Работа транспорта это: Транспортная работа | это… Что такое Транспортная работа?

4. Показатели работы транспорта

4.1. Группы показателей работы транспорта

Любой вид транспорта располагает своей собственной системой показателей, которая сложилась исторически и отражает его уникальность и неповторимость, учитывает технико-экономические и другие особенности. Однако многие показатели являются общими для всех видов транспорта. Условно их можно разделить на следующие группы:

  1. показатели перевозочной и погрузочно-разгрузочной работы

  • объем перевозок грузов и пассажиров,

  • грузо — и пассажирооборот,

  • приведенный грузооборот,

  • объем отправления,

  • объем прибытия

  1. показатели материально – технической базы

  • протяженность путей сообщения,

  • густота сети,

  • суммарная грузоподъемность или тоннаж транспортных единиц,

  • суммарная энергетическая мощность активных транспортных единиц,

  • пропускная и провозная способность элементов транспортной сети

  1. показатели эксплуатационной работы

  • средняя грузонапряженность,

  • средняя дальность перевозок,

  • скорость доставки грузов,

  • использование грузоподъемности подвижного состава,

  • время оборота подвижного состава,

  • среднесуточный пробег подвижного состава

  1. показатели экономической эффективности и финансовые

  • себестоимость перевозок,

  • производительность труда,

  • фондоотдача,

  • фондоемкость,

  • доходы,

  • расходы,

  • прибыль,

  • рентабельность

Некоторые показатели 1 – 3 групп будут рассмотрены ниже, а показатели 4 группы рассматриваются в дисциплине «Экономика отрасли».

4.2. Основные показатели работы транспорта

Показатели работы транспорта делят на две группы: количественные и качественные.

К количественным относят:

  • объем перевозки грузов-т;

  • грузооборот ткм;

  • объем перевозки(количество)пассажиров, пасс.;

  • пассажирооборот, пасс.км

Учет по этим показателям обычно ведется нарастающим итогом за каждые сутки, декаду, месяц, квартал и год. Грузооборот и пассажирооборот иногда называют

продукцией транспорта.

Поскольку на транспорте грузовые и пассажирские перевозки осуществляются одновременно, возникает необходимость общей оценки его работы по грузовым и пассажирским перевозкам совместно. Этой цели служит показатель:

приведенный грузооборот:

прив. =kприв.;(11)

где: kприв.– коэффициент перевода пассажирооборота в грузооборот.

На различных видах транспорта применяют различные значения этого коэффициента. На железнодорожном, водном и автомобильном до сих пор используют kприв.=1, исходя из существовавшего в прошлом примерного равенства себестоимости 1 ткм и 1 пасскм. Сейчас, себестоимость 1 пасскм значительно выше, однако, величина коэффициента

kприв.не меняется, чтобы сохранить возможность сопоставления отчетных данных с прошлым периодом. На воздушном транспорте применяетсяkприв.= 0,09, исходя из среднего веса пассажира с багажом.

груз=, км, (12)

рассчитывается по всему грузообороту и по отдельным родам грузов.

пасс=, км (13)

определяется по общему пассажирообороту и по отдельным видам сообщений (дальнее, пригородное, городское).

груз=, км/ч (14)

пасс=, км/ч (15)

где: — суммарные затраты времени соответственно в тч и пассч на перевозку грузов или пассажиров на всем пути следования.

Сгруз= 10Эгруз/(16)

Спасс= 10Эпасс/(17)

где: Эгруз,Эпасс– текущие эксплуатационные расходы за определенный период, соответственно по грузовым и пассажирским перевозкам;

Себестоимость определяется по отдельным видам транспорта, категориям перевозок и родам грузов.

Общие показатели работы транспорта — Общий курс транспорта (Транспорт)

6. Общие показатели работы транспорта.

Показатели уровня транспортной работы определяют преиму^ щества и особенности того или иного вида транспорта. мер тарифы и цены на транспортные услуги, стоимость основнь производственных фондов, удельные капитальные вложения, бестоимость перевозок, рентабельность, стоимость грузовой мае* сы в процессе перевозки, прибыль.

Объем перевозок грузов (Qr) — это число тонн перевозимой про-! дукции в единицу времени. Объем перевозок может быть местам для транспортного участка или пункта и транзитным. Единицей вреч мени может быть любой период: сутки, неделя, декада, месяц и

Объем перевозки пассажиров (Qn3CC) — это число пассажиров! перевезенных в единицу времени.

Объем перевозок координируется с основными показателям* всех отраслей экономики. Он позволяет судить о качестве транс­портного обслуживания отраслей экономики, сравнивая объемь производства товаров или численность жителей с учетом движности населения с объемами перевезенных грузов или пасса­жиров.

На железнодорожном транспорте учитывается также число по-| груженных вагонов в целом и по отдельным грузам.

Можно также учитывать объем доходов от реализации услуг.

Грузооборот (РТКМ) — количество транспортной работы при пе­ревозке определенных объемов на определенные расстояния. Из­меряется в тонно-километрах.

Пассажирооборот (Дасс-км) — количество транспортной рабо­ты по обслуживанию пассажиров, т. е. транспортная работа по пе­ревозке пассажиров. Измеряется в пассажиро-километрах. Размеры пассажирооборота зависят от транспортной подвижности населе­ния, т. е. числа поездок в год, приходящихся на одного жителя, и средней дальности поездок, а также от уровня жизни населения.

Грузо- и пассажирооборот являются для экономики вторичны­ми показателями, но для транспорта они очень важны, так как на их основе проводится расчет необходимого количества транспорт­ных средств для перевозки данного объема грузов с учетом конк­ретных условий эксплуатации, количества топлива, запасных ча­стей и других затрат, необходимых предприятию для нормальной работы. (Значения объемов перевозки и грузооборота по видам транспорта см. в табл. 1.1 и 1.2.).

Средняя дальность перевозки (Lcp), измеряемая в километрах, — это отношение суммарного грузооборота к общему объему пере­возки груза или суммарного пассажирооборота к объему перевоз­ки пассажиров:

Можно определить среднее расстояние как частное от деления суммы грузовой и пассажирской работы на общий объем перево­зок грузов и пассажиров. Этот показатель характеризует сферы де­ятельности данного вида транспорта.

Грузо- и пассажиронапряженность (ε) — характеристика степе­ни загрузки работой определенного участка транспортной сети (т-км/км):

где LЭКСПЛдлина эксплуатационной сети, на которой осуществ­ляются перевозки.

Грузо- и пассажиронапряженность — очень важный показатель, дающий основу для определения возможностей повышения про­пускной и провозной способностей сети. Если значение этого по­казателя велико — идет интенсивная эксплуатация (использова­ние) участка сети. Чрезмерное увеличение значения данного по­казателя лишает сеть резерва по пропуску дополнительных транс­портных средств, а следовательно, усложняет работу транспорта на данном участке. В таких ситуациях возможна или необходима трансформация (изменение) сети путем строительства дополни­тельных участков в том же направлении, расширения дорог и тому подобных мероприятий. Слишком малое значение данного пока зателя говорит о неэффективности использования участка сети может служить основанием для закрытия данного направлен!*-Железнодорожный транспорт России работает с большой груз и пассажиронапряженностью, исчисляемой 15,5 млн приведен! ных т-км/км (для сравнения: на автомобильном транспорте этс показатель составляет 0,8 млн приведенных т-км/км), что лишае некоторые железные дороги возможности пропуска поездов с пс вышенной скоростью из-за отсутствия резерва.

Сложение грузовой и пассажирской работы в их абсолютных величинах несколько неправомерно, поэтому применяют понятие приведенной продукции с использованием коэффициента приведения грузовой работы к пассажирской.            

Сроки выполнения перевозки обычно измеряются в сутках. При
рыночных отношениях и применении логистических принципов
построения транспортного процесса данный показатель имеет первостепенное значение.         

Себестоимость перевозок определяется затратами, необходимы-j ми для производства единицы транспортной работы. Она измеряв ется в копейках или рублях на тонно-километр (пассажиро-кило-i метр)

Удельные капиталовложения — это совокупность единовремен­ных затрат, направленных на создание новых или реконструкцш либо модернизацию действующих основных фондов (постоянные устройства и подвижной состав для работы транспорта), прихо­дящихся на 1 т или 1 т-км. Стоимость, например, двухпутной железной дороги на 30 —40 % выше, чем однопутной, и сопоста­вима по стоимости с автомобильной дорогой 1-й и 2-й категорий.] Затраты на постоянные сооружения и подвижной состав (в %)’ соотносятся на железнодорожном транспорте как 60:40; на авто­мобильном транспорте — 30:70; на воздушном транспорте — 20:80; на трубопроводном транспорте — 90:10. Дорогим считается под-: вижной состав воздушного и морского транспорта.

Стоимость грузовой массы, находящейся на транспорте при пе­ревозке грузов, зависит от цены груза и длительности (сроков) доставки. Показатель очень важный, так как это — оборотные сред­ства (вложенные в товар для его реализации и возврата при про­даже для дальнейшего производства) и на период перевозки онг являются омертвленным капиталом грузовладельца. Данным по казателем можно оценивать качество работы транспорта (подроб­нее см. разд. 3.3).

Производительность труда — это отношение транспортной рабо­ты к числу занятых в ней работников. Измеряется производитель­ность труда в тонно-километрах (пассажиро-километрах) на одного человека, например производительность труда на трубопроводнол транспорте — 12 млн т-км/чел., на автомобильном транспорте -140—160 тыс. т-км/чел., на речном Производительность транспортного средства может быть рас­считана при необходимости определения эффективности данного типа подвижного состава.

Трудоемкость — показатель, обратный производительности тру­да. Он дает информацию о затрате трудовых ресурсов для произ­водства единицы транспортной работы на данном виде транспорта.

Бесплатная лекция: «3.3. Письменность и образование в Киевской Руси» также доступна.

Плотность транспортной сети определяется частным от деле­ния суммы длин эксплуатируемых участков дорог данного вида транспорта на общую площадь территории, на которой они рас­положены. Практически все виды транспорта имеют более густую сеть в европейской части страны. В городах обычно наибольшая плотность дорог приходится на центральные части. В настоящее время плотность сетей в городах не соответствует мощности пото­ка транспортных средств, что отрицательно сказывается на каче­стве обслуживания жителей.

Пропускная способность дороги — это максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу вре­мени через сечение дороги. Можно определять пропускную способ­ность мест перегрузки, например порта водного транспорта.

Провозная способность дороги — это общее количество тонн грузов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу времени.

Пропускная и провозная способности дороги — очень важные показатели для характеристики возможностей транспортной сети и степени ее использования. Они определяются габаритами сети, преж­де всего шириной, качеством дорожного покрытия на автомобиль­ных дорогах, глубиной фарватера на водных видах транспорта, сте­пенью прочности железнодорожного полотна и т.д., а также орга­низацией дорожного движения. На основе этих показателей реша­ются вопросы о развитии сети и ее необходимых параметрах, а также о реорганизации дорожного движения. В крупных городах при увеличившейся интенсивности движения автомобильного транс­порта городские дороги не обеспечивают достаточной пропускной способности, что снижает скорость транспортного потока и требу­ет реорганизации всего дорожного движения. Так, в Москве стро­ится 3-е кольцо для автомобильного транспорта, которое позволит сократить транзитные перевозки по центру города. Московская коль­цевая дорога реконструирована и позволяет большему количеству автомобилей ехать с повышенной, но допустимой по условиям безопасности скоростью движения (в левом крайнем ряду разре­шена скорость до 100 км/ч).

Воздействие улучшения дорожных условий на экономику стра­ны показано на рис. 3.1.

Существует ряд специфических и интегральных показателей для более детальной характеристики работы подвижного состава каж­дого вида транспорта в определенных условиях эксплуатации, например среднее время оборота вагона на железной дороге, чи­стая интенсивность грузовых работ на морском транспорте. Такие показатели рассматриваются детально в курсах по эксплуатации конкретного вида транспорта.

Транспортные работы Определение | Law Insider

  • означает любой проект, который департамент уполномочен осуществлять по закону, включая, помимо прочего, шоссе, платную дорогу, мост, общественный транспорт, интеллектуальную транспортную систему, управление дорожным движением, информационные услуги для путешественников или любой другой транспортный проект. целей.

  • означает любое наземное, морское или воздушное транспортное средство, необходимое для перевозки Застрахованного во время экстренной эвакуации. Транспорт включает в себя, но не ограничивается, самолеты скорой помощи, наземные машины скорой помощи и частные автомобили.

  • означает электричество и любую жидкость или

  • означает любой физический объект, который перемещает или способствует перемещению людей или товаров, включая объекты, указанные в OAR 660-012-0020, но исключая системы электроснабжения, канализации и водоснабжения.

  • означает любой транзит, железную дорогу,

  • означает услуги по перемещению людей и грузов, такие как междугородние автобусные перевозки и пассажирские железнодорожные перевозки.

  • означает составную часть Сборов, включающую сборы, подлежащие уплате TNO и/или DNO за использование их сетей, время от времени применимые в соответствии с Отраслевыми соглашениями, включая сборы, более конкретно именуемые «DUoS» и «TNUoS» и указано как «Включено в ставку за единицу», «Фиксированная» или «Переходная» в Ценовом документе или иным образом сообщено вам как подлежащее оплате в течение Договора на поставку время от времени;

  • означает имеющиеся в любое время средства для приема Газа Грузоотправителя в Точке(ах) Входа, обработки, обработки, транспортировки и повторной доставки Газа в Точке(ах) Выхода в соответствии с Соглашением о Транспортировке, как указано в описании транспортной системы.

  • означает деятельность, направленную на то, чтобы помочь человеку путешествовать из одного места в другое для получения услуг или осуществления жизненных действий.

  • означает общественную перевозку воздушным транспортом пассажиров, багажа, груза и почты по отдельности или в сочетании за вознаграждение или по найму;

  • означает любое из следующего:

  • означает перевозку воздушным транспортом людей или имущества в качестве обычного перевозчика за компенсацию или найм, или перевозку груза или почты воздушным транспортом в рамках воздушной торговли, как определено в 49 U.S.C. § 40102 с поправками.

  • означает любую перевозку на борту корабля, катера, баржи или парома через международные воды.

  • означает самый низкий опубликованный доступный тариф на перевозку для билета Общего перевозчика, соответствующего первоначальному классу перевозки, который Вы приобрели для Вашей Поездки.

  • – договор между КУБ и Заказчиком, по которому КУБ обязуется оказать Заказчику услуги по транспортировке газа.

  • , а «район» означает, что

  • означает стоимость Необходимых по медицинским показаниям транспортных средств, персонала и услуг или расходных материалов.

  • означает любую организацию, предоставляющую собственные или арендованные транспортные средства для перевозки или оказывающую транспортно-экспедиторские услуги или авиаэкспресс.

  • означает соглашение в соответствии с Тарифом, в соответствии с которым Перевозчик предоставляет грузоотправителю транспортные или другие договорные услуги.

  • означает наиболее эффективный и доступный способ перевозки. Во всех случаях, когда это целесообразно, будет использоваться эконом-тариф. Если возможно, будут использоваться билеты общего перевозчика Застрахованного лица.

  • означает компанию или организацию, содействующую и/или предоставляющую транспортные услуги с использованием компьютера или цифрового приложения или платформы для связи или подбора пассажиров с водителями за компенсацию или плату.

  • означает твердые отходы, которые образуются в результате разрушения конструкций и их фундаментов и включают те же материалы, что и строительные отходы.

  • означает объект, на котором владелец или оператор занимается или будет обрабатывать, хранить или удалять опасные отходы рекультивации. Площадка по обращению с рекультивированными отходами не является объектом, на который распространяются корректирующие действия в соответствии с § 264.101 настоящего постановления, но на него распространяются требования к корректирующим действиям, если площадка расположена на таком объекте.

  • означает все твердые и опасные отходы, а также все среды (включая подземные и поверхностные воды, почвы и отложения) и мусор, которые используются для проведения очистки.

  • означает физическое лицо, которое удовлетворяет всем следующим требованиям:

  • означает физическое лицо, которое использует цифровую сеть транспортной сетевой компании для связи с водителем транспортной сетевой компании, который предоставляет транспортной сетевой компании заранее оговоренную поездку до транспортной сетевой компании гонщик в личном транспортном средстве водителя транспортной компании между пунктами, выбранными гонщиком транспортной компании.

Транспорт – определение и примеры

Транспорт
сущ., множественное число: транспорт
[tɹænzˈpɔɹt]
Определение: акт перемещения или перемещения

Содержание

В биологии

транспорт относится к действию или средствам, с помощью которых молекула или ион перемещаются через клеточную мембрану или через кровоток. В этом отношении различают два типа транспорта: (1) пассивный транспорт и (2) активный транспорт. Пассивный транспорт — это вид транспорта, при котором ионы или молекулы движутся по градиенту концентрации; это означает движение из области более высокой концентрации в область более низкой концентрации.

Четыре основных типа пассивного транспорта: диффузия, облегченная диффузия, фильтрация и осмос. Активный транспорт — это вид транспорта, при котором ионы или молекулы движутся против градиента концентрации. Это означает, что движение происходит из области с более низкой концентрацией в область с более высокой концентрацией. Этот вид транспорта требует затрат клеточной энергии и помощи белков (т.е. белков-носителей).

Транспорт Определение

В общем, термин транспорт — это перемещение (чего-либо) из одного места в другое. Его можно использовать как слово действия для переноски, перемещения или передачи чего-либо из одного места в другое.

В биологии транспорт — это действие или средство, с помощью которых молекулы, ионы или субстраты перемещаются через биологическую мембрану, например плазматическую мембрану. Это может также относиться к электронам, транспортируемым по электрон-транспортной цепи.

На клеточном уровне градиент концентрации необходим для клеточного транспорта. Градиент концентрации возникает, когда существует разница концентраций, например, между цитоплазмой клетки и внеклеточной жидкостью. Тогда транспорт может быть 90–128 вдоль 90–129 или 90–128 против 90–129 их соответствующего градиента концентрации.

Транспорт может также использоваться для обозначения транспортной активности крови и других телесных жидкостей в системе кровообращения. Таким образом, транспорт биологических веществ может происходить во внутриклеточной и внеклеточной жидкости.

Этимология:  Термин transport произошел от среднеанглийского, старофранцузского transporter , что означает «переносить» или «перевозить». Оно образовано от латинского transporto , от trans -, что означает «через» и porto , что означает «нести».

Клеточный транспорт

На клеточном уровне транспорт может быть классифицирован как пассивный или активный, простой или упрощенный, внутриклеточный или внеклеточный…

Биологический транспорт на клеточном уровне может быть пассивным или активным . Оба типа нуждаются в градиенте концентрации. Однако они различаются направлением движения относительно градиента концентрации. Пассивный транспорт – это транспорт веществ через плазматическую мембрану из области высокой концентрации в область низкой концентрации. Движение, таким образом, вдоль или в том же направлении, что и градиент концентрации.

Наоборот, активный транспорт представляет собой тип клеточного транспорта, при котором движение против или против направления градиента концентрации. Движение против концентрации или электрохимического градиента указывает на потребность в энергии.

Движение из области низкой концентрации в область большей концентрации. Поскольку движение веществ при пассивном транспорте происходит вниз по склону , кинетической энергии достаточно для движения. В активном транспорте движение составляет вверх по склону , поэтому для запуска процесса требуется более мощный источник энергии. Как правило, он использует химическую клеточную энергию в форме аденозинтрифосфата (АТФ), который клетка вырабатывает метаболически, например, посредством гликолиза и цикла лимонной кислоты.

Активные транспортные механизмы, определение и пример. Активный транспорт поддерживает концентрации молекул и ионов. Те клетки, которые участвуют в активном транспорте, например, нервные и мышечные клетки, имеют ионные насосы, которые управляются АТФ для активного транспорта ионов через плазматические мембраны. В частности, натрий-калиевый насос работает за счет увеличения концентрации ионов натрия вне клетки, что впоследствии создает электрохимический градиент и мембранный потенциал. Изображение (измененное): Мария Виктория Гонзага из Biology Online

 

Пассивный транспорт против активного транспорта

Пассивный транспорт Активный транспорт
Нисходящее движение веществ, т. е. от более высокой концентрации к более низкой Восходящее движение веществ, т. е. от более низкой концентрации к более высокой
По градиенту концентрации Против градиента концентрации
Не требует АТФ В основном требуется ATP
Типы:
  • Простая диффузия
  • Облегченная диффузия
  • Фильтрация
  • Осмос
Типы:
  • Первичный активный транспорт
  • Вторичный активный транспорт
Могут или не могут использоваться мембранные переносчики Требуются мембранные транспортеры
Мембранные транспортеры в вспомогательном пассивном транспорте:
  • Транспортеры глюкозы (транспортные белки глюкозы)
  • Ионные каналы
  • Аквапорины
Первичные транспортеры
  • Ионные насосы
  • Ионные каналы
  • АТФазы (например, натрий-калиевый насос, кальциевый насос, протонный насос, митохондриальная АТФ-синтаза, хлоропластная АТФ-синтаза, вакуолярная АТФаза, транспортеры ABC)

Вторичные транспортеры

  • Антипортеры
  • Симпортеры
Примеры:
  • Простая диффузия газов, например кислород и двуокись углерода (CO 2 )
  • Вспомогательный пассивный транспорт полярных ионов, таких как Na + и Cl
  • Вспомогательный пассивный транспорт полярных молекул, таких как глюкоза и аминокислоты
  • Вспомогательный пассивный транспорт крупных неполярных молекул, таких как ретинол
  • Вспомогательный пассивный транспорт молекул воды через аквапорины во время осмоса и осморегуляции.
  • Пассивный транспорт с помощью белков-переносчиков, пример этого процесса происходит в почках, где глюкоза, вода, соли, ионы и аминокислоты могут отфильтровываться из организма
Примеры основного активного транспорта:
  • Активный транспорт с использованием АТФ через натрий-калиевый насос для перемещения трех ионов натрия (3 Na + ) наружу при перемещении двух ионов калия (2 K + ) в клетку
  • Активный транспорт с использованием окислительно-восстановительной энергии (НАДН) для создания протонного градиента во внутренней митохондриальной мембране
  • Активный транспорт с использованием фотонной энергии (света) для создания протонного градиента во время фотосинтеза

Пример вторичного активного транспорта:

  • Активный транспорт второго субстрата, в то время как другой ион, как правило, Na + , K + или H + ионы, движутся вниз по градиенту концентрации

Жирорастворимые молекулы могут довольно легко перемещаться через липидно-бислойную мембрану (пример диффузии без посторонней помощи или простой диффузии).

Простое определение диффузии и пример. Изображение (измененное): Мария Виктория Гонзага из Biology Online

. Когда в диффузии используются транспортеры , это называется облегченной диффузией.

Определение и пример облегченной диффузии. Изображение (измененное): Мария Виктория Гонзага из Biology Online

На приведенной ниже иллюстрации показано, как происходит пассивный транспорт. Водорастворимые молекулы движутся по градиенту концентрации через мембранные белки. Эти мембранные белки могут быть в форме каналов или носителей.

Канальные белки транспортируются путем облегченной диффузии, образуя проход для молекул. белки-носители челночные молекулы. Они различаются по механизму переноса молекул. Белки-переносчики меняют форму, чтобы переместить молекулу через мембрану. Канальные белки не меняют своей формы. Они остаются открытыми с обеих сторон, охватывая или проникая через плазматические мембраны.

Для активного транспорта требуется энергия, АТФ (первичная метаболическая энергия), которая связана с движением ионов натрия через биологическую мембрану. Это клеточный механизм поддержания концентрации ионов натрия на гомеостатическом уровне.

Одной из основных биологических функций клетки является транспорт биологических молекул, ионов и субстратов. Транспорт может происходить внутри клетки. Например, белок, продуцируемый эндоплазматическим ретикулумом, транспортируется или переносится в аппарат Гольджи для дальнейшей обработки. Это пример внутриклеточного транспорта .

Транспорт также может происходить из клетки наружу, например, внеклеточный , такой как происходит во время секреции или извне в клетку. Существуют вещества, которые могут легко перемещаться через липидный бислойный компонент плазматической мембраны. Например, небольшие неполярные молекулы могут перемещаться через мембрану.

Более крупные неполярные молекулы и полярные молекулы не могут войти или выйти из клетки из-за их размера и полярности соответственно. Тем не менее, они все еще могут перемещаться через мембрану, но им потребуются мембранные белки, чтобы перемещать или транспортировать их через мембрану.

Плазматическая мембрана

Плазматическая мембрана представляет собой избирательно проницаемую мембрану. Его структура является ключом к его способности «избирательно» транспортировать молекулы в клетку и за ее пределы.

  • Липиды , прежде всего фосфолипиды, образуют двухслойную структуру плазматической мембраны. Фосфолипиды образуют так называемый фосфолипидный бислой, состоящий из гидрофильной и гидрофобной областей. «Хвосты» фосфолипидов ориентированы таким образом, что они лежат внутри, а «головы» обращены наружу. Фосфолипидные хвосты гидрофобны; фосфолипидные головки гидрофильны. Из-за ориентации гидрофобного липидного ядра растворимый в липидах материал сможет пройти через этот фосфолипидный бислой, тогда как полярные молекулы, такие как вода, не смогут пройти через него. Благодаря этой особенности плазматической мембраны последнюю называют «избирательно проницаемой мембраной» — или, в некоторых источниках, полупроницаемая мембрана , разделяющая две стороны, внутреннюю и внешнюю часть клетки.
  • Белки в плазматической мембране, как уже указывалось выше, необходимы для транспорта определенных молекул, особенно тех, которые не могут пройти через гидрофобный, неполярный липидный компонент мембранных слоев. В зависимости от местоположения белки могут быть трансмембранными белками (перекрывающими мембрану) или периферическими белками (обнаруженными на периферии). Их также можно назвать формирователями каналов или носителями, что основано на том, как они переносят вещества. Канальные белки облегчают диффузию через «туннель»; переносчики облегчают диффузию, изменяя форму для перемещения веществ через мембрану.
  • Углеводы , связанные с липидами или белками, находятся вне плазматической мембраны. Они помогают клетке связывать вещества, которые ей понадобятся из внеклеточной жидкости, особенно для передачи клеточных сигналов и распознавания клеток.

Обратите внимание!


Факторы, влияющие на диффузию 

Молекулы диффундируют там, где существует градиент концентрации со скоростью, зависящей от таких факторов, как температура, концентрация, расстояние и материал…

  • Молекулы диффундируют при более высоких температурах; медленнее при более низких температурах
  • Чем больше частиц в растворе, тем быстрее диффузия
  • Чем короче расстояние, которое проходят частицы, тем быстрее диффузия
  • Меньшие и более легкие частицы диффундируют быстрее, чем более крупные или тяжелые частицы, поэтому газы диффундируют быстрее, чем жидкости, а жидкости диффундируют быстрее, чем твердые тела
  • В биологических мембранах еще одним фактором, влияющим на транспорт, является полярность. Неполярные молекулы проходят легче, чем полярные. Полярные вещества создают проблемы, когда дело доходит до диффузии через мембрану. Полярные молекулы легко соединяются вне клетки, но не проходят через липидный бислой. В таком случае они могли бы использовать там, где существует белок-носитель или канальный белок. И хотя незаряженные органические молекулы могут проходить через фосфолипидный слой, заряженные молекулы, хотя и небольшие, не смогут пройти так же легко из-за своего заряда. Это ключ к способности плазматической мембраны избирательно транспортировать молекулы.

Движение и транспортировка воды

Вода жизненно важна для любой клетки, поскольку она является основным растворителем в растворе (растворенное вещество называется растворенным веществом). Таким образом, при осмосе вода является единственным пассивно движущимся компонентом, если уж на то пошло. Возьмем, к примеру, движение молекул воды в красных кровяных тельцах, помещенных в три раствора:

Когда клетка погружена в гипотонический раствор (где меньше растворенного вещества и много воды вне клетки), вода имеет тенденцию проникать внутрь клетки. клетки, что приводит к набуханию клетки. Чем больше молекул воды входит в клетку, тем наступает момент, когда клетка лопнет. Но для одноклеточных организмов, таких как протисты, их клетки способны предотвратить это с помощью своих сократительных вакуолей. Везикула собирает лишнюю воду, а затем выкачивает ее из клетки, тем самым регулируя воду внутри клетки.

Что касается растений, то взрыв маловероятен. Растительная клетка зависит от клеточных стенок, которые предотвращают разрыв клетки, когда в клетку попало много воды. Однако в случае воздействия гипертонического раствора (где вне клетки много растворенного вещества и меньше воды) будет выведено много воды. Мембрана растительной клетки отделяется от клеточной стенки по мере того, как цитоплазма сжимается при выходе воды из клетки. Клетки растений теряют тургорное давление из-за недостатка воды, которая его производит. Со временем растение становится заметно увядшим (что можно восстановить, поливая растение достаточно быстро).

Точно так же, когда клетки животных теряют воду, клетки имеют тенденцию сжиматься, что приводит к состоянию, называемому crenation . Так что подумайте о морских животных, таких как морские рыбы. Как они могут процветать, несмотря на гипертоническую среду? Они выделяют высококонцентрированную мочу, помимо выделения соли через жабры.

У людей это определяется как обезвоживание. Когда клетки организма теряют воду, функции клеток ухудшаются или перестают функционировать должным образом. Хорошо, что в мозгу есть специализированные клетки под названием 9.0111 осморецепторы . Эти клетки, обнаруженные у позвоночных, способны определять уровни растворенных веществ в крови. Когда растворенные вещества обнаруживаются как атипично высокие, организм выделяет гормон, который замедляет потерю воды через почки и регулирует осмотическое давление посредством выделения альбумина из печени в кровь.

И наоборот, когда ячейку помещают в изотонический раствор (где вода и растворенные вещества внутри и снаружи примерно одинаковые), в чистом движении воды изменений не происходит.

В растениях транспорт воды внутрь и наружу клеток растения необходим для поддержания их вертикального положения. Растения имеют тенденцию выглядеть увядшими, если их не поливают в течение достаточно долгого времени, потому что количество потерянной воды превышает количество поглощенной воды. Растительные клетки в первую очередь используют осморегуляцию для обеспечения «набухания».

Определение мутности и пример. Изображение (измененное): Мария Виктория Гонзага из Biology Online

 

Посмотрите это видео о плазматических мембранах, их структуре и функциях:

Транспорт на тканевом уровне

На тканевом уровне транспорт представляет собой средство, с помощью которого вещества перемещаются из клетки наружу или в другие части тела. Кровь — это жидкость, циркулирующая в организме высших животных, включая человека. Он транспортирует различные молекулы, такие как дыхательные газы (двуокись углерода и кислород, связанные с гемоглобином эритроцитов), питательные вещества (например, глюкозу, аминокислоты и жирные кислоты), побочные продукты метаболизма для экскреции, гормоны и другие химические сигнальные молекулы. и питательные вещества.

У растений транспорт веществ на тканевом уровне происходит по сосудистым тканям, в частности по флоэме и ксилеме. Ткани флоэмы отвечают за проведение фотосинтетических материалов, тогда как ткани ксилемы проводят воду и питательные вещества от корней к различным частям растения.

 

Пройди тест!

Викторина

Выберите лучший ответ.

1. Транспорт с затратой энергии

Простая диффузия

Активный транспорт

Пассивный транспорт

2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *