Грузовиков Mercedes-Benz с короткими капотами (Kurzhauber)
Общество курносых
Владимир Чехута, Юрий Петров
Фото Mercedes-Benz, Terberg, НАМИ и Александра Новикова
5 марта 1959 года в Штутгарте состоялась официальная премьера знаменитых грузовиков Mercedes-Benz с короткими капотами. Так 60 лет назад началась история глобального успеха курносого семейства грузовиков, прозванных немцами «короткокапотниками» (Kurzhauber).
Коммерческие автомобили штутгартской марки первоначально были представлены среднетоннажными модификациями L 322 и L 327 и представителем тяжёлого класса L 337. Прошло 10 лет с момента выпуска, когда на машину обратили внимание и в СССР: 50 лет назад случайный интерес одного из чиновников повелевал взять несколько экземпляров этой серии для исследований.
На пороге новой эры
Описывая то историческое время (конец 1950-х – начало 1960-х), надо отметить, что Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), только складывалось, а самыми заметными деятелями на политическом небосклоне Европы были Конрад Аденауэр, Шарль де Голль и главный коммунист СССР – Никита Сергеевич Хрущев. К началу 1960-х годов экономика большинства государств Западной Европы уже ликвидировала тяжёлые последствия второй Мировой войны, и многие страны начали путь к процветанию. Послевоенный раздел Европы на Западную и Восточную части привел к созданию двух военно-политических и экономических блоков, в которых доминировали американцы и русские: Варшавский договор стал ответом на альянс НАТО, а СЭВ выступил противовесом ЕЭС.
Касаемо грузовых автомобилей того периода, европейские автопроизводители только находились на пороге современной эры быстро меняющегося автомобильного мира. Радикальные перемены в европейской автомобильной промышленности начались в конце 1950-х.
60 лет назад состав типичного магистрального автопоезда полной массой 32 т с габаритной высотой 3,6 м состоял из грузового автомобиля-тягача и прицепа. Машины оснащались в основном 200-сильными двигателями, выдававшими крутящий момент порядка 700 Н·м. Среднестатистический расход дизельного топлива для такого типа транспортного средства достигал приблизительно 50 л на 100 км пути.
Чтобы работать водителем тяжёлого грузовика в тот период нужно было обладать мускулами, грацией атлета. Эргономика рабочего места шофёра была, мягко скажем, спартанского типа, а труд избавлял от пивных животов. Но был оглушающий рёв мотора, завывания коробки передач, постоянные физические упражнения с труднопроходимыми механическими коробками передач, наслаждение от «кондиционера» в виде открытого бокового окна, нездоровое питание бутербродами или едой, сваренной в кустиках, а также полусидящий отдых в тесной кабине с комарами или некрепкий сон на твёрдой плацкартной полке. Такая работа доставляла водителям массу неприятных впечатлений, но всё это относили к издержкам профессии.
Радикал у власти
Капотные грузовики были популярны у автоперевозчиков, но критики считали их чересчур длинными и слишком тяжёлыми. К снобам можно отнести и тогдашнего министра транспорта ФРГ Ганса-Кристофа Зеебома (Hans-Christoph Seebohm), который в середине 1950-х годов возжаждал перемен. Его стараниями в 1956 году появилось важное уточнение в германском законе о дорожном движении, которое надолго стало правилом.
С 1 января 1958 года правила предписывали резкие ограничения для многотонных транспортных средств. Так, максимально допустимая длина сцепки грузовика с прицепом была уменьшена с 20 до 14 м, в то время как длина автопоезда с полуприцепом не могла превышать 13 м. Разрешённая полная масса грузовика с прицепом была сокращена с 40 до 24 т, с пропорциональным уменьшением допустимых нагрузок на ось, а использование 3-осных прицепов было вообще запрещено. После этого начались ожесточённые протесты немецких автопроизводителей и транспортных компаний.
В ходе многочисленных дискуссий министра Зеебома награждали самыми некрасивыми эпитетами, и самым приличным словом из этого списка было – радикал. Одиозная реформа была смягчена в 1960-м году, но именно тогда производителям коммерческих автомобилей стало ясно, что перспектив у классических капотных грузовиков почти не осталось.
В тот период Mercedes-Benz, как и другие автопроизводители, выпускал классические капотные грузовые автомобили. Под действием меняющихся обстоятельств в конце 1950-х руководство корпорации Daimler-Benz AG взяло курс на создание совершенно нового поколения короткокапотных машин. Получался этакий промежуточный вариант между классическим капотником и перспективным бескапотником. Двигатель располагался частично внутри кабины, что позволяло оптимизировать всю компоновку. Дизайн автомобиля с укороченным капотом закруглённой формы получился довольно эффектным и запоминающимся и при этом конструкция всего транспортного средства становилась более маневренной по сравнению с ранними моделями капотных грузовиков.
Это можно было увидеть на сравнительном примере. Так курносый Mercedes-Benz L 328, представленный в 1961 году (с 1963 года после изменения обозначений переименован в Mercedes-Benz L 911), имел радиус поворота на 1,2 м меньше, чем сопоставимый с ним по грузоподъёмности капотный Mercedes-Benz L 312.
Курносый аллигатор
Капот новых грузовиков теперь открывался от бампера, как пасть у крокодила, и за эту оригинальность водители с подачи специализированных СМИ нарекли необычные короткокапотники «аллигаторами». Автомобили комплектовали 6-цилиндровыми 10,81-литровыми дизелями OM 346 в диапазоне мощностей от 192 до 218 л.с., позднее для тяжёлой гаммы были созданы более мощные 6-цилиндровые 11,58-литровые агрегаты OM 355 с мощностью от 210 до 240 сил. Присутствовали и лёгкие (8720 cм3) рядные двигатели OM 360 мощностью 192 л.с.
Конструкция курносых грузовиков давала улучшенную обзорность и управляемость при сохранении аналогичной с «классиками» грузоподъёмностью и объёмом полезного пространства. Тем не менее, шум и тепловые потоки от двигателя по-прежнему не доставляли удовольствия водителям.
Новая серия была освоена в течение трёх лет в нескольких вариантах: бортовые грузовики, самосвалы и седельные тягачи с двумя или тремя осями. Позже добавились шасси с полным приводом. Специальные версии шасси были созданы под монтаж пожарных и коммунальных надстроек. Курносые Mercedes-Benz быстро завоевали успех на экспортных рынках. Эта серия грузовиков стала важной опорой Daimler AG по всему миру. В период между 1964 и 1979 годом был выполнен самый крупный заказ на изготовление 226 930 машинокомплектов Mercedes-Benz L 1210, которые затем поставлялись в Индию.
Почти миллион!
Наиболее успешным полукапотным автомобилем стала модель 322, которая после корпоративной реорганизации в 1963 году поменяла индекс на 1113. Числовая последовательность двух первых чисел – 11 означает 11 т допустимой полной массы транспортного средства. Вторые две цифры «13» обозначают мощность двигателя. В данном случае это мотор мощностью 130 л.с. (96 кВт ).
Среднетоннажные грузовики короткокапотной компоновки строились на заводе Daimler-Benz в Мангейме. Тяжеловозы этой серии собирали на предприятии в Гаггенау. Позже была проведена реорганизация производства коммерческих автомобилей Mercedes-Benz. Вследствие её с 1965 года производство курносых грузовиков сосредоточилось на заводе в Вёрте. Там эти модели сходили с конвейеров вплоть до начала 1990-х годов. В общей сложности было выпущено около миллиона короткокапотных автомобилей – это были либо готовые грузовики, либо шасси под монтаж надстройки, либо машинокомплекты для последующей сборки зарубежных предприятиях.
Волшебная сила искусства
Самым неожиданным виражом в истории курносых «мерсов» стал их вклад… в разработку КАМАЗов и в отечественное кино.
Многие помнят фильм «Мировой парень» в заглавной роли с Николаем Олялиным. Он снят в 1970 году, а вышел в 1971-м. По сюжету на испытаниях разномастных грузовиков на Ближнем Востоке «буржуинам» противостоит советский МАЗ-516. Курносый Mercedes-Benz LS 322 стал единственным (SIC!) седельным тягачом в фильме, и логика подкованному шофёру подсказывает, что тут в фабуле он явно лишний! Седельный тягач «мерс» явно не годился для соревнований с обычными грузовиками, которые идут без сцепок.
За кадром свежей киноленты оставались более новые грузовики Mercedes-Benz, которые поступили на испытания в НАМИ, но было бы странно их рекламировать.
Иностранные грузовики попадали на автозаводы тремя путями. Торгпредства, корпус дипломатического обслуживания и авиакомпании часто избавлялись от 5–7-летних машин прямо на месте. Но это были уже потрёпанные экземпляры.
После выставок иностранные производители нередко оставляли в дар некоторые экспонаты, чтобы не везти их домой с ворохом бумаг и деклараций через таможни, границы, стоянки, гостиницы, пикеты ГАИ.
У подобного разбазаривания капиталистического имущества была и прагматическая сторона, которая иногда заканчивалась хорошим контрактом. Например, события, показанные в мелодраме «Отпуск за свой счёт» (ВНР–СССР, 1982 г.), имели несколько реальных прототипов в 1960–1970-х. В фабуле кинокартины представитель французской фирмы дарит на выставке в Будапеште дорогой опытный экспонат (некий «Питон») воспитательнице Кате Котовой из Верхнеярска. Ранее увидев её в кабинете замминистра он решил, что она его родственница, смаху дарит ей сумку с экспонатом, и киносюжет раскручивается в новую фазу.
Дела с машинами, стоящими немалых денег, обстояли ещё проще. Их покупали! На протяжении 1960–1980-х отраслевые институты широко финансировались на предмет изучения передовых конструкций иностранного производства и не испытывали затруднений. Именно так осенью 1970 года в руки специалистов НАМИ попали сразу три курносых «мерса»: полноприводный карьерный самосвал Mercedes-Benz LAK 2624 6х6 (typ 343) с кузовом Meiller-Kipper, бортовой Mercedes-Benz L 1817 6х4 (typ 360) и трёхосный Mercedes-Benz LP 1113 (typ 358) с 3-сторонней разгрузкой.
Я его слепила из того, что было
На этом история курносых «мерсов» в СССР делает крутой кульбит, в котором нашлось место почти анекдотической истории.
Обычно после ряда испытаний машины в НАМИ не списывали, а отправляли на крупноузловую разборку. Мосты, рама, двигатель, кабина, капот распределяют по отделам для детального изучения. А затем, если не улетучивается энтузиазм, инженеры проводили обратную сборку, достойную пера Жванецкого.
Так в сентябре 1970-го собрали химеру с кабиной от ранее разобранного до винтика тягача Mack R 410S, бескапотного Mercedes-Benz LP 1620 (Typ 335) и набором оригинальных деталей. На капоте Mack буквы остроумно поменяли местами и получился акроним КАМС (вроде как – камский среднетоннажный). Машина послужила в качестве одного из ходовых прообразов будущего КамАЗ-5320, где обкатывался ряд инженерных решений. При этом работы над новым семейством уже активно вели ЗИЛ, ЯМЗ и БелАЗ.
В пандан к этой химере модели 5320 в октябре 1970 года НАМИ и получил три новёхоньких курносых «мерса» сходного тоннажа. Их поочерёдно и начали испытывать в октябре–декабре. В этот момент проект с коротконосыми «мерсами» начал угасать. В СССР уже был готов двигатель ЯМЗ-740, в мире ширилась тенденция к использованию бескапотной компоновки и отделу испытаний было не очень интересно сравнивать чужих «немцев» со своей новой конструкцией. Параллельно концерн MAN уже вёл бурную деятельность по локализации своих новейших бескапотных грузовиков в Румынии и Венгрии (Roman, Raba).
А спустя 10 лет седельные тягачи Mercedes-Benz 2232 S достойно возглавят автопарк «Совтрансавто».
Конец курносых
К марту 1971 года Mercedes-Benz L 1817 и LAK 2624 разобрали. Научная работа – самый лучший способ безнаказанно удовлетворить своё любопытство за счёт государства!
На этом официальная часть истории курносых «мерсов» в СССР заканчивается. Пара фургонов и грузовиков с обслуживания дипломатического корпуса и торгпредств были переведены в автобазы, несколько экземпляров были замечены на стройках перед Олимпиадой-80.
В начале 1990-х сохранившиеся экземпляры короткокапотных из Скандинавии, Австрии, Германии и запасов бундесвера ввозились в Прибалтику, Молдавию, Россию, Белоруссию, Украину и Казахстан частными лицами и даже успели поступить на службу в пожарные части. Так мы приучались удовлетворять любопытство уже за свой счёт.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
Грузовик Мерседес Унимог — 78 фото
1
Mercedes Unimog Denmark
2
Мерседес-Бенц Унимог Unimog
3
MB Unimog
4
Mercedes-Benz Unimog u500
5
Mercedes-Benz Unimog 435
6
Mercedes-Benz Unimog u 4000
7
Мерседес Унимог
8
Унимог 2020
9
Мерседес Унимог u 5023
10
Мерседес Бенц Унимог
11
Мерседес Unimog u500
12
Грузовик Мерседес Unimog
13
Unimog u218 Mercedes-Benz
14
Мерседес Унимог трактор
15
Унимог грузовик армейский 406
16
Мерседес Бенц Унимог
17
Mercedes-Benz Unimog u400
18
Грузовик Unimog u5000
19
Unimog 1948
20
Mercedes-Benz Unimog u400
21
Мерседес унимог2020 авдадом
22
Мерседес Унимог u4000
23
Мерседес Унимог u300
24
Mercedes Унимог
25
Даймлер Бенц Унимог
26
Мерседес Бенц Унимог 2020
27
Unimog u600
28
Mercedes Unimog u5000
29
Мерседес Унимог 2021
30
2014 Mercedes-Benz Unimog u5023
31
Mercedes-Benz Unimog u500na
32
Грузовой Мерседес Unimog
33
Mercedes-Benz Unimog u4023
34
Мерседес Унимог 2020
35
Mercedes Unimog 2019
36
Mercedes-Benz Unimog u430
37
Мерседес Unimog u 5000
38
Mercedes-Benz Unimog u4023
39
Мерседес Бенц Унимог u5000
40
Мерседес Унимог 1960
41
Вездеход Мерседес Унимог
42
Mercedes Benz Unimog 2020
43
Мерседес Унимог трактор
44
Мини грузовик 4х4 мерс-Бенс
45
Грузовик Мерседес Унимог
46
Мерседес Унимог 2020
47
Unimog u5023
48
Mercedes Unimog 2016
49
Мерседес Unimog u500
50
Деревенские мини Грузовики Мерседес
51
Unimog 1948
52
53
Mercedes Unimog (4×4).
54
Мерседес Унимог u300
55
Мерседес грузовик 4х4 Унимог
Унимог 2016
57
Mercedes Unimog 2019
58
Unimog 1986
59
Вездеход Мерседес Унимог
60
Mercedes Unimog New
61
Mercedes Unimog u5000
62
2014 Mercedes-Benz Unimog u5023
63
Unimog Шварценеггера
64
Мерседес Унимог off Road зеленый
65
Unimog Mercedes-Benz
66
Mercedes-Benz Unimog u 530
67
Грузовик Мерседес Унимог
68
Мерседес Унимог экспедиционный
69
Mercedes Benz Unimog u650
70
Mercedes Benz Unimog Camper
71
Грузовик Мерседес Унимог
72
Шасси Mercedes-Benz Unimog 2020
73
Мерседес Unimog u 5000
74
Unimog Mercedes-Benz
75
Mercedes Unimog 1945
76
Грузовик Мерседес Унимог
77
Мерседес Унимог
Mercedes Electric Truck: ФОТО
Рынки США Загрузка. .. ЧАС М С В новостях
Значок шеврона указывает на расширяемый раздел или меню, а иногда и на предыдущие/следующие варианты навигации. ДОМАШНЯЯ СТРАНИЦАMercedes-Benz официально выходит на рынок грузоперевозок.
Дочерняя компания Daimler представила свой полностью электрический грузовик на международном автосалоне IAA в Ганновере, Германия, который продлится до 29 сентября.
Знакомьтесь, это Urban eTruck: полностью электрический грузовик, разработанный специально для езды по городу и способный проехать 124 мили.
ДаймлерMercedes решил заменить боковые зеркала камерами.
ДаймлерИ эти камеры снимают внешний мир и отображают его на экране прямо над левой стороной руля.
ДаймлерУ грузовика есть три режима вождения: автоматический, экономичный и динамичный. Авто лучше всего подходит для стандартного путешествия, но переключение в экономичный режим гарантирует, что водитель останется в пределах своего целевого диапазона. Agile функционирует как режим мощности.
ДаймлерВозможно, самая крутая особенность грузовика — его виртуальная система мониторинга, которая гарантирует, что грузовик сможет пройти свой маршрут без разряда аккумулятора.
Система следит за местами для поддонов в грузовике, весом и ожидаемым временем в пути, чтобы убедиться, что водитель не сбивается с пути. Мерседес БенцЕсли служба виртуального мониторинга увидит, что грузовик выталкивается за пределы своего диапазона, она изменит режим движения грузовика, чтобы помочь приспособиться.
ДаймлерГрузовик также поставляется с отдельным планшетом, который отслеживает срок службы батареи грузовика и количество миль, которые он может проехать, прежде чем потребуется подзарядка.
ДаймлерГрузовик может перевозить колоссальные 57 320 фунтов груза. В Mercedes заявили, что в ближайшие 10 лет их грузовики смогут использовать эту технологию.
ДаймлерСпасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Функции Мерседес Бенц ДаймлерПодробнее…
грузовиков Mercedes-Benz демонстрируют eActros на выставке IAA
Чувство традиции вернулось в Ганновер, Германия, сегодня утром, когда крупнейшая в мире выставка грузовиков — IAA Transportation — открылась после перерыва из-за пандемии Covid-19.
Карин Радстром, генеральный директор Mercedes-Benz Trucks, с самого начала заявила, что безопасность, эффективность и комфорт являются тремя краеугольными камнями конструкции грузовиков Daimler, подчеркнув, что приоритет мирового производителя заключается в том, чтобы прислушиваться к отзывам клиентов при разработке своей продукции, «независимо от того, Какая страна».
Стина Фагерман, руководитель отдела маркетинга, продаж и обслуживания Mercedes-Benz Trucks, и Карин Родстрем, генеральный директор Mercedes-Benz Trucks. (Фото: прилагается)Daimler демонстрирует здесь свою линейку полностью электрических автомобилей, в том числе сверхмощный электрический грузовик Mercedes-Benz eActros для дальних перевозок, впервые представленный публике. Три аккумуляторных блока обеспечивают установленную общую мощность более 600 кВтч, а два электродвигателя — часть новой электрической оси — генерируют постоянную мощность 400 кВт и пиковую мощность более 600 кВт.
Он также получил награду IAA за инновации в области грузовиков.
По словам Daimler, eActros LongHaul соответствует тем же требованиям к долговечности, что и сопоставимый обычный Mercedes-Benz Actros. Это 1,2 миллиона километров пути за 10 лет. Серийное производство запланировано на 2024 год.
Актрос. (Фото: Стив Бушар)Расширение портфолио
«Мы постоянно расширяем наш портфель аккумуляторных электрических грузовиков. Мы сосредоточены на предоставлении явных преимуществ нашим клиентам. Поэтому наши электрические грузовики специально разработаны для электромобилей, что обеспечивает им лучшую управляемость, энергоэффективность и долговечность», — сказал Радстром. И работа заключалась не только в электрификации дизельных грузовиков. «Нам нужно было сделать грузовик, который с самого начала был спроектирован как электрический».
Daimler использует литий-железо-фосфатные батареи (LFP), которые обещают большую дальность действия, более длительный срок службы и большую надежность. Они также поддерживают мегаваттную зарядку, что означает, что батареи могут заряжаться с 20% до 80% менее чем за 30 минут.
«Мы знаем, что около 60% дальнемагистральных поездок в Европе короче 500 км, поэтому многие клиенты могут выполнять свою работу без какой-либо общественной зарядки», — сказал Радстром. Это означает, что они могут перезарядить грузовик, когда он вернется на базу. Но для тех, кому нужна зарядка в дороге, Daimler, Volvo и Traton объединились в совместное предприятие для развития общественной зарядной инфраструктуры.
Но, несмотря на то, что на пресс-конференции Daimler были отмечены предложения с аккумуляторными батареями, OEM-производитель не стал сбрасывать со счетов электрические грузовики на топливных элементах.
«Мы по-прежнему убеждены, что нам нужны как электрические грузовики, так и грузовики на топливных элементах для будущего с нулевым уровнем выбросов — чтобы иметь достаточно зеленой энергии, а также потому, что топливные элементы будут лучше для более длинных и сложных маршрутов», — сказал Радстром.
К 2039 году компания Daimler Truck хочет, чтобы все ее новые автомобили в Европе, Японии и Северной Америке были нейтральными по выбросам CO2 при измерении «от бака до колеса».
Зеркальная камера
Одна из наиболее совершенных технологий двух представленных грузовиков Mercedes — MirrorCam — еще не легальна в Северной Америке, если только она не совместима с традиционным зеркалом.
«Одним из наиболее заметных улучшений Actros L является камера-зеркало, — говорит Стина Фагерман, руководитель отдела маркетинга, продаж и обслуживания.