Условия перевозки живой рыбы СанПиН
Главная Статьи Условия перевозки живой рыбы согласно требованиям СанПиНВсе операции, в которых задействована рыбная продукция (производство, хранение, транспортировка, реализация) регламентируются нормами СанПиН 2.3.3.050-96.
В данной статье мы поговорим о правилах транспортировки живой рыбы, соблюдение которых позволит товару сохранить свои изначальные качественные характеристики. Это достаточно капризный продукт. Для поддержания его жизнедеятельности и товарного вида необходимо создать все необходимые условия перевозки живой рыбы согласно СанПиН.
Как правильно организовать хранение и транспортировку живой рыбы
Перечислим основные моменты, отраженные в требованиях СанПиН:
- Автотранспорт должен иметь санитарный паспорт.
- Нельзя перевозить рыбную продукцию совместно с другими видами продукции, которые потенциально могут привести к снижению качества.
- Внутренние поверхности транспорта должны быть гладкими и выполнены из нейтрального материала, не оказывающего негативного влияния на рыбную продукцию. Кроме того, они должны легко подвергаться очистке и дезинфекции.
- Транспорт для рыбной продукции не может использоваться для перевозки иных видов продукции. Такое допускается в исключительных случаях только после тщательной уборки.
- Машина должна быть оснащена контейнерными установками, изотермическими цистернами, либо другим оборудованием, обеспечивающим поддержание качества живой рыбы.
- Все используемые для перевозки емкости должны быть промыты и продезинфицированы, а затем вновь промыты и наполнены водой.
- Вода, в которой планируется содержать рыбу, должна быть чистой и прозрачной. Допускается использование хлорированной водопроводной воды при условии предварительной воздушной аэрации.
- Все участники транспортировки (водитель, экспедитор) должны иметь при себе медицинские книжки, спецодежду.
Соблюдение норм перевозки – гарантия доставки качественного продукта
Лишь при соблюдении вышеописанных условий перевозки живой рыбы в соответствии с требованиями СанПиН, возможно гарантировать высокое качество доставленного продукта.
С другой стороны, нарушение данный правил грозит преждевременной порчей продукта и возникновением конфликта заказчика с поставщиком. Сотрудничайте только с проверенными рыбоводными хозяйствами, качество работы которых не будет вызывать каких-либо нареканий.
www.fishfarm.su
Правила перевозки живой рыбы
Перевозки, связанные с доставкой такого товара, как живая рыба – явление достаточно нечастое. Рыба, в том числе и живая, относится к ряду специфических товаров, к которым нужно относиться с соблюдением всех правил доставки подобных грузов. Правила эти могут быть прописаны в различных методиках и санитарных нормах, но большую роль играет и практический опыт, полученный различными перевозчиками.
Рыба, это скоропортящийся продукт. Доставлять ее лучше в нежаркую погоду, чтобы избежать перегрева воды. В противном случае рыба может погибнуть. Низкая температура воды при транспортировке живой рыбы – непременное условие. Такие виды рыбы как сазан, карась и карп достаточно комфортно чувствуют себя при температуре +8С. Крупная рыба типа форели, семги и стерляди нуждается в более низкой температуре, порядка -6С. При длительной транспортировке рекомендуется охлаждать воду с помощью льда. Для этого используется специальная емкость с дырочками, в которой находится лед. При помещении емкости со льдом в воду, он начинает подтаивать, охлаждая воду и обеспечивая дополнительный кислород.
Перед тем, как грузить рыбу для транспортировки, необходимо проверить чистоту емкости, в которой она будет перевозиться. Стерильная чистота необязательна, но емкость должна быть относительно чистой, не иметь на стенках никаких отложений. Все загрязнения перед загрузкой необходимо отмыть. Кроме того, вода, в которой рыба перевозится, никогда не должна быть хлорированной. Мутная вода тоже недопустима. В этих случаях рыба может погибнуть еще по пути следования.
Нельзя загружать в емкость для перевозки первую попавшуюся рыбу. Процесс подготовки рыбы к транспортировке начинается за несколько часов. Рыбу, которую необходимо перевезти, сначала отсаживают в отдельные садки, затем осматривают на предмет повреждений и заболеваний. Рыбу, имеющую повреждения, а также подозрения на различные заболевания (наличие паразитов), нельзя отправлять в одной емкости со здоровой рыбой. Емкость, в которой будет перевозиться рыба, должна быть заполнена примерно на 70%. Лучше, если это будет вода из того водоема, где рыба разводилась. После загрузки рыбы в емкость для перевозки, нужно некоторые время выждать и только после этого можно трогаться в путь.
По пути следования необходимо проверять состояние перевозимого груза. При повышении температуры воды ее можно охладить с помощью колотого льда, либо путем долива воды из подходящего водоема. При необходимости смены воды, нельзя менять весь объем воды сразу. Резкие перепады температуры недопустимы. Лучше всего производить смену воды небольшими дозами. Также, можно производить процедуру аэрирования. Это процесс увеличение кислорода в воде. Все очень просто. Для этого необходимо всего лишь размешать воду длинной палкой. Это и обеспечит дополнительный кислород.
Допускается быстрая перевозка живой рыбы вообще без воды. Но непременное условие при этом – перевозка не должна длиться больше 3-4-часов. Остановки и задержки приведут к гибели рыбы. По окончании перевозки рыбу нужно сразу же поместить в воду.
Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить «лайки/нравится». Ваш блог «Диспетчер грузоперевозок».
dispetcher-gruzoperevozok.biz
Правила перевозки рыбы и рыбопродуктов
Рыба (морепродукты) может подаваться для перевозки в охлажденном, соленом, копченом, маринованном виде и живой.
Главным видом упаковки для рыбы служит полужесткая картонная тара, изготавливающаяся из водонепроницаемого гофрированного двухслойного картона. С торцов ящики обтягивают двумя поясами из проволоки и третьим поясом, идущим накрест.
Маркировка картонных ящиков (короба) осуществляется в обычном порядке. Установленный для каждого вида рыбных продуктов товарный знак наносится краской через трафарет, а бумажный ярлык наклеивается на тару. Чтобы облегчить процесс определения вида рыбопродуктов, упакованных в одинаковую тару, применяются ярлыки, отличающиеся по форме, цвету, шрифту и виду рисунка.
Мороженую рыбу упаковывают в деревянные ящики (80 кг) либо картонные (40 кг), корзины, бочки, тюки и т.п.. Внутри тары должна быть чистая бумага или другие изолирующие материалы. Рыбное филе и рыба высшего сорта упаковываются только в высланные изнутри изолирующими материалами ящики.
При перевозке рыбы замороженной важно не допускать резких температурных колебаний, которые способны привести к перекристаллизации продукта, старению и разрушению тканей, что негативно отразится на качестве продукта.
Свежая охлажденная рыба должна быть переложена льдом.
Охлажденная рыба упаковывается в ящики (80 кг) с вложенными внутрь матами из соломы, камыша, корзины, бочки. На дно тары, а также на каждый слой рыбы насыпается слой дробленого чистого льда. Бочки и ящики должны иметь отверстия для стока талой воды.
Перевозка живой рыбы, как правило, выполняется специально оборудованными живорыбными цистернами.
В исключительных случаях живую рыбу можно перевозить в бочках или в специальных контейнерах.
Погрузка рыбы в таре должна производиться плотными рядами. Чтобы предотвратить помятость рыбы, упакованной в полужесткую тару и переложенной льдом, между грузовыми местами следует прокладывать рейки. Погрузка соленых рыбных продуктов осуществляется в зависимости от размеров отдельных грузовых мест, но не более чем в два яруса.
Рыбопродукты вяленые и холодного копчения при транспортировке в теплое время года нужно укладывать вертикальными рядами либо в шахматном порядке, чтобы была циркуляция воздуха.
Граничные сроки перевозки рыбы в зависимости от температуры воздуха устанавливает грузоотправитель.
Для перевозки рыбы и морепродуктов на автомобилях грузоотправитель обязан выписать товарно-транспортную накладную, приготовить сертификат качества и ветеринарное свидетельство.
gruzoved.com
Перевозка рыбы
Перевозка рыбы является важным производственным процессом прудового рыбоводства. Живую рыбу перевозят в воде и без воды (во влажной атмосфере и в особой упаковке). Наиболее распространенный способ — это перевозка рыбы в воде.
При этом способе обращают внимание на качество и количество воды. Важное значение имеет качество воды: насыщенность ее кислородом, температура, загрязненность органическими веществами.
Наиболее благоприятной температурой для перевозки теплолюбивых рыб (карпа, сазана) считается 6-8°. Величина потребления кислорода в зависимости от температуры, размеров и вида рыб колеблется от 25 до 1000 мл на 1 кг живого веса в час.
Для перевозки нельзя применять хлорированную воду, которая вредна для рыб. Особенно чувствительны к свободному хлору щука, форель, карп, линь, угорь. Количество воды, необходимое для перевозки рыбы, зависит от возраста рыбы и длительности перевозки.
Для перевозки живой рыбы используют бочки, молочные бидоны, полиэтиленовые пакеты, чаны, съемные цистерны, молоковозы, специальные автомашины и железнодорожные вагоны. В бочках емкостью 150-200 л перевозят 1,2-1,5 тыс. годовиков карпа со средним весом 25 г при перевозке до 5-6 часов. В молочных бидонах 15-20 тыс. личинок при перевозке до 2 часов. Брезентовые чаны изготовляют по размеру кузова автомашины или повозки (перевозка внутри хозяйства).
По краям прибивают борта из досок или брезента шириной 20-25 см, чтобы не выплескивалась вода и рыба. Сверху чан закрывают мелкоячеистой сеткой. В таком чане можно перевозить до 25 тыс. годовиков. Удобны и легки для перевозки полиэтиленовые пакеты. В них имеются приспособления для смены воды и газов. В пакет емкостью 50-80 л садят 50-60 тыс. личинок при длительности перевозок до суток. Пакеты укладывают на траву, мох в ящики. В молоковозе можно перевозить 20-30 тыс. годовиков, в специальной автомашине по 40-50 тыс.
При перевозке рыбы находят применение и съемные цистерны, которые легко крепятся и подключаются к системе подачи воздуха. Перевозят рыбу и в специальных вагонах системы ВНИОРХ (В-2), где имеется установка для аэрации воды. В один вагон загружают 80 тыс., годовиков карпа.
Чтобы сократить отходы рыбы во время перевозки, необходимо соблюдать эти правила:
- К перевозке допускается только здоровая рыба, которая перед перевозкой 2 часа выдерживается на проточной воде;
- Тара должна быть чистой, без запаха, гладкой внутри;
- Вода заливается в емкости для перевозки на 3/4 объема за полчаса до погрузки из прудов, где содержалась рыба;
- Разница между температурой воды в таре и пруду не должна превышать более 2-3°, если разница значительная, то она уравнивается путем добавления воды из пруда;
- Погрузка рыбы производится быстро, но без травмирования рыбы;
- Герметически закрывать емкости не рекомендуется;
- Перевозку рыбы осуществляют в прохладное время суток —вечером, ночью, рано утром;
- В пути рекомендуется избегать стоянок, так как во время движения вода обогащается кислородом;
- Воду в пути охлаждают мелко колотым льдом, который помещают в марлю закрывающие отверстия емкостей в пути;
- В пути следят за состоянием рыбы. Если она поднимается на поверхность и заглатывает воздух, принимают меры к смене воды или аэрации.
Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!
perevozka24.ru
Транспортировка рыбы
- Подробности
Просмотров: 6177
Описанные в предыдущих разделах интенсификационные мероприятия, такие как кормление рыбы, удобрение, известкование и аэрация прудов, применение водообмена являются по сути и основными технологическими операциями при выращивании рыбы. Технологические операции характеризуются набором и порядком выполнения определенных действий (операций), перечнем применяемого оборудования и инструкциями по его использованию. Совокупность технологических операций составляет технологию. Знание технологии — это ключ к ответу на вопрос «как?». Теперь вы знаете, как кормить рыбу, как удобрять, известковать, аэрировать пруды, как составлять поликультуру рыб и организовать водообмен. Однако процесс выращивания рыбы не ограничивается только приведенными выше технологическими операциями. Прежде чем выращивать рыбу в прудах, нужно туда поместить так называемый посадочный материал. Рыбопосадочным материалом называют то, чем зарыбляют пруды. Чаще всего это сеголетки или годовики рыб, которые уже в этом или после зимовки в следующем году могут дать товарную продукцию. Реже посадочным материалом называют личинок рыб. Так вот, знание такой технологической операции, как «транспортировка», позволяет ответить на вопрос, как доставить личинок, годовиков, производителей и рыб других возрастных категорий в ваши пруды, а из них — потребителю или туда, куда это необходимо.
Различают внутрихозяйственные и межхозяйственные перевозки рыбы. При внутрихозяйственной транспортировке рыбу перемещают в пределах рыбоводного хозяйства из одного пруда в другой, например, из зимовальных прудов в нагульные, из нагульных — в пруды — садки и т. д. Межхозяйственные перевозки осуществляют при транспортировке посадочного материала из рыбопитомников в товарные хозяйства, племенного и ремонтного поголовья в полносистемные хозяйства и рыбопитомники и в других случаях. Важным отличием между этими перевозками является то, что при межхозяйственных перевозках всегда необходимо разрешение ветеринарной службы. Отвечает за это продавец. Он должен вместе со всеми другими обязательными сопроводительными документами обеспечить покупателя ветеринарным свидетельством о том, что хозяйство, где была приобретена рыбы, благополучно по заболеваниям, не закрыто на карантин и т. д. Если вы приобретаете посадочный материал на стороне, то помните об этом и требуйте, чтобы вам выдали соответствующее ветеринарное разрешение на вывоз рыбы за пределы хозяйства. В практике рыбоводства используют как перевозку живой рыбы, так и икры. Икру транспортируют только оплодотворенную. Неоплодотворенная икра быстро погибает. Перевозят ее в специальных ящиках из плотного пенопласта или пластика, обложенного изнутри пенопластом, который служит теплоизоляционным материалом. Внутри такого ящика закладывают деревянные рамки, обтянутые марлей. На марлю в один слой накладывают оплодотворенную икру. На верхнюю рамку, имеющую сетчатое дно, кладут кусочки льда. Во время транспортировки лед тает и орошает икру на рамках, лежащих ниже. При этом в ящике поддерживается температура от 1 до 4 °С. Таким образом перевозят в основном икру рыб, у которых длительный период эмбрионального развития, чаще всего лососевых. Лучше всего перевозить икру в первую и последнюю недели развития. В этот период икринки менее всего чувствительны к механическим воздействиям: вибрации, толчкам и т. д. В одном пенопластовом ящике размером 55х45х50 см перевозят до 500 тыс. икринок пеляди, 300 тыс. ~ форели и до 1,5 млн — щуки. Икру карповых перевозят очень редко, так как они имеют короткий период эмбрионального развития, и проще и дешевле перевозить личинок. В то же время икру карповых можно успешно транспортировать в течение суток, а лососевых — в течение 5 и более дней.
Личинок внутри хозяйства чаще всего перевозят в стандартных молочных бидонах емкостью около 40 л. В одном таком бидоне в течение 2 часов можно транспортировать до 200 тыс. неподрощенных личинок карпа и до 100 тыс. — растительноядных рыб. Подрощенных личинок — соответственно до 16 и до 8 тыс. экз. После того, как в бидон поместят указанное количество личинок, его доливают доверху водой и закрывают крышкой. Это уменьшает механическую тряску. После доставки к пруду, куда будут выпущены личинки, бидоны открывают и устанавливают их в воду так, чтобы вода немного не доходила доверху. В таком положении они должны находиться до тех пор, пока температура воды в бидонах и в пруду не сравняется. После этого их наклоняют и личинки свободно уходят в пруд.
Для этих же целей можно использовать пакеты, изготовленные из полиэтиленового рукава шириной от 40 до 80 см. Обычно для увеличения прочности пакет делают с двойными стенками. Один конец пакета, тот, где свободные края рукава, запаивают. Можно с успехом это делать на обыкновенной электрической плитке. В такой пакет высотой около 1 м заливают 40 л воды, помещают личинок, края пакета собирают гармошкой, обматывают изолентой и зажимают специальным зажимом. Плотности посадки личинок и сроки транспортировки в пакетах такие же, как и в бидонах.
На более длительные расстояния личинок перевозят в полиэтиленовых пакетах с кислородом. Для этого в пакет заливают 15-20 воды, помещают туда личинок, вставляют кусок резинового шланга диаметром 7-8 мм и длиной 5-7 см, пакет сжимают, чтобы вышел воздух, и через резиновую трубку заполняют его кислородом из баллона. Затем зажим закручивают так, чтобы кислород не выходил, и емкость готова к транспортировке. Обычно пакеты укладывают в картонные коробки по 2 шт. в каждой. При нахождении в пути до 24 часов в пакетах с кислородом можно перевозить до 100 тыс. неподрощенных личинок карпа или до 50 тыс. — растительноядных рыб. Мальков — соответственно до 15 тыс. и до 10 тыс. В последнее время в полиэтиленовых пакетах с кислородом перевозят оплодотворенную обесклеенную икру осетровых рыб. Соотношение объема воды с икрой и кислорода делают 1:1. Перевозка не должна продолжаться более суток, а температура воды должна составлять 10-13 °С для икры белуги 14-17 °С — осетра и 18-22 °С — севрюги. Для небольших фермерских или приусадебных рыбоводных хозяйств наиболее актуальным является транспортировка посадочного материала — сеголеток или годовиков, а также товарных двух- или трехлеток. Для этих целей можно использовать любые емкости:брезентовые чаны, молочные фляги, полиэтиленовые пакеты, металлические контейнеры, водовозы, молоковозы, а также специализированный живорыбный транспорт: машины, вагоны и баржи. Успех перевозки зависит от многих факторов. Главные из них — плотность посадки, температура воды и содержание в ней растворенного кислорода, физиологическое состояние рыбы перед транспортировкой. Оптимальной температурой воды для теплолюбивых рыб при перевозке летом считается 10-12 °С, а весной и осенью — 5-6 °С. Для холодолюбивых — соответственно 6-8 °С и 3-5 °С. Поскольку летние температуры воздуха и воды заметно выше указанных значений, то необходимо использовать в дороге лед для охлаждения воды. При снижении температуры у рыб уменьшается потребление кислорода, а значит они дольше будут расходовать тот его запас, который находится в объеме воды, в котором мы их транспортируем. Кроме того, при более низкой температуре повышается растворимость и содержание кислорода в воде. Разные виды рыб по-разному переносят перевозку. Чем меньше они потребляют кислорода, тем они более выносливы в пути. Лучше всего переносит перевозку карась, далее по степени убывания идут карп, растительноядные и другие карповые рыбы, осетровые и лососевые рыбы. Для определения плотности посадки перевозимой рыбы в емкостях без принудительной аэрации можно воспользоваться данными по соотношению массы рыбы и воды, представленными в табл. 21.
Таблица 21. Количество воды, необходимое при перевозке, л/кг массы рыбы
Время перевозки | Карп | Линь | Двухлетки и старше | |||||
сеголетки годовики | двухлетки и старше | сеголетки годовики | двухлетки и старше | Карася | Щуки | Стерляди | Форели | |
До 2 | 5 | 3 | 7 | 3 | 2 | 4 | 6 | 8 |
3-4 | 6 | 4 | 8 | 4 | 3 | 5 | 7 | 9 |
5-6 | 7 | 5 | 9 | 5 | 4 | 6 | 8 | 10 |
7-8 | 8 | 6 | 11 | 6 | 5 | 7 | 10 | 12 |
9-10 | 10 | 7 | 14 | 7 | 5 | 9 | 12 | 15 |
11-15 | 13 | 10 | 17 | 10 | 8 | 12 | 15 | 18 |
16-20 | 15 | 12 | 21 | 12 | 10 | 14 | 18 | 23 |
21-24 | 20 | 15 | 26 | 15 | 12 | 18 | 23 | 28 |
Свыше 24 | 25 | 20 | 32 | 20 | 15 | 23 | 28 | 35 |
При перевозке рыбы в емкостях, где предусмотрена аэрация, плотности посадки могут быть выше. Перед погрузкой в емкости следует соблюдать следующие правила. Перед транспортировкой в другое хозяйство рыбу выдерживают в чистой проточной воде в течение 2-4 часов. За это время промываются жабры, частично освобождается кишечник. Емкость для перевозки должна быть чистой и продезинфицирована 20-40% раствором извести. Температуру воды в емкости следует понижать постепенно, в течение нескольких часов в зависимости от разности температур во избежание температурного шока у рыб. Можно рекомендовать совместить транспортировку и антипаразитарные ванны. Для этого можно добавить 1-2 кг поваренной соли на 1 м3 воды. Такое количество соли способствует как очищению от эктопаразитов, находящихся в слизи и на коже рыб, так и, как показала практика, улучшению физиологического состояния рыбы и уменьшению отхода. Указанное количество соли рекомендуется применять при дальних перевозках. При транспортировке рыбы внутри хозяйства и продолжительности до 2 часов концентрацию можно увеличить в 2-3 раза.
Во время перевозки не рекомендуется при частичной или полной смене воды в емкости пользоваться водой из колодцев или городских водопроводов, так как вода в них отличается по своему химическому составу. В этом случае воду берут из какого-нибудь открытого водоема, благополучного по заболеваниям рыб. Нормы загрузки специализированного живорыбного автотранспорта, имеющего емкость объемом 3 м3, воздушный компрессор мощностью 10 м/ч и специальную емкость для льда объемом 100 л, а также железнодорожного транспорта (живорыбных вагонов) с объемом емкости 20 м3 и принудительной аэрацией воды представлены в табл. 22.
Таблица 22. Нормативы по перевозке рыбы специализированным живорыбным транспортом
Возрастная категория рыб | Время в пути, ч | Количество рыбы, кг | |
Карп | Растительноядные | ||
Перевозка живорыбным автотранспортом | |||
Сеголетки и годовики | до 3 | 600 | 400 |
Сеголетки и годовики | 3-6 | 400 | 300 |
Сеголетки и годовики | 6-12 | 300 | 200 |
Сеголетки и годовики | 12 и более | 200 | 150 |
Товарная рыба | до 3 | 1000 | 800 |
Производители и ремонтный молодняк | до 12 | 300 | 300 |
Перевозка живорыбными вагонами | |||
Сеголетки и годовики | до 12 | 1600 | 1100 |
Сеголетки и годовики | 12-24 | 1400 | 1000 |
Сеголетки и годовики | 24-48 | 1200 | 750 |
Сеголетки и годовики | 48 и более | 1000 | 750 |
Производители и ремонтный молодняк | до 12 | 2000 | 1500 |
Производители и ремонтный молодняк | 12-24 | 1500 | 1500 |
Производители и ремонтный молодняк | 24-48 | 1200 | 1200 |
Производители и ремонтный молодняк | 48 и более | 1000 | — |
Сеголеток годовиков, а также товарную рыбу, производителей и ремонт перевозят и в специальных съемных контейнерах, изготавливаемых из листового пищевого алюминия объемом 1,8 м3. Контейнеры устанавливают в кузове автомобиля или трактора. Вода в них может аэрироваться с помощью бензокомпрессорной установки, смонтированной на платформе автомобиля. В них не предусмотрена теплоизоляция. Поэтому зимой перевозить в них живую рыбу не рекомендуется. Нормы посадки рыбы в контейнерах при наличии принудительной аэрации такие же, как и в специализированный живорыбный автотранспорт, а без нее — по соотношению воды и рыбы. Сливные отверстия контейнера (рис. 64) и емкости живорыбного автотранспорта, расположенные внизу, должны обязательно иметь сливные брезентовые рукава длиной 2-4 м, чтобы рыба при выгрузке не билась. Рыбу внутри хозяйства очень часто перевозят в брезентовых чанах. Изготовить их довольно просто. К деревянному каркасу прикрепляется сшитый брезентовый чан, объем которого зависит от размеров кузова автомашины или трактора, чаще всего это 1- 2 м3. Внизу прорезается круглое отверстие диаметром около 20 см, чтобы можно было возить как сеголеток и годовиков, так и более крупную рыбу, вплоть до производителей. К отверстию пришивается рукав длиной 1-2 м, через который рыбу выпускают в пруд или садок. Если длины рукава не хватает, то используют пластиковый лоток или трубу. Во время транспортировки рукав закручивают, направляют вверх и закрепляют между деревянным каркасом и чаном. В принципе, в брезентовом чане можно перевозить рыбу и в другие хозяйства на небольшие расстояния. Перед транспортировкой рыбы и после нее чаны дезинфицируют раствором извести.
Перевозить рыбу можно и в приспособленных емкостях, используя для этого водовозы, водораздатчики, молоковозы. Емкости должны быть тщательно вымыты, продезинфицированы, оборудованы рукавами и шлангами для выгрузки рыбы. Нормы плотности посадки те же, что и в табл. 22. Если есть возможность аэрировать воду с помощью компрессора или кислородного баллона, нормы можно увеличить в 1,5-2 раза. Живую рыбу можно перевозить и без воды. Чаще всего так поступают с товарной рыбой. Чем ниже температура воздуха, тем длительнее может быть перевозка, но не более 2-4 часов для различных возрастных категорий. Температура воздуха не должна быть ниже 0 °С, чтобы у рыб не произошло обмораживание жабр. Рыб помещают в лотки или ящики в 1-2 слоя. На дно укладывают влажную марлю или траву. Ящики укладывают один на другой в стопку по 7-8 штук, орошают обильно водой и закрывают брезентом. Дно ящиков должно иметь отверстие для стока воды. В настоящее время на Западе широко распространена доставка товарной рыбы, переложенной мелким льдом, в сетчатых пластиковых лотках. Практически каждое современное рыбоводное хозяйство имеет льдогенератор, с помощью которого получают кусочки льда различной величины. Лотки укладывают друг на друга. Получившийся пакет лотков (около 1 т рыбы, можно меньше в зависимости от объема поставки) обматывают широким скотчем и рыба готова к перевозке. Такой прямоугольный пакет лотков легко грузить, перемещать с помощью погрузчиков. Способ перевозки товарной рыбы, переложенной льдом, позволяет в летнее время в течение двух суток сохранять рыбу свежей при температуре рыбы около 0 °С. При этом она не замораживается и не теряет своих вкусовых качеств.
biblio.arktikfish.com
Условия перевозки живой рыбы: основные правила транспортировки
Как сохранить пойманную рыбу свежей
Почему надо быстро снять рыбу с крючка
Как только вы поймали свою рыбку, надо осторожно вынуть крючок, чтобы не травмировать рыбу дальше. Она будет трепетать и извиваться в ваших руках, а вы будете крепко держать ее, чтобы не выронить. Чем дольше вы давите на рыбу, тем больше вероятность повреждения внутренних органов от сдавливания. А нам нужна живая и здоровая рыба. Поэтому крючок надо вынимать быстро и ловко.
Копчение рыбы как способ сохранить улов
Разведение рыбы в небольших водоемах, расположенных на приусадебных участках, предполагает периодическую закупку и транспортировку мальков или взрослых особей. Как правило, ее покупают в специализированных хозяйствах, а для проведения процедуры необходимо соблюдать определенные правила.
Особенности
Существует несколько видов перевозки, и каждый из них обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками.
В данный момент транспортировку живой молоди и личинок осуществляют такими способами:
- Автомобильным транспортом с помощью специальных цистерн или закрытых грузовиков с контейнерами. Автотранспорт используется для перемещения особей от места вылова до точки реализации, с одного хозяйства в другое, или от инкубатора до пруда.
- Водный транспорт также широко применяется для перемещения на небольшие расстояния. Особей можно помещать в специальные контейнеры или плавучие садки. В последнем случае поголовье постоянно находится в воде, но не может выбраться на волю, так как садок огражден сеткой.
- Железнодорожные перемещения также считаются весьма популярными. Для этой цели оборудуют специальные вагоны-цистерны или устанавливают садки с системой аэрации, чтобы особи не задохнулись в процессе транспортировки.
- Авиатранспортом чаще всего транспортируют особо ценные породы. Для этого используются специальные контейнеры из пенопласта или плотные пластиковые пакеты.
Вне зависимости от выбранного способа транспортировки, поголовье следует перевозить в чистой воде и при подходящей температуре. Кроме того, емкости нужно обязательно наполнить достаточным количеством кислорода.
Авто перевозка
Автомобильным транспортом поголовье перевозят на расстояния до 150 км. В таких условиях она сохраняет максимальную жизнеспособность.
Автомобилями можно перемещать не только взрослых особей, но и мальков. Однако необходимо обеспечить оптимальные условия транспортировки, чтобы рыба не испытала сильного стресса и не погибла (рисунок 3).
Приступая к копчению, необходимо просолить рыбу. Для этого каждый экземпляр натирают солью снаружи и изнутри. Так рыба должна пролежать шесть часов. Для устройства коптильни необходимо развести пламя, которое нужно будет поддерживать от 4 часов до трех суток в зависимости от вида копчения.
Горячее копчение осуществляется при температуре 70 — 120 градусов в течение 1 часа. Для холодного копчения достаточно 30 — 40 градусов и проводится оно в течение 3 суток.
Коптильня представляет собой плотно закрывающуюся емкость, поставленную на мангал с углями или на кирпичи, между которых разведен костер. Здесь можно посмотреть схему устройства
. В верхней части емкости закреплена решетка, на которую помещается рыба. В качестве дров выбирают древесину, дающую мало тепла, но много дыма (груша, ольха, яблоня и другие лиственные породы). Древесина сосны не подойдет, т. к. вырабатывающаяся смола придаст рыбе горький привкус.
Приступать к копчению следует после того, ка заметите дымок щепы внизу коптильни. Важно, чтобы первое время коптильня не сильно накалялась, т. к. сперва идет подсушивание рыбы, а лишь затем копчение. Очень хорошо и подробно о методе горячего копчения написано в статье «Как правильно коптить рыбу».
Что еще можно сделать с рыбой
- Упаковывать рыбу в наглухо завязанный целлофан.
- Сдирать чешую с живой рыбы.
- Оставлять живую рыбу подыхать на воздухе. Мясо рыбы, умерщвленной жестоким способом, не будет вкусным.
- Мыть рыбу после удаления внутренностей. Достаточно лишь аккуратно стряхнуть лишнее и протереть рыбу тканью.
Признаки протухшей рыбы
Глаза мутные, тусклые и подпорченные.
Жабры склизкие, грязного серого или коричневого цвета (у свежей быры жабры тёмно-красного цвета, без слизи).
Тушка рыбы склизкая (на чешуе мутная слизь и рыба плохо пахнет).
При надавливании на тухлую рыбу остаются вмятины (тело не восстанавливает форму).
На рыбалке плохо хранится и быстро портится уклейка, плотва подуст (чернопуз, чернобрюшка), елец и некоторые другие виды рыб. Срок хранения подобной скоропортящейся речной и озерной рыбы зависит от многих условий (погода, условия хранения, размер рыбы) и составляет несколько часов.
Поэтому, внимательно присматривайте за рыбкой. Если рыба начала засыпать, сразу же обрабатывайте ее.
Иначе – протухнет.
В чем рыба портится быстрее всего
Если засыпающая рыба лежит в воде (в воде водоема или в ведре с водой, неважно) или в целлофане (то есть, в любой емкости без доступа воздуха и вентиляции), улов испортится еще быстрее, чем просто на влажной травке на воздухе. Крапива лучше всего сохраняет рыбу пригодной для еды.
Сухим посолом можно засолить и вкусную покупную рыбку типа горбуши, лосося, кеты и другую (Красная рыба – рецепт сухого посола).
Кроме того, если у вас есть емкости для засолки рыбы на рыбалке, можно засолить свежепойманную рыбку несколькими способами – рецепты
Нормы температуры для транспортировки
Размер тары определяется не только видом и количеством, но и длительностью транспортировки. Оптимальной считается тара, в которой рыба не угнетается. Примеры таких емкостей приведены на рисунке 1.

Распространенными емкостями считаются:
- Полиэтиленовые пакеты, канны, бидоны используются для перемещения небольшого поголовья, а также личинок и мальков. Однако, если в емкости нет кислорода, длительность пребывания в ней должна составлять не более 5 часов. Канны изготавливают из оргстекла. Они легкие, прочные и могут вмещать до 40 литров воды в зависимости от размера.
- Полиэтиленовые пакеты – одна из самых распространенных емкостей . Такая тара легкая, безопасная и достаточно прочная. Кроме того, в них можно перемещать достаточно много особей без угнетения.
- Лотки или ящики применяют для живых годовиков или сеголеток. Их обрызгивают водой, а на дно ящика укладывают влажную марлю или ткань. Особей можно укладывать в несколько слоев, прикрывая влажной травой. Без воды их можно перемещать не дольше 4 часов, причем продолжительность транспортировки зависит от температуры в ящике (в нем не должно быть жарко).
Отдельно стоит остановиться на пакетах для транспортировки, так как именно эта тара считается самой распространенной.
Примечание: Пакеты могут быть стандартными и крупногабаритными. Вместимость стандартных составляет до 40 литров, а крупногабаритных – до 300 литров.
Сначала пакет наполовину наполняют водой и запускают в него поголовье. Дополнительно нужно наполнить пакет кислородом из баллона. После этого тару закрывают специальным зажимом и укладывают в картонную коробку.
Перед выпуском в водоем, пакет нужно погрузить в воду, чтобы температура внутри и снаружи емкости выровнялась. Больше полезных советов вы найдете в видео.
Технология транспортировки личинок и молоди
Правила перевозки живых личинок и молоди, ничем не отличаются от условий для взрослых особей. Разница лишь в том, что транспортировка, как правило, осуществляется на небольшие расстояния: от инкубатора до водоемов для доращивания.
Личинок и молодь перемещают в пластиковых пакетах с кислородом под давлением. Пакеты желательно аккуратно уложить в ящики, чтобы в процессе не было сильных всплесков, так как они могут вызвать гибель личинок (рисунок 2).
Особенно ценных мальков помещают в двойные пакеты, которые укладывают в специальные коробки.
Температуры воды является одним из важнейших условий. Нужно следить, что у жидкости была та же температура, что и в водоеме, где находилась взрослые особи или мальки.
Резкое колебание температур может вызвать стресс. Кроме того, вода должна быть только чистой, а не взятой с водоема с другими водными обитателями, так как в ней могут быть болезнетворные микробы.
Зимой поголовье перемещают только на небольшие расстояния в специальных пакетах и утепленных коробках.
Методы хранения улова
Самый простой способ хранения улова — подсушивание. Чешую при этом не снимают, удаляют только жабры. Рыбу укладывают в ряд на солнечное место. После образования на чешуе плотной корочки каждую тушку переворачивают и подсушивают, с другой стороны. Для предотвращения попадания внутрь микробов жаберные крышки должны плотно прилегать к телу рыбы.
Остерегайтесь мух!
Если у вас большой улов, а домой вы пока не собираетесь, либо заметили, что рыба квелая или только что уснула (но еще вполне пригодна в пищу), рыбу надо обработать.
Прежде чем рыбу обрабатывать, ее надо умертвить. Существуют разные способы того, как убить рыбу, пойманную на рыбалке. Они зависят от размера рыбы и ваших обстоятельств.
Помните главное – лишать жизни нашу добычу (еду) надо наиболее быстро и наименее болезненно.
Как убить рыбу

Знаю, что проблема работы с живой рыбой мучает не только рыбаков, но и их жен, к которым в руки попадает этот живой улов. Готовить свежую рыбу. которая к вам попала еще живой – дело не для слабонервных и сентиментальных, а для некоторых – настоящее испытание.
Если вы все еще на рыбалке, то крупную рыбу, вынутую из воды принято немедленно оглушить резким и быстрым ударом весла или палки по голове (по верхней части). Соизмеряйте прикладываемое усилие, если рыба маленькая, то бить ее большим веслом неразумно и нехорошо.
Цельную, непотрошеную рыбу надо отряхнуть или обмыть от грязи, песка, тины и другого мусора. Мелкую рыбешку (до 200 г) в прохладную погоду можно солить непотрошенной, более крупную рыбу все равно нужно выпотрошить. В сильную жару надо освободить от внутренностей любую рыбу. А экземпляры весом от 500 г (особенно, широкоспинные) надо еще и пластовать.
Как правильно потрошить рыбу (вынуть внутренности)
Если вы поехали на рыбалку на выходные или летняя рыбалка затянулась у вас на неделю или дольше, необходимо сохранить улов до отъезда домой.
sezonribalki.ru
Перевозка живой рыбы.
- Подробности
Просмотров: 4031
Перевозка живой рыбы.
Внутрихозяйственная перевозка осуществляется весной при зарыблении и осенью при облове прудов. Используются:
ручные тележки, двухосные универсальные тележки ТУ-250А, трехколесные универсальные тележки ТУ-250Б, ручные четырехколесные тележки УТР-0,3 с опрокидывающимся кузовом, мототележки С-751, грузовые мотороллеры МГ-150, самоходные шасси Т-16М, универсальный трактор ДТ-20, а также гидротранспортеры, на которые устанавливаются чаны, бидоны и т.п. (табл.29).
Таблица 29. Пневмоколесный транспорт для перевозки живой рыбы
Технические данные | ТУ-250А | ТУ-250Б | УТР-0,3 | ТГ-130 | ТГ-400 | ТГ-1000 | Конструкция рыбхоза «Белое» |
Грузоподъемность, кг | 250 | 250 | 300 | 130 | 400 | 1000 | 2000 |
Емкость кузова, м3 | 0,2 | 0,65 | 0,35 | — | — | — | 1,2 |
Габаритные размеры платформы | 1520x800x900 | 1100×800 | 1000x630x360 | 1019x600x860 | 1100x800x1000 | 1700x1000x790 | 2000x1200x800 |
Масса, кг | 20-45 | — | 75 | 25 | 54 | 212 | 280 |
Двухколесные универсальные тележки ТУ-250А применяются для перевозки рыбопосадочного материала в бидонах или других емкостях, а также рассыпных или тестообразных кормов, зеленой растительности, удобрений и др. грузов на небольшие расстояния. Трехколесные универсальные тележки ТУ-250Б выпускаются в двух вариантах: с опрокидывающимся ящиком и с деревянной платформой, на которую устанавливаются различные приспособления (корзины, ящики, кузова и т.д)
Ручная четырехколесная тележка УТР-0,3 с опрокидывающимся кузовом предназначена для транспортировки кормов, удобрений, рыбы и прочих грузов по бетонным, асфальтированным или деревянным покрытиям. Диаметр обрезиненных колес 300 мм, усилие на перекатывание по ровному полу при грузе 250 кг -180 Н. В комплект входят деревянный и металлический кузова емкостью соответственно 0,25 и 0,35 м3.
Ниже приведены основные технические данные наиболее популярных у рыбоводов самоходных малогабаритных средств-мототележек и мотороллеров, используемых для перевозки рыбопосадочного материала и производителей (табл.30).
Таблица 30. Малогабаритные самоходные средства перевозки рыбы
Показатель | Мототележка С-751 | Грузовой мотороллер МГ-150 |
Грузоподъемность, кг | 800 | 150 |
Емкость кузова или цистерны, м3 | 0,3 | 0,27 |
Скорость передвижения, км/ч | 4,6-38 | 40 |
Габаритные размеры кузова, мм | 2200х1000х1365 | 2540х1300х1150 |
Мощность двигателя, кВт | 6 | 4 |
Масса, кг | 440 | 260 |
Самоходное шасси Т-16М получило у рыбоводов наибольшее распространение для выполнения внутрихозяйственных транспортных и вспомогательных работ. Оно имеет ряд сменных навесных орудий для выполнения различных операций практически всего технологического цикла, в частности для перевозки рыбы и посадочного материала. На двухбрусной базе шасси могут быть смонтированы брезентовый чан, контейнер, цистерна и др. емкости. Кузов шасси опрокидывается гидравлическим способом, что позволяет быстро и без дополнительной рабочей силы выгружать рыбу. Шасси имеет грузовую самосвальную платформу емкостью 1 м3, грузоподъемностью 750 кг. Разгрузка может производиться вперед, вправо и влево. Скорость движения шасси и соответствующие тяговые усилия находятся в пределах 1,15-19,6 км/ч и 1-3 кН соответственно,
Техническая характеристика самоходного шасси Т-16М
Мощность двигателя, кВт | 13,5 |
Ширина колеи, мм | |
ведущих колес | от 1200 до 1800 |
направляющих колес | от 1200 до 1500 |
Дорожный просвет, мм | 560 |
Габаритные размеры, мм | |
длина с прицепным устройством | 3820 |
ширина при наименьшей колее | 1550 |
высота по обшивке | 2000 |
Масса, кг | 1900 |
Универсальный трактор ДТ-20 оснащен дизельным двигателем мощностью 16 кВт, электростартерным пуском и электроподогревом двигателя, а также раздельными и сблокированными тормозами ведущих колес.
Трактор агрегатируется с одноосным тракторным саморазгружающимся прицепом марки 1-ПТС-2Н. Платформа прицепа опрокидывается за 5-6 с. Борта платформы — откидные. На платформе прицепа могут быть установлены чан, контейнер и др. емкости. Прицеп обладает хорошей маневренностью, высокой проходимостью и мягкостью хода благодаря малому радиусу поворота и применению комбинированных шин.
Техническая характеристика прицепа 1-ПТС-2Н
Грузоподъемность, кг | 2000 |
Объем платформы, м3 | |
без надставных бортов | 2 |
с надставными бортами | 3,6 |
Погрузочная высота платформы, мм | 980 |
Размеры платформы, мм | 2500х2000 |
Ширина колеи, мм | 1500 |
Наибольшая скорость движения, км/ч | 25 |
Масса, кг | 280 |
При перевозке живой рыбы с каждым годом все шире применяется автотранспорт. Автоцистерна АЦЖР-3 монтируется на ;1втомобиль»ЗИЛ-164″. Загрузка живой рыбы в автоцистерну осуществляется различными средствами, наиболее современным из них является ленточный транспортер. Разгрузка производится через шланг, который присоединяется к выгрузному отверстию диаметром 250 мм, предусмотренному в нижней части задней стенки.
В верхней части автоцистерны имеются две изотермические герметические крышки, при закрытом положении которых производится заполнение ее водой за счет вакуума, создаваемого во впускном трубопроводе двигателя «ЗИЛ-164».
Обогащение воды кислородом осуществляется продуванием воздуха, поступающего от компрессора основного двигатели автомашины. При необходимости в цистерну можно подавать теплый воздух. Для этого в конструкции предусмотрен теплообменник. Для определения объема загруженной рыбы на задней стенке цистерны имеется водомерное стекло.
Автоцистерна АЦТП-2,8 смонтирована на шасси автомобиля «ГАЗ-53А6» и по своей конструкции лишь незначительно отличается от автоцистерны АЦЖР-3. В зависимости от расстояния перевозки, температуры воды и окружающего воздуха в автоцистерне перевозится до 800 кг живой рыбы (карпа).
Ниже приведены основные технические данные автоцистерн (табл.31).
Таблица 31. Автоцистерны АЦЖР-3 и АЦТП-2,8
Показатель | АЦЖР-3 | АЦТП-2,8 |
Емкость, л | 3000 | 2800 |
Производительность воздушного компрессора, м3/ч | 10 | 10 |
Габаритные размеры, мм | 6560 х 2408 х 2600 | 6150х2390х2377 |
Масса загруженной автоцистерны, кг | 5450 | 7235 |
Живорыбная автоцистерна конструкции Укрглаврыбхоза изготовлена на базе серийно выпускаемой автоцистерны АЦТП-2,8/5 ЗА. Живорыбные емкости — съемные, предназначены для монтажа на автомобиле «ЗИЛ-130», который может работать с прицепом, также оснащенным живорыбной цистерной. В передней части цистерны предусмотрен ледовый отсек емкостью 0,4 м3, куда можно загружать до 350 кг льда. Количество загружаемого льда зависит от температуры окружающего воздуха и длительности перевозки. На небольшие расстояния (до 250 км) при температуре окружающего воздуха до 15° С рыбу можно перевозить без льда. При более высокой температуре лед загружают из расчета 15 кг для охлаждения воды на ГС. Вода подогревается от выхлопных газов двигателя автоцистерны.
Техническая характеристика автоцистерны Укрглаврыбхоза
Герметическая емкость, л | 3000 |
Высота всасывания от зеркала поверхности воды до уровня горловины цистерны, м | 4 |
Производительность компрессора, м3/мин | 10 |
Количество компрессоров | 2 |
Габаритные размеры, мм | 3100х2500х1800 |
Масса, кг | 2000 |
Количество перевозимой рыбы (карпа) при t от 5 до 10°С, кг | 1400 |
Допустимые пределы t окружающего воздуха при транспортировке живой рыбы, °С | 10-15 |
Максимальное расстояние транспортировки живой рыбы, км | 700 |
Количество обслуживающего персонала | 1 человек (водитель цистерны) |
Установка для перевозки живой рыбы ИКА. Установка состоит из автомобиля «ЗИЛ-130», гидронасоса с трубопроводами, воздухопровода, резервуара, монтажной рамы и выгрузных люков. Резервуар разделен на 6 равных, изолированных друг от друга отсеков, что позволяет перевозить одновременно разновозрастную рыбу определенными порциями. Каждый отсек имеет индивидуальные люки для загрузки и выгрузки живой рыбы. Внутри отсеков проложены перфорированные шланги, по которым воздух из воздухопровода распределяется но дну емкостей. Вода в резервуар подается гидронасосом.
Живорыбный автопоезд ИКА-4 состоит из автомобиля «.ЖЛ-130» с прицепом. На платформе автомобиля и прицепа устанавливаются четыре съемных контейнера с боковыми выгрузными люками. Перед установкой оборудования на автомобиль и прицеп борта с последних снимаются.
Цистерна-контейнер представляет собой термоизолированную металлическую емкость, в которой живая рыба переводится в водной среде. Внутри цистерна разделена перегородками на 4 равных отсека, каждый из которых имеет загрузочный и разгрузочный люки.
Для заливки воды шланг с фильтром опускают в водоем и запускают двигатель. После заливки воды включается аэрация.
Техническая характеристика живорыбного автопоезда ИКА-4
Грузоподъемность, т | |
автопоезда | 7 |
цистерны-контейнера | 3 |
Герметическая емкость, м3 | |
автопоезда | 9 |
цистерны-контейнера | 4,5 |
отсека | 1,125 |
Дальность перевозки рыбы, км | до 1000 |
Предельное время транспортировки, ч | 30 |
Производительность смесителя для насыщения кислородом воздушной смеси, м3/ч | 10 |
Привод насоса и компрессора | Стационарный малолитражный двигатель УД2С-М1 |
Мощность, кВт | 5,9 |
Расход топлива, г/л.с.ч. | 320 |
Расход масла, г/л.с.ч. | 10 |
Время заполнения автопоезда водой, мин | до 20 |
Обслуживающий персонал | Водитель автомобиля |
Габаритные размеры, мм | 13200х2500х3090 |
Масса автопоезда, кг | |
порожнего | 10370 |
с грузом | 17370 |
В настоящее время одним из прогрессивных способов доставки продукции от поставщиков к потребителям является контейнерный способ. Он позволяет увеличить коэффициент использования автомашины в 1,5-2 раза.
Отечественная промышленность освоила производство контейнеров марок ИКФ-4 и ИКФ-5.
Съемный контейнер ИКФ-4 конструкции СПКТБ Севзапрыбпрома позволяет использовать для перевозки живой рыбы любой грузовик. Контейнер имеет прямоугольную форму и выполнен из листового алюминия. Аэрация воды осуществляется от бензокомпрессорной установки, смонтированной на платформе автомобиля.
Рыбу в контейнерах ИКФ-4 можно перевозить при условии бесперебойной работы систем аэрации при температуре воды до 10°С на расстояние не более 400 км. Съемный контейнер ИКФ-5 по своему устройству отличается от съемного контейнера ИКФ-4 (табл.32) только конструкцией крышки и более тонкой диффузией воздуха. Выпуклая поверхность крышки смягчает волнобой при транспортировке живой рыбы и уменьшает процент ее снулости.
Таблица 32. Съемные контейнеры для перевозки живой рыбы
Технические данные | ИКФ-4 | ИКФ-5 | Укрглаврыбхоза |
Емкость, м3 | 1800 | 1900 | 3000 |
Допустимая масса перевозимой рыбы, кг | 900 | 900 | 1300 |
Габаритные размеры контейнера, мм | 1960х1000х950 | 2000×1210х1800 | 3740х1620×1270 |
Масса, кг | 208 | 210 | 220 |
Тип двигателя аэрационной установки | В1ЦД-4.5 | УД-2М | |
Мощность двигателя аэрационной установки, кВт | 3,3 | 5,9 | — |
Тип компрессора | СО-7А | СО-7А | От основного двигателя |
Производительность компрессора, м3/ч | 30 | 30 | 8 |
Автоконтейнер предназначен для приема и транспортировки производителей ценных промысловых рыб из рыбопропускного шлюза в водохранилище гидроузла.
Составные части контейнера монтируются на отдельном автотягаче «КрАЗ-258М» или «КрАЗ-221» с полуприцепом ЧМЗАП-5523 грузоподъемностью 20 т. Автоконтейнер заполняется водой при помощи насоса или другого средства. На всплывающую площадку загружают производителей, после чего площадка опускается в нижнее положение.
Для улучшения условий перевозки в контейнере создается искусственный поток воды, скорость которого составляет 0,2 м/с. Необходимая температура воды поддерживается льдом или автоматически холодильной установкой. Для дополнительного обогащения воды кислородом используются кислородные баллоны, при этом расход кислорода составляет 16,25 л/ч.
Техническая характеристика автоконтейнера
Емкость, м3 | 13 |
Масса, кг | 5000 |
Габаритные размеры, мм | 5090х1984х2122 |
Максимальная транспортная масса автоконтейнера с водой и установкой дизель-обеспечения, кг | 19500 |
Максимальная скорость передвижения, км/ч | 50 |
Перевозка живой рыбы может осуществляться железнодорожным транспортом.
Живорыбный вагон В-20 представляет собой четырехосный вагон, в котором размещено основное оборудование — большой и малый баки, куда загружают рыбу. Рядом с этими баками расположены баки для льда. Норма загрузки льда в ящик такая же, как и для автоцистерны; чтобы снизить температуру воды на 1°С требуется 15 кг льда. Для аэрации в вагоне предусмотрены механические аэраторы, представляющие собой трубопровод с форсунками.
Живорыбный вагон В-329 предназначен для перевозки пресноводной товарной живой рыбы и посадочного материала (молоди и производителей рыбы) при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 30°С. Вагон может быть включен как в состав грузового, так и пассажирского или почтово-багажного поезда. Представляет собой металлический кузов, оборудованный по концам автосцепками, в котором смонтировано оборудование для аэрации и циркуляции воды.
Вода охлаждается в холодильной установке, состоящей из двух агрегатов. Два насоса с объемным расходом 15 л/с каждый (54мУч) перекачивают воду по замкнутому циклу, при этом она очищается от взвесей и обогащается кислородом. Система циркуляции обеспечивает подачу воды из баков к испарителю холодильной установки и возвращение охлажденной воды в баки. Для предотвращения дополнительного нагрева воды летом и охлаждения зимой вагон термоизолирован. Все оборудование вагона разделено на отсеки перегородками.
Устройство для загрузки рыбы в баки монтируется непосредственно перед началом погрузочных работ и представляет собой контейнер, передвигающийся по наклонным направляющим от уровня земли (погрузочной платформы) до распределительного лотка, который устанавливается в междверном пространстве на уровне верхнего края баков. Контейнер поднимается электрической талью, передвигающейся по монорельсу, смонтированному под потолком вагона над баками.
Сачком, который крепится на крюке электротали, живая рыба подается на брезентовый лоток, а оттуда уже по алюминиевому лотку выгружается из вагона.
Основные технические данные живорыбных вагонов приведены в табл.33.
Таблица 33. Живорыбные вагоны
Основные данные | В-20 | В-329 |
Масса, т | ||
вагона в груженом состоянии | 73 | 85,2 |
тары | 40 | 52,6 |
вагона в экипированном виде без груза | 41 | 55,2 |
Вместимость резервуаров для рыб, м3 | 30,5 | 29 |
Количество загружаемой рыбы, т | ||
зимой | до 8 | 12 |
весной и осенью | 4,7 | 12 |
летом | 4 | 10 |
Срок транспортировки(плотность посадки 1:1 на 15 сут), сут | 3 | 4 |
Разработана и конструкция секций, специально предназначенных для перевозки товарной рыбы. Обслуживание таких секций предполагается производить бригадой из двух человек.
Проектная грузоподъемность по рыбе при плотности посадки 1:1,25-1:1,35-17 т, продолжительность рейса — 4-6 сут.
Надежная работа оборудования секции обеспечивается при температуре наружного воздуха от плюс 45 до минус 50° С и скорости соударения вагонов до 7,5 км/ч.
В грузовом помещении устанавливают два прямоугольных бака (резервуара) для рыбы, из коррозионностойкого материала, оборудуют их соединительной трубой и устройствами, обеспечивающими не только разъединение этих баков, ной быстрый слив воды и удаление из них грязи. Баки заполняют водой с помощью съемных шлангов.
Прорези для перевозки живой рыбы применяются в настоящее время достаточно редко, что связано с загрязненностью водной среды. Рыба, перевозимая в прорезях водным путем с сильно загрязненной водой, в лучшем случае теряет качество из-за неприятного привкуса. Такую рыбу потом необходимо долго выдерживать в садках, причем в абсолютно чистой воде.
В России прорези применяются в дельте Волги при транспортировке живого сома, сазана, линя, щуки с мест промысла до живорыбных садков. В Норвегии в прорезях перевозят живую треску и сайду. Срок транспортировки живой рыбы в прорезях составляет немногим более 2 сут.
Таблица 34. Основные нормы транспортировки рыб (карповых)
Перевозка | Время нахождения в пути,ч | Загрузка, тыс.шт. (кг) | Допустимый отход,% |
Личинки | |||
в молочных флягах или полиэтиленовых пакетах (40 л воды) без кислорода | Не более 2 | 100-200 | 1 |
в стандартных полиэтиле-новых пакетах (20 л воды с кислородом) | Не более 24 | 50-100 | 10 |
Подращенные мальки | |||
в молочных флягах или полиэтиленовых пакетах (40 л воды) без кислорода | Не более 2 | 8-16 | 1 |
в стандартных полиэтиленовых пакетах (20 л воды) с кислородом | Не более 24 | 10-15 | 5 |
Производители и ремонтные особи | |||
в стандартных полиэтиленовых пакетах (20 л воды) с кислородом (ремонт массой 2 кг) | Не более 48 | 2 шт. | 5 |
в крупногабаритных полиэтиленовых пакетах (40 л воды) с кислородом (производители массой 3-10 кг) | Не более 24 | 1 шт. | -«- |
специальными живорыбными автомашинами (объем воды — 3 м3) | До 12 | 300кг | -«- |
в живорыбных вагонах с механической аэрацией воды, | До 12 | (2000) | -«- |
емкостью баков 31 м3, объемом | 24-48 | (1200) | -«- |
воды — 20 м3 | 48 и выше | (1000) | -«- |
Состав воды для транспортировки живой рыбы. При продолжительности перевозки рыбы 30-50 ч и плотности посадки 1:3 происходит накопление конечных продуктов обмена: свободной углекислоты (СO2) до 85 мг/л, аммонийного азота до 90 мг/л. Эти величины значительно выше тех, при которых рыба живет в естественных водоемах (свободная углекислота -2,5 мг/л, аммонийный азот — до 1,5 мг/л), а также превышают нормы, допустимые при выращивании (СO2-30 мг/л,Nh5 -2 мг/л). При таких относительно высоких значениях СO2 и Nh5, отход рыбы в период транспортировки не превышает 5%. При дальнейшем увеличении плотности посадки до 1:1 и более аммонийный азот накапливается до критической концентрации (130 мг/л для карпа), что вызывает гибель рыбы.
Кроме того, в процессе транспортировки живой рыбы происходит быстрое накопление микроорганизмов и органических веществ с различной степенью разложения (минерализации) как в растворенном, так и во взвешенном состоянии (слизь, фекальные массы, соли аммония и т.д.). В воде находятся также механические примеси — песок, ил, чешуя и др.
Ниже представлены параметры качества воды при перевозке в ней сеголеток и товарного карпа при плотности посадки 1:1 и температуре воды до 12° С.
Кислород, мг/л3 | 3 2,5-3,5 |
Углекислота, мг/л | 13-16 рН 6,0-6,5; 8,0-8,5 |
Окисляемость, мг O2/л | 100-110 |
Аммонийный азот, мг/л | 8,0-10,0 |
Железо общее, мг/л | до 3,0 |
Сероводород, мг/л | 0 |
В табл.34 приведены основные нормы транспортировки рыб.
biblio.arktikfish.com