вспоминаем жизненный путь легендарного грузовика — журнал За рулем
О чем вы подумаете, услышав «ЗИЛ»? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большинства в голове материализуется образ бело-голубой кабины 130-го! Ведь это самая успешная модель бывшего автогиганта, отмечающего в этом году вековой юбилей. Проследим жизненный путь легендарного грузовика: от рождения до ухода на покой.
Первые шаги
К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.
Верхнеклапанный двигатель V8 по конструкции был схож с двигателем лимузина ЗИЛ-111. Однако на 130-м двигатель объемом шесть литров развивал всего 150 л.с. Зато питался 72-м бензином.
Явление народу
Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.
На фото прототип первой серии, построенный в 1956 году.
Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111.
Автомобиль из первой опытной партии 1962 года. Для доводки новые ЗИЛы отправили в большие испытательные пробеги по Крайнему Северу.
Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки — чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.
Серийный ЗИЛ-130 образца 1964 года. В таком виде автомобиль выпускался до 1978 года.
ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн — больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода…
Хорошая энерговооруженность и прочная кабина сделали ЗИЛ-130 отличным «кроссменом». 130-е и сегодня продолжают выступать в автокроссе.
Запоздалая смена
Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.
Одной из первых модификаций стал самосвал ММЗ-555, он же ЗИЛ-130Д.
Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130-76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс – 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом, то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го – ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.
В 1986 году ЗИЛ-130 сменил индекс на 431410 (на фото длиннобазная модификация 431510). В таком виде автомобиль выпускался до 1994 года.
По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время — в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.
ЗИЛ-4331, преемник 130-го, явно опоздал с выходом в свет. Да и получился он не совсем таким, каким задумывался.
Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301, но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.
Личное знакомство |
Мне и самому довелось пообщаться со 130-м ЗИЛом, еще будучи учеником автошколы. Для обучения категории С в парке было два грузовика ЗИЛ: 4331 и 431410 (читай, 130-й). Мне достался второй. С тех пор прошло без малого двенадцать лет, но воспоминания об управлении ЗИЛом свежи до сих пор. Двигатель запускался легко и работал очень ровно. Говорят, что у правильно настроенного мотора компрессор должно быть слышно лучше самого мотора. Это было как раз про учебную машину – двигатель шелестел еле заметно. Интересно, что ЗИЛ-4331, который был на пятнадцать лет моложе, оказался в куда худшем состоянии. Со второй передачи 130-й трогался очень легко и разгонялся весьма уверенно. Обратная связь и быстрота реакций на руле, которые мы оцениваем во время сравнительных тестов, — не про этот автомобиль. Для ЗИЛа главное, чтобы руль крутился легко. Единственное, что вызывало дискомфорт в тесном потоке на улицах Москвы, — так это скверная обзорность. Все-таки капот и передние крылья были высокими. Но до сих пор я вспоминаю ту машину с теплотой. |
Большая Советская Энциклопедия. Том первый. В разделе про автомобиль заглавным стоит изображение со 130-м ЗИЛом и его устройством.
ЗИЛ-130 | |
Габаритные размеры: длина/ширина/высота/база | 6675/2500/2400/3800 мм |
Снаряженная/полная масса | 4300/10525 кг |
Масса буксируемого прицепа | 8000 кг |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Радиус разворота | 8,9 м |
Топливо/запас топлива | АИ-72/170 л |
Расход топлива при скорости 60 км/ч | 29 л/100км |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | бензиновый |
Расположение | спереди, продольно |
Конфигурация/число клапанов | V8/16 |
Рабочий объем | 5996 см³ |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность | 110/150 кВт/л. с. при 3200 об/мин |
Крутящий момент | 401 Н·м при 1800 – 2000 об/мин |
ТРАНСМИССИЯ | |
Тип привода | задний |
Коробка передач | М5 |
Передаточные числа: I/II/III/IV/V/з.х. | 7,44/4,10/2,29/1,47/1,00/7,09 |
Главная передача | 6,32 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Подвеска: спереди/сзади | зависимая рессорная |
Рулевое управление | винт-гайка, с гидроусилителем |
Тормоза: спереди/сзади | барабанные, пневматические |
Шины | 260-508(P) |
Фото: из архива автора
Почему ЗИЛ-130 в СССР красили строго в голубой цвет — Автомобили
- Автомобили
- Автопром
autoe1. ru
Помните легендарный советский грузовик — ЗИЛ-130, самый популярный самосвал тех времен, чье массовое производство на московском заводе имени Лихачева закончилось лишь в 1994 году? Так вот: оно закончилось на ЗИЛе, но продолжилось на предприятии АМУР. Едва ли не до наших дней.
Мирон Горин
Да, сборка грузовиков переехала на Уральский автозавод АМУР, где 130-й выпускался под названием АМУР-531350 вплоть до 2010 года. И это был все тот же ЗИЛ-130.
Ностальгия: помню, как после школы подрабатывал на стройке и имел возможность покататься на ЗИЛ-130. Впечатлений оставалось масса — жесткий, тряский, громкий, но что понравилось больше всего, высокий и, конечно же, с роскошной голубой кабиной и белым передком.
Впрочем, водители любили его за V-образный восьмицилиндровый двигатель, пятиступенчатую коробку передач, гидроусилитель руля и простор в салоне. К тому же, ЗИЛ-130 был неприхотлив, ремонтопригоден и надежен. А с 4-х кубовым кузовом еще и компактен, что было весьма удобно при ограниченном размере стройплощадки.
Почему же ЗИЛы в своей массе имели голубую кабину? Нет, речь дальше не пойдет про принадлежность компетентных лиц на предприятии к нетрадиционной ориентации. Говорят, в те времена в стране было несколько цветов краски в огромном количестве, включая голубую, которую, собственно, и отрядили на завод ЗИЛ. Даже глубокий зеленый цвет военных грузовиков в те времена получали при смешивании голубой и желтой краски. Впрочем, есть и другая версия.
На фото: самосвал ЗИЛ-ММЗ-555.
Автодизайнер Эрик Владимирович Сабо, после окончания в 1957 году «Строгановки», устроился на завод ЗИЛ. В качестве первого задания он переработал переднюю часть представительского ЗИС-110. А затем взялся за доработку прототипа ЗИЛ-130 и разработал дизайн для ЗИЛ-131. Впрочем, главное его достижение — микроавтобус «Юность», который получил Гран-при в Ницце в 1967 году.
Так вот: именно Эрику Владимировичу мы обязаны за роскошную внешность ЗИЛ-130, которая продолжает радовать нас и по сей день. И, скорее всего, сочетание голубого и белого — это тоже его заслуга.
Впрочем, найдется и третья версия. В стране, где много зелени летом и много белого зимой, сочетание голубого с белым особенно заметно. Не исключено, что именно этими особенностями цветов при разработке палитры 130-го ЗИЛа руководствовался Эрик Сабо.
Кстати, если давно не видели ЗИЛ-130 или вовсе не понимаете, о чем идет речь, закажите себе 4 куба песка или щебня на дачу, и в большинстве случаев, груз вам привезет именно этот легендарный грузовик.
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему BMW больше не в хедлайнерах
19222
- Автомобили
- Тест-драйв
Почему BMW больше не в хедлайнерах
19222
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
автопродажи, авторынок, производители, производство, автозаводы, автосалоны, большегрузы, коммерческий транспорт, грузовики, ссср
МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130 Фургон с грузоподъемным бортом Ю-165 Почта России Масштаб 1:43 АвтоИстория
- ВСЕ МОДЕЛИ
- Автоистория
17% Предзаказ
47,95 $
39,90 $
Новый в упаковке.
Новый в коробке. Производитель Auto History в основном специализируется на грузовых автомобилях СССР и России.
Тип автомобиля | Грузовик/Грузовик, Служебный автомобиль |
Торговая марка | Автоистория |
Шкала | 1:43 |
Марка автомобиля | ЗИЛ |
Состояние | Новый |
Аналогичные продукты
Предзаказ
$ 25,95
УАЗ-452 39625 Почта России 2005 IST Models Масштаб 1:43
50% Предзаказ
4,95 $
Москвич-400-422 Почта СССР 1:43 Служебная машина DeAgostini №22
Предзаказ
31,95 $
КрАЗ-257 Б1 борт оранжевый АвтоИстория 1:43
23% Предзаказ
19,95 $
Полуприцеп МАЗ-5215 синий АвтоИстория 1:43
15% Предзаказ
28,95 $
Урал-375Д борт зеленый АвтоИстория 1:43
21% Предзаказ
26,95 $
Борт Урал-375Д с тентом бежевый AutoHistory 1:43
Предзаказ
$ 32,95
Предзаказ
$ 32,95
ЗИЛ-130 АПМ-90 прожектор Аэрофлот 1:43 АвтоИстория
17% Предзаказ
$ 39,90
ЗИЛ-130 АПМ-90 прожектор хаки-зеленый 1:43 AutoHistory
17% Предзаказ
39,90 $
ЗИЛ-130 АС-40 Санкт-Петербургская пожарная машина автоцистерна 1:43 AutoHistory
17% Предзаказ
39,90 $
ЗИЛ-130 КО-413 мусоровоз позднего дизайна радиатор хаки-оранжевый Масштаб 1:43 AutoHistory
17% Предзаказ
39,90 $
Радиатор ЗИЛ-130 позднего исполнения Погрузчик сухих кормов ЗСК-10 сине-красный Масштаб 1:43 АвтоИстория
21% Предзаказ
29,90 $
ЗИЛ-130 ТСВ-6 Бензовоз зелено-серый 1:43 AutoHistory
17% Предзаказ
39,90 $
Самосвал ЗИЛ-ММЗ-4502 синий 1:43 АвтоИстория
17% Предзаказ
49,90 $
КрАЗ-258Б1 с полуприцепом-тяжеловозом ЧМЗАП-5523 желто-серый 1:43 АвтоИстория
20% Предзаказ
44,95 $
МАЗ-5432 с полуприцепом МАЗ-93971 серо-голубой 1:43 АвтоИстория
20% Предзаказ
55,90 $
МАЗ-6422 с полуприцепом-контейнеровозом МАЗ-938920 зелено-серый 1:43 АвтоИстория
22% Предзаказ
17,95 $
Борт ЗИС-150 красно-зеленый 1:43 АвтоИстория
Предзаказ$ 19,95
УАЗ-3162 Симбир синий 1:43 АвтоИстория
Bonefish Grill in Brick, NJ
Перейти к содержимомуВернуться к NavDirections 22:00 11:00 — 23:00 11:00 — 23:00 11:00 — 9: 00 вечераЗаказ OnLineMake A ReservationCatering
часов работы
Доставка заказа от наших партнеров
- Доставка заказа
- Доставка заказа
- Доставка заказа
Службы.
Contact Brick
Управляющий партнер
CARA RIEPL
Фирменные блюда на гриле из кости
Сезонные специальные предложения
Рекомендуемые фирменные блюда выбраны природой и доведены до совершенства нами. Каждый сезон наши повара сотрудничают с местными рыбаками, чтобы получить самую свежую рыбу. Успейте воспользоваться этими сезонными предложениями, пока они еще доступны.
Заказать сейчас
Весенние коктейли уже здесь
Попробуйте тропики с нашим мартини из измельченных ананасов с ромом Малибу, ликером из бузины Сен-Жермен, простым сиропом из свежих ананасов, лимона и ванильных бобов.
Забронировать номер
Семейные пакеты
Попробуйте один из наших многочисленных семейных пакетов! Стоимость наборов начинается всего от 47,9 долларов США и включает салат, свежий хлеб, соус песто и домашнее печенье.
Заказать сейчас
Цены, участие в продуктах, часы работы ресторана, услуги доставки и выноса зависят от местоположения. Подробности уточняйте в местном ресторане Bonefish Grill.
Открыты для вас
Наши столовые открыты, и мы стремимся обеспечить безопасность вашего визита.
ТЕПЕРЬ ПРЕДЛАГАЕМ НОВЫЕ ВКУСЫ ДЛЯ TINIS TO GO
ГРАНАТОВЫЙ * АНАНАСНЫЙ * СЕЗОННЫЙ
Наслаждайтесь нашими популярными мартини, не выходя из дома, с доставкой из местного ресторана Bonefish Grill.
ЛЕД ЭТО! * ПОТРЯСИ! * НАЛИВАЙТЕ! * УКРАСЬТЕ ЭТО * ГЛУПИТЕ ЭТО!
Заказать сейчас
Присоединяйтесь к Dine Rewards Нравится нам на Facebook
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
Счастливые часы начинаются ежедневно в 16:00. Время может варьироваться в зависимости от местоположения. Пожалуйста, позвоните в местный ресторан Bonefish Grill для получения подробной информации.
Да. Позвоните в местный ресторан Bonefish Grill или сделайте предварительный заказ здесь.
Чтобы просмотреть меню с ценами, нажмите здесь. Вы также можете посмотреть цены на сайте order.bonefishgrill.com.
Чтобы просмотреть полный список часто задаваемых вопросов, нажмите здесь.