ТТН (Товарно-транспортная накладная)
ТТН (Товаро-транспортная накладная) предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.
ТТН состоит из двух разделов – товарного (стр1.) и транспортного (стр. 2)
ТТН старого образца | |
стр. 1 | стр. 2 |
ТТН нового образца | |
стр. 1 | стр. 2 |
Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя.
Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспортных услуг с организацией — владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам.
Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций.
Правильное оформление товарно-транспортной накладной важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором.
ТТН составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются). Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Как правило, ТТН выписывается в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ (товароматериальных ценностей) со склада. Второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю.
Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора. В зависимости от особенностей товаров к ТТН могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
Товарно-транспортная накладная: порядок заполнения в деталях
Редакция документа: 6 февраля 2014 14 сентября 2016 15 июля 2019
Газета № 132 / 2019
Товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) сегодня является документом, подтверждающим факт перемещения товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) для всех участников данного процесса. Вот поэтому роль ТТН не стоит недооценивать. Поскольку сейчас, к сожалению, нет действующей инструкции или порядка ее заполнения, попытаемся разобраться в данном вопросе.
В свою очередь, мы обратим внимание на недавние важные изменения в Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.1997 г.
Среди прочего изменилось определение ТТН, отредактирована ее форма из приложения 7 к Правилам перевозок грузов (сокращено количество информации, которую указывают в ТТН) и определен порядок оформления электронных ТТН (об э-ТТН мы расскажем в отдельном материале нашей темы недели)
Согласно обновленному определению, ТТН — единый для всех участников транспортного процесса документ, предназначенный для учета ТМЦ на пути их перемещения, расчетов за перевозку груза и учета выполненной работы, и является одним из документов, который могут использовать для списания ТМЦ, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, может быть составлен в бумажной и/или электронной форме и должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Правилами перевозки грузов.
Существуют специальные ТТН для перевозки алкогольных напитков, спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих примесей, нефтепродуктов, молочного сырья, хлебобулочных изделий и общая ТТН — для всех остальных ТМЦ. Мы, в свою очередь, подробно ознакомимся с последней, ведь именно для нее сейчас не разработан детально регламентованный порядок заполнения.
Когда необходимо применять ТТН
ТТН — обязательный документ для осуществления внутренних перевозок грузов (исключение — у водителя есть другой определенный законодательством документ на груз) (ст. 48 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III, далее — Закон об автотранспорте).
Более того, согласно п. 11.1 Правил перевозок грузов ТТН по форме из приложения 7 к данным Правилам — основной документ на перевозки грузов.
Как и ранее, ТТН следует оформлять при перевозке груза автомобильным транспортом на договорных началах, т. е. когда предоставляется услуга по перевозке груза. Ведь ТТН как обязательный документ названа только для водителя юрлица или физлица-предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки на договорных условиях (п. 1 Перечня документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, приведенного в приложении к постановлению КМУ от 25.02.2009 г. № 207, далее — Перечень № 207).
Вместе с тем оформление перевозок грузов ТТН осуществляется независимо от условий оплаты за работу автомобиля (п. 11.2 Правил перевозок грузов). В свое время Мининфраструктуры в письме от 03.09.2013 г. № 10092/25/10-13 (
Косвенное подтверждение по поводу того, что ТТН нужна только при перевозке на договорных условиях, содержит и п. 14.4 Правил перевозок грузов, посвященный расчетам за перевозки. В нем указано, что счет за выполненные перевозки выписывается только на основании надлежащим образом оформленных ТТН.
Полная версия материала доступна подписчикам издания «Интерактивная бухгалтерия»
войти | Попробовать бесплатно |
или
Оформить подписку
Тариф СтандартУзнать больше о тарифе |
Нуждаетесь в помощи?
Обратитесь в службу поддержки: 0 800 210 103.
Звонки бесплатные с любого номера.
Когда выдается коносамент? — Наземные, морские и воздушные перевозки
В закупку, хранение, обработку и транспортировку товаров, приобретенных за границей, вовлечено очень много сторон. В конце концов, вам нужны покупатель и продавец, дальнобойщики, извозчики, поезда, авиалинии, морские перевозчики, склады и распределительные центры — все они участвуют в доставке товаров из точки А в точку Б. брать на себя право собственности и ответственность за товары на протяжении всего процесса. В отличие от простой покупки в продуктовом магазине, когда чек при покупке указывает на то, что вы являетесь новым владельцем товара, покупка товаров за границей не так проста. Для этого необходимо оформить коносамент.
Коносамент играет несколько ролей . Во-первых, он служит квитанцией об отгрузке товаров, указывающей, когда они были погружены на судно. Во-вторых, коносамент действует как договор перевозки, то есть он содержит все необходимые сведения о типе, количестве, состоянии и месте назначения товара. Он также служит названием товара. Другими словами, тот, кто владеет оригинальным коносаментом, претендует на право собственности на товары.
Что означает выдача коносамента? Для осуществления доставки должен быть выдан коносамент. Обычный коносамент выдается перевозчиком или, в случае морского фрахта, морским перевозчиком. Морской перевозчик — это тот, кто обеспечивает международную перевозку товаров, причем основным видом транспорта является водный путь, хотя они также могут сочетать железнодорожные и автомобильные перевозки.
Проще говоря, коносамент выдается, чтобы указать, что груз был погружен на соответствующее судно для международного транзита.
Когда выдается коносаментКоносамент выдается в момент его погрузки на судно для международного транзита. В случае морского транзита коносамент выдается в момент его погрузки на морское судно. Однако есть исключение в случае мультимодальных перевозок. Экспедиторские компании и NVOCC могут выдавать мультимодальные коносаменты в момент погрузки товаров в железнодорожном порту.
Например, если компания из Миннеаполиса отправляет 200 фунтов кофе в Малайзию морем, коносамент может быть выдан в одном из двух пунктов. Если товары доставляются грузовиками в морской порт, коносамент будет выдан в момент погрузки товаров на судно для отплытия. Однако компания из Миннеаполиса могла бы также работать с NVOCC для организации интермодальных перевозок товаров по железной дороге в порт. В этом случае доковая квитанция будет выдана в момент, когда товары забираются у дверей компании грузовиком, а мультимодальный коносамент будет выдан в момент их погрузки на грузовой поезд в железнодорожном порту Миннеаполиса. .
Вы можете рассматривать международную сделку, связанную с отгрузкой товаров, как имеющую два уровня вовлеченных сторон. На одном уровне у вас есть фактический покупатель и продавец товара. В нашем предыдущем упомянутом случае это была бы компания в Миннеаполисе, продающая кофейные зерна, и компания в Малайзии, закупающая кофейные зерна. Следующим уровнем или уровнем вовлеченных сторон будет NVOCC или экспедитор, а также судоходная линия или перевозчик. Когда дело доходит до коносамента, выпускаются два разных типа для размещения обоих уровней или слоев сторон, участвующих в этой сделке.
Существует два типа коносаментов : 1) коносамент компании и 2) основной коносамент. Коносамент дома служит на уровне покупателя/продавца. Он выдается экспедитором или NVOCC, но фактический грузоотправитель и фактический грузополучатель будут указаны в HBL. Уведомление о HBL может быть таким же, как грузополучатель, но это может быть любая другая сторона, как указано в аккредитиве .
Основной коносамент выдается перевозчиком или судоходной компанией и указывает грузоотправителя как NVOCC, их агента или экспедитора. Грузополучателем обычно является агент назначения или партнер NVOCC (экспедитор/NVOCC в иностранном государстве, в которое или из которого отгружаются товары) 9.0003
Заключение Коносаменты могут быть сложной темой. Они имеют решающее значение для международных перевозок любых товаров, но с таким количеством сторон, участвующих в доставке контейнера, возникает путаница, когда и кто выдает какие типы коносаментов. Коносамент служит трем основным целям: 1) квитанция о том, что товары были погружены на судно для международной перевозки, 2) договор перевозки с подробным описанием груза и 3) право собственности на груз, указывающее на право собственности на груз. . Собственный коносамент выдается экспедитором или NVOCC для указания фактического покупателя и продавца товаров, в то время как основной коносамент выдается перевозчиком или судоходной линией и указывает грузоотправителя и грузополучателя в качестве местного и иностранного фрахта. экспедиторы или агенты, участвующие в перевозке товаров.
Если у вас есть какие-либо вопросы относительно коносаментов, когда они выдаются, как их получить и какой тип подходит для вашей ситуации, позвоните одному из членов нашей команды , и мы будем рады помочь вам. !
Дата коносамента
Правильная датировка коносамента имеет большое значение. Он является существенным в контексте договора перевозки, договора купли-продажи и сделки документарного аккредитива, если оплата груза осуществляется посредством аккредитива.
По договору перевозки грузоотправитель имеет право требовать, чтобы коносамент был правильно датирован. Если капитан или другой агент перевозчика неправильно датирует вексель по небрежности, перевозчик как принципал несет ответственность за ущерб, если грузоотправитель понес убытки в результате неправильной даты. Подразумевается обязательство проявлять должную осторожность при датировании законопроекта.
также может иметь отношение к договору купли-продажи. В большинстве международных договоров купли-продажи предоставление коносамента с неправильной датой квалифицируется как нарушение условия и дает покупателю право отклонить вексель и считать договор купли-продажи расторгнутым.
Если оплата груза осуществляется посредством аккредитива, в аккредитиве часто указывается дата отгрузки товара, так что дата коносамента также имеет значение. Лицо, которое преднамеренно проставляет коносамент задним числом, чтобы внести его в срок отгрузки в аккредитиве, действует мошеннически.
«Отгруженный» 1 и «Принятый к отгрузке» Коносаменты
В зависимости от времени, когда перевозчик принимает груз, коносамент может быть «отгруженным» или «полученным к отгрузке» . Практическая разница между этими двумя формами значительна. Когда перевозчик выставляет счет за отгрузку, он подтверждает, что товары погружены на борт судна. Когда он выставляет счет «получено к отгрузке», он подтверждает только то, что товары переданы ему на хранение; в этом случае товары могут храниться на складе или складе под его контролем или даже на пристани. Поэтому счет «отправлен» более ценен для грузоотправителя, чем счет «получен к отгрузке», поскольку он подтверждает, что отгрузка состоялась.
Контейнерный коносамент, выданный при получении груза перевозчиком на погрузочной станции, обычно является коносаментом «получено к отгрузке».
Правильной датой накладной «получено к отгрузке» является дата, когда товар принят на хранение перевозчиком. С другой стороны, правильной датой «отгруженной» накладной является дата фактической погрузки товара на борт.
«Полученная» накладная, превращенная в «отгруженную» накладную
В соответствии с Гаагскими, Гаагско-Висбийскими и Гамбургскими правилами грузоотправитель имеет право требовать от перевозчика выдачи коносамента после получения груза в его ведение.
Статья III (3) Гаагских и Гаагско-Висбийских правил предусматривает:
«3. После получения груза под свою ответственность перевозчик или капитан или агент перевозчика должны по требованию грузоотправителя выдать коносамент ()».
Статья 14.1 Гамбургских правил гласит:
«1. Когда перевозчик или фактический перевозчик принимает груз под свою ответственность, перевозчик должен по требованию грузоотправителя выдать грузоотправителю коносамент».
В настоящее время перевозчик обязан только выставить счет «получено к отгрузке», показывающий, что он получил груз на свое попечение. Однако после отгрузки товара грузоотправитель может потребовать выставления «отгрузочной» накладной. Гаагские, Гаагско-Висбийские и Гамбургские правила также предусматривают, что, если коносамент был ранее выдан, например, накладная «получено к отправке», перевозчик может сделать в порту отгрузки запись с указанием когда товары отгружены, и дату отгрузки, указывающую, что товары в настоящее время находятся на борту, и при такой пометке документ должен выполнять те же функции, что и «отгруженная» накладная.
Статья III (7) Гаагско-Висбийских правил гласит:
«7. После погрузки груза коносамент, выдаваемый перевозчиком, капитаном или агентом перевозчика грузоотправителю по договору, должен, если того требует грузоотправитель, должен быть «отгрузочный» коносамент, при условии, что, если грузоотправитель ранее принял какой-либо правоустанавливающий документ на такие грузы, он должен сдать тот же документ, что и против выдачи «отгрузочного» коносамента, но по выбору перевозчика такой товарораспорядительный документ может быть отмечен в порту отгрузки перевозчиком, капитаном или агентом с указанием названия или наименований судна или судов, на которые был отгружен товар, и даты или дат отгрузки. , и когда это отмечено, если оно содержит данные, упомянутые в пункте 3 статьи III, считается для целей настоящей статьи представляющим собой «отгрузочный» коносамент». 3
Статья 15.2 Гамбургских правил содержит аналогичное положение:
«2. После того, как груз был погружен на борт, если грузоотправитель требует этого, перевозчик должен выдать грузоотправителю «отгрузочный» коносамент, который , в дополнение к сведениям, требуемым в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, должно указываться, что груз находится на борту поименованного судна или судов, и дата или даты погрузки Если перевозчик ранее выдал грузоотправителю коносамент или другой товарораспорядительный документ в отношении любого из таких грузов, по запросу перевозчика грузоотправитель должен передать такой документ в обмен на «отгрузочный» коносамент. Перевозчик может изменить любой ранее выданный документ, чтобы удовлетворить грузоотправителя s требование о выдаче «отгрузочного» коносамента, если в соответствии с внесенными поправками такой документ включает всю информацию, которая должна содержаться в «отгрузочном» коносаменте».
Если оплата груза осуществляется посредством аккредитива, условия аккредитива могут предусматривать, что подаваемые коносаменты должны быть «чистыми, на борту, в соответствии с заказом и индоссированы бланком». Вексель «получен к отгрузке» не удовлетворяет этим условиям, потому что это не «бортовой» вексель, а Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP) Международной торговой палаты, такие как Гаага, Гаага-Висби и Гамбургские правила приравнивают «полученный» вексель, который был должным образом отмечен, к «отправленному» векселю. UCP 500 предусматривает в статье 23(a)(ii):
«Погрузка на борт или отгрузка на поименованное судно могут быть указаны заранее напечатанной формулировкой в коносаменте о том, что товары были погружены на борт поименованного судна или отправлены на поименованное судно, и в этом случае дата выдачи коносамента считается датой погрузки на борт и датой отгрузки
Во всех других случаях погрузка на борт поименованного судна должна быть подтверждена записью в коносаменте, в которой указывается дата которых товары были погружены на борт, и в этом случае дата бортовой отметки будет считаться датой отгрузки».
Соответственно, в тех случаях, когда в накладной «принято к отгрузке» имеется отметка «отгружено», датой отгрузки признаваемого в документе товара является дата записи, а не первоначальная дата, которая просто указывает время получение товара перевозчиком, а не время его фактической погрузки на борт.
Коносаменты с более ранней и более поздней датой и страховое покрытие P&I
Правило 34 Устава и правил Гарда 1998 г. гласит, в частности:
«1. Ассоциация покрывает следующие обязательства, когда и в той мере, в какой они относятся к грузу ():
при условии, что () покрытие () не включает:
viii) обязательства, затраты и расходы, возникающие в связи с вопросом коносамента, накладной или другого документа, содержавшего или подтверждающего договор перевозки, то есть коносамента, накладной или другого документа, отражающего погрузку или отгрузку, или квитанции об отгрузке на дату до или после даты фактической загрузки, отправки или получения груза, в зависимости от обстоятельств».