Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны
Транспорт (лат. transporto— перемещаю) представляет собой отрасль производства, которая обеспечивает жизненно необходимую потребность общества в перемещении грузов и пассажиров в пространстве и во времени.
Транспорт определяют как совокупность подвижного состава, специально под него приспособленных путей сообщения и комплекса технических инженерных устройств и сооружений, обеспечивающих их нормальное функционирование.
Подвижной состав — это транспортные средства, в которых размещается груз или находятся пассажиры. На автомобильном транспорте это автомобили, прицепы, полуприцепы; на железнодорожном транспорте — локомотивный парк (паровозы, тепловозы, электровозы), вагоны грузовые и пассажирские; на водных видах транспорта — суда, баржи и буксиры; на воздушном траспорте — самолеты, вертолеты и дирижабли.
Специально приспособленные пути сообщения
Комплекс технических инженерных устройств и сооружений — это грузовые и пассажирские станции, терминалы, хабы[1], пункты погрузки и разгрузки грузов, ремонтные заводы и мастерские, заправочные станции, средства связи и сигнализации, системы управления и т.п. Наиболее сложный комплекс у железнодорожного транспорта, что связано с его конструктивными особенностями и технологией производства процесса транспортировки грузов и пассажиров.
Все отрасли экономики, включая добывающую, перерабатывающую промышленности, сельское хозяйство, связь, энергетику, обслуживаются транспортом. В связи со сложностью организации процесса перемещения грузов и пассажиров в пространстве и во времени транспорт рассматривается как самостоятельная сложная система. Транспорт при всей его самостоятельности является обслуживающей экономику отраслью. На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает развитие и удовлетворение различных отраслей экономики, а в современных условиях особенно остро встает вопрос не просто о перемещении грузов и пассажиров в пространстве, но и о соблюдении сроков доставки, установленных заказчиком перевозок.
Транспорт одновременно выступает и в роли потребителя продукции отдельных отраслей экономики, необходимой для его работы.
Транспорт обязан своевременно доставить требуемую продукцию от производителя к потребителю, не допустить порчи и потери готовой продукции и сырья, сократить время омертвления материальных средств, находящихся в процессе транспортировки. При перевозке пассажиров транспорт обязан обеспечить комфортные условия и своевременность доставки при минимальной стоимости перемещения людей.
Поскольку транспорт отрасль обслуживающая, то его темпы развития должны идти с опережением потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются наиболее целесообразными видами резерва, так как при их отсутствии тормозится развитие отраслей экономики. Если не вывезен своевременно в сферу потребления готовый продукт, то невозможно вернуть вложенные в продукт материальные средства.
Роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов и пассажиров, он выступает как катализатор активности экономики, связывая производство и потребление и расширяя их масштаб, т.е. активно воздействует на процесс расширенного воспроизводства. Транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики, доставляя сырье из добывающей промышленности в перерабатывающую, а затем вывозя готовую продукцию к месту ее потребления. Только транспорт может обеспечить циркуляцию товаров путем их перемещения из сферы производства в сферу потребления.
Уровень развития страны определяется уровнем развития и состоянием транспорта. Значение транспорта многосторонне.
Экономическое значение транспорта состоит в том, что он объединяет все отрасли экономики, обеспечивает их развитие, связь и координацию. Транспорт, как сказано ранее, является единственным способом, обеспечивающим циркуляцию товаров.
Интересна роль транспорта в развитии туризма, как экономической отрасли, на которой отдельные страны строят свой государственный бюджет (Греция, Италия, Египет, Тунис и др.). В индустрии туризма задействованы все виды транспорта. Для экскурсионного обслуживания широко применяется автомобильный транспорт. При этом под туризмои понимается длительность транспортного обслуживания людей более суток, а под экскурсией менее суток.
Политическое значение транспорта состоит в возможности маневрировать ресурсами, оперативно разрешать любые нештатные ситуации, что и обеспечивает устойчивость государства. Такая роль особенно важна для организации помощи регионам, терпящим стихийные бедствия.
Культурное значение транспорта — это возможность распространения с его помощью различных ценностей для повышения культуры и образования населения. При этом сам транспорт также становится элементом культуры: во многих странах мира получили развитие музеи различных видов транспорта, выставки достижений транспорта и т. п. Транспорт обеспечивает познавательный туризм.
Социологическое значение транспорта заключается в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности, так как при некачественном транспортном обслуживании трудовых поездок (поездки на место приложения труда) человек снижает работоспособность на 10… 12 %. Транспорт способствует организации досуга населения для восстанавления работоспособности.
Научное значение транспорта состоит в том, что он ставит перед наукой сложные задачи для возможности предоставлять услуги более качественно и с меньшей стоимостью. Отдельные задачи транспорта до сих пор не решены наукой. Например, нет окончательного решения многих экологических проблем, которые создает транспорт, не построена математическая модель такой сложной, стохастичной и неустойчивой системы, как транспортная, так как требует учета очень большого количества факторов. На сегодняшний день есть модели лишь отдельных составляющих общей системы.
Оборонное значение транспорта заключается в возможности быстрой передислокации населения, войск и производства в случае военных действий и при чрезвычайных ситуациях. Примером может служить перемещение заводов по производству военной техники в начале Великой Отечественной войны из европейских регионов СССР в Зауралье и эвакуация населения в восточные регионы страны и среднеазиатские республики. Это дало возможность сохранить жизнь населению и обеспечить победу нашей страны над Германией.
Специфическое значение транспорта. Отдельные виды транспорта, например, воздушный, способны выполнять специальные работы для некоторых отраслей экономики. Примером могут служить подъем вертолетами строительных тяжеловесных и крупногабаритных конструкций при возведении высотных зданий, внесение удобрений для сельхозугодий; переработка рыбы на судах во время перевозки; расширение фарватера (гол. uaarivater, иагеп — двигаться, плавать и water— вода, т.е. безопасный проход по водному пространству, характеризующийся достаточной глубиной) дноуглубительными судами и др.
Управлением всеми видами транспорта занимается Министерство транспорта Российской Федерации (федеральное министерство). Его функции — выработка государственной политики, нормативноправовое регулирование, стратегическое развитие, организация работы, разработка технической политики и др.
В состав министерства входят департаменты железнодорожного транспорта, гражданской авиации, автомобильного и городского пассажирского транспорта, морского и речного транспорта, дорожного хозяйства, международного сотрудничества, имущественных отношений и территориального планирования, транспортной безопасности и специальных программ, правового обеспечения и законопроектной деятельности, программ развития, экономики и финансов. Заметим, что трубопроводный транспорт подчиняется министерству нефтяной промышленности, в состав которого входит главное управление по транспортировке и поставке нефти.
Управление непосредственно транспортным процессом перевозки грузов или пассажиров на любом виде транспорта имеет свою специфику. Последовательность построения управленческих решений показана на рис. 1.1.
Информация поступает в виде заявки (разовые перевозки) или договора (более длительные перевозки) от заказчика о потребности в транспортном обслуживании. В заявке указывается месторасположение отправителя и получателя груза, объем и структура груза, частота и время поставки, особенности принятия груза и другие пожелания заказчика. Кроме того, на предприятие должна поступать текущая информация от грузовладельцев, гидрометеоцентра, ГИБДД о состоянии дорожно-транспортных сетей.
Рис. 1.1. Схема управления эксплуатационной деятельностью транспортного предприятия |
Цель и задачи — это общая политическая линия в экономике данного предприятия (завоевания определенного сегмента рынка, использование определенных типов подвижного состава, расширенное предложение услуг, наращивание объемов и т.д.).
Планирование зависит от сроков взаимодействия с заказчиком — от оперативно-суточного до годового.
Принятие решений происходит на основе планирования и текущей информации.
Исполнение решений и контроль является самым ответственным элементом системы управления, которая обеспечивается прямой и обратной связью со всеми участниками процесса перевозки, главным из которых является водитель. Контроль на линии осуществляется с помощью информационных систем, а после выполнения перевозки — по показаниям таких приборов, как спидометр и тахограф. Нужно заметить, что информация на тахограмме принимается как вещественное доказательство при разборе сбойных ситуаций в суде.
2. Транспортная система. Общая характеристика транспорта
2.1. Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны
Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.
Э
От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоении новых экономических районов. Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.
ТРАНСПОРТ (от латинского transport – перемещаю) – отрасль производства, обеспечивающая жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.
Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, прицепы, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локо- мотивы и т. д.).
Пути сообщения – это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транс- порта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и т. д.).
Технические устройства и сооружения – это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации.
Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка, продает свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, так как он создает национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.
В настоящее время практически ни один вид транспорта (кроме автомобильного) не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта.
Организация работы такого комплекса, как Единая транспортная система, является сложной и важной для экономики страны задачей.
Особенности транспорта
Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.
Во-первых, не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки, который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.
Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажи- ров неотъемлема от процесса транспортного производства, ее нельзя накопить (создать ее запасы), поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.
В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.
В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от промышленности и сельского хозяйства – на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.
Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень ее цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда, сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы. Транспорт активно воздействует на окружающую среду – его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40 %. Основную долю загрязненности дает автомобильный транспорт (около 80 %).
studfiles.net
Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны
Количество просмотров публикации Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны — 7415
Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА
Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.
Рисунок 1.1 – Структура экономики.
От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.
ТРАНСПОРТ(отлатинскогоtransporto—перемещаю) — отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.
Средства сообщения–это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).
Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)
— Технические устройства и сооружения— это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.
Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.
Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства: во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.
Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) в связи с этим проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, в связи с этим оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.
В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её
себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.
В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства — на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.
Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду — его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).
Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости базовых фондов транспорта.
Значение транспорта:
1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.
2. Социально- политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.
3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.
4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .
Сегодня практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме ʼʼот двери до двериʼʼ. В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта͵ к примеру, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Сегодня взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. По этой причине в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта. Схема примера смешанной перевозки представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Схема перевозки груза несколькими видами транспорта
Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и крайне важно й для экономики страны потребностью
Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.
Общая протяжённость мировой транспортной сети всех видов транспорта составляет 31 млн км, в т ч 25 млн км — наземных путей сообщения. Из них 86% — автомобильные дороги, железные дороги — 7%, трубопроводы- 4%
судоходные речные пути, включая каналы озёра и водохранилища -3%.
Таблица 1.1 — Место транспортной системы России в общемировой транспортной системе | ||
Показатели | Транспортная система России | Общемировая транспортная система |
Население, млн чел. | 144,5 | |
Площадь территории, млн км | ||
Общая протяжённость наземных путей сообщения, тыс.км | ||
Плотность транспортной сети, км./тыс.км | ||
Грузооборот (без трубопроводного транспорта), млрд.т.км | 18-20 | >8 000 |
Доля транспортной составляющей в ВВП |
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Οʜᴎ связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.
О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в базовых производственных фондах страны – 27%. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте — 8%. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18%, электроэнергии — 6%, лесоматериалов — 10%, чёрных металлов — 4% .
Таблица 1.2 – Основные показатели видов транспорта
Виды транспорта | Объём перевозок грузов, % | Грузооборот, % | Средняя дальность, км |
Железнодорожный общего пользования | 9,30% | 37,70% | |
Железнодорожный необщего пользования | 29,50% | 0,76% | 8,6 |
Автомобильный | 52,0% | 3,80% | 24,3 |
Речной | 1,05% | 1,90% | |
Морской | 0,34% | 3,17% | |
Воздушный | 0,01% | 0,07% | |
Трубопроводный | 7,80% | 52,60% |
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста͵ повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объёмных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть использовано на другие цели.
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов должна быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.
В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.
Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта͵ но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объёмов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.
referatwork.ru
В чем состоит общественно значимая функция транспорта
|
Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА
Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.
Рисунок 1.1 – Структура экономики.
От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.
ТРАНСПОРТ (отлатинского «transporto» — перемещаю) — отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров. Транспорт представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.
Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).
Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава данного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный путь, воздушные трассы, морские пути и.т.д.)
— Технические устройства и сооружения— это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.
Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.
Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства:
Во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.
Во-вторых, продукция транспорта — перевозка грузов и пассажиров неотъемлема от процесса транспортного производства, её нельзя накопить (создать её запасы) поэтому проблемы резервов на транспорте состоят в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по сети дорог невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и в первую очередь на направлениях с быстро растущими перевозками.
В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.
В-четвёртых, кругооборот средств выделяемых на развитие транспорта отличается от промышленности и сельского хозяйства — на транспортном рынке реализуется не товар, а сам производственный процесс, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, но и непосредственно к самому транспортному производственному процессу.
Уровень развития транспорта в стране в определённой мере определяет уровень её цивилизации. Он способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он способствует повышению производительности труда сокращению времени доставки грузов или проезда до места работы Транспорт активно воздействует на окружающую среду — его доля в общем валовом выбросе в атмосферу от всех продуктов производственной деятельности составляет почти 40%. Основную долю загрязнённости даёт автомобильный транспорт (около 80%).
Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.
Значение транспорта:
1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.
2. Социально— политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.
3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.
4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .
В настоящее время практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.
В настоящее время взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта. Схема примера смешанной перевозки представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Схема перевозки груза несколькими видами транспорта
Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и необходимой для экономики страны потребностью
Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.
Общая протяжённость мировой транспортной сети всех видов транспорта составляет 31 млн км, в т ч 25 млн км — наземных путей сообщения. Из них 86% — автомобильные дороги, железные дороги — 7%, трубопроводы — 4% судоходные речные пути, включая каналы озёра и водохранилища — 3%.
Таблица 1.1 — Место транспортной системы России в общемировой транспортной системе | ||
Показатели | Транспортная система России | Общемировая транспортная система |
Население, млн чел. | 144,5 | |
Площадь территории, млн км | ||
Общая протяжённость наземных путей сообщения, тыс.км | ||
Плотность транспортной сети, км./тыс.км | ||
Грузооборот (без трубопроводного транспорта), млрд.т.км | 18-20 | >8 000 |
Доля транспортной составляющей в ВВП |
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.
О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны – 27%. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте — 8%. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18%, электроэнергии — 6%, лесоматериалов — 10%, чёрных металлов — 4% .
Таблица 1.2 – Основные показатели видов транспорта
Виды транспорта | Объём перевозок грузов, % | Грузооборот, % | Средняя дальность, км |
Железнодорожный общего пользования | 9,30% | 37,70% | |
Железнодорожный необщего пользования | 29,50% | 0,76% | 8,6 |
Автомобильный | 52,0% | 3,80% | 24,3 |
Речной | 1,05% | 1,90% | |
Морской | 0,34% | 3,17% | |
Воздушный | 0,01% | 0,07% | |
Трубопроводный | 7,80% | 52,60% |
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.
В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.
Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.
Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Source: studopedia.ru
По мнению сайта, эти статьи так же могут быть вам интересны
Нравится Добавить комментарий
travelel.ru
Значение транспорта
1. Экономическое значение заключается в обеспечении сообщения между отдельными регионами мира (как внутри одной страны, между отдельными ее регионами, так и в международном сообщении, между отдельными государствами или их регионами друг с другом). При этом транспорт выступает одновременно работодателем для множества людей (по разным оценкам в транспортной отрасли задействовано до 10 % трудоспособного населения планеты, поэтому перевозочный процесс расценивается как самый трудоемкий), и потребителем материальных ресурсов (до 60 % нефтепродуктов, 20 % мирового производства стали, 70 % синтетического каучука, 80 % свинца, 40 % лакокрасочных изделий потребляется именно транспортом). Транспортные средства выполняют роль «склада на колесах», в любой момент времени на них аккумулировано порядка 25–30 миллионов тонн различных грузов.
2. Социальное значение сводится к повышению работоспособности и производительности труда граждан за счет снижений транспортной усталости при ежедневных поездках (как показывает практика, производительность труда снижается до 10-15%, если время поездки превышает 40 минут, и еще больше, если время ожидания транспорта более 15 минут). Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение. Транспортная доступность мест досуга повышает уровень культуры и образованности населения, способствует лучшему восстановлению после работы (с большей вероятностью человек отправится в театр или кино, чем останется дома, если до пункта назначения можно будет комфортно и быстро добраться).
3. Оборонное значение заключается в переброске войск, продуктов снабжения, а также населения и производственных мощностей в военное время. 95 % воинских перевозок приходится на железно-дорожный транспорт.
4. Политическое значение состоит в том, что транспорт физически объединяет нацию, формируя экономические связи между отдельными регионами страны и народами, проживающими на ее территории. Развитие транспортных систем, в т. ч. международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций.
5. Научное значение проявляется в постановке перед наукой новых задач и требований в области совершенствования техники и технологий.
Место транспорта России в мировой транспортной системе
Мировая транспортная система состоит из нескольких региональных транспортных систем и имеет неоднородную структуру. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии. Так, густота транспортной сети в большинстве развитых стран составляет 50–60 км на 100 км² территории, в то время как в развивающихся 5–10 км. Общая протяженность мировой транспортной сети всех видов транспорта (без морских путей) составляет 37 млн км, в т. ч. протяженность автомо- бильных дорог – 24 млн км, железнодорожных путей – 1,25 млн км, трубопроводов – 1,9 млн км, воздушных путей – 9,5 млн км. Длина транспортных сетей развитых стран составляет 78 % общей длины мировой транспортной сети и на них приходится 74 % мирового грузооборота.
Участие различных видов транспорта в мировом обороте также не одинаково: в грузообороте преобладает морской транспорт, в пассажирообороте – автомобильный. Структура мирового грузооборота и пассажирооборота представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Структура мирового грузо- и пассажирооборот
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры. Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.
О месте и значении транспорта в отечественном народнохозяйственном комплексе свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах страны – 27 %. Доля транспортных услуг в валовом внутреннем продукте – 8 %. Транспорт в Российской Федерации потребляет примерно дизельного топлива 18 %, электроэнергии – 6 %, лесоматериалов – 10 %, черных металлов – 4 %.
Основные характеристики видов транспорта в Российской Федерации представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основные показатели видов транспорта
Вид транспорта | Объем перевозок грузов, % | Грузооборот, % | Средняя дальность, км |
Железнодорожный общего пользования | 9,30% | 37,70% | 1217 |
Железнодорожный необщего пользования | 29,50% | 0,76% | 8,6 |
Автомобильный | 52,0% | 3,80% | 24,3 |
Речной | 1,05% | 1,90% | 589 |
Морской | 0,34% | 3,17% | 3612 |
Воздушный | 0,01% | 0,07% | 2700 |
Трубопроводный | 7,80% | 52,60% | 2312 |
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.
Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будет только возрастать.
studfiles.net
Глава 1. Роль транспорта в развитии российской экономики
1.1 Понятие транспорта и его значение
пассажирский транспорт экономика
Прогресс человеческого общества и цивилизации невозможно представить без развития транспорта. Если под термином «транспорт» понимать, прежде всего, процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни производство продуктов питания, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность.
С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых нужда в транспорте повысилась еще больше, чем ранее. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта.
Транспорт (от лат. trans — «через» и portare — «нести») – совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов из одного места в другое.
Нередко под термином «транспорт» подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики.
Известный русский филолог Сергей Иванович Ожегов даёт следующую трактовку понятия «Транспорт». Транспорт — это отрасль народного хозяйства, связанная с перевозкой людей и грузов, а также тот или иной вид перевозочных средств.
Роль и значение транспорта очень велика.
Экономическая роль
Экономическая роль транспорта состоит прежде всего в том, что он является ограниченным звеном любого производства и материальной базой для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Образно говоря, транспорт – это кровеносная система государства. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств. Представляя собой часть производительных сил, он служит переменным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда. Он выступает фактически в качестве пионера при формировании территориально-производственных комплексов, особенно в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Транспорт – важный фактор в экономической интеграции между странами, а также в международной торговле.
Экономика страны в целом напрямую зависит от способности транспортно-промышленного комплекса удовлетворить запросы внутреннего и внешнего рынка.
Политическое значение
С помощью транспорта осуществляется обмен материальными и духовными ценностями между народами, народностями и этническими группами страны, что особенно ярко проявляется во время стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, неурожаев, и т. п.). Развитие транспорта имеет большое политическое значение, поскольку символизирует и олицетворяет статус государства на международном рынке, способствует созданию международных связей, объединению городов, областей, государств.
Социальное значение
Необходимо помнить, что помимо экономического и политического значения транспорта эта отрасль в огромной степени удовлетворяет потребности населения. Различные виды транспорта, а именно: наземный, подземный, водный и воздушный, позволяют обеспечить трудовые и бытовые поездки людей, в облегчении их физического труда, в частности, при перемещении значительных объемов материалов в процессе производства и в быту. Другими словами можно сказать, что основополагающая роль транспорта заключается в экономии времени населения, затрачиваемого на преодоление расстояния между пространственно разобщенными элементами города. Транспорт, экономя время и силы человека, дает возможность значительно увеличить радиус осуществления контактов, необходимых для обмена деловой, научной и культурной информацией. Обеспечивая своевременную доставку работающих к местам приложения труда, транспорт влияет на нормальное функционирование отраслей хозяйственного комплекса. Транспорт способствует сохранению здоровья, предоставляет людям оздоровительные зоны и природные богатства не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает территориальную доступность к курортам с целебными источниками и климатом, а также специализированным медицинским центрам в столицах республик и в крупнейших городах. С помощью транспорта осуществляется доставка врачей и специалистов в любой пункт, где требуется помощь.
Культурная функция
Транспорт – это перевозка огромного количества туристов. Посещаемость, изучение и ознакомление с исторической и духовной жизнью городов напрямую зависит от транспорта. И здесь важную роль играют перевозки людей не только из-за границы, но и из других регионов страны. Учитывая потребности туристов, транспортная отрасль обеспечивает им посещение исторических мест, памятников, музеев и культурных центров при помощи наземного и водного транспорта.
Оборонное значение
Безопасность и жизнь граждан страны неразрывно связана с транспортом, и для обеспечения безопасности людей, транспорт помимо социальных услуг носит и оборонное значение. Защита воздушных, водных и сухопутных границ напрямую зависит от использования транспорта. Сюда включается: перевозка и доставка боевой техники, энергоресурсов и средств обеспечения военнослужащих. Также транспорт дает возможность достичь пунктов назначения в кратчайшие сроки.
studfiles.net
Значение пассажирского транспорта в жизни общества — Транспортные системы — Публикации
Современное общество характеризуется интенсивными коммуникационными процессами. Без обмена веществом и энергией немыслимо существование экономики. Информационные технологии во многом определяют научно-технический потенциал общества, формируют новый жизненный стиль.
Однако все процессы движения во времени и пространстве вещества, энергии и информации являются вторичными по отношению к процессу перемещения людей. Перемещение людей в пространстве является жизненно необходимой биологической функцией организма и осуществляется благодаря наличию у человека опорно-двигательного аппарата. Общественная среда предопределяет необходимость перемещения людей в пространстве как функцию их социального поведения, стимулирует прогрессивное расширение доступных территорий и скорости передвижения.
Уже на ранних этапах развития человека общественные отношения требовали объединения людей во времени и пространстве для эффективного осуществления процессов производства, потребления материальных и культурных ценностей, научной, общественно-политической, военной, учебной и иной деятельности. Так возникли населенные пункты. Со временем территориальное расширение населенных пунктов вступило в противоречие с необходимостью быстрого перемещения людей от места проживания к месту временного пребывания. Разрешение этого противоречия обеспечил городской пассажирский транспорт.
Пассажирское сообщение между отдельными населенными пунктами постоянно развивалось. Усиление транспортных и экономических связей между соседними населенными пунктами привело к возникновению более крупных сообществ, сформировавшихся в отдельные регионы и государства. Между регионами и государствами также развивались транспортные связи.
Для современной России значение транспорта огромно, поскольку именно транспорт объединяет различные регионы страны в единое государство. В этой связи транспорт является одним из ведущих государствообразующих факторов.
Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) — народно-хозяйственный комплекс, осуществляющий перевозки людей и грузов. По объекту перевозки различают транспорт пассажирский и грузовой. Пассажирский транспорт — часть единой транспортной системы. Современный пассажирский транспорт обеспечивает перевозки людей, их ручной клади и багажа в различных видах сообщения. Перевозки людей могут осуществляться как на профессиональной основе, так и самостоятельно гражданами в личных (бытовых) целях. Мы будем рассматривать пассажирские перевозки на профессиональной основе. Такие перевозки могут быть коммерческими и некоммерческими. Коммерческие перевозки выполняются перевозчиком с целью получения экономического результата (выгоды) и подразделяются на перевозки транспортом общего пользования и технологические перевозки. Некоммерческие перевозки выполняются гражданами с целью удовлетворения личных (бытовых) потребностей, а также организациями в интересах государственной или муниципальной службы (перевозка военнослужащих, милиционеров, чиновников и т.д.).
По среде, используемой для движения, и технической основе пассажирский транспорт подразделяют на наземный, водный, воздушной, а также транспорт, использующий искусственно созданную среду. Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров. В городах также широко используется городской электрический транспорт. Транспортные средства (подвижной состав) автомобильного транспорта включают в себя автомобили различного назначения, прицепы к ним и мотоциклы. По назначению коммерческие автомобили подразделяют на пассажирские (легковые автомобили и автобусы), грузовые (различаются по типу кузова) и специальные (различаются по функциональному признаку: пожарные, мастерские, автокраны и др.). Пассажирские автомобили преобладают в составе автомобильного парка.
Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках. Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению (а не к производственной сфере, как ошибочно указано в ряде старых литературных источников).
Общественные отношения, возникающие и складывающиеся между различными участниками (субъектами) транспортной деятельности в области пассажирских перевозок, представляют собой транспортные отношения. Основные субъекты таких транспортных отношений — пассажиры — физические лица, использующие транспортные средства с целью передвижения, но не осуществляющие при этом функций по управлению данными транспортными средствами или иных служебных функций, связанных с поездкой.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие перевозки пассажиров, являются перевозчиками (транспортными операторами) Органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие полномочия и функции регулирования деятельности пере возчиков, установленные действующим законодательством, так же являются участниками транспортных отношений.
В рассматриваемых транспортных отношениях предметом деятельности выступает перемещение пассажира из одного пункта в другой. Пассажир может перевозить ручную кладь и багаж. Вещи пассажиров относятся к ручной клади или багажу в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации Традиционно при изучении перевозок пассажиров рассматривают также и перевозку почтовых отправлений.
Человек может совершать необходимые передвижения пешком либо с использованием средств транспорта. Транспорт следует рассматривать как своеобразный «усилитель» способности людей к передвижению.
Идея использования «усилителя» различных способностей человека применяется достаточно широко — от примитивного рычага до современного компьютера. Для пассажиров пользование транспортом связано, прежде всего, с экономией времени и сил, затрачиваемых на передвижение. Так, скорость пешехода в городе составляет 4 км/ч (для городов с населением свыше 1 млн. жителей — 5 км/ч). Скорость движения городского автобуса составляет около 20 км/ч, поэтому передвижение ускоряется в 5 (4) раз.
Повышение скорости движения транспортных средств расширяет так называемый радиус доступности — расстояние, на которое целесообразно производить перемещение по совокупности ограничений социального, экономического, медико-физиологического, психологического и другого характера. Сэкономленное время используется людьми для отдыха, развития личности, получения дополнительного заработка, воспитания детей и других лично и социально значимых целей.
При пользовании транспортом пассажир меньше устает, сокращаются расходы на покупку обуви ввиду меньшего ее износа.
Вместе с тем, при снижении качества транспортного обслуживания ниже допустимых пределов, пассажирский транспорт может стать причиной так называемой транспортной усталости. Исследованиями ученых установлено, что ежедневные затраты времени на транспортные передвижения не должны превышать 1 ч 6 мин. В противном случае у пассажиров возможно появление различных физиологических расстройств. Установлено также, что каждые 10 мин, проведенные в переполненном подвижном составе городского транспорта, приводят к снижению производительности труда рабочих-сдельщиков в среднем на 4 %. У лиц с повременной системой оплаты производительность труда снижается еще больше. Поэтому при организации пассажирских перевозок особое внимание следует обращать на обеспечение надлежащего качества транспортного обслуживания населения, снижение транспортной усталости.
Большинство людей ежедневно затрачивает на транспортные передвижения значительное время. Прежде всего, это касается жителей городов, в которых проживает около 68 % россиян, а также жителей пригородных зон. Ежедневные затраты времени на поездки увеличиваются с ростом численности населения городов, достигая в городах-гигантах (свыше 1 млн. жителей) двух и более часов. Работники сельского хозяйства также тратят значительное время на поездки из дома к месту работы (на поле, ферму) и обратно. Свободное время работающего человека составляет примерно 7 ч в сутки (8 ч — работа и 9 ч — сон и личное время). Следовательно, при средних затратах времени на поездки 1 ч 30 мин в сутки, транспорт «забирает» более 1/5 свободного времени.
librets.3dn.ru