Транспортные магистрали России. Названия, список крупных, контурная карта, характеристики, примеры лучших
Содержание
Инфраструктура транспортных магистралей Российской Федерации является стратегическим и критически важным моментом жизнедеятельности государства. Экономические, политические, управленческие и военные вопросы напрямую связаны с наличием и состоянием этих коммуникаций.
Структура системы
Вся транспортная система России имеет сложную структуру с общим делением на сами магистрали, транспортные средства этих магистралей и управленческий элемент данного маршрутного сектора транспортировки. При этом есть общее разделение на транспорт общественный и транспорт промышленный.
По способу транспортировки объектов хозяйствования, в данную структуру входят следующие виды транспорта:
- Железнодорожный.
- Морской.
- Речной.
- Воздушный.
- Трубопроводный.
При структурировании транспортной системы присутствует отраслевой элемент. Общее количество людей, задействованных в работе всей транспортной системы России, приближается к 3,3 млн. чел, или около 5% от общего количества всего работающего населения страны. По основному грузовому потоку лидируют железнодорожный и трубопроводный виды перемещения грузов.
Транспортные магистрали России: что это и из чего они состоят.Автомобильный транспорт, имея перевозку почти половины грузов, отстаёт по причине небольшого, в среднем, расстояния самих перевозок. Основными видами пассажирского транспорта в России по количеству перевозимых людей определились: железнодорожный (30%), автобусный (30%), воздушный (30%), и остальное — метрополитен.
Главной проблемой транспортной системы на сегодняшней день в РФ считается невысокий технический уровень производств и большей части самих транспортных средств.
Это сказывается на качестве безопасности самих пассажирских перевозок и тормозит приток инвестиций. Своё негативное значение в систему перевозок пассажиров вносит и звёздообразная схема путей сообщения, которая служит некоторым фактором разобщения транспортировки.
Управленческий сектор всей транспортной системы состоит из общего количества перевозчиков и посредников с отдельными мелкими капиталовложениями.
Железнодорожный транспорт
Транспортные магистрали России, представляющие железные дороги страны, определены своим общим огромным расстоянием (85,5 тыс. км.). При этом половина этих путей является электрифицированными (1-е место в мире). Не считая трубопроводных магистралей, по железной дороге перевозится около 87% грузов и около 30% пассажиров.
Основные железные дороги страны:
Наименование и дата основания (г.): | Центр управления дороги (город) / количество персонала (тыс. чел): | Протяжённость (км.) / количество станций (шт.) | Перевозка в год пассажиров и грузов (млн. чел./млн. т.): | Основные направления: |
Московская (1861). | Москва/ 70,4. | 8 984/444. | 740/70. | Смоленское, Тульское, Брянское, Орловское. |
Октябрьская (1851). | Санкт-Петербург/ 70. | 10 378 / 655. | 181 / 181. | Санкт-Петербург, Мурманск. |
Приволжская (1871). | Саратов/ 31. | 4 276 / 121. | 15 / 123. | Волгоград-Астрахань, транзит в Среднюю Азию и Сибирь. |
Горьковская (1858). | Нижний Новгород / 58,5. | 7 959 / 377. | 90 / 44. | Владимир, Киров, Казань, Ижевск, Екатеринбург. |
Куйбышевская (1874). | Самара / 44,4 | 11 502 / 945. | 16 / 184. | Кустарёвка-Инза-Ульяновск, Пенза-Рузаевка, транзит в Сибирь, Урал и Среднюю Азию. |
Свердловская (1878). | Екатеринбург / 59,7. | 7 152 / 419. | 37 / 308. | Крайний Север, транзит между Европейской частью и Сибирью. |
Северная (1868). | Ярославль / 64,7. | 5 956 / 277. | 19 / 62,6. | Вологда, Архангельск, Котлас, Крайний Север. |
Северо-Кавказская (1861). | Ростов-на-Дону / 60,5. | 6 311 / 403. | 34 / 65. | Северный Кавказ, Юг России. |
Юго-Восточная (1866). | Воронеж / 35,4. | 4 189 / 230. | 28 / 230. | Белгород, Лиски, Мичуринск, Пенза, Саратов. |
Южно-Уральская (1900). | Челябинск / 41. | 5 000 / 247. | 15 / 290. | Магнитогорск, Челябинск, Оренбург, Курган, транзит Европа-Азия. |
Восточно-Сибирская (1884). | Иркутск / 41,2 | 3 876 / 650. | 13 / 64. | Забайкальский край, Бурятия, Якутия, выход к Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали. |
Дальневосточная (1891). | Хабаровск / 54. | 6 827 / 443. | 9,5 / 48,6. | Сахалин, Приморский и Хабаровский края, Магадан, Еврейская АО, Владивосток. Выход к Транссибирской магистрали. |
Забайкальская (1895). | Чита / 46,7. | 3 336 / 173. | 9 / 107. | Транзитная составляющая Транссибирской магистрали. |
Западно-Сибирская (1892). | Новосибирск / 102. | 6 000 / 480. | 2,3 / 270 | Линия Западная Сибирь-Восточная Сибирь. |
Калининградская (1945). | Калининград / 0,4. | 900 / 60. | 3,5 / 11. | Киев, Минск, Вильнюс, Рига, Гданьск. |
Красноярская (1898). | Красноярск / 28. | 3 158 / 180. | 8 / 191. | Связывает Западно-Сибирскую и Восточно-Сибирскую железные дороги. |
Транссибирская магистраль (1891). | РЖД. | 9 289 / 1580. | Данные входящих в «Транссиб» дорог. | Москва — Сибирь и Дальний Восток. Атлантический — Тихий океаны. |
Байкало-Амурская магистраль (1938). | РЖД | 3 819 / 70. | 12 / 12. | Линия Восточная Сибирь-Дальний Восток. |
Морской транспорт
Одним из основных моментов в экономических вопросах России стоят морские перевозки. По своему грузообороту они определили третью позицию после перевозок грузов железной дорогой и по трубопроводам. При этом морскими путями осуществляется внешнеэкономическая торговая деятельность страны с получением валюты, и внешние перевозки доминируют над внутренними (каботажными).
В стране находится 63 морских порта и около 950 перегрузочных пунктов, что позволяет перерабатывать порядка 800 млн. т. грузов в год (722 млн. т. в 2016 г.). Доля экспорта в этих цифрах приближается к 80%, более 8% составляет импорт, 6% — каботажные перевозки и 9% приходится на транзит. Немногим более половины морских грузов имеют наливную характеристику (углеводороды).
Российские морские порты (основные) рассредоточены по морским бассейнам следующим образом:
- Каспийский бассейн (3 порта, 2% перевозок): Махачкала, Оля, Астрахань. Грузопоток по этому направлению осуществляется по международному морскому коридору Север — Юг. Половина грузов перевозится в контейнерах. Присутствует большая доля каботажных перевозок.
- Арктический бассейн (19 портов, 8% перевозок): Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Витино. Переработка грузопотока в северном регионе связана с углеводородами, лесом и минеральным сырьём, а ввозится главным образом продовольствие.
- Азово-Черноморский бассейн (12 портов, 32% перевозок): Новороссийск, Туапсе, Кавказ. Здесь преобладающими являются насыпные грузы, перевозимые сухогрузами, металлы, строительные материалы, а ввозятся продукты, трубопрокатные изделия и продукция машиностроения.
- Дальневосточный бассейн (22 порта, 23% перевозок): Владивосток, Восточный, Ванино, Находка. В данном регионе основные перевозки грузов определены лесом и сырьем, а так же контейнерная грузовая переработка по линии Восток-Запад. Ввозятся через эти морские ворота оборудование, металлы, машины.
- Балтийский бассейн (7 портов, 35% перевозок): Санкт-Петербург, Калининград, Приморск, Усть-Луга. Самый крупный объект по грузоперевозкам углеводородов и минеральных удобрений. Через это направление ввозятся машины, продовольственные и промышленные товары. У него существует перспектива на резкое увеличение перевозок контейнеров и рефрижераторов.
Речной транспорт
Транспортные магистрали России, относящиеся к перемещениям грузов и пассажиров по рекам, озёрам, каналам и водохранилищам, составляют длину порядка 100 тыс. км. Общая доля речных грузоперевозок небольшая и составляет 4%. Однако, имеет место неравномерность распределения этой доли в региональном плане.
Например, перевозимые грузы в регион Крайнего Севера по рекам составляет 80% от общего значения. В Якутию речным транспортом доставляют 46% всех грузов. Пассажирские перевозки в России по рекам почти не используются из-за низкой скорости передвижения речных судов и сезонности самих перевозок.
В основном здесь применяются туристические маршруты и передвижение по воде внутри городов в тёплое время года.
Основными транспортными речными артериями в РФ являются:
Название реки: | Бассейн (млн. км²): | Расход воды (тыс. м³/с): | Общая длина (тыс. км.): | Судоходная длина (тыс. км.): | Устье: |
Волга. | 1,36. | 8,06. | 3,53. | 2,6. | Каспийское море. |
Кама. | 0,5. | 4,1. | 1,8. | 0,96 (1,56 — при подъёме воды). | Волга. |
Ока. | 0,245. | 1,26. | 1,5. | 0,6. | Нижний Новгород (Волга). |
Дон. | 0,422. | 0,68. | 1,87. | 1,5. | Таганрогский залив (Азовское море). |
Северная Двина. | 0,357. | 3,49. | 0,744. | 0,744. | Белое море. |
Печора. | 0,322. | 4,1. | 1,8. | 1,5. | Печорская губа (Печорское море). |
Обь. | 2,99. | 12,5. | 3,65. | 3,65. | Обская губа (Карское море). |
Иртыш. | 1,643. | 3,0. | 4,25. | 3,79. | Обь. |
Тобол. | 0,426. | 0,805. | 1,59. | 0,437. | Иртыш. |
Енисей. | 2,58. | 19,8. | 3,49. | 3,013. | Енисейский залив (Карское море). |
Ангара. | 1,039. | 4,5. | 1,779. | 1,5. | Енисей. |
Лена. | 2,49. | 16,35. | 4,4. | 1,8. | Море Лаптевых. |
Амур. | 1,855. | 12,8. | 2,824. | 2,824. | Охотское море. |
Трубопроводные магистрали
Транспортные магистрали России, по которым проходит груз в жидком и газообразном состоянии, переходят в разряд трубопроводных. По этим коммуникациям (длиной почти 260 тыс. км.) проходит 48% всех грузов России, в основном это сырая нефть и газ. Данная продукция, кроме внутреннего рынка, поставляется в европейские и азиатские государства.
Главные работающие нефтепроводы:
- «Дружба» (1960 г.) — самая крупная нефтяная магистраль страны с годовым объёмом перекачки нефти 66,5 млн. т. Общая длина этого трубопровода составляет 8,9 тыс. км. (3,9 тыс. км.— на территории РФ) при наличии 46 насосных станций (38 насосных станций промежуточного характера). Резервуарные терминалы этой системы способны принять 1,6 млн. м³. нефти. Своё начало трубопровод берёт в Волго-уральском нефтегазовом регионе от Самары и пролегает через Украину и Белоруссию в страны Европы.
- Каспийский Трубопроводный Консорциум (1992 г.) — нефть из России и Казахстана доставляется до морского терминала Южная Озереевка под Новороссийском. Длина нефтепровода составляет 1,5 тыс. км. с рабочей мощностью 28,3 млн. т. в год.
Основные действующие газопроводы:
Маршрут: | Протяжённость (тыс. км.): | Производительность (млрд.м³./ год): |
Уренгой-Помары-Ужгород. | 4,45. | 28. |
Ямал-Европа. | 2,1. | 35. |
Саратов-Москва. | 0,84. | 0,36. |
Россия-Турция (Голубой поток): | 1,21. | 14. |
Джубга-Лазаревское-Сочи | 0,172. | 3,78. |
Сахалин-Хабаровск-Владивосток. | 1,45. | 5,5. |
Россия-Германия (Северный поток): | 1,23. | 59. |
Бованенково-Ухта. | 1,1. | 140. |
Российские транспортные магистрали трубопроводного характера также включают целый ряд более мелких объектов и находящихся в стадии строительства путепроводов.
Автомобильный транспорт
Автомобильным транспортом в России доставляется 7% грузов от общего количества. Пассажирские автобусные перевозки между городами составляют 1% от всего пассажиропотока и 80% внутригородского передвижения граждан.
Общая протяжённость автодорог Российской Федерации равна 945 тыс. км, при этом имеют твёрдое покрытие 3/4 путей. Автотранспортные магистрали проходят через 72 региона страны.
Основные автодороги страны:
Наименование дороги: | Направление маршрута: | Длина маршрута (км.): |
«Беларусь» (М1). | Москва — граница с Беларусью. | 475. |
«Байкал» (Р258). | Иркутск — Чита. | 1058. |
«Украина» (М 3). | Москва — граница с Украиной. | 475. |
«Холмогоры» (М8). | Москва — Архангельск. | 1355. |
«Амур» (Р297). | Чита — Хабаровск. | 2233. |
«Волга» (М7). | Москва — Уфа. | 2023. |
«Дон» (М4). | Москва — Новороссийск. | 1838. |
«Россия» (М10). | Москва — Санкт-Петербург. | 726. |
«Кола» (Р21). | Санкт-Петербург — граница с Норвегией. | 1586. |
«Иртыш» (Р254). | Челябинск — Новосибирск. | 1538. |
«Сибирь» (Р255). | Новосибирск — Иркутск. | 2005. |
«Крым» (М2). | Москва — граница с Украиной. | 835. |
«Урал» (М5). | Москва — Челябинск. | 2986. |
Картина российских автотрасс имеет звездообразный радиально-кольцевой рисунок. Наиболее длинные автодороги повторяют путь железнодорожного полотна.
Воздушный транспорт
Транспортные магистрали России включают в свою структуру воздушный транспорт. Большая часть авиарейсов выполняется для доставки пассажиров — 80%, остальные 20% приходятся на транспортировку срочных и скоропортящихся грузов, а так же почтовых отправлений.
За 2018 г. В России самолётами было перевезено 116 млн. чел., из них 47,5 млн. чел. — по международным рейсам. В 2017 г. авиацией доставлено по стране 1,13 млн. т. груза.
В стране насчитывается 239 аэровокзалов, из них — 76 имеют статус федеральных и международных аэропортов.
Наиболее крупные аэропорты страны по перевозке пассажиров:
Город /Аэропорт: | Направление отправлений: | Пассажирооборот в год (млн. чел.) / грузооборот в год (тыс. т.): |
Москва / «Внуково». | Армения, Азербайджан, Греция, Болгария Грузия, Молдавия, Гонконг, Иран, Ирак, Сирия, Узбекистан, Венгрия, Италия, Австрия, Германия, Испания, Прибалтийские страны. Внутренние рейсы по всем направлениям. | 21,5 / 74,5. |
Москва / «Домодедово». | Греция, Франция, Киргизия, Молдавия, Австрия, Азербайджан, Великобритания, Египет, Израиль, Эфиопия, ОАЭ, Бахрейн, Испания, Япония, Польша, Германия, Турция, Катар, Сербия, Италия, Туркменистан, Болгария, Исландия, Узбекистан, Сингапур, Швейцария, Таиланд, Вьетнам. Внутренние рейсы по всем направлениям. | 30,7 / 123. |
Москва / «Шереметьево». | США, Европа, Азия, Африка. Внутренние рейсы по всем направлениям. | 46 / 294. |
Санкт-Петербург / «Пулково». | Греция, Франция, Мальта, Молдавия, Сербия, Италия, Австрия, Бельгия, Болгария, КНР, Финляндия, Голландия, Польша Германия, Швеция, Туркменистан, Венгрия, Франция, Среднеазиатские страны. Внутренние рейсы по всем направлениям. | 18 / 29. |
Самара / «Курумоч». | Турция, Чехия, Узбекистан, Таджикистан, ОАЭ, Греция, Азербайджан, Турция, Испания, Армения. Москва, С-Петербург, Сыктывкар, Новый Уренгой, Ноябрьск, Волгоград, Казань, Пермь, Уфа, Сочи, Екатеринбург, Тюмень и др. | 3,1 / 22,7. |
Екатеринбург / «Кольцово». | Закавказье, Среднеазиатские государства, Таиланд, Чехия, Греция, ОАЭ, Турция, Испания, Франция. Санкт-Петербург, Москва, города Северного Кавказа, Сибири и Крайнего Севера. | 6,1 / 27,6. |
Ростов-на-Дону / Платов. | Армения, Турция, Испания, Израиль, Таиланд, Греция, ОАЭ, Грузия, Чехия. Внутренние рейсы во всех направлениях. | 3,2 / 20. |
Тюмень / Рощино. | Новосибирск, Санкт-Петербург, Сочи, Москва, Анапа, Краснодар, Нижневартовск, Сургут, Уфа, Екатеринбург, Симферополь, Надым, Самара, Ростов-на-Дону, Казань и другие. | 1,98 / 4,7. |
Новосибирск / Толмачёво. | Европа, Азия, Дальний Восток, Закавказье. Внутренние рейсы по всем направлениям. | 5,9 / 32. |
Хабаровск / Новый. | Города Сибири, Урала и Дальнего Востока, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Симферополь и другие. | 2 / 25. |
Иркутск / —. | Вьетнам, КНР, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан, Монголия, Япония, Южная Корея. Красноярск, Новосибирск, Москва, Бодайбо и другие. | 2 / 27. |
Транспортные узлы
Важной структурной составляющей российской транспортной системы определены транспортные узлы. В них сконцентрированы сходящиеся в одном месте магистральные пути по грузовым и пассажирским перевозкам. Здесь осуществляется пересадка людей и перевалка грузов.
К транспортным узлам относятся пункты, где сходятся как минимум 2 вида транспортных артерий. При этом такие узлы принимают на себя роль транзитных пунктов.
Основными российскими транспортными узлами с зонами влияния определились:
- Москва — вся страна.
- Санкт-Петербург — Северо-Запад России.
- Калининград — Запад России.
- Нижний Новгород — Центральная Россия.
- Ростов-на-Дону — Юг России.
- Екатеринбург — Урал.
- Новосибирск — Сибирь.
- Владивосток — Дальний Восток.
- Самара — Поволжье.
Эти города в транспортной системе страны обладают статусом международного и федерального значения. При передвижении пассажиров и грузов по транспортным магистралям могут присутствовать и более мелкие транспортные узлы — регионального масштаба. Они являются частью всей логистической транспортной цепочки, и взаимосвязаны с федеральными узловыми центрами.
Транспортные коридоры
Расположившись в середине евразийской территории и имея в достаточной мере транспортную логистическую сеть, Российская Федерация вошла в континентальную транспортную систему. В этом вопросе главной составляющей служат Международные Транспортные Коридоры (МТК). Суть МТК состоит в определении главнейших путей полного спектра перевозок и максимальным оформлением инфраструктуры этих путей.
Этот подход позволяет принимать правильные логистические решения с целью эффективного передвижения грузов и пассажиров, при этом снижая издержки на эти мероприятия.
Главное значение российской доли МТК играют Панъевропейские ТК и участки евроазиатских ТК:
Обозначение и принадлежность маршрута: | Направление маршрута: |
PE 1 — Панъевропейский. | Прибалтика — Калининград — Польша. |
PE 2 — Панъевропейский. | Европа — Москва — МТК «Транссиб». |
PE 9 — Панъевропейский. | Северная Европа — Москва — Украина. |
NS (Север-Юг) — Евроазиатский. | Европа — Россия — Персидский залив. |
TS («Транссиб») — Евроазиатский. | Европа — Москва — Дальний Восток. |
PR 1 («Приморье 1») — Евроазиатский. | КНР — Дальний Восток. |
PR 2 («Приморье 2») — Евроазиатский. | КНР — Дальний Восток. |
SMP («Северный морской путь») — Евроазиатский. | Мурманск — Дудинка. |
Вышеуказанные транспортные магистрали, пролегающие в России, служат не только внутренним государственным интересам. Они определены как неотъемлемая составляющая мировой логистической системы по передвижению грузов и пассажиров.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о транспортных магистралях России
Дороги России. Московский транспортный узел:
Транспорт.
Международные магистрали и транспортные узлыСегодня на уроке подробно поговорим о видах транспорта. Рассмотрим основные транспортные узлы и магистрали. Приступим.
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Вроде всё понятно, но вот что странно: транспорт ничего не производит, а только перемещает. И в то же время он является отраслью материального производства. Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства. Он является основой географического разделения труда. Особое значение имеет развитие транспорта для стран, обладающих большими размерами территории.
Научно-техническая революция коснулась всех основных видов транспорта. Что именно произошло в транспортной системе мира в это время? Резко увеличилась скорость транспортных средств, выросла их грузоподъёмность, умножился подвижной состав.
Авиалинии уже пролегли через Северный полюс. Созданы сверхзвуковые пассажирские самолёты. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, кабельные линии. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов.
На лучших электрифицированных железных дорогах мира скорости превысили 200–300 километров в час (в таких странах, как Япония, Франция, Германия и прочие). На автомобильном транспорте повысился интерес к электромобилям, машинам с газобаллонными и другими двигателями. Появились супертанкеры грузоподъёмностью 200–500 тысяч тонн.
Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему, масштабы которой довольно велики.
Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) приближается к 70 млн км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд т грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют многие миллионы транспортных средств.
Существует несколько видов транспорта по географическим сферам применения:
Сухопутный (к нему относится автомобильный, железнодорожный и прочие виды).
Водный (морской, речной).
Воздушный.
Трубопроводный.
При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.
Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом ХХ века. Он зародился в начале столетия, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяжённость автомобильных дорог все время растёт и уже превысила 38 млн км; примерно половина её приходится на пять стран: США, Индию, Китай, Бразилию и Канаду, за которыми следуют Япония, Франция, Россия, ЮАР, Австралия.
Автомобильный транспорт обеспечивает около 80 % мирового пассажирооборота (в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям). Автомобильный транспорт оказывает мощное воздействие на состояние окружающей среды. К сведению, один бензиновый двигатель на тысячу литров сожжённого топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода; 20 кг окислов азота; 25 кг углеводородов; 1 кг сажи; 1 кг сернистых соединений.
Значение железнодорожного транспорта из-за конкуренции автомобильного заметно уменьшилось, в ряде стран Запада сократилась железнодорожная сеть. В России же сеть железных дорог увеличилась, прежде всего, за счёт строительства Байкало-Амурской магистрали. Хотя железные дoроги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на «первую десятку» стран: США, Россию, Китай, Индию, Канаду, ФРГ (ФэЭрГэ), Бразилию, Францию, Мексику, Аргентину. Роль железных дорог в различных странах мира неодинакова в грузо- и пассажирообороте. Так, американцы сравнительно редко пользуются услугами железной дороги, в то время как граждане России, Японии, Индии делают это довольно часто.
Трубопроводный транспорт получил своё развитие благодаря увеличению экспорта нефти и газа. Прокладка трубопровода в 3—5 раз дешевле, чем строительство железной дороги. По трубопроводам транспортируется почти вся нефть, природный газ, многие продукты нефтепереработки. Длина мировой сети магистральных трубопроводов более 2 млн км. Первое место в мире по длине магистральных трубопроводов принадлежит США (более 600 тысяч км), затем следуют Россия,
Морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы. Морские суда имеют большую грузоподъёмность, движутся по относительно прямолинейным трассам. Поэтому морские перевозки — одни из самых дешёвых. Но этот вид транспорта требует больших затрат на строительство судов и портов. К тому же он сильно зависит от природных условий (ветер, шторм и прочее).
Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.
Общее число крупных и cpeдних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, вceгo около 60.
Самый крупный из них — Шанхай (Китай). Грузооборот Шанхайского порта превышает 640 млн тонн в год.
Внутренний водный транспорт – старейший вид транспорта. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, внутренние водоёмы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности страны. По рекам экономичны перевозки объёмных грузов, не требующих быстрой доставки (леса, нефти, зерна, строительных материалов). По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Китай, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Бельгия.
Главное преимущество авиационного транспорта – это скорость.
География воздушного транспорта определяется в первую очередь сетью аэропортов, количество которых исчисляется многими тысячами, в том числе международных аэропортов насчитывается более тысячи.
Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. В ней выделяют транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран.
Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50—60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся — 5—10 км. Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте — автомобильный.
Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78 % общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота.
В последние 10 лет происходит изменение транспортной системы. Улучшают качество автомобильных дорог, проводят электрификацию железных дорог. Для разгрузки наиболее загруженных участков строят параллельные магистрали или трубопроводы. Большой популярностью пользуются контейнерные перевозки, создаются транспортные коридоры, проходящие через несколько государств. В систему международных транспортных коридоров входят также экспортные и транзитные магистральные трубопроводы.
Существуют магистрали, соединяющие многие страны:
Брест — Париж – Берлин — Варшава — Минск – Москва;
Лондон — Париж – Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул.
В России: Северный морской путь и Транссибирская железнодорожная магистраль.
Строится дорога по Великому шёлковому пути: от Стамбула через Ташкент до Пекина. В Китае разработан проект сооружения высокоскоростной магистрали Пекин — Лондон, это расстояние поезда будут проходить за двое суток.
Дороги мира и отдельных государств напоминает сетку: железные и автомобильные дороги имеют широтное и меридиональное направление, в местах пересечения нескольких видов дорог, а также речного русла обычно образуются крупные транспортные узлы.
Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В транспортной системе узлы имеют функцию регулирующих клапанов. Сбой в работе одного такого клапана может привести к проблемам для всей системы.
Крупные транспортные узлы всегда являются крупными городами, потому что притягивают торговлю, здесь удобно развивать промышленность (нет проблем со снабжением), да и сами транспортные терминалы предоставляют много рабочих мест. Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего, это города-порты: в Великобритании — это Лондон, во Франции — Марсель, Париж, в Германии — Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании — Бильбао, Барселона, в Италии — Венеция, Милан, в Нидерландах — так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть — Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции — Стокгольм, в США — Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии — Сидней, в Японии — Токио, в Китае — Шанхай, также выделяется Сингапур.
Есть и менее обычные примеры. Так, город Шеннон в Ирландии в основном живёт за счёт аэропорта. Некоторые города выполняют роль не грузовых, а пассажирских транспортных узлов, например, Симферополь в Крыму, куда прибывают многочисленные туристы, пересаживающиеся там на транспорт, доставляющий их в города крымского побережья.
Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.
Западная Европа – хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт и Эресунн.
Завершён «проект века» – сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.
Подведём итоги урока.
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Он является основой географического разделения труда.
Главные виды современного транспорта: автомобильный, морской, трубопроводный и воздушный. Значение железнодорожного и особенно речного транспорта постепенно уменьшается.
В мировом масштабе на долю развитых государств приходиться 78 %, а на развивающиеся 22 % всех дорог.
Объяснение 4 основных типов автомагистралей (с фотографиями)
Автомагистрали образуют интегрированную сеть благоустроенных магистралей, обеспечивающих бесперебойный поток пригородных, грузовых и туристических перевозок по городам, штатам и стране . Они важны для минимизации задержек на дорогах, соединения городов и даже сельских населенных пунктов по всей стране.
В большинстве стран есть 4 основных типа автомагистралей. Национальные автомагистрали — это большие дороги, построенные для облегчения перевозки людей и товаров по стране. Автомагистрали между штатами соединяют соседние штаты, автомагистрали штатов способствуют перемещению внутри штата. Окружные автомагистрали в основном сельские.
Типы автомагистралей могут быть известны под разными названиями в разных странах, но принципы остаются теми же. Качество дороги и организация, ответственная за содержание дороги, будут различаться для каждого типа дороги.
Содержание
- Национальные шоссе
- Межгосударственные шоссе
- Государственные шоссе
- Окружные шоссе
- Old Route Highways
Национальные шоссе
Знаменитая национальная автомагистраль в Германии.Национальные автомагистрали обычно представляют собой основные многополосные маршруты, которые охватывают большие расстояния по всей стране. Эти маршруты известны под разными названиями в разных странах. Эти маршруты известны как автомагистрали между штатами в США, но в других частях мира термин «межгосударственные» имеет другое значение.
Основные автомагистрали планируются, финансируются, строятся и управляются национальным правительством в большинстве стран. Местному штату или провинции поручено содержать и обслуживать национальные автомагистрали, которые находятся в пределах границ штата или провинции.
Национальное правительство может, но не всегда, выделять средства на ремонт дорог регионам, которым поручено обслуживание.
Качество этих дорог обычно выше, чем у всех других типов дорог. Дизайн обычно включает в себя несколько полос движения в каждом направлении, чтобы облегчить транспортный поток и обеспечить высокую скорость на дорожном покрытии хорошего качества.
Национальные автомагистрали обычно имеют контролируемый доступ и меньше точек въезда и выезда, чем другие типы автомагистралей. Национальные автомагистрали часто проходят по окраинам крупных городов. Они могут стать частью городского доступа к городу, при этом более мелкие автомагистрали расходятся или сходятся с национальным маршрутом.
Эти сходящиеся и расходящиеся соединения могут привести к сложным развязкам между типами автомагистралей.
Национальные автомагистрали, за исключением городов, где они могут быть перегружены, также предназначены для обеспечения свободного движения транспорта, что снижает износ транспортных средств и затраты на топливо. В этом отношении помогает отсутствие остановки/старта движения на этих маршрутах.
Дорожное покрытие на этих автомагистралях может быть асфальтовым, но в зонах с интенсивным движением дорожного покрытия обычно используется бетон.
Бетон более устойчив к интенсивному движению и тяжелым нагрузкам, чем асфальт, что делает его предпочтительным покрытием в зонах с интенсивным движением на национальных автомагистралях или автомагистралях между штатами, как они известны в США.
Автобан в Германии — это известная национальная автомагистраль, на некоторых участках которой нет верхнего предела скорости для определенных классов автомобилей.
Автомагистрали между штатами
Вид на автомагистраль I-5, проходящую через Сиэтл, штат Вашингтон.В США национальные автомагистрали известны как автомагистрали между штатами, но в других частях мира автомагистрали между штатами — это небольшие автомагистрали, соединяющие небольшие города, которые обходят национальные автомагистрали.
Небольшие автомагистрали между штатами соединяют соседние штаты для развития коммерции и торговли между штатами, куда не доходят национальные автомагистрали.
Планирование, финансирование, проектирование и строительство этих автомагистралей обычно является обязанностью штата или является результатом сотрудничества между штатами, в которое не входит национальное правительство.
Управление, содержание и техническое обслуживание этих дорог обычно осуществляется государством, и для этой цели используются государственные средства.
Некоторые из этих автомагистралей между штатами могут нести чрезвычайно большие объемы трафика, если район и торговля позволяют движение. Это привело к тому, что многие из этих автомагистралей, контролируемых провинцией или государством, имеют такие же стандарты и качество, что и национальные автомагистрали.
Однако многие другие автомагистрали между штатами представляют собой небольшие дороги с отдельными полосами движения в каждую сторону, но все же с покрытием хорошего качества, позволяющим двигаться на более высоких скоростях.
Дорожное покрытие автомагистралей между штатами может быть бетонным или асфальтовым или их комбинацией, в зависимости от интенсивности движения на участке автомагистрали.
State Highways
Знаменитая трасса штата Калифорния 1 обеспечивает живописный вид на побережье Калифорнии.Автомагистрали штата меньше, чем автомагистрали между штатами, и обычно соединяют небольшие города штата друг с другом, более крупный город или столицу штата.
Качество этих дорог обычно определяется тем, насколько важен город или шоссе для торговли штата. Как и в случае с автомагистралями между штатами, многие из этих автомагистралей могут быть одинакового размера и качества, а маршруты национальных автомагистралей, в зависимости от уровня трафика на шоссе, необходимо учитывать.
Аналогичным образом, качество поверхности будет сильно различаться: от качества покрытия национальных автомагистралей до плохо обслуживаемых однополосных дорог и небольших поселков и городов.
Покрытия государственных автомагистралей чаще асфальтовые, чем бетонные. Асфальт дешевле, что имеет смысл для штатов, у которых нет больших бюджетов на строительство дорог. На некоторых государственных автомагистралях вокруг крупных городов может использоваться бетонное покрытие, но обычно это будет в зонах, где по шоссе пересекают большегрузные автомобили.
County Highways
Гравийное шоссе на Аляске проходит через лес на полуострове Кенай. Автомагистрали округаимеют широкий диапазон размеров и поверхностей: от больших двухполосных автомагистралей до дорог с гравийным покрытием.
Уездные автомагистрали соединяют небольшие, часто сельские города и поселки и используются в основном в сельскохозяйственном секторе. Строительство и содержание этих автомагистралей графства обычно финансируются из бюджета графства и, следовательно, часто отражают уровень торговли и доходов в графстве.
Состояние этих дорог может быть разным, в зависимости от наличия средств в округе и оборудования для обслуживания дорог. Выбоины — частая опасность на небольших дорогах округа.
Гравийные дороги часто легче поддерживать, поэтому многие сельские округа предпочитают сохранять дорожное покрытие из гравия, а не укладывать асфальт, что требует больших капитальных затрат и высоких текущих затрат на содержание.
Эти дороги часто охраняются местными шерифами, а не дорожным патрулем.
Старое шоссе Route
Историческое шоссе Route 66.Многие страны модернизируют свои старые национальные автомагистрали и маршруты, но эти старые автомагистрали все еще существуют и обслуживаются, поскольку они все еще служат цели или имеют историческую ценность.
В США к этой категории относятся шоссе 21, маршрут с севера на юг протяженностью 394 мили, и знаменитое шоссе 66, построенное в 1926 году. считается национальным достоянием. Многие люди со всего мира приезжают в США, чтобы проехать по шоссе 66 в качестве туристов.
Заключение
Автомагистрали строятся из разных материалов и имеют разную конструкцию в зависимости от их назначения и интенсивности движения по ним.
От безгранично высоких скоростей автобана до небольшой окружной гравийной трассы, у каждого есть свое особое очарование.
Автострада и шоссе — разница и сравнение
Все автострады являются автострадами, но не каждая автомагистраль является автострадой. Автострада — это 9Шоссе с контролируемым доступом 0102, также известное как скоростное шоссе , предназначено исключительно для высокоскоростного движения автомобилей. Транспортный поток на автостраде беспрепятственный, потому что нет светофоров, перекрестков или пересечений на уровне с другими дорогами, железными дорогами или пешеходными дорожками.
Основное различие между автострадами и многополосными автомагистралями заключается в том, что в случае автострад эти дороги отделены от остального движения и доступ к ним возможен только по пандусам. Эти пандусы (объезды) позволяют менять скорость между автострадой, магистральными магистралями и коллекторными дорогами. Противоположные направления движения на автостраде физически разделены центральной разделительной полосой (медианой), такой как полоса травы или валунов, или дорожным барьером. Движение по автостраде осуществляется по путепроводам и подземным переходам.
Во всем мире автострады известны под разными названиями, такими как Autobahn (Германия), autopista (Испания), autostrada (Италия) и snelweg (Нидерланды).
Сравнительная таблица
Автострада | Шоссе | |
---|---|---|
Перекрестки на уровне земли | Нет | Возможно |
Перекрестки или светофоры | Нет | Возможно |
Въезд и выезд | Регулируемые съезды (пандусы) | От перекрестков или съездов |
Автомагистрали
Шоссе, которое не является автострадой, также может иметь длинные участки без пересечений.