Договор перевозки грузов — Utexp
В договоре перевозки грузов принимают участие транспортная организация, осуществляющая перевозку, и грузоотправитель, предоставляющий груз для перевозки и оплачивающий провозную плату — ст.785 ГКРФ. Как правило, грузоотправитель передает груз в транспортную организацию, указывая грузополучателя – участника транспортного процесса, с которым он связан договорным обязательством и которому должен выдать груз в пункте назначения.
Исходя из выше сказанного, договор грузоперевозки можно охарактеризовать как договор, по которому:
— одна сторона, перевозчик обязуется доставить переданный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу – грузополучателю.
— вторая сторона, отправитель груза обязуется произвести оплату за перевозку.
Из данного определения делается вывод, что договор перевозки груза является возмездным и взаимным.
Однако в отдельных случаях договор перевозки груза может стать консенсуальным. Он считается консенсуальным, если перевозчик обязуется предоставить транспортные средства раньше, чем произойдет передача груза. Например, договор перевозки на морском транспорте, именуемый чартером или договором фрахтования, является консенсуальным. Более того, договор перевозки имеет публичный характер. Для признания договора перевозки груза публичным, необходимо согласно ст.789 ГКРФ соблюдение некоторых условий. Например, перевозка грузов транспортом общего пользования. Таковой признается перевозка, которая осуществляется коммерческой организацией, если из выданного этой организации разрешения или лицензии вытекает, что она должна осуществлять перевозки грузов по обращению любого юридического или физического лица.

При публичной форме, коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу в ущерб другому при заключении договора. Цена услуг, работ, при перевозке грузов коммерческой организацией, устанавливается одинаковой для всех грузоотправителей, кроме случаев, когда законом или другим правовым актом допускается предоставление льгот тем или иным категориям потребителей услуги. В таком случае, отказ от заключения договора перевозки груза, согласно ст.426 ГКРФ, не допускается.
• Железнодорожные
• Морские
• Речные
• Воздушные
• автомобильные
Отношения, связанные с перевозкой грузов, регулируются транспортным правом, которое применяется к каждому виду перевозки.

Перевозки различают на осуществляемые в:
• местном
• прямом
• прямом смешанном сообщениях.
Местные перевозки — осуществляются в пределах одной железной дороги, пароходства или в пределах одного транспортного предприятия.
Прямые перевозки, это когда по одному документу в перевозке участвует несколько предприятий, но одного вида транспорта. Например, прямой будет признана перевозка по железной дороге по одной накладной из Иркутска в Москву, так как в перевозке груза принимают участие несколько предприятий железнодорожного транспорта: Иркутской, Свердловской, Московской железных дорог.
Прямой смешанной перевозкой признается перевозка, когда по одному документу груз перевозится разными предприятиями различных видов транспорта. Примером прямой смешанной перевозки может служить перевозка груза из Москвы в Астрахань по железной дороге, а дальше морским транспортом до порта на Каспийском море.
Доставку груза от станции назначения до конечного грузополучателя на автомобильном транспорте не принято брать во внимание при определении типа перевозки.

При перевозке грузов существует два важных понятия: «перевозка грузов» и «транспортировка грузов».
В законодательстве РФ и ряде федеральных законов и постановлений Правительства РФ применяются понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов». Например, в ст.15 ФЗ РФ от 21 июня 1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» говорится о грузах, которые «хранятся и транспортируются», а в законе от 13 декабря 1996г. №150-ФЗ «Об оружии» в ст.1 среди понятий применяются: «перевозка» и «транспортирование» оружия. Статья 25-я этого Закона называется «Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия», то есть законодатель имеет ввиду, что перевозка и транспортирование оружия означают разные формы его перемещения.

Перевозкой считается перемещение грузов, при котором обязательно (согласно главе 40 ГК РФ) заключается договор перевозки груза и соблюдаются все правила, установленные для данного вида транспорта.

Заключение договора перевозки с коммерческим перевозчиком – важный этап. Если вы сомневаетесь в правомочности перевозчика или в легальности текста договора, советуем обратиться к Гражданскому Кодексу, где договор перевозки выделен в отдельную главу. Не забывайте и о том, что материальная ответственность перевозчика так же зависит от договора.
При этом необходимо понимать разницу между договором перевозки груза и договором транспортно-экспедиционного обслуживания, при котором договора перевозки вы доверяете заключать в ваших интересах экспедиционной компании. Часто клиент самостоятельно не может заключить договор перевозки из-за невозможности выполнить его условия. Например, если договор подразумевает наличие счета ТехПД или предоплаченных заявок на месячный грузооборот.
Подробнее о договоре транспортной экспедиции читайте тут.
Четыре отличия договора перевозки от договора оказания услуг
Предметом договора на оказание услуг является услуга, оказываемая исполнителем.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения за установленную плату. То есть, по ГК перевозка может оформлена договором на оказание услуг.
Но по этим двум видам договорам предусмотрены разные правовые последствия.
Например, существенно отличаются сроки предъявления исков:
- если претензии связаны с договоров перевозки, срок исковой давности составляет год по п. 3 ст. 797 ГК;
- для иска за неисполнение обязательств по договору оказания слуг предусмотрен общий срок исковой давности, который установлен п. 1 ст. 196 ГК, и он составляет три года.
Больше нюансов смотрите в курсе «Все про НДС, с нуля до сложных моментов». Получите знания, официальное удостоверение и обратную связь от экспертов.
Оформить курс в рассрочку
Основные параметры договора перевозки сформулированы в статье 785 ГК:
- по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату;
-
заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Таким образом, в договоре перевозки обязательно должны быть указаны обязанность перевозчика доставить и выдать груз уполномоченному лицу в пункте назначения; характеристики груза и маршрут перевозки. Одновременно с договором перевозки должны быть подписаны сопроводительные документы на груз, в частности транспортная накладная.
Именно на эти особенности договора перевозки ориентируются суды. Аналогичные признаки договора перевозки указали судьи в постановлении АС ЗСО от 27.05.2022 № Ф04-2096/2022 по делу № А75-13355/2021, от 24.08.2022 № Ф07-9764/2022 по делу № А56-44362/2021.
Договор перевозки не будет считаться таковым, если в нем:
- не содержится обязательств одной стороны, перевозчика, доставить вверенный второй стороной — отправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю;
- не указаны условия оформления сторонами транспортных накладных, иных сопроводительных документов, подтверждающих принятие груза к перевозке и его сдачу грузополучателю;
- цена по договору, как в договоре оказания услуг, зависит не от доставки-недоставки, а от времени, потраченного на оказание услуги, в частности, зависит от количества машино-часов;
-
в путевых листах и прочей документации, указан не доставляемый груз, а иные товарно-материальные ценности.
Если в договоре нет описания груза — не указаны его характеристики, нет согласован и не приписан маршрут — не указан пункт отправки и пункт назначения, договор не может быть признан договором перевозки.
Договор транспортировки, в котором нет основных, обязательных пунктов, предусмотренных по ГК, считается договором возмездного оказания услуг. К такому договору применяется общий срок исковой давности, который составляет три года.
Перевозка грузов | Определение, характеристики, действия, типы и факты
Юстиниан I
Все СМИ
- Похожие темы:
- коносамент складская расписка опасные грузы перевозчик экспедитор
Просмотреть весь связанный контент →
перевозка грузов , по закону, перевозка грузов по суше, морю или воздуху. Соответствующий закон регулирует права, обязанности, обязательства и иммунитеты перевозчика и лиц, пользующихся услугами перевозчика.
До появления железных дорог самым популярным видом транспорта был водный. Сухопутные перевозки товаров были относительно медленными, дорогостоящими и опасными. По этой причине право, регулирующее морские перевозки грузов, возникло гораздо раньше, чем право, регулирующее внутренние перевозки. Доклассические греческие города-государства имели хорошо развитые законы, касающиеся морских перевозок товаров, а также специализированные коммерческие суды для разрешения споров между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями. Морские законы острова Родос приобрели такую известность, что много веков спустя часть их была перенесена в законодательство Юстиниана.
В римском праве договор перевозки не получил статуса отдельной договорной формы; jurisconsults (юрисконсульты) занимались этим в рамках известных им договорных форм, таких как депозит и наем услуг или товаров. Особое регулирование существовало только в отношении ответственности перевозчика: судовладельцы ( nautae ), наряду с трактирщиками и конюшнями, несли ответственность без вины за уничтожение или повреждение товаров пассажиров. Тем не менее, они могли быть освобождены от ответственности, доказав, что ущерб был вызван непреодолимой силой.
В английском общем праве принципы, применяемые к отношениям между перевозчиком и его клиентами, восходят к временам, когда не существовало ни железных дорог, ни каналов. Под влиянием римского права или совершенно независимо, ранние английские решения возлагали на перевозчиков обязанность не только перевозить товары, но и безопасно перевозить их и доставлять их в хорошем состоянии владельцу или его агенту. Перевозчик всегда несет ответственность за утрату груза, а также ответственность за любое повреждение груза, если только он не может доказать, что утрата или повреждение произошли по исключенной причине. Эта обязанность перевозчика доставить груз в сохранности считалась существующей независимо от обязательств, вытекающих из какого-либо договора между сторонами. Оно было наложено на него по закону, потому что он завладел чужим имуществом. На юридическом языке это означало, что перевозчик считался хранителем, который при определенных обстоятельствах несет ответственность перед поклажедателем, если тот не доставил груз в целости и сохранности. Этот закон о хранении был разработан в Англии задолго до договорного права. На договорный элемент хранения не обращали внимания до 17 века. Сегодня в странах общего права права и обязанности грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков в подавляющем большинстве случаев основаны на договоре перевозки, прямо выраженном или подразумеваемом. Тот факт, что перевозчик в ходе своей обычной деятельности принимает грузы для перевозки и доставки, подразумевает заключение договора перевозки. Право перевозчика требовать фрахт зависит от этого договора, и этот договор также является основанием его обязанности по безопасной доставке груза до места назначения. Но остаются остатки залога в законе о перевозке грузов. Таким образом, собственник груза, хотя и не является стороной договора перевозки между отправителем и перевозчиком, может предъявить иск перевозчику за утрату или повреждение его груза.
В странах гражданского права договор перевозки впервые приобрел отчетливую форму в начале 19 века. Гражданский кодекс Франции 1804 г., следуя романистской традиции, по-прежнему рассматривал договор перевозки как разновидность договора о найме услуг и далее возлагал на перевозчиков те же обязательства, что и на депозитариев; но французский Торговый кодекс 1807 года установил особый правовой режим для профессиональных перевозчиков, сделав договор перевозки отдельной договорной формой. Последующее гражданское и коммерческое законодательство в странах гражданского права выразило ту же идею. Сегодня в гражданско-правовом мире договор перевозки можно рассматривать как вариант договора найма услуг, а именно договор, по которому одна из сторон обязуется сделать что-то для другой стороны за вознаграждение. согласовано между ними. В частности, договор перевозки грузов может быть определен как договор, по которому профессиональный перевозчик обязуется перевозить грузы в соответствии с определенным видом транспорта и в разумные сроки, при том понимании, что перевозка грузов является основной целью контракт.
Во Франции и во многих странах, следующих французской системе, договор перевозки требует наличия трех обязательных элементов: перевозки, контроля операции со стороны перевозчика и профессионального перевозчика. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, договор является договором об аренде услуг, а не специальным договором перевозки. Отнесение договора к договору перевозки влечет за собой существенные правовые последствия. Оправдательные оговорки в договоре перевозки обычно недействительны; получение груза грузополучателем и уплата фрахта без протеста в установленный срок исключают все действия против перевозчика; иски, которые могут быть предъявлены перевозчику, имеют короткий срок исковой давности, т. е. один год; перевозчик имеет привилегию, соответствующую общему праву, в отношении вещей, перевозимых в счет оплаты фрахта; и, наконец, любая из сторон договора перевозки может потребовать, чтобы эксперты определили состояние перевозимых или предназначенных для перевозки вещей.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас
Контракты на морские перевозки и мультимодальные перевозки
Добро пожаловать на Конференцию Организации Объединенных Наций по торговле и развитию
Поиск
- Дом
- Контракты на перевозку грузов морским и мультимодальным транспортом
Ключевые вопросы, возникающие в связи с последствиями пандемии Covid-19
С начала пандемии COVID-19, объявленной ВОЗ 11 марта 2020 г., и в ответ на появление новых вариантов страны ввели, ослаблены и вновь введены различные ограничения в повседневной жизни, в том числе на вход и выход в порты. Это привело к сбоям и задержкам, что имело последствия для выполнения коммерческих контрактов на перевозку грузов.
Этот отчет был подготовлен, чтобы помочь коммерческим сторонам лучше понять соответствующие последствия и рассмотреть возможные подходы к решению некоторых из них. В нем рассматриваются некоторые из ключевых правовых вопросов, возникающих в связи с пандемией, поскольку они затрагивают договоры на морскую перевозку грузов, а также тайм-чартеры и договоры мультимодальных перевозок, которые (могут) предусматривать морскую перевозку. Он также рассматривает некоторые из существующих стандартных форм, которые были разработаны отраслевыми ассоциациями для включения в чартеры, чтобы обеспечить распределение коммерческих рисков между сторонами. Наконец, в отчете представлены некоторые соответствующие рекомендации для коммерческих сторон, а также соответствующие соображения для политиков.
Часть A отчета содержит обзор влияния пандемии на операции по перевозке грузов, а также обзор договоров на морскую перевозку грузов, мультимодальные перевозки и тайм-чартеры; и выделяет вероятные типы возникающих проблем, связанных с пандемией.