Камаз мерседес – КАМАЗ-5490 — первый в новом семействе — журнал За рулем

Содержание

Совместное предприятие «Даймлер КАМАЗ Рус»

Юбилеи бывают и у автопроизводителей. В 2016 году компания Daimler отметила 120-летие своего первого грузовика, который одновременно и первый в мире. Современные «Мерседесы», конечно же, знают все, а тот надо видеть! Деревянные рама, бортовой кузов и колеса. Внешне он напоминал телегу от которой, вырвав оглобли, убежала уставшая лошадь. Двухцилиндровый бензиновый мотор на 4 л. с., но грузоподъемность – целых 1,5 тонны. 
Юбилей менее масштабный и связанный не с датой, а с числом – выпуск 10-тысячного грузовика Mercedes-Benz в России, в Набережных Челнах. 22 ноября 2016 года юбилейный грузовик, седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1844, собранный на совместном предприятии «Даймлер КАМАЗ Рус», был передан представителям транспортной компании «ЛидерТранс».

Оглянувшись

 А в середине 2000-х годов у Mercedes-Benz в России с продажами тяжелых грузовиков дело не ладилось. Даже перед кризисом, в 2007–2008 годах, когда российские перевозчики раскупали грузовики-иномарки как горячие пирожки, у других представительств – земляка-соперника MAN, у «шведов», Volvo и Scania – отрыв в продажах был просто в 2-3 раза. Казалось, наш рынок мало интересует Daimler, и уж тем более немцы не думают ни о каком строительстве в России завода по сборке грузовиков Mercedes-Benz.

Однако в 2008 году концерн Daimler AG стал акционером «КАМАЗа». А в 2009 году российская и германская компании подписали договор о создании СП «Мерседес-Бенц Тракс Восток» по производству и реализации тяжелых грузовиков Mercedes-Benz. В сентябре 2010 года собрали первый в России Mercedes-Benz! Им стал седельный тягач Actros 1841 LS третьего поколения, на тот момент – флагманский грузовик концерна Daimler. Причем мы тогда еще не знали, что меньше чем через год в Брюсселе состоится премьера нового Mercedes-Benz Actros четвертой генерации. Выпуском автомобилей в 2010 году хвастать нет причин, но уже в 2011 собрали 1134 грузовика. Тогда в планах Daimler было довести выпуск грузовиков российской сборки до 2500 автомобилей в год.
Что получил от этого союза Daimler AG? В первую очередь, доступ к самой развитой в России сервисной сети – «камазовской». И надо сказать, те сервисные центры «КАМАЗа», которые хотели быть партнерами компании с трехлучевой звездой, стали ими. Во вторую – Daimler со сравнительно небольшими затратами организовал производство своих грузовиков в России. Кстати, для производства легковых автомобилей Mercedes-Benz в России все же строят отдельный и свой завод. Видимо, на основе проведенного аудита производства «КАМАЗа» российская компания действительно по технологическим возможностям была перспективна и привлекательна для инвестиций. Одним выверенным стратегическим решением о союзе с «КАМАЗом» Daimler обогнал в России Scania и MAN. А теперь, после того как в марте 2016 года было объявлено о строительстве завода по производству кабин, немцы фактически наступают «на пятки» лидеру по локализации грузовиков-иномарок в РФ Volvo Trucks.
А что получил КАМАЗ? Современные германские технологии, оборудование – ту планку уровня качества, на которую надо ориентироваться в производстве грузовиков. А еще возможность уже сегодня выпускать российские грузовики нового поколения. Самый наглядный результат – это семейство КАМАЗ-5490 с «мерседесовским» двигателем ОМ 457, ведущим мостом и кабиной Mercedes-Benz Axor. Кабину КАМАЗ-5490 теперь сваривают не из шести крупных узлов, а из более чем 200 деталей. Сваривают и окрашивают кабину роботы. И у машины уже хорошая репутация. Летом 2016 года новый седельный тягач из Набережных Челнов можно было приобрести только «отстояв» виртуальную очередь чуть ли не в полгода!

Продуктовый набор 

Летом 2015 года мы были на сборочном производстве ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток», но сейчас этот завод называется по-новому: «Даймлер КАМАЗ Рус». Что изменилось за это время кроме названия? В тот момент на сборке находились грузовики Mercedes-Benz Atego, а сейчас несколько модификаций Mercedes-Benz Actros. Тогда была следующая статистика: на 1 июля 2015 года в Челнах произведено 7812 автомобилей Mercedes-Benz. Из них 4672 разных моделей и модификаций Mercedes-Benz Actros от седельных тягачей 4х2 до шасси 8х4. Mercedes-Benz Axor изготовлено 2585 автомобилей. Mercedes-Benz Atego – 520, но производство среднетоннажников организовали сравнительно недавно. Еще меньше выпустили Mercedes-Benz Unimog – всего 35 штук, но этот автомобиль не из дешевых, и применение его в народном хозяйстве весьма ограничено. Сейчас общая цифра выпуска 10 000, но пропорция разбивки по моделям в целом сохранилась. Причем седельных тягачей выпускают до 65% (это Actros и Axor), самосвалов около 16% (те же модели), а всех остальных моделей и модификаций – приблизительно 19%. Для российских перевозчиков, предпочитающих флагманскую модель Mercedes, выпускают относительно недорогой седельный тягач Actros 1841 LS 4х2. У него наиболее массовый тираж. А для тяжелой работы с тралом или под самосвальный полуприцеп организовали производство седельных тягачей 6х4, конструктивно близких к шасси, под самосвальные установки Actros 3336К. В этот раз увидели длиннобазовые шасси Mercedes-Benz Actros 6х4, готовые под установку лесовозных надстроек. Бюджетный седельный тягач Mercedes-Benz для России это Axor в двух модификациях: Axor 1835 LS и Axor 1840 LS. Но фактически под заказ можно собрать любой грузовик Mercedes-Benz и в любой спецификации. По статистике, более 75% всех грузовиков Mercedes-Benz, реализованных в 2014 году ООО «МБ Тракс Восток», были выпущены в Набережных Челнах и имеют российский VIN-код. Сейчас этот процент увеличился до 85.

reis.zr.ru

вместо него хотели выпускать «Мерседесы»

40 лет назад с конвейера Камского автозавода сошел первый грузовик КамАЗ. Много воды утекло с тех пор, много автомобилей было выпущено. Знали ли вы, что в Набережных Челнах могли производить… «Мерседесы»? Мы расскажем об этих и некоторых других фактах. «Первенец» отечественного автопрома КамАЗ 5320 на самом деле был ЗИЛом-170, который дошел до серийного производства, но под другим именем. Прошло 40 лет, а большегрузы практически не изменились. Это довольно странно и необычно. Особенно с учетом того, что казавшаяся идеальной для советских водителей кабина сегодняшнему поколению дальнобойщиков видится достаточно тесной. Весь модельный ряд КАмАЗ.

Факт 1. «Мерседес» из Набережных Челнов

Когда КамАЗ только разрабатывался инженерами, правительство СССР планировало наладить выпуск грузовых Mercedes-Benz в Набережных Челнах. Речь шла о достаточно солидном тираже в 150 000 машин каждый год. Впрочем, по неизвестным причинам проект очень быстро свернули.

Факт 2. КамАЗ и DAF могли стать братьями?

В конце 80-х советские конструкторы в качестве эксперимента установили кабины флагманского DAF-95 на несколько КамАЗов. Правда, денег на «советско-голландскую дружбу» в СССР не нашлось, поэтому дело заглохло.

Факт 3. Кооператоры хотели помочь заводу

Поскольку в конце 80-х Камский автомобильный завод переживал не лучшие времена (впрочем, как и вся страна в целом), на помощь ему пришли кооператоры. Работа закипела – и с конвейера начали сходить модернизированные кабины. Они имели увеличенную высоту и глубину, совершенно другие обтекатели. Однако среди перевозчиков такие модели не пользовались спросом.

Факт 4. Финны знали, как улучшить КамАЗ

Мало кто слышал о финской компании Sisu. Между тем, именно эти ребята в начале 90-х взялись за разработку модернизированных моделей КамАЗов. Шасси было оригинальным, а вот кабина – Sisu, дизель американсский Cummins. Кстати, было выпущено несколько экспериментальных моделей, признанных удачными. К сожалению, до массового выпуска дело так и не дошло.

Факт 5. КамАЗ хотел выпустить конкурента «Хаммеру»

За основу был взят двухосный грузовик 43501. Новоиспеченное авто назвали «Бархан-КамАЗ». Оно имело полный привод, дизель мощностью 240 л. с., коробку передач на 18 ступеней и систему подкачки шин. Выставленная цена в 105 тысяч долларов в то время не смогла заинтересовать даже военных, так что о «русском Хаммере» быстро забыли.

Факт 6. КамАЗ мог иметь внешность MAN

Такой ход развития событий также не исключался, поскольку на отечественные грузовики планировалось ставить кабины MAN. Почему проект не пошел? Причина все та же – пусть новенький водительский отсек был просторным и современным, однако для российского производства он оказался жутко дорогим.

Факт 7. На современный КамАЗ можно поставить новенькую родную кабину

Действительно, такая кабина есть. На многие флагманские модели уже ставится кабина узкого типа. Правда, принадлежит она первому поколению Axor Мерседес 20-летней давности.

all-auto.org

КамАЗ: вместо него хотели выпускать Мерседесы

Не секрет, что бортовой КамАЗ-5320, ставший первенцем марки КамАЗ, — это доведённый до серийного производства ЗИЛ-170. Взяв за основу магистральный International для канадского рынка, специалисты Завода имени Лихачёва довольно быстро разработали семейство трёхосных грузовиков, дизельный двигатель для которого создали инженеры Ярославского моторного завода. Однако, учитывая высокую загруженность столичного завода, для выпуска новинки было решено создать полностью новую производственную площадку — так появился Камский автозавод.

С того времени большегрузы из Набережных Челнов, по большому счёту, изменились не сильно… Взять, например, кабину, которая была эталоном комфорта для советских водителей, а нынешнему поколению дальнобойщиков кажется узкой и тесной. А ведь грузовики КамАЗ имели несколько шансов, чтобы стать совсем другими! Вот несколько малоизвестных фактов, которые могли полностью изменить историю знаменитой отечественной марки.

Факт № 1. В Набережных Челнах хотели выпускать «Мерседесы»

В 1970 году, когда КамАЗ только строился, в Набережных Челнах советское правительство планировало… выпускать грузовики марки Mercedes-Benz. Притом немалым тиражом — до 150 тысяч машин ежегодно. К «трёхосному грузовику для СССР» немцы успели подготовить технические требования, а восемь машин даже отправили для испытаний… Но проект быстро свернули. Возможно, потому, что переговоры были лишь прикрытием, чтобы таким хитрым образом советские инженеры получили от «Мерседеса» ответы на интересовавшие их вопросы.

Факт № 2. Советский КамАЗ и голландский DAF могли породниться

В 1988 году на несколько опытных машин были установлены кабины от флагманского DAF-95, притом некоторые «кентавры» даже сохранили «родную» дафовскую облицовку — с буквами и цифрами модели-донора. Впрочем, для одного выставочного экземпляра (на фото) камазовские дизайнеры соорудили оригинальный передок: согласитесь, для конца 80-х получилось весьма эффектно! Но денег на освоение модели не нашли, и советско-голландская дружба заглохла.

Факт № 3. На помощь заводу рассчитывали прийти кооператоры

В конце восьмидесятых на помощь большому и неповоротливому заводу пришли кооператоры, которые быстро наладили выпуск модернизированных кабин — с увеличенными высотой и глубиной, иными облицовками и обтекателями. Дальше других пошла фирма РИАТ, приладившая позади штатной кабины огромный жилой отсек по примеру американских «траков». Вот только настоящий подержанный «американец» для перевозчиков оказался более выгодной покупкой, чем челнинская поделка на маломощном (и не самом надёжном) камазовском шасси.

Факт № 4. В Финляндии было решение, как улучшить КамАЗ

В соседней Финляндии существует маленькая фирма Sisu. И в начале девяностых на мощностях этой маленькой фирмы были созданы несколько любопытных грузовиков: на шасси КамАЗ, но — с оригинальной кабиной Sisu и американским дизелем Cummins. Эти машины были выпущены небольшой серией, считались весьма удачными… Однако до массового выпуска дело снова не дошло. Кстати, позже финские кабины использовала теперь уже несуществующая дочерняя фирма «Альткам».

Факт № 5. КамАЗ планировал выпускать «русский Hummer»

С одобрения камазовского руководства на соседнем Камском заводе тормозной аппаратуры была построена крайне необычная машина: взяв за основу двухосный десантный грузовик 43501, инженеры соорудили бескомпромиссный внедорожник под названием «Бархан-КамАЗ» — с полным приводом, 240-сильным дизелем, 18-ступенчатой коробкой передач и подкачкой шин. Но накрытое оригинальным кузовом (сваренным из двух камазовских кабин) грузовое шасси за $105 000 не заинтересовало даже военных, и о проекте «русского “Хаммера”» навсегда забыли.

Факт № 6. На КамАЗ хотели ставить кабины MAN

В 2008 году КамАЗ начал испытывать машину… с кабиной от MAN TG-A. Однако дело ограничилось лишь постройкой единственного экземпляра — просторный и современный «водительский отсек» для отечественного грузовика оказался слишком дорогим. Куда более доступным вариантом была другая мановская кабина — от модели F2000 (на фото). Её челнинцам предложили… китайцы — фирма Shaanxi вполне легально штампует такие кабинные модули. Но снова не сложилось.

Факт № 7. У КамАЗа есть собственная современная кабина

Сейчас на флагманские модели марки ставится узкая кабина от первого поколения Mercedes-Benz Axor 20-летней давности. Но её производство наладили, только когда КамАЗ продал часть акций «Даймлеру» (15% акций ОАО «КамАЗ» принадлежит концерну Daimler), а незадолго до этого на заводе разработали… собственный кабинный модуль — его камазовцам помогла создать корейская инжиниринговая фирма DMEC. Вот только заводское руководство посчитало, что наладить выпуск старой мерседесовской кабины будет проще и дешевле, чем осваивать производство своей.

Хочешь рассказать друзьям про 40-летие «КамАЗа»? Тогда нажми на кнопки соцсетей внизу!

auto.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *