Из чего раньше делали чернила – orgprint.com

История красочных пигментов. Рецепты старых мастеров

 

 

Египет

         Самый известный пигмент – египетский синий, впервые был изобретен в 3тыс. до н.э, он также стал первым синтетическим пигментом изобретенным человеком. Это синее стекло, изготовленное из песка и меди, перемолотое в порошок.

         В 16 столетии этот пигмент был заменен смальтой, а в 19 – кобальтом.

         Египтяне также использовали малахит, азурит и киноварь путем измельчения и промывания каждого минерала.

         Киноварь стала первым ярким красным пигментом.

         Растительные красители также были изобретены в Египте.

Китай

         Вермильон был изобретен в Китае около 2 тыс. лет до того, как римляне начали его использовать.

         Вермильон изготавливали путем нагревания ртути и серы, в результате чего получали чрезвычайно темный, насыщенный красный пигмент. В 18 веке он практически полностью заменил киноварь. Но уже к концу 20 века, вермильон был заменен кадмием, который стал более устойчивым.

Греция и Рим

         Греки изобрели свинцовые белила, первую матовую белую краску.

         В закрытое пространство складывались пластинки свинца, и в течении длительного времени они перекисали с уксусом и животными экскрементами.

         Этим методом (с некоторыми уточнениями) пользовались до 1960-х годов, и производили, вероятно, самый лучший красочный пигмент из палитры художников. При соединении с маслом краска приобретала эластичность и устойчивость.

         В Греции также был изобретен свинцовый сурик.

         Греки изобрели одну из самых важных, а также дорогих красок –тирийский пурпур, ярко красную краску, получаемую из морских моллюсков двух сортов.

         Из одной раковины можно было получить только пару граммов красителя. По этой причине производство тирийского пурпура повело за собой истребление 4 миллионов моллюсков.

         Пурпурный цвет мог быть и синеватым, и красноватым, все зависело от технологии, и соотношения количества раковин каждого сорта.

         Тирийский пурпур ценился выше золота, и поэтому считался цветом царей и императоров.

         Благодаря высокой цене ее использовали для окрашивания тоги Римских императоров. Сенаторы же имели право только на одну широкую пурпурную полосу на тоге.

Эпоха возрождения

         В Италии был изобретен ряд земляных пигментов, путем обжигания умбры и сиены, в результате чего возникли: глубокий и насыщенный красный – сиена жженная, а также насыщенный коричневый – умбра жженная.

         Неаполитанская желтая и ультрамарин также благодарны своим появлением итальянцам.

         Ляпис лазурь (природный ультрамарин) – яркий, глубокий синий пигмент, обладающий высокой светостойкостью.

         Это самый ценный и дорогой пигмент, из которого изготовляли ультрамариновую краску. Его доставляли в Европу из Афганистана Большим Караванным Путем.

         После измельчения, порошок приобретает серый цвет, и только арабы владели технологией измельчения лазурита, так чтобы он сохранял свой природный синий цвет.

         Владея единственным известным в то время месторождением лазурита, а также технологией получения синего пигмента, арабы монополизировали этот рынок, и европейцы, вынуждены были согласится с высокой ценой на пигмент.

         Благодаря высокой ценности пигмента, Мадонна облачена именно в синее.

         Лазоревый камень можно было обменять на золото 1:1.  После обработки, из 100 грамм камня получали лишь 3 грамма красочного пигмента.

         Словом ультрамарин был настолько дорогим, что художники использовали его только в тех картинах, которые выполняли на заказ, и лишь в том случае если заказчик соглашался заплатить за пигмент заранее.

         Менее дорогим, но и также менее красивым был голубой пигмент, получаемый из медной руды.

         После того, как в 15 века начали применять масляные растворители, возникли проблемы. Дело в том, что при соединении с маслом ультрамарин (лазурит) тускнеет.

         После этого, художники перешли на краску, получаемую из медной руды, добавляя свинцовые белила, и таким образом частично решили проблему.

         Такое событие положило начало переходу от средневековых красок к современным.

Немецкий ультрамарин

         Основным компонентом было растение вайда, его еще называют немецким индиго. Рецепт изготовления возник в 8 веке в Тюрингии.

         Конечно это растение было не наилучшим вариантом, ведь в отличии от индигоноски, произрастающей в Индии, Америке и Египте, вайда содержала в 30 раз меньше индиго.

         Тем не менее, вплоть до 15 века, вайда оставалась практически единственным источником синей краски для большей части ремесленников Европы.

         Вайда – дикое растение, произрастающее по всей Европе, культивируемое в Тюрингии.

         Еще раньше, кельты использовали это растение для боевой раскраски.

         Рецепт: Листья и стебли вайды измельчают, заливают мочой и добавляют спирт. Причем моча использовалась, только пьяного человека.

         Краску готовили в воскресенье, и все красильщики напивались до бессознательного состояния.

         С тех пор и появились выражения: «быть синим» – напиться, «синий понедельник» – выход из пьяного состояния.

         После того, как Васко да Гама, в 1498 году, привез индийскую  синюю краску из растения индиго, дело ремесленников Европы оказалось под угрозой.

         По этой причине, в 1654 году, король Германии запретил использовать индиго, а тому, кто нарушит закон – полагалась смертная казнь.

         Но Индийский индиго был красивее, ярче, французская знать носила платья окрашенные индиго, в то время, как обычный синий (вайда) был цветом прислуги.

         В конечном счете, краску легализовали.

         На Руси, к примеру, для получения синей краски, лазурит в течении 3-4 дней выдерживали в кислых щах, а для того, чтобы получить золотую краску смешивали шафран с щучьей желчью.

         Подобные рецепты хранились в строжайшей тайне, и передавали их только из поколения в поколение.

         В 1500-х годах испанцы привезли ярко малиновую краску в Европу из Мексики.

         Карминовый красный (кошениль) добывался Ацтеками из самок карминоносных червецов.

         Фунт такого экстракта, который растворялся в воде, требовал около миллиона насекомых.

         Насекомые кошениль обитали на колючих грушеобразных кактусах. В Мексике эти кактусы специально культивировали ради насекомых кошениль.

         Мундиры гвардейцев, охраняющих Букингемский дворец, все еще окрашиваются в американский кошениль.

         Зеленая краска делалась из ягод крушины, а коричневая сепия из высушенных чернил кальмара.

Рецепты натуральных красок из Инсбрукского Манускрипта (14 век)

         Синяя краска: пигмент ляпис лазури довести до кипения с квасцами (купоросной глиной) и камедью. Получится светлый синий цвет. Чтобы получить темный – нужно добавить черную краску и васильки (цветы), смешать с квасцами и вскипятить в моче.

         Черная краска: зеленые орехи растираются в кашу, гниют в каменном горшке 7 дней, и таким образом получается черная краска.

         Коричневая краска: железная стружка, железо ржавое и мягкая смола варятся вместе длительное время, и таким образом получается красивый коричневый.

         Красная краска: Берутся морские крабы, кипятятся, потом очищаются от внутренностей, оставив только панцири. Панцири снова кипятятся, затем растираются в ступке, и процеживаются через ткань. Затем смешиваются с квасцами, пока цвет не станет красным.

         Не всегда художники могли похвастаться разнообразием красочных пигментов. Старые мастера создавали шедевры, имея всего несколько цветов.

         К примеру, в картинах голландского живописца Франса Халса (17 век), эксперты обнаружили более 40 оттенков одного только черного цвета, и это притом, что черный считается самым сложным цветом для художников.

Зарождение современных пигментов

         18 век ознаменовался не только все возрастающей торговлей между континентами, но и развитием современной химии.

         В 1704 году, создатель красителей из Германии, по имени Дисбах, работал над изготовлением ярко красного пигмента – краплака.

         Красный он так и не получил, но в ходе многочисленных экспериментов был получен первый синтетический пигмент – прусский синий.

         Прусский синий до сих пор один из самых популярных пигментов, а все благодаря его удивительной способности тускнеть при ярком освещении, и становится ярким при слабом.

Начало 19 века

         С индустриальной революцией появились новые пигменты: кобальт зеленый, кобальт синий, кобальт фиолетовый, кобальт желтый, лазурно голубой.

         При соединении окиси кобальта  с алюминием, фосфором, оловом, цинком, а также многими другими металлами, создавались разнообразные краски.

         Кобальтовые пигменты всегда были очень дорогими, и поэтому поиски более дешевых темно синих пигментов велись на разных уровнях, даже государственных.

         В 1820 году, французским правительством было предложено вознаграждение в размере 6 тыс. франков любому, кто найдет метод изготовления ультрамарина по цене менее чем 300 франков за килограмм.

         В получении денежного приза соревновались и Франция, и Германия, но лишь в 1828 году был создан такой пигмент, его творцом стал Жан Баптист Гимет.

         Химические свойства искусственного ультрамарина идентичны с природным, но физические гораздо лучше, без примесей породы.

         Единственным недостатком искусственных красок было то, что они часто становились причиной аллергии, а также ухудшения здоровья.

         Обнаружение залежей цинка дало толчок в развитии цинковых белил, которые получили превосходство перед свинцовыми белилами, поскольку оказались менее токсичными.

         Одна из самых интересных красок на палитре художника, индийская желтая, обладает прозрачностью и удивительной светостойкостью.

         Также, не менее удивителен процесс ее изготовления, суть которого в использовании мочи коров, которых кормят исключительно листьями манго.

         Еще в 17 веке художники (Рембрандт, Вермеер, Караваджо и другие) стали привозить из Индии шарики желтого цвета. Они давали прекрасный желтый цвет, но и отвратительный запах мочи.

        Благодаря такому амбре, люди перестали покупать картины, где использовалась эта краска, и ее переставали привозить.

         В дальнейшем, эксплуатация коров, таким образом, была запрещена, и в начале 20 века от этого метода отказались.

         С тех пор для изготовления индийской желтой использовали различные пигменты, но лишь в 1990 был найден нужный, для получения той светостойкости, которой обладала оригинальная краска.

         Приблизительно в это время, в Италии начали изготавливать желтую краску, получаемую из породы, которую добывали на склонах вулкана Везувий.

         Полностью удовлетворить потребность художников в желтой краске удалось лишь в 19 веке. Краску научились получать из соли хромовой кислоты.

         Обнаруженные в 1820 году залежи хрома, в США, облегчили процесс изготовления желтого хрома. Несмотря на то, что хромовые краски имеют свойство темнеть, они не теряли свою популярность вплоть до 1990 – х годов, и все благодаря низкой цене.

         Ван Гог в своем знаменитом полотне «Подсолнухи», использовал именно эту желтую.

         Поскольку Ван Гог нашел своим картинам «достойное» применение – в качестве загородок в курятнике, «Подсолнухи» не только поблекли, но и частично разрушились под влиянием куриного помета.

         Изумрудно зеленая впервые была получена в 1822 году, но она оказалась очень токсичной, ведь в ее состав входили уксус, окись меди и мышьяк. Свою печальную известность краска приобрела, когда было обнаружено, что она способна вызвать летальный исход.

         Эту симпатичную краску также обвиняют в смерти Наполеона. Дело в том, что изумрудно зеленая была очень популярна, особенно ее любили использовать для окрашивания обоев. К сожалению, именно такие обои  были поклеены в доме на острове Св. Елены, где Наполеон отбывал наказание.

         Мышьяк, входивший в состав краски, имеет свойство выделятся во влажных условиях, и тропические условия острова особенно этому способствовали .

Современные пигменты

         В 1856 году молодой химик Вильям Генри Перкин в попытках синтезировать хинин получил багрянистую краску, так и родилась первая органическая краска – анилиновый пурпур.

         Анилиновый пурпур стал самым популярным цветом среди модниц Викторианской эпохи.

         Одним из самых важных органических пигментов 19 века стал ализарин малиновый, который вскоре занял центральное место на палитре художников.

         Также в 19 веке появились марсовые краски: коричневые, красные, желтые и черные.

Импрессионизм

         Новые яркие краски в удобных, устойчивых тюбиках, а также возможность путешествовать благодаря развитию железной дороги, ознаменовало рождение самого известного периода в живописи – импрессионизма.

20 век

         В начале века были изобретены: лимонная желтая, кадмий красный и титановые белила.

         С развитием автомобильной промышленности, ученые начали разрабатывать краски устойчивые к переменным погодным условиям.

         Благодаря этому, художники получили более сотни новых красок, среди них разнообразие красных, желтых и розовых.

         Следует помнить, что краски это всего лишь инструмент, а вовсе не главный  атрибут художника.

         Старые мастера создавали гениальные полотна, имея в своем распоряжении, зачастую не больше десяти красок, а то и меньше.

         Тициан говорил, что для того, что бы стать хорошим живописцем, достаточно иметь всего три краски: белую, красную и черную.

zhivopis-maslom.com

Из чего раньше делали чернила на руси. Самые первые чернила и инструменты для письма

Увлекательным и очень полезным занятием может стать изготовление собственных чернил! А зачем, спросите вы, их делать, ведь у каждого дома и так полным полно шариковых ручек и карандашей? Конечно, чернилами сегодня никого не удивишь, но вы только представьте, сколько эмоций доставит их создание вашему ребёнку! С каким увлечением и любопытством он будет принимать участие в этом процессе и с какой радостью – выводить потом своими чернилами на бумаге буковки и цифры, или просто одному ему понятные закорючки! А польза от такого занятия – очевидная! Во-первых, дети любят узнавать что-то новое и буквально «впитывают» любую полученную информацию. Во-вторых, согласитесь, так проводить время намного полезнее, чем сидеть около телевизора или компьютера!

Но прежде, чем приступить к описанию рецепта чернил и способу их приготовления, давайте немножко окунёмся в историю и узнаем, как и когда они появились.

По мнению археологов, самые первые чернила появились в Древнем Египте. Именно там при раскопках были найдены их древнейшие рецепты приготовления. По найденному описанию, учёным удалось выяснить, что для изготовления чернил египтяне использовали камедь – густой и клейкий сок, который выделяется у вишни или акации и золу, которая оставалась после сжигания папируса или его корней. К слову, учёным также удалось выяснить, что около двух с половиной тысяч лет назад такие же чернила использовали в Китае.

Уже в III веке до нашей эры греки и римляне использовали несколько видов чернил и даже изготавливали красные! Они предназначались для особых случаев и считались в те далёкие времена священными. Писать красными чернилами имел право только император. Не правда ли, теперь кажется не случайным тот факт, что в учебных заведениях именно красной ручкой могут писать только преподаватели! Это, конечно же, шутка и была она просто в качестве маленького отступления, но теперь давайте снова вернёмся в третье тысячелетие до нашей эры и узнаем, из чего тогда делали чернила. Для этого люди использовали плодовые косточки, сажу, древесный уголь и виноградную лозу. Чернила, которые были найдены при раскопках одного древнеримского города, состояли из сажи, которая была разведена в масле.

Чуть позже появились чернила, изготовленные на основе отвара кожуры от зелёных каштанов или грецких орехов, затем из орехов, которые покрывают листья дуба – галлов. Эти орехи представляют из себя своеобразные наросты, которые образуются на дубовых ветках и листочках. В этих галлах развиваются личинки насекомых орехотворок. Для того, чтобы чернила не смывались, использовали закрепитель – опять ту же камедь, которую применяли ещё древние египтяне. Удивительно, но сохранившиеся до сегодняшнего дня рукописи, которые были сделаны галловыми чернилами, до сих пор не утратили своей яркости и чёткости! К слову, в наше время некоторые художники-графики пользуются такими чернилами для создания своих уникальных работ и изготавливают их конечно же самостоятельно.

Что ж, попробуем и мы приготовить чернила. Тем более, на галловых чернилах их древняя история заканчивается и начинается современная. Уже в XIX веке стали изготавливать чернила ализариновые, потом натуральный краситель (корень Марены) в них заменили синтетическим, а следующим шагом стали полностью синтетические современные анилиновые чернила. Сделать такие в домашних условиях невозможно. Поэтому мы рассмотрим простые рецепты и приготовим чернила из доступных ингредиентов.

● Галловые чернила

Понадобится:

Галлы (наросты на дубовых ветках и листьях)

Металлическая банка

Медный купорос (раствор)

Способ приготовления:

Сложить галлы в металлическую банку и залить водой так, чтобы она полностью их покрыла

Когда вода немного потемнеет, добавить в банку небольшое количество раствора железного купороса до консистенции чернил и настоять в течении нескольких часов

Чернила готовы

● Чернила из раствора дубовой коры

Понадобится:

Дубовая кора

Железный купорос (раствор)

Способ приготовления:

Настругать дубовую кору

Прокипятить стружку в воде в течении 15-20 минут

Когда вода потемнеет и станет тёмно-коричневой, необходимо процедить её от стружки

Добавить к отвару раствор железного купороса до получения чёрного цвета, настоять в течении нескольких часов

Чернила готовы

Как видите, не так уж это и сложно – делать чернила! Осталось только придумать, что можно использовать в качестве чернильницы! Удачных вам экспериментов!

Вконтакте

Одноклассники

Прародителями чернил для струйной печати были обычные чернила для письма и рисования. Их история уходит своими корнями в глубокую древность.

В Каирском музее хранится артефакт – письменный прибор, состоящий из пузырька-чернильницы, палочки для письма и песочной подушечки, выполнявшей функции промокательной бумаги. Примерно V тысяч лет назад этот прибор принадлежал придворному писцу в Древнем Египте.

При раскопках в древнеримском городе Геркулануме на берегу Неаполитанского залива археологи обнаружили глиняный сосуд, на дне которого остались засохшие черные чернила – сажа, разведённая в масле. Кстати, аналогичный рецепт для изготовления чернил III тысячи лет тому назад использовали египтяне, которые сжигали корни водного растения папируса, а полученную золу перемешивали с камеди – стекловидной массой, вытекающей из повреждённых древесных тканей вишни или акации.

Растение папирус, корни которого в Древнем Египте использовали для изготовления чернил

В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах.

До наших дней сохранились рецепты чернил из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.

КаштанЧерника
Бузина чёрнаяГрецкий орех

Растения, которые в древние времена использовали для изготовления чернил

Один из древнеримских рецептов предписывал использовать для изготовления чернил большого количества винограда. Такой виноград следовало съесть, а косточки собрать, просушить и сжечь до получения сажи, которая являлась естественным природным красителем. Для придания чернилам необходимой вязкости и консистенции сажу соединяли и тщательно перемешивали с небольшим количеством растительного масла. После этого чернила из виноградных косточек были готовы к использованию.

Виноградные косточки – сырьё для производства чернил

Ещё древние люди заметили, что осьминоги и каракатицы в минуту опасности выпускают из специальных мешков маскировочную чернильную бомбу. Люди стали использовать чернильную жидкость головоногих для письма и рисования. Для этого мешочки с чернилами извлекались из тела осьминогов и каракатиц, сушились на солнце, перемалывались в пыль, смешивались со щёлочью, разогревались, обрабатывались серной кислотой, снова сушились на солнце и помещались под пресс. В результате перечисленных манипуляций получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок.


Натуральная сепия изготавливалась из чернильного мешка осьминогов и каракатиц

Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Такие ч

otzivserdce.ru

Мир естествознания «История чернил»

 

 

Отрытый городской конкурс

исследовательских работ и проектов младших школьников

«Я – исследователь»

 

 

 

 

Мир естествознания

 

 

История чернил

 

 

     Выполнила ученица 2А класса

                            БОУ г. Омска «Средняя

                                                 общеобразовательная школа № 63»

                                          Кирьян Маргарита Алексеевна

 

                              Руководитель Поздеева Ирина Анатольевна

                                            учитель БОУ г. Омска «Средняя

                                                 общеобразовательная школа № 63»

 

 

 

2013 г.

1.      Гипотеза.

 

Чернила сильно видоизменились с момента их возникновения.

 

2.      Цель проекта:

 

Проследить за развитием чернил с момента возникновения до настоящего времени. Определить, какие чернила лучше.

 

3.      Задачи проекта:

 

— выбрать тему исследования.

— подобрать материал для доклада.

— провести опыты.

— оформить доклад.

— рассказать одноклассникам.

 

4.      Предмет исследования:

 

— чернила.

 

Актуальность проекта.

 

Выполняя очередное домашнее задание, я задалась вопросом: «А всегда ли используемые мной чернила были такими?». Ведь современному человеку, избалованному техническим прогрессом, теперь весьма сложно представить, что когда-то люди не имели простых и обыденных, на сегодняшний день, вещей.

 

 

Как только у человечества возникла необходимость что-то записать, сохранить для потомства, появились особые составы для письма – чернила. Сегодня мы знаем, что чернила бывают не только черные, но и синие, желтые, зеленые, красные. Даже перламутровые и рубиновые, которые составляют до сих пор тайну монахов монгольских монастырей. Но слово «чернила» в русском языке произошло от прилагательного «черный» не случайно.Первые самые распространенные чернила были черные, из сажи. В Египте для этих целей использовали сажу от сжигания корней папируса (любимое растение древних египтян), которую соединяли с раствором камеди – клейкого густого сока акации, вишни.

 

Рис. 1. Растение папирус, корни которого в Древнем Египте использовали для изготовления чернил

 

В Китае 2,5 тысячи лет назад черные чернила изготавливали из смеси сажи, растительной смолы и щелочного раствора. Такие чернила были очень густыми, поэтому их наносили на пергамент не перьями, а кисточками. После высыхания они легко отделялись от носителя, особенно на сгибах. В Европе чернила появились значительно позже. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» – обыкновенная сажа, разведенная на масле. 

Какими бывают чернила

 

Когда читаешь про старые способы получения чернил, то, кажется, что их сочиняли большие лакомки. Чего только в чернила не добавляли! Мед и патоку, чернику и бузину, молоко и яйца, квас и простоквашу, даже кислые щи. До наших дней сохранились рецепты чернил из отвара кожуры зелёных каштанов, из спелых ягод черники и бузины, из кожуры грецких орехов.

 

Каштан Черника

 

Бузина чёрная Грецкий орех Рис. 2. Растения, которые в древние времена использовали для изготовления чернил

 

Один из древнеримских рецептов предписывал использовать для изготовления чернил большого количества винограда. Такой виноград следовало съесть, а косточки собрать, просушить и сжечь до получения сажи, которая являлась естественным природным красителем. Для придания чернилам необходимой вязкости и консистенции сажу соединяли и тщательно перемешивали с небольшим количеством растительного масла. После этого чернила из виноградных косточек были готовы к использованию.

 

Рис. 3. Виноградные косточки – сырьё для производства чернил

 

Ещё древние люди заметили, что осьминоги и каракатицы в минуту опасности выпускают из специальных мешков маскировочную чернильную бомбу. Люди стали использовать чернильную жидкость головоногих для письма и рисования. Для этого мешочки с чернилами извлекались из тела осьминогов и каракатиц, сушились на солнце, перемалывались в пыль, смешивались со щёлочью, разогревались, обрабатывались серной кислотой, снова сушились на солнце и помещались под пресс. В результате перечисленных манипуляций получался краситель под названием сепия, который до сих пор используется для изготовления чернил и красок.

 

  Рис. 4. Натуральная сепия изготавливалась из чернильного мешка осьминогов и каракатиц

 

Но самые лучшие черные чернила изготавливали из округлых наростов на листьях дуба – галлов. Такие наросты образуются, когда насекомое орехотворка откладывает в ткань листа свои личинки. Дерево, защищаясь от вторжения личинок, окружает их плотным кольцом из разросшейся оболочки. Именно эти наросты в древности перемалывали в тонкую пыль, настаивали на воде и добавляли в полученную смесь клей и медный купорос. Такие чернила имели приятный блеск и выглядели так, словно они только что вышли из-под пера писца. Ореховые чернила имели один недостаток: первые 10-12 часов после нанесения они оставались совершенно прозрачными, и лишь спустя некоторое время темнели и приобретали блеск.

 

Рис. 5. Наросты – галлы на листьях дуба

 

Для оформления религиозных книг византийские и русские писцы изготавливали золотые и серебряные чернила. Для этого небольшую горошину патоки  соединяли с тончайшими золотыми или серебряными листочками. Полученная смесь тщательно вымешивалась до однородной консистенции и использовалась для письма. Затем мёд аккуратно вымывался, а нарядные золотые буквы оставались. В Швеции до сих пор хранится пурпурная библия, написанная серебряными чернилами. Возраст этой «серебряной» библии составляет около 1,5 тысяч лет.

 

Рис. 6. Библия, написанная серебряными чернилами

 

В Греции и древнем Риме в III в. до н.э. из киновари и пурпура изготавливали красные царские чернила. Пурпур получали из тел моллюсков брандариса, которые извлекали из раковин, помещали в солёную воду, затем вялили на солнце и варили. Из 10 тысяч моллюсков получался всего лишь 1 грамм пурпурных чернил. По приблизительным расчётам 1 кг пурпурных чернил должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Красные чернила под страхом смертной казни запрещалось использовать за пределами императорского двора. К ним была приставлена специальная стража, которая собственной головой отвечала за сохранность чернил.

 

Рис. 7. Моллюск брандарис, из которого в Древней Греции и Древнем Риме изготавливали пурпурные чернила

 

На Руси подобных строгостей, связанных с пурпурными чернилами, не было. Их научились изготавливать из насекомых червецов, которых сушили и толкли в порошок. Красные чернила использовались русскими писцами для выделения абзаца, так называемой «красной строки». Своё название она получила благодаря тому, что в начале каждого раздела первая буква разрисовывалась красными чернилами в виде картинки. Это облегчало деление текста на главы и его восприятие.

 

Рис. 8. Личинки червеца карминоносного, из которого на Руси изготавливались красные чернила.

 

 

                               Современные чернила.

Современные чернила имеют мало общего с вышеупомянутым примитивным материалом древних времен, за исключением одного свойства. Все чернила представляют собой однородные смеси носителя и красящего вещества с другими веществами, часто добавляемыми для придания материалу особых свойств. Носителем может быть простой растворитель, но большинство носителей состоит из растворителя и растворенной в нем смолы или другого достаточно летучего соединения; иногда в качестве носителей используются очищенные или неочищенные масла. Красящее вещество представляет собой смесь пигментов или красителей. Чернила для письма должны обладать рядом особых свойств, чтобы отвечать своему назначению. Самые общие из этих свойств – однородность, текучесть, физическая и химическая стабильность, по возможности слабый и безвредный запах, интенсивный цвет и образование не липкой пленки по высыхании. Растворителем для этих чернил обычно является вода, хотя к ним могут добавляться в небольших количествах органические растворители для улучшения текучести и стабильности. 

 

Практические исследования

 Для того чтобы определить, какие чернила лучше, проведем несколько опытов. Я опросила родственников и выбрала три рецепта чернил.

 

1. Бабушка с дедушкой предположили, что лучший рецепт – с сажей. Опыт № 1:Возьмем сажу (сажу берем из печки) и смешиваем ее с растительным маслом:

 

 

После тщательного перемешивания пишем ватной палочкой:

 

Результат: чернила пишут хорошо, но пачкают сажей.

 

2. Папе и маме понравился рецепт из кваса. Опыт № 2:

 

Берем квас и наливаем его в ржавую банку:Оставляем на несколько дней. По окончании настаивания также пишем ватной палочкой:Результат: надпись видно плохо и она расплывается.  3. Мне же больше всего понравился рецепт из винограда. Опыт № 3: Берем виноградные косточки и высушиваем их, после чего сжигаем: Сожженные, но остывшие косточки растираем до мелкого состояния:

 

Получившийся пепел смешаем с растительным маслом:После тщательного перемешивания пишем ватной палочкой:

 

 

Результат: чернила пишут хорошо, но расплываются и пачкаются, даже в высохшем состоянии. Вывод:Изучая материал и проводя опыты, я выяснила, что разные чернила имеют разные свойства и состав: существовали чернила из молока, лимона, из насекомых и щей, из каракатиц и ягод, из золота и серебра.Теперь люди пишут чернилами, сделанными химическим путем – они качественны, дешевы и удобны в применении. Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил.

 

 

Использованная литература:

 

1. Орлова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия.- М.: Изд. «АКТ»: Изд. дом «Семейная библиотека», 2001

2. Источники Интернета:http://www.orgprint.com/ru/wiki/istorija-sozdanija-chernil http://www.scientificlife.ru/publ/istorii_veshhej/sekret_prigotovlenija_chernil  _     i_istorija_ikh_sozdanija/2-1-0-4http://www.medn.ru/statyi/Istoriyachernil.html

infourok.ru

История чернильницы – Ярмарка Мастеров

История чернильницы
До появления бумаги древние люди в качестве «писчего материала» использовали разнообразные материалы, поддававшиеся обработке: папирус, глину, камень, листья пальмы, шелковую и хлопчатобумажную ткань или дерево. Инструментами для письма также могли быть разные древние принадлежности: перья, металлические орудия, кости, палочки из дерева. А вот в качестве краски с давних времен использовались добытые из растений цветные растворы, лак, красная глина и, конечно же, чернила. Каждый подобный старинный предмет был своеобразным памятником своей эпохи и обладал неповторимой историей усовершенствования и использования.
Рецепты наиболее древних чернил до нашего времени не сохранились, однако известно, что египетские писцы использовали смесь масла и сажи для написания текстов на пергаменте. Кроме того, археологические находки свидетельствуют, об использовании аналогичного состава на территории Древнего Китая. В Европе старинные чернила появились гораздо позже. В третьем столетии их в большом количестве использовали в Риме и Греции. Древнеримские мастера изготавливали из киновари и пурпура так называемые «придворные чернила», использовавшиеся лишь для написания государственных документов.
С появлением первых чернил, возникла необходимость в специальных сосудах для их хранения. Первая старинная чернильница была найдена археологами в древнеримском городе Геркулануме, засыпанном пеплом. Этот предмет старины представлял собой глиняную чашу, на дне которой сохранился осадок темного цвета. После проведения исследований выяснилось, что это была самая древняя чернильница, в которой на протяжении тысячи лет находились древние чернила, изготовленные из сажи, разведенной маслом. Со временем сосуды для чернильниц стали изготавливать из металла, рога или кожи.
Более привычные старинные чернильницы из стекла впервые начали производить англичане. Именно английским стеклоделам удалось разработать так называемые безопасные чернильницы. Их горлышко было снабжено специальной конусообразной воронкой, не препятствовавшей вытеканию чернил даже при опрокидывании сосуда. Также в обиходе появились специальные походные чернильницы, представлявшие собой небольшие бутылочки с узкими горлышками, носившиеся на груди в боковом кармане.
В зависимости от страны и эпохи чернильницы имели разные размеры и изготавливались из разнообразных материалов: фарфора, металлов, камня или полимеров. Для богатых домов мастера создавали экземпляры из драгоценных металлов, богато инкрустированные камнями, росписью и эмалью. Купить старинную чернильницу такого типа можно было лишь у наиболее известных производителей. Они часто служили подарками для высокопоставленных персон. Истинными произведениями искусства считались чернильницы Фаберже и де Мальи, ставшие ценными предметами антиквариата музейного уровня. Чернильница служила главной частью письменного набора на протяжении многих столетий, пока в использовании не появились поршневые ручки, заправлявшиеся чернилами, и шариковые авторучки.

www.livemaster.ru

История красок от возникновения до наших дней, их появление и развитие

В общем, краски можно определить, как совокупность веществ, предназначенных для изменения цвета предмета. В жизни человека краски встречаются на каждом шагу, будь то свой дом или дачный посёлок. Даже не задумываясь о том, мы видим результат «деятельности» краски везде: от живописных картин, написанных великими художниками, до крашеных фасадов домов и заборов. Любой из нас, немного задумавшись, может назвать больше десяти наименований красок, использующихся в разных сферах жизни.

Возникновение красок

Роль краски сложно переоценить. Без ярких цветов мир и предметы были бы очень скучными и унылыми. Недаром человек старается подражать природе, создавая чистые и сочные оттенки. Краски известны человечеству с первобытных времён.

Первобытные времена

Яркие минералы притягивали взор наших далёких предков.

Именно тогда человек догадался растирать такие вещества в порошок и, добавляя некоторые элементы, получать первые в истории краски. Цветная глина также шла в ход. Чем больше развивались люди, тем больше становилась потребность запечатлеть и передать свои знания. Сначала для этого использовались стены пещер и скал, а также самые примитивные краски. Считается, что самым древним из обнаруженных наскальных рисунков уже более 17 тысяч лет! При этом живопись доисторических людей довольно хорошо сохранилась.

В основном первые краски изготавливались из железистого природного минералы охры. Название имеет греческие корни.

Для светлых оттенков использовали чистое вещество, для получения более тёмных добавляли в смесь чёрный древесный уголь. Все твёрдые вещества растирались вручную между двумя плоскими камнями. Далее непосредственно краску замешивали на животных жирах. Такие краски хорошо ложились на камень и долго не высыхали из-за особенности взаимодействия жира с воздухом. Получаемое покрытие, как уже было сказано ранее, было очень прочным и стойким к разрушительным воздействиям окружающей среды и времени.

Для наскальной росписи использовалась преимущественно жёлтая охра. Красноватые оттенки оставляли для ритуальных рисунков на телах умерших жителей племени.

Предположительно, именно эти обряды дали современное название минералу красный железняк – гематит, с греческого языка переводимого как «кровь». Красный цвет придаёт минералу безводная окись железа.

Появление красок

Древний Египет

Шло время, и человечество открывало для себя новые виды и способы производства красок. Примерно пять тысяч лет назад появилась киноварь – ртутный минерал, придающей краске алый цвет. Наибольшую популярность киноварь завоевала у древних ассирийцев, китайцев, египтян, а также в древней Руси.

Египтяне на заре расцвета своей цивилизации открыли секрет изготовления пурпурной (фиолетово-красной) краски. Из особого вида улиток выделяли секрецию, которую потом добавляли в стандартный состав красящих веществ.

Для создания белой краски с древнейших времён люди использовали известь, которая является конечным продуктом сжигания известняковых минералов, устриц, мела и мрамора. Такая краска была одной из самых дешёвых и простых в изготовлении. Кроме того, белая известь может поспорить с охрой в вопросе древности рецепта.

Египетские гробницы и пирамиды фараонов перенесли из времён расцвета египетской цивилизации удивительно красивый и чистый оттенок – ляпис-лазурь, натуральный ультрамарин. Даже спустя несколько тысяч лет рисунки не потеряли своей яркости и не потускнели. Основным красящим пигментом в такой краске является порошок минерала под названием лазурит. В Древнем Египте лазурит был очень дорог. Чаще всего бесценную краску применяли для изображения священного символа египтян – жука-скарабея.

Надо сказать, что с древнейших времён методы производства краски не претерпели значительных изменений. Твёрдые вещества также перетирают в порошок, правда, используя при этом специальные установки. Вместо натуральных жиров сейчас используют полимерные вещества. А вот для получения тёмных оттенков всё так же применяют сажу, но уже очищенную современными способами.

Древний Китай

Китайской цивилизации принадлежит пальма первенства в создании бумаги. Здесь же, за Великой Китайской стеной, появились лёгкие акварельные краски. В их состав, помимо красящих веществ и масел, входят мёд, глицерин и сахар. Для создания картин из акварельных красок нужна подходящая основа. Холсты, древесина, камни и другие традиционные предметы, на которые наносятся краски, не могут быть использованы для этой цели: акварель не ляжет на них хорошо. Поэтому при рисовании акварельными красками применяют только бумагу. Это объясняет факт появления таких красок именно в Китае, который является прародителем бумажного производства.

Средние века

Средневековье подарило миру масляные краски. Их преимуществом стали большая стойкость и надёжность, а также сравнительно малое время высыхания. Основой для таких красок служат натуральные растительные масла: ореховое, маковое, льняное и другие.

Во времена Средневековья люди научились накладывать масляные краски именно тонкими слоями. Получившаяся картина приобретала за счёт этого глубину и объем. Улучшалась и цветопередача.

Однако далеко не все мастера средневековой живописи создавали свои краски на основе растительных жиров. Кто-то замешивал красящие вещества на яичном белке, кто-то – на казеине, являющимся одной из производных молока.

Из-за уникальных особенностей производства разных красок не обошлось без исторических казусов. «Тайная вечеря», созданная знаменитым средневековым мастером Леонардо да Винчи, начала разрушаться ещё при жизни художника. Это произошло потому, что масляные краски на основе растительных жиров были смешаны с красками на основе разведённого в воде яичного белка. Химическая реакция, возникшая при этом, помешала надёжности покрытия и сохранности картины.

Натуральные компоненты вкупе с ручным производством делали краски довольно дорогим материалом. Особенно это касалось натуральной ляпис-лазури. Минерал лазурит, используемый при изготовлении ультрамариновой краски, импортировали в Европу из стран Ближнего Востока. Минерал был очень редким и, соответственно, дорогим. Художники применяли ляпис-лазурь только тогда, когда заказчик произведения заранее оплачивал краски.

Новые открытия

Ситуация начала меняться в начале 18 века. Немецкий химик по фамилии Дисбах занимался улучшение качества красной краски. Но однажды учёный получил вместо ожидаемого алого цвета краску оттенка, очень близкого к ультрамариновому. Это открытие можно считать революцией в производстве красок.

Новую краску назвали «берлинской лазурью». Её стоимость была в разы ниже, нежели у натуральной ультрамариновой краски. Неудивительно, что берлинская лазурь быстро завоевала популярность у художников того времени.

Век спустя во Франции появилась «кобальтовая синька» – краска, получившаяся ещё более чистой и яркой, чем берлинская лазурь. По внешним качествам кобальтовая синька оказалась ещё ближе к натуральной ляпис-лазури.

Вершиной деятельности учёных и исследователей в этой области стало изобретение абсолютного аналога натуральному ультрамарину. Новая краска, которую получили во Франции почти четверть века спустя после кобальтовой синьки, получила название «французский ультрамарин». Теперь чистые синие цвета стали доступны всем художникам.

Однако существовало одно немаловажное обстоятельство, которое значительно понижало популярность искусственных красок. Компоненты, используемые в их составе, нередко были вредны или даже смертельно опасны для здоровья человека.

Как было выяснено в 70-х годах 19-го века, особенно большую угрозу представляла изумрудно-зелёная краска. В её состав входили уксус, мышьяк и окись меди – действительно, страшная смесь. Существует легенда, что на самом деле бывший император Наполеон Бонапарт умер, отравившись парами мышьяка. Ведь стены в его доме, находящемся на острове Святой Елены, где Бонапарт пребывал в ссылке, были покрыты именно зелёной краской.

Массовое производство

Как уже известно, краски использовались ещё пещерными людьми при создании наскальных рисунков. Однако массовое производство красок было начато менее двух веков назад. Раньше все краски изготовляли вручную: растирали в порошок минералы, смешивали их со связующими веществами. Такие краски не хранились долго. Уже спустя сутки они становились непригодными для использования.

На заре развития лакокрасочной промышленности в продаже были и готовые к непосредственному использованию краски, и сырьё для их ручного изготовления, так как многие люди придерживались консервативных взглядов и делали краски «по-старинке». Но с развитием промышленности и новых технологий готовые краски постепенно вытеснили ручное производство.

С развитием лакокрасочной промышленности краски становились всё лучше и безопаснее для использования.

Многие вредные вещества – например, мышьяк и свинец, входившие в состав киновари и красного сурика соответственно – были заменены на менее опасные синтетические компоненты.

Неорганические вещества придают краске устойчивость к разрушению, а также помогают сохранить яркость цвета за счёт постоянного состава, что немаловажно при производстве краски в промышленных масштабах.

Однако в последнее время возвращается спрос на натуральные краски. Скорее всего, это связано с их экологичностью и безопасностью благодаря входящим в состав природным компонентам. Переход на экологически чистые технологии обусловлен общей экологической ситуацией на планете.

lkmprom.ru

Бронзовая чернильница в допечатной Руси

Чернильница определяется как небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером. В былые времена она играла заметную роль в повседневной жизни человека.

История чернильниц

Персидская чернильница второй половины XVI века Первые чернильницы были придуманы с созданием тонких полотен, как пергамент и папирус, на которых можно было писать буквы и цифры. В Египте и Китае чернила для письма делали из масла и сажи. Потом в 3 веке нашей эры подобный состав использовали в Риме и Греции.

Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» – обыкновенная сажа, разведенная на масле.

В качестве чернильницы могли использовать любые подходящие сосуды: глиняные плошки, рог, вставленный в крышку стола, аптечные пузырьки. Но чаще всего сосуд для чернил изготовлялся специально: в виде баночки на ножке, флакона с крышкой, пузырька с узким горлышком; медные, бронзовые, золотые, чугунные, мраморные, хрустальные, стеклянные, из полудрагоценных камней и пр. Часто ее изготовление поручали выдающимся художникам, скульпторам, литейщикам и ювелирам. Особо выделяются чернильницы Римских императоров и придворных писцов – они отличались особым изяществом и материалом. Лучшими мастерами стеклянных чернильниц были англичане, именно они придумали конусную воронку, которая не давала вытекать чернилам, даже если они опрокинутся. Настоящими произведениями искусства являются чернильницы известных мастеров де Мальи и Фаберже.

На протяжении веков внешний вид чернильниц менялся. В Европе с XVII века стали очень популярны массивные чернильные приборы, всегда занимавшие центральное место на письменном столе. Существовали и менее затейливые приборы, состоявшие только из чернильницы и песочницы на подставке, и портативные дорожные приборы, заключавшие в небольшой коробочке с откидной крышкой маленькую, вделанную в днище чернильницу-непроливайку, крошечный подсвечник и пару очиненных перьев.

Русские чернильницы XVII-XX веков

В фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранится великое множество интересных и любопытных предметов. Среди них выделяются чернильницы.  Одной из самых наиболее интересных в музейном собрании является подвесная чернильница, датируемая XIX веком. По своей форме она напоминает плоский штоф с расширенной горловиной, по бокам которого расположены два ушка для крепления цепочки или веревочки. Такая чернильница удобна в обиходе, ведь ее можно крепить у пояса, она устойчива – можно поставить на любую поверхность или просто держать на ладони.

Крепежные шнурки привязывались к двум специальным навесным шарнирным петлям на корпусе, такой способ крепления веревочек мешал чернильнице перевернуться. Походная чернильница, изготовленная в так называемом «зверином» стиле. На ней изображены мифические звери – грифон и единорог. Грифон – наполовину лев, наполовину орел, является символом быстроты, соединенной с силой. Древние полагали, что он является хранителем кладов. Единорог – символ чистоты и непорочности. По форме он сходен с лошадью и отличается наличием рога.

Также есть религиозная трактовка весьма распространенной чернильницы с сюжетом «Битва льва с единорогом». Единорог в христианстве: Христос — это рог спасения. Рог, как противоядие, символизирует способность Христа отпускать грехи; единство Христа и Бога-Отца, а также Христа, как единственного сына Божия. Как обладатель чистоты, непорочности и девственности, единорог является эмблемой Девы Марии. Если единорог изображен в одиночестве, он символизирует монастырскую жизнь и является эмблема святых Юстина Антиохийско-го и Юстина Падуанского. На золотых российских монетах изображался начиная со времен великого князя Московского Иоанна III и оканчивая правлением царя Алексея Михайловича Романова (начиная от Лжедмитрия I чеканился также на серебряных монетах). С 1562 года единорог изображается на груди двуглавого орла, наравне со Святым Георгием, таким образом в данную эпоху их семантика была равнозначимой. Символ единорога содержится на двусторонних государственных печатях царя Ивана Грозного. Врагами единорога издавна считались слон и лев. Непременно при встрече слон вступал в борьбу и, как правило, единорог первым пропарывал слону брюхо. Лев же мог заманить единорога в ловушку: спасаясь бегством от погони, он резко сворачивал в сторону у самого ствола дерева, а единорог, не имея возможности быстро затормозить, вонзался в древесину своим рогом, после чего лев легко расправлялся с противником. В литературе с образом смерти единорога связывает притча об инороге в литературном памятнике «Повесть о Варлааме и Иоасафе». 

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещения (см. Мистическая охота на единорога) и Боговоплощения. В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии, а также святых Юстина Антиохийского и Иустины Падуанской. Рог единорога воплощал силу и единство Отца и Сына, а небольшие размеры животного символизировали смирение Христа.

Интересны бронзовые российские чернильницы 17-18 веков. По форме представляющими арочную бутыль с двумя ушками для подвешивания. Но самое интересное, на них имеется объёмный орнамент в виде мифических и сказочных сюжетов. Рассмотрим некоторые из них:

под №1 мы видим каламарь 17-18 века, на данной чернильницы мы видим изображение боя или танца лошади и хищного зверя, судя по гриве — льва.

Под №2 мы видим каламарь с изображением человеческого лика.

Под №3 чернильница, отличающаяся от остальных формой в виде баночки.

№4 имеет изображение коня. Кроме того на ней имеется интересная крышечка в виде резной короны. В самом низу фото 1 мы наблюдаем острые писало.

под №5 каламарь с изображением всадника.

Под №6 с изображением птицы с женским лицом, возможно гамаюн. Чернильницы под №5 и 6 находятся в Муромском историко-художественном музее. Сделанные из меди с помощью литья, 17-18 веков, принадлежали коллекции И.С. Куликова.

Под №7 настольная чернильница 19-20 века.

Под №8 стеклянные чернильницы начала 20 века, обнаруженные на месте военной части Рабоче — Крестьянской Красной Армии.

Принцип работы непроливайки Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.

 

Рукописная книга в допечатной Руси

Жарким июльским полднем 1951 г. один из археологов, работая на раскопках в Новгороде, заметил среди остатков деревянной мостовой изодранный свиток бересты. Такие находки встречались и раньше — древние новгородцы делали из бересты поплавки для ловли рыбы. Но этот свиток оказался особенным — сквозь грязь проступали буквы!

Новгородская находка совершила настоящий переворот в исторической науке. Ученые получили доступ к новому, доселе неизвестному, письменному источнику. Ныне найдено уже свыше 700 берестяных грамот XI— XV вв. Причем не только в Новгороде, но и во Пскове, Смоленске, Рязани. Несколько лет назад древний свиток был найден в Москве.

Береста — удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палочкой — писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Однажды археологи раскопали в Новгороде сразу шестнадцать берестяных грамот XIII в. Большинство из них представляли собой ученические тетради новгородского мальчика Онфима. На одной бересте он начал писать буквы алфавита, но это занятие, видимо, быстро ему наскучило, и он принялся рисовать. По-детски неумело он изобразил себя всадником, поражающим копьем врага, а рядом написал свое имя.

Записи Онфима — бесценное сокровище, поскольку немногое известно о школьном образовании средневековой Руси. А ведь еще в XI в. Ярослав Мудрый создал школу, повелев собрать 300 новгородских детей для обучения грамоте.

До XIV в. книги писали на пергамене — особо обработанной телячьей коже.

Пергамен (от греч. Pergamos — Пергам, ныне Бергама, город в Малой Азии, где во II в. до н.э. широко применялся пергамен) — специально обработанные кожи животных, применявшийся как основной материал для письма до изобретения бумаги. С появлением пергамена изменилась форма книги — вместо свитка она приобрела вид, близкий к современному (кодекс). Листы пергамена обрезались по краям, им придавалась прямоугольная форма. Сложенные пополам, они представляли собой 4 книжных страницы — тетрадь. Любители роскошных красочных изданий продолжали заказывать книги на пергамене и после появления бумаги. В дальнейшем пергамен стали использовать для обтягивания переплетов.

Пробка-закрутка чернильницы На одну книгу в зависимости от формата и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных — целое стадо! Нередко писцы жаловались на плохое его качество — он требовал штопки для заделывания дыр. Вот почему книги стоили дорого. Для сохранности их «одевали» в переплет из кожи и дерева и украшали книжным окладом — своего рода суперобложкой.

Писали книги гусиным пером. Извлекали его из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным ножичком.

Средневековые чернила имели бурый цвет, так как изготавливались из ржавчины. Помимо железа, использовали также вишневый клей, мед, квас и другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость и стойкость. Чернила писец промокал мелкотолченым песком, который хранил в песочнице — сосуде, похожем на современную перечницу.

Прежде чем приступить к письму, листы пергамена разлиновывали при помощи линейки и затупленного шильца. По краям оставляли поля. Писали обычно на колене, поставив под ногу невысокую скамеечку. На столе же раскладывали письменные принадлежности: чернильницу, песочницу, перья, перочинный нож, линейку.

Переписка книг.Миниатюра.Конец XVI в. Сохранившиеся миниатюры изображают писцов за работой. Сидят они на резных скамьях без спинок, на которые положены специальные подушки. Пишут и на свитках, и на отдельных листах, и в переплетенных тетрадях. Оригинал рукописи, как правило, укреплен на пюпитре. Рядом с местом работы — тумба с инструментами. Инструменты изображены весьма условно. Однако можно угадать и чернильницу с двумя отверстиями — для киновари (красной краски) и обычных чернил, и чернильницу в виде кувшинчика, а также пенал, циркуль, нож, перо или трость, линейку, ножницы, шило. Основное положение листа книги при письме — на колене.

Для получения ровных строчек лист пергамена, а позже бумаги, разлиновывали острым инструментом. Только после этого приступали к тщательному переписыванию каждой буквы.

Буквицы Особое восхищение вызывают буквицы, или инициалы — начальные буквы статьи. Их чаще писали киноварью, отсюда и название «красная строка». Буквица призвана была заинтересовывать читателя, привлекать его внимание. Выписывалась она много крупнее основного текста, сплошь была увита орнаментом, сквозь который частенько можно было разглядеть загадочного зверя, птицу или человеческое лицо.

Орнамент на поле одной из страниц рукописи Нередко рукописи украшались многочисленными рисунками, причем не только на отдельных страницах, но и на полях. В начале текста помещались орнаментальные заставки. Орнаментика древних русских книг является особым предметом изучения для искусствоведов и историков. Ее мотивы и колористика подсказывают, была ли заимствована книжная графика из западных изданий или создана книжниками Древней Руси. Нужно сказать, что книжные художники нередко были людьми начитанными, эрудированными. Для создания росписей и миниатюр они комбинировали сведения из различных письменных источников.

Медная подвесная чернильница. Конец 17 века Культурные связи Руси постепенно расширялись. На ее территории имели хождение иностранные книги, привезенные послами или путешественниками. Привозили книги и зодчие, прибывшие из Италии для постройки соборов Кремля. Многие рукописи попали на Русь из Константинополя. Осевшие там русские монахи занимались переводом и переписью церковных книг. Безусловно, в книжных орнаментах заметно влияние Византии, Венеции, Германии, южнославянских стран и других европейских центров, где издание книг началось намного раньше. Для XIII — XIV в.в. характерен звериный орнамент (так называемый тератологический): очертания зверей, птиц, змей, фантастических чудовищ, сплетенных узлами и хвостатыми росчерками. В XV в. на смену ему пришла геометрия — узоры из кружочков и решеточек вперемешку с растительными мотивами.

Каким бы трепетным ни было отношение к книгописанию, писцы нередко позволяли себе небрежничать, отвлекаясь на дружеские беседы или трапезу. Здесь любопытно заметить, что обета молчания во время работы, как это было принято в западных странах, на Руси не было. Исполнению «богоугодного дела» зачастую мешало пьянство и другие недуги. Вот как об этом пишет Козьма попович: «Охъ мне лихаго сего попирия (питья): голова мя болить, и рука ся тепет».

Для каждого писца переписанная книга становилась детищем его искусства. Она несла в себе часть его души. Можно себе представить, какая радость облегчения посещала писца по окончании трудов. С благодарственной молитвой и ликованием сообщается об этом в дневниковых записях. Однако радость зачастую сменялась тревогой: в какие руки попадет драгоценное творение? И вот писец прибавляет к послесловию страшные заклятья: «… кто похитит сию книгу, да будет тому в нынешнем веце и будущем вечная мука», или «…а который поп или дьякон чтет, а не застегает всех застежек, буди проклят».

Литая чернильница с выемчатой эмалью XVIII в. В середине XVI в. в Москве по заказу Ивана Грозного большая группа писцов и художников создала Лицевой летописный свод. Работа над ним продолжалась более тридцати лет. Десять томов свода охватили историю человечества и Руси от сотворения мира до 1567 г. Этот удивительный памятник живописи и письменности содержит 9 тысяч листов текста и 16 тысяч красочных миниатюр.

Находка в гардеробе императрицы. При разборке гардероба покойной императрицы Екатерины II обнаружили старинную рукописную книгу. Из ее текста следовало, что написана она была в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира. Его имя и закрепилось в названии книги.

«Остромирово Евангелие» не просто древнейшая русская рукописная книга. Это подлинный шедевр книжного искусства. Текст предваряет заставка в виде орнаментальной рамки. В ее обрамлении кириллицей выведено: «Евангелие от Иоанна Глава А».

Медная подвесная чернильница. Конец 17 века Текст Евангелия (294 листа) написан в два столбца изысканным письмом. Строго выдержаны поля. Буквы четкие, прямые, красивого рисунка. Слова не отделены друг от друга, только между фразами стоят редкие точки.

Текст начинается с инициала «И» (в XI в. эта буква была похожа по начертанию на современную «Н»). На трех миниатюрах изображены евангелисты Лука, Марк и Иоанн.

Миниатюра, изображающая евангелиста Луку, дает представление о том, как выглядела мастерская переписчика книг: табурет с подставкой для ног, стол с письменными принадлежностями, пюпитр с листом текста.

Писец работал над «Остромировым Евангелием» шесть месяцев и двадцать дней: писал по полтора листа в день.

Начало книгопечатания

В XVI в. в русском книжном деле произошел переворот — книги стали печатать. Первым это начал делать Иван Федоров. Нам точно не известны ни год, ни место его рождения, ни даже происхождение. Имеются свидетельства, что он служил дьяконом в одном из кремлевских храмов, а учился, возможно, в Польше, в Краковском университете.

При содействии царя Ивана IV и просвещенного митрополита Макария Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем создал в Москве, в Китай-городе типографию. В 1564 г. здесь появилась на свет первая датированная русская печатная книга «Апостол». Она была напечатана на бумаге красивым кириллическим шрифтом в два цвета — черный и красный.

«Апостол» богато иллюстрирован. В нем имеются десятки заставок, инициалов, концовок. Некоторые заголовки выполнены орнаментальным шрифтом — вязью. Текст книги предваряет миниатюра — изображение евангелиста Луки, легендарного автора «Деяний апостолов».

«Апостол» был издан большим для своего времени тиражом — примерно 1000 экземпляров. Представьте себе, сколько потребовалось бы переписчиков для такой огромной работы, не будь изобретено книгопечатание!

Книга — одно из величайших изобретений человечества. Русская средневековая книга — замечательное произведение декоративного искусства.

Фотогалерея древнерусских бронзовых чернильниц

Уважаемые посетители данного ресурса-коллеги, буду премного благодарен, если Вы пополните данную коллекцию бронзовых чернильниц своими фото:

Современная копия древнерусской бронзовой чернильницы

Интернет — магазин mednyobraz.ru  предлагает Вам приобрести качественную копию русской чернильницы XVII в. изготовленной в так называемом «зверином» стиле.

На ней изображены мифические звери – грифон и единорог. Грифон – наполовину лев, наполовину орел, является символом быстроты, соединенной с силой. Древние полагали, что он является хранителем кладов. Единорог – символ чистоты и непорочности. По форме он сходен с лошадью и отличается наличием рога.

www.mednyobraz.ru

Из чего состоят чернила для струйных принтеров

Чернила – это жидкое красящее вещество для письма или создания изображений перьевыми или авторучками, штампами, механическими самописцами, струйными принтерами. К любым красителям, независимо от области их применения, предъявляется множество самых разных требований, каждое из которых очень важно. Цвет должен быть насыщенным и способным длительное время не выгорать на свету и под действием солнечных лучей.

Чернила и вода

Чернила обязаны достаточно быстро высыхать на бумаге, но не густеть во время длительного хранения в упаковке в жидком виде. Не менее важна смачивающая способность и прилипание к пишущему инструменту и материалу, на котором остается изображение, растекаемость и впитываемость красителя. Если попробовать писать обычными чернилами для авторучки на промокательной бумаге или пластике, след от пера будет слишком размытым в первом случае и представлять собой несколько отдельных капель во втором.

Основные компоненты

Состав чернил зависит от области их применения. Так, например, метод термоструйной печати Drop-on-demand (принтеры HP) предполагает нагрев термоэлемента до 650° C. Соприкасаясь с резисторами, чернила разогреваются, а капелька, вырывающаяся через сопло, находится в газообразном состоянии. При этом краска должна сохранять все свои свойства и не воспламеняться. Для расходного материала, используемого в пьезоэлектрических струйных принтерах (Epson), где температура практически не повышается, требования другие.

Компоненты для чернил

Можно несколькими словами ответить на вопрос: из чего состоят чернила? Это красящее вещество и жидкая среда, в которой оно растворяется или находится во взвешенном состоянии. Но кроме этого добавляются модификаторы, позволяющие получить определенную смачиваемость, растекаемость, стойкость, скорость высыхания, вязкость, кислотность и регулирующих поверхностное натяжение. Присутствуют даже консерванты, поскольку краска имеет определенный срок годности. Классифицируются чернила для струйных принтеров по двум основным компонентам, хотя в их составе бывает до 20 различных добавок. По типу красящего вещества бывают растворимые и пигментные красители, а по характеру жидкой среды – на основе:

  • воды;
  • сольвента.

Чернила на водной основе

Комплект водорастворимых чернил Ink-mate

Большинство струйных принтеров использует для печати именно такие расходные материалы. Для принтеров HP, Canon, Lexmark, применяющих технологию термической печати, подходят исключительно чернила на водной основе, так как метод построен на образовании пузырьков воздуха при ее закипании. Основным компонентом и растворителем выступает вода, которая предварительно очищается от различных примесей, солей и газов. Процесс очистки долгий и сложный, но полученная в результате жидкость чище дистиллированной воды и обладает низкой электрической проводимостью.

Краситель может представлять собой химическое вещество, полностью растворяемое в воде, именно эти чернила обычно называют водорастворимыми. Или же красящий элемент не растворяется, а его мельчайшие частицы находятся во взвешенном состоянии. Такие чернила называют пигментными, а краситель бывает как неорганическим, так и органическим веществом:

  • некоторые типы сажи;
  • индиго;
  • метилвиолет.

Водорастворимые и пигментные чернила

Для увеличения продолжительности службы печатающей головки, безусловно, лучше подходят водорастворимые чернила. При длительном простое ПГ, конечно, засохнет, и дюзы время от времени забиваются, но велики шансы полного восстановления головки промывочной жидкостью. Высокое качество печати фотографий, насыщенные цвета, правильная передача полутонов обеспечивается чернилами с водорастворимыми красителями. Однако изображение выгорает под воздействием прямых солнечных лучей и боится воды, следовательно, краситель не подходит для печати листовок и объявлений, которые могут подвергаться воздействию атмосферных осадков.

Комплект пигментных чернил INKSYSTEM

Пигментные чернила воздействует на материалы, из которых изготовлена печатающая головка, как абразив и снижают срок эксплуатации принтера. Дюзы чаще забиваются и шансы промыть ПГ значительно ниже, так как промывочная жидкость не может полностью растворить краситель. Изображения менее яркие, поскольку пигмент сам по себе имеет несколько приглушенный цвет, однако, он не выгорает под действием солнечного света. Чернила обладают высокой влагостойкостью и подходят для печати уличных объявлений. Кроме того, они не пропитывают насквозь даже тонкую бумагу и годятся для двусторонней печати. Иногда производителями выпускаются смешанные чернила, в составе которых одновременно содержится:

  • растворимый краситель;
  • пигмент.

Сольвентные чернила

Комплект экосольвентных чернил INKSYSTEM

В основе лежит сольвент, в качестве красителя используются пигменты. Чернила агрессивны (размягчают верхний слой материала) и легко ложатся на любой носитель, не подвержены действию спирта и других растворителей, устойчивы к влиянию окружающей среды в виде прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, а также к абразивному изнашиванию. Широко применяются для печати билбордов и другой наружной рекламы.

В этой группе выпускаются также низкосольвентные чернила, в которых производителями снижено или исключено содержание циклогексанона, вредного для человека и окружающей среды компонента. С целью снижения затрат на производство некоторые составляющие были заменены более дешевыми, и в результате появились экосольветные чернила, устойчивость которых к воздействию окружающей среды значительно слабее. Однако для повышения качества изображения были уменьшены размеры пигментных частиц, что позволяет использовать низко- и экосольветные чернила как для наружной, так и интерьерной печати.

Специальные чернила

Принтер для печати на ткани

Существуют струйные принтеры, печатающие на изделиях из ткани специальными текстильными чернилами. Применяются реактивные, кислотные, сублимационные и пигментные красители в зависимости от состава материала – носителя изображения. Процесс осуществляется в три этапа:

  1. Подготовительная обработка праймером, выполняющим роль защитной пленки, предохраняющей волокна ткани от пропитывания чернилами.
  2. Закрепление изделия в принтере, выравнивание положения печатающей головки, и сама печать.
  3. Ткань с изображением нагревается до температуры около 150 °C и выдерживается в течение двух минут под прессом для закрепления, после чего становится устойчивой к стиркам (до 60 раз).

К нестандартным или специальным можно также отнести УФ-чернила. Краска производится из веществ, полимеризующихся под воздействием излучения ультрафиолетовой лампы высокой мощности, которая освещает каждый ход ПГ. Используются при печати на практически любых материалах, включая и гладкое стекло, и неровные поверхности, так как обладает высокой адгезией ко многим веществам. Процесс закрепления необратим, изображения устойчивы и долговечны.

Принтер HP Latex 300

Латексные чернила разработаны компанией HP для своих принтеров серии Latex, предназначенных для печати рекламных плакатов для наружного использования, ширина которых от 54 до 104 дюймов. В составе чернил преимущественно водная основа, но около 30% растворителей все-таки присутствует. Твердая часть состоит из пигмента и полимера (латекса), который запекается на материале-носителе. Измененная технология струйной печати этой серии принтеров предусматривает нагревание носителя до температуры 60-100 °C, в зависимости от свойств запечатываемого материала. В результате испаряется водная основа чернил, полимер запекается, печатная продукция выходит из принтера полностью сухой и обладает высокой степенью устойчивости к воздействию внешней среды.

Печатайте с удовольствием.

printerprofi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *