, все равно, жалеешь бедных детей, которые учились писать этим инструментом. Сколько сил и энергии, достойной лучшего применения, уходит на овладевание технической стороной письма! А ведь шариковые ручки появились только после войны. Еще моя мама в начальных классах школы училась писать именно стальным пером. Для нас же с Катей это экзотика. Все равно, что варить обед в русской печи :).

Как же трудно выводить пером вот такие вот волны! :)))
В  результате и я, и Катя получили море удовольствия 🙂 Это стоит попробовать! Нажим, толщина линии, наклон, количество набранных чернил — все имеет значение, все дает свой эффект. А казалось бы, такая простая вещь — писать пером.

www.tavika.ru

ГУСИНОЕ ПЕРО ДЛЯ ПИСЬМА — Жизнь такая, какая она есть

Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только не выходит из этой чернильницы! А что-то выйдет из нее на этот раз?… Да, поистине удивительно!»

— Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! — обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли ее слышать. — Замечательно, чего только не выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только не уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнают читатели, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы! Я и сама не возьму в толк — я ведь совсем не знаю природы, — как все это вмещается во мне? Однако же это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях и кто там еще? Уверяю вас, все это получается совершенно бессознательно!

— Правильно! — сказало гусиное перо. — Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

— Вы слишком неопытны! — возразила чернильница. — Сколько вы служите? И недели-то нет, а уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало — и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас еще перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпнет из меня!

(«Перо и Чернильница», отрывок), Х.К. Андерсен

Гусиное перо

— перо гуся, использовали в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера.


Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.

Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.

Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:

— С пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
— Перо вываривалось в щелочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
— Вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не  более 60—65°С, после чего кончик пера был готов к очинке.

Гусиное перо довольно быстро списывалось – приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось.

При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком.

Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), никогда не оставались без работы и чрезвычайно ценились.

Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту.

Так как гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалом, оно имело ряд определённых недостатков.

Один из самых основных — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип. Николай Васильнвич Гоголь в «Мертвых душах» пишет:

«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…»

Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музеи Пушкина в Москве. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал:

«…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах).»

При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, зачастую даже в умелых руках писаря нередко вызывая чернильные брызги.

Гусиным пером можно было писать лишь на хорошей плотной бумаге. Также из гусиного крыла для письма годилось всего три или четыре пера, вследствие чего их приходилось экономить, разрезая на несколько частей и затачивая каждую в отдельности.

Гусиные перья поступали в розничную продажу в пучках, обвязанных бечевкой по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей.

bukovka.livejournal.com

Как гусиное перо начало говорить чернилом или древняя история письменности

«Уронила меня мать, подняли люди, срезали голову, вынули сердце, дали пить — и стал я говорить…» Вот так загадка! Ничего не поймешь! Как это — голову срезали, а он пьет и говорит? Все-таки что же это такое? Оказывается, речь идет о гуси­ном пере. Подняли его, наискосок срезали кончик, прочистили середину, обмакнули в чернила — и стало оно писать, то есть го­ворить, рассказывать.

Гусиное перо, а иногда воронье, павли­нье, лебединое применяли для письма, уже начиная с VII века. А вот перья кур, индю­шек, цесарок, голубей для этого не годи­лись, так что ни одна курица, индюк или голубь не могли бы похвалиться тем, что они помогли знаменитым писателям созда­вать книги. Только гуси! Ведь и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь писали свои бессмерт­ные произведения, обмакивая в бронзовые чернильницы-непроливашки гусиные пе­рья. От того, как обрезано и заточено перо, во многом зависело качество написанного. Наш великий поэт Пушкин никому не до­верял этого важного дела. Мало того, он, как и некоторые другие любители хороше­го пера, знал одну тайну. Гусиные перья, взятые из левого крыла, гораздо лучше, красивее выписывают буквы, потому что их изгиб удобнее для руки.

Хорошее перо считалось ценным подар­ком. Гёте, известный немецкий поэт, при­слал в подарок Пушкину прекрасно отто­ченное перо в богатом футляре. Оно и сейчас хранится в музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге.

А писать гусиными перьями совсем не­просто. В неумелых руках каждая линия, выведенная справа налево или снизу вверх, любой овал заставляли перо брызгать мел­кими противными брызгами. При сильном нажиме оно «раскорячивалось» и довольно скоро списывалось. А скрип!.. Вот как Го­голь описывает одну петербургскую канце­лярию: «Шум перьев был больше похож на то, как несколько телег с хворостом проез­жали на четверть аршина иссохшими листь­ями…». Очень успокаивающая музыка!

И все-таки, несмотря на все свои недо­статки, гусиные перья успешно прослужи­ли пишущему человечеству целое тысяче­летие. Десять веков упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг. Сколько королевских указов подписано им!

Сколько таинственных сообщений, сколько формул вдохновенных алхимиков, рецеп­тов аптекарей написано им!

Говорят, владычество гусиных перьев окончилось таким образом. У одного челове­ка, которому приходилось много писать, был слуга. С жалостью смотрел он на своего хозяина, который то и дело менял перья. И тогда у слуги появилась идея: а что если сделать точно такое же перо, но только из прочного материала? Например, из стали? И слуга смастерил такое перо. Он очень ста­рался, но все же перо выглядело немного не­казистым, а главное, изобретатель не дога­дался сделать на кончике пера продольную прорезь. Перо очень брызгало чернилами и писало без нажима. Но вскоре догадались такую прорезь сделать, и тогдакетальное пе­ро совершенно вытеснило гусиное.

Казалось, что чернильницам ничего не грозит, и тогда еще мало кто предполагал, что они тоже уйдут в небытие. Мысль изоб­ретателей упорно работала над тем, как соединить в одно целое перо, ручку и чер­нильницу. В муках творчества, которые про­должались около ста лет, родилось наконец так называемое «стилографическое» перо. Оно работало так: в полую ручку заливали чернила. Ручка заканчивалась тонкой метал­лической трубочкой, в которую вставлялась проволочка. В результате образовывался уз­кий канал, через который просачивались, а не текли (что было очень важно!) чернила.

Изобретатели — люди удивительные. Порой их мысль взлетает так высоко, что достает прямо до потолка. Они придумали такое сооружение: под потолком висел ба­чок с чернилами, которые по резиновым трубочкам стекали вниз к металлическим стержням и краникам. Если повернуть краник и сжать пальцами стерженек, чер­нила течь не будут, если отпустить — потекут вниз. Такие «вечные перья» уста­навливали в конторах, банках, других присутственных местах. А дома? Кто же захочет держать у себя под потолком боч­ку с чернилами? Тогда один догадливый человек придумал вот что: он разрезал ме­таллический стержень на несколько час­тей, каждую заточил и вставил в палочку. Так появилась «вставочка» — ручка, кото­рую помнят еще те, кто учился в школе в шестидесятые, а в глубинке и в семидеся­тые годы. Канцелярские перья, надетые на крашеную деревянную палочку, можно встретить еще и сейчас, например, на не­которых почтах.

Каких только перьев не придумали за два последних столетия! Остроконечные и с за­гнутым носиком — канцелярские. Плакат­ные для художников, картографические для составления географических карт, нотные с двойным расщепом — для переписчиков нот. Перья в форме Эйфелевой башни, перья с портретами Наполеона и английской коро­левы. Существовали именные перья, украшенные гербами. Это, конечно, для знатных людей, у которых гербы имелись.

Однако нельзя сказать, что гусиное перо было самым древним пишущим приспособ­лением. В Древнем Египте, например, еще четыре с половиной тысячи лет назад поль­зовались каламом — заостренной тростни­ковой палочкой, которую обмакивали в чернила. Каламы не сохранились до наших дней, их не увидишь в музее, но зато до нас дошли подробные описания, как их изго­товляли и как ими пользовались.

У тех же египтян существовало и другое изобретение, его обнаружили в гробнице Ту- танхамона. Оно представляло собой свинцо­вую трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли тростинку, наполнен­ную темной жидкостью. Жидкость понемно­гу стекала к заостренному концу, и когда трубочкой водили по папирусу, на нем оста­вался четкий черный след. Это изобретение древних египтян просто-напросто было забы­то, и долгие века гусиное перо оставалось са­мым совершенным пишущим средством.

www.scientificlife.ru

Гусиное перо — это… Что такое Гусиное перо?

Гусиное перо и чернильница на фоне почерка А. С. Пушкина

Гусиное перо — перо гуся, использовавшееся в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера. В современной культуре является негласным символом литературного творчества и поэзии.

Причина использования

Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», т. е. его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.

История

Появление гусиного пера впервые зафиксировано около 600 года нашей эры в Севилье[1]. Причинами появления столь общедоступного пишущего инструмента являлось удешевление и распространение сперва пергамента, а впоследствии и бумаги. При использовании пера постепенно изменился и стиль письма, оно сделалось прописным и наклонным, появились строчные буквы (до этого при письме использовались только прописные), а впоследствии разнообразные курсивы и рукописные шрифты, появившиеся именно благодаря гусиному перу[1][2][3][4][5][6]. После того, как в 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки, гусиное перо начинает постепенно сдавать свои позиции и, к концу XIX века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные и требующие частой замены гусиные перья[2]. Таким образом, человечество пользовалось этим пишущим инструментом на протяжении 1200 лет.

Очинка пера

Для письма

Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой)[7]. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.

Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:

  1. с пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
  2. перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
  3. вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 60—65°С, после чего кончик пера был готов к очинке.
Варианты очинки кончиков гусиного пера

Французский знаток каллиграфии М. Паллафон в книге, изданной в 1763 году, даёт советы по правильной очинке пера. По его словам, следует брать внешнее маховое перо из левого крыла гуся, желательно второе, третье и четвёртое от края[8], поскольку перо именно из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего (левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны)[9]. При очинке пера следует соблюдать определенную последовательность операций, особенно важно сделать перочинным ножом правильную щель на кончике для вытекания чернил, так называемый ощеп или расщеп. Ощеп необходимо прорезать в самом начале и все дальнейшие операции по очинке производить так, чтобы ощеп находился точно посредине кончика. Паллафон особо подчеркивал, что характер очинки пера вносит в письмо определённое своеобразие (влияет на почерк), поэтому лучше её делать самостоятельно[10].

При очинке у пера срезался наискось конец с наружной стороны, затем до половины – с противоположной, так, чтобы получился полукруглый желобок. Середину желобка надрезали острым перочинным ножом для образования расщепа. Расщеп пера мог быть разным – в зависимости от индивидуальной манеры письма пишущего и от того, для какого письма оно предназначалось[9].

Гусиное перо довольно быстро списывалось – приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось[9][8].

При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком[10].

Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), чрезвычайно ценились и никогда не оставались без работы (что объясняется и большим процентом безграмотных)[10].

Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту. [11]

Для рисунка

Для рисования правильная очинка и ощеп были особенно важны. Для этого существовали особенные, расщепные ножи, специально приспособленные для этой цели. Перо, подготовленное для рисования должно иметь особо тонкий расщеп, для обеспечения возможности выведения тонких линий. Выбор гусиного пера для рисунка обусловлен тем, что последовательностью сильных и слабых нажимов имелась возможность выводить линии различной толщины. Качество рисунка гусиным пером можно оценить, разглядывая старинные книжные миниатюры[8].

Недостатки

Так как гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалом, оно имело ряд определённых недостатков.

Один из самых основных — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип. Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах» пишет:

«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…[12]»

Бюст Гоголя в Харькове с гусиным пером в правой руке Характерные брызги чернил, появляющиеся при выписывании округлых линий пером по бумаге. Подпись А. С. Пушкина

Кроме того необходимо было постоянно следить за правильностью заточки. Если кончик пера был слишком острый, то получался очень тонкий, слабо видимый штрих. При слишком закругленном кончике — толстый и неровный. Также гусиные перья имели различную мягкость[13].

Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А.С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве[14]. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал:

«…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)»[9].

Также, для приобретения необходимых у учеников навыков письма и правильного держания пера в руке рекомендовались особые приемы, вплоть до перевязывания отдельных пальцев и подтягивания их к кисти рук.

При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, зачастую даже в умелых руках писаря нередко вызывая чернильные брызги.

Гусиным пером можно было писать лишь на хорошей плотной бумаге. Также из гусиного крыла для письма годилось всего три или четыре пера, вследствие чего их приходилось экономить, разрезая на несколько частей и затачивая каждую в отдельности[15].

Продажа перьев

Гусиные перья поступали в розничную продажу в пучках, обвязанных бечевкой по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей[9].

В культуре

  • Гусиное перо является символом писательского труда и поэзии.
  • Семён Львович Лунгин совместно с Ильёй Исааковичем Нусиновым в 1965 году написал пьесу «Гусиное перо».
  • «Старые гусиные перья» — миниатюра Валентина Саввича Пикуля, повествующая об истории предотвращения войны между Российской империей и Великобританией. Огромная заслуга в этом посла России в Великобритании, Семёна Романовича Воронцова. Он выиграл информационную войну против кабинета министров, возглавляемого Уильямом Питтом. И стоило это всего лишь 250 фунтов — стоимость гусиных перьев.
  • На трёхрублёвой монете «200-летие основания первой Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург» из серии «Памятники архитектуры России», выпущенной в 1995 году также присутствует гусиное перо.

В качестве символа

Флаг Арбата Искусственная ёлка из перьев Перьевой волан

Гусиное перо присутствует на флагах:

Интересные факты

  • В чешском, словацком, словенском и сербском языках современная ручка для письма (напр. шариковая или гелевая) до сих пор называется перо/pero.
  • Во многих европейских языках слово, обозначающее ручку для письма (в английском и голландском pen, в шведском penna, в норвежском penn, в исландском penni) происходит от латинского слова penna (лат. перо птицы)[1].
  • В могиле Леонтия Магницкого, обнаруженной 27 мая 1932 года при постройке одной из линий московского метро, наряду с останками Магницкого было найдено полуистлевшее гусиное перо[16].
  • В Германии 1880-х годов из гусиных перьев, окрашенных в зелёный цвет, изготавливались искусственные рождественские ёлки[17]. Появление «перьевых деревьев» было одним из ответов немцев на прогрессирующее обезлесение Германии[18] и, возможно, связано с тем, что именно к этому времени металлическое перо приобрело популярность и полностью вытеснило гусиные перья из письменности, в то время как фермерам необходимо было продавать большое количество перьев.
  • Волан для игры в бадминтон изготавливается из 16 гусиных перьев и пробковой головки, обтянутой тонкой лайковой кожей.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 История шариковой ручки
  2. 1 2 Екатерина Кох История инструментов для письма // Электронная библиотека «Наука и техника»
  3. Пергамент и гусиное перо // Сайт masteroid.ru

    …выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если, кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность. Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы. Раньше в письменности использовались только заглавные буквы.

  4. Н. И. Смирнова, Т. М. Образцова Из истории письменности и инструментов для письма // Ассоциация банков Северо-Запада
  5. Шариковая ручка // Читальный зал Мирта
  6. О. Буланова История письменных принадлежностей // Азербайджанцы в России
  7. Обчинивать // Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
  8. 1 2 3 Перо // Сайт, посвящённый творчеству художника Валентина Серова
  9. 1 2 3 4 5 Я к вам пишу, чего же боле… // Письмо и почта в пушкинскую эпоху
  10. 1 2 3 История инструментов для письма // Сайт «Класс!ная физика.ру»
  11. Потомки гусиного пера // Сайт Коряжма Онлайн, официальный сайт г. Коряжмы (Архангельская область)
  12. Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»
  13. Перо для письма // Музей индустриальной культуры
  14. Зачем нужны письма? // Сайт «Сто тысяч почему.info»]
  15. Перо и чернильница на Руси XVII века // Сайт OfficeMart.Ru
  16. Биография Магницкого Леонтия Филипповича
  17. Forbes, Bruce David. Christmas: A Candid History, (Google Books), University of California Press, 2007, pp. 121—22, (ISBN 0520251040)
  18. John, J. A Christmas Compendium, (Google Books), Continuum International Publishing Group, 2005, p. 129, (ISBN 0826487491)

dic.academic.ru

Гусиное перо — Википедия

Гусиное перо и чернильница на фоне почерка А. С. Пушкина

Гусиное перо — перо гуся, использовавшееся в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера. В современной культуре является негласным символом литературного творчества и поэзии.

Причина использования

Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», то есть его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако кроме гусиных перьев при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.

Видео по теме

История

Появление гусиного пера впервые зафиксировано около 600 года нашей эры в Севилье[1]. Причинами появления столь общедоступного пишущего инструмента являлось удешевление и распространение сперва пергамента, а впоследствии и бумаги. При использовании пера постепенно изменился и стиль письма, оно сделалось прописным и наклонным, появились строчные буквы (до этого при письме использовались только прописные), а впоследствии разнообразные курсивы и рукописные шрифты, появившиеся именно благодаря гусиному перу[1][2][3][4][5][6]. После того, как в 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки, гусиное перо начинает постепенно сдавать свои позиции и, к концу XIX века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные и требующие частой замены гусиные перья[2]. Таким образом, человечество пользовалось этим пишущим инструментом на протяжении 1200 лет.

Очинка пера

Для письма

Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой)[7]. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее время это название распространилось на все карманные ножи.

Перед очинкой перо необходимо было подвергнуть предварительным подготовительным операциям:

  1. с пера обрезалась часть бородки для того, чтобы пишущему было удобнее браться за стержень;
  2. перо вываривалось в щёлочи для обезжиривания. Время варки составляло не менее 10—15 минут;
  3. вываренное и высушенное перо обжигалось и закаливалось в горячем песке с температурой не более 60—65°С, после чего кончик пера был готов к очинке.
Варианты очинки кончиков гусиного пера

Французский знаток каллиграфии Шарль Пальяссон (иначе Паллассон, фр. Charles Paillasson, 1718—1789) в книге «Искусство чистописания. Энциклопедия методов чистописания Ш. Паллассона»[8], изданной в 1783 году, даёт советы по правильной очинке пера. По его словам, следует брать внешнее маховое перо из левого крыла гуся, желательно второе, третье и четвёртое от края[9], поскольку перо именно из левого крыла лучше ложится в правую руку пишущего (левши использовали перья из правого крыла или затачивали праворучные перья с обратной стороны)[10]. При очинке пера следует соблюдать определенную последовательность операций, особенно важно сделать перочинным ножом правильную щель на кончике для вытекания чернил, так называемый ощеп или расщеп. Ощеп необходимо прорезать в самом начале и все дальнейшие операции по очинке производить так, чтобы ощеп находился точно посредине кончика. Паллассон особо подчеркивал, что характер очинки пера вносит в письмо определённое своеобразие (влияет на почерк), поэтому лучше её делать самостоятельно[11].

При очинке у пера срезался наискось конец с наружной стороны, затем до половины — с противоположной, так, чтобы получился полукруглый желобок. Середину желобка надрезали острым перочинным ножом для образования расщепа. Расщеп пера мог быть разным — в зависимости от индивидуальной манеры письма пишущего и от того, для какого письма оно предназначалось[10].

Гусиное перо довольно быстро списывалось — приходилось чинить его заново или поворачивать верхней стороной вниз. В 1809 году была изобретена машинка для очинки гусиных перьев, но в России это изобретение не привилось[9][10].

При письме гусиным пером появившиеся помарки в тексте исправляли специальным скребком[11].

Люди, хорошо владевшие техникой письма гусиным пером, назывались писцами (писарями), чрезвычайно ценились и никогда не оставались без работы (что объясняется и большим процентом безграмотных)[11].

Очинка пера была очень важной операцией, поскольку от правильного её проведения во многом зависело качество почерка. Многие поэты и писатели никому не доверяли очинку своих перьев. Хорошие перья принято было даже дарить. В кабинете Пушкина в богатом футляре хранилось собственное перо Гёте, присланное им в подарок великому русскому поэту. [12]

Для рисунка

Для рисования правильная очинка и ощеп были особенно важны. Для этого существовали особенные, расщепные ножи, специально приспособленные для этой цели. Перо, подготовленное для рисования, должно иметь особо тонкий расщеп для обеспечения возможности выведения тонких линий. Выбор гусиного пера для рисунка обусловлен тем, что последовательностью сильных и слабых нажимов имелась возможность выводить линии различной толщины. Качество рисунка гусиным пером можно оценить, разглядывая старинные книжные миниатюры[9].

Недостатки

Так как гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалом, оно имело ряд определённых недостатков.

Один из самых основных — необходимость частой заточки, поскольку кончик пера от трения о бумагу постоянно стачивался, издавая характерный скрип. Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах» пишет:

«Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями…[13]»

Бюст Гоголя в Харькове с гусиным пером в правой руке Характерные брызги чернил, появляющиеся при выписывании округлых линий пером по бумаге. Подпись А. С. Пушкина

Кроме того необходимо было постоянно следить за правильностью заточки. Если кончик пера был слишком острый, то получался очень тонкий, слабо видимый штрих. При слишком закругленном кончике — толстый и неровный. Также гусиные перья имели различную мягкость[14].

Александр Сергеевич Пушкин при работе исписывал свои перья почти до самого основания. До настоящего времени сохранились два его гусиных пера, обгрызенных сверху и настолько коротких, что их едва можно удержать в пальцах. Одно из этих перьев находится на письменном столе А. С. Пушкина в его квартире на Мойке, второе — в настоящее время экспонируется в Государственном музее А. С. Пушкина в Москве[15]. Иван Иванович Пущин в своих «Записках о Пушкине» вспоминал:

«…везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда с самого Лицея писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)»[10].

Также, для приобретения необходимых у учеников навыков письма и правильного держания пера в руке рекомендовались особые приемы, вплоть до перевязывания отдельных пальцев и подтягивания их к кисти рук.

При письме гусиным пером все линии, выводившиеся справа налево, снизу вверх, овалы и прочее, давались с трудом, зачастую даже в умелых руках писаря нередко вызывая чернильные брызги.

Гусиным пером можно было писать лишь на хорошей плотной бумаге. Также из гусиного крыла для письма годилось всего три или четыре пера, вследствие чего их приходилось экономить, разрезая на несколько частей и затачивая каждую в отдельности[16].

Продажа перьев

Гусиные перья поступали в розничную продажу в пучках, обвязанных бечевкой по 25 штук в пучке. В поместьях обычно перья не покупали, а пользовались перьями своих, домашних гусей[10].

В культуре

  • Гусиное перо является символом писательского труда и поэзии.
  • Семён Львович Лунгин совместно с Ильёй Исааковичем Нусиновым в 1965 году написал пьесу «Гусиное перо».
  • «Старые гусиные перья» — миниатюра Валентина Саввича Пикуля, повествующая об истории предотвращения войны между Российской империей и Великобританией. Огромная заслуга в этом посла России в Великобритании, Семёна Романовича Воронцова. Он выиграл информационную войну против кабинета министров, возглавляемого Уильямом Питтом. И стоило это всего лишь 250 фунтов — стоимость гусиных перьев.
  • На трёхрублёвой монете «200-летие основания первой Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург» из серии «Памятники архитектуры России», выпущенной в 1995 году также присутствует гусиное перо.

В качестве символа

Искусственная ёлка из перьев Ранняя запальная трубка изготовленная с использованием стержня гусиного пера. Перьевой волан

Гусиное перо присутствует на флагах:

Интересные факты

  • В чешском, словацком, словенском и сербском языках современная ручка для письма (напр. шариковая или гелевая) до сих пор называется перо/pero.
  • Во многих европейских языках слово, обозначающее ручку для письма (в английском и голландском pen, в шведском penna, в норвежском penn, в исландском penni) происходит от латинского слова penna (с лат. — «перо птицы»)[1].
  • В могиле Леонтия Магницкого, обнаруженной 27 мая 1932 года при постройке одной из линий московского метро, наряду с останками Магницкого было найдено полуистлевшее гусиное перо[17]. Четко
  • В Германии 1880-х годов из гусиных перьев, окрашенных в зелёный цвет, изготавливались искусственные рождественские ёлки[18]. Появление «перьевых деревьев» было одним из ответов немцев на прогрессирующее обезлесение Германии[19] и, возможно, связано с тем, что именно к этому времени металлическое перо приобрело популярность и полностью вытеснило гусиные перья из письменности, в то время как крестьянам было выгодно поддерживать спрос на гусиные перья, найдя для них новые области применения.
  • Небольшие складные ножи называются перочинными.
  • Волан для игры в бадминтон изготавливается из 16 гусиных перьев и пробковой головки, обтянутой тонкой лайковой кожей.
  • Ранние артиллерийские запальные трубки изготавливались с использованием стержня гусиного пера, которое собственно и вставлялось в затравочное отверстие казённой части орудия.

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 История шариковой ручки
  2. 1 2 Екатерина Кох История инструментов для письма // Электронная библиотека «Наука и техника»
  3. ↑ Пергамент и гусиное перо (недоступная ссылка) // Сайт masteroid.ru

    …выяснилось, что гусиное перо и чернила отлично подходят для письма на пергаменте. Более того, если, кончик пера специальным образом заточить, то писать можно с наклоном и нажимом, утолщая штрих или делая его тоньше. То есть гусиное перо позволило разнообразить письмо, придать ему изящество и большую функциональность. Последнее очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы. Раньше в письменности использовались только заглавные буквы.

  4. Н. И. Смирнова, Т. М. Образцова Из истории письменности и инструментов для письма (недоступная ссылка) // Ассоциация банков Северо-Запада
  5. ↑ Шариковая ручка // Читальный зал Мирта
  6. О. Буланова История письменных принадлежностей // Азербайджанцы в России
  7. ↑ Обчинивать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  8. ↑ Искусство чистописания. Энциклопедия методов чистописания Ш. Паллассона. (недоступная ссылка)
  9. 1 2 3 Перо // Сайт, посвящённый творчеству художника Валентина Серова
  10. 1 2 3 4 5 Я к вам пишу, чего же боле… // Письмо и почта в пушкинскую эпоху
  11. 1 2 3 История инструментов для письма // Сайт «Класс!ная физика.ру»
  12. ↑ Потомки гусиного пера // Сайт Коряжма Онлайн, официальный сайт г. Коряжмы (Архангельская область)
  13. ↑ Н. В. Гоголь. „Мёртвые души“
  14. ↑ Перо для письма // Музей индустриальной культуры
  15. ↑ Зачем нужны письма? // Сайт «Сто тысяч почему.info»
  16. ↑ Перо и чернильница на Руси XVII века // Сайт OfficeMart.Ru
  17. ↑ Биография Магницкого Леонтия Филипповича
  18. ↑ Forbes, Bruce David. Christmas: A Candid History, (Google Books), University of California Press, 2007, pp. 121—22, (ISBN 0-520-25104-0)
  19. ↑ John, J. A Christmas Compendium, (Google Books), Continuum International Publishing Group, 2005, p. 129, (ISBN 0-8264-8749-1)

Ссылки

wiki2.red

Гусиное перо Википедия

Гусиное перо и чернильница на фоне почерка А. С. Пушкина

Гусиное перо — перо гуся, использовавшееся в качестве письменного инструмента на протяжении VII—XIX веков, до изобретения металлического пера. В современной культуре является негласным символом литературного творчества и поэзии.

Причина использования[ | ]

Гусиное перо, в отличие от перьев других распространённых птиц (чаще всего домашних), представляет собой толстый полый стержень, имеющий объёмное пористое основание, поэтому перо «ухватисто», то есть его удобно держать в руке при письме. При наклонном срезе кончика пера ножом обнажается пористая внутренность, хорошо впитывающая чернила, что позволяет реже окунать кончик пера в чернильницу. Умеренно мягкий кончик пера хорошо сохраняет свою форму при письме, тем самым исключая необходимость частой заточки. Однако, кроме гусиных перьев, при письме могли использовать и перья других птиц с жесткими перьями, а именно ворона, павлина, индюка, глухаря или лебедя.

История[ | ]

Появление гусиного пера впервые зафиксировано около 600 года нашей эры в Севилье[1]. Причинами появления столь общедоступного пишущего инструмента являлось удешевление и распространение сперва пергамента, а впоследствии и бумаги. При использовании пера постепенно изменился и стиль письма, оно сделалось прописным и наклонным, появились строчные буквы (до этого при письме использовались только прописные), а впоследствии разнообразные курсивы и рукописные шрифты, появившиеся именно благодаря гусиному перу[1][2][3][4][5][6]. После того, как в 1803 году было запатентовано металлическое перо для ручки, гусиное перо начинает постепенно сдавать свои позиции и, к концу XIX века ручки с металлическим пером полностью вытеснили недолговечные и требующие частой замены гусиные перья[2]. Таким образом, человечество пользовалось этим пишущим инструментом на протяжении 1200 лет.

Очинка пера[ | ]

Для письма[ | ]

Затачивание кончика пера специальным ножом называется очинкой (или очином, обчинкой)[7]. Нож для очинки перьев называли перочинным ножом, однако в настоящее вре

ru-wiki.ru

История инструментов для письма :: Класс!ная физика

Несколько тысяч лет тому назад человек начал писать деревянными, костяными или бронзовыми трехгранными заостренными палочками на сырых глиняных дощечках..


После этого глиняную плитку обжигали для прочности. Эти глиняные таблички с клинописью дошли даже до нашего времени.

Древние египтяне использовали для письма на папирусе тонкие кисти из тростника
или тростниковые ручки. У каждого египетского писца всегда были при себе пенал и чашка для воды. Такой пенал можно и сейчас увидеть в Петербурге в знаменитом музее Эрмитаже. Это дощечка с длинным желобком для тростниковых палочек и двумя углублениями для красок.

В гробнице Тутанхамона нашли заостренную трубочку из меди, в которую вставляли тростниковый стебель и пропитывали его темной жидкостью — чернилами. Жидкость просачивалась по волокнам тростникового стебля и накапливались на заостренном конце медной трубки. При письме на папирусе оставался четкий тонкий чернильный след. В качестве чернил использовали сажу, разведенную в воде с добавлением клея.


Тростниковое перо было заострено и расщеплено на конце. По этому расщеплению чернила стекали тонкой струйкой на лист папируса.

Древние римляне писали на восковых книжечках — кодексах. Кодексы изготавливались из дощечек с заполненной воском выемкой. Писали на них, а вернее, царапали с помощью палочки — стилуса. Стилус изготавливался из металла. Один конец стиля был заостренным, а другой — закругленным.



Острым концом писали, а сделанную запись можно было стирать с помощью плоского обратного конца стилуса. Восковые книжечки-таблички просуществовали до начала 19 века. До наших дней сохранилось очень мало римских табличек. С появлением пергамента, изобретенного англосаксами, и используемого для изготовления рукописных книг, люди продолжали употреблять восковые дощечки для каждодневных записей.

Распространение пергамента привело к появлению нового пишущего инструмента — заточенного определенным образом птичьего пера. Перья использовали гусиные или вороньи, а чернила делали из сока чернильных орешков, железного купороса и гуммиарабика. Эти чернила впитывались в кожу и не смывались, их можно было только соскоблить. Старинные чернила отличались от наших одной странной особенностью. Пока ими писали, они были очень бледными и чернели только спустя некоторое время. На бумаге также писали гусиными перьями, которые нужно было предварительно срезать наискось, заострять и расщеплять с помощью перочинного ножа.


Гусиные перья просуществовали до конца 18 века.

Карандаш появился в конце XVIII века. Чешский изобретатель Гартмут первым смешал графит с глиной.

Читаем также:

1. Можно ли написать книгу одним карандашом?



Независимо от него француз Ж. Конте в 1790 году сделал карандаш в виде тонкой палочки из смеси графитового порошка и глины, уложенной между двумя дощечками.

Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году, но оно еще не имело прорези, и от него летели брызги чернил. В 1792 году англичанин Д. Перри сделал продольную прорезь в острие пера. Это улучшило качество письма и долговечность пера.
В 1826 году Мазон придумал станок для штамповки стальных перьев, что способствовало их массовому распространению. Однако, известно, что один изобретатель незадолго до появления стальных перьев выпустил в продажу маленькие перышки, сделанные из гусиного пера, но вставлявшиеся в ручку. Значит, ручка появилась раньше стального пера, а не одновременно с ним, как можно было бы предположить.



После этого они вытеснили гусиные перья, просуществовавшие около тысячи лет. К концу 19-го века стальное перо полностью вытеснило требующие частой замены гусиные перья. Интересно, что еще в 1930-1950-е годы 20 века в школах писали стальным пером, позволявшим писать красивым почерком «с нажимом».

A это интересно!

Читаем: «Перо Робинзона» — сделай сам !

В 1884 году появилась первая автоматическая перьевая ручка, заправляемая чернилами. Внутри ручки находился баллончик с чернилами.

Сначала заправка ручки осуществлялась сбоку с помощью специальной пипетки, затем пипетка вошла в состав ручки.


В 1888 году в США впервые была предложена идея шариковой ручки.


В 1940-х годах изобрели шариковую авторучку в том виде, каком мы знаем ее сейчас. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в походных условиях.



Вначале шариковые стержни были согнуты для увеличения емкости чернил и имели «двойную длину». Позднее появились шариковые ручки со сменным стержнем, который содержал пасту и имел пишущий узел с шариком на конце.

В 1960-е годы в Японии были изобретены наконечники в виде фетра. Ручки с фетровыми наконечниками получили название «фломастер».

Они имели пористый пишущий стержень, пропитанный красящей жидкостью на спиртовой или нитрооснове.

В конце 20 века появились роллеры.

Это была более «тонкая» и продвинутая технология шариковых ручек (тонкий шарик и менее вязкие чернила).

В 1997 году была разработана первая ручка, которую нет необходимости сжимать при письме.


Возможно, за ней будущее?

ЛЕГКО ЛИ БЫЛО ПИСАТЬ ГУСИНЫМ ПЕРОМ?

О том, как правильно изготовить перо для письма, поведал во французской книге 1763 года издания знаток каллиграфии М. Паллафон. По его сломам, перо следует брать из крыла гуся, причем обязательно из левого! При зачинке его нужно соблюдать определенную последовательность операций.

Самое трудное — это правильно сделать щель для вытекания черниля. Ее прорезают в самом начале и всю дальнейшую работу ведут так, чтобы она оставалась точно посередине.
Автор подчеркивал, что характер зачинки пера вносит в письмо некое своеобразие,
поэтому лучше это делать самому. Для зачинки и расщепления пера требовались специальные ножички.



Помарки в тексте удаляли скребком.


Долгое время людей, способных красиво писать, было немного. Это в значительной мере объяснялось технической сложностью процесса. Но тот, кому удавалось освоить это дело, мог затем жить безбедно.

За небольшую плату он мог прочитать или написать письмо, составить деловую бумагу.

ПОЧЕРК И ЛИЧНОСТЬ

Создатель почерковедения в России Е.Ф.Буринский, сказал когда-то, что всякий «человек пишет так, как ему от рождения писать предназначено», и что школа может придать почерку твердость, красоту, но не в силах бороться с построением его. В общем, почерк, как походка, у каждого свой. Хотя и ходить и писать всех учат одинаково.
От чего же тогда зависит почерк? Быть может, почерк передается по наследству?

Ученый-специалист найдет хозяина почерка даже в анонимном письме. Могут быть изменены наклон, размеры букв, их связность и разгон. Но чаще всего это оказывается бесполезным, даже если человек что-либо напишет левой рукой. Подобные попытки подделать почерк легко разоблачают опытные почерковеды. Они хорошо умеют отличить подлинного левшу от неудачливого жулика.

Еще Гете, собравший и изучивший обширную коллекцию автографов, полагал, что характер человека отражается в его письме. И почерковед всегда сможет по почерку рассказать немало о характере автора изучаемого письма.

Источник: История инструментов для письма. Авт. Е. Кох и журнал ЮТ.

www.class-fizika.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *