В чем состоит общественно значимая функция транспорта – , —

Содержание

Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны

Транспорт (лат. transporto— перемещаю) представляет собой от­расль производства, которая обеспечивает жизненно необходимую потребность общества в перемещении грузов и пассажиров в про­странстве и во времени.

Транспорт определяют как совокупность подвижного состава, спе­циально под него приспособленных путей сообщения и комплекса технических инженерных устройств и сооружений, обеспечивающих их нормальное функционирование.

Подвижной состав — это транспортные средства, в которых раз­мещается груз или находятся пассажиры. На автомобильном транс­порте это автомобили, прицепы, полуприцепы; на железнодорожном транспорте — локомотивный парк (паровозы, тепловозы, электро­возы), вагоны грузовые и пассажирские; на водных видах транспор­та — суда, баржи и буксиры; на воздушном траспорте — самолеты, вертолеты и дирижабли.

Специально приспособленные пути сообщения

— это пути, пред­назначенные и оборудованные для движения подвижного состава конкретного вида транспорта, т.е. автомобильные дороги, железно­дорожные пути, водные и воздушные пути.

Комплекс технических инженерных устройств и сооруже­ний — это грузовые и пассажирские станции, терминалы, хабы[1], пун­кты погрузки и разгрузки грузов, ремонтные заводы и мастерские, заправочные станции, средства связи и сигнализации, системы управ­ления и т.п. Наиболее сложный комплекс у железнодорожного транс­порта, что связано с его конструктивными особенностями и техноло­гией производства процесса транспортировки грузов и пассажиров.

Все отрасли экономики, включая добывающую, перерабатываю­щую промышленности, сельское хозяйство, связь, энергетику, об­служиваются транспортом. В связи со сложностью организации про­цесса перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во време­ни транспорт рассматривается как самостоятельная сложная систе­ма. Транспорт при всей его самостоятельности является обслужи­вающей экономику отраслью. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает развитие и удовлетворение различных от­раслей экономики, а в современных условиях особенно остро вста­ет вопрос не просто о перемещении грузов и пассажиров в про­странстве, но и о соблюдении сроков доставки, установленных за­казчиком перевозок.

Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя продук­ции отдельных отраслей экономики, необходимой для его работы.

Транспорт обязан своевременно доставить требуемую продукцию от производителя к потребителю, не допустить порчи и потери гото­вой продукции и сырья, сократить время омертвления материальных средств, находящихся в процессе транспортировки. При перевозке пассажиров транспорт обязан обеспечить комфортные условия и своевременность доставки при минимальной стоимости перемеще­ния людей.

Поскольку транспорт отрасль обслуживающая, то его темпы раз­вития должны идти с опережением потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются наиболее целесообраз­ными видами резерва, так как при их отсутствии тормозится разви­тие отраслей экономики. Если не вывезен своевременно в сферу по­требления готовый продукт, то невозможно вернуть вложенные в продукт материальные средства.

Роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пас­сажиров, он выступает как катализатор активности экономики, свя­зывая производство и потребление и расширяя их масштаб, т.е. ак­тивно воздействует на процесс расширенного воспроизводства. Транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики, до­ставляя сырье из добывающей промышленности в перерабатываю­щую, а затем вывозя готовую продукцию к месту ее потребления. Только транспорт может обеспечить циркуляцию товаров путем их перемещения из сферы производства в сферу потребления.

Уровень развития страны определяется уровнем развития и со­стоянием транспорта. Значение транспорта многосторонне.

Экономическое значение транспорта состоит в том, что он объ­единяет все отрасли экономики, обеспечивает их развитие, связь и координацию. Транспорт, как сказано ранее, является единственным способом, обеспечивающим циркуляцию товаров.

Интересна роль транспорта в развитии туризма, как экономиче­ской отрасли, на которой отдельные страны строят свой государ­ственный бюджет (Греция, Италия, Египет, Тунис и др.). В индустрии туризма задействованы все виды транспорта. Для экскурсионного обслуживания широко применяется автомобильный транспорт. При этом под туризмои понимается длительность транспортного обслу­живания людей более суток, а под экскурсией менее суток.

Политическое значение транспорта состоит в возможности ма­неврировать ресурсами, оперативно разрешать любые нештатные ситуации, что и обеспечивает устойчивость государства. Такая роль особенно важна для организации помощи регионам, терпящим сти­хийные бедствия.

Культурное значение транспорта — это возможность распро­странения с его помощью различных ценностей для повышения куль­туры и образования населения. При этом сам транспорт также ста­новится элементом культуры: во многих странах мира получили раз­витие музеи различных видов транспорта, выставки достижений транспорта и т. п. Транспорт обеспечивает познавательный туризм.

Социологическое значение транспорта заключается в эконо­мии времени, облегчении труда и повышении его производительно­сти, так как при некачественном транспортном обслуживании тру­довых поездок (поездки на место приложения труда) человек снижа­ет работоспособность на 10… 12 %. Транспорт способствует органи­зации досуга населения для восстанавления работоспособности.

Научное значение транспорта состоит в том, что он ставит пе­ред наукой сложные задачи для возможности предоставлять услуги более качественно и с меньшей стоимостью. Отдельные задачи транс­порта до сих пор не решены наукой. Например, нет окончательного решения многих экологических проблем, которые создает транспорт, не построена математическая модель такой сложной, стохастичной и неустойчивой системы, как транспортная, так как требует учета очень большого количества факторов. На сегодняшний день есть мо­дели лишь отдельных составляющих общей системы.

Оборонное значение транспорта заключается в возможности быстрой передислокации населения, войск и производства в случае военных действий и при чрезвычайных ситуациях. Примером мо­жет служить перемещение заводов по производству военной техни­ки в начале Великой Отечественной войны из европейских регио­нов СССР в Зауралье и эвакуация населения в восточные регионы страны и среднеазиатские республики. Это дало возможность со­хранить жизнь населению и обеспечить победу нашей страны над Германией.

Значение спортивных достижений для развития транспор­та. На всех видах транспорта создается специализированный под­вижной состав, на котором отрабатываются различные конструктив­ные особенности, позволяющие, прежде всего, добиваться повыше­ния скоростей. Это гоночные автомобили, катера и др. При усовер­шенствовании отдельных узлов конструкции на скоростном подвиж­ном составе такие детали затем применяются в серийном производ­стве транспортных средств.

Специфическое значение транспорта. Отдельные виды транс­порта, например, воздушный, способны выполнять специальные ра­боты для некоторых отраслей экономики. Примером могут служить подъем вертолетами строительных тяжеловесных и крупногабарит­ных конструкций при возведении высотных зданий, внесение удо­брений для сельхозугодий; переработка рыбы на судах во время перевозки; расширение фарватера (гол. uaarivater, иагеп — двигать­ся, плавать и

water— вода, т.е. безопасный проход по водному про­странству, характеризующийся достаточной глубиной) дноуглуби­тельными судами и др.

Управлением всеми видами транспорта занимается Министерство транспорта Российской Федерации (федеральное министерство). Его функции — выработка государственной политики, нормативно­правовое регулирование, стратегическое развитие, организация ра­боты, разработка технической политики и др.

В состав министерства входят департаменты железнодорожного транспорта, гражданской авиации, автомобильного и городского пас­сажирского транспорта, морского и речного транспорта, дорожного хозяйства, международного сотрудничества, имущественных отно­шений и территориального планирования, транспортной безопас­ности и специальных программ, правового обеспечения и законо­проектной деятельности, программ развития, экономики и финан­сов. Заметим, что трубопроводный транспорт подчиняется министер­ству нефтяной промышленности, в состав которого входит главное управление по транспортировке и поставке нефти.

Управление непосредственно транспортным процессом перевоз­ки грузов или пассажиров на любом виде транспорта имеет свою специфику. Последовательность построения управленческих реше­ний показана на рис. 1.1.

Информация поступает в виде заявки (разовые перевозки) или договора (более длительные перевозки) от заказчика о потребности в транспортном обслуживании. В заявке указывается месторасполо­жение отправителя и получателя груза, объем и структура груза, ча­стота и время поставки, особенности принятия груза и другие поже­лания заказчика. Кроме того, на предприятие должна поступать те­кущая информация от грузовладельцев, гидрометеоцентра, ГИБДД о состоянии дорожно-транспортных сетей.

Рис. 1.1. Схема управления эксплуатационной деятельностью транспортного предприятия

 

Цель и задачи — это общая политическая линия в экономике дан­ного предприятия (завоевания определенного сегмента рынка, ис­пользование определенных типов подвижного состава, расширенное предложение услуг, наращивание объемов и т.д.).

Планирование зависит от сроков взаимодействия с заказчиком — от оперативно-суточного до годового.

Принятие решений происходит на основе планирования и теку­щей информации.

Исполнение решений и контроль является самым ответственным элементом системы управления, которая обеспечивается прямой и обратной связью со всеми участниками процесса перевозки, главным из которых является водитель. Контроль на линии осуществляется с помощью информационных систем, а после выполнения перевоз­ки — по показаниям таких приборов, как спидометр и тахограф. Нуж­но заметить, что информация на тахограмме принимается как веще­ственное доказательство при разборе сбойных ситуаций в суде.




infopedia.su

2. Транспортная система. Общая характеристика транспорта

2.1. Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

Э

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов. Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

ТРАНСПОРТ (от латинского transport – перемещаю) – отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, прицепы, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локо- мотивы и т. д.).

Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транс- порта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и т. д.).

Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации.

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка, продает свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, так как он создает национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

В настоящее время практически ни один вид транспорта (кроме автомобильного) не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта.

Организация работы такого комплекса, как Единая транспортная система, является сложной и важной для экономики страны задачей.

Особенности транспорта

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки, который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажи- ров неотъемлема от процесса транспортного производства, ее нельзя накопить (создать ее запасы), поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от промышленности и сельского хозяйства – на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень ее цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно воздействует на окружающую среду – его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40 %. Основную долю загрязненности дает автомобильный транспорт (около 80 %).

studfiles.net

Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны

Количество просмотров публикации Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны — 7415

Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

Рисунок 1.1 – Структура экономики.

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в делœе обороны страны, в освоения новых экономических районов.

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

ТРАНСПОРТ(отлатинскогоtransportoперемещаю) — отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщенияэто подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, желœезнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)

— Технические устройства и сооружения— это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.

Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населœению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и населœение. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства: во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) в связи с этим проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, в связи с этим оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсœеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её

себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию топливо и электроэнергию составляют почти половину всœех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства — на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду — его доля в общем валовом выбросœе в атмосферу от всœех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости базовых фондов транспорта.

Значение транспорта:

1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.

2. Социально- политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населœения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.

3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на желœезнодорожный транспорт.

4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .

Сегодня практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме ʼʼот двери до двериʼʼ. В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта͵ к примеру, автомобильный, желœезнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Сегодня взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. По этой причине в создании единой транспортной системы заинтересованы всœе виды транспорта. Схема примера смешанной перевозки представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Схема перевозки груза несколькими видами транспорта

Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и крайне важно й для экономики страны потребностью

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континœентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.

Общая протяжённость мировой транспортной сети всœех видов транспорта составляет 31 млн км, в т ч 25 млн км — наземных путей сообщения. Из них 86% — автомобильные дороги, желœезные дороги — 7%, трубопроводы- 4%

судоходные речные пути, включая каналы озёра и водохранилища -3%.

Таблица 1.1 — Место транспортной системы России в общемировой транспортной системе
Показатели Транспортная система России Общемировая транспортная система
Населœение, млн чел. 144,5
Площадь территории, млн км
Общая протяжённость наземных путей сообщения, тыс.км
Плотность транспортной сети, км./тыс.км
Грузооборот (без трубопроводного транспорта), млрд.т.км 18-20 >8 000
Доля транспортной составляющей в ВВП

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют всœе районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Οʜᴎ связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в базовых производственных фондах страны – 27%. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте — 8%. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18%, электроэнергии — 6%, лесоматериалов — 10%, чёрных металлов — 4% .

Таблица 1.2 – Основные показатели видов транспорта

Виды транспорта Объём перевозок грузов, % Грузооборот, % Средняя дальность, км
Желœезнодорожный общего пользования 9,30% 37,70%
Желœезнодорожный необщего пользования 29,50% 0,76% 8,6
Автомобильный 52,0% 3,80% 24,3
Речной 1,05% 1,90%
Морской 0,34% 3,17%
Воздушный 0,01% 0,07%
Трубопроводный 7,80% 52,60%

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста͵ повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населœения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объёмных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населœения, а во многих случаях для части населœения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населœения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населœения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателœей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населœения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов должна быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.

В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.

Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта͵ но и всœего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделœений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всœеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объёмов производства и повышения уровня жизни населœения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всœестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.

referatwork.ru

В чем состоит общественно значимая функция транспорта


Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА

Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.

Рисунок 1.1 – Структура экономики.

От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.

ТРАНСПОРТ (отлатинского «transporto» — перемещаю) — отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)

Технические устройства и сооружения— это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.

Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства:

Во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.

Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.

В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства — на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.

Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду — его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).

Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.

Значение транспорта:

1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.

2. Социальнополитическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.

3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.

4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .

В настоящее время практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.

В настоящее время взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта. Схема примера смешанной перевозки представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Схема перевозки груза несколькими видами транспорта

Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и необходимой для экономики страны потребностью

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.

Общая протяжённость мировой транспортной сети всех видов транспорта составляет 31 млн км, в т ч 25 млн км — наземных путей сообщения. Из них 86% — автомобильные дороги, железные дороги — 7%, трубопроводы — 4% судоходные речные пути, включая каналы озёра и водохранилища — 3%.

Таблица 1.1 — Место транспортной системы России в общемировой транспортной системе
ПоказателиТранспортная система РоссииОбщемировая транспортная система
Население, млн чел.144,5 
Площадь территории, млн км  
Общая протяжённость наземных путей сообщения, тыс.км  
Плотность транспортной сети, км./тыс.км  
Грузооборот (без трубопроводного транспорта), млрд.т.км18-20>8 000
Доля транспортной составляющей в ВВП  

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны – 27%. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте — 8%. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18%, электроэнергии — 6%, лесоматериалов — 10%, чёрных металлов — 4% .

Таблица 1.2 – Основные показатели видов транспорта

Виды транспортаОбъём перевозок грузов, %Грузооборот, %Средняя дальность, км
Железнодорожный общего пользования9,30%37,70% 
Железнодорожный необщего пользования29,50%0,76%8,6
Автомобильный52,0%3,80%24,3
Речной1,05%1,90% 
Морской0,34%3,17% 
Воздушный0,01%0,07% 
Трубопроводный7,80%52,60% 

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.

Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.

Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.

Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.

В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.

Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:



Source: studopedia.ru

По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересны

 

Нравится Добавить комментарий

travelel.ru

Значение транспорта

1. Экономическое значение заключается в обеспечении сообщения между отдельными регионами мира (как внутри одной страны, между отдельными ее регионами, так и в международном сообщении, между отдельными государствами или их регионами друг с другом). При этом транспорт выступает одновременно работодателем для множества людей (по разным оценкам в транспортной отрасли задействовано до 10 % трудоспособного населения планеты, поэтому перевозочный процесс расценивается как самый трудоемкий), и потребителем материальных ресурсов (до 60 % нефтепродуктов, 20 % мирового производства стали, 70 % синтетического каучука, 80 % свинца, 40 % лакокрасочных изделий потребляется именно транспортом). Транспортные средства выполняют роль «склада на колесах», в любой момент времени на них аккумулировано порядка 25–30 миллионов тонн различных грузов.

2. Социальное значение сводится к повышению работоспособности и производительности труда граждан за счет снижений транспортной усталости при ежедневных поездках (как показывает практика, производительность труда снижается до 10-15%, если время поездки превышает 40 минут, и еще больше, если время ожидания транспорта более 15 минут). Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение. Транспортная доступность мест досуга повышает уровень культуры и образованности населения, способствует лучшему восстановлению после работы (с большей вероятностью человек отправится в театр или кино, чем останется дома, если до пункта назначения можно будет комфортно и быстро добраться).

3. Оборонное значение заключается в переброске войск, продуктов снабжения, а также населения и производственных мощностей в военное время. 95 % воинских перевозок приходится на железно-дорожный транспорт.

4. Политическое значение состоит в том, что транспорт физически объединяет нацию, формируя экономические связи между отдельными регионами страны и народами, проживающими на ее территории. Развитие транспортных систем, в т. ч. международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций.

5. Научное значение проявляется в постановке перед наукой новых задач и требований в области совершенствования техники и технологий.

Место транспорта России в мировой транспортной системе

Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50–60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся 5–10 км. Общая протяженность мировой транспортной сети всех видов транспорта (без морских путей) составляет 37 млн км, в т. ч. протяженность автомо- бильных дорог – 24 млн км, железнодорожных путей – 1,25 млн км, трубопроводов – 1,9 млн км, воздушных путей – 9,5 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78 % общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота.

Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте – автомобильный. Структура мирового грузооборота и пассажирооборота представлена на рис. 1.

Рисунок 1 – Структура мирового грузо- и пассажирооборот

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны – 27 %. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте – 8 %. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18 %, электроэнергии – 6 %, лесоматериалов – 10 %, черных металлов – 4 %.

Основные характеристики видов транспорта в Российской Федерации представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные показатели видов транспорта

Вид транспорта

Объем перевозок грузов, %

Грузооборот, %

Средняя дальность, км

Железнодорожный общего пользования

9,30%

37,70%

1217

Железнодорожный необщего пользования

29,50%

0,76%

8,6

Автомобильный

52,0%

3,80%

24,3

Речной

1,05%

1,90%

589

Морской

0,34%

3,17%

3612

Воздушный

0,01%

0,07%

2700

Трубопроводный

7,80%

52,60%

2312

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будет только возрастать.

studfiles.net

Глава 1. Роль транспорта в развитии российской экономики

1.1 Понятие транспорта и его значение

пассажирский транспорт экономика

Прогресс человеческого общества и цивилизации невозможно представить без развития транспорта. Если под термином «транспорт» понимать, прежде всего, процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни производство продуктов питания, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.

С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых нужда в транспорте повысилась еще больше, чем ранее. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.

Транспорт (от лат. trans — «через» и portare — «нести») – совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.

Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.

Известный русский филолог Сергей Иванович Ожегов даёт следующую трактовку понятия «Транспорт». Транспорт — это отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств.

Роль и значение транспорта очень велика.

Экономическая роль

Экономическая роль транспорта состоит прежде всего в том, что он является ограниченным звеном любого производства и материальной базой для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Образно говоря, транспорт – это кровеносная система государства. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств. Представляя собой часть производительных сил, он служит переменным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда. Он выступает фактически в качестве пионера при формировании территориально-производственных комплексов, особенно в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Транспорт – важный фактор в экономической интеграции между странами, а также в международной торговле.

Экономика страны в целом напрямую зависит от способности транспортно-промышленного комплекса удовлетворить запросы внутреннего и внешнего рынка.

Политическое значение

С помощью транспорта осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между народами, народностями и этническими группами страны, что особенно ярко проявляется во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, неурожаев, и т. п.). Развитие транспорта имеет большое политическое значение, поскольку символизирует и олицетворяет статус государства на международном рынке, способствует созданию международных связей, объединению городов, областей, государств.

Социальное значение

Необходимо помнить, что помимо экономического и политического значения транспорта эта отрасль в огромной степени удовлетворяет потребности населения. Различные виды транспорта, а именно: наземный, подземный, водный и воздушный, позволяют обеспечить трудовые и бытовые поездки людей, в облегчении их физического труда, в частности, при перемещении значительных объемов материалов в процессе производства и в быту. Другими словами можно сказать, что основополагающая роль транспорта заключается в экономии времени населения, затрачиваемого на преодоление расстояния между пространственно разобщенными элементами города. Транспорт, экономя время и силы человека, дает возможность значительно увеличить радиус осуществления контактов, необходимых для обмена деловой, научной и культурной информацией. Обеспечивая своевременную доставку работающих к местам приложения труда, транспорт влияет на нормальное функционирование отраслей хозяйственного комплекса. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляет людям оздоровительные зоны и природные богатства не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает территориальную доступность к курортам с целебными источниками и климатом, а также специализированным медицинским центрам в столицах республик и в крупнейших городах. С помощью транспорта осуществляется доставка врачей и специалистов в любой пункт, где требуется помощь.

Культурная функция

Транспорт – это перевозка огромного количества туристов. Посещаемость, изучение и ознакомление с исторической и духовной жизнью городов напрямую зависит от транспорта. И здесь важную роль играют перевозки людей не только из-за границы, но и из других регионов страны. Учитывая потребности туристов, транспортная отрасль обеспечивает им посещение исторических мест, памятников, музеев и культурных центров при помощи наземного и водного транспорта.

Оборонное значение

Безопасность и жизнь граждан страны неразрывно связана с транспортом, и для обеспечения безопасности людей, транспорт помимо социальных услуг носит и оборонное значение. Защита воздушных, водных и сухопутных границ напрямую зависит от использования транспорта. Сюда включается: перевозка и доставка боевой техники, энергоресурсов и средств обеспечения военнослужащих. Также транспорт дает возможность достичь пунктов назначения в кратчайшие сроки.

studfiles.net

Значение пассажирского транспорта в жизни общества — Транспортные системы — Публикации

Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль.

Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человека опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.

Уже на ранних этапах развития человека общественные отношения требовали объединения людей во времени и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Так возникли населенные пункты. Со временем территориальное расширение населенных пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения людей от места проживания к месту временного пребывания. Разрешение этого противоречия обеспечил городской пассажирский транспорт.

Пассажирское сообщение между отдельными населенными пунктами постоянно развивалось. Усиление транспортных и экономических связей между соседними населенными пунктами привело к возникновению более крупных сообществ, сформировавшихся в отдельные регионы и государства. Между регионами и государствами также развивались транспортные связи.

Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов.

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) — народно-хозяйственный комплекс, осуществляющий перевозки людей и грузов. По объекту перевозки различают транспорт пассажирский и грузовой. Пассажирский транспорт — часть единой транспортной системы. Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных видах сообщения. Перевозки людей могут осуществляться как на профессиональной основе, так и самостоятельно гражданами в личных (бытовых) целях. Мы будем рассматривать пассажирские перевозки на профессиональной основе. Такие перевозки могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие перевозки выполняются перевозчиком с целью получения экономического результата (выгоды) и подразделяются на перевозки транспортом общего пользования и технологические перевозки. Некоммерческие перевозки выполняются гражданами с целью удовлетворения личных (бытовых) потребностей, а также организациями в интересах государственной или муниципальной службы (перевозка военнослужащих, милиционеров, чиновников и т.д.).

По среде, используемой для движения, и технической основе пассажирский транспорт подразделяют на наземный, водный, воздушной, а также транспорт, использующий искусственно созданную среду. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров. В городах также широко используется городской электрический транспорт. Транспортные средства (подвижной состав) автомобильного транспорта включают в себя автомобили различного назначения, прицепы к ним и мотоциклы. По назначению коммерческие автомобили подразделяют на пассажирские (легковые автомобили и автобусы), грузовые (различаются по типу кузова) и специальные (различаются по функциональному признаку: пожарные, мастерские, автокраны и др.). Пассажирские автомобили преобладают в составе автомобильного парка.

Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках. Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению (а не к производственной сфере, как ошибочно указано в ряде старых литературных источников).

Общественные отношения, возникающие и складывающиеся между различными участниками (субъектами) транспортной деятельности в области пассажирских перевозок, представляют собой транспортные отношения. Основные субъекты таких транспортных отношений — пассажиры — физические лица, использующие транспортные средства с целью передвижения, но не осуществляющие при этом функций по управлению данными транспортными средствами или иных служебных функций, связанных с поездкой.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие перевозки пассажиров, являются перевозчиками (транспортными операторами) Органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие полномочия и функции регулирования деятельности пере возчиков, установленные действующим законодательством, так же являются участниками транспортных отношений.

В рассматриваемых транспортных отношениях предметом деятельности выступает перемещение пассажира из одного пункта в другой. Пассажир может перевозить ручную кладь и багаж. Вещи пассажиров относятся к ручной клади или багажу в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации Традиционно при изучении перевозок пассажиров рассматривают также и перевозку почтовых отправлений.

Человек может совершать необходимые передвижения пешком либо с использованием средств транспорта. Транспорт следует рассматривать как своеобразный «усилитель» способности людей к передвижению.

Идея использования «усилителя» различных способностей человека применяется достаточно широко — от примитивного рычага до современного компьютера. Для пассажиров пользование транспортом связано, прежде всего, с экономией времени и сил, затрачиваемых на передвижение. Так, скорость пешехода в городе составляет 4 км/ч (для городов с населением свыше 1 млн. жителей — 5 км/ч). Скорость движения городского автобуса составляет около 20 км/ч, поэтому передвижение ускоряется в 5 (4) раз.

Повышение скорости движения транспортных средств расширяет так называемый радиус доступности — расстояние, на которое целесообразно производить перемещение по совокупности ограничений социального, экономического, медико-физиологического, психологического и другого характера. Сэкономленное время используется людьми для отдыха, развития личности, получения дополнительного заработка, воспитания детей и других лично и социально значимых целей.

При пользовании транспортом пассажир меньше устает, сокращаются расходы на покупку обуви ввиду меньшего ее износа.

Вместе с тем, при снижении качества транспортного обслуживания ниже допустимых пределов, пассажирский транспорт может стать причиной так называемой транспортной усталости. Исследованиями ученых установлено, что ежедневные затраты времени на транспортные передвижения не должны превышать 1 ч 6 мин. В противном случае у пассажиров возможно появление различных физиологических расстройств. Установлено также, что каждые 10 мин, проведенные в переполненном подвижном составе городского транспорта, приводят к снижению производительности труда рабочих-сдельщиков в среднем на 4 %. У лиц с повременной системой оплаты производительность труда снижается еще больше. Поэтому при организации пассажирских перевозок особое внимание следует обращать на обеспечение надлежащего качества транспортного обслуживания населения, снижение транспортной усталости.

Большинство людей ежедневно затрачивает на транспортные передвижения значительное время. Прежде всего, это касается жителей городов, в которых проживает около 68 % россиян, а также жителей пригородных зон. Ежедневные затраты времени на поездки увеличиваются с ростом численности населения городов, достигая в городах-гигантах (свыше 1 млн. жителей) двух и более часов. Работники сельского хозяйства также тратят значительное время на поездки из дома к месту работы (на поле, ферму) и обратно. Свободное время работающего человека составляет примерно 7 ч в сутки (8 ч — работа и 9 ч — сон и личное время). Следовательно, при средних затратах времени на поездки 1 ч 30 мин в сутки, транспорт «забирает» более 1/5 свободного времени.

librets.3dn.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *