Особенности перевозки опасных грузов – 1.4.4. Особенности перевозки опасных грузов

Содержание

Правила перевозки опасных грузов: особенности, транспортные категории

Перевозка грузов через границу или по внутренним путям страны – это трудоемкий процесс, включающий в себя длительную подготовку, прохождение ряда тестов и испытаний, составление соответствующих документов и непосредственно транспортировка содержимого в таре или контейнере до места назначения. Для урегулирования спорных вопросов о качестве услуг транспортировки разных грузов были созданы основополагающие международные конвенции, их соблюдение обеспечивает должную безопасность рабочим, загружающим вещества и смеси, водителям транспортного средства (тс) и окружающего мира в целом.

Сопровождение опасных грузов должно проводиться в строгом соответствии законодательству

Роль правил при транспортировке опасного груза

Отлаженная работа всех инстанций, четко определенное положение перевозки опасных грузов, честность и добросовестность отправителя — гарантируют скорость и безвредность всего процесса. На сегодняшний день существует всеобъемлющая классификация грузов (универсальная и международная), соответственно — каждому из транспортирующих веществ присуждается класс, а для некоторых разработана особая аббревиатура. Сведенные правила перевозки опасных грузов созданы для удобства и безопасности не только непосредственных участников отправки опасного груза, но и для окружающих случайных людей.

Категории вредных, пожароопасных и радиоактивных веществ дают четкое понимание того, с чем сталкивается отправитель и водители, а знания позволяют избежать нежелательных последствий. Требования к упаковке (таре), в которой вещества правильно хранятся, вне зависимости от маршрута тс, времени суток и объема перевозимого вещества выполняются в полной мере.

Типовые советы безопасности, это настольная книга водителя и свод заповедей для отправителя.

Требования к перевозимому грузу

Ни один человек на планете не может принять груз, прибывший одним из доступных способов (по воздуху, по воде, через железнодорожные пути или с помощью тс), без должной идентификации класса вещества, то есть документации по перевозящим грузу оформляется в предусмотренном законодательством и международным нормами виде. Нарушение правил перевозки опасных грузов влечет за собой серьезную ответственность, а весь сопутствующий ущерб подлежат отдельному рассмотрению. Общие сведенья, маркировка груза и упаковки, соответствие контейнера или цистерны – всецело обеспечивается ответственным отправителем. Опасные грузы в обязательном порядке сопровождаются:

  • документацией, определяющей класс вещества;
  • сертификатами, свидетельствующих о происхождении и особенностях груза;
  • упаковкой с четкой маркировкой;
  • знаками опасности;
  • инструкциями.

Стоит понимать, что никто не может перевозить опасный груз (по воздуху или суше), если он не принят или обработан по предписаниям инструкции. По сертификации и нанесения знаков опасности, то все эти действия выполняются лишь по четкому предписанию, ведь инструкция — это не рекомендации, а правила, выполнение которых не подлежит обсуждению. Особенности перевозки опасных грузов заключаются в соблюдении сразу нескольких касательных требований, так постановление о перевозе опасного груза по воздуху не должно идти вразрез с общими нормами и законодательством страны (устанавливает Минтранс и прочие органы власти). Для осуществления всех существующих правил созданы сборки правил и инструкции, описывающие последовательность выполнения того или иного этапа перевозки веществ, несущих прямую угрозу здоровья человеку или окружающей среде. Каждый вид груза (класс) имеет стандартные и дополнительные советы. Соблюдение техники безопасности и требований международных норм является необходимыми мерами профилактики от нежелательных последствий.

Знаки опасности в обязательном порядке должны присутствовать на таре опасного груза

Правила транспортировки опасных грузов на суше

Для четкого определения правил перевозок подобных грузов создана специальная терминология, обозначающая тс, общие примечания к водителям и средствам, использованных при транспортировке ог.

К специализированным (типовые) средствам, сконструированным таким образом, что бы перевозить ог без утечек и смены температуры, относят автоцистерны и цистерны со множественными отсеками. В такие емкости заливают жидкости или газообразные вещества, иногда даже порошки в виде гранул, причем конструкция цистерны позволяет устанавливать ее на постоянной основе (крепится к тс) или делать съемной для удобства в перегрузке.

Контейнерами для перевозки газа используют баллоны, многоэлементные емкости или барабаны, в которых поддерживается постоянное давление. В таких устройствам вмещается до 450 литров ог, состоящего из вещества до 2-го класса опасности. При особо крупных перевозках используют большие контейнера, их объем достигает до трех кубических метров.

Встроенные цистерны отличаются особой надежностью и прочностью, ведь их конструкция монтируется в раму или основание тс, поэтому водителю отводится скромная роль прочного извозчика. В отличие от встроенной, крупногабаритная тара может состоять из нескольких разных элементов – верхняя съемная и нижняя, предназначенная для обработочных работ.

Открытый (свободный) контейнер представляет собой емкость без плотной, герметичной крышки или же простую платформу для погрузки ог (насыпью, если вещество твердое или наливом). К подобному транспорту относятся автомобили с бортами над платформой без дополнительных устройств для перевозок опасных веществ.

К закрытым контейнерам относятся цельные конструкции, обеспечивающие грузу герметичность. Состоит такая емкость из крышки, дна и стен из плотного материала. Похожим по строению бывает транспортное средство закрытого типа, имеющего закрывающийся кузов.

Переносная цистерна имеет вместительность до 500 литров, она подходит для транспортировки опасных грузов без вынужденных пересадок или перезагрузок. Для механической очистки такой емкости главным условием является опустошенность всей конструкции.

Для правильного оснащения транспортным средствам необходимы устройства (клетки), способные долго и преданно служить, легко очищаться и надежно крепиться к основанию автомобиля. Преимуществ у контейнеров множество – они удобные, экономичные, а главное с их помощью уменьшается нагрузка на всю конструкцию. Для остановок и перезагрузок такие емкости оснащаются вспомогательными устройствами.

Соединение контейнера и цистерны позволяет минимизировать смещение емкости во время поездки, и используется для перевозок жидких и порошковых веществ.

При помощи брезента возможна организация поездки на частично крытом транспортном средстве или цистерне с брезентовой крышей. Это довольно простое устройство и подходит оно лишь для не особо вредных веществ и грузов. Требования к частично закрытым тс минимальны, поэтому их используют для коротких перевозок.

К вспомогательным устройствам, обеспечивающим дополнительные, но важные, условия транспортировки опасных грузов относятся: отопительные устройства (использует побочное тепло от двигателя), так называемый пакет (прослойки между тарой, заполненные газообразным веществом), тары различного вида, основная упаковка.

Требования для конструкций, в которых вредное вещество или потенциально опасная жидкость проводит определенное время, а если быть точнее, выполнение этих требований – гарантия для работников погрузочных станций, для водителей, прохожих и окружающей среды. Постановление, призванное обезопасить любых случайных людей и работников разных этапов погрузки и выгрузки, от нежелательных последствий, обозначают каждый шаг и требования как отправителя, так и перевозчика. Указания по реагированию на те или иные ситуации, прилагаются в виде инструкции к сертификатам и документам на ог.

Цистерны применяются для перевозки опасных жидкостей, газов и гранул

Требования к транспортному средству

К средствам перевозки, допущенным для транспортировки грузов с повышенной опасностью, можно отнести только подготовленный, укомплектованный по нормам (определенные требования) автомобиль. Транспортной единицей называют состав из самого автомобиля и специализированного прицепа, либо же прицеп входит в конструкции тс.

Для транспортировки веществ взрывчатого характера, средствам (автомобилем) присваивается нумерация – EX/II, EX/III.

Автомобилям, оснащенным дополнительной защитой, предназначенной для перевозки жидкостей с температурой возгорания выше 60 градусов Цельсия. Такие средства носят обозначение категории FL. Общие рекомендации для данного типа тс позволяют перевозить газообразные вещества, но в таких случаях конструкция состоит из специализированных цистерн.

Транспортное средство, предназначенное для хранения и перевозки производных водорода (пероксиды) при классе опасности 5, характеризуется пометкой OX. В состав такого транспортного средства обязательно входит герметичная цистерна (большая или обычная).

Еще одним типом транспортного средства является автомобиль с отметкой – AO, предназначенного для перевозки ог в цистернах любого типа, в том числе переносных и многокомпонентных с объемом до трех кубических метров. Требования к такому транспорту схожи в автомобилями FL и ОХ, но с примечанием, цистерны при классификации АО более вместительные и надежные.

Перевозка наливом осуществляется транспортным средством любого типа, но с условием, что контейнера предназначены именно для твердого груза, обычные цистерны для этих нужд не подходят. Прочие требования обуславливаются тем, какие категории каких веществ требуются в отправке. Технические характеристики, комплексные рекомендации позволяют быстро и безошибочно сделать выбор в пользу подходящего транспортного средства, с минимальными убытками и угрозами для перевозок.

Нарушение правил перевозки опасных грузов ведет за собой некорректное использование автомобиля, впоследствии чего технические характеристики (движение на различных трассах и дорогах, установленная скорость) не будут соответствовать правилам дорожного движения (пдд). Скорость выполнение заказа (транспортировки груза) не должна нарушать правила поведения на дороге (правила движения на магистралях и скоростных трассах) или приводить к неожиданным неприятностям в пути.

При выборе транспортного средства для перевозки определенного груза (точного класса) недостаточно оснастить автомобиль цистерной или контейнером, необходимо провести проверку всех технических характеристик автомобиля, протестировать водителей на знание пдд (наличие действующих прав на вождение не дает никакой гарантии на знания пдд).

Перевозка опасного груза должна проводиться в строжайшем соответствии с правилами ПДД

Классификация груза с потенциальной опасностью

Классифицированием (установлением категории) веществ занимается грузоотправитель (или производитель грузов с повышенной опасностью). Для помощи или консультации нередко привлекается представитель компетентных органов. При отправке опасного груза (опасных отходов) автомобилем, классификация груза осуществляется в соответствии с ДОПОГ (технические и практические требования к отправителю и водителям транспортного средства). Типовые и специальные инструкции помогают в определении упаковки, тары и контейнера для предполагаемого вещества.

Существующие классы опасности груза исходят из физических, химических и биологических свойств вещества.

Вещества и смеси, взрывчато-опасные, в том числе изделия на основе подобных веществ, относятся к первому классу. Ко второму можно отнести все существующие газы и газообразные порошки. Жидкости, способные легко воспламениться соответствуют третьему классу и требования по мерам безопасности в случае транспортировки такого груза значительно выше. Основная инструкция, составленная от ответственного отправителя, к четвертому классу ог относит сразу три схожие подкатегории, идущие в нумерации 4.1, 4.2 и 4.3 соответственно (твердые вещества, самовозгорающиеся вещества и вещества, способные выделять газы, которые легко воспламеняются).

Пятый класс охватывает органические и пероксидные смеси, в противовес им под номера 6.1 и 6.2 идут токсические и инфекционные грузы. Радиоактивным веществам отведен отдельный класс – 7. Класс 8 принадлежит коррозионным веществам, а к девятому относят все остальные, более редкие опасные грузы.

Номер опасности груза не является показателем угрозы, которую он несет. Транспортные накладные и документация упрощаются обозначениями класса вещества, а вот детальная инструкция дает четкое понимание того, с каким ог имеет дело отправитель и перевозчик. Допускаемые и условные обозначения носят универсальный характер и используются вне зависимости от страны, в котором происходит транспортировка груза. Условия хранения вещества напрямую зависит от правильности и корректности определения класса груза. Постановление (положение) законодательства (минтранс) описывает все существующие классы потенциально опасных веществ.

Рекомендации, стоящие перед отправителем – это не прихоть государства или международных организаций, это распространенная практика, сохраняющая тысячи жизней ежегодно.

Любые движения опасного груза обязаны быть безопасными для водителей, для окружающей среды и для случайных прохожих.

Первый класс опасных грузов — взрывчатые вещества

Подготовка опасного груза к перевозке

Первым делом, отправитель готовит общий план перевозки груза, затем в обязательном порядке классифицирует его по степени опасности (так требует инструкция). С момента, когда потенциально опасное вещество получает класс, начинается процесс подготовки к транспортировке груза на большое расстояние. Помимо основной угрозы, рассчитываются возможности прочих неприятных происшествий. Требования к температурному режиму, погрешности колебаний и прочих условий обосновываются выводом экспертов. Грузы, в будущем перевозящиеся наливом, проходят дополнительное тестирование, ведь наливом транспортируется минимальное количество опасных твердых веществ. Будущие движения и остановки транспортного средства четко фиксируются с учетом общего состояния дорог, возможности пробок и задержек. Скорость транспорта, как и дальнейшая скорость внутри цистерны или бака исчисляется, исходя из стандартных технических норм. Транспортным средствам присваивается категория, позволяющая перевозить лишь определенный спектр веществ. Минтранс разъясняет все нюансы, которые несет в себе основное постановление о перевозе опасных грузов на территории страны или за ее пределами. Если с определением класса веществ разобраться удалось (нашли соответствующую классификацию или обратились за разъяснением в экспертные органы), а конструкция транспортного средства прошла всевозможные проверки, осмотру подлежат сотрудники компании и водители, отвечающие за перевозки. Работники должны быть проинструктированы на случай возникновения непредвиденных ситуаций или аварий. Скорость принятие решения в экстренных случаях может стоить человеческой жизни.

Выбор упаковки – важный этап, от которого зависит необходимая атмосфера в контейнере или цистерне. Любая тара имеет маркировку, благодаря которой даже неопытный отправитель сумеет без труда сориентироваться. Неподходящая упаковка способна нарушить стабильное состояние вещества и привести к аварии.

К таре выдвигаются определенные стандарты, так она должна сохранять герметичность и стойкость при деформациях, встрясках и качке. Движения цистерны или контейнера, скорости которых отличается от транспортного средства, должны быть минимальными.

После подготовки технических вопросов и персонала, следует уделить внимание оформлению всех сопроводительных документов. Образец сертификатов и разрешений, а также правильное их оформление не самый трудоемкий процесс, но особенно требовательный, ведь от корректности документации зависит выбор упаковки, устройств и поведение перевозчика все время в пути.

Тара для опасных грузов должна быть герметичной и устойчивой к деформациям

Способы перевозки опасных веществ

<p «>Существует несколько оптимальных и удобных способа транспортировки опасных веществ на расстояние. Опасный груз можно перевозить наливом в специализированных контейнерах. Хорошим этот способ бывает в тех случаях, когда нужно быстро перевезти пустую грязную тару. При отправке твердого вещества наливом следует принять меры осторожности, чтобы содержимое прицепа или кузова не высыпалось во время движения транспорта. Для поврежденных автомобилей подобный способ перевозки попросту невозможен и незаконен. Еще одним недорогим, но довольно надежным способом отправки вещества, требующего особой аккуратности, называют применение цистерн и баллонов. Корпусы таких конструкций производят из прочных материалов, не подверженных коррозии и не вступающих в реакцию со средой внутри контейнера.

На деле бывают случаи, когда вещества не поддаются точному исследованию или возникают трудности в определении тары, упаковки. Такое случается, особенно если по химическим или физическим особенностям вещество трудно проанализировать. В таких ситуациях от приказа вышестоящих инстанций (вплоть до минтранс) правила видоизменяются. Случается такое довольно редко, но все же случается. Отклонение от норм регламентируется и обосновывается на выводах экспертных служб, на основе которых было вынесено решение об изменении правил перевозки опасных веществ. Допуск до транспортировки конкретного перевозчика выдается в письменном виде и всего один раз. Если после выдачи разрешения, условия повышенной безопасности отправителем не выполняются, заключение и разрешение аннулируется.

В исключительных случаях Минтранс может изменить правила перевозки опасных грузов

Исключение из правил перевозки опасных грузов любого типа

Постановление о перевозке грузов различных классов опасности имеет ряд исключений, когда отправителю позволено нарушить то или иное правило. В исключительных случаях Минтранс может изменить правила перевозки опасных грузов. К таким непредвиденным случаям можно отнести: экстренные транспортирования веществ, напрямую угрожающих жизнь людей, но в обязательном порядке соблюдаются все меры осторожности для водителей и перевозчиков. Наливом подобные перевозки не производятся, так как это метод перевозки ненадежный (наливом перевозятся наиболее безопасные вещества). Перевозка автомобилей, в механизм которых входят опасные вещества, так же не поддаются общим правилам и постановление таких перевозок не касается. Проверке не поддаются газы, которые находятся непосредственно в топливном баке и используются для других процессов в транспортном средстве. Рекомендации по обращению с подобным веществом идет в отдельном виде. Движения газов в баке ограниченно и не является опасным.

Правилам простой перевозки поддаются и газы, хранящиеся в еде или напитках, продуктах питания. К подобным перевозкам относится и жидкое топливо, находящиеся непосредственно в топливном баке или в транспортном средстве. Небольшое количество опасных веществ разрешено перевозить в специализированной упаковке, но в обычном автомобиле.

Дополнительные консультации

Абсолютно все субъекты – участники процесса перевозки, вне зависимости от собственности, обязаны в письменном виде назначать уполномоченного помощника по сложным и спорным вопросам, связанных с безопасной транспортировкой потенциально опасных грузов. В тех случаях, когда отправитель является одновременно консультантом, письменное разрешение не требуется. Уполномоченный консультант ведет наблюдение за всеми подготовительными процессами, документирует и фиксирует происходящее, с точной датой и временем. Подобные записи сохраняются до пяти лет.

Наблюдение за погрузкой и отправкой опасных грузов ведет уполномоченный консультант

Международные нормы по воздушной транспортировке опасных грузов

ИКАО – это международная организация (подчиненная ООН), устанавливающая и следящая за выполнением норм и правил авиации. Перевозки опасных грузов по воздуху осуществляются лишь после тщательных проверок веществ и контейнеров (тары), в которых они хранятся. ИКАО располагает рядом официальных документов, призванных облегчить весь процесс перелета и транспортировки ог.

Постановления ИКАО состоят из: договора о международной авиации, подписанной в Чикаго 1944 года, дополнения к договору о «безопасной перевозке опасного груза по воздушным путям», действующего издания ИКАО, включающие технические инструкции по правильной транспортировке груза с потенциальной опасностью, дополнения к инструкции всем транспортным перевозчикам и заключительное издание, о поведении в случае аварий.

Помимо ИКАО, регулированием спорных вопросов и правил воздушных перевозок потенциально опасных грузов производится международной ассоциацией воздушного транспорта – ИАТА. Эта организация координирует основные условия для безопасного полета и разработки международного взаимодействия. Членами, участниками организации, ИАТА являются около 300 стран мира, поддерживающих общее постановление для облегченных перевозок вредных и опасных грузов.

Перевозка опасных грузов производится ежедневно, это могут быть длительные поездки в другие города или страны, или короткие недолгие транспортировки цистерн или баллонов. В любом случае, потенциально опасное путешествие не должно стать преградой или поводом для лишних беспокойств. Еще пару десятков лет назад множество неизученных веществ приносили вред человеку, а он даже не догадывался об этом, сегодня же – в эру развития наук и технологий, вредные смеси считаются обычными грузами с особым тщательным подходом. Выполнение всех норм и взятых обязательств гарантирует благоприятный исход, как для отправителя, так и для работников компании, занимающейся перевозками опасных грузов.

Правила дорожного движения (ПДД) одинаковы для всех типов транспорта, даже для перевозчика опасных грузов, поэтому когда речь заходит о мерах осторожности – знание правил движения на различных участках дороги является существенно важным. Минтранс, как и другие органы власти, непристрастны и объективны ко всему транспорту, совершающему движения по стране.

Осторожность и тщательность в работе, регулярные проверки и инструктаж помогут избежать неприятных ситуаций, а собранность водителей в случаях аварий – уменьшит число пострадавших. Целый ряд международных организаций, в первую очередь заботятся о людях, о безопасности на дорогах или в воздухе, об окружающей среде. Эта забота порой надоедает, иногда злит, но всегда приносит лишь пользу. Будь то отправитель, перевозчик или работник погрузочной станции — каждый имеет право на безопасный труд, на гарантию и уверенность в счастливом завтрашнем дне. Опасные грузы – опасные лишь в безответственности и халатности, в остальном же это упакованные вещества, нуждающиеся в транспортировке из одного места в другое.

logoskop.ru

Особенности перевозки опасных грузов | Автомобильное

Опасными называются такие грузы, которые во время перевозки могут послужить причиной увечья и отравления людей или разрушения автомобилей, дороги и находящихся вблизи них домов и сооружений. К ним относятся боеприпасы, взрывчатые вещества, горючее и смазочные материалы, кислоты, сжатые и сжиженные газы и т.п.

Перевозка этих грузов осуществляется в соответствии с требованиями соответствующих инструкций и руководств.

Опасные грузы перевозятся только на вполне исправных автомобилях, управляемых опытными водителями.

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов, обеспечиваются огнетушителями; в левом переднем углу кузова выставляется красный флажок.

Металлические и резино-тканевые резервуары, контейнеры, бочки и бидоны с горючим, смазочными материалами и другими опасными жидкостями устанавливают в кузове автомобиля всегда вверх горловинами, которые должны быть плотно закрыты крышками (пробками) с уплотнительными прокладками.

Бочки с горючим и смазочными материалами грузят в автомобили только в один ярус, бидоны — в один — два яруса. При перевозке бидонов в два яруса между ярусами бидонов делается настил из досок. Тонкостенные бидоны с маслами и смазками перевозятся в упаковочных клетках.

Исправность автомобилей тщательно проверяется перед каждым выездом лицом, ответственным за подготовку автомобилей колонны к движению. По окончании проверки в путевом листе делается специальная отметка о пригодности автомобиля к перевозке опасного груза.

В пункте получения груза водитель подробно инструктируется о свойствах опасного груза, правилах его погрузки, перевозки и выгрузки, правилах техники безопасности и пожарной безопасности. Очень часто автомобильная колонна, следующая с опасным грузом, сопровождается лицом, хорошо знающим правила обращения с ним.

Боеприпасы, взрывчатые вещества и специальные опасные грузы укладываются в кузова автомобилей только комплектно и так, чтобы верхний ярус был на уровне бортов кузова или выше их не более чем иа половину высоты ящика. Ящики укладывают крышками вверх; крышки при этом должны быть плотно закрыты и заперты замками. Для предотвращения возможного смещения ящиков последние расклиниваются путём заполнения образовавшихся пустот порожней укупоркой (тарой).

Специальные снаряды и снаряды к артиллерийским системам крупных калибров укладываются в каждом ярусе более тяжелым концом попеременно к одному и другому боковым бортам.

При погрузке опасных грузов в цилиндрической укупорке во избежание их перекатывания во время движения грузы подклинивают рейками или досками, а между бортами кузова и укупоркой для плотности укладывают, доски. Для более надежного крепления таких грузов между их рядами по горизонтали прокладывают специальные рейки.

При погрузке горючего и специальных жидкостей в металлических резервуарах большой емкости особое внимание обращается на надежное закрепление резервуара в кузове автомобиля. Резервуар закрепляется в кузове деревянными брусьями с помощью универсальных многооборотных креплений, а при их отсутствии — проволокой. Если опасные жидкости перевозятся в резино-тканевых резервуарах, то перед погрузкой, таких резервуаров кузов автомобиля освобождают от посторонних предметов и застилают брезентом. После погрузки резино-тканевые резервуары надежно закрепляют специальными ремнями.

В пути водители должны особенно строго соблюдать правила движения, вести автомобиль плавно, снижая скорость на поворотах, и избегать резких торможений и поворотов. Обгонять транспорт, движущийся со скоростью свыше 20 км/час, запрещается. Автомобили с опасным грузом двигаются с невысокими скоростями и на увеличенных дистанциях (не менее 50 м). На подъемах и спусках дистанции могут увеличиваться до 300 м.

В сильный, туман и гололедицу автомобильная колонна следует с особой осторожностью. В некоторых случаях по усмотрению начальника колонны движение колонны может быть временно приостановлено.

Остановки автомобильной колонны организуются обязательно вне населенных пунктов и в удалении от строений. Автомобили рассредоточиваются при этом на дистанции не менее 50 м.

Водителям, перевозящим опасные грузы, а также сопровождающим лицам запрещается курить в кабине, кузове и в непосредственной близости от автомобиля, оставлять автомобиль без присмотра, перевозить пассажиров и другие грузы, не указанные в путевом листе, а также иметь иа автомобиле запас горючего, кроме содержащегося в баках, или пустую тару из-под горючего.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Особенности перевозки опасных грузов — курсовая работа

Автомобиль  сопровождения должен двигаться впереди колонны транспортных средств с опасными грузами. При этом по отношению к движущемуся за ним транспортному средству автомобиль сопровождения должен двигаться уступом с левой стороны, с тем чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемых транспортных средств. Автомобиль сопровождения оборудуется проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является дополнительным средством информации для предупреждения других участников дорожного движения, но не дает права преимущественного проезда. На автомобилях сопровождения и транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, даже в дневное время должны быть включены фары ближнего света. Порядок движения автомобилей сопровождения и способы информации других участников дорожного движения об осуществлении перевозки опасных грузов указываются ГАИ МВД России в разделе «Особые условия движения» бланка согласования маршрута . При перевозке «особо опасных грузов» колонной, состоящей из 5 и более автомобилей, в ее составе обязательно наличие резервного порожнего транспортного средства, приспособленного для перевозки данного вида груза. Резервное транспортное средство должно следовать в конце колонны. Порядок сопровождения колонны патрульными автомобилями ГАИ МВД России при прохождении маршрута перевозки по территории двух или более субъектов Российской Федерации определяется органом ГАИ МВД России, с которым согласован маршрут движения. Совместная перевозка опасных грузов различных классов и опасных грузов с грузами общего назначения Совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости  Совместная перевозка опасных грузов с грузами общего назначения на одном транспортном средстве (в одном контейнере) производится в соответствии с требованиями. Работы по ремонту резервуаров и контейнеров, использующихся для перевозки опасных грузов, производятся только после анализа воздушной среды на содержание ранее перевозимых веществ (грузов).( приложение 1, рис.5).19

Организации-грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы  действий в аварийной ситуации с  вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов. Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляет в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора — разовый заказ на перевозку. При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно-транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную карточку системы информации об опасности , заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ. Для «особо опасных грузов» дополнительно представляется специальная инструкция, разработанная организацией-изготовителем. При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно-разгрузочной площадки требованиям  Правил. На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-9320. При выполнении погрузочных (разгрузочных) работ средствами грузоотправителя (грузополучателя) необходимо соблюдение утвержденной в установленном порядке инструкции по технике безопасности и настоящих Правил. В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения погрузка и закрепление их в кузове автомобиля должны производиться с учетом требований Правил. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов автомобиля (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).

Исходя из вышеизложенного , можно сделать вывод о том  что движение автотранспорта при  перевозке опасных грузов строго регламентируется , согласовывается, отслеживается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перевозка опасных грузов на современном  этапе.

3.1. Главные проблемы при перевозках грузов.

 

Зачастую незнание нормативных документов приводит к  тому, что транспортная фирма принимает  заказ на транспортировку груза, который запрещено перевозить. Поскольку  незнание законодательства не освобождает  от ответственности, перевозчик обязан разделить ответственность с отправителем груза. Кроме того, проблемы возникают при пересечении автомобиля государственной границы во время перевозки груза, запрещенного к вывозу, либо если для вывоза требуется наличие соответствующих документов. К сожалению, в последнее время часто возникает проблема перевозки опасных видов груза – грузоперевозчики не обладают сведениями относительно опасности груза, а потому не способны создать необходимые условия для его перевозки.

Для того, чтобы  не возникало ошибок и проблем (часто имеющих серьезные последствия), руководство компании должно иметь представление о стандартной классификации опасных грузов. Надежным способом, позволяющим сократить риск при перевозке грузов, является заключение договора страхования. К несчастью, из-за стремления сэкономить финансы любой ценой, многие компании не страхуют перевозимый груз, полагаясь на «авось». Практика показывает, что такой способ «экономии» на самом деле оборачивается затратами, которые в несколько раз превышают размер страхового взноса. Ответственность в таком случае возлагается на финансового руководителя транспортной компании, так как именно он обязан минимизировать финансовые потери, и заключать страховой договор со страховой компанией, учитывая вероятность рисков при грузоперевозках.

На заключительном этапе грузоперевозки, чтобы избежать всевозможных проблем, как перевозчику, так и получателю груза необходимо изучить нормативные документы, регламентирующие порядок выдачи груза, либо его переадресации. Грузоперевозчики часто сталкиваются с тем, что клиенты и владельцы грузов не всегда могут определить, относится ли их груз к категории «опасных» и требуются ли соответствующие условия для его перевозки, или данный груз можно перемещать наравне с обычным. Чтобы избежать недопонимания в этом вопросе, и предостеречь от ошибок, которые могут привести к серьезным проблемам, мы предоставляем вам возможность ознакомиться с официальной классификацией опасных грузов. Транспортная компания, занимающаяся грузоперевозками, а также клиенты, пользующиеся этими услугами, должны соблюдать эти нехитрые правила, чтобы избавить себя от возможных ошибок. 21

Таким образом, автотранспортные компании четко придерживаются всех законодательных нормативов, руководствуясь в работе с заказчиками специальными инструкциями, определяющими деятельность организаций-грузоперевозчиков. Этот факт гарантирует, что интересы заказчика будут соблюдены, а качество выполнения работы будет на высшем уровне.

 

3.2. Совершенствование  перевозки  опасных грузов.

 

В деятельности транспортных услуг возрастающее значение приобретает добровольная сертификация качества экспедиторских услуг, что способствует повышению конкурентоспособности членов ассоциации, их престижа и значимости на рынке экспедиторских услуг. По состоянию на конец 2012г. ассоциацией  выдано сертификатов соответствия 25 предприятиям, прошедшим сертификацию, по результатам которой подтверждено, что оказание транспортно-экспедиторских услуг этими предприятиями соответствует национальным стандартам Российской Федерации. Если ранее  проводилась сертификация только членов ассоциации, то в настоящее время любая экспедиторская организация имеет право пройти сертификацию транспортно-экспедиторских услуг на соответствие Национальным стандартам. По тем сертификационным проверкам, которые уже прошли, следует отметить, что некоторые предприятия являются «монокультурными», т.е. осуществляют транспортно-экспедиторское обслуживание предприятий одного направления, на одном виде транспорта. Безусловно, эта работа в основном зависит от пожелания клиентов и экспедитор, являясь обслуживающей организацией, должен выполнять инструкции клиентов. Но ассоциации представляется, что наряду с этим видом транспортно-экспедиторского обслуживания экспедиторам необходимо развивать и другие виды экспедирования, касающиеся всех видов транспорта. Об этом в своих рекомендациях указывают и комиссии по сертификации, обследовавшие сертифицированные предприятия. Комиссия по сертификации  российских экспедиторов, являющейся руководящим органом по сертификации, при проведении сертификационных и инспекционных проверок не вмешивается в оперативную деятельность предприятия, сохраняет коммерческую тайну предприятия, работает, в основном, с теми документами, которые предоставляет администрация предприятия в соответствии с перечнем, приложенным к договору на проведение сертификации. Для повышения статуса сертифицированного предприятия в международных кругах  российских экспедиторов информирует Международную федерацию экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) о транспортно-экспедиторских предприятиях, получивших Сертификат соответствия в Системе добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторов. Руководство ФИАТА настоятельно рекомендует Ассоциации российских экспедиторов усилить работу по повышению квалификации российских экспедиторов с регулярным подтверждением качества этой квалификации всеми доступными  средствами.22

Проводя сертификацию экспедиторских услуг, оказываемых  экспедиторскими организациями, ассоциация решает двуединую задачу. С одной стороны, при проведении сертификации определяются наиболее конкурентоспособные предприятия, оказывающие экспедиторские услуги на высоком качественном уровне и соответствующие требованиям Национальных стандартов в области транспортно-экспедиторской деятельности, а с другой стороны, при получении сертификата соответствия экспедиторские предприятия повышают свой статус во взаимоотношениях с заказчиками экспедиторских услуг. Следовало бы отметить еще один аспект сертификации — это ее добровольность. В отличие от лицензирования или обязательной сертификации, при которых государство заставляет предпринимателя получить лицензию или провести обязательную сертификацию, добровольность сертификации несет в себе психологически положительный момент для всех остальных участников рынка, поскольку если предприятие идет добровольно на проверку соответствия оказываемых им услуг, то оно уверено в том, что эти услуги действительно соответствуют всем требованиям не только стандартов, но и потенциальных клиентов. Естественно, такая уверенность, подтвержденная сертификатом соответствия, передается другим участникам рынка. Эту особенность добровольности сертификации давно поняли на международном рынке. Практически во всех зарубежных странах сертификация продукции и услуг, за редким исключением, (опасные для людей и окружающей среды продукция и услуги) носит добровольный характер и воспринимается это как должное, как способность сертифицированного предприятия оказывать услуги или производить продукцию на высоком качественном уровне. Внедрение системы добровольной сертификации услуг транспортно-экспедиторских предприятий и дальнейшее проведение сертификации этих предприятий повысит авторитет транспортно-экспедиторских предприятий, имеющих сертификат соответствия. Кроме того, уже сейчас некоторые властные структуры на местах стали требовать от экспедиторов доказательства надежности предприятия и подтверждения их статуса экспедитора. В этой связи проведение сертификации экспедиторов является назревшей задачей, призванной обеспечить экспедиторов надлежащей защитой. Третейский суд  призван способствовать созданию между экспедиторами дружественной атмосферы делового сотрудничества. При его учреждении предполагалось, что в нем будут разрешаться коммерческие споры не только между экспедиторами, но и между экспедиторами с одной стороны и грузовладельцами и перевозчиками с другой стороны. Основными преимуществами обращения в Третейский суд при ассоциации являются экономия времени и средств. Отсутствие до настоящего времени официальных обращений в суд не ставит под сомнение необходимость его существования. Главное, что такая возможность есть, а отсутствие обращений — это показатель того, что экспедиторы отличаются высоким профессионализмом и работают либо вообще бесконфликтно, либо оперативно решают возникающие вопросы в рабочем порядке, не доводя их до суда. По сути своих обязанностей экспедитор оказывает широкий круг услуг. Он, по поручению грузоотправителя, выбирает наиболее эффективный маршрут перевозки и подходящие виды транспорта, согласовывает со всеми участниками перевозки стыковку различных видов транспорта, принимает меры к недопущению непроизводительных хранения и обработки груза в пунктах перевалки, оформляет требуемые для поставки и перевозки документы, содействует таможенному, карантинному, фитосанитарному и консульскому оформлению грузов, осуществляет различные платежи и является представителем грузовладельца перед перевозчиками и другими участниками перемещения товара. Роль экспедитора в коммерческой деятельности грузовладельцев, экспортеров, импортеров трудно переоценить. С одной стороны, используя свое нейтральное положение связующего звена между грузоотправителями, перевозчиками и грузополучателями, экспедитор добивается сокращения транспортной составляющей в цене товара, повышая, таким образом, конкурентоспособность поставщика. С другой стороны, экспедитор, обеспечивая загрузку транспортных средств, сокращает их порожний пробег и, согласовывая время перевалки с одного вида транспорта на другой, сокращает время простоя транспортных средств под погрузочно-разгрузочными и перевалочными операциями.

Таким образом, деятельность  российских экспедиторов подчинена созданию условий для  оказания грузовладельцам и другим деловым партнерам высококачественных экспедиторских услуг. От этих услуг зависит своевременное, сохранное и экономичное перемещение грузов внешней и внутренней торговли нашей страны. Невозможно перемещение грузов без выполнения широкого круга простых и сложных работ, без предоставления огромного объема услуг, которые необходимы для перемещения товаров и без которых не обходится ни одна коммерческая сделка.

 

3.3.Меры  по локализации загрязнений и  нейтрализации опасных грузов.

Мероприятия по локализации загрязнений и нейтрализации  опасных грузов являются составной  частью мер по ликвидации последствий аварийных ситуаций. Они обеспечивают снижение и прекращение действия характерных для АС опасных факторов, ограждение, удаление, рассеивание, превращение в неопасные формы опасных грузов, их паров, продуктов горения и разложения. Работы по локализации загрязнений (заражений) проводятся в соответствии с указаниями аварийной карточки при соблюдении мер пожарной и личной безопасности и включают:

— перекачку остатков опасного груза из поврежденной емкости в пригодную;

— откачку разлившейся жидкости из пониженных участков местности;

 — откачку воды, зараженной опасными веществами, из мест ее накопления;

 — засыпку сыпучим материалом остатков разлившейся жидкости для впитывания им опасного вещества;

 — сбор просыпаний и выемку верхнего слоя зараженного грунта, засыпку выемки незараженным грунтом;

 — обвалование участков разлива, сооружение запруд, отрывку ям, котлованов, ловушек, прудов-отстойников в целях накопления опасного вещества;

 — устройство отводных канав, заградительных поперечных канав на склоне, строительство временных самотечных лотков, прокладку желобов, труб для канализации стока опасного вещества;

— строительство гидротехнического сооружения вдоль водостока в целях защиты от опасного вещества в период сильных дождей или обильного снеготаяния;

— создание водяной завесы при интенсивном испарении газа (паров) в целях изоляции части территории;

— создание огневой завесы;

 — запахивание зараженного грунта;

 — создание наносоудерживающих сооружений в русле реки и на водохранилище для задержки зараженного ила.

 Удаление  почвы и уплотненного снега  путем срезания их поверхностного слоя производится на глубину 7-8 см; рыхлого снега — 20 см; толщина слоя грунта при засыпке обработанной поверхности почвы должна составлять примерно 10 см. Способами нейтрализации (дегазации) опасных веществ, находящихся на подвижном составе, могут быть:

referat911.ru

Особенности перевозки опасных грузов

Особенности перевозки опасных грузов.

Алексей Зенько

Существует разновидность грузов, перевозить которые опасно – они могут повредить транспортное средство или другой сопутствующий груз. Такая категория грузов называется — опасные грузы. Термин «ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ» определяется как изделие или вещество, которые способны подвергнуть значительному риску здоровье, безопасность или имущество людей при перевозке и которые классифицируются в соответствии с критериями, изложенными в различных сводах правил. Часть из них полностью запрещена для перевозки авиа, часть из них допускается только к перевозке грузовыми самолетами, а часть, возможно перевозить и на пассажирских бортах при выполнении определенных требований к упаковке и фасовке. К безопасности полетов сегодня предъявляются повышенные требования. Поэтому груз службами безопасности полетов внимательно отслеживается. Если груз будет признан опасным, необходимо оформить специальную декларацию. Стоимость авиаперевозки при этом существенно возрастает. Перевозка будет возможна только в том случае, если авиаперевозчики и терминалы аэропортов, участвующие в доставке опасного груза обладают специальной лицензией.

Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Особая категория опасных грузов- грузы запрещенные к перевозке по воздуху при любых обстоятельствах. Запрещенными к перевозке грузами являются любые вещества, которое, будучи представленным для перевозки, способно взрываться, вступать в опасные реакции, возгораться либо выделять в опасном количестве тепло или токсические, коррозионные или легковоспламеняющиеся газы или пары в обычных условиях, возникающих в ходе перевозки, не должно перевозиться на воздушных судах ни при каких обстоятельствах.

Вещества (включая смеси и растворы) и изделия, в зависимости от вида опасности, которыми они характеризуются, подразделены на 9 классов опасности.

При предоставлении недостоверной информации о грузе и неполного пакета документов, ответственность за урегулирование проблемных ситуаций и возникшие при этом дополнительные затраты,  ложатся полностью на отправителя /заказчика.

               Каждому классу опасности соответствует своя упаковка. Нужно очень тщательно подходить к выбору упаковки, потому что от нее зависит сохранность и безопасность груза. Некоторые виды не требуют специальной упаковки, другие запрещены к перевозке без упаковки. Не забывайте, специальная упаковка — это не только пластик или картон, это еще специальная, сертифицированная маркировка. Правила ИАТА по перевозке опасных грузов (ссылка) содержат инструкции по упаковыванию для всех опасных грузов, приемлемых для воздушного транспорта, с широким диапазоном выбора всевозможных упаковок. Упаковки должны быть испытаны в соответствии с требованиями ООН и сертифицированными полномочным органом государства изготовителя упаковки. Для максимального сокращения риска в случае инцидента, количество опасных грузов, размещенных внутри этих упаковок, строго ограничено в соответствии с Правилами. Перед тем, как предложить какое-либо грузовое место или внешнюю упаковку с опасными грузами к авиаперевозке, грузоотправитель обязан убедиться в том, что:

   -Изделия и вещества не запрещены к авиаперевозке

   -Грузы должным образом классифицированы, упакованы, маркированы и снабжены знаками.

   -Документ перевозки опасных грузов надлежащим образом оформлен и подписана Декларация грузоотправителя на опасные грузы.

При сдаче к перевозке опасного груза отправитель обязан выполнять все требования перевозчика, относящиеся к соблюдению правил перевозки опасного груза, его упаковки, маркировки, документального оформления, а также обеспечения безопасности перевозки, предусмотренные специальными правилами перевозки опасного груза, изложенными в «Технических инструкциях по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» ИКАО (ссылка).

Отправитель обязан предоставить перевозчику необходимые для безопасной перевозки опасного груза крепежные и пожарные средства, нейтрализующие материалы и т.п.

    Тара (упаковка) опасного груза должна соответствовать требованиям, установленным действующими стандартами и правилами перевозки опасного груза . Совместная упаковка в одну тару опасного груза с каким-либо грузом запрещается.

    Места (ящики, барабаны, баллоны и др.) с ядовитыми веществами, сжатыми и сжиженными газами отправитель обязан пломбировать. Сверху и на одной из сторон упаковки каждого места отправитель обязан наклеить ярлык специальной маркировки.

    Перевозка опасного груза производится прямыми рейсами, без перегрузок. Прием к перевозке опасного груза с перегрузками в промежуточных аэропортах категорически запрещается.

В целях предотвращения погрузки опасных грузов на воздушное судно ниже приводится  перечень наименований грузов, в отношении которых необходимо подтверждение содержимого грузовых мест, поскольку они могут содержать ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ:

    Аппаратура искусственного дыхания. Может содержать баллоны со сжатыми газами, генераторы кислорода, охлажденный сжиженный кислород.

    Аэрозоли. При изменении давления в самолете на высоте, может быть вытекание содержимого или взрыв баллончиков. 

    Вакцины. Могут быть упакованными с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).

    Диагностические пробы, образцы для тестирования, лабораторное оборудование. Могут содержать любое опасное вещество, в том числе инфекционное. Замороженные фрукты, овощи. Могут быть упакованы с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).

    Замороженные эмбрионы. Могут быть упакованы в охлажденный сжиженный газ или с использованием сухого льда (твердая двуокись углерода).

    Инструменты (барометры, манометры, ртутные выключатели, выпрямительные лампы, термометры и т.д).  Могут содержать ртуть.

    Медицинские препараты, фармацевтика. Могут включать инфекционные вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, окислители, органические перекиси или коррозионные вещества.

    Ртуть. Выделяет токсичные пары при высоких температурах и низком давлении. Легко проникает в алюминий, отчего тот становится очень слабым и ломким.

    Фармацевтические препараты. Могут содержать элементы, включаемые по какому-либо критерию в категорию опасных грузов, в частности радиоактивный материал, легковоспламеняющиеся жидкости, токсические и коррозионные вещества.

    Холодильники. Могут содержать сжиженные газы или раствор аммиака.

На основании решений ИАТА уполномоченные органы каждой страны разработали нормативные документы, регулирующие процесс перевозки опасных грузов на территории своего государства. В России также имеются Федеральные Авиационные Правила перевозки опасных грузов.

tetrika.ru

Перевозка опасных грузов

Погрузочно-разгрузочные работы, транспортировка опасных веществ автомобильным транспортом имеют свои особенности.

Перевозчик должен иметь полную информацию о характере перевозимого груза. Она точно формулируется в сопроводительных документах. Кроме этого, сопровождать перевозимые вещества в пути обязаны представители отправителя: экспедиторы или специально подготовленный персонал.

Тара для перевозки проверяется на соответствие требованиям соответствующих технических условий и стандартов безопасности, должна иметь маркировку.

Расфасовка опасных грузов выполняется в специальные стеклянные или металлические емкости: ящики, фляги, канистры, бочки и пр. При этом материал изготовления тары не должен вступать в химическую реакцию с перевозимым веществом (быть к нему инертным). Баллоны перевозятся по требованиям правил для перевозки сосудов, работающих под давлением.

Кстати, если сама погрузка в транспорт выполняется силами грузоотправителя, то за процесс выгрузки отвечает получатель. В любом случае при погрузочно-разгрузочных операциях ответственное лицо ведет контроль над ними.

Организация, которая заказывает опасный груз, несет ответственность также:

  • за соблюдение регламента по упаковке и правильной погрузке;
  • за соответствие в документах сведений о наименовании, массе, степени опасности перевозимого товара фактическим данным; при этом доставленный груз не проверяется дополнительно по массе получателем.

Особенности организации перевозки опасных грузов состоят в грамотном содержании грузового транспорта за счёт оснащения специальными электронными системами.

Транспортировка опасных веществ требует от логистической компании высокого уровня профессионализма, умения ориентироваться в российской и зарубежной нормативно-правовой базе, наличия всего перечня необходимых разрешений и современного парка спецтехники. Такой перевозчик приобретает спецтехнику напрямую у автопроизводителя с опцией для перевозки опасных грузов.

Тягачи MAN TGX и полуприцепы Schmitz Cargobull оснащены специальной схемой электрооборудования, в которую входит дополнительный выключатель массы, проблесковые маячки, системы информации об опасности, средства для ликвидации последствий происшествий. Наличие этих конструктивных особенностей приводит к удорожанию машины на 5% по сравнению с обычным исполнением.

По законодательству, автопарк, используемый для перевозки опасных грузов, требует прохождение техосмотра каждые полгода. В машинах категорически запрещается использование наварных шин. Тахограф должен регулярно проверяться. Водители один раз в 3 года проходят обучение по специализированной программе. Таким образом, компания несёт дополнительные расходы. Поэтому конкуренция в этом спектре услуг совсем незначительная.

Данное направление грузоперевозок остаётся выгодным именно из-за своей специфики. Для повышения рентабельности компании, следует тщательно разрабатывать бизнес-план. Ответственный перевозчик эксплуатирует свою технику не более 5 лет. Затем распродаёт и приобретает новую. Сократить эксплуатационные расходы поможет собственный ремонтный участок, который обслуживается профессиональными сотрудниками. Ремонт обходится дешевле почти в три раза, чем у официального дилера.

Грамотный диспетчер в совокупности с применением системы мониторинга и контроля расхода топлива тоже эффективно помогает экономить средства. Для определения дислокации транспортного средства и контроля расхода топлива, применяется система Omnicomm. Кстати, её разработчики позаботились о возможности списания топлива по факту, а не по нормативам.

Надёжный перевозчик опасных грузов будет действовать только в соответствии с законодательством. Это довольно рискованный вид бизнеса. Компания, которая не дорожит своей репутацией и выполняет услуги по транспортировке опасных грузов с нарушением нормативных требований, идёт на неоправданные риски и не может считаться достойным бизнес-партнёром.

Требования к персоналу

Прежде, чем осуществить транспортировку опасного груза, требуется выполнить подготовительные работы.

  1. Проводится в обязательном порядке обучение обслуживающего груз персонала правилам работы с вредными веществами; по результатам обучения выполняется проверка знаний.
  2. Отрабатываются навыки оказания неотложной помощи в случае возникновения внештатных ситуаций.
  3. Квалификация водителей должна быть не ниже 2 класса. Обязателен допуск на право перевозки опасных грузов.
  4. К сопровождению особо опасного груза привлекаются охранные военизированные структуры.

Требования к автотранспорту

  • Все транспортные средства должны соответствовать требованиям стандартов, пройти углубленный техосмотр, иметь специальную окраску, быть оснащены специальными надписями, сигнальными знаками и освещением.
  • Погрузочно-разгрузочные работы выполняются согласно требованиям, обеспечивающим правила техники безопасности: груз равномерно распределяется по всему периметру кузова, прочно закрепляется, предупреждая возможность самовольного перемещения и случайного повреждения упаковочной тары.
  • Недопустимым считается перевозка в одном автотранспортном средстве опасных грузов разных категорий. В крайних случаях возможна совместная упаковка опасных веществ с другими грузами, относящимися к различным классам, при тщательном отделении разной тары между собой.
  • Освободив кузов от груза, обязательно следует очистить его. При необходимости следует вымыть емкость или продезинфицировать ее. Это обязанность грузополучателя.

Организационные мероприятия

В обязательном порядке весь персонал, задействованный в сопровождении опасных грузов, должен быть снабжен индивидуальными средствами защиты. Вместе со спецодеждой, противогазами и перчатками в комплект должна входить аптечка с противоядиями на случай оказания неотложной помощи.

Находиться в кузове во время движения транспорта кому бы то ни было запрещается.
В случае остановки водитель не должен оставлять транспорт без присмотра. Если же возникли непредвиденные обстоятельства (поломка, неисправность тары, порча упаковки), необходимо:

  • съехать осторожно на обочину и остановить автомобиль;
  • попытаться устранить неисправность своими силами;
  • надеть спецодежду, при помощи средств защиты провести обеззараживание местности стоянки с помощью имеющихся для этих целей составов, песка, дегазаторов, щелочи, воды и пр.

Необходимая документация

Способ и маршрут передвижения конкретно оговаривается заранее по согласованию с местными государственными структурами, автоинспекцией. Это отражается в путевом листе водителя. Любое отклонение от утвержденного маршрута категорически запрещается. Четкое выполнение требований необходимо соблюдать при передвижении по местности со сложным рельефом, неблагоприятных погодных условиях, при плохой видимости.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

perevozka24.ru

Особенности перевозки опасных грузов — курсовая работа

17.Постановление  Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 (ред.  от 06.10.2011)

«Об утверждении  технического регламента о безопасности  колесных транспортных средств» .

18.Постановление Правительства РФ от 16.11.2009 N 934

«О возмещении  вреда, причиняемого транспортными  средствами, осуществляющими перевозки  тяжеловесных грузов по автомобильным  дорогам РФ»

19.Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ

20.Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») (вступает в силу с 01.01.2015) .

21.Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий»

22.Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» .

23.Приказ Минтранса РФ от 04.07.2011 N 179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов»

24.Приказ Минтранса РФ от 12.08.2011 N 211 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам»

25.Приказ Минтранса РФ от 26.12.2012 N 20 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории m, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории n, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой  навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»

26.Приказ Минтранса РФ от 14.12.2011 N 319 (в ред. от 15.03.2012)

«Об утверждении порядка  оснащения транспортных средств,  находящихся в эксплуатации, техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха»

27.Приказ Росавтодора от 09.03.2011 N 21 «О введении временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения»

28.Постановление Госгортехнадзора РФ от 24.04.2003 N 24 «Об утверждении «Правил безопасности при производстве и потреблении продуктов разделения воздуха»

29.Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств

30.ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»

31.ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка» 9

Опасные грузы  каждого класса в соответствии с  их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при  транспортировании разделяются  на подклассы, категории и группы, по ГОСТ 19433-88. К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико-химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее «особо опасные грузы». 10

Исходя из  вышеперечисленного можно сделать  о  том, что перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с Правилами и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372.11

 

2.2. Организация перевозок опасных грузов.

 

Компании , перевозящие  опасные грузы должны обязательно  иметь лицензию на этот вид деятельности. Без лицензии перевозка не разрешена. Лицензирование перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании. Международные перевозки по территории Российской Федерации опасных грузов 1-го и 6-го классов опасности, других классов, поименованных в приложении N 7.16 настоящих Правил, а также опасных грузов независимо от класса опасности, перевозимых в цистернах, съемных контейнерах-цистернах, батареях сосудов общей вместимостью более 1000 литров, осуществляются по специальным разрешениям, выдаваемым Министерством транспорта Российской Федерации. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства.12

При перевозке  автомобильным транспортом «особо  опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения. Для получения разрешения на перевозку «особо опасных грузов» грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования. К заявлению прилагаются следующие документы: аварийная карточка системы информации об опасности ; маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем) ; свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. Отметку о разрешении транспортировки «особо опасного груза» производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев.13

В соответствии с действующим законодательством  разрешение на перевозку ядерных  материалов и радиоактивных веществ  выдается органами Госатомнадзора России. Перевозка «особо опасных грузов» допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними. Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к «особо опасным грузам», определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем). В тех случаях, когда по договору перевозки грузов автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой груза по правилам обращения и перевозки его. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии с действующим законодательством.За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.14

Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку. Маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты. В случае необходимости перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов, маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и. Принятие опасного груза к перевозке осуществляется автотранспортной организацией при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ Р 50587-93. «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации». При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ. Расположение маркировки, характеризующей транспортную опасность на грузовой единице(приложение 1,  рис. 3) .15

Практические  мероприятия по обеспечению СИО осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями). Информационные таблицы СИО изготавливаются организациями-изготовителями опасных грузов и представляются автотранспортным организациям для установки спереди и сзади транспортного средства на специальных приспособлениях .Информационные таблицы для обозначения транспортных средств должны изготавливаться по размерам, указанным на рисунке , с соблюдением следующих требований:

-общий фон таблицы белый;

-фон граф «КЭМ» и «ООН N» оранжевый;

-рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом;

-наименование граф (КЭМ, ООН N) и надпись в знаке опасности «Едкое вещество» выполняются белым цветом;

-рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака;

-толщина букв в графах «КЭМ» и «ООН N» равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм;

-рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной равной 15 мм;

-написание буквенно-цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке букв и цифр.

Аварийная карточка системы информации об опасности  заполняется организацией-изготовителем  опасного груза по единой форме (приложение 7.5) и прилагается в дополнение к путевому листу. Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом — представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 2.3.5) — аварийная карточка должна находиться у него. Информационная карточка СИО  изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности по ГОСТ 19433-88. Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке, а также информации о последствиях попадания веществ в сточные воды. Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей. Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода:16

Д — необходим  ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки;

П — необходим дыхательный  аппарат и защитные перчатки, только при ПОЖАРЕ;

К — необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат;

Э — необходима ЭВАКУАЦИЯ  людей.17

В случае возникновения  инцидента при перевозке опасных  грузов мероприятия по ликвидации инцидента  и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в  аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО. Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза. Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы-цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:при перевозке метанола транспортное средство (цистерна окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью по обечайке «Метанол — яд!»; при перевозке аммиака — цвет транспортного средства любой и подпись «Аммиачная вода. Огнеопасно»; при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись «Огнеопасно»; при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспортного средства (цистерны) окрашивается в красный цвет, верхняя — в белый и наносится надпись черного цвета «Огнеопасно»;при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись «Огнеопасно»; при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная надпись «Огнеопасно» — «Едкое вещество» ; при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносится надпись желтым цветом «Едкое вещество». ( приложение 1, рис.4).

 

 

2.3.Движение транспортных средств при перевозке опасных грузов.

 

  Ограничение скорости движения автотранспортных средств при перевозке опасных грузов устанавливается ГАИ МВД России с учетом конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозки. Если согласование маршрута с органами ГАИ МВД России не требуется, то скорость движения устанавливается согласно Правилам дорожного движения и должна обеспечивать безопасность движения и сохранность груза. В случае установления ограничения скорости движения знак с указанием допустимой скорости должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с Правилами дорожного движения. При перевозке опасных грузов колонной автомобилей должны соблюдаться следующие требования: при движении по ровной дороге дистанция между соседними транспортными средствами должна быть не менее 50 м; в горных условиях — при подъемах и спусках — не менее 300 м; при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых опасных грузов может быть запрещена. Об этом должно быть указано в условиях безопасности перевозки опасных грузов. Ответственное лицо за перевозку из числа представителей грузоотправителя-грузополучателя (старший по колонне) обязано находиться в кабине первого автомобиля, а в последнем автомобиле с грузом должен находиться один из представителей (подразделения) охраны, выделяемой грузоотправителем-грузополучателем, если охрана предусмотрена при данной перевозке. При перевозке «особо опасных грузов» стоянки для отдыха водителей в населенных пунктах запрещены. Стоянки разрешаются в специально отведенных для этого местах, расположенных не ближе, чем в 200 метрах от жилых строений и мест скопления людей. При остановке или стоянке транспортного средства должен быть обязательно включен стояночный тормоз, а на уклоне дополнительно установлен противооткатный упор. Порядок остановок и стоянок (в том числе и в случае ночлега) транспортных средств, перевозящих опасные грузы, указывается в условиях безопасной перевозки. Запас хода автомобилей, перевозящих опасный груз, без дозаправки топливом в пути должен быть не менее 500 км. В случае перевозки опасных грузов на расстояние 500 км и больше автомобиль должен оборудоваться запасным топливным баком и заправляться из передвижной автозаправочной станции (АЗС), установка дополнительного топливного бака должна согласовываться с подразделением ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства, о чем делается пометка в регистрационном документе. Заправка топливом производится в местах, отведенных для стоянок.

Перевозка «особо  опасных грузов» осуществляется с автомобилем сопровождения, оборудованным проблесковым маячком оранжевого и желтого цветов. При необходимости такие транспортные средства могут сопровождаться патрульным автомобилем ГАИ МВД России. Выделение автомобиля сопровождения обязательно при перевозках «особо опасных грузов», осуществляемых колонной транспортных средств. Конкретно в каждом случае необходимость выделения и вид сопровождения при перевозке «особо опасных грузов» определяются ГАИ МВД России при согласовании маршрута.18

referat911.ru

Классы грузов и особенности их перевозки

Все грузы делятся на определенные классы. Давайте рассмотрим типы грузов и правила их перевозки.

Опасные грузы, особенности перевозки опасных грузов.

Опасные грузы, является самым известным типом грузов. Опасные грузы, при неправильной перевозке могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде. Перевозками таких грузов занимаются не все водители, так как для транспортировки необходимо получить специальную лицензию.

Перевозка опасных грузов осуществляется на специальном транспорте, подготовленном именно для такого типа груза. Например, перевозка сжиженных газов производится в цистернах-газовозах. Такие цистерны оснащены двойными стенками с заполненным в промежутке трудно горючем материалом и несущей внешней оболочкой. Этиловый спирт перевозят в теплоизолирующих цистернах-спиртовозах. Такие цистерны, также обладают повышенной защитой.

Кроме того, к опасным грузам относятся огнестрельное, газовое, пневматическое оружие, порох, для транспортировки так же требуется специальное разрешение

К классу опасных грузов относятся все взрывоопасные материалы и ядовитые вещества (ртуть, неорганические кислоты и т. д.), сюда же относятся легко воспламенимые вещества (бензин, метанол и т. д.).

Грузовой транспорт перевозящий опасные грузы так же должен соответствовать определенным стандартам, с повышенной пожарной безопасностью (экранированная проводка, теплоизоляция и т. д.).

Цистерны для перевозки опасных грузов производятся из кислотоустойчивой стали, с химическим покрытием снутри.

Опасные грузы разделяются на несколько классов:
  • К первому классу опасных веществ относятся взрывчатые вещества.
  • Ко второму классу опасных веществ относятся сжиженные газы.
  • Легко воспламеняющиеся жидкости относятся к третьему классу опасных грузов.

Полная классификация опасных грузов указана в ГОСТ 19433-88.

Скачать ГОСТ 19433-88 с классами опасных грузов.

Так же к классу опасных грузов относятся радиоактивные, психотропные вещества, рентгеновское оборудование, а так же драгоценные металлы, деньги, ювелирные изделия, данные грузы не взрывоопасны, но относятся к особо ценным.

Любую работу с опасными грузами стоит доверять только квалифицированным специалистам, следует тщательно отбирать водителей для перевозки опасных грузов, спец транспорт и обращать особое внимание на рекомендации и стаж.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы, особенности перевозки данного класса грузов.

К крупногабаритным и тяжеловесным относятся грузы дающую большую нагрузку на ость транспортного средства. Все норма перевозки указаны в «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом», утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации. Данные нормы делят крупногабаритные и тяжеловесные грузы на несколько подгрупп.

К группе крупногабаритных грузов относятся: загородные дома, оборудование для нефтедобычи и его переработке, производственные станки и т. д. При выборе транспорта для крупногабаритных перевозок следует принять во внимание вес и размер груза. Допустим, нам нужно перевезти конструкции использующиеся в строительстве, для транспортировки нам потребуется арендовать грузовик-панелевоз. Для транспортировки грузов имеющих большую высоту используются низкорамные платформы с открытым верхом. При перевозке сверхтяжелых грузов используются тентованные платформы в составе автопоездов.

При перевозке негабаритного груза, обязательным требованием является наличие сопровождения. Так же в сопровождении необходимо для автопоездов длинной более 30 метров.

Скоропортящиеся грузы, особенности перевозки скоропортящихся грузов.

Скоропортящиеся грузы не представляют угрозы окружающей среде, однако это не значит что они не требуют особого внимания при перевозке. К скоропортящимся грузам относятся растения, и некоторые продукты питания. При перевозке скоропортящихся продуктов требуется соблюдать ряд правил, это особые температурные условия хранения груза при перевозке, упаковка, метод транспортировки и сроки доставки. Температурный режим для перевозки скоропортящихся продуктов так же определяется по ГОСТ-у, либо по информации предоставляемой самим производителем.

Перевозку скоропортящихся продуктов осуществляется при строго определенной температуре, для этого используются рефрижераторы. Рефрижераторы — транспортное средство оснащенное холодильной установкой, именно в ней происходит поддержание необходимой температуры при доставке скоропортящихся продуктов. Так же для более дальних поставок используются рефроконтейнеры, отличающиеся от рефрижераторов лишь термоизоляционным корпусом.

Перевозку цветов осуществляют в изотермических фургонах. Конструкция изотермического фургона позволяет сохранять оптимальный микроклимат благодаря герметизации и теплоизоляции.

Живые грузы, особенности перевозки данного класса грузов.

Не редки случаи, когда транспортная компания перевозит живой груз, будь то перевозка живой рыбы, птицы, или домашнего скота. Для перевозки домашнего скота используются специально оборудованные автомобили. К специальному оборудованию можно отнести: кормушки и поилки для животных, клетки или специальные полеты и подстилки.

Транспорт для перевозки животных должен иметь специальную конструкцию, допустим для крупно рогатого скота кузов должен быть исполнен в виде загона, а для перевозки лабораторных мышей используются сухие и теплые контейнеры.

На этом статью о «Классах грузов и особенностях их перевозки» заканчиваем. Оставайтесь с нами. Онлайн журнал «Диспетчер грузоперевозок«

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dispetcher-gruzoperevozok.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *