Кто и как придумал карандаш: история изобретения
В современном мире суеты и бесконечного движения порой мы забываем о главных вещах, которые нас окружают и вовсе не задумываемся об их истории. Сегодня поговорим о карандаше, а точнее о том, кто изобрел карандаш. Конструкция карандаша столь гениально проста, что этот инструмент почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней.
Теги:Нетленка
История
Великобритания
Деревья
Франция
Getty Images
За последние столетия сменилось несколько поколений инструментов для письма. На смену гусиным перьям пришли перьевые ручки, затем шариковые. Однако конструкция другого инструмента — карандаша — оказалась настолько гениально простой, что он почти без изменений дошел из Средневековья до наших дней и, возможно, протянет еще не одно столетие. В древности те, кому приходилось делать заметки, пользовались стерженьками из свинца или его сплава с оловом.
Как часто бывает, к революции в сфере письменных принадлежностей привел слепой случай. В 1564 году в Борроудейле, городе английского графства Камбрия, буря повалила несколько деревьев, и местные жители обратили внимание на необычные камни под корнями. Они были черными, мягкими и оставляли следы на различных поверхностях. Слава камня, который назвали «черным свинцом», или plumbago (лат. «подобный свинцу»), вскоре распространилась за пределы графства.
Пастухи метили им овец, художники вставляли кусочки «свинца» в деревянные футляры и использовали для рисования и письма. Английским словом lead (свинец) и сегодня называют карандашный грифель, а в словаре Даля можно увидеть определение графита: «ископаемое, из которого делается так называемый свинцовый карандаш» (само русское слово «карандаш» произошло от тюркских «кара» — черный, «даш» — камень).
То, что «черный свинец» представляет собой кристаллическую разновидность углерода, шведский химик Карл Шееле выяснил только в 1779 году. Через десять лет немецкий геолог Абраам Вернер придумал говорящее название графит — от греческого γράφω, «пишу». РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕНа протяжении следующих двух с лишним веков Борроудейл оставался единственным источником графита для карандашей в Европе, поскольку минерал из других месторождений был низкокачественным. Графит стал стратегическим сырьем, британский парламент в 1752 году принял закон. В данном акте отмечалось, что за воровство этого материала или продажу на черном рынке полагалось тюремное заключение или ссылка. Великобритания сама решала, кому можно продавать этот минерал, а кому нельзя. В частности, новорожденную Французскую республику островной сосед решил оставить без карандашей, объявив ей экономическую блокаду. Однако кто же в итоге изобрел карандаш из графита? Понятно, что такая монополия не пришлась французам по душе.
Лазар Карно — один из видных деятелей французской революции попросил известного изобретателя, ученого и офицера Никола Жака Конте найти способ не зависеть от импорта этого дорогого материала. Никола Конте решил проблему довольно быстро — он придумал взять за основу молотый графит (из других месторождений), смешать его с глиной, из полученного состава вылепить стержни и обжечь в печи. Полученный материал был значительно дешевле, а писал нисколько не хуже самого лучшего британского натурального графита. Более того, варьируя содержание графита в смеси, можно было получать различную твердость грифелей. В 1795 году изобретатель карандаша Конте получил патент на свой процесс, и именно таким методом (с незначительными усовершенствованиями) карандаши изготавливают и сейчас.
Кто изобрёл карандаш? — История изобретений
Если писать шпоры карандашом на сторублёвых купюрах, то попытка отобрать шпору у студента приобретёт вид вымогательства !
Студенты шутят
Мир вокруг нас настолько сложен, что порой мы забываем о простых вещах, которые нас окружают и даже не задумываемся об их истории, о том, как они функционируют и как были изобретены. Сегодняшний гость нашей статьи — карандаш. Кто изобрёл карандаш? Как изобрели карандаш? В каком году изобрели карандаш? Знаете ли вы ответы на эти вопросы? Если нет, то сейчас вы всё узнаете.
Римский стилос
История изобретения карандаша уходит глубоко в древность. Первый прообраз карандаша мы можем наблюдать в Древнем Риме, это был стилос (не тот, которым вы тыкаете по экрану телефона 😀 ). Писцы использовали этот тонкий металлический стержень, чтобы оставлять на папирусе различные отметки. Сами стилосы изготавливали из свинца, либо из дерева или другого метала. Если материал был не пишущий, то стилосом просто царапали необходимые метки. Стилос дожил до раннего Средневековья, а позже даже использовался на Руси, где им царапали надписи на церах (восковых табличках) или бересте. Свинцовый стилос оставлял достаточно мягкий след на пергаменте, цвет следа был светло-серым и не очень контрастным, поэтому иногда прибегали к углю или чёрному глинистому сланцу, но пользоваться такими канцелярскими инструментами было неудобно.
В 1564 году в Англии открыто крупное месторождение графита в долине Борроудейл. Благодаря этому событию графит получает распространение по всей Англии. Люди высоко оценили его свойства, когда увидели, что минерал оставляет куда более тёмный и чёткий след, чем свинец. Именно благодаря похожести на свинец первое название графита было plumbargo (с латинского «подобный свинцу») или «чёрный свинец». Сначала местные пастухи начали брать кусочки графита и при помощи них помечать овец, торгаши при помощи графита помечали свои ящики, товары и корзины, а художники вставляли графит в специальные футляры и создавали при помощи него картины. Правда новый минерал оказался слишком мягким и хрупким, а также пачкал пальцы, поэтому для него начали изобретать держатели. Первоначально это были графитовые палочки, обёрнутые нитью, верёвкой или тесьмой.
Карандаш в тесьме и верёвке, а также хлебный мякиш!
Позднее графит начали вставлять в специальные выдолбленные деревянные палочки, таким образом рождается первый карандаш
Первый карандаш
Кто изобрёл первый карандаш неизвестно. Карандаш был впервые описан в 1565 году Конрадом Геснером, швейцарским учёным-энциклопедистом, а его изобретение иногда приписывается ему, хотя это маловероятно. Европейские ремесленники (столяры) были первыми известными производителями карандаша.
Но история карандаша на этом не заканчивается. Первое серийное производство карандашей налаживают в 1761 году в Нюрнберге в Германии, там были основаны первые компании по производству канцелярской продукции, такие как Faber-Castell, Lyra, Steadtler и другие. Именно они двигали развитие карандашной промышленности на протяжении всей промышленной революции 19-го века. Эти компании существуют до сих пор.
Почти две сотни лет английская долина Борроудейл являлась практический единственным месторождением графита, которое можно было использовать как начинку для карандаша в Европе, так как все остальные источники имели крайне низкое качество графита. Для Великобритании графит стал стратегическим ресурсом, при помощи которого она даже осуществляла экономическую блокаду революционной Франции в 1792 году, запретив экспорт сырья в эту страну.
Первой французской республике, наверное, было тяжко без карандашей. Кстати, ещё в 1752 году парламент Великобритании принял закон, по которому любого, кто посмел украсть или продать на чёрном рынке карандаш, ожидала ссылка или тюрьма. Представьте, если бы мы сейчас сажали люди за то, что они воруют карандаши в офисах и ссылали их в Сибирь 🙂Интересно, что в английском языке словом lead (свинец) сейчас называют стержень карандаша. В русском языке слово «карандаш» проистекает из двух тюркских слов «кара» и «даш», что соответственно означает «чёрный камень». Шведский химик Карл в 1779 Шееле выяснил, что графит является одной из разновидностей кристаллического углерода, а «графитом» его назвал немецкий геолог Абраам Вернер, что в переводе с греческого означает «пишу».
В 1792 году Йозей Гармут основывает компанию по производству карандашей в Австрии. Его компания называлась KOH-I-NOOR. В первую очередь он запомнился тем, что научился изготавливать искусственный графит.
Так как французам карандаши были нужны не меньше, чем всем остальным, знаменитый французский революционер Лазар Карно просит Николу Жака Конте изобрести что-нибудь, что помогло бы избавиться от английской монополии на графит. В 1795 году Никола Жак Конте, французский изобретатель и художник-живописец, патентует новый метод изготовления карандашей.
Николай Жак Конте
Конте начал молоть графит из низкосортных месторождений, затем смешивал его с глиной. Затем художник лепил из полученной смеси стержни и обжигал их в печах. Тем самым он получал вещество, которое было дешевле английского графита, при этом пишущее ничуть не хуже. Также Конте догадался изменять количество графита в этой смеси, чтобы оказывать влияние на твёрдость или мягкость грифелей карандаша. Конте также является изобретателем «карандаша Конте», который используется для рисования. Карандаш Конте мягче графита, но твёрже пастели, а рисовать им можно по специальному шероховатому картону.
Карандаш Конте
Рисунок карандашом Конте
По технологии Конте карандаши изготавливают и сейчас. Процесс изготовления карандашей вы можете посмотреть в этом видео:
В 1840 году Лотар фон Фаберкастл замечает, что цилиндрические ручки неудобны тем, что скатываются, если их оставить на столе для письма, который имел наклонную поверхность.
Механические карандаши
В 1869 году Алонсо Таунсенд Кросс привнёс много свежих идей в производство ручек компании своего отца Ричарда Кросса. Он начал изготавливать ручки и карандаши более изыскано и стильно, при этом достаточно минималистично и строго. К примеру, Алонсо решил уйти от дерева в карандаше и завернуть графит в металл. Нажимая на колпачок стержень выдвигался из металлической оправы на необходимую длину. По сути он решил одну из самых острых проблем карандашей, ведь при его заточке терялось до 60% графита.
Почему карандаш оставляет след
Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему карандаш оставляет след? То есть как именно происходит этот процесс. Давайте разберёмся.
Странность графита в том, что он представляет собой форму чистого углерода, который является одним из самых мягких твердых веществ, известных, и один из лучших смазочных материалов, поскольку из шести атомов углерода, которые связываются в форму кольца, может легко скользить по соседними кольцами. К примеру, вы можете наблюдать эти кольца на снимке графита под микроскопом:
Графит под микроскопом
При рисовании карандашом сочетаются несколько важных факторов. Во-первых, стержень карандаша достаточно мягок. Всё из-за того, что в графите расположение атомов имеет строгий порядок — слоями, и тесно связаны друг с другом, но вот сами слои связаны не так сильно из-за большого расстояние между друг другом, поэтому стержень легко ломается. Во-вторых, волокна бумаги, как это не странно, на самом деле тверды настолько, что крошат стержень карандаша, как морковь на тёрке, поэтому частички застревают между волокнами. Целая линия из этих осколков карандаша как раз и создаёт его след. По этим же причинам вы не сможете писать карандашом по гладким поверхностям (стеклу например), так как графитовые осколки просто не застревают на нём.
Бумага под микроскопом
У вас может возникнуть резонный вопрос, а почему ластик стирает карандаш? Ответ на самом деле прост. Целюлозные волокна бумаги настолько прочны, что рвут даже резину ластика, а сама резина обладает свойством клейкости, правда не такой сильной, какая есть у клея, но такой, что осколки графита липнут к резинке, которая ходит между волокон. Затем натёртые кусочки резины вместе с графитом скатываются в катышки, а вы их сдуваете прочь
След карандаша на бумаге
Необычные карандаши
Самый большой карандаш в мире
Данный карандаш изготовили в 2007 в нью-Йорке. Около 40 любителей больших карандашей изготовили карандаш, чья длина достигала 23 метров, диаметр его стержня составлял 25 сантиметров, а вес ластика почти 90 килограммов. На всё про всё ушло 14 дней!
Самый большой карандаш в мире
Ластик самого большого карандаша в мире
Ложка-карандаш
В том же 2007 году Сбастьян Бернге создаёт серию экспериментальной куханной посуды и показывает её на выставке. Многим приглянулась ложка-карандаш, серийное производство которых началось в 2008 году.
Ложка-карандаш
Ритуальный карандаш
Извращённая фантазия людей из компании Interaction Research Studio привела их к мысли, что можно делать карандаши из праха людей. В среднем из одного человека можно изготовить около 240 карандашей. При этом на каждом таком карандаше писалось имя покойного.
Ритуальный карандаш
Космический карандаш
Наверное, почти все слышали байку о том, как глупые американцы тратили миллионы долларов на то, чтобы изготовить супер-пупер ручку для космоса, а бравые советские космонавты просто использовали карандаш. Конечно, это всего лишь байка, ведь карандаш в своём обычно виде неприменим для космоса, так как стружка и грифельные осколки разлетались бы по всему кораблю в условиях невесомости, а древесина и графит вообще являются крайне легковоспламеняющимися материалами, что в условии космического корабля, наполненного кислородом, выглядит немного суицидально.
Устройство космической ручки
В реальности американцы использовали фломастеры, а наши космонавты использовали карандаши из воска, но история отчасти правдива, ведь в 1965 году Поль Фишер и его фирма Fisher Pen Company запатентовали «космическую ручку Фишера». Она будет писать, даже если её перевернуть вверх тормашками, чернила в ней не высыхают и не подвержены окислению, при этом она способна писать при температуре от -45 градусов по цельсию и до +200.
Космическая ручка
Интересные факты про карандаши
- Давайте немного поупражняемся в математике и узнаем, какой длины линию мы можем провести одним типичным HB карандашом. Толщина графитового слоя, который остаётся на бумаге, примерно 20 нанометров. Кстати, диаметр атома углерода равен 0.14 нанометров, таким образом линия карандаша имеет толщину всего 143 атома углерода. Ширина полосы обычно равняется 1 миллиметру. Давайте посчитаем, какой объём графита уйдёт на полоску в 1 километр. Умножаем все три величины, переводя всё миллиметры, получаем 0.00002*1*1000000 = 20 миллиметров в кубе. Длина стандартного карандаша 15 сантиметров или 150 миллиметров, а диаметр стержня 2 миллиметра. Значит объём одного стержня графита получаем по формуле объёма цилиндра (площадь основания на высоту) 150*3. 2=471 миллиметр в кубе. Теперь делим объём графита в стержне на объём графита в километре и получаем 23.5 километра. Именно такой длины линию мы можем провести при всех условиях, что написали выше.
- Одна буква, которую вы напишете карандашом, будет весить 0.00033 грамма. Напишите своё имя и узнаете, сколько оно весит. Конечно, обычным почерком и кеглем. Например, моё имя Герон будет весить 0.00165 граммов.
- Карандаш используют тогда, когда ручка может подвести, поэтому они так популярны среди аквалангистов, чтобы делать различные зарисовки прямо под водой.
- Карандаш безразличен к невесомости или жуткому холоду, поэтому его используют в космосе (восковой карандаш) и на научных станциях Северного и Южного полюсах. Бррр!
- Графит — это самое мягкое вещество из существующих твёрдых веществ.
- Интересно, что если изменить атомную структуру графита, то мы наоборот получим самое твёрдое вещество — алмаз.
Удивительная история карандаша – Маргинал
Мария Попова
Ранее мы исследовали такие загадки, как кто изобрел письмо и как звуки превратились в формы, пришло время обратиться к чему-то гораздо менее загадочному, кажущемуся приземленным, но чрезвычайно влиятельному. инструмент человеческого общения: простой карандаш.
«Возьмите карандаш, чтобы писать им в самолетах. Ручки текут», — первое из 10 правил письма Маргарет Этвуд. «Но если карандаш сломается, то в самолете его не наточишь, потому что нельзя брать с собой ножи. Поэтому: возьмите два карандаша». Но несмотря на то, что карандаш подпитывал такие разнообразные подвиги творческой культуры, как альбомы знаменитых художников, душевные неопубликованные стихи Мэрилин Монро, потрясающие портреты Лизы Конгдон и диаграммы человеческого состояния Дэвида Бирна, он существует всего чуть более двух лет. сотня лет. В совершенно увлекательном 100 важных фактах, о которых вы не знали, которых вы не знали: математика объясняет ваш мир ( public library ), John D. Barrow рассказывает историю этого недооцененного технологического чуда:
Николя-Жак КонтеСовременный карандаш был изобретен в 1795 году Николя-Жаком Конте, ученым, служившим в армии Наполеона Бонапарта. Волшебным материалом, который так подходил для этой цели, была форма чистого углерода, которую мы называем графитом. Впервые он был обнаружен в Европе, в Баварии, в начале пятнадцатого века; хотя ацтеки использовали его в качестве указателя несколькими сотнями лет назад. Первоначально считалось, что это форма свинца, и его называли «свинцом» или графитом (отсюда и «сантехники», которые чинят наши свинцовые водопроводные трубы), неправильное название, которое до сих пор звучит эхом в наших разговорах о карандашных «грифелях». Графитом его назвали только в 1789 году., используя греческое слово «графейн», означающее «писать». Карандаш — это старое слово, происходящее от латинского «pencillus», что означает «маленький хвост», для описания маленьких чернильных кисточек, используемых для письма в средние века.
