Опубликован 5 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Бухгалтерский учет по-новому: проекты новых федеральных стандартов
Дружиловская Т.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Тема. В статье исследованы проекты новых федеральных стандартов бухгалтерского учета, предусмотренные Программой разработки данных стандартов, утвержденной приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.
Цели. Исследование основных изменений, вносимых в правила бухгалтерского учета новыми федеральными стандартами.
Методология. В статье применялись такие методы, как сравнение, синтез, анализ, логический подход, системный подход, метод аналогий.
Область применения результатов. Представленные в статье результаты могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о том, что утверждение новых федеральных стандартов приведет к значительным изменениям существующих правил бухгалтерского учета.
Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей (окончание)
Алексеева Г.И. кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Предмет. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности, предоставляются определенные гарантии и компенсации. В связи с этим у работодателей возникает ряд вопросов, ответы на которые даны в представленной статье.
Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза.
Результаты и выводы. Рассмотрены гарантии, предоставляемые работникам организации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей, и раскрыты особенности расчета и выплаты компенсации указанным сотрудникам.
Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.
Развитие счетных наук в России: ретроспективный анализ
Куликова Л.И. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового учета, Казанский федеральный университет, Казань, Российская Федерация
Тема. Исследование этапов становления и развития счетных наук в России на рубеже конца ХIХ – начала ХХ вв.
Цели. Анализ исторического опыта в виде представлений о сущности и содержании счетных наук (счетоводстве, счетоведении, балансоведении, экономологии, счетном анализе и других), рассматриваемых в трудах российских ученых.
Методология. Методологической основой исследования послужили публикации известных российских ученых конца XIX – начала ХХ вв., занимавшихся развитием счетных наук. Результаты, полученные авторами статьи, подтверждаются использованием таких методов, как анализ и синтез, наблюдение, сравнение и логическое обобщение.
Результаты.
Выводы. Счетные науки в России прошли путь от теоретического описания методов и приемов, согласно которым должен проводиться учет, до создания наук, которые изучают последовательность действий хозяйствующего субъекта с целью его успешного функционирования.
Учет расчетов по налогам и сборам и их совершенствование
Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
В статье вскрыты недостатки, присущие действующему порядку учета расчетов экономических субъектов с налоговыми органами по возникающим на практике суммам переплат по отдельным видам налогов. Предложен комплекс мер, направленных на совершенствование установленных в данной области правовых основ по их учету. Обоснована необходимость изменения ряда положений, касающихся расчетов по налогу на доходы физических лиц, реализация которых позволит повысить уровень социальной справедливости в нашем обществе.
Идентификация основных средств: профессиональное суждение бухгалтера
Туякова З.С. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация
Саталкина Е.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация
Предмет. В статье рассмотрены проблемы, связанные с идентификацией объектов основных средств для признания в системе бухгалтерского (финансового, налогового) учета и статистического наблюдения.
Цели. Систематизация проблем и выявление границ профессионального суждения бухгалтера при идентификации объектов бухгалтерского наблюдения в качестве основных средств.
Методология. В работе использованы общенаучные принципы и методы исследования: анализ и синтез, систематизация теоретических основ и практики идентификации основных средств в бухгалтерском учете.
Результаты. Подходы к аутентификации основных средств как объектов бухгалтерского (финансового, налогового) учета и статистического наблюдения систематизированы с позиции профессионального суждения. Проанализировано его влияние и установлены его границы в процедуре первичной идентификации объектов основных средств. Выявлены проблемы признания этих средств в современном бухгалтерском учете и обозначены возможные пути решения насущных задач.
Применение. Результаты, полученные авторами статьи, могут быть использованы в учетной практике субъектов хозяйствования различной отраслевой направленности.
buh-izdat.ru
Опубликован 4 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Управленческий учет и бюджетирование в казенных учреждениях уголовно-исполнительной системы
Котова К.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Саначева А.А. студентка магистратуры, экономический факультет, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Предмет. Производственный сектор исправительных учреждений является важной составляющей мер, направленных на сокращение правонарушений и исправление осужденных. В настоящее время деятельность пенитенциарных институтов характеризуется рядом недостатков: низким уровнем конкурентоспособности выпускаемой продукции, ограниченным финансированием производственной деятельности, нерациональным использованием бюджетных средств и др. Практика свидетельствует, что современные методы управленческого учета и анализа почти не применяются. Поэтому формирование адекватной системы бюджетирования как части управленческого учета позволило бы решить описанные проблемы.
Методология. В ходе исследования использованы: анализ специальной литературы, нормативных и методических материалов, синтез, абстрактно-логическое моделирование, методы классификации и обобщения, сравнения и экстраполяции.
Результаты. Предложено определение понятия «управленческий учет» в казенных учреждениях. Выделены основные центры ответственности казенного учреждения уголовно-исполнительной системы, описаны их основные функции, приведены показатели, характеризующие эффективность деятельности подразделений, представлено содержание отчетов о результатах деятельности центров ответственности. Определены основные риски внедрения бюджетирования. Рекомендовано использование бюджетирования как одного из элементов управленческого учета, описан алгоритм составления бюджетов в казенном учреждении УИС, обоснована необходимость внедрения бюджетирования, ориентированного на результат. Разработан алгоритм реализации процесса бюджетирования, адаптированный к деятельности учреждения УИС.
Область применения. Результаты исследования могут быть полезны и использованы исправительными учреждениями при разработке системы бюджетирования для производственного подразделения.
Анализ формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в современных условиях
Киселева Т.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Предмет. Специфика возникающих проблем финансов некоммерческих организаций определяется одновременным их существованием в качестве производителей общественных благ и участников рыночных отношений. Это двойственность порождает ряд проблем в формировании финансовых ресурсов некоммерческих организаций, которые связаны с организацией финансовой базы для уставной деятельности и деятельности, приносящей доходы. Современная экономика предоставляет некоммерческим организациям гораздо больше возможностей для расширения финансовой базы, но одновременно сохраняет существовавшие проблемы в привлечении и использовании финансовых ресурсов на условиях безвозмездности и безвозвратности и добавляет новые, вызванные ведением деятельности, приносящей доходы. В работе выделяются проблемы, характерные для функционирования современного финансового механизма некоммерческих организаций.
Методология. При помощи методов системного анализа определены особенности финансов современных некоммерческих организаций, выделены и структурированы основные проблемы в формировании и использовании финансовых ресурсов некоммерческих организаций, возникающие под влиянием «коммерциализации» деятельности этих организаций и усиления неопределенности и риска. Хотя исследование велось на анализе проблем, возникающих у российских НКО, но результаты исследования можно применять к финансовому механизму некоммерческой организации независимо от национальности экономики.
Результаты. Выделены и структурированы основные проблемы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций в современных условиях.
Выводы и значимость. Современное существование некоммерческой организации порождает проблемы оценки источников ее финансирования, выбора между денежными поступлениями и доходами, определения наиболее оптимальных для нее видов денежных доходов и пр. Ведение деятельности, приносящей доходы, меняет показатели оценки эффективности ее деятельности, устойчивости, отношение к рискам. В результате формирование финансовых ресурсов некоммерческой организации находится под влиянием постоянного разрешения проблем, которые возникают в связи с особыми условиями организации ее деятельности.
Роль судебно-бухгалтерской экспертизы в расследовании преступлений по делам о незаконном предпринимательстве
Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры судебной экспертизы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Рожнов Д.А. студент 5 курса юридического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. В Российской Федерации преступления, совершенные в экономической сфере, в том числе совершенные по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», оказывают отрицательное влияние на общее экономическое состояние государства и, в конечном итоге, на экономическую безопасность. Незаконное предпринимательство мешает развитию и формированию конкурентоспособной среды, которая необходима субъектам экономической деятельности, денежные средства не поступают в государственный бюджет и внебюджетные фонды посредством налогов и обязательных платежей.
Цели. Показать роль судебно-бухгалтерской экспертизы в расследовании преступлений по делам о незаконном предпринимательстве.
Методология. При написании статьи использованы методы сравнительного анализа и систематизации.
Результаты. Выявлена решающая роль судебно-бухгалтерской экспертизы в процессе доказывания полученного дохода от незаконного предпринимательства.
Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике судебной экспертной деятельности, а также в образовательном процессе при подготовке юристов и судебных экспертов.
Выводы. Преступления в особо крупном размере по статье 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», наносят крупный ущерб государству. Одним из видов доказываний является судебно-бухгалтерская экспертиза, роль которой, зачастую, играет решающее значение в процессе доказывании подобных дел. Таким образом, методика и организация экономических экспертиз должны постоянно развиваться и совершенствоваться.
Региональный бюджет как инструмент функционирования современной бюджетной системы Российской Федерации
Жильцова Ю.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Жильцова А.В. магистрант Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Давудов С.И. магистрант Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. В современных условиях в большинстве развитых стран наблюдается усиление регионализации социально-экономических процессов. Во времена СССР бюджетная система имела централизованный и замкнутый вид. Очевидная потребность в переустройстве механизмов финансового обеспечения социалистического государства возникла во второй половине 1970-х гг., однако была реализована только в конце XX в. в рамках новой институциональной среды. В данной статье представлена характеристика регионального бюджета в соответствии с действующим законодательством РФ.
Цели. Привести краткую историческую справку о принципах и структуре бюджета СССР. Установить принципиальные отличия современной бюджетной системы Российской Федерации от бюджетной системы СССР. Провести анализ способов пополнения регионального бюджета с помощью налоговых и неналоговых поступлений.
Методология. В процессе исследования были применены общенаучные методы: ретроспективный анализ, индукция, дедукция, систематизация и описание.
Результаты. Установлено, что бюджет субъекта РФ как центральное звено современной бюджетной системы имеет особые права, закрепленные законодательно, и призван способствовать эффективному решению общегосударственных задач с учетом индивидуальных потребностей регионов.
Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в теоретическом и практическом аспектах для понимания институциональных подходов к формированию и назначению региональных бюджетов студентами, преподавателями, а также научными работниками.
Выводы. Получен вывод о том, что бюджет современной России формируется на основе принципа преемственности, но по структуре и функциям соответствует бюджетам развитых федеральных государств.
buh-izdat.ru
Опубликован 1 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Новации в нормативном регулировании учетной политики и их значение для деятельности организаций
Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация,
Коршунова Т.Н. аспирант Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. В статье исследованы новации в нормативном регулировании учетной политики.
Цели. Оценка значения новаций в нормативном регулировании учетной политики для российских организаций.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования новаций в нормативном регулировании учетной политики. Дана оценка новым регламентациям в отношении понятийного аппарата, допущений при формировании учетной политики, требований к учетной политике. Обосновано значение новаций в отношении выбора способов учетной политики, ее оформления, условий изменения учетной политики, отражения последствий изменения учетной политики. Дана сравнительная характеристика новаций в регламентациях по формированию учетной политики в системах как российских, так и международных стандартов.
Область применения. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. В систему российских бухгалтерских стандартов внесены значимые новации в отношении формирования учетной политики как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Новизна регламентаций по формированию учетной политики организаций госсектора обусловлена принятием соответствующего нового федерального стандарта. Наиболее существенные новации по формированию учетной политики для коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к госсектору, состоят в регламентациях допущений, требований к учетной политике, выбора способов бухгалтерского учета, отражения изменений в учетной политике. В системе международных стандартов новая редакция регламентаций по учетной политике не вносит существенных изменений в предыдущую редакцию.
Особенности проведения кадрового аудита в государственном учреждении
Домрачева Л.П. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономической безопасности, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация,
Лаптева Е.В. магистрантка кафедры государственного и муниципального управления, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация
Тема. Кадровый аудит в системе государственной службы – новшество, направленное на эффективное управление ресурсами муниципальных образований и государства, а также совершенствование системы финансирования, оптимизации затрат на содержание государственного аппарата. Аудиторская деятельность становится одним из наиболее часто используемых инструментов внешнего и внутреннего контроля за эффективностью работы государственных и муниципальных учреждений.
Цели. Изучение понятийного аппарата по теме исследования, рассмотрение особенностей проведения аудиторских процедур на этапе аудита персонала, обоснование необходимости проведения ценового и гендерного кадрового аудита, а также аудита межличностных отношений в государственных и муниципальных учреждениях.
Методология. С помощью методов анализа и сравнения изучены различные подходы к проведению кадрового аудита в регионах, определены наиболее эффективные аудиторские процедуры на примере федеральной службы судебных приставов Кировской области, разработана методика проведения кадрового аудита.
Результаты. На основе анализа научных источников сформулировано понятие кадрового аудита государственного учреждения. Разработана методика проведения соответствующих проверок с использованием аудита межличностных отношений и гендерного аудита для оценки эффективности, экономности и целесообразности использования бюджетных средств, а также выражения мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности государственных учреждений и организаций Кировской области.
Значимость. Обоснованы причины роста спроса на кадровый аудит. Уточнены понятия «кадровый аудит» и «HR-аудит». Выявлены этапы кадрового аудита. Доказана необходимость проведения аудита межличностных отношений, гендерного и ценового кадрового аудита.
Программно-целевое планирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов
Мастеров А.И. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра финансовой политики Института финансово-экономических исследований, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Предмет. В статье отмечается, что современная экономическая ситуация отличается нестабильностью, что ведет к снижению цен на энергоносители и усиливает давление на российский бюджет. В этих условиях возрастает актуальность мер по повышению эффективности бюджетных расходов. В качестве одного из основных инструментов решения такой задачи может выступать программно-целевое бюджетирование.
Цели. Раскрыть роль программных подходов в решении задач оптимизации бюджетных расходов. Проанализировать российскую практику и методологию программно-целевого бюджетирования и оценить ее приспособленность к решению задач повышения эффективности бюджетных расходов. Изучить зарубежный опыт применения программно-целевых методов в части оптимизации бюджетных расходов. Раскрыть содержание методик и аналитических процедур, используемых в процессе обоснования оптимальных вариантов осуществления бюджетных расходов.
Методология. С использованием методов и положений системного анализа показаны пути решения задач по обоснованию вариантов повышения эффективности бюджетных расходов.
Результаты. Раскрыта роль программно-целевых методов в планировании бюджетных расходов. Показаны неразвитость отечественной методологии программно-целевого бюджетирования и ее неприспособленность к решению задач оптимизации бюджетных расходов. Приведен пример успешной зарубежной практики обеспечения повышения эффективности бюджетных расходов путем реализации конкурсных процедур на получение права осуществления государственных проектов за счет средств бюджета. На основе изучения зарубежного опыта сформирован основной перечень аналитических процедур, применяемых в рамках анализа «затраты – выгода». Предложены рекомендации по реализации аналогичных подходов в российской практике программно-целевого бюджетирования.
Выводы. Сделан вывод о том, что основными условиями повышения эффективности бюджетных расходов с использованием программных подходов является разработка и практическая реализация аналитических методик, позволяющих осуществлять поиск оптимальных вариантов осуществления бюджетных затрат.
Резервы улучшения работы сервиса «Прозрачный бизнес»
Гетьман В.Г. Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
В статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с открытием доступа пользователям к веб-сайту ФНС России «Прозрачный бизнес». Сделан анализ набора сведений, которые запланировано размещать на нем. Обоснована целесообразность расширения их состава и даны конкретные предложения, позволяющие пользователям иметь более полную информацию о контрагентах. Рекомендовано также пересмотреть сроки подачи отдельных сведений на этот веб-сайт и время нахождения их в открытом доступе. Предложено повысить ответственность руководителей организации за достоверность информации о ней, размещаемой на веб-сайте ФНС России.
buh-izdat.ru
Опубликован 10 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Проблемы учета доходов и расходов организаций государственного сектора
Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Хавронина Е.Д. магистрант, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. В статье исследованы проблемы учета доходов и расходов организаций государственного сектора.
Цели. Оценка современных регламентаций по учету доходов и расходов организаций государственного сектора.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования нормативного регулирования доходов и расходов организаций госсектора. Приведены результаты анализа регламентаций по учету доходов и расходов в системе международных стандартов для организаций общественного сектора (МСФО ОС). Сопоставлены требования к учету доходов в МСФО ОС 9 и в МСФО ОС 23. Приведены результаты сравнения российских регламентаций по учету доходов и расходов организаций госсектора и коммерческих организаций. Дана оценка современного состояния требований к учету доходов и расходов организаций государственного сектора.
Область применения. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. Важной новацией в российских регламентациях по учету доходов и расходов организаций госсектора является принятие Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора, включающих базовые положения в отношении учета доходов и расходов организаций госсектора. В целом система российских стандартов для организаций госсектора не содержит достаточных регламентаций по учету доходов и расходов таких организаций. Современные российские регламентации по учету доходов и расходов организаций государственного сектора существенно отличаются от регламентаций МСФО ОС 9 и в МСФО ОС 23. Принятие федерального стандарта по бухгалтерскому учету доходов может приблизить их учет в системе РСБУ к регламентациям МСФО ОС.
Организация, планирование, координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
Акатьева М.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация
Предмет. В содержании одной из трудовых функций профессионального стандарта «Бухгалтер» – составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – заслуживают особого внимания трудовые действия главного бухгалтера, связанные с организацией, планированием, координацией и контролем за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета.
Цели. Оценка указанных трудовых действий с двух точек зрения: научно-теоретической и практической. Формирование замечаний и рекомендаций, направленных на оптимизацию трудовых действий главного бухгалтера организации.
Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области профессионального законодательства и бухгалтерского учета, сравнительного анализа и синтеза.
Результаты. Представленные теоретические основы организации, планирования, координации и контроля за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета экономического субъекта, а также аспекты их практической реализации позволили автору предложить более логичную группировку этих трудовых действий главного бухгалтера. Сформирован ряд рекомендаций практикующим специалистам по совершенствованию вопросов организации и планирования учетного процесса.
Выводы. Выявлено пересечение и объединение вопросов контроля и координации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета по ряду признаков. Определено, что координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета является на практике трудовым действием, обеспечивающим в том числе профессиональное осуществление контроля за данным процессом, то есть контроль невозможен без предшествующей координации.
Сделанные автором замечания и рекомендации позволят оптимизировать как деятельность учетного специалиста, так и перечень трудовых действий главного бухгалтера в профессиональном стандарте «Бухгалтер» с учетом особенностей практической реализации этих действий и содержанием каждого из них.
Исторические аспекты и современные тенденции развития системы бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала
Сунгатуллина Л.Б. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация
Тема. Современные конкурентные отношения порождают изменения в системах вознаграждения персонала. Это выдвигает проблемы соответствия программ вознаграждения разным аспектам финансово-экономической деятельности субъекта хозяйствования. Решение этих задач предписывает историческое исследование становления и развития системы бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала в России.
Цели. Раскрытие основных этапов формирования информации о вознаграждении персонала в учетной системе на основе выделения ключевых положений, выдвигаемых бухгалтерами в различные периоды развития отечественной экономической системы. Определение современных тенденций изменения бухгалтерского учета и контроля затрат труда и его вознаграждения с учетом исторического опыта, актуальных методов управления трудом и бизнес-задач хозяйствующих субъектов.
Методология. Исследование проведено на основе работ специалистов в области истории, теории и практики бухгалтерского учета и контроля затрат труда и его вознаграждения. Использованы общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, сравнительный анализ, системный комплексный подход к изучению предмета исследования.
Результаты. Обобщен исторический опыт становления учетной мысли применительно к затратам труда и его вознаграждению. Выявлены проблемы учетно-контрольной системы в сфере труда, его мотивации и вознаграждения. Обоснованы подходы к дальнейшему развитию теоретических основ учета и контроля вознаграждения персонала коммерческих организаций. Рекомендовано формирование целостного представления о вознаграждении персонала в контуре учетно-контрольной системы с опорой на ключевые принципы, обеспечивающие устойчивый характер ценностей организации.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при теоретическом обосновании и методическом развитии системы бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала.
Выводы. На основе сравнительного анализа трудов ученых и практиков и определении современных тенденций в области мотивации деятельности работников сделан вывод, что дальнейшее совершенствование бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала должно быть ориентировано на формирование комплексной информации о совокупном (общем) вознаграждении работников, отражающей как финансовые, так и нефинансовые формы вознаграждения. Информация, генерируемая учетной системой о затратах труда и его вознаграждении, должна отвечать запросам всех заинтересованных сторон (менеджмент организации, персонал, акционеры, инвесторы, кредиторы и др.) и служить основой для составления управленческой, финансовой и нефинансовой (социальной) отчетности компании.
Бюджетное маневрирование как инструмент бюджетной политики России
Волков И.И. кандидат экономических наук, ведущий специалист научной школы «Финансы»,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
Предмет. В качестве инструмента бюджетной политики оценивается бюджетное маневрирование, то есть комбинирование различных способов сокращения государственных расходов.
Цели. Разработка методологических положений и практических рекомендаций для менее болезненного сокращения государственных расходов с точки зрения динамики ВВП России путем использования его различных способов.
Методология. Методологической основной работы являются формальная и диалектическая логика, использованные для выявления основных способов бюджетного маневрирования, дедукция и индукция, примененные при обосновании выявленных способов, математическая логика, задействованная в ходе анализа их воздействия на ВВП России. Предлагаются три способа бюджетного маневрирования – пропорциональный (т.е. секвестр расходов), точечный (урезание и/или закрытие государственных экономических программ), налоговый (воздействие на расходную базу при перераспределении налогового бремени). Аргументируется, что пропорциональный способ сокращения государственных расходов предопределяет непосредственное воздействие на совокупный спрос, точечный – на инвестиционный канал формирования ВВП, налоговый – на фискальные аспекты. Для пропорционального способа анализируется зависимость между изменением ВВП и изменением величины трат по основным направлениям расходования консолидированного бюджета, предлагаются наиболее и наименее приоритетные направления снижения расходов. Для точечного способа исследуется взаимосвязь между изменением ВВП и изменением расходов федерального бюджета по основным направлениям государственных программ, утверждается, что чем дальше во времени отложен положительный эффект от реализации соответствующей государственной программы, тем более обоснованным будет ее урезание. При анализе налогового способа определено, что перераспределение налогового бремени должно проводиться от налогов, более чувствительных к изменению ВВП, к налогам, менее чувствительным к изменению ВВП.
Выводы. Применение бюджетного маневрирования в России может позволить провести сокращение государственных расходов с меньшим негативным влиянием на деловую активность.
Область применения. Результаты работы могут быть использованы при формировании бюджетной политики Российской Федерации соответствующими органами макроэкономического регулирования, а также для дальнейшего изучения рассматриваемого вопроса в научной среде.
buh-izdat.ru
Опубликован 13 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Учет обесценения активов организаций госсектора в системах российских и международных стандартов
Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. В статье исследована новация введения федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов».
Цели. Целью исследования является оценка регламентаций федерального стандарта «Обесценение активов» и сопоставление их с регламентациями международных стандартов.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования особенностей регламентаций по учету обесценения активов организаций государственного сектора в федеральном стандарте бухгалтерского учета «Обесценение активов». Приведены результаты сопоставления понятий «обесценение активов», «активы, не генерирующие денежные средства», «активы, генерирующие денежные средства», перечней признаков обесценения активов, методик учета убытка от обесценения активов в российском и международных стандартах. Дана оценка новации введения федерального стандарта бухгалтерского учета «Обесценение активов» для организаций государственного сектора.
Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. Введение требования учета обесценения активов для организаций госсектора является значительным шагом вперед в обеспечении достоверности отчетности организаций госсектора и в сближении российской и международной систем бухгалтерского учета и отчетности. Трактовка понятия «обесценение активов» в российском стандарте идентична его трактовке в МСФО ОС 21 и МСФО 26. Перечни признаков обесценения активов близки в российском и международном стандартах. Методика учета убытка от обесценения активов в российском стандарте значительно отличается от подходов к учету убытков от обесценения активов в МСФО ОС 21 и МСФО 26. Принятие российского стандарта «Обесценение активов» отражает постепенное сближение с регламентациями международных стандартов, что соответствует реалиям современной российской практики.
Управленческий учет: механизмы управления сельскохозяйственным предприятием
Остаев Г.Я. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск, Российская Федерация
Предмет. Одной из главных проблем сельскохозяйственных предприятий является разработка мер по управленческому учету: бюджетированию и моделированию своей деятельности. В управленческом учете, растет интерес к формированию универсальных подходов к процедуре управления позволяющее, целенаправленно повышать эффективность работы экономического субъекта, и экономической выгоды. Надежное информационное обеспечение функции, внутрихозяйственного управления и принятия управленческих решений достигается с помощью эффективного бюджетирования и моделирования.
Цели. Важное теоретическое и практическое значение имеет исследование и обоснование управленческих аспектов бюджетирования и моделирования. Можно говорить и о том, что на современном этапе развития экономических отношений идет борьба за место в сельскохозяйственном бизнесе. Все это и обусловливает актуальность выбранной темы исследования. Предметом исследования является совершенствование управленческого учета в части стратегии бюджетирования и моделирования. В современных условиях бюджетирование и моделирование могут оказывать непосредственное влияние на финансовые результаты сельскохозяйственного предприятия.
Методология. В работе применялись: монографический метод, диалектический метод познания, статистический и системный подход, субъективно-объективный метод, статистические описания экономических процессов.
Результаты. В соответствии с указанной целью была разработана методика по выработке рекомендации и совершенствованию управленческого учета в части бюджетирования и моделирования.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности как сельскохозяйственных предприятий так и любыми другими субъектами бизнеса.
Выводы. Разработанные мероприятия создадут основу для повышения эффективности деятельности сельскохозяйственного предприятия.
Оценка эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок
Матвеева Н.С. доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента, Академия труда и социальных отношений, Москва, Российская Федерация
Предмет. Существующие подходы и применяемые методики оценки эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок.
Цели. Критический анализ и оценка подходов и методов определения эффективности государственных (муниципальных) закупок и результативности обеспечения государственных (муниципальных) нужд в системе государственных финансов. Формирование единой модели оценки.
Методология. Применялись общенаучные методы (анализ и синтез, абстрагирование и обобщение), конкретно-научные (специальные) методы (экономический анализ, статистико-экономический метод) и др.
Результаты. Доказано отсутствие единства в подходах оценки эффективности государственных закупок, установлен перечень показателей (экономичность, результативность, целесообразность, продуктивность, качественность и др.). При наличии требования обеспечения эффективности и результативности государственных (муниципальных) закупок оценка производится при проведении мониторинга закупок и аудита в данной сфере. Рассмотрение методик оценки эффективности бюджетного процесса, названных мониторинга и аудита показало отсутствие преемственности в оценке эффективности и результативности использования государственных финансов для осуществления государственных (муниципальных) закупок.
Область применения. Исследование будет полезно органам государственной власти, уполномоченным на проведение мониторинга закупок и аудита в сфере закупок, а также осуществляющим ведомственный контроль в сфере закупок; общественным объединениям и объединениям юридических лиц, осуществляющим общественный контроль; государственным (муниципальным) заказчикам.
Выводы. Обоснована необходимость создания единой методики оценки эффективности и результативности закупки товаров, работ, услуг на всех стадиях процесса. Такая методика должна состоять из набора показателей, основанных на объективной оценке функционирования системы государственных (муниципальных) закупок. Это позволит не допустить снижения эффективности государственных (муниципальных) закупок.
buh-izdat.ru
Опубликован 16 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Особенности методики учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений в системе РСБУ и МСФО
Дружиловская Т.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. В статье исследованы современные проблемы сближения с регламентациями МСФО ОС требований к учету и отчетности российских государственных (муниципальных) учреждений.
Цели. Целью исследования является сравнение регламентаций МСФО ОС и РСБУ ОС на современном этапе и выявление направлений их дальнейшего сближения.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования структуры системы российских и международных стандартов учета и отчетности организаций государственного (общественного) сектора, сопоставлено содержание системы РСБУ ОС и МСФО ОС на современном этапе, определены сходства и различия подходов к учету и отражению в отчетности конкретных объектов и хозяйственных операций в системе РСБУ ОС и МСФО ОС, обоснованы направления дальнейшего сближения регламентаций в системах РСБУ ОС и МСФО ОС.
Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. Установлено, что нормативное регулирование учета и отчетности российских организаций государственного (общественного) сектора в настоящее время существенно отличается от МСФО. Обосновано, что реформирование учета и отчетности организаций государственного (общественного) сектора предполагает создание системы РСБУ ОС, по структуре и содержанию в значительной степени близкой к МСФО ОС. Выявлены сходства и различия регламентаций принятых проектов российских РСБУ ОС и требований соответствующих аналогов МСФО ОС. Обоснована степень адаптации систем РСБУ ОС и МСФО ОС на современном этапе, определены тенденции их дальнейшего сближения.
Порядок исправления ошибок по страховым взносам в бухгалтерском учете и отчетности
Завьялов К.Г. эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП, Москва, Российская Федерация
Мельникова Е.В. рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член МоАП, Москва, Российская Федерация
В статье рассматривается порядок внесения исправлений в отчетность по акту проверки ФСС РФ, в результате которой были выявлены излишне начисленные суммы расходов по больничным листам, приведены подробные бухгалтерские проводки.
Институциональная методика формирования понятия отчитывающихся субъектов финансовой отчетности организаций государственного сектора в условиях перехода на МСФО общественного сектора
Трофимова Л.Б. кандидат экономических наук, профессор, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
Предмет. В целях создания прочной нормативной базы финансовой отчетности российского государственного сектора в статье исследуется ряд российских институтов, влияющих на становление концептуальных основ бюджетной отчетности. На основе проведенного институционального анализа нормативной базы автором обосновывается необходимость доработки проекта документа «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», опубликованного на сайте Министерства финансов РФ.
Цели. Формирование современного концептуального понятия отчитывающихся субъектов государственного сектора в условиях принятия новой классификации юридических лиц в нормах Гражданского кодекса РФ.
Методология. В статье применена институциональная методика при формировании понятия отчитывающихся субъектов финансовой отчетности организаций государственного сектора, разработанная в условиях перехода на МСФО общественного сектора. Данная методика основана на детальном анализе нормативно-правовой базы различных смежных институтов: права, бюджетного учета, МСФО и пр.
Результаты. В результате проведенного исследования обосновано и разработано новое понятие отчитывающихся субъектов государственного сектора, представленное в виде проекта раздела к концептуальным основам финансовой отчетности государственного сектора. Институциональный подход, примененный при формировании определения субъекта госсектора, позволил учесть содержащиеся в нормативно-правовой базе различных институтов требования, предъявляемые к данному понятию. Концептуальные основы финансовой отчетности государственного сектора применяются при подготовке бюджетной отчетности. Наиболее сложным вопросом является определение правового статуса организации, имеющей государственное участие.
Выводы. Применение классификации юридических лиц, принятой в Гражданском кодексе РФ, позволило определить круг лиц, формирующих отчетность в соответствии с правилами составления бюджетной отчетности. В предложенном понятии субъектов госсектора учтен перечень юридических лиц, содержащийся в едином плане счетов для органов государственной власти. При сопоставлении российского проекта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора» с документом международных концептуальных основ финансовой отчетности общего назначения общественного сектора выявлено отсутствие в российском проекте полноты требований, предъявляемых к субъектам госсектора. Предложения к проекту Концепций ГС позволят устранить ряд несоответствий, существующих между смежными институтами.
Порядок проведения корректировок расчетов с учредителем
Левина О.В. эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы 1 класса, Москва, Российская Федерация
Монако О.В. рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, Москва, Российская Федерация
В статье рассмотрен порядок проведения корректировок расчетов с учредителем, а также ответственность за их непроведение, приводятся бухгалтерские проводки.
Особенности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, применяющих упрощенные способы
Алексеева Г.И. кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Некоммерческие организации в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
В статье раскрываются особенности организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях при применении упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом изменений, вступаивших в действие с 2016 г.
Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий НКО при формировании учетной политики некоммерческой организации, совершенствовании ведения бухгалтерского учета в НКО при принятии упрощенных способов ведения, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.
Методики создания резервов на предстоящую оплату отпусков
Касьянова С.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова ( Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова), Краснодар, Российская Федерация
Для равномерного включения отдельных видов затрат в себестоимость выпускаемой продукции целесообразно создавать резервы. Представляет интерес создание резерва на оплату предстоящих отпусков, поскольку прямых указаний на то, как следует рассчитывать ежемесячные отчисления в данный резерв, в действующих нормативных актах не содержится. В сложившейся практике учета автор рассматривает методики расчета резерва на оплату предстоящих отпусков.
Дебиторская задолженность: сущность и определение
Клычова Г.С. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация
Хамидуллин З.З. магистр Института управления, экономики и финансов, Казанский федеральный университет, Казань, Российская Федерация
Предмет и тема. Современное развитие отечественной экономики неразрывно связано с предоставлением полной хозяйственной самостоятельности предприятиям в выборе ими рынков сбыта продукции, товаров, услуг, а, следовательно, и партнеров по бизнесу, в том числе будущих дебиторов. Поэтому дебиторская задолженность, как реальный актив, играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности. Слишком высокая ее доля в общей структуре активов хозяйствующего субъекта снижает ликвидность и финансовую устойчивость организации и повышает риск ее финансовых потерь. На величину дебиторской задолженности предприятия оказывают влияние как внешние факторы (общее состояние экономики и расчетов в стране, эффективность денежно-кредитной системы, уровень инфляции, емкость рынка и его насыщенность), так и внутренние: уровень профессионализма в управлении дебиторской задолженностью, в том числе состояние ее учета и контроля.
Цели. Изучение понятийных и организационных аспектов учета дебиторской задолженности.
Методология. В процессе исследования были применены методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция.
Результаты. Рассмотрена этимология термина и классифицированы подходы исследователей к определению дебиторской задолженности. Предложена авторская трактовка термина «дебиторская задолженность».
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике учета и контроля за дебиторской задолженностью.
Выводы и значимость. Выявлено, что существующие подходы трактовки дебиторской задолженности дополняют друг друга, так как характеризуют понятие с разных сторон. На основании анализа имеющихся определений, было предложено комплексное определение понятия дебиторской задолженности, которое сочетает в себе все три подхода (юридический, бухгалтерский и экономический). Так было проведено разграничение между понятиями «управление дебиторской задолженностью» и «контроль дебиторской задолженности».
buh-izdat.ru
Опубликован 6 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Онлайн кассы как мера противодействия теневой экономике: проблемы внедрения и особенности бухгалтерского учета
Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры судебной экспертизы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
Артамонова М.А. студентка магистратуры Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет и тема. Государство всегда стремилось ограничить наличный денежный оборот, так как именно здесь возникали сложности с контролем за денежной наличностью. Так называемая теневая экономика тоже основывается на не учтенном наличном денежном обороте, в процессе которого происходит легализация денежной наличности. С введением онлайн касс государство через органы Федеральной налоговой службы сможет усилить эффективность такого контроля, осуществлять успешное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Таким образом, государство получает большие преимущества, для организаций же применение онлайн касс означает как усиление внутреннего контроля за деятельностью и бухгалтерским учетом, так и дополнительные расходы по внедрению данной системы и ее поддержанию в рабочем состоянии.
Цели и задачи. Исследование особенностей применения онлайн касс в деятельности хозяйствующих субъектов и особенностей влияния на организацию и методику ведения бухгалтерского учета.
Методология. В процессе написания статьи были применены методы: сравнительный анализ и систематизация.
Результаты. В процессе исследования были выявлены положительные и отрицательные стороны внедрения онлайн касс с точки зрения государства и хозяйствующих субъектов, а также влияние на организацию бухгалтерского учета.
Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике коммерческих и некоммерческих организаций при внедрении онлайн касс.
Выводы и значимость. На основе проведенного исследования сделан вывод, что внедрение онлайн касс окажет влияние на организацию бухгалтерского учета, а также будет способствовать усилению как внешнего, так и внутреннего контроля за наличным денежным оборотом.
Совершенствование бухгалтерского учета нематериальных активов на законодательном уровне
Котова К.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Морозова Ю.М. студентка 4 курса кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Предмет. В последнее время повышается интерес к изучению нематериальных активов (далее – НМА) в процессе экономической деятельности предприятий. Это связано с увеличением доли НМА в общей стоимости активов. Так, по данным BMI Research [15], удельный вес НМА в структуре бизнеса отдельных организаций неуклонно растет: доля НМА в общей стоимости активов таких организаций за 2016 г. увеличилась на 15%. Недостаточно информативная регламентация учета НМА приводит к искажениям в статьях отчетности и принятию неэффективных управленческих решений заинтересованными лицами – внутренними и внешними пользователи отчетности. В статье проведен сравнительный анализ действующего ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», проекта ФСБУ «Нематериальные активы» и МСФО 38 «Нематериальные активы» по ключевым элементам бухгалтерского учета НМА: критерии признания, объекты НМА, деловая репутация, оценка при признании, оценка после признания, срок полезного использования, амортизация, обесценение, списание и раскрытие информации в отчетности.
Цели. Изучение особенностей НМА как объекта учета, выявление путей решения некоторых проблем учета, а также разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета НМА.
Методология. В процессе исследования были применены приемы сравнительного анализа, систематизации и обобщения информации.
Результаты и выводы. Проанализированы положения ПБУ 14/2007, которых коснутся изменения. Сделан вывод о том, что выявленные изменения приблизят российские правила учета НМА к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности, так как проект ФСБУ «Нематериальные активы» во многих аспектах основывается на международной практике ведения бухгалтерского учета нематериальных активов, то есть МСФО. Разработаны рекомендации по определению сроков полезного использования НМА, выбору метода начисления амортизации, а также по переоценке нематериальных активов, которые не торгуются на активном рынке.
Область применения результатов. Представленная в статье информация может быть полезна внешним пользователям отчетности, применяться в практической работе бухгалтерии предприятий издательств и полиграфии и других направлений деятельности, использоваться в учебном процессе высших учебных заведений.
Влияние государственных закупок на развитие малого предпринимательства в России
Туманянц К.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация
Синицына Е.Д. экономист ООО «Техноспорт», Волгоград, Российская Федерация
Интыкбаева С.Ж. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и статистики, Университет Нархоз, Алматы, Республика Казахстан
Предмет. Особый порядок доступа малого бизнеса к государственным и муниципальным закупкам как инструмент стимулирования малого предпринимательства.
Цели. Количественная оценка влияния данного инструмента на развитие российского малого бизнеса.
Методология. Сопоставляются данные об участии малых предприятий в закупках для региональных и муниципальных бюджетов с показателями развития малого бизнеса по всем регионам Российской Федерации за период с 2010 по 2014 г. Анализ выполнен на основе моделей фиксированных и случайных эффектов линейных и логарифмических регрессий.
Результаты. Обнаружена положительная взаимосвязь только между ролью малого предпринимательства в государственных (муниципальных) закупках и количеством малых предприятий в регионе. Позитивного влияния масштабов госзаказа на объемы выручки и доходов малого бизнеса, размер занятости и уровень инвестиционной активности не выявлено.
Область применения. Результаты могут быть использованы при формировании способов государственной поддержки малого предпринимательства в России, а также регулировании процедур государственных (муниципальных) закупок.
Выводы. Эффективность данного инструмента содействия развитию малого предпринимательства невелика. Нет необходимости в специальном льготном режиме доступа малых предприятий к государственным (муниципальным) закупкам, особенно если это влечет рост бюджетных расходов и снижение качества приобретаемых товаров (работ, услуг).
Критическая оценка отдельных положений по взысканию штрафов
Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
В статье проанализированы действующие положения о наложении штрафных санкций на юридических (физических) лиц за отдельные правонарушения, допускаемые ими в процессе хозяйственной деятельности. Обоснована целесообразность внесения в нормативные акты ряда дополнений и изменений. Это касается установленных правил наложения штрафов: за непредставление в срок документов по требованию налоговой инспекции при проведении выездной налоговой проверки; за непредставление в срок финансовой, статистической и другой отчетности, в том числе и «нулевой отчетности», а также информации о счетах эскроу. Вместе с тем предложено ввести штрафные санкции в отношении контролирующих органов в пользу экономических субъектов: за несоблюдение налоговыми структурами установленных сроков рассмотрения материалов проверок, а также по делам, которые налоговые органы проиграли в судах.
Финансирование высшего образования в развитых странах и России: анализ современных тенденций
Овчинникова О.П. доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института космических технологий, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация
Овчинникова Н.Э. кандидат экономических наук, старший аналитик, Московская школа управления СКОЛКОВО, Москва, Российская Федерация
Предмет и тема. С развитием техники и технологий все большее внимание правительства различных стран уделяют национальным системам образования, в том числе высшего. Известно, что чем выше уровень образования нации, тем быстрее развивается экономика, тем выше уровень производительности труда и больше доход государства. Система финансирования высшего образования в различных странах имеет общие и отличительные черты.
Цели. Авторское исследование систем финансирования высшего образования в развитых странах и России. Выявление современных тенденций в финансовом обеспечении развития университетов, определение моделей финансирования, выделение общих и особенных черт финансовой поддержки университетов.
Методология. Использованы методы статистического, логического и сравнительного анализа.
Результаты. Рассмотрены основные тенденции в развитии и финансировании высшего образования. За последние годы в мировой практике сложились две системы финансирования высшего образования: преимущественно государственное и преимущественно частное. В исследовании проанализированы объемы финансирования университетов стороны государственного и частного секторов стран – членов ОЭСР и России, определены общие и особенные черты финансирования в страновом разрезе.
Выводы. Большинство развитых стран тратят не менее 1,5% ВВП на финансирование высшего образования, однако имеются существенные страновые различия по объемам частного финансирования, которое связано прежде всего с национальными традициями в системе обеспечения университетского образования. Вместе с тем все страны уделяют существенное внимание развитию университетов и вопросам привлечения иностранных студентов как в целях обучения талантливых молодых людей, так и для экспорта национальной системы ценностей через образование иностранных граждан.
buh-izdat.ru