Каботажные перевозки: Каботажные перевозки

Каботажные перевозки. Большая российская энциклопедия

Правовые институтыПравовые институты

Кабота́жные перево́зки, перевозки грузов, пассажиров и багажа, осуществляемые перевозчиком между двумя пунктами одного и того же государства. Каботажные перевозки могут осуществляться различными видами транспорта: морским, автомобильным, воздушным.

Первоначально термин «каботаж» (франц. cabotage, нем. küstenfahrt, англ. coasting trade) применялся к судоходству по прибрежным маршрутам, от порта к порту (Каботаж //Энциклопедический словарь. 1894. С. 791–793). В современных условиях понятие «каботаж» может быть дополнено более широким понятием «каботажные перевозки», различающимся по виду транспорта: каботажные морские перевозки, каботажные автомобильные перевозки, каботажные воздушные перевозки.

Каботажные морские перевозки

Правовое регулирование каботажных морских перевозок в РФ основывается на нормах Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), подпункт 1 п. 1 и п. 2 ст. 4 которого раскрывает понятие «каботаж»: перевозка грузов, пассажиров и их багажа и/или буксировка судном, плавающим под Государственным флагом РФ, предусматривающая возможность его нахождения во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, исключительной экономической зоне РФ, континентальном шельфе РФ и/или в иных морских пространствах за пределами Государственной границы РФ.

Соответственно, совершая каботажную морскую перевозку, судно находится в каботажном рейсе, под которым понимается законченный процесс перевозки грузов и/или пассажиров судном между портами Российской Федерации. Рейс, осуществляемый между портами России и сопряжённый с выходом за пределы территориальных вод, заходом в исключительную экономическую зону РФ и возвращением в территориальные воды страны и далее в российский порт, является каботажным (см. также письмо Федеральной службы по тарифам от 11 марта 2008 № ЕВ-1192/10 «О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации»).

Таким образом, понятие «каботаж», содержащееся в КТМ РФ, охватывает деятельность судна, связанную с перевозкой грузов, пассажиров и их багажа и/или буксировкой, предусматривающую возможность его нахождения не только во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, но и в иных категориях морских пространств, расположенных за пределами Государственной границы Российской Федерации (Маслов. 2021. С. 22–24).

С 1 марта 2020 г. после вступления в силу изменений в ст. 4 КТМ РФ (п. 5 ст. 4 КТМ РФ) в России стало возможным использование судов под иностранными флагами для осуществления каботажа во внутренних морских водах и/или в территориальном море РФ. Для осуществления каботажа судно, плавающее под флагом иностранного государства, должно получить специальное разрешение, выдаваемое Федеральным агентством морского и речного транспорта по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством обороны РФ [пункты 1, 2 Правил выдачи разрешения на осуществление с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, каботажа, а также подъёма затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, морских ресурсных исследований (за исключением сейсморазведочных работ), разведки (за исключением сейсморазведочных работ) и разработки минеральных ресурсов морского дна и его недр во внутренних морских водах и (или) в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 № 2033 «О случаях и порядке осуществления деятельности с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств»].

В морском каботажном плавании различают малый каботаж (проходит в пределах одного моря) и большой каботаж (производится между портами разных морей одного государства). Вместе с тем указанные виды морского каботажа «не слишком хорошо соотносятся с делением перевозок на осуществляемые в местном сообщении (в пределах одной транспортной организации), прямом (на основе одного документа несколькими транспортными организациями одного вида транспорта) и прямом смешанном сообщении (на основе одного документа несколькими транспортными организациями, относящимися к различным видам транспорта)» (Долинская. 2009. С. 6).

Каботажные автомобильные перевозки

Что касается каботажных автомобильных перевозок, в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (Закон № 127-ФЗ) предусмотрен прямой запрет на перевозки грузов и пассажиров между пунктами, расположенными на территории РФ, транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам. На границе груз должен быть перемещён на транспортное средство российского перевозчика. Филиал, представительство иностранного юридического лица, аккредитованные в РФ, российскими перевозчиками не являются. Таким образом, к осуществлению внутренних перевозок в России допускаются только российские юридические лица. За несоблюдение указанных требований предусмотрена административная ответственность (статьи 11.26, 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Вместе с тем Федеральный закон от 29 декабря 2022 г. № 627-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» и статью 3.1 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»» (Закон № 627-ФЗ), вступающий в силу с 1 марта 2025 г., вносит существенные изменения в правовое регулирование осуществления каботажных автомобильных перевозок на территории России. Так, на законодательном уровне вводится понятие «каботажная автомобильная перевозка» – это перевозка по территории России грузов или пассажиров иностранными перевозчиками с использованием принадлежащего им транспорта, в том числе временно ввезённого ими на территорию страны.

По общему правилу каботажные автомобильные перевозки запрещены. Однако с 1 марта 2025 г. каботажные автомобильные перевозки грузов могут производиться иностранными перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в соответствии с международными договорами РФ, Законом № 127-ФЗ, а также установленными в соответствии с ними Правительством РФ условиями осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов. Исключение – перевозка опасных грузов.

Закон № 627-ФЗ также предусматривает условия и особенности осуществления каботажных автомобильных перевозок грузов (например, транспортные средства для каботажных перевозок грузов должны быть оборудованы тахографами – контрольными устройствами регистрации режима труда и отдыха водителей). За нарушение условий осуществления каботажных автомобильный перевозок иностранный перевозчик будет нести ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также будет отстранён от осуществления таких перевозок на 1 год.

«Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств – членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства – члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы», утверждённая Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 № 13, закрепляет, что представителям государств – членов ЕАЭС разрешено осуществлять каботажные автомобильные перевозки грузов. Данный документ направлен не только на либерализацию законодательства государств – членов ЕАЭС в области регулирования каботажных автомобильных перевозок, но и на снятие экономических барьеров между странами ЕАЭС.

С некоторыми ограничениями каботажные автомобильные перевозки грузов также предусмотрены и в пределах Европейского союза (Регламент Европейского парламента и Совета Европейского союза № 1072/2009).

Таким образом, в широком смысле под каботажными автомобильными перевозками понимается процесс доставки грузов, который включает погрузочно-разгрузочные работы, производимые силами иностранных грузоперевозчиков. При этом таким видом грузоперевозок имеют право заниматься только те транспортные компании, которые получили соответствующие правоустанавливающие документы и соблюдают предусмотренные требования (по продолжительности, частоте осуществления перевозок и пр.).

Каботажные воздушные перевозки

Международно-правовое регулирование каботажных воздушных перевозок состоит из Чикагской конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (Конвенция). Согласно ст. 7 Конвенции под воздушными каботажными перевозками (каботаж) понимается транспортировка пассажиров, почты и груза воздушным судном между пунктами назначения в пределах территории одного государства за вознаграждение или по найму. Конвенция закрепляет право государств-участников отказывать воздушным судам других государств-участников в разрешении осуществлять воздушные каботажные перевозки на своей территории (Международное право. 2015).

Отечественное регулирование каботажных воздушных перевозок основывается на Воздушном кодексе РФ (ВК РФ). Согласно п. 5 ст. 63 ВК РФ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять международные воздушные перевозки с территории или на территорию России, если иное не предусмотрено международным договором РФ или разовыми разрешениями, выдаваемыми Федеральным агентством воздушного транспорта. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 527 регламентированы правила выдачи указанных разовых разрешений.

Спектор Екатерина Ильинична, Костина Кристина Алексеевна Дата публикации:  25 апреля 2023 г. в 11:27 (GMT+3)

#Перевозки

Перевозки

#Обязательственные отношения

Обязательственные отношения

#Воздушный кодекс РФ

Воздушный кодекс РФ

#Кодекс торгового мореплавания РФ

Кодекс торгового мореплавания РФ

Что означает запрет каботажа в международных перевозках, информация на сайте

Главная

Блог

Что означает запрет каботажа в международных перевозках

Каботаж – один из самых давних видов грузоперевозок. Изначально каботажный транспорт был только водным, но постепенно к каботажным видам стали относить и транспортировку грузов авиа- или автотранспортом. И именно автомобильная перевозка получила наибольшую популярность – в Европе объемы автомобильного каботажа увеличились больше чем на 46%.


Тем не менее, не в каждом государстве разрешен этот вид транспортировки. Например, запрещает его российское законодательство, а также законы некоторых других стран. И даже в Евросоюзе действуют строгие ограничения. Что означает запрет каботажа в международных перевозках, почему устанавливают запреты – об этом ниже.

Что это такое

Такое название получил тип перевозок, осуществляемых иностранным перевозчиком (исполнителем) между двумя пунктами на территории иного государства (заказчика). Например, российская компания привезла товар заказчику в Германии – это обычная международная доставка. Но если та же российская компания, в качестве второй услуги, доставит другой груз из одного немецкого города в другой – это уже каботаж.

Услуги в РФ

В России они запрещены. Почему в международных перевозках запрещен каботаж? Основная причина такого решения Москвы – низкая конкурентная способность российских перевозчиков. Если пустить на внутренний рынок иностранные компании, пострадают российские перевозчики.

Но в 2020 году Госдума в первом чтении приняла законопроект, легализующий такие услуги в России. Правда, только для стран-членов ЕАЭС. Документ должны принять и во втором чтении, но на данном этапе право на каботаж получили компании из Белоруссии, Армении и Кыргызстана. Условия перевозок подробно описаны в документе, главное условие – разрешена только одна доставка, и только в пределах «разрешенных» регионов. Отмена всех ограничений для перевозчиков из стран ЕАЭС ожидается к 2025 году. Какой будет взиматься налог, и какими будут условия – пока этот вопрос без ответа. Возможно, текущая версия законопроекта будет изменяться.

Доставка в ЕС

В пределах Евросоюза перевозить грузы каботажем можно. Но на определенных условиях:

  • Для такой услуги нужно зарегистрировать компанию  и получить лицензию.
  • Водитель, если он является гражданином другой страны, должен получить соответствующее свидетельство.
  • Разрешено не более трех каботажных перевозок подряд, и они должны выполниться в течение семи суток после завершения международной доставки.
  • Если международной доставки не было, разрешен только один каботажный рейс, который нужно совершить в течение трех дней после въезда транспортного средства в страну.
  • Если каботажная перевозка выполняется без разрешения или с нарушениями, перевозчик платит штраф и попадает под санкции. В том числе, и под запрет на каботаж в течение года.

Это общие требования, но в каждой европейской стране существуют и свои правила.

ЕС и РФ

Как известно, Россия находится под действием санкций. Они затронули и каботажные перевозки – российским перевозчикам не выдают разрешения на каботаж в странах ЕС. Более того, любой российский транспорт должен был покинуть пределы ЕС, на выполнение распоряжения дали время до 23 апреля. Это была плохая новость для национальных компаний, и пока нет данных о том, когда снимут запрет.

Таким образом, запрет каботажных грузоперевозок – нередкое явление, и он обуславливается разными факторами, но в первую очередь – экономическими. Можно ли обойти подобные ограничения? Да, но в этом случае речь идет о нарушении законодательства с соответствующими последствиями.

Узнайте о стоимости данной услуги на нашем сайте!

Пройдите небольшой опрос и узнайте стоимость перевозки своего груза уже через 30 минут!

  • Собственный флот ледового класса
  • Круглогодичная навигация
  • Перевозка от 1 тонны
Рассчитать стоимость

Остались вопросы?

Будьте в курсе всех актуальных новостей компании!

Подписаться

Что такое каботаж и что такое законы о каботаже?

Что такое каботаж?

Термин каботаж относится к перевозке товаров или пассажиров между пунктами в одной и той же стране физическим лицом или компанией из-за пределов страны. Первоначально это слово предназначалось для перевозки грузов по морю, но с тех пор определение каботажа было расширено и теперь охватывает перевозки грузов или пассажиров воздушным, железнодорожным и автомобильным транспортом.

Другими словами, в большинстве стран транспортные услуги должны предоставляться самой страной, а не иностранными компаниями или частными лицами.

Что такое законы о каботаже?

В настоящее время большинство законов о каботаже распространяются на авиарейсы, а не на морские контейнерные перевозки. Самолетам из одной страны не разрешается заходить в другую страну, забирать пассажиров или товары и перевозить их по этой стране. Ограничения обычно распространяются только на перевозку грузов или пассажиров за плату, но иногда применяются даже тогда, когда оплата вообще не производится.

Стран, разрешающих авиакаботаж, почти нет. По соображениям экономики, безопасности или общественной безопасности они предпочитают, чтобы компании, находящиеся внутри их границ, выполняли работу и получали прибыль. Однако в Европе всем странам, входящим в Европейский союз, разрешено свободно перемещаться и торговать на территории друг друга.

Помощь при стихийных бедствиях

В США иностранным авиаперевозчикам разрешается перевозить пассажиров между пунктами внутри страны только в том случае, если это отвечает общественным интересам. Это происходит, если возникает какая-то чрезвычайная ситуация, которая не является частью нормальных условий, в которых обычно осуществляется бизнес. Даже в этом случае обычные законы о каботаже могут быть отменены только в том случае, если нет разумной альтернативы и если отказ в перевозке приведет к ненужным трудностям.

Почему важен каботаж?

Помимо перевозки товаров, некоторые законы о каботаже (не в США) касаются налоговых, инвестиционных, таможенных или иммиграционных правил. Законы, которые страна решает принять, могут быть направлены на защиту национальной безопасности, защиту окружающей среды, создание рабочих мест или упрощение владения судами. Из стран, входящих в ООН, 80% стран с крупными портами имеют законы о каботаже.

Целью законов о каботаже является снижение конкуренции за отечественную продукцию, бесперебойная добыча важнейших ресурсов во время конфликтов, укрепление национального потенциала, сохранение национальной безопасности и создание рабочих мест. К сожалению, эти законы не всегда оказывали должное действие.

В частности, в развивающихся странах правила каботажа часто применяются очень слабо. В Нигерии, например, законы о каботаже действуют с 2003 года, но до 2017 года Нигерия почти постоянно полагалась на отказ от каботажа, чтобы допускать суда в страну, даже если они не соответствуют требованиям законодательства.

Однако проблема заключается не в самих правилах каботажа, а в их применении.

Введение правил каботажа, в конечном счете, является корыстным действием для страны, потому что правила предназначены для максимизации ценности судоходной отрасли и для помощи в распределении прибыли там, где она больше всего нужна.

Правильные правила каботажа приносят пользу всем.

Что такое каботаж и почему он важен? | Willcox & Savage

Законы о каботаже — это законы, ограничивающие иностранные перевозки в пределах определенной страны в пользу внутренних перевозок. Это протекционизм в его самом основном смысле, и он является частью законодательства Соединенных Штатов с момента принятия Закона о торговом флоте 1920 года.

Пожалуйста, смотрите полную публикацию ниже для получения дополнительной информации.

Законы о каботаже — это законы, которые ограничивают иностранные перевозки внутри конкретной страны в пользу внутренних перевозок. Это протекционизм в его самом основном смысле, и он является частью законодательства Соединенных Штатов с момента принятия Закона о торговом флоте 1920 года. стоимость, которая усугубляет текущие задержки и затраты во внутренней цепочке поставок. Раздел 27 Закона о торговом флоте 19 г.20 (публичный закон 66-261), также известный как Закон Джонса, требует, чтобы грузы и люди, перевозимые из одной точки Соединенных Штатов в другую, должны перевозиться судами, принадлежащими американским гражданам и управляемыми ими. Кроме того, поскольку эти суда ходят под американским флагом, они должны соответствовать всем применимым законам и правилам в отношении конструкции, эксплуатации и персонала судов. В число этих законов входят положения Закона Джонса о правах и обязанностях раненых или погибших членов экипажа, которые часто превышают права и обязанности иностранных членов экипажа на борту судов под иностранным флагом. Эти требования к каботажу часто ограничивают способы перевозки грузов и людей в Соединенных Штатах. Например, пассажиры, загруженные в Филадельфии и выгруженные в Бостоне, должны перевозиться судном под флагом США, если судно не делает остановку в иностранном порту. Печное топливо, перевозимое из Хьюстона в Нью-Йорк, также должно перевозиться на борту судов под флагом США. Почему это так важно? Закон Джонса призван содействовать привлечению американских верфей к строительству и ремонту отечественных судов. Закон также способствует найму на эти суда обученных и лицензированных офицеров и членов экипажа из США.
В случае мирового конфликта важно, чтобы Соединенные Штаты располагали кадрами хорошо обученного персонала для экипажей судов снабжения — судов, которые будут строиться на отечественных верфях. Другими словами, Закон Джонса обеспечивает дальнейшую жизнеспособность таких учреждений, как Академия торгового флота США и различные государственные морские школы, поскольку выпускники этих программ обеспечивают обученные экипажи для отечественных судов. Нельзя отрицать, что соблюдение множества американских законов и правил в области морской безопасности и эксплуатации требует больших затрат и времени. Сложный набор законов и правил влияет не только на стоимость эксплуатации и комплектования отечественных судов, но и на стоимость их постройки и ремонта на отечественных верфях. Противники утверждают, что дешевле перевозить иностранные товары из-за границы, чем транспортировать эти товары из Филадельфии в Нью-Йорк. Эти дополнительные расходы в конечном итоге влияют на стоимость потребительских товаров, поскольку бремя расходов на цепочку поставок увеличивается.
Оппоненты также утверждают, что в качестве внутренней субсидии Закон Джонса защищает неэффективность рынка, потому что конкуренция между внутренними транспортными линиями недостаточна для выявления и устранения этой неэффективности. Таким образом, американские законы о каботаже увеличивают стоимость ведения бизнеса для поставщиков, которые хотят доставлять американские товары американским потребителям по морю, поскольку стоимость транспортировки значительна. Например, когда важный нефтепровод отключается из-за повреждения или преступной деятельности, нефтяная промышленность должна полагаться на внутренние морские ресурсы для транспортировки нефти, которая ранее транспортировалась по трубопроводу. Часто эти активы недоступны или доступны в ограниченном количестве, что приводит к сокращению поставок нефти в наиболее нуждающиеся регионы. Давление оказывается на то, что такое каботаж и почему это имеет значение? Однако, поскольку действия Конгресса необходимы для отмены требований Закона Джонса, а законодатели часто хотят защитить те предприятия в своем округе, которые получают наибольшую выгоду от каботажа, маловероятно, что большинство законодателей сплотятся, чтобы изменить или отменить положения о каботаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *