Кто изобрел канцелярскую скрепку: Кто изобрел современную канцелярскую скрепку

Кто изобрел современную канцелярскую скрепку

Вопрос–ответ

Фото
silencePOTATO / Alamy via Legion Media

У нее несколько изобретателей

Необходимость упорядочивать груды различных деловых бумаг возникла очень давно. Поначалу педантичные канцелярские работники связывали их стопками или рулонами с помощью лент или же прошивали нитками. А вот на то, чтобы изъять из такой связки одну из них, внезапно понадобившуюся, необходимо было потратить немало времени.

А потому в середине XIX века для облегчения этого процесса бумаги стали скалывать за уголки портняжными булавками, но они зачастую ранили руки делопроизводителей во время поиска нужного документа.

Первым патент на проволочную скрепку для бумаг получил в США в 1867 году Сэмюэл Фэй, но его изобретение не было похоже на привычные нам приспособления для скрепления бумаг. Производить скрепки современного образца начала британская компания The Gem Manufacturing Company. По некоторым данным, компания выпускала скрепки под маркой Gem с начала 1870-х годов, но их изображения не сохранились. На рекламном плакате скрепок Gem 1893 года изображена знакомая всем скрепка. В 1899 году американец Уильям Миддлбрук запатентовал машину для изготовления проволочных скрепок образца Gem. В Швеции слово «gem» обозначает любую скрепку.

Фото
Wikimedia Commons

В Норвегии же изобретателем скрепки принято считать уроженца страны Юхана Волера. В 1899 году он сделал эскизы так называемой палеоскрепки, очень похожей на современную, и в 1901-м запатентовал свое изобретение в Германии.

Памятник скрепке в Осло

Фото
Lars Roede via Wikimedia Commons

С 1901 по 1940 год была придумана масса модификаций канцелярских скрепок самых различных форм, однако ни одна из них не смогла успешно соперничать с продукцией британской компании. В Норвегии ее тоже предпочитали скрепкам Волера.

Скрепки «национальной» формы потребовались норвежцам только в годы Второй мировой войны. В 1940 году, захватив страну, нацисты поставили у власти оккупационное правительство и запретили местным служащим носить форменные пуговицы с инициалами изгнанного норвежского короля Хокона VII. Тогда его подданные вспомнили об изобретении Волера и стали носить на одежде его прямоугольные скрепки, ставшие визуальным воплощением национального девиза периода оккупации: «Мы едины» (дословно — «связаны вместе»).

В феврале 1990 года в центре столицы Норвегии Осло был установлен 5-метровый памятник в виде скрепки Волера, выполненный из нержавеющей стали.


Теги

  • история

Сегодня читают

Ответьте на 5 вопросов, а нейросеть нарисует, как видят вас окружающие

Тест: посмотрите на свою позу и узнайте, что вы сейчас чувствуете

Выберите лампочку и получите совет от нейросети, который изменит вашу жизнь к лучшему

Австралийский тест на выживание: сможете отыскать змею за 15 секунд?

Тест: выберите блюдо и узнайте, какая страна вам подходит

Кто изобрел канцелярскую скрепку.

Виды скрепок и как правильно выбрать. › — Новости СМИ

Традиционно для скрепления листов бумаги в офисе используют скрепки. Канцелярская скрепка — это неизменный атрибут на столе офисного работника, но мало кто знает, как она появилась и менялась с течением времени.

Кто изобрел канцелярскую скрепку

История этого элемента, нужного для оформления офисной документации, началась ещё в 13 веке. Именно тогда на территории европейских стран появилась бумага, широко распространившаяся по всему континенту. Вместе с ней появилась и необходимость чем-то скреплять листы, чтобы они не разлетались на ветру. Так появились первые прообразы скрепки — через надрезы в бумаге продевали матерчатую ленту. Надежность крепления оставляла желать лучшего, но процесс начался.

Считают, что тем, кто изобрел канцелярскую скрепку, является американский врач Джон Хауи. В 1835 году он изобрел тонкие швейные булавки, и их стали использовать повсеместно.

Правда, вскоре встал вопрос о том, как сделать булавку более безопасной — секретари и делопроизводители предприятий заметили, что булавка слишком сильно дырявит бумагу и становится причиной появления на готовых документах кровавых пятен. Брошюруя документы, секретарша легко укалывала палец втыкаемой в них булавкой, и капли крови пачкали все.

Вторым человеком, которого можно назвать тем, кто придумал канцелярские скрепки, можно назвать Сэмюэля Фэя. Именно он обратил внимание, что бумаги удобно скреплять проволочными пружинками, с помощью которых раньше к готовой одежде крепили ярлычки. В офисах такие варианты нашли свое применение, но официальным владельцем патента на скрепки из металла является норвежский инженер Юхан Волер. Изобретатели предлагали еще несколько видов скрепок, но вариант, предложенный норвежцем, оказался самым удачным, и с 1901 года он получил на знакомые нам скрепки патент.

Но на этом работа над внешним видом и конструкцией известной всем канцелярской принадлежности не закончилась.

С 1904 года современный вид скрепки принадлежит рукам работников фирмы из Великобритании — Gem Manufacturing. Именно им мы обязаны тому, как выглядят скрепки современного образца.

Как выглядят современные скрепки

Последующие метаморфозы коснулись только внешнего вида канцелярских креплений. С самого начала изменяют материал скрепок и их форму. В продаже сейчас можно отыскать скрепки:

 

  • из светлого или желтого металла;

  •  

  • пластиковые;

  •  

  • из металла, поверх которого нанесен слой пластика;

  •  

  • в виде птиц и животных;

  •  

  • необычной конструкции — «совы» и «бабочки». Эти типы скрепок позволяют захватить за один раз большее количеств листов бумаги, что упрощает архивацию документов.

  •  

    Продают их упаковками, в которых находится несколько десятков штук. Одной такой упаковки не хватит и на неделю при активном использовании, так что закупают их большими пачками и выдают несколько упаковок каждому работнику компании.

    Из чего делают современные скрепки

    К тому, из чего делают скрепки, относят металл, металлический сплав и пластик. В зависимости от того, какой из материалов был использован, различаются качества канцелярской принадлежности. Крепления из чистого металла или ничем не покрытого сплава на вид более просты, но прослужат дольше. Единственный недостаток — окисление металла под воздействием кислорода. Если крепление на бумагах будет держаться годами, есть шанс, что оно поржавеет, и ржа перебросится на документы. От старости металлический крепеж может превратиться в труху и сломаться при прикосновении к давно архивированным бумагам. Чтобы не нарушить порядок, стоит обновлять крепления хотя бы раз в несколько лет.

    Чтобы на бумагах в архиве не оставалось следов, стоит подбирать, из какого металла скрепки, использованные в момент архивации, изготовлены. Специально для таких целей используют пластмассовые варианты или крепления из металла, с внешней стороны покрытые тонким слоем пластика.

    Перед тем, как закупиться принадлежностями, определите, какого размера канцелярские скрепки необходимы для архивации документов. Чем больше бумаг нужно скрепить вместе, тем больше должна быть вместительность крепления.

    Норвежцы испытывают гордость от того, что именно их соотечественник изготовил настолько популярную принадлежность для канцелярии. Им не стоит объяснять, что такое скрепка — они прекрасно знают, как она выглядит. В столице Норвегии, городе Осло, с 1990 года установлена скульптура в виде скрепки высотой в 5 метров. Разработчиком дизайна статуи выступил Яр Эрис Паульсон. Этот памятник можно назвать одним из самых удивительных творений человечества, но крепление достойно того, чтобы его увековечили.

    Пластмассовые крепежи не такие прочные и вместительные, но более безопасны и не оставляют на поверхности документов каких-либо следов.

    № 769: Скрепка


    № 769:
    БУМАЖНАЯ СКРЕПКА

    Джон Х. Линхард

    Щелкните здесь для прослушивания аудио эпизода 769.

    Сегодня посмотрим на незаконченную скрепку. Инженерный колледж Хьюстонского университета представляет эту серию о машинах, которые делают наша цивилизация управляется, и люди, чьи изобретательность создала их.

    Несколько лет назад я отправил бумагу в редакцию. я случайно поставил вместе со скрепкой, которую я привез из Югославия. Он был в восторге. Он собирал бумагу клипы. Это было то, что он не видел. После этого я нашел другой клип для всего, что я ему отправил. я никогда не иссякают вариации.

    В этой серии мы увидели, что настоящая мать изобретение – это творческое удовольствие, которое оно нам доставляет. огромное разнообразие скрепок свидетельствует о удовольствие, которое они доставили своим изобретателям. Тем не менее, скрепка удовлетворила старую и насущную потребность.

    До этого века мы связывали бумаги лентой или нить. Если пучок был достаточно мал, мы использовали прямая булавка — даже прищепка. Инженер/историк Генри Петроски изучил Эта проблема. Он находит много поздних 19век экспериментов, а только один патент, от 1887 года. была клипса из мягкого металла, которую можно было согнуть, чтобы держать бумагу.

    Теперь: возьмите современную скрепку и изучите ее. сложная простота. Это чудесный кусочек сжатая изобретательность. Норвежец Йохан Ваалер. обычно называют изобретателем скрепки. В Норвегии не было патентного ведомства, поэтому он подал Американский патент на набор квадратных и треугольных клипы.

    Это было в 1901 году. И, может быть, это была первая бумага клип патент. Но есть одна загвоздка. Полностью развитый скрепка, которую мы используем сегодня, появилась двумя годами ранее в патенте 1899 г. Подвох в том, что это был не патент на скрепку. Вместо этого Уильям Миддлбрук запатентовал машину, которая будет делать проволочную бумагу клипы.

    В одном углу его патентного рисунка находится клипса. машина бы сделала. Он имеет круглую верхнюю и нижнюю части так знакомо сегодня. Мы называем это скрепкой Gem потому что Миддлбрук изобрел свою машину для Gem Company в Англии.

    Тем не менее, Gem — это лишь компромиссное решение очень трудная проблема. Учитывайте подводные камни, ожидающие для новой скрепки. Он должен оказывать цепляющее действие схватить. Он не должен путаться с другими клипами в коробка. Он должен легко наноситься и удаляться. Это не должны разрывать бумагу или оставлять следы ржавчины. Это должен быть дешевым и простым в изготовлении. Его использование должно быть очевидный.

    Один создатель клипов Gem сказал, что получает десять писем в месяц предлагая улучшения. Но люди могли улучшить одной области только за счет другой.

    Так что скрепка остается дразнящим упражнением в элегантности и изысканности. Это болтается затяжной вызов. Ибо это изобретение еще не сделанный. Мы все еще ждем идеальной скрепки. И кто знает:

    Может быть, именно ВЫ, наконец, отдадите его нам.

    Я Джон Линхард из Хьюстонского университета. где нас интересует, как изобретательные умы работа.

    (Музыкальная тема)


    Петроски Х. Эволюция артефактов. Американский ученый , Vol. 80, Сентябрь/октябрь 1992 г., стр. 416-420.
    Двигатели нашей изобретательности Copyright © 1988-1997 Джон Х. Линхард.

    Предыдущий Эпизод | Поиск эпизодов | Индекс | Дом | Далее Эпизод

    Он был изобретен в 1899 году. С тех пор он не улучшался.

    Getty Images/BananaStock через Thinkstock.

    Скрепка для бумаг — нечто вроде фетиша в дизайнерских кругах. Его лаконичная, обработанная эстетика и недорогое повсеместное распространение обеспечили ему место на выставке Humble Masterpieces в MoMA 2004 года. Это был слишком высокий пьедестал для дизайнерского критика Майкла Берута, который ответил эссе под названием «К черту простую скрепку». Он утверждал, что дизайнеры хвалят якобы не авторские объекты, такие как скрепка для бумаг, потому что они не хотят выбирать между рекламой конкурента и эгоистичной рекламой собственных разработок. Берут может быть прав в отношении мотивов своих коллег, но он ошибается в отношении скрепки: не все так просто.

    Большинство предметов повседневного обихода, таких как ключ, книга или телефон, эволюционируют постепенно, и 20 -й век произвел революцию, рационализацию или технологизацию подавляющего большинства вещей, которые вы держите в своем доме. сдать в течение среднего дня. Но если бы вы могли войти в офис в 1895 году, пройдя мимо запряженных лошадьми автобусов и рядов деревянных телефонных коммутаторов, вы могли бы найти на столе совершенно узнаваемую блестящую серебряную скрепку для бумаг. То, что тогда было совершенно новой технологией, сейчас, более века спустя, вероятно, находится на том же месте и готово выполнять те же задачи. Почему канцелярская скрепка так быстро обрела свою форму и почему она так долго с нами?

    До скрепки была бумага. Когда она была разработана в Китае в первом веке нашей эры, бумагу делали из хлопка и льна. (Некоторая современная бумага все еще изготавливается таким образом; на ней печатается большая часть валюты.) Эта тряпичная бумага была дорогой в производстве, поэтому она в основном использовалась для постоянного письма и сшивалась в переплетенные тома. Временное письмо — отслеживание шумерской кредиторской задолженности или приглашение друга на вечеринку по случаю дня рождения в Помпеи — делалось на глиняных или восковых табличках, которые можно было протереть и использовать повторно.

    В 19 веке изобретение целлюлозно-бумажных фабрик и бумажных фабрик сделало недорогую бумагу широко доступной; рост торговли, бюрократии и грамотности превратил его в массу отдельных листов бумаги. Фигурой, наиболее ответственной за создание и заботу обо всех этих документах, был клерк. Как указывает Адриан Сорок в книге «Объекты желания: дизайн и общество с 1750 года » , клерк был существом с неопределенным статусом, человеком, который добился респектабельности среднего класса, но которому часто не хватало как управленческих обязанностей, так и зарплаты среднего класса: Подумайте о Бобе Крэтчите в Рождественская песнь , работая без конца на неблагодарного босса. Эти клерки часто были окружены бумагами, которые нужно было рассортировать по закуткам или связать в пачки веревкой. Это был новый вид срочной, но по существу бессмысленной работы. (Неудивительно, что знаменитый сдержанный писец Мелвилла, Бартлби, постоянно повторял: «Я бы предпочел этого не делать».) эта приливная волна 19канцелярские товары века:

    «Mr. Снагсби имел дело со всеми видами пустых форм судебного процесса; в шкурах и рулонах пергамента; на бумаге — форзац, короткая, черновая, коричневая, белая, бело-коричневая и промокательная; в марках; в конторе — перья, ручки, чернила, резина, наброски, булавки, карандаши, сургуч и облатки; в бюрократизме и зеленом хорьке; в бумажниках, альманахах, дневниках и юридических списках; в ящиках для шнурков, линейках, чернильницах — стеклянных и свинцовых — перочинных ножах, ножницах, шилах и других мелких канцелярских столовых приборах; словом, в статьях, которых слишком много, чтобы упоминать…»

    com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-087becc5f8e8585655d5b1c2bcc10706-component-7@published»> Здесь, в инвентаре мистера Снегсби, мы находим самого прямого предшественника скрепки: прямую булавку. Как отмечает Генри Петроски в своей книге «Эволюция полезных вещей », индустрия изготовления булавок была иллюстрацией индустриализации, имевшей место до механизации. В первой главе книги Адама Смита «Богатство народов » есть отрывок, описывающий способ, которым в производстве железных булавок использовалось разделение труда: один человек тянул железную проволоку, другой выпрямлял ее, третий разрезал ее. и так далее. Смит отметил, что 10 человек, занятых на 10 различных этапах производственного процесса, могли вместе изготавливать около 48 000 булавок в день, тогда как один человек, работая в одиночку, не мог сделать даже 20. К концу 19 века-й век, этот процесс был настолько эффективен, что полфунтовую коробку булавок можно было купить за 40 центов. Но хотя железные булавки были дешевыми, простыми в использовании и одноразовыми, у них были очевидные недостатки: они ржавели и протыкали, оставляя пятна и дыры в бумагах, которые они сжимали вместе.

    Пластина II изготовления булавок в Энциклопедии , 1762.

    Epinglier/Defehrt/Goussier через artoftheprint.com.

    Что позволило перейти от штифта к зажиму, так это разработка в 1855 году недорогой стали промышленного производства, которая имеет правильный баланс прочности и гибкости для изготовления гусениц, труб, проволоки и почти любого другого куска металла. 20 -я металлическая инфраструктура -го века. Производители могли бы использовать новую гибкую стальную проволоку, чтобы перемещать пространство, изготавливая прочные, нержавеющие крючки, английские булавки, вешалки для одежды и скрепки. А в последней четверти 19 века были выданы патенты почти на каждую форму стальной проволоки, которую можно было вообразить полезной.

    Т-булавки Cushman & Denison запатентованы в 1902 году.

    Изображение коробки с сайта Officemuseum.com.

    Скрепка для бумаг, о которой мы чаще всего думаем, представляет собой элегантную петлю внутри петли из пружинистой стальной проволоки. В 1899 Уильяму Миддлбруку был выдан патент на конструкцию не клипсы, а механизма, из которого она изготовлена. В 1904 году он продал патент американскому производителю канцелярских принадлежностей Cushman & Denison, который зарегистрировал его как зажим Gem. Довольно красивый патентный рисунок Миддлбрука показывает зажим не как изобретение, а как результат изобретения: лучшее решение для старая проблема, используя новый материал и новые производственные процессы. Свернутая в такой форме, стальная проволока была достаточно гибкой, чтобы разжаться, позволяя бумагам протиснуться между ее петлями, но достаточно упругой, чтобы снова сжать эти бумаги вместе. Когда петли расходятся слишком далеко друг от друга и сталь достигает своего предела упругости, зажим ломается. Однако это свойство также принадлежало многим другим формам зажимов, разработанным примерно в то же время.

    1899 г. Патент США на машину для скрепок / USPTO.

    В Музее ранних офисов собрано замечательное количество таких предметов. Была простая и угловатая скрепка Fay, которая в 1867 году, вероятно, является самой ранней запатентованной скрепкой для бумаг. Слегка напоминающий кишечник зажим Райта, запатентованный в 1877 году. Зажим Niagara, очаровательно выглядящий как два зажима, держащихся за руки, запатентованный в 1897 году. Зажимы начала 1900-х годов, получившие более рыночное название Common-Sense и Hold-Fast. Некоторые из них, такие как канцелярская скрепка Ideal в форме лука и скрепка двуглазой совы, до сих пор можно найти в шкафах с припасами. Некоторые из этих зажимов лучше подходили для закрепления больших стопок бумаги; в некоторых использовалось меньше проволоки, и поэтому они были дешевле; у некоторых меньше шансов запутаться в коробке. Но ключ к успеху зажима Gem можно найти в том факте, что сначала он был запатентован как механизм: форму, для изготовления которой потребовалось всего три плавных изгиба и надрез, было легко автоматизировать, дешево производить, а Полученная форма, которая аккуратно убирает острые концы проволоки, была легкой, простой в использовании и вряд ли порвала закрепленную ею бумагу.

    слева; клип Фэй, клип Райт, клип Ниагара, клипы Common-Sense и Hold-Fast.

    Патентные изображения через Officemuseum.com.

    com/_components/slate-paragraph/instances/cq-article-087becc5f8e8585655d5b1c2bcc10706-component-15@published»> Как только скрепка была вставлена, прямая булавка была вынута и оставлена ​​швеям и шляпникам. В то же время его офисная среда постоянно менялась. В книге Сорока он указывает, что типичный стол клерка 19 -го века был окружен рядами закутков: «Клерк, сидящий за столом с высокой спинкой, мог видеть свою работу от себя и немного по обе стороны от него». , но он не мог видеть дальше своего стола, и никто другой не мог видеть, что он делал, не подойдя к нему через плечо. Такой стол, — отмечает Сорок, — предполагал, что клерк несет ответственность за его содержимое и за свою работу; он представлял собой небольшой частный домен, возможно, с откидной крышкой, которую можно было закрыть в любое время, чтобы защитить свою конфиденциальность». С появлением научного управления, которое применяло то же разделение труда, что и при производстве булавок, к задачам канцелярских работников, постоянное делопроизводство было перемещено в отдельный отдел. Со всем остальным справятся скрепки. Когда необходимость в закутках отпала, стандартом стал стол с плоским верхом, обеспечивающий больший доступ света и воздуха, но менее уединенный.

    С тех пор скрепка Gem столкнулась с конкурентами, предлагающими насечки, наконечники и глазки, но она по-прежнему остается самой продаваемой формой скрепки. Многие из этих других скрепок для бумаги улучшают аспекты скрепки Gem, но они также вызывают новые проблемы. Ребристые скрепки, впервые запатентованные в 1921 году, крепче сжимают бумагу, но также с большей вероятностью рвут ее. Клипсы с загнутой вверх кромкой легче надеваются, но они делают стопки громоздкими. Другие конкуренты решают проблемы, которые, честно говоря, не так уж проблематичны. Запатентованная в 19 году клипса, экономящая время.92 имеет две петли на каждом конце, но время, потерянное офисными работниками, находящими правильный конец зажима, кажется, не мешает спать по ночам. А скрепка Gothic, запатентованная в 1933 году, имеет заостренную внутреннюю петлю и более длинные «ножки», чем скрепка Gem, что снижает вероятность изгиба и разрыва бумаги. Он используется некоторыми библиотеками и архивами, и во многих отношениях он представляет собой подлинное улучшение формы Gem, но для большинства из нас случайные разрывы или вмятины на верхнем листе этой стопки счетов не так уж важны. Иногда лучший дизайн — это тот, который, как и Gem, достаточно хорош.

    Реклама скрепок Gem, появляющаяся в Office Appliances , Volume 36, 1922.

    Минималистичный, безжалостно простой и мгновенно знакомый современному глазу даже в рекламе 1894 года, его настойчивость сделала скрепку воплощением одноразового, анонимного, искусственно созданного объекта. Это сделано для секретарей, для помощников, для подчиненных и на побегушках. Это стало наиболее полезным только тогда, когда миллионы листов бумаги нужно было сгруппировать, но их также нужно было снова разобрать. Скрепка может нести больше физического вреда, но скрепка несет сизифову опасность: как только вы скрепите листы вместе, вам, вероятно, придется их разъединить, а затем скрепить другие, а затем расстегнуть. так и продолжайте до тех пор, пока не выйдете на пенсию, или пока не получите перерыв в своей актерской карьере. Возможно, если бы Microsoft выбрала объект, менее напоминающий бессмысленный труд, оптимизм ее столь ненавидимого офисного помощника Clippy казался бы менее безумным и, следовательно, менее подходящим для насмешек. Эта бессознательная ассоциация формы скрепки с гнетом бесконечности играет роль в картинах Сары Моррис «Клип».

    Скрепкус Сары Моррис, 2010 г.

    Предоставлено художником и галереей Фридриха Петцеля, Нью-Йорк.

    Но если скрепка может быть символом бесконечной тяжелой работы, ее также можно скручивать, разрывать и использовать как инструмент. И в этом качестве многие из практик, для которых он лучше всего подходит, противоположны коммерчески продуктивному, гигиеничному и морально бессмысленному акту вырезания бумаги. Скрепки можно использовать для вскрытия замков, чистки под ногтями и взлома телефонов. В расправленном виде они используются офисными работниками, чтобы отвлечься от монотонности их использования по прямому назначению. Почти каждый читатель романа Джошуа Ферриса об офисной жизни, Тогда мы подошли к концу , становится частью его коллективного рассказчика, когда они читают фразу: «Если случайно валялась канцелярская скрепка, мы, скорее всего, согнем ее», и каждый подчиненный «белых воротничков» должен найдите знакомое описание офисной жизни Дэвида Фостера Уоллеса в «Бледный король »: «На самом деле тяжелая работа за столом состоит из прерывистых небольших урывков, коротких интервалов концентрации, чередующихся с частыми походами в мужской туалет, к питьевому фонтанчику, торговому центру. машина, постоянные визиты к точилке для карандашей, телефонные звонки, которые вы внезапно чувствуете необходимым сделать, периоды увлеченного наблюдения за тем, в какую форму вы можете согнуть скрепку, и т. д. ». Канцелярская скрепка, которая обладает недорогой стоимостью, взаимозаменяемостью и постоянством, также использовалась в качестве символа для многих: школа Теннесси собрала 6 миллионов канцелярских скрепок, чтобы символизировать евреев, убитых во время Холокоста, проект, задокументированный в фильме Miramax 2004 года. А его доступность может быть символом скромного начала: в 2005 году канадец по имени Кайл Макдональд взял красную канцелярскую скрепку и начал серию онлайн-сделок, которые в конечном итоге принесли ему дом (не говоря уже о блоге, книге и многом другом). публичных выступлений). Философское тщеславие под названием «максимизатор скрепки» представляет собой искусственный интеллект, который, запрограммированный людьми исключительно на производство как можно большего количества скрепок, в конечном итоге захватывает Землю и расширяет пространство в поисках материала, оставляя триллионы скрепок для бумаг. некому их использовать.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *