Журнал молл – Журнал «МОЛЛ» — журнал №1 о торговой недвижимости и ритейле

Страница не найдена

Страница не найдена

Возможные причины:

  • Неправильно набран адрес в браузерной строке
  • Страница была удалена, перемещена или она временно недоступна
  • Страницы никогда не существовало

Перейти на главную

mall-mag.ru

Страница не найдена

Страница не найдена

Возможные причины:

  • Неправильно набран адрес в браузерной строке
  • Страница была удалена, перемещена или она временно недоступна
  • Страницы никогда не существовало

Перейти на главную

mall-mag.ru

Журнал «Молла Нассреддин» — OurBaku

Журнал «Молла Нассреддин»

Начало прошлого столетия в Азербайджане отмечено не только нефтяным бумом и бурным строительством, расцветом неповторимого зодчества Баку, но и подъемом национального движения, происходившим на фоне революционных событий 1905-1907 годов.

Азербайджанская карикатура возникла не сегодня, она имеет свою историю, и многие связывают историю появления азербайджанской карикатуры с журналом «Молла Насреддин», ставшим причиной зарождения школы карикатуры.

Первый выпуск «Моллы Насреддина» увидел свет 7 апреля 1906 года в Тифлисе (нынешний Тбилиси). До 1918 года журнал выходил в Тифлисе, до 1921 года — в Тебризе, а в 1922-1931 годах — в Баку.

Начав издаваться с 7 апреля 1906-го года на азербайджанском языке, журнал «Молла Насреддин» стал единственным профилирующим сатирическим журналом во всем мусульманском мире и на Ближнем Востоке.

Первое сообщение о «Молла Насреддине» появилось в газете «Возрождение» 19 февраля 1906 года – объявление о готовящемся «кружком мусульманской интеллигенции» издании сатирического журнала.

После 7 апреля 1906 года, когда вышел первый его номер, «Молла Насреддин» стал целой эпохой в истории азербайджанской журналистики, литературы, общественной мысли.

Его автор и редактор — известный азербайджанский писатель Джалил Мамедкулизаде- подчеркивал, что этот сатирический журнал, сыгравший огромную роль в развитии общественного и культурного сознания у народа, создала сама жизнь.

И его создатель Джалил Мамедкулизаде стал отождествляться народом с самим Моллой Насреддином.

Издание «Молла Насреддин»а пробудило различные стороны жизни народа и привело к большому оживлению национальной прессы.

Благодаря влиянию и авторитету журнала, в Азербайджане и других соседних странах стали издаваться многочисленные сатирические журналы, что послужило толчком к развитию сатирического рисунка и карикатуры.

Насколько велико было значение сатирического журнала «Карикатура», издаваемого в 1830-м году во Франции, для европейской культуры, столь важным было значение журнала «Молла Насреддин» для развития сатирической прессы и сатирической графики восточного мира.

Именно в те революционные дни года в Тбилиси вышел в свет журнал «Молла Насреддин». Создатель его, талантливый литератор, блестящий публицист Джалил Мамедкулизаде, оценивая значение этого события, писал, что «Молла Насреддин» «создала сама природа, само время».

Журнал «Молла Насреддин» оказал влияние на формирование и дальнейшее развитие сатирической прессы и сатирической графики народов Кавказа, Средней Азии, Татарстана, Крыма, Поволжья и Ирана, чему свидетельствуют достаточно существенные и значительные мнения, научные произведения европейских ученых и специалистов.

Говоря о карикатурном жанре, имеющем более чем 100-летнюю историю развития и ставшим неотъемлемой частью азербайджанской культуры и изобразительного искусства, в первую очередь следует вспомнить художников, карикатуристов, внесших своей деятельностью достойный вклад в развитие этого жанра.


Творчество О.Шмерлинга и И.Роттера – ведущих художников альманаха «Молла Насреддин», внесшего незаменимый вклад в дело развития искусства азербайджанской карикатуры, расценивается как создание школы, школы «Молла Насреддин»а.

В те годы прослеживаются попытки подражания стилю и технике исполнения, даже подписям этих художников. Подобные обстоятельства являются факторами, свидетельствующими о значении и широте силы влияния школы «Молла Насреддин».

«Молла Насреддин» ставил важнейшие вопросы современности: просвещение, свобода слова, пропаганда дружбы народов, сохранение народных традиций, родного языка и проч.

На его страницах печатались передовые отечественные писатели, которые обличали патриархально-феодальные обычаи и призывали к борьбе за свободу, выступали против империализма и деспотических режимов в странах Востока.

Симпатию читателей вызывал и заглавный персонаж журнала, сторонник правды и справедливости Насреддин, известный персонаж, истории которого полюбились народом еще задолго до появления журнала .

Чтобы довести свои идеи до народа, журнал использовал самые различные литературные жанры — фельетоны, загадки, карикатуры и т.д.

Путь к сознанию простого люда, большую часть которого составляли необразованные, а то и вовсе не знающие грамоты бедняки, облегчали доступный язык и многочисленные иллюстрации, сделанные художниками Роттером и Шмерлингом под руководством самого редактора.

В журнале публикуются и работы замечательного азербайджанского художника, графика Азимзаде Азим Аслан оглы — художник карикатурист. Его острые сатирические рисунки на политические, бытовые и антирелигиозные темы печатались с 1906г. в журналах «Молла Насреддин» и положили начало азербайджанской сатирической графике.

Вскоре ряды «молланасреддиновцев» пополнили видные азербайджанские писатели и публицисты Мирза Алекпер Сабир, Абдуррагим-бек Ахвердиев, Мамед Сеид Ордубади, Ю.В.Чеменземинли, Дж. Джаббарлы, Узеир Гаджибеков, поэты Али Назми, Аликули Гамкусер, Б. Аббасзаде и др. Многие произведения, напечатанные в журнале, вошли в золотой фонд азербайджанской литературы и журналистики, и, как показывает время, все они актуальны и теперь.

Программа журнала, утвержденная цензурой, состояла из отделов:

  • 1. Разговоры;
  • 2. Остроты;
  • 3. Фельетоны;
  • 4. Юмористические стихотворения;
  • 5. Юмористические телеграммы;
  • 6. Сатирические рассказы;
  • 7. Анекдоты;
  • 8. Почтовый ящик;
  • 9. Юмористические объявления;
  • 10. Частные объявления;
  • 11. Карикатуры и иллюстрации

Выхода каждого номера журнала одни ожидали с нетерпеливым волнением, но те, кто становился объектом бичевания в нем, воспринимали журнал с ненавистью и готовностью к крайним мерам. Например, ордубадские религиозные деятели издавали листовки, в которых подвергали анафеме Дж. Мамедкулизаде, требовали его смерти, в Тифлисе в редакции журнала не раз проводили обыски.

Широк был диапазон тем и проблем, поднимаемых журналом и его редактором Дж.Мамедкулизаде. Религиозный фанатизм и невежество, отсталые формы жизни, феодально-патриархальные обычаи и пережитки, ограниченность толстосумов-обывателей, положение женщины, национальная политика царизма и колониальная экспансия европейских держав и многие другие вопросы, имеющие отношение к реакционной политике, экономической отсталости, социальным порокам, получали достойное отражение в критических выступлениях активных сотрудников журнала, в том числе самого Дж. Мамедкулизаде.

«Молла Насреддина» создала сама природа, создало само время,» -подчеркивал его редактор, который видел задачу журнала в том, чтобы нести свет правды и культуры туда, где они нужны были больше всего.

Журнал превратился в своего рода творческую лабораторию, в которой создавался новый стиль азербайджанской прозы и поэзии, доступный широкой публике. Писатели-демократы Дж.Мамедкулизаде и Сабир искали и находили новые формы и средства, в которых делался упор на доступность и выразительность родного языка.

Они обращались к народной лексике и речевым формам, а там, где язык был бессилен что-либо сделать (ведь существовала масса неграмотных), вступала «в разговор» карикатура, которая оказывалась нередко красноречивее многих слов. Так, уже в первом номере была помещена своего рода «программная» для деятельности журнала карикатура: помещение, в нем сладко спят и видят сны добропорядочные мусульмане.
И это происходит во время, когда на дворе уже во всем величии своих культурных и научно-технических достижений обосновался XX век. Умиротворенными и вполне довольными выглядят на рисунке правоверные: мир и покой снизошли на них в сладком сне, из которого их может вывести разве что чудо…

Журнал и его редактор подсказывали читателю всмотреться в окружающую действительность, полную суеверия и фанатизма, обратиться к своей собственной жизни, представить жизнь тысяч других людей, находящихся под ярмом эксплуатации, помогали находить причины социальной несправедливости, отсталости и невежества масс.


В связи с резкой критикой со стороны правительственных и религиозных кругов, а также из-за нехватки средств журнал не раз приостанавливал свою деятельность. Впервые это случилось в 1912г., возобновлена работа была в январе 1913г., в октябре 1914г. журнал был закрыт вновь. В 1917 году журнал начал публиковаться в Тбилиси, но был запрещен русской цензурой, поэтому он появляется в 1921-ом в Тебризе (Иран), где выходят восемь номеров. В 1922-31 г.г. журнал вновь издается в Баку.

Журнал «Молла Насреддин» оказал огромное влияние на развитие азербайджанской демократической печати, он в очень короткое время стал читаем и почитаем не только в Азербайджане, но и во всех странах Ближнего и Среднего Востока.

«Разговор о Европе в 1908 году»

Фотоальбом

  • №4 худ. О.Шмерлинг «Эх, брось к черту эту газету»

  • «Молла Насреддин» №12, 1906г. Условное название «Муж и жена»

  • «Молла Насреддин» №36, 1906г.

  • «Молла Насреддин» №11, 1907г.

  • «Молла Насреддин» №45, 1907г. Условное название «Телохранитель». Внизу надпись: «Я плачу тебе, чтобы ты следил за моей женой. Я уезжаю на отдых и поручаю тебе, если жена выглянет в окошко, застрели ее».

  • «Молла Насреддин», 1909, №33

  • «Молла Насреддин»

  • «Молла Насреддин» №17, 1910г.

  • «Молла Насреддин» №22, 1910г.

  • «Молла Насреддин» №20, 1911г. Название «Священная Бухара».

  • «Молла Насреддин» №18, 19??г.

  • «Молла Насреддин», 1909(?) №37

  • «Молла Насреддин», 1909(?) №37

  • «Молла Насреддин», 1909(?) №37

  • «Молла Насреддин», 1909(?) №37

  • «Молла Насреддин», 1909 №10

  • «Молла Насреддин», 1909 №10

  • «Молла Насреддин», 1909 №27

Источник: Здесь, Здесь и Здесь

www.ourbaku.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *