Упаковочные материалы и тара – Тара и упаковочные материалы — ООО «Эстив»

2 Тара и упаковочные материалы продовольственных товаров

Слова "тара" и "упаковка" часто употребляются как синонимы, но на самом деле это совершенно разные понятия.

Слово "тара" относится к картонным коробкам, ящикам, мешкам и другим емкостям, в которых перевозится готовая продукция. В зависимости от вида товара и требований потребителей различные виды тары могут вмещать в себя разное количество единиц товара: 6, 10, 12, 100 и т.д.

Слово "упаковка" относится к жестяным банкам, бутылкам, картонным коробкам и другим емкостям, в которые помещаются, упаковываются различные виды товаров для их последующей продажи. Упаковка должна привлекать внимание покупателей, поэтому, как правило, она оформляется достаточно красочно и ярко. Упаковка является элементом системы стимулирования сбыта продукции[5].

Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются назначение, материал, состав, конструкция, технология производства.

По назначению тару и упаковку можно разделить на:

  1. Потребительская тара и упаковка

  2. Транспортная тара

  3. Производственная тара

Потребительская тара и упаковка предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм.

Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов[5].

В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную картонную и т.д. Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физичеcких, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из которого она изготовлена, например: полиэтиленовая, полистирольная, полиэтилентерефталатная и т.д.

В зависимости от основных свойств и способа производства тара и упаковка подразделяется на следующие группы:

  1. По стабильности размеров: мягкая и жесткая.

  2. По материалу: полимерная упаковка, стеклянная, металлическая, бумажная

  3. По способу изготовления: сварная, склеенная, выдувная, литьевая, прессованная, термоформованная, вспененная, комбинированная.

Потребительская упаковка

Мягкая потребительская упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий, полностью автоматизировать процесс упаковывания. К мягкой потребительской таре относится тара, изготавливаемая из одно- и многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов. При упаковывании продукцию в пленочные или комбинированные материалы автоматы выполняют фасовку продукции, герметизацию упакованной продукции и укладку в транспортную тару. Упаковка из красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции, способе ее использования. Пленочная потребительская упаковка имеет небольшую удельную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового использования[5].

Наиболее распространенной мягкой потребительской упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горловиной, с клапанами или без них. Отличительные признаки различных пакетов - оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Как правило, форма и конструкция при упаковывании жидкой и сыпучей продукции определяется конструкцией агрегатов, на которых производится упаковывание продукции. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см

3. Закрываются пакеты различными затворами. Основной способ изготовления пакетов - сваривание, реже склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. К этому же виду упаковки относится упаковка в термоусадочные и сокращающиеся пленки.

Доля пленок составляет почти половину в общем объеме упаковочных материалов. По объемам потребления в упаковочной промышленности пленки уступают лишь картонно-бумажной упаковке. Наблюдаются общие тенденции роста данного сегмента на российском рынке. Возрастает потребление гибкой упаковки. При этом весьма ощутимо присутствие иностранных производителей пленочных материалов.

Экономические показатели говорят о значительном приросте объемов промышленного производства в отраслях, связанных как с изготовлением, так и с потреблением упаковки. Наибольший прогресс отмечен в полиграфической промышленности, далее следуют химическая и нефтехимическая отрасли, затем машиностроение и пищевая промышленность[5].

Флексография - разновидность высокой печати с применением гибких фотополимерных форм. Флексография позволяет наносить изображение на гибкие, рулонные, в том числе синтетические упаковочные материалы, различные пленки, ламинаты (многослойные материалы), фольгу, бумагу и картон.

Впервые мягкие резиновые формы для печати были изготовлены в 1890г. в Ливерпуле компанией по производству бумажных пакетов. Первоначально, из-за применяемых красок, этот печатный процесс назывался анилиновой печатью. И только в 1952г. было принято решение способ печати гибкими формами назвать флексографией.

Флексография дает возможность печатать повторяющийся рисунок, что позволяет уменьшить затраты на изготовление печатных форм и снижает требования к упаковочному автомату. Высококачественная печать с использованием фотографического изображения (слайдов), специальных, плашковых цветов и заливок, золотой и серебряной красок. К мягкой потребительской упаковке относится также оберточная бумага и комбинированные материалы на ее основе.

Жесткая потребительская упаковка. Основное ее назначение - обеспечить сохранность продукции от деформации, разрушений, потерь в установленные НТД сроки. Поэтому тара должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении. Основным ее отличием является сохранение формы. Основными материалами для ее изготовления являются стекло, металлы.

К этому виду потребительской упаковки относится также полимерная упаковка из листовых материалов, экструзионно-выдувная, литьевая, прессованная.

Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленочной упаковке, превосходя се жесткостью и формоустойчивостью. Для производства этого вида тары используют рулонные материалы толщиной 0,25-1,0 мм и листы толщиной 0,5-2,0 мм, из которых производится термоформование различными методами.

Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это - кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки-кассеты и т.д.

Выдувная потребительская упаковка. По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Ее применяют для самых различных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; газированных напитков, горюче-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических и фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов. Выдувная упаковка изготавливается главным образом из так называемых преформ. Достаточно разогреть преформу до температуры порядка ста градусов, чтобы за секунды из нее можно было выдуть бутылку. Общая степень растяжения преформы при производстве бутылок порядка десяти. Это означает, что любой дефект, который имеет преформа, переходит на бутылку в десятикратном масштабе. Поэтому международные стандарты строго регламентируют требования к качеству поверхности и микродефектам преформ.

Преформы изготавливают методом литья под давлением при температуре 280-3000С.

Литьевая и прессованная потребительская упаковка изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей, внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих методов не позволяет производить тару с толщиной стенок менее 1 мм. Литьевая и прессованная тара значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой тары для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банки, коробки, пеналы, пробирки)[5].

Потребительская упаковка из газонаполненных материалов. Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью (15-60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации.

Упаковку из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Потребительскую упаковку выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок и т.д. При этом достигается значительная экономия материала (до 30-40%), уменьшается масса тары.

Комбинированная потребительская упаковка включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Эта упаковка обеспечивает высокую сохраняемость и высокие потребительские свойства упакованной продукции.

Транспортная и производственная тара

Транспортная тара предназначена для перевозок, складирования и хранения продукции. Эта тара может принадлежать любой организации, участвующей в процессе обращения.

Транспортную тару условно можно классифицировать по следующим признакам:

  • кратности использования: разовая и многооборотная;

  • стабильности размеров: жесткая, мягкая;

  • упаковываемой продукции: жидкости, сыпучие продукты, штучные грузы;

  • компактности: неразборная, разборная.

Транспортная тара, как и потребительская, подразделяется на жесткую и мягкую. Широкое применение в качестве жесткой транспортной тары находят различного рода лотки, ящики, бочки, амортизационные вкладыши к ящикам, складные полимерные ящики и специальная тара для перевозки продукции с использованием пенопластов[5].

В жесткой транспортной таре особенно нуждаются отрасли АПК, потребность в ней составляет сотни миллионов штук. За последние годы этот вид тары из пластмасс пришел на смену таре из традиционных материалов. Жесткая транспортная полимерная тара обладает высокой прочностью и хорошим сопротивлением динамическим нагрузкам, не требует систематического ремонта, характеризуется длительным сроком эксплуатации, надежно сохраняет продукцию от внешних воздействий, имеет красивый внешний вид. Из используемых для ее изготовления термопластов можно получать транспортную тару различной формы и конструкции, что обеспечивает рациональное затаривание продукции. Благодаря своей жесткости тара может легко штабелироваться в несколько ярусов, занимая при складировании минимальные площади, без применения дополнительных устройств.

Основные способы изготовления жесткой транспортной тары - литье под давлением, термоформование, ротационное формование, штамповка и прессование с применением сварки[5].

К мягкой транспортной таре относятся мешки, чехлы, вкладыши, мягкие складные контейнеры и упаковка из термоусадочной пленки.

Мешки широко применяются для перевозки и хранения различных сыпучих продуктов, химических удобрений и пестицидов, семян, гранулированных продуктов, красителей и др.

Мягкие контейнеры используются для транспортирования и временного хранения сыпучих, гранулированных, штучных и жидких продуктов. Они заменяют фанерные барабаны, бочки, мешки и могут транспортироваться, заполненные грузом, на железнодорожных платформах или водным путем. Их применение снижает трудоемкость операций по упаковыванию и позволяет обеспечить механизацию погрузочно-разгрузочных работ. Достоинством мягкой транспортной тары из полимерных материалов является то, что пустая она легко складывается и занимает немного места при возвратных перевозках.

В последнее время в качестве транспортной тары все более широкое распространение получают упаковки с использованием термоусадочных пленок, которые применяются в виде индивидуальной и групповой упаковки в мясомолочной, рыбной, пищевой, медицинской и других отраслях промышленности. Пример: групповая упаковка ПЭТ бутылок.

Производственную и транспортную тару иногда (главным образом, за рубежом) называют распределительной, поскольку она предназначена для продвижения товаров через товарораспределительную сеть от предприятия-изготовителя до пункта назначения.

Особым видом транспортной тары являются поддоны и контейнеры, называемые тарооборудованием. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы розничных магазинов самообслуживания. Использование тарооборудования создает большие удобства как при транспортировании продуктов, так и при их реализации.

В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Это позволяет исключить очень трудоемкое звено в цепи товародвижения - отбор товаров на складе по заказам розничных магазинов; эта работа перекладывается в данном случае на самих покупателей. Устраняется также и целый ряд других операций: выкладка товаров на полки стеллажей и прилавков, проставление на них цен, что приводит к ускорению доставки товаров, снижению издержек обращения, уменьшению потерь от порчи товаров и, в конечном счете - к увеличению прибыли в торговле. Поддоны легко штабелируются как в рабочем, так и в сложенном виде, отличаются малой собственной массой и высокой долговечностью, легко стерилизуются горячей водой и паром[5].

Важнейшая роль на стадии доставки продуктов питания в торговую сеть отводится транспортной таре. Именно с помощью этой тары должна быть обеспечена доставка населению продуктов питания с минимальными потерями.

Эффективным способом повышения экономичности полимерной транспортной тары является ее максимальная унификация и стандартизация.

Унификация и стандартизация тары

Унификация тары производится по виду (форме), по типоразмерам и конструкции или по отдельным конструктивным элементам. Унификация тары необходима для сокращения числа ее видов. Она способствует снижению расходов на разработку и изготовление полимерной тары, оснастки; содействует организации специализированных производств с высокопроизводительным оборудованием, механизации, автоматизации и роботизации технологического процесса. Некоторое однообразие унифицированной тары может быть компенсировано полиграфическим оформлением, варьированием цветовой гаммы используемых полимеров, декорированном отдельных элементов упаковки. Эти приемы позволяют создавать однотипную упаковку, отвечающую высоким эстетическим требованиям.

Унификация тары по типоразмерам базируется на модульной системе, в основу которой положены площади плоских поддонов, составляющие для стран-членов ИСО 1200х800, 1000х800 и 1200х1000 мм. Принцип создания унифицированных размеров состоит в том, что площадь поддона делится на сетку кратных поддону размеров, определяющих наружные и внутренние размеры транспортной тары. Примеры складирования изображены на рис. 3.

В

Рисунок 3 – Размещение упаковок на поддонах

Исходными данными при разработке тары являются внутренние размеры. Они, в свою очередь, разделены на сетку кратных размеров, определяющих наружные размеры потребительской тары.

Требования кратности распространяются на полимерную транспортную тару, получаемую из любого материала и любым способом. При этом размеры стандартного поддона являются модульной единицей для конструирования и проектирования погрузочно-разгрузочных средств, оптимальных площадей складских помещений, платформ различного вида транспорта. Эти размеры положены также в основу пакетных перевозок[5].

Унификация элементов тары обеспечивает возможность замены быстроизнашивающихся деталей, способствует сокращению потерь рабочего времени при остановке оборудования, выходе на режим, отработке технологических параметров и сокращению технологических потерь перерабатываемых материалов.

Стандартизация полимерной тары призвана обеспечить современный уровень упаковки. т.е. единство четких показателей качества, механических и амортизационных свойств, возможность укладки в штабели, технологичность, эстетичность, пригодность к нанесению красочной печати.

Стандартизация упаковочных материалов, общих технических требований к полимерной таре и методов испытаний способствует сохранению качества упаковываемой продукции, снижению потерь при транспортировании, хранении и реализации, а также улучшению технико-экономических показателей во всех звеньях народного хозяйства, применяющих полимерную тару и упаковку.

С учетом широкого ассортимента полимерных материалов, многообразия тары и упаковываемой продукции, стандартизация приобретает значение большой комплексной проблемы, решение которой начинается с разработки требований, предъявляемых к транспортной таре, и включает следующие этапы: выбор базового полимера, оптимизация состава композиции, определение способа производства тары и оптимизация режимов переработки, оценка качества и определение срока службы тары при эксплуатации.

Требования к тароупаковочным средствам определяются функциональным назначением последних и обусловлены объективными эксплуатационными факторами. Различают общие требования, предъявляемые к любому тароупаковочному материалу, и специфические требования, которые должны соблюдаться при упаковке продукции конкретного назначения. Эти различия существенны: так, например, потребительская упаковка, предназначенная для пищевого продукта, помимо комплекса общих требований, должна удовлетворять специфическим гигиеническим требованиям, но при этом она не должна иметь большого запаса прочности, которая, безусловно, необходима для транспортной тары в случае упаковки машиностроительной продукции[5].

studfiles.net

Тара и упаковочные материалы - классификация

  1. Главная
  2. Информация
  3. Об упаковочных материалах
  4. Классификация тары и упаковочных материалов

Ассортимент упаковочных материалов разнообразен. Упаковка должна обеспечивать сохранность товаров (готовых изделий, сырья, полуфабрикатов и т.п.) в любых условиях – в ходе производства, при перевозке, складировании, хранении, реализации. Существуют критерии, по которым классифицируют товарную упаковку. Значимыми, по мнению экспертов компании «Алита», являются: назначение, материал, технология изготовления, особенности конструкции, сфера применения, специализация, возможность повторного использования.

На бытовом уровне термины «тара» и «упаковка» нередко употребляются как синонимы. Однако нормативные документы (ГОСТы) рассматривают упаковку как весь комплекс для сохранения основных свойств товара до момента доставки конечному потребителю, а тару – как конкретную емкость, в которую помещается товар. То есть, понятие «упаковка» имеет более широкое значение.

Помимо основных упаковочных материалов, к которым можно отнести практически все типы тары (ящики, коробки, бутылки), огромное значение имеют вспомогательные элементы – полимерная пленка (стрейч, воздушно-пузырчатая), скотч, стреппинг-лента, а также различные крышки, пробки, этикетки и т.д.

Основные виды

  • По функционалу:

Производственная: используется на предприятиях для хранения, транспортировки (между цехами, структурными подразделениями) товаров в ходе изготовления. Часто имеет большие габариты (сумма всех измерений может исчисляться в метрах, а масса брутто одной единицы – в центнерах).

Транспортная: применяется при перевозке грузов (чаще всего, при перемещении между коммерческими партнерами – производителями, поставщиками, дилерами и т.п.). По своим внешним или техническим параметрам, как правило, аналогична производственной.

Потребительская: емкость, в которой товар попадает к конечному потребителю (покупателю, заказчику). Она должна быть визуально привлекательной, информативной. Сочетает защитные, рекламно-маркетинговые свойства. При покупке упаковочный материал становится собственностью владельца. При этом производитель или продавец способны стимулировать возврат тары, устанавливая его залоговую стоимость (включенную в цену товара). В случае сдачи в специальный пункт приема покупатель может получить наличные, скидочные купоны и т.д. Данная схема полпулярна во многих европейских странах (в первую очередь, в отношении стеклянных, пластиковых бутылок, алюминиевых банок, пластиковых, деревянных ящиков).

  • По материалам:

Востребованы следующие типы: картонная (гофрокартонная), бумажная, деревянная, полимерная, стеклянная, керамическая, металлическая, комбинированная. Каждый имеет преимущества (экологичность, легкость, прочность, способность сохранять форму, стоимость и т.д.), которые делают оптимальным использование с определенными группами товаров.

  • По степени специализации:

Универсальная: может использоваться для самой разной продукции (как самостоятельно, так и совместно с другими видами упаковочных материалов). Наглядным примером являются полиэтиленовая пленка, стреппинг-лента, скотч.

Специальная – предназначена для определенных групп товаров, изделий конкретного производителя, строго определенных условий применения. Отличается конструкцией, материалом, размерами, режимом сохранения потребительских свойств и т.п.

  • По особенностям конструкции:

Каркасная: имеет жесткую основу, вертикальные, горизонтальные, угловые элементы.

Ящичная: отличается правильной геометрической формой, большим количеством видов (сетчатая, с открытой или открывающейся стенкой/крышкой, коническая – боковые стенки расположены под углом к днищу, за счет чего есть возможность удобно и компактно штабелировать пустую тару).

Пленочная, ленточная: для обеспечения сохранности и/или герметичности товар обматывается слоями тонкого полимерного материала.

Разборная: может быть разобрана на отдельные части (для удобства хранения, транспортировки), впоследствии вновь собрана без утраты первоначальных качеств. Неразборная упаковка не обладает указанным свойством. Также можно выделить складную, нескладную упаковку. Яркий пример складной упаковки – картонные коробки, активно используемые при квартирных или офисных переездах.

Бутылки, банки: популярная упаковка для жидких, сыпучих продовольственных товаров.

Поддоны – основная транспортная, производственная тара. Представляют собой прочные деревянные лотки.

  • По сфере применения:

Пищевые и непищевые. К пищевой предъявляются высокие требования по качеству, безопасности.

  • По технологии изготовления:

Упаковка может производиться при помощи разных методов – прессования, экструзии, склеивания, литья, выдувания, сварки, других. Для каждого материала характерны свои способы изготовления, обеспечивающие оптимальные эксплуатационные качества. Также нередко применяется комбинирование нескольких технологий в рамках одного типа упаковки.

  • По вторичному использованию:

Одноразовая: к ней относится большинство современной потребительской тары. Как правило, после покупки или перед непосредственным использованием (употреблением) товара утилизируется, поскольку не представляет существенной ценности. Хотя бывают исключения, когда, например, металлическую или картонную коробку.

Многоразовая: при аккуратном использовании потребительские свойства не утрачиваются в течение длительного времени. Поэтому она может применяться неоднократно. К этой категории относят стеклянные, пластиковые бутылки, деревянные ящики, картонные коробки.

Многооборотная (возвратная): конструктивные особенности предполагают возможность многократного применения (поддоны, ящики, фляги, канистры, мешки). Согласно действующему законодательству, договор между коммерческими партнерами может предусматривать прямую обязанность возврата транспортной тары данного типа.

Общемировые тенденции призывают более активно прорабатывать вторичное использование любой продукции. Упаковочная отрасль – не исключение. Недавно известная международная компания, работающая в данной сфере, предложила интересный вариант для пассажирской авиации: картонные контейнеры с картонными лотками для транспортировки бортового питания. Предполагается, что такое решение может успешно заменить более тяжелые и дорогие металлические ящики, обычно применяемые для этих целей. Новинка вызвала неоднозначную реакцию специалистов. С одной стороны, она получила высокие оценки, премию на международной выставке, а также стала использоваться одной из известных авиакомпаний. С другой стороны, вызывает большие сомнения, что картонная коробка с наборами горячего питания пригодна для многократного применения (с точки зрения прочности, гигиеничности).

Сегодня различные типы упаковки (которые, с технической точки зрения, вполне допускают повторное применение или эффективную утилизацию, переработку) по факту выведены из централизованного оборота вторсырья. В первую очередь, это касается стеклянных, пластиковых бутылок, а также алюминиевых банок. Однако экономические или экологические реалии в могут изменить сложившуюся ситуацию.

www.fleimina.ru

Глава 2 тара и упаковочные материалы

2.1. Назначение и классификация тары

Обобщенная классификация. Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обесйёчивается пра­вильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаков­кой. Упаковка — это средство или комплекс технических средств, обеспечивающих защиту продукции (груза) от повреждений и по­терь, окружающей среды, загрязнения и облегчающих процесс обращения, включая хранение, транспортирование, перегрузку и реализацию продукции. Основными элементами упаковки являют­ся тара, упаковочные материалы, средства консервации.

Грузы предъявляются к перевозке в упаковке с применением всех или только отдельных ее элементов и без упаковки — нава­лом, насыпью, наливом в специализированном или универсальном подвижном составе. Упаковка должна соответствовать действую­щим стандартам или соглашениям сторон (грузоотправителя и гру­зополучателя), оформленным в установленном порядке. Упаковка грузов, не имеющих стандартов или соглашений, должна обеспечи­вать сохранность перевозимой продукции и быть исправной.

Тара является одним из важнейших компонентов упаковки и представляет собой специальное изделие для размещения продук­ции. По функциональным признакам различают следующие основ­ные виды тары: потребительскую, групповую, производственную* тару-оборудование и транспортную.

Потребительская тара предназначена для первичного упаковы­вания изделий и товаров в расфасовке по объему и массе, удоб­ной потребителю. Эта тара переходит вместе с товаром в собствен­ность потребителя. Потребительская тара может быть: индивиду­альной — для упаковывания одного изделия; порционной — для размещения определенного количества продукции; подарочной, от­личающейся ярким, красочным оформлением, и т. д.

Групповая тара служит для комплектации и укрупнения пар­тий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакован­ных в потребительскую тару или без нее. Групповая тара может также выполнять функции защиты товаров от воздействия агрес­сивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, об­ладая амортизирующими свойствами.

Производственная тара используется для упаковывания, пере­мещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой

29

продукции, комплектующих изделий и других грузов внутри цеха, завода или предприятия или между заводами, связанными коопе­рированными поставками. Производственная тара должна как можно полнее соответствовать технологии работы предприятий и исключать ручные операции на всех этапах перемещения и при перегрузках. Производственную тару в основном изготовляют из металла, так как она должна выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуа­тации производственная тара является многооборотной.

Тара-оборудование представляет собой специальное изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временно­го хранения и продажи товаров методом самообслуживания. Та­ра-оборудование выполняет одновременно функции производствен­ной тары, транспортной и торгового оборудования. Использование такого вида тары позволяет внедрять новую прогрессивную техно­логию товародвижения «промышленность—транспорт—торговля», которая значительно повышает уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ и улучшает условия труда. Рациональной сферой применения тары-оборудования являются внутригородские и внутрирайонные перевозки.

Транспортная тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупненной транспортной единицы, применя­ется для упаковывания товаров и изделий, предварительно уло­женных в потребительскую, групповую тару или без первичной упаковки. Транспортная тара должна гарантировать сохранность груза при перевозке, обеспечивать механизацию погрузочно-раз-грузочных работ и максимальное использование вместимости под­вижного состава.

Каждая единица транспортной тары должна иметь специаль­ную маркировку, подтверждающую соответствие тары требованиям стандартов или другой нормативно-технической документации на ее изготовление.

Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуата­ции, форме, материалу, особенностям конструкции и т. п.

По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и

многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократ­ного перемещения продукции, это поставки продукции в районы Крайнего Севера, труднодоступные горные районы, на базы дли­тельного хранения, а также поставки при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции и ее потребителями. Воз­вратная тара — разовая тара, используемая повторно после незна­чительного ремонта или без него. Многооборотная тара предназ­начается для многократного использования. По сравнению с разо­вой конструкция многооборотной тары требует значительного уси­ления для восприятия повторяющихся механических нагрузок. 06-

30

ласть применения такого вида транспортной тары определяется на основе технико-экономического анализа.

В зависимости от формы существуют следующие виды транс­портной тары: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, балло­ны, мешки и т. д. Каждый вид тары подразделяется на типы в за­висимости от материала и конструкции. В качестве материала для изготовления транспортной тары используют дерево, картон, бума­гу, металл, ткань, полимеры и их различные комбинации. Матери­ал тары определяет способность конструкции тары выдерживать механические нагрузки и выбирается в зависимости от свойств груза. По способности выдерживать механические нагрузки и де­формироваться различают мягкую, полужесткую и жесткую транс­портную тару.

Мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение мягкой тары — хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волок­нистых материалов. Мягкая тара занимает мало места, имеет не­значительную собственную массу, удобна в обращении.

Полужесткая тара сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, тогда часть нагрузки вос­принимается самим грузом.

Жесткая тара не изменяет форму при транспортировании и хра­нении, имеет большую механическую прочность.

Необходимость максимального использования вместимости и грузоподъемности подвижного состава при перевозке порожней транспортной тары, особенно многооборотной, и снижения расхо­дов на перевозку привела к созданию специальных конструкций тары: неразборной, разборной и складной. Особенностью разбор­ной конструкции является возможность легко разбирать и укла­дывать отдельные щиты и детали такой тары в компактные пачки для возврата поставщику. Конструкция складной тары предусмат­ривает шарнирное соединение всех стенок, что позволяет легко складывать тару, обеспечивать сохранность комплекта деталей в процессе транспортирования и снижать до минимума расходы на сборку и разборку.

Качество и экономичность разработанной конструкции тары оценивается системой показателей, характеризующих собственную массу тары, ее объем, стоимость и материалоемкость. При обеспе­чении заданной прочности и надежности собственная масса тары, ее объем, отношение объема сложенной тары к объему тары в ра­бочем состоянии должны быть минимальными, а параметры та­ры — кратными параметрам транспортного средства (вагона, кон­тейнера, поддона, автомобиля). Критерием оценки экономической эффективности транспортной тары является отношение стоимости самой тары к стоимости груза в ней: чем меньше это отношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары.

31

studfiles.net

Тара и упаковочные материалы для замороженных продуктов

Продолжительность хранения замороженных продуктов без снижения качества в значительной степени зависит от свойств упаковочных материалов и тары. Упаковка, соприкасающаяся с продуктом, должна предохранять продукт от загрязнений и порчи, быть герметичной и плотной. Кроме того, она должна придавать продукту привлекательный внешний вид и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Для упаковки быстрозамороженных продуктов применяют различные виды упаковочных материалов и тары. Быстрозамороженные плоды и ягоды упаковывают в картонные коробки, стеклянные и металлические банки, деревянные бочки и деревянные ящики.

Свежие быстрозамороженные овощи и овощные наборы упаковывают в картонные коробки, стеклянные и металлические банки, короба из гофрированного картона, деревянные ящики. В качестве упаковочных и прокладочных материалов используют лакированный целлофан, полиэтилен, полипропилен, парафинированную бумагу и др. Для замороженных соков можно использовать тетраэдрическую упаковку из плотной бумаги с внутренним полиэтиленовым и наружным парафинированным покрытием, стеклянную тару, металлические банки с лакированным покрытием изнутри и др. Для замороженного фруктового пюре используют различные виды картонной и стеклянной тары, пакеты из полиэтилена и лакированного целлофана, а также деревянные бочки, парафинированные или покрытые изнутри смолками или эмалями.

Быстрозамороженные кулинарные изделия упаковывают в пакеты из лакированного целлофана, полипропилена нестабилизированного, в картонные парафинированные коробки, алюминиевую фольгу, стеклянные виды тары, а также короба из гофрированного картона и др. Замороженные пельмени, вареники и другие полуфабрикаты расфасовывают в картонные коробки, пакеты из лакированного целлофана, полиэтилена, полипропилена, парафинированной бумаги, а также в короба из гофрированного картона. Готовые замороженные блюда чаще выпускают в неглубоких алюминиевых лоточках с проложенной с внутренней стороны алюминиевой фольгой и наружной оберткой из литографированной бумаги. Перед подачей на стол наружную бумажную обертку удаляют и лотки с замороженными готовыми кулинарными изделиями помещают в духовой шкаф и нагревают 20-25 мин при 230° С с алюминиевой фольгой или без нее в открытом виде.

Для готовых замороженных кулинарных изделий используют пакеты из полимерных упаковочных материалов - полиэтилентерефтелата (лавсана, хостафана, майлара), обладающих хорошей морозо- и теплостойкостью. Применение такой упаковки позволяет быстро (в течение 1-10 мин) дефростировать замороженные изделия погружением упакованного продукта в кипящую воду. Широко используется бумажная и картонная тара с полимерным покрытием, изготовляемая на автоматических линиях производительностью до 4500 упаковок в час. Торцы картонных коробок иногда заделывают пленочными прокладками, скрепляемыми с корпусом термической сваркой, что делает коробки герметичными.

Пленки из искусственных и синтетических полимерных материалов, применяемые для упаковки замороженных продуктов, должны быть химически чистыми и не содержать вредных примесей. Полимерные пленки можно применять для упаковки замороженных пищевых продуктов только при наличии разрешения на их использование (по каждому виду) ГСП Министерства здравоохранения. Полимерные пленки, используемые для упаковки замороженных продуктов, должны обладать газо-, паронепроницаемостью, влагостойкостью, морозостойкостью, теплостойкостью, механической прочностью, небольшим относительным и остаточным удлинением и способностью к усадке при нагревании, а также герметически склеиваться термическим способом.

www.comodity.ru

Тара и упаковка

   Сохранность грузов в процессе транспортирования в значительной степени обеспечивается правильной подготовкой грузов к перевозке и рациональной упаковкой.

   Упаковка – это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту груза от повреждений и потерь, вредного воздействия окружающей среды, загрязнения и облегчающих процесс обращения с грузом, включая хранение, транспортирование, перегрузку и реализацию продукции. Основными элементами упаковки являются тара, упаковочные материалы, средства консервации.      

   Грузы предъявляются к перевозке в упаковке или без неё. Упаковка должна соответствовать  действующим стандартам или соглашениям сторон, оформленных в установленном порядке. Упаковка грузов, не имеющих стандартов или соглашений, должна обеспечивать сохранность перевозимой продукции и быть исправной.

   Существуют правила и нормы по упаковке и погрузо-разгрузочным и транспортным операциям при подготовке груза к отправлению, которые должен знать грузоотправитель.

   В состав упаковки входят наружная тара, система запирания, в случае необходимости перегородки, обвязки, амортизаторы, водонепроницаемые ограждения, ленты, а также нанесение транспортной маркировки. При определении вида необходимой упаковки следует принимать во внимание способ распределения груза. Упаковка груза, направляемого прямо в пункт продажи, часто подчиняется критериям, отличным от тех, которые относятся к грузам, предназначенным для предварительной обработки или многократных перемещений перед отправкой в пункт продажи.

     Стоимость товара является определяющим фактором с точки зрения финансовых средств, выделяемых на упаковку. Однако стоимость также определяется внешним видом и качеством товара в пункте продажи, и денежные средства, сэкономленные на упаковке, могут снизить пригодность товара для продажи.

   Тара является одним из важнейших элементов упаковки и представляет собой изделие для размещения продукции.

   По функциональным признакам она подразделяется:

- потребительская
тара предназначена для первичного упаковывания изделий и товаров в расфасовке по объёму и массе, удобной потребителю. Такая тара переходит вместе с товаром в собственность потребителя и может быть индивидуальной, порционной, подарочной, отличающейся красочным, ярким оформлением.

 -    групповая тара служит для комплектации и укрупнения партий изделий, особенно мелкоштучных, предварительно упакованных в потребительскую тару или без неё, и также защищает товары от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и механических нагрузок, обладая амортизирующими свойствами.

 -   производственная тара используется для упаковывания, перемещения и хранения полуфабрикатов, запасных частей, готовой продукции, комплектующих и т.п., внутри или между  заводами и организациями. Данный вид тары изготавливают чаще всего из металла, хотя встречается пластиковая и деревянная, поскольку ей необходимо выдерживать большие механические нагрузки и иметь длительный срок службы. По условиям эксплуатации производственная тара является многоразовой.

  Транспортная  тара образует самостоятельную транспортную единицу или часть укрупнённой транспортной единицы, которая применяется для упаковывания товаров или изделий, предварительно уложенных в потребительскую, групповую тару или  без первичной  упаковки.

      Транспортная тара классифицируется по условиям эксплуатации, форме, материалу и особенностям конструкции.

  По условиям эксплуатации различают разовую, возвратную и многооборотную тару.

  - одноразовая тара предназначена для однократного перемещения продукции, когда её возврат невозможен или экономически невыгоден, а также при выполнении поставок при отсутствии регулярных связей между поставщиками продукции  и её потребителями.

  - многооборотная тара предназначается для многократного использования и должна выдерживать значительные повторяющиеся механические нагрузки.

    По способности выдерживать механические нагрузки и деформироваться различают мягкую, полужёсткую и жёсткую транспортную тару.

   -  мягкая тара принимает различную форму в соответствии со степенью наполнения грузом. Основное назначение этого вида тары – хранение и транспортирование преимущественно сыпучих и волокнистых материалов. Мягкая тара имеет незначительный объём и массу, удобна в обращении.

  -   полужёсткая тара сохраняет свою первоначальную форму при небольших механических нагрузках, тогда как часть нагрузки воспринимается самим грузом.

  -  жёсткая тара не изменяет форму при транспортировании и хранении, имеет большую механическую прочность.

   В зависимости от способности тары укладываться в устойчивый штабель различают штабелируемую и не штабелируемую тару . По способу обеспечивать непроницаемость газов, паров и жидкостей тара бывает герметичная и не герметичная.  По чувствительности к воздействию динамических нагрузок – прочная и хрупкая.

     Необходимость максимального использования вместимости и грузоподъёмности подвижного состава при перевозке порожней транспортной тары, особенно многооборотной, и снижения расходов на перевозку привела к созданию специальной конструкции тары – не разборной, разборной и складной.

   -  не разборная тара сохраняет свои параметры на всех стадиях перевозочного процесса, при выполнении гружёных и холостых ездок.

  - разборная  тара обладает возможностью легкой разборки и компактного укладывания её отдельных частей для возврата поставщику.

  -  складная тара предусматривает шарнирное соединение всех её стенок.

  На рис.2. представлена классификация тары.

   Качество и экономичность конструкции тары оценивается системой показателей, характеризующих собственную массу тары, её объём, прочность, стоимость и материалоёмкость. При обеспечении заданной прочности и надёжности собственная масса тары, её объём,  отношение объёма сложенной тары к объёму тары в рабочем состоянии должны быть минимальными, а параметры тары – кратными параметрам контейнера, поддона, кузова передвижного состава. Критерием оценки экономической эффективности тары является отношение самой стоимости тары к стоимости груза в ней: чем ниже это соотношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары. 

   Критерием оценки экономической эффективности тары является отношение стоимости самой тары к стоимости груза в ней: чем ниже это соотношение, тем более совершенна и экономична конструкция тары.

Похожие материалы:

univer64.ru

Тара и упаковка

План.

Введение.

1. Деление тары на потребительскую и транспортную. Классификация и характеристика потребительской и транспортной тары.

2. Стандартизация и качество тары.

3. Особенности использования тары в торговле.

Список литературы.

Введение.

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре. Дадим определения этим понятиям.

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции и окружающей среды от повреждений и по­терь и облегчающих процесс транспортирования, хранения и ре­ализации продукции. Тара является элементом упаковки, пред­ставляющим собой изделие для размещения продукции. В про­цессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без него.

Разнообразие свойств и особенностей товаров, различныеусловия их транспортирования, хранения и отпуска вызывают необходимость производства тары множества видов: ящики, боч­ки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, меш­ки, пакеты, корзины и т. д.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

предохранение товара от вредного воздействия внешней сре­ды, а также внешней среды от вредного воздействия товара;

зашита товара от влияния других товаров;

обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сфе­ру потребления;

придание товарам и другим грузам необходимой мобильно­сти и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых пло­щадей;

создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их уче­та;

выполнение роли носителя коммерческой информации и тор­говой рекламы;

использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагруз­кой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, об­легчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей. Расфасовка товаров в мелкую, удоб­ную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс про­дажи, способствуя повышению производительности труда тор­говых работников, улучшает показатели работы магазинов, по­вышая культуру торгового обслуживания.

Ассортимент тары, используемой для размещения товаров, постоянно расширяется. Он пополняется новыми видами тары, позволяющими расширить ее функции, а следовательно, и сде­лать еще более значимой в торгово-технологическом процессе.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция долж­ны отвечать свойствам помешенных в все товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы (отношение массы к объему).

Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее фор­ма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.

1. Деление тары на потребительскую и транспортную. Классификация и характеристика потребительской и транспортной тары.

Тара представляет собой обширную номенклатуру изделий, используемых для размещения товаров. Эти изделия существен­но отличаются одно от другого, поэтому и классифицируют тару по достаточно широкому кругу признаков, основные из которых следующие:

функции, выполняемые в процессе товарного обращения;

назначение;

принадлежность;

кратность использования;

материал изготовления;

конструкция и метод изготовления;

устойчивость к внешним механическим воздействиям;

качество.

В процессе товарного обращения тара может выполнять раз­личные функции, с учетом которых ее делят на транспортную, цеховую, потребительскую и тару-оборудование.

Транспортная (внешняя) тара применяется для транспорти­рования и хранения товаров. К ней относят ящики, бочки, мешки и т. д. ^

Цеховая тара предназначена для группировки товаров вну­три предприятия (лотки и ящики специальной конструкции).

Потребительская (внутренняя) тара поступает к потреби­телю с продукцией и не представляет собой самостоятельной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары — па­кетов, коробок, тубов, банок и т. п., как правило, включается в стоимость товара. Ода должна быть удобной, дешевой, легкой, оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку.

Одной из разновидностей потребительской тары является подарочная тара, художественно-конструкторское исполнение которой должно подчеркивать назначение продукции (товара) как подарка, сувенира.

Тара-оборудование — это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.

По назначению тару делят на универсальную и специализированную. Универсальная тара может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная тара — только для определенных товаров.

В зависимости от принадлежности следует различать тару общего и индивидуального пользования. Тара общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями. К таре индивидуального пользования относится инвентарная тара, изготовляемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.

По кратности использования тара делится на многооборотную, возвратную и разового использования.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Сюда относятся ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара.

К возвратной таре относится тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Это коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации.

В зависимости от материала изготовления тару подразделяют деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.

Деревянная тара наиболее распространена в обращении. Ее изготовляют из древесины различных пород. К этой группе тары относят ящики, бочки и корзины.

Ящики бывают дощатые, фанерные и комбинированные. Конструктивными элементами ящиков являются: дно, две го­ловки, две боковины и крышка. Для упаковки промышленных и продовольственных товаров используют плотно сколоченные ящики; для овощей, фруктов, винно-водочных изделий — решет­чатые. В соответствии со стандартами выпускается несколько видов дощатых и фанерных ящиков для продукции рыбной про­мышленности, кондитерских изделий, консервов, овощей и фрук­тов, а также других продовольственных товаров, продукции лег­кой промышленности и других непродовольственных товаров. Различаются они между собой по размерам, назначению, объ­ему древесины, пошедшей на изготовление деталей ящиков, и по другим признакам. Бывают неразборные, разборные и складные ящики. Вместимость их может составлять до 200 кг продукции.

Деревянные бочки изготовляют из древесины различных пород. Состоят они из кленок, днищ и обручей. Из клепок и дни­ща собирают остов бочки. На конце клепок имеются уторы (па­зы), в которые вставляют дно. Остов бочки с наружной стороны обтянут симметрично расположенными обручами.

Бочки подразделяются на заливные и сухотарные. В залив­ные бочки затаривают рыбу в тузлуке, пиво, вина и другие жид­кие продукты, в сухотарные бочки — сухие молочные продукты, яичный порошок, сухую краску, замазку и т. п. В днище залив­ных бочек имеется отверстие для заливки рассола, тузлука и т. п.

Деревянные бочки выпускают различной емкости. Например, соки, морсы, коньяки и коньячный спирт, вина затаривают в боч­ки емкостью от 50 до 600 л; рыбную и плодоовощную продукцию, топленое масло, маргарин — от 15 до 250 л.

Сыпучие и пастообразные товары затаривают в фанерные ба­рабаны емкостью от 10 до 100 л.

Для сбора, хранения и транспортирования овощей, фруктов, рыбы и некоторых других продуктов используют прутяные и драночные корзины.

Тара может быть изготовлена из шпона с прослойками эла­стичной резины. Производство тары из такого материала (резофана) позволяет значительно уменьшить ее собственный вес без снижения показателей прочности и влагостойкости, харак­терных для деревянной тары.

К картонной таре относят коробки и ящики. Коробки изго­товляют из прессованного картона, ящики — из прессованного и гофрированного. Картонная тара легче деревянной в 2,5-4 раза на единицу затаренной продукции. Для ее изготовления требу­ется в несколько раз меньше древесной массы. Сырьем для ее изготовления могут служить отходы деловой древесины. Произ­водство картонной тары и процесс ее затаривания легче механи­зировать. В связи с этим картонная тара все шире применяется для затаривания как промышленных, так и продовольственных товаров.

mirznanii.com

Тара и упаковка

Тара и упаковка

Тара и упаковка

Введение.

Говоря о современных методах упаковки и таре, необходимо вспомнить их историю. Упаковка всегда играла важную роль в жизни человечества и, как вехи на пути, отмечала этапы его развития.

Еще в средние века начинается маркировка товаров. Для маркировки мешков, например, использовались клейма, положившие начало развитию товарных знаков и марок. Вслед за клеймом изготовителя появляется маркировка товара шрифтом, а затем и наклейкой, которая становится прототипом этикетки.

Уже на ранних этапах своего развития упаковка сочетала в себе три основных фактора: материал, конструкцию и внешний вид. Этикетки на закрытых аптечных упаковках уже в XVIII в. выполняли рекламную функцию, а не только маркировали товар.

В 1922 году в раскопках поселения в Иране, археологи нашли сосуд, сделанный пять тысяч лет назад, в котором был обнаружен осадок, оказавшийся по химическому составу пивом. На старинных клеймах кувшина встречается рельефный рисунок, изображающий людей, сидящих вокруг больших кувшинов и потягивающих пиво через соломинки. Эти кувшины еще не были упаковкой, но они были началом, первым опытом упаковки. Там же был найден кувшин, в котором когда-то содержалось вино. Кувшины отличались друг от друга. Тот, что для пива, устанавливался вертикально, а кувшин для вина должен был лежать на боку и закрывался затычкой из необоженной глины, разбухающей, как пробка, и непропускающей воздух, тем самым предохраняя вино от скисания. Тара символически изображала продукт. Такое яркое отождествление тары с ее содержимым и символикой говорит о том, что коммуникативный аспект упаковки имеет очень древние корни.

Самая известная тара из древнего средиземноморского региона – это ханаакский кувшин, или амфора. Обычная амфора делалась объемом около 30 литров, с небольшими ручками наверху; днище ее закруглено, что способствует более равномерному распределению давления, которому подвергается тара. В них перевозили вино, масло и другие жидкости, в том числе и воду.Амфоры для того времени были многопрофильной тарой, как и наши картонные коробки или 55-галонные нефтяные бочки. Ханаакский кувшин подвергался маркировке. Количество информации на маркировке, было почти как на винных этикетках. Там были сведения о возрасте вина, сорте винограда и местности, а также о том, сухое оно или сладкое. Кувшины были непрозрачными, поэтому маркировка являлась важной составляющей.

“Самые дорогие вещи бывают в маленьких упаковках” – это расхожее мнение. Драгоценные вещи нуждаются в специальной упаковке. Косметическая и парфюмерная тара изготавливалась из таких драгоценных материалов, как золото, слоновая кость, алебастр, жадеит, хрусталь и фарфор. Упаковка должна была подчеркнуть всю прелесть и роскошь аромата. Все сосуды, особенно стеклянные, являются связующим звеном между античным миром и зарождением современной упаковки.

К началу средневековья в разряде упаковочных материалов уже числились кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло.

В начале XIX века парфюмерия стала предметом серьезного научного исследования. Увеличение количества маркированных духов повлияло на расширение печатной продукции, когда потребовались изысканные, яркие и запоминающиеся этикетки для украшения стандартных флаконов. В середине XIX века начала формироваться упаковка в ее современном виде. Часто флаконы продавали в деревянных коробочках, обитых шелком или бархатом и украшенных эмалью. Покупали эти коробочки уже обычные потребители.

Тара. Упаковка. Их функции.

Согласно ГОСТу 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.

Перемещение продукта от производителя к потребителю является неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При этом важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарного вида продукции на всем пути ее следования.

С целью защиты продукции от механических, климатических, биологических и других воздействий и обеспечения ее качественной сохранности при транспортировании и хранении применяют различные виды тары и упаковки.

Наряду с основной своей функцией – обеспечивать сохранность упакованного товара – тара выполняет и другие. Она способствует ускорению передачи товарно-материальных ценностей от производителей потребителям: облегчает перемещение продукции при погрузочно-разгрузочных работах и внутрискладских операциях: обеспечивает безопасные условия труда при переработке упакованных грузов; улучшает учет и организацию сбыта продукции; повышает эффективность использования транспортных средств и складских помещений. Имея оригинальную маркировку, тара выполняет рекламную функцию, доводит до потребителя первые сведения о продукции и правила обращения с ней. Рекламная маркировка на потребительской таре (упаковке) воздействует на покупательский спрос. В рыночной экономике рекламная роль тары – один из важнейших инструментариев маркетинга.

При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного воздействия указанных материалов.

Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций, разнообразием применяемых для ее изготовления материалов и широтой сфер применения. Это обуславливает ее классификацию. Все многообразие тары по своему функциональному назначению подразделяется на транспортную и потребительскую (упаковку). Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собой изделие для размещения, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания.

По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная, бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов.

По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм.

В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Возвратная тара – это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Отличается прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата.

По степени жесткости конструкции, то есть по способности к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару. Жесткая тара не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние воздействия. Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее продукцией. Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но при незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму.

По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную, разборную и разборно-складную.

В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая.

Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными просветами.

По герметичности тара разделяется на герметичную и негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара.

Исходя из специфики функционального назначения и особенностей конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и аэрозольную тару. Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая – это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление. Аэрозольная тара – это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии.

По принадлежности и условиям использования тару делят на производственную, инвентарную и складскую.

Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара – это многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию. Складская тара представляет собой разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и комплектации продукции в складских условиях.

Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных (биологических) средств, называют защитной.

Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки продукции за границу, и импортная тара.

В зависимости от сферы применения различают универсальную и специализированную тару. Первую используют для упаковывания, транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую – для одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий эксплуатации.

Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или транспортную) тару (ящики, деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки, бумажные жесткие пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную или потребительскую) упаковку. Последнюю применяют для каждого изделия или какой-то определенной части, массы или объема продукции. Она является неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки, тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки .).

Дизайн упаковки.

Очевидно, и закономерно, что успех предприятия зависит от его продукции. Своих целей могут добиться те из предприятий, которым удается постоянно и систематически сбалансировать предложения с потребностями потребителей. Именно поэтому главное место в стратегическом планировании фирм все больше занимает маркетинг, то есть методы и способы сбыта произведенной продукции.

Фирмы прибегают к услугам рекламных агентств, так как именно они предлагают все, что связано со сбытом или профессиональной упаковкой товара. Агентства стремятся принимать участие в разработке товара.

Очень многие одинаковые товары предлагаются на рынок различными изготовителями. Отличаются они порой только по упаковке. Дизайнерам ломают головы над тем, чем можно “соблазнить” покупателя. Главный принцип в их работе – создание устойчивой связи “человек – товар”. Почему покупатель приобретает этот товар, и не желает покупать другой. Ответы на эти вопросы можно получить, лишь проводя серьезные маркетинговые исследования. У некоторых покупателей есть чувство юмора, другие совершенно серьезны. Чем большее внимание дизайнер уделяет запоминающимся элементам, тем успешнее складывается судьба товара на рынке. Влияние, конечно, оказывает и название. При изобилии товара наименований обычного языка не хватает, и специалисты по рекламе прибегают к словотворчеству. Важны два компонента: внимание и степень запоминания. Немаловажно и легкое произношение. В этой связи интересно, что новые товары популярных фирм быстрее пробивают себе дорогу.

Упаковка сама по себе – решающий носитель рекламы продукта. Дизайн приобретает превалирующее значение, так как внешний вид является, в понимании потребителя, частью предложения. Поэтому необходимо взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо невозможно продавать товары без учета требований и пожеланий покупателей. А они концентрируются в дизайне.

Новые тенденции в области упаковки.

Каким бы новым и оригинальным ни было решение упаковки, оно всегда должно подчиняться требованиям, предъявляемым к упаковываемому товару.

Самой же упаковке необходимо обладать определенными свойствами:

1) защитными,

2) потребительскими,

3) экологическими,

4) рекламно-эстетическими.

Защитные свойства должны обеспечить сохранность продукта с момента упаковки до момента потребления. Они предусматривают защиту продукта от:

1) механических,

2) физических,

3) химических,

4) климатических,

5) биологических воздействий и предотвращают изменения продукта сверх установленных нормативов.

Потребительские свойства включают в себя:

1) разнообразие форм и размеров упаковки,

2) степень готовности продукта к употреблению,

3) удобство обращения с упакованным продуктом,

4) удобство потребления,

5) возможность переноса упаковки,

6) наличие устройств, предотвращающих несанкционированное вскрытие упаковки и осуществляющих контроль за содержимым,

7) простоту и надежность повторной укупорки емкостей.

Наличие определенных экологических свойств необходимо:

1) для обеспечения минимального загрязнения среды использованной упаковкой,

2) наиболее эффективной и экономически выгодной утилизации ее отходов.

Упаковка – составная часть современной массовой культуры, продукт дизайна, поэтому она должна не только удовлетворять любые, даже  изысканные эстетические потребности покупателя, но и формировать эстетический уровень массового потребителя.

Рекламно-эстетические свойства упаковки:

1) информативность,

2) привлечение внимания покупателя,

3) стимулирование сделать покупку.

Эти свойства продлевают коммерческую жизнь товара, выводят его на рынок, переключают покупательский спрос на обновленную продукцию.

Упаковка с расширенными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами необходима для упаковывания бытовых товаров, при этом часть защитных функций можно переложить на транспортную тару.

Известно, что активным средством повышения привлекательности упаковки является обновление конструкции и формообразования. Но наибольшая эффективность достигается в случае соответствия художественно-конструкторского решения упаковки критериям изобретения и промышленного образца. При этом, с одной стороны, достигаются высокие технические качества упаковки, а с другой – оригинальный внешний вид.

Проектирование такой упаковки начинается с анализа известных решений и тенденций. Из них выбирается прототип будущей упаковки, максимально проявляющий запланированные свойства, например потребительские и рекламно-эстетические. Иногда дальнейшее их улучшение на базе существующей технологии может оказаться экономически нецелесообразным. Поэтому выявляются и анализируются недостатки прототипа, в частности в конструкции и форме. Как правило, к этим недостаткам относятся низкая прочность, жесткость и надежность потребительской тары. Решению этих проблем может послужить введение в конструкцию новых элементов или образование нового соединения известных элементов и узлов, позволяющие качественно улучшить свойства прототипа либо придать ему новые свойства. Так, введение в конструкцию упрочняющих элементов может упростить сборку, повысить надежность тары, а также привести к новому формообразованию. 

В качестве примера разработки упаковок с акцентированными потребительскими и рекламно-эстетическими свойствами служат треугольные конструкции. Треугольная форма используется довольно редко, поэтому она притягивает к себе внимание потребителя больше, чем какая-либо другая. Кроме того, она конструктивно проще, имеет меньше сторон и обладает повышенной жесткостью треугольного поперечного сечения. Вертикальная ориентация силуэта придает ему легкость и стройность, сохраняя при этом устойчивость и сбалансированность. Такие упаковки чаще используются для сувениров, ценных подарков, ювелирных и парфюмерных изделий, сложных бытовых товаров. Складная коробка с треугольными торцевыми стенками отличается повышенной жесткостью и прочностью. Это

достигается за счет треугольных торцевых стенок, соединенных между собой посредством язычка так, что в совокупности они представляют собой трехгранную пирамиду, вогнутую внутрь коробки. Конструктивное решение выполнено на уровне изобретения, хотя не менее важной целью был оригинальный внешний вид как средство достижения повышенных потребительских и эстетических свойств. Эта цель была достигнута, и оригинальное формообразование признано промышленным образцом. В дальнейшем представленный образец формообразования был дополнен серией коробок с трапециевидным и прямоугольным поперечным сечением.

Другим примером в достижении нового этапа потребительских и рекламно-эстетических свойств служит демонстрационная упаковка «клин–блистер». Как и в первом случае, здесь исходной была треугольная форма. В качестве прототипа использовалась упаковка типа «блистер», что определило высокие демонстрационные качества упаковки благодаря использованию формованного прозрачного футляра из жесткого листового полимера, позволяющего осматривать изделие в упаковке. Однако недостатками треугольной формы являются неэффективное использование внутреннего объема для прямоугольных изделий, ее сложность, затрудняющая складирование группы упаковок на торговых площадях, а недостатками упаковки «блистер» – разовое вскрытие, сопровождающееся разрушением упаковки, низкая прочность и недостаточная защищенность от ударных нагрузок. Сущность нового решения заключается в объединении клиновидной формы с прозрачным блистерным элементом, выходящим наружу коробки через вырубное окно и имеющим вид треугольной призмы, меньшая сторона которой расположена у вершины коробки. 

Форма упаковки адаптирована к параллелепипеду и позволяет осматривать упакованный товар в трех взаимно перпендикулярных направлениях, а также многократно вскрывать упаковку без повреждения. Здесь треугольная (клиновидная) форма упаковки занимает доминирующее положение в формообразовании, так как она оригинальна и привлекательна, а блистерный элемент раскрывает содержание товара, рекламирует его внешний вид. Вместе с тем встречные формы блистера и коробки уравновешивают друг друга, создают оригинальный силуэт.

Конструктивный подход к решению данной упаковки позволил одновременно выйти на изобретение и промышленный образец.

Результат создания новой оригинальной упаковки внешне проявляется в новом формообразовании, в то время как методом его достижения является конструктивный подход к решению технических задач. Этот путь позволяет максимально, на новом уровне развить потребительские и рекламно-эстетические качества проектируемых упаковок, необходимых для удовлетворения покупательского спроса и движения товара на рынке.

Этикетка и упаковка.

Назначение этикетки двуедино – привлечь покупателя и донести до него нужную информацию. Этикетка – это и плакат, и информационный листок, и способ защиты от подделок, и всё это в одностороннем малоформатном однокрасочном или многокрасочном изделии высокого качества.

Посмотрим на изделие глазами технолога-полиграфиста и увидим:

многокрасочную печать высокого качества

яркие и чистые цветы штриховых изображений, текста и плашек

качественные полутоновые (растровые) изображения

выворотку, печать по выворотке

мелкий текст, а иногда и микротекст

тиснение, припрессовку фольги и голограмм, фигурную высечку самой этикетки и микровысечку на этикетке (при попытке переклеивания этикетки с оригинала на подделку благодаря микровысечке этикетка разваливается).

И это всё на одной этикетке. А это всё, на что способны полиграфические технологии, и все вместе, и на самых разных запечатываемых материалах.

По разнообразию запечатываемых материалов, сложности изготовления, разнообразию технологий и отделочных процессов с этикеткой соперничает только упаковка. Упаковка – та же этикетка, имеющая ещё одну функцию, для которой она и была создана – сохранить товар в целости при транспортировке и хранении, а также стабилизировать, стандартизировать геометрическую форму товара, сделав «общение» с ним удобным.

Что необходимо для изготовления высококачественных этикеток, контрэтикеток, кольереток и упаковок со сложной конфигурацией? По отношению к печати – качественная классическая офсетная листовая печать, для высечки – высекальные автоматы самой разной конструкции, производительности, точности работы.

Наша задача рассмотреть общие технологические решения производства этикеток и упаковки, применяемые на практике.

Так как любая технология в полиграфии базируется на одном из способов печати, то основой производства этикеток и упаковки являются способы печати и отделки.

Итак, существует четыре основных способов печати: высокий, плоский (офсетный), глубокий и трафаретный (шелкография). Будет правильным, если мы будем рассматривать шелкографию как отдельные печатные секции в печатных машинах других способов печати, применяемых для лакирования и нанесения дополнительно одной или двух красок на оттиск другого способа печати. Способ глубокой печати свой потенциал ещё не исчерпал, но на сегодняшний день в производстве этикеток и упаковки он скорее исключение, чем правило.

Офсетные технологии при производстве этикеток и упаковки.

На сегодняшний день офсетный способ печати самый распространённый, самый развитый и самый обеспеченный разнообразным оборудованием, материалами и технологиями. Офсетные технологии выгодны при любом производстве, когда требования к качеству очень высокие и когда упаковку изготовляют на бумаге, тонком картоне (до 1,2 мм), а этикетки на обыкновенно и металлизированной бумаге, на самоклеющихся материалах и тонких и жёстких пластиках. И чем меньше послепечатных операций, таких как лакировка, тиснение, припрессовка фольги и голограмм, фигурная высечка и микровысечка, ламинирование, кашировние, наненсение клея, тем эффективней офсетная технология.

Печать проводят на листовых офсетных машинах от двух до шести красок, без переворачивающего устройства, но в некоторых случаях с секцией лакирования. В зависимости от массовости производства используют машины различных форматов: при мелком производстве используют малоформатные, при среднем и массовом производстве – полноформатные и полного (70х100) формата.

Оптимальной по красочности можно считать пяти- или шестикрасочные машины – четыре для традиционной печати плюс фирменный цвет, пантон или металлизированные краски. При печати этикеток на металлизированных бумагах технологичнее грунтовую, белую краску наносить отдельно и после сушки печатать остальными прозрачными красками.

Листовые офсетные машины – очень дорогое оборудование, однако сбалансированность массовости производства, красочности и формата печатных машин, производительности печатного и послепечатного оборудования, делает офсетные технологии выгодными, так как нет ограничений по качеству, и, если не велико кол-во послепечатных операций, то и по себестоимости продукции.

Послепечатное оборудование – это одноножевые резальные машины, машины для тиснения и припрессовки фольги и голограмм, машины высечки, ламинирования, каширования, нумерации и упаковки готовых этикеток и упаковок. Как правило, эти машины имеют более низкую производительность по сравнению с печатными и их сочетание по производительности имеет важное экономическое значение.

Что можно предложить конкретно?

Высококачественные этикетки со штриховым изображением печатают, как правило, смесевыми красками. Количество красок не превышает пяти, если даже в печати используют краски под золото и серебро. При использовании смесевых красок, а не металлизированных, как правило, применяют дополнительную облагораживающую операцию – сплошное или выборочное лакирование.

Высококачественные полутоновые этикетки печатают триадными красками или дополнительно используют одну, две или более смесевых, металлизированных красок. В последнее время для облагораживания этикеточной и упаковочной продукции всё чаще применяют сплошное или выборочное лакирование, а также тиснение фольгой или блинтовое тиснение, сложной высечки и вырубки.

Пятикрасочная печатная машина с лаковой секцией – оптимальный вариант при производстве этикетки и упаковки офсетным способом печати.

Оптимальная нагрузка печатной машины при печати этикеточной и упаковочной продукции – пять красок плюс лак. Это совпадает с максимальным процентом красочности этикеток. Если продукция не будет лакироваться, то машина будет работать с отключенной лаковой секцией, но с сушкой.

При печатании на металлизированных бумагах машина работает оптимально: подложка плюс четыре краски триады и как конечный продукт – четыре краски плюс цвет металлизированной бумаги.

Если на металлизированной бумаге необходимо нанести дополнительно шестую краску, то для этого можно использовать фрагментарное лакирование серебряным, золотым или цветным лаком. В качестве шестой краски можно использовать и флексографские краски и ракельную лакировальную секцию.

Для массового производства упаковки можно использовать пяти- или шестикрасочные офсетные листовые машины с двумя лакировальными секциями. В линии печатают шесть красок, после сушки наносят дисперсионный лак-грунтовку, снова сушат и наносят лак УФ-отверждения. Это сложная технология, оборудование дорогое и эффективно только для массового производства элитной упаковки, но всё делается на одной линии без перерыва между технологическими операциями.

Если возникает необходимость в печати этикеточной или упаковочной продукции более чем в шесть красок + лакирование, то оптимальной будет следующая схема: печать первой одной или двух красок на двухкрасочной машине, а остальные пять + лак на многокрасочной машине с лаковыми секциями.

Лучше, конечно, когда этикеточную и упаковочную продукцию печатают на разных печатных машинах. Однако, это в идеале, теоретически. Как правило, используют универсальные, а не специализированные, листовые офсетные печатные машины.

Как специализированные, так и универсальные печатные машины среднего и большого формата для изготовления продукции элитного качества предлагают ведущие фирмы, производящие печатное офсетное оборудование, такие как Heidelberg, MAN Roland, Koening & Bauer (KBA), Komori, Shionara, Mitsubishi. Это машины для массового производства этикеточной и упаковочной продукции. Для немассового производства можно использовать печатные машины меньшего формата уже указанных фирм.

У универсальных листовых печатных офсетных машин, как правило, секционное или планетарное построение. Печатный цилиндр имеет двойной диаметр по сравнению с офсетным цилиндром и передаточное устройство одноцилиндровое или цепное. Характерный технический параметр для этих машин – это величина запечатываемых бумаг и картона. Для машин среднего формата (ориентировочно 500х700 мм) этот интервал лежит от 0,04 до 0,60 мм или 0,80 мм толщины листа. Для машин полного формата (700х1000 мм) верхняя граница доходит до толщины листа картона (1,2 мм). Эти машины могут быть без лаковой секции или с одной лаковой секцией для работы с дисперсными красками.

Специализированные листовые офсетные печатные машины для печати этикеточной продукции и высококачественной листовой продукции как среднего, так и большого формата, как правило, имеют секционное построение, трёхцилиндровое передаточное устройство и три цилиндра печатного аппарата каждой секции одинокого диаметра. Это пяти- или шестикрасочные машины без / или с лаковой секцией, высокоскоростные с интервалом по толщине бумаги 0,04 до 0,40 или 0,50 мм.

Специализированные листовые офсетные печатные машины для печати упаковки, как правило, большого формата (больше 700х1000 мм) и с секционным построением. Печатный цилиндр имеет двойной диаметр по сравнению с офсетным цилиндром и передаточное устройство одноцилиндровое или цепное. Это четырёх- или пятикрасочные машины с одной и двумя лаковыми секциями для нанесения лака и УФ-отверждения. Однако могут быть и четырёхкрасочные. В марке этих машин, как правило, отмечена их специализация на печати на картоне или на жести. Другая характерная их особенность – низкоскоростность – не более 11000 оттисков/час и интервал толщин запечатываемого материала сдвинут в сторону толстых материалов – до 1,20 мм. В последнее время в СМИ сообщалось, что фирмы MAN Roland, Koening & Bauer (KBA) и Komori приспособили свои специализированные машины и для печати на микрогофрокартоне. Это непростая технологическая задача для офсетной печати. Давление печати, проводка микрогофрокартона в машине между цилиндрами, эффект «стиральной доски на оттиске» - это проблемы, которые ещё требуют решений и свежих идей. Гофрокартон – до сих пор прерогатива флексографской печати.

Конечно, этикетки можно печатать и на известной в СНГ печатной машине «Ромайор», но в этом случае вы рискуете, причём дважды: вашу этикетку легко подделать, к тому же подделка может оказаться по качеству печати лучше, чем оригинал.

Однако, необходимо также заметить, что в малом количестве этикетки и упаковку можно печатать даже на множительных машинах «Ксерокс», «Кэнон», «Кодак» или ан цветных принтерах и плоттерах. Но это особые случаи. И это уже не область полиграфических технологий.

Оттиски этикеток или упаковок лакируют, разрезают, обрезают, проводят высечку, различные виды тиснения, биговки, перфорирования, нумерации, каширования, наносят клей и склеивают коробки упаковок.

Системы для изготовления пакетов.

Пакеты являются упаковочными средствами, которые изготавливаются преимущественно отдельно от процесса упаковки. Заполнение товаром производится, как правило в фасовочных машинах.

В качестве материала для пакетов преимущественно используется бумага, а также полимерные пленки или многослойные материалы из бумаги и полимеров. Внешняя сторона пакетов, как правило, запечатана в целях обозначения продукта или для рекламы.

Под обозначение «пакет» подходят следующие виды продукции:

треугольные пакеты – упаковочное средство, которое в сложенном состоянии имеет форму треугольника и закрывается при помощи клеевого соединения;

прямоугольные пакеты – пакеты, которые в сложенном виде имеют прямоугольную форму с дном или без него, которые обычно являются однослойными или многослойными из одного и того же материала;

сумки – это пакеты различного размера, которые имеют ручки. В качестве ручек могут быть продернутые через пистоны шнуры, сформированные в виде ручек и приклеенные к пакету полоски бумаги и картона или приклеенные к пакету пластины с отверстием;

мешки – это объемные (обычно многослойные) упаковочные средства, которые в плоском виде имеют площадь более 2700 см2. Конструкция мешков аналогична конструкции пакетов.

Далее можно выделить:

открытые мешки, в которых вся верхняя часть мешка является отверстием для заполнения содержимым;

закрытые мешки со специальным отверстием в верхней части.

Пакеты являются упаковочным средством, которое приобретает свой объем и форму только после заполнения содержимым. Поэтому перед заполнением они компактно сложены и их можно эффективно транспортировать и хранить.

Для изготовления пакетов были разработаны установки, в которых интегрированы все технологические операции, с размотки полотна до упаковки пакетов.

В соответствии со своей конструкцией пакеты классифицируются:

Плоский пакет.

Сформирован из бумажного рукава (склеенный шов находится посередине поверхности пакета). Рукав разделяется в поперечном направлении так, что для дна образуется соединительная накладка. В фальцаппарате на накладку наносится клей, и она закрывается в поперечном направлении.

Сформирован из бумажного полотна с двумя склеенными швами. На обоих краях полотна высекаются накладки для склеивания. Полотно разрезается в поперечном направлении, образуется заготовка для пакета. Накладки для склеивания фальцуются, на них наносится клей, затем посредством клапанной фальцовки по линии дна (в направлении, поперечном движению полотна) производится закрытие пакета.

Плоский пакет с боковой складкой.

Боковые складки предоставляют более удобное раскрывание пакета для заполнения. Формирование боковых складок производится во время образования рукава при помощи «двойного» форматного металлического листа, вокруг которого протягивается бумажное полотно. Закрывание дна производится либо при помощи накладки для склеивания, либо посредством заворачивания нижнего, промазанного клеем края рукава (в поперечном направлении).

Пакет со складным крестообразным дном.

Пакеты с крестообразным дном – это пакеты без боковых складок, внизу пакета формируется и склеивается дно. При открывании пакета дно устанавливается в направлении, поперечном поверхности пакета, образуется полый корпус, который удобно наполнять.

Пакет со складным дном.

Пакеты со складным дном – это пакеты с боковыми складками, внизу пакета формируется и склеивается дно. При открывании пакета дно устанавливается в направлении, поперечном поверхности пакета, образуется полый корпус, который удобно наполнять.

В современных фасовочных аппаратах для упаковки сыпучих веществ (например, сахара, муки) формирование рукава и дна пакета происходит непосредственно перед заполнением.

Складные коробки.

Коробки – это объемообразующие упаковочные средства, которые формируются из одной или несколько плоских вырезанных заготовок. Так как коробки благодаря своей наиболее распространенной форме – прямоугольному параллелепипеду – удобны в обращении, хорошо складываются, хранятся и транспортируются, они являются наиболее популярной упаковкой в промышленности, торговле и хозяйстве. В соответствии с этим их типы особенно разнообразны.

Теги: Тара и упаковка  Реферат  Журналистика
Просмотров: 9613
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Тара и упаковка

diplomba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *