Зил фургон: вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика — журнал За рулем

вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика — журнал За рулем

О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.

Первые шаги

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.

Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…

Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130-76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс – 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го – ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Личное знакомство
Мне и самому довелось пообщаться со 130-м ЗИЛом, еще будучи учеником автошколы. Для обучения категории С в парке было два грузовика ЗИЛ: 4331 и 431410 (читай, 130-й). Мне достался второй. С тех пор прошло без малого двенадцать лет, но воспоминания об управлении ЗИЛом свежи до сих пор. Двигатель запускался легко и работал очень ровно. Говорят, что у правильно настроенного мотора компрессор должно быть слышно лучше самого мотора. Это было как раз про учебную машину – двигатель шелестел еле заметно. Интересно, что ЗИЛ-4331, который был на пятнадцать лет моложе, оказался в куда худшем состоянии. Со второй передачи 130-й трогался очень легко и разгонялся весьма уверенно. Обратная связь и быстрота реакций на руле, которые мы оцениваем во время сравнительных тестов, — не про этот автомобиль. Для ЗИЛа главное, чтобы руль крутился легко. Единственное, что вызывало дискомфорт в тесном потоке на улицах Москвы, — так это скверная обзорность. Все-таки капот и передние крылья были высокими. Но до сих пор я вспоминаю ту машину с теплотой.

Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.

ЗИЛ-130

Габаритные размеры: длина/ширина/высота/база

6675/2500/2400/3800 мм

Снаряженная/полная масса

4300/10525 кг

Масса буксируемого прицепа

8000 кг

Максимальная скорость

90 км/ч

Радиус разворота

8,9 м

Топливо/запас топлива

АИ-72/170 л

Расход топлива при скорости 60 км/ч

29 л/100км

ДВИГАТЕЛЬ

Тип

бензиновый

Расположение

спереди, продольно

Конфигурация/число клапанов

V8/16

Рабочий объем

5996 см³

Степень сжатия

6,5

Мощность

110/150 кВт/л. с. при 3200 об/мин

Крутящий момент

401 Н·м при 1800 – 2000 об/мин

ТРАНСМИССИЯ

Тип привода

задний

Коробка передач

М5

Передаточные числа: I/II/III/IV/V/з.х.

7,44/4,10/2,29/1,47/1,00/7,09

Главная передача

6,32

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди/сзади

зависимая рессорная

Рулевое управление

винт-гайка, с гидроусилителем

Тормоза: спереди/сзади

барабанные, пневматические

Шины

260-508(P)

Фото: из архива автора

Почему ЗИЛ-130 в СССР красили строго в голубой цвет — Автомобили

  • Автомобили
  • Автопром

autoe1. ru

Помните легендарный советский грузовик — ЗИЛ-130, самый популярный самосвал тех времен, чье массовое производство на московском заводе имени Лихачева закончилось лишь в 1994 году? Так вот: оно закончилось на ЗИЛе, но продолжилось на предприятии АМУР. Едва ли не до наших дней.

Мирон Горин

Да, сборка грузовиков переехала на Уральский автозавод АМУР, где 130-й выпускался под названием АМУР-531350 вплоть до 2010 года. И это был все тот же ЗИЛ-130.

Ностальгия: помню, как после школы подрабатывал на стройке и имел возможность покататься на ЗИЛ-130. Впечатлений оставалось масса — жесткий, тряский, громкий, но что понравилось больше всего, высокий и, конечно же, с роскошной голубой кабиной и белым передком.

Впрочем, водители любили его за V-образный восьмицилиндровый двигатель, пятиступенчатую коробку передач, гидроусилитель руля и простор в салоне. К тому же, ЗИЛ-130 был неприхотлив, ремонтопригоден и надежен. А с 4-х кубовым кузовом еще и компактен, что было весьма удобно при ограниченном размере стройплощадки.

Почему же ЗИЛы в своей массе имели голубую кабину? Нет, речь дальше не пойдет про принадлежность компетентных лиц на предприятии к нетрадиционной ориентации. Говорят, в те времена в стране было несколько цветов краски в огромном количестве, включая голубую, которую, собственно, и отрядили на завод ЗИЛ. Даже глубокий зеленый цвет военных грузовиков в те времена получали при смешивании голубой и желтой краски. Впрочем, есть и другая версия.

На фото: самосвал ЗИЛ-ММЗ-555.

Автодизайнер Эрик Владимирович Сабо, после окончания в 1957 году «Строгановки», устроился на завод ЗИЛ. В качестве первого задания он переработал переднюю часть представительского ЗИС-110. А затем взялся за доработку прототипа ЗИЛ-130 и разработал дизайн для ЗИЛ-131. Впрочем, главное его достижение — микроавтобус «Юность», который получил Гран-при в Ницце в 1967 году.

Так вот: именно Эрику Владимировичу мы обязаны за роскошную внешность ЗИЛ-130, которая продолжает радовать нас и по сей день. И, скорее всего, сочетание голубого и белого — это тоже его заслуга.

Впрочем, найдется и третья версия. В стране, где много зелени летом и много белого зимой, сочетание голубого с белым особенно заметно. Не исключено, что именно этими особенностями цветов при разработке палитры 130-го ЗИЛа руководствовался Эрик Сабо.

Кстати, если давно не видели ЗИЛ-130 или вовсе не понимаете, о чем идет речь, закажите себе 4 куба песка или щебня на дачу, и в большинстве случаев, груз вам привезет именно этот легендарный грузовик.

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Почему BMW больше не в хедлайнерах

19222

  • Автомобили
  • Тест-драйв

Почему BMW больше не в хедлайнерах

19222

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:

  • Telegram
  • Яндекс.Дзен

автопродажи, авторынок, производители, производство, автозаводы, автосалоны, большегрузы, коммерческий транспорт, грузовики, ссср

МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130 Фургон с грузоподъемным бортом Ю-165 Почта России Масштаб 1:43 АвтоИстория

  • ВСЕ МОДЕЛИ
  • Автоистория

17% Предзаказ

47,95 $

39,90 $

Новый в упаковке.

Новый в коробке. Производитель Auto History в основном специализируется на грузовых автомобилях СССР и России.

Тип автомобиля Грузовик/Грузовик, Служебный автомобиль
Торговая марка Автоистория
Шкала 1:43
Марка автомобиля ЗИЛ
Состояние Новый

Аналогичные продукты

Предзаказ

$ 25,95

УАЗ-452 39625 Почта России 2005 IST Models Масштаб 1:43

50% Предзаказ

4,95 $

Москвич-400-422 Почта СССР 1:43 Служебная машина DeAgostini №22

Предзаказ

31,95 $

КрАЗ-257 Б1 борт оранжевый АвтоИстория 1:43

23% Предзаказ

19,95 $

Полуприцеп МАЗ-5215 синий АвтоИстория 1:43

15% Предзаказ

28,95 $

Урал-375Д борт зеленый АвтоИстория 1:43

21% Предзаказ

26,95 $

Борт Урал-375Д с тентом бежевый AutoHistory 1:43

Предзаказ

$ 32,95

Урал-4320-31 двигатель ЯМЗ-238 борт хаки-песок 1:43 AutoHistory

Предзаказ

$ 32,95

ЗИЛ-130 АПМ-90 прожектор Аэрофлот 1:43 АвтоИстория

17% Предзаказ

$ 39,90

ЗИЛ-130 АПМ-90 прожектор хаки-зеленый 1:43 AutoHistory

17% Предзаказ

39,90 $

ЗИЛ-130 АС-40 Санкт-Петербургская пожарная машина автоцистерна 1:43 AutoHistory

17% Предзаказ

39,90 $

ЗИЛ-130 КО-413 мусоровоз позднего дизайна радиатор хаки-оранжевый Масштаб 1:43 AutoHistory

17% Предзаказ

39,90 $

Радиатор ЗИЛ-130 позднего исполнения Погрузчик сухих кормов ЗСК-10 сине-красный Масштаб 1:43 АвтоИстория

21% Предзаказ

29,90 $

ЗИЛ-130 ТСВ-6 Бензовоз зелено-серый 1:43 AutoHistory

17% Предзаказ

39,90 $

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 синий 1:43 АвтоИстория

17% Предзаказ

49,90 $

Самосвал КрАЗ-255Б 6х6 хаки-синий 1:43 AutoHistory

КрАЗ-258Б1 с полуприцепом-тяжеловозом ЧМЗАП-5523 ​​желто-серый 1:43 АвтоИстория

20% Предзаказ

44,95 $

МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-93971 серо-голубой 1:43 АвтоИстория

20% Предзаказ

55,90 $

МАЗ-6422 с полуприцепом-контейнеровозом МАЗ-938920 зелено-серый 1:43 АвтоИстория

22% Предзаказ

17,95 $

Борт ЗИС-150 красно-зеленый 1:43 АвтоИстория

Предзаказ

$ 19,95

УАЗ-3162 Симбир синий 1:43 АвтоИстория

Bonefish Grill in Brick, NJ

Перейти к содержимомуВернуться к NavDirections 22:00 11:00 — 23:00 11:00 — 23:00 11:00 — 9: 00 вечера

Заказ OnLineMake A ReservationCatering

часов работы

Доставка заказа от наших партнеров

  • Доставка заказа
  • Доставка заказа
  • Доставка заказа

Службы.

  • Бронирование
  • Улов на обочине
  • Wi-Fi
  • Обеденный стол на открытом воздухе
  • Кейтеринг
  • Воскресный бранч
  • Contact Brick

    Управляющий партнер

    CARA RIEPL

    Фирменные блюда на гриле из кости

    • Сезонные специальные предложения

      Рекомендуемые фирменные блюда выбраны природой и доведены до совершенства нами. Каждый сезон наши повара сотрудничают с местными рыбаками, чтобы получить самую свежую рыбу. Успейте воспользоваться этими сезонными предложениями, пока они еще доступны.

      Заказать сейчас

    • Весенние коктейли уже здесь

      Попробуйте тропики с нашим мартини из измельченных ананасов с ромом Малибу, ликером из бузины Сен-Жермен, простым сиропом из свежих ананасов, лимона и ванильных бобов.

      Забронировать номер

    • Семейные пакеты

      Попробуйте один из наших многочисленных семейных пакетов! Стоимость наборов начинается всего от 47,9 долларов США и включает салат, свежий хлеб, соус песто и домашнее печенье.

      Заказать сейчас

    Цены, участие в продуктах, часы работы ресторана, услуги доставки и выноса зависят от местоположения. Подробности уточняйте в местном ресторане Bonefish Grill.

    Открыты для вас

    Наши столовые открыты, и мы стремимся обеспечить безопасность вашего визита.

    ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЕМ НОВЫЕ ВКУСЫ ДЛЯ TINIS TO GO

    ГРАНАТОВЫЙ * АНАНАСНЫЙ * СЕЗОННЫЙ

    Наслаждайтесь нашими популярными мартини, не выходя из дома, с доставкой из местного ресторана Bonefish Grill.

    ЛЕД ЭТО! * ПОТРЯСИ! * НАЛИВАЙТЕ! * УКРАСЬТЕ ЭТО * ГЛУПИТЕ ЭТО!

    Заказать сейчас

    Присоединяйтесь к Dine Rewards Нравится нам на Facebook

    ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

    • Счастливые часы начинаются ежедневно в 16:00. Время может варьироваться в зависимости от местоположения. Пожалуйста, позвоните в местный ресторан Bonefish Grill для получения подробной информации.

    • Да. Позвоните в местный ресторан Bonefish Grill или сделайте предварительный заказ здесь.

    • Чтобы просмотреть меню с ценами, нажмите здесь. Вы также можете посмотреть цены на сайте order.bonefishgrill.com.

    • Чтобы просмотреть полный список часто задаваемых вопросов, нажмите здесь.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *