Действующие нефтепроводы россии: Газопроводы и нефтепроводы России

Содержание

Крупнейшие нефтепроводы России | СтройГеоКомплекс

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. Топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.

1. Нефтепровод Баку — Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.

2. Нефтепровод Балаханы — Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.

3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год.

4. Восточная Сибирь — Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть».

5. Нефтепровод Грозный — Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.

6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol.

7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).

8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн нефти в год.

9. Нефтепровод Сургут — Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина — 3250 км, диаметр — 1020 мм, пропускная способность — более 20 миллионов тонн в год.

10. Нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».

Состав нефтепроводов России — Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Оживление строительства нефтепроводов в нашей стране пришлось на 30-е годы ХХ века. В эти годы были построены нефтепроводы «Грозный-Туапсе», «Баку-Батуми» на Кавказе, «Гурьев-Орск» в Казахстане и «Ишимбай-Уфа» на Урале и др., так что к началу 40-х годов в нашей стране эксплуатировалось уже более 2,5 тыс. км магистральных нефтепроводов.

В годы Великой Отечественной Войны на Дальнем Востоке построили нефтепровод «Оха — Комсомольск на Амуре» для доставки на материк сахалинской нефти.

Особенно интенсивное строительство нефтепроводов в нашей стране началось после войны в 1950-х годах. Строительство происходило, главным образом, в основных нефтедобывающих районах. В эти годы были построены «Альметьевск — Горький», «Горький -Рязань», «Рязань — Москва», «Альметьевск — Пермь», «Ишимбай -Орск», «Туймазы — Омск-Новосибирск», «Тихорецк — Туапсе» и др.

В 60-х годах ХХ века был построен и введен в эксплуатацию крупнейший в Европе нефтепровод «Дружба» с общей протяженностью 5,5 тыс. км и диаметрами 1020 и 1220 мм; по этому трубопроводу нефть Урало-Поволжья должна была доставляться в Восточно-Европейские страны. Были построены нефтепроводы «Шаим-Тюмень» (диаметр 720 мм, протяженность 400 км), «Усть — Балык — Омск» (диаметр 1020 мм, протяженность 1000 км), «Нижневартовск — Усть — Балык» (диаметр 720 мм, протяженность 250 км) и др. для транспортировки нефти с месторождений Западной Сибири.

В 70-х годах ХХ века были введены в строй новые нефтепроводы «Усть — Балык — Курган — Уфа — Альметьевск», «Александровское — Анжеро-Судженск — Иркутск», «Нижневартовск-Курган-Куйбышев (Самара)», «Сургут — Горький — Полоцк», «Уса — Ухта-Ярославль — Москва», «Куйбышев (Самара) — Тихорецк-Новороссийск», «Куйбышев (Самара) — Лисичанск — Одесса», «Холмогоры — Сургут» и многие другие.

В 80-х годах ХХ века парк нефтепроводов обогатился трубопроводами «Холмогоры — Пермь —Альметьевск-Клин», «Павлодар-Фергана», «Грозный-Баку» и др.

К 2001 г. России была построена Балтийская трубопроводная система (БТС). Эта система трубопроводов связала месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского регионов с морскими портами «Приморск» и «Усть- Луга» на Балтийском море. Общая протяженность нефтепровода около 1200 км, диаметр 1220 мм, проектная мощность 75 млн.т. нефти в год. Эта мощность была достигнута в 2006 г. 

В начале 2000-х годов в России началось, а к 2012 г. в основном завершилось строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (аббревиатура «ВСТО»). Эта наиболее протяженная трубопроводная система проходит от г.Тайшет в Иркутской области до нефтеналивного порта «Козьмино» в заливе Находка на Тихом океане, причем в районе НПС «Сковородино» (Амурская область) сооружен отвод в Китай.

Общая протяженность ВСТО составляет 4740 км, диаметры — 42 и 48 дюймов (или 1067 и 1220 мм), пропускная способность в окончательном варианте развития может быть доведена до 80 млн. тонн нефти в год, перекачку осуществляет 41 НПС. Нефтепроводная система ВСТО соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Оператор нефтепровода — государственная компания ОАО «АК «Транснефть»; сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название «ESPO». Параметры некоторых других нефтепроводов современной России приведены в таблице.

Поскольку все нефтепроводы СССР сооружались как магистрали общесоюзного значения, то в силу своего монопольного положения они и сейчас находятся в ведении только одной компании ОАО «АК «Транснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Исключение составляет лишь нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» (диаметр 1020/1067 мм, протяженность 1580 км), принадлежащей Каспийскому трубопроводному консорциуму (аббревиатура «КТК-Р», Р — Российский).

Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России — ЭНЕРГОСМИ.РУ

На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки. Классификация трубопроводов Трубопроводы подразделяются по своему назначению: Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий. Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом. Магистральные — трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной компрессорной станцией, а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода. В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др. Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.


Экспорт через нефтепроводы

В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% — на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» — единственная компания-оператор нефтепроводов в России. На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании – более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы. Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:

  • Балтийский нефтепровод, пропускная способность — 74 млн т в год;
  • Система трубопроводов «Дружба». Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая — в Словакию. Общая пропускная способность — 90 млн т;
  • Черноморские нефтепроводы – 43 млн т.

Достоинства трубопроводного транспорта Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются: Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери. Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов. Стабильная работа в разных климатических зонах. Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях. Высокий уровень механизации при строительстве. Автоматизация систем контроля над технологическими процессами. Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.

Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.

http://fb.ru

Крупнейшие магистральные нефтепроводы

Магистральные нефтепроводы опутали планету Земля подобно паутине. Их главное направление нетрудно определить: от мест добычи нефти они направляются либо к местам переработки нефти, либо к местам погрузки на танкеры. Именно по этой причине задача транспортировки нефти привела к созданию большой сети нефтепроводов. По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в намного превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов.

Магистральный нефтепровод — трубопровод, предназначенный для транспортировки товарной нефти из районов их добычи (от промыслов) или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива в цистерны, нефтеналивных терминалов, отдельных промышленных предприятий и НПЗ). Они характеризуются высокой пропускной способностью, диаметром трубопровода от 219 до 1400 мм и избыточным давлением от 1,2 до 10 МПа.

Лидерами среди операторов трубопроводного транспорта являются российская компания ОАО «Транснефть» (ее предприятия имеют самую большую в мире систему нефтепроводов – более 50000 километров) и канадское предприятие «Enbridge».  По прогнозам специалистов в США системы нефтепроводов достигли своего оптимального уровня, и потому их прокладка будет заморожена на нынешнем уровне. Сооружение нефтепроводов будет увеличиваться в Китае, Индии и, как бы это не казалось странным, в Европе, поскольку там идет тотальная диверсификация поставок.

Магистральный нефтепровод

Канада

Самые длинные трубопроводы, кроме Европейского континента, находятся в Канаде и направляются в центр континента. Среди них нефтепровод «Редуотер – Порт-Кредит», длина которого составляет 4840 километров.

США

США – крупнейший в мире производитель и потребитель энергии. Нефть является главным источником энергии для США, и сейчас она обеспечивает до 40% потребностей страны. У Соединенных Штатов система нефтепроводов очень разветвленная, особенно густо они покрывают юго-восток страны. Среди них можно выделить следующие нефтепроводы:

«Трансаляскинский нефтепровод» — нефтепровод диаметром 1220 мм, предназначенный для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на её юге. Пересекает штат Аляска с севера на юг, длина нефтепровода 1288 км. Состоит из трубопровода сырой нефти, 12 насосных станций, нескольких сот километров подводящих трубопроводов, и терминала в городе Валдиз. Строительство нефтепровода началось после энергетического кризиса 1973 года. Подорожание нефти сделало экономически выгодным ее добычу в Прадхо-Бей. Строительство столкнулось со множеством проблем, главным образом очень низкой температурой и труднопроходимой, изолированной местностью. Нефтепровод был одним из первых проектов, столкнувшихся с проблемами вечной мерзлоты. Первый баррель нефти был перекачан по нефтепроводу в 1977 году. Является одним из наиболее защищённых трубопроводов в мире. Трансаляскинский нефтепровод был спроектирован инженером Егором Поповым так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Он был проложен над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими трубе скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м, при помощи специальнойгравийной подушки, и на 1,5 метра вертикально. Кроме того прокладка трассы нефтепровода осуществлялась зигзагообразной ломаной линией для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях, а также и при температурном расширении металла. Пропускная способность нефтепровода 2130000 баррелей в сутки.

Трансаляскинский нефтепровод

Магистральная нефтепроводная система «Seaway» — 1080 километровый нефтепровод, транспортирующий нефть от Кушинга (штат Оклахома) до терминала и распределительной системы Фрипорта (штат Техас), находящейся на побережье Мексиканского залива. Нефтепровод является важным звеном транспортировки сырой нефти между двумя нефтяными регионами в Соединенных Штатах. Магистральный трубопровод был введен в эксплуатацию в 1976 году и изначально был предназначен для передачи иностранной нефти из портов Техаса на нефтеперерабатывающие заводы на Среднем Западе. В таком направлении нефть прокачивалась вплоть до 1982 года, когда было принято решение о транспортировке природного газа по данному трубопроводу, но в обратном направлении — с севера на юг. В июне 2012 года по трубопроводу снова прокачивается нефть. Мощность нефтепровода 400000 баррелей в сутки. Вторая нитка трубопровода сдана в эксплуатацию в декабре 2014 года и идёт параллельно первой очереди «Seaway». Мощность второй нитки 450000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Flanagan south» введен в эксплуатацию в 2014 году и имеет протяженность 955 километров, пересекая штаты Иллинойс, Миссури, Канзас и Оклахома. Трубопровод транспортирует нефть из Понтиака (штат Иллинойс) до терминалов Кушинга (штат Оклахома). Трубопроводная система имеет семь насосных станций. Нефтепровод «Flanagan south» обеспечивает дополнительную мощность, необходимую для поставки нефти до нефтеперерабатывающих предприятий Северной Америки, и далее с помощью других нефтепроводов на побережье Мексиканского залива США. Мощность нефтепровода приблизительно 600000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Spearhead» — 1050 километровый нефтепровод диаметром 610 мм, который транспортирует сырую нефть из Кушинга (штат Оклахома) к главному терминалу Чикаго (штат Иллинойс). Мощность нефтепровода 300000 баррелей в сутки.

Первый магистральный нефтепровод диаметром 1000 мм в США был построен в 1968 году для транспортировки нефти из Сент-Джеймса (штат Новый Орлеан) до Патоки (штат Иллинойс). Протяженность нефтепровода составляет 1012 километров. Мощность нефтепровода «Сент-Джеймс» — «Патока» 1175000 баррелей в сутки.

Нефтепроводная система «Keystone» — сеть нефтепроводов в Канаде и Соединенных Штатах. Подает нефть с нефтеносных песков Атабаски (Альберта, Канада) на нефтеперерабатывающие заводы в США в Стил-Сити (штат Небраска), Вуд-Ривер и Патока (штат Иллинойс), с побережья Мексиканского залива Техаса. Кроме синтетической нефти и расплавленного битума (дилбит) с нефтеносных песков Канады, также транспортируют светлую сырую нефть с Иллинойсского бассейна (Баккен) до Монтаны и Северной Дакоты. Три этапа проекта находятся в эксплуатации — четвертый этап ждет одобрения правительства США. Участок I, поставляющий нефть с Хардисти (Альберта) в Стил-Сити, Вуд-Ривер и Патока, был завершен летом 2010 года, протяженность участка 3456 километров. Участок II, ответвление Кистоун-Кушинга, было завершено в феврале 2011 года с трубопровода от Стил-Сити до хранилищ и объектов распределения в крупном хабе Кушинг (штат Оклахома). Эти два этапа имеют потенциал для прокачки нефти до 590 000 баррелей в сутки к нефтеперерабатывающим предприятиям Среднего Запада. Третий этап, ответвление с побережья Мексиканского залива, открыт в январе 2014 года, имеет мощность до 700 000 баррелей в сутки. Общая протяженность нефтепровода составляет 4720 километров.

Нефтепроводная система «Enbridge» — трубопроводная система, которая транспортирует сырую нефть и расплавленный битум из Канады в США. Общая протяженность системы составляет 5363 километра, включая несколько путей. Основными части системы являются 2306-километровый учаток «Enbridge» (канадский участок магистрали) и 3057-километровая участок «Lakehead» (участок магистрали США). Средняя пропускная мощность нефтепроводной системы 1400000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Нью-Мексико – Кушинг» —  протяженность 832 километров, пропускная мощность 350000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Мидланд – Хьюстон» — протяженность 742 километров, пропускная мощность 310000 баррелей в сутки.

Нефтепровод «Кушинг – Вуд Ривер» — протяженность 703 километров, пропускная мощность 275000 баррелей в сутки.

Крупнейшие зарубежные нефтепроводы Диаметр, мм Длина, км Год постройки
Нефтепроводная система «Enbridge» (Канада, США) 457 — 1220 5363 1950
Нефтепроводная система  «Keystone» (Канада, США) 762 — 914 4720 2014
Нефтепровод «Казахстан — Китай» 813 2228 2006
Нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан» (Азербайджан, Грузия, Турция) 1067 1768 2006
Нефтепровод «Tazama» (Танзания, Замбия) 200 — 300 1710 1968
Восточно-Аравийский нефтепровод (Саудовская Аравия) 254 — 914 1620  
«Трансаляскинский нефтепровод» (США) 1220 1288 1977
Трансаравийский нефтепровод «Таплайн» (приостановленный) (Саудовская Аравия, Сирия, Иордания, Ливан) 760 1214 1950
Нефтепровод «Seaway» (Кушинг — Фрипорт, США) 762 1080 1976
Нефтепровод «Чад — Камерун»   1080 2003
Нефтепровод «Spearhead» (Кушинг — Чикаго, США) 610 1050  
Нефтепровод «Сент-Джеймс — Патока» (США) 1067 1012 1968
Центрально-Европейский нефтепровод (приостановленный) (Италия, Германия) 660 1000 1960
Нефтепровод «Киркук — Джейхан» (Ирак, Турция) 1020 — 1170 970  
Нефтепровод «Хасси Мессауд» — Арзю» (Алжир) 720 805 1965
Нефтепровод «Flanagan South» (Понтиак — Кушинг, США) 914 955 2014
Нефтепровод «Эджеле — Сехира» (Алжир, Тунис) 610 790 1966
Южно-Европейский нефтепровод (Лаверт — Страсбург — Карлсруэ) 864 772  
Нефтепровод «Сальяко — Баиа-Бланка» (Аргентина) 356 630  
Латинская Америка

В Бразилии, Венесуэле и Мексике открыты новые месторождения нефти. Теперь эти государства полностью обеспечены энергоресурсами, поставку которых обеспечивают такие нефтепроводы, как «Сальяко – Байя-Бланка» в Аргентине протяженностью 630 км, нефтепровод «Рио-де-Жанейро – Белу-Оризонти» в Бразилии протяженностью 370 км, а также нефтепровод «Сикуко – Ковеньяс» в Колумбии протяженностью 534 км.

Европа

Европа имеет большие запасы нефти и газа. Из стран, входящих в Европейский Союз, 6 – производители нефти. Это Великобритания, Дания, Германия, Италия, Румыния и Нидерланды. Если взять ЕС в целом, то он является крупнейшим производителем нефти и занимает седьмое место, а также второе место по ее потреблению в мире. Доказанные запасы нефти стран ЕС на начало 2014 года составляют 900 млн тонн. Одна из самых крупных магистралей – Южно-Европейский нефтепровод, которая транспортирует нефть от порта Лаверт в Карлсруэ через Страсбург. Протяжённость данного нефтепровода составляет 772 км.

Нефтепровод «Баку — Тбилиси — Джейхан», предназначенный для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположен на берегу Средиземного моря. Нефтепровод введен в эксплуатацию 4 июня 2006 года. В настоящее время по нефтепроводу прокачивается нефть с блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» и конденсат с месторождения «Шах-Дениз». Протяжённость нефтепровода «Баку — Тбилиси — Джейхан» составляет 1768 километров. Нефтепровод проходит по территории трёх стран — Азербайджана (443 км), Грузии (249 км) и Турции (1076 км). Пропускная способность составляет 1,2 млн баррелей нефти в сутки.

Центрально-европейский нефтепровод — приостановленный трубопровод для сырой нефти, который пересекает Альпы проходя по маршруту Генуя (Италия) — Феррара — Эгль — Ингльштадт (Германия). Нефтепровод сдан в эксплуатацию в 1960 году и снабжал нефтеперерабатывающие заводы Баварии. Нефтепровод закрылся 3 февраля 1997 из-за проблем с экологией и высоких санационных издержек. Протяженность нефтепровода 1000 километров.

Россия

Один из самых старых отечественных нефтепроводов – «Дружба». Система магистральных нефтепроводов построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Восточной Европы. Маршрут проходит от Альметьевска (Татарстан) через Самару до Мозыря и разветвляется на северный и южный трубопроводы. Северный проходит по Белоруссии, Польше, Германии, Латвии и Литве, южный – по Украине, Чехии, Словакии и Венгрии. В систему магистральных нефтепроводов «Дружба» входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти. Рабочая мощность нефтепровода составляет 66,5 млн тонн в год.

Действует также нефтепровод БТС-1, который связывает месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Целями строительства балтийской трубопроводной системы было повышение мощности сети экспортных нефтепроводов, снижение издержек на экспорт нефти, а также необходимость снижения рисков транзита нефти через другие государства. Пропускная мощность нефтепровода составляет 70 млн тонн в год.

Крупнейшие нефтепроводы России Диаметр, мм Длина, км Год постройки
Нефтепровод «Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск» 720 3662 1959 — 1964
Нефтепровод «Дружба» 529 — 1020 8900 1962 — 1981
Нефтепровод «Усть-Балык – Омск» 1020 964 1967
Нефтепровод «Узень – Атырау – Самара» 1020 1750 1971
Нефтепровод «Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск» 1220 2119 1973
Нефтепровод «Александровское – Анжеро-Судженск – Красноярск – Иркутск» 1220 1766 1973
Нефтепровод «Уса – Ухта – Ярославль – Москва» 720 1853 1975
Нефтепровод «Нижневартовск – Курган – Самара» 1220 2150 1976
Нефтепровод «Самара – Тихорецк – Новороссийск» 1220 1522 1979
Нефтепровод «Сургут – Нижний Новгород – Полоцк» 1020 3250 1979 — 1981
Нефтепровод «Колмогоры – Клин» 1220 2430 1985
Нефтепровод «Тенгиз – Новороссийск» 720 1580 2001
Нефтепровод «Балтийская трубопроводная система» 720 — 1020 805 1999 — 2007
Нефтепровод «Балтийская трубопроводная система-II» 1067 1300 2009 — 2012
Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» 1020 — 1200 4740 2006 — 2012

Всем известен и нефтепровод БТС-2 от города Унеча в Брянской области до Усть-Луги в Ленинградской области, призванный стать альтернативным маршрутом поставок российской нефти в Европу, который заменит нефтепровод «Дружба» и позволит избежать транзитных рисков.

ВСТО (трубопроводная система «Восточная Сибирь — Тихий океан») — нефтепровод, проходящий от города Тайшет (Иркутская область) до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. Строительство трубопровода ВСТО уже признано уникальным по целому ряду показателей, таких, как протяженность (4740 км), условия труда, уникальная забота об экологии и невиданный синергетический эффект для экономики региона. Основная цель его заключается в том, чтобы стимулировать нефтяные компании осваивать месторождения Восточной Сибири, и диверсифицировать поставки нефти, подключив крупных потребителей в АТР. Свою роль сыграли и геополитические факторы — ряд законов в странах Европы, которые были направлены против зависимости от российской нефти. В такой ситуации правильнее всего заранее искать новые рынки сбыта.

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — крупнейший международный нефтетранспортный проект с участием России, Казахстана, а также ведущих мировых добывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации магистрального трубопровода протяженностью более 1,5 тыс. км. Соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).

karta-nefteprovodov-rossii

 Китай

Сегодня Китай потребляет 10 млн баррелей нефти в день, хотя добывает всего 200 млн т в год. Поскольку собственных ресурсов в стране мало, с каждым годом он все больше будетзависеть от импорта нефти и газа. Для решения этой проблемы и в собственных целях Россия построила ВСТО-1 протяженностью более 2500 км. Он проходит от Тайшета до Сковородино, а его пропускная способность – 30 млн т в год. Сейчас идет строительство второй части до порта Козьмино (Тихоокеанское побережье), пока же поставки осуществляются по железной дороге. В Китай нефть поставляется по отрезку магистрали Сковородино – Дацин.

Благодаря прокладке второй нитки трубопровода проект ВСТО-2 предполагает увеличение пропускной способности до 80 млн т в год. Его планируют запустить в декабре 2012 г.

Казахстан

Нефтепровод «Казахстан-Китай» является первым для Казахстана нефтепроводом, позволяющим напрямую осуществлять  импорт нефти за рубеж. Протяженность трубопровода составляет порядка 2000 километров и простирается от Каспийского моря до города Синьцзян в Китае. Трубопровод принадлежит Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) и нефтяной компании казахского КазМунайГаз. Строительство газопровода было согласовано между Китаем и Казахстаном в 1997 году. Строительство нефтепровода осуществлялось в несколько этапов.

Ближний Восток

Южно-Иранский нефтепровод длиною 600 км проложен до Персидского залива и является выходом на мировые нефтяные рынки.

Нефтепровод «Киркук — Джейхан» — 970 километровый нефтепровод, самый большой нефтепровод Ирака, соединяющий Киркукское месторождение (Ирак) с нефтеналивным портом в Джейхане (Турция). Нефтепровод состоит из 2 труб диаметром 1170 и 1020 миллиметров, с пропускной способностью в 1,100 и 500 тысяч баррелей в день соответственно. Но сейчас нефтепровод не использует всех свои мощностей и фактически через него проходит около 300 тысяч баррелей в день. Во многих местах трубы нуждаются в значительном ремонте. С 2003 года с Иракской стороны работа нефтепровода усложнялась многочисленными актами саботажа.

Трансаравийский нефтепровод — 1214 километровый нерабочий ныне нефтепровод, который пролегал от Аль-Кайсума в Саудовской Аравии до Сайды (нефтеналивной порт) в Ливане. Он служил важной частью мировой нефтяной торговли, американской и внутриближневосточной политики в период своего существования, а также способствовал экономическому развитию Ливана. Пропускная способность составляла 79000 м3 в сутки. Строительство трансаравийского нефтепровода началось в 1947 году и велось, в основном, под руководством американской компанией Bechtel. Первоначально он должен был заканчиваться в Хайфе, которая находилась тогда под британским мандатом в Палестине, но в связи с созданием государства Израиль, был выбран альтернативный маршрут через Сирию (Голанские высоты) в Ливан с портовым терминалом в Сайде. Перекачивание нефти по трубопроводу началось в 1950 году. С 1967 года в результате Шестидневной войны, часть трубопровода, которая проходила через Голанские высоты перешла под израильский контроль, но израильтяне не перекрыли трубопровод. После нескольких лет постоянных диспутов между Саудовской Аравией, Сирией и Ливаном о транзитных сборах, появления нефтяных супертанкеров, и аварий на нефтепроводе, часть линии севернее Иордании прекратила функционировать в 1976 году. Оставшаяся часть нефтепровода между Саудовской Аравией и Иорданией продолжала транспортировать небольшие объёмы нефти вплоть до 1990 года, когда Саудовская Аравия прекратила поставки в ответ на нейтралитет Иордании во время первой войны в Персидском заливе. Сегодня, вся линия непригодна для транспортировки нефти.

Восточно-Аравийский нефтепровод длиной 1620 км обеспечивает поставки углеводородного сырья на побережье Персидского залива.

Магистральный нефтепровод

Африка

Африка имеет большой потенциал, но он почти не используется. Большие месторождения нефти есть в Нигерии, Алжире и на шельфе Атлантического океана. Среди нефтепроводов можно выделить трубопровод «Эджеле (Алжир) – Сехира (Тунис)» длиной 790 километров, а также «Чад — Камерун» протяженностью 1080 километров.

Нефтепровод «Tazama» — нефтепровод длинной 1710 километров от терминала  в Дар-эс-Саламе (Танзания) в Ндола (Замбия). Он был введен в эксплуатацию в 1968 году. В настоящее время мощность нефтепровода составляет 600000 тонн в год. Диаметр трубопровода колеблется между 8 и 12 дюймов (200 и 300 мм). 

P.S. Эксперты отмечают появление еще одного района – это Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) плюс Северная Евразия совместно с тихоокеанскими странами Американского континента (АТРАМ). Уже сегодня между государствами АТРАМ развиваются активные торгово-экономические связи. Отметим, что здесь сконцентрирована большая часть населения планеты Земли. Экспорт нефти, направленный в АТР, в т.ч. в Китай, Корею и Японию, а также в США, составляет около 15% от всего экспорта. Бесспорно, эти государства являются самыми развивающимися в последние годы. В ближайшее время в АТРАМе планируется построить трубопроводы общей протяженностью около 13 000 км. После 2011 г. количество увеличится в несколько раз и составит свыше 75 000 км, из них 10% будет проложено по морскому дну.

Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России

Нефтепроводы России – одна из ключевых составляющих топливно-энергетического сектора экономики страны. На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.

нефтепроводы россии

Классификация трубопроводов

Трубопроводы подразделяются по своему назначению:

  • Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий.
  • Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров. Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом.
  • Магистральные — трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше. Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной компрессорной станцией, а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода. В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др.

Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.

крупнейшие нефтепроводы россии

Развитие нефтепроводов в России

История развития трубопроводов в России неотъемлемо связана с развитием нефтяной индустрии. В 1901 году в государстве добывалась почти половина всего объема мировой добычи нефти. С увеличением объемов сырья все чаще вставал вопрос об его транспортировке. Для снижения загруженности железных дорог и удешевления транспортировки была обоснована экономическая целесообразность строительства трубопроводов.

Первые магистральные нефтепроводы России общей протяженностью 1147 км были построены на рубеже XIX и XX веков и соединяли промыслы в окрестностях Баку с нефтеперерабатывающими заводами. Инициатива строительства первого продуктопровода принадлежала Д.И. Менделееву. План был реализован в 1906 году. Продуктопровод длиной 831 км, размером трубы 200 мм и 13-ю компрессорными станциями был самым крупным в мире на то время и поставлял керосин из Баку в Батуми для последующего экспорта.

В довоенные годы основные потоки нефти и нефтепродуктов приходились на Каспий, Кавказ и Волжский бассейн. Были введены в эксплуатацию нефтепроводы Грозный-Туапсе (649 км, диаметр 273 мм), Ишимбай-Уфа (169 км, 300 мм) и продуктопроводы Мангышлак – Самара и Усть-Балык – Альметьевск.

Новый виток развития нефтепроводы России (тогда СССР) получили в послевоенные годы. Пик пришелся на период бурного развития добычи и переработки нефти в Волго-Уральском бассейне и освоении месторождений Сибири. Были построены магистральные трубопроводы значительной протяженности диаметром до 1200 мм. Благодаря некоторым из них (например, Сургут – Полоцк), сибирская нефть стала поставляться в центральные регионы России, Беларусь и Прибалтику.

магистральные нефтепроводы россии

Достоинства трубопроводного транспорта

Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века. На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов. Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются:

  • Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери.
  • Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов.
  • Стабильная работа в разных климатических зонах.
  • Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях.
  • Высокий уровень механизации при строительстве.
  • Автоматизация систем контроля над технологическими процессами.

Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.

Крупнейшие нефтепроводы России

  1. Баку – Новороссийск — нефтепровод для перекачки каспийской нефти в порт Новороссийска.
  2. Балаханы – Черный город — это первый нефтепровод России, введенный в строй еще в 1878 году. Трубопроводная магистраль соединяет Балаханский промысел на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие мощности в окрестностях Баку.
  3. Балтийская трубопроводная сеть. Проектная пропускная способность – 74 млн т нефти в год. Соединяет морской порт Приморск с нефтяными промыслами в Западной Сибири и Урало-Поволжском районе.
  4. Восточная Сибирь – Тихий океан — трубопровод, соединяющий Сибирские месторождения с наливным портом Козьмино возле Находки. Оператор нефтепровода — ОАО «АК «Транснефть». Протяженность 4188 км дает возможность экспортировать Российскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
  5. Нефтепровод «Дружба» — самая крупная в мире система магистральных трубопроводов, построенная для поставок нефти и нефтепродуктов в социалистические государства Восточной Европы. Сейчас эксплуатируется для экспортных поставок в Европу.
  6. Грозный – Туапсе — первый Российский магистральный нефтепровод среднего диаметра, построенный еще в начале ХХ века для транспортировки кавказской нефти на черноморское побережье.
  7. Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) связывает месторождения западного Казахстана с терминалом на черноморском побережье вблизи Новороссийска.
  8. Мурманский трубопровод с пропускной способностью 80 млн т связывает нефтяные промыслы Западной Сибири и морской порт Мурманска.
  9. Сургут – Полоцк — нефтепровод, связывающий Западную Сибирь с Беларусью и далее странами Прибалтики и Польшей.
  10. Единственный в своем роде подогреваемый магистральный нефтепровод Узень — Атырау – Самара.

нефтепроводы и газопроводы россии

Экспорт через нефтепроводы

В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% — на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» — единственная компания-оператор нефтепроводов в России. На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании – более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс. км приходится на нефтепродуктопроводы.

Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:

  • Балтийский нефтепровод, пропускная способность — 74 млн т в год;
  • Система трубопроводов «Дружба». Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая — в Словакию. Общая пропускная способность — 90 млн т;
  • Черноморские нефтепроводы – 43 млн т.

Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.

Нефтепроводный транспорт в России — Пути российской нефти

 Энциклопедия технологий

Для поддержания добычи нефтяникам приходится вести постоянную работу над новыми проектами и месторождениями, которые нередко располагаются на значительном удалении от уже освоенных нефтегазовых провинций. В таких условиях критически важна стабильной работы системы нефтепроводов, охватывающих всю территорию страны.

Нефтепроводы в России

Именно Россия является родиной трубопроводного транспорта. Впервые идею о транспортировке нефти по трубам высказал Дмитрий Менделеев в 1863 году. Ученый разработал проект строительства трубопровода от бакинских нефтяных месторождений до побережья Черного моря, однако проект так и не был реализован. 

Впоследствии, в 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов предложили новую схему строительства трубопровода, которая была принята. Через год Шухов построил первый в России нефтепровод в районе Баку — пока протяженностью лишь несколько километров. Проект быстро доказал свою эффективность (снижение себестоимости доставки нефти было, как минимум, десятикратным), и уже в 1885 г. был сооружен новый нефтепровод длинной уже около 200 км. А еще через 11 лет появился первый крупный керосинопровод Баку-Батуми протяженностью 883 км. 

Нефтепроводный транспорт в СССР

Трубопроводный транспорт активно использоваться и в Советском Союзе. Неоценимый опыт был получен в годы Великой Отечественной войны, когда прокладка временных труб решала жизненно важную задачу снабжения войск горючим. Например, через акваторию Ладожского озера в условиях боевых действий был скрытно построен подводный бензопровод, по которому в блокадный Ленинград поставлялись нефтепродукты. 

Систематическое развитие системы магистральных трубопроводов началось в начале 60-х годов прошлого века после открытия крупных месторождений в Уральском и Поволжском регионах. Они стали сырьевой базой для крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба», связавшего их со странами Восточной и Центральной Европы. Длина нефтепровода превышает 5500 км. 

Открытие месторождений Западной Сибири в корне изменило приоритеты трубопроводного строительства. Транспортировка была крайне затруднена: расстояние от месторождений до ближайших железнодорожных станций превышало 700 км, а период навигации в располагающихся вокруг реках был ограничен несколькими месяцами. Обеспечить транспортировку все возрастающих объемов нефти мог только трубопроводный транспорт. В результате за несколько лет были построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык — Омск, Сургут-Полоцк и др. 

Нефтепроводный транспорт в современной России

Оператором всех магистральных нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть». В состав компании входит 14 предприятий, специализирующихся на транспортировке нефти в различных регионах страны. Общая длина нефтепроводов, находящихся под управлением компании, превышает 70,0 тыс км.

В последние годы компания реализовала целый ряд проектов, позволивших открыть для российских нефтедобытчиков новые маршруты сбыта и связать недавно запущенные месторождения с уже действующей инфраструктурой. Крупнейший из проектов, реализованных в последнее время, — нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий Океан (ВСТО). Он берет начало в городе Тайшет Иркутской области и заканчивается в нефтеналивном порту Козьмино в заливе Находка (4 740 км). Таким образом соединяются месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. По итогам 2015 г. объем прокачки через систему «Транснефти» достиг 482 млн тонн нефти и 32 млн тонн нефтепродуктов.

Топ-10 нефтепроводов России // Топ-10 // Аналитика

29 октября 2011 г. Topneftegaz.ru

Трубопроводный транспорт России имеет более чем вековую историю. Его появление связано с промышленным освоением нефтяных месторождений Баку и Грозного. У истоков создания трубопроводного транспорта был Д.И. Менделеев, считавший, что только строительство трубопроводов обеспечит надежную основу развития нефтяной промышленности и выведет российскую нефть на мировой рынок. Topneftegaz.ru составил топ-10 российских нефтепроводов. В списке значатся как уже поостренные, так и находящиеся на стадии строительства трубопроводы.


1. Нефтепровод Баку — Новороссийск. Трубопровод для транспортировки каспийской нефти к российскому порту Новороссийск, расположенному на берегу Чёрного моря.
2. Нефтепровод Балаханы — Чёрный город. Первый российский нефтепровод, построенный осенью 1878 года на нефтепромыслах в районе Баку по проекту и под техническим руководством знаменитого инженера В. Г. Шухова и введённый в строй в декабре 1878 года. Трубопровод соединил район нефтедобычи Балаханского месторождения на Апшеронском полуострове и нефтеперерабатывающие заводы Чёрного города на окраине Баку.
3. Балтийская трубопроводная система. Система магистральных нефтепроводов, связывающая месторождения нефти Тимано-Печерского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского районов с морским портом Приморск. Проектная мощность нефтепровода — 74 млн тонн нефти в год.
4. Восточная Сибирь — Тихий океан. Строящийся нефтепровод, который должен соединить нефтяные месторождения Западной и Восточной Сибири с нефтеналивным портом Козьмино в заливе Находка и нефтеперерабатывающим заводом под Находкой, что позволит России выйти на рынки США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Планируемая общая протяжённость трубопровода — 4188 км. Оператор нефтепровода — государственная компания «Транснефть».
5. Нефтепровод Грозный — Туапсе. Первый крупный российский магистральный нефтепровод из труб среднего диаметра. Построен в 1927-1928 годах для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе.
6. Дружба (нефтепровод). Крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol.
7. Каспийский трубопроводный консорциум. Нефтепровод КТК соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска).
8. Мурманский нефтепровод. Проект системы магистральных нефтепроводов, связывающей месторождения нефти Западной Сибири с морским портом Мурманск. Проектная мощность нефтепровода — 80 млн тонн нефти в год.
9. Нефтепровод Сургут — Полоцк. Магистральный нефтепровод, соединяющий российскую Западную Сибирь с Беларусью; сибирская нефть по нему перекачивается в Беларусь, оттуда часть её уходит в страны Балтии и Польшу. Длина — 3250 км, диаметр — 1020 мм, пропускная способность — более 20 миллионов тонн в год.
10. Нефтепровод Узень — Атырау — Самара. Уникальный подогреваемый магистральный нефтепровод. Начинается с месторождения Узень до Атырауского НПЗ, которая дальше соединяется с Самарой или системой нефтепроводов «Транснефти».

Новый трубопровод Россия-Китай вдвое увеличивает импортные мощности Пекина — RT Business News

Россия удвоила свои возможности по экспорту сырой нефти в Китай в результате строительства нового трубопровода, укрепив свои позиции в качестве поставщика нефти номер один для своего восточного соседа.

Новый участок газопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) начал работу в понедельник, сообщило государственное китайское информационное агентство Синьхуа. Это предприятие углубит сотрудничество в области энергетики между Москвой и Пекином и будет служить инициативе «Один пояс, один путь» — важному проекту развития Азии, осуществляемому под руководством Китая.

Подробнее

The biggest oil story of 2017 The biggest oil story of 2017

Трубопровод берет свое начало в Сковородино, Россия, и тянется до Мохэ, самой северной провинции Китая, а затем проходит через автономный район Внутренняя Монголия до Дацина в северо-восточной провинции Хэйлунцзян.В результате реализации второй линии экспортные возможности России по экспорту сырой нефти в Китай увеличились вдвое с 15 до 30 миллионов тонн, или примерно на 600 000 баррелей в день. Это усиливает отрыв России от Анголы и Саудовской Аравии как крупнейших поставщиков сырой нефти в Пекин. Китай в настоящее время считается импортером нефти-сырца номер один в мире.

Строительство второй нитки началось в августе 2016 года. Первый трубопровод от Мохэ до Дацина начал работу 1 января 2011 года. На данный момент по первой нитке прошло около 110 миллионов тонн нефти.Другой участок трубопровода огибает Китай к Дальнему Востоку России, обслуживая специализированный морской нефтяной порт Козьмино.

.

Битва за российские трубопроводы

На протяжении большей части 2018 года внутренняя ситуация на нефтяном рынке России была удивительно мирной — без враждебных поглощений и без явной вражды. В значительной степени это стало результатом санкций США / ЕС, которые без разбора оставили все крупные нефтяные компании в несколько ограниченном положении. Это означало, что они будут гораздо охотнее сотрудничать против внешнего давления, чем ссориться между собой. Тем не менее, события, разворачивающиеся в последние несколько недель, указывают на возможность столкновения министерских ведомств в длительных судебных баталиях.«Роснефть», как всегда, причастна к этим разработкам, а «Транснефть» — по другую сторону суда.

Сначала давайте проанализируем две вовлеченные компании. Оба они находятся под контролем правительства России — хотя и в разной степени (российское государство владеет 78,55% Транснефти и 50% + 1 акция Роснефти). Оба контролируются людьми, весьма близкими к президенту России Владимиру Путину, поэтому, по крайней мере в принципе, их следует считать равноудаленными от властей, принимающих политические решения.Однако на этом сходство в значительной степени заканчивается — действия Транснефти контролируются и диктуются антимонопольной службой, в то время как Роснефть может действовать свободно, будь то в случае инвестирования в новое предприятие или обвала российского рубля с помощью одной из своих валютных махинаций. Контролируя 46% российской добычи нефти (по состоянию на декабрь 2018 г.), Роснефть, мягко говоря, является самой интересной российской компанией.

Первый официальный выстрел в противостояние «Роснефть» и «Транснефть» был сделан в начале 2017 года, когда «Роснефть» и ее недавно приобретенная дочерняя компания «Башнефть» подали иск против «Транснефти» за технологические потери при транспортировке по трубопроводам.В нем Роснефть заявила, что до 0,7 миллиона тонн нефти были незаконно присвоены Транснефтью — хотя другие производители были примерно в равных условиях и потеряли 0,13-0,15 процента транспортируемой нефти, никто, кроме Роснефти, не обратился в суд. Второй пункт разногласий возник вскоре после этого, когда Транснефть начала жаловаться на намеренно низкие тарифы на транспортировку по трубопроводам (которые якобы были установлены российскими властями при существенной поддержке или, можно сказать, лоббировании со стороны Роснефти) — вместо предложенных 692 рубля за тонну. для Транснефти тариф на 2017 год установлен Федеральной антимонопольной службой (ФАМС) в размере 399 руб. за тонну. По теме: Причудливое заявление Мнучина вызывает споры на рынках

«Роснефть» была единственной нефтедобывающей компанией, которая в течение некоторого времени отказывалась подписывать контракт на транспортировку с «Транснефтью», предположительно, в попытке добиться личных предпочтений. В итоге, благодаря посредничеству Минэнерго, сторонам удалось урегулировать дело многосторонним внесудебным урегулированием. Транснефть пообещала снизить технологические потери до уровня примерно 0,1 процента к 2020 году, в то время как Роснефть согласилась придерживаться российского стандарта расчета технологических потерь и подписала соглашение о транспортных тарифах на 2017 год, как сообщается, на той же основе, что и все остальные российские компании.В конце концов, «Роснефть» в конце 2017 года совершила неожиданный удар, когда FAMS снизила российско-китайский тариф через Казахстан на 16,7 процента, хотя тарифы на все остальные трубопроводы в России и Казахстане выросли.

Последняя конфронтация произошла всего две-три недели назад, когда «Транснефть» дала понять, что будет требовать возмещения убытков от «Роснефти» из-за невыполнения ею обязательств по использованию нового трубопровода мощностью 8 млн тонн в год до Комсомольского НПЗ на Дальнем Востоке России. Транспортная компания подсчитала, что поддержание трубопровода в нерабочем состоянии с апреля 2018 года по текущие сутки стоило 1.5 миллиардов рублей (примерно 25 миллионов долларов США). Более того, «Транснефть» в спешке построила трубопровод, и теперь окончательная структура его собственности и тарифное регулирование все еще не урегулированы. «Роснефть» заявила, что, если она будет участвовать в финансировании трубопровода, она захочет стать владельцем трубопровода.

Так или иначе, в основе всех вышеупомянутых случаев лежало недовольство Роснефти тем, что ей приходилось иметь дело с другим оператором трубопровода, а не с самой собой. Это недовольство наконец проявилось публично, когда «Роснефть» настаивает на внесении поправки в федеральный закон, которая позволила бы нефтяным компаниям владеть магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами.Для американского читателя это может показаться банальностью, но в России это революция, учитывая, что все магистральные трубопроводы принадлежат и управляются Транснефтью (компании имеют дело только с врезками от этих магистральных трубопроводов и к ним). Предложение уже обсуждалось, когда Дмитрий Козак, заместитель премьер-министра, курирующий нефтяной сектор, созвал встречу с представителями соответствующих министерств, но на встрече не было достигнуто консенсуса по этой теме. По теме: Крупнейшие нефтяники 2018 года

Федеральный закон о транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, свидетельствующий о сложности управления нефтяным сектором, в котором монополии противостоят друг другу, стремясь стать все более могущественными, остается неясным.Его первая редакция была подготовлена ​​в июле 2015 года Министерством энергетики России, однако до сих пор она застопорилась практически везде, где только могла. После амбициозного шага «Роснефти» по переписыванию правил российской энергетической игры любое решение по закону будет отодвинуто еще дальше во времени. Сейчас министерство заявляет, что обсуждения будут продолжены в январе, но эти переговоры были бы совсем не приятными.

Последний скандал, скорее всего, приведет к еще одному перемирию при посредничестве министерства. Более того, после принятия федерального закона обычно ожидается важное различие — он будет проводить различие между государственными и частными трубопроводами.Первый останется под управлением Транснефти и будет включать все основные транспортные магистрали — ВСТО, магистральные трубопроводы в российские порты на Балтийском и Черном морях, а также трубопровод «Дружба». Последние будут включать, как следует из названия, те, которые служат одной цели для одного эксклюзивного партнера — подключения к крупным производственным кластерам определенной компании или одноразовые подключения к нефтеперерабатывающим заводам. Комсомольский НПЗ — один из таких примеров — врезка не имеет другого назначения, кроме как присоединить ее к трубопроводу ВСТО.Подумайте, кому это будет выгодно.

Виктор Катона для Oilprice.com

Другие популярные материалы с Oilprice.com:


.

Крупнейший нефтеперерабатывающий завод PetroChina в два раза увеличил потребление нефти по трубопроводам в России — RT Business News

С тех пор как в начале года вступило в силу новое соглашение о поставках нефти между Россией и Китаем, крупнейший нефтеперерабатывающий завод PetroChina почти вдвое увеличил объемы перерабатываемой российской трубопроводной нефти.

Подробнее

Russia cements position as China’s largest oil supplier Russia cements position as China’s largest oil supplier

Высокопоставленный источник в отрасли, непосредственно знакомый с объемами, сообщил Reuters, что НПЗ PetroChina мощностью 410 000 баррелей в сутки в северо-восточном портовом городе Далянь будет перерабатывать 260 000 баррелей нефти в сутки из российской трубопроводной нефти в 2018 году, что на 85-90 процентов больше, чем в 2017 году.

Увеличение объемов российской трубопроводной нефти заменит морские поставки российской смеси ВСТО из порта Козьмино на Дальнем Востоке России и поставки сырой нефти с Ближнего Востока, сказал источник.

«Завод будет перерабатывать трубопроводную нефть только в этом году», — отметил источник и добавил, что нефтяное месторождение Дацин, находящееся под управлением PetroChina, также поставляет трубопроводную нефть на нефтеперерабатывающий завод в Даляне.

Расширение нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан между Россией и Китаем начало работу 1 января, в результате чего объемы экспорта увеличились вдвое с 15 до 30 миллионов тонн в год, или почти 220 миллионов баррелей.Российский нефтяной гигант «Роснефть» является поставщиком нефти по трубопроводу ВСТО, а PetroChina — покупателем.

Трубопроводная нефть также увеличит долю России на рынке Китая. В прошлом году Россия сместила Саудовскую Аравию с позиции главного поставщика сырой нефти в крупнейшего в мире импортера, в то время как поставки Саудовской Аравии пострадали, поскольку Королевство сокращает поставки нефти в качестве лидера пакта ОПЕК об ограничении добычи.

В конце декабря Китай заявил, что Россия девятый месяц подряд удерживает первое место в качестве крупнейшего поставщика сырой нефти, на втором месте — Саудовская Аравия.

Импорт сырой нефти из России в Китай вырос в ноябре на 11 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 1,26 миллиона баррелей в сутки, тогда как Саудовская Аравия, занимающая второе место, продемонстрировала снижение продаж сырой нефти на 7,8 процента в год до 1,056 миллиона баррелей в сутки.

Россия также была крупнейшим поставщиком нефти в Китай в период с января по ноябрь, при этом продажи выросли на 15,5% до 1,2 млн баррелей в сутки и обогнали Саудовскую Аравию на 159 000 баррелей в сутки.

Эта статья изначально была опубликована на сайте Oilprice.com

.

Китайско-Российский нефтепровод расширяется — Sputnik International

Business

Получить короткий URL

Активность в совместных проектах показывает изменение отношения.

Совместные энергетические проекты между Россией и Китаем идут полным ходом, поскольку Россия пытается завладеть гигантским китайским рынком в условиях экономических проблем.

В среду завершилось строительство основной части второго нефтепровода проекта китайско-российского нефтепровода в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая, передает chinanews.com сообщил. Ожидается, что в этом году по трубопроводу пройдет первая нефть.

Построенный двумя крупнейшими производителями нефти в Китае и России, China National Petroleum Corp и Роснефтью, 940-километровый трубопровод от Мохэ до Дацина, оба в Хэйлунцзяне, будут иметь пропускную способность 15 миллионов тонн в год.

По сообщениям российских СМИ, в период с 2011 по 19 мая этого года по первому нефтепроводу проекта нефтепровода Китай-Россия от Сковородино до Мохэ было переброшено 100 миллионов тонн нефти из России в Китай.

«Круглосуточный трубопровод станет самым быстрым и удобным способом транспортировки нефти из России в Китай», — заявил в четверг Global Times научный сотрудник Китайской академии социальных наук Чжан Хун.

«Проект нефтепровода Китай-Россия сделает китайско-российскую торговлю нефтью более стабильной и регулярной», — сказал в четверг Global Time Линь Боцян, декан Китайского института исследований энергетической политики при Университете Сямэня.

Быстрое развитие двух нефтепроводов является примером того, как Россия, хорошо использующая энергетические рычаги, стала более активно добиваться ведения энергетического бизнеса с Китаем.

Линь сказал, что в прошлом Россия была крепким орешком в деловом сотрудничестве, основываясь на его собственном опыте и на том, что он узнал от других инсайдеров отрасли.

«Было трудно с ними заключить сделку. Но за последние несколько лет они стали более дружелюбными в плане ведения бизнеса», — отметил он, добавив, что экономический спад в стране побудил Россию более активно экспортировать нефть.

«Кроме того, в настоящее время многие страны изучают новые источники энергии для замены углеводородов, поэтому в действительности зависимость мира от нефти снижается.Вот почему Россия ускоряет продажу нефти — потому что почувствовала давление рынка », — отметил Чжан.

По словам Чжана, импорт нефти из России также имеет большие преимущества для Китая, потому что, во-первых, диверсификация источников импорта нефти может снизить риски региональной политики для внутренней экономической безопасности. Во-вторых, с точки зрения географии импортировать нефть из России удобнее, чем получать ее из отдаленных источников, таких как Саудовская Аравия.

«Маловероятно, что Китай сможет построить нефтепровод с Саудовской Аравией, подобный тому, который он построил с Россией», — отметил Линь.

Но он подчеркнул, что пока Саудовская Аравия по-прежнему является крупнейшим импортером нефти в Китай, и вряд ли Россия в краткосрочной перспективе заменит эту позицию.

«В целом, Китаю необходимо импортировать нефть, так как наши запасы нефти немного истощаются, а импорт нефти обходится гораздо дешевле, чем производство нашей собственной», — сказал Чжан.

По словам Линя, Китай импортирует около 65 процентов своей нефти.

«Я думаю, что очень скоро эта доля вырастет до 80 процентов», — сказал он.

Помимо нефти, активно развивается сотрудничество между Китаем и Россией по другим видам энергии.

В заявлении, направленном «Роснефтью» для Global Times, ранее подчеркивалось, что сотрудничество компании в области энергетики с китайскими партнерами «охватывает все области бизнеса, от добычи до нефтепереработки и нефтехимии».

В заявлении также перечислены несколько из этих проектов, в том числе проект нефтеперерабатывающего завода в муниципалитете Тяньцзинь Северного Китая и совместное предприятие, созданное им с China Petrochemical Corp для добычи углеводородов.

Эта статья впервые появилась в Global Times.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *