Транспортировка живой рыбы – Как происходит транспортировка живой рыбы

Содержание

Правила перевозки живой рыбы

При транспортировке рыбы большое значение имеет насыщение воды кислородом. Используемая вода должна иметь достаточное количество кислорода для дыхания рыбы. Содержание его зависит от температуры воды и интенсивности потребления кислорода перевозимыми рыбами.

Вода с низкой температурой содержит больше растворенного в ней кислорода, в более холодной воде уменьшается и потребность рыб в кислороде, поэтому низкая температура воды создает более благоприятные условия для дыхания рыбы при ее транспортировке.

Благоприятная температура воды для перевозки холодолюбивых рыб летом — 6-8°С, теплолюбивых — 10-12, а весной и осенью соответственно — 3-5 и 5-6°С. В зимний период рыбу перевозят при температуре воды 2-3°С. При транспортировке рыбы температура воды в емкости должна быть такой, как в водоеме, из которого рыбу выловили и куда ее перевозят, разница не должна превышать 1-2°С. Несоблюдение этих правил может привести к тому, что рыба получит температурный шок и погибнет. Поэтому при длительной транспортировке рыбы систематически контролируют температурный и кислородный режим, не допуская резких колебаний. Потребление разными видами рыб кислорода приведено в таблице 1.

Во время транспортировки рыбы воду аэрируют, т. е. обогащают кислородом. Аэрацию воды осуществляют разными способами. При автомобильных и железнодорожных перевозках воду аэрируют при помощи специально вмонтированных компрессоров или кислородных баллонов, снабженных специальными редукторами. Вода для перевозки рыбы должна быть хорошего качества с нейтральной реакцией. Перед транспортировкой рыбу необходимо выдерживать в чистой проточной воде в течение 1-3 ч. Делают это для того, чтобы удалить налипшую на рыбу в период облова грязь, промыть жабры от осевших на них иловых взвесей и опорожнить кишечник рыб от пищи. За несколько суток до транспортировки прекращают кормление рыбы, так как голодная она лучше переносит перевозку.

Таблица. 1

Характеристика дыхания некоторых прудовых рыб при их перевозке. Потребление кислорода разными видами рыб

Вид рыбы Потребление кислорода на 1 кг массы при 10°С, мг/ч Содержание кислорода, при котором начинается угнетенное дыхание, мг/л Минимальное содержание кислорода, необходимое для выживания рыб, мг/л
Карп массой 500-700 г 45 2 - 2,5 0,3 - 0,5
Карп-сеголетка 120 5 - 6,0 0,5 - 0,1
Щука средних размеров 50 2 - 3,0 0,3 - 0,6
Щука мелких размеров 70 - -
Карась 30 1 - 2,0 0,1
Форель радужная, сеголетка 150 - 196 6,5 - 7,0 2,1 - 2,6
Форель радужная массой 202 г 211 - -

Сиги:пелядь

волховский

ладожский

100

125

135

3,5 - 4,0

4,5 - 5,0

-

1,0 - 1,5

-

1,5 - 2,0

Все перевозки рыбы подразделяют на внутренние и межхозяйственные. Внутренние - это перевозка личинок, сеголеток, годовиков и др. внутри собственного хозяйства, зарыбление выростных прудов личинками из инкубцехов и из нерестовых прудов для выращивания сеголеток, зарыбление годовиками нагульных прудов после разгрузки зимовальных прудов для выращивания товарной рыбной продукции. Межхозяйственные перевозки осуществляют в период реализации рыбопосадочного материала.

Все перевозки рыбы влияют на ее физиологическое состояние в период транспортировки, поведение и выживаемость. Поэтому требуется соблюдать некоторые требования.

Рыбу разрешается перевозить на всех стадиях ее развития в другие рыбоводные хозяйства при наличии ветеринарного разрешения. Особенно необходимо проводить дезинфекцию всех емкостей, в которых предусмотрено перевозить икру, личинок, годовиков. Перед погрузкой рыбы емкости обрабатывают 10-20%-ным раствором хлорной извести, после чего хорошо промывают. Загружают рыбу в емкости после обработки ее в антипаразитарных ваннах 5% -ным раствором поваренной соли. Из. хозяйств, где зарегистрированы заболевания рыб, перевозка запрещена. Высокие требования предъявляются и к качеству воды. В емкости заливают только чистую воду, не содержащую никаких вредных примесей и других неорганических веществ, с нейтральной слабощелочной реакцией.

Перевозить рыбу лучше ночью или утром. При необходимости смены воды в пути можно пользоваться водой только из рек, озер и прудов, но не из колодцев (вода в них не содержит кислорода), а также не из водопроводов (вода хлорирована).

ТАРА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ РЫБЫ И УХОД ЗА НЕЙ ВО ВРЕМЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ

Для перевозки рыбы используют живорыбные автомашины, живорыбные вагоны, суда, емкости различных видов: полиэтиленовые пакеты, термические ящики и др. Живорыбные автомашины смонтированы на базе ГАЗ-53А, снабжены автоцистерной марки АЦПТ-2.8/53А, емкостью 2500 л, ледником для охлаждения воды в емкости и аэрационной системой. Машина перевозит 1000 кг товарной рыбы или 700 кг рыбопосадочного материала на расстояние 500-700 км.

В живорыбных вагонах В-20 и В-329 во время транспортировки осуществляется аэрация воды. Для понижения температуры воды используют лед, который закладывают между емкостями, где находится рыба. В вагонах В-20 объем емкости для рыбы составляет 20 м3, вместимость - до 8 т, а в вагонах В-329 соответственно - 29 м3 и 12 т.

Авиатранспорт. Рыбопосадочный материал карпа, карася, растительноядных, осетровых и многих других видов рыб перевозят на самолетах в брезентовых чанах (табл. 2). Очень важно при перевозке рыбы в самолетах не допускать резких колебаний температуры воды.

Таблица 2

Норма посадки рыбы в чаны с водой при перевозке на самолетах

    Норма загрузки, кг
Расстояние, км Длительность полета,ч воды рыбы
до 100 до 1 90 90
100 - 200 1 - 2 110 70
200 - 300 2 - 3 120 60

После прибытия самолета к месту назначения рыбу с водой выгружают в живорыбную машину, а из неё - в пруд, который зарыбляется; перед этим обязательно нужно уравнять температуру воды в автомашине и в пруду. При перевозке рыбы вертолетом удается полностью избежать отхода рыбы. Для перевозки рыбы используют живорыбные суда «Аквариум-1» и «Аквариум-2». Они оборудованы холодильными установками и поддерживают температуру воды от 2 °С до 20 ”С. Водообмен в них обеспечивает содержание кислорода 5-8 мг/л. Одно судно имеет 10 отсеков емкостью по 20 м3 каждый, общая масса воды и рыбы 185 т. Эти суда используют для вывоза молоди осетровых с рыбзаводов.

Живорыбные прорези используют для доставки производителей осетровых и других видов рыб на рыбоводные заводы, а также товарной рыбы на комбинаты и в живорыбные садки.

Перевозят рыбу и в брезентовых чанах размером 2x2x1,5 м. Их устанавливают на грузовых машинах. В чан заливают до 2 м³ воды. В таких чанах живую рыбу перевозят на короткие расстояния при зарыблении нагульных прудов своего хозяйства или близлежащих.

Транспортировка рыбы в полиэтиленовых пакетах. Для изготовления пакетов используют как прозрачную, так и непрозрачную полиэтиленовую пленку шириной 40-80 см.

Рис. 1. Полиэтиленовый пакет (1) и зажим (2)

Для прочности пакеты изготавливают из нескольких слоев полиэтилена. Их заполняют водой на 1/3 и помещают в них рыбу, после чего в каждый вставляют резиновую трубку длиной 5-6 см, конец пакета обертывают изоляционной лентой и герметизируют с помощью зажима (рис. 1). Перед герметизацией пакет освобождают от воздуха. Загерметизированный пакет вкладывают в картонную коробку и в таком виде транспортируют.

Транспортировка рыбы в цистернах. На небольшие расстояния рыбу перевозят, в цистернах из прорезиненной ткани, бидонах, канистрах.

Цистерны из прорезиненной ткани содержат 500 л воды и используют для транспортировки молоди на рыбоводных заводах, при выпуске ее в большие водоемы.

Нормы посадки живой рыбы в емкости при перевозке (соотношение воды и рыбы)

Сперму и икру транспортируют при низких температурах до 0,5-1 °С, это основное требование правильного их хранения. Сперма переносит температуру 0,5-1 °С только при равномерном и замедленном охлаждении. Бели ее охлаждать быстро, она погибнет от температурного шока. Для перевозки спермы используют пробирки диаметром 1,5- 2,0 см и длиной 10-12 см. Закрывают их ватным тампоном или корковыми пробками. К каждой пробирке прикрепляют этикетку с указанием вида рыбы, номера производителя, даты и времени получения спермы. Пробирки со спермой вставляют в гнезда термоса, заряженного льдом.

Транспортировка оплодотворенной икры. Оплодотворенную икру перевозят в воде на субстрате, к которому она прикреплена после оплодотворения (карповых рыб - карпа, линя, карася), а обесклеенную икру перевозят на рамках и в пакетах. И приклеенную, и обесклеенную икру перевозят также в изотермических контейнерах. Контейнер имеет хорошие теплоизоляционные свойства, что позволяет создавать в нем необходимую температуру.

Икру размещают на рамках в один слой, складывая их в стопки. На верхнюю рамку кладут лед и закрывают контейнер крышкой..В контейнере можно также перевозить до 250 тыс. оплодотворенные икринок форели или 600- 800 тыс. икринок судака, 300-400 икринок осетровых рыб, 400-500 тыс. икринок щуки или 1-1,2 млн. икринок сиговых рыб.

Перевозят икру в самолетах, пассажирских поездах и автомобилях. Доставленную в хозяйство икру перед помещением ее в водоем некоторое время выдерживают в емкости до уравнения температуры воды в емкости и пруду.

Во время транспортировки рыбы в емкостях необходимо следить за целостностью емкостей, поддерживать в них кислородный режим и температуру воды.

Если нужно полностью сменить воду в емкости, следует избегать резкого перепада температуры воды. Это условие надо соблюдать и при посадке рыбы в пруды. Постепенная смена воды позволяет рыбе постепенно привыкать к холодной или теплой воде и не вызывает у нее шока.

riba-promislovay.ru

Перевозки живой рыбы автотранспортом, условия для перевозки живой рыбы

Перевозка живой рыбы и рыбных продуктов автотранспортом – это достаточно трудоемкий процесс. Для клиента при транспортировке превыше всего целостность и сохранение первоначального состояния рыбы. Поэтому необходимо, чтобы рыбные продукты появились на прилавках в магазинах живыми и здоровыми. Это и есть первоочередная цель грузоперевозчика, о методах достижения которой и будет разговор в данной статье.

Для перевозки рыбы на длинные расстояния требуется выполнение несколько особых условий. В течение целых суток (для некоторых рыб с длинным кишечником, к примеру, тилапий - 48 часов) не стоит подкармливать рыб, иначе они будут испражняться, тем самым усиленно источать аммиак и мочевину, вследствие этого отравлять не только себя, но и остальных рыб в таре. В период "голодовки" рыб держат в чистой, без водорослей, проточной воде. Рыбы распределяются по размеру, поскольку в закрытой таре более крупные особи нередко причиняют вред мелким, поэтому вместе перевозят лишь схожих особей.

Когда рыба транспортируется на короткие расстояния, она может перевозиться в емкостях (тилапия или сомы), закрытых сверху сетью или крышкой. Рыба, которая «выпрыгнула» из емкости и упала на землю, теряет защитный слой слизи и в большинстве случаев погибает через несколько дней.

Как осуществляется транспортировка живой рыбы?

Многие хотят услышать ответ на волнующий их вопрос: как осуществляется транспортировка живой рыбы? Все начинается с тары. Основной тарой для транспортировки рыбы является полужесткая картонная емкость, из герметичной гофрированной двуслойной картонной бумаги. Грани контейнеров покрывают двумя нитями из проволоки, а третья, идет в перекрест.

Не знаете как перевезти рыбу или морепродукты?

Укажите Ваше имя и номер телефона, мы перезвоним Вам в течение 30 секунд.

Клеймение картонных коробов производится «народным» методом. С помощью трафарета наносится товарный знак, который определен для всех видов рыбных товаров, а бумажный знак клеится на контейнер. Для того чтобы упростить операцию по определению вида продукта, находящегося в одинаковых упаковках. используются знаки, которые отличаются многими параметрами: форме, цвету, шрифту и самому виду изображения.

Замороженную рыбу укладывают в деревянные короба емкостью 80 кг или картонные емкостью 40 кг, а также корзины, бочки и другие тары, внутри покрытые изолирующим материалом. На дне бочки, ровно как и на каждом слое рыбы укладывается пласт измельченного чистого льда. Филе и сама рыба высшей категории укладывается исключительно в выстланные изнутри изолирующими материалами контейнеры. В контейнерах нужно вырезать отверстия для слива растаявшего льда.

При перевозке живой рыбы и рыбных продуктов автотранспортом замороженными, важно не допускать внезапных температурных скачков, которые могут вызвать перекристаллизацию продукта, старение и даже разрушение тканей, что отрицательно скажется на свойствах продукта. Свежие охлажденные морепродукты следует покрыть слоем льда.

Только живую рыбу возможно транспортировать в бочках или в специализированных тарах. Загрузка рыбы в тару следует производить сплошняком (без промежутков). Для того чтобы избежать деформации рыбы, промеж грузовых мест необходимо положить рейки. Загрузка производится исходя из габаритов каждого из грузовых мест, но максимально допустимо в два уровня (ряда). Вяленые и холодного копчения морепродукты вследствие перевозки в летнюю погоду необходимо складывать перпендикулярными рядами или использовать шахматное расположение, для того чтобы циркулировал воздух.

Пороговые сроки транспортировки рыбных продуктов зависят от температуры воздуха, их устанавливает и утверждает логистическая компания.

Условия для перевозки живой рыбы

Выделяют 2 основных условия для перевозки живой рыбы:

  1. Получается, самое важное, о чём нужно побеспокоиться – это температура. Рыбам, которые любят холод в теплое время года целесообразно установить температуру на уровне 6-8 градусов, в весенний и осенний период – на уровне 3-5 градусов. Обитатели водных просторов, которые любят тепло будет комфортна температура в летний период 10-12 градусов, а весенний и осенний – 5-6 градусов.
  2. Не стоит забывать какую роль играет тара для перевозки живой рыбы автотранспортом. Существует зависимость массы воды от массы рыбы, которой нужно следовать. Например, для щуки – это отношение 0,8 тонны рыбы на 1 тонну воды, для карпа – отношение 1 тонны рыбы на 1 тонну воды, для сома – отношение 1,1 тонн рыбы на 1 тонну воды.

До сих пор остается во внимании существенный фактор. В некоторых случаях при транспортировке "рождается" квелая рыба, это рыба, которая задыхается, потом выплывает на поверхность с разбухшим брюхом. Подобную рыбу следует извлекать и размещать в холодном месте. Это не значит, что такая рыба мёртвая или испорченная. Но при долгом и неправильном хранении не исключено, что она потеряет товарный вид и станет испорченной.

Для транспортировки рыбы и морепродуктов на грузовых автомобилях транспортная компания (водитель) должна предоставить ТТН (товарно-транспортную накладную), подготовить документы: сертификат качества и ветеринарное свидетельство.

kingsroads.com

Транспортировка живой рыбы в воде и без воды

По пищевкусовым характеристикам живая рыба превосходит охлажденную и мороженую. Поэтому потребительский спрос на живую рыбу возрастает. В живом виде реализуют рыбу пресноводных водоемов. В осеннюю путину реализуют живую рыбу из прудовых хозяйств, а в весеннюю и осеннюю – из рек и озер. Морскую рыбу в живом виде продают в приморских городах – Мурманске, Владивостоке, Калининграде. Проводятся исследования по транспортировке живой морской рыбы (трески) в Москву, Петербург из Мурманска.

В живом виде транспортируют, хранят и реализуют рыбу, которая лучше переносит условия неволи, недостаток кислорода, воздуха. Сазан, сом, карп, толстолобик, амур, линь, язь, щука, налим хорошо переносят продолжительную транспортировку в крупные города. Лещ, судак, стерлядь, форель, треска, камбала, зубатка перевозятся на небольшие расстояния для снабжения местного населения. Перевозят живую рыбу в воде различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), авиационным, гужевым. Для транспортировки и реализации рыбы в местах вылова используют гужевой транспорт (лошадей, волов, ослов). Применяют деревянные, металлические бочки, брезентовые чаны емкостью 250–500 л. В бочку объемом 250 л при температуре воды 10–12 о

С можно посадить 1200–1600 карпов годовиков. В брезентовые чаны загружаются на 1 м 3 воды угря, карася, стерляди, линя, карпа – 500 кг, леща, щуки – 350–400 кг, сига, форель, лосось – 200–250 кг.

Автомобильным транспортом перевозят рыбу на расстояния 100–150 км в пределах области. Используют бортовые ма шины, на которые устанавливают съемные цистерны, емкостью от 800 до 1600 кг товарной рыбы. Применяют и специализированные автомобили, оборудованные аэрационной установкой для продувки воздуха через воду. В таком автомобиле грузоподъемностью 3 т можно перевозить до 1,6 т карпа.

Больше всего живой рыбы перевозится железнодорожным транспортом. Используются специализированные вагоны с принудительной аэрацией системы ВНИОРХ. Такой вагон оснащен специальной электростанцией, которая приводит в движение вентиляторы, насосы, обеспечивает освещение. В вагоне имеются два резервуара для воды, емкостью 13,3 м 3 и 17,2 м 3. В таком вагоне можно перевозить до 8 т рыбы и более, при снулос— ти (гибели) до 5–8 %. Нормы загрузки рыбы в вагон зависят от вида рыбы и температуры воды.

 

Нормы загрузки рыбы в живорыбный вагон, т


Водным путем живую рыбу перевозят в прорезях (соймах), живорыбных баржах, изотермических судах. Прорези представляют собой плавучие садки со щелями (около 2 см) в

стенках. В среднем вмещается 1 т рыбы на 10 м 3 воды (соотношение 1: 10). В холодной воде плотность посадки увеличивается, в теплой – уменьшается. Скорость движения этого судна – 3–4 км/ч, при большей скорости рыба сдавливается, травмируется течением воды. Нормы загрузки рыбы в прорези зависят от температуры воды и вида рыбы

Нормы загрузки рыбы в прорези (кг/м 3 ) (данные Астраханского отделения ВНИРО)


Живорыбные баржи по размерам (длина до 60 м) значительно превосходят прорези, но устроены по тому же принципу. На носу, корме и посередине баржи находятся водонепроницаемые камеры, придающие плавучесть баржи, а между ними проточные садки для

живой рыбы. Емкость садков около 100 м 3, в них можно помещать до 20 т рыбы. Баржи тянут буксиром.

В изотермических живорыбных судах можно перевозить до 30 т рыбы. На каждый 1 м

3 воды загружают в зависимости от вида от 30–40 (форели, сига) до 140–160 кг (карпа, линя, карася, сазана) рыбы.

На самолетах, вертолетах перевозят посадочный материал, производителей, оплодотворенную икру и молодь рыб на разных стадиях развития и даже товарную рыбу, применяя для этого полиэтиленовые и хлорвиниловые пакеты емкостью 6—10 л.

При транспортировке живой рыбы требуется воды не менее половины массы рыбы. Это делает транспортировку более дорогой и повышает розничную цену на живую рыбу. Поэтому проводятся исследования возможности транспортировки живой рыбы без воды, обычно на самолетах и вертолетах. Для сохранения продукции можно применять анестезию (наркоз), антибиотики и низкие температуры.

Анестезией (наркозом) вызывают сон с потерей сознания и болевой чувствительности, при этом снижается степень накопления продуктов жизнедеятельности. Транспортировка под наркозом крупных рыб является желательной. Это уменьшает усилия по отлову и загрузке рыб и снижает их травмированность.

Разработана технология транспортировки гидробионтов в состоянии переохлаждения.

Быстрым замораживанием рыбы без воды до —1–3 о С переводят ее в состояние устойчивого переохлаждения и поддерживая такую температуру осуществляют перевозку.

Перевозка живой рыбы во влажной атмосфере считается достаточно перспективной. Но широкого распространения не получила. Надежность этого метода обеспечивается непродолжительной транспортировкой (1–4 ч) и поддержанием низкой температуры.

Похожие статьи

znaytovar.ru

Условия перевозки живой рыбы, емкости для транспортировки

Соблюдая определённые условия, перевезти живую рыбу автотранспортом без проблем можно в пределах области на расстоянии 100 -150 км. Можно отвезти и за 1000 км, соблюдая более жёсткие требования. Для транспортировки такого груза определены особые правила, неукоснительное выполнение которых способно обеспечить перевозку автотранспортом живой рыбы без потерь и в установленные сроки.

Виды автотранспорта

Транспортировка живой рыбы автомобилями предполагает выбор типа машины. Зависит он от расстояния перемещения груза и количества перевозимого товара. Использование машины с высоким бортом позволяет поместить в неё цистерны с большей ёмкостью. От 800 до 1600 кг товарной живой рыбы. Специализированный транспорт для такой перевозки обладает грузоподъёмностью 3 т, с возможностью загрузки до 1,6 т. Эти автомобили оборудованы воздухообменными системами. С их помощью через воду, необходимую для обеспечения жизнедеятельности на время транспортировки, прогоняют воздух. Доставка для зарыбления водоемов осуществляется на специализированном живорыбном автотранспорте, также оборудованном кислородной и воздушной системами аэрации.

Важно! Правило следования автомашины с живой рыбой: транспортировку производить ночью или рано утром, двигаясь без остановок.

Меры предосторожности

Для перевозки рыбы необходимое количество воды рассчитывают от массы груза. Рекомендуется на 100 кг товара использовать 50 л воды. Но критериями являются и возраст особей, и длительность перевозки. Это увеличивает стоимость перевозимой продукции, но обеспечивает сохранность, уменьшая потери. Существует рекомендация добавлять соль в воду в качестве детоксикатора.

Перевозка живой рыбы подразумевает выполнение определённых правил сохранности груза для упаковки:

  • до помещения в тару отобранный товар продержать пару часов в проточной воде;
  • всех слабых особей, с подозрениями на заболевания, с наличием травматических повреждений удалить из общей массы;
  • рыб нельзя перемещать в ёмкость с водой, где температура резко отличается от той, в которой она находилась до перемещения,

для используемой ёмкости:

  • емкость для перевозки вымыта, без посторонних запахов, с ровными стенками внутри, без каких-либо выступов;
  • наполнена чистой водой из того же водоёма, где находилась отобранная для реализации партия;
  • емкости, загружаемые для перевозки живой рыбы, стараться наполнять одновременно одинаковыми порциями.

Порядок следования

В пути следования транспорта важен контроль над показателями температуры воды. При значительном повышении температуры лёд , помещённый в тканевые мешки, развешивают над тарой. На объём ёмкости 100 л льда необходимо около 5 кг. При появлении сильного загрязнения воды или её утечке для доливки чистую воду рекомендуется брать из рек, прудов. Не из колодцев, не из крана.

При транспортировке на близкие расстояния, при перемещении внутри одного питомника, используются ёмкости небольших объёмов – вёдра, баки. Сверху тару накрывают сеткой или крышками. Если несколько рыбок случайно выпрыгнули и очутились на земле, их отбраковывают. Потому что они, потеряв защитный слизистый покров на коже, скорее всего погибнут через несколько дней.

Перевозка рыбы на большие растояния требует дополнительных процедур. 24 часа, а виды с удлинённым кишечником, – 48 часов. Для избежания испражнений в пути, рыб не кормят. Во время голодания содержат в чистой, лишенной водорослей, проточной воде. И сортируют по размеру, чтобы крупные в замкнутом ограниченном пространстве не наносили увечий маленьким, т.е. в одну емкость помещают особей одинакового размера. В условиях перевозки на длинные расстояния живую рыбу складывают в 8 кубовые ёмкости, оснащённые устройством регулирования потока воздуха.

На будущее

Популярность растёт на новые способы хранения живой рыбы при перемещении. Основаны они на принципах торможения жизнедеятельности: анабиоз – охлажденная без воды и электронаркоз, при котором рыбу оглушают и везут во влажной воздушной среде, исключая высыхание кожных покровов. По вкусовым характеристикам живая рыба намного превосходит и охлажденную, и мороженую. Запросы потребителей на этот товар не падают никогда. На улов из пресноводных водоёмов спрос кое-как удовлетворяется. А живая морская рыбка доступна только в приморских населённых пунктах. Недавно российские бизнесмены  позаботились, наконец, о доставке живой трески в Москву, Петербург из Мурманска. Но пока только проводятся логистические исследования.

proavtopravo.ru

Перевозка живой рыбы, основные правила транспортировки.

Всем кажется, что транспортировка живой рыбы это совсем не частое явление в сфере перевозок грузов. Берутся за перевозку такого вида груза не все транспортные компании, так как процесс доставки обязан происходить, опираясь на все установленные порядки и правила. Эти правила – не обычная теория, а практический опыт накопленный транспортными компаниями, занимающихся перевозкой живой рыбы. О данных правилах дальше и пойдёт речь.

Перевозка живой рыбы, как правило, проходит лучше в прохладную погоду, ведь только тогда рыба может не погибнуть от перегрева воды и воздуха. Температура воды, в которой перевозится рыба, обязательно должна быть низкой. Для карпов, сазанов, карасей наилучшей температурой перевозки считается плюс восемь градусов по Цельсию. А стерлядь и форель чувствуют себя хорошо при температуре шесть градусов и ниже. Воду во время транспортировки рыбы можно охлаждать разбавителем, либо добавлять в воду лёд. При добавлении льда, его помещают в ведро с маленькими дырками, которое в дальнейшем опускается в воду с рыбой. Когда лёд начнёт таять, вода начнёт значительно обогащаться кислородом и постепенно охлаждаться.

Вода с живой рыбой никогда не должна быть мутной или хлорированной, так как это затруднит дыхание рыбам и они просто напросто помрут до конечной остановки. Кроме всего перечисленного, за пару часов до погрузки рыбы в тару, необходимо убедиться, что эта тара достаточно чистая. Если же были обнаружены любого вида загрязнения, то необходимо их смыть, и впоследствии продезинфицировать тару. При соблюдении данных правил, рыба доедет неповреждённой, независимо от расстояния перевозки.

Сам же процесс перевозки обязан быть построен правильным путём, с учётом всей «особенной» специфике такого груза. За пару часов до транспортировки рыбу отлавливают, далее её осматривают для выявления различных повреждений, и в конце концов отсаживают в отдельную тару. Нельзя перевозить повреждённую или больную рыбу!

Перед перевозкой рыбу высаживают в тару, которая заполнена водой на семьдесят пять процентов от общего объёма тары. Также можно заливать воду в тару из водоёмов, где вылавливали рыбу.

В процессе перевозки груза, водители-экспедиторы обязательно должны следить за состоянием рыбы в таре с водой, производить охлаждение, аэрирование, либо смену воды при крайней необходимости. Также, следует запомнить, что нельзя допускать резких перепадов температуры воды при её непосредственной смене. Именно поэтому воду меняют постепенным доливанием по порциям. Аэрирование производят путям взбалтывания воды в таре или с помощью специальных приборов – воздуходувов или мотопомп.

В исключительных случаях, живая рыба может перевозиться и вовсе без использования воды. Но такая перевозка не должна превышать более четырёх часов. Любая остановка или задержка в пути станет катастрофой, так как рыба помрёт. Поэтому, по прибытии, рыба обязательно должна быть пересажена в контейнер с водой.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

dispetcher-gruzoperevozok.info

Условия перевозки живой рыбы: основные правила транспортировки

При разведении водных питомцев часто возникает необходимость их перемещения из одного хозяйства в другое. Условия перевозки живой рыбы отличаются в зависимости от вида транспорта, возраста и породы, а также климатических условий и продолжительности транспортировки. Чтобы рыбы нормально перенесли поездку, им нужно обеспечить оптимальный температурный режим и использовать специальную тару для сохранения жизнеспособности особей.

Особенности подготовки рыбы в перевозке, правила транспортировки автомобилем, самолетом и железной дорогой будут описаны в данной статье.

Подготовка рыбы к перевозке

Разведение рыбы в небольших водоемах, расположенных на приусадебных участках, предполагает периодическую закупку и транспортировку мальков или взрослых особей. Как правило, ее покупают в специализированных хозяйствах, а для проведения процедуры необходимо соблюдать определенные правила.

Особенности

Успех транспортировки зависит, в первую очередь, от подготовки самой рыбы. Для этого следует:

  • За несколько часов до перемещения держать ее в чистой проточной воде. Это помогает очистить жабры и тело, а также освободить кишечник от остатков еды;
  • Необходимо заранее подготовить емкости, наполнив их водой, обогащенной кислородом. Количество воды зависит от породы и количества особей;
  • Температура воды в емкости должна быть такой же, как и в водоеме для содержания. В летнее время для охлаждения воды используют обычный лед.

Если в процессе нужно менять воду, ее нужно набирать в реках, озерах или других чистых природных водоемах. Водопроводную воду использовать нельзя.

Как происходит транспортировка

Размер тары определяется не только видом и количеством, но и длительностью транспортировки. Оптимальной считается тара, в которой рыба не угнетается. Примеры таких емкостей приведены на рисунке 1. 

Распространенными емкостями считаются:

  • Полиэтиленовые пакеты, канны, бидоны используются для перемещения небольшого поголовья, а также личинок и мальков. Однако, если в емкости нет кислорода, длительность пребывания в ней должна составлять не более 5 часов. Канны изготавливают из оргстекла. Они легкие, прочные и могут вмещать до 40 литров воды в зависимости от размера.
  • Полиэтиленовые пакеты – одна из самых распространенных емкостей . Такая тара легкая, безопасная и достаточно прочная. Кроме того, в них можно перемещать достаточно много особей без угнетения.
  • Лотки или ящики применяют для живых годовиков или сеголеток. Их обрызгивают водой, а на дно ящика укладывают влажную марлю или ткань. Особей можно укладывать в несколько слоев, прикрывая влажной травой. Без воды их можно перемещать не дольше 4 часов, причем продолжительность транспортировки зависит от температуры в ящике (в нем не должно быть жарко).


Рисунок 1. Тара для перемещения с водой и без воды

Отдельно стоит остановиться на пакетах для транспортировки, так как именно эта тара считается самой распространенной. 

Примечание: Пакеты могут быть стандартными и крупногабаритными. Вместимость стандартных составляет до 40 литров, а крупногабаритных – до 300 литров.

Сначала пакет наполовину наполняют водой и запускают в него поголовье. Дополнительно нужно наполнить пакет кислородом из баллона. После этого тару закрывают специальным зажимом и укладывают в картонную коробку.

Перед выпуском в водоем, пакет нужно погрузить в воду, чтобы температура внутри и снаружи емкости выровнялась. Больше полезных советов вы найдете в видео.

Технология транспортировки личинок и молоди

Правила перевозки живых личинок и молоди, ничем не отличаются от условий для взрослых особей. Разница лишь в том, что транспортировка, как правило, осуществляется на небольшие расстояния: от инкубатора до водоемов для доращивания.


Рисунок 2. Условия перемещения молоди и личинок

Личинок и молодь перемещают в пластиковых пакетах с кислородом под давлением. Пакеты желательно аккуратно уложить в ящики, чтобы в процессе не было сильных всплесков, так как они могут вызвать гибель личинок (рисунок 2).

Особенно ценных мальков помещают в двойные пакеты, которые укладывают в специальные коробки.

Нормы температуры для транспортировки

Температуры воды является одним из важнейших условий. Нужно следить, что у жидкости была та же температура, что и в водоеме, где находилась взрослые особи или мальки.

Резкое колебание температур может вызвать стресс. Кроме того, вода должна быть только чистой, а не взятой с водоема с другими водными обитателями, так как в ней могут быть болезнетворные микробы.

Зимой поголовье перемещают только на небольшие расстояния в специальных пакетах и утепленных коробках.

Виды перевозки рыб (описание способов, их особенности, плюсы и минусы)

Существует несколько видов перевозки, и каждый из них обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками.

В данный момент транспортировку живой молоди и личинок осуществляют такими способами:

  • Автомобильным транспортом с помощью специальных цистерн или закрытых грузовиков с контейнерами. Автотранспорт используется для перемещения особей от места вылова до точки реализации, с одного хозяйства в другое, или от инкубатора до пруда.
  • Водный транспорт также широко применяется для перемещения на небольшие расстояния. Особей можно помещать в специальные контейнеры или плавучие садки. В последнем случае поголовье постоянно находится в воде, но не может выбраться на волю, так как садок огражден сеткой.
  • Железнодорожные перемещения также считаются весьма популярными. Для этой цели оборудуют специальные вагоны-цистерны или устанавливают садки с системой аэрации, чтобы особи не задохнулись в процессе транспортировки.
  • Авиатранспортом чаще всего транспортируют особо ценные породы. Для этого используются специальные контейнеры из пенопласта или плотные пластиковые пакеты.

Вне зависимости от выбранного способа транспортировки, поголовье следует перевозить в чистой воде и при подходящей температуре. Кроме того, емкости нужно обязательно наполнить достаточным количеством кислорода.

Авто перевозка

Автомобильным транспортом поголовье перевозят на расстояния до 150 км. В таких условиях она сохраняет максимальную жизнеспособность.

Читайте также: Причины, симптомы и лечение заболеваний у рыб

Автомобилями можно перемещать не только взрослых особей, но и мальков. Однако необходимо обеспечить оптимальные условия транспортировки, чтобы рыба не испытала сильного стресса и не погибла (рисунок 3).

Правила перевозки автотранспортом

Если вас интересует, как происходит транспортировка автотранспортом, вам следует знать, что для этой цели лучше использовать специальные машины-цистерны. Однако это условие распространяется лишь на те случаи, когда поголовье перемещают с места до отлова до места реализации.


Рисунок 3. Правила перевозки автотранспортом

Мальков и ценные породы автомобильным транспортом перевозят только в специальных пакетах, которые помещают в ящики с бортами из пенопласта. Каждый пакет наполняют чистой водой с кислородом, а в процессе перевозки регулярно проверяют состояние особей.

По железной дороге

Больше всего рыбы перевозится именно железнодорожным транспортом. Для этого оборудуют специальные вагоны с водой и принудительной системой аэрации. В самых современных моделях дополнительно устанавливают небольшую автономную электростанцию, которая приводит в работу насосы и обеспечивает освещение (рисунок 4).


Рисунок 4. Особенности перевозки по железной дороге

В один вагон можно поместить несколько тонн рыбы, в зависимости от вида и температуры воды. К примеру, при температуре от 5 до 10 градусов в одном вагоне можно перевозить 8 тонн карпа, 10 тонн карася или 2,5 тонны форели.

По воде

Транспортировку по воде осуществляют с помощью живорыбных барж, прорезей или изотермических судов.

Самой лучшей считается перевозка в прорезях – специальных судах с плавучими садками. В один такой садок помещается несколько тонн водных питомцев, причем все особи находятся в абсолютно естественной среде и не испытывают стресса. Однако следует учитывать, что при повышенной температуре среды плотность посадки следует увеличит, а при сниженной – уменьшить. Кроме того, нельзя развивать слишком высокую скорость, чтобы не травмировать особей течением воды.

Авиатранспортом

Авиатранспортом можно перевозить не только взрослых особей, но также мальков, оплодотворенную икру и личинок. Материал помещают в плотные пластиковые пакеты с водой и кислородом, причем объем воды должен составлять не меньше половины массы рыбы.

Крупных особей перевозят под наркозом. Это снижает стресс от перевозки и снижает возможность получения травм.

thewalls.ru

5.4. Транспортирование и хранение живой рыбы

К перевозке, хранению и реализации допускается здоровая, подвижная рыба, без механических повреждений, грибковых за­болеваний и внешних паразитов на теле, с неповрежденными че­шуйчатым покровом и кожей, целыми и чистыми плавниками, неповрежденными глазами, без опухолей на теле, с тонким сло­ем слизи.

Транспортирование живой рыбы. При перевозке в воде перво­степенное значение имеет качество воды и прежде всего насы­щенность ее кислородом. Содержание кислорода в воде должно быть достаточным для обеспечения нормального дыхания перево­зимой рыбы, которое зависит от потребления кислорода рыбой, содержания кислорода в воде и от температуры воды. В относи­тельно холодной воде содержание кислорода выше, а потребность рыбы в нем меньше, повышается и значение пороговой (мини­мальной) концентрации кислорода. Таким образом, при пониже­нии температуры создаются более благоприятные условия для перевозки рыбы. Потребление кислорода зависит также от вида и возраста рыбы. Чем моложе рыба, тем она подвижнее и больше потребляет кислорода.

Наиболее благоприятная для перевозки холодолюбивых рыб температура воды 6...8°С, а теплолюбивых 10... 12"С; весной 3...5°С, осенью 5...6°С. Зимой все виды рыб можно перевозить при температуре воды 1... 2 °С.

В зависимости от размера транспортной тары воду аэрируют разными способами: наиболее примитивно в бочках и других не­больших емкостях — переливанием с помощью небольшого руч­ного насоса; при автомобильных перевозках — распылителями из резинового шланга с 15...20 отверстиями на 1 см2, через которые под давлением подается воздух.

При любом способе обогащения воды кислородом достигается освобождение воды от углекислого газа и, что особенно важно, от хлора, если используется хлорированная вода. Концентрация хлора 0,2 мг/л действует на рыбу отрицательно, нарушая меха­низм дыхания, и в конечном счете приводит к гибели от паралича дыхания. В некоторых городах и на железнодорожных станциях, где используется вода непосредственно из рек, концентрация хлора может достигать 0,5 мг/л.

На содержание кислорода в воде влияет также загрязненность ее органическими веществами, для окисления которых расходу­ется значительное количество кислорода, вследствие чего снижа­ется его концентрация в воде. Слизь, выделяемая многими вида­ми рыб, служит хорошим субстратом для гнилостных бактерий, большинство которых потребляет кислород.

Количество воды, необходимое для перевозки, зависит от био­логических особенностей, возраста рыбы и продолжительности перевозки. Его вычисляют, используя данные о дыхании разных видов рыб и количестве растворенного в воде кислорода при кон­кретной температуре. Различные виды рыб потребляют неодина­ковое количество кислорода при дыхании. Например, при 10 °С за 1 ч в расчете на 1 кг массы стерлядь потребляет 68 мг кислорода, лещ — 85, щука — 50, карп среднего размера — 45, карась — 30, угорь — 25, пелядь — 10 мг. Количество растворенного в воде кис­лорода также неодинаково при разных температурных режимах. Например, при 5 "С в 1 л воды содержится 12,7 мг кислорода, при 10 °С - 11,2, при 15 °С- 10,1, при 20°С-9,1 мг.

Транспортирование живой рыбы должно проводиться специ­альным или приспособленным для живой рыбы автомобильным или железнодорожным транспортом, обеспечивающим сохранность ее качества. Живую рыбу транспортируют в чистой прозрачной воде, без вредных примесей и ядовитых веществ, с аэрацией. До­пускается транспортирование в водопроводной воде, содержащей хлор, при условии предварительной тщательной воздушной аэра­ции ее в течение 30...50 мин. Морскую рыбу транспортируют и хранят в морской воде.

Согласно установленным правилам продолжительность транс­портирования живой рыбы (амура, буффало, карпа, сазана, сома, угря, карася и линя) автомобильным транспортом не должна превышать 8 ч при температуре воды и окружающего воздуха не более 10 °С без замены воды. При более высокой температуре воду охлаждают льдом, а продолжительность транспортирования со­кращают до 6 ч.

Основными факторами, влияющими на выживаемость рыбы при перевозках, являются отсадка рыбы перед транспортирова­нием, способ и дальность перевозки, плотность посадки с учетом вида рыбы, сезонность перевозки, насыщенность воды кислоро­дом, температура воды.

Наименьший процент снулости отмечен при перевозке живой рыбы специализированным автомобильным транспортом с при­нудительной аэрацией воды. Это объясняется небольшой дально­стью перевозки (максимально 10... 12 ч), достаточным количеством кислорода для рыбы, поступающего с воздухом, который нагне­тает компрессор, и небольшими погрузочно-разгрузочными ра­ботами. Наиболее значительные потери живой рыбы наблюдаются при перевозках железнодорожным транспортом.

Перспективны способы транспортирования рыбы без воды авиа­транспортом с применением анестезии; при этом резко снижает­ся степень накопления продуктов жизнедеятельности организма. Такой же эффект можно получить, изменяя при перевозке низ­кие температуры в интервале от -1 до -3 °С. Разрабатывается спо­соб транспортирования живой рыбы во влажной атмосфере. Одна­ко перевозка без воды пока не получила широкого распростране­ния.

Соотношение рыбы и воды в цистернах и контейнерных уста­новках автомашин с системой принудительной аэрации, а также в приспособленных средствах (чанах, бочках и др.) без принуди­тельной аэрации воды должно соответствовать данным, приве­денным в табл. 5.1.

Продолжительность транспортирования форели, судака, бело­глазки, жереха, леща, синца, толстолобика, щуки, язя и других пресноводных рыб автомобильным транспортом 12 ч при темпе­ратуре воды и воздуха не более 10 °С. После 6 ч транспортирова­

ния вода подлежит замене. Перепад температур воды в водоеме, при транспортировании или при реализации живой рыбы в тор­говой сети не должен превышать 4 °С.

Соотношение рыбы и воды при транспортировании живой рыбы

Таблица 5.1

Соотношение рыба: вода

Рыба

для цистерн и контей­нерных установок с при­нудительной аэрацией воды

для приспособленных средств без принуди­тельной аэрации воды

Амур, буффало, карп, сазан, сом, угорь

1:1,25

1:2,5

Карась, линь

1:1

1:2

Форель, судак

1:5

Белоглазка, жерех, лещ, синец, толсто­лобик, щука, язь и другие пресноводные рыбы

1:2

1:3

Морские рыбы

1:10

Морскую рыбу транспортируют в морской воде с температу­рой не выше 6 °С при температуре окружающего воздуха от +15 до -15 °С не более 4 ч. Для местной реализации допускается транс­портировать морскую живую рыбу в морской воде при температу­ре не выше 10 "С при температуре окружающего воздуха от +20 до -20 °С не более 4 ч и совместно транспортировать треску (пикшу) и камбалу.

Железнодорожным транспортом живую рыбу транспортируют в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта. В каждом из специально оборудованных железнодорожных вагонов имеются две металлических емкости объемом по 16 м3. Имеются отсеки для хранения льда. Холодная вода, образующаяся при таянии льда, стекает в емкости с рыбой, охлаждая в них воду. Срок транспортирования живой морской рыбы 'в живорыбных вагонах не более 2 сут.

Кроме железнодорожного транспорта на дальние расстояния живую рыбу перевозят также водными транспортными средства­ми, которыми служат:

• специальные прорези-соймы. Они представляют собой плаву­чие садки с щелями в стенках шириной около 2 см. В среднем сойма вмещает 1 т живой рыбы на 10 м3 воды (при соотношении 1:10). При перевозках нельзя развивать большую скорость. Обычно скорость движения транспорта составляет не более 3...4 км/ч;

. живорыбные баржи, по размерам значительно превосходящие прорези. На носу, корме и посередине баржи находятся водонепро­ницаемые отсеки (камеры), придающие ей плавучесть, а между ними находятся проточные садки с прорезями в бортах и дне для содержания живой рыбы. Вместимость садков около 100 м3. В них можно помещать до 200 ц рыбы. Баржи тянут буксиром;

• живорыбные изотермические суда. В трюме такого судна еди­новременно перевозят до 300 ц живой рыбы. Для размещения рыбы в трюме имеются 10 водонепроницаемых отсеков различ­ной вместимости. Подаваемая в отсеки вода охлаждается и аэри­руется.

Самолеты и вертолеты используют для транспортирования мо­лоди рыб при их искусственном разведении. Посадочный матери­ал помещают обычно в емкости из полимерных материалов. Для перевозок на небольшие расстояния используют специализиро­ванные живорыбные автомашины с системой принудительной аэрации, которые позволяют транспортировать 800... 1 600 кг жи­вой рыбы. Для местной реализации рыбу перевозят также в чанах и бочках, устанавливаемых в кузове автомашины. В сельской мест­ности иногда пользуются гужевым транспортом.

Хранение живой рыбы. Сезонность выращивания рыбы в пру­довых хозяйствах вызывает необходимость содержания ее в садках. Во многих рыбоводных хозяйствах, вблизи которых имеются есте­ственные водоемы, кратковременное и длительное хранение рыбы практикуется в деревянных плавучих садках в виде решетчатых ящиков длиной 1... 2 м и высотой 1 м. Плавучие садки делают из брусьев и обшивают планками шириной 5 см с просветами между ними 2... 3 см. В верхней части садка устроена крышка, через кото­рую проводят посадку и вылов рыбы. Плотность посадки (ры­ба : объем воды в садке) карпа, сазана, линя в плавучих садках 1:3... 1:4. Серебристый карась в плавучих садках теряет чешую и погибает.

При кратковременном содержании рыба хорошо хранится рыба в деревянных контейнерах размерами 1x1x0,5 м, вмещающих 100... 125 кг живой рыбы. Контейнеры, как и садки, имеют дере­вянный корпус, обшитый планками или латунной сеткой. Кон­тейнеры помещают в бетонные садки или проточные каналы. Плот­ность посадки карпа 1:3.

Садки для длительного хранения рыбы при постепенной ее реализации устраивают так, чтобы имелся постоянный приток воды и рыбу можно было выловить в любое время. Для такого хранения используют земляные садки в виде продолговатых приглубных прудов разнообразных размеров, которые часто устраивают в кры­тых помещениях или вблизи водоемов. Для длительного хранения живой рыбы используют также бетонные и стационарные дере­вянные садки.

Для бесперебойного снабжения населения крупных городов живой рыбой устраивают живорыбные базы, в садках которых можно хранить единовременно до 200 т живой рыбы. На живо­рыбных базах обычно используют деревянные стационарные сад­ки, устанавливаемые на прилегающих к городу водоемах. Такой садок представляет собой плот площадью 150...200 м2, посереди­не которого расположено несколько садков объемом по 14... 18 м3, имеющих щели в дне и боковых стенах для циркуляции воды. Насыщение воды в садках кислородом обеспечивается за счет ес­тественной проточности. В садке размерами 2х2х 1 м в зависимос­ти от времени года помещают от 1 до 4 т рыбы. Норма посадки рыбы в небольших садках от 60 до 210 кг в зависимости от вида рыбы и времени года. На некоторых живорыбных базах рыбу хра­нят в земляных и железобетонных садках, снабженных проточной водой. Садки оборудуют арматурой для аэрации воды и принуди­тельной циркуляции.

При длительном хранении в садках, как правило, происходят потери массы рыбы в результате биохимических изменений в орга­низме в процессе голодания. В природных условиях рыбы в опре­деленное время года также голодают: одни — в период зимовки, другие — в период нерестовых миграций. При голодании рыбы затрачивают энергию на различные физиологические функции. Эту энергию они получают за счет окисления имеющихся в организме веществ, что приводит к уменьшению массы. Например, при зи­мовке рыб в водоемах Московской области карповые и осетровые теряют за 6...6,5 мес до 30 % массы.

Отмечено, что с уменьшением плотности посадки от 150...200 до 100 кг/м3 потери массы увеличиваются на 2 %. Это объясняет­ся тем, что улучшение газового состава воды при изменении плот­ности посадки повышает активность рыб. При длительном хра­нении живой рыбы наблюдается расход основных веществ: бел­ков и жиров, изменяется состав аминокислот и минеральных веществ.

Масса рыбы может изменяться также за счет увеличения и уменьшения количества воды в тканях рыбы.

При длительном голодании в условиях садков в мышцах тка­ней рыбы увеличивается массовая доля воды: у карпа и линя — на 3...4%, у сома — на 9%. Изменяется соотношение свободной и связанной воды. Увеличение массовой доли свободной воды по­нижает качество продукта.

При хранении и транспортировании снулой рыбы в воде мо­жет происходить увеличение массы: у щуки за 2 сут — до 12 %, у судака за 1 сут — на 2...5 %. Это объясняется изменением колло­идной структуры мускульной ткани после смерти рыбы. Увеличе­ние массы отмечают иногда у слабой рыбы, что вызвано наруше­ниями обмена веществ в теле живой рыбы.

Сохраняемость рыбы в садках зависит от условий и сроков хра­нения, конструкции садка, времени года и состояния рыбы. В сред­нем за 3 мес хранения снул ость карпов составляет около 15%, причем выше в летний период и ниже в холодное время года.

В торговой сети живая рыба должна содержаться в емкостях с аэрацией или проточной водой, обеспечивающих ее жизнедея­тельность на период хранения и реализации, как правило, в тече­ние 1...2 сут.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *