Неман-4202 / IVECO Daily. «Турист», «Город» с дизайном МЗКТ
На рынок выходит новый оригинальный автобус на шасси IVECO Daily. Изготовитель — филиал МЗКТ в Лиде. Представляем подробности проекта.
О том, что в Лиде делают автобусы, знают лишь специалисты-транспортники, да интересующиеся автобусной темой «фанаты». А большинство россиян только спросят: «А Лида — это где, и что?»
01. Райцентр Лида Гродненской области за пределами белорусской границы особо ничем не знаменит. Но почти каждый белорус скажет вам, что в Лиде варят лучшие в стране пиво и квас. Краеведы, конечно, сразу вспомнят местную туристическую достопримечательность — Лидский замок.
02. Завод «Неман» — местная не туристическая, но промышленная достопримечательность. Бывший оборонный «почтовый ящик», занимавшийся специальным радиооборудованием для различных типов военной техники Советской армии — теперь автопроизводитель, партнер IVECO и «вассал» МЗКТ.
Попробуем кратко проследить путь «
После развала СССР заводу, чтобы совсем не исчезнуть, пришлось перейти на выпуск… газовых горелок, вентиляторов и еще каких-то мелочей… Здесь собирали ПАЗики, ГАЗели, но выжил завод за счет покупки лицензии на изготовление автобуса ЛиАЗ-5256.
03. Постепенно ЛиАЗ-5256 превратился в собственную модель Неман-5201, которая с начала 2000-х была хитом завода.
04. Затем занялись тематикой автобусов малого класса. Летом 2006 года построили опытно-экспериментальный Неман-3231. На шасси Dongfeng установили кузов собственной разработки. Дальше одного собранного образца дело не пошло.
05. Гораздо рентабельнее оказалось собирать малых «китайцев» по лицензии. Неман-3232 — ни что иное, как основательно локализованный Changchun CCJ6660D.
В основе — тоже шасси Dongfeng EQ6590KS, а кузова по китайскому образцу делали сами. Этот продукт был серийным.06. Параллельно с китайским прорабатывали и европейский вектор автобусного сотрудничества по теме малого класса. Проработали настолько успешно, что в дальнейшем именно автобусы на шасси IVECO Daily станут главными «кормильцами» завода.
Родословная «Неманов» малого класса уходит своими корнями в городок Майрано в северной Италии, где базируется «кузовная» фирма Cacciamali S.p.A.
07. Ателье Cacciamali S.p.A. — довольно известный производитель автобусных кузовов в Европе, а его модель Cacciamali Thesi «образца 1998 года» на шасси IVECO Daily в первой половине 2000-х закупало даже «Мострансавто».
У Cacciamali S.p.A. в Польше есть «дочка» — фирма Kapena S.A. Сотрудничать с польской «дочкой» итальянской кузовной фирмы завод «
08. Подружились лидчане и с хозяевами-итальянцами. На борту появилась гордая надпись Neman Cacciamali. Сборку этой модели в Лиде успешно освоили. Автобус пошел в серию под обозначением Неман-42012.
Далее, у Cacciamali обновилась производственная программа. В результате чего в 2010 году на свет появилась вторая генерация лидских автобусов малого класса, являющих собой полную лицензионную копию Cacciamali Thesi очередного, нового на тот момент поколения.
09. Итальяно-польско-белорусский автобус в междугороднем варианте получил обозначение Неман-420122, городской — Неман-42011
, школьный — Неман-42013.10. Любопытно, что пробную партию кузовов белорусского изготовления отправили в Италию на «материнскую» фирму, где качество одобрили и превратили их в комплектные автобусы, проданные европейским заказчикам.
В апреле 2014-го в судьбе завода «Неман» случился новый поворот. Государственным решением завод включили в состав МЗКТ, и с того момента лидское предприятие называется Филиал «Автосборочный завод «Неман»» ОАО «Минский завод колесных тягачей».
11. Так на свет появилось любопытное соседство идентификационных табличек. Кто бы мог подумать, что аббревиатуры МЗКТ и IVECO будут жить рядом на одном автомобиле? Однако — факт.
За это время модернизировалось базовое шасси, изменился и индекс автобуса. Новое обозначение Неман-4202 пришло на смену прежнему
12. Это междугородний Неман-420224-11, выпущенный уже под эгидой МЗКТ. Внешнее отличие — чуть другие фары от IVECO Daily образца 2011 года.
«Круглоглазый» Неман-4202 — пока основа производственной гаммы, но замена ему подготовлена.
Внешностью для лидских полукапотных автобусов малого класса нового, третьего поколения, занималось уже дизайн-бюро МЗКТ. Базовый индекс семейства Неман-4202 при этом не менялся, циферные различия — только в префиксах.
13. Заднюю светотехнику оставили без изменений, однако «обрамили» ее черной накладкой. Слева — Неман-420224-11 старого образца, справа — Неман-420234-511 нового.
14. «Нос» переделан многократно основательнее. Длиннее он стал, потому что под капотом — более мощный двигатель. Прежде ставился 146-сильный мотор, теперь — 170-сильный.
15. Сравните новейшее «прочтение» этого же автобуса в исполнении дизайнеров Cacciamali (слева) с вариантом, который сделали на МЗКТ.
16. ИМХО, белорусский вариант — более стильный и выразительный.
17. Пластиковые детали для новой передней маски делают полностью сами, в Лиде.
18. Ветровое стекло — оригинальное, поставляет его могилевская фирма «КУВО«.
Пока собраны три экземпляра — туристический, междугородний и городской. Мы знакомились с «Туристом» и «Горожанином».
19. Это «Турист». Его индекс — Неман-420234-511. Колесная база по сравнению с прежней увеличена на 400 мм.
20. «Горожанин» обозначается индексом Неман-420211-511. Отличительная особенность городской версии — широкая прислонно-сдвижная дверь в заднем свесе.
21. За ней расположена приличных размеров накопительная площадка с местом для инвалидной коляски. Подняться в салон на кресле-коляске можно по аппарели.
22. Общая пассажировместимость городской версии — 44 человека. Количество посадочных мест — 20.
23. В туристической версии 28 мест для сидения. Кресла в данном случае использованы турецкие, фирмы SEGE.
24. Двигатель — 3-литровый турбодизель IVECO F1CFL411 уровня Euro-5. Напомним, он имеет повышенную мощность — 170 л.с. против прежних 146 л.с.
25. Интерьер рабочего места водителя перекочевал с IVECO Daily новейшего поколения.
26. В настоящее время новые автобусы проходят пробеговые и приемочные испытания, по результатам которых будет получено ОТТС. И тогда…
И тогда конкуренция в сегменте возрастет. Но конкуренты — тоже сильны. О них — маленькая Ремарочка.
Ремарка М-Парка27. Главный конкурент это, конечно, VSN-700, который делает ООО «СТ-Нижегородец». Таких автобусов в одной только Москве — сотни. Стали они появляться и в других регионах РФ.
28. Второй сильный конкурент также родом из Нижегородской губернии. Foxbus 22501 — изделие ООО «Инновационные технологии» из города Ворсма. Их тираж меньше, но счет идет, как минимум, на десятки построенных экземпляров.
По дизайну — все красавцы. Значит, надо будет блистать еще и качеством изготовления, а с этим на МЗКТ как раз чрезвычайно строго.
29. Конечно не только качеством, но и ценой надо будет «играть», а это белорусы тоже делать умеют.
Внешний вид у машины получился стильный и запоминающийся. Но самое главное, это не переоборудованный «фургонбус», а пассажирское транспортное средство с абсолютно оригинальным, сконструированным «с нуля» по всем автобусным «канонам» кузовом.
Маркетологи МЗКТ планируют реализовывать в СНГ, как минимум, около сотни таких автобусов в год. Пожалуй, все шансы на это есть.
«Неман» выпустил новый автобус с современным, но спорным дизайном
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: производителя
В этом году «МЗКТ» планирует представить обновленную линейку автобусов «Неман» среднего класса в комплектациях «Туристический», «Междугородний» и «Городской». «Платформой послужило шасси Iveco Daily 70С17, — сообщает пресс-служба предприятия. — Она позволила повысить плавность хода и, соответственно, уровень комфорта при движении».
В новый «Неман» устанавливают двигатель IVECO F1CFL411*C (мощностью 170 л. с.) экологического класса Евро-5, коробка передач — 6-ступенчатая «механика». «Новый двигатель обладает отличными тяговыми характеристиками (максимальный крутящий момент в 400 Н·м достигается уже при 1300 об/мин и остается неизменным до 3000 об/мин.),
— презентуют новинку на предприятии. — Это, несомненно, добавит динамики автобусам „Неман“, что позволит увереннее чувствовать себя на дороге».«Рестайлинг автобусов затронул элементы экстерьера: внешнего вида передней и задней части автобусов. Так, для нового ряда автобусов был разработан и применен абсолютно новый дизайн переднего и заднего бамперов, капота, радиаторной решетки, применены новые оптические элементы фар головного освещения, наружные зеркала заднего вида с электроприводом, — уверяют в компании. Внешне же отчетливо прослеживаются веяния Hyundai и Chevrolet. — В части интерьера изменения коснулись как рабочего места водителя, так и пассажирского салона. Рабочая зона водителя была оборудована дополнительными нишами и „карманами“ для размещения документов, мобильного телефона и прочих мелких предметов, установлено эргономичное сидение, оборудованное гидравлическим амортизатором, на пневматической подвеске со всевозможными регулировками и трехточечным ремнем безопасности».
«За счет применения неразделенного ветрового стекла автобусы обладают отличной обзорностью, — говорится в пресс-релизе. — Уменьшение его размера позволило решить проблему обмерзания при эксплуатации в условиях низких температур и обеспечить дополнительную защиту салона от перегрева в жару. В пассажирском салоне применены новые модели сидений и схема их расстановки, использованы новые отделочные материалы напольного покрытия, диодные потолочные светильники, сервисные блоки, оснащенные разъемами USB для зарядки мобильных телефонов. В части комплектации все три модификации автобусов уже оборудованы устройствами вызова экстренных оперативных служб».
Особенно производитель выделяет городскую версию: «Салон автобуса оборудован двумя дверями с электрическим приводом, удобными пассажирскими сиденьями, противоскользящим напольным покрытием, подсветкой подножек в зоне входных дверей, поручнями, информационной панелью и маршрутоуказателем. Предусмотрено место для пассажиров с ограниченными возможностями, где можно удобно разместиться вместе с креслом-коляской, поднявшись в салон автобуса по аппарели через заднюю дверь».