Роль и значение транспорта – 1.3 Роль и значение транспорта

ТРАНСПОРТ, Роль и значение транспорта, Железнодорожный транспорт, Автомобильный транспорт, Трубопроводный транспорт, Морской транспорт, Речной транспорт, Воздушный транспорт — География

Транспорт — специфическая отрасль хозяйства. Он не создает, как другие производственные секторы, новых материальных ценностей. Результатом работы транспорта бы перемещение грузов и людей. Велика роль отрасли в в повышении уровня жизни населения. В транспорте занято около 6% работающих в хозяйстве Украинаїни.

Роль и значение транспорта

Транспортный комплекс состоит из сухопутного, водного и воздушного видов. В сухопутном выделяются автомобильный, железнодорожный и трубопроводный транспорт; в одном — морской и речной. Специфической отраслью транспорт ту является городской пассажирский трансрт.

Для определения роли транспортного комплекса в хозяйстве (доли каждой из его отраслей) необходимо воспользоваться определенными показателями. Одним из них является объем перевозок, т.е. количество перевезенных ван нтажив (пассажиров) за определенный промежуток времени (год, месяц, день). Для вычисления работы транспорта учитывается и расстояние перевозок. Произведение объема перевозок на расстояние их транспортировки на зиваеться грузо-или пассажирообороту и определяется соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрарах.

Сочетание взаимосвязанных видов транспорта, которые удовлетворяют потребности хозяйства йнаселення в перевозке грузов и пассажиров, образуют транспортную систему страны. Она состоит из линейных эле ементив (путей сообщения всех видов транспорта), точечных (пунктов сосредоточения погрузочно-разгрузочных работ), подвижного состава (автомобилей, тепловозов и т.д.), службы перевозок. Среди точечных вид иляють транспортные пункты (железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты, автостанции, аэропорты) и транспортные узлы (сочетание различных или одинаковых транспортных путейв).

Основными факторами, влияющими на процесс формирования транспортной системы, социально-экономические, природные, исторические и др.

Железнодорожный транспорт

Занимает второе место по грузообороту и первое по пассажирообороту. Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет около 22,1 тыс км

Сегодня важнейшие среди железных дорог электрифицировано, что составляет треть от общей длины всех железных дорог. Самая густая сеть железных дорог в. Донбассе,. Приднепровье и западной части. Лесостепи. Наименование нше железных дорог на. Полесье и в южной части. Степи. Если разделить длину сети железных дорог в пределах страны или области на их площадь, то получим ее среднюю плотность. Для Украины она составляет 38 км н а 1000 км; в. Донбассе — 52 км. ИОООхм2, а на юге — 27 км на 1000 хм0 хм2.

Среди железных дорог, обеспечивающих внутренние связи, важное значение имеют:. Донбасс -. Кривой. Рог,. Харьков -. Симферополь,. Харьков -. Киев,. Киев -. Львов,. Львов -. Одесса,. Харьков -. Херсон,. Львов -. Чоп. С междунар народных железнодорожных магистралей основные:. Донбасс -. Ростов-на-Дону,. Харьков -. Витебск,. Киев -. Москва,. Владимир-Вол инський -. Катовице,. Львов -. Краков,. Харьков -. Москва,. Чоп -. Прага,. Чоп -. Будапешт наибы ильши железнодорожные узлы -. Киев,. Харьков,. Донецк,. Одесса,. Львов,. Днепропетровск,. Фастов,. Жмеринка,. Казатин и иін.

Основную долю в перевозках железными составляют промышленные грузы: железная руда, каменный уголь, строительные материалы и др.. Железнодорожным транспортом перевозят также большое количество зерна, растениеводство ровых свеклав.

Автомобильный транспорт

Имеет большое значение для перевозки на короткие расстояния, хотя себестоимость перевозок по сравнению с железнодорожным транспортом, большая. Объемы перевозок автомобильным транспортом за последние годы заметно

снизились настоящее ним отправляется 62% грузов. Удельный вес автомобильного транспорта в грузообороте невысокая (5%). По пассажирообороту в Украине он занимает второе место, после железнодорожного

В нашей стране создана густую сеть автомобильных дорог с твердым покрытием. Общая протяженность автомобильных дорог — 170 тыс. км, из них 165 тыс. км — с твердым покрытием

Трубопроводный транспорт

Позволяет подавать на большие расстояния нефть, продукты ее переработки, природный газ. Общая длина трубопроводов в Украине — более 40 тыс. км, из которых 87% приходится на газопроводы, а 13% — нефте-и наф ф-топродуктопроводы. Важнейшие нефтепроводы, подающие на предприятия отечественную нефть:. Долина -. Дрогобыч,. Битков -. Надворная,. Кочанов -. Ахтырка,. Гнединцы -. Прилуки -. Кременчуг -. Херсон. В Украину п одаеться нефть по трубопроводам. Самара -. Лисичанск -. Кременчуг -. Херсон -. Одесса. В 1963 г. через территорию страны прошел трансъевропейский нефтепровод»Дружба», который транспортирует российскую нефть в. Укр аины и. ЕвропЄвропи.

В 2001 г завершено сооружение нефтепровода. Одесса -. Броды, который пока работает в ре-версному режиме

Среди газопроводов внутреннее значение имеют. Шебелинка -. Киев,. Шебелинка -. Харьков,. Шебелинка -. Днепропетровск -. Кривой-Рог -. Одесса,. Угерское -. Ивано-Франковск,. Глебовка -. Симферополь. Через т территорию Украины проходят международные газопроводы:»Братство»,»Союз»,»Прогресс»,. Уренгой -. Ужгород, поставляющие газ из. России в. Венгрию,. Словакию и стран. Западной. Европы. В нашу страну газ по дается с месторождений. России и. Туркменистанну.

Морской транспорт

Последнее десятилетие объем отправленных грузов уменьшился почти в 9 раз, составив лишь 6 млн т. В структуре ван

тажив преобладают: нефть, нефтепродукты, руды металлов, каменный уголь, строительные материалы

Для того чтобы морской транспорт надежно работал, нужно хорошо оснащенное портовое хозяйство, способное совершать довольно дорогие погрузочно-разгрузочные операции. Это обусловливает целесообразность исп вания этого вида транспорта на дальние расстояния (свыше 900 км).

причине существования различных типов судов порты имеют свою специализацию, то есть приспособлены к приему или погрузки определенных видов грузов (лесные, насыпные, наливные)

Главный порт. Черного моря -. Одесса. Это универсальный порт, грузооборот которого составляет, более 20 млн т (20% грузооборота морского транспорта Украины). Второй по значению черноморский порт -. Илличивс. Днепропетровск, из которого курсируют не только корабли, но паромы до болгарского города. Варны. Из этих портов транспортируется сырье, продукция машиностроения, сельского хозяйства. Важное значение имеют также морские порты. Херсон и. Николаиолаїв.

Речной транспорт

Имеет важное значение для внутренних перевозок (75% общего объема), хотя значительно уступает железнодорожному и морскому по грузообороту. В структуре перевозок преобладают строительные материалы (96%), а также руды, каменный уголь, нефтепродукты, металл, зерно тощо.

Общая протяженность водных судоходных путей, эксплуатируемых в Украине, заметно сокращается

К основным водных путей относятся. Днепр с. Десной и. Припятью,. Южный. Буг,. Северский. Донец,. Днестр,. Дунай. Работает 13 речных портов, крупнейшими из которых являются. Киев,. Черкассы,. Кременчуг,. Днепро тровськ,. Запорожье,. Херсон,. Измаил,. Рені.

Воздушный транспорт

Основное его преимущество — большая скорость перевозок. Поэтому авиацию используют для перевозки пассажиров, почтовых и других ценных грузов, а также таких, которые быстро теряют свое качество

Крупнейшие среди аэропортов Украины размещены в. Киеве (Борисполь,. Жуляны),. Харькове,. Львове,. Симферополе,. Донецке

Более 60% воздушных перевозок приходится на международные авиарейсы

uchebnikirus.com

Вопрос 1.Роль и значение транспорта в экономике

107

Рынок, как регулируемый обмен производимыми материальными и другими благами без транспорта невозможен, так как без него невозможно производство этих благ

Осуществление в рыночных условиях прямой связи между производством и потребителем и воздействие сферы потребления на сферу производства через систему цен напрямую зависит от эффективной работы и развития транспорта.

Транспорт удовлетворяет общественные потребности путем перемещения товаров и людей, не создает какой-либо вещественной продукции, а продолжает процесс производства, начатый в промышленности и сельском хозяйстве.

Транспортная составляющая всегда находит отражение в ценах на производимую вещественную продукцию.

Транспорт в условиях рыночной экономики можно охарактеризовать как

Объект рынка — общее условие производства и любой непроизводственной деятельности

Субъект рынка — транспорт сам является участником рынка и подчиняется экономическим законам

Два подхода к определению места транспорта в экономике:

  1. Классический подход

Марксистко-ленинская экономическая теория относит транспорт к сферам материального производства.

  1. Рыночный подход

Рассмотрение транспорта как элемента сферы услуг.

Внутрипроизводственный транспорт и транспорт сферы обращения

Внутрипроизводственный транспорт перемещает средства труда и рабочих внутри предприятия, выполняет свои функции на стадии производства, его работа является составной частью технологического процесса предприятия.

Транспорт сферы обращения перемещает различную народнохозяйственную продукцию между производителями и потребителями.

Роль транспорта в размещении производственных сил

Производственные предприятия размещают таким образом, чтобы стоимость продукции на месте ее потребления при прочих равных условиях была минимальной для всей совокупности предприятий. При этом минимизируются суммарные общественно-необходимые затраты на производство и обращение, включая перевозки.

Транспорт – условие нормального функционирования экономики

Транспорт является необходимым условием работы рыночного механизма, поскольку с усложнением связей между участниками рыночного процесса повышаются требования к производительности и качеству работы транспортной системы. Можно сказать, что хорошее развитие транспорта способствует эффективному функционированию всего рыночного хозяйства, а неудовлетворительный уровень транспортного обслуживания препятствует осуществлению товарообменного процесса, тормозит развитие внутреннего рынка и участие страны в международном разделении труда.

В отличие от других отраслей хозяйства транспорт является необходимым условием производства. Страна или регион может успешно развиваться без сырьевых ресурсов, как Япония, или, наоборот, импортировать большинство товаров, сосредоточившись на добыче сырья , как страны Аравийского полуострова, однако без транспорта экономическое развитие невозможно. Транспортную услугу полностью импортировать или экспортировать нельзя. Можно арендовать подвижной состав, но пути сообщения, необходимые для нормального ведения хозяйства, должны существовать в каждом регионе.

Роль пассажирского транспорта

Пассажирский транспорт имеет:

Пассажирский транспорт необходим для:

  • перевозки трудоспособного населения к месту работы и обратно

  • поездок, связанных с производственной и общественной деятельностью

  • рекреационных поездок

Вся история экономики показывает прямую взаимосвязь между уровнем развития путей сообщения и темпами экономического роста, общественным благосостоянием. Для успешного функционирования рыночной экономики развитие и работа транспорта должны напрямую поддерживаться государством и регулироваться в интересах создания равных и благоприятных условий для всех хозяйственных субъектов.

Таким образом, транспорт имеет:

  • экономическое значение

  • политическое значение

  • оборонное значение

  • социальное значение

  • культурное значение

  • экологическое значение

studfiles.net

Роль и значение транспорта

Спорт Роль и значение транспорта

просмотров — 123

Значение транспорта для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции го­сударства.

Экономическая роль транспорта состоит в том, что он является органическим звеном любого производства, специализации и кооперации предприятий, а также служит для доставки всœех видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств.

Транспорт — важный фактор в экономической интеграции, а так же в международной торговле.

Социальное значение транспорта заключается в обеспечении тру­довых и бытовых поездок людей, в облегчении с помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении больших объемов мате­риалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует сохра­нению здоровья, предоставляя возможность людям пользоваться оздорови­тельными районами не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает всœем людям территориальную доступность курортов с их це­лебными источниками, а также специальных медицинских центров в сто­лицах и крупных городах.

Культурное значениетранспорта весьма велико и многообразно. Это общение между людьми и способ удовлетворения их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку газет, журналов, книг и т. д. в населœенные пункты, а также дает возможность производить междуна­родный обмен.

Мощным стимулятором роста культуры является общение широких масс народа с учеными, писателями, художниками, музыкантами, поезд­ки на симпозиумы, конференции, фестивали, выставки и т. п.

Оборонное значениетранспорта — это один из важнейших факто­ров обороноспособности государства. Это переброска войск и вооружения, снабжение, эвакуация людей и материально-технических ресурсов.

Основная задача транспорта — полное удовлетворение по­требностей промышленности, сельского хозяйства и населœения в пе­ревозках, как по объему, так и по качеству.

Качество перевозок проявляется:

• в обеспечении безопасности движения;

• сокращении сроков доставки грузов и пассажиров;

• соблюдении регулярности перевозок;

• повышении уровня комфорта;

• обеспечении полной сохранности перевозимых грузов;

• достижении более высокой экономичности перевозок.

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всœеоб­щее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транс­порт осуществляет связи, порождаемые технологическим разде­лением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводствен­ный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделœением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обра­щения, который в ходе исторического процесса общественного разделœения труда выделился в самостоятельную сферу производ­ства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования — желœез­нодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и желœезнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей со­общения). Эти виды транспорта вместе с системой складов яв­ляются материальной основой процесса обращения. Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструкту­ры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая ус­луги населœению, а с другой — он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих являет­ся трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15—20%, дос­тигая по некоторым грузам 45—50%.

Темпы развития транспорта должны соответствовать эконо­мическому росту. По данным зарубежных исследователœей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопро­вождается пропорциональным увеличением стоимости основ­ных фондов транспорта. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, по мере развития эко­номики страны транспортная отрасль должна изменяться в соот­ветствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Сущест­вует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт оказывает воздейст­вие на экономическое развитие, являясь если не двигателœем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. При этом специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструк­туру не гарантируют роста экономики. Успех зависит прежде всœего от экономической политики государства в целом.


Читайте также


  • — Роль и значение транспорта

    Значение транспорта для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные, культурные и оборонные функции го­сударства. Экономическая роль транспорта состоит в том, что он является органическим звеном любого производства, специализации и… [читать подробенее]


  • — Тема 1. Роль и значение транспорта.

    Содержание разделов дисциплины. Структура дисциплины СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТИПАМ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Используются следующие педагогические… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *