Что такое логистика для работы: описание профессии, где учиться, работать, плюсы и минусы профессии

Содержание

Что такое транспортная логистика и как ей управлять

Содержание

  • Что такое логистика
  • Отделы и компании
  • Где работать
  • Виды логистики
  • Модные веяния
  • Обучение
  • Кому подходит

Что это такое

Зародившись в древности как искусство снабжения и перемещения армий, логистика вобрала в себя весь опыт и знания поколений — и дополнилась новейшими научными разработками, информационными технологиями, современной техникой.

Для людей, не знакомых со спецификой этой работы, она выглядит слишком элементарно.

Отвезти-привезти», мол. Как говорил герой детской книжки: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет…

Но на самом деле — это наука, базирующаяся на точном расчете. Она изучает, как лучше управлять товарными запасами; складскими мощностями; транспортными, материальными, финансовыми и информационными потоками.

Поскольку результат деятельности логистов — это затраты, то основная цель логистики — минимизация, а вернее оптимизация этих затрат.

Отделы и компании

Службу логистики можно обнаружить внутри любой коммерческой организации — и она не только обеспечивает движение товарных потоков. Этот отдел, будучи связан с департаментом продаж, производством, финансовым управлением, управлением IT, службой маркетинга, юристами и другими подразделениями компании, проходит через всю его структуру. Проще было бы перечислить тех, кто в своей работе не сталкивался с логистами!

Логистика существует также и в виде самостоятельной организационной структуры — как оператор, который оказывает логистические услуги всем заинтересованным юридическим и физическим лицам. Почта доставляет вашу корреспонденцию, посылки и денежные средства, авиаперевозчик отправляет вас и ваш багаж… Всё это логистические операторы, и даже парковка автомобилей — это, по сути, склад, а значит — тоже логистический оператор.

При этом на сегодняшнем рынке услуг логистические операторы достигают такого уровня сервиса, что с успехом интегрируются в бизнес своих клиентов, позволяя им снизить свои затраты на логистику и давая таким образом конкурентное преимущество.

Где работать

Будет ли это служба логистики или компания-оператор, принципиальной разницы нет. Применить знания и получить полезный опыт — увидеть все ипостаси логистики — можно и там, и там. Впрочем, есть и шанс познакомиться с одним-двумя наиболее развитыми направлениями углубленнее.

Какие есть варианты

Логистический оператор вправе специализироваться только на складских услугах или единственно на перевозках, он может быть лишь таможенным брокером или исключительно экспедитором.

В рамках крупного холдинга способна функционировать полноценная логистическая структура.

Наоборот, существуют операторы, предоставляющие спектр услуг, и компании, имеющие, к примеру, только склад.

Отличное владение всеми аспектами логистики для работника — это высший пилотаж. Для начала же достаточно сконцентрировать свои усилия в одной из областей.

Логисты бывают…

…снабженцами

Смысл их работы: закупай качественный товар за разумную цену у надежного и серьезно проверенного поставщика, не замораживая деньги компании в излишках складского запаса.

Их рабочий инструмент — светлая голова, опыт, средства коммуникации, компьютер и широкий набор научных знаний, которым они ежедневно пользуются.

… аналитиками

Что же они анализируют? Взаиморасчеты с поставщиками. Какие материалы целесообразнее использовать экономически. Нужно ли привлекать сторонних поставщиков каких-либо ресурсов. Насколько эффективно используются собственные складские объемы или транспорт.

А еще аналитики проверяют цены поставленных материалов, проводят мониторинг рынка товаров и услуг, анализируют эффективность работы всей службы логистики в целом и информируют о ее работе другие подразделения.

… складскими специалистами

Склад! Здесь скопилось всё тяжелое, что может быть в компании: тяжелый физический труд, тяжелая ноша ответственности (в том числе — материальной) за вверенные ценности, тяжелый режим работы, тяжелая погрузочная техника, с помощью которой необходимо с ювелирной точностью перемещать товары. 

Так что на складах обитают «рабочие лошадки». Они начинают рабочий день раньше всех и заканчивают позже всех, в любых условиях решая одну, главную задачу — обеспечить бесперебойную работу.

Чем они занимаются? Принимают от внешних поставщиков комплектующие и сырье, а от внутреннего производства — полуфабрикаты. На дальних подступах к производству отсеивают некачественные материалы — а к потребителям провожают укомплектованные готовыми изделиями машины. Правильное хранят все товарно-материальные ценности склада — и своевременно их выдают.

А те… не то чтобы тихо лежат. Вокруг склада кипят страсти.

Скажем, цеха требуют от логистов постоянного наличия всех комплектующих — для бесперебойного производственного процесса. Если слепо исполнять такую установку, товарный запас на складах вырастет до невероятных размеров: в запасе надо будет иметь всегда даже такие материалы, которые используются раз в год. Вырастет количество «замороженных» в этих материалах денег — и, соответственно, стоимость самих комплектующих. Финансисты выдвигают противоположное требование — освобождать склады, высвобождать денежные средства. Но вдруг чересчур снизится запас деталей — как тут поступить? 

Такие задачи решают складские логисты.

… специалистами ВЭД

Это «белая кость» логистики. Их дело — внешний рынок, организация поставок из-за рубежа, международные контракты, таможенные процедуры. 

Отличное знание иностранных языков, высокий профессионализм, безупречный внешний вид, холодный расчет и знание международного законодательства, опыт и умение — вот то, что выделяет этих людей среди прочих.

… сотрудниками отдела транспорта

Времена, когда по нескольку раз «заслушивали начальника транспортного цеха», канули в Лету, и теперь это — грамотно и умно функционирующее подразделение.  

Деятельность перевозчиков и экспедиторов может происходить на внутреннем и внешнем рынках. Эти люди оперируют всеми возможными видами транспорта: от морских и речных перевозок до авиационных и автомобильных. Вершина мастерства — организация мультимодальных и интермодальных перевозок, когда в процессе доставки товара из пункта А в пункт Б задействуются разные виды транспорта и маршрут доставки пролегает через разные страны, а иногда и континенты.

Старая пословица про время и деньги всегда актуальна у транспортников, поэтому здесь всё делается быстро — доставка сырья и готовой продукции, обслуживание и ремонт техники, подача под погрузку и разгрузку.

Модные веяния

Службы логистики ведут сейчас совместную работу со специалистами IT-отделов: внедряются разнобразные программы и системы — ERP, WMS… Идет постоянная примерка новых разработок и технологий.

Стало актуально поставлять материалы по принципу Just-In-Time (точно в срок): таким образом, снижаются издержки компании и уменьшатся площади под хранение.

Использование штрихкодов упрощает складские процедуры.

Средства механизации и автоматизации позволяет нанимать меньше персонала.

Появился кросс-докинг — работа не с товаром, а с заказами, когда ответственность за хранимое несет поставщик, склад отвечает лишь за целостность упаковки, а сам заказ находится на складе минимум времени, что обходится дешевле и поставщикам.
Компании чаще задаются вопросом, не передать ли часть функций внутренних служб логистики сторонним логистическим операторам.

А девизом логистики стало слово оптимизация. Оптимизируется всё: и складской запас, и закупочные цены, и условия поставки, и объемы хранения, и товарные потоки, и использование транспорта… Кто-то сказал, что логист — профессиональный скряга. Это не совсем правильно. Логист — профессиональный оптимизатор.

Обучение и повышение квалификации

Логистика — понятие очень широкое. И в программах высшей школы ей уделяют внимание практически все вузы со специализациями прикладной направленности.

Естественно, что круг изучаемых дисциплин здесь ориентирован на конкретные отрасли с их особенностями. При желании можно специализироваться на логистике в нефтяной промышленности, металлургии, сельском хозяйстве — или в авиационной, железнодорожной, автомобильной и в прочих отраслях. Хоть на перчатках, хоть на вениках.

Также в Москве можно выделить два вуза, которые дают наиболее полные и универсальные знания в области логистики — это ГУ-ВШЭ, где упор сделан на экономическую и складскую сферы, и МАДИ, который специализируется на перевозках.

Кроме того, действуют несколько учебных логистических центров, таких как Logist-ISC, УЦ «Логистика» при МАДИ, ИТКОР — Институт исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, МТИ — Московский транспортный институт (на базе МАДИ), где можно получить второе высшее образование по курсу логистики либо пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В России можно получить степень МВА по логистике и действует программа международной сертификации логистов.

Кому подходит профессия

Профессия логиста рассчитана на человека с хорошими коммуникативными навыками, способного быстро вникать в суть проблемы, просчитывать необходимые для выхода из сложной ситуации ходы и принимать решения. Умение хорошо считать, анализировать, прогнозировать, интерес к экономическим дисциплинам, юриспруденции, бухгалтерии, желание улучшать все процессы, с какими приходится иметь дело — вот качества, которые полагается иметь будущему логисту.

Работа по специальности не подразумевает возрастных или половых ограничений — необходима лишь готовность к активной и насыщенной работе в напряженном ритме и понимание того, что если вы выбрали логистику, то она захватит вас на всю жизнь.

Широта возможностей в логистике позволяет трудиться в этой сфере довольно разным людям:

  • человеку, который отлично считает, но не убедителен в принятии решений и отдаче распоряжений, можно специализироваться на логистической аналитике, управлении запасами и автоматизации; 
  • при меньших аналитических способностях, но с умением договариваться и устанавливать связи с нужными людьми — выбрать для себя снабжение; 
  • с меньшими коммуникативными способностями, но с тягой к порядку и к четкой последовательности действий — сконцентрироваться на складской деятельности.

Типичная ошибка — оценка профессии логиста как сугубо расчетно-математической. Логистика на самом деле подразумевает постоянный человеческий контакт. Логист взаимодействует с поставщиками и клиентами, с практически всеми подразделениями компании; и умение удовлетворять потребности всех, с кем контактирует, а также тонкая балансировка между этими потребностями, подчас противоречащими друг другу — вот что более свойственно логистам.

Совсем не обязательно пытаться сразу освоить все аспекты логистики: такое возможно только при дальнейшей серьезной работе.

Также будущему логисту необязательно идти учиться на специальность «Логистика». Если вы получите образование по специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта», «Управление процессами перевозок» или, например «Управление запасами», вы тоже сможете успешно работать в этой сфере.

Автор статьи: Вадим Карпенко, «Отличные окна», начальник службы логистики

Рынок труда в логистике

Опубликовано №6 (53) декабрь 2012 г.

АВТОРЫ: Фель А.В., Носкова Е.В.

 

РУБРИКА Обзоры и аналитика, Управление персоналом и мотивация 


Статья посвящена обзору рынка труда в логистике. В работе дана оценка количества вакансий  и резюме в 1994 – 2012 годах. Анализируется структура и динамика изменений рынка труда в логистике. Исследование подготовлено на основании банка вакансий и резюме сайта НeadHunter:Россия – www.hh.ru. 

Ключевые слова рынок труда логистика тенденции


Профессиональный рынок логистики в развитых экономических странах начал формироваться с середины 80-х годов прошлого века. Появление профессии «логист» было связано с внедрением логистической концепции и потребностями рынка в новых специалистах, способных контролировать все потоки или цепь поставок. Возрастающая конкуренция, изменение рынков сбыта и оптимизация затрат поставило перед логистами задачу своевременного точного расчёта и экономического обоснованного решения по управлению материальными и информационными потоками. Необходимость в конкретный временной интервал обеспечить минимум совокупных затрат, высокое качество сервиса и интегрированное взаимодействия всех элементов логистической системы, включая логистических партнёров по бизнесу.

Становление и изменения российского рынка труда в сфере «логистика» неразрывно связано с развитием логистики в России. Предлагаемый обзор охватывает период с 1994 года по настоящее время. Период, в который «логистика» из  узкоспециализированного профессионального сленга стало обычным понятием для бизнес–среды России, а профессия «логист», постоянно развиваясь, стала сертифицируемой специальностью со свои квалификационные требования и устойчиво занимает лидирующие позиции в списке самых востребованных специалистов на рынке труда.

Впервые вакансии в сфере логистики в России были отмечены в 1992 – 1993 годах [1]. Это начальный этап развития рыночных отношений и начало становления логистики в России. К 1994 году благодаря многочисленным публикациям, разработке понятийного аппарата и терминологии, научно-теоретическим работам и  активности группы энтузиастов (Сергеев В. И., Щербаков В.В., Дыбская В.В., Лукинский В.С.) был создан фундамент для интенсивного внедрения логистической концепции в управление транспортными, материально-техническими и информационными потоками. В российских компаниях и на предприятиях качественно изменялось отношение к логистике. Традиционно разрозненные и обособленные функциональные подразделения («склад», «транспортный отдел», «производство», «закупки») стали рассматриваться как единое целое одной логистической системы.  Как отражение этого процесса начался более активный поиск специалистов в этой профессиональной сфере. Именно с этого момента и можно говорить о появления спроса (вакансий) и предложения (резюме) на рынке труда в логистике.

При подготовке материалов и поиске информации к данному обзору необходимо отметить преобладание публикаций описательного характера, содержащих интервью или экспертные мнения кадровых и консалтинговых агентств о проблемах найма и подбора персонала, квалификационных требованиях и должностных обязанностях кандидата в профессиональной области «Логистика». На наш взгляд это связано с тем, что профессия «логист» достаточно молода на российском рынке труда. Вслед за развитием логистики в России профессия приобретала свои очертания, квалификационные требования, компетенцию, перечень навыков и умений, функциональных обязанностей. Появились различные специализации логистов: транспортная, складская, закупочная, производственная, таможенная.

Количественные данные о рынке труда в профессиональной сфере «Логистика» не столь многочисленны, чаще всего они представляют собой либо скриншот текущей ситуации на рынке, либо относительные изменения спроса и предложения за короткий период времени.

Недооценка, а точнее отсутствие количественной оценки и прогнозов о потребностях рынка труда в логистики может привести к колоссальным потерям финансовых, материально-технических, временных и человеческих ресурсов. По подсчётам специалистов, в развитых компаниях сокращение логистических издержек на 1% эквивалентно увеличению продаж почти на 10%. В России развитие логистики началось в начале 90-х годов прошлого века, когда развитые экономические страны переходили к третьему, интеграционному этапу развития логистики. В стране была тяжелейшая общеэкономическая ситуация и социальной напряжённость, ужасающее состояние транспортной инфраструктуры (особенно автомобильных дорог) и низкий уровень систем связи и коммуникаций (особенно электронных). Отечественной логистики предстояло пройти этап укорённого становления в более короткий срок, чем зарубежные компании, которые тоже не стоят на месте. К сожалению, на сегодняшний день разрыв с логистическими лидерами мира пока не уменьшается. Раз в два года Всемирный банк проводит исследование логистического развития стран мира и публикует сравнительно-сопоставимый анализ по его итогам. Рейтинг формируется на основе индекса Logistics Performance Index (LPI), отражающего работу таможенных органов; состояние инфраструктуры; качество логистического обслуживания; скорость, стоимость и своевременность поставок; возможность отслеживать грузы и т.п. По каждому из параметров представители одной тысячи международных экспедиторских компаний выставляется оценки от 1 до 5. По итогам 2011 года Россия опустилась на одну строчку вниз и занимает 95 место с индексом LPI – 2. 58   из 155 стран участниц. В 2009 год Россия занимала 94 место, индекс LPI – 2.61; в 2007 год – 99 место, индекс LPI – 2.37 соответственно [2]. Ближайший наш сосед Финляндия поднялась с 15 места с индексом LPI – 3.82 на 3 место (LPI – 4.05), обогнав лидера 2009 года – Германию.

Одним из показателей логистического развития страны является компетенцию персонала в сфере логистики. Количественные данные о тенденциях и структуре рынка труда в логистике позволят выявить и целенаправленно подготовить необходимое количество квалифицированных кадров. Отсутствие таких специалистов является одной из кардинальных проблем для дальнейшего развития логистики в России [3,4].

Для количественной оценки состояния спроса и предложения на рынке труда в логистике использовалась Интернет-ресурсы по поиску работы и найму персонала. В Табл.1 представлены данные об общем количестве вакансий, периоде их размещения на основных сайтах по поиску работы по состоянию на 07.08.2012 года.

Географически, как будет показано ниже, основная активность на рынке труда фиксируется в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому для дальнейшего исследования были использован банк вакансий и резюме вебсайта НeadHunter:Россия – www.hh.ru.

 Таблица 1 Интернет-ресурсы по поиску работы и подбору персонала

При анализе данных учитывалась следующая специфика работы сайта hh.ru. Одной из возможностей поиска и размещение вакансий на сайте является определение профессиональной сферы открытой вакансии. Для обзора были использованы данные двух профессиональных сфер – «Транспорт/Логистика», «Закупки». Профессиональные сферы разделяются на специализации, при размещении вакансий компания может указывать до трёх специализаций в профессиональной сфере. Таким образом, итоговые данные по специализациям могут в два-три раза превышать общее количество вакансий в регионе и дублировать друг друга в разных специализациях. Исходя из данной специфики, общее количество вакансий и резюме оценивалось только по географическому признаку, а структура спроса по специализациям рассматривалась в относительных величинах. Также  необходимо отметить, что практически на всех интернет ресурсах по поиску работы и найму персонала профессиональная область «Закупки» выделена в отдельную категорию, что не исключает её дублирование и в сфере «Логистика». Это связано с исторически сложившейся ситуацией. Профессиональная область «Закупки» на российском рынке труда появилась значительно раньше «Логистики». До сих пор некоторые представители отделов кадров и персонала разделяют их на две самостоятельные сферы. По мнению автора, сфера «Закупки» – одна из профессиональных специализаций рынка труда в логистике, изменения, прошедшие с требованиями и квалификацией специалистов по закупкам в рассматриваемый период, безусловно, только подтверждают данное мнение.

Учитывая сказанное выше, представленный  обзор не может претендовать на абсолютные величины и значения. Он обобщает данные и демонстрирует тенденции и «порядок величин» состояния спроса и предложения на рынке труда логистики в период 1994 – 2012 годы.  Служит своеобразным индикатором и «маркёром» развития и становления логистики в России.

На рис.1 представлена динамика изменений спроса (количества вакансий) и предложения (количества резюме) в сфере логистики и транспорта в России в период с 1994 – 2012 годы. Для построения динамики рынка труда использовались данные из следующих источников: 1994 – 2003 годы по информации общества занятости «ТРИЗА», объединявшего в своём составе 20 агентств. Информация была опубликована в журнале «Служба персонала» [1].  Для периода 2004 – 2007 годы использовались результаты  отчёта сайта Планета НR «Состояние рынка труда в сфере транспорта и логистики» [5]. Период 2007 – 2011 строился на основании относительных изменений на рынке труда в период кризиса [6] и данных о карьерной статистике сайта hh.ru [7], для 2012 год использовались скриншоты базы резюме сайта Нeadhunter:Россия (hh.ru) [8 – 10].

 

Рис.1 Динамика спроса и предложения на рынке труда в логистике 1994 – 2012

Как видно из представленной динамики изменения рынка труда в сфере «Логистика» на начальном этапе 1994 – 2005 годы спрос на специалистов по логистике существенно превышал предложение, началось формирование нового для России рынка труда. Кризис 1998 года не привёл к значительному спаду спроса в этой области, оставаясь небольшим, но достаточно стабильным и продолжал нарастать. Постепенное повышение спроса было связано с темпом изменения бизнес-процессов в компаниях и переходом к логистической концепции управления бизнесом.

Начало 21-го века охарактеризовалось поистине революционным взлётом интереса к логистике уже со стороны организаций бизнеса России.   За 5 лет в России логистика стала привычным функционалом менеджмента огромного количества отечественных компаний. По исследованиям рейтинговых и рекрутинговых компаний профессия «логист» в течение 2002 – 2007 гг. устойчиво занимала место в первой десятке из 300 самых популярных профессий [3,4]. К 2005 году рынок труда по общему количеству вакансий и резюме был сбалансирован. Ежегодное увеличение спроса на логистические услуги составляло 30-40%, что отразилось и на динамики рынка труда в логистике. Темп роста спроса на логистов увеличился и составлял примерно 50% в год. На рис. 2 представлен темп роста открытых вакансий в 1994 – 2012 годах. За базовый уровень взят 1994 год, относительные изменения каждого последующего года сравниваются c предыдущим. К 2008 году он достиг рекордных показателей и составлял более 250%. В Москве на начало 2008 года (в преддверии кризиса) по данным некоторых рекрутинговых и консалтинговых компаний насчитывалось свыше 30 тысяч фирм, имеющих выделенную структуру управления логистикой: службу, отдел, дирекцию, департамент [3].

 

Рис.2 Темпы роста спроса на рынке труда в логистике в 1994 – 2012

В период кризиса 2008 – 2009 годы предложение значительно превысило спрос. Логистические компании, как и все остальные, ощутили на себе влияние мирового финансового кризиса. По данным консалтинговой компании Frost & Sullivan, логистический рынок России претерпел 20% спад, в частности: транспортная и складская логистика потеряла 30% оборота, поставки из Европы сократились в среднем на 25%, а в некоторых сегментах и больше. Вслед за падением покупательской способности населения уменьшился объем поставок, простаивали складские площади. Рынок покинула каждая четвёртая мелкая транспортная или экспедиторская компания. Кризис скорректировал ситуацию и на рынке труда в сфере логистики (рис.2), предложение уменьшилось на 50%, примерно на том же уровне, что и остальной рынок труда.

В 2010 рынок труда в логистики стал возвращать утерянные позиции докризисного уровня, одним из первых восстановился после кризиса. В январе 2010 против октября 2009 динамика вакансий в сфере логистики составила 11%. Это второй показатель по всем отраслям, на первом месте был автомобильный бизнес 16%. В продажах он составил 4%, консалтинге – 6%, медицине и фармацевтике – 8%, страховании – минус 11% [6].

Наглядно характеризует состояние рынка труда цифровой индекс, который вычисляется путём соотношения количества размещённых в базе HeadHunter резюме к количеству открытых вакансий (hh.индекс):

 hhиндекс= Количество вакансий/Количество резюме ,                  (1)

Чем больше данный показатель, тем больше разрыв между количеством резюме и вакансий. Динамика изменения hh.индекс в профессиональной сфере «Логистика» в 1994 – 2012 годах представлена на рис.3.

 

Рис.3 Соотношение между предложением и спросом на рынке труда в логистике 1994 – 2012

С 2010 года hh.индекс имеет тенденцию к снижению, то есть количество резюме на сайте HeadHunter стабильно, а количество открытых вакансий постоянно увеличивается (рис.1). Это связано с одной стороны, с восстановлением рынка труда после кризиса, с другой стороны большему вниманию руководителей предприятий к снижению издержек во время кризиса и неопределённости экономической ситуации. Изменение отношения российского бизнеса к логистике, увеличение количества иностранных компаний увеличивает потребность рынка в квалифицированных логистов.

Рассмотрим более подробно ситуацию на рынке труда в логистике в настоящее время. В мае – июле 2012 года на сайте Нeadhunter:Россия компании опубликовали более 36.000 вакансий в профессиональных областях «Транспорт/Логистика» и  «Закупки» [8-10].

Подавляющее большинство вакансий для специалистов в сфере логистики ориентировано на Москву (40,7%) и Санкт-Петербург (12,5%).

Структура рынка вакансий «Транспорт/Логистика» и «Закупки» по регионам представлена в Табл.2. и Табл.3 соответственно.

Таблица 2 Структура вакансий  «Транспорт/Логистика» по регионам

 

Таблица 3 Структура вакансий  «Закупки» по регионам

Таблица 4 Распределение вакансий «Закупки»  по географическому признаку

 

Как видно из представленных данных больше половины вакансий предлагают в Центральном и Северо-Западном федеральных округах. Региональный рынок труда в сфере логистики, как и в других, недавно появившихся областях, находится в стадии формирования. Наименее активны в отношении найма сотрудников сферы логистики в Северо-Кавказском федеральном округе.

Структура вакансий в логистике по функциональным областям представлена в Табл.5.

Таблица 5 Объем вакансий по функциональной области логистики

Объем распределения вакансий по функциональному признаку выполнен на основании анализа структуру вакансий в области «Логистика/Транспорт» (Табл. 6). Учитывалась, отмеченная ранее, специфика размещения открытых вакансий на сайте HeadHunter.ru. Общее количество вакансий по специализациям более чем в два раза превосходит количество вакансий по региону (Табл.2), количество вакансий в специализации «Закупки» в три раза меньше, чем их количество, размещённое в отдельной профессиональной сфере (Табл.3). 

Для анализа предложения на рыке труда количественная информация по специализациям была разделена на функциональные области логистики – транспортная, складская, таможенная, закупочная. При этом предполагалась, что вакансии дублируются и в профессиональной специализации «Логистика» и в остальных специализациях профессиональной сферы «Транспорт/Логистика». Специализация «Логистика» в дальнейших расчётах не участвовала.

Таблица 6 Структура вакансий в области «Логистика/Транспорт»

 Также учитывалось, что данные о специализации «Закупки» в профессиональной сфере «Транспорт/Логистика»  более полно и достоверно отражают структуру предложения в отдельно выделенной профессиональной сфере «Закупки» (Табл. 7), для анализа структуры вакансий в логистике по функциональным областям использовались именно эта информация.

Таблица 7 Объем вакансий по специализациям в области «Закупки»

Представленное функциональное распределение структуру вакансий на рынке логистике показывает, что наибольший спрос на вакансии в транспортной сфере (42%). Что подтверждает преобладание на логистическом рынке России в настоящее время транспортных услуг и компаний, их представляющих.

За последние 15 лет логистика в России претерпела существенные изменения, как в своей структуре, так и роли в бизнесе. Если ранее логистические службы присутствовали только на предприятиях с западным капиталом, а в российских компаниях ограничивались несколькими сотрудниками, то сегодня логистика выделяется в особое подразделение или департамент.

Российские компании активно используют опыт западных фирм. Востребованы  логисты не только в привычных специализациях: управление запасами, транспортировка, экспедирование, складирование, таможенном оформлении, но новые вакансии, например supply chain manager – управляющий цепями поставок. Практика управления цепочками поставок в России ещё не достаточно развита, поэтому спрос на таких специалистов будет только расти.

Специальность «Логист» была введена в 2000 году в качестве эксперимента [3], а сегодня она уже представлена во многих учебных заведениях: спрос диктует предложение. Среди самых известных вузов – Государственный университет управления, ГУ-ВШЭ, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, ИНЖЭКОН.

Высокая востребованность специалистов в сфере логистики объясняется, прежде всего, тем, что в условиях неопределённости и неустойчивости экономической среды традиционные концепции управления уже не оправдывают себя, поэтому одной из наиболее прогрессивных научно-прикладных экономических направлений является логистика, и рынок транспортно-логистических услуг будет только расти.

По данным 2010 года РосБизнесКонсалтинг прогнозировало следующее развитие транспортно-логистического рынка России 2012 г. – 39,1 млн. евро, 2015 г. – 59,8 млн. евро, 2020 г. – 92,2 млн. евро. Такой динамичный рынок и развитие его потенциала потребует соответствующей инфраструктуры и компетенции персонала, что может быть реализован только при условии государственной поддержки в плане целенаправленной системе подготовки логистов высокой квалификации [2].

Представленный обзор рынка труда в логистике проиллюстрировал темпы развития и этапы становления логистики в России, доказал необходимость подготовки логистов различной квалификации в изменяющейся экономической ситуации и с учётом вступлением России в ВТО.  

Литература

  1. Щукин В.А. Рынок труда в логистике. Спрос и предложение. Заработная плата и её уровень // ЛОГИНФО. – 2001. –  №7. С.88–90.
  2. Trade Logistics in the Global Economy/. URL.:
  3.     http://siteresources.worldbank.org/TRADE/Resources/239070-  
  4.     1336654966193/LPI_2012_final.pdf (дата обращения 21.07.2012)
  5. Сергеев В.И. Современные тенденции в образовании в сферах логистики и управления цепями поставок в России и Германии// Логистика и управление цепями поставок, 2008. № 2. C. 21—31.
  6. Дыбская В.В. России нужны квалифицированные логисты // Логистика сегодня. – 2004. – №1. С.10–19.
  7. Планета НR. Состояние рынка труда в сфере транспорта и логистики. URL.:
  8. http://planetahr.ru/publication/671 (дата обращения 04.06.2012)
  9. Фурсова И. Рынок труда: Потребность в логистах растёт //ЛОГИНФО. – 2010. – № 4. С. 76–77.
  10. Карьерная статистика: hh.индекс. URL.:
  11.      http://spb.hh.ru/career-stats/index (дата обращения 07.08.2012)
  12. HeadHunter (hh.ru)– поиск работа, банк вакансий, база резюме. URL.:
  13. http://spb.hh.ru/applicant/searchvacancyresult (дата обращения 04.06.2012)
  14. HeadHunter (hh.ru)– поиск работа, банк вакансий, база резюме. . URL.:
  15. http://spb.hh.ru/applicant/searchvacancyresult (дата обращения 02.07.2012)
  16. HeadHunter (hh.ru)– поиск работа, банк вакансий, база резюме. . URL.:
  17. http://spb.hh.ru/applicant/searchvacancyresult (дата обращения 31. 07.2012)
  18. Закупки и снабжение: Зарплатомер. Ежемесячный обзор заработных плат SuperJob №6 (42), июнь 2012. интернет-обзор. URL.:
  19.      http://www.zarplatomer.ru/?id=42 (дата обращения 06.06.2012)

Логистика: область работы

Логистика в розничной торговле — это доставка товаров из пункта А в пункт Б и управление всем, что находится между ними. Сильные коммуникаторы, которые хорошо работают в условиях стресса и любят путешествовать, могут добиться быстрого карьерного роста и получить большое удовлетворение от работы в этой быстро меняющейся сфере.

Это не типичная работа с девяти до пяти, и специалистам по логистике приходится решать проблемы по мере их возникновения.

Логистика в ритейле: что это такое?

В розничной торговле логистика связана с управлением движением товаров от точки заказа до производства, хранения и распределения. Этот процесс известен как цепочка поставок, и основная цель сотрудников, работающих в области логистики и цепочки поставок, состоит в том, чтобы доставлять продукты из пункта А в пункт Б наиболее экономичным, быстрым и экологически безопасным способом. В рамках этого процесса существует множество ограничений и требований, которые требуют эффективного управления. Логистика в розничной торговле может быть особенно напряженной в периоды высокого спроса, например, на Рождество или летом, когда цепочка поставок растягивается.

Таким образом, одна из ключевых ролей менеджера по логистике заключается в том, чтобы заранее продумать предстоящий спрос и предложение на различные продукты, составляя планы, чтобы продукты были там, где они должны быть, в нужное время и по правильной цене. Логистика требует принятия решений и хорошей координации с теми, кто работает в различных областях цепочки поставок, а также с другими участниками более широкого бизнеса.

Типичная функция логистики или цепочки поставок состоит из разных групп или отделов, отвечающих за разные аспекты процесса. Например, магазин может состоять из трех подразделений: операции с цепочкой поставок, трансформация и внутреннее консультирование, а также входящая логистика и оптовые операции. В каждом подразделении будет несколько команд, каждая из которых будет выполнять определенные функции. Например, отдел входящей логистики и оптовой торговли будет заниматься операциями, используемыми для получения и импорта товаров из-за рубежа. У каждого розничного продавца есть своя собственная система, которая будет варьироваться в зависимости от таких аспектов, как размер розничного продавца и тип запасов, с которыми он имеет дело. Свежие продукты питания потребуют другого подхода к продуктам с длительным сроком хранения, таким как, например, одежда.

Помимо принятия решений относительно долгосрочных потребностей, менеджеры по логистике несут ответственность за повседневное планирование отдела. Это может включать проверку и управление уровнями запасов и хранением, обеспечение достижения целей, а также руководство и мотивацию команд. Лидерство в команде особенно важно, потому что менеджеры по логистике могут иметь дело с членами разных команд, клерками, супервайзерами, менеджерами и клиентами в течение одного дня. Это не типичная работа с девяти до пяти, и специалистам по логистике приходится решать проблемы по мере их возникновения. Ожидается, что они будут работать посменно и могут быть не в состоянии предсказать свои смены от недели к неделе.

Ключевые должности в логистике

В логистике есть много разных ролей, и, хотя маловероятно, что выпускники будут работать со всеми из них, полезно знать о некоторых ключевых должностях, с которыми вы, вероятно, столкнетесь. Вот несколько примеров:

  • Начальник смены: Руководители смен контролируют работу цепочки поставок изо дня в день и следят за тем, чтобы вся необходимая работа выполнялась и все работало бесперебойно от одной смены к другой. Руководители смен часто работают с ключевыми показателями эффективности (KPI) — например, достигнуто ли целевое количество успешных поставок. Другие задачи, выполняемые начальником смены, включают управление и мотивацию сотрудников, обеспечение достаточного количества персонала и обдумывание способов повышения эффективности работы.
  • Операционный менеджер: Операционные менеджеры обычно работают на складах или в распределительных центрах. Их роль заключается в обеспечении успеха всех операций, связанных с распространением продукции розничного продавца. Это включает в себя такие задачи, как: эффективное управление и мотивация членов команды, решение любых проблем по мере их возникновения, обеспечение соблюдения стандартов безопасности и управление проектами для повышения общей эффективности операций.
  • Транспортный менеджер: Транспортные менеджеры несут ответственность за направление и организацию всех транспортных процессов в цепочке поставок. Их основная роль заключается в том, чтобы обеспечить успешную отправку и доставку продукции наиболее экономичным и экологически безопасным способом. Это может включать в себя такие задачи, как: планирование и надзор за повседневной деятельностью по мере ее выполнения, определение наилучшего вида транспорта для использования в различных обстоятельствах, обеспечение законности всех используемых транспортных средств, отслеживание транспортные расходы и управление членами команды.

Какое образование и квалификация мне нужны для карьеры в сфере розничной логистики?

Некоторые работодатели принимают выпускников с оценкой 2.2, хотя многие ожидают 2.1. В большинстве случаев розничные продавцы не указывают предмет на получение степени, но предпочтение отдается инженерному делу, математике или естественным наукам.

  • Узнайте, какие ритейлеры принимают выпускников с оценкой 2. 2

Существуют курсы повышения квалификации по логистике, которые могут помочь вам получить специальные навыки и знания; однако ни в одном из крупных розничных продавцов нет специальностей для аспирантов.

Какие навыки мне нужны, чтобы получить диплом специалиста в области розничной логистики?

  • отличные навыки решения проблем
  • сильные коммуникативные навыки и навыки работы в команде
  • лидерские качества и уверенность в управлении другими
  • способность мыслить логически и творчески
  • гибкость
  • решимость
  • сильные навыки принятия решений и способность процветать в условиях давления

Схемы выпускников логистики в розничной торговле

Большинство выпускников поступают в логистику по программе выпускников розничных продавцов по логистике. Они доступны во многих крупных розничных сетях, таких как Morrisons и Lidl. По таким схемам обучения выпускники часто работают в разных областях логистики, чтобы получить разнообразный опыт. Например, вы можете проводить время, работая с начальником смены, или вы можете выполнять ротацию в управлении транспортом.

В конце обучения вам, как правило, предоставляется возможность выбрать предпочитаемую область работы. Большинство схем выпускников основаны на предположении, что вы в конечном итоге возьмете на себя руководящую роль; однако, как скоро это произойдет, зависит от конкретной схемы, того, как вы выступали в период обучения и возникают ли подходящие возможности.

В логистике вообще есть много возможностей для развития. Как новый менеджер, вы можете, например, управлять небольшим складом или частью распределительного центра. Со временем вы могли бы нести ответственность за логистику во всем регионе и контролировать работу тысяч сотрудников. Ваш карьерный рост ускорится, если вы останетесь максимально гибкими, особенно в отношении места работы.

  • Воспользуйтесь нашим поиском работы для выпускников, чтобы найти вакансии в сфере розничной логистики и других должностях.

Шаблон должностной инструкции координатора по логистике

 

Этот шаблон должностной инструкции координатора по логистике оптимизирован для публикации на онлайн-досках вакансий или на страницах вакансий. При найме на роль логистики или цепочки поставок в вашей компании легко настроить ключевые обязанности. Аналогичные должности включают координатора цепочки поставок.

В обязанности координатора логистики входит:

  • Координация и контроль операций цепочки поставок
  • Обеспечение эффективного использования помещений, активов и коммуникаций
  • Использование информационных технологий логистики для оптимизации процедур отгрузки и транспортировки

Краткое описание вакансии

Мы ищем компетентного координатора по логистике , который будет контролировать и облегчать операции цепочки поставок нашей компании. Вы будете тем, кто будет координировать персонал и процессы для достижения эффективного распределения товаров.

Большим преимуществом координатора по логистике являются его навыки общения и ведения переговоров. Они также хорошо разбираются в принципах и методах управления поставками. Идеальный кандидат должен обладать отличными способностями к ведению документации и клиентоориентированным подходом.

Цель состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойную работу различных каналов с целью достижения максимальной эффективности.

Обязанности

  • Координация и контроль операций цепочки поставок
  • Обеспечить эффективное использование помещений, активов и путей сообщения
  • Использование информационных технологий логистики для оптимизации процедур
  • Подбор и координация логистического персонала (например, водителей грузовиков) в соответствии с наличием и требованиями
  • Контролировать заказы и организовывать запасы сырья и оборудования, чтобы гарантировать, что они удовлетворяют потребности
  • Общение с поставщиками, розничными торговцами, клиентами и т. д. для заключения выгодных сделок и взаимного удовлетворения
  • Планирование и отслеживание отгрузки готовой продукции в соответствии с требованиями заказчика
  • Ведение журналов и учет складских запасов, выполненных заказов и т. д.
  • Подготовка точных отчетов для высшего руководства

Требования и навыки

  • Опыт работы координатором по логистике
  • Опыт работы в сфере обслуживания приветствуется
  • Знание законов, правил и требований ISO
  • Способность работать с небольшим контролем и отслеживать несколько процессов
  • Компьютерная грамотность с практическими знаниями программного обеспечения для логистики (ERP)
  • Выдающиеся организаторские и координационные способности
  • Отличные навыки общения и межличностного общения
  • Бакалавр делового администрирования, управление цепочками поставок или соответствующая область

Часто задаваемые вопросы

Чем занимается координатор по логистике?

Координатор по логистике помогает компании эффективно хранить товары и быстро доставлять их до дверей. Они работают с поставщиками, чтобы гарантировать, что их товары готовы, когда они им нужны, и контролируют транспортировку из одного места или места работы в другое или к клиенту.

Каковы обязанности и ответственность координатора по логистике?

Координатор по логистике отвечает за надзор за всеми аспектами управления цепочками поставок, обеспечивая поток сырья и готовой продукции от поставщиков к розничным продавцам и покупателям. Они также управляют заказами и координируют запасы материалов и оборудования, чтобы обеспечить компанию всем необходимым.

Что делает хорошего координатора по логистике?

Хороший координатор по логистике должен обладать отличными письменными и устными навыками общения из-за частого общения с клиентами по телефону или электронной почте. Кроме того, для ежедневного взаимодействия с различными ролями на складе необходимы сильные навыки межличностного общения. Решение проблем, критическое мышление и умение работать с компьютером являются важными навыками для сильного координатора по логистике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *