Расчет себестоимости перевозки грузов автомобильным транспортом
Грузоперевозки должны приносить прибыль предприятию, которое осуществляет этот вид деятельности. Поэтому одна из задач — провести правильный подсчет себестоимости перевозок грузов автомобильным транспортом.
Что такое себестоимость?
Это показатель, который позволяет оценить затраты на производство услуги, в этом случае — по транспортировке груза. Себестоимость автомобильных перевозок бывает:
- общей, когда подсчитываются и суммируются все транспортные издержки на перевозку;
- однойили десяти единиц транспортной продукции (за единицу здесь принимают тонно-километр).
Структура себестоимости
Себестоимость перевозок на автомобильном транспорте состоит из разных компонентов. Сюда включают такие затраты:
- заработная плата экипажа — водителей и экспедиторов, при этом учитывают страховые и другие начисления;
- автомобильное топливо;
- эксплуатационные материалы;
- ремонт, замена запчастей;
- амортизация;
- накладные расходы — административно-хозяйственные, общепарковые;
- реклама;
- страхование.
В структуре себестоимости присутствует еще один пункт — это непредвиденные расходы, которые всегда приводят к удорожанию тонно-километра. Так, показатель иногда привязывают ко времени, потраченному на доставку груза. Как правило, перевозчик оговаривает минимальный срок, в который может быть осуществлена транспортировка. Удорожание может составить до 20%, если маршрут пролегает через мегаполисы, где существуют ограничения на движения грузовиков. Стоимость возрастает, если заказчику нужна срочная доставка. Увеличение расходов связано, в частности, с тем, что подбор транспорта осуществляется индивидуально.
Произвести довольно точный подсчет можно с помощью специального приложения Калькулятор. Программа рассчитывает себестоимость 1 км пробега, а также помогает уточнить окупаемость транспорта. Полученное значение умножают на 20–60%, и получают тариф. Особенно полезной эта программка будет новичкам, которые только начинают деятельность в области грузовых перевозок.
Как снизить себестоимость услуги?
Снижение себестоимости грузовых автомобильных перевозок дает преимущество перед конкурентами и позволяет повысить прибыльность предприятия. Автотранспортные компании знают, как оптимизировать расходы и тем самым сократить прямые и косвенные затраты. Вот лишь немногие решения, которые помогают достичь лучшего результата:
- найти заправки с наименьшей стоимостью топлива,оптового поставщика, предлагающего самую низкую цену без ущерба качеству;
- нормировать время рейса — это позволит сократить размер суточных выплат экипажу грузового состава;
- выбрать маршрут, на котором не придется платить дорожный сбор;
- улучшить использование основных фондов;
- изменить районы перевозок;
- проводить конкурсы по закупке запасных частей, что позволяет выбрать поставщика с наименьшей ценой продукции и наивысшим качеством;
- совершенствовать управление транспортом;
- сократить административно-хозяйственную часть расходов;
- использовать новые технологии, вместо ручного труда использовать механизмы — например, при погрузочно-разгрузочных работах.
Влияние на стоимость услуги по транспортировке грузов оказывают три показателя — грузоподъемность, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности. Чем они выше, тем ниже себестоимость. Это обусловлено сокращением расходов — переменных, к которым относят затраты на бензин, дизтопливо, смазочные продукты, и постоянных (амортизационные отчисления, общехозяйственные и др.) на единицу измерения. Чем большим будет расстояние, тем большее влияние оказывают эти показатели.
Снизить расходы можно и простыми путями:
- следить за давлением в покрышках и вовремяпереставлять шины;
- регулярнообслуживать автотранспорт;
- ввести материальную ответственность за избыточное расходование топлива;
- исключить утечки горюче-смазочных материалов и др.
Расчет себестоимости автомобильных перевозок сложен только на первых порах. Опытные компании быстро проводят такие подсчеты, учитывая все возможные дополнительные затраты и довольно точно сразу могут сообщить заказчику, сколько будет стоить услуга, и в каких пределах возможно удорожание.
svezem.ru
Расчет тарифов на автомобильные перевозки грузов
Оформление договора, заявки на перевозку груза
Гражданский Кодекс Республики Беларусь в соответствии со статьёй 738 устанавливает, что перевозка пассажиров, грузов и багажа производится по договору перевозки, который является единственным правовым основанием выполнения перевозки. При этом договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, то есть заключаться в форме смешанного договора.
В соответствии с договором перевозки автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу. Грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку грузов установленную плату, если иное не предусмотрено договором.
При необходимости выполнения систематических перевозок может заключаться долгосрочный договор об организации автомобильных перевозок. В соответствии с этим договором автомобильный перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузов в обусловленном объёме.
Договор транспортной экспедиции предполагает оказание дополнительных услуг, связанных с перемещением грузов. В соответствии с этим договором экспедитор обязуется за вознаграждение и за счёт другой стороны (грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перегрузкой грузов. К таким услугам могут относиться: оформление документов для экспорта-импорта, проверка количества и состояния, погрузка, выгрузка и так далее. В договоре необходимо четко указывать предмет договора, то есть действия сторон , характер перевозок, услуг, объём и номенклатуру перевозимых грузов, количество транспортных средств и так далее. Обязанности сторон должны выполняться в соответствии с условиями договора, положениями законодательства и иными правовыми актами. При наличии договора об организации автомобильных перевозок заказчик не позднее 48 часов до начала перевозки представляет перевозчику заявку на автомобильную перевозку грузов.
В заявке на перевозку грузов необходимо указать место погрузки (страна, город, адрес), контактное лицо, время, место разгрузки, характеристику груза, включающую наименование груза,
количество мест, вес груза и объём, упаковку грузов, дополнительные требования к организации перевозки, например, соблюдение температурного режима.
Все принятые заявки должны быть зарегистрированы в Книге регистрации заявок на автомобильную перевозку грузов. Допускается ведение такой книги с помощью технических средств. Срок выполнения
заявки на автомобильную перевозку грузов может быть установлен по согласованию сторон. Для расчёта заказчиков и автотранспортного предприятия, также для учёта автотранспортной работы, для списания и оприходования материальных средств составляется товарно-транспортная накладная, в которой указывается вид, характеристика груза, реквизиты отправителя, получателя, перевозчика, пункты отправления, назначения и так далее. В случае необходимости к товарно-транспортной накладной прикладывается отгрузочная спецификация, которая составляется в произвольной форме заказчика. При выпуске автомобиля на линию водителю выдаётся путевой лист, который по окончании перевозки возвращается на автотранспортное предприятие.
studfiles.net
3.8 Расчет грузоперевозок и потребного количества автомобилей
На основании карты комплексной механизации и годового объема механизированных работ производится расчет грузоперевозок и потребного количества автомобилей.
Расчет годового объема перевозок. Сюда следует включить перевозки автомобилями семенного материала, удобрений, зерна, силосной массы, кормов, картофеля, сена, соломы и т. п. Перевозку грузов на тракторах в этот объем не следует включать, так как они учтены при построении графика машиноиспользования. Расчет годового объема грузоперевозок автомобилями производится по прилагаемой форме (таблице 3.2).
Таблица 3.2 – Расчет объема грузоперевозок
Грузоперевозки, маршрут | Площадь, га | Урожайность, норма высева, внесения удобрений, ц/га | Общее количество груза подлежащего перевозки, т | Среднее расстояние перевозки, км | Календарные сроки | Количество рабочих дней, Др | Объем работы, т.км | |
Общий, Q | Ежедневный, Q | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Таблица 3.3 – Расчет потребности в автомобилях
Грузоперевозки | Марка автомобиля | Продолжительность рабочего дня | Грузоподъемность автомобиля, т | Коэффициент использования грузоподъемности | Коэффициент использования пробега | Время погрузки, ч | Время выгрузки, ч | Дневная производительность автомобиля | Потребное количество автомобилей | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Данные для расчета количества автомобилей (марка, расстояние перевозок, продолжительность рабочего дня, время погрузки и выгрузки и т. п.) принимаются студентом самостоятельно, исходя из конкретных условий хозяйства и по нормативам, справочной литературе (приложение 6-9).
Дневная производительность автомобиля определяется по формуле
, т/день, (9)
где q – номинальная грузоподъемность автомобиля, т; γ – коэффициент использования грузоподъемности; β – коэффициент использования пробега; Vt – среднетехническая скорость автомобиля, км/ч; Т – продолжительность рабочего дня, ч; l-расстояние перевозки, км; tпр – время погрузки-разгрузки, ч.
Потребное количество автомобилей при осуществлении перевозок, непосредственно не связанных с обслуживанием полевых с.-х. машин, определяется выражением
, штук, (10)
где Qдн – масса перевозимых грузов, т/день (грузооборот, т.км).
При обслуживании безбункерных или бункерных комбайнов при загрузке транспортных средств на ходу количество транспортных средств можно определить по выражению
, штук, (11)
где nк – количество обслуживаемых комбайнов в группе шт.; – время оборота транспортных средств, ч;Wк – производительность комбайна, т/ч
, ч, (12)
где tп – время погрузки, ч; tр – время разгрузки, ч.
Производительность комбайна определяется выражением:
, т/ч, (13)
где Вр – ширина захвата жатки, м; Vр – скорость движения комбайна, км/ч; U – урожайность т/га; τ – коэффициент использования времени смены.
Количество автомобилей при обслуживании безбункерных комбайнов или бункерных комбайнов при погрузке на ходу можно определить по выражению
+l, штук, (14)
где tц – продолжительность цикла комбайна, ч.
Продолжительность цикла для бункерного комбайна при разгрузке на ходу
, ч, (15)
где Vб – емкость бункера комбайна, м3; γ0 – объемная масса зерна, т/м3.
Для безбункерных комбайнов
, ч (16)
На основании полученных расчетов строится график потребности в автомобилях. График представляет собой ряд прямоугольников, ширина которых выражает календарные сроки перевозки, а высота – потребное количество автомобилей для данного груза.
При совпадении сроков отдельные прямоугольники накладываются один на другой, и таким образом производится графическое суммирование.
В заключении следует сделать анализ и дать предложения по улучшению использования автомобилей.
studfiles.net
3 Расчет тарифов на автомобильные перевозки грузов
Оформление договора, заявки на перевозку груза
Гражданский Кодекс Республики Беларусь в соответствии со статьёй 738 устанавливает, что перевозка пассажиров, грузов и багажа производится по договору перевозки, который является единственным правовым основанием выполнения перевозки. При этом договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, то есть заключаться в форме смешанного договора.
В соответствии с договором перевозки автомобильный перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или уполномоченному на получение груза лицу. Грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку грузов установленную плату, если иное не предусмотрено договором.
При необходимости выполнения систематических перевозок может заключаться долгосрочный договор об организации автомобильных перевозок. В соответствии с этим договором автомобильный перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять к перевозке грузов в обусловленном объёме.
Договор транспортной экспедиции предполагает оказание дополнительных услуг, связанных с перемещением грузов. В соответствии с этим договором экспедитор обязуется за вознаграждение и за счёт другой стороны (грузоотправителя, грузополучателя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перегрузкой грузов. К таким услугам могут относиться: оформление документов для экспорта-импорта, проверка количества и состояния, погрузка, выгрузка и так далее.
В договоре необходимо четко указывать предмет договора, то есть действия сторон , характер перевозок, услуг, объём и номенклатуру перевозимых грузов, количество транспортных средств и так далее. Обязанности сторон должны выполняться в соответствии с условиями договора, положениями законодательства и иными правовыми актами. При наличии договора об организации автомобильных перевозок заказчик не позднее 48 часов до начала перевозки представляет перевозчику заявку на автомобильную перевозку грузов. В заявке на перевозку грузов необходимо указать место погрузки (страна, город, адрес), контактное лицо, время, место разгрузки, характеристику груза, включающую наименование груза, количество мест, вес груза и объём, упаковку грузов, дополнительные требования к организации перевозки, например, соблюдение температурного режима.
Все принятые заявки должны быть зарегистрированы в Книге регистрации заявок на автомобильную перевозку грузов. Допускается ведение такой книги с помощью технических средств. Срок выполнения
заявки на автомобильную перевозку грузов может быть установлен по согласованию сторон. Для расчёта заказчиков и автотранспортного предприятия, также для учёта автотранспортной работы, для списания и оприходования материальных средств составляется товарно-транспортная накладная, в которой указывается вид, характеристика груза, реквизиты отправителя, получателя, перевозчика, пункты отправления, назначения и так далее. В случае необходимости к товарно-транспортной накладной прикладывается отгрузочная спецификация, которая составляется в произвольной форме заказчика. При выпуске автомобиля на линию водителю выдаётся путевой лист, который по окончании перевозки возвращается на автотранспортное предприятие.
studfiles.net