Но у истории карандаша, как и у многих оригинальных изобретений, есть и темная сторона:
Чистейшие залежи кускового графита были обнаружены в Борроудейле близ Кесвика [Англия] в Озерном крае в 1564 году. и породил в этом районе целую индустрию контрабанды и связанную с ней теневую экономику. В девятнадцатом веке вокруг Кесвика развилась крупная промышленность по производству карандашей, чтобы использовать высокое качество графита.
И все же карандашная промышленность процветала:
Самый старый карандаш в мире, найденный в бревенчатом доме, построенном в 1630 году. (Изображение: Faber-Castell)Первая фабрика открылась в 1832 году, и Cumberland Pencil Company только что отпраздновала свое 175-летие; хотя местные шахты давно закрыты, а поставки графита, используемого сейчас, поступают из Шри-Ланки и других отдаленных мест. Карандаши Cumberland были самого высокого качества, потому что используемый графит не пылил и очень хорошо рисовал на бумаге.
Как бы это ни выглядело, карандаш значительно изменился с момента его изобретения:
Первоначальный процесс производства карандашей Конте включал обжиг смеси воды, глины и графита в печи при температуре 1900 градусов по деревянная окантовка. Форма этой рамки может быть квадратной, многоугольной или круглой, в зависимости от предполагаемого использования карандаша — плотникам не нужны круглые карандаши, которые будут скатываться со верстака. Твердость или мягкость окончательного «грифеля» карандаша можно определить, регулируя относительные доли глины и графита в смеси для обжига. Производители коммерческих карандашей обычно продают 20 сортов карандашей, от самых мягких до 9.B, до самого твердого 9H, с самым популярным промежуточным значением, HB, лежащим посередине между H и B. «H» означает жесткий, а «B» означает черный. Чем выше число B, тем больше графита остается на бумаге. Существует также буква «F», или Fine point, которая представляет собой твердый карандаш для письма, а не для рисования.
Барроу предлагает науку, стоящую за часто цитируемой викториной:
Странная вещь о графите заключается в том, что это форма чистого углерода, которая является одним из самых мягких известных твердых веществ и одной из лучших смазок, потому что шесть атомы углерода, образующие кольцо, могут легко скользить по соседним кольцам. Тем не менее, если изменить атомную структуру, появится другая кристаллическая форма чистого углерода, алмаз, который является одним из самых твердых известных твердых тел.
Для тех, кто обладает математическим складом ума, Барроу предлагает восхитительный способ утолить любопытство:
Интересно задаться вопросом, как долго можно провести прямую линию обычным карандашом HB, прежде чем закончится грифель. Толщина графита, оставленного на листе бумаги мягким карандашом 2В, составляет около 20 нанометров, а атом углерода имеет диаметр 0,14 нанометра, поэтому толщина карандашной линии составляет всего около 143 атомов. Грифель карандаша имеет радиус около 1 мм и, следовательно, ? квадратных мм площади. Если длина карандаша 15 см, то объем графита, который нужно разложить по прямой, равен 150? кубический мм. Если провести линию толщиной 20 нанометров и шириной 2 мм, то свинца хватит для продолжения на расстояние L = 150? / 4 х 10 -7 мм = 1178 километров.
100 основных фактов, о которых вы не знали, которых вы не знали: математика объясняет ваш мир могут выжить и многое другое.
—
Опубликовано 24 июня 2013 г.
—
https://www.themarginalian.org/2013/06/24/history-of-the-pencil/
—
ПЕЧАТЬ СТАТЬИ
ОТПРАВИТЬ СТАТЬЮ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЕ
Filed Under
booksculturehistorysciencetechnology
The Marginalian участвует в партнерской программе Amazon Services LLC, партнерской рекламной программе, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения комиссионных за размещение ссылок на Amazon. Говоря более человеческим языком, это означает, что всякий раз, когда вы покупаете книгу на Amazon по любой ссылке здесь, я получаю небольшой процент от ее цены, который идет прямо на мои собственные колоссальные библиорасходы. Политика конфиденциальности. (TLDR: вы в безопасности — на моих часах не прячутся гнусные «третьи лица» и не разбрасываются крохи «куки», которые использует остальная часть Интернета. )
История карандаша
История карандаша
Выставка Британской библиотеки Письмо: оставив свой след рассказывает о том, как письменность протекала через последние 5000 лет человеческой истории. Посетители легко могли пройти мимо трех маленьких кусочков свинца в одном из футляров. Они являются предшественниками карандаша, одного из любимых письменных принадлежностей последних двух столетий, которыми пользуются поколения школьников, конспектиров, художников и, конечно же, библиотекарей.
Три отрезка свинца, натянутые на острие для письма и рисования либо специально для этой цели, либо взятые из витража и адаптированные. Фото любезно предоставлено Музеем исследовательской коллекции письма Лондонского университета
С прежних времен, и особенно в средние века, куски свинца использовались для рисования или планировки рукописей. Свинец оставляет плотную серебристую линию, которую можно затереть чернилами или краской.
Слово «карандаш» происходит от старофранцузского pincel и латинское penicillus или «маленький хвост», и первоначально относился к тонкой кисти художника из верблюжьей шерсти в средние века, хотя использование формы кисти для рисования восходит к ранней петрографии или пещере. картины. Из этого развился стилус, иногда сделанный из свинца, отсюда наш ошибочный термин для пишущего стержня карандаша.
Представление философии кистью и горшком в История Александра Македонского (Англия, 11 век) Royal MS 13 A I, f. 1 на
Silverpoint — это техника рисования, восходящая к периоду поздней готики и раннего ренессанса. Его использовали такие художники, как Ян ван Эйк, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер и Рафаэль. Silverpoint — это разновидность металлического наконечника, при котором по поверхности бумаги проводится проволока, оставляющая ложную серебряную линию, хотя и светлее, чем свинец. Используя стилус или серебряную иглу, не очень легко стереть предложение или даже один символ. Это изменилось с широким использованием графита.
Карандашный набросок нарисованного инициала в Евангелии XI века из Фландерс-Стоу MS 3, f. 11v
Современный карандаш был изобретен в 1795 году Николя-Жаком Конте, ученым, служившим в армии Наполеона Бонапарта. Первоначальный процесс Конте для изготовления карандашей включал обжиг смеси воды, глины и графита в печи при температуре 1900 градусов по Фаренгейту, прежде чем заключать полученное мягкое твердое тело в деревянную рамку. Форма этой рамки может быть квадратной, многоугольной или круглой, в зависимости от предполагаемого использования карандаша. Твердость или мягкость окончательного «грифеля» карандаша можно определить, регулируя относительные доли глины и графита в смеси для обжига.
Самый старый известный карандаш в мире, найденный в бревенчатом доме, построенном в 1630 году. Изображение предоставлено: Faber-Castell
Впервые графит был обнаружен в Европе, в Баварии, в начале 15 века; хотя ацтеки использовали его в качестве указателя несколькими сотнями лет назад. Самые чистые залежи кускового графита были обнаружены в Борроудейле недалеко от Кесвика в Озерном крае в 1564 году, что породило контрабанду и связанную с ней теневую экономику в этом районе. Минерал ценился за то, что оставлял более темный след, чем свинец, но оказался настолько мягким и хрупким, что требовался держатель. Первоначально графитовые палочки были обмотаны веревкой. Позже графит был вставлен в выдолбленные деревянные палочки, и таким образом родился карандаш в деревянном корпусе. В течение 19В 19 веке вокруг Кесвика развилась крупная промышленность по производству карандашей, чтобы использовать высокое качество графита. Первая фабрика открылась в 1832 году под названием Banks, Son & Co, ныне Derwent Cumberland Pencil Company. Карандаши Камберленд были самого высокого качества, потому что графит не оставлял пыли и четко рисовал на бумаге.
Алан Э. Коул
Почетный консультант, Музей исследовательской коллекции письма, Лондонский университет.
Приходите и посмотрите на некоторые из первых карандашей и ручек вместе с некоторыми блестящими примерами их использования обычными людьми, а также на некоторые известные руки науки, исследования и истории на нашей выставке Письмо: оставляя свой след
Опубликовано Margaret.Makepeace в 09:00:00 в искусства и ремесла , Инновации , Письмо
Опубликовано Margaret.