Роль транспорта в экономике россии – Роль транспорта в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Роль транспорта в экономике России Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ТРAНCПOРТ

Литература:

1.Сураева, М.О. Новая парадигма управления инновационным развитием железнодорожного транспорта [Текст] М.О. Су-раева //Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. -Самара, 2011. — № 11. — С. 81-85. — 0,62 печ. л.

2. Рачек С.В., Пикалин Ю.А., Обухова О.В. Экономический анализ деятельности региональных структур железнодорожного транспорта в условиях внедрения инноваций/ Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. — 2012. № 1.

3. Развитие инновационных процессов в отраслях промышленности. Сафронова А.А. В сборнике: Актуальные проблемы экономики, управления, права. Материалы межвузовской кон-

ференции. Ответственный редактор Ю.А. Соколова. 2008. С. 82-93.

4. Инновации как основа циклического развития экономики. Сафронова А.А. Евразийский союз ученых. 2015. №10-5(19). С. 153-155.

5. Концепция сбалансированного развития инновационных систем. Егоров А.Ю., Красовский А.С., Герасимов П.С. Транспортное дело России. 2012. №5. С. 58-61.

6. Формирование благоприятного инновационного климата как основа осуществления инновационной деятельности предприятия. Егоров А.Ю., Егорова О.С. Транспортное дело России. 2010. №12S. С. 66-70.

УДК 658

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Поваров Г.В., Заслуженный работник речного транспорта, академик Академии транспорта РФ, д.э.н., профессор Селезнёва А.В., к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России. Базовые отрасли участвуют в создании валового внутреннего продукта и национального дохода, создают гарантию целостности страны, её экономической независимости и национальной безопасности. При этом транспорту отведена особая роль, так как он доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс. Поэтому в условиях развивающихся рыночных отношений важно установить роль и место транспорта в экономике страны.

Таким образом, продукция транспорта абсолютно специфична и имеет качественную оценку услуги по скорости, надежности и безопасности. Технология производственного процесса на транспорте отличается от остальных отраслей экономики по пространственным и временным характеристикам, по составу и структуре затрат на производство, по специфике труда и его режима. Специфика технологического процесса на транспорте определяет особую организацию управления производством, организацию и оплату труда, состав расходов при формировании себестоимости продукции, а также особые методы управления трудовыми коллективами и оценки результатов в условиях территориального рассредоточения эксплуатируемого имущества предприятий.

Ключевые слова: роль транспорта в экономике.

THE ROLE OF TRANSPORT IN THE RUSSIAN ECONOMY

Povarov G., honored worker of river transport, academician of the Academy of Transport of the Russian Federation, Doctor of Economics, Professor Selezneva A., Ph.D., assistant professor, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping»

In addition to such basic sectors as industry, construction, trade and agriculture, transport plays an important role in the Russian economy. Basic industries are involved in the creation of the gross domestic product and national income and guarantee the integrity of the country, its economic independence and national security. This transport has a special role, as it delivers made products to customers, and thus completes the production process. Therefore, in the context of developing market relations, it is important to establish the role and place of transport in the country’s economy.

Thus, production of transport is absolutely specific and has a high quality evaluation services to speed, reliability and security. The technology of production of transport different from other sectors of the economy at the spatial and temporal characteristics of the composition and structure of production costs, according to the specifics of work and his regime. The specifics of the process of transport determines the particular organization of production management, organization and labor costs, the expenses of the formation of the cost of production, as well as special methods of management of labor collectives and evaluation in a geographically dispersed enterprises operated property.

Keywords: the role of transport in the economy.

Наряду с такими базовыми отраслями, как промышленность, строительство, торговляи сельское хозяйство, транспорт занимает важное место в экономике России.Базовые отрасли участвуют в создании валового внутреннего продукта и национального дохода,создают гарантию целостности страны, её экономической независимости и национальной безопасности. При этом транспорту отведена особая роль, так какон доставляет изготовленную продукцию потребителям и тем самым завершает производственный процесс. Поэтому в условиях развивающихся рыночных отношений важно установить роль и место транспорта в экономике страны.

По признаку используемых путей сообщения на транспорте выделяются следующие подотрасли: железнодорожный и автомобильный, морской и внутренний водный, авиационный и трубопроводный виды транспорта.

Продукцией транспорта является перемещение. Для этого используются транспортные средства — подвижной состав, пути сообщения, топливо и электроэнергия. Поэтому без работы транспорта невозможно функционирование остальных отраслей экономики.

Продукцию транспорта измеряют в тоннах доставленного груза, услуги транспорта — в количестве перевезенных пассажиров, а работу — соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах. Показатели «грузооборот» и «пассажирооборот» не отражают про-

дукцию транспорта, а показывают результаты его работы.

Одной из основных задач транспорта является своевременная и безопасная доставка грузов и пассажиров. К другим факторам, влияющим на качество перевозок, относятся: сохранность, доступность по времени, точность, регулярность, надежность, уровень комфортности, состав и качество дополнительных услуг грузоотправителям и пассажирам в пунктах отправления и прибытия.

Скорость доставки грузов и пассажиров представляет собой средневзвешенную скорость, определенную с учетом затрат времени не только на следование в пути, но и на задержки по разным причинам (остановки на переформирование состава, дополнительную погрузку или выгрузку, вынужденные простои из-за перегруженности транспортной сети и т.п.).

Сохранность грузов обеспечивается при соблюдении правил перевозки и перевалки грузов, а также технической эксплуатации транспортных средств. Безопасность перевозки включает в себя безопасность для людей и окружающей среды, а также безопасность самих транспортных средств.

Доступность по времени — это степень совпадения момента возникновения потребности в перевозке и момента, когда эта потребность может быть удовлетворена. Чем меньше данное совпадение по времени, тем больше время ожидания.

286 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2015 j

ТРАНСПОРТ

Точность — это согласованность движения транспорта с установленным расписанием или графиком. Регулярность — это предложение транспортной услуги в заранее определенное время и в определенном месте, которое обеспечивается соблюдением расписания или графика движения транспортных средств.

Надежность транспорта связана со скоростью, зависимостью от внешних условий, регулярностью и точностью. Снижение надежности может быть следствием зависимости транспорта от климатических и метеорологических условий, аварийности, перегрузки транспортной сети, низким уровнем экспедиторского обслуживания в транспортных узлах.

Увеличение скорости доставки грузов приводит к уменьшению доли продукции, находящейся в процессе перемещения, т.е. ускорению оборачиваемости оборотных средств различных предприятий и отраслей, что положительно сказывается на их эффективности. К тому же ускорение доставки имеет большое значение в связи с ростом оборачиваемости подвижного состава и выполнением большего объема перевозок действующими транспортными средствами.

Существует ряд особенностей транспорта, отличающих его от остальных отраслей и определяющих его роль и значение для экономики страны.

Первая особенность заключается в том, что продукцией транспорта является перемещение, увеличивающее стоимость перевозимых грузов.

Вторая особенность состоит в том, что от развития транспортной сети зависит размещение различных производств на всей территории страны, так как оно обычно ориентировано на снижение затрат по доставке сырья, топлива, материалов и вывозу готовой продукции.

Третья особенность заключается в том, что без работы транспорта невозможна деятельность других отраслей экономики и предприятий страны. В отличие от промышленности, строительства и сельского хозяйства, имеющих связи с определенным кругом других предприятий (поставщиков сырья, топлива, материалов и потребителями готовой продукции), у транспорта производственные связи гораздо шире, так как включают в себя практически все предприятия районов.

Четвертая особенность состоит в том, что транспорт завершает процесс производства, доставляя грузы конечным потребителям.

Пятая особенность транспорта заключается в том, что он не потребляет сырья и использует лишь топливо, смазочные и вспомогательные материалы, что отражается на структуре транспортных издержек, включаемых в стоимость реализованной продукции.

Шестая особенность состоит в том, что на транспорте процесс производства и потребления его продукции соединены и совершаются одновременно. Транспортную продукцию невозможно накопить и сохранить в ожидании изменения спроса на перевозки, в результате чего транспортные предприятия должны иметь резервы пропускной и провозной способности для удовлетворения спроса в период пика, связанного с сезонным увеличением сельскохозяйственных грузов или пассажиропотоков. Наличие резервов транспортных средств и портовых мощностей вызывает дополнительные расходы транспортных предприятий по их содержанию в период спада объемов работы. Поэтому такие расходы включаются в стоимость транспортной продукции и оплачиваются грузовладельцами и пассажирами при оплате перевозок.

Седьмая особенность заключается в том, что транспорт относится к отраслям естественных монополий вследствие того, что его услуги жизненно необходимы и незаменимы. Во избежание завышения монопольной цены государство и в рыночных условиях регулирует ценообразование на продукцию естественных монополистов, ограничивая специальными соглашениями пределы средних показателей рентабельности их продукции, а также путем введения специальных ограничительных правил ценообразования по некоторым видам и категориям потребителей на разные виды продукции. Например, на транспорте используется практика заключения с муниципальными и федеральными органами управления соглашений об установлении социальных тарифов на перевозки для социально незащищенных групп населения.Одним из направлений антимонопольных мер является разукрупнение предприятий по выполняемым функциям в целях создания конкурентной среды, в результате чего на транспорте создаются предприятия-операторы: частные перевозчики, стивидорные компании, компании по специализированному обслуживанию и ремонту транспортных средств. Также принимаются меры контроля над соблюдением антимоно-

польного законодательства.

Восьмая особенность состоит в более высокой фондовооруженности и фондоёмкости транспортной продукции, чем в других отраслях экономики, что вызывает повышенную зависимость транспорта от объемов капитальных вложений.

Девятая особенность заключается в том, что на транспорте вся производственная обслуживающая инфраструктура (транспортные средства, ремонтные базы, склады и т.п.) рассредоточена по территориям различных административных образований и даже других государств. Поэтому на транспорте действует особая, отличная от других отраслей организация документооборота по учету доходов, расходов и формированию себестоимости, уплате налогов и расчету прибыли.

Десятая особенность состоит в особом характере и режиме труда основного контингента работников: плавсостава, поездных бригад, летного состава, водителей автотранспорта. Их труд коллективный, где у каждого члена бригады есть обособленная функция, от качественного выполнения которой зависит общая безопасность. Труд бригады или экипажа состоит в управлении и эксплуатационном круглосуточном обслуживании подвижного транспортного средства, которое представляет собой источник повышенной опасности, поэтому от скоординированной работы всего экипажа зависит безопасность перевозки пассажиров и сохранность грузов при выполнении рейса. Члены экипажей и бригад в течение длительного периода рейса находятся в отрыве от мест проживания, поэтому на судах, в самолетах, в локомотивных бригадах организуется коллективное питание, оплачиваемое за счет стоимости перевозок. Рабочее время экипажей не вписывается в продолжительность трудовой недели, установленной общим трудовым законодательством государства, поэтому на транспорте установлены вахтовые трудовые режимы, при которых работнику предоставляется оплачиваемый отдых («суммированный отгул»), а для замены отдыхающих экипажей транспортные предприятия содержат резервный (подменный) состав работников.Сложность и напряженность труда вахтовым методом отражается на распределении работников по полу-на транспорте работают, в основном, мужчины. И коллективное питание, и суммированные отгулы увеличивают расходы предприятий по содержанию транспортного подвижного состава.

Таким образом,продукция транспорта абсолютно специфична: не имеет вещественной формы, заключается в работе транспортных средств и имеет качественную оценку услуги по скорости, надежности и безопасности.Технология производственного процесса на транспорте отличается от остальных отраслей экономики по пространственным и временным характеристикам, по составу и структуре затрат на производство, по специфике труда и его режима. Специфика технологического процесса на транспорте определяет особую организацию управления производством, организацию и оплату труда, состав расходов при формировании себестоимости продукции, а также особые методы управления трудовыми коллективами и оценки результатов в условиях территориального рассредоточения эксплуатируемого имущества предприятий.

Литература:

1. Поваров Г.В. «Транспорт в системе материального производства». Экономика и управление водным транспортом: актуальные вопросы развития и подготовки специалистов: Материалы научно-методической конференции. — СПб.: СПбГУВК, 2004. — с.291-300.

2. Суворова Л.П. Экономика транспорта. Часть 1: учеб. Пособие. Изд. 2-е, испр., перераб. и доп. / Л.П.Суворова, А.В. Селезнёва, А.Б. Красюк / под общ.ред. проф. Л.П. Суворовой. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, 2014. — 116 с.

ТКАШРОЮ» БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2015 | 287

cyberleninka.ru

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ — Мегаобучалка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА»

 

 

АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта»

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Введение в профессию»,

Выполненный на тему

«ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ»

Выполнил:студент группы ЭТМК-11

Кузьмин Юрий Владимирович

Проверил:доктор технических наук, профессор

Салмин Владимир Васильевич

Оценка __________

Дата _____________

ПЕНЗА – 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Основная часть 4

Роль транспорта в экономике России 4

Единая Транспортная Система России 6

Основные виды транспорта 8

Место автомобильного транспорта в ЕТС страны 15

Автомобильные дороги 16 Заключение 18

Список использованной литературы 19

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы не может вызывать никаких сомнений, так как на сегодняшний день транспорт — самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в хозяйственном комплексе страны. С разными видами транспорта мы встречаемся и имеем тесное взаимодействие каждый день, соответственно, видим его недостатки, промахи, преобразования и т.д.

И в современном мире, и во все времена уровень развития транспорта характеризует уровень цивилизации общества, развития страны или региона. Действительно, если вспомнить историю, то переход от одной формации общества к другой сопровождался изменением как транспортной техники, так и собственно транспортной системы. В первобытнообщинном обществе перемещение осуществлялось с помощью животных или на простейших плавучих средствах. Необходимость в транспорте вызывалась потребностью в общении, обмене, торговле. Причем в создании и совершенствовании транспортных систем реализуются все лучшие и прогрессивные достижения в науке, промышленности и строительстве.

Особенное значение для его прогресса имели фундаментальные исследования в области таких



Транспорт, как особо динамичная система, всегда был одним из первых потребителей достижений и открытий самых различных наук, включая фундаментальные. Трудно назвать область исследований, не имевшую отношения к транспорту.

В данном исследовании мы попытаемся раскрыть следующие аспекты данной темы: место и роль транспорта в экономике, транспорт, как особая сфера материального производства, состав и структуру Единой транспортной системы России и место в ней автомобильного транспорта, краткую экономическую характеристику автомобильного транспорта РФ и российских дорог современные проблемы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

«В государстве столь обширном, как наше, совершенно особую роль играет транспорт. Роль и экономическую, и политическую, и … психологическую». [1]

В России с ее огромной территорией, несметными природными богатствами, геополитическим положением именно транспорт объединяет в единый комплекс буквально все отрасли экономики. Именно транспорт обеспечивает не только нормальную жизнедеятельность государства, но и его национальную безопасность и целостность. Транспорт в России всегда занимал особое место, и в ХХI веке мы имеем право с полным основанием сказать о его исторической роли в становлении и развитии Государства российского. Редко небо России было мирным и благополучным: революции, войны, голод и разруха, экономические кризисы, годы восстановления народного хозяйства. Но история показывает, что всякий раз возрождение нашей страны начиналось с развития транспорта.«…Транспорт должен дать экономике нечто большее, чем просто необходимые пропускные и провозные возможности…» [2]

Современную цивилизацию невозможно представить без развитой транспортной системы, обеспечивающей широкомасштабный обмен сырьем, материалами, товарами, которые являются технологической основой экономики. Транспортные операции составляют необходимое условие протекания производственных процессов, и транспорт по праву называется кровеносной системой экономики. Причем удельный вес использования транспорта далеко не одинаков как в пассажирском и грузовом товарообороте, так и в различных регионах страны. Так сложилось вследствие многочисленных исторических, географических, экономических, социальных и других причин.

Стабилизация и развитие экономики любой страны, а тем более страны с такой колоссальной территорией, как Россия, начинается, как правило, с развития собственной транспортной системы. Основная цельдостижение уровня развития передовых стран и интеграция в мировую транспортную систему. Следует подчеркнуть направленность такого развития на максимальное удовлетворение интересов отдельного человека, т.е. обеспечение всех производственных структур и населения страны транспортными услугами в необходимом объеме и качестве.

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Также транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

megaobuchalka.ru

Место транспорта в экономике России

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, обслуживающей основные отрасли экономики: добывающую, перерабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфраструктура включает в себя также связь, энергетику, систему материально-технического снабжения.

На всех этапах развития экономики транспорт обеспечивает потребности ее отраслей и населения в оперативном перемещении грузов и пассажиров. При развитии рыночных отношений особо остро ставится вопрос о соблюдении сроков перемещения, установленных заказчиком перевозок.

Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следовательно, является обслуживающей отраслью.

Отсюда и его специфическая роль в обеспечении (опосредованно) роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную продукцию. Эта роль заключается в своевременной доставке требуемой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быстрой его доставки в комфорхных условиях.

Транспорт одновременно выступает и в роди потребителя, и в роли работодателя, так как использует транспортные средства, топливо и другую продукцию различных отраслей экономики, а также трудовые ресурсы.

Темпы развития транспорта должны несколько опережать потребности в перевозке грузов и пассажиров. Резервы транспорта считаются самыми целесообразными видами резервов, так как отсутствие возможностей перемещения грузов и пассажиров является серьезным тормозом в развитии экономики.

Недоучет роли транспорта в экономике приводит к отставанию отдельных отраслей промышленного производства и сельского хозяйства. Так, плохие дороги или их отсутствие не позволяет вывезти готовую продукцию, что особенно пагубно для сельского хозяйства, где каждый вид продукции имеет ограниченный срок реализации. Несвоевременная доставка людей к месту работы или проживания может отрицательно сказаться на их здоровье и работоспособности.

Транспорт участвует в производственном процессе любого предприятия, перевозя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию, что является обязательным условием общественного производства. Продукт только тогда готов к использованию, когда закончилось его перемещение к месту потребления. При этом следует иметь в виду, что внутрипроизводственный транспорт включен в средства производства и процессы выработки товаров на тех предприятиях, которые он обслуживает, т.е. в определенных случаях транспорт является составной частью технологического процесса производства данного продукта.

Однако роль транспорта не сводится лишь к перемещению грузов или пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, на формирование и потребление запасов продукции на производстве и в сфере потребления, на складское хозяйство и т.д. Таким образом, транспорт способствует прогрессу общества, в связи с чем считается одной из важнейших баз экономики. При этом транспорт объединяет в единое целое все отрасли экономики. Кроме того, он является единственным средством, обеспечивающим циркуляцию товаров путем их перемещения, и как бы продолжает процесс производства, доставляя товар в сферу потребления для продажи. Только в этом случае образуется система «деньги — товар — деньги», на которой строится любая экономика.

Транспорт — очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10% работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет 60% мирового производства жидких нефтепродуктов, 20 — стали, 80 — свинца, 70 — синтетических каучуков, 40% — лакокрасочных изделий и др.

На транспорте одновременно находится примерно 27—30 млн т различных грузов. Затраты на перевозку продукции и погрузочно-разгрузочные работы могут составлять в среднем 15-18% от общей стоимости перевозимой продукции, но по отдельным видам грузов могут быть значительно выше (например, при перевозке нефтепродуктов они доходят до 40%, строительных грузов — до 50, пищевых продуктов — до 25, а сельскохозяйственной продукции — до 100% в связи с плохим качеством дорог в отдельных регионах).

Одним из показателей уровня развития страны является состояние транспорта. Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. Так, появление железнодорожного транспорта связало Города и страны, облегчив освоение новых территорий для проживания населения и производства продукции. Рост городов в свою очередь обусловилразвитие городского транспорта и созданий новых видов транспорта для качественного обслуживания городского населения.

Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отраслей экономики.Транспорт способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации. В этом состоит политическое значение транспорта.

Культурное значение транспорта состоит в возможности распространения с его помощью эстетических ценностей, что повышает культуру и образование населения. Сам транспорт также стал элементом культуры:  создаются музеи по всем или отдельным видам транспорта;  проводятся выставки достижений транспортной промышленности;  организуются общества по распространению идей и достижений на транспорте.

Туризм, являясь элементом культуры, задействует все виды транспорта. Так, на морском транспорте существует сеть круизных маршрутов, которые работают во взаимодействии с наземными видами транспорта.Особая роль в туризме, а главное — в экскурсионном обслуживании, отводится автомобильному транспорту.

Социологическое значение транспорта состоит в экономии времени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т.е. времени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей. При недостатках в работе транспорта, обслуживающего население, транспортная усталость может снижать производительность труда на 12%.

Неоценимо научное значение транспорта. Потребность в совершенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении затрат.

Транспорт имеет большое значение для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

Источник: «Грузовые Автомобильные Перевозки» М.Е. МАЙБОРОДА, В.В. БЕДНАРСКИЙ


gruzoved.com

Роль транспорта в экономике России. Показатели работы транспорта. Структура транспорта

Федеральное агентство  по образованию

 

Северо-Восточный  государственный университет

 

Факультет менеджмента, экономики и финансов

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: РЕГИОНАЛЬНАЯ_ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

на тему: Роль транспорта в экономике России. Показатели работы транспорта. Структура транспорта.

(наименование темы)

 

 

 

 

                                                                 Выполнил(а):

                                                                                                        Ратникова Виктория Юрьевна

                                                                                      Группа: _ ГМУ(з)-71(5,5)_

                                                                                       Курс     ______3_________

                                                                                             Шифр:____ 074440_______

 

 

 

 

 

 

 

Магадан

2010 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1. Транспорт в экономике России. Его роль и структура.

2.Показатели работы транспорта.

3. Проблемы и перспективы развития транспорта России.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Транспорт является одной  из ключевых отраслей любого государства. Объем транспортных услуг во многом зависит от состояния экономики  страны. Однако сам транспорт часто  стимулирует повышение уровня активности экономики. Он освобождает возможности, таящиеся в слаборазвитых регионах страны или мира, позволяет расширить  масштабы производства, связать производство и потребителей. Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Но с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения и для процесса обращения.

Транспорт — важная составная часть экономики России, так как является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. 
Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Важное значение транспорт  имеет и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения  населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. 
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.  Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспорт в экономике  России. Его роль и структура

 

Большую роль в экономике  играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является коммуникационная система. Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и других разнообразных веществ.

Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, основными  задачами которого являются:

1)     обеспечение  устойчивых связей между отдельными  отраслями и районами

страны;

2)     своевременное  и полное удовлетворение потребностей  народного хозяйства

и населения в перевозках;

3)     повышение  экономической эффективности.

С помощью какого-либо одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортный комплекс (единую транспортную систему). Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства. Транспорт играет огромную роль в рациональном размещении производительных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда не только между районами РФ, но и мирового хозяйства. Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной транспортной системой.

Комплексное развитие регионов невозможно без развитой системы  транспорта.

Транспортный фактор оказывает  влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства нужно учитывать потребность в перевозках, массе исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т д. В зависимости от влияний этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Транспортные составляющие в стоимости производимой продукции составляют около 13%, а в таких отраслях как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, угольная эта величина достигает 50%. В целом же издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около10% валового общественного продукта страны.

Влияние транспортного фактора  на себестоимость проявляется следующим  образом. От размера стоимости (ден. ед.) транспортировки продукции зависят и цены на различные товары. Наглядный пример этого сегодняшняя ситуация в России. После кризиса августа 1998 года «поползли» вверх цены на бензин в результате того, что нефтедобывающим компаниям было просто не выгодно поставлять нефть по низким ценам российским нефтеперерабатывающим заводам, что привело к росту цен на бензин. Рост цен на бензин привел в свою очередь к увеличению издержек транспортных предприятий,  увеличению транспортных тарифов, а что в свою очередь привело к росту цен на продукты питания и другие товары народного потребления. Данный пример еще более точно демонстрирует взаимосвязь всех отраслей хозяйства. [6]

Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов страны. Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов — без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего

зарубежья.

Роль транспорта заметно  возрастает в период становления  рыночной экономики,

так как он обеспечивает перемещение товаров в и услуг  из одних районов в другие, а также способствует формированию межрайонного и общефедерального рынка. Особенно это касается России в период формирования рынка и становления на западный рыночный путь. Здесь транспорт выступает как важнейшая часть рыночной инфраструктуры. Транспортной сети России должно придавать больше значения, так как процесс производства завершается именно тогда, когда товар уже доставлен к потребителю, а в условиях нашей страны с ее географическим пространством и огромными расстояниями между центрами расселения, регионами, различными участниками хозяйственной деятельности, данное обстоятельство приобретает особую значимость.

 

Транспортный  комплекс России представлен всеми  видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров. Вместе все виды транспорта образуют транспортный комплекс страны. Транспортный комплекс России включает 154 тыс. км магистральных железных и дорожных путей, 748 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 75 тыс. км внутренних водных судоходных путей, 62 тыс. км магистральных трубопроводов. [1, c.32]

Железнодорожный транспорт эффективен для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а пассажиров на линиях пригородного сообщения и на средние расстояния. Железные дороги являются важнейшей составной частью транспортно-дорожного комплекса страны. Их протяженность равна 7 процентов всех железных дорог мира, но они обеспечивают 35 процентов мирового грузооборота и 15 процентов пассажирооборота, произведенного железнодорожниками в мире. Уровень интенсивности перевозок грузов по железным дорогам России в 4 раза выше, чем в США, в 10 раз, чем ФРГ и во Франции. Железнодорожный транспорт является наиболее часто используемым, так как имеет множество преимуществ. Он относительно свободно размещается по всей территории страны, отличается надежностью, не зависит от природно-климатических условий, обеспечивает большие перевозки грузов и пассажиров при относительно низких показателях себестоимости. Сеть железных дорог обеспечивает основные грузопотоки не только между экономическими районами России, но и между Россией и странами ближнего зарубежья. Основными грузами железнодорожного транспорта являются уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, продукцию машиностроения и др. В структуре перевозок первое место занимает уголь и кокс, второе — минеральные удобрения и строительные материалы, на третьем – нефть и нефтепродукты. [4, c.142]

Железнодорожный транспорт  имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных пассажирских перевозок, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяется конфигурацией и пропускной способностью железнодорожных дорог.

Автомобильный транспорт используется и имеет наибольшую эффективность при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и ценных малотоннажных грузов на средние и дальние расстояния. Этот вид транспорта относится к числу динамично развивающихся видов транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов, пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.

Общая протяженность автомобильных  дорог страны составляет 945 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — 748 тыс. км. Однако более 1/3  автомобильных дорог приходится на гравийное, щебеночное, шлаковое, или булыжное покрытие, которое отличается низким качеством, не соответствующим техническим параметрам, а как следствие требует их частого ремонта. 34 процента населенных пунктов не имеет связи с дорогами общего пользования, что негативно отражается на развитии сельского хозяйства при вывозе сельскохозяйственной продукции. Дороги играют роль «кровеносных артерий» в автомобильном транспорте. От их состояния зависит состояние этого вида транспорта. Велика роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров. В настоящее время он составляет большую конкуренцию железнодорожному транспорту. Автомобильный транспорт используется как для внутрирайонных перевозок, так и для доставки грузов между различными видами населенных пунктов. В структуре перевозимых грузов преобладают строительные материалы, хлебные, лесные грузы и товары   народного потребления. [4, c.60]

Трубопроводный  транспорт используется для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния. За последние 20-25 Россия стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газа. Большинство добытого сырья транспортируется за рубеж. Бюджет России на прямую привязан к мировым ценам на нефть и газ и поэтому этому виду транспорта в нашей стране уделяется большое значение, так как это самый выгодный способ транспортировки. Этот вид транспорта отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти и нефтепродуктов, газа. По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефте -, продукто -, газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.)

Преимуществом этого вида транспорта также являются возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности территорий и сложных природно-климатических условий. Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж — плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение. При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор. [2, c.33] Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов. В структуре перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). Следующими по важности грузами являются лесные. На них приходится более 1/10 от общего объема перевозок. Внутренний водный транспорт в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

yaneuch.ru

1.Структура и роль транспорта в современной экономике

Большую роль в экономике играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является коммуникационная система. Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых – перемещение в пространстве информации, энергии, людей и других разнообразных веществ.

Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, основными задачами которого являются:

  1. обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;

  2. своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;

  3. повышение экономической эффективности.

С помощью какого-либо одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортный комплекс (единую транспортную систему). [2, c35]

Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Рассматривая транспорт как отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Он не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства. [22, c235]

Транспорт играет огромную роль в рациональном размещении производительных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда не только между районами РФ, но и мирового хозяйства. Успешное развитие России, наряду с прочими условиями, требует хорошо развитой и организованной транспортной системой. [21, c318]

Комплексное развитие регионов невозможно без развитой системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства нужно учитывать потребность в перевозках, массе исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и тд. В зависимости от влияний этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Влияние транспорта на размещение производительных сил представлено в приложении А.

Транспортные составляющие в стоимости производимой продукции составляют около 13%, а в таких отраслях как черная металлургия, лесная,

-6-

нефтеперерабатывающая, химическая, угольная эта величина достигает 50%. [21, c320]

В целом же издержки народного хозяйства в сфере производства и обращения составляют около10% валового общественного продукта страны.

Влияние транспортного фактора на себестоимость проявляется следующим образом. От размера стоимости (ден. ед.) транспортировки продукции зависят и цены на различные товары. Наглядный пример этого сегодняшняя ситуация в России. После кризиса августа 1998 года «поползли» вверх цены на бензин в результате того, что нефтедобывающим компаниям было просто не выгодно поставлять нефть по низким ценам российским нефтеперерабатывающим заводам, что привело к росту цен на бензин. Рост цен на бензин привел в свою очередь к увеличению издержек транспортных предприятий, увеличению транспортных тарифов, а что в свою очередь привело к росту цен на продукты питания и другие товары народного потребления. Данный пример еще более точно демонстрирует взаимосвязь всех отраслей хозяйства. [11]

Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов страны.

Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Роль транспорта заметно возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение товаров в и услуг из одних районов в другие, а также способствует формированию межрайонного и общефедерального рынка. Особенно это касается России в период формирования рынка и становления на западный рыночный путь.

Здесь транспорт выступает как важнейшая часть рыночной инфраструктуры.

Транспортной сети России должно придавать больше значения, так как процесс производства завершается именно тогда, когда товар уже доставлен к потребителю, а в условиях нашей страны с ее географическим пространством и огромными расстояниями между центрами расселения,

-7-

регионами, различными участниками хозяйственной деятельности, данное обстоятельство приобретает особую значимость.

studfiles.net

Общая характеристика транспорта, его роль в экономике России


ТОП 10:

 

Транспорт (от лат. transporto — перемещаю) представляет собой отрасль производства, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Примечание. Транспорт входит в состав инфраструктуры производства, об­служивающей основные отрасли экономики: добывающую, пере­рабатывающую промышленность и сельское хозяйство. Инфра­структура включает в себя также связь, энергетику, систему мате­риально-технического снабжения.

 

 

Рисунок 1 – Мecтo тpaнcпopтa в cтpyктype oбщecтвeннoгo пpoизвoдcтвa

 

Транспорт как отрасль производства представляет собой совокуп­ность средств и путей сообщения, нормальную деятельность кото­рых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

Средства сообщения — это подвижной состав различных видов транспорта (автомобили, при­цепы, полуприцепы на автомобильном транспорте; локомотивы, вагоны на железнодорожном транспорте; суда, баржи на водных видах транспорта и т. п.).

Пути сообщения — это пути, специально предназначенные и оборудованные для движения подвижного состава того или иного вида транспорта (автомобильные дороги, железнодорожный, речной пути и т.п.).

Технические устройства и сооружения — это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации, систем управления и т.д.

Примечание. В понятие «транспорт» входят также отдельные элементы (под­вижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необ­ходимо рассматривать транспорт как систему. Система представ­ляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определен­ному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы — экономики в целом — или как подсистему экономи­ки, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, про­мышленный (технологический) и специализированный.

Существует транспорт общего, ведомственного и личного пользо­вания.

Общее пользование — это использование всех видов транс­порта, кроме промышленного, любым предприятием с любой формой собственности, а также городского транспорта — населе­нием.

К ведомственному относят промышленный транспорт, об­служивающий конкретное предприятие и находящийся на балан­се этого предприятия.

Примечание. В нынешних рыночных условиях после лик­видации производственных министерств понятия общего и не об­щего транспорта оказались не строго разграниченными.

Личное пользование — это применение какого-либо транспортного сред­ства (автомобиля, велосипеда, яхты, самолета и т.д.) отдельной личностью (семьей).

Роль транспорта в обеспечении роста общественного продукта и национального дохода и улучшении работы отраслей, производящих материальную про­дукцию заключается в своевременной доставке требуе­мой продукции от производителя к потребителям, уменьшении потерь и порчи готовой продукции и сырья, сокращении времени «омертвления» материальных средств, находящихся на транспорте, улучшении транспортного обслуживания населения путем быст­рой его доставки в комфортных условиях.

Примечание. Основной особенностью транспорта является нематериальный характер производимой продукции. Транспорт обеспечивает нор­мальное функционирование производственной и непроизводствен­ной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения и, следо­вательно, является обслуживающей отраслью.

Рассмотрим роль транспорта в обеспечении различных направлений жизнедеятельности.

Экономическое значение транспорта в жизни общества состоит в обеспечении развития, связи и координации работы всех отрас­лей экономики.

Современная протяженность путей сообщения различных видов транспорта в РФ (таблица 1) позволяет обеспечивать значительные объемы грузоперевозок (таблица 2).

 

Таблица 1 – Протяженность путей сообщения в России (средняя величина за десятилетие)

 

  2000 – 2010 гг.
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), тыс. км:  
железнодорожные пути
автомобильные дороги с твердым покрытием (включая дороги необщего пользования)
внутренние водные судоходные пути
магистральные трубопроводы (нефте- и нефтепродуктопроводы)

 

Так, например, в I полугодии 2009 г. грузооборот транспорта, по оценке Госкомстата РФ, составил 2080,8 млрд. тонно-километров, в том числе железнодорожного — 864,6 млрд., автомобильного — 82,1 млрд., морского — 46,1 млрд., внутреннего водного — 16,7 млрд., воздушного — 1,5 млрд., трубопроводного — 1069,8 млрд.тонно-километров.

Политическое значение транспорта заключается в том, что он способствует монолитности государства, позволяет маневрировать ресурсами, оперативно разрешать чрезвычайные ситуации.

 

 

Таблица 2 – Грузооборот транспорта в РФ

 

  Июнь 2009г., млрд.т-км В % к I полу- годие 2009г. в % к I полу- годию 2008г. Справочно
июню 2008г. маю 2009г. июнь 2008г. в % к I полу- годие 2008г. в % к I полу- годию 2007г.
июню 2007г. маю 2008г.
Грузооборот транспорта 343,3 83,9 98,2 82,5 102,8 95,0 104,0
в том числе: железнодорожного 152,7 87,7 100,0 78,9 102,2 93,9 106,6
автомобильного 14,5 76,6 103,5 80,2 104,9 106,2 104,3
морского 7,5 101,7 111,7 117,3 в 2,1р. 100,9 170,2
внутреннего водного 8,5 95,7 152,5 76,9 79,2 99,2 75,5
воздушного (транспортная авиация) 0,3 84,5 99,2 80,6 114,7 106,3 128,8
трубопроводного 159,8 80,1 93,9 84,8 102,6 94,6 101,3

Культурное значение транспорта состоит в возможности рас­пространения с его помощью эстетических ценностей, что повы­шает культуру и образование населения.

Социологическое значение транспорта состоит в экономии вре­мени, облегчении труда и повышении его производительности. Транспорт участвует также в организации досуга людей, т. е. вре­мени, необходимого для восстановления их производственных и творческих способностей.

Научное значение транспорта заключается в том, что потребность в совер­шенствовании транспорта ставит перед наукой новые задачи, а развитие науки, в свою очередь, позволяет транспорту оказывать услуги населению на более высоком уровне при уменьшении за­трат.

Значение транспорта также чрезвычайно велико для обороны страны, так как с его помощью возможна быстрая передислокация населения, войск, производства.

 

 




infopedia.su

4.3 Роль водного транспорта в экономике страны

Водный транспорт является составной частью единого транспортного комплекса. Он подразделяется на морской и речной флоты. Морской транспорт, в свою очередь подразделяется на торговый флот и траулерный, или промысловый.

Морской транспорт имеет большое значение в транспортной системе России: он стоит на четвертом месте по грузообороту после железнодорожного, автомобильного и трубопроводного. В отличие от других видов транспорта этим видом транспортом главным образом перевозят экспортно-импортные грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов. Среди каботажных перевозок главную роль играет малый каботаж, или плавание вдоль своих берегов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов. Большой каботаж – плавание судов между портами России, лежащими в разных морских бассейнах, разделенных береговыми территориями других государств, имеет меньшее значение.

При использовании морского транспорта нужно учитывать природный фактор. Структура перевозимых грузов морским видом транспорта такова: здесь преобладают, прежде всего, нефтепродукты, значительна также роль руды, строительных материалов, лесных и хлебных грузов.

Внутренний водный транспорт в последнее время не выдерживает острой конкуренции и используется все реже. Конкуренцию ему составляет железнодорожный транспорт, так как сфера их применения практически идентична.

В структуре перевозимых грузов лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.).

4.4 Роль трубопроводного транспорта

За последние 15-20 Россия стала крупнейшим государством, добывающим нефть и газа. Большинство добытого сырья транспортируется за рубеж. Бюджет России на прямую привязан к мировым ценам на нефть и газ и поэтому этому виду транспорта в нашей стране уделяется большое значение, так как это самый выгодный способ транспортировки. Этот вид транспорта отличается наименьшей себестоимостью и используется для перекачки нефти и нефтепродуктов, газа. По назначению магистральные трубопроводы разделяют на нефтепроводы, продуктопроводы, газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.)

Преимуществом этого вида транспорта также являются возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.

4.5 Роль воздушного транспорта в экономике страны

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского транспорта. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты – 1/5. Использование авиационного транспорта дает большой временной выигрыш (за счет большой скорости самолета и от спрямления трассы полета) по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях. Считается, что на расстоянии свыше 1000 км в пассажирских перевозках преобладает именно этот вид транспорта. (См. приложение 7)

Важную роль играет воздушный вид транспорт для обеспечения связи с слабо освоенными районами Сибири и Дальнего Востока, где он является чуть ли не единственным средством сообщения.

Заключение

Роль транспорта в экономике России огромна. Транспорт оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Транспортная система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям.

Недооценка и хроническое отставание логистики в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Транспортный фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших.

Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

Как и все отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *