Вес портфеля ученика начальной школы по санпин – Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования

Содержание

почему школьный рюкзак весит больше нормы и как уменьшить вес портфеля? — Новости — Новости и события Гродно

Наши дети через неделю пойдут в школу и снова будут напоминать туристов, собравшихся в дальнее путешествие. Поднять школьный портфель ученика начальной школы, в котором учебники, тетрадки, пенал, книжка для внеклассного чтения, сменка, телефон или планшет, спортивная форма и что-нибудь съедобное, порой сможет не каждый взрослый. Журналистка «Вечёрки» провела эксперимент: взвесила портфели школьников и выяснила — не нарушать нормы веса рюкзака активным ученикам почти невозможно.

За здоровье детей отвечают педагоги

Интересно, что «школьный» багаж существенно зависит от самого рюкзака. Простой «потянет» на 400–500 г. С ортопедическими вставками — значительно тяжелее: 700–800 г и более. Вот и думайте, родители, какой портфель купить ребенку — тяжелый, но с ровной спиной, или мягкий, но легкий?

Ответственность за сохранение здоровья в учреждении образования несет руководитель, а также, в пределах своих должностных обязанностей, сотрудники школы, поясняет врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. К слову, за тяжелые рюкзаки школьников специалисты санстанции оштрафовали на 5–8 базовых четырех руководителей гродненских школ в прошлом учебном году.

Важно, что «перевес» считается только по школьным принадлежностям. В общем весе не учитывают телефон, средства личной гигиены и другие необязательные для обучения предметы. Проверка рюкзаков в гродненской гимназии № 7 в прошлом году показала: в рюкзаках много лишних предметов, которые не имеют отношения к учебе.

В младших классах дети берут в школу игрушки. Рюкзаки старшеклассниц тяжелеют от косметики и парфюмерии почти на килограмм. За тем, что ребенок кладет в рюкзак и в каком количестве, должны следить родители и педагоги. Но опрос знакомых родителей школьников показал: папы и мамы не знают, сколько должен весить рюкзак ребенка. По словам Галины Конопинь, эта информация всегда доступна в школе, санстанции или больнице.

Как уменьшить вес портфеля?

В управлении образования облисполкома считают, что все необходимые нормы Минобразования и Минздрава в школах соблюдают. Самые маленькие, первоклашки — «льготники»: они оставляют книги в школе. Если же в классах появляются рюкзаки-«тяжеловесы», то детям рекомендуют носить книги пополам с соседом по парте. Такое решение могут принять педагоги, родители и школьники. Компромисс поможет и здоровье детям сохранить, и учебный процесс не нарушить.

— Тяжелый школьный рюкзак, который ребенок носит на одном плече, может спровоцировать искривление позвоночника и боли в спине, — предупреждает заведующая педиатрическим отделением № 1 детской поликлиники № 1 Алина Полякова.

По ее словам, в прошлом году среди гродненских школьников было 3,3 % с нарушением осанки. Причину детских сколиозов врач видит в неправильной позе на уроках и дома. Если в школе за осанкой следит учитель, то дома это обязаны делать родители. Стол для школьника должен быть с наклоном, ноги при сидении — согнуты на 90 градусов, ступни — ровно на полу, спина — струной, а от глаз до книги — минимум 45 сантиметров.

Справка «ВГ»

По санитарным нормам и правилам, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями для первоклашек и второклашек не должна превышать 1,5 кг (2,1 с рюкзаком). Максимальный вес для 3–4 класса — 2 кг (2,6 с рюкзаком), для 5–6 — 2,5 кг (до 3,5 с рюкзаком), для 7–8 классов — 3 кг (4 с рюкзаком). Самый тяжелый груз у старшеклассников — до 3,5 кг (4,5 с рюкзаком). Пустой рюкзак должен весить не более 600–700 граммов для учеников начальных классов и до 1 кг — для средних и старших классов, проинформировала врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. Существуют и негласные нормы, по которым вес школьного рюкзака с содержимым не должен превышать 10 % веса ребенка.

vgr.by

Сколько должен весить рюкзак школьника

Мнение врача

Комментирует ** к.м.н., ** детский ортопед-травматолог ** Европейского медицинского центра  **к.м.н. Ирина Бут-Гусаим:
В первую очередь рюкзак должен быть удобным и нетяжёлым, когда пустой. При ношении он должен плотно прилегать к спине — так нагрузка будет распределена равномерно. Если рюкзак не соприкасается с верхней частью спины — это плохо. Лямки рюкзака должны быть тщательно отрегулированы, чтобы рюкзак заканчивался строго на пояснице, а не в области таза. Объясните ребёнку, что носить рюкзак нужно обязательно на двух плечах. В противном случае начинается дисбаланс в мышцах спины и плечевого пояса, под тяжестью рюкзака ребёнок начнёт наклоняться вперёд, что впоследствии приведёт к болям в спине.

 

Если после первого месяца учебы ребенок жалуется на боли в спине, на тяжесть рюкзака, не поздно подыскать ему подходящую замену или пересмотреть укомплектованность старого.

О том, как подойти к этим вопросам рационально, рассказывает главный врач клиники «Остеон» остеопат Бутенко Людмила:

  • Меняем рюкзак

Форма рюкзака должна быть прямоугольной и продолговатой, по всей ширине спины. Спинка рюкзака обязательно должна быть ортопедической, лямки широкие и соединяющиеся специальным фиксатором спереди.

  • Освобождаем руки

Родители часто обращаются с вопросом, что лучше для спины: носить все школьные принадлежности только в рюкзаке или разгружать портфель и нести физкультурную форму, сменную обувь и папку для творчества в руках. Честно, говоря, второй вариант не самая удачная идея.

Для спины лучше носить все школьные принадлежности в рюкзаке, не перегружая ребенка пакетами и папками. Постарайтесь сместить в рюкзак все необходимое, чтобы ребенок мог свободными руками поддерживать лямки рюкзака впереди.

  • Об использовании сумки вместо рюкзака

Ученики в средней школе отказываются ходить с «правильными» рюкзаками и часто делают выбор в пользу сумок через плечо. Родителям стоит помнить, что сумку вместо рюкзака показано носить только в старших классах, когда у подростков уже сформировался торс. Чтобы поддерживать правильную осанку, не нужно использовать длинную лямку и носить ее на плече, с перекосом корпуса. Идеальный вариант ношения сумки и для детей и для взрослых — на вытянутой вдоль корпуса руке, внизу, попеременно меняя нагрузку с правой руки на левую.

Мнение учителя 

Комментирует учитель младших классов Ольга Быстрова:

Раз в 5 лет школа обновляет базу учебников. Как правило, новые книги мало чем отличаются от старых изданий. Так что если у ребят есть возможность оставить одни учебники в школе, а другие забрать домой, надо обязательно этим воспользоваться.

Если в школе не оказалось второго экземпляра книг, то их можно приобрести самостоятельно. Необязательно покупать учебники последнего издания: спросите у родителей старших классов или поищите их на «Авито». Также можно ксерокопировать отдельные страницы из книги — использовать их вместо.

Мамы часто обращаются ко мне с вопросом: не лучше ли, чтобы дети поочередно носили учебники по разным предметам, и занимались вдвоем по одной книге. Такой вариант вполне возможен для пособий по творческим урокам (например, ИЗО), где ребятам достаточно два раза взглянуть на репродукцию, и можно приступать к заданию. Учебники по математике, русскому и литературному чтению должны быть индивидуальны. Кому-то удобно держать книгу вертикально на подставке, кто-то кладет ее на парту, кто-то следит за чтением с помощью закладки, другой будет делает это пальчиком. Дети, которые быстро делают задание, получают дополнительные упражнения с другой страницы.

Когда учебник приходится делить, могу возникнуть конфликты. Конечно, ситуация с одним учебником на парту учит детей договариваться. Но важнее, чтобы школьникам было комфортно на уроке, от этого зависит то, как оптимизируют вес рюкзаков за счет других вариантов.

letidor.ru

Портфель школьника

Дата создания: 2013/12/09

Автор: Соловьев Ярослав

В средней школе, и не только, у школяров в портфеле тяжести, которые подчас не унести и взрослому – учебники. Чем старше класс – тем больше сумка у ученика.

У 3-го класса тяжесть портфеля – 5 кг. Интересно, почему так много им приходится нести?. Учебники, тетради, сменная обувь и ещё раз учебники и тетради. А если прояснить обстановку с одиннадцатым классом. Дамская сумочка, два пакета с учебниками. Если взвесить учебники – 1 кг 800 г. А теперь сумочку – 2 кг 200 г. Если сложить – 4 кг. В принципе, вес нормальный. Но сумочка весит больше учебников! Напрашивается сам собой вопрос: "Что находится в сумочке одиннадцатиклассницы?" А у седьмого класса в портфелях 4 кг 500 г тетрадок и учебников. А если представить, если ученик ещё с собой несёт физкультурную форму

По данным института возрастной физиологии РАО, школьный портфель должен весить 10% от массы тела. Судя по эксперименту, многие портфели намного перегоняют эту норму.

В России так и не переняли опыта заграничных школ, где специальный школьный автобус отвозит детей в школу, а после уроков развозит их по домам. И специальные шкафчики в школах пока не практикуются. Хорошо бы, если каждый школьник положил мирно свои учебники в свой собственный шкафчик и закрыл его на ключ. Вот тогда портфели будут соответствовать норме. Или лучше, ещё меньше, потому что после восьми уроков (а именно столько их в некоторых классах) любые 100 грамм — за килограмм. В целом, вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса ученика. Например, в 11—13 лет безопасно переносить массу не более 3 кг. Для маленького ребенка носить в школу портфель весом 7 кг равносильно тому, что как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20—30.

Согласно нормам СанПиНа школьный портфель должен весить не больше:

  • 6-8 лет – 2 кг;
  • 9-13 лет – 3 кг;
  • 14 лет – 5 кг;
  • 15-16 лет – 6 кг.

А в младших классах предпочтительно, чтобы этот показатель был еще ниже. Поэтому в ранце необходимо держать только вещи, необходимые в данный учебный день. Тяжеленные ранцы могут стать причиной сколиоза и множества других болезней. Если на осла навьючить тяжеленную поклажу, он откажется ее нести. А обыкновенный школьник, «навьюченный» портфелем, только ответит: «Ничего страшного!»

Медики утверждают, что перенос таких тяжестей для ребенка не пройдет бесследно, в ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, испортит осанку, походку, а затем может привести к стойкому радикулиту. Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% от массы тела ребенка. Если ребенок, допустим, весит 27 килограммов, то вес ранца с содержимым не должен превышать 2,7 кг! Кстати, сам факт перехода на 12-летнюю программу обучения направлен на то, чтобы уменьшить нагрузку на ученика, растянув ее на 12 лет.

В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы — как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Конечно, такие нормы существуют, и их обязаны придерживаться не только издатели школьных учебников, но и сами учителя и родители. Потому что, если ребенок каждый день таскает слишком тяжелый рюкзак, это грозит не только искривлением позвоночника, но и массой других хронических заболеваний. Согласно правилам гигиенических требований для печатной продукции для детей, вес каждого учебника не должен превышать: для 1-2 классов – 300 г, 3-4 классов – 350 г, 5-6 классов – 450 г, 7-10 классов – 500 г, 11-12 классов – 600 г. Увеличение веса учебника возможно, но не больше, чем на 20%. Также не рекомендуется выпускать учебники, рассчитанные на несколько лет обучения или совмещение программ разных годов обучения.

Общая масса учебников из расчета на один учебный день в комплекте со школьными принадлежностями, без массы портфеля или ранца, не должна превышать допустимых гигиенических норм для перенесения учениками веса на расстояние до 3 километров:

  • 1-2 классы: 1,5-2 кг;
  • 3-4 классы: 2-2,3 кг;
  • 5-6 классы: 2,3-3 кг;
  • 7-8 классы: 3-3,5 кг;
  • 9-11 (12) классы: 3,5-4,5 кг.

Большинство третьеклассников предпочитает носить школьные принадлежности в портфелях. Их количество составляет 68,28%. Ношение портфеля приводит к искривлению позвоночника т.к. тяжесть по спине распределяется не равномерно. Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот – приучает его находиться в правильном положении, при этом имеет, как правило, большее количество необходимых кармашков. Рюкзак — также не лучший выбор, поскольку у него мягкая спинка. Этот вариант больше подойдет для старших школьников. Семиклассники отдали предпочтение сумке, их количество составило 53,9%; 76,9 % старшеклассников тоже предпочитают носить книги в сумке. Сумка на одной лямке, тоже является серьезной причиной искривления осанки. Таким образом, самому безопасному школьному ранцу не отдаётся предпочтение, что может повлечь за собой развитие заболеваний позвоночника у большинства опрошенных ребят.

На вопрос «Всегда ли носишь все учебные принадлежности?» 85,71% третьеклассников ответили «да». Учитывая данные эксперимента по взвешиванию ранцев, масса большинства рюкзаков со школьными принадлежностями превышает допустимую норму. Каждый день прилежно заполняя свой ранец книгами и тетрадками, второклассники перегружают свой организм, неся в школу необходимые для занятий принадлежности, причиняя при этом вред своему здоровью.76,1% семиклассников также прилежны и дисциплинированы в подготовке школьного ранца. Только 7,69% выпускников всегда приносят в школу всё необходимое. Возможность получить заболевание позвоночника снижается с переходом ребят в старшие классы.

Чаще всего сумки обновляются в старших классах. Благодаря изменениям в моде 76,9% выпускников и 53,9% семиклассников меняют сумки и рюкзаки ежегодно. Возможно ли, что кто-нибудь из этого количества ребят приобретёт ранец? В младших классах родители покупают портфели с расчётом на несколько лет.28,57% ребят получают новый ранец ежегодно. Хорошо, если родители сделают правильный выбор и купят ранец, а если нет, то заболеваний позвоночника не избежать.

Считают портфель «нелёгким грузом» 78,57% третьеклассников,46,6% семиклассников и 7, 69% выпускников. Т.е. ребята младших классов больше других подвержены риску заболеваний позвоночника!

Был проведен опрос среди учеников школы, учителей. В результате выяснилось, что масса большинства портфелей школьников с комплектом учебников и письменных принадлежностей не соответствует санитарным нормам, установленным Госсанэпиднадзором РФ. Тяжелые ранцы становятся причиной сколиоза и множества других болезней школьников.

Как учиться, чтобы не перегрузиться?

  • Не носить ничего лишнего в своих портфелях.
  • Проверять ранец ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники.

www.medroad.ru

Каким должен быть максимальный вес школьного портфеля?

Рюкзак школьника порой напоминает тот самый багаж из стихотворения Маршака. В него без труда помещаются «картина, корзина, картонка», а если приложить усилия, втиснется даже маленькая собачонка. Куда в таком случае складировать учебники, тетрадки и дневник? Да все туда же! Нынешние модели школьных ранцев предусматривают солидный запас свободного пространства. Между тем непосильная ученическая ноша не только не прибавляет ума, но и вредит здоровью ребенка.

Отечественная и зарубежная медицина давно питает неподдельный интерес к данной проблеме. Причем обеспокоены специалисты не столько содержимым школьных портфелей – здесь все более-менее понятно, – сколько их весом. По мнению ортопедов, он не должен превышать 15% от массы тела самого ребенка.

Как раз накануне грядущего учебного года этот вопрос вновь попал в зону повышенного внимания. Его актуальность подчеркнуло недавнее постановление Минздрава Республики Беларусь, согласно которому ученические ранцы станут «скромнее» на целых полкило. Документ утвердил новые весовые нормы ежедневного комплекта учебников и прочих школьных принадлежностей. Для учеников III-IV классов они составят 2 кг, V-VI – 2,5 кг, VII-VIII – 3 кг и IX-XI классов – 3,5 кг. Для школьников I и II классов сохранятся прежние требования – не более 1,5 кг. При этом должны учитываться и габариты пустого портфеля: до 700 г – для самых юных учеников, до 1 кг – для старшеклассников.

На деле же портфель среднестатистического школьника весит гораздо больше нормы и зачастую похож на снаряжение парашютиста. В отличие от старшеклассников, которые не особо утруждают себя ношением всех учебников, ученикам младшего и среднего звена приходится таскать достаточно тяжелые рюкзаки. Впрочем, нередко в них можно обнаружить вещи, абсолютно несовместимые с учебным процессом – игрушки, видавшие виды кроссовки и даже остатки вчерашнего обеда. Вперемешку с учебниками и прочей всячиной они составляют впечатляющий по своей массе груз, поднять который под силу лишь физически подготовленным ребятам.

 — Для решения проблемы в кабинетах младших школьников должны быть оборудованы индивидуальные шкафчики-ячейки или встроенные шкафы, — комментирует ситуацию Нелли Гиндюк, главный государственный санитарный врач области. – Здесь следует хранить принадлежности для учебных занятий, уроков труда и изобразительного искусства, книги для дополнительного чтения и учебные пособия.

В большинстве школ области подобные места организованы, и ученики могут оставить там часть своей ежедневной поклажи.

— Учебные принадлежности первоклашек в основном хранятся в школьном кабинете, — рассказывает Людмила Лукьянюк, учитель начальных классов СШ № 1 г. Кобрина. – Это избавляет деток от необходимости носить тяжелый портфель каждый день. Иногда родители собственноручно доставляют рюкзак ребенка к школьному порогу. А если в учреждении образования работает группа продленного дня, лишний груз, например, сменную обувь или спортивную форму, можно оставить в шкафчике. Мы, в свою очередь, стараемся уделять внимание тому, чтобы ребенок не горбился под тяжестью ученической ноши. Напоминаем родителям почаще заглядывать в портфель любимого чада. А сами ребятишки, дабы облегчить себе задачу, нередко «половинят» ежедневный учебный комплект с соседом по парте: один приносит учебник по русскому языку, другой – по математике. Подобная практика только приветствуется.

Понятное дело, никто не взвешивает портфели на входе в учреждение образования, об этом следует побеспокоиться заранее. Прежде чем отправить ребенка за новыми знаниями, родители обязаны проверить школьную сумку на предмет перевеса. А наставник во время очередного родительского собрания может лишь вновь подчеркнуть важность данного аспекта, считает Александр Жук, заместитель начальника управления образования Брестского облисполкома. Как минимум – порекомендовать мамам и папам более ответственно следить за тем, с чем ребенок идет на занятия. Ведь «лишний вес» школьного портфеля рискует отразиться на его самочувствии.

Это одна из распространенных причин появления недугов опорно-двигательного аппарата, например, искривления позвоночника. Регулярное ношение тяжелого портфеля увеличивает нагрузку на мышцы брюшного пресса, мышцы спины остаются расслабленными, а постоянный мышечный дисбаланс в итоге может спровоцировать развитие кифоза. Специалисты, кроме того, крайне не рекомендуют носить сумку на одном плече и ратуют за равномерное распределение нагрузки. Ранец должен быть за плечами и желательно с формоустойчивой спинкой.

 — Чтобы не испортить осанку ребенка, следует также обращать внимание на размеры школьных портфелей, — говорит Ольга Калиновская, врач-гигиенист отделения гигиены детей и подростков Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.Они обязаны соответствовать анатомо-физиологическим параметрам учащихся и гарантировать удобство в процессе эксплуатации. В нижней части плечевых ремней ранца должно предусматриваться приспособление, позволяющее скорректировать длину ремней в соответствии с ростом ребенка и спецификой одежды.

Облегчить непосильную ученическую ношу способны и электронные учебники. Ну чем не альтернатива традиционной стопке печатной литературы?! Ведь цифровые носители информации вмещают в себя сотни разнообразных пособий для наиболее продуктивной «дегустации» гранита науки. Да и портфель школьника без тяжеленных учебников будет выглядеть эстетично, следовательно, и осанке ребенка не повредит.

Источник информации: Нина ЛЕОНОВЕЦ, «Заря».

19.08.2014.
Теги: школа
Просмотров:
----------------------
► Присоединяйтесь к нашему каналу Telegram и сообществу Viber

По этой же теме:

 

Вам будет интересно

Возможность комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей. Это бесплатно. Присоединяйтесь!

brestcity.com

2.8. гигиенические требования к портфелям, школьным ранцам и аналогичным изделиям для детей постановление главного государственного санитарного врача РФ от 17-04-2003 51 (ред от 28-06-2010) о введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2-4-71-1-1286-03 (вместе с гигиенические требования к одежде для детей подростков и взрослых товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующим с кожей человека- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы- СанПиН 2-4-71-1-1286-03) (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главного государственного санитарного врача РФ от 17-04-2003 51 (ред от 28-06-2010) О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ... Актуально в 2018 году

2.8.1. Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий (далее - изделия) для обучающихся начальных классов должен быть не более 600 - 700 грамм, для обучающихся средних и старших классов - не более 1000 грамм.

2.8.2. Изделия для детей начальных классов должны быть снабжены формоустойчивой спинкой.

2.8.3. Размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил (таблица 5):

Таблица 5

Требования, предъявляемые к размерам изделий для обучающихся начальных классов

Показатели Безопасный уровень <*>, мм
Длина (высота) 300 - 360
Высота передней стенки 220 - 260
Ширина 60 - 100
Длина плечевого ремня, не менее 600 - 700
Ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 - 450 мм), не менее 35 - 40

<*> Допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.

2.8.4. Портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям настоящих санитарных правил по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям (пункты 2.8.5 - 2.8.8).

2.8.5. Требования к органолептическим показателям:

интенсивность запаха изделий не должна превышать 2 баллов.

2.8.6. Требования к физико-гигиеническим показателям:

Уровень напряженности электростатического поля на поверхности изделия не должен превышать 15 кВ/м.

2.8.7. Изделия должны отвечать требованиям настоящих санитарных правил по санитарно-химической безопасности (Приложение 5).

2.8.8. Оценка токсиколого-гигиенических показателей изделий проводится по индексу токсичности или по местному кожно-раздражающему действию.

Требования к токсиколого-гигиеническим показателям:

а) соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы изделий не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия;

б) индекс токсичности изделий, определяемый в воздушной среде, должен быть от 80 до 120% включительно. Значение индекса токсичности, определяемого с помощью люминесцентного бактериального теста, должно быть меньше 20%.

---

www.zakonprost.ru

Сколько должны весить ранец и учебники? — Наша городская газета — Новоуральск

Главная » Материалы » ИСТОРИЯ » Сколько должны весить ранец и учебники?

Начался новый учебный год. С чем ребенок пошел в школу? Что ему подходит больше – просто ранец или красивая дизайнерская детская сумка? Последствия этого выбора ученик испытывает, что называется, на собственной спине… Как сделать правильный выбор между сумкой и ранцем? Сколько должны весить учебники и школьные принадлежности?

Учебники, тетради и необходимые пособия целесообразно носить в ученическом ранце, а не в сумках, портфелях и т.п. Ношение книг и прочих принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Более того, не затрудняется работа органов дыхания и системы кровообращения.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4-х классов не должен превышать  700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5 см) и быть достаточно формоустойчивым, обеспечивать плотное прилегание к спине ученика и равномерное распределение веса.

Ранец может иметь одно или два отделения с карманом либо вкладышем: основное – для книг и тетрадей, меньшего размера – для ручек, карандашей и т.п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены посредине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером его одежды.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1-2-х классов не должен превышать 1,5 кг, 3-4-х классов – 2 кг, 5-6-х классов – 2,5 кг, 7-8-х классов – 3,5 кг, 9-11-х классов – 4 кг.

Вес каждого издания (учебника, тетради и т.п.) для 1-4-х классов не должен превышать 300 г, 5-6-х классов – 400 г, 7-9-х классов – 500 г, 10-11-х классов – 600 г. Увеличение веса изданий допускается максимум на 10% (в соответствии с СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования»).

Уважаемые родители! При выборе школьных принадлежностей отдавайте предпочтение качеству и полезности, а не модным тенденциям. Берегите здоровье своих детей.

Мария МАНТОРОВА,

начальник отдела Регионального управления №31 ФМБА России

 

 

 

 

Комментарии:

Написать комментарий

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

www.ngg44.ru

Ранец и здоровье

Дата создания: 2013/12/29

Автор: Кирясов Кирилл

«Сколько должен весить школьный ранец?»

На этот вопрос взрослые отвечают обычно себе сами, определяя вес рюкзака на вскидку. Если ребёнок не скорчился, поднимая его с пола, а взрослый человек поднял его как пушинку – ещё не значит, что вес школьного портфеля приемлем для ребёнка.

Для школьника рекомендуется специальный ученический ранец. Нельзя заменять его сумкой, портфелем, дипломатом или столь модным сегодня рюкзаком с одной лямкой, который носится на одном плече. Желательно приобрести ранец с двумя лямками. Ведь именно в период начальной школы позвоночник ребёнка особенно восприимчив ко всяким ненормированным нагрузкам.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 4-5 кг, что 2 раза превышает допустимые нормы. Это связано с неправильным выбором портфеля (вес которого превышает норму), не умение многих учеников пользоваться портфелем (ношение лишних вещей), а также несоответствие веса некоторых учебников гигиеническим нормам. С 1998 года введены в действие санитарные нормы и правила, в которых регламентирован вес учебника для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся 1-4 классов – 300 -500 гр.

Был проведен эксперимент во 2 и 3 классе. В эксперименте участвовало 16 третьеклассников и 22 второклассника. Всего 38 младших школьников. План эксперимента включал в себя:

  • Определить собственный вес школьников.
  • Определить «правильный вес» портфеля и сравнить с его реальным весом.
  • Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учащихся и сравнить с санитарными нормами.
  • Проверить вес учебников и сравнить их с гигиеническими нормами.
  • В течении недели наблюдать за изменениями веса ранца в связи с учебными нагрузками и составить диаграмму этой зависимости.
  • Измерить рост учащихся без портфеля и рост учащихся с ранцем за спиной и выяснить: влияет ли тяжесть портфеля на рост ученика.
  • Дать рекомендации учащимся, родителям.

Проверка соответствия веса портфеля гигиеническим нормам

Для каждого ученика определяется «правильный» вес портфеля по формуле:

Рп = Ру * 10 : 100,

где Рп- вес портфеля ученика, Ру – собственный вес ученика.

Средний показатель правильного веса ранца равен 3 кг, а средний показатель реального веса ранца составляет 4 кг. Даже средние показатели веса ранца не соответствуют норме.

Соответствие веса «пустого портфеля» санитарным нормам

Нужно было взвесить портфель без школьных принадлежностей у младших школьников и сравнили с гигиеническими нормами.

Соответствие веса учебников принятым санитарным нормам

Определяется вес каждого учебника, дневника, тетради, пенала с канцелярскими принадлежностями и сравниваются с гигиеническими нормами. В ходе эксперимента стало известно, что практически все учебники соответствуют гигиеническим нормам (не более 300 гр.), но нашлись и «нарушители» - учебники по английскому языку (500 гр. 2 кл. и 400 гр. 3 кл.) и математике (400 гр. 2 кл. и 500 гр. 3 кл.). Наблюдение за изменениями веса ранца в течении недели в связи с учебными.

Определение веса портфеля каждый день рабочей недели и наблюдение за изменениями веса портфеля

Выясняется, как влияет тяжесть портфеля на рост ученика. Измеряется с помощью ростомера рост учеников, а затем измеряется рост тех же учеников, но за плечами у них был тяжелый ранец. В результате измерений стало известно, что под тяжестью портфеля рост ученика уменьшается на 0,5 – 2 см. Позвоночник под тяжестью портфеля сжимается, что приводит к его искривлению позвоночника.

На основании исследований можно дать рекомендации:

  • Ученикам:
    • Чтобы спина не была кривой, носить портфель свой за спиной.
    • Школьный ранец должен плотно прилегать к обоим плечам и оканчиваться у костей таза.
    • Ранец тяжёлый не надо носить, чтоб сколиоз не получить.
    • Проверять ранец ежедневно и не забывать вытаскивать и него ненужные учебники.
    • Не носить лишние предметы в ранце.
    • Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник.
    • Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди.
    • Необходимо соблюдать баланс между правой и левой сторонами.
    • Ранцы необходимо носить только на обоих плечах, помогая себе руками.
    • При поднимании по ступенькам и преодолении небольших препятствий нужно уметь снимать нагрузку со спины: обхватить рамки и слегка потянуть их вперед, переднюю часть туловища слегка согнуть.
    • Для того чтобы безопасно для спины снимать и надевать тяжелые ранцы, можно использовать стол, скамью или стул.
    • Обязательно нужно тренировать мышцы спины, живота и туловища - наиболее важные помощники позвоночника.
  • Родителям:
    • не покупать тяжелые ранцы!
    • Ежедневно помогать ребёнку правильно собирать ранец согласно расписанию, следить, чтобы в нём не было лишних вещей.
    • Тетради, дневники и прочее покупать не в тяжёлых картонных ламинированных обложках, а в облегчённых.

www.medroad.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *