Порча груза при перевозке – Повреждение, порча, бой груза — что делать?

Содержание

Рекомендации в случае порчи груза транспортной компанией - Требования к установке оборудования и мебели - Статьи

Рекомендации в случае порчи груза транспортной компанией


Скачать оригинал (DOC, 0.027 Мб)

Последовательность действий при обнаружении повреждения груза перевозчиком:

  1. Составление акта. При установлении юридического факта его необходимо зафиксировать. Порча или повреждение всего груза либо отдельной его части оформляется актом с указанием даты, времени и места обнаружения дефектов. При недостаче груза необходимо взвесить имеющиеся материальные ценности и установить точный размер убытков. Коммерческий акт составляется грузоперевозчиком, однако, получатель либо уполномоченное лицо также может составить собственный документ. Также следует сделать подробные фотографии, как при составлении процессуальных протоколов (общий вид местности, общий вид товаров, повреждения). С актом нужно предложить ознакомиться перевозчику, внести свои замечания, а одну копию передать ему.
  2. Определение причин повреждения груза. Если данное событие наступило по вине исполнителя (ДТП, выход из строя техники из-за несоблюдения техники безопасности), а не вследствие форс-мажорных обстоятельств, особых свойств груза, скрытых недостатков упаковки или тары, то именно на него возлагается обязанность компенсировать убытки. Для определения причин, по которым груз был поврежден, может потребоваться назначение экспертизы или привлечение специалистов. Однако это справедливо лишь в том случае, если между сторонами не достигнуто согласие.
  3. Подготовка претензии. После установления стоимости убытков нужно попробовать решить спор во внесудебном порядке. Претензия в письменном виде направляется заказным письмом с уведомлением либо передается нарочным, а срок на ее рассмотрение не должен превышать 30 дней. Правила составления данного документа будут оговорены транспортными кодексами и уставами, на основании которых осуществляется перевозка. Примерный образец претензии приведен ниже. Срок рассмотрения претензии обычно равен 30 дням. В случае, если клиент предоставил неполный пакет документов, ТК может запросить недостающие.
  4. Подготовка искового заявления в Арбитражный суд. Правила обращения установлены ч.2 ст.797 ГК РФ. После получения отрицательного ответа на претензию либо оставления ее без рассмотрения, грузоотправитель может обратиться с исковым заявлениям в Арбитражный суд в течение 1 года с момента, установленного транспортным уставом или кодексом.

Список законов, регулирующих действие перевозчиков:


1. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

    1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

    2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

    3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
    4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
    5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.
    6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
    7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

2. Статья 796. ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

    1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение груза или багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

    2. Ущерб, прич

zerts.ru

Порча груза

В некоторых случаях транспортировка груза может пойти не по намеченному плану, вследствие чего, он может быть испорчен и потерять свой первоначальный товарный вид. Конечно, основанием этого могут стать внешние причины, но чаще всего, виновником повреждения груза является фирма-перевозчик. Поэтому, к ее выбору стоит подходить со всей серьезностью и ответственностью, ведь даже если груз будет застрахован, то заказчику удастся вернуть только стоимость товара, но не сам груз. Тем не менее, повреждение груза может произойти даже у самых проверенных транспортных фирм, поэтому для обеспечения безопасности грузоперевозки стоит заранее принять определенные меры предосторожности.

Порча груза может произойти по многим причинам, но все их принято разделять на несколько видов. Одним из них является температурный режим, повышение или понижение которого может испортить множество видов товара. К примеру, увеличение температуры негативно влияет на свойства каучука и хлопка, а также некоторых других веществ с небольшой температурой плавления. И наоборот, порча груза может произойти при слишком низком температурном режиме. Таким образом, товар может быть поврежден при возникновении температурных перепадов и несоблюдении необходимых температурных условий.

Механические повреждения также могут нанести вред грузу. Их возникновение можно объяснить небрежным обращением с товаром. Например, груз могли бросать или волочь по земле, при его транспортировке могла быть использована неисправная техника. Также, товар мог раскачиваться из стороны в сторону, ударяясь при этом о стенки транспортного средства. Кроме того, порча груза во время транспортировки может произойти при неточном расчете прочности тары, необходимом для правильного распределения нагрузки при погрузочно-разгрузочных работах. Упаковка и крепление должны быть выполнены очень тщательно, особенно при транспортировке тяжелого груза.

Груз могут повредить и атмосферные осадки, от которых он был не защищен. Кроме того, среди многих причин повреждения груза можно особенно выделить его частичное хищение при перевозке или хранении. Кража груза может стать неприятным сюрпризом для заказчика. Именно поэтому, транспортировку груза лучше доверять серьезной организации, способной сделать риск повреждений самым минимальным.

Аварии — Дальнобой по России

Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить "лайки/нравится". Ваш блог "Диспетчер грузоперевозок".

dispetcher-gruzoperevozok.biz

Что делать, если транспортная компания испортила или потеряла груз

Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей. Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций. Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде. В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.

Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.

Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком

При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов. Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора. В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.

Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК. В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.

Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.

Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции. Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.

Ответственность грузоперевозчика

Транспортная компания является официальный, с правовой позиции, структурой, которая представляет свои услуги частным и физическим лицам. Соответственно, ответственность, если произошла порча или утеря груза транспортной компанией, регламентируется на законодательном уровне, в соответствии с правовыми документами. Изначально позиция законодательных структур стоит на стороне пострадавшего, а именно потребителя услуг.

Если в процессе доставки груза в период с поступления его на склад и до момента полной выгрузки, произошла его порча, частичная или полная потеря, у потребителя имеются подтверждающие принятие товара организацией документы в форме акта приёма-передачи или договора, потребитель имеет право в судовых инстанциях добиваться возмещения ущерба. Ответственность транспортной компании может быть следующей:

  1. Если ТК потеряла груз в полном или частичном объёме, исполнитель должен компенсировать потребителю стоимость утраченного товара, согласно прописанной в документах суммы.
  2. Если компания повредила товар в процессе транспортировки, сумма компенсации может варьироваться в зависимости от условия, поддаётся возобновлению груз или его восстановить невозможно. В первом случае суд может обязать исполнителя выплатить разницу, на которую понизилась ценность товара, во второй ситуации, когда товар не подлежит восстановлению, компенсируется стоимость в полном объёме.
  3. Компенсации подлежит стоимость затрат потребителя за оплату услуг компании по перевозке груза.

Рассмотрим наиболее распространённые причины повреждения или утери груза, а также ответственность грузоперевозчика в каждой конкретной ситуации.

Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза

Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения. Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица. При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.

Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза. Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.

Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации

Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю. При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.

Когда грузоперевозчик не несёт ответственности

Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз. Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины. Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.

Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена. Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия. Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.

Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем

Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность. В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию. Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия. Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.

Как вернуть деньги за потерянный груз через суд

На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок. Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме. Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.

Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.

Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:

  1. Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
  2. Сопроводительные документы на груз.
  3. Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
  4. Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.

В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда. Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора. По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.

Подведём итоги

Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты. Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам. Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.

econom-trans.ru

Утрата и повреждение груза при целой пломбе

Частичная недостача груза, обнаруживаемая на выгрузке — довольно часто встречающаяся ситуация. Обычно в таком случае грузополучатель составляет акт об обнаружении расхождений количества фактически прибывшего груза с указанным количеством в документах. Может ли наличие неповреждённой пломбы и отсутствие следов вскрытия и проникновения в грузовой отсек автомобиля обезопасить перевозчика и гарантировать ему победу в случае предъявления к нему иска? Имеет ли смысл отмечать в акте наличие целой пломбы?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо отметить 4 момента:

  1. Обязанность по пломбированию транспортного средства возложена на грузоотправителя, однако, договором перевозки или фрахтования она может быть возложена на другое лицо (ст. 13 УАТиГНЭТ).
  2. Порядок опломбирования груза устанавливается пунктами 56-62 Постановления Правительства от 15.04.2011 года № 272.
  3. Согласно п. 8 ст. 15 УАТиГНЭТ выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.
  4. В соответствии с положениями ст. 796 Гражданского кодекса, п. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ доказывать отсутствие вины в утрате, повреждении или недостаче груза обязан перевозчик.

Анализируя вышеприведённые нормы права нельзя не отметить факт того, что бремя доказывания непричастности к утрате груза несёт перевозчик даже если он прибудет на выгрузку с целыми пломбами. При этом если грузополучатель будет принимать прибывший груз с проверкой массы и состояния, а также с просчётом грузовых мест, у перевозчика будет отсутствовать возможность возражать против проведения такой проверки. Выявление недостачи при условии надлежащей фиксации этого факта в любом случае приведёт к появлению обязанности доказывать отсутствие своей вины у перевозчика.

Существует ложное мнение о том, что целые пломбы и отсутствие повреждений грузового отсека влекут освобождение перевозчика от ответственности за недостачу груза. Такое правило действует, например, при перевозке грузов железнодорожным транспортом (ст. 118 Федерального закона от 10.01.2003 года № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"), где правовая норма сформулирована следующим образом:

<...>

Перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке) в случае, если:

  •  груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза, грузобагажа;

<...>

Судебная практика.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 марта 2012 года № 14316/11 указывает на то, что перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке и единственным основанием освобождения его от ответственности за утрату груза является наличие препятствий вне разумного контроля перевозчика — обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, поскольку от него нельзя было разумно ожидать принятия этих препятствий в расчет при заключении договора, а равно их предотвращения и преодоления последствий.

Можно заявить, что в России сформирована судебная практика, признающая перевозчика виновным в недостаче или повреждении груза даже в случае, если удаётся установить факт прибытия транспортного средства на выгрузку без следов проникновения в грузовой отсек и с неповреждёнными пломбами. Смысл пункта 8 статьи 15 УАТиГНЭТ не заключается в том, что целая пломба — гарант отсутствия претензий к перевозчику.

Гарантией отсутствия мотивированных претензий к перевозчику может служить только верное заполнение транспортной накладной, в частности графы 3, содержащей сведения о номенклатуре принятого к перевозке груза, количестве грузовых мест и весе груза, а также графы 12, в которую перевозчик вправе внести свои замечания и оговорки. Крайне важно: отметки должны быть сделаны во всех экземплярах накладных.

В завершение хотелось бы заметить, что в России не прецедентное право. Суды регулярно принимают решения в пользу перевозчиков при предъявлении к ним исков, связанных с повреждением или утратой груза, при наличии доказательств о наличии неповреждённой пломбы на выгрузке. Из этого можно сделать простой вывод — перевозчикам надо защищать свои интересы в суде и обращаться к юристам, специализирующимся на транспортном праве.

gruzconsult.ru

Транспортная компания доставила груз с повреждениями что делать

Практика показывает, что сегодня большинство грузов к их получателям доставляются именно автомобильным транспортом.

Однако некоторые транспортные фирмы не всегда соблюдают все правила погрузки груза в машину, его надлежащей укладки или крепления. Вследствие этого налицо факт того, что транспортная компания доставила груз с повреждениями.

Когда данный неприятный факт обнаружен, то для того, чтобы получить денежное возмещение ущерба со стороны перевозчика, следует предпринять определённые шаги, находящиеся в правовой плоскости. Им и посвящtн наш новый материал, который можно взять на вооружение.

В этой статье:

Груз поврежден транспортной компанией, что делать?

Как только машина привезла получателю заказанный груз, в первую очередь стоит провести его первый визуальный осмотр на месте. О фактах повреждения могут говорить дефекты в упаковке, таре, другие внешние нарушения.

Однако если упаковка целая, но имеются внутренние повреждения (например, когда перевозятся изделия из стекла или другой груз, который легко деформируется от удара), то нужно произвести выгрузку в отдельном месте и провести вскрытие тары или упаковки в присутствии водителя автомобиля.

Если в грузе будут обнаружены повреждения, то следует провести их первичную фиксацию. В дальнейшем она станет основой для составления соответствующего акта.

Также следует позаботиться о том, чтобы на место оперативно выехал эксперт (можно обратиться в торгово-промышленную палату вашего региона). Ведь в некоторых случаях именно он может определить действительный размер ущерба, к которому привело повреждение груза при транспортировке.

Далее следует переходить к составлению официальных документов касательно повреждения груза. Их перечень определён как законодательством, так правилами по перевозке грузов отдельными видами транспорта.

Что необходимо сделать в первую очередь

Итак, если обнаружилось повреждение груза при транспортировке, то в первую очередь законодательство требует оформление акта в подтверждение данного факта.

В любом случае он составляется в присутствии водителя, а также представителей грузополучателя. Кроме того, к его оформлению могут быть привлечены и представители со стороны отправителя груза.

Следует помнить о том, что акт о повреждении груза транспортной компанией составляется в ограниченные сроки. Правило требуют, чтобы он был оформлен или в момент получения груза или на следующий день.

В акте должны присутствовать:

  1. Дата и место его составления.
  2. Список лиц, участвующих в оформлении документа.
  3. Суть выявленных повреждений и размер нанесенного этим ущерба.
  4. Подписи всех присутствующих при оформлении акта.

Данные о том, что акт о повреждениях был составлен, заносятся во все товаросопроводительные документы.

Законодательство предусмотрело и тот случай, когда представители транспортной организации наотрез откажутся подписывать акт.

Тогда получатель груза имеет право составить данный акт в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом администрацию перевозчика.

Каковы дальнейшие действия

Если груз поврежден, то следующим этапом урегулирования конфликта станет претензия к транспортной компании о повреждении груза. С её предъявлением затягивать не стоит, так как в случае с предъявлением иска нужно принимать во внимание сокращенные сроки исковой давности, предусмотренные по отношению к транспортным спорам (но об этом позже).

Также стоит сделать акцент на том, что претензионный порядок урегулирования спора прямо предусмотрен действующим законодательством.

Бланк претензии транспортной компании о повреждении груза можно скачать без труда на нашем сайте. Здесь только нужно сделать упор на следующие моменты.

В первую очередь нужно описать обстоятельства доставки (дату, место, номер машины). После этого стоит указать, в чём именно состоят выявленные повреждения в полученном грузе со ссылкой на ранее составленный акт. Вслед за этим необходимо обосновать наличие нанесённого ущерба и его размер.

Разумеется, к претензии (которая готовится в двух экземплярах) необходимо приложить копии всех документов, обосновывающих их суть. Рассматривать обращение к нему перевозчик вправе на протяжении месяца с его поступления.

Если же ответ будет отрицательным или транспортная компания согласится удовлетворить требования получателя груз только частично, то следующим шагом станет обращение в арбитражный суд.

Нюансы судебного рассмотрения дела

Отношения по перевозке грузов характеризуются тем, что иск всегда рассматривает арбитраж по месту нахождения перевозчика (даже если к делу привлекается в качестве второго ответчика грузоотправитель).

Когда транспортная компания доставила груз с повреждениями, в иске описываются их характер и доказательства причастности к этому перевозчика. Если понадобится, то делается ссылка на заключение независимого эксперта относительно суммы ущерба и причин его возникновения.

Обязательно следует описать и вашу процедуру досудебного урегулирования спора. В частности, в иске нужно обозначить реквизиты претензии, дату её отправки, день получения ответа на неё с кратким описанием его содержания.

Исковые требования стоит перечислить по пунктам. Ведь наряду с возмещением убытков, к перевозчику могут быть заявлены и иные требования. Все они впоследствии будут отражены списком в исполнительном листе.

Размер госпошлины к перевозчику рассчитывается исходя из суммы причинённого ущерба. Поэтому этот момент также нельзя сбрасывать со счетов.

Действует ли исковая давность при перевозках

Можно предположить, что даже многие, которые не имеют отношения юриспруденции, имеют представление о том, что по большинству споров срок исковой давности составляет 3 года.

Однако есть и исключения, в число которых входит и повреждение груза транспортной компанией. Для того чтобы обратиться к ней с иском в арбитражный суд предусмотрен годичный срок с момента обнаружения испорченного груза.

При таких обстоятельствах, рекомендуем «держать руку на пульсе» и не откладывать в долгий ящик обращение в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании ущерба при перевозке.

yur-usl.ru

ответственность за сохранность груза при транспортировке

Особенностью договоров транспортной экспедиции довольно часто является необходимость использовать услуги перевозчика. Так, по заявке клиента экспедитор организовывает перевозку груза, при этом в большинстве случаев привлекая к перевозке именно перевозчиков. При этом возникает вполне логичный вопрос, кто несет ответственность за сохранность груза: экспедитор или перевозчик. 

В соответствии со статьей 14 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» экспедитор отвечает перед клиентом за действия и недосмотр третьих лиц, привлеченных им к выполнению договора транспортного экспедирования, в том же порядке, как и за собственные действия. Но определяющим фактором привлечения экспедитора к ответственности являются условия договора транспортного экспедирования. На практике львиная доля договоров экспедирования содержит лишь условия о том, что экспедитор обязуется осуществить только организацию перевозки, в частности, от своего имени или от имени клиента оформить с перевозчиком договор перевозки. При этом экспедитор снимает с себя ответственность за повреждение или утрату груза, поскольку не имеет к перевозке никакого отношения, кроме ее организации. В таких случаях ответственность за утрату груза устанавливается в договоре перевозки и возлагается на перевозчика. Но из любого правила есть свои исключения. Так, иногда стороны согласовывают, что за ущерб, причиненный клиенту третьими лицами, которые были привлечены к выполнению договора экспедитором, последний отвечает перед клиентом в размере причиненного вреда. Поэтому в каждом конкретном случае ответственное за утерю груза лицо будет определяться условиями договора как транспортного экспедирования, так и перевозки.

 

Гражданский кодекс определяет основные положения, касающиеся перевозки, в частности и ответственность перевозчика за порчу или утерю груза. Так, в соответствии со статьей 924 ГК перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. То есть за ущерб, причиненный при перевозке груза, в случае его повреждения отвечает перевозчик.

Хотелось бы обратить внимание, что в последнее время большинство перевозчиков пользуются услугами страхования ответственности перевозчика, равно как и не соглашаются сотрудничать с экспедиторами в случае отсутствия у последнего страховки на груз. Страхование груза осуществляется в интересах грузовладельца, и в случае возмещения страховой суммы последнему страховая компания имеет право требования к перевозчику как виновной стороне. В свою очередь, наличие страховки ответственности перевозчика, риски, связанные с выполнением перевозки, покрываются страховкой. Как мы видим, страхование и груза, и ответственности перевозчика является просто необходимым во избежание возникновения лишних финансовых затрат и убытков.

 

В случае наступления страхового случая, в частности повреждения или утери груза, для осуществления выплат страховой компанией необходимо доказать факт наступления такого страхового случая. В первую очередь необходимо уведомить о повреждении груза страховую компанию и потребовать направить эксперта страховика для осмотра поврежденного груза, а позже направить в страховую компанию заявление о выплате страхового возмещения. Также желательно зафиксировать факт повреждения груза, в частности сфотографировать поврежденный груз, средства его крепления и упаковку. Кроме того, следовало бы составить акт о недостаче груза, в котором будут зафиксированы все потери. 

Для того чтобы получить страховое возмещение, экспедитор, в первую очередь, должен требовать от перевозчика, а перевозчик должен иметь в наличии определенный перечень документов. В частности, обязательно должны иметься товарно-транспортная накладная, налоговая накладная, расходная накладная, в случае составления – акт приема-передачи груза, страховой договор, договор перевозки и договор экспедирования. Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку перевозка груза может сопровождаться составлением и других документов (спецификация груза, справка ГАИ об участии в ДТП, акт подразделения МЧС – при пожаре, акт осмотра груза экспертом страховика и т. д.). Обратим внимание, что одним из наиболее важных документов все же является ТТН. Так, согласно положениям Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» факт предоставления экспедиторских услуг при перевозке грузов подтверждается товарно-транспортной накладной, в которой отражен путь следования груза от пункта его отправления до пункта его назначения.

Обратим внимание, что встречаются ситуации, когда груз поврежден еще до перевозки и предлагается для погрузки в транспорт перевозчика в уже поврежденном виде. В таком случае перевозчик в качестве доказательства отсутствия своей вины за повреждение груза должен сделать соответствующую запись в ТТН и уведомить об этом грузоотправителя и экспедитора. 

 

Несмотря на тот факт, что в большинстве случаев ответственность за утерю груза возлагается на перевозчика, 80 % претензий по возмещению убытков предъявляются клиентами именно экспедитору. Кроме того, все же не исключаем тех случаев, когда экспедитор не имеет страховки на груз. В таком случае экспедитор предъявляет претензию перевозчику, который допустил повреждение груза, в соответствии с договором, заключенным между перевозчиком и экспедитором в пределах суммы нанесенного ущерба, если иное не указано в договоре между ними. Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в месячный срок.

 

juristoff.com

Основные причины повреждения и порчи груза при его перевозке

Увы, при перевозке груза могут происходить непредвиденные ситуации, которые приводят к повреждению и порче груза. В результате чего он может потерять свой товарный вид и попросту придти в негодность. Виной могут быть различные факторы. Рассмотрим основные причины порчи и повреждения груза.

Несоблюдение условий транспортировки груза

Это довольно частая причина порчи и повреждения груза. На сохранность товаров в пути влияет температура, уровень влажности и другие параметры. Они могут испортить многие виды грузов. Поэтому важно соблюдать условия перевозки и правильно выбирать тип транспортного средства. К примеру, товары глубокой заморозки (мороженое, крабовые палочки, замороженное мясо) следует перевозить только в исправных рефрижераторах. Многие продукты желательно транспортировать в изотермических фургонах. Перевозчику важно правильно подобрать грузовой автомобиль, максимально соответствующий условиям транспортировки конкретного груза.

Условия транспортировки разных грузов подробно описаны в Правилах перевозки грузов автотранспортом.

Механические повреждения

Некоторые грузчики небрежно относятся к своим обязанностям и не умеют аккуратно обращаться с товаром. Они могут бросать груз, волочь его по земле и т.д. Это приводит к ударам и появлению деформации.

Если груз не закрепить в кузове автомобиля, он может при движении перемещаться из стороны в сторону и биться о борта или стенки кузова.

В этом случае важно проверять прочность упаковки и тары и хорошо закреплять груз в кабине, увязывая его при необходимости специальными ремнями. Грузчики должны аккуратно выполнять погрузочно-разгрузочные операции.

Атмосферные осадки

Многие виды грузов следует защищать от атмосферных осадков (дождя, снега, града). В этом случае важно использовать автомобили с новым качественным тентом, не имеющим зазоров и трещин. Или перевозить товар цельнометаллическими фургонами.

Аварии на дорогах

При возникновении ДТП может произойти повреждение не только груза, но и самого транспортного средства. Причем довольно значительное. В этом случае нанесенный ущерб возмещает виновная сторона или страховая компания.

Естественная убыль

Количество груза может уменьшаться под воздействием естественных причин. Это явление называют естественной убылью грузов. Существуют специальные нормы естественной убыли для разных видов грузов при их транспортировке, хранении и выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Как видите, груз может быть поврежден или частично испорчен при перевозке вследствие воздействия природных факторов, упущений персонала, возникновения непредвиденных ситуаций или в результате одновременного воздействия всех этих причин.

Чтобы минимизировать возможные неприятности, которые приведут к повреждению груза, советуем сотрудничать только с надежными транспортными компаниями.


gruzoved.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *