Татра 813: Осьминог высокой проходимости
14.12.08 |
Татра 813: Осьминог высокой проходимости + Фотографии |
Татра 813 — седельный тягач
Эти удивительные автомобили, их еще называют «осьминогами», представляли собой как бы гибрид двух машин с колесной формулой 4×4. И действительно, у автомобиля Tatra 813-8×8 было восемь ведущих колес, из которых четыре — управляемые.
Каких только грузовиков повышенной проходимости не выпускал расположенный в чешском городке Копршивнице завод Tatra. Тут были и двухосные, и трехосные модели. Но вот вездеход с колесной формулой 8×8 в производственной программе предприятия отсутствовал.
Независимая подвеска колес Tatra на продольных балансирных рессорах.
Xорошо виден рулевой привод к четырем передним управляемым колесам
Не исключено, что сама идея создания четырехосной машины родилась у инженеров завода еще в 1943 году, когда Tatra начала поставки V-образных 12-цилиндровых дизелей воздушного охлаждения для немецких тяжелых бронеавтомобилей Bussing-NAG модели ADR — эти полноприводные машины были выполнены по четырехосной схеме. Более свежий пример подобных машин — немецкий армейский грузовик 8×8 MAN модели «4340». Но этот вездеход имел зависимую подвеску всех колес. Другое дело — советский МА3 -543 с его независимыми подвесками, блокируемыми дифференциалами всех четырех мостов и прочими повышающими проходимость хитроумными механизмами…
Шестиместная четырехдверная кабина Tatra с тремя рядами сидений
Специалисты же Tatra в разработке восьмиколесной
схемы пошли своим путем. Восприняв общую концепцию машины данного
типа, они в то же время не отошли и от традиционных решений, характерных
для Tatra на протяжении многих десятилетий… Так, для нового
семейства моделей «813» была принята независимая подвеска
всех колес типа «качающейся полуоси». Причем у
Вывод 100-метрового троса от лебедки Tatra с горизонтальным барабаном
сделан через передний бампер
Несмотря на то что копршивницкий завод достаточно много экспериментировал с такими упругими элементами подвески, как торсионы и пружины, для семейства «813» конструкторы остановили свой выбор на продольных полуэллиптических (относительно простых и дешевых в изготовлении) рессорах. При этом они одновременно играли роль продольных балансиров, связывающих колеса одного борта в тележку.
Семейство полноприводных автомобилей Tatra 815 с двигателем
позади кабины. Сверху вниз: Т 815 PJ 18170 4×4.1, Т 815 PJ 28170
6×6.1, Т 815 PJ 36 208 8×8.1, T 815 PJ 53 208 10×8.1
Основу автомобиля, как, впрочем, и у большинства легковых и грузовых
моделей
Привод к передним управляемым колесам со ШРУСом в виде двойного
кардана. Колесные редукторы планетарные
Модульный принцип был воплощен и в конструкции двигателей. Дело в том, что при воздушном охлаждении (много десятилетий предпочитаемом инженерами Tatra) цилиндры и их головки изготовляются отдельно. Таким образом, все дизели Tatra с 4,6,8,10 и 12 цилиндрами имеют так называемую вертикальную унификацию и модельный ряд двигателей получается очень широким.Как правило, двигатели на всех тяжелых грузовиках Tatra монтируются отдельно от коробок передач (с которыми они соединены карданным валом). Причина применения такой компоновки проста: хребтовая рама и включенные в ее силовую схему картеры узлов трансмиссии требуется обособить от вибраций, создаваемых силовой установкой. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что поскольку кабина, грузовая платформа и прочие узлы жестко укреплены на траверсах, приваренных к хребтовой раме, то передача на них излишних вибраций нежелательна.
Привод к задним колесам Tatra. Полуоси качаются вместе с полуосевыми
коническими шестернями относительно ведущих конических шестерен
Оригинально решена на Tatra 813
и силовая передача. На входе (!) в пятиступенчатую коробку передач была предусмотрена установка делителя, обеспечивающего два диапазона работы коробки — нормальный и понижающий. Причем все передачи (в том числе и в делителе) имели синхронизаторы. Далее крутящий момент от коробки передач через редуктор передавался на планетарную раздаточную коробку со встроенной повышающей передачей…Таким образом, трансмиссия Tatra 813 обеспечивает 20 передач для движения вперед и четыре передачи заднего хода (для включения ускоряющей передачи необходимо остановить автомобиль и включить стояночный тормоз). Мало того, все четыре межколесных и один межтележечный дифференциалы могут быть принудительно блокированы (сделать это можно либо при остановке машины, либо при очень медленном движении).
Дополнительная двухступенчатая коробка передач Tatra с ускоряющей
ступенью, встроенная в хребтовую раму
От трансмиссии предусмотрен и привод лебедки с горизонтальным барабаном — конструкция выполнена по примеру немецких полугусеничных тягачей времен Второй мировой войны (одну модель тягача с лебедкой Tatra выпускала и для вермахта). Стометровый трос лебедки выводится вперед через специальное гнездо в переднем бампере. Обращает на себя внимание как конструктивная сложность силовой передачи, так и трудоемкость ремонта ее узлов, помещенных в картеры, являющиеся составной частью хребтовой рамы.
Пятиступенчатая, полностью синхронизированная коробка передач
с двухступенчатым делителем (слева) на входе
Модель «813» оснащалась системой центрального регулирования давления в глинах, гидроусилителем руля, двумя парами управляемых колес. Рабочие тормоза имели пневматический привод. Выпускаемая с 1968 года модель «813-8×8» являлась базовым армейским вариантом, на основе которого создавались и модификации гражданского назначения (последние отличались узлами силовой передачи и подвески колес).
Суровая внешность
Для монтажа различных кузовов было предусмотрено шасси «813-8×8» со специальным подрамником. Фирмой выпускался и самосвал «813-51-8×8» грузоподъемностью 21 тонна. В семейство также входят два специализированных тягача (оба полноприводные): один — с колесной формулой 6×6, пригодный для буксировки прицепа полной массой 100 тонн (например, самолетов в аэропорте), другой — двухосный седельный. Н а базе узлов Tatra 813 заводом 3ТС было налажено производство бронеавтомобиля Dana 77. В завершение хочется отметить, что базовая машина Tatra 813-8×8 представляет собой вершину инженерной изощренности в стремлении создать автомобиль не просто повышенной, а действительно высокой проходимости.
Компоновка Tatra 813: двигатель под кабиной,
хребтовая рама, коробка передач стоит отдельно от мотора
Ну а накопленный при ее проектировании и производстве опыт послужил отправной точкой для создания семейства «815». Шасси машин этой серии с колесными формулами 4×4, 6×6, 8×8 и даже 10×8 в отличие от своих предшественников предназначены чисто для гражданских нужд (главным образом автокранов, цистерн и экскаваторов). И при всем конструктивном отличии от семейства «813» они сохраняют все основные особенности машин Tatra последних десятилетий.
Компоновка дизеля Tatra 930 воздушного охлаждения
с коленчатым валом на коренных роликовых подшипниках
Схема трансмиссии \ подвески Татра \ Tatra
Татра \ Tatra: Технические характеристики
Габариты и масса: |
|
длина/ширина/высота, мм | 8800/2500/2750 |
колесная база, мм | 1650+2200+1450 |
колея передняя/задняя, мм | 2050/2000 |
дорожный просвет, мм | 380 |
снаряженная масса, кг | 14000 |
масса прицепа, кг | 12000 |
грузопод. на грунте, кг | 8200 |
Двигатель и трансмиссия: |
|
кол-во цилиндров | 12 |
раб. объем, см3 | 17640 |
макс. мощность, л.с.@об/мин | 250@1200 |
макс. крут. мом., Н м@об/мин | 960@1200 |
степень сжатия | 16,5 |
сцепление | трехдисковое |
кол-во передач,вперед/назад | 20/4 |
размер шин, дюймы | 15,00-21 |
Эксплуатационные показатели: |
|
ср. расх. топлива, л/100 км | 42 |
скорость, км/ч | 80 |
глубина рва или брода, мм | 1400 |
Автор: Лев Шугуров
По материалам: http://voenavto.almanacwhf.ru/heavy/h2.htm
include»inc_foot.php»; ?>
offroad38.ru
Грузовой автомобиль Tatra 813: характеристики
Эти удивительные автомобили, их еще называют “осьминогами”, представляли собой как бы гибрид двух машин с колесной формулой 4×4. И действительно, у автомобиля Tatra 813-8×8 было восемь ведущих колес, из которых четыре – управляемые. Каких только грузовиков повышенной проходимости не выпускал расположенный в чешском городке Копршивнице завод Tatra. Тут были и двухосные, и трехосные модели. Но вот вездеход с колесной формулой 8×8 в производственной программе предприятия отсутствовал.

Не исключено, что сама идея создания четырехосной машины родилась у инженеров завода еще в 1943 году,когда Tatra начала поставки V-образных 12-ти цилиндровых дизелей воздушного охлаждения для немецких тяжелых бронеавтомобилей Bussing-NAG модели ADR – эти полно-приводные машины были выполнены по четырехосной схеме. Более свежий пример подобных машин – немецкий армейский грузовик 8×8 MAN модели “4340”. Но этот вездеход имел зависимую подвеску всех колес. Другое дело – советский МА3-543 с его независимыми подвесками, блокируемыми дифференциалами всех четырех мостов и прочими повышающими проходимость хитроумными механизмами…

Специалисты же Tatra в разработке восьми колесной схемы пошли своим путем. Восприняв общую концепцию машины данного типа, они в то же время не отошли и от традиционных решений, характерных для Tatra на протяжении многих десятилетий… Так, для нового семейства моделей “813” была принята независимая подвеска всех колес типа “качающейся полуоси”. Причем у Tatra она была реализована с использованием обкатывающихся одна относительно другой конических шестерен главной передачи (они заменяли собой карданный шарнир). Кстати, подобная конструкция была впервые применена еще в 20-е годы прошлого столетия на автомобилях Austro-Daimler…

Несмотря на то что копршивницкий завод достаточно много экспериментировал с такими упругими элементами подвески, как торсионы и пружины, для семейства “813” конструкторы остановили свой выбор на продольных полуэллиптических (относительно простых и дешевых в изготовлении) рессорах. При этом они одновременно играли роль продольных балансиров, связывающих колеса одного борта в тележку. Основу автомобиля, как, впрочем, и у большинства легковых и грузовых моделей Tatra, образует так называемая хребтовая рама.

Она составлена из трубчатых элементов большого диаметра и состыкованных с ними картеров узлов трансмиссии. Такая конструкция при массе, меньшей, чем лонжеронная рама, обладает очень высокой жесткостью на скручивание (торсионная жесткость) и позволяет реализовать модульный принцип построения шасси. Д ело в том, что составленная из унифицированных элементов хребтовая рама открывает путь для широкого ассортимента полно-приводных моделей: 2-х, 3-х и 4-х осных. Последнее обстоятельство было очень важно для завода Tatra, традиционно выпускающего машины не на склад, а под индивидуальный заказ конкретного потребителя. Ну а поскольку заказанные партии машин обычно невелики, то модульный принцип построения шасси в этих условиях являлся очень практичным.
Модульный принцип был воплощен и в конструкции двигателей. Дело в том, что при воздушном охлаждении (много десятилетий предпочитаемом инженерами Tatra) цилиндры и их головки изготовляются отдельно. Таким образом, все дизели Tatra с 4,6,8,10 и 12 цилиндрами имеют так называемую вертикальную унификацию и модельный ряд двигателей получается очень широким.Как правило, двигатели на всех тяжелых грузовиках Tatra монтируются отдельно от коробок передач (с которыми они соединены карданным валом).

Причина применения такой компоновки проста: хребтовая рама и включенные в ее силовую схему картеры узлов трансмиссии требуется обособить от вибраций, создаваемых силовой установкой. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что поскольку кабина, грузовая платформа и прочие узлы жестко укреплены на траверсах, приваренных к хребтовой раме, то передача на них излишних вибраций нежелательна. Оригинально решена на Tatra 813 и силовая передача. На входе в пяти ступенчатую коробку передач была предусмотрена установка делителя, обеспечивающего два диапазона работы коробки – нормальный и понижающий.

Причем все передачи (в том числе и в делителе) имели синхронизаторы. Далее крутящий момент от коробки передач через редуктор передавался на планетарную раздаточную коробку со встроенной повышающей передачей… Таким образом, трансмиссия Tatra 813 обеспечивает 20 передач для движения вперед и четыре передачи заднего хода (для включения ускоряющей передачи необходимо остановить автомобиль и включить стояночный тормоз). Мало того, все четыре межколесных и один межтележечный дифференциалы могут быть принудительно блокированы (сделать это можно либо при остановке машины, либо при очень медленном движении).

От трансмиссии предусмотрен и привод лебедки с горизонтальным барабаном – конструкция выполнена по примеру немецких полугусеничных тягачей времен Второй мировой войны (одну модель тягача с лебедкой Tatra выпускала и для вермахта). Стометровый трос лебедки выводится вперед через специальное гнездо в переднем бампере. Обращает на себя внимание как конструктивная сложность силовой передачи, так и трудоемкость ремонта ее узлов, помещенных в картеры, являющиеся составной частью хребтовой рамы.

Модель “813” оснащалась системой центрального регулирования давления в глинах, гидроусилителем руля, двумя парами управляемых колес. Рабочие тормоза имели пневматический привод. Выпускаемая с 1968 года модель “813-8×8” являлась базовым армейским вариантом, на основе которого создавались и модификации гражданского назначения (последние отличались узлами силовой передачи и подвески колес). Для монтажа различных кузовов было предусмотрено шасси “813-8×8” со специальным подрамником. Фирмой выпускался и самосвал “813-51-8×8” грузоподъемностью 21 тонна.

В семейство также входят два специализированных тягача (оба полно-приводные): один – с колесной формулой 6×6, пригодный для буксировки прицепа полной массой 100 тонн (например, самолетов в аэропорте), другой – двухосный седельный. На базе узлов Tatra 813 заводом 3ТС было налажено производство бронеавтомобиля Dana-77. В завершение хочется отметить, что базовая машина Tatra 813-8×8 представляет собой вершину инженерной изощренности в стремлении создать автомобиль не просто повышенной, а действительно высокой проходимости.

Ну а накопленный при ее проектировании и производстве опыт послужил отправной точкой для создания семейства “815”. Шасси машин этой серии с колесными формулами 4×4, 6×6, 8×8 и даже 10×8 в отличие от своих предшественников предназначены чисто для гражданских нужд (главным образом автокранов, цистерн и экскаваторов). И при всем конструктивном отличии от семейства “813” они сохраняют все основные особенности машин Tatra последних десятилетий.
©. Фотографии взяты из общедоступных источников.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!truck-auto.info
«Татра 813» — технические характеристики, особенности сборки
Автомобиль «Татра 813» (кличка — «Осьминог») является идеальным тяжеловесным грузовиком периода 60-70-х годов прошлого века. Даже сегодня он признается лучшим образцом инженерного таланта чехословацких конструкторов, а со стороны его можно спутать с самоходной лабораторией из голливудского боевика «Универсальный солдат».
История создания
Противостояние стран Варшавского Договора и Соединенных Штатов влияло на рост вооружения. Это стало причиной острой потребности в грузовиках. Собиралось много танков и другой бронетехники, а вот транспортировать платформы с ними было нечем. Оставшиеся со времен Великой Отечественной войны и подаренные союзниками начинали разваливаться, замены не существовало. Надеяться на помощь СССР не стоило, так как в Союзе была аналогичная проблема, а производство только начинало налаживаться.
Единственным кроме Советского Союза государством, которое могло себе позволить производство таких грузовиков, была Чехословакия. Работа над новым проектом была начата в начале 60-х годов на заводе в городе Копршивниц.

Первая экспериментальная модель «Татра 813», фото которой показывает ее без кабины и кузова, была собрана в 1965 г. На протяжении 1,5 лет она тестировалась, и лишь в 1967 г. с конвейера завода сошла первая серийная модель.
Вынужденное разнообразие
Экономика Чехословакии того времени не могла себе позволить использовать мощь крупнейшего автозавода для устранения нужд армии. Это стало причиной того, что еще на этапе проектирования в ее конструкции была заложена возможность использовать грузовик в гражданских целях.
«Татры 813» 8×8 технические характеристики позволяли выпускать ее в нескольких вариантах: шести- и четырехмостовых модификациях. Намерение использовать грузовик в мирных целях подчеркивает и конструкция кабины, которую нельзя назвать армейской. Производителем допускалась вероятность производства моделей, способных вместить 3 или 4 человека.
Грузовик был снят с серийного производства лишь в 1982 г. Общее количество собранных моделей — 11 751 экземпляров, при этом мощность завода в Копршивнице позволяла выпускать около 1 000 экземпляров в год.

В Советский Союз данная модель поставлялась в ограниченном количестве. На отечественных дорогах можно было встретить лишь несколько экземпляров:
- Трехосную «Татру 813ТР» 6х6.
- Бортовые грузовики 8*8.
Модели для нужд армии
Помимо штатных армейских балластных тягачей и грузовиков, на базе «Татры 813» собирались такие модификации:
- Понтонные автомобили для инженерно-саперных войск.
- Самоходные артиллерийские установки, такие как 152-мм пушка-гаубица vz77 «Дана».
- Реактивные системы залпового огня РМ-70, построенные на базе советской РСЗО БМ-21 (РСЗО RM-70).
Модификации для гражданских и служебных целей

В мирных целях грузовик использовался повсеместно в разных модификациях. Преимущественно он встречался в угледобывающей промышленности и в качестве транспорта спецслужб:
- Пожарных.
- Авиационных тягачей для транспортировки самолетов.
- Строительных кранов.
- Спасателей.
- МВД.
Многочисленные преимущества модели являлись причиной того, что она длительное время находилась в эксплуатации. Хотя использовалась крайне редко. Причиной этому являлся расход топлива, составляющий 42 литра «солярки» на 100 км.
Общее описание
Одно из своих неофициальных названий — «Осьминог», автомобиль получил благодаря уникальным техническим характеристикам.

Хотя он был построен на привычной для завода хребтовой раме, внешний вид модели совершенно новый. Несмотря на внушительные габариты, технические характеристики «Татра 813» позволяли ему разгоняться до 70 км/ч, на асфальте буксировать прицеп с грузом массой 100 т, а на пересеченной местности – до 12 т.
Автомобиль имел 8 ведущих колес, 4 из которых управляемые. В качестве примерного ознакомления приведены ТТХ модели 8х8:
- Длина – 8 800 мм.
- Ширина – 2 500 мм.
- Высота – 2 750 мм.
- Дорожный просвет – 380 мм.
- Снаряженная масса – 14 т.
- Дизельный двигатель – 17,64 л, 250 л/с, 12 цилиндров.
- Коробка переключения передач – ручная (20 вперед, 4 назад).
Особенности
Созданный грузовик имел много различий с предшественниками. Отличие заключалось не только во внешнем виде — футуристической для того времени кабине и большому количеству колес.

Уникальные технические характеристики скрывались внутри модели. При проектировании использовалось много новшеств, никогда ранее не применявшихся на чешских грузовиках:
- 4 независимые тормозные системы «Татры 813», работающих отдельно друг от друга, позволяли снизить время полной остановки движущейся машины до минимума.
- аварийный, действующий на 2-й и 3-й мост;
- ручной, блокирующий коробку скоростей;
- вспомогательный, закрывающий дроссельную заслонку и прекращающий подачу топлива;
- пневматика, распространяющаяся на все мосты и прицеп.
Также была установлена система изменения давления в шинах, увеличившая проходимость, и использовалась система подъема ведущих полуосей, что делало возможным дальнейшую эксплуатацию тягача при проколе колес.
Конструкция кабины была построена по принципу советского грузовика «ГАЗ-66К» выпущенного за год до «Осьминога». Отсутствие капота стало причиной того, что большая часть двигателя находилась в кабине между креслом водителя и пассажира.
Опыт, приобретенный инженерами-конструкторами завода в процессе создания и последующей модернизации «Татра 813», стал начальной точкой для рождения следующего семейства «815». Автомобили этой серии, в отличие от предшественника, предназначались только для мирных целей. Преимущественно на их шасси собирались автокраны, цистерны и экскаваторы. Несмотря на конструктивное отличие моделей, основные характеристики колесной базы, считающиеся особенностью машин, сохраняются на протяжении десятилетий.
fb.ru
Tatra 813 («осьминог», «колосс»). — все про оружие человечества
Tatra 813 («осьминог», «колосс»).
Tatra 813 — тяжёлый грузовой автомобиль военного назначения чехословацкого производства, который с 1967 по 1982 гг. производила фирма «Татра». Подавляющее их большинство было предназначено для поставок в армию как самой Чехословакии, так и других стран — участниц Варшавского договора. Конструктивно машина представляла собой типично «татровскую» схему — в основе конструкции традиционная для Tatra хребтовая рама, представляющая собой трубу, внутри которой располагаются элементы трансмиссии (такая рама очень хорошо сопротивляется изгибу и кручению, а также позволила сделать шасси модульным — выпускались машины с разной колёсной базой и количеством осей), независимая подвеска качающихся полуосей мостов, дизельный двигатель воздушного охлаждения. Колёса всех осей были односкатными, с централизованной системой подкачки шин. В качестве силового агрегата выступал двигатель T-930 — многотопливный дизель V12 c воздушным охлаждением, который был дальнейшим развитием восьмицилиндрового мотора T-928, ставившегося на Tatra T138. Машину оборудовали узлом отбора мощности, снимавшейся с переднего конца коленчатого вала и служившей для привода различных устройств и приспособлений (например бульдозерного отвала). На Т813 использовали 5-ступенчатую КП с синхронизацией всех передач (за исключением первой) с делителем на входе. Управление переключением ступеней в дополнительной коробке было электропневматическое с помощью рычажка, установленного на рычаге переключения передач в основной коробке. Кроме того, в трансмиссию входил входил 2-ступенчатый планетарный редуктор, установленный в раздаточной коробке. Первая ступень служила для прямой передачи (буксировки прицепов и движения в сложных условиях), вторая была ускоряющей (движение в нормальных условиях). Управление переключением передач было механическое, рычагом расположенным под сиденьем водителя. Таким образом всего грузовик имел 20 передач для движения вперёд и 4 для заднего хода. В приводе ведущих мостов применялись планетарные редукторы, уменьшавшие нагрузку на трансмиссию и повышавшие тяговое усилие. Благодаря высокому числу ступеней и высокой мощности двигателя Tatra-813 могла буксировать тяжелые прицепы, а при их отсутствии развивала на асфальте высокую скорость. Осевые и межосевые дифференциалы (всего семь) можно было блокировать, что повышало проходимость машины. Впервые на автомобиле Tatra применили систему изменения давления в шинах, тахограф и систему подъема полуоси при повреждении колеса, позволявшую машине продолжать движение. Автомобиль оборудовался четырьмя независимыми тормозными системами. Четырёхдверная кабина бескапотного Т813 крепилась к раме шестью болтами и была рассчитана на длительную перевозку 7 человек. Положение анатомических сидений регулировалось в широких пределах, вплоть до двух спальных мест. На капоте двигателя был установлен столик. Под задними сиденьями находилась отопительно-вентиляционная установка с жидкостным отопителем. Автомобиль также был оборудован лебёдкой с максимальным тяговым усилием в 17,5 т.с. Tatra-813 преодолевала подъем свыше 100% и вертикальные препятствия высотой до 600 мм. При движении по асфальту тягач мог буксировать за собой прицеп массой до 100 тонн, при движении по пересеченной местности — до 12,0 тонн. Клиренс равнялся 380 мм. Помимо военных модификаций (шасси под установки залпового огня «Град», механизированных мостов и т.д.) были также и гражданские модификации с разной колёсной формулой (автокраны, балластные тягачи и т.д.). Всего было сделано 11 751 экземпляр Т813, часть из них была поставлена в СССР. В дальнейшем на замену машинам семейства Т813 пришли машины из нового семейства Т815.
Технические характеристики модификации с колёсной формулой 8×8:
Габариты и масса:
длина/ширина/высота, мм 8800/2500/2750
колёсная база, мм 1650+2200+1450
колея передняя/задняя, мм 2050/2000
дорожный просвет, мм 380
снаряжённая масса, кг 14000
масса прицепа, кг 12000
грузопод. на грунте, кг 8200
Двигатель и трансмиссия:
кол-во цилиндров 12
раб. объём, см³ 17640
макс. мощность, л.с.@об/мин 250@2000
макс. крут. мом., Н м@об/мин 960@1200
степень сжатия 16,5
сцепление трёхдисковое
кол-во передач, вперёд/назад 20/4
размер шин, дюймы 15,00-21
Эксплуатационные показатели:
средний расход топлива, л/100 км 42
скорость, км/ч 80
глубина преодолеваемого рва или брода, мм 1400
warweapons.ru
Tatra 813 — это… Что такое Tatra 813?
Tatra 813

Общие данные
250 л.с./1200 об.
20-ст./4-ст.
Характеристики
Массово-габаритные
Динамические
Макс. скорость: | 80 км/ч |
Tatra 813 (осьминог, колосс) — тяжёлый грузовой автомобиль военного назначения чехословацкого производства, который с 1967 года производила фирма «Татра».
Шасси
В основе конструкции — традиционная для Tatra хребтовая рама, представляющая собой трубу, внутри которой располагаются элементы трансмиссии. Такая рама очень хорошо сопротивляется изгибу и кручению, а также позволила сделать шасси модульным — выпускались машины с разной колёсной базой и количеством осей. Колёса всех осей были односкатными, с централизованной системой подкачки шин. Подвеска всех колёс — независимая.
Двигатель
В качестве силового агрегата выступал T-930 — многотопливный дизель V12 c воздушным охлаждением, который был дальнейшим развитием восьмицилиндрового мотора T-928, ставившегося на Tatra T138
T-930 Система залпового огня RM-70 на базе Tatra 813Технические характеристики
Для модификации 8×8:
- Габариты и масса:
- длина/ширина/высота, мм 8800/2500/2750
- колёсная база, мм 1650+2200+1450
- колея передняя/задняя, мм 2050/2000
- дорожный просвет, мм 380
- снаряжённая масса, кг 14000
- масса прицепа, кг 12000
- грузопод. на грунте, кг 8200
- Двигатель и трансмиссия:
- кол-во цилиндров 12
- раб. объём, см³ 17640
- макс. мощность, л.с.@об/мин 250@1200
- макс. крут. мом., Н м@об/мин 960@1200
- степень сжатия 16,5
- сцепление трёхдисковое
- кол-во передач, вперёд/назад 20/4
- размер шин, дюймы 15,00-21
- Эксплуатационные показатели:
- ср. расх. топлива, л/100 км 42
- скорость, км/ч 80
- глубина рва или брода, мм 1400
Галерея
Автокран на двухосном шасси
Трёхосный аэродромный тягач T813 и Ту-104
Пожарный автомобиль на четырёхосном шасси
система залпового огня «Град» на шасси T813
система залпового огня «Град» на шасси T813
dic.academic.ru
Tatra T813 KOLOS. — Пролетарский мужской журнал .
Один из лучших грузовиков тяжелого класса шестидесятых-семидесятых Tatra T813 KOLOS. Этот автомобиль был ярким образцом изощренного инженеринга чешских конструкторов.
К концу пятидесятых армии Варшавского блока начали испытывать острую потребность в тяжелых тягачах. Танков было много, а балластных тягачей, способных таскать трейлеры с ними, было мало. Те что во время Второй Мировой войны достались от немцев или были поставлены по ленд-лизу от американцев приходили в негодность. Поставок новой техники с Запада не предвиделось. СССР в этом вопросе тоже мог мало чем помочь. Производство такой техники на советских заводах только начиналось, и ее остро не хватало в самом Союзе.
Единственной страной, кроме СССР, способной наладить выпуск тяжелых грузовиков была Чехословакия. Уже в начале шестидесятых завод в Копршивнице начал разработку тяжелого балластного тягача с колесной формулой 8×8, грузоподъемностью в 20 тонн, и способного таскать прицепы весом до 100 тонн. Конструкция автомобиля была привычной для Татra — хребтовая рама, представлявшая из себя трубу большого сечения и состыкованных с ней картеров узлов трансмиссии. Подвеска всех колес независимая типа «качающейся полуоси» на на продольных полуэллиптических рессорах.
Силовая установка — двенадцатицилиндровый дизель воздушного охлаждения T 930 E. Рабочий объем 17640 куб.см., мощность — 266 л.с. Этот двигатель разработан на базе восьмицилиндрового дизеля Tatra T138.
Чехословакия страна небогатая, и выпускать только армейскую технику ей было напряжено для бюджета, поэтому в Tatra T813 изначально было заложена возможность выпуска гражданских модификации. Благодаря специфической конструкции автомобиль мог выпускаться в вариантах 6х6, 4х4, сугубо для гражданского использования. Отсюда же и не очень армейский дизайн кабины. Дизайн, надо сказать, очень удачный и сильно обогнавший свое время. Для середины шестидесятых автомобиль смотрелся очень футуристически, но и в 1982 году, когда Tatra T813 снимали с производства, он не выглядел устаревшим.
Кабина Tatra T813 выпускалась в двух вариантах — «коротком», на трех человек и «длинном», на экипаж из шести человек.
Выпускалась Tatra T813 KOLOS с 1965 по 1982 год. В среднем завод в Копршивнице выпускал за год тысячу таких автомобилей. В чехословацкой армии эта Tatra получила прозвище «Осьминог». Кроме стандартного балластного тягача на базе KOLOS выпускались ПАРМы, понтонный парк для инженерных войск. На шасси Tatra T813 была создана САУ Dana vz77 и РСЗО RM-70.
Испытание шасси Tatra T813 KOLOS.
amonov.livejournal.com
«Татра 813» — технические характеристики, особенности сборки
Автомобиль «Татра 813» (кличка — «Осьминог») является идеальным тяжеловесным грузовиком периода 60-70-х годов прошлого века. Даже сегодня он признается лучшим образцом инженерного таланта чехословацких конструкторов, а со стороны его можно спутать с самоходной лабораторией из голливудского боевика «Универсальный солдат».
История создания
Противостояние стран Варшавского Договора и Соединенных Штатов влияло на рост вооружения. Это стало причиной острой потребности в грузовиках. Собиралось много танков и другой бронетехники, а вот транспортировать платформы с ними было нечем. Оставшиеся со времен Великой Отечественной войны и подаренные союзниками начинали разваливаться, замены не существовало. Надеяться на помощь СССР не стоило, так как в Союзе была аналогичная проблема, а производство только начинало налаживаться.
Единственным кроме Советского Союза государством, которое могло себе позволить производство таких грузовиков, была Чехословакия. Работа над новым проектом была начата в начале 60-х годов на заводе в городе Копршивниц.
Первая экспериментальная модель «Татра 813», фото которой показывает ее без кабины и кузова, была собрана в 1965 г. На протяжении 1,5 лет она тестировалась, и лишь в 1967 г. с конвейера завода сошла первая серийная модель.
Вынужденное разнообразие
Экономика Чехословакии того времени не могла себе позволить использовать мощь крупнейшего автозавода для устранения нужд армии. Это стало причиной того, что еще на этапе проектирования в ее конструкции была заложена возможность использовать грузовик в гражданских целях.
«Татры 813» 8×8 технические характеристики позволяли выпускать ее в нескольких вариантах: шести- и четырехмостовых модификациях. Намерение использовать грузовик в мирных целях подчеркивает и конструкция кабины, которую нельзя назвать армейской. Производителем допускалась вероятность производства моделей, способных вместить 3 или 4 человека.
Грузовик был снят с серийного производства лишь в 1982 г. Общее количество собранных моделей — 11 751 экземпляров, при этом мощность завода в Копршивнице позволяла выпускать около 1 000 экземпляров в год.
В Советский Союз данная модель поставлялась в ограниченном количестве. На отечественных дорогах можно было встретить лишь несколько экземпляров:
Модели для нужд армии
Помимо штатных армейских балластных тягачей и грузовиков, на базе «Татры 813» собирались такие модификации:
Модификации для гражданских и служебных целей
В мирных целях грузовик использовался повсеместно в разных модификациях. Преимущественно он встречался в угледобывающей промышленности и в качестве транспорта спецслужб:
Многочисленные преимущества модели являлись причиной того, что она длительное время находилась в эксплуатации. Хотя использовалась крайне редко. Причиной этому являлся расход топлива, составляющий 42 литра «солярки» на 100 км.
Общее описание
Одно из своих неофициальных названий — «Осьминог», автомобиль получил благодаря уникальным техническим характеристикам.
Хотя он был построен на привычной для завода хребтовой раме, внешний вид модели совершенно новый. Несмотря на внушительные габариты, технические характеристики «Татра 813» позволяли ему разгоняться до 70 км/ч, на асфальте буксировать прицеп с грузом массой 100 т, а на пересеченной местности – до 12 т.
Автомобиль имел 8 ведущих колес, 4 из которых управляемые. В качестве примерного ознакомления приведены ТТХ модели 8х8:
Особенности
Созданный грузовик имел много различий с предшественниками. Отличие заключалось не только во внешнем виде — футуристической для того времени кабине и большому количеству колес.
Уникальные технические характеристики скрывались внутри модели. При проектировании использовалось много новшеств, никогда ранее не применявшихся на чешских грузовиках:
Также была установлена система изменения давления в шинах, увеличившая проходимость, и использовалась система подъема ведущих полуосей, что делало возможным дальнейшую эксплуатацию тягача при проколе колес.
Конструкция кабины была построена по принципу советского грузовика «ГАЗ-66К» выпущенного за год до «Осьминога». Отсутствие капота стало причиной того, что большая часть двигателя находилась в кабине между креслом водителя и пассажира.
Опыт, приобретенный инженерами-конструкторами завода в процессе создания и последующей модернизации «Татра 813», стал начальной точкой для рождения следующего семейства «815». Автомобили этой серии, в отличие от предшественника, предназначались только для мирных целей. Преимущественно на их шасси собирались автокраны, цистерны и экскаваторы. Несмотря на конструктивное отличие моделей, основные характеристики колесной базы, считающиеся особенностью машин, сохраняются на протяжении десятилетий.
Источник
ruud.ru