Низкопольный городской автобус НЕФАЗ-5299-0000040-52
Нефтекамский респект Москве (Часть 2)
Даниил Минаев,
фото автора и Юрия Петрова
Часть 1 Часть 2
Независимость в передней подвеске и пневматическая плавность хода
НЕФАЗ-5299-0000040-52 оборудован независимой подвеской передних колёс ZF RL82EC и дисковыми тормозными механизмами на всех осях. Сложные геометрические формы компонентов передней подвески, наверняка рассчитанные с применением многомерного компьютерного моделирования, не смогли утаить её «азбучный» конструктив. Это просто доведённая до совершенства классическая шкворневая многорычажная подвеска с коваными треугольными верхними и нижними рычагами. Есть даже пресс-маслёнки для регулярного обслуживания подшипников шкворней. Словно в укор такому заслуженному решению с другого конца рычага выглядывают сайлентблоки новейшей конструкции с вулканизированными крепёжными петлями, исключающими неверную установку шарниров.
Передняя и задняя подвески пневматические, без дополнительных упругих элементов. Снижение неподрессоренных масс позволило оптимально настроить характеристики подвески: мягкость и комфорт при стабильной предсказуемой управляемости.
Забота о водителе
Про рабочее место водителя в столичном городском автобусе из Нефтекамска, можно сказать, что оно подверглось строгому эргономическому пересмотру. Водительское сиденье получило более длинный диапазон регулировки в продольном направлении, но так и не получило подлокотник… Почему? Для механической КП эта деталь может быть и лишней, но для АКП в самый раз! Кстати, это единственное замечание по кабине. В остальном всё нормально и …очень богато! Полностью виртуальная цветная с хорошим разрешением и инфографикой комбинация приборов, справа огромный планшет для отображения информации с 11 камер, окруживших автобус. Наружные панели зеркал заднего вида разные по длине: левая не вынесена вперёд и не мешает, правая выносная «лапа» в стеснённых условиях складывается лёгким движением руки. Панорамное ветровое стекло с подогревом зоны покоя стеклоочистителей. Справа от сиденья запираемый бокс с аптечкой и пространством для личных вещей. На потолке над головой водителя красуется изобилие полезных приборов: СИ-БИ-радиостанция, головное устройство мультимедийной системы, пульт управления климатической установки, тахограф. Что-то это мне всё напоминает? Ах, да, КАМАЗ и, как следствие, НЕФАЗ активно сотрудничают с Daimler AG. Вот и итоги заметны, и прозрачный намёк «цитаровской» формы колёсных арок на НЕФАЗе вполне уместен.
На ходу машина оказалась достаточно спокойной. В поворотах крены, благодаря пневматическим элементам, не ощущаются вообще. Отзыв двигателя на педаль акселератора весьма мягкий. И следует отметить хорошую инерцию двигателя при сбросе газа. С полной нагрузкой при переключении передач «автомат» создаёт незначительные продольные толчки. Сейчас заводчане отслеживают судьбу каждого автобуса и в перечень выявленных недостатков уже включен повышенный шум ГУРа. Но это уже вопрос к смежникам и поставщикам узлов и оборудования.
Обзор с места водителя: помимо салонного и наружных зеркал предусмотрен монитор, дающий картинку с наружных и внутренних видеокамер
Современный и унифицированный силовой агрегат
Теперь исследуем движущую силу. За изобилием приводов вспомогательных агрегатов, свойственных только автобусам (помимо традиционного набора шкивов, коленвал приводит два генератора и дополнительный мощный насос компрессора климатической установки) спрятался хорошо знакомый 6,7-литровый Cummins серии ISB, а точнее ISB6.7E5 250B. Из этих уточняющих обозначений становится ясно, что в нашем сегодняшнем случае мы имеем дело с пятым экологическим классом и настройкой мощности округлённо 250 л.с. Этот двигатель, локализованный в Набережных Челнах на СП «КАММИНЗ-КАМА», хорошо подходит для разных режимов эксплуатации, так как снабжён электронным блоком управления, позволяющим программировать параметры соответственно необходимым требованиям.
Двигатели серии ISB неприхотливы в обслуживании и достаточно долговечны, но только при строгом соблюдении весовых нагрузок на транспортное средство. Относительно небольшой рабочий объём двигателя при высокой литровой мощности (возможны настройки более 300 л.с.) быстро сказывается при работе на предельных нагрузках. Но эта история не про городской автобус, где гораздо важнее стабильность работы силовой установки в режиме частых остановок при невысокой средней скорости движения и «рваном» ритме движения, при котором «движки-слабачки» быстро перегреваются.
Между тем в своей стихии Cummins ISB6.7 уже основательно прижился и на многих моделях грузовиков КАМАЗ, и на автобусах НЕФАЗ и КАвЗ, и на сельхозтехнике, в том числе российского производства.Согласно заводской инструкции, регулировка клапанов предусмотрена через 200 000 км, а интервалы замены масла до 40 000 км при применении масел класса АСЕА Е5.
С популярным и известным двигателем работает в паре не менее известная АКП ZF 6AP 1200. Эта классическая гидромеханическая 6-ступенчатая автоматическая коробка передач с электронным управлением, рассчитанная на крутящий момент до 1200 Н·м. Агрегат популярный у автомобилестроителей и встречается в Европе под торговым наименованием Ecolife. Такую же АКП можно встретить, к примеру, на городском автобусе MAN Lion’s City 12C.
Задний ведущий портальный мост тоже от компании ZF Friedrichshafen AG, проверенный и испытанный многими автопроизводителями: от добра – добра не ищут!
Редакция благодарит пресс-службу ПАО «КАМАЗ» и коллектив филиала «Южный» ГУП «Мосгортранс»
Колёсная формула | 4х2 |
Снаряжённая масса, кг | 10 450 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Распределение нагрузки по осям, кг | 6420/ 11 580 |
Число мест для сидения | 29+1 место для коляски |
Пассажировместимость, чел. | 111 |
Двигатель:
| Cummins ISB6.7E5 250B, турбодизель, I-6, Euro 5 6692 246 при 2300 мин-1 1020 при 1200 мин-1 |
Коробка передач
| ZF 6 AP 1200 B, автоматическая 6/1 |
Подвеска спереди | ZF RL82EC, независимая, пневматическая |
Подвеска сзади | ZF AV-133/80, зависимая, пневматическая |
Размер шин | 275/70 R22,5 |
Тормозная система | Пневматическая, ABS, ESR, ESP |
Колёсные тормозные механизмы | Дисковые на всех осях |
Вместимость топливного бака, л | 250 |
Габаритный радиус поворота, м | 11,5 |
Максимальный угол подъёма с полной нагрузкой, град | 10 (18%) |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Время разгона до 60 км/ч, с | 30 |
Тормозной путь со скорости 60 км/ч, с рабочей/ запасной системой торможения | 36,7/ 64,4 |
Расход топлива с полной нагрузкой, л/100 км, при 60 км/ч | 30 |
Часть 1 Часть 2
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Автобус НЕФАЗ-5299Варианты исполнения:
Кузов каркасный, трехдверный, вагонного типа с термоизоляцией. Вентиляция — комбинированная, через форточки и люки крыши. Система отопления:-основная от автономного жидкостного подогревателя с подключением жидкостной системы охлаждения двигателя. Люки крыши три, аварийно-вентиляционные, которые открываются изнутри и снаружи. Двери открываются внутрь. Управление дверьми — электропневматическое. Радиооборудование — автомагнитола (радиоприемник , переговорное устройство).
Кузов каркасный, двухдверный, вагонного типа с термоизоляцией. Вентиляция -комбинированная, через форточки и люки крыши. Система отопления: Основная от автономного жидкостного подогревателя с подключением жидкостной системы охлаждения двигателя. Люки крыши два, аварийно-вентиляционные, которые открываются изнутри и снаружи. Двери открываются внутрь. Управление дверьми -электропневматическое. Радиооборудование — автомагнитола (радиоприемник, переговорное устройство
В автобусе имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров. Дополнительно получить информацию по автобусам НЕФАЗ |
|
ОФТ-Уваженная Изолированная фазовая шина заслуживает вашего внимания
Изолированная фазовая шина OFT.
Изолированная фазовая шина электростанции, как правило, надежна, поэтому ее техническое обслуживание часто упускается из виду. Однако система слишком важна, чтобы ею пренебрегать. Оценка его состояния во время незначительных отключений позволяет запланировать необходимый ремонт во время более длительных простоев, экономя деньги и избегая катастрофических отказов.
Профилактическое техническое обслуживание и необходимая модернизация системы изолированной фазной шины должны быть важной частью графика плановых отключений электростанции. Однако не все операторы уделяют ему должное внимание, что ведет к повышенному риску ненужных незапланированных простоев.
Использование всех преимуществ запланированного отключения электростанции является критически важным компонентом как для максимального увеличения времени безотказной работы, так и для предотвращения дорогостоящих неожиданностей. Запланированные простои различаются от завода к заводу, но, как правило, один раз в два-четыре года на заводе происходят серьезные отключения для модернизации оборудования. Эти отключения часто связаны с графиком технического обслуживания турбогенераторов или котлов.
Между планированием простоя, затрат на оборудование и рабочую силу во время простоя, а также количеством производственного времени, потерянного из-за простоя, это очень дорогостоящие события, которые необходимо тщательно координировать. Операторы не хотят упустить возможность модернизировать или починить конкретную часть оборудования во время планового простоя, чтобы потом обнаружить свою ошибку и быть вынуждены устранять проблему во время аварийного, незапланированного простоя.
Важнейшая изолированная фазовая шина
Важнейшей системой, которую часто упускают из виду во время плановых отключений, является изолированная фазовая шина. Операторы склонны полагать, что, поскольку эта система защищена, она не требует такого же ухода, как другие важные системы. Тем не менее, несмотря на то, что для надлежащего обслуживания генератора вложены все средства, отказ изолированной фазовой шины может свести на нет эти усилия.
1. С глаз долой, из сердца вон. Осмотр компонентов, таких как оконечная нагрузка изолированной фазной шины на показанном здесь генераторе, может помочь обеспечить надежную работу в течение длительного времени. Предоставлено: SE Energy |
Одной из причин такой небрежности является то, что шинная система на самом деле не имеет движущихся частей, как в генераторе (рис. 1). Однако техническое обслуживание не менее важно, и сбой может быть столь же разрушительным (рис. 2). Аварийный ремонт системы шин с изолированной фазой часто будет стоить до пяти раз дороже, чем ремонт во время планового отключения.
2. Признаки неисправности. Изолированная фазовая шина, показанная здесь, была загрязнена маслом — внутри и снаружи — из-за утечки генератора. Предоставлено: SE Energy |
Раньше на электростанциях чаще и на более регулярной основе происходили плановые отключения. При таком сценарии обслуживание изолированной фазовой шины было проще. Появилось больше времени, которое можно было посвятить тому, чтобы убедиться, что все работает гладко. Однако в последнее время многие заводы решили увеличить время между крупными плановыми отключениями. Многие теперь устраивают небольшие отключения один раз в год, во время которых осуществляется планирование работ, которые необходимо выполнить во время серьезного отключения. Зачастую такие крупные отключения проводятся раз в три года или даже реже. Чтобы обеспечить надлежащее техническое обслуживание изолированной фазовой шины во время крупного отключения, планирование работ, которые необходимо выполнить, должно осуществляться во время меньшего отключения примерно за год до этого.
Отказ системы изолированной фазовой шины может проявляться по-разному. Кроме того, условия, которые часто вызывают сбои, могут быть особенно трудными для работы, например, локальный перегрев. Другие причины могут включать конденсацию, грязь, неправильное заземление, трещины в сварных швах, плохую изоляцию и проникновение воды (см. раздел «Облегчение профилактического обслуживания электрооборудования с помощью всеобъемлющих стратегий обнаружения» в этом выпуске POWER для получения дополнительной информации о мониторинге состояния оборудования). электрические системы). Тщательная проверка шины с изолированной фазой поможет обеспечить ее эффективную работу (рис. 3).
3. Важно проводить проверки. Эти гибкие оплетки нуждались в замене из-за износа контактных поверхностей. Предоставлено: SE Energy |
Оценка и планирование
Проверка и планирование технического обслуживания изолированной фазовой шины электростанции должны проводиться за несколько месяцев до серьезного отключения, если это вообще возможно, чтобы в течение этого длительного периода можно было выполнить надлежащие работы и модернизацию. времени. Во время небольшого сбоя важно провести оценку того, какие критические компоненты необходимо отремонтировать или заменить.
Во время оценки есть несколько областей изолированной фазовой шины, которые можно и нужно проверить, а условия задокументировать. Тщательный осмотр квалифицированным и знающим специалистом по шинам с изолированной фазой должен предоставить хорошо документированный отчет о состоянии вашей системы, участках, где требуется ремонт, а также об обнаруженных и оставшихся состояниях, включая любой ремонт или замену материалов, которые были выполнены в совместно с проверкой.
Необходимо проверить болтовые соединения, чтобы убедиться в наличии и затяжке надлежащего крепежа. Следует обратить внимание на целостность контактной поверхности, проверить состояние покрытия и гибких разъемов. В это время можно осмотреть изоляторы на предмет скопления грязи и возможных повреждений, включая трещины или сколы. Кроме того, необходимо проверить уплотнительные втулки, чтобы убедиться в надлежащем действии уплотнения. Крышки оборудования должны быть удалены, а участки проверены на предмет проникновения воды, утечек воздуха и горячих точек. Прокладки должны быть проверены на надлежащее функционирование.
На этапе оценки и планирования необходимо следить за кабелями и соединениями заземления, чтобы обеспечить надлежащее заземление. Сливы фильтров должны быть оценены в шине с изолированной фазой на наличие скоплений воды и засоров. Следует контролировать температуру оболочки/проводника и стальной опоры. Чрезмерный нагрев опорной стали может привести к надвигающемуся катастрофическому отказу. Наконец, следует осмотреть элементы системы принудительного охлаждения. К этим элементам относятся вентилятор, привод двигателя вентилятора, демпферы, охлаждающие змеевики, соединения с водой, деионизаторы, дренажи, приборы и разъединитель.
Во время незначительного отключения необходимо выполнить определенные задачи профилактического обслуживания, чтобы убедиться, что изолированная фазовая шина находится в оптимальном состоянии. Крышки с болтовым креплением следует снять, чтобы получить доступ к клеммным корпусам. Все изоляторы должны быть очищены вручную, а корпус должен быть очищен от мусора пылесосом.
После оценки того, какие элементы изолированной фазовой шины требуют внимания, важно спланировать все, что необходимо сделать, с указанием затрат и временных требований. Таким образом, во время крупного запланированного простоя работы по техническому обслуживанию могут выполняться эффективно и результативно.
Капитальный ремонт
После того, как все оценки завершены и даны рекомендации во время незначительного простоя, можно запланировать и провести ремонт и модернизацию во время крупного простоя. Оценивая и делая оценки за несколько месяцев вперед, команда технического обслуживания имеет элементы, необходимые для обеспечения того, чтобы изолированная фазовая шина работала на оптимальном уровне, когда электростанция снова будет подключена к сети.
Эти капитальные ремонты могут включать замену ламинатов (рис. 4), изоляторов, компенсаторов и резиновых сильфонов. Все эти компоненты имеют сроки выполнения, и если они не будут заказаны заранее, будет взиматься плата за ускорение. Когда план составляется за несколько месяцев до простоя, ремонтные бригады могут быть уверены в своей подготовке и обеспечении наличия всех расходных материалов, необходимых для эффективной работы. Кроме того, во время капитального отключения вместе с серебрением может быть произведена любая необходимая сварка.
4. Специалисты могут распознать проблемы. Показанные здесь ламинаты нуждались в замене, что было выявлено в ходе тщательного осмотра. Предоставлено: SE Energy |
Самое главное, очень важно, чтобы у операторов были сертифицированные специалисты в команде, которая проводит как оценку/проверки во время небольших отключений, так и капитальный ремонт во время более крупных. Знания и опыт являются ключом к проведению точной оценки и необходимого ремонта системы шин с изолированной фазой. Эти шинные системы в значительной степени зависят от работы и поддержания электростанции в рабочем состоянии. Учитывая затраты, связанные с ремонтом и незапланированными отключениями, возможность рассчитывать на изолированную фазовую шину имеет решающее значение.
Меры по продлению срока службы несегрегированных шин
Несмотря на то, что на большинстве предприятий существует иерархия мероприятий, установленных для предотвращения отказов и технического обслуживания основного оборудования предприятия, такого как трансформаторы, генераторы и т. д., профилактическим мероприятиям обычно уделяется мало внимания. меры по продлению срока службы несегрегированных автобусных систем. Без каких-либо движущихся частей, шинные системы в металлическом корпусе автономны, изготавливаются по индивидуальному заказу для каждого завода и не имеют резервирования. Когда происходит сбой, вся система производства энергии отключается. Это может стать проблемой и часто приводит к длительному незапланированному простою, катастрофическому отказу критического оборудования и подвергает персонал на площадке серьезному риску. Таким образом, план плановой проверки автобусной системы и профилактического обслуживания в соответствии с передовой отраслевой практикой имеет решающее значение для защиты всей системы генерации и окружающих ее объектов.
На протяжении почти 50 лет специалисты EBI по шинопроводам, имеющие уникальную квалификацию и специальную подготовку, определили и задокументировали многочисленные тематические исследования наиболее распространенных причин выхода из строя несегрегированных шинопроводов из-за отсутствия надлежащего осмотра и обслуживания. Одной из наиболее распространенных проблем, которую EBI решает в несегрегированных автобусных системах, является разрушение и/или изношенная изоляция. История показала, что изоляция, изготовленная из оксида полифенилена (PPO), может стать хрупкой, растрескаться и выйти из строя. Даже NRC задокументировал этот тип изоляции как проблематичный, поэтому он больше не используется. Если у вас более старая система с изоляцией PPO, шинопроводы следует устранить во время следующего планового отключения.
Другой распространенной проблемой, связанной с несегрегированными системами, является загрязнение. Поскольку несегментные шинные системы обычно имеют болтовую конструкцию, по сравнению с изолированной фазовой шиной, которая представляет собой сплошную сварную конструкцию, они более уязвимы к проблемам загрязнения. Особенно те, которые расположены в среде с влажностью, резкими колебаниями температуры, соленым морским воздухом, песком/пылью, дымом от угольных/лесных пожаров и т. д. Эти факторы усиливают износ и загрязнение, поэтому необходимо увеличить интервалы осмотра и технического обслуживания. Общее проникновение инородных материалов и попадание влаги также может быть вызвано износом уплотнений, плохой прокладкой, неподходящим оборудованием на болтовых крышках и износом наружных корпусов. Что хуже; наличие влаги и накопление грязи/мусора в сочетании с потрескавшейся и изношенной изоляцией и наличием токов заземления вызывает выделение озона и способствует реакции азотной кислоты. Эта химическая реакция в конечном итоге разъедает все поверхности, особенно металл, что может создавать пути электрического слежения, потенциально вызывающие события между фазами или между фазами и землей, что часто приводит к катастрофическому отказу несегрегированной шинной системы.
Кроме того, из-за большого количества стыков, связанных с несегрегированной шиной, неправильный момент затяжки болтов, неправильное, отсутствующее или неподходящее оборудование, нарушение сборки вибрационных чехлов, отсутствие или нарушение серебряного покрытия также являются распространенными проблемами, которые могут привести к отказу из-за к отсутствию или ненадлежащему осмотру и техническому обслуживанию.
Текущее техническое обслуживание и проверка, проводимые квалифицированным и обученным персоналом EBI, являются наиболее эффективным способом поддержания работоспособности этих критически важных электрических компонентов системы и снижения вероятности принудительного отключения. Если ваша несегрегированная автобусная система не проверялась EBI в течение последних 18-24 месяцев, есть большая вероятность, что эти условия существуют.