Откуда считается километраж в москве – Откуда отсчитывается километраж российских трасс — Дороги

Откуда отсчитывается километраж российских трасс — Дороги

Всякая дорога должна иметь начало и конец — те самые точки А и Б, о которых издавна твердят задачки в школьном курсе арифметики. В реальности, однако, все оказывается несколько иначе.

Будем мерить от почтамта?

В Первопрестольной почтовыми отправлениями и ямским извозом ведали в XVII веке Ямской и Тайный приказы, которые располагались в Кремле, возле колокольни Ивана Великого. Поэтому некоторые специалисты-историки предполагают, что именно от этого самого высокого в Златоглавой «столпа» мерили тогда дорожные расстояния в тогдашней Московии

С 1693 года в Белокаменной был учрежден специальный «почтарный двор». Он находился сперва на Сретенке, потом переехал в нынешний Большой Харитоньевский переулок, на двор известного русского дипломата П. Шафирова, который был по совместительством еще и московским почтмейстером. Несколькими годами позже почтамт перевели в район Басманных улиц, а после опустошительного пожара 1737 года он занимал дом в Немецкой слободе на улице, которая до сих пор в память об этом именуется Малой Почтовой. Каждый из упомянутых выше адресов вполне мог быть точкой отсчета расстояний на московских дорогах. Однако список претендентов на размещение отметки «нулевой версты» еще не исчерпан.

С 1742 года главная московская почта обосновалась во владениях архиепископа Новгородского (нынешний адрес: ул. Мясницкая, 40). Наконец, в 1783-м почтамт переехал в последний раз – теперь в бывшую усадьбу князя Меншикова у Мясницких ворот. Именно здесь позднее, в 1912 году построили существующее и поныне здание Главпочтамта.

Значит, начало всех московских дорог оказалось в итоге здесь, на Мясницкой? Попробуем проверить. Дело в том, что в современной Москве сохранился-таки один старый верстовой знак. На площади Рогожской заставы (в советское время — площадь Ильича) около железнодорожного моста через Шоссе Энтузиастов (бывшее прежде началом знаменитого Владимирского тракта) стоит посреди газона гранитный столб. Надпись на его боковой грани извещает: «от Москвы 2 версты». Внизу на постаменте указано и время установки столба: «1783 год». Остается отложить на крупномасштабной карте города от этой точки расстояние, равное двум верстам (2134 метра) и узнать, откуда же тогда, в конце XVIII века вели отсчет расстояний на почтовом тракте, ведущем во Владимир. Берем линейку, отмеряем… И обнаруживаем, что нулевая отметка оказалась где-то в районе высотного здания на Котельнической набережной! До Мясницкой же с ее почтовыми ведомствами ну никак не получается двух верст от старинного гранитного указателя. Выходит, «фокус не удался»? В оправдание такому фиаско можно припомнить мнение некоторых краеведов, которые полагают, что старинный столб перенесли на площадь Рогожской заставы с какого-то другого места. Возможно также, что он отмечал расстояние лишь до одной из карантинных застав, устраиваемых прежде вокруг города во время опасных эпидемий чумы, холеры, оспы…

Точка отсчета — мавзолей Ленина

Новая Советская Россия, новая социалистическая Москва… Случившиеся в 1917 году государственные «перетурбации» коснулись в итоге даже такого далекого от всякой политики заведения, как дорожное ведомство. Пришедшие к власти большевики назначили в столице новую точку отсчета расстояний по дорогам. В 1920-е ею стало здание Центрального телеграфа на Тверской. Однако и этот вариант оказался не последним. Еще через три десятка лет, в 1959-м, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР утвердило инструкцию, в соответствии с которой «на автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится от Мавзолея В. И. Ленина и И. В. Сталина на Красной площади».

В моей домашней библиотеке сохранился «раритет» — «Атлас автомобильных дорог СССР» 1978 года выпуска. На размещенной в нем схеме главных магистралей Москвы указаны расстояния по ним до пересечения с МКАД: Ленинский проспект — 18 230 м, Ярославское шоссе — 16 600 м, Щелковское шоссе — 15 983 м… Начало отсчета, как видим, определено в некоторых случаях с точностью до одного метра! Впрочем, даже это не позволяет на практике определить, от какого же именно угла Мавзолея отмеряли эти метры.

Бурные времена перестройки и демократизации в очередной раз заставили изменить представления о том, где же полагается быть точкам отсчета расстояний по автомагистралям в нашем царстве-государстве.

Постановление Правительства РФ «О классификации дорог…», подписанное в декабре 1992 года вице-премьером Г. Бурбулисом, декларирует: «…За начальные и конечные точки отсчета протяженности автомобильных дорог общего пользования принимаются: для дорог, соединяющих между собой населенные пункты, — почта, либо государственные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта». Спрашивается, как реализовать подобные «ценные указания» в Москве? Опять глаза разбегаются от обилия возможных «нулевых точек»: Почтамт, Белый Дом, Мэрия…

Судя по тому, что в послеперестроечные годы на главных магистралях, ведущих из столицы, не замечено перестановок километровых столбов или изменения цифр, которые написаны на них, то «бурбулисовское» постановление в реальных московских условиях оказалось мало востребованным. По крайней мере, в московских условиях: ведь точка отсчета, хоть и не выявленная нами точно, осталась прежней. Впрочем, наряду с этим «местом Х» (какой-то из углов Мавзолея?) в Москве появился-таки «абсолютный километровый ноль» — символический знак «нулевого километра».

Приключения ноля

Такая привлекающая туристов достопримечательность, как «нулевой километр» существует ныне едва ли не во всякой порядочной столице. В Париже, например, знак «нулевого километра» вмурован в брусчатку на площади перед собором Нотр-Дам, в Амстердаме помещен на центральной набережной… Появлению «абсолютного километрового ноля» в Москве предшествовала долгая история.

Впервые предложение установить такой знак высказал министр Минавтодора РСФСР А. Николаев еще в 1982 году. Чтобы получить соответствующее разрешение, пришлось обращаться не только к руководству столицы, но и на самый «верх» — в ЦК КПСС. После одобрения проекта «в инстанциях» к его реализации подключилось Министерство культуры, которое и поручило разработать знак «нулевого километра» скульптору А. Рукавишникову и архитектору И. Воскресенскому. В сентябре 1985 года в Манеже состоялись закрытые «смотрины». Отлитый из бронзы 400-килограммовый «нолик» апробировали члены ЦК партии.

По нынешним демократическим временам это покажется странным, однако даже скульптурное воплощение «нулевого километра» тогда, на излете советского периода, оценивалось сугубо с политических и идеологических позиций. Нарекания «экспертов» из ЦК вызвали, например, некоторые барельефы. Дело в том, что авторы проекта представили на четырех плитах-сегментах, окружающих «ноль», рельефные изображения сухопутных и водоплавающих животных, птиц, растений, характерных для севера, юга, запада и востока нашей страны. Север по их замыслу могут символизировать олень, полярная сова, морской котик, морошка; юг — горный козел, гриф, дельфин, мандарин… Кто-то из бдительных «кремлевских товарищей» усмотрел в подобном подборе представителей флоры и фауны некий издевательский намек на руководителей партии и правительства. Именно такие слухи доходили впоследствии до архитектора Воскресенского.

Впрочем, формально этот знак никто тогда не забраковал. Дело упиралось лишь в окончательное решение вопроса о месте его установки. Комендант Кремля категорически возражал против того, чтобы монтировать «ноль» на Красной площади: здесь, мол, тяжелая военная техника проходит во время парадов, раскатает она эти барельефы в пыль! (Хотя авторы и напоминали, что все детали «нулевого километра» предусмотрительного изготовлены из особо прочного износоустойчивого сплава.)

Пока суд да дело, составные части знака передали на хранение в одно из строительных управлений Главмосинжстроя — бронзовые барельефы отвезли на склад, располагавшийся на Поклонной Горе.. Где они в итоге благополучно исчезли!

«Нолик» числился «без вести пропавшим» на протяжении почти 10 лет. Нашелся он благодаря счастливой случайности: во время разборки и вывоза строительных отходов, оставшихся после завершения постройки Мемориала Победы на Поклонной Горе, работники стройуправления с удивлением обнаружили в одном из опустевших складских помещений «инородние» предметы.

С обретением самого знака возобновились и попытки «пробить» разрешение на его установку. Однако неопределенность в этом вопросе длилась до тех пор, пока один из авторов не обратился напрямую к Лужкову. Столичный мэр одобрил проект и дело, наконец, пошло.

Для размещения отметки «нулевого километра» было предложено в общей сложности 14 разных точек в Москве. Среди них — четыре на Красной площади, столько же — на Манежной, а кроме того еще у памятника Юрию Долгорукому, у колокольни Ивана Великого, у Большого театра… Самым удачным казалось место на Красной площади, точно по ее поперечной оси, перед центральной аркой ГУМа. Однако во-время вспомнили, что есть куда более законный претендент на эту «территорию» — памятник Минину и Пожарскому, который стоял именно здесь в дореволюционные годы. Пришлось в итоге «нулевому километру» подвинуться на несколько сот метров к северу. Его вмонтировали посреди брусчатки в проезде Воскресенских ворот, перед ступенями восстановленной московский святыни — часовни Иверской Божьей Матери.

Но установка знака «зеро» в центре столицы не привела к перестановке километровых столбов на наших автотрассах. Эти 200-300 метров, судя по услышанному вашим корреспондентом мнению специалистов-дорожников, для отчета расстояний на длиннющих российских дорогах никакого значения не имеют. Ведь даже на самых «топовых» наших магистралях многие километровые отметки стоят не там, где следует. У специалистов для данного феномена есть даже особый «служебный» термин — «рубленые километры». Скажем, спрямили в свое время на Ленинградском шоссе участок в районе Торжка, потом сделали объезд вокруг Твери — в итоге общее расстояние между двумя российскими столицами по этой автомагистрали немного изменилось. Но не переставлять же всякий раз сотни километровых столбов по всей трассе на новые места! Их и не переставляют, а просто делают некоторые километры подлиннее или покороче. Причем разброс получается порой весьма внушительный. В реальных условиях километр на российских дорогах может равняться и 800, и 1200 метрам. Что уж тут придираться к каким-то паре сотен метров, «набежавших» из-за установки нового «нулевого километра»!

Версты по-монашески

А вообще расстояния между населенными пунктами впервые стали у нас определяться аж в XV веке, с появлением на Руси «ямской гоньбы». На главных трактах тогда начали строить почтовые станции (каждую такую называли «ям»), где путешествующие и сопровождающие почту могли отдохнуть и сменить лошадей. Именно от этих станций и мерили в ту пору длину дороги.

Князь-«временщик» Василий Голицын еще в допетровскую эпоху велел расставлять вдоль ямских трактов длинные шесты с привязанным наверху (для пущей заметности) пучком соломы, которые отмечали каждую версту. Позже, в XVIII столетии, вместо них были узаконены верстовые столбы. В числе самых первых ими разметили дорогу от Москвы до пригородного дворцового села Коломенское. Отсюда и пошло расхожее выражение «длинный, как коломенская верста».

К слову сказать, сама единица измерения дорожных расстояний тоже порой «плавала». Скажем, на Соловецких островах распоряжающиеся там монахи установили собственную единицу дорожной длины. На архипелаге все расстояния были отмерены верстовыми столбами в «соловецких вёрстах» — каждая из них была равна окружности стен Соловецкого монастыря и составляла 1084 метра (в то время. как стандартная русская верста равняется чуть меньше чем 1067 метрам).

Со временем внешний вид верстовых столбов неоднократно менялся. Сейчас жители Москвы и Подмосковья могут увидеть копии «доисторических» верстовых «меток» на Можайском шоссе — бывшем Старом Смоленском тракте. Эти вырезанные из дерева «реликты прошлого» установлены на самом дальнем от столицы участке трассы, ведущем от Можайска на запад, к Колоцкому монастырю.

Километровые «сувениры»

А вот километровые отсечки на дорогах других государств весьма отличаются от привычных нам российских стандартов. Корреспонденту «АвтоВзгляда» довелось убедиться в этом, проехав по некоторым странам в разных частях света.

Возможно, европейскими «рекордскменами» по своей информационной насыщенности являются километровые столбы на автотрассах Румынии. Каждая такая отметка представляет собой весьма массивный «обелиск» (чаще всего — бетонный, реже — сваренный из металла), на котором имеются несколько надписей: номер дороги, километраж от ее начала, а кроме того еще две строчки, где указаны название ближайшего населенного пункта в этом направлении с расстоянием до него, и дистанция до какого-нибудь крупного «узлового» города на трассе. Внимательный водитель, приблизившись к такому «верстовому столбу», может прочитать, например, что до села Кымпеница осталось ехать 5 километров, а до города Тыргу-Муреш — 20 километров.

Во многом похожи на румынские и километровые столбы на дорогах Вьетнама. Они также сделаны из бетона и содержат информацию о номере дороги и километраже от ее начала, а еще указано название ближайшего крупного населенного пункта и расстояние до него. Правда, в случае с этой юго-восточной страной частенько следует делать «поправку» на физическое состояние самого столба и надписей на нем: на некоторых не самых «торных» дорогах столбы давно не ремонтировались, краска с них облупилась и прочитать информацию на таком дорожном указателе совершенно невозможно.

Настоящей загадкой для автора этих строк стали отсечки расстояний на дорогах Новой Зеландии. Во время путешествия по этой далекой стране показалось сперва, что на здешних трассах километровые знаки вовсе отсутствуют. Однако потом все-таки пришло «прозрение»: оказывается, узнать расстояние до начала данной автомагистрали можно на любом, даже самом маленьком мосту! Возле каждого из них прикреплена табличка: номер дороги, слово bridge (мост), название реки, ручья или канавы, а в самом низу — набор неких цифр. Так вот эти-то цифры и дают информацию о расстоянии, причем не в километрах, а в сотнях метров. Написано, например, 823, — значит, от начального пункта трассы до этого места 82 километра 300 метров.

Еще более высокую точность указания расстояний довелось увидеть на километровых столбах на Тайване. Некоторые (как правило, небольшие по протяженности местные дороги) «проградуированы» на острове с точностью до метра! На столбе, установленном в начале такой дороги, указано, например: 5,422. Среди магистралей «общегосударственного значения» попадались «эксклюзивные», где столбы с указанием расстояния установлены через каждые полкилометра, а то и 200 метров.

Впрочем в некоторых уголках Старого Света тоже заботятся о столь же подробном информировании водителя о расстояниях на данной дороге. Например, на шоссе в отдельных федеральных землях Австрии километровые таблички (из-за легковесности конструкции столбами их назвать язык не поворачивается) мелькают через каждые 200 метров (иногда числа на таких указателях нанесены в традиционном виде — с десятичной дробью после запятой, а в других случаях изображение более заковыристое: вот, скажем, цифра 8, под ней черта, а еще ниже цифра 2. Расшифровка данного ребуса гласит, что от начала дороги — 8,2 км). Порой эти дорожные указатели устроены совсем уж примитивно: металлическая табличка прикреплена к куску деревяшки, воткнутой у обочины. Зато номер дороги указан!

В соседней Германии, на территории федеральной земли Бавария километровые отметки тоже не слишком монументальные: металлический столбик с прикрепленной к нему сверх горизонтальной металлической табличкой. Однако на ней указан не только километраж (на некоторых трассах — с точностью до 500 метров), но еще и регистрационный номер дороги, и общая ее протяженность до конечного пункта.

В Швейцарии на старой дороге, ведущей на перевал Сен-Готард сохранились старые (не с позапрошлого ли века?) километровые знаки. Они вытесаны из крупных каменных блоков, а по бокам вырезаны на них цифрами и названиями ближайших населенных пунктов. 

www.avtovzglyad.ru

Что такое нулевой километр Москвы, и где его можно найти

Недаром Москва — столица России. Это огромный город, территория которого занимает 2511 квадратных километров, и населяет ее больше двенадцати миллионов человек – это только официально зарегистрированных. Эксперты утверждают, что еще больше миллиона человек проживает в столице Российской Федерации, не имея на то официального разрешения.

Что такое Москва для граждан Российской Федерации

Центр культурного наследия, туризма, экономики и политики. С желанием учиться в московском высшем учебном заведении выпускается из школы, наверное, каждый третий подросток, каждая девушка мечтает жить за Садовым кольцом. Это центр жизни, куда стремятся попасть не только из других городов России, но и из других стран.

Хотите? Вперед! «Начинается Земля, как известно, от Кремля!» (В. Маяковский)

Попасть в город просто (физически), если учесть факт того, что Москва еще и крупнейший узел транспортной развязки всей страны. Здесь же находится нулевой километр Москвы, от которого происходит отсчет дорожных расстояний.

Он уже успел стать достопримечательностью города и обрасти поверьями, хотя установлен был сравнительно недавно, всего двадцать лет назад. Кстати, такая точка отсчета присутствует во многих городах мира, где-то в виде специального знака, а где-то и в виде памятника, как, например, в Барнауле, Минске. Но почетное звание первого нулевого километра в мире можно, вероятно, присудить колонне Milliarium Aureum, расположенной на форуме в центре Древнего Рима. От нее начинались все дороги некогда великой империи, а сейчас мы можем наблюдать лишь только некоторые части основания этой колоны.

Знак нулевого километра в Москве: история бронзовой метки отсчета автодорог

Автором этой достопримечательности является Александр Иулианович Рукавишников, отец и дед которого тоже посвятили жизнь искусству. Заслуженный художник РСФСР, среди известных работ которого памятники Высоцкому, Михалкову, Достоевскому, Никулину. Есть сведения, что Знак, который был отлит из бронзы, был готов уже в 1985 году. Далее пошли переговоры насчет места, куда будет установлен знак, но, вероятно, в силу исторических событий, знак был утерян. Но по счастливой случайности во время разбора складских помещений в 1995 году его обнаружили и установили на почетном месте, доступном для любого туриста. Теперь знак, обозначающий нулевой километр Москвы, находится между Красной площадью и Манежной, рядом с Вознесенскими воротами. Многие туристы считают, что если бросить через себя вверх монетку через левое плечо, стоя на нулевом километре, то обязательно сбудется желание, загаданное до броска. Этим, к слову, пользуются люди, так сказать, без определенного места жительства, и активно собирают звонкие копеечки.

Откуда на самом деле отсчитывают длину дорог

Где в Москве нулевой километр на самом деле, можно узнать из исторических источников. Ранее отсчет проводили от основного здания почты, и в Москве этим зданием является Центральный телеграф. Это немного севернее, чем установленный популярный знак, по адресу: ул. Тверская, дом 7. А во времена Российской империи нулевой километр находился в тогдашней столице, в Санкт-Петербурге, и как нулевой километр Москвы, он располагался у главпочтамта.

Теперь туристы, приезжая в Москву, обязательно попадут на место, где располагается Знак. Он вмонтирован в брусчатку и окружен различными памятными местами, которые непременно посещаются в столице (Музей Отечественной войны 1812 года, Исторический музей, вышеупомянутые площади). И кстати, место, где расположен нулевой километр Москвы, ранее было Лобным. Тут собирались, чтобы послушать указы царей или поклониться святым мощам.

fb.ru

Найден настоящий нулевой километр в Москве

Откуда отсчитывается километраж российских трасс

16.09.2015 в 19:14, просмотров: 11350

Большинство россиян уверены, что отсчет километража наших трасс начинается от знака нулевого километра, установленного в проезде Воскресенских ворот перед ступенями часовни Иверской Божьей Матери. Но это не так.

фото: Александр Добровольский

Будем мерить от почтамта?

В Первопрестольной почтовыми отправлениями и ямским извозом ведали в XVII веке Ямской и Тайный приказы, которые располагались в Кремле, возле колокольни Ивана Великого. Поэтому некоторые специалисты-историки предполагают, что именно от этого самого высокого в Златоглавой «столпа» мерили тогда дорожные расстояния в тогдашней Московии.

С 1693 года в Белокаменной был учрежден специальный Почтарный двор. Он находился сперва на Сретенке, потом переехал в нынешний Большой Харитоньевский переулок, на двор известного русского дипломата П.Шафирова, который был по совместительству еще и московским почтмейстером. Несколькими годами позже почтамт перевели в район Басманных улиц, а после опустошительного пожара 1737 года он занимал дом в Немецкой слободе, на улице, которая до сих пор в память об этом именуется Малой Почтовой. Каждый из упомянутых выше адресов вполне мог быть точкой отсчета расстояний на московских дорогах.

С 1742 года главная московская почта обосновалась во владениях архиепископа Новгородского (нынешний адрес: ул. Мясницкая, 40). Наконец, в 1783-м почтамт переехал в последний раз — теперь в бывшую усадьбу князя Меншикова у Мясницких ворот. Именно здесь позднее, в 1912 году, построили здание Главпочтамта.

Значит, начало всех московских дорог оказалось в итоге здесь, на Мясницкой? Попробуем проверить. Дело в том, что в современной Москве сохранился-таки один старый верстовой знак. На площади Рогожской Заставы (в советское время — площадь Ильича) около железнодорожного моста через шоссе Энтузиастов (бывшее прежде началом знаменитого Владимирского тракта) стоит посреди газона гранитный столб. Надпись на его боковой грани извещает: «От Москвы 2 версты». Внизу на постаменте указано и время установки столба: «1783 год». Остается отложить на крупномасштабной карте города от этой точки расстояние, равное двум верстам (2134 метра), и узнать, откуда же тогда, в конце XVIII века, вели отсчет расстояний на почтовом тракте, ведущем во Владимир. Берем линейку, отмеряем… И обнаруживаем, что нулевая отметка оказалась где-то в районе высотного здания на Котельнической набережной! До Мясницкой же, с ее почтовыми ведомствами, ну никак не получается двух верст от старинного гранитного указателя.

В оправдание такому фиаско можно припомнить мнение некоторых краеведов, что старинный столб перенесли на площадь Рогожской Заставы с какого-то другого места.

Точка отсчета — Мавзолей Ленина

Новая Советская Россия, новая социалистическая Москва… Случившиеся в 1917 году государственные пертурбации коснулись в итоге даже такого далекого от всякой политики заведения, как дорожное ведомство. Пришедшие к власти большевики назначили в столице новую точку отсчета расстояний по дорогам. В 1920-е ею стало здание Центрального телеграфа на Тверской. Однако и этот вариант оказался не последним. Еще через три десятка лет, в 1959-м, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР утвердило инструкцию, в соответствии с которой «на автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится от Мавзолея В.И.Ленина и И.В.Сталина на Красной площади».

В моей домашней библиотеке сохранился раритет — Атлас автомобильных дорог СССР 1978 года выпуска. На размещенной в нем схеме главных магистралей Москвы указаны расстояния по ним до пересечения с МКАД: Ленинский проспект — 18 230 м, Ярославское шоссе — 16 600 м, Щелковское шоссе — 15 983 м… Начало отсчета, определено в некоторых случаях с точностью до одного метра! Впрочем, даже это не позволяет на практике определить, от какого же именно угла Мавзолея отмеряли эти метры.

Бурные времена перестройки и демократизации в очередной раз заставили изменить представления о том, где же полагается быть точкам отсчета расстояний по автомагистралям в нашем царстве-государстве.

Постановление Правительства РФ «О классификации дорог…», подписанное в декабре 1992 года вице-премьером Г.Бурбулисом, декларирует: «…За начальные и конечные точки отсчета протяженности автомобильных дорог общего пользования принимаются: для дорог, соединяющих между собой населенные пункты, — почта, либо государственные здания или сооружения, расположенные в центре населенного пункта». Спрашивается, как реализовать подобные «ценные указания» в Москве? Опять глаза разбегаются от обилия возможных «нулевых точек»: почтамт, Белый дом, мэрия…

Судя по тому, что в послеперестроечные годы на главных магистралях, ведущих из столицы, не замечено перестановок километровых столбов или изменения цифр, которые написаны на них, то бурбулисовское постановление в реальных московских условиях оказалось мало востребованным. По крайней мере, в московских условиях: ведь точка отсчета, хоть и не выявленная нами точно, осталась прежней. Впрочем, наряду с этим «местом Х» (какой-то из углов Мавзолея?) в Москве появился-таки «абсолютный километровый ноль» — символический знак «нулевого километра».

Приключения ноля

Впервые предложение установить такой знак высказал глава Минавтодора РСФСР А.Николаев еще в 1982 году. Чтобы получить соответствующее разрешение, пришлось обращаться не только к руководству столицы, но и в ЦК КПСС. После одобрения проекта «в инстанциях» к его реализации подключилось Министерство культуры. В сентябре 1985 года в Манеже состоялись закрытые «смотрины». Отлитый из бронзы 400-килограммовый «нолик» апробировали члены ЦК партии. И остались недовольны.

Нарекания вызвали, некоторые барельефы. Дело в том, что авторы проекта представили на четырех плитах-сегментах, окружающих «ноль», рельефные изображения сухопутных и водоплавающих животных, птиц, растений, характерных для севера, юга, запада и востока нашей страны. Север по их замыслу могут символизировать олень, полярная сова, морской котик, морошка; юг — горный козел, гриф, дельфин, мандарин… Кто-то из бдительных кремлевских товарищей усмотрел в подобном подборе представителей флоры и фауны некий издевательский намек на руководителей партии и правительства.

Впрочем, формально этот знак никто тогда не забраковал. Дело упиралось лишь в окончательное решение вопроса о месте его установки. Комендант Кремля категорически возражал против того, чтобы монтировать «ноль» на Красной площади: здесь, мол, тяжелая военная техника проходит во время парадов, раскатает она эти барельефы в пыль! Пока суд да дело, составные части знака передали на хранение в одно из строительных управлений Главмосинжстроя — бронзовые барельефы отвезли на склад, располагавшийся на Поклонной горе. Где они в итоге… благополучно исчезли!

«Нолик» числился «без вести пропавшим» на протяжении почти 10 лет. Лишь во время разборки и вывоза строительных отходов, оставшихся после завершения постройки Мемориала Победы на Поклонной горе, работники стройуправления с удивлением обнаружили в одном из опустевших складских помещений «инородные» предметы.

С обретением самого знака возобновились и попытки «пробить» разрешение на его установку. Однако неопределенность в этом вопросе длилась до тех пор, пока один из авторов не обратился напрямую к Лужкову. Мэр одобрил проект — и дело, наконец, пошло.

Для размещения отметки «нулевого километра» было предложено в общей сложности 14 разных точек в Москве. Среди них четыре — на Красной площади, столько же — на Манежной, а кроме того — еще у памятника Юрию Долгорукому, у колокольни Ивана Великого, у Большого театра… Самым удачным казалось место на Красной площади, точно по ее поперечной оси, перед центральной аркой ГУМа. Однако вовремя вспомнили, что есть куда более законный претендент на эту «территорию» — памятник Минину и Пожарскому, который стоял именно здесь в дореволюционные годы. Пришлось в итоге «нулевому километру» подвинуться на несколько сот метров к северу. Его вмонтировали посреди брусчатки в проезде Воскресенских ворот, перед ступенями часовни Иверской Божией Матери.

Но установка знака «зеро» в центре столицы не привела к перестановке километровых столбов на наших автотрассах. Эти 200–300 метров, судя по услышанному вашим корреспондентом мнению специалистов-дорожников, для отсчета расстояний на длиннющих российских дорогах никакого значения не имеют. Ведь даже на самых «топовых» наших магистралях многие километровые отметки стоят не там, где следует. У специалистов для данного феномена есть даже особый служебный термин — «рубленые километры». Скажем, спрямили в свое время на Ленинградском шоссе участок в районе Торжка, потом сделали объезд вокруг Твери — в итоге общее расстояние между двумя российскими столицами по этой автомагистрали немного изменилось. Но не переставлять же всякий раз сотни километровых столбов по всей трассе на новые места! Их и не переставляют, а просто делают некоторые километры подлиннее или покороче. Причем разброс получается порой весьма внушительный. В реальных условиях километр на российских дорогах может равняться и 800, и 1200 метрам. Что уж тут придираться к каким-то паре сотен метров, «набежавших» из-за установки нового «нулевого километра»!..

www.mk.ru

Откуда отсчитывается километраж российских трасс

Большинство россиян уверены, сколько отсчет километража наших трасс начинается от столбика «нулевого» километра, установленного в проезде Воскресенских ворчерез перед ступенями часовни Иверской Божьей Матери. Однако это не беспричинно. Более того, на наших дорогах и один километр имеет разную длину — через 800 до 1200 метров. 

Всякая передрога должна иметь начало и кончаться — те самые точки А и Б, о которых давно твердят задачки в школьном курсе арифметики. В реальности, впрочем, все оказывается несколько иначе.

Будем мерить от почтамта?

В Первопрестольной почтовыми отправлениями и ямским извозом ведали в XVII веке Ямской и Тайный приказы, которые располагались в Кремле, близко колокольни Ивана Великого. Поэтому некоторые специалисты-историки предполагают, который именно от этого самого высокого в Златоглавой «столпа» мерсиречь тогда дорожные расстояния в тогдашней Московии

С 1693 года в Белокаменной был учрежден специальный «почтарный двор». Он находился сперва для Сретенке, потом переехал в существующий Большой Харитоньевский переулок, для двор известного русского дипломата П. Шафирова, который был сообразно совместительством еще и московским почтмейстером. Несколькими годами позже почтамт перевели в район Басманных улиц, а после опустошительного пожара 1737 года он занимал здание в Немецкой слободе на улице, которая накануне сих пор в память об экнига именуется Малой Почтовой. Каждый из упомянутых выше пеклоресов вполне мог быть точкой отсчета расстояний для московских дорогах. Однако список претендентов на размещение отметки «нулевой версты» вторично не исчерпан.

С 1742 возраст главная московская почта обосновалась во владениях архиепископа Новгородского (существующий адрес: ул. Мясницкая, 40). Наконец, в 1783-м почтамт переехал в заключительный раз – теперь в бывшую усадьбу князя Меншикова у Мясницких ворот. Именно здесь позднее, в 1912 году должностьроили существующее и поныне здание Главпочтамта.

Значит, закон всех московских дорог оказалось в итоге здесь, для Мясницкой? Попробуем проверить. Дело в часть, что в современной Москве сохранился-действительно один старый верстовой пароль. На площади Рогожской заставы (в советское время — площадь Ильича) около железнодорожного моста через Шоссе Энтузиастов (бывшее прежде началом знаменитого Владимирского тракта) стоит посреди газона гранитный веха. Надпись на его боковой грани извещает: «через Москвы 2 версты». Внизу на постаменте указано и время установки столба: «1783 год». Остается отложить на крупномасштабной карте города от этой точки расстояние, равное двум верстам (2134 метра) и испытывать, откуда же тогда, в конце XVIII века вели отсчет расстояний для почтовом тракте, ведущем во Владимир. Берем линейку, отмеряем… И обнаруживаем, который нулевая отметка оказалась где-то в районе высотного здания на Котельнической набережной! До Мясницкой же с ее почтовыми ведомствами ну никак не получается двух верст от старинного гранитного указателя. Выходит, «средоточие не удался»? В оправдание такому фиаско можно припомнить мнение некоторых краеведов, которые полагают, что старинный столб перенесли для площадь Рогожской заставы с какого-то другого места. Возможно также, что он отмечал расстояние лишь до одной из карантинных застав, устраиваемых прежде вокруг горхвала во время опасных эпидемий чумы, холеры, оспы…

Точка отсчета — мавзолей Ленина

Новая Советская Россия, новая социалистическая Москва… Случившиеся в 1917 году государственные «перетурбации» коснулись в итоге даже такого далекого через всякой политики заведения, как дорожное область. Пришедшие к власти большевики назначили в столице новую точку отсчета расстояний по дорогам. В 1920-е ею стало службы Центрального телеграфа на Тверской. Однако и этот вариант оказался не последним. Еще через три десятка лет, в 1959-м, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных преждерог РСФСР утвердило инструкцию, в соответствии с которой «на автомобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится через Мавзолея В. И. Ленина и И. В. Сталина на Красной площади».

В моей домашней библиотеке сохранился «раритет» — «Атлас автомобильных передрог СССР» 1978 года выпуска. На размещенной в нем схеме главных магистралей Москвы указаны расстояния сообразно ним до пересечения с МКАД: Ленинский проспект — 18 230 м, Ярославское шоссе — 16 600 м, Щелковское дорога — 15 983 м… Начало отсчета, словно видим, определено в некоторых случаях с точностью перед одного метра! Впрочем, даже это не позволяет для практике определить, от какого же именно угла Мавзолея отмеряли эти метры.

Бурные времена перестройки и демократизации в очередной раз заставили изменить представления о книга, где же полагается быть точкам отсчета расстояний сообразно автомагистралям в нашем царстве-государстве.

Постановление Правительства РФ «О классификации наканунерог…», подписанное в декабре 1992 года вице-премьером Г. Бурбулисом, декларирует: «…За начальные и конечные точки отсчета протяженности автомобильных дорог общего пользования принимаются: чтобы дорог, соединяющих между собой населенные пункты, — почта, либо государственные здания разве сооружения, расположенные в центре населенного пункта». Спрашивается, вдруг реализовать подобные «ценные указания» в Москве? Опять глаза разбегаются через обилия возможных «нулевых точек»: Почтамт, Белый Дом, Мэрия…

Судя сообразно тому, что в послеперестроечные годы для главных магистралях, ведущих из столицы, не замечено перестановок километровых столбов alias изменения цифр, которые написаны на них, то «бурбулисовское» закон в реальных московских условиях оказалось недовольно востребованным. По крайней мере, в московских условиях: ведь остановка отсчета, хоть и не выявленная нами точно, осталась прежней. Впрочем, наряду с этим «местом Х» (какой-то из углов Мавзолея?) в Москве появился-таки «абсолютный километровый ноль» — символический этикет «нулевого километра».

Приключения ноля

Такая привлекающая туристов достопримечательность, якобы «нулевой километр» существует сегодня едва ли не во всякой порядочной столице. В Париже, например, сигнал «нулевого километра» вмурован в брусчатку для площади перед собором Нотр-Дам, в Амстердаме помещен на центральной набережной… Появлению «абсолютного километрового ноля» в Москве предшествовала долгая история.

Впервые предложение установить такой кокарда высказал министр Минавтодора РСФСР А. Николаев кроме в 1982 году. Чтобы получить соответствующее разрешение, пришлось обращаться не только к руководству столицы, но и на самый «верх» — в ЦК КПСС. После одобрения проекта «в инстанциях» к его реализации подключилось Министерство культуры, которое и поручило разработать знак «нулевого километра» скульптору А. Рукавишникову и архитектору И. Воскресенскому. В сентябре 1985 возраст в Манеже состоялись закрытые «смотрины». Отлитый из бронзы 400-килограммовый «нолик» апробировали члены ЦК шагртии.

По нынешним демократическим временам это покажется странным, всетаки даже скульптурное воплощение «нулевого километра» тогда, на излете советского периода, оценивалось сугубо с политических и идеологических позиций. Нарекания «экспертов» из ЦК вызвали, например, некоторые барельефы. Дело в часть, что авторы проекта представили на четырех плитах-сегментах, окружающих «ноль», рельефные изображения сухопутных и водоплавающих животных, птиц, растений, характерных для севера, юга, запада и востока нашей страны. Север по их замыслу могут символизировать олень, полярная сова, морской котик, морошка; юг — горный козел, гриф, дельфин, мандарин… Кто-то из бдительных «кремлевских товарищей» усмотрел в подобном подборе представителей флоры и фауны некий издевательский намек на руководителей партии и правительства. Именно такие слухи доходили впоследствии до архитектора Воскресенского.

Впрочем, формально этот буква никто тогда не забраковал. Дело упиралось чуть в окончательное решение вопроса о месте его установки. Комендант Кремля категорически многоражал против того, чтобы монтировать «ноль» на Красной площади: здесь, мол, беременная военная техника проходит во время парадов, раскатает она эти барельефы в пыль! (Хотя авторы и напоминали, сколько все детали «нулевого километра» предусмотрительного изготовлены из особо прочного износоустойчивого сплава.)

Пока суждение да дело, составные части знака передали для хранение в одно из строительных управлений Главмосинжстроя — бронзовые барельефы отвезли для склад, располагавшийся на Поклонной Горе.. Где они в итоге благополучно исчезли!

«Нолик» числился «без водить пропавшим» на протяжении примерно 10 лет. Нашелся он благодаря счастливой случайности: во время разборки и вывоза строительных отходов, оставшихся потом завершения постройки Мемориала Победы для Поклонной Горе, работники стройуправления с удивлением обнаружили в одном из опустевших складских помещений «инородние» предметы.

С обретением самого знака возобновились и попытки «пробить» разрешение для его установку. Однако неопределенность в эчасть вопросе длилась до тех сообразнор, пока один из авторов не обратился напрямую к Лужкову. Столичный мэр одобрил проект и занятие, наконец, пошло.

Для размещения отметки «нулевого километра» было предложено в общей сложности 14 разных точек в Москве. Среди них — четыре на Красной площади, столько же — на Манежной, а кроме того паки у памятника Юрию Долгорукому, у колокольни Ивана Великого, у Большого театра… Самым удачным казалось промежуток на Красной площади, точно сообразно ее поперечной оси, перед центральной аркой ГУМа. Однако во-время вспомнили, который есть куда более законный претендент для эту «территорию» — памятник Минину и Пожарскому, который стоял именно здесь в предварительнореволюционные годы. Пришлось в итоге «нулевому километру» подвинуться для несколько сот метров к северу. Его вмонтировали посреди брусчатки в проезде Воскресенских ворот, перед ступенями восстановленной московский святыни — часовни Иверской Божьей Матери.

Но установка знака «зеро» в центре столицы не привела к перестановке километровых столбов для наших автотрассах. Эти 200-300 метров, судя по услышанному вашим корреспондентом мнению специалистов-предварительнорожников, для отчета расстояний на длиннющих российских наканунерогах никакого значения не имеют. Ведь даже на самых «топовых» наших магистралях многие километровые отметки стоят не там, где следует. У специалистов для данного феномена есть даже особый «служебный» термин — «рубленые километры». Скажем, спрямили в свое время на Ленинградском шоссе участок в районе Торжка, после сделали объезд вокруг Твери — в итоге общее расстояние посреди двумя российскими столицами по этой автомагистрали капля изменилось. Но не переставлять же какойнибудь раз сотни километровых столбов сообразно всей трассе на новые места! Их и не переставляют, а просто делают некоторые километры подлиннее alias покороче. Причем разброс получается сообразнорой весьма внушительный. В реальных условиях километр на российских дорогах может равняться и 800, и 1200 метрам. Что быстро тут придираться к каким-то шагре сотен метров, «набежавших» из-следовать установки нового «нулевого километра»!

Версты по-монашески

А вообще расстояния между населенными пунктами впервые стали у нас определяться даже в XV веке, с появлением на Руси «ямской гоньбы». На главных трактах тогда начали строить почтовые станции (каждую такую называли «ям»), где путешествующие и сопровождающие почту могли отдохнуть и сменить лошадей. Именно от этих станций и мериначе в ту пору длину преждероги.

Князь-«временщик» Василий Голицын кроме в допетровскую эпоху велел расставлять вдоль ямских трактов длинные шесты с привязанным наверху (для пущей заметности) пучком соломы, которые отмечали каждую версту. Позже, в XVIII столетии, взамен них были узаконены верстовые столбы. В числе самых первых ими разметили передрогу от Москвы до прбремяродного дворцового села Коломенское. Отсюда и пошло расхожее выражение «долгий, как коломенская верста».

К слову сказать, сама единица измерения дорожных расстояний тоже порой «плавала». Скажем, для Соловецких островах распоряжающиеся там монахи установили собственную единицу предварительнорожной длины. На архипелаге постоянно расстояния были отмерены верстовыми столбами в «соловецких вёрстах» — каждая из них была равна окружности стен Соловецкого монастыря и составляла 1084 метра (в то время. подобно стандартная русская верста равняется лишь меньше чем 1067 метрам).

Со временем формальный вид верстовых столбов неоднократно менялся. Сейчас жители Москвы и Подмосковья могут понимать копии «доисторических» верстовых «меток» на Можайском шоссе — бывшем Старом Смоленском тракте. Эти вырезанные из дерева «реликты прошлого» установлены для самом дальнем от столицы участке трассы, ведущем от Можайска на запад, к Колоцкому монастырю.

Километровые «сувениры»

А вот километровые отсечки для дорогах других государств весьма отличаются от привычных нам российских стандартов. Корреспонденту «АвтоВзгляда» довелось убедиться в этом, проехав по некоторым странам в разных частях света.

Румыния

Возможно, европейскими «рекордскменами» по своей информационной насыщенности являются километровые столбы для автотрассах Румынии. Каждая такая отметка представляет собой весьма массивный «обелиск» (чаще всего — бетонный, реже — сваренный из металла), для котором имеются несколько надписей: номер передроги, километраж от ее начала, а кроме того снова две строчки, где указаны имя ближайшего населенного пункта в этом направлении с расстоянием перед него, и дистанция до какого-нибудь крупного «узлового» горхвала на трассе. Внимательный водитель, приблизившись к такому «верстовому столбу», может прочитать, например, что до села Кымпеница осталось ехать 5 километров, а до города Тыргу-Муреш — 20 километров.

Во многом похожи для румынские и километровые столбы для дорогах Вьетнама. Они также сделаны из бетона и содержат информацию о номере дороги и километраже от ее начала, а еще указано название ближайшего крупного населенного пункта и расстояние до него. Правда, в случае с этой юго-восточной страной частенько следует копать «поправку» на физическое сословие самого столба и надписей на нем: на некоторых не самых «торных» передрогах столбы давно не ремонтировались, краска с них облупилась и прочитать информацию для таком дорожном указателе совершенно нельзя.

Новая Зеландия

Настоящей загадкой для автора этих строк стали отсечки расстояний на дорогах Новой Зеландии. Во время путешествия сообразно этой далекой стране показалось сперва, который на здешних трассах километровые знаки решительно отсутствуют. Однако потом все-таки пришло «прозрение»: оказывается, узнать расстояние до начала данной автомагистрали дозволительно на любом, даже самом маленьком мосту! Возле каждого из них прикреплена табличка: номер передроги, слово bridge (мост), название реки, ручья иначе канавы, а в самом низу — набор неких цифр. Так вот эти-то цифры и дают информацию о расстоянии, причем не в километрах, а в сотнях метров. Написано, например, 823, — следовательно, от начального пункта трассы перед этого места 82 километра 300 метров.

Еще более высокую верность указания расстояний довелось увидеть на километровых столбах на Тайване. Некоторые (как правило, небольшие сообразно протяженности местные дороги) «проградуированы» для острове с точностью до метра! На столбе, установленном в начале такой преждероги, указано, например: 5,422. Среди магистралей «общегосударственного значения» попадались «эксклюзивные», где столбы с указанием расстояния установлены через каждые полкилометра, а то и 200 метров.

Австрия

Впрочем в некоторых уголках Старого Света тоже заботятся о столь же передробном информировании водителя о расстояниях на данной дороге. Например, для шоссе в отдельных федеральных землях Австрии километровые таблички (из-ради легковесности конструкции столбами их назвать народ не поворачивается) мелькают через каждые 200 метров (коекогда числа на таких указателях нанесены в традиционном виде — с десятичной дробью после запятой, а в других случаях изображение более заковыристое: вот, предполагать, цифра 8, под ней черта, а паки ниже цифра 2. Расшифровка данного ребуса гласит, который от начала дороги — 8,2 км). Порой эти преждерожные указатели устроены совсем уж примитивно: металлическая табличка прикреплена к куску деревяшки, воткнутой у обочины. Зато номер передроги указан!

Бавария

В соседней Германии, для территории федеральной земли Бавария километровые отметки тоже не ультра монументальные: металлический столбик с прикрепленной к нему сверх горизонтальной металлической табличкой. Однако на ней указан не только километраж (на некоторых трассах — с точностью предварительно 500 метров), но еще и регистрационный номер передроги, и общая ее протяженность перед конечного пункта.

В Швейцарии для старой дороге, ведущей на перевал Сен-Готард сохранились старые (не с позапрошлого ли века?) километровые знаки. Они вытесаны из крупных каменных блоков, а по бокам вырезаны на них цифрами и названиями ближайших населенных пунктов. 

Поделитесь новостью!
Но это еще не все! Обязательно прочитайте:

osago36.ru

Нулевой километр автодорог Российской Федерации — Общенет

Обычно нулевой километр приходится на главный почтамт города. Но есть исключения, поэтому во многих странах «нулевой километр» отмечают табличкой, знаком на земле, а иногда статуей, стелой или даже исторической достопримечательностью (дворцом, башней, мостом). Такая точка отсчета присутствует во многих городах мира, где-то в виде специального знака, а где-то и в виде памятника, как, например, в Барнауле, Минске.

Но почетное звание первого нулевого километра в мире можно, вероятно, присудить колонне Milliarium Aureum, » (золотой мильный камень) древнего Рима, часть, которой сохранилась. От нее начинались все дороги некогда великой империи, а сейчас мы можем наблюдать лишь только некоторые части основания этой колоны. От этой колонны пошло выражение «Все дороги ведут в Рим».

Знак нулевого километра России находится в самом центре Москвы, перед Воскресенскими воротами в небольшом переходе, что соединяет Красную площадь с Манежной. Знак этот называется «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Сам же нулевой километр находится чуть дальше — на середине линии, соединяющей Мавзолей Ленина и ГУМ.

Место выбрано очень приблизительно, если следовать точным наукам. Точка отсчета находится значительно севернее, примерно на месте Центрального телеграфа, на пересечении Тверской улицы и Газетного переулка. Однако создатели памятника и начальство Москвы посчитали, что место в самом центре наплыва туристов подходит куда больше, и топографией можно слегка пренебречь, и потому установили нулевой километр именно на Манежной площади.

Эта достопримечательность под названием Нулевой Километр, представляет собой круг, диаметром около полуметра из желтого металла (предположительно – латуни), размещенный на земле. Считается, что от этой точки ведется отсчет километража всех российских дорог.

Туристы, приезжая в Москву, обязательно попадут на место, где располагается Знак. Он вмонтирован в брусчатку и окружен различными памятными местами, которые непременно посещаются в столице: Музей Отечественной войны 1812 года, Исторический музей, Красная и Манежная площади. И, кстати, место, где расположен нулевой километр Москвы, ранее было Лобным. Тут собирались, чтобы послушать указы царей или поклониться святым мощам.

История создания Знака Нулевого километра в Москве:

Автором этой достопримечательности — бронзовой метки отсчета автодорог — является архитектор, скульптор и реставратор А.И. Рукавишников, отец и дед которого тоже посвятили жизнь искусству. Он заслуженный художник РСФСР, среди его известных работ памятники Высоцкому, Михалкову, Достоевскому, Никулину.

Известно, что Знак, который был отлит из бронзы, был готов уже в 1985 году. Далее пошли переговоры о месте, куда будет установлен знак. Но переговоры о месте установки затянулись, и, вероятно, в силу исторических событий, знак был утерян. Лишь по счастливой случайности во время разбора складских помещений в 1995 году Знак обнаружили. В этот раз место нашлось быстро. И не где-нибудь, а в самом центре Москвы. Дата постройки памятника — 1996 год.

Теперь знак, обозначающий нулевой километр Москвы, находится между Красной площадью и Манежной, рядом с Вознесенскими воротами. Его установили на почетном месте, доступном для любого туриста.

Откуда на самом деле отсчитывают длину дорог:

Официальное название памятника — нулевой километр автодорог Российской Федерации. Но сам нулевой километр по исторической традиции находится у здания Центрального Почтамта.

Где в Москве нулевой километр на самом деле, можно узнать из исторических источников. Ранее отсчет проводили от основного здания почты, и в Москве этим зданием является Центральный телеграф. Это немного севернее, чем установленный популярный знак, по адресу: ул. Тверская, дом 7

А во времена Российской империи нулевой километр находился в тогдашней столице, в Санкт-Петербурге, и как нулевой километр Москвы, он располагался у главпочтамта.

Как правильно загадывать желание на Нулевом километре:

Нулевой километр появился в Москве в 1996 году. Автор проекта — Александр Рукавишников — использовал при его создании известную символику: квадрат с изображением знаков зодиака и указанием сторон света. Квадрат символизирует Рай, а круг, в который квадрат вписан, символизирует гармонию. Квадрат поделен на четыре части согласно четырем частям света, на каждой из которых — рельефные изображения животных и растений, характерных для этой части света.

Нулевой километр Москвы уже успел стать достопримечательностью города и обрасти поверьями, хотя установлен был сравнительно недавно, всего двадцать с небольшим лет назад. Откуда они появились никому доподлинно неизвестно, особенно удивляет то, что связано оно со столь молодым произведением искусства, ведь легенды и поверья чаще окружают элементы древности. Однако именно вокруг нулевого километра можно регулярно наблюдать скопление туристов.

Говорят, что… нулевой километр автодорог Российской Федерации исполняет желания и раскрывает имя будущего мужа.

Отметку «нулевого километра» редко можно увидеть пустующей в разгар дня. Рядом с ним всегда люди. Существует поверье, что желания, загаданные, стоя на нулевом километре спиной к Воскресенским воротам, обязательно сбываются. Надо бросить через себя вверх монетку через левое плечо.Правда монетка тут же будет поднята кем-нибудь из бомжей, которые тут постоянно дежурят.

Другое поверье: если встать спиной к Иверским воротам, повернуться по часовой стрелке и спросить у первого встречного, как его зовут, можно узнать имя будущего мужа.

Москва теперь — единственный в России город, расстояние в котором исчисляется не от почтамта, а от духовной святыни — Иверской часовни. Связывают это с тем, что в старину всякий москвич, собираясь в путь, или возвращая с дороги, обязательно приходил поклониться Иверской иконе — заступнице в пути.

Кстати, во Владивостоке на перроне вокзала установлена стела с надписью: «Здесь заканчивается Великая Транссибирская железная дорога. Расстояние до Москвы — 9288 километров». А на перроне Ярославского вокзала между третьим и четвертым путями находится железнодорожный нулевой километр.

фото из интернета

obshe.net

Нулевой километр Москвы — начальная точка столицы

Нулевой километр Москвы — начальная точка столицы

18.01.2019 11:31

Знаки для отметки дорожной точки отсчета есть во многих странах. Они могут находиться в центре города или, за редким исключением, за его пределами (если дорога не пересекает городскую черту). Эти символы берут свое начало от сохранившегося в наши дни Золотого мильного камня в Древнем Риме, который был схож с современными знаками.

Расположение

Чаще всего местоположение нулевого километра совпадает с главным почтамтом города, но может находиться неподалеку и от других исторических мест. Его отмечают дорожным знаком, стелой, памятником или каким-либо аналогичным способом.

Подобным образом обозначают не только дорожные начальные точки. Так, на Дальнем Востоке есть символ окончания пути Транссибирской магистрали. У некоторых железнодорожных путей тоже имеются свои нулевые километры.

Где в Москве найти такой знак?

Рядом с Красной и Манежной площадями, главный ориентир – Воскресенские ворота. Около достопримечательности прогуливается немало людей. Увидеть своими глазами знак нулевого километра в Москве и загадать желание стремится каждый второй турист, и необязательно россиянин. Символ популярен среди приезжающих в столицу иностранцев. Найти его совсем не сложно. В других городах соответствующие точки отсчета также необходимо искать в центральной части.

Интересно то, что нулевой километр в Москве начинается не от Главного почтамта, как в большинстве европейских городов (историческая традиция, связанная с системой путей), а с Иверской часовни. Это здание было традиционной «духовной отправной точкой» у путников, которые покидали столицу или прибывали в нее. В часовне молились, прося милости и помощи в трудную дорогу, или благодаря Бога за ее успешное преодоление. Тогда ведь даже длинные расстояния проходились пешком или, говоря современным языком, на гужевом транспорте. Да и небольшие дистанции таили в себе много опасностей и трудностей.

Памятник

На месте, где находится нулевой километр Москвы, установлен монумент. Его монтировали более двадцати лет назад, в 1996 году. Автор памятника – Александр Рукавишников. Он разработал дизайн знака из бронзы в виде вписанного в квадрат круга, сопровождаемого символикой. Сторона, обращенная на север, украшена силуэтами животных, обитающих в суровых заполярных и тундровых условиях: белой совы, морским котиком и оленем. Восточная часть отмечена рисунками с зубром, глухарем и ужом — эти существа характерны для бескрайних сибирских таежных лесов и дальневосточных холмов. На западной стороне знака можно найти тигра, тукана и кобру. И, наконец, южная часть несет символы тура, орла и дельфина.

Все четыре группы животных окружают центральную зону памятника своеобразным хороводом, вторично замыкая точку отсчета дорог в кольцо. Круг – символ гармонии, рая, стабильности и уравновешенности. А по привязке к сторонам света структура памятника на месте нулевого километра Москвы схожа с известным символом – розой ветров.

Традиции

Около отметки традиционно фотографируются на память иностранцы и туристы из России. Самой популярной традицией остается загадывание желания, поэтому около нулевого километра Москвы всегда многолюдно. Считается удачной приметой, стоя на одной ноге ровно посередине знака, кинуть левой рукой через плечо монетку так, чтобы она не выкатилась за границы квадратной рамки отметки, выложенной из темных плиток. Взгляд в это время должен быть обращен к Иверской часовне. Туристы верят, что если удалось все сделать именно так, то желание, загаданное на этом месте, непременно сбудется.

Откуда появилась такая традиция, доподлинно никому неизвестно. Особенно удивляет, что этот ритуал связан со столь юным произведением искусства, ведь поверья и легенды больше характерны для элементов древности. Тем не менее именно возле этой достопримечательности можно регулярно видеть скопление людей, кидающих монетки через плечо. Правда деньги тут же будут подняты кем-нибудь из бродяг, постоянно тут дежурящих.

Интересные факты

Увлекательно, что бронзовые части для будущей отметки нулевого километра Москвы были изготовлены еще более чем за десять лет до начала монтажа памятника, то есть в 1985 году. Но по какой-то случайности детали были утеряны. Нашлись они лишь спустя десятилетие, уже после всех трудных событий начала 1990-х годов. Новые власти решили ничего не менять в советской разработке знака и оставили бронзовые части такими, какими они были задуманы автором.

Что еще интересно, место для установки знака выбрано весьма приблизительно. Если руководствоваться точными науками, нулевой километр располагается значительно севернее, в районе Центрального телеграфа, на пересечении Газетного переулка и Тверской улицы. Но создатели памятника и столичные власти посчитали, что для точки отсчета всех дорог куда больше подойдет Манежная площадь — самый центр наплыва туристов, и топографией можно немного пренебречь.

Прогуливаясь по Москве, непременно посетите нулевой километр, ведь это особое памятное место, символизирующее начало всех российских дорог!

www.navolne.life

Ответы@Mail.Ru: Откуда идёт отсчёт дорог?

Нулевой километр в Москве начинается с кремля, там есть точка нулевого километра. В других городах принято считать километраж от главпочтампта

обычно после перекрестков начинается отсчет дорог

От Главпочтамта ведётся отсчёт АВТОМОБИЛЬНЫХ дорог, и то только магистральных. Региональные дороги, не идуие из областного центра, маркируются от их начала. А на железных дорогах отсчёт всегда ведётся ОТ ВОКЗАЛА.

от административной границы городов

трасса начинается с «нулевого километра» вообще в давние времена отчет шел от почты (главпочтамп) , а сейчас от знака «конец населенного пункта» как за город отъезжаешь, первый километровый столбик с цифрой «1!

как раньше от почты до почты

с нулевого километра. на Красной площади

С нулевого км, который находиться на Красной площади.

от почты! ! только раньше были верстовые столбы а не километровые

заедьте в питер и зайдите на главпостамт — там стоит ентот слобик мраморный — с него и считають!!!!

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *